Нормы расхода топлива на автокран камаз

Обновлено: 19.05.2024

Статьи по ремонту

Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" Как следует из п. 1 этого документа, установленные нормы предназначены для автотранспортных предприятий. Вместе с тем предприятия других отраслей экономики (не автотранспортные) также могут применять эти нормы. Существует три вида норм расхода топлив (базовые, транспортные и эксплуатационные) для автомобилей общего назначения и - нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей. Базовой является норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии. Транспортная норма - это расход топлива в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы: - самосвала исходя из его снаряженной массы и нормируемой загрузки (с коэффициентом 0,5); - автобуса с учетом его снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров. Кроме того, установлены транспортные нормы в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывают дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом. Таким образом, транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационные нормы устанавливаются по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, утвержденным Минтрансом в Методических рекомендациях. В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях: 1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5 до - 40 град.С 2. Эксплуатация АТС на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: - от 300 до 800 м. - до 5%; - от 801 до 2000 м. - до 10%; - от 2001 до 3000 м. - до 15%; - свыше 3000 м. - до 20%. 3. Работа автомобилей в городах с населением: - свыше 3 млн. чел. - до 25%; - от 1 до 3 млн. чел. - до 20%; - от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15%; - от 100 до 250 тыс. чел. - до 10%; - до 100 тыс. чел. в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%. 4. При перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах, при сопровождении и в других подобных случаях: - с пониженной средней скоростью движения автомобилей от 20 до 40 км/ч - до 15%; - с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%. 5. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%. 6. Для "старых" автомобилей, находящихся в эксплуатации: - более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; - более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%. 7. При работе в карьерах, движении по полю, вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: - для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%; - для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%. 8. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог: - I, II и III категорий - до 35%; - IV и V категорий - до 50%. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15%. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. Таким образом, расчетное нормативное значение расхода топлива учитывает характер выполняемой транспортной работы и условия эксплуатации автомобиля. Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы: – автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные, автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.); – автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.). Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом: Qн = (0,01 · Hsс · S + Hт · T) · (1 + 0,01 · D), л где Hsс – норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hsc' = Hsc + Hw · W, где Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км; W – объем транспортной работы, т·км); S – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; Hт – норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т. п.); T – время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций; D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности). Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом: Qн = 0,01 · (Hsс · S' + Hs'' · S'') · (1 + 0,01 · D), где Hsс – индивидуальная норма расхода топлив на пробег спецавтомобиля, л/100 км; S' – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; Hs'' – норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км; S'' – пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км; D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности). Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля

Нормы расхода топлива КамАЗ на 100 км: 65115, 43118, 5320, 5490


Потребление топлива для автомобиля – это важнейший технический параметр. Ведь Спецтехнику нужно не только купить. Необходимо четко представлять, какие затраты придется понести на его обслуживание и учесть, каких финансовых вложений потребует каждая поездка. К примеру, норма расхода топлива КамАЗом позволит оценить окупаемость грузовика и целесообразность его эксплуатации.

Таблица среднестатистических топливных расходов КамАз разных модификаций

Грузовые автомобили разных типов отличаются условиями эксплуатации и характеристиками. Это обстоятельство влияет на такой важный момент, как расход топлива у КамАза на 100 км пути. Учитывая разнообразие модельного ряда, показатель существенно меняется. В среднем расход варьируется от 25 до 30 л/100км, но крупногабаритные автопоезда способны потреблять свыше 40 л.

Для популярных марок КамАз расход топлива по заявлениям производителя приведём в таблице.

Марки авто Летняя норма л/100км Зимняя норма л/100км
65116 (седельный тягач) 24 26
6460 (седельный тягач) 25 28
45143 (самосвал) 26 29
65115 (самосвал) 27 30
65111 (тягач) 29,8 30,1
53228 (бортовой) 28 31
6520 (тягач) 29,2 32,1
44108 (тягач) 30 34
45141А (тягач) 33,5 36,9
43114 (бортовой тип) 31 34
43118 (бортовой) 33 36
65201 (тягач) 37,1 40,8
6450 (седельный тягач) 40 44

Важно помнить: из представленной выше таблицы становится понятно, что показатели сильно отличаются от мощности двигателя КамАза, от условий эксплуатации и от времени года. Кроме того, существенное влияние оказывает нагрузка.

Показатели расхода берутся на основе эталонных расчётов. Информацию предоставляет производитель. Однако у водителей на практике могут существенно отличаться, чаще всего в большую сторону. На этот показатель влияет множество моментов, включая общее состояние грузового автомобиля — двигатель, шасси, топливная система. Желательно регулярно проводить технический осмотр и делать замеры в различных ситуациях — летом и зимой, с грузом и без него, на трассе и в городе.

Какой приемлемый расход топлива на КамАзе?

В сфере грузоперевозок популярностью пользуется тягач марки 5320, оснащённый мощным двигателем. Расход топлива на 100 км у такого КамАза составляет около 34 л. Это усреднённые показатели, потому что городской цикл для дизеля всегда более затратный.

Облегчённые версии КамАз с шасси 4308 используют не более 20л/100км. При небольших габаритах машина оказывается экономичней, но и круг выполняемых задач будет иной. В смешанном цикле норма расхода для такого автомобиля составляет 21-22л/100км.

Нормы расхода топлива КамАЗ на 100 км: 65115, 43118, 5320, 5490

На показатель влияют следующие факторы:

  • Модификация грузового автомобиля, марка и тип.
  • Установленный двигатель.
  • Пробег и общее состояние.
  • Время года и условия эксплуатации.

Зимняя норма расхода топлива обычно выше на 2-4 литра. При расчётах следует учитывать состояние машины. Марки 5490 комплектуются баками на 800 л и при идеальных условиях можно проехать свыше 1000 км. Однако на каждую сотню километров с грузом в 3-4 тонны потребление будет больше.

КамАз марки 65115 представляет собой самосвал для различных задач. Современная модификация шасси и двигателя показывает средний расход топлива 30 л на 100 км при движении по трассе со скоростью около 80 км/час. Базовая модель включает только опрокидывающийся кузов, но предусмотрены также прицепы. На основе модели 65115 создаются автопоезда, использующиеся для перевозки стройматериалов или сельскохозяйственной продукции. В зависимости от того, какой дополнительный груз прицеплен, потребление увеличивается на 2-3 л.

Дизельный двигатель марки 740-51-320 является наиболее мощным и производительным. Его показатели составляют 30-40 л на 100 км в зависимости от нагрузки и при движении на скорости до 90 км/час. Моторы серии «Камминз», соответствующие стандартам Евро-4, при идеальных условиях потребляют до 24 л, но при максимальной нагрузке расход составляет 37-40л/100км.

Как рассчитать нормы расхода топлива на Камазе

Одним из важных тех. параметров любого транспортного средства является потребление горючего. И не важно, какой у вас транспорт: легковой или грузовой. Целью покупки коммерческой техники служит извлечение прибыли от её эксплуатации. Рассчитывая экономическую выгоду и целесообразность, необходимо четко понимать затраты, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием, а также сколько обойдется по деньгам залить бак солярки, чтобы съездить вам в рейс. После приобретения авто для расчета необходимых финансовых показателей (срок окупаемости и др.) владельцы Камаза используют значения норм расхода топлива.

Основные показатели

В крупных логистических организациях и ТК, имеющих в собственности свой парк грузовиков расчет нормы расхода дизтоплива выполняют экономисты. В виду огромного разнообразия моделей и модификаций грузовиков Камаз значение расходования солярки у каждого будет индивидуальным. Существуют средние значения, на которые можно ориентироваться, но реальная величина будет отличаться в зависимости от:

  • Сезонность эксплуатации
  • Период использования ТС
  • Общее тех. состояние и пробег автомобиля
  • Исправен ли движок и отдельные его компоненты. В частности фильтрующие элементы топлива.
  • Насколько качественное заливается горючее

В спецификации к любой спецтехнике всегда указывается расход топлива на 100 км. Но это будет база. Фактическое значение всегда отличается и, как правило, в большую сторону. На него влияет модель и сфера деятельности ТС.

Средние значения

В организациях с автопарком грузовых автомобилей Камаз значения расхода топлива на 100 км индивидуальные. При расчете ориентируются на общепринятые российские значения, указанные в док-те от 2008 г. В зависимости от нагруженности и условий экспл-ции техники их подправляют. Документ носит лишь рекомендационный характер, и если следовать всем предписаниям, то можно с легкостью произвести расчет.

Общая формула расчета:

Qh=0.01*Hsanc*S*(1+0.01*D)+Hz*Z

  • S – пробег
  • Hsanc – общепринятый в РФ норматив расходования горюче-смазочных материалов для Камазов
  • Hz – Расход горючки при полной загрузке
  • Z – число поездок груженого ТС в течение определенного срока;
  • D – коэф. погреш-ти
Самосвалы

Hsanc=Hs+Hw*(Gпр+0.5*q)

  • Hs – норматив для полногруженных авто
  • Hw – коэф-т транспорт-ой работы
  • Gпр – масса груз. плат-мы
  • q – грузопод-ть плат-мы.

Имеются определенные стандарты норм расхода топлива на Камазе в зависимости от модели и времени года использования ТС. С ними можно ознакомиться в данной таблице:

"НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)" (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93)

2. Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

- автомобили, выполняющие специальные работы в период стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

- автомобили, выполняющие специальные работы в процессе передвижения (снегоочистители, поливомоечные и т.п.).

Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, относящихся к первой группе, определяется следующим образом:

Qн = (0,01 x Hsс x S + Нт x T) x (1 + 0,01 x D), где

Hsс - индивидуальная линейная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная линейная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы Hsc' = Hsc + Hw x W);

Нт - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);

S - пробег автомобиля, км;

T - время работы оборудования, час или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).

Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

Qн = 0,01 x (Hsс x S' + Hs'' x S'') x (1 + 0,01 x D) + Hsd x N, где

Hsс - индивидуальная линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S' - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs'' - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S'' - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

Hsd - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;

N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование линейные нормы расхода топлива на пробег (на передвижение), устанавливаются исходя из линейных норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Величины норм расхода топлива для специальных автомобилей приведены ниже. <*>

<*> - Временно, до 1 января 1996 года нормы расходы топлива на пробег и работу специальных и специализированных автомобилей для содержания и ремонта городских дорог (подметально-уборочных, поливомоечных, плунжерно-щеточных снегоочистителей, пескохлоридоразбрасывателей, снегопогрузчиков, илососов, универсальных уборочных машин, снегоочистителей, машин для прочистки канализационных сетей, машин для текущего ремонта дорожных и тротуарных покрытий типа МТРДТ, асфальторазогревателей, машин для заделки трещин дорожных покрытий, мусоровозов) определяются по линейным нормам, утвержденным Приказом N 38 Министерства жилищно-коммунального хозяйства (ныне Департамент ЖКХ Министерства строительства Российской Федерации) от 21 января 1986 года.

(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)

2.1. Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы в период остановки

Нормы расхода топлива автомобилей КАМАЗ

Уровень потребления горючего - очень важная техническая характеристика автомобиля. Кроме собственно покупки спецтехники, потребуется понести определённые расходы на её обслуживание, а также прикинуть, в какую сумму обойдётся каждая поездка. Норма расхода топлива интересующего КАМАЗа даст возможность определить окупаемость грузового авто и целесообразность его использования.

Показатели, учитываемые во время расчётов

Норма расхода топлива КАМАЗ определяется транспортными фирмами и иными компаниями, которые имеют свой автопарк. Однако наибольшее значение отдают моделям самосвалов, поскольку их выпускают в разных модификациях, для каждой из которых норма расхода топлива будет разной.

11.jpg

Есть определённые общие нормативы. Но они распространяются не на каждую ситуацию. Есть много факторов, учитывающихся в ходе формирования нормы расхода топлива. В их число входят:

  • сезон, во время которого планируется эксплуатация авто;
  • срок эксплуатации автомобиля и техническое состояние его;
  • состояние ДВС (в первую очередь - фильтров);
  • качество применяемого топлива.

Норма расхода топлива грузовых автомобилей КАМАЗ на 100 км определяется с учётом конкретной модели, модификации, сферы использования. Производитель определяет некоторую базовую единицу. Однако во время эксплуатации авто предполагается учёт и других нюансов, которые сопровождают любые перевозки грузов.

2.jpg

Поскольку КАМАЗ является грузовым авто, он не применяется при поездках на работу или в гости, поскольку это чересчур дорого. На таких автомобилях транспортируют грузы. По этой причине всегда учитывают количество потребляемого транспортным средством топлива при передвижении его с нагруженным кузовом.

Производителем определяется базовая норма расхода топлива КАМАЗа для каждой отдельной модификации с разной грузоподъёмностью. Так, спецтехника, имеющая грузоподъёмность 7 тонн, во время движения на скорости 80 км/ч потребляет 30 л топлива на каждых 100 км. Авто, имеющее грузоподъёмность 30 тонн, потребляет на 8 л больше.

Когда высчитывается норма расхода топлива самосвалов КАМАЗ, нужно учитывать массу автомобиля без груза, а также его суммарную массу в случае полной загрузки.

Расчёт нормы расхода топлива для самосвалов КАМАЗ

3.jpg

Для автомобилей, имеющих грузовую платформу (самосвалов), используют такую формулу:

Hsanc = Hs + Hw * (Gпр + 0.5 * q)

Значения символов в данной формуле:

  • Hs – норма для загруженного на 100% транспортного средства;
  • Hw – коэффициент работы транспорта;
  • Gпр – вес платформы;
  • q – грузоподъёмность грузовой платформы.

Есть стандартная норма расхода топлива для каждой модели, модификации и сезона выполнения работ.

В случае применения самосвала как автопоезда потребление топлива в некоторой мере повышается. Число дополнительных литров определяется видом мотора:

  • для бензинового двигателя норма расхода топлива повышается на 2 л;
  • для дизельного - на 1,3 л;
  • для газового - на 2,6 л.

Следует учитывать, что норма расхода топлива для автопоезда выше, чем для обычного самосвала.

Норма расхода топлива тягача и бортового грузового автомобиля

4.jpg

Камский автомобильный завод выпускает, кроме самосвалов, также другие разновидности грузовых автомобилей, включая бортовые авто, а также седельные тягачи. Их параметры рассчитывают по формуле:

Qh = 0.01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1 + 0.01 * D)

Символы этой формулы расшифровываются так:

  • Hsan - норма для абсолютно загруженных транспортных средств.
  • Hw - количество ГСМ, необходимое для транспортировки.
  • W - объём работы, которую выполняет транспортное средство.
  • D - коэффициент погрешности.

Такие автомобили могут также быть оборудованы моторами разных видов. По этой причине к среднему количеству нужно добавить дополнительное число литров, аналогично случаю с самосвалом.

5.jpg

Значения нормы расхода топлива являются относительными, поскольку их расчёт не подразумевает учёта эксплуатации грузовых авто. Дорогу сложно предугадать, а каждая экстремальная ситуация вызывает повышение потребления автомобилем топлива, поэтому норма расхода топлива в такой ситуации увеличивается.

Об утверждении норм расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся в предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве


Утратило силу на основании ПОСТАНОВЛЕНИЯ Госстроя РФ от 24.11.2003 N 193 "Нормы расхода жидкого топлива для машин по содержанию, ремонту автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений"

Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановляет:

2. Признать утратившими силу с 1 января 1999 года "Нормы расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся на предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве" от 23.01.98 N АТ-05-71/28.

10 февраля 1999 г.
N 6

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Госстроя России
от 10 февраля 1999 года
N 6

Нормы расхода жидкого топлива на работу спецмашин коммунального назначения Нормы расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся в предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве

В данном нормативном документе приведены значения норм расхода топлива для подвижного транспорта, на котором смонтировано специальное рабочее оборудование для производства работ по содержанию городских территорий и в ремонтно-строительном производстве.

Срок действия норм с января 1999 г. до 1 января 2002 г.

Нормативные материалы предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины, и могут использоваться как официальный документ для расчета тарифов на объемы выполненных работ.

Нормы расхода жидкого топлива на работу специальных коммунальных машин

Общие положения

В номенклатуру спецмашин для разработки норм расхода жидкого топлива включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие навесное оборудование, предназначенное для выполнения работ в городском хозяйстве.

Разработанные временные отраслевые нормы расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые, на основе которых устанавливаются нормы расхода топлива применительно к конкретным условиям эксплуатации машин.

1. Линейные нормы расхода топлива

Линейная норма расхода топлива - это норма, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы. В настоящее время нормативной основой для установления норм расхода отечественных машин являются введенные в действие с 1 января 1997 г. до 1 января 2002 г. "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Р-3112194-0366-97).

Для машин импортного производства нормы расхода топлива принимаются в соответствии с данными инструкции по эксплуатации. Суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:

Д = Д1 + Д2 + Д3 + Д4, (1)

Д2 = 0,1 - десятипроцентная надбавка на работу спецмашины в зимний период года для районов с умеренным климатом. Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0 град. C составляет 0,05, а в северных районах страны - 0,15. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2. Перечень местностей с отнесением к особым климатическим зонам представлен в Приложении;

Д3 = 0,05 - надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет;

Д4 = 0,2 - надбавка при работе в городах с населением свыше 2,5 млн. человек (при населении от 0,5 до 2,5 млн. чел. Д = 0,15).

Использование в расчетах этих надбавок обусловливается спецификой работы спецмашины, ее конструктивными особенностями и назначением. Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным инструкции по эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, обслуживающих коммунальные объекты, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего.

Расход топлива на каждую тонну массы спецоборудования составляет для карбюраторных автомобилей - 2,0 литра/100 км, а для дизельных - 1,3 литра/100 км.

2. Нормы расхода топлива на работу специальных машин

Все спецмашины, используемые в коммунальных предприятиях по потреблению жидкого топлива, подразделяются на четыре группы:

- машины, имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси;

- машины, имеющие шасси, оснащенные специальными приборами и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины;

- малогабаритные машины и механизированный инструмент;

- машины, используемые для перевозки грузов различного назначения.

Нормативный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле:

где: QH - норма расхода топлива за сутки;

HS - линейная норма расхода топлива, л/100 км;

S - среднесуточный пробег машины, км;

Д - суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива;

Q - расход топлива при работе спецоборудования, л/час (или на 1 погрузку и разгрузку);

G1 - масса машины в снаряженном состоянии (с полным бензобаком);

G2 - масса шасси машины, т;

B - норма расхода топлива на каждую тонну массы спецоборудования, л;

T - продолжительность работы спецоборудования за сутки, час.

Нормативный расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за время работы спецоборудования.

Нормы расхода жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки оборудования, определяются по действующим в настоящее время линейным нормам на автомобильном транспорте с учетом изменения массы базового шасси.

Нормы расхода масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом после расчета норм потребности жидкого топлива, исходя из следующих указаний.


Для новых машин (до 3-х лет эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50%, а для машин свыше 8 лет эксплуатации - увеличиваются до 20%.
__________________________
Примечания. 1. Линейные нормы расхода топлива на транспортное движение автомобилей приняты по "Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденным Департаментом автомобильного транспорта РФ от 29.04.1997 (Р-3112194-0366-97). Учтено изменение массы спецмашин по сравнению с массой базового шасси с использованием расчетной формулы:

Значение показателя "в" принято: для бензина 2 л/100 т.км, а для дизельного топлива 1,3 л/100 т.км.

2. Плотность топлива при расчете принята:

бензина - ро = 0,74 кг/л, дизельного топлива - ро = 0,825 кг/л.

Настоящие нормы предназначены для обоснованного учета и контроля за фактическим расходом жидкого топлива на работу специальных машин, занятых уборкой и ремонтом городских дорог.

Расход топлива автокрана: как посчитать нормы расхода топлива для разных автомобильных кранов

Контроль расхода топлива автокрана — одна из задач, которая должна выполняться коммунальным или строительным предприятием, на балансе которого находится спецтехника. Поскольку она представляет собой крано-манипуляторное устройство, установленное на автомобильное шасси, расход автокраном топлива в час будет складываться из двух компонентов: расхода шасси и топливных затрат при работе КМУ. Разберемся, как посчитать расход топлива автокрана, приведем примеры расчетов и представим таблицу с типовыми нормами для автомобильных кранов разных моделей.

Для чего нужны нормы расхода автокранов и какие они бывают

Расход топлива автокрана: как посчитать нормы расхода топлива для разных автомобильных кранов

Автокран потребляет топливо в гораздо большем объеме, чем обычный автомобиль, поскольку ему приходится прилагать значительные усилия для погрузочно-разгрузочных работ. Каждому предприятию, на балансе которого имеется подобная спецтехника, необходимо определить нормы расхода топлива автокранов. Это нужно для:

  • закупки бензинового или дизельного топлива на весь автопарк (важно правильно посчитать объем топлива, чтобы в нужный момент автокраны не остались не заправленными);
  • отслеживания расхода топлива (чтобы избежать нецелевого расходования бензина и дизеля или их хищения).

Существует несколько разновидностей норм расхода топлива автокранов:

  • Базовая норма.

Эта характеристика показывает, сколько топлива потребляет автомобильное шасси. Она не учитывает непосредственно работу манипуляторного устройства, а определяет потребление бензина или дизеля во время поездок до места работы и обратно. Изменяется в литрах на 100 км пробега.

  • Транспортная норма.

Она показывает объем расхода топлива автокрана во время выполнения работы (погрузочно-разгрузочные операции) и при транспортировке грузов. Измеряется в литрах на 100 ткм (тонно-километров).

  • Норма ездки с грузом.

Эта характеристика показывает, на сколько увеличивается потребление бензина или дизеля при погрузочно-разгрузочных работах грузового автомобиля, связанных с короткими перемещениями. В норму ездки включается интервал, на котором, например, груженый автомобиль едет до места разгрузки.

Расход топлива автокрана: как посчитать нормы расхода топлива для разных автомобильных кранов

На практике на предприятиях используются средневзвешенные нормы расхода топлива автокранов. Это усредненное значение, учитывающее все три перечисленные выше нормы, для конкретной группы спецтехники — грузовиков, самосвалов, бетономешалок и, конечно, автокранов. Именно средневзвешенные нормы расхода топлива автокранов примеряются, когда надо посчитать объем топлива для закупки на весь автопарк.



Описание шасси

В продукции Ивановского автокранового завода используются четыре вида шасси Урал – 5557 и 4320 в трех моделях.

Урал-5557 отличается следующими параметрами и особенностями:

  • формула колес – 6х6, что делает машину вездеходной;
  • дизельный двигатель модели ЯМЗ-236 на 230 л.с.;
  • скорость машины – до 70 км/ч.

Габариты колесной базы – 10х2,5х3,4 метра.

Урал-4320, используемый для изготовления автокрана КС-54717-1, имеет следующие характеристики:

  • полноприводный, колеса 6х6;
  • двигатель дизельный, ЯМЗ-238М2;
  • мощность двигателя – 240 л.с.;
  • скорость на дороге – до 70 км/ч.

Габариты машины – 7,5х2,5х2,8.

Перечисленные машины предназначены специально для установки технологического оборудования и тяжелой техники, к которой и относятся автомобильные краны.

Ивановец КС-45717-1 на шасси Урал 4320
Ивановец КС-45717-1Р на шасси Урал 4320
Ивановец КС-45717-1Р ОВОИД на шасси Урал 4320

Коэффициенты повышения

Расход топлива автокрана 25т будет различным в зависимости от целого ряда внешних факторов, например, температуры, кривизны дорог, сложности работы, установки новых деталей и т.д. Чтобы учесть влияние этих факторов, вводятся повышающие коэффициенты. Рассмотрим их более подробно.

  • Работа в зимнее время.

При работе зимой расход топлива автокрана увеличивается на 5-18 %, поэтому при подсчете используется коэффициент 1,05-1,18. Количество месяцев, на протяжении которых нужно вводить поправку, определяется в зависимости от климатических условий.

  • Работа на сложном маршруте.

Если на 1 км пути приходится более 5 поворотов, маршрут считается сложным. Нормы расхода топлива автокранов в этом случае увеличиваются на 10 %, т.е. поправочный коэффициент равен 1,1.

  • Работа в густонаселенных пунктах.

Расход топлива автокрана, который эксплуатируется в крупном городе, надо будет увеличить на:

  • 10 % для населения 100-250 тыс.;
  • 15 % для населения до 1 млн.;
  • 25 % для населения от 1 млн. до 5 млн.;
  • 35 % для городов с населенностью выше 5 млн.
  • Работа в горной местности.

Работающая в горной местности спецтехника тратит больше топлива. В зависимости от высотности региона поправочный коэффициент будет в диапазоне 1,05-1,2.

  • Работа с частыми остановками.

Расход топлива автокрана при частых остановках, например, для погрузочно-разгрузочных работ увеличивается на 10 %.

  • Работа на низких скоростях.

Если транспортировать грузы приходится на низкой скорости, то в расчеты стоит добавить коэффициент 1,1.

  • Для спецтехники старше 8 лет.

Нормы расхода топлива автокранов, чей возраст превышает восемь лет, необходимо увеличить на 5 %.

  • При работе отопителей.

В зимнее время для расхода топлива автокранов, помимо сезонного коэффициента, необходимо вводить еще один — учитывающий потребление топлива при отоплении салона. Он равен 5 %.

Автокран Камаз КС 45717К-3P «Ивановец» 25 т.

Шасси и двигатель Камаз 43118 (6х6) отличается высокой проходимостью в условиях дорог плохого качества и бездорожья. Усиленная раздаточная коробка, широкопрофильные шины переменного давления с применением централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах обеспечивают надежную работу шасси в самых тяжелых и труднодоступных местах. Сравнительно компактное для своего класса шасси позволяет использовать кран в стесненных условиях.
Крановая установка. Телескопическая стрела – 4-х секционная длиной 30,7 м, самая длинная в своем классе. Изготовлена из высокопрочной стали. Секции стрелы из гнутого профиля состоят из двух полукоробов, сваренных по нейтральной линии напряжений. Кран также может быть оснащен удлинителем стрелы «гусек» длиной 9,0 м, имеющим возможность наклона на 30?. Опорный контур 6,0х5,43 м обеспечивает высокую устойчивость крана и самый большой в своем классе рабочий вылет — до 31,0 м (при использовании гуська). Привод механизмов крана гидравлический от аксиально-поршневого насоса, приводимого в действие двигателем шасси. Гидропривод в сочетании с системой управления с помощью джойстиков с тросовым управлением обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы, широкий диапазон скоростей подъема-опускания, низкие посадочные скорости и совмещение нескольких крановых операций.

Кабина крановщика Новая кабина автокрана Камаз КС 45717К-3Р Ивановец повышенной обзорности за счет использования панорамного стекла и двух стеклоочистителей. Эргономическая панель управления с интегрированным прибором безопасности и приборами для контроля за работой крана и шасси. Повышенная комфортность кабины обеспечивается наличием сиденья крановщика с механическим подрессориванием и гидравлической амортизацией, опорой для спины и подголовником. Сиденье имеет также продольную и вертикальную регулировки. Кабина снабжена эффективной системой вентиляции и отопления. Кабина также может быть оснащена механизмом изменения угла ее положения.

Качество и надежность Опорная и поворотная рамы крана, телескопическая стрела спроектированы при помощи CAD-систем и рассчитаны с использованием метода конечных элементов. Конструкции максимально облегчены и обладают оптимальными жесткостными характеристиками. Сварные соединения выполняются автоматами с компьютерным управлением, что обеспечивает высочайшее качество швов, которое документируется после ультразвуковой проверки.

Безопасность Микропроцессорный ограничитель грузоподъемности с цифровой индикацией информации ОНК-160 позволяет следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема оголовка стрелы; показывает фактическую массу груза на крюке и максимальную грузоподъемность на данном вылете; автоматически, по заданным координатам, ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях и вблизи линий электропередач. Вмонтированный в ограничитель грузоподъемности регистратор параметров фиксирует рабочие параметры и степень нагрузки крана в течение всего срока службы.

Нормы расхода топлива автокранов популярных моделей

Расход топлива автокрана: как посчитать нормы расхода топлива для разных автомобильных кранов

Расход топлива автокрана на КамАЗ

Для большинства модификаций шасси КамАЗ расход топлива автокрана составляет 32-34 л/100 км, а норма расхода для погрузочных работ — 6 л/час. Исключение составляют автокраны на шасси КамАЗ-53228 и КамАЗ-6540, для которых расход топлива при движении составит 41,9 и 48,7 л/100 км соответственно.

Расход топлива автокрана на МАЗ

Усредненный расход топлива автокрана на МАЗ-5337 составляет 32-33 л/100 км в зависимости от модификации шасси. Расход топлива автокрана на МАЗ-6303 выше и в зависимости от версии автомобиля составляет 39-41 л/100 км. Норма расхода топлива для погрузочных работ — 5,5 л/час.

Расход топлива автокрана Урал

Расход топлива автокрана Урал-5557 равен 37,5 л/100 км, а при погрузке машина расходует 5,5 л/час.

Расход топлива автокрана 25т

Величина расхода топлива автокрана 25 тн зависит от вида шасси. Наиболее распространенные автомобильные краны в этой грузоподъемной категории на автомобильных шасси КамАЗ, Урал, МАЗ и других расходуют 34-41 л/100 км в зависимости от технических характеристик двигателя.

Модельный ряд автокрана КС-55713

Список вариаций автокрана этой модели очень велик. Основным критерием, по которому их можно классифицировать, является колёсная формула. К версиям с колёсной формулой 6х4 относятся следующие:КС-55713-1, КС-55713-1В, КС-55713-6 производства з-да Галичанин;КС-55713-1К, КС-55713-1К-2, КС-55713-1К-3, КС-55713-1К-4, КС-55713-3К-2, КС-55713-6К-2, КС-55713-6К-4, КС-55713-6К-3, КС-55713-6К от з-да Клинцы.Колёсную формулу 6х6 имеют другие:КС-55713-3К, КС-55713-5К, КС-55713-3К-3, КС-55713-3К-4, КС-55713-5К-2, КС-55713-5К-3, КС-55713-5К-4 производства з-да Клинцы;КС-55713-3, КС-55713-4, КС-55713-5, КС-55713-3В, КС-55713-4В, КС-55713-5В, КС-55713-6В от з-да Галичанин.

Таблица норм расхода топлива автокранов разных моделей

Расход топлива автокрана: как посчитать нормы расхода топлива для разных автомобильных кранов

Точные нормы расхода топлива автокранов для конкретной модели можно посмотреть в таблице ниже.


На сегодняшний день налажен выпуск нескольких типов автомобилей:

Выше перечислены только некоторые модели, выпускаемые на заводе в Набережных Челнах. Компания постоянно занимается разработкой новых машин, дизельных моторов и шасси, чтобы снизить расход топлива у КамАза, улучшить производительность, надёжность, экономичность. С 2015 года налаживается сотрудничество с Mercedes для использования запчастей и технических решений немецкого автогиганта на российском производстве.

Таблица среднестатистических топливных расходов КамАз разных модификаций

Грузовые автомобили разных типов отличаются условиями эксплуатации и характеристиками. Это обстоятельство влияет на такой важный момент, как расход топлива у КамАза на 100 км пути. Учитывая разнообразие модельного ряда, показатель существенно меняется. В среднем расход варьируется от 25 до 30 л/100км, но крупногабаритные автопоезда способны потреблять свыше 40 л.

Для популярных марок КамАз расход топлива по заявлениям производителя приведём в таблице.

Марки авто Летняя норма л/100км Зимняя норма л/100км
65116 (седельный тягач) 24 26
6460 (седельный тягач) 25 28
45143 (самосвал) 26 29
65115 (самосвал) 27 30
65111 (тягач) 29,8 30,1
53228 (бортовой) 28 31
6520 (тягач) 29,2 32,1
44108 (тягач) 30 34
45141А (тягач) 33,5 36,9
43114 (бортовой тип) 31 34
43118 (бортовой) 33 36
65201 (тягач) 37,1 40,8
6450 (седельный тягач) 40 44

Важно помнить: из представленной выше таблицы становится понятно, что показатели сильно отличаются от мощности двигателя КамАза, от условий эксплуатации и от времени года. Кроме того, существенное влияние оказывает нагрузка.

Какой приемлемый расход топлива на КамАзе?

В сфере грузоперевозок популярностью пользуется тягач марки 5320, оснащённый мощным двигателем. Расход топлива на 100 км у такого КамАза составляет около 34 л. Это усреднённые показатели, потому что городской цикл для дизеля всегда более затратный.

Облегчённые версии КамАз с шасси 4308 используют не более 20л/100км. При небольших габаритах машина оказывается экономичней, но и круг выполняемых задач будет иной. В смешанном цикле норма расхода для такого автомобиля составляет 21-22л/100км.


На показатель влияют следующие факторы:

  • Модификация грузового автомобиля, марка и тип.
  • Установленный двигатель.
  • Пробег и общее состояние.
  • Время года и условия эксплуатации.

Зимняя норма расхода топлива обычно выше на 2-4 литра. При расчётах следует учитывать состояние машины. Марки 5490 комплектуются баками на 800 л и при идеальных условиях можно проехать свыше 1000 км. Однако на каждую сотню километров с грузом в 3-4 тонны потребление будет больше.

КамАз марки 65115 представляет собой самосвал для различных задач. Современная модификация шасси и двигателя показывает средний расход топлива 30 л на 100 км при движении по трассе со скоростью около 80 км/час. Базовая модель включает только опрокидывающийся кузов, но предусмотрены также прицепы. На основе модели 65115 создаются автопоезда, использующиеся для перевозки стройматериалов или сельскохозяйственной продукции. В зависимости от того, какой дополнительный груз прицеплен, потребление увеличивается на 2-3 л.

Советы по снижению расхода топлива на КамАзе


Если для примера взять модель 65115, то по паспортным данным расход топлива составит 33 л/100км. На показатели повлияют следующие моменты:

Таким образом, при воздействии различных факторов в итоге потребление на КамАзе возрастает в 1,5-2 раза. Передвижение в городском цикле может сжигать до 42 литров.

При эксплуатации грузовика на постоянной основе вопрос пережога солярки прямым образом влияет на рентабельность. Опытным водителям рекомендуется следить за состоянием машины и избегать чрезмерного перерасхода. Желательно держать показатель в смешанном цикле на уровне 30л/100км.

Опытные автомастера, занимающиеся обслуживанием грузовых автомобилей, а также производители рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • Своевременно проводите технический осмотр, проверяйте состояние двигателя и шасси.
  • Регулярно меняйте моторное масло (не реже одного раза в 3 месяца), используйте качественные рабочие жидкости.
  • Избегайте перегрузов, перевозите только нормированную массу, рекомендованную для конкретной марки КамАза.
  • Сокращайте время работы двигателя на холостых оборотах.
  • Прокладывайте удобный маршрут, позволяющий двигаться с равномерной скоростью.

Качественное и чистое масло, заливаемое каждые 3-4 месяца, сократят общий расход на 1-2%. При регулярной эксплуатации на протяжении нескольких месяцев это даст ощутимую экономию. Перегруз не только увеличивает потребление топлива КамАза, но и повышает износ двигателя. При работе на холостых оборотах дизельный мотор сжигает немало топлива, поэтому не допускайте бесполезного выхода в трубу.

Читайте также: