Схема ручного тормоза газ 52

Обновлено: 15.04.2024

Схема ручного тормоза газ 52

Цель работы. Изучить внешние отличительные признаки применяемых при обслуживании материалов, периодичность замены масел и порядок проверки их уровня, расположение, периодичность и правила заполнения консистентной Смазкой подшипниковых узлов и шарниров; периодичность и порядок обслуживания различных фильтров, места проверки креплений и порядок подтяжки ослабленных креплений, порядок регулировки отдельных механизмов и узлов, порядок проверки отдельных параметров автомобиля.

Оборудование рабочего места. Агрегат АТО-4822 автомобиль ГАЗ-52, комплект инструмента и принадлежностей к автомобилю, комплект приспособлений и приборов для диагностирования автомобиля динамометрический ключ, приспособление для проверки натяжения ремней КИ-6289 или КИ-8920, нагрузочная вилка.

Уход за автомобилем после возвращения из рейса следует проводить в таком порядке:

  • провернуть на 1. 2 оборота рукоятку фильтра грубой очистки масла;
  • убрать кабину и платформу; если пол под ковриком сырой, то коврик завернуть на сторону для просушки пола;
  • очистить автомобиль снаружи и при необходимости вымыть его; если мойка проводится под большим давлением, то после мойки смазать шарнирные соединения шасси;
  • при хранении автомобиля вне гаража в холодное время года слить воду из системы охлаждения.

Первое техническое обслуживание

ТО-1 следует проводить в таком порядке.

Выполнить операции ежедневного обслуживания.

В течение первых трех ТО-1 на новом автомобиле или вышедшем из ремонта проверять в 2. 3 приема затяжку гаек шпилек головки блока; в дальнейшем гайки подтягивать при каждом ТО-2 порядок затяжки гаек показан на рисунке 27; момент затяжки должен составлять 67. 72 Н-м.

Проверить и при необходимости подтянуть следующие крепления:

  • двигателя к раме;
  • фланца приемной трубы глушителя;
  • опоры промежуточного вала;
  • фланцев карданных валов;
  • привода стояночного тормоза;
  • колес и полуосей;
  • поворотных рычагов и пальцев рулевого управления;
  • картера рулевого управления к раме;
  • сошки на валу рулевого управления;
  • крышек подушек рессор, при этом момент затяжки болтов должен составлять для передних рессор 70Н-м, для задних— ПО Н-м;
  • стремянок рессор, при этом момент затяжки гаек должен составлять для передних рессор 180. 200 Н-м, для задних — 220. 250 Н-м;
  • кабины к раме;
  • платформы к поперечным брусьям и брусьев к раме;
  • аккумуляторной батареи, генератора и проводов;
  • при этом особое внимание нужно обращать на надежное соединение массы реле-регулятора с массой генератора.

Проверить с помощью приспособления К.И-6289 натяжение ремня вентилятора; оно должно быть таким, чтобы при нажатии посередине ветви шкив вентилятора — шкив генератора усилием 40 Н прогиб ремня составлял 5. 8 мм.

Слить отстой из бензинового фильтра-отстойника. Проверить свободный ход педали сцепления, который должен быть равен 35. 45 мм; при необходимости отрегулировать свободный ход изменением длины тяги, соединяющей вилку выключения сцепления с рычагом на валике педали.

Проверить величину свободного хода педали тормоза; если свободный ход выходит за пределы 8. 14 мм, то выявить причину неисправности.

В случае подтекания тормозной жидкости в систему может попасть воздух и педаль тормоза будет «проваливаться».

Для удаления воздуха из системы необходимо 28:

  • заполнить главный цилиндр тормозной жидкостью;
  • на цилиндре правого заднего колеса снять колпачок перепускного клапана и надеть вместо него специальный резиновый шланг длиной 350. 400 мм, свободный конец шланга опустить в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью;
  • отвернуть на пол оборота перепускной клапан, после чего не сколько раз быстро на
  • жать на педаль и медленно отпустить ее;
  • по окончании прокачки нажать на педаль, завернуть перепускной клапан, после чего надеть на него колпачок;
  • прокачать последовательно передний правый, передний левый и задний левый тормоза.

Если тормозная система заполнена жидкостью, но свободный ход педали не соответствует 8. 14 мм, то необходимо отрегулировать тормоза в следующем порядке 29:

  • поднять колесо;
  • вращая колесо вперед, поворачивать эксцентрик передней колодки до тех пор, пока колодка не затормозит колесо;
  • постепенно отпускать эксцентрик до тех пор, пока колесо не начнет свободно вращаться вперед;
  • таким же приемом отрегулировать заднюю колодку, вращая при этом колесо назад;
  • при текущей регулировке нельзя вращать опорные пальцы; эти пальцы используются лишь при регулировке отремонтированных или новых колодок.

Если после прокачки и регулировки тормозов свободный ход педали тормоза выходит за пределы 8. 14 мм, то необходимо отрегулировать зазор между толкателем 2 и поршнем 3, как показано на рисунке 30. Для этого достаточно отсоединить тягу от педали, а затем, вворачивая ее в толкатель или выворачивая из толкателя, установить свободный ход педали, равный 8. 14 мм.

Проверить состояние и надежность крепления зубчатого сектора и рычажной системы ручного тормоза; при необходимости отрегулировать тормоз в следующем порядке 31:

  • поднять домкратом одно заднее колесо;
  • поставить рычаг 3 в крайнее переднее положение;
  • завернуть регулировочный винт 1 так, чтобы тормозной барабан усилием рук не проворачивался;
  • отрегулировать длину тяги 4 так, чтобы рычаг 7 упирался в разжимной стержень 9, после чего отвернуть вильчатый наконечник 5 на 2. 3 оборота;
  • отпустить регулировочный винт 1 настолько, чтобы барабан свободно вращался.

Прочистить вентиляционные отверстия в пробках батареи и проверить уровень электролита, который Должен быть на 10. 15 мм выше предохранительного Щитка, установленного над сепараторами.

Проверить состояние шин и давление воздуха в шинах, которое в холодных шинах должно составлять для передних колес 0,3 МПа, для задних — 0,4 МПа.

Проверить состояние крышки и ротора распределителя, протереть крышку, ротор и свечи тряпкой, смоченной в бензине.

Проверить уровень жидкости 5СК или ГТЖ в главном цилиндре гидротормоза; он должен быть на 20 мм ниже кромки наливного отверстия.

Сменить через каждые два ТО-1 масло в картере двигателя 7 л, промыть воздушный фильтр карбюратора и сменить в нем масло 0,35 л.

При работе в условиях большой запыленности воздуха масло в картере двигателя менять при каждом ТО-1, в воздушном фильтре — через день. Рекомендуются масла: для всех сезонов — M8Bi AC-8; зимой — М43/6В, АСЗп-6; летом — М10Б, АСЗп-10.

Второе техническое обслуживание ТО-2 включает в себя операции ТО-1 и дополнительно необходимо выполнить следующие операции.

Ослабить ремень вентилятора и проверить, нет ли ощутимого радиального и осевого зазора в подшипниках вала водяного насоса.

Проверить и при необходимости подтянуть крепления вентилятора к ступице шкива и шкива на валу водяного насоса, шкива коленчатого вала, впускной и выпускной труб двигателя, главного тормозного цилиндра, стартера к двигателю, поддона картера двигателя, картера коробки передач к картеру сцепления, фланцевых соединений заднего моста, подножек, крыльев и брызговиков. Расшплинтовать гайки болтов крепления двигателя, подтянуть их и вновь зашплинтовать.

Проверить состояние карданных шарниров по осевому и угловому зазору; проверить состояние шлицевого соединения и опоры промежуточного вала.

Проверить затяжку гаек шпилек головки блока см. 27.

Слить отстой из бензинового бака.

На новом автомобиле или вышедшем из ремонта отрегулировать зазоры между клапанами и толкателями; в дальнейшем эту операцию выполнять через одно ТО-2. Для регулировки зазора необходимо:

  • снять с картера маховика крышку смотрового люка 33;
  • вывернуть свечу первого цилиндра, закрыть пальцем свечное отверстие и, вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, установить начало сжатия в первом цилиндре;
  • медленно вращать коленчатый вал до совпадения стрелки-указателя с шариком на ободе маховика;
  • снять крышки клапанной коробки;
  • отрегулировать зазор у выпускных клапанов 1-го, 3-го и 5-го цилиндров и впускных клапанов 1-го, 2-го и 4-го цилиндров 34;
  • провернуть коленчатый вал на 1 оборот и отрегулировать зазор у остальных клапанов.
  • Номинальный зазор между клапанами и толкателями на холодном двигателе составляет у впускных клапанов 0,20. 0,23 мм, у выпускных — 0,25. 0,28 мм:
  • Снять тормозные барабаны, проверить состояние колодок и поверхностей барабанов;
  • убедиться в отсутствии течи из колесных цилиндров;
  • расшплинтовать, подтянуть и вновь зашплинтовать гайки крепления щитов;
  • при необходимости поменять колеса местами.

Проверить регулировку подшипников ступиц колес. Для регулировки подшипников переднего колеса необходимо:

  • расшплинтовать и ослабить гайку регулировки подшипников на 1/2 оборота;
  • проверить, свободно ли вращается колесо;
  • в случае торможения устранить его причину задевание тормозных накладок, заедание сальников или подшипника и пр.;
  • поворачивая периодически колесо, затянуть регулировочную гайку так, чтобы после толчка рукой колесо остановилось;
  • отпустить гайку на 3. 4 прорези коронки до совпадения прорези с отверстием для шплинта;
  • провернуть колесо сильным толчком за шину, при этом колесо должно сделать не менее шести оборотов.

Такими же приемами выполняется регулировка подшипников заднего колеса, при этом гайка затягивается.

До отказа ключом длиной 350. 400 мм, а затем отпускается на 2 оборота. При проверке правильности регулировки подшипников в пути допускается небольшой нагрев ступиц.

Проверить угол развала передних колес. Для этого поставить передние колеса на горизонтальную площадку и, пользуясь специальным угольником, замерить, расстояние В 36. от верхней и Г от нижней точки обода до угольника. Разность размеров Г я В должна составлять 6. 10 мм. Если она меньше 6 мм, то это указывает на возможный повышенный износ втулок и шкворня поворотного кулака. Износ обнаруживается покачиванием поднятого переднего колеса в поперечной вертикальной плоскости.

Проверить щупом зазор между верхней головкой поворотного кулака и верхним торцом головки балки. Если зазор более 0,15 мм, то его необходимо уменьшить постановкой стальной регулировочной прокладки.

Проверить с помощью специальной линейки сходимость передних колес. Проверку проводить при нормальном давлении в шинах и несколько продвинутом вперед автомобиле для выбирания зазора в соединениях оси. Разность расстояний между серединами шин в горизонтальной плоскости на уровне оси колес должна находиться в пределах 1,5. 3,0 мм. При необходимости отрегулировать сходимость колес изменением длины поперечной тяги.

Проверить наличие зазоров в шарнирах продольной рулевой тяги; при увеличенном зазоре расшплинтовать пробку специальной отверткой, завернуть ее до отказа, отвернуть на l/2 оборота и зашплинтовать.

Проверить свободный ход рулевого колеса, закрепив на рулевой колонке прибор К-402 37. Если свободный ход больше 10°, выявить причину его увеличения.

При отсутствии зазора в шарнирах рулевых тяг проверить величину осевого перемещения червяка. Для этого приложить палец к ступице рулевого колеса и к кожуху рулевой колонки и, поворачивая колесо на небольшой угол вправо и влево, определить наличие осевного перемещения червяка. При ощутимом перемещении червяка отрегулировать осевой зазор в следующем порядке: снять рулевой механизм; снять нижнюю крышку картера, слив при этом масло; вынимая поочередно прокладки различной толщины, устранить осевое перемещение червяка;

проверить динамометром усилие на ободе колеса, которое должно быть равно 16. 22 Н.

Если осевое перемещение червяка отсутствует, то необходимо, не снимая рулевого механизма с автомобиля, проверить зазор в зацеплении червяк- ролик в следующем порядке:

  • поставить передние колеса прямо и отсоединить от сошки продольную рулевую тягу;
  • с помощью специального приспособления, закрепленного на раме, установить у конца сошки индикатор 38;
  • покачивая сошку, определить по индикатору величину ее перемещения; если сошка перемещается более чем на 0,3 мм, то отрегулировать зазор в зацеплении червяк — ролик;
  • Для проведения регулировки необходимо отвернуть колпачковую гайку, сдвинуть со штифта стопорную шайбу и, пользуясь специальным ключом, завернуть регулировочный винт до совпадения очередного отверстия со штифтом;
  • проверить динамометром усилие на ободе колеса.

Проверить герметичность амортизаторов. Если обнаружена течь, подтянуть гайку 4 резервуара 39; момент затяжки должен составлять 70. 80 Н-м. Если после этого течь не прекратилась, разобрать амортизатор, осмотреть сальники и уплотнительные кольца. По окончании проверки слить масло из амортизатора, отмерить порцию 0,33 л веретенного масла АУ и залить ее в амортизатор.

Протереть и осмотреть катушку зажигания и провода; при наличии на катушке следов перегрева или подтекания наполнителя заменить ее.

Проверить состояние щеток генератора и легкость перемещения их в щеткодержателях; продуть генератор воздухом и протереть коллектор ветошью, смоченной в бензине. Проверить состояние аккумуляторной батареи см. табл. 2.

Очистить и продуть воздухом гнезда свечей; вывернуть свечи и очистить их на приборе для очистки 514-2М; отрегулировать зазоры между электродами; номинальное значение зазоров — 0,7. 0,8 мм.

Проверить чистоту и состояние рабочей поверхности контактов прерывателя; при необходимости зачистить контакты надфилем или мелкой наждачной бумагой зернистостью 150.

Установить контакты в положение максимального размыкания и проверить щупом зазор между ними, который должен быть равен 0,35. 0,45 мм 40; после регулировки зазора обязательно проверить установку зажигания.

Смазать моторным маслом см. 32. поз. 14 и 40:

Проверить с помощью прибора К-301, К-412, КИ-1093, Э-5 техническое состояние и параметры генератора и реле-регулятора.

Смазать моторным маслом шарниры тяг привода щеток стеклоочистителя и оси щеток стеклоочистителя закапать по 2. 3 капли.

Смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ось рычага стеклоочистителя.

При необходимости смазать моторным маслом защелку замка капота 1 точка; шарнирные соединения петель капота 10 точек. При необходимости смазать солидолом направляющие шипов дверей 2 точки, петли дверей 4 точки.

Через одно ТО-2 выполнить следующие операции: проверить состояние трубки вентиляции картера; сменить масло в коробке передач и в заднем мосту; снять ступицы колес; промыть детали и проверить осмотром состояние шеек кожухов, цапф поворотных кулаков, подшипников и сальников, отрегулировать затяжку подшипников. При сборке заложить в ступицы передних колес 250 г смазки литол-24, 1-13 или ЯНЗ-2.

Сезонное техническое обслуживание проводится весной и осенью совместно с очередным ТО-2. При этом необходимо провести следующие операции.

Выполнить работы, входящие в ТО-2.

Промыть систему охлаждения с целью удаления из нее накипи и осадков 42. Снять, разобрать и промыть фильтр грубой очистки масла. Промыть бензобак и продуть бензопроводы.

Промыть отопитель кабины и очистить запорный краник от грязи. Установить заслонку подогрева в положение, соответствующее предстоящему сезону 43.

Разобрать стояночный тормоз, промыть его детали, смазать их рабочие поверхности, а перед сборкой в корпуса разжимного и регулировочного механизмов заложить по 4. 5 г смазки 1—13 или других марок.

Снять стартер, продуть его сжатым воздухом, проверить состояние коллектора и высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм; проверить состояние контактов включения; при сборке смазать вал стартера моторным маслом.

Вынуть из оболочки трос гибкого вала привода спидометра, промыть его в керосине, протереть и смазать смазкой ГОИ-54 или ЦИАТИМ-201.

Один раз в год при проведении одного из сезонных ТО необходимо выполнить следующие работы:

  • разобрать карбюратор и промыть его детали; проверить пропускную способность жиклеров, производительность ускорительного насоса и уровень топлива в поплавковой камере;
  • разобрать распределитель и проверить состояние его деталей; вынуть из обоймы фильтр и очистить его, повернуть наружное кольцо шарикоподшипника на угол, соответствующий зоне износа дорожки качения шариков, заложить в подшипник и в крышку колпачковой масленки смазку № 158 или ЦИАТИМ-201;
  • разобрать генератор, промыть его подшипники и заложить в них смазку № 158 или ЦИАТИМ-201;
  • снять рулевые тяги, разобрать, промыть и проверить состояние деталей шарнирных соединений;
  • разобрать рессоры, смазать листы графитной смазкой 30% солидола, 30% графита, 40% трансформаторного масла;
  • повернуть шкворни в поворотных кулаках на 90°;
  • заменить трансмиссионное масло в картере рулевого механизма.

Отчет о работе. По указанию преподавателя дайте описание технологии обслуживания механизмов, агрегатов или систем; в необходимых случаях описание должно быть подкреплено схемой или рисунком.

Схема ручного тормоза газ 52

Тормозная система автомобиля состоит из тормозных механизмов и приводов к ним.

Тормозные механизмы устанавливают как на колесах автомобилей, так и на ведомом валу коробки (центральный тормоз). На автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и «Москвич-412» применяют колодочные тормозные механизмы.

Тормозной механизм колеса ГАЗ-53А устроен по схеме, показанной на рисунке Тормозной механизм колеса. Тормозные колодки имеют фрикционные накладки для увеличения коэффициента трения. Разжимным приспособлением служит гидравлический рабочий тормозной цилиндр 5 колеса.

Тормозится колесо следующим образом: при нажатии тормозной педали поршни цилиндра 5 раздвигают колодки и прижимают их накладками к внутренней поверхности тормозного барабана. Возникающая сила трения останавливает колесо. Для отключения тормоза автомобиля необходимо отпустить тормозную педаль. В этом случае пружина 6 оттянет колодки от тормозного барабана и колесо получит возможность свободно вращаться.

Механизм центрального тормоза автомобиля ГАЗ-53А

Механизм центрального тормоза автомобиля ГАЗ-53А:

а — устройство; б — схема действия;

1 — барабан; 2 — колодки; 3 — щит; 4 — разжимное устройство; 5 — рычаг ручного тормоза; 6 — зубчатый сектор; 7 — тяга; 8 — стяжная пружина; 9 — корпус регулировочного устройства.

Механизм центрального тормоза автомобиля ГАЗ-53А состоит из барабана 7, укрепленного на фланце ведомого вала коробки передач, двух колодок 2, присоединенных к кронштейну (щиту) 5, установленному на картере коробки передач, и разжимного устройства 4. Под действием рычага 5 разжимное устройство прижимает колодки к барабану и затормаживает ведомый вал коробки передач и карданный вал, а следовательно, и ведущие колеса автомобиля.

Привод тормозных механизмов

Различают механический, гидравлический и пневматический приводы тормозных механизмов.

Механический привод. На автомобиле ГАЗ-53А применяют механический привод для ручного тормоза. Этот привод состоит из рычага 5 с зубчатым сектором 6 и тяги 7 привода, действующей на устройство 4 для разжатия колодок.

В устройстве и действии гидравлического привода используют свойства жидкостей (закон Паскаля).

Гидравлический привод состоит из главного цилиндра 1, соединенного трубопроводами 2 с тормозными цилиндрами 3 колес

Вся система заполняется специальной тормозной жидкостью, не разъедающей резиновые детали системы.

Главный тормозной цилиндр автомобиля ГАЗ-53А

Главный тормозной цилиндр автомобиля ГАЗ-53А:

а — продольный разрез; б — детали;

1 — шток; 2 — защитный чехол; 3 и 5 — манжеты; 4 — поршень; 6 — возвратная пружина; 7 и 10 — клапаны; в — корпус; 9 — крышка; 11 — тройник; 12 — пробка; 13 — тормозная жидкость.

В главном цилиндре находится поршень 4 с уплотнительными манжетами 3 и 5, перемещаемый под действием штока соединенного с тормозной педалью. При нажатии педали поршень 4 нагнетает тормозную жидкость через клапан 7 в рабочие тормозные цилиндры колес.

После прекращения нажатия педали поршень возвращается в исходное положение пружиной 6. Эта же пружина удерживает клапан 10, через который жидкость возвращается в главный цилиндр по окончании торможения. Запас жидкости хранится в корпусе 8, расположенном в одной отливке с главным цилиндром. Корпус и цилиндр соединены между собой отверстиями, через которые жидкость перетекает из корпуса в цилиндр и обратно.

Уровень жидкости должен всегда находиться на расстоянии 15 — 20 мм от кромки заливного отверстия.

Тормозной цилиндр колеса автомобиля ГАЗ-53А

Тормозной цилиндр колеса автомобиля ГАЗ-53А:

а — продольный разрез; б — детали;

1 — колодки; 2 — защитные колпаки цилиндра; 3 — поршни; 4 — корпус; 5 — манжеты; 6 — штуцер; 7 — трубопровод; 8 — отверстие для удаления воздуха; 9 — отверстие для подвода жидкости; 10 — пружина.

В тормозных цилиндрах колес установлено по два поршня 3 с уплотнительными манжетами 5. Через штуцер 6 в пространство между поршнями нагнетается тормозная жидкость. Под ее давлением, достигающим приблизительно 7 — 8 Мн/м 2 (70 — 80 кгс/см 2 ), поршни расходятся и прижимают колодки 1 к тормозному барабану. Поршни тормозных цилиндров и колодки возвращаются в исходное положение под действие стяжных пружин колодок.

В случае попадания воздуха в трубопроводы гидравлического привода тормозов передача давления жидкостью значительно ухудшается, так как образуются воздушные «пробки» и весь ход поршня главного цилиндра расходуется лишь на сжатие воздуха в системе, тогда как поршни тормозных цилиндров колес остаются неподвижными и торможения не происходит.

Удаляют воздух из каждого тормозного цилиндра через перепускной клапан, ввинчиваемый в отверстие 8.

Жидкость в гидравлической системе тормозов подается от главного цилиндра 1 к цилиндрам 3 колес по металлическим трубкам 2 и специальным резиновым шлангам 7, выдерживающим высокие давления и воздействие масел. Такая конструкция позволяет управлять тормозами, несмотря на колебания колес и мостов.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-51А. Конструкция главного тормозного цилиндра, колодочных тормозов колес, гидравлического привода и центрального тормоза автомобиля ГАЗ-51А аналогична описанной в данном параграфе.

Гидровакуумный усилитель привода тормозов

Гидровакуумный усилитель привода тормозов автомобиля ГАЗ-53А:

А — разрежение; Б — воздух; В — тормозная жидкость;
I — IV — полости корпуса вакуумного усилителя;
1 — корпус вакуумной камеры; 2 — диафрагма; 3 — тарелка диафрагмы; 4 — толкатель поршня; 5 — пружина диафрагмы; 6 — вакуумный клапан; 7 — крышка корпуса; 8 — воздушный клапан; 9 — клапан управления; 10 — корпус гидравлического цилиндра; 11 — поршень; 12 — шариковый клапан; 13 — запорный клапан.

В тормозную систему автомобиля ГАЗ-53А включен гидровакуумный усилитель ножного тормоза, уменьшающий силу нажатия тормозной педали за счет использования разрежения во впускном трубопроводе двигателя. Усилитель состоит из вакуумной камеры 7, гидравлического цилиндра 10 и клапанной коробки, в которой помещен клапан 9 управления, соединенный с вакуумным 6 и воздушным 8 клапанами.

При нажатии тормозной педали жидкость из главного тормозного цилиндра по трубопроводу поступает в цилиндр 10 через отверстие в поршне 11, в котором помещен шариковый клапан 12, а затем в тормозную систему, производя торможение автомобиля.

По мере усиления нажатия педали и соответствующего повышения давления в тормозной системе клапан 9, поднимаясь, закрывает вакуумный клапан 6, разобщая между собой полости III и IV корпуса. При дальнейшем движении клапана 9 открывается воздушный клапан 8 и полость III корпуса сообщается с атмосферой.

Наружный воздух, попадая в корпус, преодолевает сопротивление пружины 5, перемещает диафрагму, толкатель и поршень 11, создавая дополнительное давление в гидравлической магистрали тормозной системы. Запорный клапан 13 автоматически разъединяет усилитель и впускную трубу при остановке двигателя. За счет разрежения в усилителе можно произвести два-три торможения.

Тормозная система ГАЗ-53

Тормозная система ГАЗ-53

Тормозная система ГАЗ 53 гидравлическая, состоит она из 3 механизмов: рабочих, запасных и стояночных тормозов. На самом деле система гидравлики одна, но разделенная на контуры, каждый из которых условно и считается запасным. Интересно еще и то, что тормозная система ГАЗ 53 имеет сигнализатор на приборной панели. То есть в случае падения давления внутри гидравлики об этом водителю сообщить красная лампа.

тормозная система газ 53

Схема тормозной системы Газ 53

Принцип работы тормозов в ГАЗ 53

тормоза газ 53

Конструкция самих тормозных прокладок идентичная, отличающаяся только размерами некоторых деталей. Износ колодок инспектируется через специальные отверстия (визуально). Объем тормозной жидкости в системе можно посмотреть через расширительный бачок, который расположен уже под капотом.

Именно с него должен начинаться ремонт тормозной системы ГАЗ 53.
А стояночный тормоз работает независимо по тягам. Так сделано по той причине, что в момент, когда двигатель не работает, поддерживать актуальное давление в гидроваккумной системе невозможно. Да и выходит из строя стояночный тормоз крайне редко, как правило, исключительно из-за износа колодок, которыми сжимается диск.

Неисправности тормозной системы

Основные неисправности тормозной системы ГАЗ-53 следующие:

газ 53 тормозная система

  1. Увеличение холостого хода педали тормоза (недостаточный уровень тормозной жидкости или непосредственно механическое повреждение колодок).
  2. Нерастормаживание (необходима проверка зазора цилиндра гидровакуумного усилителя).
  3. При торможении происходит занос (говорит о наличии замасливания или протечки тормозной жидкости). Схема подробно объясняет, почему так происходит: контур соединяет заднее и переднее колесо одновременно.
  4. Полное отсутствие тормозов (разгерметизация главного цилиндра или отсутствие тормозной жидкости).

Более того, его включение может привести к самопроизвольному включению двигателя газ 53 при скатывании транспортного средства. Тормозная система автомобиля ГАЗ сделана таким образом, что каждый из контуров функционирует раздельно (соответственно, задние и передние тормоза).

система тормозов газ 53

Работа тормозной системы грузовика ГАЗ 53

В момент отсоединения рекомендуется снять крышку с расширительного бачка, так как у тормозов ГАЗ сохраняется определенное невысокое давление системы. Это предотвратит разливание тормозной жидкости.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы ГАЗ 53 нужно начинать с диагностики давления. Если с ним все в порядке, как и с колодками (не более естественного износа), то нужно изучать работу каждого контура. Не проблема, если не работает только один из них. При этом автомобиль сохраняет возможность своей эксплуатации, но при резком торможении может быть занос. Скорее всего, это либо поврежденный тормозной барабан, либо попадание масла в область тормозных колодок и диска, либо неисправный гидроусилитель.

гидровакуумный усилитель газ 53


Неполадки гидроусилителей могут исправляться исключительно заменой, при чем непосредственно после его установки обязательно выполняется регулировка давления и, собственно, прокачка тормозов. Делается до тех пор, пока тяга сможет нормально двигаться при нажатии педали без чрезмерного усилия.

Если же поврежден барабан тормозной задний ГАЗ, то придется менять все искривленные втулки, а также сами колодки.

тормозные колодки газ 53

Тормозные колодки для Газ 53

Прокачка тормозов выполняется для выхода воздуха из трубок и самих цилиндров. Если все будет выполнено правильно, то сигнальная кнопка после включения двигателя и 10-20 нажатий педали погаснет. В противном случае нужно искать пробоину, через которую утекает тормозная жидкость.

Стояночное обслуживание тормозов

Регулировка тормозов выполняется через каждые 2-3 тыс. км эксплуатации в загруженном состоянии. Хотя можно ориентироваться на звук, который она издает. Скрип является нормальным только после замены колодок в период притирки. Если же это происходит постоянно, то, по всей видимости, втулки просто проржавели, либо сам диск и барабан деформированы.

Схема ручного тормоза газ 52

Ножной тормоз на автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-66 является основным тормозным средством. Его устройство включает тормозной механизм и гидравлический привод.

Тормозной механизм автомобиля ГАЗ-51А показан на рисунке 132 ниже. Он состоит из следующих частей.


Колодки 1 нижними концами шарнирно связаны с опорными пальцами 8 через бронзовые эксцентриковые шайбы. Верхние концы опираются на стальные сухари 15 алюминиевых поршней 13 колесного тормозного цилиндра. Колодки стянуты пружиной в.

Опорные пальцы 8 закреплены на опорном диске 2 при помощи гаек. При регулировке они могут вращаться вместе с эксцентриковыми шайбами. Необходимый зазор между колодками и тормозным барабаном обеспечивается установкой под ними регулировочных эксцентриков 7,

Направляющие скобы предназначены для предупреждения бокового смещения тормозных колодок.

Фрикционные накладки 4 выполнены из фрикционного материала разной длины, передние длиннее задних, крепятся к колодкам латунными заклепками.

Тормозной барабан — стальной штампованный диск с приваренным к нему чугунным ободом, имеет окно для проверки зазора между колодками и барабаном.

Гидравлический привод обеспечивает приведение в действие колесных тормозов. Схема гидравлического привода изображена на рисунке 133. Система гидравлического привода состоит из следующих частей.


Главный тормозной цилиндр (рис. 134) имеет литой чугунный корпус, который крепится на раме автомобиля. Верхняя часть корпуса является резервуаром для тормозной жидкости и закрывается крышкой. Нормальный уровень тормозной жидкости должен быть на 15—20 мм ниже кромки резервуара. В нижней части корпуса выполнен цилиндр.

Цилиндр сообщен с резервуаром двумя отверстиями: малым — компенсационным Б и большим — перепускным А.

Поршень 11 перемещается внутри цилиндра. В днище поршня имеются отверстия, прикрытые звездообразным пластинчатым клапаном 10. На поршень надето резиновое кольцо, а перед ним устанавливается резиновая манжета, прижимаемая пружиной 7.

Пружина 7 прижимает впускной клапан к гнезду, в тарелке которого помещен выпускной клапан со слабой пружиной.

Колесный тормозной цилиндр (см. рис. 132) имеет чугунный корпус 10, который крепится к опорному диску 2 колеса. В корпусе цилиндра имеются два канала. Через нижний канал жидкость поступает по трубопроводу из главного тормозного цилиндра, а через верхний — удаляется воздух из тормозной системы. Выпускное отверстие верхнего канала закрыто перепускным клапаном 9 с резиновым колпачком. К корпусу цилиндра 10 присоединяется трубка, по которой поступает тормозная жидкость.

Два поршня 13 установлены в цилиндре, имеют резиновые манжеты 12, которые прижаты к ним пружинами. Поршни через сухари 15 упираются в концы тормозных колодок 1.

Резиновые колпачки 14 закрывают цилиндр с двух сторон и защищают от попадания пыли и грязи. В гидравлическом природе применяется специальная тормозная жидкость ГТЖ-22 (или БСК, ЗСК и ГТЖ-2). Жидкости разных марок смешивать нельзя. Категорически запрещается добавлять в тормозную жидкость минеральные масла, так как от этого быстро выходят из строя резиновые детали привода.

Работа тормоза с гидравлическим приводом. При отпущенной тормозной педали полость цилиндра перёд поршнем сообщается с резервуаром через компенсационное отверстие Б (см. рис. 134). Усилием стяжных пружин колодки прижаты к поршням колесных цилиндров 6 (см. рис. 132).

Когда нажимают на педаль тормоза, шток перемещает поршень 11 (см. рис. 134) с манжетой, которая перекрывает компенсационное отверстие. Давлением жидкости под поршнем открывается отверстие выпускного клапана, и жидкость по трубопроводам поступает в колесные цилиндры. Поршни в колесных цилиндрах расходятся и прижимают колодки к тормозным барабанам.


Если педаль отпустить, давление жидкости в системе гидравлического привода тормозов снижается. Под действием пружин колодок поршни в колесных цилиндрах сближаются. Жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр и, благодаря впускному клапану, закрываемому пружиной 7, в системе привода поддерживается небольшое избыточное давление и воздух не попадает вовнутрь.

При резком отпускании педали тормоза в главном тормозном цилиндре создается небольшое разрежение, под действием которого жидкость из полости за поршнем 11 (см. рис. 134) через отверстия в нем и отжатую манжету перетекает в полость цилиндра перед поршнем, и тем самым предотвращается попадание воздуха в цилиндр. По мере продолжающегося поступления жидкости из трубопроводов ее избыток перетекает из цилиндра через компенсационное отверстие в резервуар.

10.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Тормоза. Ручной тормоз. Неисправности и способы их устранения

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66.Ручной тормоз

1— тяга стержня; 2 — кожух стержня; 3 — защёлка стержня; 4 — вытяжной стержень; 5 — опора колодки; 6 — корпус регулировочного механизма; 7 — регулировочный винт; 8 — пружины; 9 — колодка первичная; 10 — щит; 11 — колодка вторичная; 12 — толкатель разжимного механизма; 13 — корпус разжимного механизма; 14 — шарики; 15 — корпус шариков; 16 - барабан; 17 - рычаг; 18 - отражатель; 19 - тяга; 20 - регулировочная вилка; 21 - рычаг.

На автомобилях ГАЗ-66 и ГАЗ-53А установлен колодочный ручной тормоз барабанного типа с механическим приводом.
По конструкции тормоза одинаковые и отличаются только расположением крепежных отверстий на щитах и приводами.
Устройство тормоза автомобиля ГАЗ-66 и его привод показаны на рис. 106.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЧНОГО ТОРМОЗА

Регулировка зазоров между накладками и тормозным барабаном. По мере взноса фрикционных накладок тормозных колодок зазор между накладками и тормозным барабаном восстанавливают подвертыванием регулировочного винта.
Регулировать тормоза автомобиля ГАЗ-53А рекомендуется в такой последовательности:

  • Вывесить при помощи домкрата заднее колесо (одной из сторон).
  • Поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение.
  • Завернуть регулировочный винт тормоза так, чтобы тормозной барабан от усилия рук не проворачивался.
  • Отпустить регулировочный винт настолько, чтобы барабан свободно вращался.

Если после указанной регулировки ход рычага будет всё же велик, то необходима регулировка привода тормоза.
Для этого надо:

Тормозная система автомобиля ГАЗ 53

Тормозная система газ 53

Тормозная система

Устройство тормозов

Тормозная система ГАЗ 53 также является представителем позапрошлых поколений автомобилестроения и не может похвастаться минимальным тормозным путем или сверх эффективным торможением. Как правило, резко остановить этот автомобиль, вообще, не получается, но, равносильно этому факту, он и не разгоняется до слишком больших скоростей. Но тем, кто все еще эксплуатирует этот автомобиль все равно как-то приходиться следить за его техническим состоянием тормозной системы. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Тормозная система автомобиля предназначена для генерации тормозного усилия, что будет противодействовать силе вращения колеса в том самом месте, где колесо соприкасается с дорогой. Конечно, если бы колесо моментально замирало, то это бы приводил к тому, что резина стиралась бы об асфальт, поэтому колесо продолжает вращаться замедляя свой ход до полной остановки машины, если он требуется. Тормозной путь автомобиля зависит от конструкции всей тормозной системы, конечно, у ГАЗ 53 с полной загрузкой и на большой скорости он будет очень большим. Как правило, водители этого грузовика просто не разгоняются до очень больших скоростей, чтобы в случае чего иметь возможность остановиться.

Итак, на подопытный грузовик имеет две подсистемы в своем распоряжении:

  • Рабочую.
  • Стояночную.

Тормозная система газ 53

Любопытная конструкция у стояночной тормозной системы. Обычно, как это делается сегодня, стояночная система обеспечивается за счет штатных тормозных механизмов, которые просто зажимают задние колеса. Здесь же инженерами было сконструировано более интересное устройство. Когда водитель изменяет положение рычага стояночного тормоза и приводит его в действие, специальный механизм обжимает колодками карданный вал автомобиля сразу после коробки переключения передач. Это приводит к тому, что задние колеса не могут вращаться, так как для этого карданный вал должен вращаться. Однако в экстренной ситуации, при отказе рабочей системы остановить машину стояночным тормозом будет затруднительно ввиду как раз такой конструкции. Рабочая же система имеет стандартный вид для того времени и является обычной, гидравлического типа. Он приводится в действие нажатием педали тормоза и используется водителем постоянно при езде автомобиля. К слову, нередко при большом уклоне чтобы тронуться без отката даже опытные водителя ГАЗ 53 трогаются с ручника. И такая конструкция стояночного тормоза значительно им упрощает эту операцию.

Тормозная система газ 53

Принцип торможения ГАЗ 53

Тормозная система газ 53 включает в себя исполнительные механизмы и механизмы, что приводят в действие исполнительные. То есть сам механизм располагается на колесе автомобиля и занимается тем, что в нужный момент, когда этого желает водитель замедляет вращение колеса. Привод же тянется по всей машине и является способом контроля за механизмом. Сначала мы обсудим то, как работает именно он. Привод включает в себя:

  • Педаль тормоза.
  • Главный тормозной цилиндр.
  • Гидровакуумный усилитель.
  • Контуры и соединительные патрубки.

Сам механизм же имеет довольно простую конструкцию в виде применения тормозных барабанов на всех колесах машины. Барабаны здесь действительно и на передней, и на задней оси, с той лишь разницей, что спереди они более меньшего размера. Задние же имеют защитные экраны, которые предотвращают выход из строя тормозного механизма. В качестве подвижной части здесь берется сам корпус барабана, который плотно прикручен к колесу и вращается вместе с ним. Внутри же стоят две колодки с пружинами и рабочие цилиндры. Пружины необходимы чтобы сдерживаться колодки от самопроизвольного нажатия и возвращают их в исходное положение, когда водитель отпускает педаль. При нажатии на педаль давление в контурах давит на рабочие цилиндры, и они прижимают колодки к горизонтальной поверхности корпуса барабана. На колодках установлены специальные фрикционные накладки, которые предотвращают их быстрое стирание об барабан. На грузовиках тормоза барабанного типа показывают довольно неплохие результаты до сих пор, так что при поддержании их в достаточно хорошем состоянии работать они могут достаточно долго.

Волга-24, газ-52

Рабочая тормозная система состоит из передних и задних барабанных тормозных механизмов и привода рабочей тормозной системы.

Тормозные механизмы передних и задних колес имеют специ­альное устройство, поддерживающее постоянный зазор между ба­рабаном и колодками по мере их износа. Это устройство состоит из упорного разрезного кольца, установленного с на­тягом в тормозной цилиндр. Прорезь кольца должна располагать­ся в вертикальной плоскости со стороны отверстия для прокачки. В отверстие упорного кольца вставляется поршень. Положе­ние поршня после поворота на 90° фиксируется концом колодки, входящим в прорезь хвостовика поршня. Поршень перемещается в упорном кольце в пределах 1,7—1,9 мм, перемещая при этом тормозные колодки.

По мере износа накладок и барабана упорное разрезное коль­цо постепенно смещается в цилиндре от давления жидкости, действующей на поршень, обеспечивая автоматическую регулировку зазора. Необходимый зазор между колодками и бараба­ном устанавливается автоматически созданием на тормозной пе­дали усилия около 50 кгс при неработающем двигателе или около 30 кгс при работающем. Задний тормозной механизм состоит из: эксцентрики опорных пальцев; опорный палец; регулировочный эксцент­рик стояночного тормоза; клапан прокачки; маятниковый рычаг; передняя колодка; защитный чехол; поршень; упорное кольцо; стяж­ная пружина; колесный цилиндр; разжимной стержень; задняя ко­лодка; приводной рычаг стояночного тормоза; щит Передний тормозной механизм имеет два колесных цилиндра с внутренним диаметром 32 мм. Каждый цилиндр действует на свою тормозную колодку. Обе колодки одинаковые и имеют на­кладки длиной 250 мм, смещенные к отверстию опорного пальца колодки. Задний тормозной механизм имеет один колесный цилиндр двухстороннего действия с внутренним диаметром 28 мм, который приводит в действие обе колодки. Передняя ко­лодка имеет накладку длиной 300 мм, а задняя колодка оди­наковая с колодками переднего тормоза.

Рабочий тормоз газ-52 состоит:

защитный колпак; колесный цилиндр; экран колесного цилиндра; стяжная пружина колодок; направляющая скоба колодок; тормозная колодка; фрикционная накладка колодки; болт регулировочного эксцентрика; шайба; пружина эксцентрика; регулировочный эксцентрик; пластина опорных пальцев; эксцентрик опорных пальцев; опорный палец тормозной колодки; тормозной щит.

Неисправности

Неисправностями тормозного ме­ханизма являются: износ накладок тормозных колодок и износ бараба­нов, увеличение зазоров между ни­ми, замасливание, заклинивание ко­лодок, приводящее к нагреву тормоз­ных барабанов. Увеличенный свободный ход педа­ли наблюдается из-за увеличения за­зоров между накладками колодок и тормозными барабанами, между штоком и поршнем главного тормоз­ного цилиндра, а также из-за умень­шения избыточного давления в сис­теме в результате неисправностей клапана и возвратной пружины пор­шня главного цилиндра. Причиной является также недостаточный уро­вень тормозной жидкости в резерву­аре главного цилиндра. Причинами нагрева тормозных ба­рабанов могут быть притормажива­ние одного или нескольких колес, ос­лабление или поломка стяжной пружины тормозных колодок, заеда­ние поршня в колесном цилиндре (гидропривод), недостаточный зазор между накладками колодок и бара­банов и др.

Регулировка зазора между тормозным барабаном и накладками.

Снимают тормозные барабаны со ступицами и контролируют состояние деталей колесных тормозных механизмов. При необходимости ремонтируют или заменяют.

Главная передача

Коническая шестерня, подшипники, коническое колесо, цилиндрическая шестерня, картер главной передачи, дифференциал.

2. Технические параметры.

Передаваемый крутящий момент, передаточное число, уровень шума.

3. Причины изменения технических параметров.

Износ шлицев, зубьев шестерен, подшипников, сателлитов, нарушение герметичное картера.

4. Диагностические признаки.

Повышенный уровень шума, окружной люфт конической шестерни.

Доливка и замена масла, регулировка окружного люфта конической шестерни, замена шестерен, подшипников, сателлитов и других деталей.

Главная передача служитдля передачи крутящего момента на автомобилях с классической схемой компо­новки — от карданной передачи через дифференциал на полуоси заднего ведущего моста. Главная передача изменяет по величине и направлению крутящий момент, при этом тяговое усилие на веду­щих колесах увеличивается с увеличением передаточного числа главной передачи. Дифференциал распределяет подводимый к нему кру­тящий момент поровну между приводными валами (полуося-

ми) ведущих колес и позволяет им вращаться с неодинаковы­ми скоростями.

Одинарные главные передачигипоидные на автомобилях ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10 «Волга» и др. л.а. Одинарная главная передача состоит из одной пapы конических зубчатых колес со спиральными зубьями. В такой передаче крутящий момент передается от карданной передачи на ведущую кони­ческую шестерню, от нее — на ведомое колесо, которое через специальный механизм (дифферен­циал) и полуоси передает вращение на ведущие колеса автомобиля. Оси зубчатых колес сме­щенные и называ­ется гипоидной. В такой главной передаче зубья шестерни и колесо имеют специальную форму и наклон спирали, позволяющие опустить ось конической шестерни на расстоя­ние, равное 30-42 мм.

При применении главной переда­чи с гипоидным зацеплением зуб­чатых колес карданную передачу и пол кузова можно разместить ниже, уменьшив тем самым высоту центра тяжести автомобиля, что улучшает его устойчивость. Кроме того, в гипоидной передаче одновременно в зацеплении находится большее числе зубьев, чем в обычной конической передаче, в результате чего зубча­тые колеса работают более надеж­но, плавно и бесшумно. Однако при гипоидном зацеплении происходит продольное проскальзывание зубьев, сопровождающееся выделением теп­лоты в результате чего происходит разжижение и выдавливание масла с поверхности сопряженных зубьев, приводящее к их повышенному из­нашиванию. Поэтому для гипоид­ных передач применяют специальные трасмиссионные масла с противоизносной присадкой.

Двойные главные передачиприменяют на автомобилях большой грузоподъемности. Двойные главные передачи кон­структивно могут выполняться в одном картере — центральные (ЗИЛ) или каждая пара зуб­чатых колес располагается отдель­но — разнесенные (МАЗ) В последнем случае главная переда­ча состоит из двух отдельных меха­низмов: одинарной конической зубчатой передаче, устан. в заднем мосту и цилиндрических передач – колесных редукторов.

Двойная центральнаясостоит из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Цилиндрические шестерни имеют прямые или косые зубья, а конические спиральные. Крутящий момент передает­ся от ведущей конической шестерни к ведомой, установленной на одном валу с цилиндрической шес­терней, которая передает крутя­щий момент на цилиндрическую шестерню. Двойная главная пере­дача по сравнению с одинарной об­ладает более высокой механической прочностью и позволяет увеличить передаточное число при достаточно большом дорожном просвете под балкой (картером) ведущего моста, что повышает проходимость автомо­биля.

Двойная разнесенная.

Колесные передачи автомобилей МАЗ большой грузоподъем­ности плане­тарного типа с прямозубы­ми цилиндрическими ше­стернями. Расположены они с наружной стороны ступиц колес. Солнечная (ведущая) шестерня приводит во вращение три сателлита. Оси сателлитов закрепле­ны во внутреннем и на­ружном водилах. Сателлиты обкатываются по неподвижной коронной шестер­не, которая прикреплена болтами к кожуху. Кожух неподвижно укреплен на наружных шлицах цапфы. Оси сателлитов увлекают за собой наружное водило, которое болтами прикреплено к ступице колеса. Ступица вместе с диском колеса и шиной свободно вра­щается на роликовых подшипниках на цапфе. Таким образом, скорость вращения колеса замедляется планетарным редуктором..

Бортовые колесные редукторы позволяют несколько разгрузить дифференциал и полуоси, что также способ­ствует уменьшению габаритов главной передачи и уве­личению дорожного просвета.

Читайте также: