Можно ли поставить коробку автомат на волгу

Обновлено: 15.05.2024

Как на ГАЗ пытались поставить АКПП и почему от нее все-таки отказались

874cf64401cbf62aa8008b884aa55320_w650.jpg

Разработку гидроавтоматов в СССР впервые запустили еще в тридцатых годах прошлого века

Серийный тираж модели был очень маленьким, но это не пугало производителей, так как выпуская машину они только прощупывали российский рынок и пытались понять, будут ли востребованы такие модификации автомобиля.

Конструкторские особенности автомата. Автомат был спроектирован по копии автоматической трансмиссии производства Форд. Однако, вскоре от АКПП решили отказаться. Примечательно, но разработка гидроавтоматов в СССР началась еще в 30-х годах прошлого века. Главным преимуществом автоматической коробки передач был более высокий уровень комфорта, испытываемого водителями во время движения как в населенных пунктах, так и за городом.

Вместе с автоматической коробкой передач машина оснащалась 2,5-литровым 4-цилндрованным мотором. Это и стало причиной, почему на «двадцать первую» «Волгу» поставили коробку с другим значением передаточного числа. На этом автомобиле коробка передач работала только на 2 или 3 скорости.

Второй режим применялся, как правило, при сложных погодных и дорожных условиях. При включенном 1 режиме и снижении скорости авто ниже 40 км/ч происходило принудительное фиксирование АКПП на первой скорости. Проводимые тестовые испытания подтвердили, что автоматическая коробка передач является очень надежной и качественной.

13152d11b173ec5a05cf2b49dcdd9d84_w650.jpg

В Советском Союзе же первые попытки поставить АКПП были произведены куда раньше

Почему коробка "провалилась" не понимали многие иностранные производители. Все оказалось очень просто, отечественные водители не были готовы к тому, что необходимо будет обслуживать несколько другой по строению силовой агрегат, требующий и других запасных частей. Кроме того, механики в сервисных центрах тоже были не готовы к ремонту таких машин.

Также было высказано еще две версии, которые стали причиной того, что автоматическая коробка передач не смогла стать востребованной. Согласно одной из них – инженеры Горьковского автозавода разочаровались в конструкции автомата. Она не совсем удачно подходила и совмещалась с четырехцилиндровым мотором по мощности и крутящему моменту. Вторая версия – производство АКПП на тот момент времени посчитали крайне невыгодным занятием.

Последующие разработки тоже не увенчались успехом. В какой-то момент времени отечественные производители решили, что не нужно самостоятельно создавать коробку передач, ведь ее можно просто позаимствовать у зарубежных партнеров. Конечно, это была провальная идея, которая отбросила на несколько шагов назад отечественную автопромышленность в области выпуска автоматических трансмиссий, разработанных самостоятельно.

3fccca6ff1df4709439a4cf91e8de35b_w650.jpg

Автоматическая коробка передач - штука весьма удобная, поэтому внедрение ее в различных автоконцернах является нормой еще с середины прошлого столетия

Заключение. Автомобиль ГАЗ-21 выпускался мелкосерийно, тем не менее пользовался успехом у водителей, которые эксплуатировали машину в различных сферах. Автоматическая коробка передач имела массу преимуществ в сравнении с механической, но именно машины, оснащенные механикой, были более качественными и надежными.

NVA-Motors › Блог › Установка АКПП на Волгу!

Установка АКПП на Волгу!
Итак, решил я как-то заняться установкой АКПП на Волгу (с 406-м инжекторным мотором)! Долго искал, кому поставить и в один прекрасный день нашел человека, которому это было интересно.
Цель данного проекта перейти на АКПП, но не переделывать мотор, т.е., чтобы всегда была возможность снять АКПП (для продажи, например)!
Установка АКПП производилась на ГАЗ-2410 и, соответственно, сопровождалось установкой самого 406-го мотора ЗМЗ!
Началось все с покупки на разборке АКПП от Вольво 740/760/940 фирмы Aisin 03-71L в сборе с бубликом, кулисой переключения передач, карданом, стартером и маховиком.
Отмыл, очистил коробку от всякой грязи, прикинул что к чему и понял, что для состыковки мотора с АКПП потребуется:
1) гибридный маховик Вольво-Волга;
2) переходная пластина мотор-АКПП;
3) переделанный кардан Вольво-Волга;
4) радиатор охлаждения масла АКПП;
5) стартер Вольво;
6) куча болтов, терпения, сварко, болгарко, руки, помощники, МОЗГИ!
Гибридный маховик, т.к. центральную часть вырезаем из Волговского маховика, далее к нему привариваем Вольво маховик с заранее вырезанным посередине отверстием под центральную часть волговского маховика.
Свариваем это все и отвозим в механику (или еще куда) на балансировку (желательно вместе с коленвалом). На удивление, в Механике говорят, что маховик почти ровный, а вот заводской коленвал нет. Много им пришлось высверливать и стачивать, чтобы в идеал отбалансировать (собственно поэтому, балансировать в сборе).
Переходная пластина – это обычная сталь 3, толщиной 10мм.
Важно грамотно снять размеры с мотора и АКПП, чтобы всё было четко и ровно! Важна идеальная центровка (макс. допуск – 0,5мм).
В первый раз переходную пластину вырезал вручную (болгарко, дрель и куча времени…) В следующие разы только лазерная резка (быстро, надежно, качественно и недорого!)
Кардан ставлю Вольво, с приваренным сзади фланцем от Волги. Под подвесной изготавливается крепежная пластина по месту.
АКПП требуется охлаждение, следовательно, на Южном порту был закуплен змеевик от Уазика, шланги и хомуты.
Радиатор великолепно разместился перед радиатором основным. Давление в системе охлаждения масла маленькое, следовательно, обычные импортные бензо-масло-стойкие шланги на обычных хомутах держат великолепно!
Практика на других моторах с такими же АКПП показала, что такого радиатора вполне достаточно для охлаждения даже в +35 грд. по Цельсию в режима «тапка в пол» целый день и в пробках многочасовых тоже!
Поскольку внешний диаметр гибридного маховика (Вольво-Волга) меньше чем волговского, то пришлось ставить стартер от Вольво (он меньше) через переходную пластину, которую выточил на токарном станке и смещать его ближе к маховику!
Далее, когда было все готово, т.е. мотор состыковали с АКПП, все прикрутили, отрегулировали центровку, мотор благополучно встал на свое законное место в сборе с АКПП!
По месту была изготовлена опора АКПП, прикручен кардан, охлаждение, кулиса, масленый щуп и т.д.
Чуть не забыл! Был доработан дроссель под 2 тросика, у АКПП есть тросик, который соединяется с дросселем для управления и «кик дауна»!
Еще один нюанс, это выхлоп! Штатные волговские (убогие) штаны (приемная труба) ни как не умещаются! Пока (временно) я их немного изогнул и поставил! В будущем планируется переделать на качественный импортный выпуск.
Всё! Тачка поехала! Не буду вдаваться в подробности, сколько было еще трудностей, сколько нервов и т.д., т.к. это была моя первая установка АКПП и, как говориться, "первый блин комом", но я победил этот "блин" и она (.ука) работает! И работает супер!
Впечатления от езды – тачка едет очень достойно! Не скажу, что валит, т.к. 406-й мотор остался стандартным, без каких либо доработок.
По сравнению с механикой, мне кажется, что на равне идут, т.к. не тратишь времени на переключение! Да и, честно говоря, Волга штатная "едет" на механике только когда её крутишь! А с АКПП она едет в диапазоне до 3000 об/мин, т.е. комфорта хоть отбавляй!
Если крутить мотор, т.е. на «кик дауне», то АКПП переключает передачи на 5000-5100 об/мин, что для 406-го оптимально! В этом режиме тачка едет быстрее, чем с механикой!
ТИШИНА!
Реально в машине стало очень тихо! Мотор (почему-то) даже стал по-другому работать, т.е. звук уже не волговский, а похож на какой-то иномарочный. «Почему?» – не знаю, – видать в связке с АКПП так происходит.
Звук стартера (редукторного) просто поражает, заводит тихо, мягко, прямо как в иномарке! Слышен только выхлоп, но и его вскоре переделаю на импортный!
Касаемо самой АКПП, она простая, гидромеханическая, без электроники. Многие считают что плохая, но это не так! Передачи переключаются очень плавно, без всяких рывков и дерганий (сравниваю с иномарками с электронными АКПП). При переключении не тупит ни разу!
НАДЕЖНОСТЬ! Т.к. под боком у меня сервис по старым Вольво, то каждый день есть возможность общаться с людьми, которые ездят на таких АКПП. Все в один голос говорят, это неубиваемая АКПП! Убить её можно только если вытекло масло, что-то открутилось и если насиловать (хотя при насиловании много чего разваливается).
За 2 года в это соседский сервис на замену АКПП (б/у) приехала всего одна машина, да и из-за того, что прорвался змеевик охлаждения масла в основном радиаторе. Я от этой системы отказался, сделав отдельный радиатор, – змеевик от Уаза!
На момент написания данного текста тачка с АКПП эксплуатируется уже 2 месяца каждый день.
Проблем не замечено кроме:
1) нужен мост с самоблоком, т.к. с АКПП застрять теперь проще в разы! А в раскачку на АКПП почти не получится!
2) на режиме драйв все «Ок»! На режиме задний ход, сильно проседают обороты (видать такое строение АКПП). Этот косяк в ближайшее время будет устранен путем подключения к заднему ходу проводка кондиционера (от мозгов Микаса), чтобы при вкл. зад. хода добавлялось 150об/мин.
ВЫВОД!
Реально тачка изменилась, очень удобно и в пробке, и на трассе, чувствуешь себя в этой машине как в иномарке, причем не в современных консервных банках, а в солидной большой американской машине!
Выражаю благодарность:
Ромарио (Рома) собственно владелец авто и помощник.
Роме (Опель) мой напарник и помощник.
Космосу 149 за помощь.
Роме (Вольво) за взрывание мозга.
Бондеру за помощь и просто присутствие.
Лехе (разборка Волво) за з/ч.
Соседям (Азербайджане) за помощь и предоставление токарного станка и инструмента кое-какого.
И всех остальных, кого забыл вспомнить, – память девичья!

АКПП на автомобилях ГАЗ: чем она была примечательна и почему от неё отказались

Первым транспортным средством, выпущенным в Союзе, с автоматической коробкой передач, который некоторое время производили серийно, был ГАЗ-21. Пусть серийный тираж оказался не так внушительным, как это планировалось, как и этого хотели автомобилисты, коробка в целом получилась удачной. Автомат был спроектирован по копии автоматической трансмиссии производства Форд. Однако вскоре от АКПП решили отказаться. Примечательно, но разработка гидроавтоматов в СССР началась еще в 30-х годах прошлого века. Для этого даже было спроектировано отдельное бюро в Ленинграде. После чего производством пробных автоматов занимались на заводе ЗИС. Применялись знания и навыки сотрудников НАМИ. Однако собственного готового для установки на массовые транспортные средства автомата в СССР с появлением ГАЗ-21 не оказалось.

Какой автомат ставили на ГАЗ

В середине прошлого века в США стали активно набирать популярность автомобили с автоматической коробкой переключения передач. Нововведение с большим интересом и оптимизмом приняли местные автомобилисты – нет лишней педали, не нужно постоянно выжимать сцепление, чтобы переключить скорость. Все это, безусловно, повышало комфорт эксплуатации автомобиля. Взяв во внимание удачный опыт заокеанских коллег, инженеры ГАЗ ориентировались исключительно на этот положительный пример разработки и внедрения автоматической коробки передач. Так первые ГАЗ являлись лицензированной копией легковых и грузовых автомобилей производства Форд. Приняли решение собрать и аналогичную автоматическую трансмиссию.

Также АКПП поставили на «Чайку», но поскольку двигатель «Чайки» практически в два раза мощнее, чем у «Волги», потребовалась изменение передаточного числа планетарной передачи, а также коэффициента трансформации у гидравлического трансформатора. Появилась муфта свободного хода. Благодаря муфте стало возможным плавное переключение с первой передачи на вторую без рывков транспортного средства. Уже на ГАЗ-14 реализовали старую схему с небольшой модификацией. Кроме режимов P, R, N, было три режима – D, 1 и 2. Второй режим применялся, как правило, при сложных погодных и дорожных условиях. При включенном 1 режиме и снижении скорости авто ниже 40 км/ч происходило принудительное фиксирование АКПП на первой скорости.

Почему идея провалилась

На удивление автоматическая КПП проявила себя с положительной стороны. Она была работоспособной и эффективной. Она решала некоторые актуальные даже сегодня задачи: переключая с заднего хода на понижающую и обратно, было намного проще раскачать застрявшее транспортное средство. На понижающей передаче было возможным торможение двигателем в случае спуска транспортного средства с крутого склона. Но почему же от АКПП решили все-таки отказаться, отдав и дальше предпочтение серийному производству механической коробки передач? На этот счет бытует несколько мнений.

Согласно одной из версий – инженеры Горьковского автозавода разочаровались в конструкции автомата. Она не совсем удачно подходила и совмещалась с четырехцилиндровым мотором по мощности и крутящему моменту. Вторая версия – производство АКПП на тот момент времени посчитали крайне невыгодным занятием. Есть и третья версия, согласно которой, на завод регулярно приходили массовые жалобы от автомобилистов на «Волгу». Сетовали именно на неисправности автоматической трансмиссии. Причина этого могла заключаться в том, что «Волгу» с автоматом стали распределять по глубинкам, где никакого сервиса практически не было. Именно отсюда и поступали основные жалобы.

Специалисты уверены, не откажись инженеры ГАЗ от дальнейшего выпуска и разработки автоматических коробок передач, вскоре за счет накопленного опыта производства и внедрения АКПП на серийные автомобили подобная трансмиссия появилась бы на АЗЛК, «Ижмаше». Правда, на том же АЗЛК пытались решить проблему, связанную с внедрением АКПП, за счет покупки лицензии на трансмиссии у компании Borg-Warner. Как видим, на Горьковском заводе был потенциал по сборке и выпуску фордовских автоматов, но по ряду причин проект провалился. В общей сложности было произведено чуть больше одной тысячи экземпляров ГАЗ-21 с автоматом.

ГАЗ-М21 с АКПП.

ГАЗ-М21 с АКПП: интерьер.ГАЗ-М21 с АКПП: интерьер. У коробки было несколько режимов работы: задний ход, нейтраль, движение и парковка. Стрелка показывала задействованный режим.

ГАЗ-М21 с АКПП: интерьер. У коробки было несколько режимов работы: задний ход, нейтраль, движение и парковка. Стрелка показывала задействованный режим.

Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?


Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел небольшой, около семи сотен машин, но это была всё-таки модель серийного производства, а не построенный в единичном экземпляре опытный образец. Заводские испытания «автоматического» седана прошли успешно – коробка, сделанная с оглядкой на конструкцию Форда, получилось удачной. Что же пошло не так?

Лирическое отступление

П ервая автомобильная книга появилась у меня, когда мне было 9 лет. Те, кто учился в советской школе, прекрасно помнят сбор макулатуры. Учителя давали отмашку, и несколько дней ученики несли в школу ненужные дома издания. Где-нибудь в углу под лестницей сваливали перевязанные верёвками пачки газет, журналов и книг. Я любил покопаться в старой бумаге. Порой удавалось найти и спасти от гибели очень интересные издания.

Именно так мне досталась потрёпанная книга 1962 года «Автомобиль «Волга». На обложке кирпичного цвета была изображена маленькая 21-я «Волга». Через много лет я узнаю, что написали её знаменитые конструкторы ГАЗа Владимир Сергеевич Соловьев и Александр Михайлович Невзоров. Первый впоследствии стал Главным конструктором ВАЗа. Оба принимали непосредственное участие в проектировании семейств ГАЗ-21 и ГАЗ-24 в качестве ведущих конструкторов или по всей машине, или по отдельным узлам.

v9

v10

Уже в начальной школе я не только безошибочно отличал на улице и телеэкране все марки и модели наших советских машин. Благодаря журналу «За рулём», статьям Льва Шугурова и Юрия Долматовского, я знал, что такое тип кузова, рулевое управление, ведущие колёса, сколько цилиндров в двигателе и передач в коробке, чем отличается пружинная подвеска от рессорной…

В книге про «Волгу» я впервые вычитал словосочетание «автоматическая коробка передач», которая противопоставлялась «механической коробке передач». Но увидеть «живьём» «Волгу» с автоматической коробкой мне пришлось только через много лет во взрослом возрасте.

v3

v4

Вокруг истории «Волги» с АКП нашлось различные подробности. Итак, классическая автоматическая коробка передач, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки, модели Hydramatic, в серийном производстве появилась в США на автомобиле высокого класса Cadillac 1940 года. За океаном возможность избавиться от педали сцепления и необходимости постоянно оперировать переключением передач оценили быстро. К середине 50-х «автоматом» оснащалось примерно 70-80% американских легковых машин, а к концу десятилетия их доля стала приближаться к 100%.

Механические коробки оставались только на совсем уж «бюджетных» модификациях с рядными 6-цилиндровыми двигателями, обязательным «приданым» к основному типу мотора – V8 становился «автомат». Правда, тогда считалось, что у гидромеханической передачи низкий КПД, потому её невозможно спаривать с маломощными 4-цилиндровыми двигателями.

Первые советские опыты

Удивительно, но первая автоматическая передача на советских автомобилях появилась как раз на малолитражных моторах. Только разработали её не в СССР и первыми её носителями стали иномарки –1/1 аналоги и прототипы двух наших популярных машин. С 1946 по 1949 годы в восточной оккупационной зоне Германии действовал ряд конструкторских бюро, подчинённых Советской военной администрации (СВАГ). Там было спроектировано немало интересных новых агрегатов для автомобилей «Москвич», «Победа», ГАЗ-51, ЗИС-150. В серию не пошло практически ничего.

Даже комплект чертежей на кузов «Москвича» прибыл в Москву, когда аналогичный комплект уже вычертили по образцу «живых» машин Opel Kadet кузовщики МЗМА. Немецкие чертежи пригодились только для проверки, уточнения и правки своих собственных. Так вот, именно в тех бюро СВАГ немецкие конструкторы разработали автоматическую передачу для «Москвича» и мотоцикла М-72. Причём, по результатам испытаний «автомата» образца 1947 года были сделаны необходимые изменения, и на свет появилась новая автоматическая коробка «образца 1948 года». Автоматические коробки немцы испытывали на купленных у частных владельцев автомобилях Opel Kadett и мотоциклах BMW R35.

Внедрить автоматическую передачу на «Москвиче» пытался и сам МЗМА на модели следующего поколения 402-425. Один из опытных образцов постройки 1954 года с кузовом, существенно отличающимся от серийной модели, и перспективным верхнеклапанным двигателем 405 был передан в НАМИ для установки автоматической коробки.

Немецкая коробка Москвича

На фото: Немецкая коробка Москвича

Тогда же, в середине 50-х на ЗИСе построили опытный образец автобуса ЗИС-155 с гидромеханической коробкой. Вскоре состоялась встреча представителей московских автобусных парков с конструкторами ЗИЛа. Обсуждали недостатки новой модели ЗИЛ-158. Шофёры, ежедневно мучающиеся на маршрутах с частым переключением передач, говорили, что ждут, не дождутся появления гидротрансформатора, и знают, что такое устройство уже существует, но пользуется им только один их коллега – водитель служебного автобуса завода ЗИЛ.

На фото: ЗИС 155

«Волга» с «автоматом»

Ближе всех к внедрению советского «автомата» подошёл Горьковский автозавод. Один из элементов передачи – это, как известно, гидротрансформатор. Муфта с двумя крыльчатками – первая насажена на коленчатый вал двигателя, вторая – на первичный вал коробки. Они вращаются в «кастрюле», заполненной маслом, за счёт которого первая крыльчатка вращает вторую. Такое устройство уже выпускалось серийно для автомобиля ЗИМ ГАЗ-12. Правда, за гидромуфтой у этого автомобиля в трансмиссии следовала обычная механическая коробка. Оставалось самое сложное – сконструировать планетарную коробку.

ГАЗ-12 ЗиМ

На фото: ГАЗ-12 ЗиМ '1950–59

Как аналог, в Горький поступил американский седан Ford Mainline с серийной, давно освоенной в производстве, гидромеханической коробкой Ford-O-Matic. Попытки установить её на опытные образцы двигателя будущей «Волги» успеха не имели – характеристики мощности и крутящего момента горьковского и детройтского моторов, мягко говоря, существенно различались. Но агрегат иномарки пригодился, как образец для постройки своей модели, по характеристикам соответствующей двигателю будущей «Волги».

Ford Mainline Tudor Sedan (70A)

На фото: Ford Mainline Tudor Sedan '1952

Автоматическая передача на ГАЗ-21 включала в себя гидротрансформатор (преобразователь крутящего момента), планетарную передачу с фрикционными элементами сцепления и тормоза, гидравлическую систему управления и масляные насосы. Крыльчатка с 31 лопастью на коленвале называлась турбинным колесом, вторая, на коробке с 33 лопастями – насосным. В планетарной коробке было два сцепления, два тормоза и два масляных насоса.

Трогание с места и разгон происходили на второй передаче, по мере разгона включалась третья, прямая передача, обе работали при положении рычага переключения в позиции Д («драйв»), первая передача была понижающая, для неё было отдельное положение рычага, таким образом, коробка была трёхступенчатая.

Рычаг переключения находился, как у обычной «Волги», на рулевой колонке, только под рулём стояла шкала со стрелкой, указывающая, какая передача включена. Если переключать от нейтрали на себя и вверх, включался задний ход, если просто вниз – «драйв», от него на себя и вниз – понижающая. При разгоне на понижающей переключения на вторую и третью ступени не происходило. Пуск двигателя происходил на «нейтрали», затем следовало включить «драйв» или задний ход. В отличие от современных машин, при переводе в «драйв» держать тормоз не требовалось – машина трогалась только при нажатии на газ. При коротких остановках, например у светофоров, достаточно было просто не нажимать на педаль газа, оставляя рычаг на «драйве» (как, например, на современной Lada Vesta с «роботом» — прим.ред.).

v5

v6

v7

v8

Первый образец «Волги» постройки 1954 года был с обычной механической коробкой. Он показал, что требуется корректировка размерности и геометрии кузова. Поэтому весной 1955 года Экспериментальный цех построил вторую и третью машины с изменёнными проёмами ветрового стекла и задних дверей. На них уже установили «автоматы».

Кстати, прорабатывался вариант и с двухступенчатой коробкой. На весь май три машины в сопровождении М-72, опытного «Москвича-402-425», иномарок, «Побед» и грузовиков ГАЗ-51 ушли на Государственные испытания из Горького в Крым. «Волги» с автоматическими коробками гоняли по жидкой грязи и горным серпантинам. Автоматическая коробка показала себя не просто работоспособной. У неё нашлось немало преимуществ, актуальных в наших дорожных условиях. Например, застрявшую в грязи машину было легче раскачать, переключая с заднего хода на понижающую и обратно. На понижающей можно было тормозить двигателем, спускаясь с крутой горы.

Так выглядели опытные образцы Москвичей 1954 г

Так выглядели опытные образцы Москвичей 1954 г

Программа-максимум

К 1956 году пришлось перестроить пол-завода для выпуска всех узлов «Волги». Был снят с производства старый двигатель ГАЗ-ММ – его делали в качестве запчастей и для силовой продукции. Для последней разработали специальную модификацию мотора «Волги» с индексом 321. В Ульяновск передали производство ГАЗ-69, во Владимир – военного «изделия 900». Всё равно к осени автомобиль был готов, а двигатель для него – нет, как и автоматическая коробка. Министерство разрешило в виде исключения построить «первые 500 машин» с нижнеклапанным двигателем. В качестве альтернативы «автомату» допустили обычную механическую трехступенчатую коробку. Это был очень дальновидный шаг!

Если бы завод «упёрся» в программу-максимум обязательной установки «автоматов» на все «Волги», выпуск этого автомобиля мог быть сорван. Случаи, когда новый сложный узел губил всю машину, известны. Герметичные тормоза утопили «полуторку» ГАЗ-56. Нельзя было пойти на компромисс, поставив тормоза, унифицированные с ГАЗ-51 и колеса от ГАЗ-ММ? Форкамерная система зажигания поставила крест на шестицилиндровом верхнеклапанном двигателе и отчасти на последнем ГАЗ-62 («уменьшенном ГАЗ-66»). Опять же, что мешало остановиться на обычных системах питания и зажигания?

В 1957 году автоматическая коробка, наконец, появилась в производстве. Ей комплектовали небольшие партии машин. Ставки на автоматическую передачу всё равно делались, потому «автоматической» «Волге» присвоили индекс базовой модели М-21 без букв. Автоматика дожила до первого рестайлинга – она встречается как на машинах «со звездой», так и на «втором выпуске».

Причины провала

Почему интересный проект бросили на пол-дороги? Причины называют разные. Первая, что конструкторы разочаровались в своём изобретении, решив, что мощности и крутящего момента четырёхцилиндрового двигателя «Волги» недостаточно для работы в паре с «автоматом». Вторая, что массовый выпуск таких коробок был слишком сложен для производственников. Третья, что потребители завалили жалобами на неисправности коробок. Наконец, что надо было продавать такие «Волги» только в Москве, Ленинграде и Горьком, где можно было создать специальные станции техобслуживания, а их начали распределять «в глубинку» и даже на село, где ни о каком сервисе не могло быть и речи. Известен указ «Главмосавтотранса» 1960 года, предписывавший все служебные «Волги» с автоматической передачей передать одной автобазе.

Автоматическую коробку испытывали в середине 60-х и на некоторых опытных образцах ГАЗ-24. Специалисты сходятся во мнении, что если бы ГАЗ «вытянул» выпуск «автоматов» на части «Волг», был бы накоплен опыт производства гидромеханических коробок для малоразмерных двигателей, а значит, такие коробки появились бы на ВАЗе, АЗЛК, «Ижмаше». Правда, Главный конструктор АЗЛК А.Ф. Андронов пытался решить проблему, просто купив лицензию на «автомат» у английского отделения американской фирмы Borg-Warner. Свою автоматическую коробку разработали в 1972 году на «Ижмаше» под руководством конструктора А.С. Кондрашкина. Стоит ли говорить, что тут не дошло дело даже до мелкой серии?

Несколько лет назад «Волга» ГАЗ-21 с внешностью «второго выпуска» украшала экспозицию Военно-технического музея в Черноголовке. У меня была возможность заглянуть под капот и в салон, но познакомиться с машиной в работе или просто поймать её на ремонтной канаве не удалось. Надеюсь – пока.

АКПП на ВОЛГУ

Что у Вас получится, конечно интересно. Но наверное и так можно предположить. Мотор будет крутить всегда на 4-й передаче, обороты в районе 1800-2100 об/мин (это при условии самого тяжелого винта и углового редуктора 1:1). 3-я передача ему не нужна ни при каких условиях, не думаю, что момент у него будет меньше 310н*м.Заднего хода практически не будет. АКПП интересна, на мой взгляд с точки зрения удобства инсталляции и при использовании маленького легкого моторчика 2-2.5 литра. А Ваш монстр все сможет сделать в одиночку, только газолин успевай наливать.

  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК

Редуктор угловой какой планируете ставить?

  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК
  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга
  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК

Если с Газ-52, то редуктор УРРП-25 с передаточным отношением 1,55, в паре с вашей коробкой получим 1,55*0,67=1,03, т.е практически прямая передача, за вычетом КПД. И еще у Вас будет двойной реверс

  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга

а какой угловой редуктор стоит на ГАЗ53?
может просто его поставить?

  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК

С ГАЗ-53 ставили УРРП-25 и УРП-40, у них разные крепления и фланцы под ГВ (гребной вал), так что "просто" не получится. Еще один момент, на который следует обратить внимание - это охлаждение двигателя, а именно холодильник и охлаждение выпускного коллектора, в вашем случае их два. А вообще, если это ваша первая конвертация автомобильного двигателя, то рекомендую прочитать книгу
Ю.Н.Мухин, Б.Е.Синильщиков. Автомобильный двигатель на катере. Л., Судостроение, 1980

  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга
  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК
  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК
  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга
  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК
  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК
  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга

Прикрепленные изображения

  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК
  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга

Прикрепленные изображения

  • Из: УЛЬЯНОВСК
  • Судно: КС-100: катер ВОЛГА
  • Название: РЕЧНОЙ ВОЛК

Да,это он. У Вас должен быть вот такой.

  • Из: Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал
  • Из: Ярославль
  • Судно: Волга

Однако сомневаюсь.
1.По всем канонам КПД редуктора из ОДНОЙ пары шестерен уже около 0,9. АКПП, при вращении всего ее ливера, будет иметь КПД не более 0,8. ИТОГО около 0,7 и это оптимистично. Сколько там л.с.?
2.Один корпус на одной скорости (или в узком диапазоне скоростей) дает примерно одинаковое скольжение винта. А значит и один оптимальный шаг при выбранных оборотах. Из этого следует, что крутить этот винт с другими оборотами смысла нет, а уж тем более в таком диапазоне редукций, что дает АКПП. Зуб даю, что в результате будет использоваться только одна передача, а остальной ливер будет производить тепло.
3.Если все же удастся сильно раскрутить тот винт, но не залезть бы в зону кавитации.
4.В реверсном режиме АКПП даст слишком малые обороты и не пришлось бы рьяно давить "тапку в пол" для результата.

Все верно. Волга отличается от обычного катера тем, что имеет приличный горб сопротивления при выходе на крыло. Поэтому задачу можно разделить на три составляющих:
1. Выход на крыло, для этого требуются обороты на винте 1400-1800 об/мин и момент не менее 300 н*м
2. Движение на крыле. Обороты винта 1800-2100 об/мин момент - не знаю, но думается, меньше чем 300 н*м
3. Движение задним ходом - это вообще не Волговский конек. При положении реля "влево" катер медлено движется вправо, при положении руля "вправо" катер тоже двигается вправо, но чуть быстрее. Поэтому особенно на З.Х. я бы не стал заморачиваться, проще повесить троллинговый электрический мотор для этих маневров.

АКПП есть смысл ставить только для того чтобы на крейсерской скорости зря не крутить двигатель.

Смысл есть-минимум переделок. Надо только найти подходящюю коробочку. У Волги-Сайбер какой автомат?

Переделки с джезетовским большие да и там руль с другой стороны( видел у меня в городе продают победу с правым рулем))))

Как владелец (теперь уже бывший) машины с 402 двигателем, тоже внимательно изучал этот вопрос. В результате у меня сложилось впечатление, что приколхозить АКПП к имеющемуся ЗМЗ-402 по затратам труда и денег сравнимо с заменой на уже готовую иномарочную пару "двигатель+коробка". А преимуществ у второго варианта гораздо больше.

Если же все-таки хочется заморочиться именно с привинчиванием АКПП к отечественному двигателю, могу посоветовать обратить внимание на коробку ZF 4HP22. Очень распространенная и очень надежная коробка для заднеприводных машин. А также пообщаться с людьми из "Центра автоматических трансмиссий". Они занимаются, в том числе, и установкой АКПП в отечественные автомобили.

Mefistofel (23 Декабрь 2012 - 15:14) писал:

на рули либо на полу - не критично. у АКПП трещетка, крути не хочу. сначала в одну сторону потом в другую.

Плиту делать дело не хитрое. Нужен колокол подходящий чтобы бублик вместить и коробку прикрутить было куда + первичный вал должен подходить.

По сути не стал бы колхозить так адово, проще купить заднеприводную связку мотор + акпп и поставить.

Семен. дружищще ты уж определись отжигать или ездить без напряга. Так я полагаю отжигать 402й с автоматом не сможет в принципе.
Поскольку Газ когда то был родней Форда, то мож глянуть обратно же на родню? Сиерки со скорпами ща подешману идут. V6+АКПП довольно часто встречаются. Опеля 90х также встречаются заднеприводные с автоматами. Гниют они сильно и внешний вид ваще никчорту, "непацанские они", вот и сливают вполне живые машинки. Ради кпп и моста доки не особо нужны, так что цена еще ниже.
А отжигать это джезеты, рбшки, смореть ну и бумеры тоже "валят". Брать не одну коробу а все, идеально найти перевертыш(пихло, трансмиссия, мозги, тормоза, рулевка).

Установка АКПП на Волгу газ 3110 с двигателем 406

установка автоматической коробки передач на газ 3110 волгу

Итак, решил я как-то заняться установкой АКПП на Волгу (с 406-м инжекторным мотором)! Долго искал, кому поставить и в один прекрасный день нашел человека, которому это было интересно.
Цель данного проекта перейти на АКПП, но не переделывать мотор, т.е., чтобы всегда была возможность снять АКПП (для продажи, например)!
Установка АКПП производилась на ГАЗ-2410 и, соответственно, сопровождалось установкой самого 406-го мотора ЗМЗ!

Началось все с покупки на разборке АКПП от Вольво 740/760/940 фирмы Aisin 03-71L в сборе с бубликом, кулисой переключения передач, карданом, стартером и маховиком.
Отмыл, очистил коробку от всякой грязи, прикинул что к чему и понял, что для состыковки мотора с АКПП потребуется:
1) гибридный маховик Вольво-Волга;
2) переходная пластина мотор-АКПП;
3) переделанный кардан Вольво-Волга;
4) радиатор охлаждения масла АКПП;
5) стартер Вольво;
6) куча болтов, терпения, сварко, болгарко, руки, помощники, МОЗГИ!

установка акпп (коробки передач) на газ 3110 волгу

Гибридный маховик, т.к. центральную часть вырезаем из Волговского маховика, далее к нему привариваем Вольво маховик с заранее вырезанным посередине отверстием под центральную часть волговского маховика.
Свариваем это все и отвозим в механику (или еще куда) на балансировку (желательно вместе с коленвалом). На удивление, в Механике говорят, что маховик почти ровный, а вот заводской коленвал нет. Много им пришлось высверливать и стачивать, чтобы в идеал отбалансировать (собственно поэтому, балансировать в сборе).
Переходная пластина – это обычная сталь 3, толщиной 10мм.

двигатель и гбц волги газ 3110

clip_image006[4]


Важно грамотно снять размеры с мотора и АКПП, чтобы всё было четко и ровно! Важна идеальная центровка (макс. допуск – 0,5мм).
В первый раз переходную пластину вырезал вручную (болгарко, дрель и куча времени…) В следующие разы только лазерная резка (быстро, надежно, качественно и недорого!)
Кардан ставлю Вольво, с приваренным сзади фланцем от Волги. Под подвесной изготавливается крепежная пластина по месту.
АКПП требуется охлаждение, следовательно, на Южном порту был закуплен змеевик от Уазика, шланги и хомуты.

сцепление под акпп волги газ 3110

Радиатор великолепно разместился перед радиатором основным. Давление в системе охлаждения масла маленькое, следовательно, обычные импортные бензо-масло-стойкие шланги на обычных хомутах держат великолепно!
Практика на других моторах с такими же АКПП показала, что такого радиатора вполне достаточно для охлаждения даже в +35 грд. по Цельсию в режима «тапка в пол» целый день и в пробках многочасовых тоже!

двигатель под акпп волги газ 3110
Поскольку внешний диаметр гибридного маховика (Вольво-Волга) меньше чем волговского, то пришлось ставить стартер от Вольво (он меньше) через переходную пластину, которую выточил на токарном станке и смещать его ближе к маховику!
Далее, когда было все готово, т.е. мотор состыковали с АКПП, все прикрутили, отрегулировали центровку, мотор благополучно встал на свое законное место в сборе с АКПП!
По месту была изготовлена опора АКПП, прикручен кардан, охлаждение, кулиса, масленый щуп и т.д.
Чуть не забыл! Был доработан дроссель под 2 тросика, у АКПП есть тросик, который соединяется с дросселем для управления и «кик дауна»!
clip_image012[4]

Еще один нюанс, это выхлоп! Штатные волговские (убогие) штаны (приемная труба) ни как не умещаются! Пока (временно) я их немного изогнул и поставил! В будущем планируется переделать на качественный импортный выпуск.
Всё! Тачка поехала! Не буду вдаваться в подробности, сколько было еще трудностей, сколько нервов и т.д., т.к. это была моя первая установка АКПП и, как говориться, "первый блин комом", но я победил этот "блин" и она (.ука) работает! И работает супер!
Впечатления от езды – тачка едет очень достойно! Не скажу, что валит, т.к. 406-й мотор остался стандартным, без каких либо доработок.
По сравнению с механикой, мне кажется, что на равне идут, т.к. не тратишь времени на переключение! Да и, честно говоря, Волга штатная "едет" на механике только когда её крутишь! А с АКПП она едет в диапазоне до 3000 об/мин, т.е. комфорта хоть отбавляй!
Если крутить мотор, т.е. на «кик дауне», то АКПП переключает передачи на 5000-5100 об/мин, что для 406-го оптимально! В этом режиме тачка едет быстрее, чем с механикой!
ТИШИНА!

clip_image014[4]


Реально в машине стало очень тихо! Мотор (почему-то) даже стал по-другому работать, т.е. звук уже не волговский, а похож на какой-то иномарочный. «Почему?» – не знаю, – видать в связке с АКПП так происходит.
Звук стартера (редукторного) просто поражает, заводит тихо, мягко, прямо как в иномарке! Слышен только выхлоп, но и его вскоре переделаю на импортный!
Касаемо самой АКПП, она простая, гидромеханическая, без электроники. Многие считают что плохая, но это не так! Передачи переключаются очень плавно, без всяких рывков и дерганий (сравниваю с иномарками с электронными АКПП). При переключении не тупит ни разу!
НАДЕЖНОСТЬ! Т.к. под боком у меня сервис по старым Вольво, то каждый день есть возможность общаться с людьми, которые ездят на таких АКПП. Все в один голос говорят, это неубиваемая АКПП! Убить её можно только если вытекло масло, что-то открутилось и если насиловать (хотя при насиловании много чего разваливается).

clip_image016[4]


За 2 года в это соседский сервис на замену АКПП (б/у) приехала всего одна машина, да и из-за того, что прорвался змеевик охлаждения масла в основном радиаторе. Я от этой системы отказался, сделав отдельный радиатор, – змеевик от Уаза!
На момент написания данного текста тачка с АКПП эксплуатируется уже 2 месяца каждый день.

clip_image020[4]

clip_image018[4]


Проблем не замечено кроме:
1) нужен мост с самоблоком, т.к. с АКПП застрять теперь проще в разы! А в раскачку на АКПП почти не получится!
2) на режиме драйв все «Ок»! На режиме задний ход, сильно проседают обороты (видать такое строение АКПП). Этот косяк в ближайшее время будет устранен путем подключения к заднему ходу проводка кондиционера (от мозгов Микаса), чтобы при вкл. зад. хода добавлялось 150об/мин.
ВЫВОД!

clip_image022[4]


Реально тачка изменилась, очень удобно и в пробке, и на трассе, чувствуешь себя в этой машине как в иномарке, причем не в современных консервных банках, а в солидной большой американской машине!
Выражаю благодарность:
Ромарио (Рома) собственно владелец авто и помощник.
Роме (Опель) мой напарник и помощник.
Космосу 149 за помощь.
Роме (Вольво) за взрывание мозга.
Бондеру за помощь и просто присутствие.
Лехе (разборка Волво) за з/ч.
Соседям (Азербайджане) за помощь и предоставление токарного станка и инструмента кое-какого.
И всех остальных, кого забыл вспомнить, – память девичья!

Коробка передач на Волгу Сайбер

Коробка передач на Волгу Сайбер

Автомобиль GAZ Volga Siber за свою недолгую историю выпускался с двумя вариантами коробки переключения передач:

  • С четырехступенчатой автоматической трансмиссией;
  • С пятиступенчатой механической КПП.

АКПП на машину устанавливалась с самого начала выпуска, то есть с 2008 года, «механикой» Siber стал комплектоваться только лишь с апреля 2010 года.

 волга сайбер

Внешний вид автомобиля ГАЗ Волга Сайбер

Автоматическая трансмиссия

На Volga Siber устанавливается автоматическая трансмиссия марки A604 (40ТЕ), на американские машины такая трансмиссия ставится с 1989 года. «Автоматом» также оснащались многие известные марки автомашин производства USA:

трансмиссия A604

Так выглядит автоматическая трансмиссия A604

  • Додж Караван с 1989 года;
  • Крайслер Сербинг и Додж Стратус с 2000 до 2006 года;
  • Додж Стратус с 1995 до 2006 года;
  • Додж Неон с 2002 до 2005 года;
  • Плимут ПТ Крузер с 2001 года;
  • Крайслер Вояджер с 2000 до 2003 года.

Марки машин можно перечислять и еще, список получается довольно большой. АКПП А604 в свое время считалась трансмиссией нового поколения – в ней впервые было использовано адаптивное управление. Электронное управление коробкой подстраивалось под стиль вождения автомобилем, и режим переключения происходил в зависимости от динамики езды.

коробка передач A604

Обслуживание и ремонт коробки передач A604

Радиатор КПП соединен с основным радиатором, и охлаждается коробка антифризом или тосолом от охлаждающей системы двигателя.

Электронная система управления трансмиссией исключает наличие каких-либо механических регулировок – и они не нужны в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Устройство АКПП

Устройством, передающим движение от двигателя Siber к колесным дискам, является гидромуфта (гидротрансформатор). Она монтируется на тонком пластинчатом маховике. Механическая часть самой коробки передач состоит из следующих элементов:

  • Блока соленоидов;
  • 4 гидроаккумуляторов;
  • Гидравлического насоса;
  • Гидравлического блока клапанов;
  • Встроенного дифференциала;
  • 2 планетарных редукторов;
  • Блока соленоидов в совокупности с датчиками давления;
  • 5 пакетов фрикционов.

Управляется АКПП электронным блоком Transmission Control Module. Слежение за процессом движения происходит в режиме реального времени – контролируются входные сигналы от датчиков давления и сенсоров. Программа, имеющаяся в ТСМ, оптимизирует работу АКПП, подстраиваясь под режим вождения водителя. В случае неисправности электроника отключает блок соленоидов, переходя в аварийный режим.

устройство АКПП

Конструкция и устройство АКПП для Волги Сайбер

В автоматической КПП имеются следующие передаточные числа:

  • I скорость – 2,84;
  • II скорость – 1,57;
  • III скорость – 1,00 (прямая передача);
  • IV скорость – 0,69;
  • Задняя передача – 2,21.

Ресурс автоматической трансмиссии, устанавливаемый заводом-изготовителем, равен 300 тыс. км, в реальности в среднем АКПП до капитального ремонта проезжает около 250 тыс. км.

Неисправности АКПП

В целом автоматическая трансмиссия на «Сайбере» обладает неплохим ресурсом, но необходимо вовремя производит замену масла и периодически проверять его уровень в АКПП.

 Сайбер коробка передач

Процесс снятия и ремонта коробки передач с Волги Сайбер

Процесс адаптации необходим для настройки ТСМ, он дает возможность эксплуатировать КПП в оптимальном режиме переключения скоростей.

При полной аппаратной замене трансмиссионного масла потребуется в два раза больше – еще 5,5 литра уходит на прокачку. Масло рекомендуется менять через 30 тыс. км пробега или один раз в год. Если масло потемнело раньше времени, есть повод задуматься о ремонте коробки передач.

Замечены следующие самые типичные неисправности в АКПП:

    Срабатывание шлицов и оси сателлитов на редукторе планетарном Front Plаnet.

планетарный механизм

Схема планетарного механизма

Не очень надежны у «Сайбера» гидротрансформаторы, коробка 40ТЕ очень требовательна к качеству трансмиссионного масла. При длительной пробуксовке «приваривается» шток дифференциала к сателлиту, это может вызвать повреждение картера АКПП. Нередко автовладельцы Volga Siber обнаруживают, что масло выплеснулось через масляный щуп или вышло через сапун. Причин такого явления может быть несколько:

  • Заливка масла на СТО выше установленной нормы;
  • Перегрев автоматической КПП (в жару или при высоких нагрузках).

схема АКПП

Внутренняя схема устройства АКПП

  • Чувствуется запах горелого масла в трансмиссии;
  • Присутствуют ошибки Р0700 и Р0740;
  • Масло для автоматических трансмиссий почернело;
  • В коробке появились посторонние шумы;
  • При сливе старого масла в нем обнаружилась металлическая стружка.

АКПП в разрезе

При таких неисправностях ездить на автомобиле категорически не рекомендуется, в том числе и буксировать неисправную технику.

Детали, которые в первую очередь подлежат замене:

  • Блок соленоидов. Имеет в среднем ресурс 120-150 тыс. км. После указанного срока требует замены или возможного восстановления;
  • Солнечная задняя шестерня, планетарный передний ряд, ступица фрикционов II-IV c солнечной шестерней. Детали выходят из строя после длительного буксования автомобиля по грязи;
  • Пластиковые шайбы. Трескаются и «дубеют» от перегрева, естественного старения, от грязного масла;
  • Фрикционы. Обычно происходит равномерный износ, поэтому фрикционные диски следует менять сразу всем комплектом.

Механическая коробка передач

На Volga Siber устанавливается 5-ступенчатая МКПП типа NV-T350, старый индекс A578. Коробка передач обладает хорошей работоспособностью – устройство «механики» достаточно надежно, но необходимо соблюдать условия эксплуатации и проводить своевременное техническое обслуживание.

В механическую КПП следует заливать масло класса ATF+4 или масло, соответствующее классу вязкости 5W-30. Как известно, стандартное трансмиссионное масло по вязкости классифицируется обычно значением типа 75W-90, а тип 5W-30 – это моторное масло по вязкости.

МКПП NV T350

Отсюда вывод – стандартное трансмиссионное масло для механических коробок передач в МКПП NV-T350 заливать нельзя. Использование неподходящей марки масла в коробке передач приводит к выходу из строя синхронизаторов.

В коробку заливается от 2,4 до 2,7 литров масла, проверить его уровень можно через контрольное отверстие, находящееся сбоку картера КПП. Для проверки отворачивается пробка – уровень в картере должен быть чуть ниже (на 4 мм) нижнего края резьбового отверстия.

У многих механических коробок передач наблюдается характерный шум, но заводом-изготовителем он не считается браком. И действительно, с шумом МКПП проходят свой положенный ресурс без поломок – посторонние звуки никак не отражаются на качестве трансмиссии. Передаточные числа в МКПП:

Читайте также: