Запорожец тюнинг под порше

Обновлено: 17.04.2024

В мастерской Юрия Шифа, известного в мире специалиста по мотоциклетному кастомайзингу, всё чаще появляются автомобили. Помните Хот-род Маззи? В этот раз Юрий обратил своё внимание на советскую классику — ЗАЗ-968, и построил родстер на базе Porsche Boxster S первого выпуска.

В профиль вытянутая форма кузова напоминает культовый Alfa Romeo Spyder 124, ровесника “ушастого” “Запарика”, но у нашего ЗАЗа формы стремительнее, за счёт более низкой крыши и посадки. Появись этот силуэт лет пятьдесят назад – это был бы фурор! Но тогда была задача сделать доступный и массовый автомобиль, какие там родстеры, спайдеры и кабриолеты?

Габариты донора, назовём его так, в длину 4320 мм, в ширину – 1780 мм, в высоту – 1290 мм, и колесная база в 2415 мм. Ради интереса замеряю ширину – по передним крыльям примерно 1775 мм, по задним 1800 мм, он на 200 мм шире своего прообраза — ЗАЗ-968! Это отчётливо видно невооружённым глазом, но как эта ширина меняет образ «Запорожца»! В нём уже чувствуется «заряд» и как удачно габаритам подыгрывают знаменитые уши! Они чуть длиннее оригинальных и это отнюдь не декорация — они выполняют свою функцию.

А ещё обратите внимание насколько точно выведен кузов и выдержаны зазоры, несмотря на увеличенные габариты. Здесь нет никакого пластика в экстерьере – всё из металла! Вообще, внешность автомобиля — этакий собирательный образ: спереди панель и головная оптика напоминает ЗАЗ-968М, а декоративная накладка от «Ашки». Смотрим под бампер – спойлер и радиатор…Сбоку колёса с железными дисками под 16 дюймов (в оригинале на 13-ть), а сквозь них просматриваются красные суппорты с надписью Porsche…

Сзади знакомые всем характерные круглые фонари, вентиляционные отверстия и решётка внизу с дырочкой под кривой стартер (все помнят что это?). Но мотора там нет…а багажник – да, и сзади, и спереди, правда под передним капотом он прикрыт пластиком, мы не трогали.

С чёрным мягким верхом удачно сочетаются оригинальные элементы экстерьера в чёрных же тонах, к одному из них, а именно дверной ручке как у ЗАЗ-968, я прикасаюсь вспоминая юность – в конце 80-х на дедовском «ушастом» я подрабатывал в такси…

Внутри ребята из Shifcustom ограничились отделкой с жёлтой окантовкой и ровными швами. А зачем что-то менять? Ведь интерьер “Бокстера” (внутризаводской номер 986) впоследствии достался первому «водяному» Porsche 911 (996). Как, впрочем, и мотор с чуть увеличенным объёмом и мощностью, передней подвеской и так далее. Другие словами – в ДНК этого «Запарика» живут гены от легенды! Разве такое можно было представить в годы выпуска культового советского автомобиля?

Да, были умельцы, например, в 70-х гонщик, Чемпион СССР и мастер на все руки Александр Замыслов, используя кузов нового «Запорожца» (ЗАЗ-966) и мотор от 21-й «Волги» сконструировал автомобиль, на котором стал призёром этапа Чемпионата СССР на «Невском кольце».

В 80-х я был свидетелем, как гонщик Андрей Романов, как и многие другие спортсмены тех лет, взял от своей списанной “Эстонии-20» жигулёвский мотор вместе с коробкой передач (она в «Эстонии» была от ЗАЗ) и установил всё в свой ушастый «Запарик». Мало того, Андрей ещё одел формульную резину на запорожские диски! После чего у него оборвало привода…

А в наше время Александр Прусаков обул свой ЗАЗ-968 в литые диски, установил дисковые тормоза, в салон каркас, а под капот ВАЗовский мотор под 100 лошадин сил. На «Запорожце” Александр пробует свои силы в ралли.

Мотив Shifcustom был другим, он исходил от красоты линий ЗАЗ-968 и культового образа этой модели. Когда-то мне в интервью Вальтер де Сильва, признанный в мире гуру в области автомобильного дизайна, говорил: “в дизайне главное две линии, делающими облик кузова максимально простым и очень красивым». И это просматривается в «Запарике», правда, для второй линии был бы кстати жёсткий верх. Но мягкая крыша и хороша тем, что её можно быстро сложить, отрыв небо. Но мы это пока делать не будем, на улице мороз – не время.
Отодвигаю до упора сиденье (моим 192 см, здесь не очень просторно), пытаюсь опустить руль, но тщетно – он зафиксирован намертво (возможно, временно) и, выжимая тугую педаль сцепления, включая первую, покидаю территорию Shifcustom.

Мы выехали на автостраду, что недалеко он офиса Юрия Шифа, и где минимум транспорта, но дежурит патруль ГАИ (см. Видео). “Может проскочим?”- мелькнула мысль. Но куда там, в таком цвете и с такими-то формами. Инспекторы нас тормознули и тут же извинились, мол, решили поглазеть. “И что же, начинка здесь от “Запорожца?” — спрашивает один из них. Но я решил долго не объяснять и разогнаться с места, благо ограничение здесь – 120 км/час. На первой передаче задние колёса моментально срываются в пробуксовку, на второй мы уже летели эти 120 км/час, что для серийного ЗАЗ-968 было потолком. Но, видать, гаишников убедил.

Всё -таки за спиной мотор в 252 л.с., и разгон с места у Boxster S первого выпуска занимал менее 5.9 секунды в комплектации с 6-ти ступенчатой механикой. У ЗАЗика нашего явно не меньше, хотя бы потому, что он легче (снаряжённая масса «Бокстера» (1275 – 1320 кг). Но впечатляет нестолько динамика, сколько двоякое ощущение — впереди, через лобовое стекло, отчётливо виден капот ЗАЗ-968, а ощущения совсем другие. По-спортивному тугой руль с отличной обратной связью, упругая педаль сцепления, моментальный отклик на газ, чёткая и точная работа коробки передач и при каждом ускорения меня слегка вжимает в удобное сиденье. Ну и, конечно же, звук. Именно он выдаёт в «Запорожце» спортивный «Порше» всем любопытным из машин проезжающих мимо.

Особенно впечатляют повороты. В некоторые из них я бы на «ушастом» не вписался, а здесь глаза опять дают мне сигнал, что я в «Запарике», а он едет словно по рельсам! Реечный рулевой механизм с гидроусилителем, и спереди, и сзади независимая пружинная подвеска со стойками MacPherson и стабилизаторами поперечной устойчивости. Плюс отличная развесовка по осям и низкий центр тяжести, мотор-то оппозитный.

Не езда, а сплошной кайф от контрастных ощущений. А ведь еду я аккуратно, резина -то летняя, а система курсовой устойчивости и АБС отключены. Хотя, так и хочется поддать газку, но обещал не эксперементировать. А вот мягкий верх убрать, пожалуй, можно.
И вот он дополнительный прилив эмоций даже в морозную погоду, как мало оказалось для этого надо. «Запарик» не только никогда не был таким быстрым, но его никогда не делали в кузове родстер. В руках Shifcustom он превратился из ширпотреба в эксклюзив.

Самый крутой «Запорожец», построенный на базе Porsche

Уникальный «Запорожец» на базе Порше появился в Беларуси

Когда из советских или отечественных автомобилей делают реплики иностранных машин, это обычно преподносится как стандартная, обыденная практика. Но история знает и особых гурманов, для которых не действуют стандартные догмы. Эти люди могут прикупить чуть ли не новый «Гелендваген» и заняться его перевоплощением в отечественный УАЗик. Или взять старый «Мерседес» с целью его реинкарнации в «Волгу». История действительно знает некоторое количество подобных примеров…

Фотография взята с сайта auto.onliner.by

Но все эти примеры покажутся цветочками, после того как вы увидите подобное чудо природы – «Запорожец», сделанный из Porsche:

М-да, не зря, наверное, остряки в бытность сравнивали «ушастого» с Порше. По компоновке оба автомобиля были в целом схожи: двигатель – сзади, багажник – спереди. Принудительное охлаждение движка… Вероятно, вспоминая эти анекдотичные сравнения, кастомайзер из Беларуси Юрий Шифа и решил сделать свой новый проект, совместив несовместимое в инверсии.

Самый крутой «Запорожец», построенный на базе Porsche

Ребята не так часто строят автомобили, но когда они это делают, стараются изо всех сил. В новом проекте на базу Porsche Boxster 986-го поколения был примерен кузов ZAZ 968. Узнаваемая «мордашка», сзади виднеются легендарные воздухозаборники принудительного охлаждения – «уши», классические ручки открывания дверей…, даже пропорции, несмотря на то что Porsche явно больше, и те сохранены. Ну и, конечно же, стальные штампованные диски. Все аутентично, все очень по-советски натурально.

Ну а внутри – торжество высоких немецких технологий. Под капотом 3.2- литровый мотор от оригинального Boxter, салон – его же, вся электронная начинка тоже из Германии.

Самый крутой «Запорожец», построенный на базе Porsche

«Одели Porsche в «Запорожец». По совпадению индексы кузовов у них отличались на одну цифру: у Boxster – 986, а у ЗАЗ – 968», – говорит сам создатель на страницах автосайта auto.onliner.by

Да, талантливые мастера способны сохранить нужный баланс. Машина абсолютно не кажется чудовищем барона Франкенштейна. Она не отталкивает и не вызывает насмешек. Качественная модель!

Советский Porsche: как из «горбатого» Запорожца в СССР смогли сделать крутой спорткар

Сегодня мало кто знает о том факте, что в 1960-х легендарный «горбатый» ЗАЗ-965 хотели превратить в спорткар, в этакий Porsche 911. И это не шутка! Специалисты Московского института автомобильных кузовов и института НАМИ создали на базе этого автомобиля элегантное купе МКЗ-НАМИ Спорт-900. Руководителем проекта был конструктор Эдуард Молчанов.


Первый «Запорожец»-купе был собран в 1963 году. На шасси ЗАЗ-965А установили стеклопластиковый кузов обтекаемой формы. Габариты нового автомобиля были 3725 мм в длину и 1170 мм. Дизайн был явно позаимствован у Volkswagen Karmann-Ghia и Renault Caravelle.

МКЗ-НАМИ Спорт-900

МКЗ-НАМИ Спорт-900

Интересно, что в купе Спорт-900 удалось сохранить даже задние сидения. В автомобиль без проблем помещались водитель и три взрослых пассажира. Интересно даже сегодня смотрится наклоненная центральная консоль, которую сегодня можно увидеть во многих современных суперкарах.

МКЗ-НАМИ Спорт-900

Инновационным решением разработчиков купе Спорт-900 были кузовные панели из стеклопластика. Благодаря этому вес автомобиля уменьшился до 500 кг. Теперь даже со стандартным 27-сильным мотором и 4-ступенчатой МКПП автомобиль был куда быстрее ЗАЗ-965. Он мог разгоняться до 100 км\ч.

МКЗ-НАМИ Спорт-900
МКЗ-НАМИ Спорт-900

Однако надежды разработчиков на запуск автомобиля в серию не оправдались. Было выпущено всего 5-6 прототипов, и на этом проект заглох. Несколько этих эксклюзивных автомобилей сохранились до наших дней, но им необходима серьёзная реставрация.

Как сделать «Запорожец» из Porsche и кому это нужно?

Попытки слепить из «Запорожца» кардинально новый автомобиль предпринимались неоднократно. Но кто додумался сделать «Запорожец» из Porsche Boxter?

Первый Porsche из СССР

Например, в 60-х годах прошлого века украинские инженеры хотели превратить «горбатого» в… полноценный спорткар, похожий на Porsche. На базе автомобиля ЗАЗ-965 был разработан концепт «Спорт-900».

У него был стеклопластиковый кузов 117 см, 4 посадочных места и наклоненная консоль. Вес авто удалось снизить до 500 кг, «Спорт-900» разгонялся до «сотки» достаточно быстро. К сожалению, власти запретили производство, и о прототипе быстро забыли.

ЗАЗ Спорт-900

Из Porsche в «Запорожец»

Проект, о котором идет речь, принадлежит белорусу Юрию. Он понял, что пытаться сделать что-то из «Запорожца» бессмысленно. Получится или банально, или бессмысленно. А вот собрать подобие ЗАЗ из другого авто интересная затея.

За основу был взят Порше Boxter S 986. Любопытная игра цифр – в названии ЗАЗ-968 тоже фигурируют эти цифры. С одной стороны, не нужно дорабатывать такие опции, как управляемость, мощность, интерьер. Но с другой, покупка «донора» обходится недешево. Не каждый автолюбитель может позволить себе взяться за болгарку.

ЗАЗ

Кроме того, нужно было разработать с нуля кузовные детали, чтобы автомобиль действительно напоминал ЗАЗ-968. С близкого расстояния детище Юрия смотрится великолепно. Но достаточно отойти на несколько метров, чтобы увидеть отдельные непропорциональные моменты.

В принципе, они вполне объяснимы – Бокстер длиннее и шире. Удалось обыграть множество деталей, но проще всего узнать авто именно по передней части.

Что под капотом?

С технической начинкой все стандартно. Перед нами – среднемоторное авто, имеющее оппозитный 3.2-литровый движок. А значит, придется периодически менять свечи, но кого это смущает?

Мощность техники составляет 260 лошадиных сил, а крутящий момент – 310 Нм. До 100 километров новоиспеченный «Запорожец» разгоняется всего за 6 секунд.

Вид сзади ЗАЗ

Владелец оставил в секрете тот факт, как именно собирался кузов, какая технология производства была использована. Но обернуть премиальную «конфету кабриолет» в «бумажку» советского авто – своеобразная идея.

Впрочем, таким необычным способом Юрий сделал хорошую рекламу своего ателье. К тому же, обновленный Порше, да еще и с откинутой крышей, смотрится на белорусских дорогах просто великолепно. Творение вызывает зависть окружающих и поднимает настроение. Напишите в комментариях, как вам такой автомобиль?

Уникальный «Запорожец» на базе Порше появился в Беларуси

Самый крутой «Запорожец», построенный на базе Porsche

Уникальный «Запорожец» на базе Порше появился в Беларуси

Когда из советских или отечественных автомобилей делают реплики иностранных машин, это обычно преподносится как стандартная, обыденная практика. Но история знает и особых гурманов, для которых не действуют стандартные догмы. Эти люди могут прикупить чуть ли не новый «Гелендваген» и заняться его перевоплощением в отечественный УАЗик. Или взять старый «Мерседес» с целью его реинкарнации в «Волгу». История действительно знает некоторое количество подобных примеров…

Но все эти примеры покажутся цветочками, после того как вы увидите подобное чудо природы – «Запорожец», сделанный из Porsche:

М-да, не зря, наверное, остряки в бытность сравнивали «ушастого» с Порше. По компоновке оба автомобиля были в целом схожи: двигатель – сзади, багажник – спереди. Принудительное охлаждение движка… Вероятно, вспоминая эти анекдотичные сравнения, кастомайзер из Беларуси Юрий Шифа и решил сделать свой новый проект, совместив несовместимое в инверсии.

Уникальный «Запорожец» на базе Порше появился в Беларуси

Фотография взята с сайта auto.onliner.by

Ребята не так часто строят автомобили, но когда они это делают, стараются изо всех сил. В новом проекте на базу Porsche Boxster 986-го поколения был примерен кузов ZAZ 968. Узнаваемая «мордашка», сзади виднеются легендарные воздухозаборники принудительного охлаждения – «уши», классические ручки открывания дверей…, даже пропорции, несмотря на то что Porsche явно больше, и те сохранены. Ну и, конечно же, стальные штампованные диски. Все аутентично, все очень по-советски натурально.

Уникальный «Запорожец» на базе Порше появился в Беларуси

Фотография взята с сайта auto.onliner.by

Ну а внутри – торжество высоких немецких технологий. Под капотом 3.2- литровый мотор от оригинального Boxter, салон – его же, вся электронная начинка тоже из Германии.

«Одели Porsche в «Запорожец». По совпадению индексы кузовов у них отличались на одну цифру: у Boxster – 986, а у ЗАЗ – 968», – говорит сам создатель на страницах автосайта auto.onliner.by

Да, талантливые мастера способны сохранить нужный баланс. Машина абсолютно не кажется чудовищем барона Франкенштейна. Она не отталкивает и не вызывает насмешек. Качественная модель!

В Минске Porsche превратили в ЗАЗ-968. Новая работа Юрия Шифа


Летом в Гродно на фестивале SunDay кастомайзер из Минска Юрий Шиф показывал бесподобные мотоциклы и грузовик "Маззи". Мало кто знал, что уже тогда Юрий трудился над новым проектом - он решил превратить Porsche в ЗАЗ-968. Да-да, в тот самый «ушастый», вызывавший насмешки и на долгое время ставший жертвой плоских анекдотов. Очередной кастом вызывает смешанные чувства, и на ум сразу приходит метафора: это же инверсия в чистом виде! Внешне (особенно спереди) автомобиль выглядит как «Запорожец» — характерная выштамповка по бокам, воздухозаборники и лупоглазые фары. Но складывающаяся крыша, звук двигателя, длина кузова намекают на Boxster!

Желание Юрия Шифа обычно оборачивается тысячами человеко-часов, потраченными на детальную проработку дизайн-проекта, бесконечную подгонку кузовных элементов, тонкую работу с электрикой и механикой, дотошную покраску-полировку. Зная скрупулезность мастера, можно не сомневаться, что его ребятам не раз приходилось начинать все заново (как они его только терпят?).

Проще было бы, конечно, впихнуть раздутый до мощности лошадиного табуна двигатель в микроскопический багажник ЗАЗа, поставить классные пружины и намарафетить кузов. Но подобных проектов десятки, если не сотни, а Юрий Шиф, как известно, не любит повторять за другими, рассказывает Onliner.by.

Пойти наперекор, все переиначить и сделать по-своему — вот это вполне в духе мастера. Поэтому было решено превратить Porsche в «Запорожец», сохранив хорошую управляемость, комфортную подвеску и динамические характеристики породистого «жеребца».

— На Ferrari денег не хватило, хотя такой вариант рассматривали, — усмехается собеседник.

«Если бы успели купить поцарапанную Ferrari, то говорили бы сейчас не о Porsche. Но как уж получилось. »

В качестве донора для необычного проекта выступил Boxster S (поколение 1996—2004 годов). А фамильные черты «Запорожца» воссоздавались с нуля — кузовные элементы подгоняли под платформу Porsche. Именно эта часть работ забрала основное время и силы.

Лучше всего результат передает характеристика самого Юрия Шифа: «Одели Porsche в „Запорожец“. По совпадению индексы кузовов у них отличались на одну цифру: у Boxster — 986, а у ЗАЗ — 968».

— Это действительно Porsche Boxter S, и мы постарались его не испортить, — открывает тент кастомайзер. — Платформа сохранена целиком. Мы же просто выполнили небольшой рестайлинг кузова.

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

И ведь опять скромничает! Смотришь на автомобиль, узнаешь характерные черты одной и другой марки, но не можешь понять, где именно тебя обманули: в какой части это Porsche, а в какой — «Запорожец».

Сделать границы невидимыми — не в этом ли настоящее мастерство в интерпретации?

С оптикой, например, все понятно — это оригинальные фары и поворотники от ЗАЗ. Странно другое — они не выглядят убогими, как у малолитражки, выпускавшейся в Запорожье!

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

А может, в нас просто говорят стереотипы? Слово «Запорожец» еще недавно вызывало улыбку и провоцировало на дурацкие анекдоты, хотя в свое время ЗАЗ был мечтой для советского работяги.

— Ну почему только для работяги? — не соглашается Юрий Шиф. — Кто мог, тот и покупал: инженеры тоже с удовольствием ездили.

«А еще талончик нужно было получить!»

Можно еще вспомнить, что подобный стиль использовался при оформлении кузова не только «ушастых» малышек с задней компоновкой двигателя, но и, например, для Chevrolet Corvair. Вполне себе престижная машина для среднестатистического американца из 1960-х.

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск
Chevrolet Corvair (1960 г. в.). Фото производителя

В глаза бросаются воздухозаборники «Запорше». Понятно, что подобную яркую деталь нельзя было не обыграть. В данном случае это не просто декорация — так же, как в ЗАЗ, они служат для вентиляции моторного отсека.

Да, вы все правильно поняли: 3,2-литровый двигатель находится между двух осей. Одним из принципиальных условий была возможность получить удовольствие от вождения. Это удалось. Машина так наваливает, что. Впрочем, не будем.

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

— Повторяю, технически это Porsche. Можете открыть спецификацию Boxster S — там указана мощность двигателя, длина и ширина платформы. А мы просто установили несколько кузовных панелей. — когда речь заходит о технических деталях, Юрий Шиф морщится и, такое ощущение, испытывает неимоверную тоску.

Попытки увести разговор в сторону характеристик хозяин мастерской моментально пресекает и предлагает говорить не о центральномоторной компоновке, идеальной развесовке или системе охлаждения под капотом, а об идее.

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

Рука мастера все-таки попала на фото, хотя он изо всех сил уворачивался

Заметьте, для него практически любой проект неминуемо превращается в насмешку, стеб над масс-маркетом. С сожалением он вынужден играть по правилам маркетологов, но уколоть их при удобном (и неудобном тоже!) случае не преминет, так что неприкрытая ирония присутствует обязательно. Аллюзия вообще его излюбленный прием.

Будь то название модели (cafe tracker — отсылка к каферейсеру) или, как в данном случае, идея породистого премиума, обернутого в советский бюджетный автомобиль, продававшийся по талончикам.

Конечно, любые разговоры о баловстве, забаве кастомайзер отметает с ходу. Вспоминает про свою номенклатурную сущность, что он тут не шутки шутит, у него люди работают — семья, которую надо кормить. В цехах — станки, работа с металлом, на складе — бочки с краской. Но по лукавому движению бровей понимаешь, что он тебя все время испытывает, мол, разгадал задумку?

— Все-таки это «Поршерожец» или «Запорше»? — задаем ключевой вопрос.

— Архитектуру кузова ЗАЗ-968 мы сохранили, — вновь уходит от ответа Юрий Шиф, складывая крышу автомобиля.

— А как вообще сочетается идея родстера с «Запорожцем»?

— Прекрасно. Поехали, погода позволяет!

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

«Кастом-проект можно „причесывать“ бесконечно»

Обходим автомобиль вокруг: фамильная выштамповка ЗАЗ, лючок бензобака на переднем крыле, в районе заднего бампера отверстие для кривого стартера. В этом — весь Шиф. В деталях таких узнаваемых, но при этом не бросающихся в глаза!

Берешься за С-образную ручку с неприлично выпирающей кнопкой и испытываешь чувство ностальгии. А садясь в салон, выполненный из экокожи, понимаешь, что так и должно быть: приборная панель, мультимедийная система, задняя камера. Нет никакой дисгармонии и чужеродности. А где та самая граница? Мастерство.

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

Конечно, опытный автолюбитель с достаточным советским прошлым сразу заметит нестыковки в мелочах: «Болтов на колесных дисках пять, а не четыре, как у „ушастого“. Ошибочка вышла!»

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

На самом деле нет. Механическая часть, в том числе колесная стойка, — это компетенция Porsche. А значит, болтов должно быть пять, хотя внешний вид дисков ну очень напоминает «Запорожец». Говорим же, сложно понять, где заканчивается ЗАЗ и начинается Boxster.

А вот к боковым зеркалам действительно есть вопросы. Слишком уж они элегантные, выглядят чужеродно.

ЗАЗ переделка из Порше Юрий Шиф Минск

«Пускай будет яркое пятно!»

К выбору цвета Юрий Шиф подходит особенно щепетильно. Для него это дело чести. Нетрудно заметить, что последние проекты ушли в желтую гамму: достаточно вспомнить Ducky, Ford Escort, теперь вот «Запорше».

— У вас как у Пикассо? — спрашиваем.

— Ага, можете так считать. А если серьезно, вокруг все серое и иногда так хочется раскрасить нашу жизнь в более веселые тона.

Кастомайзер называет автомобиль вызовом на контрасте, ярким пятном. Думается, это уместно не только в прямом значении.

— Мы строили, строили и построили. А зритель должен понять: красиво или некрасиво, — результат работы Юрий Шиф всегда предлагает измерять простыми категориями.

Как из "Запорожца" сделали отечественный Порше: история "Спорт-900"

И сегодня в мире хватает автолюбителей, которые экспериментируют и изобретают свои автомобили из разных запчастей. Но на пике развития отечественного автопрома таких энтузиастов было еще больше. Даже на государственном уровне. Вот и шестерка инженеров и дизайнеров научно-исследовательского института НАМИ в 60-х годах прошлого века решила на основе горбатого "Запорожца" создать настоящий спорткар.


За дело взялись Эдуард Молчанов, Феликс Хайдуков, братья Игорь и Лев Дурновы, Анатолий Сывороткин и Владимир Елтышев. Активно содействовал им директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов, потому в названии модели даже есть его инициалы - "Спорт-900" КД


По сути ведь это был самодельная машина, но ее разрабатывали профессиональные дизайнеры, выпустили в нескольких экземплярах и производили на крупном заводе, потому этой модели придали особую огласку


В основе "Спорт-900" - агрегаты "Запорожца" ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А. В частности, мощный V-образный двигатель, расположенный сзади. Правда, из-за его больших размеров задняя часть кузова вышла больше носовой


Впрочем, такая клиновидная форма даже была выгодна с точки зрения аэродинамики - снижалось сопротивление воздуха. А в удлиненном носу багажник получался больше


Еще одно дополнение ввиду формы - перепад поверхностей, как порог, от носа к заднему буферу


Хотя кузов был меньше, чем у ЗАЗ, в нем удалось сохранить 4 места: два взрослых и два детских. При этом в крышу были заформованы две трубы-дуги безопасности, предохраняя водителя и пассажиров в случае деформации кузова при аварии


"Спорт-900" весил всего 500 кг, на 125 кг меньше "Запорожца", что позволяло водителю лучше чувствовать дорогу


Словом, как отмечал главный автор разработки Молчанов, автомобилю во всем хотели придать спортивный характер, рационально используя ресурсы агрегата и раскрывая эксплуатационные возможности машины


"Спорт-900" был построен всего в шести экземплярах - по одному для каждого из инженерной группы, с небольшими отличиями друг от друга. Их до сих пор можно найти, но, к сожалению, в крайне непрезентабельном виде. А зря, ведь это мог быть действительно настоящий отечественный спорткар!

Советский Porsche: как "горбатого" Запорожца превратили в крутой спорткар

Тюнинг ЗАЗ порой может быть ну очень экстремальным. Уже существует уникальный драгстер ЗАЗ-965 с ураганной динамикой. Хотя есть и почти столь же быстрые Запорожцы и для дорог общего пользования.

Этот уникальный хот-род ЗАЗ-965 экспонируется в питерском музее Ретро Юнион. Его превратили в настоящий спорткар. Теперь "горбатый" Запорожец оснащен сразу двумя 150-сильными двигателями – по одному на ось.

Весит автомобиль всего 570 кг, так что динамика у него отличная – 3,4 с нуля до сотни, по заявлениям создателей. Ну и полный привод, естественно. Выглядит ЗАЗ-965 почти как Porsche – профиль стал более обтекаемым, а в боковинах теперь появились огромные воздухозаборники. Со временем авто дополнили даже антикрылом на крыше.

Из кранов горожан течет желтая вода, в Киевводоканале объяснили причину

"Бывший" Нади Дорофеевой Позитив сделал откровенное признание после развода: "Не было полтора года"

Любимец Андрея Данилко Melovin сильно похудел и стал носить трико: "Когда в душе альфач"

Настя Каменских и Потап отдыхают с мамами: как выглядят свекровь и теща супругов

Сегодня мало кто знает о том факте, что еще в далеком 1960-х легендарный "горбатый" ЗАЗ-965 хотели превратить в спорткар, этакий Porsche 911. И это не шутка. Специалисты Московского института автомобильных кузовов и института НАМИ создали на базе этого автомобиля элегантное купе МКЗ-НАМИ Спорт-900. Руководителем проекта был конструктор Эдуард Молчанов.

Первый Запорожец-купе был собран в 1963 году. На шасси ЗАЗ-965А установили стеклопластиковый кузов обтекаемой формы. Габариты нового автомобиля были 3725 мм в длину и 1170 мм. Дизайн был явно позаимствован у Volkswagen Karmann-Ghia и Renault Caravelle.

Однако надежды разработчиков на запуск автомобиля в серию не оправдались. Было выпущено всего 5-6 прототипов, и на этом проект заглох. Несколько этих эксклюзивных автомобилей сохранились до наших дней, но им необходима серьёзная реставрация.

Новая жизнь "Запорожцев"

«Советский Порше»: почему так называли «Запорожец» ЗАЗ Спорт-900

Несмотря на свою изначальную вторичность, советский автопром был способен удивлять. Ярким примером самобытного и весьма смелого спорткара стал, например, ЗАЗ Спорт-900, который Эдуард Молчанов в своей книге «Автомобиль и дизайн» справедливо сравнил со знаменитым Porsche 911. Жаль только, что выпущен этот автомобиль был малой серией и массовым не стал. Но обо всем по порядку.


Первый автомобиль был создан инициативной группой научно-исследовательского автомобильного института «НАМИ». За основу был взят ЗАЗ 965А, известный как «Запорожец». На его шасси установили обтекаемый кузов из стеклопластика. Получилось очень интересное в дизайнерском плане купе с посадочной схемой 2+2. Помимо двух взрослых на передних сиденьях, сзади могли поместиться еще два ребенка. Интерьер салона был отчасти позаимствован у оригинала, но стал более современным, в том числе и за счет массивной центральной консоли. Сверхкомфортным назвать автомобиль было нельзя, но по тем временам он был довольно удобен.

Что касается технических характеристик, то они были лучше, чем у оригинального ЗАЗ 965, хотя двигатель, трансмиссия и подвеска в новый автомобиль полностью перекочевали от «Запорожца». Секрет был в облегченном кузове из стеклопластика с рамным каркасом из труб. Он весил всего 500 килограммов, а потому даже 27-сильного двигателя ЗАЗ хватало для разгона до 100 км/ч. Получился очень хороший городской автомобиль, а потому создатели надеялись на то, что он пойдет в массовое производство.

К сожалению, в серию автомобиль так и не пошел по не совсем понятным причинам. Так, Евгений Кочнев в своей книге «НАМИ/НАТИ» предполагает, что решение было исключительно политическим – мол, ни к чему советскому человеку увлечение западными спорткарами. Кто знает, будь дизайн автомобиля более классическим, может его судьба сложилась бы по-другому. Так же все ограничилось серией в несколько десятков экземпляров, собранных сотрудниками НАМИ в условиях института буквально «на коленке».

Читайте также: