Ремонт кпп ваз 2108

Обновлено: 22.04.2024

Проблемы с коробкой начались еще прошлым летом, туго включалась 2-я скорость, весной потек сальник штока выбора передач, затем и 3-я скорость под конец начала хрустеть при включении. Но самый сок был, когда нужно срочно куда-нибудь ехать, а задняя скорость вообще не АЛЕ!, а когда ехать можно не спеша, то с задней — все хорошо!
Так как ремонтом занимаюсь сам, решил и в этот раз самостоятельно (в смысле не обращаться на СТО и к прочим гаражным мастерам) все сделать, не так уж там все и сложно)))
Снимаем и разбираем коробку (видеоинструкций в итернете полно)

Если разбирать, то менять нужно сразу все расходники, чтобы потом не лезть туда повторно.
Выпрессовываем все подшипники, сальники из картеров КПП, снимаем сателлиты, разбираем вторичный вал, короче раскидываем все в хлам. Проводим дефектовку, обнаруживаем причины, по которым наша КПП не хотела исправно работать.
Берем с собой старые запчасти для примера, потому что на ВАЗы тоже делали разных размеров детали. Не забываем взять с собой друга и пи…дуем с ним за новыми деталями. Покупаем все, что нужно и не нужно, тратим все деньги, которые были в кармане, занимаем деньги у друга и тоже тратим их.
Довольные едем в гараж.

Что было куплено и заменено:
1. Передний подшипник первичного вала 6-42205 А1Е1УШ1
2. Передний подшипник вторичного вала 6-42305 А1Е1УШ1
3. Задний подшипник первичного и вторичного вала
4. Подшипники дифференциала
5. Все 3 подушки двигателя БРТ
6. Все 5 сальников
7. Шестерня задней передачи
8. Скользящая муфта синхронизатора 1-2 передачи
9. Ось сателлитов и сателлиты
10. Синхронизаторы 1-4 передач
11. Вилки переключения передач 1-2 и 3-4 передач
12. Пружина в механизме выбора передач, которая то давала включить заднюю скорость, то нет
13. Болты с шайбами для задней крышки 4 передачи (для очков)
14. Контрагайки валов
15. Стопорные кольца синхронизатора 1-2 передачи и подшипника шестерни первой передачи
16. Прокладка картера и задней крышки КПП
17. Гайки для шариков, стопорящих скорости — 2шт.
18. Медные шайбы под эти гайки — 4 шт.
19. Герметик и резьбовой гермет
20. Масло Лукойл ТМ-4 80W-90 GL-4 (рекомендовано заводом ВАЗ)

Перед тем как разбирать КПП я посмотрел несколько видосов. Там все легко и просто, разобрал, поменял, поставил и поехал. НО, при сборке возникла небольшая проблема! Оказалось все не совсем просто.
Ремонт завис на 2 недели. В это время, по вечерам, я искал новые видосики и в одном из них я узнал о регулировке преднатяга дифференциала. WTF! Какой преднатяг, епт! Оказывается регилировка преднатяга требуется при замене хотя бы одной из деталей дифференциала, а именно: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картера сцепления и/или картера коробки передач.
Подшипники дифференциала монтируются с предварительным натягом 0,25 мм. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала!

Так что, если подшипники хорошие то лучше их не трогать, так как я зае…лся по всему Харькову искать эти кольца, не в каждом магазе они есть, а если есть, то как всегда нет нужной толщины!

Небольшой мануал из энциклопедии при сборке коробки передач:
1. При сборке рычага выбора передач и шарнира со штоком выбора передач предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также установочные болты крепления.
2. Наносим на резьбу болтов резьбовой герметик.
3. Сальники первичного вала, приводов и штока выбора передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
4. Рабочую поверхность сальников смазываем тонким слоем смазки Литол-24.
5. В картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) — сальник с левой насечкой. Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
6. При сборке вторичного вала заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми. Наружные и внутренние кольца роликовых подшипников, шариковые подшипники, шестерни и ступицы синхронизаторов запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
7. При сборке ступицы со скользящей муфтой синхронизатора перед установкой фиксатора наносим на него немного пластичной смазки и вкладываем в сухарь.
8. Отжав отверткой установленную пружину синхронизатора к ступице, ставим на место сухарь с фиксатором. При этом напротив фиксатора в скользящей муфте должно располагаться наиболее глубокое гнездо.
9. При сборке дифференциала смазываем маслом сателлиты и шестерни приводов.
10. Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом 0,25 мм. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
11. Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картера сцепления и/или картера коробки передач.
12. После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
13. Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей слой герметика.

Проехал уже почти 1000 км

Каталожные номера и производители запчастей:
1. Первичный вал:
1.1. Передний подшипник роликовый радиальный однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 1701031, 42205, NJ 205 (международное название)
Производители:
• Заводы ЕПК (Саратовский, Волжский, Завод Авиационных Подшипников) производят следующие разновидности: 42205 КМ (СПЗ), 42205Д1 (ЗАП), 6-42205 А1Е1УШ1 (СПЗ и ВПЗ), последняя является самой распространенной и востребованной.
• 10 ГПЗ (г. Ростов-на-Дону) предлагает модификацию 42205 АЕМ. Эта продукция занимает промежуточное положение в качественно-ценовом диапазоне.
• Самарский завод СПЗ-4 производит самую простую модификацию этого типа, с сепаратором из полиамида. Они являются очень дешевыми, но знающие автомобилисты предпочитают их не использовать.
• Если вам предлагают «вологодский подшипник» этого типа — то это китайская подделка (23 ГПЗ сейчас их не делает).
Каталожные номера: SKF NJ 205 ECP; KOYO NJ205; Toyota 97123-06205; 6205ZZ; 93306-205U6-00 (Yamaha); 6205ZZCM

1.2. Задний подшипник шариковый радиальный однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 1701033, 50305, 6305 (международное название)
Количество: 2 шт.
Производители:
• 3 ГПЗ (Саратов) и VBF (Вологда), а также HARP (Украина) — цены и качество выше.
• ГПЗ (Москва), СПЗ-4 (Самара) (низкое качество, низкая цена),
• Подшипники с другой маркировкой покупать не рекомендуется, так как это, вероятнее всего, китайские изделия, на которых проставлена маркировка фирм, заказывающих их производство.
Импортный аналог имеет обозначение 6305. Закрытые 6305 ZZ и 6305 2RS (металлические или резиновые заглушки). Подшипник с тепловым зазором обозначается 6305/С3 (аналог 76-305). Металлические заглушки — ZZ, каучуковые (резиновые) — 2RS. Изделия марок SKF, FAG, KOYO значительно дороже и надежнее других.
Каталожные номера: SKF 6305 N; NTN-SNR 6305N; Toyota 90099-10142; 6305DDU; 6305NR; 90601-0012 (Subaru); 97100-06305; 5-81229-104-0

2. Вторичный вал:
2.1. Передний подшипник роликовый радиальный однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 1701180, 42305, NJ 305 (международное название)
Производители:
• Заводы ЕПК (Саратовский, Волжский, Завод Авиационных Подшипников) производят следующие разновидности: 42305 КМ (СПЗ), 42305ЛМ (СПЗ), 6-42305 А1Е1УШ1 (СПЗ и ВПЗ), последняя является самой распространенной и востребованной.
• 10 ГПЗ (г. Ростов-на-Дону) предлагает модификацию 42305 АЕМ. Эта продукция занимает промежуточное положение в качественно-ценовом диапазоне.
• Самарский завод СПЗ-4 производит самую простую модификацию этого типа, с сепаратором из полиамида. Они являются очень дешевыми, но знающие автомобилисты предпочитают их не использовать.
• Также некоторые поставщики предложат вам марку Craft. Эти китайские подшипники являются самыми дешевыми, но совершенно не годятся для установки в КПП автомобилей.
Каталожные номера: Koyo NJ 305; Coram NJ 305

3. Подшипник вторичного вала коробки передач игольчатый однорядный без колец в пластиковом сепараторе (под шестерни скоростей):
Каталожный номер: 2108 — 1701108
Количество: 5 шт.
Размеры: 30х36х25
Каталожные номера: K32X37X27 (SKF), PW-P1108 (Pilenga)

4. Подшипник дифференциала роликовый конический однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 2303036, 7207, 30207 (международное название)
Количество: 2 шт.
Каталожные номера: NSK 30207, KOYO 30207JR; HR30207J; MB 393957; MT 202119; MA 125934 (Mitsubishi)

5. Сальники:
5.1. Сальник привода:
Каталожный номер: Corteco 12015250\Corteco 12015250B
5.2. Сальник первичного вала:
Каталожный номер: Corteco 19034619B\Corteco 19034619
5.3. Сальник штока выбора передач (сальник кулисы):
Каталожный номер: Corteco 12010803\Corteco 12010803B

6. Шестерня задней передачи Pilenga
Каталожный номер: GB-P 0850

Коробка передач ВАЗ 2108: ремонт и особенности

Коробка передач, в любом автомобиле, отвечает за повышение и понижение скорости ведущих колес, при одном и том же количестве оборотов коленчатого вала. Двигатель, сам по себе, не достаточно мощный, и диапазон его нормальной работы (без повышенного износа) колеблется от 1500 до 4000 оборотов в минуту. Поэтому, чтоб при данных оборотах двигатель имел разную скорость, на машине используется коробка переключения передач (кпп).

По типу, коробки делятся на 2 вида – механическая и автоматическая. В данной статье, речь пойдет именно о механике, на автомобиле ВАЗ 2108.

Устройство

Коробка передач ваз 2108 состоит из множества деталей и узлов. Все они тесно связаны между собой, и неисправность любой из них может повлечь за собой полный отказ работы всего механизма. А состоит кпп из таких запчастей:

        • Кронштейн троса педали сцепления. Он отвечает за рабочий ход самой педали, и разъединение ведущего и ведомого диска. При нормальной работе кронштейна, педаль должна нажиматься туго, и при отпускании возвращаться в исходное положение. Если же деталь неисправна, то педаль сцепления будет проваливаться, при этом не разъединяя диски;
        • Показатель уровня масла в поддоне картера (щуп). Служит для того, чтоб определить количество масла в двигателе. На щупе имеется две пометки: min (минимальный уровень) и max (максимальный уровень). Следите за тем, чтоб масло было между этими пометками. При повышенном уровне, оно может продавить сальники, и двигатель даст течь, а при пониженном – давление будет недостаточным, для смазки верхней части блока цилиндров, что приведет к значительному повышению износа;
        • Картер. Устанавливается в самой нижней части двигателя. В него, в процессе работы, стекает всё отработанное масло. После того, как картер наполнится, масло снова попадает в систему за счет масляного насоса;

            • Вилка включения/выключения сцепления;
            • Первичный вал. Связан напрямую с двигателем, и передает его обороты на вторичный вал, который отвечает за вращение колес. На первичном (ведущем) валу, шестеренки закреплены неподвижно;
            • Подшипник включения сцепления;
            • Сальник вала, отвечающий за привод колес;
            • Защитный чехол штока переключения передач;
            • Задняя, правая и левая опора кпп;
            • Сливная пробка;
            • Пробки, фиксирующие передачу;
            • Вторичный вал;
            • Дифференциал. Распределяет крутящий момент ведущего вала, между ведомыми;
            • Синхронизаторы. Выравнивают частоту вращения вала, для плавного переключения передачи.

            Все механизмы кпп, работают в состоянии трения. Поэтому, для уменьшения их износа и понижения температуры, используют специальное трансмиссионное, полусинтетическое масло. Его замену стоит проводить не реже, чем один раз в 75 000 километров.

            Замена масла в коробке передач ваз 2108

            Количество нужного масла в коробке, определяется ее типом – пятиступенчатая (3,3 литра) и четырехступенчатая (3 литра). Специалисты рекомендуют использовать продукцию изготовителей: «Рексол-Т» (GL-4, 80W-85), «Волнез ТМ4» (GL-4, 80W-90) и «ОмскОйл Транс П» (GL-4/5, 80W-85).

            Сливать масло с коробки, следует строго после прогрева. Перед тем, как отвернуть пробку слива, снимите резиновый колпак с сапуна, который находится сверху на кпп. Тщательно промойте сапун, используя бензин. Труднодоступные места прочистите с помощью обычной проволоки. После прочистки оденьте колпачок обратно.

            Теперь можно приступить непосредственно к сливу масла. На нижней части коробки передач, расположена сливная пробка, которая имеет гнездо под ключ – шестигранник. Выкрутите его полностью, и подождите пока масло сбежит. Желательно подставить посудину, если Вы делаете данную процедуру в домашних условиях. После того, как масло полностью стечет, закрутите пробку обратно.

            Вытяните щуп, и в это же отверстие залейте новое масло. Сам щуп протрите насухо, и установите на место. Подождите 5 секунд, и снова вытяните его. Уровень масла должен быть около верхней отметки, если он ниже – долейте. Помните, что масло имеет густую консистенцию, и для того, чтоб оно полностью стекло, понадобиться немного времени.

            На некоторых коробках передач ВАЗ 2108, масло заливается через горловину, которая находится над сливной пробкой. Щуп на таком типе коробки отсутствует.

            Демонтаж коробки

            Иногда, случается такое, что кпп выходит из строя, а причину установить сразу невозможно. Для этого, коробку передач приходится демонтировать. К сожалению, не всегда есть возможность добраться до сервисного центра, и снятие коробки приходится осуществлять своими руками. Давайте ознакомимся с порядком действий.

            В целях безопасности, демонтаж коробки рекомендуется проводить вдвоем, так как некоторые детали имеют значительный вес, и при падении, могут травмировать человека.

            Демонтаж коробки передач

            Итак, приступим к снятию кпп. Для начала, снимите с аккумулятора плюсовую клемму, а с самой кпп слейте жидкость. После этого, демонтируйте защиту поддона. На самом картере имеется провод, так называемая масса, которая прикреплена к нему болтом. Этот проводок, нужно снять, и убрать немного в сторону, дабы не зацепить его и не порвать, при дальнейшей работе с демонтажем коробки.

            Первым делом, нужно вынуть трос сцепления, открутив немного гайку на нем. Далее, разъедините колодку с реле стартера. Открутите три болтика крепления, и отсоедините стартер.

            Теперь переходим под автомобиль. Здесь нужно послабить хомут, и отсоединить шарнир от тяги переключения передач. Отверните тросик привода спидометра и провод включения лампы заднего хода.

            Далее, открутите гайки, расположенные на рычаге подвески. Выкрутите полностью гайку, соединяющую растяжку и кронштейн. После того, как обе растяжки будут освобождены, отверните их в стороны, чтоб они не мешали Вам продолжать демонтаж.

            Шплинт гайки, отвечающей за крепеж шарнира шаровой к рычагу поворота, нужно выкрутить и вытянуть. Гайки шарнира рулевой тяги, так же нужно открутить. Далее, нам нужно выбить палец шаровой, из стойки рычага поворота. Для этого нам понадобится съемник.

            После, выкрутите два болта, и разъедините шаровую с поворотным кулаком. С одного из шрусов ведущих колес, нужно выбить хвостовик. Для этого, можно использовать монтировку. Когда один шрус будет свободным, Вам нужно будет освободить и второй. Для того, чтоб сделать это без проблем, на место выбитого хвостовика нужно вставить временную затычку.

            Далее, снимите кожух картера. Затяжку между блоком цилиндров и картером, крепящуюся на трех болтах, нужно ослабить. Поскольку, после снятия кпп ВАЗ 2108, двигатель лишится нижней опоры, его рекомендуется подстраховать. Делается это следующим образом:

                • Найдите крепкий деревянный брус, длинной около 1,5 метров;
                • Положите его опоры передних стоек так, чтоб он располагался над двигателем;
                • Привяжите двигатель к брусу, используя прочные веревки или цепь.

                Теперь, когда двигатель подстрахован, можно смело отсоединять заднюю и левую силовую опору от кузова автомобиля. Дальше, двигайте коробку в противоположную сторону от двигателя, до тех пор, пока первичный вал не выйдет из сцепления. Будьте осторожны, чтоб не повредить лепестки, расположенные на пружине диафрагмы сцепления.

                Вот и всё. Ваша коробка передач готова к дальнейшей разборке и замене изношенных деталей. Сама разборка проводится в зависимости от местонахождения поломки.

                Ваз 2108 коробка передач: как провести ремонт самостоятельно

                Диагностика КПП

                Шумы, вой шестерен в коробке, при этом рычаг коробки находится в нейтральном положении.
                Повышенные шумы при работе КПП могут быть вызваны такими причинами:

                • Низкий уровень масла, либо масло требует замены. Сливаем старое и заливаем Новое масло нужной марки. Проверяем старое масло из коробки на наличие металлических частиц либо воды;
                • Изношены подшипники первичного вала коробки;
                • Возникли дефекты зубьев шестеренок;
                • Произошло осевое смещение одного или нескольких валов;
                • Шум так же возможно возникает при изменениях крутящего момента вала двигателя. Проверьте, меняя величину оборотов на холостом ходе, и проследите, исчезает шум или нет.
                • Неполное выключение при нажатии на педаль сцепления;
                • Поломался механизм переключения;
                • Возник дефект шарнира;
                • Ослабли винты, крепящие шарнир или рычаг штока переключения;
                • Изогнулся рычаг переключения;
                • Деформирована тяга привода управления самим механизмом переключения либо реактивная тяг;
                • Нарушение регулировки привода переключения.
                • Повреждения и износа зубьев шестеренок и муфт;
                • Повышенная вибрация агрегата на крепящих опорах;
                • Не полное включение из-за нарушенной регулировки привода;
                • Выключение 3-4-5 передач самопроизвольно происходит при ослаблении гайки вторичного вала;
                • Поломались пружинки фиксаторов штоков;
                • Износились штоки передач;
                • Деформированы и изношены вилки.
                • Неполное включение или поломка сцепления
                • Изношено блокирующее кольцо синхронизатора
                • Хруст, слышимый при переключении заднего хода – означает поломку сцепления

                Низкий уровень масла КПП возникает из-за утечки масла:

                • Изношенный сальник первичного вала;
                • Повреждения сальников приводов (так называемых ШРУСов);
                • Поврежденный сальник штока переключения;
                • Нарушение уплотнения валика либо прокладки привода спидометра;
                • При ослаблении крепления или повреждениях прокладки либо герметика в стыках крепления крышки к корпусу;
                • Повреждена резьба сливной пробки;
                • Протечка через датчик заднего хода;
                • трещины в корпусе либо крышке 5-той передачи.

                Устраняем причину заменой поврежденных или изношенных деталей.

                Возникает стук при движении с места либо при переключениях:

                • Износились оси сателлитов в дифференциале

                Устраняем, заменив изношенные или поврежденные детали

                Шум, возникающий на любой передаче при разгоне либо торможении двигателем:

                • Неисправность главной пары

                Шум, нарастающий на повышенной передаче:

                • Неисправность верхнего подшипника вторичного вала

                Если шум нарастает на пониженных передачах, это означает:

                • Неисправность нижнего подшипника вторичного вала

                Происходят рывки при перемещении автомобиля задним ходом:

                • Неисправность синхронизатора 2-рой передачи

                Предупреждение: Когда при ремонте КПП заменялась одна из перечисленных деталей: корпус сцепления или КПП, корпус дифференциала либо подшипники дифференциала, необходимо подбирать регулировочные колечки подшипников дифференциала.

                К сведению: В этом разделе описывается ремонт пятиступенчатой КПП (представляющей собой, конструктивное преобразование четырехступенчатой) в устройстве более сложной, тем не менее, наиболее распространенной.

                Разборка КПП своими руками

                Цена ремонта КПП на сто со снятием и установкой колеблется в пределах полутора тысяч гривен, а качество сборки не всегда гарантируется. Желаете сэкономить – проведите ремонт своими руками.
                Итак:

                • Снимаем КПП с автомобиля. Очищаем КПП от грязи, моем ее снаружи.
                • Устанавливаем КПП в положении вертикально вверх. Откручиваем гайки, крепящие заднюю крышку КПП (их шесть)
                • Отворачиваем болт крепления, снимаем кронштейн троса выключения сцепления
                • Аккуратно, ударами молотка (лучше резинового) сдвигаем с места крышку коробки.
                • Производим снятие задней крышки с корпуса коробки.
                • Снимаем уплотнительную прокладку корпуса коробки.

                Примечание: Достаем уплотнительную прокладку корпуса КПП аккуратно, цельную прокладку корпуса при сборке устаноавливаем на место.

                • Включаем 3-тью либо 4-тую передачу
                • Откручиваем болт, крепящий вилку 5-той передачи

                Снимаем болт, крепящий вилку

                • Включаем ее, опустив вниз муфту ее синхронизатора с вилкой вместе, чтобы шлицы этой муфты попали в зацепление с щлицами шестерни.
                • Проверяем, чтобы валы не проворачивались
                • Расконтриваем и откручиваем гайку вторичного вала коробки.
                • Затем расконтриваем и отворачиваем гайку первичного вала коробки.
                • Поддеваем при помощи отверток синхронизатор 5-той передачи за ступицу
                • Снимаем синхронизатор с вилкой вместе. Вынимаем вилку.

                Снимаем синхронизатор с вилкой

                Снимаем синхронизатор с вилкой

                Предупреждение: Доставайте синхронизатор 5-той передачи осторожно. Внимательно следите, чтобы муфта не соскочила со ступицы: фиксирующие шарики в муфте синхронизатора подпружиненные и могут разлететься .

                • Снимаем блокировочное кольцо синхронизатора 5-той передачи
                • Поддеваем отверткой ведомую шестеренку 5-той передачи
                • Снимаем ведомую шестеренку с вала.
                • Снимаем упорное кольцо подшипника
                • Снимаем сам игольчатый подшипник шестеренки 5-той передачи
                • Поддеваем отверткой ведущую шестеренку 5-той передачи
                • Снимаем ведущую шестеренку с вала.
                • При помощи ударной отвертки отворачиваем винты, крепящие пластину подшипников (их четыре).

                Откручиваем пластину шарикоподшипников

                Откручиваем пластину шарикоподшипников

                • Снимаем пластину
                • Поддеваем двумя отвертками и снимаем втулку подшипника 5-той передачи с вала.
                • Затем снимаем с вторичного вала шайбу.
                • Вынимаем стопорное кольцо шарикоподшипника первичного вала при помощи двух отверток

                Достаем стопорное колечко

                Достаем стопорное колечко

                • Таким же способом снимаем стопорное кольцо шарикоподшипника вторичного вала КПП.
                • Отворачиваем пробку фиксатора
                • Аккуратно извлекаем шарик фиксатора вместе с пружиной. Таким же способом извлекаем два оставшихся фиксатора

                Достаем шарик и пружинку фиксатора

                Достаем шарик и пружинку фиксатора

                • Отворачиваем болты, крепящие заднюю опору двигателя
                • Снимаем опору двигателя
                • Откручиваем пробку фиксатора задней передачи. Наклоняем коробку и извлекаем шарик фиксатора и пружину

                Откручиваем пробку фиксатора

                Откручиваем пробку фиксатора

                • Откручиваем гайки и болт, крепящие корпус коробки к корпусу сцепления (гаек 12).
                • При помощи крупной и прочной отвертки аккуратно разъединяем картеры коробки и сцепления.

                Примечание: Между корпусами КПП находятся три места, чтобы вставлять отвертку, не повредив при этом уплотнительную прокладку. Вставляем поочередно отвертку в эти пазы и покачиваем ее, пока корпусы КПП не разойдутся.

                Разъединяем корпуса коробки

                Разъединяем корпуса коробки

                • Снимаем картер КПП.
                • Отворачиваем болт, крепящий вилку переключения 1-вой и 2-рой передач

                Выкручиваем болт, крепящий вилку

                Выкручиваем болт, крепящий вилку

                • Приподнимаем шток и снимаем его с вилкой вместе
                • Отворачиваем болт, крепящий вилку переключения 3-й и 4-той передач
                • Расцепляем головку штока и рычаг, снимаем шток с вилкой.

                Расцепляем головку штока и рычаг

                Расцепляем головку штока и рычаг

                • Поворачиваем шток вилки 5-той передачи, выводим головку штока из отверстия рычага. Вынимаем шток
                • Снимаем стопорное кольцо

                Достаем стопорное колечко

                Достаем стопорное колечко

                • Достаем вилку переключения заднего хода.
                • Снимаем шестеренку заднего хода вместе с осью.
                • Вынимаем, покачивая, одновременно валы вторичный с первичным.

                Покачивая, вынимаем валы

                Покачивая, вынимаем валы

                Примечание: вынимая валы коробки, оставляем внутренние кольца подшипников на самих валах.

                • Достаем ведомую шестеренку главной передачи вместе с дифференциалом.
                • Отворачиваем болты, крепящие механизм переключения.

                Снимаем механизм переключения

                Снимаем механизм переключения

                • Снимаем механизм переключения.
                • Осторожно снимаем уплотнительную прокладку.

                Совет: Постарайтесь сохранить уплотнительную прокладку, когда будете ее снимать. При сборке КПП прокладку используют вновь.

                • Выпрессовываем передний роликоподшипник вторичного вала из корпуса сцепления. Применяя лапку съемника либо похожий инструмент.

                Выпрессовываем роликоподшипник из корпуса

                Выпрессовываем роликоподшипник из корпуса

                • Для замены переднего роликоподшипника первичного вала, требуется выпрессовать сальник.

                Предупреждение: передние подшипники и сальник первичного вала Выпрессовываем только при замене их либо замене корпуса сцепления. Невозможно достать целиком сальник первичного вала и сохранить его при этом. Поэтому для замены подшипника потребуется и новый сальник.

                • Спрессуйте подшипник внутрь корпуса, приложив усилие к его наружному кольцу.
                • Достаньте магнит из корпуса сцепления.
                • Открутите гайку, крепящую корпус привода спидометра.
                • Подцепите отверткой под корпус привода
                • Снимите корпус вместе с шестерней

                Корпус привода сцепления с шестерней и уплотнительным колечком

                Корпус привода сцепления с шестерней и уплотнительным колечком

                Примечание: Если вы заметили следы утечки масла через отверстие привода спидометра, срочно поменяйте уплотнительное кольцо находящееся на корпусе привода.

                • Достаньте из корпуса спидометра ведомую шестерню вместе с валом.
                • Вытащите уплотнительное кольцо (на фото колечко показано стрелкой)
                • Выверните из корпуса коробки датчик включения фар заднего хода.
                • Сдвигаем защитный чехол с шарнира тяги привода переключения с отбортовки на КПП.
                • Снимаем противоположный край чехла с фланца узла шарнира.

                Снимаем край чехла с фланца шарнира

                Снимаем край чехла с фланца шарнира

                • Откручиваем болт, крепящий шарнир к штоку переключения, снимаем шарнир.

                Откручиваем болт, крепящий шарнир

                Откручиваем болт, крепящий шарнир

                • Снимаем со штока резиновый защитный чехол.
                • Отворачиваем болт, крепящий рычаг к штоку переключения изнутри корпуса сцепления.

                Отворачиваем болт изнутри корпуса

                Отворачиваем болт изнутри корпуса

                • Достаем рычаг со штоком из корпуса сцепления.

                Если вы заметили следы вытекания масла из отверстия в корпусе сцепления из под штока переключения передач, поменяйте сальник штока. Вот перед нами разобранная коробка передач ваз 2108, ремонт производим после промывки и внимательного осмотра всех ее деталей.

                Проверяем детали коробки на наличие дефектов

                Собираем коробку в обратном порядке, учитывая:

                Совет: Все приемы, описанные в инструкции, годятся для ремонта четырехступенчатой КПП. Отличие в том, что застопоривать валы применяя включение двух передач одновременно не получится, для этого применяется пятая передача.
                Рекомендуем изготовить специальное приспособление из отработавшего диска сцепления (ведомого), к торцу его ступицы под углом 90 градусов привариваем подходящий отрезок металлической трубы. Надевая приспособление ступицей на первичный вал, удерживаем его за конец трубы от вращения.

                Для ваз 2108 ремонт коробки передач завершен, дополнительно вы всегда можете посмотреть видео.

                Ремонт КПП ВАЗ 2108

                Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

                • На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
                • На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
                • Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
                • К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
                • Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.



                Схема КПП

                Основные работы

                Если коробка передач ВАЗ плохо работает, тогда она подлежит ремонту. Зачастую данная процедура проводится из-за износа вилок и штоков переключения передач. Это приводит к самопроизвольному выключению передач. К причинам такой поломки автомеханики относят:

                • наличие поврежденных либо изношенных зубьев;
                • трещины либо расслоение резиновых элементов;
                • неправильно отрегулированный привод переключения передач.

                Для устранения вышеописанных причин потребуются следующие действия.

                1. Заменить поврежденные элементы.
                2. Настроить привод.
                3. Установить чехол.

                Если при включении передач появляется треск либо шум, тогда проверяется сцепление и блокирующее кольцо. Зачастую последняя деталь заменяется новым элементом. Автомеханики выделяют несколько причин утечки масла в ВАЗ 21099:

                • износ сальников и штока;
                • повреждение герметика.

                Устраняются данные проблемы следующими способами:

                • замена сальников, прокладок и прочих элементов;
                • подтягивание крепежных деталей.

                Необходимо учесть, что при ремонте коробки передач меняется 1 устройство путем подбора регулировочных колец подшипников дифференциала.



                Рассмотрим конструкцию КПП

                Пятиступенчатая КПП ВАЗ 2110 состоит из двух валов, имеет пять передач переднего входа, одну заднюю, оснащена синхронизаторами для переключения передних передач. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.



                Схема КПП

                Корпус КПП ВАЗ 2110 изготовлен из сплава алюминия и состоит из 3-х частей: картера КПП (7), картера сцепления (25) и задней крышки картера КПП (1). Между частями нанесен бензомаслостойкий герметик-прокладка. Гнездо картера оснащено специальным магнитом, на котором собираются металлические остатки износа.

                Первичный вал (5) представляет собой блок с ведущими шестернями, которые постоянно сцеплены с ведомыми шестернями передач переднего хода. Полый вторичный вал (40) оснащен съемной ведущей шестерней главной передачи (17). На этом валу находятся ведомые шестерни передач переднего хода 31 — 1-я, 33 – 2-я, 34 – 3-я, 36 – 4-я, 38 – 5-я и соответствующие им синхронизаторы 32 – для 1-й и 2-й, 35 – для 3-й и 4-й и 39 — для 5-й.

                На валах установлены передние роликовые подшипники (18, 12) и задние шариковые (3, 37). Радиальное расстояние в шариковых подшипниках не должно превышать 0,04 мм, в роликовых — 0,07 мм. На вторичном валу под передним подшипником (18) находится маслосборник (19), предназначенный направлять поток масла внутрь вала к ведомым шестерням.

                Ваз 21099 — как разобрать коробку передач

                После того, как коробка снята с автомобиля, можно приступать к ее разборке. Разборка коробки переключения передач на автомобиле ваз 21099 необходима для выполнения различного ремонта по замене вышедших из строя элементов системы. Для проведения работ подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

                • Устанавливаем коробку в вертикальное положение и приступаем к разборке. В первую очередь нам необходимо снять заднюю крышку, отвернув шесть болтов ее крепления. После чего отворачиваем болт и снимаем кронштейн троса привода сцепления.
                • Нанося легкие удары молотком по крышке, снимаем ее со шпилек, после чего снимаем уплотнительную прокладку, расположенную между крышкой и корпусом коробки.
                • Включите третью или четвертую передачу, после чего отверните болт крепления вилки включения пятой передачи и затем включите ее, переместив муфту таким образом, чтобы шлицы вошли в зацепление с шестерней.
                • Теперь, когда шестерни вошли в зацепление друг с другом и валы, как следствие не проворачиваются, отворачиваем гайку вторичного вала, предварительно ее разконтрив. Данную гайку и последующие желательно откручивать с помощью торцовой головки, чтобы не повредить грани.
                • Далее отворачиваем гайку первичного вала. После чего, поддев двумя плоскими отвертками синхронизатор пятой передачи, снимаем его вместе с вилкой. Сам синхронизатор необходимо снимать осторожно, чтобы не вылезла муфта с подпружиненными шариками и они не рассыпались.
                • Теперь снимаем блокирующее кольцо синхронизатора и вслед за ним, поддев двумя отвертками, снимаем ведомую шестерню вторичного вала.
                • Под шестерней будет расположен игольчатый подшипник, его необходимо снять вместе с упорным кольцом.
                • Далее снимаем ведущую шестерню пятой передачи, поддев аккуратно ее отверткой.
                • Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления прижимной планки подшипников вала и снимаем ее.
                • Снимаем со вторичного вала втулку игольчатого подшипника и упорную шайбу, расположенную под ней.
                • Так же отвертками снимаем стопорные кольца подшипников первичного и вторичного валов.
                • С боковой части корпуса расположены три пробки фиксаторов. Накидным ключом отворачиваем их поочередно и аккуратно извлекаем шарик и пружину.
                • К коробке передач двумя болтами крепится задняя опора двигателя, ее нам необходимо снять, отвернув болты крепления.
                • Рядом с выключателем света заднего хода, расположена пробка фиксатора задней скорости. Отворачиваем пробку и после чего немного наклонив коробку, извлекаем из отверстия пружину и шарик.
                • Открутите двенадцать гаек болтов крепления картера сцепления к корпусу коробки.
                • Теперь можно разъединить картера. Для этого отверткой, конец которой вставляем в специальные прорези, расположенные на стыке картеров в трех местах.
                • Между ними будет расположена уплотнительная прокладка, которую снимаем и при последующей сборке меняем на новую, так как для повторного использования она не подходит.
                • Далее нам необходимо снять шток с вилками переключения первой и второй передачи. Для этого отворачиваем болт ее крепления и немного приподняв, снимаем.
                • Таким же образом отворачиваем болт крепления штока третьей и четвертой передачи и выведя рычаг из зацепления с головкой штока, снимаем его.
                • Тут же снимаем шток вилки включения пятой передачи.
                • Плоскогубцами извлекаем стопорное кольцо и снимаем вилку включения задней передачи.
                • Снимаем шестерню заднего хода. После чего обоими руками одновременно снимаем вторичный и первичный валы. Обратите внимание, что при снятие валов, внутренние кольца подшипников остаются на валах.
                • Снимите ведомую главную шестерню вместе с дифференциалом. После чего откручиваем три болта крепления механизма переключения передач и снимаем его.
                • Произведите снятие подшипников первичного и вторичного валов. Для выпрессовки подшипника вторичного вала, используйте подходящую лопатку. Для снятия подшипника первичного вала, сначала необходимо впрессовать сальник.
                • В картере сцепления расположен магнит, для сбора металлической стружки, вытащите его и очистите.
                • Произведите разборку корпуса привода спидометра.
                • Выкрутите из корпуса выключатель включения света заднего хода.
                • Выполните разборку и снятие шарнира переключения скоростей.

                На этом ремонтные работы по полной разборке коробки переключения передач на автомобиле ваз 21099 завершены. Произведите необходимый ремонт, после чего сборку выполните в обратной последовательности с учетом следующих нюансов.

                Конструкция синхронизатора и как он работает

                Если автолюбитель уже представил себе сложный механизм, то спешим его заверить – синхронизатор устроен довольно просто и не включает в себя ни электрические, ни гидравлические компоненты. При его изучении можно провести аналогию с некоторыми другими механизмами авто, которые решают проблему несоответствия частот вращения различных элементов. Главные его особенности – быстродействие и невероятная механическая прочность . Так вот, синхронизатор включает в себя следующие элементы:

                1. Ступицы с т.н. сухарями;
                2. Блокировочные кольца;
                3. Муфта включения;
                4. Шестерня, имеющая фрикционный конус.

                Основой механизма выступает ступица со специальными наружными и внутренними шлицами. Внутренние шлицы позволяют ступице иметь постоянное соединение с валом автомобильной КП. За соединение муфты со ступицей отвечают наружные шлицы. В ступице имеется 3 паза, отставленные друг от друга на 120 градусов. В пазы вставлены подпруженные сухари, которые отвечают за фиксацию муфты в нейтральном положении . Нейтральным положением называют такое, при котором синхронизатор пока не включен в работу.

                Кпп ваз 2114 устройство схема

                Автомобиль ВАЗ 2114/2115 отличается простой обслуживания, оснащается надежным двигателем, трансмиссией. Коробка передач на ВАЗ 2114/2115 обеспечивает оптимальную работу силового агрегата. Оригинальная коробка передач ВАЗ 2115 или 2114 практически в 2 раза превышает по цене б/у варианты.


                Конструкционные особенности КПП

                На отечественном автомобильном рынке хорошо распространен ВАЗ 2114 (рестайлинг ВАЗ 2109), который комплектуется МКПП. Особенность данного устройства в том, что оно отлично справляется с приходящимися на него нагрузками.

                Периодически коробку на ВАЗ 2114 необходимо обслуживать. КПП на ВАЗ включает следующие основные элементы:

                1. картер;
                2. задняя крышка;
                3. передаточные звенья / числа;
                4. дифференциал;
                5. валы;
                6. шестерни.


                Механическая КПП подразделяется на следующие виды:

                1. 4-х ступенчатая;
                2. 5-ти ступенчатая;
                3. 6-ти ступенчатая.

                Каждый из этих видов коробок имеет разные опоры, в разных отделениях установлены сливные пробки.

                Выбор масла для КПП

                Периодически стоит контролировать уровень масла, при необходимости его рекомендуется доливать. Полная замена масла может понадобиться, когда автомобиль преодолел порог в 60000 км пробега.

                Следует отметить, что преждевременный износ узлов механики на ВАЗ 2114 происходит в результате совершения агрессивной езды или резкого переключения рычага скоростей.

                Коробка передач для данной версии авто отлично будет работать на минеральном масле класса GL-4. Оно способствует продлению рабочего срока коробки. Востребованы варианты: 75W90, 80w85, 85w90. Всегда при выборе смазки для трансмиссии необходимо учитывать то, в каких условиях автомобиль будет эксплуатироваться, обращать внимание на вязкость трансмиссионного масла.

                Необходимость ремонтно-восстановительных работ

                Ремонту коробка передач ВАЗ 2114 подлежит. Как правило, данная процедура включает установку новых шестеренок, подшипников. Ремонт КПП ВАЗ 2114 целесообразен, если стали отмечаться следующие проявления:

                1. тугость при совершении ручного переключения передач;
                2. появление стука при смене передач или на конкретной передаче;
                3. при поломке синхронизатора может поваляться характерный хруст;
                4. если смазочные материалы потеряли свои свойства, то из-за этого появляется усиливающийся гул (чаще на нейтралке).

                При любом из данных проявлений рекомендуется обратиться в сервисный центр за проведением диагностики всей автомобильной системы.

                Замена масла в коробке передач ваз 2108

                Количество нужного масла в коробке, определяется ее типом – пятиступенчатая (3,3 литра) и четырехступенчатая (3 литра). Специалисты рекомендуют использовать продукцию изготовителей: «Рексол-Т» (GL-4, 80W-85), «Волнез ТМ4» (GL-4, 80W-90) и «ОмскОйл Транс П» (GL-4/5, 80W-85).

                Сливать масло с коробки, следует строго после прогрева. Перед тем, как отвернуть пробку слива, снимите резиновый колпак с сапуна, который находится сверху на кпп. Тщательно промойте сапун, используя бензин. Труднодоступные места прочистите с помощью обычной проволоки. После прочистки оденьте колпачок обратно. Теперь можно приступить непосредственно к сливу масла. На нижней части коробки передач, расположена сливная пробка, которая имеет гнездо под ключ – шестигранник. Выкрутите его полностью, и подождите пока масло сбежит. Желательно подставить посудину, если Вы делаете данную процедуру в домашних условиях. После того, как масло полностью стечет, закрутите пробку обратно.

                Вытяните щуп, и в это же отверстие залейте новое масло. Сам щуп протрите насухо, и установите на место. Подождите 5 секунд, и снова вытяните его. Уровень масла должен быть около верхней отметки, если он ниже – долейте. Помните, что масло имеет густую консистенцию, и для того, чтоб оно полностью стекло, понадобиться немного времени.

                На некоторых коробках передач ВАЗ 2108, масло заливается через горловину, которая находится над сливной пробкой. Щуп на таком типе коробки отсутствует.

                Неисправности коробки передач ВАЗ 2109

                Ремонт КПП ВАЗ 2109, в зависимости от степени поломки, можно осуществить от нескольких минут до нескольких часов. Главной проблемой считается снятие механизма, если неполадка содержится в труднодоступных местах. Разобрать ее своими руками сможет даже новичок, но если не хотите рисковать, то доверьте данное действие профессионалу.

                Обязательный ремонт коробки передач ВАЗ 2109 нужно проводить если:

                • вы любитель быстрой езды и постоянно резко переключаете скорости на коробке;
                • долго не заливалось масло и механизмы заклинило или было залито не то масло;
                • от передвижений по неровной поверхности разрушается подшипник;
                • при сборке в механизм попали посторонние предметы.

                При переключении пятиступенчатых коробок передач вы всегда чувствуете, какую реакцию дает автомобиль. Коробка передач на машину ВАЗ 21099 очень резвая, но переключения все же заметны водителю, и многие к этому сильно привыкают и сразу чувствуют в какой момент появляются неполадки и какой ремонт потребуется для них.

                Как снять коробку передач ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109

                Когда-нибудь настанет время, и придётся извлечь коробку
                передач на модели ВАЗ-2109 и 2108

                Важно выполнить такую работу правильно

                Перед работой по снятию коробки передач нужно отсоединить
                массовый кабель от аккумулятора и вылить всё масло из коробки передач. Лучше
                проводить это снятие вместе с помощником.

                Порядок извлечения коробки передач (КП):

                1. Снятие
                защиты картера. Для этого отворачиваются болты её крепления.

                2. Отсоединение
                массового кабеля от картера сцепления.

                3. Ослабление
                гаек троса на приводе сцепления.

                4. Отсоединение
                наконечника троса сцепления, который соединяется с рычагом.

                5. Отсоединение
                провода от тягового реле стартера (ТРС).

                6. Отсоединение
                контактного провода от ТРС.

                7. Извлечение
                стартера. Для этого отворачиваются три крепёжные гайки.

                8. Отсоединение
                тяги привода переключения передач.

                9. Отцепление
                троса привода спидометра.

                10. Отсоединение
                провода света заднего хода.

                11. Ослабление
                гайки растяжки.

                12. Отворачивание
                гайки растяжки и разведение обеих растяжек в стороны.

                13. Извлечение
                шплинта гайки шарового шарнира (ШШ).

                14. Отворачивание
                гайки ШШ.

                15. Выпрессовка
                пальца ШШ

                16. Отсоединение
                ШШ от поворотного кулака. Для этого отворачиваются два болта.

                17. Извлечение хвостовика
                одного внутреннего ШРУСа из КП и его отведение.

                18. Вставка
                заглушки вместо ШРУСа. Отсоединение другого
                ШРУСа.

                19. Отсоединение
                щитка картера сцепления. Для этого следует отвернуть болты (три штуки).

                20. Ослабление
                крепёжных элементов, соединяюших картер сцепления и блок.

                21. Расположение
                на крыльях около стоек деревянных брусков, на которые затем нужно положить
                брус, чтобы подвешивать двигатель.

                22. Подцепление
                двигателя к брусу. Осуществляется с помощью болта с крюком, верёвки или
                проволоки.

                23. Отворачивание
                гаек заднего крепления двигателя к кузову.

                24. Отворачивание
                гайки и извлечение болта левого крепления двигателя.

                25. Отсоединение
                и снятие левого крепления двигателя к КП.

                26. Полное
                отворачивание болтов и гаек с противоположной стороны коробки передач.

                В процессе снятия КП её нужно сначала отвести от двигателя
                в горизонтальном положении

                Это позволит осторожно извлечь первичный вал из
                сцепления

                Соблюдайте осторожность, старайтесь не повредить элементы
                пружины сцепления

                Неисправности КПП ВАЗ2109

                Прежде чем начать работу по ремонту, стоит понять, от чего может возникнуть неисправность и после этого решать. Как ее устранить. Ведь машина это механизм, где все взаимосвязано. И это означает, что сделав ремонт, данная деталь опять может выйти из строя. Надо решить вопрос, чтобы это не повторилось

                Делаем диагностику КПП ВАЗ 2109 самостоятельно

                Лучше это сделать на станции, однако первый осмотр важен, надо хотя бы понять, что случилось. В этом случае даже если поехать на станцию, им будет достаточно сложно содрать лишние деньги и вешать лапшу о не существующих проблемах. Итак:

                • Советую периодически смотреть на остановках под машину, тогда вы можете вовремя заметить потеки масла. Это уже будет сигналом, что потребуется замена, как минимум сальника в коробке передач;
                • Чаще проверяйте уровень масла в двигателе. По правилам требуется это делать либо раз в год, либо через 20000 пробега. Но это писал тот, у кого не было машины. Делайте это гораздо чаще;
                • Во время переключения скорости вы обязательно почувствуете плавность хода ручки переключения. Если будут затруднения, тогда это сигнал о вопросе ремонта и не следует затягивать с этим делом.

                Что и почему может быть неисправно

                Эти машины тем хороши, что уже по характеру работы механизма можно судить и о ремонте. Данная модель довольно давно находится на рынке и секретов в ней довольно мало. Передачи при движении переключаются с затруднениями. Для этого характеры следующие неисправности:

                • Может полностью отсутствовать смазочный материал, или вал, который изменяет передачи просто заклинило;
                • Могут быть повреждены колеса зубчатые в КПП, или там находится инородный предмет;
                • Произошла деформация вилки коробки передач;
                • Изношен ползун синхронизатора.

                Происходит выбивание передачи во время движения. В этом варианте ручка передач сама может возвращаться на нетралку.

                • Такое часто можно наблюдать при покупке автомобиля и это производственный брак. Не ведитесь на лапшу продавцов. Пробуйте другой автомобиль. При гарантийном ремонте вы тоже можете потратить кучу времени и сил;
                • Могут износиться зубья шестерен и зубчатый венец принимает конусообразную форму. В этом варианте во время движения производится расцепление шестерен самостоятельно;
                • При износе вала КПП, шестерен или подшипников, может выскакивать подшипник, или немного смещаться.

                Есть еще некоторые дефекты, на которые стоит обращать внимание. Главное вовремя устранить неисправность

                • В КПП могут быть шумы, это в основном показывает на износ подшипников и шестерен. В результате этого нет нормального зацепления деталей. Может и синхронизатор поврежден или сам корпус коробки. Только в этом случае будет слышен не так шум, а стук. В этом случае сразу принимайте меры по ремонту. Дальнейшее движение не безопасно;
                • Если вы на дороге под машиной заметите потеки масла, тогда может быть его утечка с КПП. Это может возникнуть от не плотного прилегания крышки картера или от выхода из строя сальников вала. В этом случае не стоит переплачивать, такую работу можно сделать и своими руками;
                • Бывают и перегревы коробки. Чаще всего это происходит от малого уровня масла.

                Внимание: Это были приведены методы диагностики. По ним вы сможете судить о возможных неисправностях

                И в сервисе вас сложно будет просто надуть и предложить ремонтировать то, чего нет.

                Читайте также: