Волга работает впитала в себя

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Почему автомобиль газ 3110 (Волга) до сих пор остаётся популярным?

Раскрыть тему этой статьи я бы хотел примером моего хорошего знакомого, который сильно "фанатеет" от автомобиля Волга.

Сколько его знаю, все машины у него были только этой марки. В прошлом году он решил сделать исключение и купил ВАЗ 2115, так как расходы на его любимый автомобиль были слишком высоки (на топливо). Но про ездил он на этой машине недолго и сразу продал. В итоге снова купил Волгу.

Почему же некоторые водители так без ума от этого автомобиля? На этот вопрос можно ответить только после того, как вы прокатитесь в этой машине.

Этот автомобиль привлекает тем, что:

  • Салон большой. Очень комфортно как пассажирам спереди, так и сзади.
  • В основном скорость не чувствуется.
  • Цены на такие автомобили очень низкие.
  • В дороге чувствуешь себя как на корабле.

Несмотря на плюсы в этом транспортном средстве очень много минусов:

  • Кузов гниет быстро.
  • Задняя подвеска рессорная, поэтому все ямы задние пассажиры хорошо ощущают своей пятой точкой.
  • Дорогой в обслуживание двигатель.
  • Большой расход топлива.

Несмотря на огромное количество минусов данный автомобиль является самым лучшим для моего знакомого.

Продать такую машину очень сложно, поэтому они дешевые. Эту проблему знакомый решил. Он ездит до последнего. Когда все сгнивает он просто его разбирает и сдает в металлолом и на вырученные деньги с добавлением своих сбережений покупает другую волгу. От старой у него остается много запчастей, которые он уже использует при ремонте другой купленной волги.

В его гараже можно найти много запчастей благодаря которым ему не приходится покупать новые. Наверное, такой вид эксплуатации сильно экономит деньги на обслуживание и запчасти.

До сегодняшнего дня я не понимал, почему некоторые люди так любят этот автомобиль. Благодаря изучению данного вопроса начал понимать всю суть владения такой машины. Если посмотреть с хорошей стороны, данное транспортное средство не так плох.

Автофилософия: выбираем отечественное авто. Часть 2 Волга

«Волга», она же «Баржа», она же «Корабль», танк и вообще, легендарная машина. Хотя совсем не без минусов. И так, рассмотрю три машины, ГАЗ 3102, 31029 и 3110. Буду округлять. Большая и основательная машина, за небольшие деньги. По настоящему, фундаментальный автомобиль, особенно 3102, выглядит архаично, но при этом, весьма массивно. Чувство собственного автомобиля, это как раз о ней. Пожалуй, лучшая российская машина, ведь в своё время, это была машина представительская, директор мясокомбаната или же колхоза, космонавт или выдающийся учёный, все они ездили на мечте советского человека, на «Волге», да и то, не все.Сейчас это уже не столь крутая машина, Мерседосом или навороченным японцем, уже никого не удивишь, а уж тем более «Волга», смотрится как то старовато. Но это не совсем так. За свои деньги, эта машина даёт больше, чем конкуренты. Она идёт на ровне с иностранцами(времён ранних девяностых), в смысле комплектации, но имеет ряд отличительных особенностей. По порядку.

Двигатели: есть два вида двигателей, инжекторные(хорошие кстати сказать двигатели) и форкамерно-факельные. Первые, будут вполне экономичны, имеют хорошие динамические характеристики, они оборотистые. На двигателях стоят умные «мозги», могут работать на разных видах топлива(3102 и 3110, по 31029 инфы у меня нет), без потерь в мощности, компьютер рассчитывает детонацию топлива и контролирует необходимый его поток. А вот второй вид движка, старый, ставился на машины ранних выпусков, стоит копейки(на разборке можно купить двигатель за 5-10тысяч) , но жрёт он… мама не горюй! Тяговитый двигатель спокойно толкал с места тяжёлую «волгу», но при этом, как истинный факел, прямо таки, сжигал бензин. Оба вида двигателей, отлично заводятся в мороз, кстати сказать.

Подвеска: не убиваемая. Вялая, машина едет мягко, но на скорости, ведёт себя как баржа, прямо идёт стабильно, а вот в поворотах, сильно кренится. Если не гонять, будет очень комфортно, а вот скоростное прохождение поворотов, она не любит. Подвеска довольно не простая, сзади стоят рессоры, они в общем то бессмертные. В принципе, вся подвеска не убиваемая, но масса машины, играет свою роль. Они не дешёвые. Но и не разорительны.

ГАЗ 3102, она же «ноль вторая», квадратный такой седан, премиальный транспорт, очень часто встречается с кожаным салоном и кондиционером(бывают даже с климат-контролем), самая элитная «Волга» из нашего списка. Хорошая оснащённость, множество всяких иностранных датчиков и элементов(слово Bosch встречается часто), с одной стороны, они надёжны и хитры, машина богата на комплектацию и различные умные датчики, с другой, добыть их можно не на всяком сервисе, да и стоят, как детали недорогой иномарки. Кузов кстати крепкий, данные машины делались не для простых людей, так что качество оцинковки и стойкость к ударам, вопросов не вызывают. Машина особо не ржавеет, но и халатности, не простит. Искать разумеется с инжекторным двигателем.

ГАЗ 31029, дешёвая. Спроектирована и выпускалась в трудные девяностые, ржавеет, кузов хлипкий, двигатели так же, ставились слабые и за частую, форкамерно-факельные, которые кушают не мало. Машина создавалась как бюджетная «Волга», и тенденция на удешевление, тут чувствуется во всём. Комплектация минимальная, данная машина, больше похожа на рабочую лошадку, кстати ею за частую она и является. За то в ней мощная «Волговская» печь и теплоизоляция, что в наших условиях, весьма полезно. Найти такую в хорошем состоянии, довольно трудно, большая их часть, пребывает в состоянии автохлама. Не очень рекомендую эту машину.

ГАЗ 3110, версия современная, последний рестайлинг, доступный обычному человеку. Были ещё Волга Siber и 3111, но они не частые гости на наших дорогах, да и цены, кусаются. 3110 хорошая машина, имела две основные версии, собственно, сама 3110 с прямоугольными фарами, выпускавшаяся с конца девяностых до 2004 года, и ГАЗ 31105, самая последняя её версия. Обе машины хороши, первая будет не дорогой, так как, в своё время, являлась прямым конкурентом ВАЗ 2110, выигрывая по оснащённости и техническим возможностям(не считая комфорта и просторности), но была дороже в обслуживании и сложнее, в техническом плане. Кстати, «Волги» последних лет, оснащались новой гаммой двигателей, «Крайслер», «Тойота», «Мицубиси» и даже «Мерседес-Бенц», с такими моторами, машина резко преображалась. На самом деле, хорошие моторы, надёжные и мощные, но есть один большой недостаток: за такой двигатель возьмётся далеко не каждый сервис, далекооооо, не каждый. Да и цены на ремонт, будут соответствующими марке мотора, а не, российским реалиям. Комплектация у машины обширная, можно купить как самую простую версию, с тканевой обивкой и простенькой «начинкой», так и шикарный представительский седан, с климат-контролем, кожаным салоном с отделкой из натурального дерева, полным фаршем в прайсе комплектации. Всё зависит от количества денег у вас на счету, но за дёшево, такую машину не купишь. Состояние машин данной серии «Волги», обычно вполне сносное, есть и полностью убитые машины, а есть, отлично сохранившиеся образцы. Главное, умело искать, можно купить очень хорошую машину, она будет выглядеть внушительно, да и надёжность, будет на вашей стороне. Кузова хорошие, довольно крепкие, но уже и не танки.

Подведу итог. Машины «Волга», довольно интересный образец российского автопрома, основательный и очень приличные автомобили, прекрасно подходят как для всей семьи с частыми загородными поездками, «картошками»(шутка ли, грузоподъёмность машины, 490кг, пять мешков влезут и даже не заметете) и просто, отдыхом всей семьёй, так и для бизнеса, машина удобная, очень много продуманных деталей(например на водительской двери, есть небольшая ложбинка под локоть, удобно), в ней одинаково комфортно как водителю, так и пассажиру. Правда динамика, оставляет желать лучшего, а при установке более мощных моторов, поднимется цена. Я кстати не рассматривал ГАЗ 3124, она машина хорошая, но, уж больно старая, делится на два типа: полный хлам и коллекционная машина для души. Первую вы сами не купите, вторую, вам не продадут. Машина комфортная, любители погонять, будут рады её стабильному поведению на трассе, машина идёт прямо, но с трудом меняет траекторию на высокой скорости, при меньших скоростях, будут активные крены, а большая масса, делает тормозной путь, очень большим, и заставляет чаще тратиться на тормозную систему(на плохих тормозах ездить, один только риск). Машина не дорогая, но при этом, является противоположностью ВАЗу, те ломаются часто, но чинятся, дёшево, «Волги» же, ломаются куда реже, но ремонт многих узлов, стоит ощутимо дороже. Справедливости ради, отмечу, что есть множество узлов и элементов, стоящих не дороже ВАЗовских. Интересная особенность всех «Волг», у них практически одна и та же база, куча элементов, взаимозаменяема, а торпедо, вообще, переставляется на любую модель «Волги»(на счёт Siber и 3111, не уверен). Надёжная и крепкая ходовая, основательность и модульность, множество элементов немецкого производства, это всё же хорошо. Кстати, есть недостаток, у «Волг» часто ломается кондиционер. Российское производство, даёт о себе знать, всякие маленькие мелочи, частенько ломаются, хотя это не так заметно, как в ВАЗе. Машина не лишена проблемных зон, но при должном уходе, крайне надёжна. Отличная теплоизоляция да и вообще, лучшая приспособленность к российским реалиям, делает «Волгу», верным товарищем и надёжным другом своего владельца. А огромные салон(даже мне, при росте 195см очень удобно) и багажник, никогда не будут сковывать полёт вашей мысли. За всё это вы заплатите габаритами, неудобством парковки и сложностью поведения в плотном дорожном потоке, плюс, у машины довольно вялый руль, он не очень информативен, но это и понятно, при массе то под две тоны, а есть и более тяжёлые машины. Решайте сами, «Волга» надёжна и удобна, она не очень требовательна к владельцу, но ваша халатность, убьёт её. И знаете, есть всё таки один интересный плюс у этой машины, она не лишена души. У неё есть история, легенда, данную машину уважают и ценят очень многие люди, и ехать на ней, просто удобно, да и приятно.

Легко ли ездить на Волге в настоящее время?

Вопрос этот обсуждали много и однозначного ответа ему нет. Просто очередной раз хочу поделиться своими наблюдениями уже как водитель Волги 31029, мягко сказать не очень презентабельного вида, движущегося в потоке мегаполиса. Технический прогресс за последние 30 лет ушёл достаточно далеко, ушла эпоха карбюраторов и барабанных тормозов, но Волги ещё остались.

Данный вопрос хочу разделить на два аспекта: техническая сторона и социальная.
По первому вопросу:
Комфортно ли управлять Волгой в городском потоке? — Комфортно. Я абсолютно нормально себя чувствую за рулём Волги в городе. Учитывая не большие скорости, постоянные остановки на светофорах, пробки, ползти на Волге получается по скорости точно так же как и на Ламборджини.

402-й двигатель имеет очень низкие обороты холостого хода и если очень хорошо отрегулирован карбюратор и зажигание, практически нет вибрации по кузову и на руле. Двигатель хорошо принимает с низов, а передаточные числа КПП в совокупности с большим крутящим моментом, из-за литража двигателя позволяют комфортно тащиться в пробках на 3-й передаче.
Загород- немного другая ситуация. Максимальная скорость при которой ты и машина чувствует себя комфортно- это 80-90 км/ч., поэтому приготовься почувствовать себя водителем грузовика и тащиться вместе с ними. Можно конечно разогнать и значительно больше, но здесь уже срабатывает инстинкт самосохранения, как у водителя, так и у машины. У меня при попытке оторвать машину от взлётной полосы в двигателе сорвало резьбу на регулировочном винте коромысла 3-го цилиндра и погнуло штангу толкателя. Бывает, при таких экспериментах, срывает бакелитовую шестерню ГРМ.

Динамика. Это основной минус эксплуатации карбюраторной Волги в современном мире. Как я и говорил, до 40-50 км/м она хорошо принимает в потоке, но стоит вырваться из пробки, как ты понимаешь, что при активном нажатии дросселя ты всё равно не поспеваешь за потоком.
Расход топлива. У меня получается 11,5 литров /100 км. 92-го бензина. Учитывая, что мой ежедневный путь пролегает из пригорода СПБ- КАД- центр города. Получается идеальный комбинированный цикл.
По сравнению, с моим Фольксвагеном, потребляющим 6,5-7 литров 95-го бензина это получается дорого, а вот с Ауди моей супруги- 10 литров, того же 95-го, получается примерно так же.
Обслуживание- оно бесспорно бесплатное) Я, как и любой владелец такой Волги знает её досконально. Ты узнаёшь любой шум, стук и ты знаешь, что с машиной происходит в любой момент. Нейро-Самодиагностика агрегатов происходит в твоём мозгу на постоянной основе, когда ты находишься в машине или рядом с ней. Любая нужная в дороге деталь всегда лежит в багажнике, будь то коммутатор или крышка трамблёра.
По поводу смены масла и постоянных подтёков из двигателя, к которым надо привыкнуть, я напишу отдельно. Я, кстати все течи масла я устранил.
Рулевое управление- оно без гидроусилителя. Если рулевые наконечники в норме, шкворни хорошо смазаны, то оно вроде и ничего. Сложно конечно крутить руль на месте, но ко всему можно привыкнуть. Вымораживает радиус поворота- он большой. При управлении 3110 или 31105 с ГУР мне казалось, что радиус поворота гораздо меньше. Возможно это не так из-за того, что не чувствуешь усилие руля в крайнем положении. Есть ещё одна проблема: при выкручивании руля в крайнее правое положение, какой-то рычаг касается выхлопной системы и вибрация двигателя передаётся на руль. Возможно это дефект изготовления Баксаковских труб? Но так вроде выхлоп стоит ровно.
Отдельная история- это шприцевание подвески. Это я делаю на регулярной основе раз в неделю. Благо живу за городом и никто из соседей не видит, как я занимаюсь сексом с Волгой по 10 минут каждую субботу, забираясь под неё.
Тормозная система. Вполне работоспособна, но только в городе. Хорошо справляется со своими обязанностями, на скоростях не более 60-70км/ч. При езде на больших скоростях и частых торможениях, тормоза перегреваются и теряют свою эффективность. Порой даже идёт дым с запахом жжёных накладок.
Теперь о социальном аспекте:
За рулём Волги, особенно такой как моя- ты мразь. Во всяком случае, это читается по губам многих водителей. Они считают, что обогнать Волгу, даже если ты идёшь в потоке, делом чести, порой они даже не парятся включить поворотники. Такие манёвры бывают не всегда безопасные. Быдло, особенно на мощных кроссоверах, пытается выдавить тебя с проезжей части, если все тронулись со светофора, а ты в силу приёмистости двигателя чуть отстал от потока, обязательно тебе сигналят и при обгоне обязательно посмотрят на тебя с явной матерной фразой. Буквально 3 года назад, я сам был владельцем GLS350d, но никогда не позволял делать такого по отношению к другим участникам движения.
Когда ты едешь на идеально восстановленной Волге-21 или 24, или Москвиче, здесь кардинально меняется отношение к тебе. Много прощается, а иногда даже сигналят или помашут рукой в одобрение проделанной реставрационной работе.

Вообще, недавно я услышал интересное откровение от моего коллеги по работе:
"- Я боюсь водителей Волги. Ты никогда не знаешь кто сидит за рулём и что от него ожидать. Либо пенсионер-задрот, либо отмороженный чувак, который может вставить отвёртку в живот."
Вот как-то так. Если есть мысли поделитесь в комментариях.
Всем хороших дорог, красивых и быстрых Волг!

«Мы получим новый Чернобыль» Главную русскую реку превратили в ядовитую помойку. Это угрожает всей России


Все знают, что Волга — национальное достояние России, но мало кто сейчас осознает масштабы постигшего ее бедствия. Она погибает, и с точки зрения науки она уже не река. Что убивает Волгу и чем опасна для всех нас эта вялотекущая экологическая катастрофа, «Ленте.ру» рассказал врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН, профессор, доктор биологических наук Сергей Саксонов.

Цветет река Волга

«Лента.ру»: Со строго научной точки зрения, можно ли сейчас считать Волгу рекой? Или она уже представляет собой каскад водохранилищ?

Сергей Саксонов: Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, Волга уже не река, а каскад водохранилищ — вернее, каскад гидротехнических сооружений с непроточным режимом.

По каким гидрологическим критериям различают настоящую реку и каскад водохранилищ?

Каких-либо жестких критериев нет, но если река по всему течению зарегулирована, то ее уже никак нельзя считать полноценной рекой. Русло Волги, как известно, перегорожено плотинами в восьми местах — от Тверской области до Волгоградской.


Остались ли на Волге собственно речные участки? Например, не все жители моего родного Ярославля знают, что на самом деле город стоит уже на берегах не Волги, а Горьковского водохранилища.

На Волге остались лишь небольшие фрагменты риофильных участков, расположенных, как правило, за плотинами водохранилищ. Например, естественное течение сохранилось на небольшом отрезке от Жигулевска до Самары, где в воде еще живут речные организмы. Увы, но как естественный водоем и как реку мы Волгу потеряли.

Некоторые экологи утверждают, что Волга стремительно превращается в болото.

Дело не в этом. Заболачивание берегов волжских водохранилищ — это не главная беда. В любом случае вся их водная поверхность полностью в болото никогда не превратится. Основная проблема в другом: в Волге исчезает естественная биомасса и появляются чужеродные для нее организмы.

Сине-зеленые водоросли, которые при особых условиях размножения дают колоссальную биомассу и приводят к цветению воды. К тому же они агрессивно поглощают кислород, вытесняя из Волги другие живые организмы. Вот где настоящая беда — органическое загрязнение Волги сейчас просто колоссально.

Стучат со дна

Почему сине-зеленые водоросли так активно размножаются?

Их подпитывают неочищенные стоки из канализации, со свалок и удобрения с полей. Воздействие на Волгу сейчас настолько огромное и глубокое, что река просто не успевает самоочищаться. Мы недавно оценили ущерб, который постоянно наносится биологическим ресурсам Волги. По самым скромным подсчетам, у нас получилась сумма в 70 миллионов рублей ежегодно.

Правда ли, что из-за каскадов водохранилищ скорость течения воды в Волге теперь уменьшилась в 10 раз?

Да, так оно и есть. Проточная вода лучше сопротивляется загрязнению. Если раньше, до постройки Волжско-Камского каскада ГЭС, речная вода расстояние от Валдая до Астрахани преодолевала за месяц, то теперь это может тянуться годами.

Я читал, что именно из-за этого на волжском дне образовался многометровый слой ила, где накапливаются вредные вещества.

Заиливание дна — это еще одна серьезная беда водохранилищ на Волге. На многих из них берега не сформированы и должным образом не укреплены, из-за чего там регулярно случаются оползни. В результате органика оседает в донных отложениях, которые до определенного момента их впитывают подобно губке, образуя своеобразный резервуар всех поступающих в Волгу нечистот.

Полигон твердых бытовых отходов «Скоково». Он находится рядом с Ярославлем на реке Норе, впадающей в Волгу выше водозабора питьевой воды. С весны 2018 года, помимо местного мусора, полигон стал принимать отходы из Москвы и Московской области

Но так не может продолжаться бесконечно. Наши недавние исследования Куйбышевского водохранилища показывают, что в нем донные отложения максимально напитались этими вредными веществами и теперь начался процесс вторичного загрязнения волжской воды — только уже от ее дна. Не удивлюсь, если подобная ситуация складывается и на других участках Волжско-Камского каскада ГЭС.

Насколько все это серьезно?

Это все очень серьезно, если учитывать, что в бассейне Волги живут более 60 миллионов человек и сосредоточено около половины всего промышленного и аграрного производства России. Любая экологическая система, особенно искусственная, должна саморегулироваться и со временем сбалансироваться. В биологии это называется сукцессией. Но в наших водохранилищах это невозможно, и сукцессия дальше первой стадии никогда не заходит.

Наследие Сталина

Потому что главная задача волжских водохранилищ — выработка электроэнергии. Этой цели подчинено абсолютно все, а потом мы вдруг удивляемся, почему в Волге рыба погибает и качество питьевой воды снижается.

Как появление водохранилищ повлияло на климат всего Поволжья?

Трудно сказать. Во-первых, сейчас вообще наблюдается глобальное изменение климата. Идет аридизация (иссушение) больших территорий и перераспределение осадков с летнего сезона на зимний. Поэтому тяжело вычленить влияние этого глобального фактора от воздействия водохранилищ на климат Поволжья. Во-вторых, всерьез говорить о таком влиянии нам не позволяют сроки. Ведь климат нужно изучать на протяжении больших временных циклов.

Но, например, о Рыбинском водохранилище говорят, что зимой его поверхность превращается в огромную льдину, которая становится гигантским холодильником для всего Верхнего Поволжья.

Я не уверен, чтобы даже такое большое водохранилище, как Рыбинское, способно сильно изменить климатические условия в своем регионе. Но, опять же, этот вопрос еще слишком мало изучен.

Рыбинское водохранилище стало одним из первых на Волге. До него в 30-х годах XX века возвели Иваньковскую и Угличскую ГЭС. Известно, какими чудовищными издержками и бедствиями все это сопровождалось: были уничтожены десятки населенных пунктов (в том числе древние города), затоплены плодородные прибрежные территории, не говоря уже о том, что при строительстве плотин погибли десятки тысяч заключенных ГУЛАГа.

Да, это была колоссальная трагедия.

Но насколько построенные такой ценой водохранилища оказались полезными и эффективными, если судить об этом с высоты сегодняшнего дня?

Все зависит от конкретной задачи. Конечно, на тот момент сталинская энергетика обеспечила существенный импульс развитию страны и ее промышленности. В краткосрочном плане эти три гидроэлектростанции свои задачи выполнили. Но в долгосрочной перспективе все более очевидными становятся проблемы (в том числе экологические), которые они породили. Поэтому ясно, что с ними что-то надо делать.

Спасение великой реки: к 2025 году Волга станет чистой, полноводной и полностью судоходной

Как спасти Волгу, очистить ее от загрязнений, сделать вновь полноводной и сплошь судоходной? Разговор об этом шел 8 августа в Волгограде. На совещании, которое было посвящено сохранению этой великой реки, Дмитрий Медведев говорил о ее значении для России и многолетних проблемах.

Белоснежное быстроходное судно "Александра" скользит по водной глади Волги, а на палубе — настоящий штаб по спасению реки. Председатель правительства сверяет с картой то, что видит с борта теплохода.

Но основные проблемы волжского бассейна скрываются ниже уровня ватерлинии.

Еще в пятидесятых годах прошлого столетия вода здесь считалась питьевой. Но с тех пор восемь плотин каскада гидроэлектростанций фактически превратили Волгу в череду стоячих озер, а на ее берегах разместилась почти половина всего российского промышленного производства. Крупнейшая река Европы нуждалась в реанимации.

Тонны сброшенных в реку отходов, как бытовых, так и промышленных, в том числе химических; тысячи мешающих судоходству затонувших кораблей. А ведь от состояния Волги зависит существование миллионов жителей страны.

"Волга — это действительно не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода нашей страны, истории нашей страны, уникальный природный памятник, но это еще и экономическая артерия нашей страны. Напомню, что в бассейне Волги живет более 60 миллионов человек — больше трети населения страны. Это, конечно, и важнейшая транспортная составляющая, источник воды и энергии для городов и поселков", — подчеркнул премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Первые шаги уже сделаны — оздоровление Волги включено в число приоритетных проектов правительства. План расписан до 2025 года.

"Нужно наладить в волжском бассейне экологический мониторинг состояния окружающей среды, запустить строительство, модернизацию очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства, внедрить на предприятиях наилучшие технологии по очистке сточных вод. Это то, что нужно сделать в первую очередь", — подчеркивает Дмитрий Медведев.

Озера и протоки массово освобождают от ила и водорослей. И уже есть результат: воды в экосистеме стало чуть ли не вдвое больше, а это верный знак того, что к Волге возвращается способность к самоочищению. Работы успешно ведутся во всех семнадцати расположенных на водной артерии регионах.

"Ярославская область не рассчитывает на финансирование проекта только из федерального бюджета. Часть средств мы намерены изыскать самостоятельно", — заверил исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов.

Волгоград — один из российских городов, который в следующем году будет принимать чемпионат мира по футболу. Строящийся стадион возвышается над берегом.

"Красивый стадион, воздушный", — отмечает Дмитрий Медведев.

Повсеместно укрепляют береговую линию, чтобы не осыпалась — по ней вдоль Волги пойдет скоростная автомагистраль к стадиону.

"Я сейчас вместе с вами за рулем проехал, посмотрел. Есть изменения. Это не означает, что все вопросы решены, но очевидно, что дорожное хозяйство начало восстанавливаться", — начал разговор с губернатором Волгоградской области Дмитрий Медведев.

"Все основные артерии города-героя находятся уже в удовлетворительном состоянии. Но, конечно, по каждой из этих дорог еще необходимо работать", — согласился губернатор Андрей Бочаров.

Транспортная инфраструктура — важнейшая часть подготовки к чемпионату. Дополнительный терминал увеличит пропускную способность аэропорта до полутора тысяч человек в сутки. Взлетная полоса уже модернизирована.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
“Течет река Волга”
Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 метров) и впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 метров ниже уровня моря. Общее падение — 256 метров. Волга — крупнейшая в мире река внутреннего стока, то есть не впадающая в мировой океан.

style.rotation Подвиг героев в сердцах поколенийВ бою 2 августа 1941 года в районе реки Большая Западная Лица прикрывал отход подразделения. Вынес в безопасное место раненного командира, а сам в течение 2 часов продолжал вести бой, удерживая позицию. Последней гранатой подорвал себя и окруживших его вражеских солдат. Было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.Иван Михайлович Сивко

style.rotation
style.rotation
Бережной Иван МихайловичЕщё одна звезда была вручена в Кустанае. В правительственном Указе значилось: «За особо выдающиеся успехи, достигнутые в работе по освоению целинных и залежных земель, и получение высокого урожая Президиум Верховного Совета СССР Указом от 11 января 1957 года присвоил звание Героя Социалистического Труда Бережному Ивану Михайловичу »

style.rotation Сергей Сергеевич Шевченко За время работы комбайнером использовал передовые приемы труда, он на протяжении ряда лет занимал одно из первых мест в соревнованиях комбайнеров Николаевского района. За выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении заданий пятилетнего плана 8 апреля 1971 года присвоено звание Героя Социалистического Труда.


Михаил Александрович ШолоховОколо десяти лет назад в моем городе – Николаевске открылся Дом-музей М.А.Шолохова – в здании, где, по словам очевидцев, проживал с семьей первые военные годы писатель.По его произведениям поставлены фильмы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Пастух», «Судьба человека», «Жеребенок», «Нахаленок», «Когда казаки плачут», «Донская повесть», «В лазоревой степи», «Они сражались за Родину» и др. В 1939 году Шолохов стал действительным членом Академии наук СССР, дважды был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967, 1980). В 1941 году получил Государственную премию СССР за роман «Тихий Дон». Во время Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт.
style.rotation

Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).В 1950-е годы писатель работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека». В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины».В 1965 году Михаилу Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».21 февраля 1984 года Михаила Александровича Шолохова не стало.

Волга как источник вдохновения

Для жителей России Волга — это не просто одна из главных водных артерий страны. Река уже давно обрела человеческий облик. Она матушка, кормилица, защитница, красавица. Для писателей, поэтов, художников, композиторов, режиссёров и скульпторов эта великая русская река веками была музой, героиней историй, свидетельницей больших и маленьких событий. Вот лишь некоторые шедевры культуры и искусства, на создание которых вдохновила Волга.


Монумент был установлен на Волге в 1953 году в честь подвига тех, чьими руками были созданы гидроэлектростанция и Рыбинское море. Авторы творения — архитектор Н. Донских и скульпторы С. Шапошников и В. Малашкина. Кто позировал для образа великой реки, доподлинно неизвестно, но согласно легенде, натурщицей была местная крестьянка по имени Светлана. Примечательно, что скульптура олицетворяет не только Волгу, но и Родину. Впрочем, удивительного в этом ничего нет, так как между великой рекой и понятием Родины уже давно установилась тесная связь.

В 2016 году монумент стал символом города Рыбинск, а в 2018 годы скульптура была включена в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

Найти человека, который не знает картину «Бурлаки на Волге», наверное, просто невозможно. Благодаря творению Ильи Репина тяжёлая доля бурлаков у многих ассоциируется именно с этой рекой. Однако, есть и другой известный художник, чье имя неразрывно связано с Волгой.

В 1887 году, через 14 лет после того, как Репин закончил работу над своим шедевром, на Волге впервые побывал пейзажист Исаак Левитан. Приехал, разочаровался, пожаловался в письме Антону Чехову на «чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… серое небо, сильный ветер» и уехал. Но на этом история не закончилась. Левитан по итогам неудачной поездки написал-таки пару картин, а через через год вернулся на Волгу, продолжая искать вдохновение. Художник обнаружил его в маленьком городке под названием Плёс.


Левитан провел в этом уютном местечке на берегу реки три лета, написав там несколько десятков картин. Созданные им на Волге пейзажи передали не просто красоту этих мест, но и удивительную поэтическую атмосферу и умиротворение. Говорят, что Левитан открыл Плёс, а городок, в свою очередь, прославил художника.


Кинематограф

В 1938 году на экраны вышла знаменитая музыкальная комедия Григория Александрова «Волга-Волга». В те непростые для страны годы жизнеутверждающий фильм, полный искрометного юмора, дарил людям силы, оптимизм и хорошее настроение. А музыка легко и с удовольствием напевалась каждым.

По сюжету, героиня маленького городка (которую сыграла блистательная Любовь Орлова) отправляется со своими ансамблем на конкурс художественной самодеятельности в Москву, вопреки желанию местного чиновника. Фильм убивал сразу несколько зайцев. С одной стороны, в киноленте продвигалась идея поддержки народных талантов. С другой — высмеивались бюрократизм, чванство, самодурство и глупость. С третьей стороны, в фильме было увековечено одно из главных достижений тех лет — строительство канала Москва-Волга.

Волга помогает положительным героям «победить». Река вдохновляет героиню Орловой на создание песни, которая завоевывает любовь публики. Воды Волги несут ее к цели — в столицу на конкурс самодеятельности. А новый канал Москва-Волга делает это возможным. «Мы сдвигаем и горы и реки, Время сказок пришло наяву, И по Волге, свободной навеки, Корабли приплывают в Москву», — поётся в фильме.

Ещё несколько интересных фактов: название для фильма помог выбрать Чарли Чаплин, кинолента стала любимой картиной Сталина, а многие цитаты из фильма стали крылатыми выражениями.

«Издалека, долго, течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.»

Прошло несколько десятков лет с момента создания этой песни, но она по-прежнему звучит на концертах, трогая струны души слушателей. Композиция была написана в 1962 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Львом Ошаниным. Создавался этот музыкальный шедевр для фильма «Течёт Волга» про старого капитана и его старый корабль. Фильм, кстати, был панорамным, то есть демонстрировался он на круговом экране, создавая эффект погружения.

Изначально предполагалось, что песню будет исполнять любимец публики Марк Бернес, но, как ни парадоксально, музыкальная композиция, ставшая впоследствии настоящим «хитом», знаменитому артисту чем-то не понравилась. В итоге для фильма песню записали в исполнении Владимира Трошина, визитной карточкой которого были «Подмосковные вечера».

Дело приняло неожиданный поворот за несколько месяцев до премьеры фильма. Для презентации песни на радио понадобилась ее запись. Однако достать фонограмму Трошина не удалось. С разрешения режиссера картины записать песню для радиоэфира предложили Марку Бернесу, и на этот раз легендарный артист согласился. Таким образом, именно в исполнении Бернеса «Течёт река Волга» впервые «вышла в свет».

Тем не менее коронной песня стала не для знаменитого шансонье, а для Людмилы Зыкиной. Именно ее интерпретация – теплый, льющийся, как река, голос и душевное исполнение – полюбились публике. Говорят, что западные СМИ даже называли ее «мисс Волга». Песня за почти 60 лет существования звучала из уст многих исполнителей, но многие считают, что Зыкину перепеть так никому пока и не удалось.

Кто из поэтов только не вдохновлялся Волгой. Всех не перечесть. Карамзин называл ее священнейшей рекой, кристальных вод царицей и воспевал ее тихую красоту и ее гнев:

«Сколь ты в величии своем,
О Волга! яростна, ужасна,
Столь в благости мила, прекрасна:
Ты образ божий в мире сем!»

Николай Некрасов вырос на берегу Волги. Она стала для него одновременно символом света и свободы и «рекою рабства и тоски»:

«В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, —
И сердце дрогнуло во мне.»

Самуила Маршака вдохновило на создание стихов русское предание о споре Волги и ее сестры Вазузы:

«У сестёр-красавиц с давних пор
Был такой между собою спор:
Кто из них сильнее и быстрее,
Кто из них умнее и хитрее?
И тянулась тяжба долгий век
У сестёр — у двух соседних рек.»

Евгений Евтушенко писал о значении Волги для России, о вечной любви россиян к этой реке:

«Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река.»


Неиссякаемый источник вдохновения

«Путь далекий держит Волга,
И высок орла полет.
Надо жить в России долго,
Чтоб тебя признал народ.»

По мнению Дмитриева, великая река вдохновляет на создание произведений культуры и искусства потому, что является духовным и природным «стержнем России». На берегу Волги родилось его стихотворение «Пейзаж»:

«Пропахли руки рыбой, тиной,
Татарской водкой и икрой:
Такая непредвзятая картина
Здесь родилась сама собой.
Добавить к этому пейзажу
Придётся рокот катеров,
Раздолье, егерскую стражу
И песню белых облаков.
Сюда же впишутся рассветы,
Полёты чаек, камыши,
И щуки с леской пируэты,
И крик восторженной души.»

Волга вдохновляет и наших читателей. В соцсетях с нами поделился своим произведением Дмитрий Купер:

«Прошу замри, остановись
Течения жизни бег
Хочу впитать в себя любовь
Я твой теперь навек
Ты Успокой меня река
Вдохни в меня стремление быть
Стремиться страстно жить
Красиво, вдохновенно и озарённо мыслить
Любить, творить, летать, мечтать
Ты даришь мне себя любой
В тоске и в ритме танца
Ценю тебя, моя река, что ты во мне всегда
И в отражении своём в тебе безудержно смеяться
Готов, хочу, мне нравится с тобой
Побыть в тиши наедине. Люблю.
О, Волга, твой…»

«Туристы видят обмелевшую Волгу – и это, несомненно, портит общее впечатление от республики»

В госкомитете РТ по туризму обеспокоены проблемами, возникшими с круизным туризмом из-за обмеления Волги. Теплоходы не могут пристать к важнейшим туристическим объектам Татарстана — Свияжску и Болгару, в мае уже отменено несколько десятков рейсов. Пока по Волге продолжают курсировать баржи с песком, туриндустрия подсчитывает убытки. О том, как на речные перевозки повлияла ушедшая вода, — в материале «БИЗНЕС Online».


Экологическая катастрофа от обмеления Волги неожиданным образом перекинулась на туристическую индустрию Татарстана

«ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕСПУБЛИКИ НЕСУТ УБЫТКИ»

Экологическая катастрофа от обмеления Волги неожиданным образом перекинулась на туристическую индустрию Татарстана. Представители туротрасли, завязанной на состоянии речного транспорта, бьют тревогу. Из-за обмеления главной водной артерии РТ гости не могут добраться до важнейших туристических объектов — Свияжска и Болгара, которым теперь грозят финансовые и репутационные убытки.

По состоянию на 21 мая зафиксирована целая череда отмененных судозаходов в туристические центры республики. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе госкомитета РТ по туризму, Болгар уже не смог принять 8 теплоходов, а до 24 мая в процессе снятия с рейсов находятся еще четыре. На острове-граде Свияжске отменены заходы трех теплоходов, в скором времени с рейса снимут еще один. В Тетюшах эта картина выглядит еще печальнее — отменено 15 из 20 запланированных на май заходов речного транспорта. Остальные запланированные судозаходы находятся в процессе снятия с рейса. Благо эта проблема не наблюдается хотя бы в туристических центрах, расположенных в Камской акватории. В Елабуге и Чистополе вопрос с судозаходами не стоит. Проблема обмеления Волги, завязанная на попусках Куйбышевского водохранилища, не коснулась Камы.

Из-за обмеления главной водной артерии Татарстана гости не могут добраться до важейших туристических объектов — Свияжска и Болгара
Из-за обмеления главной водной артерии Татарстана гости не могут добраться до важнейших туристических объектов — Свияжска и Болгара

«Такое понижение уровня воды в Волге отрицательно сказалось на круизном туризме. С одной стороны, сами туристические центры республики несут убытки, поскольку для каждого теплохода готовятся программа встречи, экскурсионная составляющая; терпит убытки малый бизнес: от объектов сувенирной торговли до пунктов общественного питания. На одном теплоходе могут отдыхать от 150 до 300 человек. Плюс ко всему Татарстан несет репутационные риски, поскольку у людей были запланированы остановки и они настраивались побывать в том или ином туристическом центре республики. Туристы видят обмелевшую Волгу — и это, несомненно, портит общее впечатление от республики», — отметил председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Таким образом, проблема даже не в том, что из-за низкого уровня воды уменьшается турпоток, а в том, что это больно бьет по репутации республики. Подсчитать на сегодня, сколько пассажиров и туристов «недополучили» турцентры Татарстана, довольно проблематично. Количеством перевезенных пассажиров владельцы круизных компаний делятся, как правило, неохотно — все-таки коммерческая тайна, а туристический поток «на местах» считается раз в квартал. Кроме того, следует понимать, что в течение года туристические центры Татарстана активно занимались привлечением к себе круизных судов, заключали с ними договоры, которые выполнить в сложившейся ситуации довольно проблематично. Как отметил собеседник в туриндустрии, знакомый с ситуацией, уже встает вопрос о том, как суметь договориться с разочаровавшимися владельцами круизных судов на следующий год.

Сергей Иванов: «Татарстан несет репутационные риски, поскольку у людей были запланированы остановки, и они настраивались побывать в том или ином туристическом центре республики»
Сергей Иванов: «Татарстан несет репутационные риски, поскольку у людей были запланированы остановки и они настраивались побывать в том или ином туристическом центре республики»

«ВЕСНОЙ ВСЕГДА ПРОБЛЕМЫ С НАВИГАЦИЕЙ, А В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ЕЩЕ И ВОЛГА ОБМЕЛЕЛА. НО ПОДОБНОЕ ВРЕМЕННО, И ЭТО НЕ МЕШАЕТ ХОДИТЬ ГРУЗОВЫМ БАРЖАМ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» предпринял попытку связаться с руководством судоходной компании «Татфлот», которой принадлежит почти 85% водных перевозок, но телефон приемной не отвечал. В справочной же «Татфлота» пояснили, что теплоходы компании до Болгара так и так не ходят, причем не потому, что не могут преодолеть обмелевшую реку, а просто пока нет судна. А вот до Свияжска, как заверили корреспондента, — ради бога: каждый день с утра корабль отправляется до острова-града. Предварительной продажей в «Татфлоте» не занимаются. Как пояснила собеседница в справочной, нехорошо получится, если вдруг билеты продадут, а теплоход не сможет выйти в рейс, например, из-за того же обмеления.

В компании «Мир будущего» (преемник «Волжских путешествий») Вячеслава Самолина нам не рекомендовали брать билеты на маршрут до Свияжска, ранее анонсированный на 31 мая: мол, пассажиров мало. Вместе с тем нам предложили другой вариант — поездка до Болгара 30 мая. «Если ехать до Болгара, река уже пошире, Кама, там еще пройдем, — пояснили нам по телефону. — А до Свияжска люди боятся и не хотят брать билеты».

Пока пассажирская речная навигация несет тяжелые потери, грузовое направление работает без перебоев. В этом корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили в торгово-строительной компании «Волгастрой», которая занимается реализацией стройматериалов, в том числе песка. «Весной всегда проблемы с навигацией, а в текущем году еще и Волга обмелела, но подобное временно, это не мешает ходить грузовым баржам, — сообщил сотрудник фирмы в беседе с нашим корреспондентом. — Кроме того, уровень воды уже начал повышаться. Наша компания на себе не ощутила влияние низкого уровня воды».


Пока пассажирская речная навигация несет тяжелые потери, грузовое направление работает без перебоев. В этом корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили в торгово-строительной компании «Волгастрой»

«МАЙ У НАС ПОЛУЧИЛСЯ ПРОВАЛЬНЫМ, ХОТЯ МЫ АКТИВНО ГОТОВИЛИСЬ»

Опасения госкомитета РТ по туризму подтвердили в самих туристических центрах. Замдиректора Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника Лилия Сафина рассказала «БИЗНЕС Online», что из-за обмеления реки у заповедника возникли большие проблемы — 12 больших теплоходов уже «потеряны», т. к. не смогли пристать к берегу и прошли мимо. Еще порядка 10 туристических судов, которые планировали посетить Болгар до конца мая, тоже, вероятно, не смогут этого сделать. «Это крупные российские компании — „Водоход“, „Спутник-Гермес“, „РосВояж“, которые с нами несколько лет активно сотрудничали. В связи с обмелением их теплоходы не могут к нам подойти. Мы уговаривать их не можем и не должны, так как это связано с безопасностью. К большому нашему разочарованию и сожалению, май у нас получился провальным, хотя мы активно готовились еще начиная с осени и всю зиму: рекламную кампанию проводили, новые маршруты предлагали, но пока остались в провале», — с сожалением отметила Сафина. Она сказала, что 1 мая в Болгаре все-таки успели открыть сезон: приняли теплоход «Алексей Толстой», но после этого все — заходить могут только маленькие суда.

По ее словам, пока в Болгаре не заметно существенного повышения уровня воды, так что в заповеднике не думают, что до конца мая смогут начать принимать суда: «Хотя к 9–10 июня нам обещали». Также Сафина не уверена, что 30 мая к Болгарам сумеет пристать теплоход «Борис Полевой», билеты на который сейчас активно предлагает компания Самолина, хотя впереди около недели, возможно, что-то еще изменится. Сейчас «водоплавающих» туристов, которые очень хотят посетить Болгар, сначала везут в Казань, а уже потом на автобусах доставляют в музей-заповедник, хотя для самих путешественников, конечно, это не очень комфортный вариант.

Директор музея истории Тетюшского края Наталья Понедельникова рассказала, что в мае «вылетело» порядка 17–18 больших теплоходов, пару раз пристать смогло только небольшое судно «Алдан». Это существенные потери для небольшого музея — на больших судах может быть по 200–350 туристов. «В мае было запланировано заходов 20 крупных теплоходов — „Инфорфлот“, „Водоход“. На май Тетюши уже перекинули в другие города. Еще не знаем, как июнь начнется. Прибавка воды идет, но очень медленно, а ведь мы прилагаем большие усилия для привлечения теплоходов», — говорит Понедельникова.

Начальник отдела туризма музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Алла Елисеева сообщила нам, что на данный момент уже отменено четыре теплохода — «побоялись» пристать большие четырехпалубники. «Сейчас если кто-то боится, то не подходит, но некоторые пристают. Завтра у нас по плану два теплохода, послезавтра — два, мы с капитанами созванивались, сказали, что все хорошо», — рассказала Елисеева.

«У нас проблем нет, в Каме вода на хорошем уровне. Мы счастливы, что к нам пристают суда», — с радостью заметила директор Елабужского музей-заповедника Гульзада Руденко. Елабуга, напомним, обмелением не затронута. По словам Руденко, в городе в этом году ожидают более 150 теплоходов. На сегодняшний день уже принято 8 кораблей.

Общество

Россия: обмеление Волги — кто виноват и что делать? (Eurasianet, США)

Течением воды в Волге управляет целое переплетение разнообразных госструктур, которые винят в произошедшем друг друга. Одни специалисты объясняют проблему неверными расчетами властей, другие — ошибочным прогнозом Росгидромета, третьи — бизнес-интересами компании «Русгидро», доходы которой напрямую зависят от темпов сброса воды через плотины гидроэлектростанций.

В последние годы на Волге уже наблюдались случаи обмеления. В широком смысле все они были связаны с тем, что управление речными потоками осуществляется, прежде всего, исходя из промышленных и хозяйственных нужд, а вопросы, касающиеся долгосрочных последствий для экономики и сохранения естественного состояния водоемов, находятся на последнем месте, считают эксперты.

Почему произошло обмеление

Течением Волги управляет крупнейший в Европе Волжско-Камский каскад ГЭС, построенный в 1930-1980-е годы. Важнейшая водная артерия России, по сути, не река, а система искусственных озер, образованных девятью крупнейшими гидроэлектростанциями общей мощностью более 10 тыс. МВт, принадлежащими госкомпании «Русгидро».

Как признают ответственные за эксплуатацию ГЭС ведомства, обмеление стало следствием усиленного сброса (попуска) воды в низовья, произведенного филиалом «Русгидро» — Жигулевской ГЭС. Однако причины этого чрезмерного сброса каждое ведомство видит в разном.

Расследование Росрыболовства еще не завершено, но, судя по предварительным выводам, ведомство ищет причины в действиях сотрудников «Русгидро». В свою очередь, энергетическая компания оправдывает свои действия указаниями Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов), которое определяет темпы сброса воды на ГЭС.

Как объяснил СМИ руководитель ФГУ «Средволгаводхоз» (структура Росводресурсов, отвечающая за эксплуатацию Куйбышевского водохранилища) Фоат Мухаметшин, синоптики ожидали сильного паводка вследствие обильных снегопадов минувшей зимой. Однако этого не произошло. Составители прогноза, по его мнению, не учли, что почва в приволжских лесах недостаточно промерзла. Большая часть растаявшего снега ушла в землю, в то время как воду из хранилища спускали в максимальном режиме — 25 тыс. кубометров в секунду.

Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана (филиал Росгидромета) это отрицает, заявляя, что его пытаются «сделать крайним». По версии метеослужбы, во-первых, прогноз, вопреки утверждениям Росводресурсов, ни разу не корректировался, а, во-вторых, он оказался верным на 98%.

«Все разговоры о том, что синоптики неправильно рассчитали приточность — неофициальны, некомпетентны и недостоверны. Да, запасы снега в [районе] Казани были в 2,5 раза выше нормы. Но [заявления о том], что почва не промерзла, и все впиталось — профанация. Прогноз приточности по Куйбышевскому водохранилищу составил 310-410 тыс. кубометров, а фактически было — 355 тыс. 28 марта этот прогноз мы направили в Росводресурсы. Он не был ни разу скорректирован», — сказал начальник управления Сергей Захаров.

По его мнению, ответственность должны нести Росводресурсы, которые с одной стороны принимают рекомендации межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада (в нее входят представители целого ряда отраслевых министерств и ведомств), но с другой — режим попуска определяют единолично.

Рыбаки, экологи и судовладельцы по-разному видят возможных виновных в обмелении. Например, рыбаки винят чиновников в запоздалой реакции на события. «Обмеление — дело рук межведомственной группы, заседающей в Москве. Они не пришли к единому мнению, не установили контроль уровня воды. Понадеялись на то, что в течение двух недель соберутся и решат. Но за две недели воды утекло столько, что сейчас мы имеем экологическую катастрофу, последствия которой не измерить в деньгах», — считает председатель Федерации рыболовного спорта Татарстана Олег Гарипов.

Защитники природы уверены, что Волго-Ахтубинскую пойму губят гидроэнергетики. «Причина [пересыхания поймы] не только в медленно тающих снегах верховья Камы, Оки и Волги, но и в жадности "Русгидро", которая зимой на пике потребления электроэнергии делает водосброс и топит пойму, а весной воды не хватает», — убежден координатор проекта защиты Волго-Ахтубинской поймы Михаил Колбяшкин.

Гендиректор туристической компании Astarta group Ольга Смычковская отмечает, что погода вещь непредсказуемая, и жаловаться на форс-мажор можно лишь в небесную канцелярию.

Почему прогнозы не всегда сбываются

Кто бы ни был виноват в обмелении Волги, у Росгидромета действительно в последнее время наблюдаются сложности с точностью прогнозов. В 2017 году Генпрокуратура обвинила Росгидромет в ошибочном, по версии прокуроров, прогнозе погоды в Москве, после которого на столицу обрушился ураган, приведший к «катастрофическим последствиям».

Глава Росгидромета Максим Яковенко недавно заявил о возможном ухудшении качества прогнозов погоды из-за проблем с финансированием. По его словам, из 47 спутников Росгидромета работают лишь девять, оборудование ведомства находится в сильной зависимости от зарубежной техники, государство не выделяет деньги на ее обновление.

Как сообщала «Парламентская газета» со ссылкой на научного руководителя Росгидромета Романа Вильфанда, летом 2018 года ведомству не хватало от 15 млрд до 20 млрд рублей на внедрение новых методик прогнозирования в мегаполисах и на техническое перевооружение. Оставляет желать лучшего и зарплата сотрудников ведомства (33,3 тыс. рублей). Низкий уровень оплаты труда является одной из причин кадрового голода в Росгидромете.

Кроме проблем самого ведомства, постепенно меняется «поведение» рек и озер, и к этим изменениям не адаптируется инфраструктура гидроэлектростанций и водохранилищ.

Контекст

Понижение уровня воды в Волге

Обмеление Волги: последствия для экономики и природы (Eurasianet)

В республике Татарстан главная опасность — загрязнение Волги

«Многие реки зарегулированы каскадами водохранилищ большой емкости, которые рассчитаны на функционирование в довольно многоводный период. Однако те, кто создавал водохранилища, [при проектировании и строительстве] могли опираться на период наблюдений [сроком] не больше 120 лет. Сейчас в связи с явной перестройкой климатической системы реки ведут себя не так, как последние 100 лет», — считает координатор международной коалиции «Реки без границ» эколог Евгений Симонов.

По его словам, все чаще наступают экстремально многоводные и экстремально маловодные условия. «Ни одна техническая система на это не рассчитана. В значительной части регионов с засушливым климатом (к которым относятся и низовья Волги) происходит очевидное уменьшение водных ресурсов, доступных для использования», — отмечает он.

Текущие бизнес-интересы важнее природы и долгосрочных экономических последствий

Управление речными потоками производится не только (или не столько) ради природы и населения, но и для извлечения денег. Некоторые решения могут быть вызваны стремлением к выручке в большей степени, чем другими мотивами.

«"Русгидро" заинтересована в том, чтобы пропустить максимум воды через турбины зимой, когда стоимость киловатт-часа [и потребление] выше, и сократить попуск [сброс воды] в теплый сезон, когда она ниже», — считает руководитель нижегородского экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов.

По его словам, в связи с этим обмеления чаще всего происходят по вине гидроэнергетиков. Эколог приводит в пример обмеление Волги возле Городецкого шлюза в Нижегородской области, где часто возникают проблемы с судоходством, и пересыхание Волго-Ахтубинской поймы.

«Летом [на Волге] в районе Городца и Балахны не хватает воды, зато зимой, когда река замерзла и навигация невозможна, уровень воды — высокий. Волжский каскад [ГЭС] недодает воду [весной] в Волго-Ахтубинскую пойму, потому что энергетикам жалко тратить ее на санитарные попуски [минимально необходимые расходы воды]. Когда восемь лет назад на Госсовете России обсуждали проблему поймы, тогдашний губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил президенту: "Проблему можно решить, но придется обидеть энергетиков". Проблема не решена до сих пор», — говорит Каюмов.

В 2015 году из-за темпов сброса воды с Волжской ГЭС вода не дошла до 80-90% озер Волго-Ахтубинской поймы, многие из которых пересохли, не получили влаги заливные луга, погибла рыба и пернатые. Власти Волгоградской области закачали в пойму 5,9 млн кубометров воды насосами.

Чтобы обводнить территорию, на реке Ахтубе (левый рукав Волги) планируется построить мини-ГЭС, поставляющую воду из Волгоградского водохранилища, что потребует семи лет работы и вложений в размере около 10-15 млрд рублей. Проектно-изыскательские работы стоимостью 722,4 млн рублей финансируются из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Экология». Проектирует плотину АО «Институт Гидропроект», входящее в «Русгидро».

Координатор проекта защиты Волго-Ахтубинской поймы Михаил Колбяшкин полагает, что строительство мини-ГЭС позволило бы поддержать уровень воды на время нереста. «Однако стройка стоит денег, а вкладываться в нее энергетики не заинтересованы», — считает он.

Евгений Симонов, напротив, считает проект абсурдным. «На полном серьезе предлагают построить за госсчет еще одну ГЭС, чтобы снизить ущерб от уже действующей. Уверен, что это жульничество. Ключевое условие обводнения [поймы] — вовремя поданные экологические попуски», — отмечает эксперт.

О том, что «Русгидро» должна пойти навстречу рыбной отрасли по вопросам объемов и сроков спецпопуска воды в бассейне Волги, недавно заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Гидроэнергетическая компания не отказывается компенсировать ущерб водным биоресурсам, однако пытается оспорить методику его расчета. По словам главы «Русгидро» Николая Шульгинова, затраты на экологию делают нерентабельным развитие гидроэнергетики. В то же время чистая прибыль холдинга в 2018 году выросла на 28,5% до в 32 млрд рублей.

Проблемы регулирования

По мнению Асхата Каюмова, режимы попуска находятся в тесной зависимости от неравных лоббистских возможностей разнообразных ведомств — Росводресурсов, Росрыболовства, межведомственной рабочей группы, которая представляет заинтересованные органы власти и компании, и так далее.

«Согласно Водному кодексу, приоритетом [при хозяйственном использовании] является [сохранение] естественного состояния водоемов. Однако фактически интересы реки никто не представляет. Есть потребности судоходных компаний, рыбного и сельского хозяйства, однако [при принятии решений] преобладают интересы энергетиков», — считает он.

«Официально интересы "Русгидро" на Волге или [аналогичной, но частной компании] "Евросибэнерго" на Ангаре [входящей в один холдинг с "Русалом"] — шестые по счету, но реально, поскольку энергетические компании являются крупнейшими водопользователями, эксплуатирующими каскад, с ними считаются больше, чем с кем-либо еще. У них нет желания адаптировать систему к новой [климатической] ситуации», — убежден Евгений Симонов.

«Эти стандарты — terra incognita для любого российского управленца водными ресурсами. То, как режим [стока] нормируется в России, свидетельствует о примерно пятидесятилетнем отставании. В большинстве наших правил невнятно или никак не прописаны экологические требования. Управленцы привыкли удовлетворять в первую очередь промышленные и хозяйственные нужды», — убежден Симонов.

С тем, что правила водопользования пора менять, согласен и начальник Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана Сергей Захаров. По его словам, майское маловодье в районе Казани не нарушило «конституцию» Куйбышевского водохранилища только потому, что она допускает широкий разброс между оптимальным уровнем воды (53 м) и минимально необходимым для судоходства (49 м) Балтийской системы высот.

«Нужна корректировка правил эксплуатации водохранилища с учетом интересов [различных сторон]. Пришло время найти компромисс между ведомствами и субъектами. Те, кто хозяйствует, могли бы договориться, скажем, на [оптимальной отметке] — 52 м. Государство должно обозначить приоритеты: осетров спасать, сельское хозяйство или энергетику», — считает Захаров.

Асхат Каюмов сомневается, что подобный компромисс достижим, поскольку энергетики не согласятся добровольно урезать свои доходы. «Федеральный чиновник [в России] — бог. Но несколько богов на Олимпе между собой никогда не договорятся, если только не вмешаются самые высшие силы», — убежден эколог.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: