Доработка кпп ваз 2108

Обновлено: 13.05.2024

Тюнинг коробки передач ваз 2108 заключается в том, что будем переделывать 4-х ступенчатую коробку передач автомобиля ВАЗ 2108 в 5-ти ступенчатую.

Что надо приобрести

Четыре сальника: 2 сальника приводов, 1 – на первичный вал и 1 – на шток механизма выбора передач.

4 или 5 синхронизаторов (по желанию). С ними передачи четче переключаются.
Подшипники шариковые – 2 шт., одинаковые на первичный и вторичный вал.
Прокладки из картона.
Желательно герметик.
Гайки на первичный и вторичный валы.
Крестовые винты для крепления крышки.

Специальный инструмент

Ключ, чтобы законтрить первичный вал. Он делается из старого диска сцепления проточкой двух лысок под ключ рожковый на 30.
Из-за того, что усилие будет неслабое – головка на 32 с мощным воротком.
Крестовая отвертка (ударно-вращательная).
Универсальный съемник для сложных случаев.
2 монтировки.
Много протирочной ветоши.

Тюнинг коробки передач: разбираем коробку

Немного протираем снаружи коробку передач от отложений, чтобы они не попадали внутрь. На крышке картера КПП откручиваем гайки. Законтрим первичный вал ключом на 30, из которого мы делали специнструмент, включаем передачу и отворачиваем гайку на вторичном валу. Снимаем 5 передачу со вторичного вала в сборе. Для этого между крышкой подшипников и шестерней подсовываем две плоские отвертки. При этом желательно чтобы не вывалились из муфты сухари с пружинками и шариками. Снимаем с первичного вала шестерню пятой передачи. Теперь откручиваем четыре крестовых винта. Два стопорных кольца снимаем, они в проточках шарикоподшипников. Откручиваем люк фиксаторов штоков передач (с первой по пятую) и достаем шарики и пружинки фиксаторов. Повторяем то же самое с задней передачей. Картер КПП снимаем. На вилках переключения передач выкручиваем все винты, вынимаем штоки. Они вынимаются в определенной последовательности. Потом вынимаем заднюю передачу – вначале ось, затем саму шестерню. Два вала вынимаем одновременно и откладываем в сторону. Дифференциал в сборе вынимаем. Валы и дифференциал кладем на сухую и чистую тряпку, возле тисков.
Перебираем вторичный вал

Вал зажимаем в тисках за шестерню главной передачи (через тряпку). Снимаем шестерню четвертой передачи. Под неё засовываем две отвертки и равномерно нажимая, снимаем с вала. Точно так же снимаем и остальное, раскладываем все аккуратно в той же последовательности, как и вынимали. Пытаемся мануально и визуально определить степень износа муфт. Чтобы это сделать, вынимаем из муфт синхронизаторы и рассматриваем их. Где они стерлись, в муфте в ответной части не должно быть такого же. Устанавливаем новые синхронизаторы, там где нужно. Это профилактическая мера, кроме 1-2 передачи. Все теперь собираем в обратном порядке. Муфты и шестерни с довольно большим натягом надеваются, для чего желательно пользоваться оправкой.
Итак, передачи с первой по четвертую собраны, пятая лежит отдельно и теперь выгребаем мусор из картера КПП. После этого меняем сальники, для настоящего владельца ВАЗ 2108 это не проблема. Процесс замены шестерни дифференциала прост до ужаса – все болты скручиваем, снимаем старую шестерню, надеваем новую и всё.
Собираем коробку

Если механизм выбора снимался – возвращаем его на место. Картер коробки передач ВАЗ 2108 кладем на ровную поверхность. Ставим на место дифференциал. Шток с маленькой шестерней перед установкой дифференциала лучше вынуть. Потом шток аккуратно засунуть, отслеживая глазами правильность зацепления ведущей и ведомой шестеренок. Не надо впихивать валы последовательно – ничего не выйдет. Делать это надо только в сборе. Чтобы вставить штоки и вилки – придется хорошо поразглядывать их и повспоминать, как работает КПП. Не забываем вставить шестерню 5 передачи. Теперь можно надеть крышку картера коробки передач, намазав её герметиком. Ставятся на место фиксаторы передач, шариковые подшипники и закрепляются стопорными шайбами. На место прикручивается металлическая крышка подшипников. Шестерня пятой передачи надевается на первичный вал. Шестерня с муфтой – на вторичный. На муфту пятой передачи перед закручиванием гаек надо надеть металлическую пластину. Ну а далее все и так ясно – гайки на валах закручиваем, ободок для законтривания заминаем, через герметик одеваем крышку пятой передачи, закручиваем все гайки и всё!

Тюнинг коробки ВАЗ

Тюнинг коробки передач ваз 2109- это комплектация его стандартной коробки нестандартными запчастями, с целью улучшения технических характеристик автомобиля. Как правило, тюнинг подбирается под уже существующие возможности машины (её объем двигателя, либо радиус колес), а так же с учетом требований к эксплуатации – движение по городу, либо гонки на длинные или короткие дистанции, для езды по трудно проходимой местности, либо перевозки особо тяжелых грузов.
Сделав на ваз 21093 тюнинг коробки главное подобрать правильно передаточные числа, тогда получается более быстрый разгон машины до максимальной скорости.

Виды комплектации коробки

Комплектация шестерен бывает различная, смотря, что вы хотите получить на выходе:

  • Разумеется, наиболее широко применяется комплектация для движения в городских условиях, так как такая комплектация доступна каждому, кто желает повысить динамику разгона машины
  • Здесь, как правило, меняют главную пару шестерен со стандартной (имеющей передаточное число 3.7 и 17-ти зубовой шестерней) на шестерни с передаточными числами 4.1 либо 4.3, имеющие 15-ть зубов
  • Важно отметить, что при этом скорость разгона машины увеличивается, а передачи укорачиваются, и максимальная скорость тюнингованного ваз 2109 падает примерно на10-15километров в час (это зависит только от двигателя)
  • Существует более улучшенная комплектация, это когда к главной паре подбирается и монтируется спортивный ряд (все нестандартные шестерни передач)
  • Использование такого ряда помогает сделать передачи более длинными, и свести к минимуму потерю максимальной скорости
  • Как и в первом случае, спортивные ряды тоже подбираются к главной паре и по возможностям двигателя
  • Если, например, у вас форсированный двигатель, то спортивный ряд будет идти со стандартной главной парой

Тюнинг КПП

Наиболее сложным процессом при выполнении тюнинга коробки «девятки» своими руками является правильный выбор передаточных чисел, потому что эти передаточные числа необходимо индивидуально вычислять для каждой передачи.
Итак:

  • Затем вам необходимо найти подходящие шестерни, а при их выборе следует учитывать любимую вами манеру езды: агрессивную или же спокойную
  • Сегодня во многих магазинах автомобильных запчастей можно приобрести так называемые «спортивные ряды КПП»
  • Эти наборы уже имеют шестерёнки с рассчитанными, подогнанными и измененными передаточными числами
  • А самое приятное в таком наборе, что они бывают абсолютно разными, и уже адаптированными под нужный вам стиль вождения
  • Некоторые наборы даже позволяют вам добавить «девятке» еще и шестую передачу, от такого тюнинга динамика автомобиля естественно увеличится еще больше
  • Цена таких наборов правда получается гораздо выше
  • Характерный недостаток всех этих наборов только один – они несколько понижают максимальную скорость вашего автомобиля
  • Однако положительный момент кроется в том, что после установки таких спортивных рядов машина начинает намного быстрее набирать скорость от минимальной до максимума при разгоне
  • Когда установите на машину спортивные ряды, можете также установить и нестандартную главную пару, которая будет иметь другое передаточное число
  • К примеру, на спортивных моделях машин это число доводят до 5,5, для сравнения на стандартных «девятках» это число обычно колеблется в пределах от 3,7 и до 4,1
  • Изменяя стандартный ряд на спортивный не стоит забывать про дифференциал, следующая инструкция подскажет, что при тюнинге следует переделать в нем

Тюнинг привода и дифференциала

Если вы серьезно занялись тюнингом ваз 2109, тогда вам следует уделить внимание его приводу.
Все переднее приводные машины оснащаются приводом, который состоит из двух шарниров, а между шарнирами располагается вал:

Примечание: следует помнить, что при слишком высоком коэффициенте может все может обернуться трагедией, так как время прохождения крутого поворота передняя ось может быть просто снесена.

  • Стоит ли лишний раз рассказывать вам все вытекающие последствия? Вы их знаете лучше меня

Меняем вторичный вал и шестерню дифференциала

Коробка передач на ваз 2109 с тюнингом не ограничивается только шестеренками коробки, тюнинга требует и дифференциал:

Это важно знать каждому

Все дилеры запчастей ВАЗ получили циркуляр, в котором практически изложен доклад о начале отзыва всех машин ВАЗ, которые были снаряжены КПП 2110 и выпускались до мая 2000 года.

Итак:

  • Причиной этого является конструктивный недостаток КПП, а точнее ее вторичный вал полый, внутри него идет сквозной канал
  • Из-за этого плоское стопорное кольцо на вторичном валу может сломать его напополам
  • Этот недостаток совсем небезопасен: так как осколки тут же попадают между шестерен и КПП намертво заклинивает
  • Кроме этого были случаи, когда обломки вторичного вала проломили насквозь картер КПП (“рука дружбы” так сказать )
  • Проведя серию дополнительных испытаний, производители ВАЗ изменили форму стопорного кольца, это, по словам конструкторов с завода, сняло проблему
  • Хотя по своей сути проблемку принципиально не решили, лишь только полная замена полого вторичного вала на сплошной может обеспечить вам 100% гарантию
  • Вторичные полые валы продолжали и продолжают ломаться, как бы досадно это не звучало
  • Именно поэтому рекомендуется переход на главную пару 4,13 имеющую сплошной вторичный вал
  • И снова отдельно подчеркну – конкретно чтобы вал был сплошным, так как на рынке полно более дешевых вариантов главных пар 4,13 имеющих полый вторичный вал
  • Поймите, тут не стоит экономить, ведь в конечном итоге замена картера КПП и внутренности (или новая КПП) выходит значительно дороже

Почему применяем именно 4,13

Давайте объясню подробнее, почему рекомендую на ваз 2109 коробка передач тюнинговать парой 4,13:

  • Во-первых, она не просит установки дорогого и сильно нагруженного шестого ряда
  • Во-вторых, реально улучшается динамика разгона, без увеличения расхода горючего
  • В-третьих, обороты возрастут всего на 500 в минуту при наивысшей скорости движения машины
  • В-четвертых, наивысшая скорость достигается именно при установке главной пары 4,13 на пятой передаче, она при этом не будет ниже, чем имеет стандартная КПП, наоборот эта пара позволяет раскрутить движок до наивысших оборотов и таким образом соответственно прирастить (повысить) предел наивысшей скорости
  • Однако если хотите повторить все ошибки “ профессиональных механиков”, которые рекомендуют установить пару 4,3 на обычный ряд, тогда вы вправду потеряете максимальную скорость, из-за того, что обороты движка при максимальной скорости возрастут примерно на 1000 и мотор станет просто “закручиваться”
  • При этом передачи укорачиваются до такой степени, что трогаться вы сможете со второй , а первая передача вообще превратится в сверх понижающую, как на полно приводном джипе
  • Поэтому такой вариант рекомендуется всем желающим применить свою машину в качестве тягача или трактора, для освоения труднопроходимых дебрей либо целинных земель

Теперь выбираем рядность

Вот и все, фото здесь было неуместно, поэтому я их не использовал, однако если созрели с тюнингом и определились с выбором пары и рядности, приобретайте запчасти и приступайте к работе, предварительно изучив видео материал.

Коробка ВАЗ 2109 – советы по доработке

Всякий автолюбитель желает, чтобы его автомобиль был резвым и мощным, и каждый думает о прибавке машине динамичности и лошадиных сил. Поэтому в тюнинге ВАЗ 2109 важным этапом всегда являлась доработка трансмиссии, ведь это довольно доступный способ изменить параметры автомобиля, не вмешиваясь в двигатель.

Мало того, при должных навыках и опыте, можно добиться по настоящему поразительных результатов своими руками Народные умельцы уже преуспели в этом – учитываю богатую тюнингом историю марки ВАЗ 2109, профессионалов в этом деле довольно много и всегда можно обратиться за советом.

В видео также можно найти много полезной информации, которая несомненно понадобится перед проведением работ:

Коробка передач ВАЗ 2109 – немного информации

Тюнинг коробки передач ВАЗ 2109 заключается в изменении передаточных чисел для каждой передачи отдельно. Для этого стоит заняться поиском необходимых шестерёнок на авторынках в зависимости от характера езды, который более предпочтителен (агрессивный или же более расслабленный и экономичный).

Но по сути всё достаточно просто в плане выбора – существуют, так называемые «спортивные ряды КПП». Они представляют собой уже готовый набор всех шестерёнок с уже изменённым передаточными числами. Эти наборы бывают самыми разными, адаптированными специально под определённый стиль вождения.

Также есть возможность добавить шестую передачу, если пять будет мало, тем самым ещё больше повысить динамику девятки и приблизить её по характеристикам к иномаркам. Этот набор обойдётся недёшево, но приобрести его вполне реально. На фото показан вариант такого набора:


Спортивные ряды полностью оправдывают своё название – они имеют прямое отношение к спорту, т.к. на спортивный автомобилях увеличиваются все передаточные числа для более резкого и интенсивного разгона автомобиля. Но также в этом вопросе стоит упомянуть и про небольшой минус – падение максимальной скорости, хоть и незначительное.

Но не будет особой разницы, когда максимальная скорость упадёт с 180 километров в час до 165, однако, сильно будет видна разница в наборе этой скорости – автомобиль со спортивными рядами наберёт её гораздо быстрее. Так что вполне целесообразно пожертвовать такой мелочью, 15-20 километров в час ради скорости разгона.

К тому же вряд ли в условиях города понадобится скорость больше 100 километров в час, не говоря уже про соблюдение правил дорожного движения. Также масло в коробку ваз 2109 будет расходоваться немного быстрее, да и подбором его стоит заняться основательно, т.к. здесь потребуется масло от именитого бренда с высокой степенью очистки.

В противном случае можно попасть на очень трудоёмкий ремонт. В купе с таким рядом можно установить и главную пару с другим передаточным числом. В зависимости от двигателя, на переднеприводных автомобилях ВАЗ присутствуют передаточные числа 3,7; 3,9; 4,1. Но в это время на гоночных автомобилях можно довести это число до 5,5 и более.

Дифференциал

Он располагается непосредственно в самой коробке переключения передач (у переднеприводных автомобилей). Производители устанавливаю его для того, чтобы улучшить управляемость и немного снизить износ резины. Однако, если автомобиль эксплуатируется в условиях, близких к гоночным, то дифференциал скорее ухудшает управляемость, нежели повышает.


Именно поэтому в спортивных автомобилях установлен самоблокирующийся дифференциал, основным параметром которого является коэффициент блокировки. Максимальное значение не может быть больше 1 – в этом случае колёса вращаются с одинаковыми угловыми скоростями и колёса не имеют разности нагрузок.

Однако не практике это требуется только внедорожникам, и то не всегда. Стандартный дорожный автомобиль имеет дифференциал с коэффициентом до 0,7. Значение может быть изменено в зависимости от условий эксплуатации. Если коэффициент будет слишком высок, то есть вероятность снести переднюю ось при прохождении поворота.

Самостоятельное снятие и блокировка дифференциала может привести к тому, что потребуется ремонт коробки ваз 2109, а неверно выполненная блокировка приведёт к шуму и гулу от оси, в результате чего всё равно потребуется замена.

Привод

У переднеприводных автомобилей привод состоит из ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей), т.е. двух шарниров (в народе «граната») и вала между ними.


При подготовке машины к эксплуатации в гоночных условиях они заменяются спортивными аналогами. Валы, как правило, изготавливаются из более лёгких труб, гранаты же более массивны. Также часто приходится менять и ступицы из-за того, что шлицы штатных и спортивных приводов обычно разные.

4-ступенчатая мкпп ВАЗ 2108 либо коробка Лада 4-ступка производилась с 1984 по 1996 годы и устанавливалась на некоторые модификации восьмерок и девяток с моторами 1.1 и 1.3 литра. Именно данная коробка считается первой переднеприводной трансмиссией концерна АвтоВАЗ.

В восьмое семейство также входит кпп: 21083.

Технические характеристики кпп ВАЗ 2108

Типмеханика
Количество передач4
Для приводапередний
Объем двигателядо 1.3 литра
Крутящий моментдо 100 Нм
Какое масло литьGazpromneft GL-4 80W-85
Объем смазки3.0 литра
Замена маслараз в 65 000 км
Замена фильтракаждые 65 000 км
Примерный ресурс170 000 км
Мануал о кпп VAZ 2108
MANUAL

Онлайн-мануал для этой мкпп находится здесь

Передаточные числа кпп 2108 4-ступка

На примере Lada 21081 1986 года с двигателем 1.1 литра:

Главная1-я2-я3-я4-яЗадняя
4.13 3.636 1.950 1.357 0.941 3.530

Lada 21081 с механической коробкой 21091 1986 года

На какие авто ставилась коробка ВАЗ 2108

Лада
21081984 - 1994
21091987 - 1996

Недостатки, поломки и проблемы коробки 2108

Чаще всего владельцы сталкиваются с воем трансмиссии и дребезжанием кулисы

Далее идет хруст при переключениях и самопроизвольное выключение передачи

И на третье место здесь нужно поставить постоянные течи масла из сальников кпп

Видео по ремонту механической кпп ВАЗ 2108

Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

Первые восьмерки сошли с конвеера в далеком 1984 году. На этих машинах были установлены двухвальные КПП объединенные в одном корпусе с дифференциалом. С тех пор КПП неоднократно подвергались модернизации, тем не менее на всех переднеприводных ВАЗах установлена в принципе все та же восьмерочная коробка. Но в связи с некоторыми изменениями конструкции они не полностью взаимозаменяемы. Поэтому давайте рассмотрим все то многообразие что было выпущено за 30 с небольшим лет и что куда можно поставить. Первые ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 комплектовались 4-х и 5-и ступенчатыми КПП без щупа. Сейчас таких коробок почти не осталось. В 4-х ступках устанавливались главные пары 4,1 и 3,9. В пятиступках 3,9 и 3,7. Хочу предупредить, если кто надумает по дешевке купить такого типа 5-и ступку с разборки будьте осторожны - нормальных практически нет. Как правило изношены до предела, и почти во всех гудящие 5-е передачи. В 90-е на смену этим КПП пришла пятиступенчатая КПП со щупом. И с тех пор выпускаются исключительно 5-и ступенчатые со щупом. За исключением совсем новых "тросовых" в которых нет щупа. Разнообразием выбора на автовазе решили не баловать и стали применять главную пару только одну - 3,7. Ну а передаточные числа самой коробки как были так и остаются по сей день только одни для всех машин. КПП ВАЗ 2109 со щупом и КПП ВАЗ 2108 без, по установке на машину полностью идентичны, отличия только в самом корпусе. Детали корпуса не взаимозаменяемы, а вот внутринние детали одинаковые. Эти КПП устанавливаются на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115 до 2010 года выпуска. Обратите внимание на крепление стартера: на 3 шпильки с передним подшипником стартера в картере сцепления (колоколе). На остальные модели ВАЗа они не подходят, потому что не налезают на увеличенный маховик. Кроме того на ВАЗ 2110 самых первых годов выпуска устанавливались КПП внешне такие же. Отличие было в механизме выбора передач, вилке сцепления и кронштейнов. На те десятки можно без проблем ставить эти коробки, только нужно поменять вилку, кронштейны, все это снаружи и меняется за несколько минут. А вот наоборот такие десятые КП ставить на ВАЗ 2109-15 нельзя, если поставить первая передача будет путаться с задней, потому что в механизме выбора нет фиксатора. На более поздние десятки стали устанавливать маховики увеличенного диаметра, поэтому эти коробки не подходят, для них выпустили КПП с немного увеличенным внутренним диаметром колокола.

Следующая модель вазовской КПП устанавливалась на ВАЗ 2110 и их модификации, изменения претерпели колокол, он стал чуть шире и стартер крепится на две более толстые шпильки. Кроме этого добавилось крепление для кронштейна реактивной штанги. Внутри применили вторичный вал полый со съемной ведущей шестерней. Механизм выбора силуминовый без блокировки заднего хода. Эти КПП не рекомендуется ставить на ВАЗ 2113 -2115 даже если на них установлен увеличенный маховик, из за отсутствия блокировки заднего хода. При включении первая будет путаться с задней. На такие автомобили с 10 года устанавливали эти коробки со стальным девяточным механизмом выбора передач. Если поменять механизм выбора и стартер, то на девятку можно ставить, наоборот естественно нельзя. Эти коробки устанавливаются на все автомобили десятого семейства. С 2010 года на ВАЗ 2113-15 устанавливают десяточные коробки (стартер на две шпильки), но у них в отличии от десятки установлен механизм выбора передач от ВАЗ 21083 (с блокировкой заднего хода). Поэтому на такие машины десяточные коробки можно ставить только после замены механизма выбора.

Далее появилась у нас Приора с Калиной. На всех перечисленных выше коробках привод спидометра осуществлялся с помощью пластиковых шестеренок установленных в коробке. На автомобилях Приора ВАЗ 2170 был применен электронный привод спидометра и установлен калиновский колокол, в котором крепление реактивной штанги осуществляется более толстыми болтами. Эти колоколы взаимозаменяемы с десяточными (если КПП предпологается ставить на десятку или Приору). Для Калины нужен только калиновский колокол, в нем три резьбовых отверстия для крепления задней опоры. Электронные датчики спидометра могут быть двух типов: черные калиновские и серые приоровские. Они в работе абсолютно одинаковые, вот только правильно работают если к черному кольцу на дифференциале устанавливают черный датчик, и соответственно также с серым. То есть при замене, датчик меняется на такой же. Иногда я встречал, десяточные коробки ставят на Приоры. При этом переделывают контактную колодку датчика спидометра. Родную приоровскую отрезают, присоединяют от десятки. Нужно только согласовать провода.

На автомобилях Приора после 2010 года стали применять КПП после очередной модернизации. На них изменили форму колокола, применили крепление стартера на трех маленьких шпильках, только в отличии от ВАЗ 2108 уже без втулки подшипника стартера в колоколе. Внутри появились вторичные валы новой конструкции, тоже полые как и на ВАЗ 2110, только цельные с ведущей шестерней. Десяточные часто ломались именно по проточке под стопорное кольцо для фиксации ведущей шестерни. Так же на некоторых коробках стали устанавливать двухконусные синхронизаторы второй передачи (но далеко не на всех).

Ну и осталась у нас Калина. На Калинах устанавливаются только оригинальные калиновские кпп, никакие другие на нее не поставить. Самое главное, на калиновских КПП к колоколу крепится на трех болтах силуминовый кронштейн крепления силового агрегата. И вторая особенность соленоид блокировки включения заднего хода. КПП могут быть всех трех типов (по конструкции колокола). На три шпильки как у девятки, на две, как у десятки и на три без втулки в колоколе.

Да, еще, на Грантах устанавливают КПП, этакую помесь Приоры с Калиной. Обычная приоровская кпп на три шпильки, только к ней прикручивается силуминовый кронштейн крепления агрегата, типа калиновского, кронштейн вилки сцепления и датчик включения заднего хода тоже калиновский (точнее девяточный).

С конца 12 года Автоваз наладил выпуск нескольких новых коробок передач которые устанавливают на часть автомобилей Лада Гранта, Лада Калина, Приора 2, те самые которые часто называют тросовые или тросиковые. Еще часто их называют по марке автомобиля: ВАЗ 2190, 2192 и т. д., что вообще то не очень правильно. Эти коробки имеют индекс ВАЗ 2180, 2181, 21816. По сути это одна коробка с незначительными изменениями. Заводчане о них много писали хвалебных отзывов, и коробка действительно получше прежних. Но как у нас обычно бывает, многие слабые узлы так и перекочевали в новую кпп без изменений. На мой взгляд кардинальное улучшение это новый механизм выбора. И все. Все остальные изменения не существенны. Посмотрите фото:

Щупа теперь нет, для проверки масла нужно лезть под машину и выкручивать пробку как в первых восьмерочных кпп. А конструкция осталась таже, чуть уровень понизился пятая передача умрет первой. Причем вилки применили силуминовые с пластиковыми накладками на лапки. Теперь не только 5-ю передачу в сборе на выброс, а и вилку. Пластик от перегрева мгновенно слазит. (К слову, вилка дороже прежней раза в три). А что там за валы? Да, да, старый знакомый, полый десяточный, тот самый который так любит лопаться по канавке под стопорное кольцо. Первичный вал восьмерочный (точнее он имеет индекс 2110, но они одинаковые). Справедливости ради отмечу, на часть этих коробок ставят валы 21120, они понадежней будут. Первая и вторая передача действительно немного легче включается за счет новых муфт со ступицами и двухконусных синхронизаторов. А вот ресурс второй передачи ничуть не вырос. Так же как и на старых кпп вторая очень не долговечная. Подшипники валов старые, задние 305 очень слабенькие, часто заводских хватает тысяч на 50-70. Дифференциал все тот же восьмерочный. Если раньше на карбюраторных машинах он надежно служил, с ростом мощности двигателя превратился в головную боль. Лопаются сателлиты, срезает ось, все это сопровождается разрывом картера кпп. Уже пошли эти новые коробки с пробитыми картерами. Правда, на старых пробивало дыру снизу, теперь на этих новых пробивает сверху. Конечно очень много зависит от стиля езды. Если очень аккуратно, спокойно ездить как "папик" то прослужит довольно долго. А гоцать не долго получится.


Снаружи натуру этой «восьмерки» не выдает почти ничего – проедет мимо на улице, кто-то и внимания не обратит. Но энтузиастам болтовой каркас безопасности в салоне, кованые диски и звук мотора сразу подскажут: внутри что-то интересное. А те, кто с этой машиной знаком, многозначительно добавят: «Есть в ней что-то от Ferrari…». Что именно?

История покупки

История покупки этой машины, в отличие от многих других, проста: для проекта, по сути, нужен был только кузов, поэтому поиски были недолгими. Выбор модели, как это часто бывает, обусловлен сентиментальностью – воспоминания натолкнули Виктора на то, чтобы объединить две идеи: купить «восьмерку», как в детстве, и построить быстрый автомобиль. Подходящий для работы лот был приобретен за 32 000 рублей – хоть и ржавый, зато дешевый.

Снаружи

С учетом состояния купленной машины из родного железа в ней остались только крыша и стойки – кузов был основательно переварен и усилен. В ходе работ заменили полы, лонжероны, «телевизор», двери, капот, багажник и другие элементы. Дополнительную жесткость кузову придает болтовой каркас безопасности.


Стоит отметить внимание к нюансам в ходе восстановительных работ. Исходный автомобиль был 1986 года выпуска – с так называемой низкой панелью в салоне и коротким передним крылом. Чтобы сохранить аутентичность, Виктор при восстановлении машины искал именно низкую панель и короткие крылья – а найти их, прямо скажем, довольно трудно.​



Ну а финальным шагом в восстановлении кузова стала первая черта, которая «роднит» эту 2108 с Ferrari. Изначально красная «восьмерка» была перекрашена в еще более сочный цвет, который так и называется – Ferrari.

Автомобильные проекты обычно дополняются эффектными колесами, но эту машину готовили в основном не для выставок, а для гонок, так что колеса здесь не столько эффектные, сколько эффективные. Это 15-дюймовые кованые диски Slik, обутые в разные шины одинаковой размерности 195/50: спереди – Toyo Proxes R888R, сзади – Michelin Pilot Sport 3.

Внутри


Стандартные передние сиденья заменили на Recaro от Honda Integra Type R DC5 – предварительно восстановленные и перешитые кожей и алькантарой, которыми тут также обтянуты руль, передняя панель и дверные карты. Ремни безопасности – 4-точечные Sabelt. Руль Raid имеет быстросъемное соединение для облегчения посадки-высадки. Рычаг коробки передач от американской фирмы K-Tuned. Скромное гоночное украшение салона – набор дополнительных приборов Defi и AEM, позволяющих отслеживать информацию о давлении наддува, температуре и давлении масла, температуре выхлопных газов и качестве топливовоздушной смеси.

Техника

Изначально под капотом «восьмерки» вместо стандартного мотора прописался вазовский 16-клапанник с турбиной TD 04 от Subaru Impreza WRX STi. Однако тот тандем себя проявил неудачно: частые поломки и хроническое недержание масла заставили задуматься о замене. По стечению обстоятельств именно в этот момент знакомые предложили Виктору доработанный атмосферный хондовский двигатель K20A от Civic Type R. Идея ему понравилась – но без турбины до Ferrari было еще далеко. И турбина появилась.


Мотор вновь разобрали для подготовки к установке наддува. Шатуны и поршни заменили на кованые, клапаны – на облегченные, клапанные пружины – на усиленные, а маслонасос – на более производительный. В ГБЦ расточили каналы для оптимизации потока и улучшения наполняемости цилиндров с учетом установки турбины. Ну и, разумеется, добавили саму турбину: это Garrett GTX3076, выбранный с расчетом возможного увеличения мощности до 500 л.с.

Заменив мотор на хондовский, взяли не только его родную проводку, но и блок управления Hondata. Топливо – исключительно АИ-100, на нем машина была настроена и эксплуатируется по сей день. Коробка передач, кстати, тоже от Honda: 6-ступенчатая механика от Integra DC5 с блокировкой дифференциала. Сцепление заменено на металлокерамику, способную переваривать возросшую мощность. Для быстроты переключений стандартную кулису заменили на короткоходную.


Систему охлаждения переделывали несколько раз. Сейчас здесь установлены огромный двухрядный алюминиевый радиатор Mishimoto и крупный масляный радиатор. За ними стоят два вентилятора от Нивы, которые включаются либо сами (при достижении температуры охлаждающей жидкости отметки в 90 градусов), либо принудительно с помощью отдельного тумблера. С таким набором даже после мощных и затяжных ускорений температура масла и антифриза не превышает 90 градусов даже в +30 градусов за бортом.

Интеркулер для охлаждения горячего воздуха после турбины – жидкостный, сделан на заказ по индивидуальным чертежам. Кроме того, здесь установлены теплообменник, который охлаждает антифриз, циркулирующий через интеркулер, и маслоуловитель D1 Spec.


Если вы еще не угадали, что еще роднит эту «восьмерку» с Ferrari, то это, конечно же, мощность. До современных суперкаров ей далеко, но, например, с 360 Modena она потягаться вполне может: расчетная мощность двигателя составляет 450 лошадиных сил. Точная цифра неизвестна, поскольку в процессе замеров и настройки на диностенде «восьмерка» начала буксовать на отметке в 382 л.с., по причине отсутствия на тот момент достаточно цепкой резины. Учитывая, что отдача итальянского V8 составляет 400 сил, сравнение вполне допустимо.

Подвеска не осталась без внимания, хоть и сохранила куда большую «оригинальность». Задняя балка – штатная, а из доработок здесь амортизаторы ART RACING с занижением на 50 мм и развальные пластины, обеспечивающие развал в -1 градус. Спереди – треугольные рычаги, распорки и стойки GT Pro. Приводы оставили японские – от Honda Integra DC5 Type R, а вот рулевая рейка на 2,4 оборота с ЭУР – от LADA Kalina Sport. Виктор отмечает, что несмотря на все доработки, рулится автомобиль «как Жигули» – тяжело, и от силового подруливания полностью избавиться не удалось.


Опыт владения​

Эта «восьмерка», конечно, не автомобиль каждый день, а машина «под настроение». Двигатель с VTEC и «тридцатой» турбиной Garrett в сумме дают весьма горячую смесь: ВАЗ буксует на любых скоростях и на любой передаче. Мотор крутится до 9 000 оборотов в минуту, да и вообще его жизнь только начинается с 5 000 оборотов. При этом в пробках на «восьмерке» передвигаться тяжело и некомфортно – сказывается металлокерамическое сцепление. Зато после хорошего заезда адреналина и драйва хватает на месяц.


Всякий автолюбитель желает, чтобы его автомобиль был резвым и мощным, и каждый думает о прибавке машине динамичности и лошадиных сил. Поэтому в тюнинге ВАЗ 2109 важным этапом всегда являлась доработка трансмиссии, ведь это довольно доступный способ изменить параметры автомобиля, не вмешиваясь в двигатель.

Мало того, при должных навыках и опыте, можно добиться по настоящему поразительных результатов своими руками Народные умельцы уже преуспели в этом – учитываю богатую тюнингом историю марки ВАЗ 2109, профессионалов в этом деле довольно много и всегда можно обратиться за советом.

В видео также можно найти много полезной информации, которая несомненно понадобится перед проведением работ:

Коробка передач ВАЗ 2109 – немного информации

Тюнинг коробки передач ВАЗ 2109 заключается в изменении передаточных чисел для каждой передачи отдельно. Для этого стоит заняться поиском необходимых шестерёнок на авторынках в зависимости от характера езды, который более предпочтителен (агрессивный или же более расслабленный и экономичный).

Но по сути всё достаточно просто в плане выбора – существуют, так называемые «спортивные ряды КПП». Они представляют собой уже готовый набор всех шестерёнок с уже изменённым передаточными числами. Эти наборы бывают самыми разными, адаптированными специально под определённый стиль вождения.

Также есть возможность добавить шестую передачу, если пять будет мало, тем самым ещё больше повысить динамику девятки и приблизить её по характеристикам к иномаркам. Этот набор обойдётся недёшево, но приобрести его вполне реально. На фото показан вариант такого набора:


Спортивные ряды полностью оправдывают своё название – они имеют прямое отношение к спорту, т.к. на спортивный автомобилях увеличиваются все передаточные числа для более резкого и интенсивного разгона автомобиля. Но также в этом вопросе стоит упомянуть и про небольшой минус – падение максимальной скорости, хоть и незначительное.

Но не будет особой разницы, когда максимальная скорость упадёт с 180 километров в час до 165, однако, сильно будет видна разница в наборе этой скорости – автомобиль со спортивными рядами наберёт её гораздо быстрее. Так что вполне целесообразно пожертвовать такой мелочью, 15-20 километров в час ради скорости разгона.

К тому же вряд ли в условиях города понадобится скорость больше 100 километров в час, не говоря уже про соблюдение правил дорожного движения. Также масло в коробку ваз 2109 будет расходоваться немного быстрее, да и подбором его стоит заняться основательно, т.к. здесь потребуется масло от именитого бренда с высокой степенью очистки.

В противном случае можно попасть на очень трудоёмкий ремонт. В купе с таким рядом можно установить и главную пару с другим передаточным числом. В зависимости от двигателя, на переднеприводных автомобилях ВАЗ присутствуют передаточные числа 3,7; 3,9; 4,1. Но в это время на гоночных автомобилях можно довести это число до 5,5 и более.

Дифференциал

Он располагается непосредственно в самой коробке переключения передач (у переднеприводных автомобилей). Производители устанавливаю его для того, чтобы улучшить управляемость и немного снизить износ резины. Однако, если автомобиль эксплуатируется в условиях, близких к гоночным, то дифференциал скорее ухудшает управляемость, нежели повышает.


Именно поэтому в спортивных автомобилях установлен самоблокирующийся дифференциал, основным параметром которого является коэффициент блокировки. Максимальное значение не может быть больше 1 – в этом случае колёса вращаются с одинаковыми угловыми скоростями и колёса не имеют разности нагрузок.

Однако не практике это требуется только внедорожникам, и то не всегда. Стандартный дорожный автомобиль имеет дифференциал с коэффициентом до 0,7. Значение может быть изменено в зависимости от условий эксплуатации. Если коэффициент будет слишком высок, то есть вероятность снести переднюю ось при прохождении поворота.

Самостоятельное снятие и блокировка дифференциала может привести к тому, что потребуется ремонт коробки ваз 2109, а неверно выполненная блокировка приведёт к шуму и гулу от оси, в результате чего всё равно потребуется замена.

Привод

У переднеприводных автомобилей привод состоит из ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей), т.е. двух шарниров (в народе «граната») и вала между ними.


При подготовке машины к эксплуатации в гоночных условиях они заменяются спортивными аналогами. Валы, как правило, изготавливаются из более лёгких труб, гранаты же более массивны. Также часто приходится менять и ступицы из-за того, что шлицы штатных и спортивных приводов обычно разные.

Ремонт и доработка коробки передач ВАЗ 2109

Пожалуй, любой автолюбитель хочет, чтобы его «железный конь» был мощнее и динамичнее. Однако далеко не все имеют возможности, знания и желание копаться в двигателе автомобиля. И именно поэтому многие автолюбители стараются изменить трансмиссию, ведь с помощью небольших доработок можно значительно улучшить автомобиль, не изменяя ничего в моторе.

Автомобили ВАЗ 2109 очень популярны среди отечественных автолюбителей, при этом многие из них вскоре после покупки машины начинают задумываться о тюнинге. За то время, что существует «девятка», было придумано много различных способов доработки машины, при этом большая их часть доступна обычным владельцам «девятки».


Коробка передач автомобиля ВАЗ 2109

Самое сложное при тюнинге коробки передач «девятки» заключается в подборе передаточных чисел – все передаточные числа необходимо подбирать для каждой передачи. Чтобы сделать это, вы должны найти подходящие шестерёнки, и при выборе шестерёнок следует учитывать характерный вам манер езды: агрессивный или же спокойный.

Сейчас в автомобильных магазинах можно приобрести «спортивные ряды КПП». В этих наборах имеются шестерёнки с измененными передаточными числами. Самое приятное состоит в том, что такие наборы могут быть разными, они уже адаптированы под определённый стиль вождения. А некоторые наборы к тому же позволяют добавить «девятке» шестую передачу, благодаря чему динамика автомобиля должна увеличиться ещё больше. Правда, такие наборы стоят довольно дорого.

У данных наборов имеется только один недостаток – они немного снижают максимальную скорость автомобиля. С другой стороны, после установки спортивных рядов ваша машина намного быстрее будет набирать скорость при старте.

Установив на машину спортивные ряды, можно также поставить и новую главную пару, у которой будет другое передаточное число. На спортивных авто данное число можно довести до 5,5, в то время как на стандартных «девятках» оно обычно колеблется от 3,7 до 4,1.


Привод и дифференциал автомобиля ВАЗ 2109

Занимаясь тюнингом или ремонтом авто ВАЗ 2109, следует уделить внимание и приводу. На переднеприводных машинах устанавливается привод, состоящий из двух шарниров, между которым располагается вал.

Решив сделать свой автомобиль более спортивным, вам потребуется заменить привод. Так, обычно для спортивных машин валы изготавливают из более лёгких труб, а вот шарниры делают, наоборот, массивнее. Возможно, потребуется заменить и ступицы – дело в том, что у обычных автомобилей немного другие шпицы приводов, чем у спортивных автомобилей.

После установки новых шестерёнок вам, возможно, потребуется провести блокировку дифференциала, так как у машин, близких к гоночным, он ухудшает управляемость. Если вы не хотите столкнуться с необходимостью проведения дорогостоящего ремонта авто ВАЗ 2109, то лучше всего обратиться к специалистам для блокировки дифференциала – любое неверное действие при снятии дифференциала может привести к поломке коробки передач.


Вообще дифференциал нужен для улучшения управляемости машины, также он помогает немного снизить скорость износа резины. Однако, как уже было сказано выше, управляемость спортивных авто он скорее снижает.

Для самоблокирующегося дифференциала наиболее важным параметром является коэффициент блокировки, значение которого не превышает единицы. Отметим, что 1 ставят обычно только на внедорожники, и то не всегда. Обычному же автомобилю достаточно дифференциала с коэффициентом до 0,7 – тут всё зависит от условий, в которых эксплуатируется машина. Помните, что слишком высокий коэффициент может привести к тому, что во время прохождения поворота передняя ось окажется просто снесена.

Установка короткоходной кулисы на ВАЗ 2109

ВАЗ 2109 известен, как самый успешный автомобиль Волжского автомобильного завода после распада Советского Союза. До сих пор он пользуется широкой популярностью у отечественных водителей. На данный момент производство ВАЗ 2109 и его модификаций приостановлено. Кроме 2109 на дорогах нашей страны часто встречается его прямой наследник 2114, а также наследник «восьмерки» 2113, и «десятки» – 2115.

Тюнинг трансмиссии ВАЗ 2109

Классическая трансмиссия всех ВАЗов – механика. Она достаточно надежна, дешевая в обслуживании и хорошо подходит для использования на отечественных дорогах.


Модернизированный автомобиль

Для МКПП существует сразу несколько популярных видов тюнинга. Они появились в качестве банальной необходимости улучшить характеристики авто. Основные комплексы работ предполагают:

  • Замена кулисы.
  • Переделку из 4-ступенчатой в 5-ступенчатую.
  • Установку спортивного ряда.
  • Модернизацию педального узла.
  • Замену главной пары и дифференциала.

Давайте подробно рассмотрим один из вариантов тюнинга. Замена кулисы на короткоходную – полезный тюнинг, который позволит значительно упростить переключение передач. Все мы знаем, что рычаг «девятки» и большинства других автомобилей ВАЗ абсолютно неудобен. Он имеет огромный люфт, который просто ужасно сказывается на точности переключения передач. Если мужчины с длинными кистями еще справляются с ним без каких-либо критических усилий, то женщинам с этим придется совсем уж туго.

Самый простой выход из ситуации – установка на 2109 короткоходного кардана от Лады Калина. Такой тюнинг вам обойдется примерной в 1500 рублей. Вместе с карданом придется обзавестись пыльником от той же модели, потому что родной с ним не станет.

Необходимые подручные средства для работы – набор ключей, шлицевая отвертка и молоток. Также очень хорошо будет иметь помощника.

Процесс замены кулисы КПП

Демонтаж старой тяги

Для начала следует ослабить хомут на главной тяге и снять с нее шарнир. Для этого используем ключ на 13. Далее снимаем пыльник и с помощью ключа на 10 откручиваем болт на нужном кардане. Обычно он закреплен практически намертво, так что здесь и понадобится молоток, чтобы немного расшевелить его несильными ударами. Кстати сразу же вы сможете проверить состояние сальника и в случае каких-либо дефектов произвести замену на новый.


Новая кулиса и корданчик от Калины

Установка доработанной кулисы

Сняв старый кардан, можно приступать к установке нового. Для этого сначала следует надеть пыльник. Далее на шток выбора передач садим новый кардан и крепим его с помощью фиксирующего болта. Обязательно проследите, чтобы болт попал в специальное углубление на штоке. Также не забудьте на бот намазать фиксатор резьбы, чтобы он не выкрутился от воздействия вибрации.

Следующий этап – надеть тягу привода на шток. Для некоторых моделей шток от Калины придется укоротить примерно на 1,5 см.

Регулировка

Далее вы должны аккуратно отрегулировать положение рычага, чтобы он располагался по центру с небольшим смещением вправо. Здесь нам и понадобится помощник, который должен будет следить за размещением рычага в салоне. После завершения установки затягиваем хомут, при этом помощник должен удерживать рычаг от смещения.

Ну и, конечно же, вам самим следует опробовать насколько удобно отрегулирован рычаг и, в случае чего, перенастроить его.

Кстати, некоторые умельцы справляются с укорочением кулисы без покупки новой. Для этого необходимо разобрать кулису, как и в предыдущем пункте и подрезать необходимые детали с помощью болгарки. Дальше привариваете кусочек трубы и листового металла в тягу. Если вы сами в этом не слишком разбираетесь, можно попросить любого сварщика. Более наглядно этот процесс можно изучить с помощью наглядного видео.

Автоматическая коробка передач на ВАЗ 2109

Первой моделью, послужившей плацдармом для установки АКПП среди автомобилей ВАЗ стала 2115. Сейчас автоматическая коробка изредка встречается на машинах 2109, 2110, 2113, 2114, 2115 и 99. Модели ВАЗ, выпущенные в 00-х, Лада Калина и Лада Гранта стали первыми отечественными легковыми автомобилями с заводской комплектацией, включающей коробку автомат.

Вариант №1

На данный момент у всех желающий установить на «девятку», 2113 или 2114 АКПП есть два варианта. Первый – это поставить контрактную автоматическую коробку от Тойоты Короны. Несомненные плюсы такой модернизации:

  • Б/у вариант АКПП легко найти практически на любом авторынке;
  • Она имеет умеренную цену;
  • Коробке Тойоты Короны при установке не требуется специальная прошивка.

Вариант №2

Естественно, второй вариант установки АКПП – обратиться к официальному дилеру ВАЗ в вашей области. Увидев заинтересованность водителей в таком тюнинге, они также взялись за его осуществление. Особенности:

  • Лицензированная коробка передач с гарантией от 1,5 года;
  • АКПП полностью японской сборки, производится фирмой Nissan.

Следует сразу отметить, что вариант заказа установки АКПП у официального дилера надежнее, но и цена при этом примерно вдвое выше.

Стоит ли овчинка выделки?

При всех своих преимуществах, по правде говоря, АКПП на 2113, 2114, а тем более на 2109 встречаются очень редко. На таких автомобилях автомат можно считать просто дорогим излишеством. Мало того, что АКПП сама по себе несколько ухудшает характеристики авто, она избавляет от главного преимущества отечественных машин – экономичности. Так вы потеряете не только на покупке, но и расход бензина наверняка станет больше.

С чего начать ваш автотюнинг вы узнаете в нашей статье.

Заключение

Естественно, все относительно, при хорошем тюнинге АКПП даже в «девятке» может стать вполне уместной. Но для этого уж точно потребуется гораздо больше работы над авто, чем сходить на рынок за японской коробкой.

Наиболее популярный вариант тюнинга автомобилей ВАЗ предполагающий установку АКПП называется даг стайлинг. Он предполагает обильное применение элементов аэродинамического обвеса, различных украшений (художественные диски, подсветка, оптика) и значительное уменьшение клиренса. С помощью даг стайлинга авто можно превратить в скоростную полуспортивную версию.

Читайте также: