Зачем форд красил углы на заводе

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Почему Генри Форд заставлял в цехах красить углы в белый цвет?

Форд прекрасно понял что такое культура производства. Он понял одно, не может быть производства качественного изделия в захламленном цеху. Так же, как затертые, старые, заляпаные чертежи, не способствуют изготовлению качественной детали. Грязная драная спецовка способствует выходу из рук рабочего бракованной детали. Потому и цеха должны быть чистыми, а так как в углах сваливались различные отходы, Форд приказал красить их в белый цвет, чтобы рука не поднялась бросить мусор в эту чистоту. А на вопрос,- зачем белые углы в цехах? Форд отвечал,- чтобы машины выходили качественными!

Чтобы рабочие туда всякого хлама меньше кидали, ведь в тёмных углах цеха мусор менее заметен.

Чистота и порядок в цехе способствовали качеству производимого продукта - автомобилям "Форд".

Хоть и приписали белые углы Форда к качеству его авто, думаю это было похоже больше на современную подготовку цеха к хаску)) Я лично вижу в этом просто бзик хозяина-самодура вот и всё. Настоящий профессионал закрутит гайку качественно не зависимо от того какого цвета угол в помещении и что в нем стоит или он пуст. Причина качества кроется в прогрессе, конкуренции и требованиях. Приведу пример создания Т-34,который опередил время на много лет и стоит до сих пор на вооружении в странах 3 мира. В грязном цехе голодными и уставшими людьми, была создана супер-техника того времени, благодаря которой, в том числе, СССР одержал великую победу.

Так что играло решающую роль, чистота в цехе или мотивация?

Сейчас даже в современной России нет практически хозяина не издевающегося над своими подчиненными по своему усмотрению и не устанавливающего свои правила на производстве, которые зачастую не помогают, а наоборот мешают работать, создавая дополнительные сложности рабочим. Человек начинает больше думать не о том как бы ему быстрее и лучше сделать работу, а не торчит ли волосок из под шапочки, за который оштрафуют. Сейчас например в моде удаление всех карманов со спецовки)) Фиг с ним что у бочки дно сгнило, нужно покрасить, что бы красиво смотрелась))- так я это вижу.

Ну так касаемо углов. Считаю угол, как часть помещения, самую бесполезную и не используемую человеком для работы и ходьбы. Если не ставить вещь в угол, её придется ставить в место где оно будет просто мешаться и даже ходить. Например когда дома вы ставите мебель, шкафы, холодильники, тумбочки и так далее, вы же не отодвигаете их из угла, сокращая жилплощадь, для того что бы хорошо выметался мусор. Не использование углов считаю не совсем, а может и совсем не правильным распределением пространства. Хлам можно выкинуть и из черного угла, а полезная вещь и в белом будет полезна и не будет мешаться на проходе.

Так что считаю белые углы в механическом цехе - это бзик, мой цех, что хочу то и ворочу, я хозяин. А качество, которое как то связывают с чистотой углов, пришло вместе с цивилизацией.

И уж тут скорее наоборот, вместе с цивилизацией пришла и чистота в производственные помещения. Даже масло стало белее, а чертежи точнее благодаря компьютерам. имхо.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах



Знаменитый первопроходец автомобильного рынка Генри Форд сто лет тому назад требовал от своих рабочих делать много странных вещей. Например, знаменитый бизнесмен регулярно распоряжался, чтобы углы цехов на его заводах были покрашены преимущественно белой краской. Сам индустриальный король заявлял, что: так и машины с конвейера лучше выходят. Разберемся, что здесь к чему.

Зайдем издалека. Дело в том, что существует этакое понятие под названием «производственная культура». Если она находится на предприятии на низком уровне, то в ближайшее время жди беды. Ведь именно уровень производственной культуры определяет, насколько качественно будут выполняться все работы и насколько высока будет вероятность брака изделия. Правильное начальство на заводе (и не только) всеми силами и средствами будет бороться за повышение качества работы и стараться поднимать как можно выше уровень культуры трудящихся, уровень их ответственности к своему труду.

Ярким примером борьбы за производственную культуру является история, не побоимся этого слова, легендарного конструктора артиллерийский оружий Грабина Василия Гавриловича. В своих воспоминаниях он ярко сетовал на то, что бороться за высокий уровень производственной культуры в 1930-х годах было очень сложно. Однако делать это было необходимо, чтобы сократить количество бракованных изделий, увеличить выработку и поднять общий уровень качества сборки.

Грабин пытался предпринимать самые разные меры в борьбе за качество, однако все они давали или недостаточный, или временный эффект. В результате инженеру пришлось буквально навести на заводах армейскую дисциплину! И это помогло.

Грабин также в свое время добился, чтобы самые важные производства были перемещены в помещения с хорошим проветриванием и естественным освещением. Такие, казалось бы, мелочи сразу же дали положительный эффект.

Именно из-за борьбы за производственную культуру в Советском Союзе в обязанности рабочих также входили задачи по уходу и благоустройству территории рядом со своим предприятием. Например, приведением в порядок газонов и тротуаров. Даже корзины для мусора на рабочих местах должны были всегда своевременно чиститься.

К чему была приведена эта история? Да к тому, что ситуация на заводах Форда на заре автомобильной эпохи обстояла аналогичным образом. Поначалу там царило страшное разгильдяйство, а слово «дисциплина» было и вовсе ругательным. Более того, у рабочих была плохая привычка выбрасывать мусор и всякий хлам в углы цеха. Все это мешало трудовой деятельности, поэтому Генри Форд начал наводить порядок, заставив рабочих следить за собой и за заводом. Углы стали красить светлой краской, дабы всегда было отчетливо видно, что они пусты.

uCrazy.ru

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Знаменитый первопроходец автомобильного рынка Генри Форд сто лет тому назад требовал от своих рабочих делать много странных вещей. Например, знаменитый бизнесмен регулярно распоряжался, чтобы углы цехов на его заводах были покрашены преимущественно белой краской. Сам индустриальный король заявлял, что: так и машины с конвейера лучше выходят. Разберемся, что здесь к чему.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Зайдем издалека. Дело в том, что существует этакое понятие под названием «производственная культура». Если она находится на предприятии на низком уровне, то в ближайшее время жди беды. Ведь именно уровень производственной культуры определяет, насколько качественно будут выполняться все работы и насколько высока будет вероятность брака изделия. Правильное начальство на заводе (и не только) всеми силами и средствами будет бороться за повышение качества работы и стараться поднимать как можно выше уровень культуры трудящихся, уровень их ответственности к своему труду.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Ярким примером борьбы за производственную культуру является история, не побоимся этого слова, легендарного конструктора артиллерийский оружий Грабина Василия Гавриловича. В своих воспоминаниях он ярко сетовал на то, что бороться за высокий уровень производственной культуры в 1930-х годах было очень сложно. Однако делать это было необходимо, чтобы сократить количество бракованных изделий, увеличить выработку и поднять общий уровень качества сборки.

Грабин пытался предпринимать самые разные меры в борьбе за качество, однако все они давали или недостаточный, или временный эффект. В результате инженеру пришлось буквально навести на заводах армейскую дисциплину! И это помогло.

Интересный факт: Грабин также в свое время добился, чтобы самые важные производства были перемещены в помещения с хорошим проветриванием и естественным освещением. Такие, казалось бы, мелочи сразу же дали положительный эффект.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Именно из-за борьбы за производственную культуру в Советском Союзе в обязанности рабочих также входили задачи по уходу и благоустройству территории рядом со своим предприятием. Например, приведением в порядок газонов и тротуаров. Даже корзины для мусора на рабочих местах должны были всегда своевременно чиститься.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

К чему была приведена эта история? Да к тому, что ситуация на заводах Форда на заре автомобильной эпохи обстояла аналогичным образом. Поначалу там царило страшное разгильдяйство, а слово «дисциплина» было и вовсе ругательным. Более того, у рабочих была плохая привычка выбрасывать мусор и всякий хлам в углы цеха. Все это мешало трудовой деятельности, поэтому Генри Форд начал наводить порядок, заставив рабочих следить за собой и за заводом. Углы стали красить светлой краской, дабы всегда было отчетливо видно, что они пусты.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Знаменитый первопроходец автомобильного рынка Генри Форд сто лет тому назад требовал от своих рабочих делать много странных вещей. Например, знаменитый бизнесмен регулярно распоряжался, чтобы углы цехов на его заводах были покрашены преимущественно белой краской. Сам индустриальный король заявлял, что: так и машины с конвейера лучше выходят. Разберемся, что здесь к чему.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской


Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Зайдем издалека. Дело в том, что существует этакое понятие под названием «производственная культура». Если она находится на предприятии на низком уровне, то в ближайшее время жди беды. Ведь именно уровень производственной культуры определяет, насколько качественно будут выполняться все работы и насколько высока будет вероятность брака изделия. Правильное начальство на заводе (и не только) всеми силами и средствами будет бороться за повышение качества работы и стараться поднимать как можно выше уровень культуры трудящихся, уровень их ответственности к своему труду.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Ярким примером борьбы за производственную культуру является история, не побоимся этого слова, легендарного конструктора артиллерийский оружий Грабина Василия Гавриловича. В своих воспоминаниях он ярко сетовал на то, что бороться за высокий уровень производственной культуры в 1930-х годах было очень сложно. Однако делать это было необходимо, чтобы сократить количество бракованных изделий, увеличить выработку и поднять общий уровень качества сборки.

Грабин пытался предпринимать самые разные меры в борьбе за качество, однако все они давали или недостаточный, или временный эффект. В результате инженеру пришлось буквально навести на заводах армейскую дисциплину! И это помогло.

Интересный факт: Грабин также в свое время добился, чтобы самые важные производства были перемещены в помещения с хорошим проветриванием и естественным освещением. Такие, казалось бы, мелочи сразу же дали положительный эффект.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Именно из-за борьбы за производственную культуру в Советском Союзе в обязанности рабочих также входили задачи по уходу и благоустройству территории рядом со своим предприятием. Например, приведением в порядок газонов и тротуаров. Даже корзины для мусора на рабочих местах должны были всегда своевременно чиститься.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

К чему была приведена эта история? Да к тому, что ситуация на заводах Форда на заре автомобильной эпохи обстояла аналогичным образом. Поначалу там царило страшное разгильдяйство, а слово «дисциплина» было и вовсе ругательным. Более того, у рабочих была плохая привычка выбрасывать мусор и всякий хлам в углы цеха. Все это мешало трудовой деятельности, поэтому Генри Форд начал наводить порядок, заставив рабочих следить за собой и за заводом. Углы стали красить светлой краской, дабы всегда было отчетливо видно, что они пусты.

Оригинальный секрет успеха: почему углы цехов на заводах Форда красили белой краской


Американского предпринимателя Генри Форда принято считать настоящим новатором, внедрившим методики по организации труда, которые активно применяются и по сей день. Он первым ввел в производство автомобилей конвейерную технологию. Но были некоторые моменты, которые заставляли работников завода Форда считать его странной личностью. Однако всему этому есть объяснение.

Путь Форда к формированию «производственной культуры»

Легендарный владелец «Ford Motor Company» заставлял сотрудников своего предприятия красить углы в цехах белой краской. Индустриальный король говорил о том, что в этом случае эффективность конвейера для производства автомобилей увеличивается. Но что на самом деле кроется под этим поступком Генри Форда?

Одним из секретов успеха предприятия Форда является тот факт, что он не только внедрил новаторские технологии, но также ратовал за такое понятие, как «производственная культура». Он осознал, что дисциплинированность работников, забота их о рабочем месте влияет на качество труда. На предприятии с низкой производственной культурой невозможно обеспечить высокую производительность и качество продукции.

В двадцатые годы прошлого столетия с производственной культурой в США дела обстояли крайне плохо, так что Генри Форду необходимо было что-то предпринимать для улучшения ситуации. Во-первых, он установил жалование рабочим в размере пяти долларов в день, что на тот момент было крайне высокой суммой. Далее он ввел восьмичасовые рабочие смены пять дней в неделю, что сегодня является золотым стандартом, а тогда было диковинкой.

Борьба за дисциплину и чистоту рабочих мест

На заре автомобильной эпохи на предприятиях Генри Форда разгильдяйство и наплевательское отношение к рабочему месту были нормальной практикой. Сотрудники по окончанию рабочей смены просто спихивали весь накопившийся хлам в углы цеха. Но американский промышленник решил раз и навсегда покончить с этим. Он заставил работников предприятия следить за чистотой рабочего места, а кто не выполнял требований, тот получал штрафы и недосчитывался нескольких долларов зарплаты. А чтобы точно было понятно, что в углах цеха нет никакого мусора, они стали краситься белой краской. Так что уже никак нельзя было спрятать там хлам и отвертеться от дисциплинарного взыскания.

Успех кроется в мелочах – это хорошо осознавал Генри Форд, что позволило ему стать успешным предпринимателем и одним из лидеров автопромышленности своего времени. Соотечественники считали его странной личностью, но на самом деле он просто был гениальным человеком, который опередил свое время и ввел в практику те вещи, которые сегодня кажутся такими банальными и привычными, а тогда вызывали лишь недовольство и удивление.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Знаменитый первопроходец автомобильного рынка Генри Форд сто лет тому назад требовал от своих рабочих делать много странных вещей. Например, знаменитый бизнесмен регулярно распоряжался, чтобы углы цехов на его заводах были покрашены преимущественно белой краской. Сам индустриальный король заявлял, что: так и машины с конвейера лучше выходят. Разберемся, что здесь к чему.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской


Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Зайдем издалека. Дело в том, что существует этакое понятие под названием «производственная культура». Если она находится на предприятии на низком уровне, то в ближайшее время жди беды. Ведь именно уровень производственной культуры определяет, насколько качественно будут выполняться все работы и насколько высока будет вероятность брака изделия. Правильное начальство на заводе (и не только) всеми силами и средствами будет бороться за повышение качества работы и стараться поднимать как можно выше уровень культуры трудящихся, уровень их ответственности к своему труду.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Ярким примером борьбы за производственную культуру является история, не побоимся этого слова, легендарного конструктора артиллерийский оружий Грабина Василия Гавриловича. В своих воспоминаниях он ярко сетовал на то, что бороться за высокий уровень производственной культуры в 1930-х годах было очень сложно. Однако делать это было необходимо, чтобы сократить количество бракованных изделий, увеличить выработку и поднять общий уровень качества сборки.

Грабин пытался предпринимать самые разные меры в борьбе за качество, однако все они давали или недостаточный, или временный эффект. В результате инженеру пришлось буквально навести на заводах армейскую дисциплину! И это помогло.

Интересный факт: Грабин также в свое время добился, чтобы самые важные производства были перемещены в помещения с хорошим проветриванием и естественным освещением. Такие, казалось бы, мелочи сразу же дали положительный эффект.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

Именно из-за борьбы за производственную культуру в Советском Союзе в обязанности рабочих также входили задачи по уходу и благоустройству территории рядом со своим предприятием. Например, приведением в порядок газонов и тротуаров. Даже корзины для мусора на рабочих местах должны были всегда своевременно чиститься.

Для чего углы цехов на заводах Генри Форда красили белой краской

К чему была приведена эта история? Да к тому, что ситуация на заводах Форда на заре автомобильной эпохи обстояла аналогичным образом. Поначалу там царило страшное разгильдяйство, а слово «дисциплина» было и вовсе ругательным. Более того, у рабочих была плохая привычка выбрасывать мусор и всякий хлам в углы цеха. Все это мешало трудовой деятельности, поэтому Генри Форд начал наводить порядок, заставив рабочих следить за собой и за заводом. Углы стали красить светлой краской, дабы всегда было отчетливо видно, что они пусты.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

Знаменитый первопроходец автомобильного рынка Генри Форд сто лет тому назад требовал от своих рабочих делать много странных вещей. Например, знаменитый бизнесмен регулярно распоряжался, чтобы углы цехов на его заводах были покрашены преимущественно белой краской. Сам индустриальный король заявлял, что: так и машины с конвейера лучше выходят. Разберемся, что здесь к чему.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

Зайдем издалека. Дело в том, что существует этакое понятие под названием «производственная культура». Если она находится на предприятии на низком уровне, то в ближайшее время жди беды. Ведь именно уровень производственной культуры определяет, насколько качественно будут выполняться все работы и насколько высока будет вероятность брака изделия. Правильное начальство на заводе (и не только) всеми силами и средствами будет бороться за повышение качества работы и стараться поднимать как можно выше уровень культуры трудящихся, уровень их ответственности к своему труду.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

Ярким примером борьбы за производственную культуру является история, не побоимся этого слова, легендарного конструктора артиллерийский оружий Грабина Василия Гавриловича. В своих воспоминаниях он ярко сетовал на то, что бороться за высокий уровень производственной культуры в 1930-х годах было очень сложно. Однако делать это было необходимо, чтобы сократить количество бракованных изделий, увеличить выработку и поднять общий уровень качества сборки.Грабин пытался предпринимать самые разные меры в борьбе за качество, однако все они давали или недостаточный, или временный эффект. В результате инженеру пришлось буквально навести на заводах армейскую дисциплину! И это помогло.: Грабин также в свое время добился, чтобы самые важные производства были перемещены в помещения с хорошим проветриванием и естественным освещением. Такие, казалось бы, мелочи сразу же дали положительный эффект.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

Именно из-за борьбы за производственную культуру в Советском Союзе в обязанности рабочих также входили задачи по уходу и благоустройству территории рядом со своим предприятием. Например, приведением в порядок газонов и тротуаров. Даже корзины для мусора на рабочих местах должны были всегда своевременно чиститься.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

К чему была приведена эта история? Да к тому, что ситуация на заводах Форда на заре автомобильной эпохи обстояла аналогичным образом. Поначалу там царило страшное разгильдяйство, а слово «дисциплина» было и вовсе ругательным. Более того, у рабочих была плохая привычка выбрасывать мусор и всякий хлам в углы цеха. Все это мешало трудовой деятельности, поэтому Генри Форд начал наводить порядок, заставив рабочих следить за собой и за заводом. Углы стали красить светлой краской, дабы всегда было отчетливо видно, что они пусты.

Зачем Генри Форд распоряжался красить углы белой краской на своих заводах

Хочется узнать еще больше интересного из мира автомобильной промышленности? Тогда читайте про то, каким был

, марки автомобилей, которая пользуется высоким спросом по сей день во всем мире.

Зачем форд красил углы на заводе

Знаменитый пионер автомобильной промышленности Генри Форд еще сто лет назад приказывал красить углы цехов белой краской. Когда акционеры спросили Форда зачем это делается, король конвейера ответил, что "так машины выходят лучше". Попробуем разобраться как связаны белые углы с качеством фордовских машин.

У технологов есть такое довольно субъективное понятие - "производственная культура". Одно и то же изделие, по одним и тем же чертежам можно сделать с соверш. читать дальше (еще 4781 символов) >>

енно разным уровнем качества.

Немного ошибутся при производстве одной детали, немного при другой. Казалось бы, каждое отклонение более-менее в пределах допустимого, но когда в готовом изделии таких деталей пара сотен - ошибки складываются, получается брак.

Легендарный конструктор советских пушек Грабин вспоминал как тяжело шла борьба за качество и эту самую культуру производства в конце тридцатых годов. Даже на оборонных заводах в цехах царило разгильдяйство и не всегда качественное отношение к своему труду.

Когда завод получил большой заказ на изготовление более сотни орудий ЗИС-З Грабин пробил у директора завода приказ на создание эталонных орудий. Приказом предписывалось из ста комплектов деталей для пушек отобрать самые лучшие детали, выполненные с минимальными допусками. И из этих деталей собрать всего три эталонных орудия - полностью соответствующих чертежам конструкторов.

Как думаете, чем закончилась история с эталонными пушками? Правильно, отчаявшийся Грабин был вынужден сам отменять свой же приказ. Даже из сотни орудий собрать три идеальных пушки - не получалось.

В чем была загвоздка - вроде бы ни в чем, руками не пощупать. Тем не менее, эта самая низкая культура производства проявилась в полный рост. В итоге на заводе продолжилась тяжелая битва с военпредами за "условную годность" и приемку почти каждой второй не сильно подходящей детали.

Бороться за качество Грабину пришлось нестандартными методами. Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам конструктор:

- По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж - деталь отчего-то тоже выходит не лучшего качества.

По тому же принципу конструктор перевел конструкторов в новое помещение с большими окнами с обеих сторон. И дело было не только в том, что чертежникам нужно хорошее освещение. В залитом солнечным светом, просторном и хорошо проветриваемом бюро - людям приятно работать. Результат не заставил себя долго ждать, качество орудий резко пошло вверх.

Авиаконструктор Яковлев, отец знаменитых военных Яков, тоже писал о важности внутреннего настроя рабочего для качественного производства. На своем первом собственном заводе (на самом деле в цехе кроватной мастерской) конструктор первым делом распорядился убрать обрезки труб, арматуры и т.п. и непременно настелить дощатые полы.

Для производства самолета это было не нужно, вполне устроил бы и земляной пол. Авиатор руководствовался все теми же соображениями - в чистом и уютном цеху и машина выйдет на славу.

Другим нововведением Яковлева было красить двери между цехами белой краской. Объяснял он это так. Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже как бы удобно, если несешь что-то в руках. Но такое отношение недопустимо.

Как раз из соображений той же самой культуры производства. На белых дверях отпечатки подметок стали хорошо видны и постепенно рабочие стали открывать двери как положено. При этом конструктор никаких наказаний за это не вводил, люди сами решили, что работать в чистом цеху лучше.

Из той же серии традиция введенная Грабиным - приходить на работу без опозданий, вовремя. Некоторые неорганизованные конструктора часто опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Вместо этого он каждое утро выходил перед началом смены к проходной и вежливо за руку здоровался с каждым опоздавшим. Дело сразу пошло на лад.

В советские годы на крупных заводах существовала традиция всем цехом выходить и благоустраивать территорию, расчищать и мостить дорожки, сажать цветы. Казалось бы, какое отношение цветы могут иметь к производству тяжелых тракторов или текстильного полотна? Тем не менее, эти традиции крайне положительно сказывались на результатах труда.

Уже в наше время, когда на Автоваз пришел руководить Бу Андерссон одним из первых его нововведений были - мусорные корзины с вкладными мусорными пакетами. Даже корзина должна быть чистой и опрятной. На первый взгляд - глупость, а на деле - еще один кирпичик в добросовестное отношение к своей работе, к качеству продукции.

Так и Генри Форд сотню лет назад боролся за качественное отношение рабочих к тому, что они делают. Он запрещал рабочим складывать в углах цехов заводской хлам (как было заведено практически везде). А чтобы это всегда было видно и наглядно и понадобилась белая краска.

Углы заводов Форда сияли чистотой и белой эмалью, а с конвейера одна за одной сходили массовые Форды-Т. Машины, произведенные не шибко квалифицированными рабочими, на быстро движущемся конвейере, но при это невиданного по тем временам качества.

Зачем Форд красил углы на заводе



Знаменитый пионер автомобильной промышленности Генри Форд еще сто лет назад приказывал красить углы цехов белой краской. Когда акционеры спросили Форда зачем это делается, король конвейера ответил, что "так машины выходят лучше". Попробуем разобраться как связаны белые углы с качеством фордовских машин.

У технологов есть такое довольно субъективное понятие - "производственная культура". Одно и то же изделие, по одним и тем же чертежам можно сделать с совершенно разным уровнем качества.

Немного ошибутся при производстве одной детали, немного при другой. Казалось бы, каждое отклонение более-менее в пределах допустимого, но когда в готовом изделии таких деталей пара сотен - ошибки складываются, получается брак.

Легендарный конструктор советских пушек Грабин вспоминал как тяжело шла борьба за качество и эту самую культуру производства в конце тридцатых годов. Даже на оборонных заводах в цехах царило разгильдяйство и не всегда качественное отношение к своему труду.

Когда завод получил большой заказ на изготовление более сотни орудий ЗИС-З Грабин пробил у директора завода приказ на создание эталонных орудий. Приказом предписывалось из ста комплектов деталей для пушек отобрать самые лучшие детали, выполненные с минимальными допусками. И из этих деталей собрать всего три эталонных орудия - полностью соответствующих чертежам конструкторов.

Как думаете, чем закончилась история с эталонными пушками? Правильно, отчаявшийся Грабин был вынужден сам отменять свой же приказ. Даже из сотни орудий собрать три идеальных пушки - не получалось.

В чем была загвоздка - вроде бы ни в чем, руками не пощупать. Тем не менее, эта самая низкая культура производства проявилась в полный рост. В итоге на заводе продолжилась тяжелая битва с военпредами за "условную годность" и приемку почти каждой второй не сильно подходящей детали.

Бороться за качество Грабину пришлось нестандартными методами. Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам конструктор:

- По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж - деталь отчего-то тоже выходит не лучшего качества.

По тому же принципу конструктор перевел конструкторов в новое помещение с большими окнами с обеих сторон. И дело было не только в том, что чертежникам нужно хорошее освещение. В залитом солнечным светом, просторном и хорошо проветриваемом бюро - людям приятно работать. Результат не заставил себя долго ждать, качество орудий резко пошло вверх.

Авиаконструктор Яковлев, отец знаменитых военных Яков, тоже писал о важности внутреннего настроя рабочего для качественного производства. На своем первом собственном заводе (на самом деле в цехе кроватной мастерской) конструктор первым делом распорядился убрать обрезки труб, арматуры и т.п. и непременно настелить дощатые полы.

Для производства самолета это было не нужно, вполне устроил бы и земляной пол. Авиатор руководствовался все теми же соображениями - в чистом и уютном цеху и машина выйдет на славу.

Другим нововведением Яковлева было красить двери между цехами белой краской. Объяснял он это так. Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже как бы удобно, если несешь что-то в руках. Но такое отношение недопустимо.

Как раз из соображений той же самой культуры производства. На белых дверях отпечатки подметок стали хорошо видны и постепенно рабочие стали открывать двери как положено. При этом конструктор никаких наказаний за это не вводил, люди сами решили, что работать в чистом цеху лучше.

Из той же серии традиция введенная Грабиным - приходить на работу без опозданий, вовремя. Некоторые неорганизованные конструктора часто опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Вместо этого он каждое утро выходил перед началом смены к проходной и вежливо за руку здоровался с каждым опоздавшим. Дело сразу пошло на лад.

В советские годы на крупных заводах существовала традиция всем цехом выходить и благоустраивать территорию, расчищать и мостить дорожки, сажать цветы. Казалось бы, какое отношение цветы могут иметь к производству тяжелых тракторов или текстильного полотна? Тем не менее, эти традиции крайне положительно сказывались на результатах труда.

Уже в наше время, когда на Автоваз пришел руководить Бу Андерссон одним из первых его нововведений были - мусорные корзины с вкладными мусорными пакетами. Даже корзина должна быть чистой и опрятной. На первый взгляд - глупость, а на деле - еще один кирпичик в добросовестное отношение к своей работе, к качеству продукции.

Так и Генри Форд сотню лет назад боролся за качественное отношение рабочих к тому, что они делают. Он запрещал рабочим складывать в углах цехов заводской хлам (как было заведено практически везде). А чтобы это всегда было видно и наглядно и понадобилась белая краска.

Углы заводов Форда сияли чистотой и белой эмалью, а с конвейера одна за одной сходили массовые Форды-Т. Машины, произведенные не шибко квалифицированными рабочими, на быстро движущемся конвейере, но при это невиданного по тем временам качества.

Читайте также: