Кпп иж планета 4 схема

Обновлено: 29.04.2024

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА «ИЖ »

Третьим звеном трансмиссии является коробка передач. Это общее название объединяет два механизма: редуктор и механизм переключения. Мы рассмотрим их оба. И начнем, как обычно, с устройства и по порядку. Но, прежде чем говорить об устройстве, попробуем ответить на простой вроде бы вопрос: а для чего вообще нужна коробка передач?

Дело в том, что, во-первых, довольно часто водителю приходится разрывать силовую цепочку, разъединять двигатель и заднюю передачу, чтобы прекратить передачу крутящего момента от двигателя на ведущее колесо: например, при пуске. Во-вторых, в зависимости от условий движения и нагрузки на двигатель водитель постоянно и в широких пределах вынужден изменять передаточное отношение в трансмиссии, чтобы получить необходимые крутящий момент на заднем колесе и скорость.

Для решения этих задач и служит коробка передач. Конструктивно редукторы коробок передач (КП) мотоциклов «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер» совершенно одинаковы, но имеют разные механизмы переключения. На их устройстве мы остановимся позже. А сейчас рассмотрим редуктор. Он располагается в одном картере с двигателем и сцеплением и работает в масляной ванне. Состоит редуктор (рис. 2) из первичного 3, промежуточного 2 и вторичного 10 валов и шестерен 7, 8, 9, 18, 19, 20 и 21. Сведения о составе и взаимозаменяемости деталей коробок передач приведены в таблице 1.

Первичный вал 3 изготовлен как одно целое с шестерней первой передачи 7 и установлен на двух опорах: левой является подшипник 5, запрессованный в гнездо, половины картера; правой служат втулки 11 вторичного вала 10. Внутри первичного вала имеется сверление, сквозь которое проходит шток выключения сцепления. НА левом конце первичного вала на шлицах установлен малый (ведомый) барабан сцепления.

На вал надеты шестерня 8, которая свободно вращается, и шестерня-каретка 9, которая может передвигаться по шлицам, и вращается вместе с валом. Шестерня 8 в осевом направлении перемещаться не может: с левой стороны ее фиксирует шестерня 7 первичного вала, с правой удерживают шайба и стопорное кольцо, вставленное в канавку вала. Между шестерней 9 и вторичным валом 10 также имеются стопорное кольцо и регулировочная шайба 16.

Вторичный вал изготовлен как одно целое с шестерней 10 и вращается на роликовом подшипнике 12, запрессованном в правую половину картера (на силовом агрегате «ИЖ-Юпитер») или в крышку коробки передач (на силовом агрегате «ИЖ-Планета»), Фиксируется роликовый подшипник стопорным кольцом, вставленным в канавку на его наружной обойме.

На шлицах правого конца вторичного вала установлена ведущая звездочка 14 задней передачи, закрепленная гайкой с левой резьбой. Поскольку в полости КП находится масло, выход вторичного вала уплотнен сальником 15 (между подшипником и звездочкой) и колпачком 13 (на гайке). Промежуточный вал 2 вращается на двух шариковых подшипниках: левый 1 запрессован в половину картера, правый 17 — в правую половину картера на «ИЖ-Юпитере», и в крышку коробки — на «ИЖ-Планете».

На промежуточном валу надеты: шестерня 21, свободно вращающаяся на левой шейке, шестерня-каретка 20, имеющая возможность перемещаться по шлицам и вращаться вместе с валом: шестерня 19, свободно вращающаяся на валу между двумя стопорными кольцами, ограничивающими ее осевое перемещение, и шестерня 18, надетая на шлицы зала и вращающаяся вместе с ним.

Изменение передаточных отношений (табл. 2) происходит за счет того, что различные шестерни вводятся в зацепление в разных комбинациях. В нашем случае это осуществляют подвижные шестерни-каретки 9 и 20, которые управляются специальными вилками, входящими в их проточки. Вилки же, в свою очередь, передвигаются копирными валами — основным элементом механизма переключения передач.

Первая передача. При ее включении шестерня-каретка 20 передвинется влево, кулачки на ее торцевой поверхности войдут в окна на боковой стенке шестерни 21, свободно сидящей на гладкой шейке промежуточного вала, но постоянно находящейся в зацеплении зубьями с малой шестерней 7 первичного вала 3. Так как шестерня-каретка 20 соединена с промежуточным валом шлицами, то, вращаясь теперь вместе с шестерней 21 как одно целое, она вращает и промежуточный вал. Тот, в свою очередь, будучи постоянно соединен шлицами с шестерней 10, через нее передает вращение шестерне вторичного вала 14 и дальше — звездочке главной передачи.

Таким образом, передача крутящего момента от первичного вала 3 будет происходить через его малую шестерню 7 шестерню 21, шестерню-каретку 20, промежуточный вал 2, шестерню 18, вторичный вал. Как это и показано на рис. 3, поз. I. Вторая передача. При ее включении шестерня-каретка 20 передвигается вправо и выходит из зацепления с окнами на большой шестерне первой передачи 21.

Но в это время подвижная шестерня-каретка первичного вала 9 передвигается влево и входит в зацепление с шестерней второй передачи 8, уже находящейся в зацеплении с шестерней 20. Поскольку последняя, как мы знаем, соединена с промежуточным валом шлицами, то она начнет вращаться вместе с валом. А дальше замыкание идет точно, как в предыдущем случае. То есть, передача крутящего момента осуществляется через первичный вал 3, шестерню-каретку 9, ее боковые кулачки — кулачки шестерни 8 — зубья шестерни 8—зубья шестерни-каретки 20 — шлицы промежуточного вала — промежуточный вал — шестерню 18 — шестерню вторичного вала 10. Что и показано на рис. 3, поз. II. Третья передача.

После того, как на двух предыдущих примерах мы детально рассмотрели принцип силовых замыканий, можно, вероятно, процесс изложения сократить. Шестерня-каретка 9 передвигается вправо и выходит из зацепления с шестерней 8. Одновременно шестерня-каретка промежуточного вала 20 также передвигается вправо и кулачками входит в зацепление с шестерней третьей передачи 19.

Передача крутящего момента пойдет по пути: первичный вал — шестерня-каретка 9 — шестерня 19 — ее боковые кулачки — кулачки шестерни 20 — шлицы промежуточного вала — шестерня 18 — вторичный вал (рис. З поз. III). Четвертая передача. Шестерня-каретка 20 передвинется влево и выйдет из зацепления с шестерней 19, а шестерня-каретка 9 сместится вправо и войдет в зацепление с шестерней вторичного вала 10. Крутящий момент с первичного вала будет передан непосредственно на вторичный, передаточное число равно 1 — поэтому нередко 4-ю передачу называют прямой (поз. IV на рис. 3). Нейтральное положение.

Шестерни-каретки промежуточного и первичного валов выходят из зацепления с шестернями коробки, и связь между первичным и вторичным валами оказывается прерванной (поз. Н на рис. 3). Выяснив, как работает коробка передач, рассмотрим теперь не менее важную тему: как разобрать этот узел. На силовых агрегатах «планетовского» ряда это делается довольно просто.

Если нет необходимости снимать первичный вал, то можно вообще обойтись неполной разборкой, то есть не снимать двигатель с рамы мотоцикла. Достаточно отсоединить правый глушитель с выпускной трубой, снять подножку водителя, педаль ножного тормоза, резиновые чехлы цепи с патрубков картера, слить масло из коробки передач, отвернув три винта, снять правую крышку картера, разъединить цепь, вынуть толкатель механизма выключения сцепления из первичного вала, снять крышку КП.

При полной разборке (со снятием первичного вала и осей вилок переключения) нужно выполнить все работы, перечисленные выше (кроме последнего пункта) и, помимо того, отсоединить левый глушитель с выпускной трубой, разобрать сцепление и моторную передачу, снять пусковой механизм. Затем вывернуть винты крепления крышки КП и снять крышку вместе со вторичным валом, стараясь не повредить прокладку.

Снять опорную шайбу копирного вала и регулировочную шайбу первичного вала, прокладку крышки и сектор переключения, вынуть механизм переключения и промежуточный вал, отвести фиксатор и вынуть копирный вал с регулировочными шайбами, запомнив их количество и расположение. Коробка передач силового агрегата «ИЖ-Юпитер» не имеет крышки, поэтому в любом случае, когда возникает необходимость «хирургического вмешательства», приходится разбирать двигатель. Если при этом нет причин вмешиваться еще и в его работу, то снимать цилиндры не следует.

Достаточно снять впускной патрубок карбюратора, отсоединить выпускные трубы, а впускные и выпускные окна закрыть чистой ветошью, чтобы предохранить от случайного попадания посторонних предметов. Затем снять двигатель с рамы, слить масло из коробки передач и полости выносного маховика, ослабить болт крепления маховика, снять правую крышку картера, кулачок автомата выключения сцепления, педали переключения передач и кик-стартера; вывернуть семь винтов, скрепляющих половины картера, и разъединить картер. Нормальная работа коробки передач может быть обеспечена только при условии, что все детали ее исправны, а регулировочные параметры не нарушены.

(Источник журнал Мото)


Рис. 1. Трансмиссия мотоциклов ИЖ: 1 —моторная передача; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — задняя передача.


Табоица 1. Состав редукторов коробок передач мотоциклов ИЖ


Рис. 2. Коробка передач мотоциклов ИЖ: 1 — левый подшипник промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — регулировочные шайбы; 5 — подшипник первичного вала; 6 — стопорная пластина; 7 — шестерня первой передачи, сделанная заодно с первичным валом; 8 — шестерня второй передачи первичного вала; 9 — шестерня-каретка первичного вала; 10 — вторичный вал; 11 — втулка вторичного вала; 12 — роликовый подшипник вторичного вала; 13 — колпачок штока сцепления; 14 — ведущая звездочка задней передачи; 15 — сальник вторичного вала; 16 — регулировочная шайба вторичного вала; 17 — правый подшипник промежуточного вала; 18 — шестерня промежуточного вала; 19 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 20 — шестерня-каретка промежуточного вала; 21 — шестерня первой передачи промежуточного вала.

Если переключение передач требует больших усилий —это верный признак неисправности сцепления.

Когда передачи «выскакивают» — нарушена регулировка КП или изношены шестерни.

УАЗ 31512 Водяной › Бортжурнал › Мотоциклы. Часть 6 — ИЖ Планета 4 (КПП).

Речь пойдет о мотоцикле ИЖ Планета 4. В прошлых частях я рассказывал, что мне приходилось в нём дорабатывать. После этого откатался на мотоцикле почти 2 сезона, за второй сезон успел где-то хорошенько яму зацепить, что лопнула пружина заднего амортизатора. Ну и в августе 2015 года он начал терять обороты (вернее они плавали), из труб валил черный дым, как бы намекая, что капиталка уже близко.

Капиталил двигатель в гараже, а вот все запчасти от в последствии отвез домой. В домашних условиях двигатель был почищен и помыт. Были заменены коренные подшипники КВ, сальники, подшипники первичного и промежуточного вала. Вообще вся сборка двигателя велась дома. Были использованы холодильник и газовая плита (физика в помощь: нагрев — расширение, охлаждение — сужение). Картера были собраны на герметик, а вот крышки сцепления и КПП решил собирать только на прокладках, потому что требовались регулировки уже на самом мотоцикле. Кулачки шестерен кпп были немного проточены болгаркой (все тот же дядя помог).

Летом 2016 года начал собирать мотоцикл. Заменил задний амортизатор. Запустить двигатель сразу не получалось, потому что мой карбюратор успел побывать на Минске (это уже другая история). Вообщем, когда удалось запустить двигатель, то не было сначала первой скорости, а на следующий день – второй. Ну после такого пришлось бросить ремонт мотоцикла в пользу ремонта "Водяного".

В один момент в жизни начались "непрухи". Настроения никакого не было. Именно в такой день решил вернуться к ремонту КПП Планеты. Пришел я в гараж уже вечером (было темно), и я на ощупь по новой перебрал и отрегулировал коробку. «О счастье», на следующий день все скорости работали исправно. Эмоций было куча, ведь собирал практически не глядя. Правда накататься я на нем так и не смог. Он заводился кое-как, еще и обороты были плавающими. Что я только не делал, оказалось на одной шпильке цилиндра резьба слизалась. Короче говоря, воздух сосало в этом месте. Заменил и сразу же сел-поехал. Под конец августа 2016 года снова начались проблемы с коробкой передач: начали недовключаться и скидываться передачи, т.е. кулачки шестерен проточились. Но этим уже буду заниматься попозже. Еще в планах – перевести электрооборудование на постоянный ток, т.е. поставить аккумулятор и сделать зарядку на диодах Шоттки. Вот такие дела.

Мотоцикл ИЖ Планета 4 технические характеристики

Мотоциклы 80-х годов это классика.
Мотоцикл ИЖ Планета 4 самый обычный дорожный мотоцикл который относится к среднему классу, назначенный для езды по дорогам с разнообразным покрытием. Производитель данного мотоцикла Ижевский машиностроительный завод.
Выпускался Иж Планета 4 с 1981 года по 1985.

Мотоцикл Планета 4

В Иж Планета 4 сочетаются выносливость в эксплуатации и удобство в обслуживании. С опытом по производству мотоциклов, снабжением производства новейшим прогрессивным оснащением, с появлением новоиспеченных материалов укоротился период разработки этих моделей и умножился объем их выпуска, усовершенствовались эксплуатационные свойства . В конструкции мотоцикла использованы изобретения по а. с. СССР № 147142, 289211,391692, 505115, 549872, 728206, 792523, 874415.

Мотоцикл ИЖ Планета 4 оборудован специальным устройством для пуска двигателя при разряженной аккумуляторной батарее, кнопка включателя которого расположена на правой стороне руля. Пользоваться кнопкой включателя при работающем двигателе и на ходу не допускается. Пуск двигателя без аккумуляторной батареи невозможен.

Характеристики этого мотоцикла были впечатляющие, в то время! Так сила Иж Планета 4 по сравнению с предыдущими моделями увеличилась до 20 л.с. при 4800 об/мин. Неплохой показной вид Иж Планеты 4 придают нынешней формы его топливный бак, щитки колес и дуги безопасности. Очень хорошо подходит для этой модели хромированные детали. Ремонтировать Иж Планета 4 не очень сложно. Этот мотоцикл славится своим хорошим качеством.

Мотоцикл ИЖ Планета 4

Общие данные в миллиметрах - мм.

Длина - 2170
Ширина - 810
Высота - 1170
База мотоцикла (расстояния между осями колес) - 1450
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах - 135
Максимальная скорость, км/час - 120
Тормозной путь со скорости движения 30 км/час при воздействии всех тормозов - 6,5
Средний эксплуатационный расход топлива в пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой, л/100 км - 5,5.

Двигатель

Тип двигателя - двухтактный, одноцилиндровый
Рабочий объем, см в кубе - 346
Диаметр цилиндра, мм - 72
Ход поршня, мм - 85
Степень сжатия - 7,8 - 8,2
Максимальная мощность, кВт - 14,7
Максимальная мощность, л. с. - 20
Система смазки - совместно с топливом
Система зажигания - батарейная
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. - 4850
Карбюратор - К- 62И
Применяемое топливо - бензин с октановым числом не менее 76
Воздухоочиститель - контактно масляный.

Силовая передача

Цепь втулочная двухрядная
Передаточное отношение от двигателя на сцепление - 2,17
Сцепление - многодисковое в масляной ванне
Коробка передач - четырехступенчатая
От коробки на заднее колесо - цепь втулочно-роликовая закрытая
Передаточное отношение от коробки на заднее колесо - 2,33
Переключение - ножным рычагом
Передаточные отношения коробки:
на первой скорости - 3,17
на второй скорости - 1,81
на третьей скорости - 1,26
на четвертой скорости - 1,0
Общие передаточные отношения:
на первой - 16,03
на второй - 9,16
на третьей - 6,37
на четвертой передаче - 5,05.

Электрооборудование

На мотоциклах ИЖ система зажигания - батарейная
Генератор переменного тока - с номинальной мощностью 100Вт 14v 8А 28 3701
Аккумуляторная батарея - 6МТС 9,12 В, 9Ач
Реле-регулятор - БПВ 14-10
Прерыватель указателей поворотов - ИЖРП-4, электронный
Катушка зажигания - ИЖПС сб.39
Фара с оптическим элементом - ФГ-137В
Задний фонарь - ФП-246 или 171.3716
Фонари указателей поворотов - 16.3726
Сигнал звуковой - С-205Б
Спидометр - СП-102 или СП-158.

Заправочные емкости в литрах

Бак топливный – 17 л
Коробка передач - 1,0 л
Амортизатор подвески переднего колеса (в каждый) - 0,175 л
Амортизатор подвески заднего колеса (в каждый) - 0,075 л
Воздухофильтр - 0,2 л.

Регулировочные данные в миллиметрах - мм

Зазор между контактами прерывателя - 0,4 - 0,6
Зазор между электродами свечи зажигания - 0,6 - 0,75
Свободный ход на конце рычага сцепления – 5 – 10
Свободный ход на конце рычага ручного тормоза – 10 – 20
Свободный ход на конце рычага ножного тормоза -10 – 25
Свободный ход тросов дросселя и корректора – 1 – 2
Опережение зажигания до в.м.т. - 3,0 - 3,5
Провисание цепи привода заднего колеса – 20 – 30
Давление воздуха в шинах, МПа:
передней - 0,15+0,01
задней - 0,21+0,01.

Массы основных сборочных единиц в килограммах

Рама в сборе – 27,6 кг.
Двигатель – 40 кг.
Колесо в сборе с шиной – 12,6 кг.
Седло – 5,7 кг.
Бензобак – 5,2 кг.
Вилка телескопическая – 11,9 кг.
Коляска В М З 9.203 – 93 кг.
Коляска В М З 9.202 – 92 кг.

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «ИЖ-Планета» 2, 3, 4 и пятой модели

иж 4
мотоцикл планета 4
иж планета

Мотоцикл ИЖ Планета 4 относится к средним машинам. Он одинаково чувствует себя как на асфальте, так и на грунтовке. Именно поэтому, модель оказалась так популярна в СССР, где ее любили в небольших населенных пунктах. Эта модель получила доработанное зажигание. В результате проблем с этой системой стало значительно меньше.

Также несколько переработали проводку, что также увеличило надежность техники. Тут впервые в серии была применена 12-вольтовая схема. Это добавило плюсов мотоциклу. В первую очередь это положительно сказалось на приборной панели, используя лампы с более высоким вольтажом получилось сделать подсветку более выразительной.

Описывая технические характеристики невозможно не упомянуть о ходовой. Ее тут основательно переработали. Если смотреть Иж Планета 4 отзывы, то можно обратить внимание, что все владельцы хвалят этот конструктивный узел. Основным изменением стали новые амортизаторы.

ИЖ Планета 4 фото
ИЖ Планета 4
проводка иж планета 4

Помощь владельцев ИЖ Планета 4

Мотоцикл оставил хорошую память о себе в кругах любителей двухколесных транспортных средств. Многие из них охотно делятся советами по восстановлению и переделке своих «железных коней».



Перерисованная «фанами» мотоцикла схема электропроводки (из черно-белой заводской)

Особенно актуальны общения на темы:

  1. Модернизации системы зажигания;
  2. Установки литых дисков колес;
  3. Модернизации панели приборов;
  4. Поиске неисправностей электрических систем;
  5. Установке сигнализации на мотоцикл и переделке проводки;
  6. Переоборудовании электросхемы мотоцикла на работу без аккумулятора;
  7. Взаимозаменяемости электрических компонентов и совместимости с другими марками мотоциклов, например, со схемами проводки мотоцикла Урал.


Недостатки

планета иж

Как таковых сильных недостатков у Иж 4 не наблюдается. Все имеющиеся проблемы являются характерными для всей мототехники того времени. В первую очередь, это особенности зажигания. Тогда использовалось механическое зажигание, а оно как известно имеет ряд стандартных проблем.

Многие владельцы к недостаткам относят расход топлива. Но, тут все связано с мощностью мотора. За увеличение технических возможностей двигателя приходится расплачиваться повышенным потреблением бензина.



Возможности для тюнинга

планета 4

Этот мотоцикл предоставляет большие возможности для доработок. Как правило, тюнинг мотоцикла Иж касается следующих узлов:

  • Двигатель;
  • Зажигание;
  • Коробка переключения передач;
  • Внешний тюнинг.

В целом Иж Планета 4 12 вольт достаточно прост. Это позволяет переделывать его даже не совсем опытным мастерам. Для начала стоит определить, что хотите получить в итоге. Во многих случаях доработки производят на всех узлах мотоцикла. Но, это довольно трудоемко.

Часто проще оказывается просто переработать один или два узла, которые дадут вам должный эффект. Самым популярным является тюнинг двигателя. Также владельцы во многих случаях изменяют технику визуально делая ее практически неузнаваемой.


Тюнинг двигателя

планета

Самым сложным узлом для доработки является двигатель Иж Планета. Состоит он из нескольких этапов. Тут мы только обозначим основные моменты.

  1. Для начала перепрессовывают подшипники коленвала. На замену стоит взять подшипники от Ява 350.
  2. Также увеличивают объем мотора. Для этого срезают верхнюю часть головки, после чего гильзу растачивают до 76 мм. Потребуется приобрести поршень от спортивной версии.

Обратите внимание, что после такой доработки расход горючего увеличится. Но, зато вы сможете быстрее разгоняться. Также максимальная скорость Ижа четвертого станет порядка 160 км/ч. Хотя без доработок подвески разгоняться до такой скорости будет достаточно страшно. Также потребует доработки коробка передач.

Силовая передача

Цепь втулочная двухрядная Передаточное отношение от двигателя на сцепление — 2,17 Сцепление — многодисковое в масляной ванне Коробка передач — четырехступенчатая От коробки на заднее колесо — цепь втулочно-роликовая закрытая Передаточное отношение от коробки на заднее колесо — 2,33 Переключение — ножным рычагом Передаточные отношения коробки: на первой скорости — 3,17 на второй скорости — 1,81 на третьей скорости — 1,26 на четвертой скорости — 1,0 Общие передаточные отношения: на первой — 16,03 на второй — 9,16 на третьей — 6,37 на четвертой передаче — 5,05.

Электрика

иж 4 планета

Все особенности электрооборудования можно узнать из документации к мотоциклу. Инструкция по эксплуатации дает четкое представление о все особенностях электрической системы. Тут же имеется схема проводки. Ознакомившись с описанием, вы легко разберетесь, как работает проводка Иж Планета 4.

Обратите внимание, что в некоторых местах провода могут повреждаться, поэтому Иж Планета 4 схема проводки должна находиться под рукой, чтобы определить место поломки.

Самой частой проблемой на многих мотоциклах этой модели является состояние «нет зарядки». Связано это с Восходовским генератором, который тут установлен. Если проблема возникла в пути, то можно попробовать произвести переподключение своими руками напрямую. Если это не помогло, то однозначно потребуется поменять генератор.

В инструкции имеется подробное описание, как производится настройка зажигания. Это поможет с минимальными трудовыми затратами установить зажигание.

Вообще зажигание — это основная проблема этого мотоцикла. Поэтому, многие люди дорабатывают именно этот узел. Обычно устанавливают электронное зажигание. Примерно также производится и тюнинг Минска. Различие тут состоит только в крепеже, остальные этапы полностью одинаковы.

Всем пламенный привет! Не верится, что мои руки наконец-то дошли до родненькой Планеты-4. С последнего поста о ёё ремонте прошло почти 3 года… Целых 3 года! Собираем волю в кулак и делаем, что должны были! Поехали! Кто забыл, как всё начиналось — прошу ознакомиться) 1 часть — разбор и распил 2 часть — начинаем собирать

Всё дело остановилось, когда я собрал ходовую часть. Всё это я собирал дома и мотоцикл до лета 2020 года стоял в квартире. Затем планы немного изменились и он перекочевал в дальний угол гаража, укрывшись покрывалом ждать лучшего времени.

2020 год. Дошли рученьки до него)) Как раз со всеми ремонтами разделался, пора и своё поделать. А вот чтобы его достать, нужно всё выгонять…

Выгнали всю коллекцию. Соседи думали — гости приехали, а нет))) Красавцы! Но не хватает ещё двух Юпитеров, которые стоят в другом гараже.

После 3 лет ожидания на нём скопилось огромное количество пыли, жаль на фото не видно. В принципе 65% работы уже сделано, осталось вытащить готовые запчасти и всё поставить обратно.

Для начала нужно ставить на колёса… Цилиндр на двигатель ещё не расточен, так что добьём ходовую часть.

Колёса… Родные колёса жёстко восьмерили, а спицы покрылись ржавчиной. Не найдя хороших колёс с хромированным ободом, я решил поставить колёса с Планеты 5-01, которую купил в том году. Ободы крашеные, зато ровные. Мне немного не по душе крашеный обод, так как на этом мотоцикле я специально полировал все мелкие детали, чтобы блестело. А тут всё перебивается чёрными колёсам. Будем надеяться, что это временно, и будут найдены хорошие колёса. Всё таки для меня на этой модели важно иметь больше хрома.

Ровное колёсико, но не смотрится… Не знаю, почему, но не идёт и всё тут. Но за неимением лучшего — ставим пока это.

Долгожданный момент — мотоцикл встал на колёса!

Согласитесь — чёрный обод немного перебивает впечатление.

А вот и сердечко! После 3 лет ожидания, протёр его от пыли и он снова заблестел. Ещё давным давно у меня ушло 3 дня на полировку крышек двигателя — блеск до сих пор держится, но на фото не чётко передаётся. В принципе, с двигателем ничего делать не надо, кроме замены поршня. В остальном там всё идеально. Остаётся поменять в нём масло, смазать эксцентрик зажигания и всё — можно ехать.

Цилиндр. Я думал он уже не выйдёт в 3 ремонт, но всё получилось. Всё же родной цилиндр ещё поездит своё, благо есть ещё поршни 4 ремонта, но до этого ещё очень и очень далеко. Так же чищу после расточки, убираю нагар в каналах, счищаю грязь в рёбрах.

Ревизия показала, что звезда в идеальном состоянии. Подтёков масла из кпп нет. Конечно! Все заглушки ещё лет 6-7 назад замазал герметиком — теперь проблема течи масла отпала. Зажиганию уже лет 10 ничего не делается, как настроено, так и ездит без проблем, только обслужим и всё.

Движок готов! Залил свежее масло. До этого было залито трансмиссионное, но оно в кпп ИЖа не пригодно, залил то что положено — М8В. Сколько масел не лил, а тут лучше М8 ничего нет. На трансмиссионке и моторных маслах вело сцепление, ну не работало как нужно. Автол всё исправил. Нечего изобретать))) Пришёл к выводу, что хорошее масло нужно только в бензин и в амортизаторы с вилкой, в остальном стандарт.

Они долго ждали друг друга и теперь снова вместе. Так вот по частям первый мотоцикл возрождается обратно.

Дальше не очень любимое занятие по чистке выхлопной системы. Выбрал из глушителей хорошую пару и начал чистить. Сначала сами глушители от грязи, потом прожигал и убирал изнутри нагар, которого, благодаря лукойлу 2т, было огромное количество. Так же прожёг и почистил заглушки — теперь как новые. Заодним начистил гайки на глушителя и выхлопные колени. Раз хорошенько почистить и потом на хорошем 2т масле уже не будет столько нагара.

Всё готово. Снова торжественный и ответственный момент первого запуска. Двигатель завёлся буквально с 3 пинка. Не звук, а песня! Люблю звук двухтрубной планеты, мягкий, басистый приятный. С чистыми глушителями работает очень тихо. В двигателе ничего не стучит и не звенит. Мне очень понравилось! Ещё никогда он так не работал. Даже отец сказал, что давно не слышал такого звука)))Даже в целом его состояние казалось папе, как будто только сегодня они его с дедом купили в упаковке. Ну и пробный выезд не заставил себя долго ждать!

Впечатления от езды — супер! Очень мягко и приятно едет. Мне даже кажется, что он едет бодрее моей планеты 5-01. Ему даже газа почти не даешь, а он бодр и полон сил. Я доволен. Именно этого я и ждал. Впечатления зашкаливали! Неужели я довел свой первый мотоцикл до отличного состояния!? Да! — ещё одна из моих идей свершилась.

Эпилог. Доделав всю мелочь, поставив кожухи, хомуты гофр и прочие детальки, отправляюсь на излюбленное место для подведения итогов.

Хотел дополнить интересный факт. Пока ехал, понял, что двигатель едет куда бодрее, чем прежде. На 4 передачу переключаюсь уже на 65км\ч, когда ещё есть запас разгона. На 4 передаче с лёгкостью идёт 85км\ч, причём это обкатка, исключающая высокие обороты. Вот это я понимаю. Приводная звезда на 19, вместо 18, но в динамике тут не проиграл,2 трубы делают своё дело. Посмотрим, как поедет после обкатки. Вибрации совсем не чувствуется, как будто едешь на юпитере. Думаю, потом крейсер на 4 передаче будет около 90 и больше, а мне больше от него и не надо, для меня вполне комфортная скорость. А теперь сам итог. Мотоциклом я доволен. Наконец-то он стал выглядеть и ехать так, как он должен после его нелёгкой мото-жизни. Удалось сохранить первый семейный мотоцикл, с которым связано очень много воспоминаний и теперь нужно его беречь. Теперь можно выдохнуть и наслаждаться поездками! Берегите свои мотоциклы

Для новичков переключение скоростей на мотоцикле – сложность. На самом деле, благодаря имеющейся коробке передач, это не так трудно.

Внимание! На мототранспорте различают два вида переключения передач: «вверх» и «вниз». При этом первый используется для того, чтобы включить более высокую передачу, а второй – низкую.

Для того чтобы повысить скорость на Иж Планета-5, необходимо следовать осуществить несколько шагов:

  • включить первую передачу и постепенно повышать скорость;
  • быстро сбросить газ, одновременно понизив обороты. В это же время следует выжать рычаг сцепления;
  • включить следующую передачу;
  • сцепление отпустить, после чего уже непосредственно можно увеличивать скорость и повышать обороты.

Во время подъема в гору для увеличения мощности колеса, находящегося сзади, может понадобиться включение низкой передачи, с использованием переключателя «вниз». В таком случае алгоритм действия будет следующим:

  • сбросить скорость и выжать рычаг сцепления;
  • включить низкую передачу;
  • сцепление можно отпускать и прибавлять газу.

Вал переключения передач Иж Планета имеет следующие скоростные режимы: первая (идет с нажимом вниз), вторая и остальные до четырех (идут вверх), а между второй и третьей находится нейтральное положение.

3-24-640x360.jpg

Замена масла в КПП Иж Планета-5

Замена масла КПП Иж Планета-5 – обязательное периодическое техническое обслуживание. А это значит, что подобную процедуру во время эксплуатации придется проводить ни раз. Если Иж Планета-5 новый, то замену нужно будет произвести уже после первых 500 км, далее необходимо это делать через каждые 10000 км пробега. Всю деятельность лучше производить сразу после использования мотоцикла, пока масло еще не остыло. Алгоритм по замене:

  1. Для удобства мотоцикл можно установить на центральную подставку.
  2. Под картер двигателя необходимо подставить емкость, по объему равную 1.,5-2 л. Именно туда будет слито уже используемое масло.
  3. Внизу картера располагается кнопка, которая свободно откручивается ключом на 22 мм. Именно это необходимо проделать и уже после слить масло.
  4. Кнопку сливного отверстия заворачивают обратно.
  5. Теперь работа производится с лючком-эмблемой, находящимся на левой крышке картера. Задний винт крепления ослабляют, а передний выкручивают полностью.
  6. Держащийся лючок на заднем винте поворачивают. После этого откроется «окно» в крышке картера. Туда вливают масло для мотора. Далее в такой же последовательности все ставят на место и закручивают.

Важно! Трансмиссионное масло в коробку передач Иж Планета-5 лучше не использовать. Из-за густоты и вязкости жидкости может произойти склеивание дисков сцепления, особенно это ощутимо в морозные дни или при долгой стоянке мотоцикла.

Видео по замене масла можно посмотреть по ссылке:

Наиболее распространенные неполадки

Чаще всего у рассматриваемого мотоцикла пропадает или плохо переключается вторая передача. Это может быть связано с небрежным включением скоростей. Например, при наборе больших оборотов на первой передаче без нейтралки, при зацеплении с шестеренкой второй скорости происходит удар, способствующий интенсивному износу узла. Поэтому не рекомендуется сильно «раскручивать» первую скорость. Если все-таки проблемы со второй позицией продолжаются, имеется несколько вариантов их разрешения.

В некоторых случаях поможет самый простой способ, без полной разборки и последующей сборки коробки «Иж-Планета 5». Необходимо мотоцикл положить на правую сторону, после чего снять кик-стартер и ножку переключения скоростей вместе с валом. Далее демонтируется крышка картера и корзина сцепления вместе с дисками.

При выработке шестеренок коробки происходит ухудшение зацепления зубцов. В свою очередь, это приводит к проскальзыванию, рывкам и отказу работы второй передачи. Еще одной причиной может быть изнашивание подшипников первичного вала. Так как от вибрации он уходит немного влево, необходимо при помощи киянки сместить его легкими ударами на место. Зафиксировать элемент в нужном положении позволит установка подходящих по диаметру шайб. Затем стопор подшипника и прочие демонтированные детали монтируются в обратном порядке.

1893997.jpg

При заклинивании переключателя скоростей с повышенного диапазона на пониженный режим – вышла из строя пружинная система механизма, переключения. Ее необходимо заменить. Натужная работа узла после проведения сборки коробки передач «Иж-Планета 5» свидетельствует о неправильной установке регулировочных шайб. Чтобы этого избежать, необходимо в процессе помечать и фиксировать прежнее размещение этих элементов.

Схема коробки передач Иж Планета-5

Для того чтобы грамотно обращаться с устройством, нужно знать не только принципы его работы и правила эксплуатации, но и схему агрегата. Особенно это актуально, когда необходимо самостоятельно произвести ремонт какого-либо составного элемента мотоцикла. Справедливо это и для коробки передач. Схема КПП Иж Планета-5 выглядит следующим образом:

Каждая деталь будет описана соответственно своему номеру.

  1. Первичный вал КПП мотоцикла Иж Планета.
  2. Шестерня (зубчатка), необходимая для II передачи.
  3. Шайба упора.
  4. Кольцо для установки элементов.
  5. Шестерня (зубчатка) для II и III передачи.
  6. Первичный вал в сборе.
  7. Шайбы.
  8. Придаточный вал с подшипником.
  9. Звездочка для вторичного вала.
  10. Стопорная шайба.
  11. Гайка для вторичного вала.
  12. Гаечный колпачок для вторичного вала.
  13. Кольцо.
  14. Промежуточный вал.
  15. Шестерня (зубчатка) для III передачи.
  16. Установочное кольцо.
  17. Шестерня (зубчатка) для I и IV передачи.
  18. Вид шестерни (зубчатки) I передачи в полном сборном комплекте.
  19. Промежуточный вал с шестернями.

После изучения схемы и ее составных элементов можно приступать и к разбору самой КПП.

Важно! Хотя схема выглядит и просто, для эффективного ремонта нужно знать правила и инструкцию по сборке и разборке. Только так можно обеспечить качество выполняемой работы.

Сборка коробки Иж Планета 5

В тщательно отмытый и подготовленный к сборке картер ставим первичный вал, шестерню первой передачи и копирный вал с заранее подобранными регулировочными шайбами.


Одеваем на шестерню-каретку включения второй-четвертой передачи (она меньше шестерни-каретки включения третьей-первой передачи, не ошибетесь) вилку так как это показано на картинке. Одеваем шестерню на первичный вал и заводим штифт вилки в верхний паз копирного вала.



Одеваем на шестерню-каретку включения первой-третьей передачи вилку, как это показано на картинке, укладываем ее на шестерню первой передачи и заводим штифт вилки в нижний паз копирного вала.




Устанавливаем на свои места направляющие вилок (проточками к корзине сцепления). Кстати, «Планетовскую» КПП в случае необходимости можно собрать-разобрать не разбирая корзину сцепления и не снимая направляющие. Но для этого при установки придется немного вытянуть на себя копирный вал, завести штифты вилок в пазы и после этого — отвести стопорную планку и задавить копирный вал до упора.

Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5


Устанавливаем промежуточный вал.


На старых двигателях концевая шестерня ставится отдельно. На более поздних — выполнена заодно с промежуточным валом.


Заправляем возвратную пружину вала переключения передач так, как это показано на картинке.


Проверяем работоспособность собачек вала переключения передач: сжимаем-разжимаем их несколько раз

Особое внимание уделяем ихним рабочим кромкам: они должны быть острыми не зализанными. И не забываем проверить пружину, которая сжимает собачки: она должна быть правильной формы и обеспечивать упругость хода собачек


Сжимаем собачки и устанавливаем вал переключения передач на свое место.


Разворачиваем копирный вал меткой на корпусе к валу переключения передач и чтобы во время установки не промазать мимо метки — замазываем промежуток между зубьями напротив метки копирного вала литолом или красим. Так будет заметней.

Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5


Ищем на секторе риску и во время надевания сектора на вал переключения передач — совмещаем риску на секторе с меткой на корпусе копирного вала: зуб напротив риски сектора должен строго зайти между зубов напротив метки копирного вала.



Чтобы во время установки наши метки не сбились — связываем между собой — сектор и копирный вал обычной швейной нитью.


Одеваем на первичный и копирный вал штатные, упорные шайбы и вставляем на свои места направляющие втулки крышки КПП.


Обезжириваем плоскости, наносим герметик, укладываем прокладку, устанавливаем крышку и с максимально возможным усилием затягиваем крепежные болты. Под болты отмеченные желтыми стрелками подлаживаем специальные шайбы.

Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5


После затяжки крышки КПП — проверяем осевые люфты первичного и вторичного вала. Норма: 0,2-0,4мм.

Если люфт будет больше нормы — снимаем пластину, осаживаем подшипник и подлаживаем под него необходимое количество регулировочных шайб.

Ремонт

После того как агрегат выпотрошен, можно начинать определяться с деталями, подлежащими замене. Как правило, приходится покупать комплект регулировочных шайб, набор прокладок и герметик. Это в том случае, если нет более серьезных поломок. После того как вы определились с заменяемыми элементами, потребуется провести регулировку оси червячного вала, а после окончательной сборки – зазор по оси первичного, промежуточного и вторичного вала.

На дальний уступ копирного валика надеваются регулировочные шайбы, их следует смазать специальным составом. На ближний край монтируется опорная шайба, вал ставится на свое место. Повернуть его следует таким образом, чтобы датчик нейтрала своим выступом поместился в самый глубокий паз. Затем, при помощи линейки (пока без крышки КП) на плоскости картера измеряется зазор между шайбой и щупом. Он должен быть не более 0,2 мм. В зависимости от показателя, подкладываются или убираются регуляторы. При невозможности точного выставления зазора лучше его сделать меньше.


Распространенные неисправности

Самой часто встречающейся неполадкой у ИЖ Планета 5 является самопроизвольное выключение второй передачи. Такая проблема распространена и на многих других мотоциклах, но связана эта поломка, зачастую с небрежным переключением передач. При «раскручивании» первой передачи до больших оборотов, минуя «нейтраль» зацепление с шестерней второй скорости происходит удар, что является причиной износа. Для предотвращения такой неисправности не рекомендуется сильно раскручивать первую передачу. Но если всё же вторая умерла, то возможны некоторые способы устранения проблемы:

Самый простой метод, который поможет в некоторых случаях. Положите мотоцикл на правую сторону, затем снимите кик-стартер и рычаг переключения передач вместе с валом. Затем снимите левую крышку картера, ну а после чего демонтируйте корзину сцепления вместе с дисками. При эксплуатации происходит выработка шестерен коробки, из-за чего ухудшается зацепление зубцов. Это приводит к проскальзыванию, рывкам трансмиссии вплоть до отказа работы второй передачи. Иногда, при замене шестерни проблема не всегда решаема, и кроется в износе подшипников первичного вала, который от вибраций со временем уходит влево. Для устранения проблемы нужно убрать стопор подшипника первичного вала, затем этот подшипник смещаем легкими ударами киянки или же молотком через «проставку», таким образом чтобы сместить вал вправо. Для фиксации его в таком положении следует подложить соответствующие по диаметру шайбы под подшипник. Количеством и толщиной шайб добейтесь исключения люфта первичного вала, после чего верните стопор подшипника на его место, соберите корзину сцепления и остальные части в обратном порядке.

Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5
Сборка коробки Иж Планета 5

  • Если пропадает четвертая передача. Зачастую это связано с выходом из строя подшипниками вторичного вала. Это получается из-за появления осевого люфта вторичного вала при смещении подшипников или выхода их строя. Починить такую неисправность можно аналогично ремонту второй передачи, сняв левую крышку картера.
  • Если произошло заклинивание переключения передач с повышенных на пониженные — сломалась пружина собачек механизма переключения, которая подлежит замене.
  • При тугом переключении коробки после сборки говорит о неверном монтировании регулировочных шайб.

Обнаружение неисправных деталей

Чтобы научиться определять повреждение и степень износа шестерен коробки передач, рассмотрим классификацию по которой можно принять верное решение о ремонте. Шестерню необходимо заменить, если:

Читайте также: