Главный цилиндр сцепления краз схема

Обновлено: 11.05.2024

гидро - и пневмопроводов для подачи жидкости и сжатого воздуха к цилиндрам.

Инструмент и приспособления для проведения разборочно-сборочных работ:

ключи 8x10, 10x12, 14x17, 19x22, 22x24, 24x27; плоскогубцы 175, отвертка 175x0,7; специальный ключ для регулировки свободного хода педали сцепления; молоток 0,5 кг; шланг для накачивания шин; шланг для прокачки гидропривода; металлическая линейка 300; щипцы для снятия и установки стопорных колец; посуда для жидкости.


Рис. 5. Привод управления сцеплением:

1 - главный цилиндр; 2 - оттяжная пружина педали; 3 - регулировочные болты; 4 - ось педали; 5 - пробка наливного отверстия; 6 - крышка картера; 7 - болт крепления крншки;8 - манжета поршня; 9 - толкатель поршня; 10 - защитный колпак; 11, 43 - контргайки; 12 - вилка толкателя; 13 - гидропоршень главного цилиндра; 14 - уплотнительная манжета главного цилиндра; 15 - возвратная пружина поршня; 16 - картер главного цилиндра; 17, 23 - штуцера; 18 - гидропровод; 19 - пневмопровод; 20 - рабочий цилиндр; 21 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 22 - возвратная пружина пневмопоршня; 24 - крышка рабочего цилиндра; 25 - педаль сцепления; 26 - защитный колпачок; 27 - перепускной клапан; 28 - шарик-клапан; 29 - уплотнительное кольцо гидропоршня; 30 - гидропоршень рабочего цилиндра; 31 направляющая втулка впускного клапана; 32 - пружина впускного клапана; 33 - впускной клапан; 34 - седло впускного клапана; 35 - возвратная пружина поршня; 36 - пневмопоршень рабочего цилиндра; 37 - корпус рабочего цилиндра; 38 - стопорное кольцо; 39 - шток пневмопоршня; 40 - сапун; 41 - защитный колпак; 42 - ограничительное кольцо; 44 - вилка штока; 45 - пресс-масленка; 46 - втулка пневмопоршня; 47 - сухарь штока; 48 - опора штока

Возможные неисправности и методы их устранения

Возможная неисправность

Метод устранения

Сцепление не включается

- Нет тормозной жидкости в резервуаре главного цилиндра

- Заполните резервуар тормозной жидкостью (см. главу "Установка и регулировка привода управления сцеплением")

- Разорвана уплотнительная манжета главного цилиндра

- Заклинен гидропоршень или пневмопоршень рабочего цилиндра

- Устраните причину заклинивания

Большое усилие на педали при включении сцепления

- Нет сжатого воздуха в пневмосистеме автомобиля

- Заполните систему сжатым воздухом

- Не поступает сжатый воздух в рабочий цилиндр из-за засорения воздухопровода или замерзания конденсата

- Прочистите и продуйте воздухопроводы

- Заедает пневмо - или гидропоршень рабочего цилиндра, поршень главного цилиндра из-за разбухания манжет и уплотнительных колец вследствие применения тормозной жидкости и смазок, не соответствующих рекомендациям завода

- Разберите, промойте и продуйте цилиндры; замените манжеты и уплотнительное кольца, заполните смазкой и рабочей жидкостью в соответствии с настоящим руководством или картой смазки автомобиля

Педаль сцепления не возвращается в исходное положение или возвращается очень медленно

- Заедает пневмопоршень, заедает гидропоршень

- Недостаточное натяжение или поломка возвратной пружины 22 (см. рис.5) пневмопоршня

- Замените ослабленные и поломанные пружины

- Недостаточное натяжение возвратной пружины 35 гидропоршня

- Поломка оттяжной пружины 2 педали, поломка пружины 15 поршня главного цилиндра

Самопроизвольное включение сцепления при нажатой педали

- Износ или разрыв уплотнительной манжеты 14 главного цилиндра

- Износ зеркала главного цилиндра

- Замените главный цилиндр

- Износ уплотнительных колец рабочего цилиндра (со стороны подвода жидкости) и утечка тормозной жидкости через сапун гидроцилиндра

- Замените уплотнительные кольца

Неполное выключение сцепления - сцепление "ведет"

- Большой свободный ход вилки 44 штока выключения сцепления

- Отрегулируйте свободный ход штока в пределах 3,8-4,6 мм (см. главу "Установка и регулировка привода управления сцеплением")

- Наличие воздуха в гидросистеме

- Засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра

- Прочистите компенсационное отверстие, отрегулируйте зазор А между толкателем 9 и гидропоршнем 13 главного цилиндра

- Поломка пружин главного цилиндра

Неполное включение сцепления - сцепление "буксует"

- Мал свободный ход вилки 44 штока выключения сцепления

- Отрегулируйте свободный ход штока

- Засорено перепускное отверстие главного цилиндра

- Прочистите перепускное отверстие

Выключение сцепления происходит только при резком нажатии на педаль. При плавном нажатии педаль легко доходит до упора, а сцепление не выключается

- Износ зеркала главного цилиндра.

- Замените главный цилиндр

- Большой износ уплотнительной манжеты 14 главного цилиндра

Понижение уровня жидкости в наполнительном бачке главного цилиндра

- Течь жидкости вследствие износа или затвердевания манжеты 8 поршня главного цилиндра

- Нарушение герметичности соединения гидропроводов (подтекает жидкость)

Утечка сжатого воздуха при нажатой педали сцепления через сапун 40 пневмоцилиндра

- Износ уплотнительного кольца пневмопоршня

- Замените уплотнительное кольцо

- Износ впускного клапана 33 по рабочей кромке малого диаметра

- Замените впускной клапан

Утечка сжатого воздуха при отпущенной педали сцепления через сапун 40 или через сапун гидроцилиндра рабочего

- Износ впускного клапана 33 по рабочей кромке большего диаметра

- Замените впускной клапан, замените уплотнительные кольца

- Износ первого (со стороны пневмоцилиндра рабочего цилиндра) уплотнительного кольца

- Износ второго (со стороны пневмоцилиндра рабочего цилиндра) уплотнительного кольца

Снятие привода управления сцеплением

Снятие привода проводите следующим образом:

1. Слейте тормозную жидкость из гидросистемы привода, для чего сделайте следующее:

- снимите с перепускного клапана 27 (см. рис.5) колпачок 26 и наденьте на клапан шланг для прокачки гидропровода. Второй конец шланга опустите в сосуд для слива жидкости;

- возьмите из ЗИЛа шланг для накачивания шин и подсоедините один его конец к наконечнику пробки 5, а второй - к крану отбора воздуха;

- доведите давление в пневмосистеме автомобиля до 0,6 МПа (6 кгс/см2). Можно использовать любой другой источник сжатого воздуха;

- отверните на 1-2 оборота перепускной клапан 27, слейте отработанную тормозную жидкость и продуйте гидросистему сжатым воздухом. Во время слива тормозной жидкости следует несколько раз нажать педаль сцепления для полного удаления жидкости.

2. Отсоедините трубку гидропровода от главного цилиндра, расшплинтуйте и выньте палец крепления вилки 12 толкателя к педали сцепления, отверните из кабины гайки болтов, снимите главный цилиндр.

3. Отсоедините гидро - и пневмопровод 18 и 19 от рабочего цилиндра, отсоедините от рычага 21 возвратную пружину 22 пневмопоршня, расшплинтуйте и выньте палец крепления вилки 44 штока к рычагу 21, снимите рычаг 21 (при необходимости).

4. Отверните болты крепления рабочего цилиндра к коробке передач и снимите рабочий цилиндр.

Разборка главного цилиндра

Разборку главного цилиндра проводите в следующем порядке:

1. Закрепите главный цилиндр за корпус в тисках, снимите большее стяжное кольцо и извлеките толкатель в сборе из корпуса цилиндра.

2. Снимите малое стяжное кольцо защитного колпака 10, снимите защитный колпак, удерживая толкатель 9 поршня от проворачивания за лыски ключом. Отверните контргайку 11, вилку 12 толкателя и снимите вилку.

3. Снимите стопорное кольцо, упорную шайбу, извлеките из корпуса цилиндра гидропоршень 13 с манжетой, уплотнительную манжету 14 и пружину 15, выверните из корпуса цилиндра штуцер 17.

4. Выверните пробку 5 наливного отверстия, отверните болты крепления крышки 6 картера цилиндра, снимите крышку с прокладкой.

Разборка рабочего цилиндра

Разборку рабочего цилиндра проводите в следующем порядке:

1. Закрепите рабочий цилиндр в тисках. Расшплинтуйте и снимите стяжную ленту крепления защитного колпака 41, выверните защитный колпак наизнанку, снимите ограничительное кольцо 42. Усилием рук извлеките из цилиндра шток 39 в сборе с пневмопоршнем 36, выньте возвратную пружину 35.

2. Отверните контргайку 43, выверните вилку штока 44, отверните гайку крепления защитного колпака, снимите колпак, шайбу, стопорное кольцо 38, сухарь 47 штока.

3. Выверните болты крепления крышки 24, снимите крышку с прокладкой, вверните в резьбовое отверстие торца гидропоршня 30 болт с резьбой Мб

и извлеките гидропоршень в сборе из полости цилиндра.

4. Зажмите хвостовик гидропоршня в тисках и, используя лыски под ключ седла 34 впускного клапана, выверните из стакана гидропоршня седло 34, затем извлеките из направляющей втулки 31 впускной клапан 33 с пружиной 32.

5. Выверните из корпуса цилиндра пресс-масленку 45, штуцер 23, сапуны, наконечник перепускного клапана 27.

Проверка технического состояния деталей и ремонт

Перед проверкой детали главного и рабочего цилиндров промойте и продуйте сжатым воздухом.

На зеркале цилиндров не допускаются задиры, риски. Допускается хонингование цилиндров для устранения задиров и рисок до размеров, превышающих предельно допустимые диаметры без ремонта, указанные в табл.1, не более чем на 0,1 мм.

Номинальные и предельно допустимые размеры основных деталей привода управления сцеплением

Место износа

Номинальный диаметр, мм

Предельно допустимый диаметр без ремонта, мм

Главный цилиндр: диаметр

зеркала диаметр поршня

диаметр зеркала гидроцилиндра

диаметр поршня гидроцилиндра

диаметр зеркала пневмоцилиндра

В хонингованные диаметры цилиндров манжеты и уплотнительные кольца следует ставить только новые. После хонингования цилиндров обязательно притупите острые кромки на всех отверстиях, которые находятся в полости цилиндров, что исключит появление вырывов, задиров и разрезов на уплотнительных манжетах и кольцах.

На рабочих поверхностях цилиндров, на их поршнях не должно быть следов коррозии, рисок, царапин, забоин, задиров. Прочистите перепускные отверстия поршня главного цилиндра.

Сборка, регулировка и испытание

Сборку главного и рабочего цилиндров производите в условиях, обеспечивающих чистоту деталей.

Перед сборкой главного и рабочего цилиндров детали промойте в спирте и обдуйте сжатым воздухом. Детали не следует обтирать тканью.

Манжеты и уплотнительные кольца погрузите в тормозную жидкость с температурой не менее 15°С.

Трущиеся поверхности рабочего цилиндра смажьте, а канавки поршней 1 и 2 заполните смазкой ЦИАТИМ-221.

Сборку узлов производите в порядке, обратном разборке. При сборке, регулировке и испытании обратите внимание на следующее:

1. Проконтролируйте, чтобы минеральные масла не попали на манжеты поршней или уплотнительные кольца.

2. При сборке толкателя 9 поршня главного цилиндра с вилкой 12 проконтролируйте размер В, равный (139±0.5) мм, влияющий в дальнейшем на регулировку сцепления.

3. Проверьте главный цилиндр на герметичность под давлением 6 МПа (60 кгс/см2) при перекрытом компенсационном отверстии манжетой 14 в течение 1,5 минут. Проверку производите тормозной жидкостью.

4. После установки пневмопоршня 36 и гидропоршня 30 в корпус рабочего цилиндра 37 проверьте легкость их перемещения. Поршни должны перемещаться в цилиндре без заеданий, в полностью собранном цилиндре пневмопоршень 36 должен отходить от опорной поверхности под действием возвратной пружины 35.

5. Гидроцилиндр рабочего цилиндра испытайте на герметичность тормозной жидкостью под давлением 6 МПа (60 кгс/см2 ).

6. Пневмоцилиндр рабочего цилиндра испытайте на герметичность воздухом под давлением 1 МПа (10 кгс/см2), при этом поршни 30 и 36 должны поочередно находиться в крайнем правом и крайнем левом положениях.

7. Время проведения испытания на герметичность (п.5,6) 1 мин.

8. При сборке рабочего цилиндра, изменяя длину штока 39, установите размер D, равный (280±5) мм, влияющий в дальнейшем на регулировку сцепления на автомобиле.

Примечание. Резиновые детали главного цилиндра взаимозаменяемы с резинотехническими деталями главного цилиндра привода тормозов автомобилей ГАЗ.

Установка и регулировка привода управления сцеплением

Установку и регулировку привода проводите следующим образом:

1. Установите главный цилиндр 1 на щитке передка кабины, закрепите болтами с гайками и пружинными шайбами.

2. Отрегулируйте зазор А=(1±0,5) мм, обеспечивающий свободный ход педали сцепления 4-12 мм, для чего сделайте следующее:

Указанная регулировка обеспечивает величину зазора А=(1±0,5) мм при условии выполнения п.2 главы "Сборка, регулировка и испытание".

Если отрегулировать зазор А не удается вышеуказанным способом, то его обеспечить можно также изменением длины толкателя 9 поршня главного цилиндра, для чего выверните наизнанку защитный колпак 10 главного цилиндра, отверните контргайку 11 вилки 12 и вращайте ключом за лыски толкатель 9 до устранения зазора между толкателем и поршнем. После чего повторите вышеуказанную регулировку.

3. Предварительно отрегулируйте полный ход педали сцепления вращением нижнего регулировочного болта 3, при этом касание педали о коврик пола не допускается. Полный ход педали сцепления должен быть не менее 175 мм. Болт 3 застопорите контргайкой.

4. Закрепите болтами с пружинными шайбами рабочий цилиндр на коробке передач автомобиля.

5. Установите рычаг 21 на вал вилки выключения сцепления. Риски на валу вилки выключения сцепления и рычаге при сборке совместите.

6. Продуйте сжатым воздухом пневмопровод и промойте тормозной жидкостью гидропровод. Подсоедините их к цилиндрам и закрепите.

7. Наденьте пружину 22 на рычаг 21. Совместите отверстия вилки 44 штока и рычага 21, установите палец, зашплинтуйте его.

8. Отверните пробку 5 наливного отверстия и заполните картер главного цилиндра свежей тормозной жидкостью, после чего пробку заверните.

9. Снимите защитный колпачок 26 с перепускного клапана 27, наденьте на наконечник клапана шланг для прокачки, второй конец шланга опустите в стеклянный сосуд.

10. Произведите прокачку гидропривода с целью удаления воздуха, для чего через наконечник наливной пробки 5 в полость картера подавайте воздух под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2) в течение 30 с и отверните перепускной клапан на 1/2 оборота. Слейте 0,175-0,2 кг жидкости.

11. Во время прокачки производите выжимы педали сцепления. Прокачивайте гидропривод до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в стеклянный сосуд

с тормозной жидкостью. Во время прокачки доливайте тормозную жидкость в главный цилиндр, не допуская обнажения дна бачка главного цилиндра.

12. После прокачки заверните перепускной клапан, снимите шланг и наденьте на клапан защитный колпачок 26. Долейте тормозную жидкость в главный цилиндр (уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия) и плотно заверните пробку.

13. Произведите регулировку свободного хода педали сцепления, который должен быть равен 44-70 мм. Он определяется регулируемыми зазорами (1±0,5) мм между толкателем и поршнем главного цилиндра и (3,6±0,4) мм между упорным кольцом оттяжных рычагов и выжимным подшипником сцепления [этот зазор в (3,6±0,4) мм соответствует свободному ходу штока 39 пневмопоршня, равному (3,9±0,5) мм].

Регулировку свободного хода штока 39 производите путем изменения его длины при отсутствии давления воздуха в пневмосистеме привода следующим образом:

14. Подсоедините пневмопровод подачи сжатого воздуха от ресивера к рабочему цилиндру.

15. Проверьте величину свободного хода педали сцепления.

Рис. 6. Специальный ключ для регулировки свободного хода педали сцепления:

1 - ключ; 2 - винт; 3 - вороток; 22*, 44*, 82* -размеры для построения; "О" - риска на радиусе R343

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач. Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии. Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

Сцепление ЯМЗ 238


Сцепление ЯМЗ 238

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Необходимое техобслуживание сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

Регулировка сцепления

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы — 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.

Схема сцепления ЯМЗ 238


Схема сцепления ЯМЗ 238

Ведет сцепление на кразе | Юрист

Фрикционные накладки лучше всего крепить медными трубчатыми заклепками, при этом головки заклепок надо поочередно, в шахматном порядке, устанавливать с одной и с другой стороны ведомого диска Краз-255, 260. Расстояние от поверхности накладки до головки заклепки должно быть не менее 1,2 мм. Толщина ведомого диска сцепления Краз-255, 260 в сборе с новыми накладками должна быть 10±0,1 мм. Поверхности накладок должны быть плоскими: отклонение не более 0,3 мм. При проверке на шлицевой оправке биение поверхности трения диска по среднему радиусу накладок допускается не более 0,3 мм. В качестве оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач. Для устранения биения ведомого диска сцепления Краз-255, 260 допускается правка его и шлифование поверхности накладок. Разность толщины накладок после шлифовки не должна быть более 0,2 мм.

Ведет сцепление на кразе

Отпустить контргайку 5 и, ввертывая пли вывертывая вилку, установить такую длину тяги 4, при которой зазор Б был бы равен 3,2—4,0 мм, что будет соответствовать нормальному свободному ходу педали сцепления. Соединить тягу с рычагом вала выключения сцепления Краз-255, 260, зашплинтовать палец и затянуть контргайку вилки тяги. Проверить величину свободного хода педали сцепления.Установить на место крышки люков картера сцепления и картера маховика. Проверить при работающем двигателе, правильно ли отрегулировано сцепление Краз-255, 260, для чего несколько раз включить и выключить первую передачу в коробке передач. Если изменением длины тяги невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в результате значительного износа фрикционных накладок, заменить накладки или ведомые диски.

Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм) регулировать в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля Урал. Снятие сцепления ЯМЗ-236 Снятие сцепления ЯМЗ-236 с двигателя, укомплектованного коробкой передач, производиться с предварительным снятием коробки передач. Снятие коробки передач и сцепления с двигателя, установленного на транспортное средство, производится в следующем порядке: Провести работы по подготовке коробки передач для снятия: – отсоединить поддерживающую опору силового агрегата, установленную на коробке передач; – отсоединить карданный вал от фланца вторичного вала; – отсоединить привода сцепления и коробки передач и другое, препятствующее перемещению коробки передач от двигателя на ≈ 300 мм и опусканию или подъему коробки передач.

Сцепление язм 238 инструкция по регулировке

Внимание
Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. 2. Снять крышки 20 и 24 люков картера сцепления и картера маховика. 3. Проворачивая маховик специальным ломиком, входящим в комплект инструмента водителя, необходимо поочередно: ввернуть до упора в средний ведущий диск 25 все четыре регулировочных винта 4У предварительно отпустив контргайки 3 отвернуть все регулировочные винты 4 на один оборот и законтрить их контргайками 3.

Контргайки затягивать при зафиксированном винте и без значительных усилий во избежание нарушения установленного зазора. 4. Проверить зазор А между торцами регулировочных винтов 4 и средним ведущим диском 25. При включенном сцеплении он должен быть равен 1 мм. Порядок регулировки зазора Б: 1.

Отсоединить вилку 19 тяги 17 от рычага 12. 2.

Сцепление краз

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси вилок оттяжных рычагов, снять пружины 8 вместе с петлями 6 и отделить вилки от рычагов. При необходимости извлечь иглы из оттяжных рычагов. Снять нажимной диск, промыть детали сцепления Краз-255, 260 в дизельном топ­ливе или керосине и протереть. Проверить техническое состояние деталей, изношенные детали заменить. Требования к основным деталям сцепления Краз-255, 260 Ведомые диски сцепления Краз-255, 260 Износ фрикционных накладок считается допустимым, если расстояние от поверхности трения до головок заклепок не менее 0,15 мм. Во время приклепывания новых накладок соблюдать осторожность, чтобы не повредить диск и поверхности накладок.

Сцепление краз .

Важно Педаль выключения сцепления установлена на валу педалей сцепления и тормоза и зафиксирована сегментной шпонкой и стяжным болтом. Вал вращается во втулках кронштейна, отлитого из ковкого чугуна. Кронштейн закреплен на левом лонжероне рамы автомобиля четырьмя болтами М12Х40 и гайками с пружинными шайбами.
Втулки кронштейна смазываются через две пресс-масленки, одна из которых ввернута в резьбовое отверстие прилива кронштейна, а вторая — в правый торец вала.

По сверлениям вала смазка подается к втулке. На валу установлены на сегментных шпонках два рычага. Рычаг с помощью пальца соединен с вилкой вспомогательной пружины педали сцепления. Цилиндрическая часть вилки входит в отверстие стержня, соединенного пальцем с вилкой, закрепленной на полке лонжерона рамы. Между торцами вилки и стержня установлены два кожуха вспомогательной пружины.

Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз

ЯМЗ-236 и протолкнуть шланг вместе с масленкой в полость картера сцепления, при этом оттяжная пружина и скоба пружины также будут отсоединены от стенки картера и могут упасть в полость картера, на что необходимо обратить внимание. Отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, оставив 2 — 3 болта не отвернутыми. После зачаливания коробки передач автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 грузоподъемным устройством (кран, лебедка и т.п.) или подвода передвижного подъемника под коробку передач, отворачивают оставшиеся 2-3 болта крепления картера сцепления ЯМЗ-236 и перемещают коробку передач от двигателя до выхода первичного вала из ведомого диска, при этом вилка выключения сцепления, перемещаясь вместе с коробкой передач разворачивается вместе с валом в сторону двигателя и выходит из зацепления с муфтой.

Пружина изготовлена из проволоки 65Г диаметром 6,5 мм. Рычаг установлен на правом конце вала педалей на шпонке и с помощью тяги и вилок соединен с рычагом вала вилки выключения сцепления. Рычаг посажен на шлицы вала. Риски на торце вала и рычаге должны быть совмещены.

Для предотвращения попадания грязи и пыли внутрь кабины на педаль надет уплотнительный резиновый гофрированный чехол.

Когда педаль сцепления отпущена, то под действием нажимных пружин ведомые диски зажаты между маховиком, средним ведущим диском и нажимным диском и вращаются вместе с маховиком двигателя.

Вилка выключения сцепления с муфтой и педаль удерживаются при этом в крайнем заднем положении вспомогательной пружиной.

При нажатии на педаль связанная с ней тяга заставляет поворачиваться рычаг вала вилки выключения сцепления. Одновременно с рычагом поворачивается вал и закрепленная на нем вилка.

Сцепление автомобиля краз

Инфо
Свободный ход педали сцепления рекомендуется проверять в такой последовательности: установить линейку (рис. 13) так, чтобы она упиралась в пол кабины и была прижата к педали; заметив по линейке положение верхней плоскости педали, плавно нажимать на нее до появления сопротивления движению педали; прекратить перемещение педали и по делениям на линейке определить величину свободного хода педали сцепления. Если свободный ход педали окажется меньше 12 мм, сцепление и привод его выключения необходимо отрегулировать. Регулировка сцепления. Сцепление (рис. 12) регулируется в два этапа: вначале регулируется величина отхода среднего ведущего диска 25 (зазор А) для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении, а затем—свободный ход педали сцепления (зазор Б).

Поэтому надо строго соблюдать указанный порядок регулировки. Порядок регулировки зазора Л: 1.

Сцепление грузовых автомобилей краз, маз и камаз

Замена сцепления

В первую очередь для того чтобы самостоятельно заменить сцепление ЯМЗ 238 на новое, необходимы специфические навыки и как минимум один помощник. Если все это имеется, то серьезных проблем, скорее всего, не возникнет. Приступаем к работе:

  • Сначала придется снять коробку передач, это необходимо, чтобы подобраться к маховику и кожуху сцепления.
  • Далее, отворачиваем крепления кожуха к маховику и снимаем выжимной диск.
  • Отворачиваем планки автоматической регулировки хода среднего диска и снимаем разрезные кольца со штока.
  • Снимаем ведомый, средний, первый ведомый и ведущий диски сцепления.

Готово, теперь можно приступать к установке нового сцепления:

  • Начинаем с установки первого ведомого диска. Он ставится удлиненным концом ступицы в сторону маховика.
  • Далее, очередь 1 и 2 дисков.
  • После ставим средний ведущий диск со штоками.
  • Устанавливаем нажимной диск и при помощи 8 болтов центрируем ведомые диски по отношению к оси коленвала. Найдя нужное положение, окончательно затягиваем боты.
  • После следует надеть разрезные кольца и установить на место упорные планки автоматической регулировки отхода для среднего нажимного диска.
  • Еще раз убедитесь, что все собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

В целом процесс получается весьма длительным и трудоемким. Проведение работ может занять в зависимости от ситуации до нескольких дней. И, главное, следует понимать, что ошибки в сборе недопустимы. Неправильно установленные детали могут привести к разрушению механизма ЯМЗ 238 и повреждению коробки передач. Поэтому в случае если вы неуверены в себе лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники выполнят замену с необходимыми гарантиями.

Сцепление на КрАЗ 250 | Компания Лидер

Устройство сцепления КрАЗ 250 – это комплекс различных установок и аппаратов, что требуются для отправки вращательного момента от мотора до ведущего колеса, а также для корректировки его параметра касательно его размера и цели. Трансмиссия авто является механической и имеет в своем составе сцепление, коробку передачи, раздаточную систему, а также полуоси и особые дифференциалы.

Для чего оно необходимо?

Сцепление на КрАЗ 250 используется для различных целей:

  • Для отключения мотора от трансмиссии во время переключения между передачами, а также во время резкого замедления скорости;
  • Для медленного и спокойного соединения двигателя и трансмиссии во время трогания с места;
  • Для защиты мотора, а также трансмиссии от значительных перегрузок;
  • Для того чтобы передавать крутящий момент от мотора к коробке передачи.

Стоит отметить, что существует несколько типов сцепления: сухое, регулярно работающее, с переменным размещением пружин, а также с двумя дисками. Находится элемент внутри картера, который крепиться к двигателю, и имеет в своем составе механизм для сцепления, а также привод контроля.

Строение устройства

Основной диск создан из высококачественного чугуна и подключен непосредственно к пазам маховика с четырьмя шипами, которые равномерно располагаются вдоль всей длине диска. Для того чтобы обеспечить качественное вентилирование сцепление, повышенный отвод тепла, а также для уменьшения тяжести на диске имеются специальные окна, которые разделяются между собой при помощи небольших внутренних ребер. Внутри шипов находится особый рычажный механизм, предназначенный для конфигурации положения диска во время отключения сцепления, чтобы обеспечить чистое и аккуратное выключение.

Прижимной диск создан из такого же серого чугуна, как и предыдущий компонент. Он располагается в пазах маховика с четырьмя шипами. С одного бока он имеет аккуратно отшлифованную поверхность, а с обратного – двенадцать бобышек для того, чтобы установить на них специальные нажимные пружины.

Во время резкого подключения сцепления, замедления авто без предварительного отключения сцепления, а также наезде колес на определенные препятствия, внутри валов могут образоваться вынужденные волны колебания. Если мотор работает нестабильно, вращательные колебания от мотора передаются сразу на трансмиссию. Это крайне опасно, особенно в тех случаях, когда показатель углового колебания трансмиссии такой же, как и размер вращательных колебаний. В таком случае начинается резонанс, и вся нагрузка на компоненты внутри трансмиссии существенно повышается, в результате чего может случиться серьёзная и дорогостоящая поломка.

Также такие колебания внутри устройства могут быть переданы на мотор, что также существенно повышает уровень нагрузки на его компоненты. Для того чтобы предохранить работающее авто от подобных неприятных происшествий, внутри дисков помещаются специальные демпферы, которые способны погасить силу значительных вращающихся волнений. Демпфер обладает очень устойчивыми и фрикционными компонентами.

Представленные упругие компоненты необходимы для того, чтобы корректировать параметры частоты колебаний валов, а также для предотвращения образования резонанса. Благодаря этому обеспечивается стабильная и надежная работа всей системы авто.

Устройство сцепления. На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа с цилиндрическими нажимными пружинами, расположенными по периферии (рис. 12). Подробное описание сцепления дано в Инструкции по эксплуатации двигателя.


Рис. 12. Сцепление и привод его выключения: 1 — маховик; 2 — отжимная пружина; 3 — контргайка регулировочного винта? 4 — регулировочный винт; 5 —оттяжной рычаг; 6 — выжимной подшипник; 7 — шланг для смазки муфты выключения сцепления; 8 — пружина муфты; 9 — муфта выключения сцепления; 10—вилка выключения сцепления; 11 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 12 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 13 — педаль сцепления; 14 — сервоусилитель; 15 — упорные болты; 16 — кронштейн; 17 — тяга выключения сцепления; 18 — контргайка вилки; 19 — вилка тяги; 20 — крышка люка картера сцепления; 21 — нажимные пружины; 22 — кожух сцепления; 23 — нажимной диск; 24 — крышка люка картера маховика; 25 — средний ведущий диск; 26 — ведомые диски с демпфером

Рис. 13. Проверка свободного хода педали сцепления: 1 — педаль сцепления; 2 — линейка

Для нормальной работы сцепления необходимо, чтобы между упорным кольцом 11 оттяжных рычагов и выжимным подшипником 6 при включенном сцеплении был зазор 3,2 . 4,0 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали сцепления, равный 32 . 40 мм (полный ход педали 165. 175 мм).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков 26, их короблению, а также выходу из строя выжимного подшипника. В результате этого возможен полный отказ в работе сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью. Неполное выключение сцепления обнаруживается при переключении передач по скрежету шестерен в коробке, особенно при трогании автомобиля с места.

Свободный ход педали сцепления рекомендуется проверять в такой последовательности: установить линейку (рис. 13) так, чтобы она упиралась в пол кабины и была прижата к педали;

заметив по линейке положение верхней плоскости педали, плавно нажимать на нее до появления сопротивления движению педали;

прекратить перемещение педали и по делениям на линейке определить величину свободного хода педали сцепления.

Если свободный ход педали окажется меньше 12 мм, сцепление и привод его выключения необходимо отрегулировать.

Регулировка сцепления. Сцепление (рис. 12) регулируется в два этапа: вначале регулируется величина отхода среднего ведущего диска 25 (зазор А) для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении, а затем—свободный ход педали сцепления (зазор Б). Поэтому надо строго соблюдать указанный порядок регулировки. Порядок регулировки зазора Л:

1. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Снять крышки 20 и 24 люков картера сцепления и картера маховика.

3. Проворачивая маховик специальным ломиком, входящим в комплект инструмента водителя, необходимо поочередно:

ввернуть до упора в средний ведущий диск 25 все четыре регулировочных винта 4У предварительно отпустив контргайки 3

отвернуть все регулировочные винты 4 на один оборот и законтрить их контргайками 3. Контргайки затягивать при зафиксированном винте и без значительных усилий во избежание нарушения установленного зазора.

4. Проверить зазор А между торцами регулировочных винтов 4 и средним ведущим диском 25. При включенном сцеплении он должен быть равен 1 мм.

Порядок регулировки зазора Б:

1. Отсоединить вилку 19 тяги 17 от рычага 12.

2. Отпустить контргайку 18 и, ввертывая или вывертывая вилку 19, установить такую длину тяги /7, при которой свободный ход педали сцепления находился бы в пределах 32 . 40 мм, что соответствует зазору Б (3,2. 4,0) между упорным кольцом 11 оттяжных рычагов и выжимным подшипником 6.

3. Соединить вилку 19 с рычагом /2, зашплинтовать палец и затянуть контргайку 18 вилки тяги.

4. Проверить величину свободного хода педали сцепления.

5. Установить на место крышки 20 и 24 люков картера сцепления и картера маховика.

Если восстановить свободный ход педали сцепления невозможно изменением длины тяги 17, а износ фрикционных накладок еще невелик и позволяет эксплуатировать сцепление без замены накладок, необходимо рычаг 12 вала вилки выключения сцепления переставить па один шлиц, повернув его в сторону тяги 17, а затем отрегулировать сцепление и привод его выключения в последовательности, описанной выше.

содержание .. 30 31 32 ..

КрАЗ-260, КрАЗ-260В, КрАЗ-260Г. Регулировка привода управления сцеплением

Привод управления сцеплением следует регулировать, если свободный ход нижнего (острого) конца рычага 22 (рис. 24) вала вилки выключения сцепления, не соответствует размеру 4—5 мм (свободный ход педали сцепления при этом выходит за пределы 49—79 мм).

Регулировка привода производится в такой последовательности: закрыть кран 43 (см. рис. 50) магистрали питания потребителей; нажать на педаль сцепления до резкого возрастания усилия и произвести замер хода нижнего конца рычага 22 (рис. 24).

Замер производится от кронштейна крепления пружины 23 до нижнего (острого) конца рычага 22;

если свободный ход рычага не соответствует размеру 4—5 мм, необходимо отвернуть две контргайки 11, 43 и, вращая ключом шток 39, установить требуемый свободный ход конца рычага 22. Один оборот штока соответствует ходу конца рычага, равному 1,0 мм. При вращении штока 39 по ходу часовой стрелки длина его увеличивается, а против хода часовой стрелки — уменьшается;

по окончании регулировки гайки 11 и 43 законтрить.

Если невозможно добиться требуемого свободного хода, необходимо рычаг 22 переставить на валу вилки выключения сцепления на один шлиц (по ходу часовой стрелки для уменьшения размера и против хода часовой стрелки для его увеличения).

Для перестановки рычага необходимо:

частично отпустить болт крепления кронштейна пружины 23; отсоединить и снять пружину, расшплинтовать и вынуть палец вилки 44

снять стяжной болт крепления рычага 22 на валу вилки выключение сцепления и переставить рычаг на один шлиц, после чего поставить стяжной болт на место и затянуть.

С целью облегчения соединения вилки 44 с рычагом 22 необходимо: контргайку 11 отвернуть до упора в вилку 44;

вращением установить минимальную длину штока, и, сместив шток внутрь рабочего цилиндра, совместить отверстия вилки 44 и рычага 22, вставить палец и зашплинтовать его;

с помощью бородка или отвертки соединить пружину с кронштейном и затянуть болт крепления кронштейна;

вращением штока 39 установить требуемый свободный ход конца рычага 22.

Регулировка свободного хода педали сцепления производится путем заворачивания верхнего болта 3 до появления сопротивления (выбора зазоров). Затем отвернуть болт на 0,5—1 оборот и законтрить гайкой. Такой регулировкой устанавливается зазор между толкателем 9 и поршнем 13 главного цилиндра в пределах 0,5—1 мм и обеспечивается свободное перемещение педали сцепления, равное 4—12 мм.

С помощью нижнего болта 3 отрегулировать полный ход педали сцепления, который должен быть не менее 185 мм. При этом полный ход рычага 21

должен быть не менее 26 мм.

После регулировки свободный ход педали должен быть в пределах 49—79 мм.

Если указанным выше способом невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления, то:

при уменьшенном свободном ходе педали и незначительном износе фрикционных накладок, позволяющем эксплуатировать сцепление без замены накладок, необходимо рычаг 22 вала вилки выключения сцепления переставить на один шлиц, повернув его против часовой стрелки, а затем отрегулировать привод сцепления в последовательности, описанной выше.

При увеличенном свободном ходе необходимо прокачать гидравлическую часть привода сцепления.

содержание .. 30 31 32 ..

Привод управления сцепление КрАЗ-6443

Подробное описание сцепления и его устройство приведены в инструкции по эксплуатации двигателя.

5.2.1. Привод управления сцеплением

(Рис. 4 Дополнения) состоит из подвесной педали 21, главного (подпедального) ци­линдра 17, пневмогидроусилителя (ПГУ) 10, трубопроводов и шлангов для подачи жидкости и сжатого воздуха к ПГУ.

При нажатии на педаль 21 давление жидкости, создаваемое в главном цилиндре 17, через трубопровод 15 и шланг 29 подво­дится к золотнику 4 и пневмогидропоршню 9. В результате воз­действия жидкости золотник 4 упирается в клапан 36, перекрывая свой внутренний канал, поворачивает рычаг I, выбирая свободный ход 4-5 мм.

При дальнейшем перемещении педали 21 золотник 4 перемещает клапан 36, открывая доступ воздуха под пневмопоршень II, при этом гидропнэвмопоршень перемещается я через вилку 5 и рычаг I выключает сцепление.

При отпускании педали сцепления 21 давление жидкости па­дает, золотник 4 возвращается в исходное положение, клапан 36 перекрывает доступ сжатого воздуха, при этом в золотнике 4 от­крывается внутренний канал и сжатый воздух из-под пневмопорш­ня 11 выходит в атмосферу.

В исходное положение поршни и педаль сцепления возвраща­ются под действием сил нажимных пружин оцепления, возвратных пружин поршней и оттяжной пружины педали.

Регулировка привода управления сцеплением 1

Привод управления сцеплением необходимо регулировать, ес­ли при проведении технического обслуживания будет установлено:

свободный ход нижнего (острого) конца рычага не соответ­ствует величине 4-5 мм;

свободный ход педали сцепления (по хорде) выходит за пре­делы 36-68 мм;

полный ход педали сцепления (по хорде) менее 185 мм;

полным ход нижнего (острого) конца рычага 1 менее 26 мм.

Регулировку привода сцепления следует начинать с установле­ния свободного хода нижнего (острого) конца рычага 1.

Регулировку привода проводят два человека в следующей последовательности:

отсоединить воздухопровод подачи сжатого воздуха к ПГУ привод А);

приложить мерительную линейку торцом к кронштейну 2 и зафиксировать положение острого конца рычага 1;

удерживая линейку в таком положении, нажать на педаль сцепления ногой до возрастания усилия перемещения педали и определить перемещение нижнего (острого) конца рычага 1 от первоначального положения.

Если свободный ход острого конца рычага не соответствует величине 4-5 мм, необходимо расконтрить вилку 5 (отвернув гайку 6) к вращать гидропневмопоршень 9 за лыску ключом до выбора зазора (возрастания усилия вращения). Затем отвернуть гидропневмопоршень на 4-5 оборотов и, удерживая его ключом, законтрить вилку 5 гайкой 6.

Регулировка сцепления КрАЗ-256, КрАЗ-256Б

Для нормальной работы сцепления между муфтой отжимных рычагов и подшипником при включенном сцеплении должен быть зазор 3,2 — 4,0 мм. Этому зазору соответствует свободный ходпедали, равный 32 — 40 мм (полный ход педали сцепления равен 165—175 мм).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению и быстрому износу подшипника выключения сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью, что ведет к повышенному износу детален коробки передач. Неполное выключение сцепления обнаруживается при переключении передач по шуму шестерен в коробке, особенно в момент включения первой передачи или заднего хода.

Сцепление регулируют в два этапа: вначале регулируют величину отхода среднего ведущего диска (зазор А на рис. 31), а затем свободный ход муфты выключения сцепления (зазор Б). При регулировке строго соблюдать указанный порядок.


Рис. 31. Привод выключения сцепления

Последовательность регулировки зазора А.

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снять крышки 7 и 10 люков картера сцепления и картера маховика.

Проворачивая маховик ослабить контргайку 9 и ввернуть до упора в средний ведущий диск регулировочные болты 8.

После этого отвернуть каждый регулировочный болт на один оборот, что соответствует зазору 1 мм, и законтрить болты контргайками. Контргайки затягивать при зафиксированных болтах, без значительных усилий во избежание среза резьбы в кожухе сцепления и нарушения установленного зазора.

После регулировки проверить зазор А между средним ведущим диском и каждым регулировочным болтом.

Последовательность регулировки зазора Б.

Отъединить вилку 6 тяги 4 от рычага 17.

Отпустить контргайку 5 и, ввертывая или вывертывая вилку, установить такую длину тяги 4, при которой зазор Б был бы равен 3,2—4,0 мм, что будет соответствовать нормальному свободному ходу педали сцепления.

Соединить тягу с рычагом вала выключения сцепления, зашплинтовать пален и затянуть контргайку вилки тяги.

Проверить величину свободного хода педали сцепления. Установить на место крышки люков картера сцепления и картера маховика. Проверить при работающем двигателе, правильно ли отрегулировано сцепление, для чего несколько раз включить и выключить первую передачу в коробке передач.

Если изменением длины тяги невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в результате значительного износа фрикционных накладок, заменить накладки или ведомые диски. В случае, если износ фрикционных накладок еще позволяет эксплуатацию сцепления, а регулировка свободного хода изменением длины тяги уже невозможна, переставить на один шлиц рычаг 17 вала вилки 16 выключения сцепления, повернув его к тяге. 4. При установке новых накладок или дисков рычаг возвратить в первоначальное положение.

Подробное описание сцепления и его устройство даны в Инструкции по эксплуатации двигателя.

5.2.1. Привод управления сцеплением (Рис. 19) состоит из подвесной педали 25, главного цилиндра 1, рабочего цилиндра 21, трубопроводов и шлангов.

Работа привода. При нажатии на педаль 25 давление жидкости, создаваемое поршнем 13, через трубопровод 18 подводится к гидропоршню 30 и перемещает его. Впускной воздушный клапан 33 перемещается вместе с ним, упирается в хвостовик пневмопоршня 36, перекрывая атмосферное отверстие, и отжимает клапан 33 от седла 34. Сжатый воздух через зазоры между хвостовиком пневмопоршня.36 и гнездом поступает в полость пневмопоршня 36, перемещает его и через вилку 44 и рычаг 22 выключает сцепление. В исходное положение педаль 25 возвращается под действием усилия пружины 2, а поршни - под действием нажимных пружин сцепления и возвратных пружин 15, 23 и 35. Сжатый воздух выходит в атмосферу через хвостовик поршня 36 и сапун 19.

В случае отсутствия сжатого воздуха в пневмосистеме привод выключения сцепления будет чисто гидравлическим, но при этом значительно возрастает усилие на педали.

5.2.2. Регулировка привода управления сцеплением тягача КрАЗ-6443

Привод управления сцеплением следует регулировать, если при проведении технического обслуживания будет установлено:

свободный ход нижнего (острого) конца рычага 22 не соответствует величине 4 - 5 мм;

свободный ход педали сцепления (по хорде) выходит за пределы 49 - 79 мм;

полный ход педали сцепления (по хорде) менее 185 мм;

полный ход нижнего (острого) конца рычага 22 менее 26 мм.

Регулировку привода сцепления следует начинать с установления свободного хода нижнего (острого) конца рычага 22. Регулировку должны проводить два человека в следующей последовательности:

отключить подачу сжатого воздуха к рабочему цилиндру 21, выпустив воздух из верхнего ресивера;

приложить мерительную линейку торцом к кронштейну крепления пружины 23 и зафиксировать положение острого конца рычага 22;

* Электрофакельное устройство может не устанавливаться.


Рис. 19. Привод управления сцеплением:

1 - главный цилиндр выключения сцепления; 2 - натяжная пружина педали; 3 - болты регулировочные (верхний и нижний); 4 - ось педали; 5 - пробка наливного отверстия; 6 - компенсационное отверстие; 7 - шайба специальная толщиной 0,25 мм; 8 - манжета поршня; 9 - толкатель; 10 - защитный колпак; 11 - .контргайки вилок; 12 - вилка толкателя; 13 - поршень; 14 - манжета; 15 - пружина возвратная; 16 - картер главного цилиндра; 17 - штуцер; 18 - гидропровод; 19 - сапун; 20 - воздухопровод; 21 - рабочий цилиндр; 22 – рычаг вала вилки выключения сцепления; 23 - пружина возвратная пневмопоршня; 24 - крышка; 25 - педаль; 26 - защитный колпачок; 27 - клапан перепускной; 21 - шарик-клапан; 29 - кольцо уплотнительное гидропоршня; 30 - гидропоршень рабочего цилиндра; 31_ втулка направляющая впускного клапана; 32 - пружина впускного клапана; 33 - впускной клапан; 34 - седло впускного клапана; 35 - Пружина возвратная поршня; 36 - пневмопоршень; 37 - корпус рабочего цилиндра; 38 - кольцо стопорное; 39 - шток пневмопоршня; 40 - шайба защитного колпака; 41 - защитный колпак; 42 - кольцо ограничительное; 43. - гайка крепления защитного колпака; 44 - вилка штока; 45 - масленка; 46 - втулка пневмопоршня; 47 - сухарь штока; 48 - опора штока; 49 - палец

удерживая линейку в таком положении, нажать на педаль сцепления ногой до возрастания усилия перемещению педали и определить перемещение нижнего острого конца рычага 22 от первоначального положения.

Если свободный ход острого конца рычага не соответствует величине 4 - 5 мм, необходимо отпустить педаль, отвернуть две контргайки 11 к 43 штока и вращать шток 39 ключом на столько оборотов, на сколько требуется увеличение или уменьшение свободного хода острого конца рычага от первоначального замера.

Один оборот штока 39 на резьбовом конце вилки 44 соответствует ходу острого конца рычага, равному 1 мм: при наворачивании штока на резьбовой конец свободный ход острого конца рычага увеличивается, а при отворачивании - уменьшается.

Если, например, при первоначальном замере свободный ход острого конца рычага 22 составил 3 мм - необходимо навернуть шток 39 на один-два оборота, что приведет к увеличению свободного хода острого конца рычага на 1-2 мм.

Вновь нажать на педаль сцепления и по линейке проверить свободный ход острого конца, если он будет в пределах 4 - 5 мм, гайки 11 и 43 законтрить.

Если указанным выше способом невозможно отрегулировать свободный ход острого конца рычага (шток 39 полностью навернут на резьбовой конец вилки 44), необходимо переставить рычаг 22 на валу вилки выключения сцепления на один шлиц против хода часовой стрелки с целью восстановления запаса резьбы на резьбовом конце вилки 44, обеспечивающего регулировку привода.

Чтобы переставить рычаг 22, необходимо:

отпустить на 5 - 6 оборотов болт крепления кронштейна пружины 23 и снять ее;

расшплинтовать и вынуть палец 49 вилки 44. Если снятие пальца затруднено (кольцо оттяжных рычагов упирается в выжимной подшипник), необходимо ослабить крепление рабочего цилиндра 21 к картеру коробки передач, вынуть палец и затянуть болты крепления цилиндра 21;

с помощью инструмента желательно нанести метки на валу и рычаге для фиксации первоначального положения;

снять стяжной болт крепления рычага 22 и переставить рычаг на один шлиц против хода часовой стрелки, после чего затянуть стяжной болт.

С целью облегчения соединения вилки 44 с рычагом 22 пальцем необходимо:

контргайку 11 навернуть на резьбовой конец вилки 44 до упора;

вворачивая вилку в шток, установить минимальную длину штока 39 и, сместив его внутрь рабочего цилиндра, совместить отверстия вилки и рычага, вставить палец 49 и зашплинтовать его;

соединить пружину с кронштейном с помощью бородка или отвертки и затянуть болт крепления кронштейна;

отрегулировать свободный ход острого конца рычага 22, как описано выше.

Регулировка свободного хода педали сцепления. Производится без подачи сжатого воздуха к цилиндру 21 в такой последовательности:

завернуть верхний болт 3 до появления сопротивления. При этом выбирается зазор между толкателем 9 и поршнем 13 главного цилиндра;

отвернуть верхний болт 3 на 0,5 - 1 оборота и законтрить его гайкой.

Этой регулировкой устанавливается зазор между Толкателем и поршнем 13 главного цилиндра в пределах 0,5 - 1 мм, что обеспечивает свободное перемещение педали сцепления в пределах 4-12 мм.

При этом свободный ход педали сцепления, (по хорде) должен находиться в пределах 49-79 мм.

Регулировка полного хода педали сцепления. Производится при подаче сжатого воздуха к цилиндру 21. Полный ход педали сцепления регулируется нижним болтом 3, который должен быть не менее 185 мм (по хорде).

После выполнения всех регулировок проверить полный ход нижнего острого конца рычага 22. Проверка производится при подаче сжатого воздуха к рабочему цилиндру 21 способом, как и при проверке свободного хода рычага. Полный ход острого конца рычага 22 должен быть не менее 26 мм по хорде.

Примечание. Замер хода педали должен производиться от точки, удаленной на 15 мм от нижней кромки педали сцепления вверх.

5.2.3. Смена рабочей жидкости в гидравлической части привода управления сцеплением.

Порядок выполнения работ следующий:

После прокачки завернуть перепускной клапан 27, снять шланг и навернуть на наконечник защитный колпачок. Долить жидкость в главный тормозной цилиндр до уровня 15 - 20 мм ниже верхней кромки заливного отверстия и плотно завернуть пробку. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.

Тормозную жидкость, слитую из системы гидропривода при прокачке, можно использовать только после ее фильтрации и отстоя.

При промывке корпуса и гидропоршня не допускаемся применение жидкостей на нефтяной основе.

5.2.4. Разборка рабочего цилиндра.

Разборка цилиндра производится в такой последовательности:

снять крышку 24;

ввернуть болт Мб в хвостовик гидропоршня 30 и вынуть его из корпуса;

вынуть возвратную пружину 35;

снять защитный колпак 41;

снять ограничительное кольцо 42;

извлечь из корпуса рабочего цилиндра 37 пневмопоршень 36. Во избежание повреждения хвостовика пневмопоршня 36 необходимо применять надставку из трубы соответствующего диаметра;

вывернуть вилку 44 из штока 39;

отвернуть гайку 43 и отсоединить колпак 41;

извлечь шток 39, для чего снять стопорное кольцо 38.

Провести осмотр гидропоршня 30, пневмопоршня 36 и их уплотнительных колец, при необходимости кольца заменить.

Читайте также: