Схема топливной системы веста

Обновлено: 17.04.2024

Схема топливной системы веста

Топливо из бака, который находится в задней части автомобиля в районе задних сидений, при помощи модуля электробензонасоса подается через трубки и шланги к системе впрыска топлива двигателя

Общая картинка системы топливоподачи представлена на рисунке 1.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Снятие модуля электробензонасоса

Подготавливаем автомобиль для выполнения работы. Откидываем вперед подушку заднего сиденья.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Снимаем крышку 1, рисунок 2, люка бензонасоса.

Отсоединяем колодку 3, рисунок 3, заднего жгута проводов от модуля электробензонасоса 2.

Запускаем двигатель и даем ему поработать на оборотах холостого хода до полной остановки для сброса давления в топливной системе, обеспечив отвод выхлопных газов.

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 5 топливного трубопровода задней и движением вдоль оси штуцера отсоединяем трубку от МЭБН 1.

Ключом 67.7812-9709 для снятия и установки прижимного кольца МЭБН поворачиваем прижимное кольцо 2 против хода часовой стрелки, снимаем кольцо и МЭБН.

Установка

Установить МЭБН 1, рисунок 3, в топливный бак 4, установить прижимное кольцо 2 и повернуть его по ходу часовой стрелки.

Присоединить трубку 5 топливного трубопровода заднюю к МЭБН движением вдоль оси штуцера до щелчка пружинного фиксатора соединителя. Проверить надежность фиксации трубки.

Присоединить колодку 3 жгута проводов заднего к МЭБН.

Установить крышку 1, рисунок 2, люка бензонасоса.

Опустить подушку заднего сиденья.

Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее.

Снятие и установка топливного бака

Устанавливаем автомобиль на подъемник.

Стравливаем давление топлива, как описано выше.

Выключаем зажигание и отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Приподнимаем автомобиль и сливаем максимально возможное количество топлива из топливного бака. При откачке топлива принять меры по исключению утечки.

Снимаем правое заднее колесо.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Отверткой с насадкой Torx Т20 отворачиваем три самонарезающих винта 1, рисунок 4, крепления наливной горловины 2 топливного бака к кузову.

Поднимаем автомобиль на удобную высоту.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Головкой на 13 откручиваем гайку 1, рисунок 5, крепления наливной трубы 2 топливного бака к кузову.

Снимаем клемму провода 3 "массы" со шпильки крепления на кузове под аркой заднего правого колеса.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Снимаем дополнительный глушитель 1, рисунок 6, системы выпуска отработавших газов, статья – «Снятие системы выпуска выхлопных газов».

Смещаем, глушитель 5 основной системы выпуска отработавших газов влево и закрепляем на левом рычаге 4 задней подвески.

Плоской отверткой снимаем держатели 2 теплозащитного экрана и теплозащитный экран 3 топливного бака 6.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечников трубок и отсоединяем движением вдоль оси штуцера трубку 1, рисунок 7, паропровода заднюю от трубки 6 паропровода и трубку 2 топливного трубопровода заднюю от трубки 4 топливного трубопровода.

Головкой на 13 отворачиваем четыре болта 1, рисунок 8, крепления хомутов топливного бака 3.

Плоской отверткой отсоединяем, держатели 4 хомутов топливного бака и снимаем хомуты 3.

Снимаем топливный бак. Операцию выполнять с помощником.

Установка топливного бака

Установить топливный бак 3, рисунок 8. Операцию выполнять с помощником.

Установить левый и правый хомуты 2 крепления на топливный бак 3 и зафиксировать их держателями 4.

Установить болты 1 крепления хомутов топливного бака. Момент затяжки болтов крепления хомутов топливного бака 18 - 24 Нм (1,8 - 2,4 кгс.м).

Присоединить трубку 1, рисунок 7, паропровода заднюю к трубке 6 паропровода движением вдоль оси штуцера до щелчка пружинного фиксатора наконечника.

Присоединить трубку 2 топливного трубопровода заднюю к трубке 4 топливного трубопровода движением вдоль оси штуцера до щелчка пружинного фиксатора наконечника.

Проверить надежность фиксации трубок.

Установить теплозащитный экран 3, рисунок 6, топливного бака и закрепить держателями 2 теплозащитного экрана. Вышедшие из строя держатели заменить.

Установить дополнительный глушитель 1 системы отработавших газов.

Закрепить винтами 1, рисунок 4, самонарезающими наливную горловину 2 топливного бака к кузову.

Установить на шпильку крепления наливной трубы к кузову клемму провода 3 "массы".

Завернуть гайку 1 крепления наливной трубы 2 топливного бака. Момент затяжки гайки крепления наливной трубы 4 Нм (0,4 кгс.м).

Установить правое заднее колесо.

Присоединить колодку 3, рисунок 3, жгута проводов заднего к МЭБН 1.

Установить крышку 1, рисунок 2, люка бензонасоса.

Опустить подушку заднего сиденья.

Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее.

Снятие топливного трубопровода

Устанавливаем автомобиль на подъемник и стравливаем давление топлива, как описано выше.

Выключаем зажигание и отключаем минусовую клемму аккумулятора.

Снятие передней трубки топливного трубопровода

Снимаем экран модуля впуска.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Отсоединяем трубки 1 и 2, рисунок 9, топливного трубопровода от скобы 3 крепления топливного трубопровода на модуле 4 впуска (для двигателя 21129).

Нажимаем на пружинные фиксаторы и отсоединяем движением вдоль оси штуцера наконечник топливной трубки 1 переднего топливного трубопровода от трубки 2 передней топливного трубопровода.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Нажимаем на пружинные фиксаторы и движением вдоль оси штуцера отсоединяем наконечник передней трубки 1, рисунок 10, топливного трубопровода от рампы 2 форсунок.

Плоской отверткой отсоединяем скобу 3 крепления и снимаем трубку переднюю топливного трубопровода.

Снятие трубки переднего топливного трубопровода

Снять экран модуля впуска.

Отсоединяем трубки 1, рисунок 9, переднего топливного трубопровода и переднюю 2 топливного трубопровода от скобы 3 крепления топливного трубопровода на модуле 4 впуска (для двигателя 21129).

Нажимаем на пружинные фиксаторы и отсоединяем движением вдоль оси штуцера наконечник трубки переднего топливного трубопровода от трубки передней топливного трубопровода.

Нажимаем на пружинные фиксаторы и отсоединяем движением вдоль оси штуцера наконечник трубки 7, рисунок 1, переднего топливного трубопровода от трубки 5 топливного трубопровода.

Снятие трубки топливного трубопровода

Нажимаем на пружинные фиксаторы и отсоединяем движением вдоль оси штуцера наконечник трубки 7, рисунок 1, переднего топливного трубопровода от трубки 5 топливного трубопровода.

Поднимаем автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для выполнения работ.

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки и отсоединяем движением вдоль оси штуцера трубку 2, рисунок 7, топливного трубопровода заднюю от трубки 4 топливного трубопровода.

Отсоединяем трубку 4 топливного трубопровода среднюю от скоб 5 и снимаем с автомобиля.

Снятие задней трубки топливного трубопровода

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 5, рисунок 2, топливного трубопровода задней и движением вдоль оси штуцера отсоединяем трубку от штуцера МЭБН 1.

Поднимаем автомобиль на подъемнике на удобную высоту.

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 2, рисунок 7, топливного трубопровода задней и движением вдоль оси штуцера отсоединяем от трубки 4 топливного трубопровода, снимаем трубку топливного трубопровода заднюю.

Установка

Установку трубок топливного трубопровода на автомобиль выполнять в порядке обратном снятию.

Наконечники трубок топливного трубопровода имеют зеленый цвет фиксаторов.

При установке трубок топливного трубопровода наконечники трубок присоединять к штуцерам до щелчка пружинного фиксатора. После установки проверить надежность фиксации трубок.

Присоединить колодку 3, рисунок 3, жгута проводов заднего к МЭБН 1.

Установить крышку 1, рисунок 2, люка бензонасоса.

Опустить подушку заднего сиденья.

Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее.

Снятие трубки паропровода системы улавливания паров топлива

Трубки паропровода, рисунок 1:

- от адсорбера к клапану продувки адсорбера 12;

- от клапана продувки адсорбера к модулю впуска 14.

Устанавливаем автомобиль на рабочее место, затормаживаем стояночным тормозом и выключаем зажигание.

Снимаем экран модуля впуска (для снятия трубки от клапана продувки адсорбера к модулю впуска).

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечников соответствующей трубки паропровода и движением вдоль оси штуцера отсоединяем трубку от штуцера, снимаем трубку с автомобиля.

Снятие трубки паропровода

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 11, рисунок 1, паропровода передней и движением вдоль оси штуцера отсоединяем от трубки 6 паропровода.

Поднимаем автомобиль на удобную высоту.

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 1, рисунок 7, паропровода задней и движением вдоль оси штуцера отсоединяем от трубки 6 паропровода.

Отсоединяем трубку паропровода от скоб 5 крепления и снимаем с автомобиля.

Установка

Установку трубок паропровода на автомобиль выполнять в порядке обратном снятию.

Наконечники трубок паропровода имеют желтый и черный цвет фиксаторов.

При установке трубок паропровода наконечники трубок присоединять к штуцерам до щелчка пружинного фиксатора. После установки проверить надежность фиксации трубок.

Снятие клапана продувки адсорбера

Подготавливаем автомобиль для выполнения работы, выключаем зажигание и отключаем минусовую клемму аккумулятора.

Снятие узлов топливной системы Лада Веста

Отсоединяем колодку 1, рисунок 11, жгута проводов переднего от клапана 3 продувки адсорбера.

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 2 паропровода к модулю впуска и движением вдоль оси штуцера отсоединяем трубку от клапана продувки адсорбера.

Нажимаем на пружинные фиксаторы наконечника трубки 4 паропровода от адсорбера и движением вдоль оси штуцера отсоединяем трубку от клапана продувки адсорбера.

Снимаем клапан продувки адсорбера с кронштейна на кузове автомобиля.

Установку клапана продувки адсорбера выполнять в порядке обратном снятию.

При установке трубок паропровода наконечники трубок присоединять к штуцерам клапана продувки адсорбера до щелчка пружинного фиксатора. После установки проверить надежность фиксации трубок.

Лада Vesta › Бортжурнал › ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ – СНЯТИЕ / УСТАНОВКА

Рисунок 1 – Элементы системы питания:
1 – труба наливная топливного бака; 2 – бак топливный; 3 – трубка паропровода задняя;4 – трубка топливного трубопровода задняя; 5 – трубка топливного трубопровода; 6 – трубкапаропровода; 7 – трубка переднего топливного трубопровода; 8 – рампа форсунок; 9 – трубка передняя топливного трубопровода; 10 – адсорбер; 11 – трубка паропровода передняя;12 – трубка паропровода от адсорбера к клапану продувки адсорбера; 13 – клапан продувки ад-сорбера; 14 – трубка паропровода от клапана продувки адсорбера к модулю впуска

Модуль электробензонасоса (МЭБН) Снятие
Установить автомобиль на рабочее место и затормозить стояночным тормозом. Откинутьвперед подушку заднего сиденья.
Снять крышку 1, рисунок 2, люка бензонасоса.
Отсоединить колодку 3, рисунок 3, жгута проводов заднего от модуля электробензона-соса 2.
Запустить двигатель и дать ему поработать на оборотах холостого хода до полной оста-новки для сброса давления в топливной системе, обеспечив отвод выхлопных газов (катушкавытяжная с вентилятором типа SERF/SP ф. "СовПлим"). Выключить зажигание.
Отсоединить клемму провода "массы" от аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).

Рисунок 2 – Крышка люка бензо-насоса:
1 – крышка люка бензонасоса

Рисунок 3 – Модуль электробен-зонасоса (МЭБН):
1 – МЭБН;
2 – кольцо прижимное;
3 – колодка жгута проводов задне-го к МЭБН;
4 – бак топливный;
5 – трубка топливного трубопро-вода задняя
Нажать на пружинные фиксаторы наконечника трубки 5 топливного трубопровода задней и движением вдоль оси штуцера отсоединить трубку от МЭБН 1.
Повернуть прижимное кольцо 2 против хода часовой стрелки, снять кольцо и МЭБН(ключ 67.7812-9709 для снятия и установки прижимного кольца МЭБН).
Установка
Установить МЭБН 1, рисунок 3, в топливный бак 4, установить прижимное кольцо 2 и повернуть его по ходу часовой стрелки (ключ 67.7812-9709 для снятия и установки прижимного кольца МЭБН).

Присоединить трубку 5 топливного трубопровода заднюю к МЭБН движением вдоль оси штуцера до щелчка пружинного фиксатора соединителя. Проверить надежность фиксации трубки.

Присоединить колодку 3 жгута проводов заднего к МЭБН. Установить крышку 1, рисунок 2, люка бензонасоса.
Опустить подушку заднего сиденья.

Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее в соответствии с тре-бованиями ТИ 3100.25100.20587.

Система питания


Рисунок 7-1 - Элементы системы питания: 1 - труба наливная топливного бака; 2 - бак топливный; 3 - трубка паропровода задняя; 4 - трубка топливного трубопровода задняя; 5 - трубка топливного трубопровода; 6 - трубка паропровода; 7 - трубка переднего топливного трубопровода; 8 - рампа форсунок; 9 - трубка передняя топливного трубопровода; 10 - адсорбер; 11 - трубка паропровода передняя; 12 - трубка паропровода от адсорбера к клапану продувки адсорбера; 13 - клапан продувки адсорбера; 14 - трубка паропровода от клапана продувки адсорбера к модулю впуска

На автомобилях семейства LADA VESTA применяется система подачи топлива с бессливной топливной рампой (рис. 1.2-01).


Рис. 1.2-01. Система подачи топлива: 1 - рампа форсунок; 2 - передняя топливная трубка; 3 - трубка переднего топливного трубопровода; 4 - трубка топливного трубопровода; 5 - топливная трубка электробензонасоса; 6 - модуль электробензонасоса с фильтром тонкой очистки; 7 - топливный бак

Функцией системы подачи топлива является обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Топливо подается в двигатель форсунками, установленными во впускной трубе.

Электробензонасос, установленный в топливном баке, подает топливо через топливные трубки на рампу форсунок.

Встроенный в электробензонасос регулятор давления топлива поддерживает давление топлива, подаваемого на форсунки, в пределах 364. 400 кПа в зависимости от режима работы двигателя.

Контроллер включает топливные форсунки последовательно. Каждая из форсунок включается через каждые 720° поворота коленчатого вала.

Сигнал контроллера, управляющий форсункой, представляет собой импульс, длительность которого соответствует количеству топлива, требующегося двигателю. Этот импульс подается в определенный момент поворота коленчатого вала, который зависит от режима работы двигателя.

Подаваемый на форсунку управляющий сигнал открывает нормально закрытый клапан форсунки, подавая во впускной канал топливо под давлением.

Количество подаваемого топлива пропорционально времени, в течение которого форсунки находятся в открытом состоянии (длительность импульса впрыска). Контроллер поддерживает оптимальное соотношение воздух/топливо путем изменения длительности импульсов.

Увеличение длительности импульса впрыска приводит к увеличению количества подаваемого топлива при постоянном расходе воздуха (обогащение смеси). Уменьшение длительности импульса впрыска приводит к уменьшению количества подаваемого топлива при постоянном расходе воздуха (обеднение смеси).

Для предотвращения травм или повреждений автомобиля при демонтаже и монтаже элементов системы подачи топлива в результате случайного пуска необходимо отсоединять провод от клеммы "минус" аккумуляторной батареи до проведения обслуживания и присоединять его после завершения работ.

Перед обслуживанием топливной аппаратуры необходимо сбросить давление в системе подачи топлива (см. "Порядок сбрасывания давления в системе подачи топлива").

Порядок сбрасывания давления в топливной системе

1. Включить нейтральную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2. Извлечь предохранитель F26 (15А) из монтажного блока.

3. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до остановки из-за выработки топлива.

4. Включить стартер на 3 с для стравливания давления в трубопроводах. После этого можно безопасно работать с системой подачи топлива.

5. После стравливания давления и завершения работ вставить предохранитель F26 (15А) в монтажный блок.

Режимы управления подачей топлива

Как упоминалось выше в этой главе, количеством топлива, подаваемого через форсунки, управляет контроллер.

Топливо подается по одному из двух разных методов: синхронному, т.е. в определенном положении коленчатого вала, или асинхронному, т.е. без синхронизации с вращением коленчатого вала.

Синхронная подача топлива является преимущественно применяемым методом.

Синхронизация срабатывания форсунок обеспечивается использованием сигналов датчика положения коленчатого вала и датчика фаз (см. раздел 1.1).

Контроллер рассчитывает момент включения каждой форсунки, причем топливо впрыскивается один раз за один полный рабочий цикл соответствующего цилиндра. Такой метод позволяет более точно дозировать топливо по цилиндрам и понизить уровень токсичности отработавших газов.

Асинхронная подача топлива используется на режиме пуска и динамических режимах работы двигателя.

Контроллер обрабатывает сигналы датчиков, определяет режим работы двигателя и рассчитывает длительность импульса впрыска топлива.

Для увеличения количества подаваемого топлива длительность импульса впрыска увеличивается, для уменьшения - сокращается.

Длительность импульса впрыска может быть проконтролирована с помощью диагностического прибора.

Управление топливоподачей осуществляется в одном из нескольких режимов, описанных ниже.

Отключение подачи топлива

Подача топлива не производится в следующих случаях:

- зажигание выключено (это предотвращает калильное зажигание);

- коленчатый вал двигателя не вращается (отсутствует сигнал Д11КВ);

- если контроллер определил наличие пропусков зажигания в одном или нескольких цилиндрах - подача топлива в эти цилиндры прекращается и сигнализатор неисправностей начинает мигать;

- частота вращения коленчатого вала двигателя превышает предельное значение около 6200 об/мин (отключение подачи топлива производится совместно с закрытием дроссельной заслонки и понижением У ОЗ);

- при "выкатке" на передаче, при "перегазовке" на стоящем автомобиле, если обороты двигателя превышают 2000 об/мин, педаль акселератора не нажата, температура охлаждающей жидкости выше 40 °C.

При включении зажигания контроллер с помощью реле включает электробензонасос, который создает давление топлива в рампе форсунок.

Контроллер обрабатывает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости для определения необходимой для пуска длительности импульсов впрыска.

Когда коленчатый вал двигателя при пуске начинает проворачиваться, контроллер формирует импульс включения форсунок, длительность которого зависит от температуры охлаждающей жидкости, времени прокрутки и нарастания оборотов. На холодном двигателе импульс впрыска увеличивается для увеличения количества топлива, а на прогретом - длительность импульса уменьшается.

Система работает в режиме пуска до достижения определенной частоты вращения коленчатого вала (желаемые обороты холостого хода), значение которой зависит от температуры охлаждающей жидкости.

ВНИМАНИЕ. Необходимым условием запуска двигателя является достижение оборотов двигателя при прокрутке стартером значения не ниже 80 об/мин, напряжение в бортсети автомобиля при этом не должно быть ниже 6 В.

РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВОПОДАЧЕЙ ПО РАЗОМКНУТОМУ КОНТУРУ

После пуска двигателя и до выполнения условий вхождения в режим замкнутого контура (управляющий датчик кислорода прогрет до необходимой температуры) контроллер управляет подачей топлива в режиме разомкнутого контура. В режиме разомкнутого контура контроллер рассчитывает длительность импульсов впрыска без учета наличия кислорода в выхлопных газах. Расчеты осуществляются на базе данных по частоте вращения коленчатого вала, массовому расходу воздуха, температуре охлаждающей жидкости и запрашиваемому моменту (это выражается в положении дроссельной заслонки, У ОЗ и непосредственно в топливоподаче), на который дополнительно может влиять включение электропотребителей (свет, обогрев сидений, вентилятор и т.д.).

Режим мощностного обогащения

Контроллер следит за положением педали акселератора и частотой вращения коленчатого вала для определения моментов, когда необходима максимальная мощность двигателя.

Для развития максимальной мощности требуется более богатый состав топливной смеси (режим регулирования по УДК отключается), что осуществляется путем увеличения длительности импульсов впрыска.

Компенсация изменения напряжения бортовой сети

При понижении напряжении бортсети накопление энергии в катушках зажигания происходит медленнее, и механическое движение электромагнитного клапана форсунки занимает больше времени.

Контроллер компенсирует падение напряжения бортсети путем увеличения времени накопления энергии в катушке зажигания и длительности импульсов впрыска.

Соответственно, при возрастании напряжения в бортовой сети автомобиля контроллер уменьшает время накопления энергии в катушке зажигания и длительность импульсов впрыска.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПО ЗАМКНУТОМУ КОНТУРУ

Система входит в режим замкнутого контура при выполнении всех следующих условий:

1 Управляющий датчик кислорода достаточно прогрет для нормальной работы (пройдена "точка росы" - температура на керамике чувствительного элемента УДК превышает температуру, определенную в зависимости от температуры окружающей среды, выходной сигнал выходит за пределы диапазона 1,2. 1,7 В).

2 Температура охлаждающей жидкости выше определенного значения.

3 С момента запуска двигатель проработал определенный период времени, зависящий от температуры охлаждающей жидкости в момент пуска.

4 Двигатель не работает ни в одном из нижеперечисленных режимов: пуск двигателя, отключение подачи топлива, режим максимальной мощности, режим защиты элементов ЭСУД.

5 Двигатель работает в определенном диапазоне по параметру нагрузки.

В режиме управления топливоподачей по замкнутому контуру контроллер первоначально рассчитывает длительность импульсов впрыска по данным тех же датчиков, что и для режима разомкнутого контура (базовый расчет). Отличие заключается в том, что в режиме замкнутого контура контроллер использует сигнал управляющего датчика кислорода для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска в целях обеспечения максимальной эффективности работы каталитического нейтрализатора.

Существует два вида корректировки подачи топлива - текущая и корректировка самообучения.

Первая (текущая) корректировка рассчитывается по показаниям датчика кислорода и может изменяться относительно быстро, чтобы компенсировать текущие отклонения состава смеси от стехиометрического.

Вторая (корректировка самообучения) рассчитывается для каждой совокупности параметров "обороты-нагрузка" на основе текущей корректировки и изменяется относительно медленно.

Текущая корректировка обнуляется при каждом выключении зажигания. Корректировка самообучения хранится в памяти контроллера постоянно, до выполнения режима "Сброс ЭБУ с инициализацией" с помощью диагностического прибора.

Целью корректировки по результатам самообучения является компенсация отклонений состава топливовоздушной смеси от стехиометрического, возникающих в результате разброса характеристик элементов ЭСУД, допусков при изготовлении двигателя, а также отклонений параметров двигателя в период эксплуатации (износ, закоксовка и т.д.).

Для более точной компенсации возникающих отклонений весь диапазон работы двигателя разбит на 4 характерные зоны обучения:

- высокие обороты при малой нагрузке;

При работе двигателя в любой из зон по определенной логике происходит коррекция длительности импульсов впрыска до тех пор, пока реальный состав смеси не достигнет оптимального значения.

При смене режима работы двигателя в оперативной памяти контроллера (ОЗУ) сохраняется последнее значение коэффициента коррекции для данной зоны.

Полученные таким образом коэффициенты коррекции характеризуют конкретный двигатель и участвуют в расчете длительности импульса впрыска при работе системы в режиме разомкнутого контура и при пуске, не имея при этом возможности изменяться.

Значение корректировки, при котором регулирование подачи топлива по замкнутому контуру не требуется, равно 1 (для параметра корректировки топливоподачи по результатам самообучения на холостом ходу оно равно 0). Любое изменение от 1(0) указывает на то, что функция регулирования топливоподачи по замкнутому контуру изменяет длительность импульса впрыска. Если значение корректировки топливоподачи по замкнутому контуру больше 1(0), происходит увеличение длительности импульса впрыска, т.е. увеличение подачи топлива. Если значение корректировки топливоподачи по замкнутому контуру меньше 1(0), происходит уменьшение длительности импульса впрыска, т.е. уменьшение подачи топлива. Предельным диапазоном изменения текущей корректировки топливоподачи и корректировки самообучением является диапазон 1±0,25 (±5). Выход любого из коэффициентов коррекции за пределы регулирования в сторону обогащения или обеднения смеси свидетельствует о наличии неисправности в двигателе или ЭСУД (отклонение давления топлива, подсос воздуха, негерметичность в системе выпуска и т.д.).

Коррекция самообучения для регулирования топливоподачи на автомобилях с каталитическим нейтрализатором является непрерывным процессом в течение всего срока эксплуатации автомобиля и обеспечивает выполнение жестких норм по токсичности отработавших газов.

В данной ЭСУД при отключении аккумуляторной батареи значения адаптационных коэффициентов коррекции не обнуляются.

Схема топливной системы веста

На автомобилях семейства LADA VESTA применяется система подачи топлива с бессливной топливной рампой

Функцией системы подачи топлива является обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах.

Топливо подается в двигатель форсунками, установленными во впускной трубе.

Электробензонасос, установленный в топливном баке, подает топливо через топливные трубки на рампу форсунок.

Встроенный в электробензонасос регулятор давления топлива поддерживает давление топлива, подаваемого на форсунки, в пределах 364. 400 кПа в зависимости от режима работы двигателя.

Схема системы подачи топлива автомобиля Лада Веста

Контроллер включает топливные форсунки последовательно. Каждая из форсунок включается через каждые 720° поворота коленчатого вала.

Сигнал контроллера, управляющий форсункой, представляет собой импульс, длительность которого соответствует количеству топлива, требующегося двигателю.

Этот импульс подается в определенный момент поворота коленчатого вала, который зависит от режима работы двигателя.

Подаваемый на форсунку управляющий сигнал открывает нормально закрытый клапан форсунки, подавая во впускной канал топливо под давлением.

Количество подаваемого топлива пропорционально времени, в течение которого форсунки находятся в открытом состоянии (длительность импульса впрыска).

Контроллер поддерживает оптимальное соотношение воздух/топливо путем изменения длительности импульсов.

Увеличение длительности импульса впрыска приводит к увеличению количества подаваемого топлива при постоянном расходе воздуха (обогащение смеси).

Уменьшение длительности импульса впрыска приводит к уменьшению количества подаваемого топлива при постоянном расходе воздуха (обеднение смеси).

Перед обслуживанием топливной аппаратуры необходимо сбросить давление в системе подачи топлива.

Порядок сбрасывания давления в системе подачи топлива

1. Включить нейтральную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2. Извлечь предохранитель F26 (15А) из монтажного блока.

3. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до остановки из-за выработки топлива.

4. Включить стартер на 3 с для стравливания давления в трубопроводах. После этого можно безопасно работать с системой подачи топлива.

5. После стравливания давления и завершения работ вставить предохранитель F26 (15А) в монтажный блок.

Модуль электробензонасоса (МЭБН)

МЭБН погружного типа установлен в топливном баке.

Топливный модуль Лада Веста

Модуль электробензонасоса включает в себя электробензонасос турбинного типа, регулятор давления топлива, фильтр тонкой очистки топлива и датчик уровня топлива.

Насос обеспечивает подачу топлива из топливного бака через магистральный топливный фильтр на рампу форсунок.

Электробензонасос включается контроллером через реле.

При включении зажигания контроллер запитывает реле на 2 секунды для создания необходимого давления топлива в рампе форсунок.

Если в течение этого времени прокрутка двигателя не начинается, контроллер выключает реле и ожидает начала прокрутки. После ее начала контроллер вновь включает реле.

Если зажигание включалось три раза без прокрутки двигателя, то следующее включение реле электробензонасоса возможно только с началом прокрутки.

Никогда не допускайте полной выработки топлива, так как это может привести к преждевременному износу и выходу из строя электробензонасоса.

Рампа форсунок

Рампа форсунок представляет собой полую трубку с установленными на ней форсунками. Рампа форсунок закреплена двумя болтами на двигателе.

Топливо под давлением подается во внутреннюю полость рампы, а оттуда через форсунки во впускную трубу.

На рампе форсунок расположен штуцер 2 для контроля давления топлива, закрытый резьбовой пробкой.

Ряд диагностических процедур при техническом обслуживании автомобиля или при поиске неисправностей требуют проведения контроля давления топлива.

С помощью манометра, подключенного к штуцеру, можно определить давление топлива, подаваемого на форсунки.

Топливные форсунки

Форсунка системы распределенного впрыска представляет собой электромагнитное устройство, дозирующее подачу топлива под давлением во впускную трубу двигателя.

Топливная рампа с форсунками Лада Веста

Форсунки 3 закреплены на рампе с помощью клипс 5. Верхний и нижний концы форсунок герметизируются уплотнительными кольцами 4.

Контроллер управляет электромагнитным клапаном форсунки, который пропускает топливо через направляющую пластину, обеспечивающую распыление топлива.

Направляющая пластина имеет отверстия, которые направляют топливо, образуя конический факел.

Факел топлива направлен на впускной клапан. До попадания топлива в камеру сгорания происходит его испарение и перемешивание с воздухом.

Форсунка, у которой произошел прихват клапана в частично открытом состоянии, вызывает потерю давления в рампе форсунок после выключения электробензонасоса, поэтому на некоторых двигателях будет наблюдаться увеличение времени прокрутки.

Кроме того, форсунка с прихваченным клапаном может вызвать калильное зажигание, т.к. некоторое количество топлива будет попадать в двигатель после того, как он заглушён.

Режимы управления подачей топлива

Как упоминалось выше в этой главе, количеством топлива, подаваемого через форсунки, управляет контроллер.

Топливо подается по одному из двух разных методов: синхронному, т.е. в определенном положении коленчатого вала, или асинхронному, т.е. без синхронизации с вращением коленчатого вала.

Синхронная подача топлива является преимущественно применяемым методом.

Расположение топливной рампы автомобиля Лада Веста с двигателем 21129

Синхронизация срабатывания форсунок обеспечивается использованием сигналов датчика положения коленчатого вала и датчика фаз.

Контроллер рассчитывает момент включения каждой форсунки, причем топливо впрыскивается один раз за один полный рабочий цикл соответствующего цилиндра.

Такой метод позволяет более точно дозировать топливо по цилиндрам и понизить уровень токсичности отработавших газов.

Асинхронная подача топлива используется на режиме пуска и динамических режимах работы двигателя.

Контроллер обрабатывает сигналы датчиков, определяет режим работы двигателя и рассчитывает длительность импульса впрыска топлива.

Для увеличения количества подаваемого топлива длительность импульса впрыска увеличивается, для уменьшения - сокращается.

Длительность импульса впрыска может быть проконтролирована с помощью диагностического прибора.

Управление топливоподачей осуществляется в одном из нескольких режимов, описанных ниже.

Отключение подачи топлива

Подача топлива не производится в следующих случаях:

- зажигание выключено (это предотвращает калильное зажигание);

- коленчатый вал двигателя не вращается (отсутствует сигнал ДПКВ);

- если контроллер определил наличие пропусков зажигания в одном или нескольких цилиндрах - подача топлива в эти цилиндры прекращается и сигнализатор неисправностей начинает мигать;

- частота вращения коленчатого вала двигателя превышает предельное значение около 6200 об/мин (отключение подачи топлива производится совместно с закрытием дроссельной заслонки и понижением УОЗ);

- при "выкатке" на передаче, при "перегазовке" на стоящем автомобиле, если обороты двигателя превышают 2000 об/мин, педаль акселератора не нажата, температура охлаждающей жидкости выше 40 °С.

Режим пуска

При включении зажигания контроллер с помощью реле включает электробензонасос, который создает давление топлива в рампе форсунок.

Контроллер обрабатывает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости для определения необходимой для пуска длительности импульсов впрыска.

Когда коленчатый вал двигателя при пуске начинает проворачиваться, контроллер формирует импульс включения форсунок, длительность которого зависит от температуры охлаждающей жидкости, времени прокрутки и нарастания оборотов.

На холодном двигателе импульс впрыска увеличивается для увеличения количества топлива, а на прогретом - длительность импульса уменьшается.

Система работает в режиме пуска до достижения определенной частоты вращения коленчатого вала (желаемые обороты холостого хода), значение которой зависит от температуры охлаждающей жидкости.

Необходимым условием запуска двигателя является достижение оборотов двигателя при прокрутке стартером значения не ниже 80 об/мин, напряжение в бортсети автомобиля при этом не должно быть ниже 6 В.

Режим управления топливоподачей по разомкнутому контуру

После пуска двигателя и до выполнения условий вхождения в режим замкнутого кон-тура (управляющий датчик кислорода прогрет до необходимой температуры) контроллер управляет подачей топлива в режиме разомкнутого контура.

В режиме разомкнутого контура контроллер рассчитывает длительность импульсов впрыска без учета наличия кислорода в выхлопных газах.

Расчеты осуществляются на базе данных по частоте вращения коленчатого вала, массовому расходу воздуха, температуре охлаждающей жидкости и запрашиваемому моменту (это выражается в положении дроссельной заслонки, УОЗ и непосредственно в топливоподаче), на который дополнительно может влиять включение электропотребителей (свет, обогрев сидений, вентилятор и т.д.).

Режим мощностного обогащения

Контроллер следит за положением педали акселератора и частотой вращения коленчатого вала для определения моментов, когда необходима максимальная мощность двигателя.

Для развития максимальной мощности требуется более богатый состав топливной смеси (режим регулирования по УДК отключается), что осуществляется путем увеличения длительности импульсов впрыска.

Компенсация изменения напряжения бортовой сети

При понижении напряжении бортсети накопление энергии в катушках зажигания происходит медленнее, и механическое движение электромагнитного клапана форсунки занимает больше времени.

Контроллер компенсирует падение напряжения бортсети путем увеличения времени накопления энергии в катушке зажигания и длительности импульсов впрыска.

Соответственно, при возрастании напряжения в бортовой сети автомобиля контроллер уменьшает время накопления энергии в катушке зажигания и длительность импульсов впрыска.

Регулирование подачи топлива по замкнутому контуру

Система входит в режим замкнутого контура при выполнении всех следующих условий:

1. Управляющий датчик кислорода достаточно прогрет для нормальной работы (пройдена "точка росы" - температура на керамике чувствительного элемента УДК превышает температуру, определенную в зависимости от температуры окружающей среды, выходной сигнал выходит за пределы диапазона 1,2…1,7 В).

2. Температура охлаждающей жидкости выше определенного значения.

3. С момента запуска двигатель проработал определенный период времени, зависящий от температуры охлаждающей жидкости в момент пуска.

4. Двигатель не работает ни в одном из нижеперечисленных режимов: пуск двигателя, отключение подачи топлива, режим максимальной мощности, режим защиты элементов ЭСУД.

5. Двигатель работает в определенном диапазоне по параметру нагрузки.

В режиме управления топливоподачей по замкнутому контуру контроллер первоначально рассчитывает длительность импульсов впрыска по данным тех же датчиков, что и для режима разомкнутого контура (базовый расчет).

Отличие заключается в том, что в режиме замкнутого контура контроллер использует сигнал управляющего датчика кислорода для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска в целях обеспечения максимальной эффективности работы каталитического нейтрализатора.

Существует два вида корректировки подачи топлива - текущая и корректировка самообучения.

Первая (текущая) корректировка рассчитывается по показаниям датчика кислорода и может изменяться относительно быстро, чтобы компенсировать текущие отклонения состава смеси от стехиометрического.

Вторая (корректировка самообучения) рассчитывается для каждой совокупности параметров "обороты/нагрузка" на основе текущей корректировки и изменяется относительно медленно.

Текущая корректировка обнуляется при каждом выключении зажигания. Корректировка самообучения хранится в памяти контроллера постоянно, до выполнения режима "Сброс ЭБУ с инициализацией" с помощью диагностического прибора.

Целью корректировки по результатам самообучения является компенсация отклонений состава топливовоздушной смеси от стехиометрического, возникающих в результате разброса характеристик элементов ЭСУД, допусков при изготовлении двигателя, а также отклонений параметров двигателя в период эксплуатации (износ, закоксовка и т.д.).

Для более точной компенсации возникающих отклонений весь диапазон работы двигателя разбит на 4 характерные зоны обучения:

- высокие обороты при малой нагрузке;

При работе двигателя в любой из зон по определенной логике происходит коррекция длительности импульсов впрыска до тех пор, пока реальный состав смеси не достигнет оптимального значения.

При смене режима работы двигателя в оперативной памяти контроллера (ОЗУ) сохраняется последнее значение коэффициента коррекции для данной зоны.

Полученные таким образом коэффициенты коррекции характеризуют конкретный двигатель и участвуют в расчете длительности импульса впрыска при работе системы в режиме разомкнутого контура и при пуске, не имея при этом возможности изменяться.

Значение корректировки, при котором регулирование подачи топлива по замкнутому контуру не требуется, равно 1 (для параметра корректировки топливоподачи по результатам самообучения на холостом ходу оно равно 0).

Любое изменение от 1(0) указывает на то, что функция регулирования топливоподачи по замкнутому контуру изменяет длительность импульса впрыска.

Если значение корректировки топливоподачи по замкнутому контуру больше 1(0), происходит увеличение длительности импульса впрыска, т.е. увеличение подачи топлива.

Если значение корректировки топливоподачи по замкнутому контуру меньше 1(0), происходит уменьшение длительности импульса впрыска, т.е. уменьшение подачи топлива.

Предельным диапазоном изменения текущей корректировки топливоподачи и корректировки самообучением является диапазон 1±0,25 (±5).

Выход любого из коэффициентов коррекции за пределы регулирования в сторону обогащения или обеднения смеси свидетельствует о наличии неисправности в двигателе или ЭСУД (отклонение давления топлива, подсос воздуха, негерметичность в системе выпуска и т.д.).

Коррекция самообучения для регулирования топливоподачи на автомобилях с каталитическим нейтрализатором является непрерывным процессом в течение всего срока эксплуатации автомобиля и обеспечивает выполнение жестких норм по токсичности отработавших газов.

В данной ЭСУД при отключении аккумуляторной батареи значения адаптационных коэффициентов коррекции не обнуляются.

Система подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129, устройство, принцип действия, электрические схемы, коды ошибок и неисправностей, диагностическая карта устранения неисправностей.

На автомобилях Лада Веста с двигателем 21129 применяется система подачи топлива с бессливной топливной рампой. Функцией системы подачи топлива является обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Топливо подается в двигатель форсунками, установленными во впускной трубе.

Система подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129, устройство, принцип действия, электрические схемы, коды ошибок и неисправностей, диагностическая карта устранения неисправностей.

Электробензонасос, установленный в топливном баке, подает топливо через топливные трубки на рампу форсунок. Встроенный в электробензонасос регулятор давления топлива поддерживает давление топлива, подаваемого на форсунки, в пределах 364-400 кПа в зависимости от режима работы двигателя.

Контроллер М86 Евро-5 21803-0000013-51 включает топливные форсунки последовательно. Каждая из форсунок включается через каждые 720° поворота коленчатого вала. Сигнал контроллера, управляющий форсункой, представляет собой импульс, длительность которого соответствует количеству топлива, требующегося двигателю. Этот импульс подается в определенный момент поворота коленчатого вала, который зависит от режима работы двигателя.

Подаваемый на форсунку управляющий сигнал открывает нормально закрытый клапан форсунки, подавая во впускной канал топливо под давлением. Количество подаваемого топлива пропорционально времени, в течение которого форсунки находятся в открытом состоянии (длительность импульса впрыска). Контроллер поддерживает оптимальное соотношение воздух/топливо путем изменения длительности импульсов.

Схема системы подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129.

Схема системы подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129

Увеличение длительности импульса впрыска приводит к увеличению количества подаваемого топлива при постоянном расходе воздуха (обогащение смеси). Уменьшение длительности импульса впрыска приводит к уменьшению количества подаваемого топлива при постоянном расходе воздуха (обеднение смеси).

Как сбросить давление в системе подачи топлива Лада Веста с двигателем 21129.

Перед обслуживанием топливной аппаратуры необходимо сбросить давление в системе подачи топлива.

Порядок сбрасывания давления в системе подачи топлива.

1. Включить нейтральную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом.
2. Извлечь предохранитель F26 (15А) из монтажного блока.
3. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до остановки из-за выработки топлива.
4. Включить стартер на 3 с для стравливания давления в трубопроводах. После этого можно безопасно работать с системой подачи топлива.
5. После стравливания давления и завершения работ вставить предохранитель F26 (15А) в монтажный блок.

Модуль электробензонасоса.

Модуль электробензонасоса погружного типа установлен в топливном баке. Включает в себя:

Насос обеспечивает подачу топлива из топливного бака через магистральный топливный фильтр на рампу форсунок. Электробензонасос включается контроллером через реле. При включении зажигания контроллер запитывает реле на 2 секунды для создания необходимого давления топлива в рампе форсунок.

Если в течение этого времени прокрутка двигателя не начинается, контроллер выключает реле и ожидает начала прокрутки. После ее начала контроллер вновь включает реле. Если зажигание включалось три раза без прокрутки двигателя, то следующее включение реле электробензонасоса возможно только с началом прокрутки. Никогда не допускайте полной выработки топлива, так как это может привести к преждевременному износу и выходу из строя электробензонасоса.

Электрическая схема подключения модуля электробензонасоса подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129.

Электрическая схема подключения модуля электробензонасоса подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129

Диагностическая информация.

Код ошибки Р0627 заносится, если:

При возникновении этого кода сигнализатор неисправностей не загорается.

Описание проверок неисправностей реле бензонасоса.

Последовательность соответствует цифрам на диагностической карте.

1. Проверяется наличие постоянной неисправности.
2. Проверяется цепь питания реле бензонасоса.
3. Проверяется цепь управления реле бензонасоса на обрыв.
4. Проверяется исправность реле бензонасоса.

Диагностическая карта устранения неисправностей реле электробензонасоса.

Диагностическая карта устранения неисправностей реле бензонасоса

Код ошибки Р628 заносится, если:

При возникновении этого кода сигнализатор неисправностей не загорается.

Описание проверок неисправностей реле бензонасоса.

Последовательность соответствует цифрам на диагностической карте.

1. Проверяется наличие постоянной неисправности.
2. Определяется наличие замыкания на массу цепи управления реле бензонасоса.

Диагностическая карта устранения неисправностей реле электробензонасоса.

Диагностическая карта устранения неисправностей реле бензонасоса

Код ошибки Р0629 заносится, если:

При возникновении этого кода сигнализатор неисправностей не загорается.

Описание проверок неисправностей реле бензонасоса.

Последовательность соответствует цифрам на диагностической карте.

1. Проверяется наличие постоянной неисправности.
2. Определяется наличие замыкания на источник питания цепи управления реле бензонасоса.
3. Проверяется исправность реле бензонасоса.

Диагностическая карта устранения неисправностей реле электробензонасоса.

Диагностическая карта устранения неисправностей реле бензонасоса

Рампа форсунок.

Рампа форсунок представляет собой полую трубку с установленными на ней форсунками. Закреплена двумя болтами на двигателе. Топливо под давлением подается во внутреннюю полость рампы, а оттуда через форсунки во впускную трубу. На рампе форсунок расположен штуцер для контроля давления топлива, закрытый резьбовой пробкой.

Ряд диагностических процедур при техническом обслуживании автомобиля или при поиске неисправностей требуют проведения контроля давления топлива. С помощью манометра, подключенного к штуцеру, можно определить давление топлива, подаваемого на форсунки.

Топливные форсунки.

Форсунка системы распределенного впрыска представляет собой электромагнитное устройство, дозирующее подачу топлива под давлением во впускную трубу двигателя. Форсунки закреплены на рампе с помощью клипс. Верхний и нижний концы форсунок герметизируются уплотнительными кольцами. Контроллер управляет электромагнитным клапаном форсунки, который пропускает топливо через направляющую пластину, обеспечивающую распыление топлива.

Электрическая схема подключения топливных форсунок системы подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129.

Электрическая схема подключения топливных форсунок системы подачи топлива на Лада Веста с двигателем 21129

Направляющая пластина имеет отверстия, которые направляют топливо, образуя конический факел. Факел топлива направлен на впускной клапан. До попадания топлива в камеру сгорания происходит его испарение и перемешивание с воздухом.

Форсунка, у которой произошел прихват клапана в частично открытом состоянии, вызывает потерю давления в рампе форсунок после выключения электробензонасоса. Поэтому на некоторых двигателях будет наблюдаться увеличение времени прокрутки. Кроме того, форсунка с прихваченным клапаном может вызвать калильное зажигание, т.к. некоторое количество топлива будет попадать в двигатель после того, как он заглушен.

Диагностическая информация.

В контроллере используется драйвер форсунок, обладающий функцией самодиагностики. Он может определять наличие таких неисправностей, как обрыв, короткое замыкание на массу или источник питания цепей управления форсунками.

Код ошибки Р0201 (Р0202, P0203, Р0204) заносится, если:

Сигнализатор неисправностей загорается через 5 секунд после возникновения кода неисправности.

Описание проверок неисправностей топливных форсунок.

Последовательность соответствует цифрам на диагностической карте.

1. Проверяется наличие постоянной неисправности.
2. Проверяется сопротивление форсунки неработающего цилиндра.
3. Проверяется сопротивление цепи между колодкой жгута системы зажигания к контроллеру и колодкой жгута к форсунке.

Диагностическая карта устранения неисправностей топливных форсунок.

Диагностическая карта устранения неисправностей топливных форсунок

Код ошибки Р0261 (Р0264, Р0267, Р0270) заносится, если:

Сигнализатор неисправностей загорается через 5 секунд после возникновения кода неисправности.

Описание проверок неисправностей топливных форсунок.

Последовательность соответствует цифрам на диагностической карте.

1. Проверяется наличие постоянной неисправности.
2. Проверяется замыкание на массу в жгуте проводов.

Диагностическая карта устранения неисправностей топливных форсунок.

Диагностическая карта устранения неисправностей топливных форсунок

Код ошибки Р0262 (Р0265, Р0268, Р0271) заносится, если:

Сигнализатор неисправностей загорается через 5 секунд после возникновения кода неисправности.

Описание проверок неисправностей топливных форсунок.

Последовательность соответствует цифрам на диагностической карте.

1. Проверяется наличие постоянной неисправности.
2. Проверяется наличие замыкания в жгуте проводов.

Диагностическая карта устранения неисправностей топливных форсунок.

Диагностическая карта устранения неисправностей топливных форсунок

Диагностическая информация.

Возникновение кода Р0262 (Р0265, Р0268, Р0271) может быть вызвано неисправностью соответствующей форсунки (межвитковое замыкание).

Читайте также: