Веста богиня греческий аналог

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Римские богини: имена, список, значение, мифы и легенды


Легенды и мифы древних культур все больше привлекают внимание современного человека своими многообразными историями. Статья знакомит читателя со списком и значением имен римских богинь, которые пользовались особой популярностью среди древних людей и чьи прославленные имена известны до нынешних дней.

Главные богини римского пантеона

Первая леди божественных садов - это Юнона, жена Юпитера, который в ту же очередь был ее братом. Ее имя в переводе с латинского языка означает «юная», а в английской интерпретации звучит, как Джун. Именно в честь Юноны назван июнь - June. Является верховной богиней семьи, брака и материнства.

богини римской мифологии список

Не менее популярная Венера имела подчас больше почитателей, чем ее мать. Богиню любви, красоты и плодородия не зря назвали именно так, ведь ее имя в переводе с латыни – это собирательное из нескольких слов: любовь, красота и очарование. Некоторые историки утверждают, что Венера – это испанское слово, обозначающее «раковина», другие утверждают, что имя произошло от «венеро» - украшать, служить украшением. Как бы то ни было, эта богиня по праву часто соперничает по популярности с другими, благодаря не только красоте, но и своим покровительством всем плодоносящим силам природы.

Еще три важных фигуры

Список имен римских богинь, значение которых является не менее значимым в иерархической лестнице богов Рима, выглядит так:

  • Минерва в основном считалась богиней мудрости, но при этом многие считали ее покровительницей войн и битв. Ее имя означает «отмеряющая», что намекает на ее беспристрастность в суждениях, что и является одним из важных сопутствующих факторов мудрого существа. Также считалось, что эта римская богиня покровительствовала врачам, учителям и особенно людям творческих профессий.

имена богинь римских

  • Диана – в переводе «божественная» – является покровительницей всей флоры и фауны, а также охоты и рабов. Считается, что именно благодаря ее участию греки выиграли Троянскую битву.
  • Веста являлась богиней семейного счастья и домашнего очага, была очень популярна среди женщин. Огонь был символом этой богини, а значит, каждый дом мог считаться храмом и объектом поклонения.

Параллели с греческими богинями

Несмотря на различие имен, римские боги и богини в подавляющем большинстве взяты из греческой мифологии, которая зародилась намного раньше. Именно поэтому часто происходит путаница, например, Венера и Афродита – это одна и та же богиня, только в первом случае – римская, а во втором – греческая. При этом можно заметить, что греческие боги более популярны среди современников потому, что им присущи более человеческие черты характера, ведь греки старались всех богов максимально приблизить к народу, подчас придавая им совсем недостойные качества. Римляне, наоборот, старались придавать богам воинственный, граничащий с жестокостью образ для поддержания уровня божественности.

Для примера

Список имен римских богинь, имеющих аналоги у греков, выглядит так:

  • Юнона: в греческой мифологии ее имя - Гера. Ей присущи те же сферы влияния: семья, материнство. В отличие от Юноны она обладает более жестким, взрывным нравом и неконтролируемой ревностью, за что часто попадает в двусмысленные и неприятные ситуации.
  • Минерва: ее двойник у греков – это мудрая Афина, богиня войн и защитница справедливости, а также покровительница ремесел и искусств. Много мифов Греции основаны на помощи Афине разным доблестным воинам, например, она подарила Персею зеркальный щит, с помощью которого была побеждена Горгона, многократно помогала Гераклу в выполнении его подвигов, прославивших его на весь мир.

боги рима список и описание

  • Диана. У юной римской богини также был прототип в Греции, - это Артемида, богиня охоты и целомудрия, которая очень почиталась молодыми девушками, а также молодоженами. И если Диана – это нежное юное существо, то Артемида, несмотря на свое целомудрие, откровенно радуется виду свежей крови на только что убитой дичи.

богини римской мифологии

  • Хранительница очага Веста также имела аналог в греческой мифологии: богиня Гестия была не очень популярна на фоне других богинь, но тоже служила защитницей очага и семейного благополучия. Считается, что она никогда не покидала Олимп, а также никогда ни с кем не ссорилась и не принимала участия в войнах.

Известные богини второго порядка

Помимо грандиозных основных богов, некоторые второстепенные божества также были очень популярны среди населения. Несколько имен римских богинь в списке и значение их сферы покровительства даст более полную картину того, что почитали древние люди:

  • Фортуна – богиня удачи, которая у греков носила имя Тюхе.
  • Флора – богиня цветов и весны, также имела аналог у греков: богиню Хлорис (Хлориду).
  • Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари, активно почиталась поэтами.
  • Юстиция – богиня правосудия, всегда изображалась с завязанными глазами и весами в руке.

История богини вечных слез

Прозерпина (у греков - Персефона) – супруга мрачного Плутона, бога подземного царства. Их история довольно своеобразная: юная богиня была весьма хороша собой, что приметил Плутон, который часто проезжал на своей колеснице мимо места, облюбованного Прозерпиной и ее подругами. Однажды он настолько воспылал к ней чувствами, что похитил и, разверзши землю, увез в подземный мир. Верхнему миру грозил упадок, так как эта богиня отвечала за образование семян у всех растений, и без нее этот процесс был невозможен. После долгих переговоров было условлено, что полгода она проводит с мужем, проливая слезы по солнцу и цветам, а следующие полгода – в верхнем мире, способствуя образованию новых плодов.

имена богинь римских значение

Список богов Рима и описание их жизни в легендах можно продолжать еще долго. Так как их просто бесчисленное количество. Но лучше затронуть самые необычные мифы о римских богинях, имена которых иногда всплывают в современном лексиконе. Рассмотрим еще несколько наиболее интересных мифов и легенд.

Богини рождения (со значением имени)

Список римских богинь будет неточным, если не упомянуть трех сестер - старух, управляющих нитью жизни каждого человека. Парки (в Греции их называли Мойрами, а в скандинавских странах Норнами) обычно представлялись в виде старых женщин, часто некрасивых. У каждой была своя миссия:

  1. Нона начинала прясть нить судьбы человека, делая ее гладкой, либо наоборот узловатой. Примечательно то, что ее имя означает «девятая», символизируя беременную женщину на последнем месяце срока, поэтому принято считать, что Нона была покровительницей беременности.
  2. Ее сестра Децима продолжала процесс, наматывая нить на веретено, и отмеряла длину нити, то есть решала, сколько должен прожить человек. Считалось, что делала она это с помощью своего волшебного посоха. Также Дециму считали богиней деторождения, поэтому все женщины на сносях часто поклонялись именно ей.
  3. Морта (дословно - смерть) – богиня смерти. Она своими огромными ножницами перерезала нить судьбы, лишая человека жизни.

Римляне считали их существами без жалости и сострадания и верили, что даже верховные боги боятся их решения.

Фурии

Этих богинь римской мифологии также называли безжалостными и мстительными, хотя если учесть их «рабочий профиль», то можно понять почему. Фурия – в переводе с латыни означает «ярость», что совершенно точно описывает сестер, богинь мести и возмездия. По одной версии их всего три, по другим девять, хотя некоторые древние сказители утверждают, что более трехсот. По большому счету это неважно, ведь даже одна богиня мести вызывала столько отвращения и ужаса, что даже все остальные боги обходили их стороной.

римская мифология

По преданию, Фурии возникли из капель крови, которые пролил бог Уран, раненый своим же сыном в битве за трон. Мстительные богини имели темные лица, очень похожие на собачьи морды, крылья, как у летучих мышей, а также клубки змей вместо волос. Обитали они в подземном царстве, являясь свитой Плутона, а в верхний мир приходили к тем, кто проливал кровь невинных или совершал другое тяжкое преступление.

Миф о Латоне

Зачастую разные имена греческих и римских богинь настолько тесно переплетаются, что рождают путаницу даже в мифологических сюжетах. Так, греческую богиню материнской любви Лето часто путают с Латоной, хотя это в корне неверно.

Латона – богиня тайны, мрака, всего тайного и сокрытого от всеобщего обозрения. Она долго была любовницей Юпитера, пока Юнона все же не узнала их секрет и сбросила богиню на Землю, без права возвращения и всячески подстрекала обычных людей, чтобы те гнали ее отовсюду. Изможденная Латона забрела к пруду и решила искупаться, но злые люди попрыгали в воду вокруг нее, поднимая со дна ил, грязь и тину. В отчаянии богиня, будучи уже на сносях, воззвала к бывшему любовнику, и тот превратил группу жестоких людей в лягушек, таким образом заставив их вечно жить в мутной воде. В конце концов, Латона добралась до острова в Эгейском море, где и благополучно родила близнецов, детей Юпитера: Диану и Аполлона.

Миф о немой богине

Конечно, список имен римских богинь будет неполным без упоминания Тациты – богине молчания, изначально бывшая простой нимфой, которая из-за своей легкомысленности потеряла дар речи, но взамен получила статус богини. Что же произошло?

имена греческих и римских богинь

Любвеобильный Юпитер воспылал страстью к одной нимфе, которая пряталась от него под водой. Хитрый бог приказал всем речным нимфам докладывать ему, когда та будет скрываться, и продолжал творить непристойности. Одна из нимф, по прозвищу Болтушка не смогла сдержаться и донесла жене Юпитера Юноне обо всем. Естественно, верховный бог узнал об этом и вырвал язык Болтунье. Более того, приказал Меркурию увезти ее в подземный мир, чтобы ее страдания множились во мраке. Исполняя приказ Юпитера, Меркурий неожиданно возжелал воспользоваться прелестями нимфы, которая даже молить о пощаде не могла, так как была уже нема. После утех Меркурий доставил несчастную нимфу в подземный мир, где ей присвоили титул богини молчания и назвали Тацитой.

Если более детально изучить римскую мифологию, то можно обнаружить еще множество таких бесчестных историй, которые показывают, что боги обладали многими низкими качествами и совершали очень много дурных поступков (если судить моральными принципами людей). Так почему же тогда им так истово поклонялись?

Веста

Веста — мифологический персонаж, который встречается в культурах разных народов — греков, римлян и славян. Богиня тесно связана с женским началом, семейным очагом и благополучием государства. В Древнем Риме падение империи объясняли как раз тем, что Флавий Грациан приказал затушить огонь в храме Весты.

История создания персонажа

Веста в Риме и ее античный аналог Гестия — покровительницы семейного очага. В Древней Греции считалось, что любое дело стоит начинать с жертвоприношения богине огня. Этот ритуал впоследствии воплотился в поговорке «начинать с Гестией».

Она была рождена от Реи и Кроноса. Руки старшей дочери титана времени добивались Аполлон и Посейдон. Но молодая богиня спряталась от притязаний женихов у брата Зевса и дала клятву о целомудрии. За это Гестия была награждена привилегированным положением в пантеоне. В городах стояли жертвенники, в которых непрестанно поддерживали огонь.

У римлян поклонение этому мифологическому персонажу занимало особое место как внутри семьи, так и на уровне государства. Крупными центрами культа стали Альба-Лонга и Ланувиум. Нума Помпилий построил храм на Палатинском холме.

Веста хранила свою честь, но бог плодородия Приап попытался воспользоваться ею, пока та отдыхала. Разбудил деву осел громким криком. С тех пор по праздникам в честь богини домашнего очага эти животные освобождались от работы.

У славян Веста считалась божеством весны и отождествлялась с началом новой жизни. Происхождение имени персонажа связывали со словом «весть». Обновление природы, счастливое известие — все это ассоциировалось с мифологической героиней.

В Италии культ был связан главным образом с понятием вечного огня. В народе ходило поверье, что если он затухнет, то это верный признак беды, горя и даже краха государства. Чтобы не допустить трагического сценария, за огнем следили жрицы, которых так и называли — весталки.

На почетную должность отбирали девочек из благородных семей в возрасте 6-10 лет. Некоторых из них назначал сам понтифик. Обязанности жриц расписывались на 30 лет, которые условно разделяли на 3 периода. Первый временной промежуток посвящался обучению. Вторые 10 лет — проведению ритуалов и слежению за тем, чтобы священный огонь не затухал.

В последнее десятилетие службы весталки занимались тем, что обучали вновь прибывших. По истечении этого срока женщинам было разрешено нарушить обет безбрачия и выйти замуж. Тем не менее многие из них после «освобождения» предпочитали продолжить службу.

Самым страшным преступлением считалась потеря девственности. Жрицам запрещалось в течение 30 лет вступать в отношения с мужчинами. Нарушение клятвы целомудрия приравнивалось к осквернению священного огня, за что весталку наказывали смертью.

Казнь проходила следующим образом — выкапывали погреб, куда помещали немного провизии и, собственно, провинившуюся. Служительница храма оказывалась погребенной заживо, но теоретически еще могла некоторое время прожить, осознавая тяжесть совершенного преступления.

Между тем звание жрицы несло за собой почетное положение в обществе. К примеру, в отличие от других женщин они имели право распоряжаться имуществом — дарить, продавать или завещать. Если кто-либо из жителей Рима позволял себе оскорбительное отношение к весталке, его за это казнили. Их легко было узнать на улице. Девушки носили длинные белые платья, а волосы заплетали в 6 косичек.

Интересно, что культ мало был распространен в других городах Италии, в Риме же священный огонь на протяжении нескольких столетий оставался символом государства.

Образ и биография Весты

Старшая дочь Сатурна и Опы (в древнегреческой мифологии — Реи и Кроноса), согласно легенде, заполнила энергией время и пространство. В отличие от других персонажей римского пантеона она не имела какой-либо внешности. В храмах не было ни одной скульптуры и какого-либо другого изображения богини, где было бы видно ее лицо.

Не приняв брачные предложения от Аполлона и Меркурия, покровительница семейного очага получила высокие привилегии и стала самым почитаемым божеством в Риме.

Один из мифов свидетельствует о связи между Вестой и образованием столицы Италии. Согласно преданию, у царя в Лации было двое сыновей — Амулий и Нумитор.

Перед смертью Прока Сильвий завещал разделить между наследниками землю и имущество. Амулий, которому достались богатства, собрал банду. Шайка негодяев за немаленькое вознаграждение свергла его брата. А Амулий, чтобы обезопасить себя от посягательств наследников, распорядился отдать племянницу Рею в весталки.

Согласно правилам, Рея дала обет безбрачия на 30 лет, но приглянулась богу Марсу. Дождавшись, пока дева уснет, тот овладел ею. У Реи родились двое близнецов — Рем и Ромул. Мальчиков выбросили в реку Тибр, а нарушившую обет безбрачия женщину заточили в тюрьму. Однако братьев спасла и выкормила волчица.

Культ зародился в Италии, а начиная с III века до н. э. постепенно проник и в другие европейские страны. В древнеславянской истории Веста почиталась как богиня весны. 22 марта, в женский день, было принято поздравлять девушек, готовых к замужеству. Интересно, что тех, кто еще не достиг зрелости, называли «не вестами».

В домах женщины пекли блины и оладьи, а мужья все старое и ненужное сжигали на костре. Такой ритуал ознаменовывал начало новой жизни, избавление от болезней, обид и неудач. Пепел развевали над полями и садами, веря, что это поможет собрать щедрый урожай.

Веста в культуре

Образ богини практически не нашел отражения в живописи и скульптуре. Считалось, что она не имеет человеческого облика, хотя одно из первых изображений Весты поместили в 106 году до н. э. на динарии.

Во времена Римской империи похожую картинку чеканили на монетах императоров — Калигулы, Тита, Авла Вителлия, Адриана и других. На них покровительница государства и семьи сидела держа в руках привычные атрибуты — палладиум или скипетр.

Изображения жриц можно встретить намного чаще в искусстве. Рафаэль Монти прославился способностью воплощать в скульптуре иллюзию прозрачности. Ему принадлежит знаменитая статуя «Весталка под вуалью».

Соответствие римских и греческих богов

Греция Описание Рим
Аид, Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) Салация
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Феб
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Асканий персонаж мифов (сын Энея) Юл
Асклепий бог врачевания Эскулап
Атлант титан, эпоним океана и гор Атлас
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Борей бог северного ветра Аквилон
Геба богиня юности Ювента
Геката богиня мрака и чародейства Тривия
Гелиос солнечный бог Сол
Гемера божество дня Диес
Гера царица богов Юнона
Геракл герой мифов, сын Зевса Геркулес
Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев Меркурий
Геспер сын Атланта или Астрея Веспер
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Гигиея богиня здоровья Салюс
Гименей божество брака Талассий
Гипнос, Морфей Бог сна Сомн
Деметра богиня полей и плодородия Церера
Дидона персонаж мифов основательница Карфагена Элисса
Дионис, Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог Юпитер
Зефир бог западного ветра Фавоний
Илифия богиня родов Люцина
Ипполит герой, сын Тесея Вирбий
Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опс
Кора божество матери Земли Теллус
Кронос титан, бог времени Сатурн
Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона
Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия
Лисса божество безумия Мания
Мегера богиня мести Фурина
Мойры богини человеческой судьбы Парки
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
Ника, Нике богиня победы Виктория
Нот бог южного ветра Австр
Нюкта божество ночи Нокс
Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс
Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама
Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн
Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина, Карне, Фуррин
Пистис богиня верности клятве Фидес
Плутос бог богатства Плутон
Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс
Понт (мифология) бог-олицетворение Моря, самый первый водный бог Понтус
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун
Селена богиня луны Диана
Семела мать Диониса Стимула либо Либера
Силен божества лесов Сильван
Танатос бог-воплощение смерти Морс
Тартар бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов Тартаррус
Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
Фосфор солнечное божество Люцифер
Хариты богини красоты и изящества Грации
Хлорис богиня цветов Флора
Энио богиня неистовой войны Беллона
Эос богиня утренней зари Аврора
Эрида богиня раздора Дискордия
Эреб олицетворение мрака Эребус, Скотос
Эринии богини мщения Фурии
Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон
Эхо нимфа Мута, Тацита

Примечания

Ссылки

  • Древнегреческие боги
  • Римская мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Соответствие римских и греческих богов" в других словарях:

Римская мифология — Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98 117 н. э.) Ри … Википедия

Древнеримская религия — История Древнего Рима Основание Рима … Википедия

Греческая мифология — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия

Древнегреческие чудовища — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия

Древнегреческие боги — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия

Древнегреческие герои — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия

Вагитан — В Древнем Риме Вагитан (или Ватикан) считался богом, который открывал рот новорожденного, для того чтобы тот выкрикнул первый слог его имени, слог ва Вагитан (Vagitanus) божество древних римлян, присутствовавшее при первых крик … Википедия

Кто такая Веста?

Для кого-то это мифическая Богиня, для других - красивое женское имя, для третьих - марка машины. Давайте разберёмся вместе.

Богиня Веста встречается в мифах разных народов – у древних славян, греков и римлян. Однако, почитали ее везде по-своему, также как и возможности Богини не всегда совпадали, хотя нечто общее присутствует. Например, связь Весты с женским началом, с теплом, огнём.

Веста у наших Предков - славян.

Богиня Веста - Небесная Богиня, Хранительница древнейшей мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Марены, символизирующей противоположное начало – зиму, тишину, покой. Веста её сменяла в круговороте времен года, своим появлением свидетельствуя, что зимний покой сменился весенним движением, возрождением природы. Она приносила людям весть от Предков, в которой содержалась вековая мудрость. Поэтому у славянских народов Богиня Веста тесно связана с весной, с обновлением природы и началом новой жизни . Она - Истинная предвестница Весны. Весту называют покровительницей обновляющегося мира, которая управляет пробуждением природы от зимнего сна.

Также Богиня ассоциировалась с мудростью и добрыми вестями в каждом роду, так как весть о скором приходе весны была в числе самых лучших и долгожданных. Есть точка зрения, что происхождение имени богини Весты у славян связано со словом «весть», то есть известие.

День Богини Весты – день весеннего равноденствия . Это день встречи Весны, время, когда птицы возвращаются домой из тёплых краёв. Наши Предки всегда пышно отмечали этот праздник, устраивали всенародное гуляние, обязательно пеклись блины (символ солнца), куличи, баранки, бублики (символ пробуждающей после зимнего сна земли). Также угощались пряниками в виде жаворонков и печеньем с солнечной символикой. Считалось, что в этот день каждый мог получить важное известие от Предков, а также мудрое наставление, в соответствии со своим духовным развитием.

День весеннего равноденствия - поистине Славянский Женский День . В этот день все женщины и девушки - красавицы – Богини. Их принято поздравлять и баловать подарками. В этот праздник следовало обязательно умыться талой водой, что бы женская красота и молодость сохранились на долгие лета.

Кроме того, у наших Предков существовал институт женского жречества. И там тоже существовали свои весты ( сразу на память приходят римские весталки, но о них повествование ниже ). Эти девушки были "вестницами" ("вещали", выступали проводниками "Божьей Вести"). По большому счету, все девочки и девушки до замужества обучались и потенциально имели такие способности и поэтому назывались Вестами . В день весеннего равноденствия на празднике чествовали девушек, которые достигли возраста половой зрелости, обрели женскую мудрость, обучились ремеслам. С этого времени в их семьи засылали сватов.

А кто такая девушка - НеВеста читайте в статье: Веста и неВеста. В чем различие?

Веста римская

Культ Богини Весты один из исконных в Риме. Он восходит к древнейшим индоевропейским традициям. У римлян Веста чаще всего имела облик пламени и была дочерью Богов времени и пространства. В храме Богини обитали молодые жрицы, девушки - весталки. Это дети знатных римских фамилий (родов), принятые на службу Весие в возрасте 6-10 лет. Они до определённого возраста давали обет целомудрия, а в их обязанности входило поддержание огня, как символа устойчивости и надежности . Если огонь потухал, то это считалось дурным знаком. Умышленно огонь тушили в первый день нового года, прощаясь с ушедшим временем. Но тут же зажигали его вновь трением дерева о дерево. Дальше огонь передавали в города, общины, колонии.

Римляне Весту иногда отождествляли с космическим земным шаром, который наполнен огнём, а также огнём как чистейшим элементом. На изображениях Богиня выглядит как красивая женщина с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

Веста греческая

У греков Богиня носила имя Гестия . Она как и римская Богиня тесно связана с культом огня: её почитали, как хранительницу жертвенного пламени и семьи . Главным ее очагом считалось небесное пламя Олимпа. На изображениях Гестия выглядит как молодая женщина в накидке, с щедрыми дарами, заключающими в себя живительную силу. В античных гимнах Богиня славится, как "зеленотравная владычица", к ней шли с просьбами о здоровье и сохранении семьи.

Согласно легендам Гестия поклялась головой верховного бога Олимпа сохранить целомудрие и слово свое сдержала. За что Богом Меркурием красавица провозглашена самой почитаемой. В любом доме её место - в самом центре (сердце дома), а ее очаг считался символом счастливой семейной жизни.

Может быть интересно:

  • Макошь или Параскева-Пятница?
  • Птицы в мифологии древней Руси

Фото и иллюстрации для статьи взяты из открытых источников и принадлежат их авторам!

Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на канал, впереди ещё много интересных тем и обсуждений!

В святилище Весты постоянно горел огонь, символизирующий жизнь государства. Но почему же служительниц богини нередко обрекали на мучительную смерть? Когда проходили праздники в честь Весты, и рассказывают мифы о ней?

Согласно римским преданиям, родителями Весты были богиня пространства и бог времени. Это очень символичные образы, поскольку сама Веста появилась на свет в качестве первородного огня, что наполнил жизнью пространство на все времена. Веста значительно отличается от прочих божеств древних римлян.

У неё не было конкретного облика, а в храмах богини нельзя было увидеть ни одной статуи. Но как же выглядела эта богиня? Согласно представлениям народа Древнего Рима, Веста отождествлялась с самим пламенем, животворным огнём, что всегда горел в её храмах.

Веста воплощённое пламя

Веста воплощённое пламя / © Clément SAIONIJ / clooms.artstation.com

Если у греков богинями-девственницами считались Артемида и Афина, то у римлян это почётное звание принадлежало Весте. Несмотря на свои красоту и притягательность, она не соглашалась на брак с богами, а любовные связи и вовсе являлись табу Весты.

Известно, что она отвергла известных богов-красавцев, таких как Меркурий и Аполлон. Мифы рассказывают, что однажды любвеобильный бог плодородия Приап решил соблазнить красавицу, задремавшую на лугу. Но тут на помощь невинной богине пришёл осёл, который издал громкий крик.

Его голос разбудил богиню, и она смогла избежать изнасилования Приапом. Эта легенда послужила поводом для изображения на алтаре Весты ослиной головы. Кроме того, во время празднеств, посвящённых Весте, римляне не использовали ослов для тяжёлой работы.

«Жертвоприношение весталки».

Алессандро Маркезини «Жертвоприношение весталки», XVIII век
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Священный огонь Весты

Пламя Весты, горевшее в её святилище, символизировало процветание и счастье народа. В Древнем Риме служители богини старались постоянно поддерживать этот огонь. Его угасание стало бы вестником падения великой державы.

Однако святилища Весты были не только в каждом городе. В Древнем Риме было принято в каждом доме устанавливать алтарь богини, что отождествлялся с семейным очагом и домашним теплом. При переезде человек брал с собой частицу священного огня Весты с собственного святилища, а на новом месте зажигал от него новый очаг, посвящённый этой богине.

Служительницы богини Весты и её праздники

Не менее известными стали и весталки, служительницы этой богини. Именно они следили за священным огнём в храмах, постоянно поддерживая его. Стать весталкой было непросто. Ещё в раннем возрасте из знатных семей выбирали девочек, что блистали красотой.

Они должны были принадлежать к аристократическим древним родам, что имели идеальную репутацию. Сами весталки должны были отличаться привлекательностью, духовной чистотой, непорочностью и светлыми мыслями. Как гласят поверья, Веста не терпела женщин, что не соответствовали идеальному образу служительницы, принявшей обет безбрачия.

Весталкой девушка могла стать не сразу, а лишь после долгого обучения, что длилось десять лет. За это время старшие наставницы, что некогда сами были служительницами богини, передавали девочкам свои знания. Через первые десять лет наступало десятилетие служения Весте.

Девушки в самом расцвете лет исполняли важные ритуалы, подносили дары богине, следили за её пламенем. После этого наступало последнее десятилетие жизни при храме. В этот период весталки занимались обучением юных девочек, что вскоре станут их сменой.

Как несложно сосчитать, всего служба в святилищах занимала тридцать лет. По окончанию служения весталки могли вернуться к мирской жизни, даже выйти замуж. Впрочем, привычные к целомудренности и весьма скромному образу жизни, большинство из них до конца жизни хранило верность своей богине.

Весталка

Жан Рау «Весталка»
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Положение Весталок в Риме

Весталки были крайне почитаемыми людьми в Древнем Риме. Их слово имело огромное значение. Например, весталки могли выступать на суде и даже своим решением отменить казнь.

Однако за подобную власть порой приходилось платить страшную цену. Каждая из весталок должна была свято соблюдать обет безбрачия. Если служительницу Весты уличали в связи с мужчиной, её неминуемо ждала кошмарная казнь. Провинившуюся девушку запирали в глубоком погребе, не оставляя ей ни еды, ни питья. Ей приходилось умирать в кошмарных мучениях, моля о скорой смерти.

Казнь весталки»

Генрихз Фридрих Фюгер «Казнь весталки»
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Весте были посвящены ежегодные празднества, проводившиеся 9 июня. В этот день женщины и девушки отправлялись к храмам богини, чтобы преподнести ей дары. Считалось, что Веста способна одарить человека успехом, сделать его семью крепкой и процветающей. С почтением к Весте относились крестьяне и хлебопеки, поскольку изготовление хлеба изначально связывалось с пламенем очага.

Веста (мифология) - Vesta (mythology)

Мифов, изображающих Весту и ее жриц, было немного, и они ограничивались рассказами о чудесном оплодотворении фаллосом, появляющимся в огне очага - проявлением богини. Веста была среди Dii Consentes , двенадцати самых почитаемых богов римского пантеона. Она была дочерью Сатурна и Опса и сестрой Юпитера , Нептуна , Плутона , Юноны и Цереры . Ее греческий эквивалент - Гестия .

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Обожествленные императоры:

Овидий вывел Весту из латинского vi stando - «стоящий у власти». Цицерон предположил, что латинское имя Веста происходит от греческого слова Гестия, которое Корнут, как утверждал, произошло от греческого hestanai dia pantosвечное значение »). Эту этимологию предлагает и Сервий . Другая этимология состоит в том, что Веста происходит от латинского vestio («одевать»), а также от греческого έστἰα («очаг» = focus urbis ).

Жорж Дюмезиль (1898–1986), французский сравнительный филолог, предположил, что имя богини происходит от протоиндоевропейского корня * h₁eu- через производную форму * h₁eu-s-, которая чередуется с * h₁w-es- . Первый встречается в греческом εὕειν heuein , латинском urit , ustio и ведическом osathi, все передают «сожжение», а второй встречается в Весте . (Греческое имя богини Ἑστία Гестия , вероятно, не связано). См. Также галльско- кельтский вязкий «огонь».

История

Источник

Согласно традиции, поклонение Весте в Италии началось в Лавиниуме , родном городе Альба-Лонги и первом троянском поселении. Из Лавиниума поклонение Весте было перенесено в Альба Лонга. При вступлении в более высокую должность римские магистраты отправлялись в Лавиниум, чтобы принести жертву Весте и домашним богам, которых римляне называли пенатами . Пенаты были троянскими богами, впервые введенными в Италию Энеем . Наряду с этими домашними богами была Веста, которую называли Веста Ильяка (Веста Трои), а ее священный очаг назывался Ilaci foci (Троянский очаг).

Поклонение Весте, как и поклонение многим богам, зародилось в доме, но стало устоявшимся культом во время правления либо Ромула , либо Нумы Помпилия (источники не согласны, но большинство говорят, что Нума). Жрицы Весты, известные как весталки-девственницы , управляли ее храмом и наблюдали за вечным огнем. Их существование в Альба-Лонге связано с раннеримскими традициями, ведь мать Ромула Сильвия была жрицей.

Римская империя

Римская традиция требовала, чтобы главный священник римского государства, верховный понтифик, проживал в domus publicus («государственном доме»). После вступления в должность верховного понтифика в 12 г. до н.э., Август передал часть своего частного дома весталкам в качестве общественной собственности и включил в него новую святыню Весты. Старый храм остался в форуме Romanum " храм с Весты, но Августа подарок связала общественный очаг государства с официальным доме понтифика и императора Палатин жительства. Это укрепило связь между должностью понтифика и культом Весты. Отныне должность верховного понтифика была привязана к титулу императора; Императоры автоматически становились жрецами Весты, а понтификов иногда называли pontifices Vestae («жрецы Весты»). В 12 г. до н.э. 28 апреля (первое из пяти дней « Флоралии» ) было выбрано ex senatus consultum в ознаменование нового святилища Весты в доме Августа на Палатине. Очаг последнего был средоточием традиционных религиозных обрядов императорского дома. Различные императоры возглавили официальное возрождение и продвижение культа весталок, который в различных местах оставался центральным в древних традиционных культах Рима до 4 века. Посвящения в Атриуме Весты, датируемые преимущественно 200-300 годами нашей эры, свидетельствуют о служении нескольких девственниц-весталок Максима . Поклонение Весте начало приходить в упадок с появлением христианства . В ок. 379, Грациан ушел с поста верховного понтифика ; в 382 г. он конфисковал Атриум Весты ; одновременно он отозвал свое государственное финансирование. В 391 году, несмотря на официальные и общественные протесты, Феодосий I закрыл храм и погасил священный огонь. Наконец, Целия Конкордия ушла с поста последней Весталис Максима («главной весталки») в 394 году.

Изображения

Изображенная как божество с хорошими манерами, которое никогда не участвовало в ссорах с другими богами, Веста временами была двусмысленной из-за ее противоречивой ассоциации с фаллосом. Сторонники психоанализа 20-го века считают ее воплощением « Фаллической Матери » : она была не только самой девственной и чистой из всех богов, но и считалась матерью и даровала плодородие. Мифографы говорят нам, что у Весты не было мифов, кроме того, что она была определена как один из старейших богов, который имел право на предпочтение в почитании и подношениях по сравнению со всеми другими богами. В отличие от большинства богов, Веста почти не изображалась прямо; Тем не менее, ее символизировали ее пламя, огненная палка и ритуальный фаллос ( фасциинус ).

В то время как Веста была самим пламенем, символ фаллоса мог иметь отношение к функции Весты в культах плодородия, но, возможно, он также призывал саму богиню из-за его связи с огненной палкой, используемой для зажигания священного пламени. Иногда ее считали олицетворением огненной палки, которую вставляли в полый кусок дерева и фаллически вращали, чтобы зажечь ее пламя.

Что касается статуса очага Весты, Дионисий Галикарнасский сказал следующее: «И они считают огонь посвященным Весте, потому что эта богиня, будучи Землей и занимая центральное положение во вселенной, зажигает небесные огни из себя». Овидий согласился, сказав: «Веста такая же, как земля, в обеих есть вечный огонь: и Земля, и священный огонь - символ дома». Считалось, что священное пламя очага необходимо для сохранения и непрерывности римского государства: Цицерон прямо заявляет об этом. Чистота пламени символизировала жизненную силу, лежащую в основе жизни сообщества. Также потому, что ритуальные заботы девственниц распространялись на сельскохозяйственный цикл и обеспечивали хороший урожай, Веста получила титул Матер («Мать»).

Оплодотворяющая сила священного огня засвидетельствована в версии Плутарха о рождении Ромула , рождении царя Сервия Туллия (в котором его мать Окрезия забеременела после того, как села на фаллос , появившийся среди пепла ара бога Вулкана по приказу из Танакил жены царя Тарквиния Приска ) и рождения цекул , основатель Пренеста . Все эти мифические или полулегендарные персонажи демонстрируют мистическое владение огнем, например, волосы Сервия зажег его отец, не причинив ему вреда, его статуя в храме Fortuna Primigenia не пострадала от огня после его убийства. Caeculus зажигал и тушил пожары по своему желанию.


Веста была связана с лиминальностью , и лимэн («порог») был для нее священным: невесты старались не наступать на него, иначе они совершают кощунство, пиная священный предмет. Сервий объясняет, что со стороны невесты-девственницы было бы плохим решением пнуть предмет, священный для Весты - богини, которая свято чтит целомудрие. С другой стороны, это могло быть просто потому, что римляне считали неудачей топтать любой священный для богов объект. В Плавте ' Casina , невеста Casina получает тщательно поднять ее ноги через порог после ее свадеб , так что она будет иметь верх в ее браке. Точно так же Катулл предостерегает невесту, чтобы она не переступала порог, «с добрым предзнаменованием».

Согласно римским поверьям, Веста присутствовала на всех свадьбах, как и Янус : Веста была порогом, а Янус дверным проемом. Точно так же Веста и Янус вызывались при каждом жертвоприношении. Было отмечено, что из-за того, что они вызывались так часто, обращение к ним стало просто означать «молиться». Вдобавок Веста присутствовала с Янусом во всех жертвоприношениях. Также было отмечено, что ни один из них не всегда изображался как человек. Это было предложено как доказательство их древнего италийского происхождения, потому что ни один из них не был «полностью антропоморфизирован».

сельское хозяйство

Считающаяся среди сельскохозяйственных божеств, Веста была связана с божествами Теллусом и Террой в отдельных отчетах. В Antiquitates rerum humanarum et divinarum Варрон связывает Весту с Теллусом. Он говорит: «Они думают, что Теллус . это Веста, потому что она« одета »в цветы». Однако Верриус Флаккус отождествил Весту с Террой. Овидий намекает на связь Весты с обоими божествами.

Там, где в большинстве храмов была статуя, у Весты был очаг. Огонь был религиозным центром римского поклонения, общим очагом ( focus publicus ) всего римского народа. Весталы были обязаны поддерживать священный огонь горящим. Если огонь погас, его нужно разжечь из беседки , благоприятного дерева (вероятно, дуба). Вода не был допущен во внутренний Aedes не могли остаться дольше , чем строго необходимо на соседних помещениях. Его несли весталы на судах, называемых бесполезными, с крошечной ножкой, делавшей их нестабильными.

Храм Весты проводится не только блуждающие Aeternum ( «священный огонь»), но Палладий в Афины Паллады и пенаты , а также. Говорят, что оба эти предмета были привезены в Италию Энеем. Палладий Афины был, по словам Ливия : « fatale pignus imperii Romani » («судьба Римской империи»). Важность Палладия была такова, что когда галлы разграбили Рим в 390 г. до н.э., весталки сначала похоронили Палладий, а затем удалились в безопасное место в соседнем Цере . Такие предметы хранились в penus Vestae (то есть в священном хранилище храма Весты).

Несмотря на то, что Веста была одной из самых духовных римских святынь, она не была храмом в римском смысле этого слова; то есть, это не было здание, освященное авгурами, и поэтому оно не могло использоваться для встреч римских чиновников. Утверждалось, что храм Весты в Риме не был храмом из-за своей круглой формы. Однако храм был не зданием, а скорее священным пространством, которое могло содержать здание прямоугольной или круглой формы. Фактически, ранние храмы часто были алтарями, которые были освящены, а позже вокруг них были возведены здания. Храм Весты в Риме был aedes, а не templum из-за характера культа Весты - точная причина неизвестна.

Весталки девственницы


Весталы были одним из немногих священнослужителей, занимавших полный рабочий день в римской религии . Они были взяты из класса патрициев и должны были соблюдать абсолютное целомудрие в течение 30 лет. Именно поэтому весталок и назвали весталками. Они носили особый стиль одежды, и им не разрешалось выпускать огонь из-под страха порки. Девы-весталки жили вместе в доме недалеко от Форума ( Atrium Vestae ) под присмотром Великого Понтифика . Став жрицей, весталка была юридически освобождена от власти своего отца и дала обет целомудрия в течение 30 лет. Весталку, нарушившую эту клятву, могли судить за инцест, и в случае признания ее виновной похоронить заживо в Campus Sceleris («Поле зла »).

Februae ( Lanas : шерстяных нитей) , которые были неотъемлемой частью костюма Вестал были поставлены в священный царь и фламин Dialis . Раз в год весталки ритуально предупреждали rex sacrorum о бдительности при исполнении своих обязанностей, используя фразу «Vigilasne rex, vigila!» По мнению Цицерона, весталки обеспечивали Риму контакт с богами.

Особой обязанностью весталок было приготовление и консервация священных мурий саламоя, используемых для смакования сальсы мола , смеси соленой муки, которую нужно посыпать жертвенными жертвами (отсюда латинский глагол immolare , «надевать молу , чтобы»). жертва"). Это тесто они тоже готовили в определенные дни. Их также задача подготовить суффимен для Парилии .

Фестивали

Домашняя и семейная жизнь в целом были представлены фестивалем богини дома и духов кладовой Весты и Пенатов на Весталии ( 7-15 июня). В первый день торжеств на penus Vestae ( святая святых из своего храма , который, как правило , отгорожен) был открыт, единственный раз в течение года, в котором женщины приносил жертвы. Пока занавес оставался открытым, матери могли приходить босиком и в растрепанном виде, чтобы оставить подношения богине в обмен на благословение им и их семье. 9 июня животное, посвященное Весте, ослу, было увенчано гирляндами из цветов и кусочками хлеба. Последний день (15 июня) был Q (uando) S (tercum) D (elatum) F (as) [«когда навоз может быть удален законным образом»] - penus Vestae был торжественно закрыт; Flaminica Dialis наблюдается траур, и храм был подвергнут очистке под названием stercoratio : нечистоты был унесен из храма и проводил следующий по маршруту под названием ската Капитолийского , а затем в Тибр.

На военной Feriale Duranum (224 г. н.э.) первый день Весталии - это Веста апперит [ур], а последний день - Веста cluditur . В этом году записана молитва, посвященная Весте 9 июня, и в записях братьев Арвал в этот день также отмечается кровавое жертвоприношение ей. В календаре Кодекса от 354 года 13 февраля стало праздником Virgo Vestalis parentat , государственным праздником, который к тому времени заменил старые родительские праздники, когда жертвоприношение скота над огнем теперь посвящается Весте. Это также знаменует собой первое участие весталок в обрядах, связанных с гривами .

Мифография

У Весты не было официальной мифологии, и она существовала как абстрактная богиня домашнего очага и целомудрия. Только в рассказе об Овидии на вечеринке Кибелы Веста появляется непосредственно в мифе.

Рождение Ромула и Рема

Плутарх в своей « Жизни Ромула» описал вариант рождения Ромула, цитируя сборник итальянской истории, составленный Проматионом. В этой версии, когда Таркетий был царем Альба Лонги , в его очаге появился фантомный фаллос. Царь посетил оракула Тетиса в Этруске, который сказал ему, что девственница должна иметь сношение с этим фаллосом. Таркетий приказал сделать это одной из своих дочерей, но она отказалась послать служанку вместо нее. Возмущенный, король задумался о ее казни; однако Веста явилась ему во сне и запретила это. Когда служанка родила от призрака близнецов, Таркетий передал их своему подчиненному Тератию с приказом уничтожить их. Вместо этого Тератий перенес их на берег реки Тибр и положил их там. Затем к ним подошла волчица и покормила их грудью, птицы принесли им еду и накормили, прежде чем пришел изумленный пастух и забрал детей с собой. Таким образом они были спасены, и когда они выросли, они напали на Тархетиуса и победили его. Плутарх заключает контраст между версией Проматиона о рождении Ромула и версией более достоверного Фабия Пиктора, которую он описывает в подробном повествовании и поддерживает ее.

Зачатие Сервия Туллия

Дионисий Галикарнасский рассказывает местную историю о рождении царя Сервия Туллия . В нем фаллос поднялся из очага Весты во дворце Нумы, и Окрезия первой увидела его. Она немедленно сообщила об этом королю и королеве. Царь Тарквиний , услышав это, был поражен; но Танакил , чьи познания в гадании были хорошо известны, сказал ему, что рождение от фаллоса домашнего очага и смертной женщины произведет превосходное потомство - это благословение. Затем король выбрал Окрезию для сношения с ним, потому что она увидела его первой. Во время этого ей явился либо Вулкан, либо божество-покровитель дома. После исчезновения она зачала и родила Туллия. Эта история его рождения может быть основана на его имени, поскольку Сервий эвфемистически означает «сын слуги», потому что его мать была служанкой.

Неприличие Приапа

В книге 6 Овидий Fasti : Кибел пригласил все бог, сатир, сельские божество, и нимфа на пир, хотя Силен пришел без приглашения со своим ослом. При этом Веста лежала на отдыхе, и Приап заметил ее. Он решил подойти к ней, чтобы насиловать ее; однако осел, принесенный Силеном, своевременно вскрикнул: Веста проснулась, а Приап едва избежал возмущенных богов. Упоминается в книге 1 Fasti аналогичного пример некорректности Приапа с участием ЛОТИСА и Приапа. Счет Весты-Приапа не так хорошо разработан, как рассказ о Лотисе, и критики предполагают, что рассказ о Весте и Приапе существует только для создания культовой драмы. Овидий говорит, что осла украшали ожерельями из кусочков хлеба в память об этом событии. В другом месте, по его словам, ослов чествовали 9 июня во время Весталии в знак благодарности за услуги, которые они оказали в пекарнях.

Веста за пределами Рима

Культ Весты засвидетельствован в Бовиллах , Лавиниуме и Тибуре . В Бовиллах располагались албанские весталки (Albanae Longanae Bovillenses), которые, как предполагается, продолжали албанских весталок. В Лавиниуме были весталки Лавинтес Лавинат. Эти два ордена уходят корнями в самую древнюю традицию, еще до Рима. У Тибура тоже были свои весталки, о которых говорится эпиграфически.

Возможно, весталки присутствовали в святилище Дианы Неморенсис недалеко от Арисии.

Смотрите также

Цитаты

Источники

Древний

  • Гай Валерий Катулл в Кармине
  • Марк Туллий Цицерон в Pro Fonteio
  • Дионисий Галикарнасский в Romaike Archaiologia
  • Гай Ацилий в Annales Aciliani
  • Авл Геллий в Noctes Atticae
  • Мавр Сервий Гонорат в In Vergilii Aeneidem commentarii
  • Мавр Сервий Гонорат в Eclogues
  • Публий Овидий Насо в Amores
  • Публий Овидий Насо в Фасти
  • Гай Петроний Арбитр в Satyricon
  • Тит Макций Плавт в Казине
  • Гай Плиний Секунд в Naturalis Historia
  • Луций Местрий Плутарх в жизни Нумы
  • Луций Местрий Плутарх в жизни Ромула

Современный

Читайте также: