Нужно ли регулировать новый карбюратор ваз 2109

Обновлено: 13.05.2024

! новый карбюратор помогите !

вобщем купил новый карб всё говорят его надо настраивать ну вобщем поставил но он оказался хуже старого машина теперь дёргаетца пупит общем не едет вобще:-( может всётаки надо его настраивать ? Думаю уже брак растроен жутко

новый карбюр представляет собой что он будет ставиться, и подгоняться под машину(в твоем случае конечно надо настраивать!

а прокладки менял?
почистить надо, а настраивать чтоб смесь в одинаковых кол-вах подавалась

да конешно сменил прокладки

Любой карбюратор подстраивать нужно под машину на которую он ставиться .
с завода идут так сказать стандартная настройка .
если тупит и дергается сильно богатая смесь
если холостые плохо держит то сильно бедная смесь

а кто сказал тебе что настраивать не нужно … продавец. .(об голову ему разбей старый карбюратор)…
кстати проверь еще впускной коллектор . может он гнутый … частенько бывает . подсасывает воздух

нее не продавец в сервисе по дароге заехал так для интереса спросить мне сказали мол не надо вот так

На новых карбах стоят заглушки, там можно покрутить эти регулировочные болты только в небольшом диапазоне.Если и этого мало то снимают заглушку, регулируют и опять ставят.Так что все карбы надо регулировать.

100% новый нужно не то что регулировать, а поменять половину внутренностей!)))

Был у меня личный опыт(и у кореша тоже) купили новый Солекс перебрали весь, настраивали 2 дня, а потом ещё раз через неделю подстраивали…

Зато есть большой плюс: теперь всё работает и горя не знаю(только чищу для профилактики)))))

Так что не расстраивайся- главное чтобы карбюраторщик был толковый)))))

Проблема в том что карбюраторщиков толковых НЕТ… повымерли…единицы где-то обитают.
Поэтому и говорят что настраивать не надо…потому что ни фига не знают.
Если есть голова на плечах советую порыскать в интернете, ну или прям здесь на драйве поискать блоги или статьи по тюнингу карбюратора. Сам всё сделаешь и будешь счастлив.
Я вот таким образом в своём районе уже карбюраторщиком прославился.
Начитался литературы по солексам. Пацанам на районе 4 машины настроил на карбах солекс, гоняют теперь, горя не знают=)

П.с:извините, эт не самореклама.просто побуждаю читать литературу)

вчера слоник поставил от старого вроде лучше стало

слоник настраивать надо, что бы писало в щель между заслонкой и корпусом карбюратора.
В интернете всё есть как и что нужно настраивать.

что бы в обе попадало да ? Или я не понел тогда тебя

Сегодня был в магазине, тоже думаю поменять карб на новый, попросил с ветрины посмотреть, повертеть в руках его, ну и развернул дроселями в лицо и на сектор нажал чтоб открылась заслонка, чтоб проверить как носики вобще стоят но в ответ карб плеснул мне двумя струями в глаз, удивлению моему небыло предела, он оказывается техничекой жидкостью был наполнен, и носик у него с завода отлично отрегулирован)))

я понимаю что настроен но в 2ю камеру а не в 1 как у старого

Сегодня был в магазине, тоже думаю поменять карб на новый, попросил с ветрины посмотреть, повертеть в руках его, ну и развернул дроселями в лицо и на сектор нажал чтоб открылась заслонка, чтоб проверить как носики вобще стоят но в ответ карб плеснул мне двумя струями в глаз, удивлению моему небыло предела, он оказывается техничекой жидкостью был наполнен, и носик у него с завода отлично отрегулирован)))

Жидкостью то он наполнен- его ж на заводе через стенд проверяют…

А трубку со второй камеры нужно в первую выгибать, чтобы при нажатии бензин сразу в первую камеру писял с двух трубок…Так все нормальные карбюраторщики, да и простые автолюбители делают)))))

тогда 2 камера по вашему для красоты нужна?

Нет не для красоты…

Я не карбюраторщик но мозги есть(да и карбюраторщики показывали):

При нажатии на педаль газа бензин льётся из двух трубок(в первую и вторую камеру)!
ВОПРОС: Нахер он льётся во вторую камеру если она ещё закрыта?!

Это понятно что он не сгорает но он туда льется в любом случае посмотрим на ситуацию с другой стороны если 2 камера уже открыта то туда никак ничего не льется потому что все два носа смотрят во 2ую камеру и что тогда ? это не то что провалы будут он тянуть ваще никак не будет на полном газе

Всё будет тянуть))))) Во первых на полном газу смесь поступает сразу из двух камер, во вторых из этих трубок бензин льётся только при нажатии на педаль…

Ты ж не будешь ехать и всё время на педаль давить туда -сюда))))

если нужно будет немного попустить педаль и резко нажать то запнется она и как баран с повозкой будет ехать

Неа)))) Ты не прав всё нормально работает

У меня так на ниссане, у друзей и всё нормально))))
Все так делают и никто не жалуется…

если нужно будет немного попустить педаль и резко нажать то запнется она и как баран с повозкой будет ехать

всё прекрасно работает с одним чайником в одну камеру(1). У меня лично чайник нива 0.45 с одним носиком настроенный в 1-ю камеру и доработанный кулачёк ускорительного насоса. Открываю первую заслонки до момента когда должна уже открываться 2ая заслонка- Струя бензина, Нажимаю дальше(тоесть открываю вторую заслонку) точно такая же струя бензина как и на первой заслонке.
Что бы развеить тебе свои сомнения и лучше разобраться найди в контакте видео :
Теория ДВС: Карбюратор "СОЛЕКС" продолжительность видео 31:47.
В этом видео очень хорошо и дотошно всё объясняется. Серьёзно посмотри не пожалеешь.

Как правильно настроить карбюратор ВАЗ-2109

Основное количество автомобилей ВАЗ семейства «Самара», и частности ВАЗ-2109, с конвейера шли с карбюраторной системой питания, и только позже небольшая серия получила инжекторы. Карбюраторная система обладает простой конструкцией и достаточно надежна, но основной ее составной элемент – карбюратор требует периодической регулировки. ВАЗ-2109 и иные модели семейства комплектовались карбюраторами «Солекс», отличающиеся сравнительно простой технологией регулировок, выполнить которые может каждый автолюбитель.

 карбюратор ВАЗ 2109 Солекс

Основных настроек карбюратора две – уровня топлива в поплавковых камерах и оборотов двигателя на холостом ходу (ХХ). Эти регулировочные работы проводят при нестабильности работы мотора на холостом ходу и еще при проявлении определенных симптомов неправильной работы системы питания:

    .
  1. Снизилась динамика набора скорости. .

Эти проблемы указывают на то, что уровень топлива в камере не в норме.

Установка уровня топлива

  • отвертки (крестовую, плоскую);
  • линейка (лучше штангенциркуль);
  • круглый пруток диаметром 2 мм (подойдет проволока или сверло).

С таким оснащением можно быстро выполнить все работы.

Рекомендуемый метод

Технология регулировки уровня включает в себя ряд этапов:

  1. Демонтируем корпус воздушного фильтрующего элемента. Для этого выкручиваем крепежную гайку крышки корпуса, отщелкиваем фиксаторы, снимаем крышку, достаем фильтр и скручиваем 4 гайки, фиксирующие корпус на карбюраторе. Снимаем корпус фильтра
  2. Приподнимаем корпус, отсоединяем резиновые патрубки. Убираем корпус в сторону. убираем патрубки
  3. Ослабляем хомуты крепления топливных патрубков, подходящих к карбюратору, и отсоединяем их.
  4. Снимаем провод, подходящий к электромагнитному клапану холостого хода;
  5. Отсоединяем приводной тросик воздушной заслонки (рукоятки «подсоса»);
  6. Выкручиваем 5 винтов, фиксирующих карбюраторную крышку; снимаем крышку карбюратора
  7. Демонтировав крышку, сразу определяем уровень топлива в камерах, опустив в одну из них до упора линейку или штангенциркуль (используя его глубиномер). Если замер показывает уровень 25-26 мм – он соответствует норме и настройка не требуется; замеряем уровень топлива в камерах карбюратора ВАЗ 2109

Для проведения регулировочных работ кладем снятую карбюраторную крышку на ровную горизонтальную поверхность поплавками вверх.

регулировка высоты поплавков

Если он не соответствует, подгибаем язычок поплавков, которым они воздействуют на запорную иглу. После этой регулировки проверяем общую высоту поплавков, которая в норме составляет 34 мм. Если это не так, снова проверяем зазор, при надобности корректируем его и снова замеряем высоту.

подгибание язычка

Нормальным считается рабочий ход в 15 мм, если он отличается – регулируем путем подгибания язычка.

Альтернативный способ

смотрим положение поплавков

Существует более простой метод определения правильности положения поплавков, не требующий проведения замеров.
Положите крышку карбюратора на ровный стол и посмотрите на выштамповки, сделанные на боковых поверхностях. При нормально отрегулированном положении поплавков эти полоски параллельны крышке.

настраиваем карбюратор ВАЗ 2109

Затем поднимаем поплавки вверх и смотрим на их дно, которое после поднятия должно расположиться параллельно поверхности крышки. При надобности корректируем положение поплавков подгибанием язычка.

После регулировочных работ собираем карбюратор.

Регулировка холостого хода

Вторая настройка карбюратора ВАЗ-2109 – оборотов холостого хода, бывает частичной и полной. Первая для незначительной корректировки оборотов, вторая – с регулировкой количества воздуха (установка выбросов СО в выхлопных газах).

настройка холостого хода

Частичная корректировка выполняется с помощью винта «количества» топливовоздушной смеси. Этим винтом производится установка угла открытия дроссельных заслонок, что обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндры при отпущенной педали акселератора. Винт «количества» упирается в рычаг управления дроссельными заслонками и при ввинчивании он выталкивает рычаг, из-за чего заслонки приоткрываются.

Частичная настройка холостого хода выполняется на прогретом моторе и с созданием нагрузки на бортовую сеть авто, путем включения дальнего света фар и отопителя салона на полную мощность.
Корректировка осуществляется на заведенном моторе путем вкручивания/выкручивания винта «количества» до тех пор, пока не установятся оптимальные обороты холостого хода, которые для ВАЗ-2109 составляют 800-900 об/мин (отследить это можно по штатному или подключаемому тахометру).

регулировка количества воздуха

Если установить необходимые обороты не удается или на них мотор работает неустойчиво, осуществляется полная регулировка, которая производится двумя винтами – «количества» и «качества».

Алгоритм этой регулировки состоит из таких этапов:

  1. Прогреваем мотор, после чего глушим;
  2. Отыскиваем винт качества (может быть закрыт заглушкой, которую придется извлечь), заворачиваем его до упора, а после откручиваем на 3-4 полных оборота;
  3. Заводим мотор, включаем электропотребители (освещение и печку), чтобы создать нагрузку в бортовой сети;
  4. Вращая винт «количества», добиваемся на тахометре 700-800 об/мин;
  5. Вращая винт «качества» ставим максимально возможные обороты (они будут повышаться до определенного уровня, а после перестанут. Момент прекращения повышения оборотов и считается максимальным);
  6. Выставляем винтом «количества» 900 об/мин;
  7. Винтом «качества» понижаем их до 800 об/мин;
  8. Медленно заворачиваем винт «качества», пока в работе силовой установки не появятся перебои, после чего отворачиваем его обратно на 1 оборот;
  9. Корректируем обороты винтом «количества», доведя их до нормального показателя – 800-900 об/мин;

После регулировочных операций проверяем правильность их проведения. Делается это путем резкого нажатия на педаль газа с последующим быстрым отпусканием. При правильно настроенном карбюраторе двигатель должен быстро реагировать на нажатие, без всяких провалов и заминок. А после отпускания педали обороты снизятся до уровня холостого хода, без просадок или проявления неустойчивости работы мотора.

Как самостоятельно выполнить настройку карбюратора ВАЗ 2109

Большая часть автомобилей семейства «Самара», включая «девятку», комплектовалась карбюраторной системой питания, и лишь незначительное количество машин последней выпущенной серии 2109 были оснащены инжектором. Считается, что карбюраторы «Солекс», которые устанавливались на ВАЗ 2109 и прочие модели, являются достаточно надёжными, отличаясь простотой конструкции, невысокой стоимостью и доступностью запчастей. В то же время не секрет, что со временем настройки карбюратора могут сбиться, что приведёт к нестабильной работе мотора на всех или некоторых режимах, к росту расхода топлива.

Как отрегулировать карбюратор на ВАЗ-2109

Устройство карбюратора «девятки»

Опытным, а тем более начинающим автолюбителям следует выучить конструкцию карбюратора своего автомобиля – это поможет решать проблемы, возникновение которых при длительной эксплуатации авто неизбежно.

Карбюратор ВАЗ 2109

В руководстве пользователя достаточно подробно изложена схема карбюратора, назначение его узлов и систем, описываются режимы работы и способы устранения самых распространённых неполадок. Другими словами, этот мануал можно назвать вашим первым и основным учебником, позволяющим изучить азы ремонта деталей авто, в том числе карбюратора.

Единственный момент, который следует упомянуть, – в этом руководстве вы не увидите каких-то подробных сведений и нюансов, касающихся разборки карбюратора, с которыми вы можете столкнуться. Разбираться с ними придётся по ходу дела, самостоятельно или обратившись за помощью ко всемирной паутине – в интернете можно найти ответы практически на любые автомобильные вопросы, тем более по ВАЗ 2109.

карбюратор Солекс

На автомобили этого семейства устанавливали карбюратор Солекс – отечественную разработку, адаптированную для вазовской классики и более поздних серийных моделей. По этой причине при выходе из строя карбюратора найти подходящий аналог будет нелегко – система автоподсоса присутствует в карбюраторах других марок редко. Впрочем, Солексы выпускаются до сих пор, невзирая на то, что эра карбюраторных машин канула в лету.

Конструкция карбюратора

Особенности конструкции вазовского карбюратора:

  • он двухкамерный, между камерами располагаются топливные и воздушные жиклёры;
  • у Солекса имеется основная часть и крышка, соединяемые винтами. В крышке смонтированы поплавки, воздушная заслонка, здесь расположено пусковое устройство, установлен электромагнитный клапан;
  • в состав основной части входят диффузоры, система ХХ, дозировки бензина, ускорительный насос. Здесь же нашлось место и экономайзеру, и системе подогрева;
  • сверху к крышке присоединён патрубок подачи топлива, а также патрубок для возврата излишков горючего в бензобак.

Конструкция карбюратора постоянно совершенствовалась, но улучшения не затрагивали принцип функционирования основных блоков и систем.

Как работает карбюратор ВАЗ 2109

Подробно рассматривать принцип работы Солекса мы не будем: во-первых, это долго, а во-вторых, эта тема нами уже обсуждалась. Но в общих чертах изложим.

Главное назначение любого карбюратора – бесперебойное снабжение мотора топливно-воздушной смесью (ТВС), независимо от текущего режима работы силового агрегата.

Нормальный запуск холодного двигателя обеспечивается открытием воздушной заслонки (ВЗ), на Солексах это осуществляется вручную рычагом подсоса из салона машины. Это позволит обогатить ТВС, чтобы мотор запустился. По мере его прогрева подсос убирают, ВЗ закрывается, и карбюратор начинает функционировать в штатном режиме.

Устройство ВАЗ-2109

Горючее нагнетается бензонасосом в поплавковые камеры до определённого уровня, регулируемого посредством игольчатого клапана. Из поплавковой камеры бензин направляется в главный жиклёр, а оттуда – в первичную камеру. Объёмы подачи зависят от того, насколько нажата педаль акселератора, связанная посредством тяги с дроссельной заслонкой. Если педаль вжата наполовину, начинает работать вторичная камера, позволяющая плавно переходить со средних на высокие обороты без провалов.

Режим холостого хода также отличается своей спецификой – главная дозирующая система в процессе подачи топлива не используется, и бензин, и наружный воздух поступают в карбюратор через отдельные каналы, на которых присутствуют и свои жиклёры.

Чаще всего карбюраторные проблемы начинаются именно с режима ХХ, но на Солексе это дела поддаётся регулировке.

Настройка карбюратора «девятки»

Кроме регулировки числа оборотов коленвала (когда силовой агрегат функционирует без нагрузки, то есть в режиме ХХ), на ВАЗ 2109 можно самостоятельно регулировать уровень горючего в поплавковых камерах. К настроечным процедурам прибегают по мере необходимости в следующих случаях:

  • когда двигатель начинает «плавать» на холостых оборотах;
  • мотор запускается неохотно, требуется много попыток;
  • при резком нажатии газа динамика разгона не соответствует ожиданиям;
  • во время разгона ВТО наблюдаются провалы в работе мотора.

Каждый из приведённых симптомов говорит о том, что проблема, скорее всего, кроется в нештатной работе карбюратора. Примерно в половине случаев – из-за нарушения уровня топлива.

Регулировка поплавка карбюратора «девятки»

Настройка поплавков в камерах Солекса – процедура несложная, не требующая использования специализированного инструмента и особенных навыков.

Впрочем, в заводских условиях эта процедура частично автоматизирована и выполняется с применением специального шаблона, существенно упрощающего выполнение регулировки. Но при самостоятельном выполнении работ шаблон не нужен, а из инструментов и приспособлений нам потребуется:

штангенциркуль

  • две отвёртки, с плоским и крестообразным наконечником;
  • штангенциркуль или линейку (металлическую, деревянную или пластиковую лучше не использовать);
  • кусок проволоки диаметром не более 2 мм (можно использовать тонкое сверло или аналогичный пруток круглого сечения).

Этого набора достаточно для выполнения всего комплекса регулировочных процедур.

Классический метод

В соответствии с рекомендованным способом настройка уровня горючего карбюратора Солекс производится поэтапно в следующей последовательности:

  • заводим мотор и даём ему поработать пару минут, чтобы наполнить камеры карбюратора бензином;
  • конструктивно доступ к карбюратору перекрывает воздушный фильтр, поэтому его необходимо демонтировать вместе с корпусом. Это делается просто: откручиваем верхнюю гайку, для снятия крышки отстёгиваем боковые фиксаторы, извлекаем сам фильтр, а затем демонтируем корпус воздухофильтра, открутив 4 крепёжных гайки;
  • после поднятия корпуса необходимо отсоединить от него резиновые патрубки;
  • теперь ту же операцию проделываем с топливными патрубками, присоединёнными к карбюратору, при их снятии существует риск пролива бензина, оставшегося в системе, это обстоятельство нужно учесть;
  • теперь необходимо отсоединить провод, идущий к электромагнитному клапану системы ХХ;
  • пришёл черёд отсоединить привод воздушной заслонки (тросик, идущий от рукоятки подсоса);
  • можно приступать к снятию крышки Солекса, которая фиксируется пятью винтами;Винты
  • после того, как крышка карбюратора отложена в сторону, можно сразу же измерить текущий уровень горючего в ПК, используя глубиномер штангенциркуля или просто опустив линейку вниз до упора. В норме это расстояние должно быть в пределах 2,5-2,6 см, если это так, последующая регулировка уровня горючего карбюратора Солекс не требуется;
  • если же уровень бензина меньше или больше, нужно осмотреть механизм крепления поплавков, и если всё в норме, отрегулировать их;
  • для этого укладываем снятую ранее крышку на горизонтальную поверхность, поплавки при этом окажутся наверху;
  • внимательно осматриваем взаимное расположение элементов. Наружные боковины поплавков должны быть строго параллельны оттискам, выполненным на прокладке. Если имеются искривления, то это может стать причиной того, что поплавки соприкасаются с прилегающими поверхностями и деталями, что и приводит к изменению уровня топлива. Проблема решается подгибанием рычагов крепления так, чтобы после этого поплавки ходили свободно и ничего не касались;Наружные боковины поплавков
  • если дело не в этом, измеряем расстояние между прокладкой и поплавками. Этот зазор должен быть равен двум миллиметрам, для чего нам и потребовалась проволока соответствующего диаметра. Если расстояние не соответствует нормативному, подгибаем язычок, посредством которого поплавок толкает клапан (иглу). После этого измеряем высоту поплавков (ориентир – 3,4 см). Если указанного расстояния добиться не удалось, повторяем процедуру с подгибанием язычка до тех пор, пока не добьёмся поставленной цели;
  • завершающий этап процедуры – измерение рабочего хорда поплавков. Принцип простой: устанавливаем штангенциркуль около поплавка, измеряем расстояние от поверхности солексовской крышки до нижней кромки поплавка, а затем руками приподнимаем поплавок до упора. Фиксируем, где теперь находится его нижний угол. В норме рабочий ход должен составлять 1,5 см, если он больше/меньше – снова обращаемся к процедуре подгибания язычка поплавка.измерение рабочего хорда поплавков

Альтернативный способ

Большинство водителей в курсе, как отрегулировать Солекс своими руками более простым способом, не прибегая к большому числу манипуляций.

Начальная процедура проверки идентична той, что мы уже описали: укладываем крышку Солекса на ровную поверхность и внимательно изучаем выштамповки, имеющиеся на боковых поверхностях. Если поплавки отрегулированы как следует, эти полоски будут строго параллельны крышке.

Верхняя часть карбюратора

Если это так, идём дальше: вручную поднимаем поплавки до упора (без фанатизма) и внимательно изучаем их дно. Если всё хорошо, дно поплавков также должно находится параллельно поверхности крышки. Если это не так, без всяких линеек и измерений подгибаем язычок, повторяя первую или вторую процедуру до получения положительных результатов.

Останется только собрать карбюратор в обратном порядке (не забудьте смонтировать воздухофильтр).

Регулировка холостого хода

Это вторая доступная автовладельцу регулировка карбюратора Солекс, которую несложно выполнить самостоятельно. Отметим, что эта настройка может быть частичной или полной. К первой прибегают в том случае, когда количество оборотов необходимо подкорректировать совсем ненамного. Полную настройку выполняют, когда требуется выполнение регулировки количества поступающего воздуха (так называемая регулировка уровня выброса углекислоты в выхлопе).

Частичная регулировка осуществляется подкручиванием винта количества ТВС. Вращая его в ту или иную сторону, мы изменяем величину угла открытия ДЗ, а значит, корректируем объёмы поступающей в камеры сгорания топливовоздушной смеси при свободной (не нажатой) педали акселератора.

Вращение винта

Этот винт количества контактирует с рычагом управления ДЗ, упираясь в него, и если мы закручиваем винт, он опускается и толкает рычаг, приподнимая дроссельные заслонки.

Регулировке ХХ осуществляют на работающем силовом агрегате при снятом воздушном фильтре и демонтированной крышке. Винт количества корректируется до тех пор, пока обороты ХХ не станут оптимальными, для «девятки» это 800-900 об/минуту. Отслеживать число оборотов следует посредством встроенного тахометра, а если он отсутствует, используйте подключаемый.

Если в результате частичной регулировки решить проблему с плавающими на холостом ходу оборотами не удалось, остаётся выполнить полную настройку, предполагающую манипулирование двумя регулировочными винтами, качества (РВКЧ) и количества (РВКЛ).

  • обязательно прогреваем двигатель, глушим его;
  • ищем винт качества (если ранее он не крутился, то будет закрыт заглушкой, её нужно извлечь), закручиваем его до упора. Затем откручиваем, сделав полных три-четыре оборота;
  • снова заводим двигатель, нагружаем бортовую сеть включением ДСФ и печки;
  • теперь начинаем подкручивать РВКЛ, добиваясь, чтобы стрелка тахометра установилась в диапазоне 700-800 об/минуту;
  • теперь вращаем винт качества для увеличения оборотов до максимума (после достижения определённого уровня обороты повышаться перестанут);
  • крутим РВКЛ, добиваясь 900 об/минуту;
  • снижаем их до 800 об/минуту, но на сей раз винтом качества;
  • начинаем очень медленно закручивать винт качества, одновременно прислушиваясь к работе силового агрегата. Как только появятся первые перебои, отворачиваем винт ровно на один оборот;
  • снова добиваемся установки оборотов винтом количество до нормативных значений – 800-900 об/минуту;
  • проверяем действенность выполненной регулировки, осуществив резкое нажатие и отпускание педали акселератор. Если настройка выполнена корректно, двигатель среагирует столь же оперативно без провалов, как вверх, так и вниз, до холостых оборотов.

Как видим, регулировка карбюратора ВАЗ 2109 – процедура несложная, но последовательность действий нужно запомнить, она важна. Это удаётся не всем, поскольку подобная настройка выполняется нечасто, но интернет вам в помощь, если инструкция по регулировке не изложена в мануале.

Настроить карбюратор ваз 2109 своими руками как правильно

Регулировка карбюратора является достаточно широко распространенной процедурой для автомобилей ВАЗ 2109. Вам следует обратить внимание на характерные признаки того, что данному агрегату требуется настройка.

Из основных признаков отметим:

  • Двигатель глохнет во время движения;
  • Увеличивается расход топлива без объективных на то причин;
  • Мотор не развивает свою полную мощность;
  • Силовой агрегат невозможно завести и пр.

Грамотно выполненная регулировка карбюратора на ВАЗ 2109 позволит вам избежать более сложного и дорогостоящего ремонта. Потому это первоочередная процедура, которую вам стоит выполнить.

Карбюратор ВАЗ 2109: устройство, настройка, регулировка


Карбюраторный узел (КУ) достаточно прост в настройке, имеет в целом несложную конструкцию относительно других подобных устройств, но у него есть свои особенности и характерные «болезни». Здесь мы рассмотрим устройство карбюратора, его демонтаж и монтаж, специфику регулировки, настройку уровня бензина, отладку пускового механизма.

Заливает свечи

Если вы заметили, что переливает карбюратор на ВАЗ 2109, дело в заливе свечей. Происходит это чаще всего зимой. Страдает от такого недуга как карбюраторный, так и инжекторный двигатель.



Вид залитой свечи

Причины бывают следующими:

  • Для создания рабочей смеси зимой требуется больше усилий, от чего свечи заливает;
  • На новых автомобилях это явление невозможно;
  • Износился силовой агрегат;
  • Свечи или свечные провода оказались низкого качества.

Устройство карбюратора ВАЗ-2109

Первые переднеприводные авто ВАЗ были запущены в производство 1985 году, Тольяттинский завод начал производить трехдверные модели 2108, оснащенные 1,3-литровым бензиновым двигателем. Несколько позднее было налажено конвейерное производство 5-дверных «девяток», также появились новые двигатели 1,1 и 1,5 л (модификации 21081 и 21083).

Под каждой объем мотора АвтоВАЗом разработан свой карбюратор, но внешне КУ между собой фактически не различаются, разница заключается лишь в дозирующих элементах, расположенных внутри корпуса, и шильдиком с обозначением модели. В отличие от классических «Озонов» «Солексы» имеют корпус только лишь из двух частей, а не из трех – это основная секция с площадкой для установки на двигатель и верхняя крышка.

Устройство карбюратора ВАЗ-2109 имеет свои особенности, но в целом содержит те же самые детали, что и другой подобный узел для легковых отечественных автомобилей девяностых и начала двухтысячных годов. Этот КУ – эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открыванием камер, для более стабильной работы снабжен жидкостным подогревом (используется тосол или антифриз, залитый в охлаждающую систему).

Для полноценного функционирования на любых режимах и оптимального дозирования воздушно-топливной смеси здесь предусмотрены системы:

  • главная дозирующая, является основной, ее элементы есть в обеих камерах (жиклеры подачи воздуха и топлива, диффузоры, эмульсионные трубки);
  • холостого хода (ХХ), обеспечивает стабильность работы ДВС на малом ходу, экономичное потребление бензина;
  • переходная с первой камеры на вторую, служит для предотвращения рывков и провалов в момент открытия заслонки второй камеры;
  • насос-ускоритель, подает дополнительную порцию топлива в момент резкого ускорения автомобиля, за счет чего обороты набираются плавно, без рывков;
  • экономайзер, обогащает топливную смесь при больших оборотах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и повышенных нагрузках;
  • пусковое устройство, позволяет без проблем запускаться мотору в любую холодную погоду:
  • поплавковая камера, поддерживает необходимый уровень бензина вне зависимости от нагрузки и скорости.

При износе деталей карбюраторного узла, их засорении или выходе из строя появляются различные неисправности, такие как потеря мощности, неровная работа двигателя, увеличенный расход топлива, остановка мотора при сбросе газа и прочее. Самостоятельно разобраться со всеми тонкостями ремонта может только специалист, но многие водители в состоянии произвести чистку, регулировку и настройку карбюратора своими руками.





Признаки неисправности карбюратора Solex

Перед тем, как выполнить регулировку карбюратора на автомобиле ВАЗ 2109, необходимо ознакомиться с сопутствующими неисправностями, чтобы не выполнять ремонт агрегата просто так.

Итак, поводом, после которого идет настройка карбюратора ВАЗ 2109 считают:

  • Слишком богатая топливная смесь . Опытные автомеханики знают, что для идеального соотношение топлива и воздуха необходима величина 1 к 15. Это значит, что для сгорания 1 кг топлива, необходимо 15 кг воздуха. Если смесь называют богатой, это значит, что уровень топлива превышает номинальный.

Симптомы: двигатель плохо запускается, черный дым из выхлопной трубы, свечи с черным нагаром и прострелы в выхлопной системе. Система подачи топлива быстро засоряется.

  • Слишком бедная топливовоздушная смесь . Обеднение смеси – означает, что топлива подается в слишком малом количестве. Из-за этого автомобиль проигрывает в динамике и увеличивает количество подаваемого топлива. В некоторых случаях наблюдается экономия бензина, но быстрее выходят из строя свечи зажигания. Обеднение смеси сопровождается увеличением холостых оборотов двигателя.


Следующие признаки можно назвать следствием предыдущих и это:

Принцип работы карбюратора и системы подачи топлива вынуждает автовладельцев выполнять такую процедуру, как регулировка карбюратора ВАЗ 2109 выполнять, как минимум, раз в полгода. Механизм на машине с карбом нужно смазывать раз в месяц, в отличии от авто с впрыском, где есть форсунки. Регулируется все предельно просто.

Основные неисправности

Любые неисправности карбюратора 2109 отражаются на работоспособности двигателя: мотор может глохнуть при сбросе оборотов, работать с перебоями, не развивать мощность, сверх нормы расходовать бензин. Причин возникновения неполадок в этом узле достаточно много, но наиболее характерные из них, это:

  • засорение жиклеров ГДС и холостого хода, как воздушных и топливных, так и в электромагнитном клапане (ЭМГ);
  • разрыв (дефект) диафрагмы насоса-ускорителя;
  • отказ самого ЭМГ;
  • неплотное прилегание к седлу иглы запорного механизма;
  • подсос воздуха через стык корпуса и крышки;
  • негерметичность поплавка в поплавковой камере;
  • забивание грязью (сором) распылителя ускорительного насоса;
  • разрегулировка винтов ХХ.

Разумеется, различного рода сбои могут возникать не только из-за карбюратора, нередко неисправен и сам двигатель, также бывает неправильно выставлено зажигание, особенно, если установка проводилась неопытным мастером без стробоскопа. Проблемы с холостыми оборотами могут возникать по причине отсутствия питания на электроклапане, поэтому, прежде чем разбирать КУ, сначала стоит проверить наличие напряжения на этом проводке.


Плавают обороты

Одни из наиболее частых неисправностей карбюратора на ВАЗ 2109 являются плавающие обороты. Подобные проблемы появляются на автомобиле, который прошел достаточно внушительный километраж.

Определить тот факт, что плавают обороты холостого хода на ВАЗе 2109, не сложно. Для этого включите холостой ход и поочередно запустите разные механизмы. Если обороты начнут плавать, требуется оперативно решить эту проблему.

Причин плавания холостого хода существует три:

  • Засорился жиклер. На это, кстати, специалисты рекомендуют обращать внимание в первую очередь;
  • Перегорело питание электромагнитного клапана;
  • Отсутствует питание электромагнитного клапана.

Если проблемы с карбюратором в итоге были обнаружены, настройку и регулировку можно выполнить самостоятельно, заручившись помощью друга.

Здесь лучше работать в четыре руки. А вот на станции технического обслуживания не спешите. Они возьмут за свои услуги много денег при относительной легкости работы, которую можно выполнить своими руками.

Чтобы карбюратор не создавал вам проблем, старайтесь использовать качественное горючее, смазывать винты качества, проверять исправность троса воздушной заслонки. Последний, кстати, требует периодической замены.

Настройка уровня топлива в поплавковой камере

Поддержание нормального уровня бензина в поплавковой камере – важное условие, если оно не соблюдается, происходят нарушения в работе автомобиля:

  • если уровень ниже нормы, двигателю не хватает оборотов, снижается мощность, возрастает расход бензина;
  • если выше положенного, потребление горючего также повышается, к тому же еще больше.
  • снимаем КВФ в сборе с фильтрующим элементом;
  • отсоединяем трос подсоса, топливные шланги, провод питания ЭМГ;
  • откручиваем пять винтов крепления карбюраторной крышки;
  • переворачиваем крышку, берем сверло толщиной от 1 до 2 мм и делаем замер между прокладкой и нижней поверхностью поплавков – это расстояние должно быть именно в таких пределах, причем, одинаковое.

Регулировка холостого хода

Наиболее распространенная проблема карбюратора «Солекс» – исчезновение нормального холостого хода, мотор начинает работать с перебоями на малых оборотах. Очень часто причиной подобной неисправности является либо засоренный жиклер ЭМГ, либо сам электромагнитный клапан. Проверить это очень легко – во время работы движка на ХХ отсоединяем проводок от ЭМГ, если характер работы ДВС совершенно не меняется, а при выкручивании клапана обороты заметно возрастают, значит, дефект присутствует.

Восстановить нормальную работу ХХ можно попробовать без снятия узла целиком, и производится такая процедура достаточно просто:

  • на заглушенном двигателе снимаем воздушный фильтр с корпусом:
  • отсоединяем провод ЭМГ, выкручиваем сам клапан;



Но прочистить таким образом канал удается не всегда, соринка может застрять в районе винта качества. Здесь уже нужно снимать и разбирать карбюратор, демонтировать винтик, что в целом не очень непросто, так как находится он глубоко в канале и удерживается там уплотнительным резиновым кольцом.

Корректировка угла зажигания

Вялый разгон машины и неустойчивость ХХ также часто связаны с неправильно выставленным зажиганием, в основном такую процедуру выполняют в автосервисах на специальной аппаратуре. Но при желании корректировку несложно произвести самостоятельно, к тому же и без стробоскопа, причем, достаточно точно:

  • на остановленном двигателе ослабляем три гайки крепления трамблера (третье крепление находится внизу, его сверху не видно);



Особенности и неисправности пускового устройства

С наступлением морозов многие владельцы «девяток» сталкиваются с проблемой плохого холодного запуска двигателя, и причиной неисправности часто является пусковое устройство (ПУ), которое предназначено для обогащения топливной смеси в определенной пропорции. При вытягивании троса подсоса воздушная заслонка (ВЗ) закрывается, но под действием разрежения она меняет свое положение, слегка приоткрываясь и в некоторой степени давая проходить воздуху в карбюратор. Еще положение ВЗ регулируется с помощью диафрагменного устройства, которое с заслонкой механически связано системой тяг.


Разумеется, холодный движок может не запускаться в мороз из-за слабого аккумулятора, плохого стартера, из-за самого двигателя, если он уже изношен, но также нередко виновником неполадки становится карбюраторный узел. Причины неисправности в этом случае:

  • неправильно отрегулирован винт открытия воздушной заслонки на диафрагменном устройстве;
  • порвана или потеряла эластичность сама диафрагма (также может быть подсос воздуха);
  • плохо закреплен или неправильно установлен трос подсоса;
  • отсутствует или растянута возвратная пружина;
  • неверно подобрана другая пружина, которая находится внутри диафрагменного механизма.

Чтобы движок беспроблемно запускался при низких температурах, важно отрегулировать пусковой зазор (угол наклона ВЗ при запуске). Регулировку выполняем так:

  • полностью вытягиваем трос подсоса;
  • с помощью отвертки, нажав на тягу, принудительно приоткрываем ВЗ;





Добившись желаемого результата, затягиваем контргайку, делаем повторный холодный пуск, машина в этот раз заводиться должна практически сразу.

Последовательность действий при регулировке

Сначала проводится регулировка дроссельной заслонки:

  1. Проверьте натяжение троса, может быть два варианта — чрезмерное натяжение или недостаточное;
  2. С помощью ключа на 13 отрегулируйте натяжение троса;
  3. Проведите проверку: при выжатой педали газа заслонка должна быть открыта полностью, при отпущенной педали — закрыта;
  4. Ключом на 13 отрегулируйте положение контргайки так, что результат стал оптимальным.

Далее наступает очередь воздушной заслонки:

  1. Нужно снять крышку с воздушного фильтра;
  2. При необходимости замените фильтр;
  3. Проведите проверку: если ручка подсоса утоплена полностью, то заслонка должна находиться под торпедой и быть полностью открытой;
  4. Поверните рычаг заслонки до полного открытия;
  5. Утопите рычаг до упора;
  6. Выньте трос из изоляции и прижмите болт регулировки тяги;
  7. Снова проведите проверку заслонки;
  8. Если нужно, продвигайте постепенно оболочку троса, зажмите болт крепления;
  9. Если нужный результат достигнут, затяните болт к рычагу и закройте крышку фильтра.

Следующий шаг — пусковое устройство. Отрегулировать его можно без снятия карбюратора и со снятием. Если снять карбюратор нет возможности, нужен тахометр. Снимите корпус воздушного фильтра и выньте рычаг воздушной заслонки полностью. Рычаг расположен под торпедой в салоне. Запустите мотор и понаблюдайте за тем, что произойдет.

Откройте воздушную на треть, используя плоскую отвертку. С помощью ключа на 7 откручивайте болт регулировки, пока не добьетесь на тахометре показаний в 3100-3400 оборотов. После достижения результата опустите заслонку.

Далее регулируем холостой ход карбюратора:

  1. Зарядите аккумулятор;
  2. Прогрейте двигатель до рабочей температуры;
  3. Включите фары, аудиосистему и другие элементы, потребляющие электрическую энергию;
  4. Добейтесь максимальных оборотов на холостом ходу;
  5. Вращая винт качества, снизьте обороты на 50-150.

Помните о том, что если карбюратор регулярно чистить и настраивать, то он будет работать долго, ремонт и замена не потребуются, кроме того, это снизит расход топлива.

Способ демонтажа винта качества

У карбюраторов «Солекс» нередко засоряется канал ХХ в самом корпусе, и чтобы его хорошо продуть, необходимо вынуть винт качества. Но этот винтик, как уже говорилось выше, имеет очень плотную посадку, и достать его нелегко. Существует несколько методов демонтажа детали, мы рассмотрим лишь один вариант.

Берем кусок старой антенны от любого радиоприемника, подбираем наружный диаметр так, чтобы трубка входила в канал корпуса карбюратора, обычно наружная толщина «съемника» равна около 4 мм. Отрезаем небольшой кусок, делаем на одном ее конце распил (где-то 1 см глубиной), по другому винту качества (запасному, или специально можно купить в магазине), проверяем, как плотно трубка насаживается на головку винтика.


Теперь можно откручивать винт и с помощью самодельного съемника доставать его из корпуса КУ.

Регулировка и настройка карбюратора на ваз 2109

Большая часть авто ВАЗ моделей «Самара», а конкретно ВАЗ 2109, состоит из основной части топливной системы. Этой основе присущая легкая сборка, но все же крепкую структуру. Но элементы карбюратора требуют проводить иногда регулировку. Именно ВАЗ 2109 и подобные модели собирались на карбюраторах «Солекс», которые отличаются простой регулировкой, тем самым сделать эту регулировку может любой автомобильный любитель.

Способы регулировки карбюратора

Способы регулировки карбюратора
Существуют 2 основные настройки – величина топливной смеси и регулировка поплавковой камеры карбюратора.

Данные регулировки делают при нестабильной работе мотора либо при неправильной работы топливной системы:

  1. Двигатель плохо заводится;
  2. Низкая мощность оборотов;
  3. Неправильная работа при набирании оборотов.

Данные факторы показывают неправильную работу системы питания.

Регулировка карбюратора «Солекс» ВАЗ 2109

Настройка карбюратора «Солекс» — работа легкая и не требует специального оборудования. Но на заводах эту работу проводят с помощью специального шаблона, который делает работу проще и быстрее. Дома вы можете обойтись без заводского оборудования.

Для регулировки карбюратора ВАЗ-2109 своими руками понадобится:

2 вида отверток
Линейка
Проволока с диаметром 2 мм

  • 2 вида отверток;
  • Линейка;
  • Проволока с диаметром 2 мм.

С такими инструментами вы быстро выполните данную работу.

Рекомендуемый метод

Последовательность регулировочных работ:

  1. Убирается внешняя основа воздушного фильтра. Для этой работы нужно выкрутить гайку на самой основе, после отщелкнуть фиксаторы и снять основу. Также берем фильтр и выкручиваем его.
  2. Если приподнять этот корпус, то можно отсоединить резиновые патрубки и убрать корпус.
  3. Расслабив хомуты крепления топливных патрубков, можно их отсоединить.
  4. Снять провод, который подходит к электромагнитному клапану холостого хода;
  5. Отсоединить трос воздушной заслонки;
  6. Открутить винты, которые держат крышку карбюратора;
  7. После снятия крышки, в тот же момент проверяем уровень топлива в камерах. Сделать это можно замерев линейкой в одной из камер. Норма должна быть 25-26 мм., если у вас так же то настройка не понадобится.





Ситуация, в которой объем топлива в камере низкий или наоборот высокий относительно нормы, требует осмотра и замеров на поплавках. При необходимости изменяем их положение.

Перед началом работы карбюраторную крышку следует положить на ровную поверхность.



Изначально следует глянуть на элементы. Боковая часть поплавков параллельна оттискам на самой прокладке. Если это не так, значит поплавки возможно касаются о прилегающие поверхности, из-за этого и не находится топливо на уровне нормы. По необходимости следует изменить положение через сгибание рычага крепления. После этого направляемся замерять зазор между прокладкой и поплавком. Для этого понадобится пруток, с размером 2 мм, так как именно столько должен составлять зазор.





Если зазор не равняется 2мм, значит делаем корректировку на язычке поплавков. Если сделаны предыдущие этапы, значит переходим на проверку высоты поплавков. Она должна равняться 34мм. В случае, если высота не соответствует норме, возвращаемся на измерение зазора и снова меняем положение, после этого смотрим снова на высоту.

Крайний шаг работы – это проверка работы самих поплавков. Нам понадобится сделать замеры, отметить отрезок от нижнего угла до крышки, следом слегка поднимаем рукой поплавок и фиксируем в каком месте находится нижний угол.

Норма рабочего хода поплавка равняется 15 мм. Если есть отличия, значит меняем положение через изгиб язычка.

Альтернативный способ

В настоящее время есть еще один способ проверки правильной расстановки поплавков, в которым измерения не нужны. Когда крышка карбюратора лежит на ровной поверхности, можно взглянуть на штамповки, которые находятся сбоку. Если правильная расстановка поплавков, то штамповка в виде полос, должны быть параллельны крышке.

Потом рассмотрите дно самих поплавков, правильным расположением является параллельным поверхности крышки.

Как обычно, при несоответствии регулируем через подгибание язычка. Далее можно приступать к сборке карбюратора.

Регулировка холостого хода

Далее идет настройка оборотов холостого хода. Эти настройки бывают лишь двух видов: частичная и полная. Частичная настройка для обычной регулировки мощности, а полная может изменять объем воздуха. Обычная настройка проводится с винтом «количества» топливовоздушной смеси. Данный винт предназначен для установки угла открытия заслонок, который осуществляет получение топливовоздушной смеси в цилиндры.

Регулировка холостого хода

Настройка рабочего хода происходит с заведенной машиной и с энергетической нагрузкой, то есть с включенным светом и печкой внутри. Расстановка делается на работающем двигателе через винт «количества» до того момента, пока обороты холостого хода не придут в норму (800-900 об/мин). Следить за этим можно по тахометру.

В случае неправильной работы двигателя, требуется провести полную настройку, для которой понадобится винт «количества» и винт «качества».

Настройка состоит из следующих шагов:

  1. Дожидаемся прогрева двигателя и после этого следует заглушить его;
  2. Находим винт «качества», закручиваем до конца, а потом раскручиваем на 3 полных оборота;
  3. Запускаем двигатель, включаем разные потребители энергии для создания нагрузки потребления автомобиля.
  4. С помощью винта «количества» мощность должна достичь 700-800 об/мин;
  5. Винтом «качества» настраиваем на максимальный предел возможных оборотов.
  6. Ставим винтом «количества» на 900 об/мин;
  7. Винтом «качества»следует снизить до 800 об/мин;
  8. Осторожно выкручиваем винт «качества», до тех пор, пока не случится перебой, потом вкручиваем на 1 оборот;
  9. Устанавливаем мощность винтом «количества» на показателях 800-900 об/мин.

В конце, когда все регулировки сделаны, нужно проверить работу карбюратора. Сделать это можно нажав резко на педаль газа и быстро ее отпустить. Мотор должен сразу реагировать на действия, без лишнего шума. После снижения оборотов двигателя, также не должно быть каких-то неполадок в его работе.

Как отрегулировать холостой ход на ваз 2109 своими руками в этом видео:

Читайте также: