Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109

Обновлено: 06.07.2024

Замена патрубков охлаждения ваз 2109 своими силами

Патрубки системы охлаждения ваз 2109 и их замена

Как известно, в расширительном бачке для охлаждающей жидкости постоянно уменьшается уровень. Поэтому приходится все время доливать до него.
Каждый автомобилист обязан знать, что необходимо провести проверку герметичности системы охлаждения. Такая проверка проводится после каждых 15 000 км пробега.
При обнаружении изъянов в шлангах проводится замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109. Стоит отметить, что замена патрубков ваз 2109 может быть спокойно проведена своими силами.

Проверка

Ваз 2109 замена патрубков

Ваз 2109 замена патрубков

Если в гараже отсутствует смотровая яма, тогда надо автомобиль поставить на эстакаду. При плохих погодных условиях, все-таки его лучше загнать в гараж. Домкратом поднять повыше и под каждую часть машины поставить надежные опоры.

Примечание: никогда не следует оставлять автомобиль на поднятом домкрате долгое время.

Для работы потребуется:

  • набор инструмента;
  • лампа с защитным колпаком – на случай падения или удара лампочка не разобьется, осколками не будет нанесена травма;
  • тосол для доливки.
  • Сначала надо отсоединить минусовую клемму с аккумулятора.
  • Расстелить на пол лист фанеры или толстого картона.
  • Начать осмотр необходимо с моторного отсека и вначале необходимо убедиться, что температура радиатора охлаждения и двигателя достигла температуры окружающего воздуха.

Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109

Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109

  • Проверить места соединений патрубков на штуцерах отводящем и подводящем у радиатора.
  • Подсоединения к термостату у расширительного бачка также подвергаются тщательной проверке.

Примечание: проверку проводить ладонью, проводя внизу соединений. Выявить нужно, скапливается ли жидкость.

  • Протянуть затяжку хомутов, но сильно не затягивать, так как можно повредить сам патрубок, если сильно перетягивать хомут.
  • Затем лечь на подготовленный картон, внизу автомобиля под двигателем и проверить патрубок, а также подходящую трубу водяного насоса.

Примечание. Не забываем проверить патрубки, которые проходят на отопительную систему салона.

  • Затем продолжать проводить проверку под капотом.
  • Резиновые трубки, подходящие к карбюратору, тщательно проверяются.
  • Не забываем проверить затяжку сливной пробки радиатора и датчика температуры охлаждающей жидкости.
  • После окончания проверки, убедиться, что все осмотренные соединения сидят плотно.
  • Произвести вывод о состоянии патрубков.

Замена

Комплект патрубков системы охлаждения ваз 2109

Комплект патрубков системы охлаждения ваз 2109

Если хотя бы один из патрубков вызывает сомнение, надо произвести замену всего комплекта системы охлаждения.

Демонтаж

  • В первую очередь, необходимо открыть пробку с расширительного бачка. Это необходимо выполнить, чтобы система охлаждения получила доступ воздуха.
  • Открыть кран отопления салона, повернуть рычаг вправо до упора.
  • Снять защиту картера, предварительно открутить болты крепления.

Примечание. Для слива тосола с радиатора, двигателя надо подготовить емкость. Она должна быть пластмассовой или металлической.
Лучше использовать старую 10 литровую пластмассовую канистру. Для этого острым ножом отрезать ее верх. С такой емкости потом будет легче производить обратную заливку в радиатор.

  • Очистить хорошо место возле сливной пробки радиатора и блока цилиндров, чтобы грязные остатки не попадали в сливаемый тосол.
  • Подставить приготовленную емкость сначала под сливную пробку радиатора.
  • Открыть ее, дождаться, когда стечет все.
  • Такую же работу проделать под блоком цилиндров.
  • Выждать полного слива тосола, после этого закрутить обе пробки – на радиаторе и блоке.

Замена охлаждения на ваз 2109

Замена охлаждения на ваз 2109

  • Открутить хомуты крепления трубок подачи и обратного возврата тосола с крана отопления. Он расположен в перегородке между отсеком двигателя, салона.
  • Снять резиновые патрубки, если тяжело поддаются немного прокрутить в разные стороны. Так как они будут заменяться тогда надо их подрезать вдоль острым ножом.
    Во время эксплуатации от горячего тосола патрубки прикипают к металлическим штуцерам. Поэтому их бывает трудно, даже с большим усилием снять.

Примечание. Если сильно потянуть, тогда можно повредить металлические соединения штуцеров, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Поэтому к этой работе необходимо проявить терпение и внимание. Ту же работу по снятию патрубков надо провести под капотом. Открутить гайки, которыми прикручен кран отопления.

  • С помощью плоской отвертки снять кран от моторного отделения.
  • Пассатижами отсоединить держатель от тяги привода крана отопления.
  • Кран надо прочистить, насосом продуть внутреннюю часть.
  • Последовательно проводить снятие всех остальных патрубков от двигателя, радиатора.

Примечание. Следует запоминать последовательность их снятия, чтобы потом легко можно было новые патрубки поставить.

Установка

Перед их установкой следует:

  • Очистить все места соединений. Для этого аккуратно металлической щеткой по окружности каждого штуцера обработать все поверхности.
    Ветошью протереть после очистки. Убедиться в чистоте, так как оставшиеся мельчайшие частицы могут послужить заторами в системе охлаждения.

Примечание: все края хомутов пройти мелким надфилем, так как при затяжке хомутами резиновых патрубков острыми краями можно их прорезать.

  • Хомуты предварительно до установки одеть на патрубки, в свободном положении. Если патрубки плохо натягиваются на штуцера, тогда жидким мылом смазать края штуцера.
  • Аккуратно натягивать патрубок, стараться ровно по диаметру, без перекосов.
  • После установки патрубка на место убедиться в плотности его прилегания к местам установки. Только после этого проводить затяжку хомутов.

Примечание. Хомуты должны обтягивать патрубки без перекосов, ровно прилегая по всему диаметру.

  • Закончить установку, затяжку.
  • Еще раз пройти по всем соединениям, проверить затяжку пробок.
  • Залить тосол в расширительный бачок.
  • Выждать время минут 10. Потом долить еще.
  • Так как тосол должен пройти по всей системе, заполнить радиатор, блок, печку отопления.

Установка патрубков охлаждения

Установка патрубков охлаждения

  • Закрыть пробку расширительного бачка.
  • Запустить двигатель.
  • Наблюдать за датчиком температуры. Если показания датчика пошли вверх положенного, заглушить двигатель.
  • Открыть аккуратно крышку бачка расширителя.
  • Нажимать с усилием на верхний патрубок от радиатора.
  • Постараться, чтобы вышел попавший в систему воздух. При необходимости проделать эту процедуру несколько раз.
  • Доливать тосол до положенного уровня в бачок. После положительного результата машина готова к эксплуатации.

Чтобы проводить работы своими руками необходимо изучить инструкции, просмотреть видео, ознакомиться с фото. После изучения и просмотра можно смело приступать к самостоятельному проведению замены патрубков охлаждения двигателя ВАЗ-2109.
Цена:

Замена патрубков

Купил все что необходимо:

Купил:
1) Патрубки 5 шт. 300 руб.
2) Хомуты 8 шт. 20 руб шт.
3)Термостат 6-ти дырочный 1 шт. 350 руб.
4) Прокладки на двигатель 1 шт. 50 руб.
5) Тройник 1 шт. 80 руб.
6) Герметик 1 шт. 160 руб.
7) ОЖ Полярник 10 литров 1 шт. 610 руб.
Начал разбирать:
1) Снял аккумулятор
2) Открутил фильтр

3) Нужно было слить ОЖ, уже тут возникли трудности, почитав в книжке как это делается решил сливать везде, так как купил новую ОЖ. Для того чтобы слить везде жидкость нужно было сначала слева на радиаторе открутить болт и слить все что содержится в радиаторе, потом почитав в интернете как делать лучше, советовали радиатор снять совсем, что я и сделал, но тут возникла еще одна проблема, вначале я попытался снять патрубки с термостата, ослабил хомуты и кое как снял их, они были дубовые.
4) Дальше начал снимать сам радиатор, но так просто его тоже не снимешь, он прикручен к кузову в самом верху, на 2 шайбы, открутил, отодвинул с усилием радиатор внутрь, потянув наверх с трудом вытащил его.

5) После этого нужно было слить ОЖ которая находилась в самом двигателе, но не так все просто это сделать))) Для начало нужно открутить вот это:

После этого мне наконец то удалось подобраться к болту и открутить его, все это делал через отверстие где стоял радиатор, больше никак не мог подлезть:

6) После этого стал разбираться с самим термостатом, ослабив хомуты, снял что можно было:

На рисунке осталась еще одна деталь прикрученная к двигателю, держится на 2 гайках, по диагонали, но верхняя гайка не одна, а 2, одна держит заземление на аккумулятор, а вторая уже откручивает деталь, было все залито и не увидел вторую гайку, думал что так сильно пристала деталь.
7) Обнаружил откуда текла ОЖ, из патрубка ведущего от печки в салоне. Тут возникает следующая проблема, патрубок дубовый и порванный, нужно менять, но как? И где взять такой патрубок?
Патрубок ведущий к печке…
В мануале по ремонту было написано как его менять…
Я не буду приводить дословно, смысл был в следующем. Мы вам показываем как менять патрубки, но для более наглядности мы это делаем при снятом двигателе…
Как? КАК мне его поменять? Двигатель снимать?
Думал что возможно смогу подлезть под низом… за неимением смотровой ямы я решил поднять один бок при помощи домкрата и посмотреть что можно сделать снизу…
Подняв автомобиль и залез под него, я обнаружил что мне мешает защита двигателя…
Решил снять ее, открутив переднии болты хотел лезть под машину, но знакомые сказали что под весом автомобиля может сложится домкрат. После этого как то лезть под машину желание пропало…
Дальше решил действовать сверху…
При детальном рассмотрении со всех сторон проблемное место я выяснил, что патрубки закрываются железной крышкой

, защищающая как я понял от попадания влаги сверху…
Сняв ее, она кстати крепилась на 3 гайки я наконец то увидел патрубки:

8) Дальше пришло время ставить новый термостат 6 -ти дырочный.
Но тут тоже было не все так просто…
Он был на несколько сантиметров меньше стандартного… из за этого крепление с трубой которая как я выяснил называется "Саксафон" не может ровно соединится, я одел патрубок на "Саксафон" а потом на термостат, смазал прокладку со всех сторон герметиком, стал затягивать гайками термостат… получилось что патрубок изогнулся на несколько сантиметров вбок, ну думаю на первое время хватит, а потом либо отпилю сам саксофон или заменю ее от 12, одев все патрубки у меня получилось вот что:

При соединение по совету из статей из интернета, я промазал все герметиком, когда стал закручивать хомуты, закрутил все отверткой, но мне так же знакомый сказал что нужно затягивать туже при помощи трещетки, специально для этого дела купил маленькую трещетку и счастливый пошел затягивать хомуты, но оказалось что старые и новые хомуты отличаются по диаметру болта, у старых 8, а у новых 7… у меня в наборе не оказалось такой маленькой головки, пришлось снова ехать в магазин и покупать отдельно маленькую головку…
На следующий день вооружившись маленькой трещеткой и головками на 7 и 8.
Когда стал закручивать стал вопрос о расположении самого хомута, как лучше их расположить… чтобы болт был слева или вверху или справа, в итоге где мог сделал сверху, а где не смог там вправо расположил болты, затянул все это трещеткой до того момента пока не увидел что в патрубки начали вминаться хомуты…
по советам из интернета некоторые люди обматывают патрубки изолентой для того чтобы если хомут порвет патрубок, изолента смогла на какое то время защитить от протекания… Я попробовал на некоторых патрубках, посмотрим что будет, но тут тоже есть свои нюансы, как я понял не нужно сильно затягивать изоленту, так как потом трудней будет налазить хомут, так как ему будет мешать изолента растягиваться…
9) После всех выше изложенных манипуляций я залил тосол в бачок без прерываний, так как я узнал что так может проникнуть воздух в систему и образуется пробка которую можно будет выгнать поставив автомобиль на крутую горку, открутить крышку расширительного бачка и несколько минут газовать при 3 -4 тыс. оборотов.
10) После того как я залил ОЖ я стал наблюдать где течет ОЖ, и подкручивать хомуты, подкрутив везде хомуты, я обнаружил что все равно от куда то капает жидкость на землю, при детальном рассмотрении я выяснил что течет из соединения термостата и двигателя…

Плюнув на это дело, пошел спать… как говорится утро вечера мудренее…
На следующий день уже хотел поехать в сто чтобы уже все сделали… но выдался теплый день и я все таки решил сам все доделать… купил простой термостат и за 4 часа все поменял… как было раньше, течь перестало, по крайний мере сейчас… дальше будет видно…
Итого:
я на это дело потратил неделю… не знаю из за морозов это было связано или из за того что я делал это в первый раз, возможно все вместе. 6-ти дырочный термостат я все таки поставлю себе…
Вместе с заменой патрубков я решил почистить дроссельный узел… об этом я напишу в следующий раз…Дроссельный узел

Выкидывает тосол из расширительного бачка на ВАЗ 2109

 Новые трубки
Новые трубки

Причины выброса

Первым делом следует разобраться, почему жидкость охлаждения выкидывает из расширительного бачка.

Отсюда можно сделать вывод, что качество работы СО напрямую зависит от технического состояния автомобиля и качества используемых компонентов.

Выброс ОЖ
Выброс ОЖ

Признаки выброса ОЖ

Важно понимать, что охлаждающую жидкость может выкидывать не только через крышку расширительного бачка, но также внутри системы. Тут важно следить за состоянием СО и вовремя определять признаки утечки.

Тосол очень быстро испаряется, потому заметить его следы удается не всегда.

Расширительный бачок
Расширительный бачок

Признаки закипания

Если возникли проблемы с двигателем, в СО может попросту закипеть тосол. В этом нет ничего хорошего, потому важно вовремя обнаружить неисправность. Существует пять основных признаков закипания ОЖ:

  • Указатель температуры скачком поднимается до 130 градусов;
  • На горловине заливки появляется пена белого цвета;
  • Двигатель перестает работать должным образом;
  • Резко повышается уровень ОЖ в расширительном бачке;
  • Из выхлопной трубы валит белый дым.

Замена патрубков

Весь процесс замены патрубков делится на два этапа:

  • Демонтаж;
  • Установка.

Начнем с демонтажных работ.

  1. Открутите пробку расширительного бачка, чтобы в систему попал воздух.
  2. Откройте кран отопителя внутри салона, повернув регулятор до упора вправо.
  3. Снимите защиту картера, открутив все крепежные болты.
  4. Подготовьте емкость, куда будете сливать старую ОЖ. Она должна быть из пластика объемом минимум 10 литров. Выбирайте чистую тару, если хотите повторно залить этот тосол.
  5. Зачистите поверхности возле сливной пробки на блоке цилиндров и радиаторе. Так грязь не попадет в емкость для слива ОЖ.
  6. Подставьте тару под слив из радиатора, открутите пробку и дождитесь, пока тосол выйдет.
  7. Аналогичным образом слейте жидкость из блока цилиндров.
  8. Дождитесь, когда вся ОЖ выйдет, после чего закрутите пробки.
  9. Начните работу с салона, открутив крепежи приборной панели и убрав их в сторону. Передние кресла сдвиньте максимально назад. Так вы обеспечите себе более-менее комфортные условия.
  10. Открутите хомуты с трубок подачи и обратного возврата ОЖ с крана печки. Его вы найдете в перегородке между салоном и отсеком с мотором.
  11. Снимите резиновые патрубки. Если их снять тяжело, можете подергать в стороны или обрезать ножом. Все равно они идут под замену. Из-за горячей ОЖ резина прикипает к металлическим штуцерам, что усложняет их демонтаж.
  12. Будьте внимательны и аккуратны, не тяните сильно трубки. Иначе вы рискуете повредить соединения штуцеров. А это повлечет за собой куда более дорогостоящий ремонт.
  13. Плоской отверткой снимите кран от моторного отсека.
  14. Плоскогубцами или пассатижами рассоедините держатель с тягой привода крана печки.
  15. Зачистите кран, продуйте его внутреннюю часть сжатым воздухом.
  16. Последовательно снимите все оставшиеся патрубки с радиатора и мотора. Обязательно запомните последовательность их расположения, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой.

Демонтажные работы
Демонтажные работы

  • Зачистите все места соединения с помощью металлических щеток. Обрабатывайте окружность каждого штуцера. Действуйте аккуратно, не торопитесь;
  • Сухой ветошью удалите остатки загрязнений. Даже мельчайшие остатки мусора могут повлечь за собой закупоривания системы охлаждения;
  • Обработайте края хомутов мелким надфилем. Так вы сделаете их менее острыми, а потому риск повреждения резиновых патрубков минимизируется;
  • Хомуты предварительно наденьте на патрубки, чтобы они оставались пока в свободном положении;
  • Если не удается натянуть патрубок на штуцер, попробуйте смазать его края мылом. Так он легче примет на себя патрубок;
  • Натяните патрубок, действуя аккуратно и последовательно. Убедитесь, что установка выполнена без перекосов;
  • Установив на место элементы, проверьте плотность прилегания. Иногда резина оказывается слишком эластичной или диаметр патрубка больше положенного. Тут лучше сразу сходить в магазин за новым комплектом, чем рисковать системой охлаждения;
  • Удостоверившись, что патрубки сели надежно, затяните хомуты;
  • Установите на свои места все новые трубки, еще раз убедитесь, что все сделано верно, без перекосов, хомуты затянуты должным образом;
  • Проверьте, затянуты ли должным образом пробки слива жидкости охлаждения;
  • Залейте в расширительный бачок слитую ранее или купленную новую ОЖ;
  • Подождите около 10 минут, потом долейте еще немного жидкости. За это время тосол пройдет по системе, заполнит печку, радиатор, блок цилиндров;
  • Закрутите пробку бачка и запустите двигатель;
  • Следите за показаниями датчика температуры. Если они поднимаются выше положенных, сразу заглушите мотор;
  • Аккуратно откройте крышку расширительного бачка с тосолом и нажмите с определенным усилием на верхний патрубок от радиатора;
  • Так вы поспособствуете выходу лишнего воздуха из системы. Повторите процедуру несколько раз;
  • Долейте ОЖ в бачок, чтобы тосол оказался на необходимом уровне. Еще раз запустите двигатель и проверьте поведение датчика. Если все хорошо, можете смело дальше эксплуатировать свой ВАЗ 2109.

Во многом эффективность, надежность и длительность работы СО зависит от качества используемых комплектующих при замене патрубков.

Цена вопроса

Если вы решите заменить патрубки своими силами, вам придется потратить деньги только на них. Актуальные цены сегодня такие.

Тип патрубков

Стоимость

Комплект из патрубков радиатор с хомутами

Комплект включает 3 штуки и стоит от 460 до 550 рублей

55-70 рублей за 1 штуку

Патрубки расширительного бачка

75-90 рублей за штуку

Услуги специалистов СТО

Они будут стоить еще минимум 500-1000 рублей

Комплект для замены
Комплект для замены

Самостоятельная замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109

Замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109

Если в ВАЗ-2109 оставляет желать лучшего состояние системы охлаждения, автомобилисту необходимо знать, как правильно заменять патрубки охлаждения. Специалисты вовсе рекомендуют проводить проверку каждые 15000 км пробега, вне зависимости от того, исправна система охлаждения двигателя или нет.

Не стоит отчаиваться, если результат проверки неутешительный – с заменой патрубков своими руками в ВАЗ-2109 справится даже новичок.

Как проверить состояние патрубков ВАЗ-2109

В идеале для осмотра машины необходима смотровая яма. В условиях гаража это не всегда реально, поэтому народные умельцы придумали другой выход из ситуации – устанавливают ВАЗ-2109 на эстакаду. Также понадобится мощный домкрат, автомобиль выставляют на надежных опорах.

Для проведения осмотра состояния охлаждающей системы ВАЗ-2109 запаситесь такими инструментами:

  • осветительный прибор с защитным колпаком, который предотвращает травматизм осколками разбитой лампы на случай ее падения;
  • антифриз для доливки жидкости в расширительном бачке до максимального уровня.

Замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109

Следуйте пошаговой инструкции, и проверка пройдет без трудностей:

  1. Отсоедините клемму со знаком минус от аккумулятора.
  2. Постелите на напольном покрытии фанеру или плотный лист картона.
  3. Сначала осмотрите моторное отделение, важно понять, что температура охлаждающего радиатора и двигателя равна температуре воздуха.
  4. Оцените герметичность соединений патрубков на штуцерах, которые подходят и отходят от радиатора.
  5. Прилегание к термостату у расширительного компонента тоже нужно тщательно проверить и ощупать, пройдясь ладонью по нижней части соединений. Если герметичность оставляет желать лучшего, выделяется жидкость.
  6. Как следует затяните хомуты, но не переборщите, иначе можно нанести патрубку повреждения.
  7. Лягте на картон, размещенный под ВАЗ-2109, и осмотрите патрубок вместе с входящей трубой водяного насоса. Также имеют значение шланги, отвечающие за отопительную систему салона.
  8. Уделите внимание патрубкам под капотом.
  9. Не проходите мимо резиновых каналов, прилегающих к карбюратору.
  10. Хорошо затяните сливную пробку радиатора и устройство, измеряющее температуру антифриза.

Демонтаж изношенной системы охлаждения ВАЗ-2109

Если шланги охлаждающей жидкости находятся далеко не в идеальном состоянии, предстоит осуществить замену не только одного изношенного компонента, но всей системы.

Чтобы поставить новые детали, нужно демонтировать старые.

Демонтаж охлаждающей системы своими руками состоит из таких этапов:

  1. Снимите с расширительного бачка пробку.
  2. Открутите кран отопления внутри ВАЗ-2109, вращайте рычаг по часовой стрелке пока он не упрется в конечную точку.
  3. Снимите защитную деталь картера, аккуратно выкрутив крепежные элементы.
  4. Охлаждающая жидкость сливается в подготовленную емкость объемом до 8 л. Для этого удобно использовать металлическую канистру – с нее сливать антифриз обратно в ВАЗ-2109 легче всего. Очистите участок возле пробки слива радиатора и блока цилиндров, следите чтобы в тосол не проникла грязь. Подставьте тару под радиатор.
  5. Когда антифриз слит, закрутите пробки, находящиеся на радиаторе и корпусе.
  6. Замена патрубков охлаждения в ВАЗ-2109, в том числе, захватывает демонтажные работы внутри салона. Выкрутите болты, фиксирующие панель приборов, избавьтесь от пассажирского и водительского кресел – можно отодвинуть их максимально назад.
  7. Отсоедините хомуты, соединяющие трубки передачи и предусмотренные для заливки нового антифриза с крана отопителя. Он находится между отделением двигателя и салоном.
  8. Демонтируйте патрубки из резины, если их вытаскивают, прокрутив по разным сторонам. Детали предстоит заменить, поэтому их нужно подрезать острым ножом. Тянуть с усилием не стоит, иначе можно повредить металлическую фиксацию штуцеров.
  9. Вооружившись отверткой с плоским наконечником, вытащите кран, находящийся в моторном отсеке.
  10. С помощью пассатижей высвободите держатель от тяги привода крана отопителя.
  11. Очистите кран и продуйте изнутри насосом.
  12. Снимайте патрубки постепенно, нужно демонтировать все отходящие от двигателя и радиатора. Запомните, как они фиксировались – на этапе монтажа новых компонентов это поможет установить их обратно быстро и правильно.

Инструкция по самостоятельной замене патрубков охлаждения ВАЗ-2109

Замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109

Монтаж новых шлангов системы охлаждения ВАЗ-2109 делится на такие этапы:

  1. Пройдитесь металлической щеткой по стыкам соединений, а после чистой тряпочкой отполируйте поверхности. Любая мелкая соринка может стать причиной образования засора в системе охлаждения.
  2. Хомуты обработайте надфилем мелкого абразива, ведь затягивая резиновые патрубки хомутами, их легко испортить острыми углами.
  3. Наденьте обработанные хомуты на патрубки, если патрубки не поддаются, намыльте края штуцера жидким мыльным раствором.
  4. Натягивать патрубок следует бережно, старайтесь избегать перекосов. Прилегание должно быть 100%, точно по диаметру.
  5. Еще раз затяните все элементы, соединения и пробки.
  6. Залейте в расширительный бачок антифриз и затяните пробку.

Видеоинструкцию по замене шлангов охлаждения ВАЗ-2109 можно изучить ниже:

Автомобили ВАЗ 2109, 21099 оснащаются инжекторами и карбюраторами. При этом обе версии автомобиля имеются систему охлаждения.

Устройство СО

Как она работает

Принцип работы системы охлаждения (СО) следующий:

  • Привод насоса функционирует от ремня ГРМ;
  • Система имеет объем 7,8 литра, если принимать во внимание печку;
  • Температура контролируется датчиком, установленным в рубашке блока цилиндров. Показания температуры отображаются на приборной панели;
  • При работе мотора жидкость из рубашки переходит в радиатор (там отбирается тепло) или в термостат (работа по малому контуру, необходимая для прогрева двигателя);
  • Затем жидкость охлаждения с помощью насоса переходит в рубашку охлаждения двигателя (инжекторного);
  • За счет трубопроводов ОЖ циркулирует по системе;
  • В СО используется центробежный насос;
  • Радиатор применяется трубчато-пластинчатый, разборный, оснащенный пластиковым расширительным бачком;
  • Внутри радиатор имеет алюминиевые трубки и пластины охлаждения, но заливного отверстия нет;
  • Для заливки и доливки ОЖ используется расширительный бачок. Там же располагается датчик включения вентилятор;
  • Бачок оснащается заливным горлом, впускным и выпускным клапаном;
  • Чтобы слить ОЖ из системы, необходимо открутить сливные пробки на бачке, радиаторе и блоке цилиндров.

Если детально разобраться в компонентах системы охлаждения и их функциях, особенностях, вы сумеете без посторонней помощи провести ремонтные, профилактические работы, поменять радиатор или отдельные составляющие СО.

Варианты лопастей

Элементы СО

Применяемая на ВАЗ 2109 система охлаждения работает при небольшом давлении. Изучив компоненты, вы узнаете про их функции и особенности.

ЭлементОсобенности
НасосОн обеспечивает эффективную, стабильную работу системы. Насос служит для перекачивания жидкости охлаждения, что способствует ее движению по малому или большому контуру. Насос состоит из корпуса, оси с расположенным на нем шкивом, соединяющим с ремнем ГРМ, и крыльчатки из пластика. Последняя дает возможность ОЖ перемещаться. Между осью и корпусом установлен подшипник, смазываемый тосолом. Из-за этого наличие воды в системе недопустимо. Иначе подшипник разрушится
ТермостатИграет важную роль, хотя на практике СО может без него обойтись. Система работает так, что сначала движок разогревается до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию), после чего требуется дополнительно охладить жидкость. Сначала ОЖ двигается по малому контуру — через рубашку в радиатор печки, а затем излишки возвращаются в расширительный бачок. Но при достижении рабочей температуры термостат начинает двигать поток ОЖ в радиатор. Термостат можно назвать механическим клапаном, автоматизирующим работы СО. Горячая жидкость, воздействующая на биметаллическую пластину термостата, деформирует ее, из-за чего клапан подачи ОЖ в радиатор может открываться или закрываться
РадиаторыВ СО ВАЗ 2109 имеется пара радиаторов — печки и основной. Конструкция у них одинаковая вне зависимости от того, карбюратор у вас или инжектор. При этом есть между основным и печным радиаторами заметная разница. Основной больше по размерам, они выполняют разные функции, плюс у основного имеются отверстия для датчика, выключающего вентилятор. Если радиатор печки можно подключить к работе в любой момент, нажав кнопку, то основной радиатор работает в автоматическом режиме, когда достигаются определенные параметры работы СО
Расширительный бак с пробкойВнутри СО поддерживается постоянное давление, что обеспечивает эффективную циркуляцию ОЖ. На ВАЗ 2109 система устроена так, что при высоком давлении жидкость закипает не при достижении 100 градусов, а при более высоких параметрах. От этого повышается надежность двигателя. Поддержка давления обеспечивается расширительным бачком с крышкой, парой механических клапанов — впуска и выпуска. Впускной клапан срабатывает, если давление падает до отметки 0,13 Атм. Второй подключается к работе в тот момент, когда давление оказывается выше 1,3 Атм.
Патрубки, хомутыНе стоит недооценивать роль патрубков и хомутов в СО, поскольку именно по ним осуществляется подача жидкости охлаждения в нужные точки. При замене ни в коем случае не используйте обрезки других патрубков, которые не соответствуют параметрам используемых ранее. Плюс если повредился хотя бы один патрубок, менять придется все в комплекте, а не отдельно
ДатчикиПосмотрев на радиатор (основной), внизу вы увидите пару проводов и устройство желтого цвета, закрученного в отверстие. Им является датчик выключатель электровентилятора. В блоке мотора также располагается другой датчик — температуры. Он передает информацию на электронный блок управления или указатель
ЭлектровентиляторСтандартно на ВАЗ 2109 устанавливают вентиляторы, оснащенные 4 лопастями. Но если вы хотите добиться большей эффективности, советуем заменить его на электровентилятор с 6 лопастями. Так увеличится поток воздуха, сохранив изначальную мощность и скорость вращения. Внутрь салона тепло от радиатора печки начинает поступать при открытии крана. Под капотом есть вентилятор, подключаемый через реостат. Он регулирует частоты вращения крыльчатки. Выключатель располагается под аудиосистемой, около рычагов управления заслонками отопителя.

Термостат

Планируя замену электровентилятор, выполнять работу следует через подкапотное пространство. Не требуется демонтировать улитку.

Насос СО

Замена радиатор

Радиатор меняют в том случае, если в нем появилась течь. В некоторых случаях его возможно отремонтировать, запаяв места течи. Чтобы убедиться в ремонтопригодности или необходимости замены устройства, лучше сначала провести небольшую проверку.

Расположение радиатор

Советуем все же сразу менять неисправный радиатор, а не пытаться залатать старый.

Собравшись с силами, выполняем замену.

  1. Отключите минус с АКБ или извлеките батарею.
  2. Слейте полностью всю жидкость охлаждения.
  3. Если у вас инжекторная машина, а не карбюратор, потребуется дополнительно снять воздушный фильтр.
  4. Разрежьте хомут, который удерживает жгут проводов. Отключите колодку проводок электровентилятора.
  5. Снимите хомут тяги заслонки (дроссельной). Она находится на кожухе вентилятора.
  6. Отключите отводящий шланг, соединенный с термостатом.
  7. Отключите подводящий шланг. Он соединен с патрубком рубашки.
  8. Демонтируйте шланг пароотвода.
  9. Открутите гайку, которая удерживает радиатор на кузове в верхней части. Этот же болт удерживает кожух вентилятора.
  10. Наклоните немного радиатор к двигателю, снимите его, поднимая вверх. Демонтаж осуществляется прямо вместе с электровентилятором.
  11. Ослабьте натяжение хомутов и отключите все шланги, идущие на радиатор.
  12. Открутите все крепежи, удерживающие кожух с электровентилятором и сам радиатор.
  13. Рассоедините радиатор с кожухом вентилятора.
  14. Демонтируйте с радиатора пару подушек нижней фиксации. Изучите состояние подушек. Если они изношены, потеряли изначальную упругость, лучше сразу заменить на новые.
  15. Двигаясь в обратной последовательности, установите на место старого новый агрегат. Не забудьте про подушки нижней фиксации.
  16. Залейте в систему новую жидкость охлаждения.

Радиатор СО

На этом замену устройства можно считать завершенной. Особых сложностей в СО ВАЗ 2109 нет, что позволяет своими руками проводить профилактику, ремонт и замены ее отдельных агрегатов.

Замена патрубков ваз 2108

Тема такая что все лето я гонял с включенным карлсоном… и тут у меня вырвало патрубок, заменил патрубок, тосол залил, через 2 дня опять… залил воды, протестировал… как выяснилось у меня забит штуцер обратки радиатора… радиатор под замену, патрубки под замену, тосол… конец финансам… Что я вам могу сказать господа следите за системой охлаждения на зубиле это тот еще геморой… и несколько советов:

-Проверить термостат-
При нагреве как мы знаем он открывает большой круг поэтомут проследите что бы патрубки радиатора НИЖНИЙ (при открытом) и Верхний (Всегда) были теплыми
(У меня было что термостат был рабочий но провернуло помпу и не было циркуляции)

-Помпа-
Казалось бы что же с ней может быть… может — ее проворачивает, и даже если грм крутит шестерню не факт что крыльчатка вращается. Проверить можно открыв расширитель и дав обороты двигателю, через обратку будет литься в расштритель тосол при условии что радиатор не забит и циркулирует объем

-Радиатор и его штуцер-
Как писалось выше следим за штуцером обратки, в моем случае он вышел из строя потому что зимой баловался герметиком радиатора… так же следим за датчиком включения вентилятора, он тоже частенько выходит из строя, такие нынче запчасти, и как вариант если что ставим датчик с классики у него температура чуть ниже примерно 83 и соответственно он включит карлсона раньше

-Тосол или антифриз?-
В зубило определенно тосол. Почему? Он гуще и масленистее поэтому СТОКОВАЯ помпа легче и быстрее разгоняет его по системе тем самым создавая лучшую циркуляцию, что не скажешь о антифризе.

-"ТЮНИНГОВАННАЯ" помпа-
Есть в продаже сейчас помпы с пластиковой крыльчаткой. Как заявил мне продавец якобы уменьшают сопротивления на грм и потери мощности т.к. легче вращается и бла бла бла… Не берите не в коем случае, сопромат еще ни кто не отменял, пластик проворачивает ЧАЩЕ!
Помпа с увеличенным числом лопастей — да не плохое решение, с ней вы можете перейти на антифриз. Но я пока в металлическом исполнении их не видел.

Всем теплой печки в салоне зимой и не закипать тем у кого еще жарко)

Цена вопроса: 100 500 ₽

Нравится 6 Подписаться

Лада 2108 1987, 63 л. с. — самостоятельный ремонт

Комментарии 19

про бывал открывал рсширительный бачок газовал не что не льётся. льётся только когда машина уже нагрелась до 105 градусов ( это только летом) зимой не возможно нагреть машину даже до 92 градусов держит 87 стабильно иногда 90 в пробкке. что это может быть?

забит штуцер обратки на радиаторе, забит радиатор, неоригинальная помпа (вылет крыльчатки меньше)

на радиаторе основном или печке?

забит штуцер обратки на радиаторе, забит радиатор, неоригинальная помпа (вылет крыльчатки меньше)

забит штуцер обратки на радиаторе, забит радиатор, неоригинальная помпа (вылет крыльчатки меньше)

проверил штуцер всё нормально когда машина примерно нагревается 94 градусов с него начинает течь, значит не забит!поменял пробку на расширительном не чего не изменилось!включаешь печьку на второе положение и машина остывает до 82 градусов=(

по ходу термостат подклинил

термостат когда температура доходит немного за 90 нижний патрубок начинает становится тёплым.

ну вот ты сам на свой вопрос ответил, это термостат

а при какой температуре нижний должен становится тёплым?

хз по разному все, но нижний патрубок становится теплым при открытом термостате

а на холостом ходу струйка из обратки должна идти или нет? или только на высоких оборотах она идет?

На 08 — 99 нет в большинстве случаев, если пекаровскую помпу воткнуть. На стоках только на оборотах обратка гоняет.

эхх… а я уж обрадовался, печка греет только на высоких оборотах, когда льется из обратки струя сильная, а на холостых не сильно, а просто плюется…

либо завоздушена, либо ставь доп насос электрический с газели и будет теплая печка тебе

уже поставил, из-за плохой циркуляции до нее не доходит… т.е. тольку от нее нету, причина похоже в помпе

Я не утверждаю что антифриз противопоказан и полное говно, для зубилы лучше тосол.

Что за бред про антифриз

проверенный факт. Если ты купил антифриз по 250р за пять литров это перекрашенный тосол.

Полная версия сайта

5.1 Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения

1. На штуцерах и патрубках обычного типа шланги крепятся посредством хомутов. При этом могут использоваться как стандартные хомуты с червячным приводом, так и одноразовые хомуты скручиваемого типа. Последние при подсоединении шланга подлежат замене на более практичные стандартные.

2. При помощи отвертки ослабьте хомут и сдвиньте его вдоль шланга вверх, полностью освободив штуцер/приемный патрубок. Аккуратно снимите шланг со штуцера. Новые шланги обычно снимаются без особых проблем, в то время как старые могут оказаться “прикипевшими”.

Подведенные к теплообменнику отопителя шланги

Выкидывает тосол из расширительного бачка на ВАЗ 2109

Причины выброса

Первым делом следует разобраться, почему жидкость охлаждения выкидывает из расширительного бачка.

Отсюда можно сделать вывод, что качество работы СО напрямую зависит от технического состояния автомобиля и качества используемых компонентов.

Признаки выброса ОЖ

Важно понимать, что охлаждающую жидкость может выкидывать не только через крышку расширительного бачка, но также внутри системы. Тут важно следить за состоянием СО и вовремя определять признаки утечки.

Тосол очень быстро испаряется, потому заметить его следы удается не всегда.

Признаки закипания

Если возникли проблемы с двигателем, в СО может попросту закипеть тосол. В этом нет ничего хорошего, потому важно вовремя обнаружить неисправность. Существует пять основных признаков закипания ОЖ:

  • Указатель температуры скачком поднимается до 130 градусов;
  • На горловине заливки появляется пена белого цвета;
  • Двигатель перестает работать должным образом;
  • Резко повышается уровень ОЖ в расширительном бачке;
  • Из выхлопной трубы валит белый дым.

При возникновении проблем с СО необходимо в первую очередь проверить ее на герметичность. Согласно рекомендациям, делать это нужно каждые 15 тысяч километров пробега. Если обнаруживаются проблема со шлангами, патрубками, они меняются всем комплектом, а не только те, на которых есть дефекты.

Замена патрубков

Весь процесс замены патрубков делится на два этапа:

Начнем с демонтажных работ.

  1. Открутите пробку расширительного бачка, чтобы в систему попал воздух.
  2. Откройте кран отопителя внутри салона, повернув регулятор до упора вправо.
  3. Снимите защиту картера, открутив все крепежные болты.
  4. Подготовьте емкость, куда будете сливать старую ОЖ. Она должна быть из пластика объемом минимум 10 литров. Выбирайте чистую тару, если хотите повторно залить этот тосол.
  5. Зачистите поверхности возле сливной пробки на блоке цилиндров и радиаторе. Так грязь не попадет в емкость для слива ОЖ.
  6. Подставьте тару под слив из радиатора, открутите пробку и дождитесь, пока тосол выйдет.
  7. Аналогичным образом слейте жидкость из блока цилиндров.
  8. Дождитесь, когда вся ОЖ выйдет, после чего закрутите пробки.
  9. Начните работу с салона, открутив крепежи приборной панели и убрав их в сторону. Передние кресла сдвиньте максимально назад. Так вы обеспечите себе более-менее комфортные условия.
  10. Открутите хомуты с трубок подачи и обратного возврата ОЖ с крана печки. Его вы найдете в перегородке между салоном и отсеком с мотором.
  11. Снимите резиновые патрубки. Если их снять тяжело, можете подергать в стороны или обрезать ножом. Все равно они идут под замену. Из-за горячей ОЖ резина прикипает к металлическим штуцерам, что усложняет их демонтаж.
  12. Будьте внимательны и аккуратны, не тяните сильно трубки. Иначе вы рискуете повредить соединения штуцеров. А это повлечет за собой куда более дорогостоящий ремонт.
  13. Плоской отверткой снимите кран от моторного отсека.
  14. Плоскогубцами или пассатижами рассоедините держатель с тягой привода крана печки.
  15. Зачистите кран, продуйте его внутреннюю часть сжатым воздухом.
  16. Последовательно снимите все оставшиеся патрубки с радиатора и мотора. Обязательно запомните последовательность их расположения, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой.
  • Зачистите все места соединения с помощью металлических щеток. Обрабатывайте окружность каждого штуцера. Действуйте аккуратно, не торопитесь;
  • Сухой ветошью удалите остатки загрязнений. Даже мельчайшие остатки мусора могут повлечь за собой закупоривания системы охлаждения;
  • Обработайте края хомутов мелким надфилем. Так вы сделаете их менее острыми, а потому риск повреждения резиновых патрубков минимизируется;
  • Хомуты предварительно наденьте на патрубки, чтобы они оставались пока в свободном положении;
  • Если не удается натянуть патрубок на штуцер, попробуйте смазать его края мылом. Так он легче примет на себя патрубок;
  • Натяните патрубок, действуя аккуратно и последовательно. Убедитесь, что установка выполнена без перекосов;
  • Установив на место элементы, проверьте плотность прилегания. Иногда резина оказывается слишком эластичной или диаметр патрубка больше положенного. Тут лучше сразу сходить в магазин за новым комплектом, чем рисковать системой охлаждения;
  • Удостоверившись, что патрубки сели надежно, затяните хомуты;
  • Установите на свои места все новые трубки, еще раз убедитесь, что все сделано верно, без перекосов, хомуты затянуты должным образом;
  • Проверьте, затянуты ли должным образом пробки слива жидкости охлаждения;
  • Залейте в расширительный бачок слитую ранее или купленную новую ОЖ;
  • Подождите около 10 минут, потом долейте еще немного жидкости. За это время тосол пройдет по системе, заполнит печку, радиатор, блок цилиндров;
  • Закрутите пробку бачка и запустите двигатель;
  • Следите за показаниями датчика температуры. Если они поднимаются выше положенных, сразу заглушите мотор;
  • Аккуратно откройте крышку расширительного бачка с тосолом и нажмите с определенным усилием на верхний патрубок от радиатора;
  • Так вы поспособствуете выходу лишнего воздуха из системы. Повторите процедуру несколько раз;
  • Долейте ОЖ в бачок, чтобы тосол оказался на необходимом уровне. Еще раз запустите двигатель и проверьте поведение датчика. Если все хорошо, можете смело дальше эксплуатировать свой ВАЗ 2109.

Во многом эффективность, надежность и длительность работы СО зависит от качества используемых комплектующих при замене патрубков.

Цена вопроса

Если вы решите заменить патрубки своими силами, вам придется потратить деньги только на них. Актуальные цены сегодня такие.

Самостоятельная замена патрубков системы охлаждения в ВАЗ 21099

Любой автомобиль подвержен поломкам, но есть понятие, как частота поломок, а соответственно и ремонта. Особенно касается владельцев отечественных автомобилей, как не грустно, а качество заводской сборки остается удручающим.

В данной статье хотелось бы полностью раскрыть такую тему как замена патрубков системы охлаждения ВАЗ 21099. Так как поломка является не редкостью, о ней, и поговорим.

Принцип работы

Любой автомобиль, за исключением конечно электромобилей, производит много тепла, его необходимо отводить, и охлаждать двигатель. За это отвечает система охлаждения. Данная система практически во всех автомобилях работает по единому принципу и каких-то коренных отличий не имеет: радиатор, расширительный бачок, помпа, и конечно же патрубки системы охлаждения.

Причем патрубки установленные на системе охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор) не имеют принципиальных отличий от патрубков системы охлаждения ВАЗ 21099 оснащенной карбюратором, эти машины отличаются только системой впрыска топлива, а система охлаждения устроена по одному принципу.

Что делать при протекании?

Если начал падать уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке. Первое, что надо сделать это долить ОЖ и посмотреть откуда происходить течь. Со временем устройство теряет герметичность и жидкость подтекает, если это 100 грамм за шесть месяцев, то паниковать не стоит. Если потери ОЖ посерьезнее, необходимо выяснить, какой узел системы дал трещину.

Дабы не идти в слепую производят полный ремонт системы, с заменой всех патрубков. В целом процедура эта достаточно простая и все можно сделать своими руками, имея минимальный набор инструментов и знаний. Понимая принцип работы устройства, проблем не возникнет. А теперь поподробнее о замене патрубков системы охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор), и как правильно их ставить.

Сливаем жидкость

Потребуется смотровая яма, эстакада, домкрат или подъемник. Так как слить жидкость можно только из-под днища автомобиля, его нужно приподнять.

Комплект патрубков: патрубки радиатора с хомуты (3 шт.); патрубок пароотводящий и патрубок расширительного бачка. Важный момент, горячую ОЖ сливать нельзя. Дайте ей остыть, а затем уже приступайте.

Вначале откручиваем пробку расширительного бачка. Это необходимо для полного слива жидкости из системы. Автомобиль лучше всего поставить в такое положение, что бы нос не был задран вверх иначе часть антифриза у Вас попросту останется в системе. Потребуется ёмкость для сбора старой ОЖ. Объем лучше взять с запасом, литров 10.

Откручиваем защиту двигателя и находим в районе радиатора сливную пробку, подставляем канистру, отворачиваем пробку и сливаем. Далее пробку лучше вернуть на место.

Снятие патрубков

Когда жидкость слита, приступаем к непосредственному снятию старых патрубков системы, они крепятся хомутиками, потребуется отвертка. Ослабляем хомуты и снимаем резиновые патрубки, некоторые снимаются туго, не следует их срывать, можно повредить штуцер. Пошатайте шланги из стороны в сторону, с небольшим усилием, при этом тяните на себя. Можно сделать разрез ножом, вдоль шланга, это позволит снять их, не прилагая титанических усилий.

Демонтаж проводите последовательно, и запоминайте, что за чем снимали, в дальнейшем это поможет избежать головоломки с установкой новых изделий. Убедитесь, что отсоединили все патрубки, от двигателя и от радиатора.

Далее зачищаем места соединений шлангов и штуцеров. За время эксплуатации система забивается мусором, будут солевые отложения, если использовалась ОЖ низкого качества, или вовсе обычная вода. Металлические штуцеры очищаются щеткой и обтираются ветошью. Мусор попавший внутрь, приводит к поломкам.

Установка новых патрубков

На комплект новых патрубков рекомендуется купить комплект новых хомутов. Одевать их на патрубки необходимо еще до их установки, они должны быть в свободном положении, затягивать мы их будем после установки шлангов на штуцеры.

Если патрубок плохо садится на штуцер, не стоит прилагать больших усилий, просто смажьте штуцер. Усилия прилагать равномерно, после успешного монтажа, затягиваем металлический хомут. Он должен ровно прилегать по всей поверхности, перекосы не допускаются.

В целом установка патрубков окончена. По окончании, необходимо еще раз визуально проверить и выполнить финальную затяжку. Далее заливаем новую ОЖ. Для этого приподнимаем у машины нос, что бы новая жидкость не создавала воздушных пробок. Далее включаем печку на максимум и заливаем жидкость. Ждем пока она полностью заполнит радиатор, печку отопления, блок. Как только уровень окажется на нужной отметке, можно закрывать пробку расширительного бачка. На этом процедура считается оконченной.

По завершению ремонта, периодически проверяйте уровень ОЖ. Отсутствие пятен под двигателем автомобиля, и постоянный уровень жидкости в расширительном бачке, скажут Вам, что Вы все сделали правильно, и ближайшие 3-5 лет беспокоится не о чем. В завершении хотелось бы отметить, что данный вид ремонта не является чем-то фантастическим, данная процедура проводится часто, и позволяет избежать перегревов двигателя.

Читайте также: