Регулировка тяг коробки передач москвич 2140

Обновлено: 17.05.2024

Ремонт коробки передач автомобиля Москвич. Часть 2

Сборку коробки передач производите в последовательности, обратной разборке с учетом следующих указаний:
1. Перед началом сборки наружные поверхности втулок вторичного вала, подшипники (если используются старые) и сальники смажьте тонким слоем трансмиссионного масла. При использовании новых подшипников устанавливайте их в заводской консервации.
2. Все бумажные прокладки замените новыми. Резьбовую часть болтов, устанавливаемых в сквозные отверстия, покройте алюминиевой краской, которая перед установкой болтов должна сохнуть в течение 30-40 мин.
3. Посадку подшипников на валы или в гнездо картера производите под прессом при помощи оправок. При этом оправка должна упираться только на монтируемое кольцо подшипника. Применение молотка для напрессовки подшипников не рекомендуется.
4. При подборке блокирующих колец к шестерням выполните следующие условия:
- кольцо плотно без покачивания должно сидеть на конусе соответствующей шестерни; подбор можно считать удовлетворительным, если за кольцо, посаженное усилием руки на конус шестерни можно поднять шестерню;
- между торцами шестерни и блокирующего кольца (рис. 11) зазор «а» должен быть не менее 0,5 мм, а ширина «б» притупления вершины резьбы не более 0,33 мм. При зазоре менее 0,5 мм и ширине притупления резьбы более 0,33 м синхронизации обеспечиваться не будет.
Установка блокирующего кольца синхронизатора на конус шестерен

Рис. 11.

Монтаж ступицы ведомой шестерни зеднего хода на вторинный вал

Рис. 12.

7. Перед затяжкой концевой гайки вторичного вала обратите внимание на то, чтобы фиксирующие выступы стопорной шайбы прошли через пазы пружинной шайбы и разместились в пазах вторичного вала. Пружинная шайба должна быть ориентирована таким образом, чтобы ее периферийная выштамповка легла на торец ступицы. Гайку затягивайте динамометрическим ключом (момент затяжки 30-40 Нм (3-4 кгс•м). Затяжку производите в два приема: предварительно — моментом около 100 Нм (10 кгс•м), после чего, отпустив гайку, окончательно — моментом, указанным выше. Вторичный вал 5 размещают при этом в неподвижно закрепленном шлицованном стакане 7.
Для предупреждения отворачивания стопорную шайбу загибают на две грани гайки.
8. После закрепления гайки проверьте плавность вращения шестерен первой, второй и третьей передач на вторичном валу. Осевой зазор этих шестерен должен находиться в пределах 0,16-0,26 мм.
9. Для сборки роликов (15 шт.) передней опоры вторичного вала уложите в гнездо роликового подшипника в первичном валу консистентную смазку. Между роликами и запорным кольцом размещается упорное кольцо. Ролики блока шестерен промежуточного вала (46 шт.) собирают на полой оправке 1 (см. рис. 7). Ролики каждого подшипника должны быть одной размерной группы. При утере хотя бы одного ролика замените весь комплект подшипника.
10. Для сборки коробки передач закрепите в тисках, установив на губки тисков мягкие накладки. Затягивайте тиски минимальной силой, достаточной для удержания коробки передач. Картер коробки закрепите за его правые лапы.
Установите в картер переднюю бронзовую упорную шайбу блока шестерен промежуточного вала так, чтобы ее отогнутый ус вошел в паз картера. Шайбу перед установкой густо смажьте густой смазкой. Введите блок шестерен, собранный на полой оправке, в картер коробки. Затем подбором задней упорной шайбы необходимой толщины обеспечьте осевой люфт в пределах 0,07-0,27 мм. При установке задней упорной шайбы блока следите, чтобы она заняла правильное положение — выпуклой частью вверх (к отверстию под удлинитель). После этого сместите блок шестерен в сторону дна картера коробки передач и установите на место первичный вал.
При присоединении удлинителя к картеру, придерживая рукой муфту 12, направьте шейку вторичного вала в гнездо роликового подшипника 5 первичного вала. При этом блокирующее кольцо четвертой передачи прилепите к густо обмазанной консистентной смазкой ступице, следя за тем, чтобы сухари синхронизатора вошли в пазы кольца.
11. Введите блок шестерни промежуточного вала в зацепление с шестернями вторичного вала и сцентрируйте в картер двумя коническими оправками. Затем длинной конической оправкой со стороны заднего торца картера вытолкните полую и короткую коническую оправки. Вслед за длинной оправкой вставьте ось блока и запрессуйте ее в картер.
12. Монтируя оси 46 и 44 (см. рис. 1), следите за расположением лысок на их концах. Они должны быть вертикальны и обращены в сторону люка паразитной шестерни.
13. В гнезда вилок 4 (рис. 101) переключения передач переднего хода вставьте пружины 3 и шарики 2 фиксатора. Шарики вместе с клиновидной оправкой 1 вставьте в отверстие ступицы вилки.

Установка шарика и пружины фиксатора в вилку с помощью клиновидной оправки

Рис. 13.

Собранные с фиксаторами вилки закладывайте в канавки муфты и шестерни заднего хода. При этой и дальнейшей сборке коробку передач установите так, чтобы окно под боковую крышку было вверху. В случае отсутствия стенда сборку выполняйте на столе.
Через отверстия в передней стенке картера коробки введите стержень вилок, ориентируя его лунками в противоположную сторону от шариков, находящихся в гнездах вилок.
После того, как стержень вытолкнет из вилок клиновидные оправки, его поворачивают, и шарики-фиксаторы входят в свои лунки на стержне. При затяжке винта крепления стержня вилок слегка постучите в торец стержня. Винт закрепите в двух точках.
14. Используя выколотку и молоток, проверьте надежность включения всех передач переднего хода и нейтральное положение шестерен. В нейтральном положении шестерен пазы в поводках вилок должны совместиться и при прокручивании первичного вала вторичный вал не должен вращаться. Если при этой проверке окажется, что вторичный вал прокручивается, установите отвертку между торцами блокирующих колец и малыми зубчатыми венцами шестерен и сдвиньте кольцо с конуса той шестерни, к которой оно притерлось.
15. Перед установкой механизма переключения передач (боковой крышки) соберите его в обратной последовательности, приведенной в разделе «Разборка механизма переключения передач" с учетом следующих указаний:
- при установке сальника убедитесь, что он целиком разместился в канавке втулки (без образования гофр);
- переключатель 12 (рис. 2) монтируйте в крышке вместе с установленным на него замком 14. При монтаже переключателя не повредите сальник 13. На резиновую манжету чистика 9 наденьте штампованную обойму чистика;
- рычаг 1 переключателя передач установите до упора на торце переключателя передач 12. Резьбовой конец клина 2 крепления рычага переключателя передач на валу должен быть направлен вниз;
- после затяжки гаек крепления кронштейна 10 убедитесь в легком перемещении переключателя передач 12 вместе с замком. Затем загните стопор 11 на грани гаек;
- развальцовку латунных гильз в резиновых втулках рычагов производите специальными щипцами;
- регулировка боковой крышки обеспечивает зазор а = 0,15-0,35 мм между нижним рычагом 6 управления переключателем и упором 17 заднего хода при установке кулака переключателя передач 12 относительно внутреннего торца крышки 7 в положение h = 3,5 мм. Регулировку производите с помощью шайб 16, прокладываемых между упором и пластиной кронштейна 5.
Установку боковой крышки в картер коробки передач производите при нейтральном положении вилок включения передач переднего хода и при нейтральном положении кулака переключателя передач. В этом положении кулак переключателя должен находиться на линии выступов замка.
Направляя валик 54 (рис. 1) вилки включения передач заднего хода в отверстие прилива картера, введите выступы замка 14 (рис. 2) и кулак переключателя в пазы вилок и при верните боковую крышку к фланцу картера болтами.
16. После сборки коробки передач продуйте сжатым воздухом наружное отверстие первичного вала. При отсутствии сжатого воздуха очистите это отверстие с помощью мягкой проволоки.
17. Собранную коробку передач обкатайте и опробуйте без нагрузки, залив в нее моторное масло. После обкатки масло из картера слейте и залейте в него масло для коробок передач.

Сборка механизма управления коробкой передач

Установка коробки передач и ее механизма управления на автомобиль

Регулировка механизма управления коробкой передач

Регулировку механизма управления коробкой передач производите на автомобиле.
Перемещение рукоятки 16 (рис. 4) рычага в поперечном направлении отрегулируйте путем применения длины тяги 5 рычага управления переключателем с помощью двух гаек 17.
Перемещение рукоятки 16 рычага в направлении продольной оси автомобиля регулируется изменением длины тяги 4 с помощью двух гаек 22.
Если при эксплуатации автомобиля возникают затруднения при включении первой и второй передач или передачи заднего хода, то проверьте и, при необходимости, отрегулируйте рабочую длину тяги 5 в следующем порядке:
- установите автомобиль на смотровую яму (или подъемник) и отсоедините тягу 5 от пальца рычага 24;
- переместите рычаги 2 и 18 на боковой крышке картера коробки передач в нейтральное положение и зафиксируйте рычаг 24, вставив стержень 9 (стальной прутик диаметром 6 мм) в отверстие «а» корпуса 12 и в отверстие «в» поводка 21. Если при этом палец рычага 24 не войдет свободно в отверстие тяги 5, то гайками 17 измените рабочую длину тяги 5 так, чтобы совпали центры пальца и отверстия в тяге. Затем наденьте тягу на палец рычага 24, затяните гайки 17 и удалите стержень 9.
При необходимости регулировки хода рукоятки 16 рычага управления в направлении продольной оси автомобиля измените рабочую длину тяги 4 путем вращения гаек 22. Размер между вертикалью, проходя щей через ось качания рычага, до рукоятки рычага, находящегося в нейтральном положении, должен быть примерно 130 мм.
Проверьте включаемость всех передач и своевременность срабатывания выключателя 20 света заднего хoдa. Если при включении третьей и четвертой передач загорается фонарь света заднего хода, то укоротите рабочую длину тяги 5.

Возможные неисправности коробки передач

Состояние КПП остается стабильным продолжительное время, но затем наступает период, когда эксплуатационные показатели начинают ухудшатся, и для востановления необходим ремонт. Основанием для ремонта служат те или иные неисправности…

Простейший рычаг переключения передач КПП москвич. Избавляемся от кулисы

На нашем самодельном тракторе установлено две коробки переключения передач последовательно. Первой от двигателя стоит КПП от Москвича. При ее монтаже возникла проблема с установкой рычага переключения. Стандартную кулису ставить не хотелось по двум причинам:

  • Всем известно что втулки кулисы часто разбиваются и переключать передачи становится проблематично.
  • Даже если ставить родную кулису, то учитывая место установки рычага понадобилось бы увеличивать длину и менять форму тяг.

Долго не раздумывая решили сделать самодельный рычаг переключения. При поисках подходящего шарнира выбор пал на наконечник рулевой трапеции от ВАЗ классики. Палец наконечника приварили с внутренней стороны к раме минитрактора. Так как наконечник будет играть роль рычага, к нему приварили трубку нужной нам длины.

На расстоянии 100 мм от пальца наконечника приварили кольцо. Оно нужно для подвижного соединения нашего самодельного рычага с продольной тягой. Кольцо взяли от механизма переключения другой КПП Москвич.

Тягу использовали от автомобиля у которого переключатель передач был на рулевой колонке. Если честно я не знаю от какой именно марки и модели, но скорее всего от Москвича 407. Выбрали именно эту тягу потому что на ней был расположен подходящий кронштейн. Его видно на фото ниже. Извиняюсь за качество, фотки получились не очень, но думаю разобраться можно.

Чтобы исключить поперечное перемещение тяги при переключении изготовили крепление. Для этого взяли пластину толщиной 3 мм, просверлили в ней отверстия для крепления к КПП и сделали вырез. В него и ложится тяга.

После этого изготовили кронштейн для крепления тяги к механизму переключения. Для этого болт диаметром 8 мм приварили к вилочке тяги включения сцепления газ 53. Соединив все детали получили механизм переключения. Передачи переключаются довольно легко. Для того чтоб прикрепить ручку к рычагу переключения просто приварили болт.

Да, совсем забыл. На боковой крышке КПП сняли механизм отвечающий за продольное перемещение вала переключающего рычага. Я точно не знаю как он называется, но это тот механизм который отвечает за включение задней передачи.

На сегодняшний день механизм работает без нареканий. В принципе можно было сделать все лучше и чище, но во первых это был пробный вариант, во вторых все сделано из хлама. В работе в основном переключаем передачи на КПП ГАЗ 53, так что решили все оставить как есть.

Регулировка механизма привода управления коробкой передач

При исправном состоянии и нормальной регулировке механизма привода управления коробкой передач передвижение рычага 16 (фиг. 78) переключения передач осуществляется практически без заметного усилия.

Если в процессе эксплуатации обнаружится затруднение в переключении, передач, например, рычаг 16 не будет легко и плавно перемещаться (под действием пружины 19) из верхнего нейтрального положения в нижнее, то следует смазать механизм привода управления (см. ниже) и, если это не даст результата, отрегулировать механизм переключения передач.

Возможными причинами нарушения регулировки механизма могут быть: ослабление контргаек 23 регулировочной муфты 26 и погнутость одной из тяг (22 или 27).

Регулирование механизма привода производят в следующем порядке:

установить рычаг 16 переключения передач в нейтральное положение;

ослабить контргайки 23, расшплинтовать загнутый конец тяги 22 и вынуть его из втулки рычага 24;

сблокировать рычаги 8 и 12, для чего вставить в сквозные отверстия 21 бобышек рычагов блокировочный железный стержень 9 (диаметром 5 мм);

проверить, находится ли рычаг 24 в нейтральном положении (т. е. находится ли шарик фиксатора в среднем пазу сектора кулака) и, если требуется, установить его в это положение;

отрегулировать длину тяги 22 вращением регулировочной муфты 26 (имеющей правую и левую резьбы) так, чтобы отогнутый конец тяги свободно входил в отверстие втулки рычага 24;

зашплинтовать отогнутый конец тяги 22 и затянуть до отказа обе контргайки 23;

вынуть из отверстий 21 рычагов 8 и 12 блокировочный стержень 9 и проверить качество произведенной регулировки.

При правильно выполненной регулировке движение рычага 16 и вала 15 управления вдоль оси рулевой колонки должно быть беспрепятственным. При этом не ощущается ступенька при переходе рычага переключения передач из нижнего нейтрального положения в верхнее.

Уход за коробкой передач

Уход за коробкой передач заключается в доливке масла (до уровня наливного отверстия) в картер после каждых 3000 км пробега автомобиля, в смене масла после пробега 6000 км и два раза в год (соответственно сезону).

При каждой смене масла коробку передач обязательно нужно промыть жидким минеральным маслом; во время промывки следует пустить двигатель.

Фиг. 79. Места смазки механизма привода управления коробкой передач.

Фиг. 80. Крепление рычага переключений передач к валу управления:

а — прежней конструкции; б — новой конструкции (устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с М 127261 и далее).

Масло в картер коробки передач удобно заправлять специальным шприцем с гибким шлангам (или с резиновой трубкой) или специальной лейкой. При отсутствии специального шприца (или лейки) доступ к наливному отверстию картера коробки передач возможен только после снятия кожуха пола. При этом для облегчения заливки масла в картер из кружки следует пользоваться воронкой.

В механизме привода управления коробкой передач необходимо периодически смазывать трущиеся поверхности головок рычагов 2 и 3 (фиг. 79) и соответствующего участка вала управления. Масло (сорта, применяемого для двигателя) капельной масленкой вводят в зазоры между торцами головок упомянутых рычагов и торцами кронштейна 1 и его накладки 4. Желательно также пропитать маслом набивку сальника 5. Места смазки показаны на фиг. 79 стрелками. Шарнирные соединения тяг 22 и 27 (фиг, 78) с втулками рычагов 24 и 25 не смазывают.

Периодически следует проверять затяжку гайки 5 (фиг. 80, а) оси 4 качания рычага 2 переключения передач. Ослабление этой гайки приводит к дрожанию рычага. При разборке и сборке шарнирного соединения рычага 2 с валом / управления важно не утерять волнистую шайбу 6.

Читайте также: