Люфт руля киа рио 3

Обновлено: 12.05.2024

Как подтянуть рулевую рейку Киа Рио 3

Замена рулевой рейки Киа Рио – это, к сожалению или счастью, но необходимая процедура, без которой не обходится продолжительная эксплуатация автомобиля. Далее мы детально рассмотрим подобную процедуру и разберемся в каждой из тонкостей проведения данной работы. Итак, без предисловий, приступим.

Как подтянуть рулевую рейку Киа Рио 3

Причины неисправностей рулевой рейки

Чтобы своевременно подтянуть рулевую рейку Киа Рио, сперва следует диагностировать проблему. Установка неисправности начинается с определения причин появления дефектов. Заметив первые признаки неполадки в рулевом узле автомобиля, следует немедленно переходить к началу осмотра собственной машины.

Отметим, что главным провокатором неисправностей становятся ухабы на дорожном полотне, столь распространенные на широтах нашей необъятной. Из-за постоянного стресса, механизм начинает постепенно выходить из строя.

Автолюбитель заметит появление неисправностей через поступающие постукивания, скрипы и шелесты из передней части подвески. Практика показывает, что в постсоветских реалиях проблемы с Киа Рио появляются уже спустя полгода продуктивного использования автомобиля.

Но не переживайте. В большинстве случаев ремонт узла представляется возможным, однако, не спорим, порой запущенная ситуация не представляет потенциала для исправления поломок.

Как подтянуть рулевую рейку Киа Рио 3

Ремонт рулевой рейки Киа Рио

Определив неисправность рулевой рейки Киа Рио, можно смело переходить к началу ремонтных работ. В ходе анализа механизма, устанавливается степень повреждений. Отталкиваясь от последней, даже начинающий мастер сможет выбрать способ восстановления рейки.

В критических случаях, возможно, лучше обратиться к специалистам для замены рулевой рейки. Поскольку серьезные поломки предполагают износ и побочных деталей. Разбираем рейку до составных компонентов, тщательно очищаем каждую составляющую, в ходе работ необходимо заменить уплотнитель с подшипниками.

Иные компоненты следует проверить на предмет соответствия изначальным характеристикам. Брак меняем, отдавая предпочтение только оригинальным комплектующим.

Отметим значимость удаления коррозии, после снятия слоя ржавчины, понадобится проверка детали на отдельном тестовом стенде. Следите за колебаниями вала и целостностью сцепления зубчатого типа. Не бойтесь менять неисправные компоненты.

При правильной подготовке, завершить начатые работы получится не более чем за двое суток. Однако без учета тестов, которые однозначно необходимы для удостоверения в надлежащем результате проведенных работ. Проведение диагностик – это стандарт, без исключений соблюдаемый в каждом СТО и который следует реализовать в ходе самостоятельного ремонта детали.

Как подтянуть рулевую рейку Киа Рио 3

Замена рулевой рейки

Рулевая рейка Киа Рио может заменяться и в исключительно домашних условиях.

  1. Сперва снимаем отрицательную клемму с аккумулятора, а затем, используя ключ соответствующего пошиба, ослабляем болт, находящийся по центру карданного вала.
  2. Спереди авто ставится на домкрат.
  3. Защиту на пыльнике также следует удалить, соблюдая предельную осторожность.
  4. С подрамника необходимо удалить пару винтов, ослабить гайки и докрутить последние до верхнего края резьбы.
  5. Подрамник слегка опускается, не забывайте придерживать деталь.
  6. Перераспределите нагрузку с подрамника на колеса, а после, используя головку 17 диаметра, откройте доступ к пробке.
  7. Параллельно ослабьте винт прижимного типа.
  8. Проверните руль, а после тщательно затяните коробку, пока не пропадут стуки.
  9. Выполнив вышеприведенную последовательность действий в обратном порядке, получится завершить ремонтные работы.

Отметим, что, закончив ремонт, рано выезжать на трассу. Полноценное движение до тщательной проверки автомобиля невозможно из соображений безопасности. Проверив работоспособность машины, автолюбитель сможет сэкономить немалую сумму.

Стоимость проведения описанных работ, как минимум, составляет 40 тысяч рублей. А проблема, как известно, отличается свойством настигать водителя врасплох. Так что не бойтесь самостоятельно приступать к ремонту. Желаем удачи и результативного проведения самостоятельной замены рулевой рейки на Киа Рио 3.

Как подтянуть рулевую рейку Киа Рио?

Качество работы рулевого управления и скорость его срабатывания обеспечивают безопасность дорожного движения. Появляющиеся проблемы с проворачиванием руля часто связаны с рулевой рейкой.

Знание, как подтянуть рейку на Киа Рио поможет избежать опасных дорожных ситуаций.

Когда и почему нужно проводить ремонт рулевой рейки Киа Рио?

Узлы и системы Киа Рио чаще всего изнашиваются быстрее сроков, установленных производителем в технической документации. Это связано с особенностями эксплуатации конкретного автомобиля.

Рулевая рейка выходит из строя чаще всего из-за неровностей дорог, недостаточно высокое качество амортизации приводит к ее неисправностям. Понять, что возникла проблема, можно по стуку или шуму, появляющемуся в районе передней подвески.

Исходя из наблюдений механиков, износ рулевой рейки на Kia Rio при ежедневной постоянной эксплуатации ТС наступает через 6-8 месяцев, это значит, что у большинства водителей, пользующихся автомобилем 3-4 часа в день, срок ее замены подходит через 2 года. Не всегда необходима замена, достаточно иногда провести ремонт или подтяжку.

Типы ремонта

В зависимости от категории износа профессионалы выделяют три стадии ухудшения работы рейки на Kia Rio, и от стадии зависит рекомендуемый вид ремонта. При этом, если уже был произведен ремонт на первой или второй стадии износа, следующего лучше не ждать, и при проявлении первых симптомов ухудшения немедленно заменить рейку.

Первый тип ремонта – это очистка и подтяжка. Если неисправности рейки выражены не явно, ее можно просто снять, очистить от накопившейся грязи и подтянуть.

Для реализации второго способа нужно поменять вышедшие из строя или отработавшие свой ресурс узлы. Сделать это можно с помощью специального ремкоплекта, куда входят втулки, сальники, резиновые уплотнители и прочие необходимые расходники.

Как подтянуть рулевую рейку Киа Рио?

Третий способ – полная замена вышедшего из строя агрегата. Новая деталь от производителя (арт. 57700-4L000) стоит от 20 000 рублей. Есть, конечно, и аналоги, их цена начинается от 8500 руб.

По отзывам автовладельцев ремонту и подтяжке рейки Киа Рио практически не подлежат, это приводит к их быстрому выходу из строя. Просто подтяжка может привести к ухудшению работы насоса. Тем не менее, водители проводят эту процедуру на свой страх и риск при появлении люфта в управлении или стуков в районе подвески.

Как снять и подтянуть рулевую рейку на Киа Рио?

Автовладельцу потребуется обычный набор инструментов, а также головка на 17, прикрепленная к металлической рукоятке (торцованная головка). Работа проводится в гаражных условиях, с помощником, который потребуется для выполнения физически тяжелых операций и вращения руля, в следующем порядке:

  • снимается отрицательная клемма с аккумулятора;
  • ключом ослабляется болт, расположенный в центре карданного вала;
  • передняя часть автомобиля поднимается на домкрат;
  • снимаются защелки и две прочные клипсы, удерживающие защиту (пыльник), работу нужно проводить осторожно, они могут сломаться;
  • на подрамнике выкручиваются два винта, после этого ослабляются 2 гайки, они поднимаются до верха резьбы шпильки;
  • подрамник опускается на получившееся расстояние, его удерживают не до конца вывернутые гайки;
  • помощник должен обеспечить опускание переда автомобиля на минимально допустимую высоту, колеса должны получить нагрузку, максимально возможную в данных обстоятельствах, при этом подрамник не должен быть нагружен;
  • открывается доступ к пробке, которую необходимо достать торцованной головкой на 17 на удлинителе;
  • ослабляется прижимной винт;
  • помощник, не садясь в машину, несколько раз вращает руль влево-вправо;
  • рейка начинает постукивать, пробка затягивается до момента полного прекращения посторонних стуков. Динамометрический ключ должен показать напряжение при затяжке примерно 10 н.м. Здесь важно не перетянуть;
  • сборка проводится в обратном порядке.

После затяжки необходимо дополнительно проверить работоспособность автомобиля и рулевого управления на площадке до выезда в город. Весь технологический процесс должен занять не более часа.

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5 о . Можно определить люфт и в линейных единицах (мм) по формуле

L = (5 о /360 о )πD,

где L – люфт рулевого колеса, мм; D – наружный диаметр рулевого колеса, мм.

Для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен превышать 16 – 17 мм.

Для проверки свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio вам потребуются:

- мел (или проволока) для нанесения меток;

1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

2. Установите и закрепите линейку на панель приборов так, чтобы плоскость линейки касалась наружной поверхности обода рулевого колеса. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо вправо до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку).

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

3. Не меняя положение линейки, поверните рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес. В таком положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку).

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

4. Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше, необходимо установить причину и устранить ее.

Киа Рио 3. Основные неисправности рулевого управления

Все усилители рулевого управления издают дополнительный шум. Один из наиболее распространенных — это шипящий звук, когда рулевое колесо повернуто на неподвижном автомобиле. Этот звук будет наиболее очевиден при повороте рулевого колеса при нажатой педали тормоза.

Нет никаких отношений между этим шумом и работой рулевого управления. Не заменяйте клапан, если «шипящий» шум не становится чрезвычайным. Новый клапан будет также издавать небольшой шум.

Грохочущий звук в рулевой передаче

Люфт между шлангами и кузовом автомобиля

Проложите должным образом и закрепите шланги

Не закреплена рулевая передача

Закрепите рулевую передачу

Не закреплен наконечник рулевой тяги и/ или шаровой шарнир

Изношен наконечник рулевой тяги и/ или шаровой шарнир

Шум в насосе усилителя рулевого управления

Низкий уровень жидкости

Воздух в жидкости

Не затянуты болты крепления насоса

Неисправности рулевого управления с гидроусилителем

Возможные причины неисправности

Способ устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Ослабление затяжки регулировочного винта упора рейки

Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма

Ослабление крепления или износ шаровых шарниров рулевых тяг

Затянуть крепление или заменить шарниры

Тугое вращения рулевого колеса (недостаточное усиление)

Проскальзывание ремня привода насоса гидроусилителя

Отрегулировать натяжение ремня

Повреждения ремня привода насоса

Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановить уровень жидкости до нормы

Попадание воздуха в гидросистему -

Перекручивание или повреждение шлангов

Устранить перекручивание или заменить шланги

Недостаточное давление насоса гидроусилителя

Устранить неисправность или заменить насос

Повышенные внутренние утечки в насосе

Заменить дефектные детали насоса

Повышенные утечки жидкости из рулевого механизма

Заменить дефектные детали

Перекос или повреждение уплотнений рулевого механизма или распределителя

Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение

Повышенный момент проворачивания шаровых шарниров наконечников рулевых тяг

Чрезмерная затяжка регулировочного винта упора рейки

Правильно затянуть винт

Затрудненное проворачивание внутренних шарниров и/или шарниров наконечников рулевых тяг

Ослабление затяжки болтов крепления рулевого механизма к подрамнику

Износ карданного шарнира рулевого вала и/или уплотнителя

Устранить неисправность или заменить

Деформация рейки рулевого механизма

Повреждение подшипника приводной шестерни

Перекручивание или повреждение шлангов

Устранить перекручивание или заменить шланги

Повреждение клапана регулирования давления

Повреждение подшипника валика ротора насоса

Шум (стук) в рулевом управлении

Касание шлангов о кузов

Правильно проложить шланги

Ослабление крепления кронштейна рулевого механизма

Ослабления крепления рулевых тяг и/или шаровых шарниров наконечников тяг

Износ рулевых тяг и/или шаровых шарниров

Повышенная шумность насоса гидроусилителя

Недостаточный уровень рабочей жидкости

Восстановить уровень жидкости до нормы

Попадание воздуха в гидросистему

Ослабление затяжки болтов крепления насоса

Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР

Замена рулевых тяг Kia Rio

Как определить, что рулевые тяги пора менять? Если вы заметили хотя бы один из ниже перечисленных признаков, рекомендуем обратиться в автосервис:

  • при наезде на неровности слышны стуки в передней части подвески, удары передаются на руль
  • вибрации при вращении руля, появления люфта на стоящей машине
  • рулевое колесо подклинивает, автомобиль уходит с траектории движения
  • в процессе визуальной оценки можно обнаружить трещины на пыльниках, а также ржавчину как на самих тягах, так и на остальных металлических элементах рулевого механизма

Доверяйте замену рулевых тяг только профессионалам!

ВАЖНО!

Рулевая тяга сообщает усилие от рулевого механизма (червячной передачи или механизма реечного типа) управляемым колесам.

Количество и разновидности используемых рулевых тяг Kia Rio определяются типом передачи усилия от руля к рулевой трапеции.

Неисправности рулевой тяги Kia Rio можно вычислить по характерным стукам, ударам и биениям.

Частота ремонтных работ, а также плановой и аварийной замены рулевых тяг определяется рекомендациями автопроизводителя Kia Rio и манерой езды водителя.

Ремонтные работы и профилактическое обслуживание рулевых тяг следует производить только в условиях автотехцентра.




ФУНКЦИИ РУЛЕВЫХ ТЯГ

Рулевое управление автомобиля Kia Rio состоит из множества элементов, к которым относятся и руль, и механизм управления (рейка или червячная передача), и непосредственно сами поворотные устройства колес. Для связи рулевого механизма с колесами используется рулевая тяга – деталь, сообщающая усилие на управляемые колеса.

На старинных автомобилях использовались рулевые тяги, не варьировавшие угол поворота колёс. Такая конструкция приводила не только к большему износу покрышек, но и делала управление менее информативным, автомобиль хуже проходил повороты, особенно на высокой скорости. Замена рулевой тяги старого образца современным вариантом позволила задать разный угол поворота для внешнего и внутреннего колеса:

  • внешнее поворачивается на меньший градус относительно поворота руля, и задает основной вектор смещения транспортного средства;
  • внутреннее поворачивается на больший градус относительно поворота руля, тем самым снижая риск потери управления на высокой скорости, связанным с возможным проскальзыванием покрышки.

Такое конструктивное решение связано с разными длинами окружностей, по которым движутся колеса во время маневра, ведь центр поворота для них сохранен. Внешнее колесо проходит больший путь относительно и центра, и внутреннего колеса, соответственно ему необходимо задать меньший угол в сравнении с внутренним.

Современная рулевая тяга является составной частью рулевой трапеции Kia Rio, что обуславливает и ее форму (она не прямая), и компоновку элементов:

  • рабочее тело, жесткое и прочное, выполнено из металла;
  • шарнирные соединения (рулевые наконечники), обеспечивающие свободу в различных плоскостях.

В некоторых случаях конструкция включает в себя резьбовой элемент, который вворачивается в соединительную втулку, что позволяет регулировать геометрию подвески, если это допускается конструкцией автомобиля Kia Rio. Тяга в этом случае состоит из 3 частей:

  • длинный наконечник;
  • короткий наконечник;
  • соединительная втулка (муфта).

Шарнирные соединения в такой подвеске устанавливаются на концах тяги, что позволяет поменять рулевую тягу Kia Rio отдельно от рейки.



РАЗНОВИДНОСТИ РУЛЕВЫХ ТЯГ

В зависимости от типа рулевого управления различается количество и общая геометрия рулевых тяг:

  1. В червячном приводе Kia Rio применяется трапеция, в которой используется сразу 3 тяги – средняя, правая, левая. Усилие от рулевого колеса сообщается на среднюю тягу, передающую его на тяги колес через шарнирное соединение. Такая схема используется на автомобилях Kia Rio, оснащенных гидроусилителем руля. Она включает и маятниковый рычаг, задающий жесткую плоскость смещения верхней тяги в трапеции.
  2. В реечном рулевом управлении Kia Rio используется всего две тяги - по одной на каждую сторону. В зависимости от модели автомобиля и его конструктивных особенностей, они могут располагаться либо на концах рулевой рейки, либо в ее средней части.

Расположенные на концах рейки, тяги в меньшей степени подвержены износу, поскольку энергия удара полностью гасится подвеской. Центральное присоединение тяг увеличивает восприимчивость рулевого управления к неровностям и толчкам. Большинство современных автомобилей Kia Rio оснащаются именно рулевой рейкой, поэтому конструкция предусматривает только две тяги.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВЫХ ТЯГ Kia Rio

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют о большом износе рулевого управления. Рулевая тяга Kia Rio подлежит замене, если при движении будут замечены такие симптомы:

  • постукивания со стороны передней подвески, особенно на неровностях;
  • биение руля – неровности дороги и воспринимаемые удары подвески ощущаются на рулевом колесе;
  • вибрации и стуки при повороте руля, особенно на стоящей на месте машине;
  • люфт и (или) тугое вращение рулевого колеса Kia Rio;
  • рыскание» – автомобиль плохо держит заданный курс, приходится все время подруливать, особенно на высокой (свыше 70 км/ч) скорости;
  • подклинивание рулевого управления.

Визуальный осмотр и проверка руля Kia Rio на стоящей машине также может оказаться информативным:

  1. Трещины, разрывы и потертости на защитных чехлах наконечников. Часть пыльников и грязезащитных чехлов располагается в недоступном для визуального осмотра месте. В этом случае следует воспользоваться поворотным зеркальцем на длинной ручке, либо специальным эндоскопом.
  2. Сильная ржавчина, отслоение металла на рулевых тягах Kia Rio и других элементах рулевого управления. Подобные дефекты возникают у автомобилей, которые длительное время стояли без движения в замкнутых помещениях с высокой влажностью.
  3. Постукивания, хруст, вибрации при вращении руля и работе рулевых тяг Kia Rio на заглушенном автомобиле. Для такой диагностики потребуется помощник, который будет вращать руль.
  4. Люфт тяги при рывковой нагрузке на колесо попеременно, то с левой, то с правой стороны.

При большом износе элементов рулевого управления Kia Rio может наблюдаться не один или два, а сразу несколько симптомов. Поэтому откладывать визит в автосервис нельзя: внезапно вышедшее из строя рулевое управление может привести к трагическим последствиям. При появлении подклинивания руля необходимо как можно скорее прекратить движение, и доставить автомобиль в автосервис на эвакуаторе. Самостоятельное движение машины с подобной неисправностью крайне опасно – в любой момент руль может просто заклинить.




ЧАСТОТА ЗАМЕНЫ РУЛЕВЫХ ТЯГ Kia Rio

В зависимости от модели автомобиля Kia Rio определяется ресурс рулевого управления и тяг в частности. В большинстве случаев ресурс составляет более 100 тыс. км, однако следует понимать, что наконечники рулевой тяги будут ломаться гораздо чаще: ресурс существенно зависит от особенностей эксплуатации автомобиля и характера езды.

При агрессивном вождении, игнорировании неровностей (особенно во время поворотов на скорости), а также при движении юзом ресурс всех узлов рулевого управления Kia Rio будет сокращаться. Также сокращается ресурс рулевой тяги при эксплуатации автомобиля с неисправными наконечниками или маятниковым рычагом, если машина оснащена червячным рулевым управлением. В этом случае возникший в одном элементе люфт передается на рулевую тягу, и через нее на шарнир. Не компенсируемые ничем удары приводят к быстрому износу узла и могут послужить причиной повреждения рейки или червячной передачи.

При покупке подержанного автомобиля Kia Rio уделяется пристальное внимание работе рулевого управления. Если нет явных признаков износа, то задумываться о замене рулевых тяг сразу не придется. Даже если наконечники вышли из строя, не стоит спешить с заменой тяги – вполне вероятно, она способна «проходить» еще несколько десятков или даже сотен тысяч километров.

При длительной стоянке автомобиля, особенно на открытом воздухе, вероятность замены рулевых тяг несколько возрастет. При простое свыше полугода с большой долей вероятности может потребоваться замена пыльников и чехлов. В случае если автомобиль Kia Rio стоит без движения в течение года и более, вероятность замены рулевых тяг возрастает многократно, поскольку через микротрещины пыльников проникают частички пыли и влаги, а сами подшипники и шарниры закисают и деформируются в местах контакта.




ТОНКОСТИ И НЮАНСЫ ЗАМЕНЫ РУЛЕВЫХ ТЯГ

Для замены рулевых тяг Kia Rio автовладельцу придется посетить автомобильный технический центр. Это связано с невозможностью проведения таких работ на улице и даже в гараже – потребуется не только специальный инструмент, но и знания. К тому же, с большой долей вероятности техцентр все равно придется посетить для регулировки угла установки колес Kia Rio (развал – схождение).

При замене рулевых тяг стоит поменять и наконечники. Теоретически, можно использовать и старые детали, но в этом случае может потребоваться новый ремонт, и, соответственно, экономия оказывается сомнительной. Кроме того, новые оригинальные детали имеют полный ресурс, что положительно скажется на комфорте владения автомобилем.

Некоторые умельцы пытаются не заменить рулевые тяги Kia Rio, а отреставрировать их. Однако смысла подобная процедура лишена – реставрация не всегда возможна, и не всегда обеспечивает восстановление даже 10% ресурса новой детали. А вот стоимость подобного «ремонта» практически не уступает полноценной замене узла в сборе. Единственный вариант «реставрации», который приемлем – своевременная замена потрескавшихся грязезащитных чехлов и пыльников.

Рулевое колесо Киа Рио 3

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5 о . Можно определить люфт и в линейных единицах (мм) по формуле

L = (5 о /360 о )πD,

где L — люфт рулевого колеса, мм; D — наружный диаметр рулевого колеса, мм.

Для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен превышать 16 — 17 мм.

Для проверки свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio вам потребуются:

— мел (или проволока) для нанесения меток;

1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

2. Установите и закрепите линейку на панель приборов так, чтобы плоскость линейки касалась наружной поверхности обода рулевого колеса. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо вправо до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку).

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

3. Не меняя положение линейки, поверните рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес. В таком положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку).

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобиля KIA Rio

4. Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше, необходимо установить причину и устранить ее.

Рулевое управление

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Элементы рулевого управления автомобиля с гидроусилителем руля: 1 – рулевое колесо; 2 – рулевая колонка; 3 – промежуточный вал; 4 – картер рулевого механизма; 5 – трубки подвода жидкости к камерам гидроцилиндра; 6 – нагнетательная магистраль гидроусилителя; 7 – насос гидроусилителя; 8 – шланг наполнительной магистрали; 9 – бачок гидроусилителя; 10 – сливная магистраль гидроусилителя; 11 – правый наконечник рулевой тяги; 12 – рулевая тяга; 13 – защитный чехол рулевого механизма; 14 – левый наконечник рулевой тяги.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем руля: 1 – правый наконечник рулевой тяги; 2 – рулевая тяга; 3 – защитный чехол; 4 – цилиндр; 5 – опора рулевого механизма; 6 – скоба опоры рулевого механизма; 7 – трубки подвода жидкости к камерам гидроцилиндра; 8 – картер рулевого механизма; 9 – вал-шестерня; 10 – левый наконечник рулевой тяги.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Места крепления рулевого механизма к подрамнику.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Рулевая тяга с шарниром.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Наконечник рулевой тяги.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Рулевая колонка: 1 – выключатель зажигания; 2 – вал рулевой колонки; 3 – верхний кронштейн крепления колонки; 4 – верхняя наружная труба; 5 – нижняя внутренняя труба; 6 – нижняя опора рулевой колонки; 7 – верхний карданный шарнир; 8 – промежуточный вал; 9 – нижний карданный шарнир.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Трубка нагнетательной магистрали.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Насос гидроусилителя рулевого управления с датчиком давления: 1 – корпус; 2 – шкив; 3 – штуцер нагнетательной магистрали; 4 – датчик давления; 5 – отверстие наполнительной магистрали; 6 – крышка.

Рулевое управление Киа Рио 3 (2011)

Трубка сливной магистрали.
Рулевое управление автомобиля – с травмобезопасной рулевой колонкой, которая имеет возможность складываться, чтобы исключить получение водителем травм при аварийном наезде автомобиля на препятствие.
Это обеспечивается конструкцией рулевой колонки, состоящей из двух металлических труб. Нижняя внутренняя труба установлена в верхней наружной трубе. При фронтальном столкновении автомобиля с препятствием соединение труб позволяет им перемещаться относительно друг друга.
Рулевой механизм типа «шестерня – рейка». Приводная шестерня, расположенная в рулевом механизме, при повороте рулевого колеса перемещает зубчатую рейку, которая через рулевые тяги с наконечниками, соединенными с поворотными кулаками, поворачивает колеса автомобиля.
Рулевой механизм крепится к подрамнику четырьмя болтами. С левой стороны два болта крепят картер рулевого механизма, а с правой стороны два болта крепят его цилиндр посредством резиновой опоры и скобы.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков. Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир – резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце – резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги. В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники разные.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом, закрепленным на картере рулевого механизма и на рулевой тяге хомутами.
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.
На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо. Рулевая колонка прикреплена к каркасу панели приборов.
На автомобили устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления, служащий для облегчения управления автомобилем.
В систему гидроусилителя входят рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости, соединительные трубки и шланги магистралей.
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.
На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру – со сливом. При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля. При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке на кронштейне, закрепленном на правом брызговике. Для контроля уровня жидкости на полупрозрачный корпус бачка нанесены метки MIN и MAX для двух состояний гидроусилителя: когда рабочая жидкость холодная и когда – горячая после работы гидроусилителя.

Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

Техобслуживание системы рулевого управления Киа Рио

На все модификации автомобилей Киа Рио устанавливают рулевое управление с гидроусилителем и механизмом рулевой рейки.

Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, оснащенного гидроусилителем, и двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.

Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя, в центральной накладке рулевого колеса установлена клавиша включения звукового сигнала.

В зависимости от комплектации автомобиля Киа Рио может быть установлено рулевое колесо с клавишами управления аудиосистемой и клавишами управления телефоном. Ступица рулевого колеса прикреплена гайкой к валу рулевой колонки.


Рис.17. Детали рулевой колонки Киа Рио

1- нижний карданный шарнир промежуточного вала; 2- промежуточный вал; 3- верхний карданный шарнир промежуточного вала; 4, 6- кронштейн крепления рулевой колонки; 5- корпус рулевой колонки; 7- выключатель (замок) зажигания.

Рулевая колонка (рис.17) травмобезопасное, регулируемая по высоте, оборудована противоугонным устройством в замке зажигания, блокирующим вал рулевого колеса.

Промежуточный вал рулевого управления соединен с валом рулевого механизма карданным шарниром. На рулевой колонке размещены также органы управления светом фар, указателями поворота, омывателем и очистителем ветрового стекла.


Рис.18. Рулевая рейка автомобиля Киа Рио

Механизм рулевой рейки Киа Рио (рис.18) установлен в подкапотном пространстве. Картер 15 рулевого механизма закреплен на поперечине передней подвески.

Давление рабочей жидкости в гидроусилителе создается насосом лопастного типа, который установлен на кронштейне двигателя и приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Установленный в насосе перепускной клапан поддерживает требуемое давление рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Бачок гидроусилителя рулевого управления (ГУР) Киа Рио установлен в подкапотном пространстве на кронштейне возле правой передней стойки и соединен шлангами с насосом гидроусилителя рулевого управления и магистралью возврата рабочей жидкости.

При отказе гидроусилителя рулевого управления возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.

Рулевые тяги 3 и 9 (см. рис.18) прикреплены к рейке рулевого механизма шаровыми шарнирами. Наконечники 1 и 11 рулевых тяг с помощью шаровых шарниров прикреплены к поворотным кулакам передней подвески.

От проворачивания на рулевых тягах наконечники зафиксированы контргайками 2 и 10. Вращением наконечника на рулевой тяге регулируют схождение управляемых колес.

Снятие и установка рулевой колонки Киа Рио

Рулевая колонка автомобилей Kia Rio - один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому замените установленные в рулевой колонке валы рулевого управления при наличии следующих дефектов:

- деформация или повреждение промежуточного вала В, люфт в карданном шарнире Б, повреждение его клеммовых соединений А с валом рулевого управления и валом-шестерней механизма рулевой рейки;

- деформация или повреждение вала рулевого управления А;

- повреждение шлицев соединения вала со ступицей Б рулевого колеса;

- повреждение механизма регулировки положения рулевой колонки.

Операции по замене рулевой колонки Киа Рио:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Снимите рулевое колесо.

- Удалите кожух рулевой колонки.

- Снимите контактное кольцо подушки безопасности.

- Снимите подрулевые переключатели.

- Демонтируйте нижний декоративный щиток панели приборов.

- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от контактной группы.

- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов антенного блока иммобилизатора и отсоедините колодку блока от переходной колодки.

- Отожмите фиксатор и отсоедините держатель жгута проводов подрулевых переключателей, контактного кольца и выключателя (замка) зажигания.

- Выверните стяжной болт клеммового соединения нижнего карданного шарнира и снимите нижний шарнир с вала-шестерни рулевого механизма.

- Отверните болт нижнего крепления и отверните две гайки шпилек верхнего крепления рулевой колонки Киа Рио.

- Снимите рулевую колонку.

- Выверните стяжной болт клеммового соединения верхнего карданного шарнира и снимите верхний шарнир промежуточного вала с рулевого вала,

- Установите рулевую колонку, промежуточный вал и все детали в порядке, обратном снятию.

Замена механизма рулевой рейки Киа Рио

Рулевую рейку Киа Рио снимают для ремонта или замены. Однако учитывайте, что рулевой механизм - это важнейший элемент обеспечения безопасности движения.

Неквалифицированный ремонт рулевого механизма может привести к тяжелым последствиям, поэтому при необходимости ремонтируйте его только в специализированной мастерской или заменяйте новым.

Работы по замене механизма рулевой рейки Kia Rio:

- Снимите поперечину передней подвески.

- Отверните гайки крепления термоэкрана и снимите термоэкран.

- Выверните болт крепления держателя обратного трубопровода к кронштейну на скобе и отведите трубопровод в сторону.

- Выверните четыре болта крепления рулевого механизма к поперечине и снимите рулевой механизм.

- Отверните гайку крепления обратного трубопровода и снимите трубопровод.

- Открутите гайку напорного провода и демонтируйте трубопровод.

- Отверните гайки крепления трубопроводов рулевого механизма Киа Рио.

- Снимите трубопроводы механизма рулевой рейки.

- Демонтируйте кронштейн и резиновую втулку с рулевого механизма. Замените порванную или потрескавшуюся резиновую втулку.

- Вытяните резиновый уплотнитель из зацепления с фиксаторами и снимите резиновый уплотнитель с рулевого механизма.

- Установите детали в порядке, обратном снятию. Заполните систему гидроусилителя руля рабочей жидкостью и удалите из нее воздух.

Замена и ремонт редуктора рулевой рейки Киа Рио

Операции по демонтажу редуктора рулевой рейки Киа Рио:

- Снимите переднее колесо.

- Отсоедините напорный и возвратный шланги и слейте жидкость из системы ГУР Киа Рио.

- Отверните гайку и отсоедините тягу стабилизатора с узлом передней стойки.

- Открутите гайку и отсоедините наконечник рулевой тяги от переднего моста.

- Отверните гайку и снимите нижний рычаг.

- Выверните болт, затем отсоедините узел кардана от приводной шестерни рулевого механизма.

- Заблокируйте рулевое колесо в положении прямолинейного движения, чтобы предотвратить повреждение спиральной пружины при снятии-установке рулевого колеса.

- Снимите резиновый элемент подвески.

- Отвернув крепежные гайки и сняв болты крепления реактивной штанги, снимите поперечину с кузова.

- Выверните болты, отверните гайки и снимите передний подрамник.

- Выкрутите крепежные болты и снимите рулевой редуктор с поперечины.

- Установка производится в обратном порядке.

- Залейте в резервуар жидкость для гидроусилителя рулевого управления.

- Выпустите воздух из системы ГУР.

Операции по разборке редуктора рулевой рейки Киа Рио:

- Снимите наконечник соединительной тяги.

- Удалите пылезащитный чехол с шарового шарнира.

- Снимите хомут гофрированного чехла.

- Отсоедините фиксатор гофрированного чехла.

- Потяните сильфон наружу по направлению к поперечной рулевой тяге.

- Проверьте наличие ржавчины на рейке при замене сильфонов.

- Отсоедините питающую трубку от корпуса рулевой рейки Киа Рио.

- Медленно перемещая рейку, слейте жидкость из ее корпуса.

- Отожмите зубилом язычок стопорной шайбы, скрепляющей поперечную рулевую тягу и рейку.

- Демонтируйте наконечник соединительной тяги.

- Снимите поперечную рулевую тягу с рейки. Действуйте осторожно, чтобы не скрутить рейку.

- Отверните стопорную гайку заглушки зажима.

- Снимите заглушку зажима с помощью головки 14 мм.

- Отверните стопорную гайку и снимите заглушку зажима, пружину опоры и зажим опоры рулевой рейки с редуктора.

- Когда стопорное кольцо появится в прорези цилиндра корпуса рейки, поверните стопор рейки по часовой стрелке и выньте стопорное кольцо.

- Когда стопорное кольцо появится в прорези цилиндра корпуса рейки, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо.

- Выньте втулку и рейку из корпуса.

- Снимите уплотнительное кольцо со втулки рулевой рейки Киа Рио.

- Снимите сальник со втулки рейки.

- Выньте клапан из корпуса с помощью мягкого молотка.

- Используя специальный инструмент, снимите с корпуса клапана сальник и шариковый подшипник.

- Выньте сальник и кольцевое уплотнение из корпуса рулевой рейки.

- Действуйте осторожно, чтобы не повредить цилиндр клапана приводной шестерни, расположенный в корпусе рейки.

- С помощью специальных инструментов извлеките сальник из корпуса рейки.

- Сборка проводится в порядке, обратном порядку разборки.

Замена насоса гидроусилителя рулевого управления Киа Рио

Для замены насоса ГУР Киа Рио выполните следующие операции:

- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.

- Ослабьте хомут крепления к насосу гидроусилителя рулевого управления питающего шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки.

- Сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от патрубка насоса.

- Слейте рабочую жидкость из бачка ГУР Kia Rio в заранее подготовленную емкость.

- Отожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого управления и разъедините колодки.

- Извлеките держатель жгута проводов из кронштейна на корпусе насоса гидроусилителя рулевого управления.

- Выверните болт-штуцер напорного трубопровода и снимите болт вместе с уплотнительной шайбой.

- Отсоедините от насоса напорный трубопровод с уплотнительной шайбой, установленной под ней. При этом возможно вытекание небольшого количества рабочей жидкости из трубопровода насоса.

- Снимите уплотнительную шайбу.

- С помощью шприца откачайте остатки рабочей жидкости из насоса ГУР Киа Рио.

- Выверните два болта крепления насоса к кронштейну двигателя (второй болт находится под шкивом насоса) и снимите насос с кронштейна двигателя.

- Отожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого управления.

- Выверните два болта крепления трубопровода подводящего контура гидроусилителя и снимите трубопровод.

- Подденьте отверткой уплотнительное кольцо и снимите кольцо с насоса гидроусилителя.

- Выверните датчик давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио.

- Для предотвращения попадания грязи в насос заглушите отверстия трубопровода и датчика давления.

- Зафиксировав насос любым доступным способом, выверните клапан напорного трубопровода.

- Удерживая монтажной лопаткой шкив насоса от проворачивания, отверните гайку крепления шкива и снимите шкив насоса ГУР.

- Установите насос ГУР Киа Рио в порядке, обратном снятию.

- Смонтируйте ремень привода вспомогательных агрегатов.

- Залейте жидкость в систему гидроусилителя руля и удалите из нее воздух.

Замена наконечника рулевой тяги Киа Рио

Работу удобнее выполнять на подъемнике. Можно выполнить ее и на автомобиле, установленном на надежные опоры.

Замена наконечника показана на примере левой рулевой тяги, наконечник правой тяги заменяйте аналогично. Резьба левого наконечника правая, а правого - левая.

Работы по замене наконечника рулевой тяги Киа Рио:

- Поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля со стороны заменяемого наконечника. Снимите колесо.

- Сомкните усики шплинта гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги и извлеките шплинт из отверстия пальца.

- Отверните гайку крепления шарового пальца наконечника к рычагу поворотного кулака передней подвески.

- Установите съемник шаровых шарниров и выпрессуйте палец наконечника рулевой тяги из рычага поворотного кулака передней подвески.

- Измерьте и запомните длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес. Разница значений длины свободных резьбовых частей рулевых тяг должна быть не более 3 мм.

- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги Kia Rio.

- Отверните наконечник от рулевой тяги, подсчитывая количество оборотов, чтобы при установке нового наконечника по возможности не изменилось схождение колес.

- Установите новый наконечник в порядке, обратном снятию, ввернув его в рулевую тягу на число оборотов, подсчитанное при снятии, и затяните контргайку.

- Повторно измерьте длину свободной части резьбы рулевой тяги. Она должна соответствовать значению, измеренному ранее.

- Если значение не соответствует, ослабьте контргайку и либо навинтите, либо свинтите наконечник в зависимости от того, увеличилась или уменьшилась длина свободной части резьбы. Затяните контргайку и повторите проверку.

Замена рулевой тяги Киа Рио

Рулевую тягу заменяют сравнительно редко, обычно при ее повреждении (деформация или срыв резьбы).

Узел крепления рулевой тяги к рейке рулевого механизма на автомобиле труднодоступен, поэтому в случае повреждения рулевой тяги для ее замены рекомендуем снять с автомобиля рулевой механизм в сборе с тягами.

Замену рулевой тяги Киа Рио производите в следующем порядке:

- Снимите рулевой механизм.

- Измерьте и запомните длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес.

- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги.

- Отверните наконечник от рулевой тяги Киа Рио, подсчитывая количество оборотов, чтобы при установке нового наконечника по возможности не изменилось схождение колес.

- Ослабьте наружный хомут крепления чехла тяги, сжав его отогнутые ушки, и снимите хомут с чехла.

- Ослабьте замок внутреннего хомута чехла тяги.

- Сдвиньте чехол по тяге и отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги Киа Рио.

- Отсоедините рулевую тягу от рейки.

- Снимите чехол с рулевой тяги.

Установите рулевую тягу и все детали в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

- проверьте защитный чехол рулевой тяги. Если на чехле обнаружены трещины, замените его;

- установите новые хомуты крепления защитного чехла рулевой тяги.

Замена бачка гидроусилителя рулевого управления Киа Рио

Заменяйте бачок при чрезмерном загрязнении и повреждении расположенного в нем фильтра.

Операции по замене бачка ГУР Киа Рио:

- Сжав отогнутые ушки хомута крепления, сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от трубопровода насоса.

- Слейте рабочую жидкость из гидроусилителя в заранее подготовленную емкость и соедините шлаг с трубопроводом.

- Отожмите фиксаторы крепления бачка гидроусилителя рулевого управления и снимите бачок с кронштейна.

- Сжав отогнутые ушки хомутов крепления, сдвиньте хомуты вдоль шлангов.

- Отсоедините питающий и обратный шланги, а затем снимите бачок ГУР Киа Рио.

- Установите бачок гидроусилителя рулевого управления в порядке, обратном снятию.

- Долейте жидкость в бачок до метки «МАХ» и удалите воздух из системы гидроусилителя руля.

Замена рабочей жидкости и прокачка системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио

Согласно рекомендации завода-изготовителя жидкость в системе ГУР Киа Рио не меняют в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Однако если жидкость в бачке сильно загрязнена и потемнела, то ее следует заменить. При сильном загрязнении и потемнении жидкости проверьте исправность насоса гидроусилителя рулевого управления. Возможно, его необходимо заменить.

Для замены рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля Kia Rio выполните следующее:

- Поднимите переднюю часть автомобиля до момента отрыва колес от поверхности площадки и установите на опоры.

- Снизьте давление в системе питания двигателя.

- Ослабьте хомут крепления к трубопроводу насоса гидроусилителя руля питающего шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки.

- Сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от трубопровода насоса ГУР Киа Рио.

- Слейте рабочую жидкость из бачка гидроусилителя в заранее подготовленную емкость.

- Выверните болт-штуцер напорного трубопровода и снимите болт вместе с уплотнительной шайбой.

- Отсоедините от насоса напорный трубопровод с уплотнительной шайбой, установленной под ней. При этом возможно вытекание небольшого количества рабочей жидкости из трубопровода насоса. При сборке замените уплотнительные шайбы новыми.

- Опустите отсоединенные питающий и напорный трубопроводы в заранее подготовленную емкость.

- Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя рулевого управления, два-три раза включив стартер и поворачивая рулевое колесо в обе стороны до упора.

- Присоедините к насосу ГУР Киа Рио трубопроводы и шланги, залейте жидкость в бачок и удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого управления.

Необходимость в прокачке возникает при попадании в гидравлическую систему воздуха во время замены жидкости, проведения ремонтных работ или при нарушении герметичности при эксплуатации.

Признаком наличия воздуха в системе является подклинивание рулевого колеса при попытке резкого поворота. Кроме того, насос издает повышенный шум в момент поворота рулевого колеса, а жидкость в бачке обычно вспенивается.

Для прокачки системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио выполните следующее:

- Залейте рабочую жидкость в систему гидроусилителя до метки «МАХ» на стенке бачка.

- Пустите двигатель, поверните рулевое колесо пять-шесть раз в обе стороны до упора.

- Заглушите двигатель и долейте рабочую жидкость до метки «МАХ».

- Повторяйте пп. 2-3 до тех пор, пока уровень в бачке не перестанет понижаться.

Читайте также: