Выпишите только подчинительные словосочетания укажите в них вид подчинительной связи волга работает

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Выпишите только подчинительные словосочетания укажите в них вид подчинительной связи волга работает

Вариант проверочной работы содержит 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения.

Задания 1-4, 6-9, 15-16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10-14, 17 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Дли(н,нн)ой бл. стающей полосой тянется с (З,з)апада на (В,в) осток (Т,т)аймырское озеро.(4) На севере возвышаются каме(н,нн)ые глыбы за ними маяч. т ч. рные хребты. Весе(н,нн)ие воды пр..носят с верховьев следы пр. бывания человека рва(н,нн)ые сети поплавки полома(н,нн)ые(3) вёсла и другие немудрё(н,нн)ые принадлежности рыбач..его обихода.
У заболоче(н,нн)ых(2) берегов тундра ог. лилась только кое(где) белеют и бл. стят на со. нце пятнышки снега. Ещё крепко держ. т ноги скова(н,нн)ая льдом мерзлота и лёд в устьях рек и реч. нок долго будет стоять а озеро очистит. ся дней через десять. И тогда песча(н,нн)ый берег залитый светом перейдёт в таинстве(н,нн)ое свечение со(н,нн)ой воды а дальше – в торжестве(н,нн)ые силуэты и пр. чудливые очертания противоположного берега.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания
1) знак (не)равенства, (не)слышно шума, трава ещё (не)скошена;
2) (не)ряшливый вид, путь (не)близок, а далёк, (не)читал книгу
3) несмотря на (не)погоду, (не)погасив костра, выказать (не)допонимание
4) (не)обладающий тактом, (не)выглядел смешным, афиши (не)расклеены
Ответ:

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН
1) воробьи(н, нн)ые стаи, броше(н, нн)ый камень , золочё(н, нн)ое блюдо
2) запута(н, нн)ые ответы, покуса(н, нн)ые москитами животные ,её манеры изыска(н, нн)ы
3) актёры ю(н, нн)ы, оловя(н, нн)ый солдатик, лица вымаза(н, нн)ы сажей
4) назва(н, нн)ый брат, тка(н, нн)ая золотом скатерть, фаза(н, нн)ий питомник
Ответ:

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Дефис, торты, красивее, километр.
Ответ:

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку.
2) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
3) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
4) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
Ответ:

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 − 17.

(1) Человек, не любящий книгу, несчастен, но не всегда догадывается об этом. (2) Может быть, жизнь его наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события – сопереживания и осмысления прочитанного. (3) Некоторые люди, говоря о любви к чтению, добавляют, что им нравится читать, но. только не стихи. (4) В этих словах кроется неправда, потому что человек, не испытывающий любви к поэзии, не может по-настоящему любить прозу.

(5) Разумеется, читателю прозы необходимо обладать артистизмом восприятия. (6) Но обаяние именно поэзии гораздо больше, чем прозы, скрывается не только в мысли, в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (7) Именно поэтому воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе.

(8) Подлинное прочтение художественного слова подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей. (9) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух. (10) Но в том, что такой слух можно воспитать, я убеждён.

(11) И я хотел бы выразить мою запоздалую, но глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (12) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней я оставался бы преданным читателем поэзии.

(По К.И. Чуковскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:

8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ:

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение музыка слова (музыке слова) из предложения 6. Запишите ответ.
Ответ:

10. В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила». Выпишите это слово.
Ответ:


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) жизнь наполнена;
2) важного события;
3) по-настоящему любить;
4) любить прозу;
Ответ:

12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Ответ:

13. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Ответ:

14. Среди предложений 4-7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ:

15. Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:

16. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:

17. Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ _ 0, но 0]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ:

Решать задание 11 ВПР 2020 по русскому языку - 8 класс

Формулировка задания 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

Вариант 1. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) для животного;
2) изоляция от общества;
3) тяжелым наказанием;
4) люди относятся

Вариант 2. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) жизнь наполнена;
2) важного события;
3) по-настоящему любить;
4) любить прозу;

Вариант 3. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) который понимает;
2) со своей жизнью;
3) откуда-то взялись;
4) нам кажется.

Вариант 4. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли
2) непрерывного роста
3) слова отмирают
4) произносятся по-другому

Вариант 5. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) общественный порядок;
2) неуважение к обществу;
3) буян и драчун;
4) слово утвердилось.

Вариант 6. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) рукописные книги;
2) думать о значении;
3) потребовалась работа;
4) донца прялок.

Вариант 7. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Даль гордился
2) гордился трудом
3) открыл и изучил
4) крупнейшего лингвиста

Вариант 8. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) величавое огромно
2) двухэтажное здание
3) грандиозное и огромное
4) вид планеты

Вариант 9. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) страница книги
2) огромный экран
3) вместе и вслух
4) с волнением вспоминают

Вариант 10. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) что сделал бы
2) первая профессия
3) он остался агрономом
4) мир поэзии

Вариант 11. Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) прекрасно выразил
2) можно сказать (предложение 3)
3) она подобна
4) читательское восприятие

ВПР 8 класс (задание 11)

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) работники сохраняют
2) сохраняют красоту
3) в музейных залах
4) происходят редко

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) держаться перед публикой
2) непреодолимые препятствия
3) которое покорило
4) прилежно учился

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) частичная правота
2) уступать из трусости
3) принять победу
4) это красиво

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) беззаботный человек
2) хорошо работать
3) уступить место
4) есть сознание

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) оживлённо беседуют
2) нашего письма
3) вступили в беседу
4) один говорит

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) примыкаете к сторонникам
2) маленькие дети
3) это верно
4) легко угадать

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) отношение к миру
2) глубокий смысл
3) это будет
4) противно смотреть

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) запахи грибов
2) жёлтый дождь
3) как за кустом
4) неслышно оседает

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) помалу спадает
2) утихает ветер
3) ветровые потоки
4) набирают высоту

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

Задания 11. Распознавание подчинительного словосочетания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли

2) непрерывного роста

3) слова отмирают

4) произносятся по-другому

2. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Блуждающую судьбу

2) Художник всматривался

3) Не похож разительно

4) Предстать перед публикой

3. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Прорастает из зёрнышка

2) Нашей культуры

3) Видишь частенько

4) Всё начинается

4. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Жизнь состоит

2) Состоит из противоречий

3) Угольно-чёрного жеребца

4) Преодолевать постоянно

5. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Собственной жизнью

2) Выйти и сказать

3) Раскрыть реально

4) Закон эволюции

6. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) Беседы учителей

3) Океан подхватывает

4) Постоянно думаем

7. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Долго не светало

2) Ветки скрежетали

3) Ветки деревьев

4) Замороженное стекло

8. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Великих изобретений

2) Поднимался на высоту

3) Человечество доверило

4) Двигаться вперёд

9. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Забота направлена

2) Отношения между людьми

3) Непосредственную связь

4) Появляется рано

10. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Выбирает интуитивно

2) Личностная задача

3) Облегчать страдания

4) Прожить и получить

11. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Гражданин Отечества

2) В деревенском музее

3) Свидетельства собраны

4) Указал на возможность

12. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Встретился впервые

2) Любовь родилась

3) Пышных облаков

4) Самые вершины

13. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Достал и начал писать

2) Истребительный полк

3) Слушая рассказ

4) Развязавших войну

14. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) После морозной ночи

2) Напоминает о человеке

3) Сибиряки любят

15. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Русская матрёшка

3) Бревно высушено

4) Преобладали первоначально

16. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Краска приобретает

2) Расписанные изделия

3) Превосходно подходящих

4) Возникновение промыслов

17. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Русь славилась

2) Огромная страна

3) Славилась храбростью

4) Увидевший однажды

18. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Подвиг защитников

2) Фашистская армия

3) Мотоциклисты показались

4) Быстро сломлено

19. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Приходят в голову

2) Хорошие слова

3) Такой словарь

4) Чистый и гибкий

20. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Волга работает

2) Впитала в себя

3) Прекрасными просторами

4) Работает сейчас

21. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Расстрелять лётчика

2) Попал под огонь

3) Высокое звание

4) Война застала

22. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Является родиной

2) Разбросав хаотично

3) Цветы относятся

4) Гигантская разница

23. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи

1) Никогда и никому

2) Стоя у мемориала

3) Сложно представить

24. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Взглядах на воспитание

2) Демонстрировали публично

3) Мудрость гласит

4) Крестьянских семьях

25. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) Рассказывает о семье

3) Истинно русское

4) Готовят из неё

26. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Интеллигентность обнаруживается

2) Заботится об истине

3) Выслушает противника

4) Умный спорщик

27. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) посетил собор

2) долгого времени

3) это случилось

28. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) обоих текстов

3) используют рентген

29. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) мысленно представляете

2) с современной жизнью

3) страдает человек

4) тренирует логику

30. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) слегка смягчить

3) крепкая дружба

4) книга прочитана

31. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) мысленным взором

2) называли тогда

3) собирать книги

4) Ярослав правил

32. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) оценить по-настоящему

3) от детских впечатлений

4) ликами зданий

34. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) откровенная фальшь

2) внимание зрителя

3) строго посмотрел

35. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) глотки воздуха

2) нормально дышим

3) живая травинка

4) человек задыхается

36. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) на ледяном поле

3) смотрел всегда

4) побуждать к исправлению

37. Задание 11 № 2030

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) по-настоящему сильный

3) отношение к языку

38. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) полезную вещь

2) мешочек для перьев

4) отчётливо виделась

39. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) быстро приехал

2) поддержать устремления

3) творческую деятельность

4) природа созидательна

40. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) важнейших свойств

2) чрезвычайно важно

3) обладают памятью

4) остаются следы

41. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) голос инструктора

2) хорошенько выдохнуть

3) хорошее слово

4) ограниченность мешает

42. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) в молодые годы

2) постепенно снижается

3) друзья молодости

43. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) по дождевым лужам

3) оно возвращалось

4) медленно возвращалось

44. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) воздействие музыки

3) музыкальный инструмент

4) слушать внимательно

45. Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

Подчинительная связь в словосочетании и предложении

Подчинительная связь между словами – это такой вид связи, при котором одно слово зависит от другого, подчинено ему. Синтаксические единицы, образованные таким способом – словосочетания, из которых образуются более крупные конструкции – распространённые предложения.

Как определить подчинительную связь

Подчинение определяется по следующим признакам:

  1. Из двух входящих в конструкцию слов одно будет главным, а второе – поясняющим его зависимым.

Песчаная пустыня – речь идёт о пустыне , значит, это слово основное, главное. Слово песчаная поясняет, определяет его. В отсутствие главного теряет смысл, поскольку признак не существует сам по себе, его носителем должен быть предмет. Это зависимое слово, подчинённое главному.

  1. От первого ко второму задаётся вопрос.

Уйти в горы – словосочетание, в котором основную информацию несёт слово уйти , а второе поясняет его, отвечая на заданный от него вопрос куда?

Схематически взаимосвязь слов в словосочетании выглядит так:

Подчинительная связь в словосочетании и предложении

Типы подчинительной связи в словосочетании

В зависимости от задаваемого вопроса и входящих в состав конструкции частей речи определяется тип подчинения. Типов выделяется три:

  • согласование (счастливый финал , сданный экзамен , пятый этаж );
  • управление ( наслаждаться покоем, сойти с палубы, сказать кому-то);
  • примыкание ( говорить оглядываясь, слушать заинтересованно, собраться погулять).

Согласование

Согласуются при подчинении части речи, имеющие сходные грамматические признаки. Среди постоянных признаков имени существительного выделяется род. К непостоянным относятся число и падеж. У имени прилагательного есть те же грамматические категории, но все три принадлежат к непостоянным, то есть признак способен «подстроиться» под предмет и принять грамматическую форму, в которой употреблено слово с предметным значением – согласоваться с ним. В роли подчинённого слова выступают части речи со значением признака предмета:

Часть речиПримеры
Имя прилагательное полная луна
новый дом
чистое небо
Причастие сданный экзамен
поющая птица
потерявшийся ключ
Порядковое числительное сто четвёртая страница
девятнадцатый век
второе предупреждение
Местоимение, заменяющее прилагательное чей-то голос
последняя попытка
своё жилище

При согласовании зависимое слово:

  • отвечает на вопрос прилагательного;
  • обозначает признак или порядковый номер предмета или указывает на них;
  • изменяет грамматическую форму при изменении её у главного (узкая тропинка – узкую тропинку, узкие тропинки и т.д.).

Управление

Если главное слово управляет зависимым, требуя от него определённой формы, но не той же, в которой употреблено само, такой вид подчинения называется управлением.

При согласовании предметным значением обладает главное слово, при управлении – зависимое, в роли которого выступает существительное или субстантивированные (употреблённые в значении существительного) части речи:

  • лететь на дельтаплане ;
  • перевязать раненого ;
  • вылечить больных .

Вопрос от главного слова к зависимому задаётся падежный. В роли главных употребляются:

  1. существительное ( выплавка металла, стог сена);
  2. прилагательное ( знакомый читателям, добр к животным);
  3. числительное ( пятеро друзей, девятый в ряду);
  4. местоимение ( некоторые из слушателей, любой в группе);
  5. глагол ( возиться в огороде, надеть куртку);
  6. деепричастие ( подъезжая к городу, вылив воду);
  7. причастие ( сметённый ураганом, задремавший в кресле);
  8. наречие ( холодно для купания, далеко от станции).

Управляемое слово в словосочетании:

  • существительное или другое слово с предметным значением;
  • ставится при главном в заданную форму;
  • не изменяется при изменениях главного (листать журнал – листаю журнал , листала журнал и т.д.).

Примыкание

Неизменяемое слово не согласуется и не управляется, так как не имеет непостоянных характеристик, которые поддавались бы изменениям. Грамматическая связь в этом случае между элементами синтаксической конструкции отсутствует, остаётся смысловая, а в устной речи и интонационная. Примыкают без изменения характеристик:

Часть речиПримеры
Наречиепоявиться неожиданно
вернуться обратно
догонять бегом
Деепричастиеотбрасывать не глядя
ползти извиваясь
увидеть оглянувшись
Инфинитивталант слушать
поехали купаться
необходимо проверить
Прилагательноев сравнительной степенигруз потяжелее
дерево толще
результаты ощутимее
неизменяемоетемп аллегро
платье макси
ткань джерси

Неизменяемость подчинённого слова – отличительный признак примыкания.

Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

Традиционная лингвистика, а вслед за ней школьная программа признают словосочетаниями только подчинительные конструкции. Сторонники альтернативной точки зрения причисляют к словосочетаниям синтаксические конструкции со связью:

  • предикативной – равноправные подлежащее и сказуемое, между которыми допускается постановка вопроса в обоих направлениях (снег что делает? идёт; идёт что? снег);
  • сочинительной , соединяющей однородные члены предложения (грибы, ягоды и цветы).

Не относятся к словосочетаниям:

  1. составные формы частей речи (будут петь – будущее время глагола, пусть расскажет – повелительное наклонение глагола, более долгий, самый долгий – сравнительная и превосходная степени прилагательного, менее сыро – сравнительная степень наречия);
  2. сочетание самостоятельного слова со служебным (под деревом, не изменилось, ни разу);
  3. фразеологизмы (повесить нос, сесть в галошу).

Внутри таких конструкций вопрос от одного элемента к другому не задаётся, всё сочетание отвечает на общий вопрос целиком.

Подчинительная связь в предложениях

Нераспространённое высказывание, состоящее из подлежащего и сказуемого, не включает подчинительных конструкций. В распространённом подчинительная связь присоединяет второстепенные члены.

  • Из открытого окна далеко разносилась музыка .

В роли главных в словосочетаниях выступают и элементы грамматической основы, и второстепенные члены предложения. В роли зависимых – только последние. Присоединяя слова способом подчинения, то есть включая в состав подчинительные сочетания слов, нераспространённое предложение распространяется.

Введите ответ в поле ввода

Из предложений 1–5 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(1)Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым.

(2)Почему надо? (3)А потому. (4)Вот так принято. (5)Иначе накажут, или выгонят, или будут презирать…

(6)С одной стороны, это хорошо и правильно. (7)Культивировалось поведение, которое позволило выстоять и подняться в борьбе с природой и врагами. (8)То, что способствует выживанию и процветанию общества, то есть большинства людей, и есть истинно, иначе все погибнем. (9)Тут критерием истины выступает практика, всё выясняется через опыт поколений.

(10)С другой стороны, эти практические предписания отбивали у людей необходимость думать и решать самим. (11)Большинство всегда и не хотело (и не могло) думать и решать самостоятельно. (12)Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться до всех первопричин сами…

(13)Дети всегда спрашивают: «Почему?». (14)И получают ответ: «Потому». (15)В юности этот вопрос приобретает всё более общий характер, а ответ становится всё менее вразумительным: «Потому что есть такой закон природы», или «Потому что надо поступать хорошо, а не плохо», или «Потому что за это накажут, а за это поощрят»…

(16)Естественно, что именно в юности, при выборе пути, человек пытается осознать своё предназначение: зачем он явился на этот свет? (17)Потом эти мысли и движения души обычно исчезают, сглаживаются – некогда: работать надо, семью кормить, карьеру строить, купить то-сё.

(18)А потом в старости сидит человек и думает: и зачем мне нужны были все эти мои труды и мучения? (19)На тот свет ничего с собой не возьмёшь…

(20)И кто поумней отвечает ему: человек должен делать в жизни самое большее, на что он способен. (21)Большому кораблю – большое плавание. (22)Кому полмира покорить, кому сад посадить, кому детей поднять – каждому своё. (23)Мог ты сделать то-то и то-то, а вот не сделал. (24)Не угадал своё предназначение. (25)Глуп был и слаб, отвечает старик, да и на кой чёрт оно всё, мир не переделаешь, всё суета сует, все помрём. (26)Во, отвечает другой, поэтому не надо вообще дёргаться и напрягаться, а надо жить в святости и размышлять о вечном и бренности бытия, раз конец всё равно один.

(27)Тамерлан говорил так: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я». (28)Тут с местом и ролью человека всё понятно. (29)По крайней мере ему самому и всему окружению…

(30)Однако большинству людей их место не нравится, и своей ролью они не удовлетворены. (31)И почему судьба их сложилась так, а не иначе, они объясняют двумя словами: «характер» и «обстоятельства». (32)Что есть одна из форм старого родительского ответа «а потому что так». (33)А почему такой характер? (34)А почему такие обстоятельства? (35)Потому что генетика и уровень развития общественно-экономических отношений. (36)А почему? (37)И зачем?

*Михаил Иосифович Веллер (родился в 1948 г.) – писатель, публицист.

Выпишите только подчинительные словосочетания укажите в них вид подчинительной связи волга работает

Упражнения

1. Выпишите словосочетания.

У каждого человека, сидел и молчал, этого лета, мимо меня, сквозь иней, в течение года, грядка под огурцы, сидя в темноте, дом на набережной, дочитал рукопись, речка блестит, через поток, обещал помочь, лежал туман, сначала тянулись, за поворотом, эту дорогу, вследствие непогоды, закончил впоследствии, слово без суффикса, краски и холсты, сквозь щели, кто-то незнакомый, пахло сеном, подошли и остановились, вокруг дома, наступила осень, добрые и талантливые.

2. Составьте по 3 словосочетания на каждую схему.

3. Распределите в группы именные, глагольные и наречные словосочетания.

Говорить по-немецки, низкий голос, запах фиалки, очень нежно, свернули с дороги, топот ног, был около дома, спрятал между страницами, небольшой рассказ, слова поэта, не оборачиваясь на нее, чувство родственности, никому не верят, слишком громко, сделать лучше, многих слов, принять гостей, букеты цветов, пахнет сеном, отвечая на вопросы, костюм пирата, белесый туман, почти всегда, период дождей, так сильно, гигантский город, уставшие путники, снова увидел, тех дней, возродиться из пепла, все лето, шутили всюду, отчаянно влюбиться, холод ночи, все это, предчувствие солнца, расти во сне, живые образы, очень волнуясь, смотреть искоса, поздно ночью.

4. Прочитайте предложения. Выпишите все словосочетания со связью согласование. Выделите графически главное слово.

(1)Ночью пассажирский пароход вышел из последнего шлюза на Волго-Донском канале и дал протяжный гудок.

(2) Начиналось Цимлянское море. (З)Берегов нового моря не было видно. (4)Только огни бакенов раскачивались на взволнованной ветром воде, а на западе мигали далекие зарницы. (5)В их беглом блеске появлялись и гасли тяжелые громады низких облаков.

5. Прочитайте предложения. Выпишите все словосочетания со связью управление. Выделите графически главное слово.

(1)Командир полка, в который получил назначение сотник Листницкий, стоял в Березнягах на квартире у священника. (2)Сотник распрощался на площади с врачом, гостеприимно предоставившим ему место на санитарной двуколке, и пошел, на ходу отряхивая мундир от пыли, расспрашивая встречных о местопребывании штаба полка.

6. Прочитайте предложения. Выпишите все словосочетания со связью примыкание. Выделите графически главное слово.

(1) Мне оставалась только одна охота. (2)Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. (3)Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. (4)Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно.

(5)Понятно, я ухватился жадно за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

7. Подчеркните грамматические основы. Найдите словосочетания и определите тип подчинительной связи.

(1)Маленький ручеек. (2)Вода немного коричневатая.

(3) Она не течет, а сочится из мхов, от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. (4)Летают стрекозы, снуют по воде жуки-водомерки, окунек размером с мизинец полосатым тельцем жмется к тонкому стеблю водяной травки. (5)Вода прозрачная и кажется неподвижной. (6)Но вот ты кинул ольховый листок, и вода медленно потянула его в проход между стенками таволги и осоки. (7)Течение есть. (8)И течет это Волга. (9)Хотя странно называть Вол

гой ключик, который можно перешагнуть, над которым челноком, охотясь на комаров, порхает резвая трясогузка, в который издалека, снизу заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет, тут начало реки.

8. Отметьте случаи неверной характеристики словосочетаний. Объясните почему?

9. Выпишите из текста все словосочетания, разделяя их на три группы по типу подчинительной связи.

(1)Симбирск оказался тем городом, где начался закат славы Стеньки Разина. (2)Отряды повстанцев никак не могли взять город, затем подоспели войска иноземного строя и в октябре 1670 года разгромили мятежников.

(3) Сам атаман был ранен, и его отправили вниз по Волге.

(4) В царицынские ворота повстанцам пришлось стучаться долго, хотя здесь и оставался на управлении верный Разину казачий атаман. (5)Из Царицына Степан Разин отправился на Дон, пытался оттуда снова рассылать свои грамоты, но прежней поддержки не нашел. (6)Вскоре он был схвачен домовитыми казаками и отправлен в Москву.

(Г. Самойлов, В. Супрун)

10. Прочитайте предложение. Выполните задания А—В.

Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

A. Выпишите из предложения все подчинительные словосочетания со связью согласование.

Б. Выпишите из предложения все подчинительные словосочетания со связью примыкание.

B. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании тот листок.

11. Прочитайте предложение. Подчеркните грамматическую основу. Выполните задания А—Б.

Все в жертву памяти твоей:

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

А. Выпишите из предложения все подчинительные словосочетания со связью управление.

Выпишите из предложения словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное сло­во, выделяются следующие словосочетания:

• именные: яркие цветы (главное слово - существитель­ное), очень скромный (главное слово - прилагательное), две подруги (главное слово - числительное); кто-то из ребят (главное слово - местоимение);

• глагольные: смотрит вдаль (главное слово - глагол);

• наречные: вместе с сестрой (главное слово - наречие).

Виды связи между словами в словосочетаниях.

Согласование это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею (какой?) - согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже).

Управление - это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание -это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием,это основа предложения.

Также не являются словосочетанием слова с предлогами -за домом; слова, соединенные сочинительной связью -умный и обаятельный)

Тест

Определите тип словосочетаний (а) глагольное; б) именное; в) наречное).

1) сформулировать тезис;

2) желанный гость;

3) ослепительное солнце;

4) охотно поддерживать;

5) куда-нибудь подальше;

6) участвовать в соревнованиях;

8) искусство игры;

9) упорно стремиться;

10) слева от тебя;

11) игра в волейбол;

Укажите вид связи в словосочетаниях (а) согласование; б) управление; в) примыкание).

2) препятствовать движению;

3) написать выступление;

4) очень забавный;

5) говорить волнуясь;

6) независимый эксперт;

7) на третьем этаже;

8) говорить вполголоса;

9) нарушение правил;

10) гуляли в парке;

11) забочусь о тебе;

12) надо подумать.

В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?

а) появившийся из-за поворота, переведенный на пять языков; всеми уважаемый, прочитавший

б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательней;

в) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление;

г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, неда­леко от реки.

4.Каков единственно правильный ответ вопроса для построе­ния словосочетания

доказывать + сущ.?

Практикум № 1 (словосочетания)

Какой тип связи используется в словосочетании ПРЕВОСХОДИЛИ ОРИГИНАЛЫ в данном предложении?

Переводы эти настолько превосходили оригиналы, что многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим божественным глаголом, сам Пушкин.

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Всё-таки язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества.

Какой тип связи используется в словосочетании МЕТКО ГОВОРЯТ?

Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

Выпишите из предложений словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.

Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

6. Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении?

Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.

Выпишите из предложений словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему?

Выпишите из предложений словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ.

Выпишите из предложения словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Подчинительные словосочетания и виды подчинительной связи

Подчинительные словосочетания и виды подчинительной связи

Словосочетание — это пара слов, находящаяся в грамматической, смысловой зависимости, это тот кирпичик, благодаря которому строится, ширится предложение, становится распространенным, более понятным и не нуждающемся в дальнейшем пояснении. Фактически все они являются подчинительными.

Словосочетания создают предложение и выделяются из него.
Весенний ветер несет тепло в городские квартиры.
Ветер (что делает?) несёт — это грамматическая основа, словосочетанием не является, т.к. образует самостоятельное предложение, хотя и вызывает много вопросов своей недосказанностью.
Ветер (какой?) весенний; несет (что?) тепло; несет (куда?) в квартиры; квартиры (какие?) городские — это словосочетания.

Между словами при подчинительной связи прослеживается строгая иерархия: одно слово подчиняется другому по законам грамматике и по смыслу.

улетают на юг (куда?) — подчинительное словосочетание, где улетают — подчиняющая часть, а на юг — зависимая часть (подчиненная), куда? — вопрос, подтверждающий подчинительную связь.

пойдем за грибами (за чем?)
раннее утро (какое?)
берег реки (чего?)
девушки с веселыми лицами (какие?)
сильно загрохотало (как?)
его комната (чья?)
стоять у доски (где?)
прибывает в три часа (когда?)

Рассмотрим виды подчинительной связи:

Подчинительная связь согласование

второй подъезд (какой?)
моя мечта (чья?)
дышащий материал (какой?)
багровый закат (какой?)
на твоей машине (на чьей?)
мамина квартира (чья?)

Вид связи, при которой форма подчиненного слова определяется подчиняющим словом, называется согласованием. В этом случае подчиняющим словом является существительное, а подчиненное слово выражено прилагательным, числительным, местоимением или причастием в том же числе, падеже и роде. Изменение главного слова ведет к изменению и зависимого.

летний дождь (какой?)
Дождь и летний находятся в единственном числе, в Именительном падеже, в мужском роде.
Летнего дождя (какого?)
Дождя и летнего находятся в единственном числе, в Родительном падеже, в мужском роде.

Подчинительная связь управление

сидим дома (где?)
гнал на автомобиле (на чем?)
ветка сирени (чего?)
варенье из абрикосов (из чего?)
вторым из кандидатов (из кого?)
слева от дороги (от чего?)
выше радуги (чего?)

Управление — такой тип подчинительной связи, при котором главное слово требует определенного косвенного падежа у подчиненного (зависимого) слова. Главным в такой связи выступает

  • глагол;
  • существительное;
  • числительное;
  • наречие.

Подчинительным словом является существительное с предлогом или без в определенном косвенном падеже.
Пишет письмо (что?)
Писал письмо (что?)
Пиши письмо (что?)
Написал бы письмо (что?)
Изменения главной части не несут за собой изменения определенного падежа зависимой части.

Подчинительная связь примыкание

желание учиться (какое? что делать?)
смотрел не мигая (как?)
очень ласковый (как?)
стоит облокотившись (как?)
мыслить позитивно (как?)

Если в качестве подчинительной связи выступает примыкание, то подчиняющее и подчиненное слово соединяются между собой не благодаря грамматике, а только за счет смысла. Определяется порядком слов в предложении и интонацией. Зависимыми словами в связи-примыкания являются деепричастие, наречие или инфинитив.

Способ подчинительной связи характерен не только для словосочетаний, но и для предложений. Придаточные предложения присоединяются к главному союзами или союзными словами: когда, чтобы, с тех пор как, который и другие.
Когда мы вернулись домой, нас ждал вкусный ужин.
Нас ждал вкусный ужин — главное предложение, когда мы вернулись домой — придаточное предложение, когда — союз и вопрос, объясняющий связь предложений.

Читайте также: