Вольво s60 жрет масло

Обновлено: 05.07.2024

БОЛЬШОЙ РАСХОД МАСЛА

При работе двигатель обычно потребляет некоторое количество масла. Расход масла может значительно колебаться в зависимости от ряда факторов:

-Состояние двигателя - зависит от ухода.

-Засорение воздушного фильтра.

-Условия вождения - большие нагрузки, частая работа на холостом ходу.

-Качество и вязкость масла.

-Объем цилиндров - большие цилиндры требуют больше масла, чем маленькие.

-Мощность двигателя - более мощные двигателя потребляют больше масла, чем менее мощные.

-Уровень масла - слишком высокий уровень (выше макс. отметки на щупе) приводит к перерасходу масла.

-Перелив масла. Если уровень масла превосходит рекомендованный макс. уровень, слишком большое количество масла выбрасывается на стенки цилиндров и выходит через сапун. Не следует наливать масло выше отметки MAX на щупе.

-Качество масла. Применение масел, не рекомендованных Volvo, может привести к перерасходу. Слишком жидкое масло содержит больше летучих молекул. В результате при высоких температурах масло не может создавать непрерывную пленку на стенках цилиндров, что приводит к преждевременному износу двигателя и перерасходу масла.

-Агрессивный стиль вождения. Продолжительная работа двигателя при высоких нагрузках приводит к повышению температуры масла, что, в свою очередь, влечет разжижение масла и его перерасход. Резкие повороты при больших оборотах двигателя приводят к проникновению масла сбоку в блок цилиндров и на стенки цилиндров и, таким образом, к перерасходу масла.

То же самое происходит при высоких оборотах двигателя на низкой передаче при движении по ровной (без уклонов) дороге.

-Движение по гористой местности. От частых и продолжительных торможений двигателем масло нагревается. Это также приводит к всасыванию большего количества масла в цилиндры вследствие разряжения во впускном коллекторе.

-Холостой ход. Вождение автомобиля в городском цикле характеризуется продолжительной работой двигателя без перемещения на большое расстояние. Это не влияет на расход масла, однако может затронуть результаты измерения уровня расхода масла.

-Климатические условия. В жарких странах повышается температура двигателя, что влечет повышенный расход масла.

УтечкиИзнос сальника коленчатого вала и распределительного вала, внешняя утечка, например, через уплотнение и т.п.

Сапун Избыточное давление в картере вследствие закупорки сапуна.

Поршни и поршневые кольца Износ поршней и бороздок поршневых колец. Изношенные, ослабленные, поцарапанные или разорванные поршневые кольца. Грязные маслосъемные кольца. Неправильно установленные кольца.

Стенки цилиндровИзнос или царапины.

КлапаныИзнос штоков и направляющих. Износ, повреждение или отсутствие прокладки.

Головка цилиндраВнутренняя течь между маслопроводами и утечка в камеру сгорания.

Начиная с недели 50 1994 г. введен новый, усовершенствованный, тип поршневых колец. Они устанавливаются на автомобили с номером двигателя больше 396323.

Автомобиль, оснащенный двигателем с поршневыми кольцами нового типа расходует 0,01 - 0,1 л масла на 1,000 км.

Автомобиль, оснащенный двигателем с поршневыми кольцами старого типа расходует 0,1 - 0,3 л масла на 1,000 км.

[strong] Жалобы на перерасход начинаются при уровне расхода масла более 0,4 л на 1,000 км. [/strong]

эта пять! -Агрессивный стиль вождения. Продолжительная работа двигателя при высоких нагрузках приводит к повышению температуры масла, что, в свою очередь, влечет разжижение масла и его перерасход. Резкие повороты при больших оборотах двигателя приводят к проникновению масла сбоку в блок цилиндров и на стенки цилиндров и, таким образом, к перерасходу масла.

То же самое происходит при высоких оборотах двигателя на низкой передаче при движении по ровной (без уклонов) дороге.

Расход масла и как с ним бороться!

Пробег плавно приближался к 150 000.
Стал замечать повышенный расход масла, если при пробеге 100 000 км расход масла составлял 800 грамм от замены до замены (15 000), то к 150 000 он увеличился до 1л на 1000 км.
Из видимого под капотом: масляный подтек на кожухе ремня ГРМ.
Вывод: замена сальников распредвалов, переуплотнение масляного насоса, замена муфты VVT оставалась под вопросом.
Из финансово-материальных соображений, было принято решение отдавать машинку в сервис 77volvo.
Итог: сальники и заглушки распредвалов, комплект прокладок масляного насоса, муфта VVT (ушла под замену из-за люфта). Ремень ГРМ и ролики не меняли, сказали нет необходимости это делать.
Время ожидания в сервисе 4 часа.
Цена вопроса:
1397381 Крышка р/в — 261 руб
274260 К-т прокладок маслянного насоса — 783 руб
9440651 Сальник р/в передний — 450 руб
9458309 Сальник р/в передний — 558 руб
9497922 Муфта VVT — 8622 руб
980734 Винт — 81 руб
работа 4 200 руб — скидка 1 500 = 2 700!

После всех проделанных манипуляций проблема повышенного расхода масла так и не решилась.

Начались дальнейшие копания на форумах и консультации в сервисах.
Приговор:
Забита вентиляции картерных газов, симптом пары из щупа. (нужно вытащить щуп на зеведенном, прогретом двигателе.) Забитая вентиляция была причиной выдавленых сальников.
Делали там же в 77volvo
Под замену ушел маслоуловитель и пара патрубков.
31319991 Маслоуловитель — 3384 руб
9497534 шланг — 828 руб
8653339 шланг — 297 руб
9458534 прокладка впускного коллектора — 396 руб
Работа по замене — 3300 руб

Вот теперь расход масла действительно снизился до 300 грамм на 1000км

Долго думал как избавиться от оставшегося расхода масла.
Послушав советы и мнения некоторых опытных людей, решил отдать машину на раскоксовку двигателя.
Делали в R-Service
Раскоксовывали LAVRом, заливали химию в цилиндры на ночь.
Последующая замена масла, фильтра и свечей зажигания.
Цена вопроса: 2 000 руб работа + Масло MOTUL 5w40 6 литров 2 500 руб, фильтр 300 руб, свечи оригинал 1 000 руб, жижа для раскоксовки и промывка 600 руб.

После описанной выше процедуры проехал 1000км, расход масла 0.
Надеюсь таким он и останется в дальнейшем.

Техничка. Расход масла

Всем привет!
Говорим сегодня о расходе масла, думаю все согласятся, что это один из самых обсуждаемых параметров работы двигателя который тревожит всех водителей уступает наверно только теме качества топлива.
В приведенных ниже сведениях попытаемся разобраться что есть в понимании volvocars нормальный расход масла, а что есть не нормальный.

Нормальный расход масла
Период обкатки
На протяжении периода обкатки нового двигателя или после замены поршневых колец, приблизительно до 5000 км, расход масла может достигать 1 литра на 1000 км.
Пробег от 5 000 до 150 000 км
Нормальная езда: считается нормальным расход масла до 0,25 литра на 1000 км.
Езда на высокой скорости или с тяжелым прицепом: считается нормальным расход масла до 0,4 литра на 1000 км.
Езда в горах: считается нормальным расход масла до 0,5 литра на 1000 км.
Указанные выше значения расхода масла могут использоваться как ориентировочные при возникновении подозрений, что расход масла необычно высокий.

Примечание При достижении пробега 150 000 км расход масла при любых условиях может достигать приблизительно 0,35 — 0,55 литра на 1000 км.

Для точного определения расхода масла необходимо выполнить пробную поездку на расстояние не менее 1000 км при определенных условиях. Нужно взвесить масло перед поездкой и после нее и таким образом рассчитать точное значение расхода масла.

Ненормально высокий расход масла
— условия движения (см. Обычные причины высокого расхода масла )
— Проверьте на наличие утечек масла
— Убедитесь, что вентиляция картера не засорена
— Убедитесь, что в двигателе используется правильный щуп для измерения уровня. Убедитесь, что щуп для измерения уровня вставлен на максимальную глубину
При измерении масла автомобиль должен находиться на ровной поверхности. Перед этим двигатель должен проработать 30 минут с нормальной рабочей температурой при вождении по дороге (не на холостой ходу). Затем двигателю нужно дать постоять 15 минут перед измерением уровня масла.

Обычные причины высокого расхода масла

Переполнение
Если масло заполнено до уровня выше рекомендованного максимального, оно выдавливается на стенки цилиндров и выбрасывается через систему вентиляции картера. Уровень масла не должен быть выше максимальной отметки на щупе для измерения уровня!

Сорт масла
Использование сорта масла, отличающегося от рекомендованного Volvo, может вызвать повышенный расход масла. Если масло слишком жидкое, в нем содержится большее количество летучих молекул. Жидкое масло с трудом поддерживает достаточную масляную пленку на стенках цилиндров при высоких температурах. Это вызывает увеличенный износ двигателя и повышенный расход масла.
www.drive2.ru/c/2611631/

Вождение с высокими нагрузками
Длительное непрерывное вождение с высокой частотой вращения коленчатого вала приводит к высокой температуре двигателя. Масло разжижается и расход повышается. При выполнении крутых поворотов с высокой частотой вращения коленчатого вала масло выдавливается на боковую сторону блока цилиндров и на стенки цилиндров, что вызывает повышенный расход масла.

Вождение в горах
Многочисленные и длительные периоды постояного торможения двигателем также приводят к высокой температуре двигателя. Из-за увеличенного отрицательного давления во впускной трубе больше масла всасывается в цилиндры.

Холостой ход
Вождение автомобиля в условиях городского дорожного движения, когда двигатель работает длительные промежутки времени, а автомобиль проходит короткие расстояния, не обязательно повышает расход масла, но отношение расхода масла к пройденному расстоянию может ввести в заблуждение.

Климат
В условиях жаркого климата двигателю приходится работать с большими нагрузками при более высокой температуре. Это повышает расход масла.

Механические причины высокого расхода масла

Утечки
Изношенный коленчатый вал и его уплотнение, внешняя утечка, например в прокладках.

Вентиляция картера
Избыточное давление в картере, вызванное засоренной вентиляцией картера.

Поршни и поршневые кольца
Изношенная канавка поршневого кольца. Изношенные, поцарапанные, поломанные или поврежденные поршневые кольца. Засоренные маслосъемные кольца. Неправильно установленные поршневые кольца.

Стенки цилиндров
Изношенные или поцарапанные стенки цилиндров.

Клапаны
Изношенные направляющие втулки или штоки клапанов. Изношенные, поврежденные или отсутствующие уплотнения штоков клапанов.

Головка цилиндров
Внутренняя утечка между масляными каналами и утечка в камеру сгорания

Если двигатель расходует больше 0,4 литра масла на каждую 1000 км, необходимо выполнить следующие проверки, чтобы определить, возникает ли проблема с расходом масла из-за головки цилиндров, вентиляции картера или из-за поршневого кольца и поверхности гильзы.

Заключения
Если во впускном канале и на клапанах нет ненормально большого количества масла, а расход масла постепенно от приемлемого начинает быстро возрастать, или расход составляет 0,30-0,80 литра на 1000 км, проблема находится в поршне, поршневом кольце или поверхности гильзы цилиндра.
Нельзя полностью исключить вероятность, например, неисправности уплотнений штоков клапанов или внутренней утечки в головке цилиндров.
Если расход масла всегда был высоким или во впускном канале и на клапанах есть следы масла, или если расход масла выше 0,80 литра на каждую 1000 км, проблема вероятно находится в головке цилиндров.
Причиной могут быть протекающие уплотнения штоков клапанов, внутренняя утечка в головке цилиндров или неисправность в вентиляции картера (отличающаяся от засорения).

Ход действий:
Заключения для корректирующих мер

Замена поршневых колец
В качестве первой корректирующей меры должны быть заменены поршневые кольца. Обычно необходимо заменить только маслосъемное кольцо и смазочное кольцо. Компрессионное кольцо должно заменяться только в случае абсолютной необходимости.

Замена уплотнений штоков клапанов
Если следы масла обнаружены на торцах клапанов, в каналах или на штоках клапанов, необходимо заменить уплотнения штоков клапанов.

Тщательно проверьте головку цилиндров. Проверьте на наличие внутренней утечки.

Замена головки цилиндров
Если следы масла (описано выше) обнаружены и неисправности обнаружены на головке цилиндров, например внутренняя утечка, головку цилиндров необходимо заменить.

Замена блока цилиндров и поршней
Если обнаружено повреждение блока цилиндров (изношенное отверстие цилиндра, глубокие царапины и т. д.), блок цилиндров, поршни и поршневые кольца необходимо заменить.

Причины повышенного расхода топлива. VOLVO S70, 850, V70I, C70I

В этой статье я постараюсь собрать все причины по которым я замечал у себя повышенный расход топлива. В моем случае речь будет идти об атмосферном двигателе 2,5 литра (B5254S), который устанавливался на автомобили volvo 850й и 70й серии. Цифры по расходу, соответственно буду давать по этому мотору. Но и на других 5ти цилиндровых моторах эти цифры должны быть приблизительно такие же. Расход в городе около 13,5 литров. По трассе при скорости 100кмч - 7,5-8 литров. При скорости 140 кмч - 10 литров.

Свечи

Вольвовским сообществом доказано на практике - лучшие свечи, которые можно установить на вольвовский мотор - это оригинальные! Для атмосферных моторов они идут 3х электродные, для турбированных - с одним электродом. Не стоит покупаться на рекламы более дорогих свечей, которые, якобы, увеличивают мощность, повышают экономию, лучше воспламеняют топливную смесь - они не будут работать лучше, чем оригинальные, а скорее, даже, наоборот. Я заметил, что с течением времени использования свечи эффективность ее падает, так что рекомендую менять свечи раз в 2-3 года для сохранения максимальной эффективности воспламенения топливной смеси, даже, если свечи внешне в хорошем состоянии и проблем с зажиганием не возникает.

Лямбда-зонд, он же датчик кислорода

В большинстве наших вольв, установлены два лямбда зонда: один перед катализатором, другой – после. В отличии от первого, второй датчик кислорода никак не влияет на мозг мотора. Многие заблуждаются, что, якобы, выход из строя катализатора или его удаление, а так же поломка второго датчика кислорода как-то отражается на работе двигателя. Это заблуждение. Никак второй датчик кислорода на регулирование пропорций смеси не влияет. Вышедшей из строя катализатор можно смело удалять, установив вместо него пламегаситель или просто прямоток. Для того, чтобы после этого не получить ошибку о низкой эффективности катализатора, необходимо установить обманку в виде проставки под вторую лямбду. Но об этом в другой статье.

Сейчас речь пойдет о первом лямбда-зонде, который установлен ДО катализатора. Вот он, как раз, оказывает непосредственное влияние на приготовление смеси. Анализируя количество кислорода в выхлопе, блок управления двигателем регулирует подачу топлива для достижения максимальной эффективности. Бывает так, что, со временем, лямбда зонд портится. При этом он все еще передает данные на блок управления в нужном диапазоне ( от 0 до 1 вольта), но из-за неправильно протекающей химической реакции на датчике, делает это с задержкой. При этим, блок управления двигателем никаких ошибок не выдает, так как он «видит» лямбду и «видит» данные от нее в нужном диапазоне. Но из-за того, что данные эти неверные, зачастую сильно переливает топлива, переобогащает смесь. В итоге расход увеличивается на 20-30% процентов, а компьютер никаких ошибок не выдаёт. Часто такая смерть лямбды может быть вызвана некачественным топливом или «заряженным» разными присадками топливом, которое сейчас продается на заправках практически всех брендов. Если у вас сильно увеличился расход топлива, при этом никаких ошибок нет, и никакие другие догадки себя не оправдали, то есть смысл заменить первый лямбда зонд на новый. Можно смело ставить универсальный бошевский, стоимостью порядка 50-60 долларов.

Подсос воздуха на впуске

Одна из распространенных причин повышения расхода топлива на любых двигателя, в том числе и у вольво, это подсос воздуха на впуске. При этом, в зависимости от величины подсоса и от места его расположения (до дроссельной заслонки или после) ошибка может загораться или появляться вовсе. Основная причина в том, что воздух поступает в камеру сгорания в обход датчика расхода воздуха, и из-за этого блок управления двигателем неправильно рассчитывает процентное соотношение горючего и воздуха. Из-за подсоса воздуха могут возникать и другие проблемы, например, нестабильная работа двигателя на холостом ходу. Если подсос воздуха незначительный, то ошибка может не загораться и расход топлива так же будет повышен незначительно, на 5-10%. Если же подсос существенный, то блок управления будет выдавать соответствующую ошибку о невозможности правильно корректировки процентного соотношения топлива и воздуха в смеси. Стоит следить за состоянием прокладок впускного коллектора и дроссельной заслонки и использовать только оригинальные прокладки. При сборе-разборе элементов впуска следует всегда особо тщательно и плотно ставить все патрубки и вакуумные шланги, и всегда зажимать их хомутами, не допуская подсоса воздуха из атмосферы после датчика расхода воздуха.

Топливные форсунки

Еще одной причиной повышения расхода и потерей мощности двигателя являются загрязненные форсунки. Со временем, не смотря на наличие топливного фильтра, топливные форсунки, обеспечивающие впрыск топлива в смесь начинают работать неправильно. Из-за загрязнения игольчатых клапанов они могут снижать свою пропускную способность, или, что чаще случается, менять характер распыления. Основная функция форсунки – это обеспечить распыление топлива на мелкую дисперсию, чтобы молекулы топлива были равномерно перемешаны с воздухом. В таком случаю произойдёт эффективное сгорание смеси. Но, из-за загрязнения, форсунки начинают распылять топливо менее эффективно, или даже вообще, лить «струёй». В этом случаю часть топлива не успевает сгорать и мощность двигателя падает, а расход растет. Так что следите за состоянием форсунок. На специальном стенде можно проверить, какое количество топлива пропускает форсунка и какой формы у нее струя. О том, как прочистить форсунки самостоятельно, я напишу отдельную статью.

Датчик массового расхода воздуха

Помимо того, что датчик массового расхода воздуха может выйти из строя (тогда комьютер обязательно выдаст ошибку), он может со временем покрыться микроскопиеской пылью. Из-за этого, он не теряет работоспособность, но начинает преувеличивать показания. не существенно, но процентов на 10 - легко! Для того, чтобы почистить его, необходимо использовать только специальне жидкости. Очиститель карбюратора может повредить датчик! Для примера расскажу, что расход воздуха на холостых оборотах до чистки датчика у меня показывал компьютер около 4,00 г/л, а после чистки специальной жидкостью стал показывать 3,5-3,6. В итоге по трассе расход снизился ощутимо, особенно на высоких скоростях порядка 130-150 кмч расход не превышал 10 литров, а на скорости 100 кмч вообще остановился в районе 7,5 литров на 100 киллометров. Вот так. Берите на заметку.

Вот такие самые распространенные причины повышенного расхода топлива, которые приходится наблюдать на моторах Volvo. Удачи!

Какое масло заливать в двигатель Volvo S60?

Volvo S60 моторное масло

При выборе масла для Вольво S60 нужно учитывать характеристики силового агрегата и погодные условия. Вольво S60 – это спортивный седан (также был предусмотрен универсал) среднего премиум класса, который был представлен в 2001 г. Автомобиль построен на базе Р2, также как S80 и XC90. В 2005 г был произведен рестайлинг, в ходе которого молдинги на бамперах начали окрашивать в основной цвет кузов. В автомобиль установили новые фары, также увеличили мощность моторов Т5 (правда всего на 10 л.с.). Главными конкурентами S60 стали Audi A4 и Lexus IS. Второе поколение было выпущено в 2010 г, а с 2018 г стартовали продажи 3-го поколения. Причем сначала производитель представил седан, а только потом универсал, что происходит очень редко. В Россию автомобиль поставляется с движками серии В4, В5 и В6, а также с дизельными моторами D5. Мощность силовых агрегатов от 150 до 304 л.с.

Допуски представляют собой минимальное соответствие моторного масла стандартам качества API и ACEA. Они определяются исходя из поколения авто и года выпуска силового агрегата:

Volvo S60 масло

Масло для Вольво s60 2.4

Также нужно определиться с уровнем вязкости смазки. Оптимальным вариантом считается всесезонка 0W-30. Если автомобиль с пробегом, то лучше использовать масла 5W-30 и 5W-40. Ориентироваться стоит по тому, насколько холодная зима и жаркое лето в регионе.

Volvo S60 какое моторное масло

Оригинальное масло для Вольво S60

В Volvo масло для S60 рекомендуют выбирать «родное» или рекомендованное. К первому варианту стоит отнести следующие составы.

Оригинальное масло

Volvo ENGINE OIL 0W-30

Volvo ENGINE OIL 0W-30

4 литра Артикул: 1161719

Volvo ENGINE OIL 5W-30

4 литра Артикул: 31316300

Аналоги масел для Вольво S60

Цена на оригинальные составы иногда кусается. Тогда стоит выбрать аналог. Кроме этого, в Вольво допускают использование масел от других брендов. Например, они рекомендуют отдавать предпочтение маркам Castrol, Total и Mobil. Но также автовладельцы отмечают отличные характеристики отечественных смазок.

Одобренные аналоги по допуску

TOTAL Quartz Energy 0w-30

Total Quartz 9000 Energy 0W-30

4 литра Артикул: 151523

Стоимость: 3100 руб.

0W-30-Mobil1-AFE

4 литра Артикул: 152563

Стоимость: 5600 руб.

Castrol EDGE Professional A3 Titanium FST 0W-30

Castrol Edge Titanium 0W-30

1 литр Артикул: 15357B

Стоимость: 930 руб.

LUKOIL GENESIS SPECIAL C2 5W-30

1 литр Артикул: 1599893

Стоимость: 470 руб.

Какое масло заливать в Вольво S60 2.4 дизель

С дизельными моторами в России можно было приобрести только модели 2-го поколения. Движками D5244T11 и D5244T15 (2.4 л) на 215 л.с. оснащались полноприводные модели Вольво. Для автомобилей 2-го поколения рекомендуется выбирать лучшие смазывающие составы, с допуском не ниже SN. Соответственно масло для Вольво S60 2.4 дизельного может быть таким же, как для бензинового движка.

Какое масло заливать в Вольво S60 2.0 бензин

В бензиновые модели можно также заливать универсальные составы 0W-30, 5W-30 и 5W-40. Индекс API не ниже SN. Также относительно недавно (с мая 2020 г) появился более новый стандарт SP. Он также подходит. Все современные смазки отвечают необходимым требованиям, хорошо защищают детали моторов и обладают энергосберегающими характеристиками.

Liqui Moly Special Tec V 0W-30

Liqui Moly Special Tec V 0W-30

5 литров Артикул: 2853

Стоимость: 5500 руб.

Сколько масла в двигателе Вольво S60

Объем масла в двигателе Вольво S60 следующий:

  • B5254T2 (2.5 л) – 5,5 л;
  • B5244T3 (2.4 л) – 5,8 л;
  • B5244S4 (2.4 л) – 5,5 л;
  • B5204T5 (2.0 л) – 5,8 л;
  • B6304T4 (3.0 л) – 6,8 л;
  • D5244T15/D5244T11 (2.4 л) – 5,9 л;
  • B4204T9 (2.0 л) – 5,5 л;
  • B4204T11/B4204T20 (2.0 л) – 5,9 л;
  • B5234T3 (2.3 л) – 5,8 л;
  • B5254T4 (2.5 л) – 5,8 л;
  • B4154T4 (1.5 л) – 5,6 л;
  • B4164T3 (1.6 л) – 4,0 л;
  • B4164T (1.6 л) – 4,0 л;
  • B5204T8 (2.0 л) – 4,0 л;
  • B4204T19 (2.0 л) – 5,9 л;
  • B5254T5 (2.5 л) – 5,7 л.

Расход масла

В Volvo S60, как и во многих других моделях этого производителя, расход масла редко превышает 500-700 мл на 1000 км пробега. В дизельных силовых агрегатах автовладельцы и вовсе не замечают понижения уровня смазывающего состава.

Проверка уровня

Проверить уровень моторного масла можно через центральный дисплей. Для этого необходимо перейти в «Состояние автомобиля» и выбрать «Статус». Но это не самый надежный метод, так как при сливе или дозаправке масла показатели на дисплее выравниваются только после 30 км, после чего нужно остановиться на ровной поверхности и выключить мотор на 5-10 мин.

Самый надежный метод – это открыть капот авто и найти под ним специальный масляный щуп.
Проверка уровня моторного масла в Вольво S60 без щупа

Периодичность замены

Производители обычно рекомендуют выполнять замену смазки через 15, а иногда и через 20 тыс. км. Но при условии езды по более запыленным отечественным дорогам, это довольно рисковое занятие. Чтобы не поплатиться здоровьем силового агрегата, лучше менять масло через 7,5-10 тыс. км, а в случае жесткой эксплуатации авто и использования некоторых масел Castrol через 5 тыс. км.

Также можно периодически оценивать состояние масла, выполняя капельный тест. Для этого достаточно капнуть немного моторное масла Volvo S60 на ватный диск и оценить цвет и расплывчатость капли.

С какой периодичностью менять масло в АКПП Вольво S60 , чтобы не попасть на капитальный ремонт?

Отзыв Volvo S60 2.5T (2012 г.)

Всем привет. Вот почти 9 мес езжу на этом автомобиле и 17т.км проехал. Что могу сказать. С глобальными затратами не столкнулся. Менял задние колодки (1300р неоригинал, знакомый продавец в ехисте рекомендовал), поменял сам на даче под пивко, ничего сложного, за час осилил. Ну и два раза масло с фильтрами. Фильтры стоят не дорого, около 1000р каждый. Масло меняю кстати каждые 10000км, за этот пробег уходит примерно 0,5 литра (бывало 240км.ч. наваливал, может из за этого,хз), масло статоил 0-30. К сожалению больше такого масла в питере найти не могу, что наливать теперь-не знаю. Советуйте. Говорят Ликви моли хорошее, говно типа кастрола лить не буду:) В коробке масло менял, ну об этом писал в первом отзыве. Вот собственно и все пока по расходам. Планирую на ТО (85т.км) поменять масло, фильтры, тормозуху(надо ли?), охлаждайку (опять же надо ли?), свечи (Отец говорит нафик менять, если все ок). Посоветуйте.

Машина так же радует каждый день. Расход по Питеру в районе 12 литров, езжу не как пенсионер. Камер правда много нынче, бесит. Кстати, гонялся с другом (Ягуар ХФ 2 литра экобуст 240, 2012 год), он явно сливает:) Но гонки плавно отходят на второй план, видимо старею:(

Что нравится. Все тот же прекрасный двигатель, который ощутимо подхватывает с самых низов, удобные сидения, все плюшки и т.д. Отличный внешний вид.

Что не нравится. Сраная задняя подвеска, хотя уже привык. Вижу ямку-притормаживаю(берегу покрышки). Отсутствие датчика температуры двигателя. Блин, ну как же так. Хоть авто ночует в теплом паркинге, все равно хотелось бы зимой знать температуру двигателя при начале движения. Вот собственно и все о минусах для меня.

Сейчас стал заглядываться на хундаи генезис (не купе) года этак 14-15. Какой же красивый автомобиль, возможно это следующий. Читаю отзывы, говорят слабоват двигатель, жаль. Но подумываю. Жаль они подорожали сильно, да и выбора мало. Б.у начинается от 1700000р. Купить конечно можно, но меня не поймут (подрабатываю сантехником). Всем спасибо, кто прочитал.

Volvo S60: секреты вторичного рынка

Несмотря на то что автомобиль был построен на укороченной платформе S80, он выглядит на порядок спортивнее своего донора. За счет низкого угла наклона задних стоек кузова силуэт S60 получился стремительным и динамичным. Причем под стать экстерьеру и салон, где центральная консоль повернута в сторону водителя. Кроме седана, выпускался и универсал V70. Получил у нас популярность и универсал повышенной проходимости Volvo XC70. А водителям со спортивными амбициями подойдет заряженная версия S60R с 250-сильным турбомотором.

Volvo S60

На нашем рынке распространены в основном дилерские Volvo S60. Но и немало машин из Америки, а также из Европы.

Volvo S60

Автомобиль любого происхождения укомплектован щедро. Volvo S60 гарантированно будет оснащен ABS с противобуксовочной системой и устройством динамической стабилизации DSTC, кондиционером, электроприводами стекол и зеркал с подогревом, аудиосистемой и литыми дисками. Вариант Comfort подразумевает противотуманные фары, электроприводы и подогрев передних кресел. Исполнение Premium отличают спортивные кресла с развитой боковой поддержкой и отделанный кожей салон.

Volvo S60

Двигатель

На Volvo S60 ставились только 5-цилиндровые двигатели: бензиновые атмосферные 2,4 л (140 и 170 л.с.), с турбонаддувом 2-литровые (180 л.с.) и 2,3 л (250 л.с.), а также 2,5-литровые (210 и 300 л.с.). Есть еще турбодизели объемом 2,4 л (130, 163 и 185 л.с.), но такие версии S60 к нам не поставлялись. Моторы в целом надежны, но и не лишены недостатков. На первых машинах нередко выходил из строя электровентилятор радиатора. Глючили датчик уровня топлива и узел дроссельной заслонки итальянского производства — он очень требователен к качеству топлива. Периодическая промывка не всегда помогала, а замена его (от 18 500 руб.) происходила чаще по вине блока управления. К пробегу 100 тыс. км засоряется система вентиляции картера. Если вовремя не чистить, прохудятся сальники коленвала, замена которых стоит 5500 руб. А вот маслосъемные колпачки держатся до 200 тыс. км. Зато ремонт — около 15 000–18 000 руб. Быстро летят верхняя и правая опоры двигателя (7000 руб. за обе). Но после 2004 года срок их службы увеличился в три раза. Атмосферники долговечны и способны пройти до капремонта 500 тыс. км. Ресурс турбомоторов — 300–350 тыс. км. Зато и турбина (от 28 000 руб.) выхаживает столько же.

Volvo S60

Трансмиссия

Для Volvo S60 предусматривались 5-ступенчатые механические и автоматические коробки передач. С турбомоторами 2,5 л (210 и 300 л.с.) могла сочетаться трансмиссия 4х4. Механическая коробка без проблем отхаживает 150 тыс. км. После чего четкость включения передач снижается. Замена изношенных втулок и шарниров кулисы рычага за 7000–10 500 руб. возвращает механизм к жизни. Двухмассовый маховик служил до 100 тыс. км, но после 2004 года он стал долговечнее. А вот продолжительность жизни сцепления напрямую зависит от мотора: на атмосферниках замена через 150 тыс. км выльется в 9000–13 000 руб., а у Т5 и R — до 23 000 руб. и производится в два раза чаще.

Volvo S60

Автоматические коробки на первых машинах часто нуждались в перезагрузке программы управления коробкой. Да и сама АКП японского производства Aisin Warner AW 55–50 оказалась проблемной. В массовом порядке по гарантии меняли блок гидроклапанов (60 000–80 000 руб.) и даже коробки в сборе. С 2004 года конструкцию усилили и гидроблоки стали менять через 100 тыс. км. А по-настоящему долговечным агрегат стал только с 2008 года, когда срок службы АКП увеличился примерно в два раза.

Volvo S60

Трансмиссия 4х4 устанавливалась на S60 с 2002-го и показала себя надежной. Правда, была на первых выпусках неприятность со сбоившим от попадания воды и грязи электронным блоком управления муфтой (14 500 руб.). А вот карданные валы (от 39 000 руб.) хоть и меняются в сборе, но служат почти до 200 тыс. км.

Volvo S60

Ходовая часть и кузов

Подвеска у Volvo S60 полностью независимая: спереди — на подрамнике со стойками МакФерсон и треугольными рычагами, сзади — многорычажная с подруливающим эффектом. На первых машинах были проблемы. Стойки стабилизатора (2000 руб.) и амортизаторы (передние по 5800 и задние по 4900 руб.) выхаживали иногда меньше 40 тыс. км, а шаровые опоры (по 1750 руб.) и сайлент-блоки рычагов (1000 руб.) редко служили больше 70 тыс. км. Работа над ошибками в 2004 году увеличила ресурс этих деталей в два-три раза. Задняя подвеска надежнее. Например, гидравлические амортизаторы с автоматической регулировкой дорожного просвета ходят в среднем 150 тыс. км. При их износе можно поставить обычные амортизаторы, которые даже с комплектом пружин обойдутся втрое дешевле.

Volvo S60

Volvo S60

Слабое место на S60 — рулевая рейка (30 000 руб.), точнее, наконечники (3500 руб.) тяг, которые придется обновлять через каждые 50 тыс. км. Опять же с 2004-го на S60/V70 стали ставить более надежный рулевой механизм ZF (42 000 руб.).

Volvo S60

Кузов у S60 чрезвычайно стоек к коррозии. Если машина не была в аварии с последующим некачест­венным восстановлением, ржавчины на корпусе не будет. До 2004 года зимой примерзали щетки к стеклам фар, отчего срезало зубья в редукторе или сгорал электромотор очистителя (7000 руб.). Аккуратнее надо быть и с включением электропривода примерзших зеркал. Замена их — только в сборе (по 10 800 руб). Зато, если перегорели нити обогрева зеркального элемента, они меняются отдельно за 2000 руб.

Volvo S60

Модификации

Универсал V70 также построен на общей платформе с флагманским седаном S80, но у него чуть увеличены колесная база, высота и длина. В техническом плане машины идентичны. Правда, универсал считается отдельной моделью — он и появился на полгода раньше седана.

Volvo V70

В свою очередь XC70 отличается от универсала V70 увеличенным дорожным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова. Причем до 2002-го этот универсал повышенной проходимости назывался Cross Country и оснащался вискомуфтой в приводе задних колес.

Volvo XC70

Версия R выпускалась в кузове седан и универсал. На автомобиль устанавливались 300-сильный турбомотор объемом 2,5 л и трансмиссия AWD. Причем двигатель на версии с «автоматом» выдавал меньший крутящий момент, нежели модификация с МКП.

Volvo S60/V70R

Рестайлинг

В 2004 году S60 претерпел незначительный рестайлинг, в результате которого изменились бамперы и решетка радиатора, стали прозрачными стекла фар. Также немного обновился интерьер, включая панель приборов. А в гамме двигателей вместо 2,3-литрового (250 л.с.) турбомотора появился 2,4-литровый мощностью 260 л.с.

Явные недостатки и слабые стороны Вольво S60 2

С 2010 года Volvo выпускает второе поколение моделей S60, которые, по задумке, должны исправлять недочёты предшественника. Помимо этого в них переделали дизайн и перелопатили достаточно много внутренностей, что естественно для новых машин. В России шведское качество в почёте, и многие владельцы отмечают именно надёжность и неприхотливость обоих поколений, наравне с внешним и внутренним дизайнами.

Основные преимущества Volvo S60 2010–2018 гг. выпуска:


  • Стандартный для шведов гарант безопасности. Корпус S60 упрочнён, встроены всевозможные подушки и шторки безопасности. На сиденьях расположена подушечка, чтобы водитель и пассажиры при аварии получили минимум травм шеи и головы.
  • Устойчивый к коррозии корпус и днище.
  • Устойчивость машины при больших скоростях на трассе.
  • Большая проходимость.
  • «Умная» система настройки температуры в салоне, греет даже в сильные холода.
  • Регулируемые кресла.
  • «Спортивный» интерьер, «парящая» панель, повёрнутая к водителю.
  • Шумоизоляция на уровне.
  • Многообразие оснащения двигателями (1.5, 1.6, 2.0 (R4), 2.0 (R5), 2.4d, 2.5, 3.0).

В отличие от первого поколения, второе заимело больше электроники, модернизировало салон. С 2000 года больше применяется алюминия и композитных сплавов для облегчения автомобилей. Несмотря на это, шестидесятка «пополнела» на 50-70 кг в среднем (зависит от выбора двигателя).

Ближайшая «родственница» S60 – Ford Mondeo, потому что, как и предшественник, шестидесятка сделана на базе S80. Это позволяет заменять некоторые оригинальные детали, которые тяжело достать на нынешнем рынке, на Фордовские, более доступные и более дешёвые. Родные же запчасти порой неоправданно дороги, но отличаются лишь официальным логотипом – «наклеечкой», как презрительно замечают некоторые автомобилисты.

Машине, казалось бы, оставили её скандинавскую простоту, добавив немного новой электроники, и залили это всё соусом «спорт» и «драйв». Но проблем у второго поколения в плане ремонта только прибавилось.

минусы и плюсы Volvo S60

Основные недостатки Вольво S60 2-го поколения


  • Электроника;
  • Тормоза;
  • Рулевое управление;
  • Коробка передач;
  • Двигатель.

Проблемы с электроникой проявляют себя почти всегда раньше, чем все остальные, но в мелочах. Тут внезапно заглючила ручка безключевой двери, там перестал работать дворник, потому что полетел датчик положения. Самое обидное, что отдельно, например, этот датчик купить не получится – надо ехать в ремонт и менять вполне здоровую систему дворников. А открытие двери сбоит из-за попадающей в электронику воды, что, как ни крути, случится. За ней начинаются различные системные сбои, которые иногда выливаются в общий отказ и дорогостоящий ремонт.

Недочёты системы помощи парковки, в частности – камеры заднего вида. Если она начинает сходить с ума, рекомендуется завернуть все её провода в отдельный жгут.

Откровенно говоря, ненадёжный бензонасос, который начинает «недодавать» уже на 50 тыс. км, соответственно, автомобиль уже не едет так, как хотелось бы.

Тут ещё можно упомянуть аккумулятор, с прошлой модели явно сдавший свои позиции, да слабый генератор на некоторых двигателях (преимущественно – 1,6 л). По сути, всё это мелочи, но когда их становится так много, перестаёшь верить в такое незыблемое скандинавское качество.

Задние вентилируемые дисковые тормоза почему-то на втором поколении стали изнашивать колодки больше, чем передние. Проблемы и с дисками: изнашиваются быстро и неравномерно.

Электропривод ручного тормоза стабильно служит до 5 лет, но потом выходит из строя и требует дорогостоящей и срочной замены.

С электрогидравликой как кому повезёт, бывает так, что электронасос ломается и до 70 тыс. км. О рейке на S60, которая начинает стучать и течь вместе с насосом, и говорить нечего. Можно попробовать промыть и заменить масло, но уже тут стоит рассчитывать на ремонт. Ещё одна проблема – руль стал поворачиваться хуже. Конечно, может быть это очередная неисправность электроники – отошли клеммы или уже умирает аккумулятор, но, если вы слышите, как воет гидравлика, то сильно рассчитывать на это не стоит.

На новых «европейцах» найти механику – большая редкость. Volvo решили оставить её только для дизельных и моделей с бензиновым двигателем 1,6. А это – всего 2% от всех выпущенных машин 2010-2018 годов. Соответственно, основными остались автомат и робот.

С первым всё более или менее понятно – это уже обкатанные на Volvo Aisin TF80SC или TF80D, которые шли с другими моделями и хорошо взаимодействуют с двигателями. Основная проблема у них – это сильно ограниченный температурный режим, до 90 градусов. Если нагрев будет больше, АКПП начнёт терять все свои преимущества и скоро запросит ремонта. К сожалению, коробка склонна к протечке антифриза, поэтому, если приобретаете б/у автомобиль, обязательно проверьте.

Достаточно часто можно услышать о том, что на оригинальных коробках можно проездить до 400 тыс. км. Это правда, но с оговорками. Например, они очень чувствительны к маслу, его необходимо менять минимум раз в 40-50 тыс. км. Выполнение этого и терморежима АКПП, обеспечит долгую службу коробки.

Во втором случае стоит Getrag 6DCT450, так называемый «робот». Это отличный вариант с экономичностью и быстротой переключений, но она является недоработанной, с ней, обычно, много хлопот. Как и предыдущий, «робот» чувствителен к загрязнённому маслу, менять его придётся также часто. Плюсом ещё, через каждые 10-20 тыс. км надо поменять фильтр тонкой очистки, который расположен за пределами коробки (то есть, нет необходимости её разбирать), иначе он забьётся, и «робот» перестанет исправно работать – будет дёргаться и потеряет чувствительность.

Если говорить о родном Volvo Engine Architecture, то он довольно неплох, за исключением системы охлаждения. Интеркулер расположен в глубине, а радиатор (основной) и конденсатор упакованы в «сэндвич». В городской среде это решение оправдано: интеркулер не нагревается заметно ни в движении, ни в пробках. Но эта система очень сильно реагирует на загрязнения. Мало того, интеркулер, который расположен ниже среднего, страдает от неровностей дороги и камней. Промывать «сэндвич» нужно не реже раза в год, причём с полной его разборкой, потому что между радиатором и конденсатором скапливается столько грязи, что воздух просто не проходит.

Но вместо VEA на S60 может стоять двигатель серии Si6, которые также ставится на Форды. Его ресурс работы гораздо меньше, чем у шведского аналога, но они более мощные, а также имеют возможности для модификаций.

Ещё слабыми местами Volvo S60 2010–2018 гг. выпуска могут быть:


  1. Дорогой и не всегда доступный ремонт. Даже в дилерских центрах могут месяцами отсутствовать нужные запчасти.
  2. Датчик топливного давления заливает, если наливать больше половины бака.
  3. Плохая маневренность, большой радиус поворота.
  4. Быстро приходят в негодность расходники: сальники, катушки зажигания, датчики.
  5. Большой расход топлива, требователен к бензину.
  6. Система кондиционирования, которая может гудеть из-за расширительного клапана. Многие автосервисы пользуются незнанием клиента и меняются всё, что ни попадя – компрессор кондиционера, трубку и клапан.

Заключение.

В целом, Volvo S60 второго поколения – надёжный и недорогой премиальный автомобиль. Шведское качество в сочетании с современными технологиями прочно укоренилось в создании наших сограждан как синоним «качественной машины», а элегантный внутренний и внешний вид приковывали и будут приковывать взгляды. Конечно, машина не без изъянов. Дороговизна обслуживания и капризность в некоторых моментах отпугивают рядовых покупателей. Тем не менее, у шестидесятки есть свои поклонники.

Вольво s60 допуск моторного масла

Большинство автолюбителей не придают особого значения замене моторного масла. Как правило, владельцы ТС относятся к этому процессу, как к обычному сервисному обслуживанию, выполняемому по истечении 10-12 тыс. км пробега.


Однако при этом далеко не все задумываются о том, что от качества моторной жидкости зависит функциональная работоспособность и длительная эксплуатация системы ДВС.

Интервалы замены моторного масла на автомобилях Вольво

Шведские производители одной из популярных марок авто устанавливают периодичность замены автомасла для системы ДВС от 10 до 15 тыс. км пробега. Существует вероятность увеличения этого интервала, однако производители рекомендуют соблюдать оптимальные сроки, указанные в инструкции по эксплуатации.

Выбор минеральных или синтетических масел для Volvo

Для улучшенной защиты силового агрегата и увеличения периодичности замены производители рекомендуют использовать синтетические масла для Вольво.

Согласно лабораторной экспертизе, по сравнению с минеральными они намного лучше сохраняют эксплуатационные свойства на протяжении 20 000 км, но при этом подвергаются сильным загрязнениям и отложениям. Поэтому для сохранения качества и характеристик синтетического продукта рекомендуется выполнять замену масляного фильтра.

Моторные масла для Вольво XC 90

Для силовых агрегатов Volvo XC90 модели B/D рекомендуется использовать:

  1. заводское синтетическое автомасло с индексом вязкости 0w30;
  2. в качестве альтернативного варианта могут заливаться смазки с вязкостью 5w30, 5w40.

Объем автомасла при замене для двигателей составляет от 5,9 л до 7,5 л. Масляный расход – около 700 мл на 1000 км. Интервал замены – от 10 до 15 тыс. км пробега.

Mobil Economy Fuel 0w30

Это ММ рекомендовано для многих двигателей, установленных на автомобилях Вольво. Мобил 1 с вязкостью 0w30 полностью соответствует ACEA A5/B5 и A1/B1.

Синтетика Mobil намного легче минералки, благодаря чему обеспечивает быструю циркуляцию по масляной системе ДВС. При этом увеличиваются показатели мощности движка, уменьшается топливный расход. Смазки Mobil Economy Fuel рекомендованы для заливки в автомобили:

  1. Volvo XC 60, XC 70, XC 90;
  2. Volvo S60, S70;
  3. Volvo 850.

При попадании в систему ДВС Вольво Мобил 1 начинает моментально смазывать поверхности трущихся деталей и уменьшать их износ, способствуя быстрой прокачке масла и сокращению топливного расхода.

Как показали испытания, Mobil Economy 0w30 на 15 секунд быстрее функционирует в системе ДВС, за счет чего улучшает качество смазывания и циркуляцию по масляной системе Volvo.

Моментальное воздействие на механизмы и детали силового агрегата позволяет уменьшить риски сухого трения и увеличить длительность эксплуатации мотора. Многие владельцы Вольво предпочитают использовать Мобил 0w30 благодаря надежной защите двигателя и уменьшению затрат на ТО.

Масло Castrol Edge 0w30

Синтетическая моторная жидкость Кастрол Эдж 0w30 рекомендована для использования в автомобилях Вольво. Новая технология Titanium FST придает защитной пленке дополнительную прочность и силу благодаря титановым соединениям.

Таким образом уменьшается износ механизмов движка и продлевается его эксплуатационный ресурс. Благодаря циркуляции масла по насосной системе ДВС обеспечивается экономия расхода горючего на протяжении всей эксплуатации.Castrol 5w30 соответствует категории ACEA A5/B5, что говорит о ее применении и совместимости с двигателями Volvo CX70, 90, S60 и 850.

  1. обеспечение защиты механизмов и деталей двигателя на протяжении 12-15 тыс. км пробега в независимости от перепадов температур;
  2. его функциональная работоспособность на протяжении краткосрочной и длительной эксплуатации;
  3. сокращение нагарообразований и твердых отложений на клапанах цилиндропоршневой группы;
  4. увеличение скорости реакции ДВС при нажатии на педаль акселератора.

Тотал Кварц 9000 0w30

Рекомендовано для автомобилей Volvo, поскольку отвечает нормам и допускам от шведских производителей. Total Quartz представляет собой продукт на базе синтезированных веществ, обеспечивающий защиту механизмов ДВС от износа в различных условиях эксплуатации, таких как езда по дорогам с регулярными пробками и агрессивному стилю вождения.

Присадки в моторной смазке Тотал устраняют твердые отложения и копоти на клапанах и других важнейших узлах силового агрегата. Благодаря индексу вязкости 0w, она остается текучей даже при морозных условиях. Total с вязкостью 0w30 рекомендуется для Volvo:

  1. V50, S40, C30 – двигатели 2,4i до 2008 года и T5 с 2007 года;
  2. C 70 – 2.4i, начиная с 2008 года и T5 c 2009 года;
  3. S60, XC70, XC90, S80, V70, XC60 – 3,2i 2,4D c 2005 года;
  4. S60, S70, S80 – с объемами 2,0; 2.4; 2.5T; T5;
  5. V40 – моторы, выпущенные с 2012 года XC40, T5, D2, T4, T3, D3.

Масло для Вольво XC 70

В модифицированные системы ДВС автомобилей Volvo CX70 рекомендуется заливать синтетические жидкости с классом вязкости 5w40, 0w30, 5w30.

Предпочтительны моторные смазки с вязкостью 5w30:

  1. Mobil 1;
  2. Castrol Edge;
  3. German Oil;
  4. Lukoil Genesis;
  5. Motul 8100 X-Max 0w40;
  6. Motul Eco Energy.
  7. Ford Formula F;
  8. Havoline.

Объем заливаемого масла в двигатели автомобилей Вольво:

  1. D4 2.0 181 л.с. – 6 л;
  2. D 2.0 163 л.с. – 5,9;
  3. T5 2.0 245 л.с. 5;
  4. D 2.4 – 6;
  5. T6 3.0 – 6,8;
  6. B 3.2 – 6,8 л.

Для обеспечения функциональной работоспособности движка замену масла рекомендуется проводить по достижению 10 тыс. км пробега.

Масло для Вольво S60

Для Volvo S60 первых и вторых поколений рекомендуется использовать автомасла с индексом вязкости 5w30:

  1. Motul 8100 Eco energy;
  2. Top Tec 4300;
  3. Specific 913D;
  4. Ravenol FO.

Объем замены масла для каждой модели двигателя:

  1. T4 1.6 – 4,1 л;
  2. T5 2.0 – 5,4;
  3. D 1.6 – 3,8;
  4. AWD 2.4 – 5,8;
  5. D 2.4 – 5,9;
  6. D5 2.4 – 6,2;
  7. T6 AWD – 6,8;
  8. T 2.3 – 5,8 л.

Интервал замены – 10-15 тыс. км пробега.

Масло для Вольво 850

Автомобили Volvo 850 работают на синтетике со степенью вязкости 5w40. В качестве альтернативного варианта рекомендуется заливать 10w40. Как правило, объем варьируется в зависимости от модели двигателя: 4-7 литров.

Согласно отзывам, автолюбители предпочитают использовать следующие масла:

  1. Равенол TSI 10w40;
  2. Йоко 5w40;
  3. Валволин Макслайф 5w40;
  4. Бардаль XTC;
  5. Шелл Хеликс HX8.

Замена выполняется по достижению 10-12 тыс. км пробега.

В целом же, выбирая, какое масло заливать в двигатель Вольво для обеспечения функциональной работоспособности и защиты механизмов ДВС, всегда лучше полагаться на рекомендации автопроизводителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: