Схема тормозной системы маз 6303 с абс

Обновлено: 15.05.2024

Маз 6303: технические характеристики, схема

Маз 6303: технические характеристики, схема

Белорусские грузовики МАЗ еще до распада СССР получили репутацию надежных, неприхотливых и мощных большегрузных автомобилей. Модель МАЗ-6303 не стала исключением. Автомобиль, несмотря на устаревший дизайн, относительно невысокий уровень комфорта и «бедное» оснащение салона по-прежнему активно эксплуатируется во многих сферах человеческой деятельности – строительство и грузоперевозки. «Секрет успеха» машины заключается в невысокой цене, отличной ремонтопригодности, неприхотливости и экономичности в обслуживании, мощности и надежности.

Содержание:

История создания

Предыстория начинается в 1965 году. Тогда стали появляться первые наработки для создания трехосных грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности.

Первый прообраз грузовиков нового типа воплотился в модели МАЗ-516, а также седельных тягачах МАЗ-520 и МАЗ-515. Несколько позднее, с конвейера Минского автомобильного завода сошла модель МАЗ-514. Машины были достаточно перспективными, однако, не лишенными большого количества недоработок. Например, экспериментальным путем было выяснено, что увеличившаяся грузоподъемность авто, требовала модернизации двигателя, шасси, усовершенствования задней подвески и так далее.

Обновленные улучшенные МАЗ-516 начали выпускаться в 1969 году. Вплоть до 1981 года производились различные модификации этого грузовика. Модели 515 и 520 так и не вошли в серийное производство, однако ряд наработок, например, концепция рулевого управления, плавно «перекочевала» в МЗКТ-6515.

В течение следующих 10 лет конструкторы Минского автозавода конструировали многофункциональные, универсальные и мощные грузовики, в результате чего, уже к началу 90-х годов 20 столетия, МАЗ мог похвастать целой серией удачных грузовых моделей нового поколения. Благодаря этому, предприятие не только пережило развал страны, но и смогло самостоятельно наладить и выйти на рынки сбыта. Завод был конкурентоспособным, и выход новой на тот момент модели бортового грузовика МАЗ-6303 стало лишним тому подтверждением.

Внимание! Автомобиль конструировался в соответствии с европейскими требованиями качества, из-за этого большегрузный автомобиль продавался не только в странах бывшего СССР, но и в европейских государствах.

Грузовая платформа и колесная формула

Что касается грузовой платформы автомобиля, ее конструкция позволяет универсально использовать автомобиль. Например, на базе создаются лесовозы (модель МАЗ-630326), а также тягачи для перевозки полноценных автомобильных поездов, с максимальной грузоподъемностью до 67 тонн.

Машина МАЗ-6303 оснащается грузовыми платформами шторного, тентового и бортового типов. Грузовик оснащается разными версиями платформ-фургонов, на базе грузового шасси. Монтируются автокраны повышенной грузоподъемности (максимальный показатель 25 тонн), мультилифты, самосвальные платформы для перевозки металла, автомобильные цистерны, эвакуаторы, сортиментовозные площадки, и прочее аналогичное оборудование.

Кабина

Машины оснащаются большой и малой кабинами. Первый устанавливается на магистральных грузовиках, седельных тягачах, и автомобилях для перевозки грузов на большие расстояния. В кабине повышенной вместительности два спальных места. Кабина малого типа устанавливается на спецавтотехнике, а также грузовиках для перевозки грузов на небольшие дистанции.

Модель МАЗ-6303 имеет бескапотную компоновку, чтобы получить доступ к мотору, водителю необходимо откинуть кабину вперед. Процесс облегчается наличием гидравлической системы.

Машина имеет достаточно вместительный и просторный салон, благодаря чему обеспечивается отличный обзор дорожного пространства, салон не восприимчив к вибрациям, и проникновению шумов. Теплоизоляция также находится на высоте. К недостаткам салона грузовика можно отнести плохое качество материалов отделки, несовершенное качество сборки.

В штатной комплектации салона, предусмотрены подрессорные кресла водителя и пассажира, ремни безопасности, основной и автономный обогреватель. Поворачивать руль, и нажимать педали достаточно легко, что позволяет, не уставая работать на грузовике долгое время.

Внимание! Конструкция грузовика МАЗ-6303 подразумевает наличие отопительного крана под кабиной, из-за этого процесс включения отопителей довольно неудобен – водителю необходимо выйти из грузовика, поднять кабину, и открутить вентиль для поступления тепла в салон.

Двигатель и КПП

Характеристики Показатели
Модель автомобиля МАЗ-6303А3
Модель двигателя ЯМЗ-6563.10 (ЕВРО-3)
Мощность двигателя, кВт/л.с. 184 (250)
Коробка передач (число передач) ЯМЗ-2381-06 (8)
Размер шин 12.00R20
База автомобиля, мм 3810
Объем топливного бака, л. 200

Двигатели могут похвастать и отменной динамикой разгона грузовика. Так, при активированном ограничителе скорости, МАЗ-6303 может разогнаться до 85 километров в час, а без ограничителя, до 100 километров в час. Моторы надежны, неприхотливы, ремонтопригодны и соответствуют классу экологической безопасности ЕВРО-3.

Внимание! Двухдиапазонный планетарный демультипликатор используется в конструкции большегрузных автомобилей, работающих в трудных дорожных условиях – устройство расширяет штатные возможности установленной КПП, и позволяет без вмешательства в конструкцию трансмиссии, увеличить количество передач.

Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)

МАЗ-6303 вне зависимости от модификации оснащается:

  1. Сухим двухдисковым фрикционным сцеплением, оснащенным пневматическим приводным усилителем для выключения сцепления;
  2. Передняя подвеска представляет собой две продольные рессоры и телескопические амортизаторы. Также в механизме предусмотрено наличие стабилизатора поперечной устойчивости. Задняя подвеска, установленная на модели – рессорно-балансирная;
  3. Автомобиль оснащается двухступенчатым рулевым механизмом, оснащенным зубчатой парой, встроенным распределителем и винтовой передачей;
  4. Автомобиль оснащен пневматическими тормозами, с раздельным приводом для каждого колеса. Прицеп или полуприцеп грузовика МАЗ-6303 имеет двухпроводной привод, производителем предусмотрен монтаж электронной системы ABS, стояночный тормоз оснащается пневматическим приводом, а привод задних колес работает вкупе с пружинными электроаккумуляторами. Конструкция вспомогательного тормоза состоит из механизма компрессионного типа, оснащенного подвижными заслонками в системе выхлопа грузовика.

Отменные технические характеристики, надежность, ремонтопригодность и экономичность делают автомобиль достаточно популярным не только в России, но и за рубежом. При всех своих положительных чертах, модель может похвастать и невысокой стоимостью, базовая комплектация нового грузовика, обойдется покупателям в сумму от 1,9 миллиона рублей.

Автомобили с пробегом, обойдутся несколько дешевле – в зависимости от года выпуска, технического и внешнего состояния, модификации, а также оснащения, можно приобрести за сумму от 250 тысяч, до 1 миллиона рублей.

Плюсы и минусы МАЗ-6303

  • Невысокая цена;
  • Эксплуатационная надежность;
  • Мощный силовой агрегат;
  • Высокая экономичность расхода топлива;
  • Соответствие европейским требованиям экологической безопасности;
  • Универсальность грузового шасси;
  • Относительно комфортный салон;
  • Наличие кабины с двумя спальными местами;
  • Ремонтопригодность.

К недостаткам грузового автомобиля относят:

  • Устаревший внешний вид;
  • Неэргономичное расположение вентиля отопителей;
  • Низкое качество покраски;
  • Неуютный салон, использование в отделке дешевых материалов и плохое качество сборки салонных панелей.

Грузовик выпускается с начала 90-х годов, но по-прежнему сохранил свою актуальность, во многом благодаря своим преимуществам и невысокой цене. Даже автомобили с пробегом, достаточно крепки, и способны прослужить не один год. Недостатки машины, прежде всего, заключены в низком качестве окраски, плохой сборке салонных панелей и использования при оформлении интерьера кабины дешевых материалов. МАЗ-6303 трудно назвать грузовиком премиум-класса, однако, это недорогая, универсальная, неприхотливая, экономичная и надежная рабочая лошадка, способна с легкостью выполнять поставленные перед ней задачи.

Видео

Работа над ошибками! Простой день маз 6303 термос.

ТОП-5 модификаций грузового автомобиля МАЗ-6303 Минского автомобильного завода

История создания МАЗ 6303 на Минском автомобильном заводе началась в середине шестидесятых годов прошлого века. Необходимость перевозки большого количества грузов для народного хозяйства Советского Союза существовала всегда, однако именно в это время стало катастрофически не хватать большегрузной техники. Должен был появиться трехосный тягач, способный эффективно осуществлять перевозки как по шоссе общего назначения (качество которых всегда оставляло желать лучшего), так и в условиях грунтовых и проселочных дорог. Первые наработки в создании такой машины белорусские автомобилестроители опробовали на таких моделях как МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельном тягаче МАЗ-512 и МАЗ-515, а также бортовом автомобиле МАЗ-514. Предшественников у МАЗ 6303 было много, и их судьба сложилась по-разному. Одни модели были выпущены только опытными партиями и не вошли в серийное производство, другие в силу различных причин выпускались совсем непродолжительное время. Как бы там ни было к началу 90-х годов прошлого века свет увидел мощный бортовой трехосник с колесной формулой 6Х4, что для МАЗов было свежим решением. Мнения специалистов по поводу этой машины расходятся до сих пор. Одни считают, что в его внешнем виде и конструкции так и не избавились от «советского» прошлого. По мнению других МАЗ 6303 – это один из лучших отечественных «бортов дальнего боя». Тем не менее, конструкция машины оказалась настолько удачной, что практически все последующие МАЗовские трехосные модели имеют с ней ту или иную техническую связь. На базе МАЗ 6303 разработаны также большегрузные автомобили с колесной формулой 6Х2 и 6Х6.

Навигация по статье

Назначение

Изначально МАЗ 6303 создавался под европейские требования, что и определило его дальнейший успех. Работа на средних и дальних расстояниях является основной специализацией многофункционального грузовика-шасси. Если автомобиль создавался под европейские дороги в соответствии с требованиями международных транзитных перевозок TIR, то запас прочности позволяет успешно использовать его и в тяжелых дорожных условиях. Изначально МАЗ 6303 проектировался как магистральный тягач для работы как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Позднее, на его базе были созданы сортиментовозы, автокраны и автоподъемники, топливозаправщики и автоцистерны, эвакуаторы и другая техника. В зависимости от надстройки, МАЗ 5303 используется практически во всех сферах народного хозяйства, от нефте- и газодобычи, до сельского хозяйства. Даже базовые комплектации машины превосходно показывают себя как в северных широтах, так и в районах с жарким климатом. Есть машины, специально адаптированные для специальных условий работы.


Модификации

МАЗ 6303 можно рассматривать как универсальную платформу, на которую в зависимости от требований заказчика устанавливается необходимое оборудование. Грузовые платформы могут быть открытого бортового, шторного или тентового типа. Могут быть также установлены самосвальные платформы, сортиментовозные площадки и краны грузоподъемностью до 25 тонн. Среди основных модификаций МАЗ 6303, получивших наибольшее распространение можно отметить:

  • МАЗ-630326 – автомобиль-тягач или сортиментовоз для перевозки сортимента длиной от 2 до 6 метров в составе автопоезда. Полная масса автопоезда может достигать 48000 кг. Колесная формула 6Х4;
  • МАЗ-630168 – грузовой автомобиль с колесной формулой 6Х2, предназначенный для перевозки грузов в системе транзитных перевозок МДП в составе автопоезда общей массой до 44000 кг. Соответствует требованиям TIR.
  • МАЗ-6317 – грузовой 11-тонный автомобиль-вездеход с колесной формулой 6Х6. Широкопрофильные вездеходные шины с изменяемым давлением и большой дорожный просвет, позволяет автомобилю транспортировать грузы по пересеченной местности в составе автопоезда полной массой до 55 тонн. Часто используется в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов. Широко применяется как в военной области, так и в гражданских отраслях.

В настоящее время выпускается несколько модификаций платформ грузоподъемностью от 14,5 до 19,5 тонн с колесной формулой 6Х4. Шасси оснащаются как традиционными двигателями ЯМЗ, так и силовыми установками Deutz. Шасси МАЗ 6303А5-348 (-349, 351, 352) предназначаются под установку кранов, экскаваторов и бетоносмесителей. Комплектации МАЗ 6303А5-348 (-349) оснащаются центральным редуктором отбора мощности (ЦРОМ).



Технические характеристики

В базовой версии МАЗ 6303 представляет собой тяжелый грузовик с колесной формулой 6Х4. Двигатель располагается в подкабинном пространстве. Автомобиль комплектуется двумя типами кабин:

  1. Малая кабина без спального места;
  2. Большая кабина, с двумя спальными местами.

Для опрокидывания кабины и обеспечения доступа к системам двигателя установлен гидравлический подъемник.

Габаритные размеры

  • Длина – 7600-10230 мм;
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 3130-3200 мм;
  • Клиренс – 260 мм.

Весовые параметры

  • Полная масса автомобиля – 24500 кг;
  • Снаряженная масса автомобиля – 11800 кг;
  • Полная масса автопоезда – 44000 кг;
  • Грузоподъемность – 12700 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6500 кг, задняя тележка 18000 кг.

Трансмиссия

В зависимости от мощности двигателя, практически на всех модификациях МАЗ 6303 устанавливаются 4-х ступенчатые механические КПП (ЯМЗ-238 или ЯМЗ-239). Все передачи переднего хода оснащены синхронизаторами. Двухдиапазонный планетарный демультипликатор позволяет удвоить число передач. Сцепление сухое, двухдисковое, фрикционное с пневматическим усилителем механического привода.

Ходовая часть

Передняя подвеска автомобиля рессорная, на двух полуэллиптических рессорах, с двумя гидроамортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска – рессорно-балансирная. Рулевой механизм – двухступенчатый, с зубчатой парой, винтовой передачей и встроенным распределителем. Все колеса оснащены тормозными механизмами барабанного типа. Задняя ошиновка колес – двойная. Основная тормозная система пневматического типа, с раздельным приводом на передние и задние колеса. Стояночный тормоз имеет пневматический привод с использованием энергоаккумуляторов пружинного типа на задние колеса. Вспомогательный тормоз – компрессионный, с заслонками в системе выхлопных газов двигателя. Пневматический привод на тормоза прицепа (полуприцепа) – двухпроводной. В зависимости от модификации на дисковые колеса могут устанавливаться шины размером 11,00R20 или 12,00R20.

Динамические характеристики

Максимальная скорость МАЗ 6303, заявленная производителем 100 км/ч, однако ограничена ограничителем скорости на отметке 85 км/ч. Средний расход топлива в смешанном режиме составляет 27,5 л, на шоссе около 25 л, в городских условиях порядка 40 л. на 100 км. пробега. Запас хода по топливу обеспечивается топливными баками на 350 или 500 литров.


Особенности и эксплуатация

Несмотря на то, что кабина МАЗ 6303 разрабатывалась давно и уступает в части дизайна многим западным конкурентам, в целом получилась удачной. Специалистами отмечается низкий уровень шума и вибраций, хорошая обзорность со всех сторон. Пневмоподвеску имеет не только водительское сидение, но и сидение пассажира. В условиях пониженных температур комфортное пребывание в кабине обеспечивается основной и дополнительной системой отопления. Однако, расположение крана отопителя под кабиной не добавляет комфорта в сильные морозы. Нарекания водителей также вызывает и крышка воздушного фильтра на шпильках с гайками (вместо защелок), что затрудняет быструю замену фильтрующего элемента. Претензии часто и высказываются и к расположению гидроподъемника кабины в незащищенном от грязи месте. Однако, несмотря на мелкие недостатки, отзывы о машине среди автомобилистов в основном положительные. В базовой комплектации МАЗ 6303 оснащается:

  • Спойлером и защитным устройством сзади;
  • Беззазорной сцепкой;
  • Электро-пневмовыводами на прицеп;
  • Ремнями безопасности;
  • Предпусковым подогревателем мотора;
  • Системой ABS.


Видео

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Схема томозной системы

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

Схема

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозной барабан

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

Тормозные колодки

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Снятие устройства

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Замена детали

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Автомобиль оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система является основной и предназначена для замедления и остановки транспортного средства во время движения. В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов. Совместно с системой АБС устанавливается противобуксовочная система (ПБС).

Стояночная тормозная система предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки на неограниченное время.

Запасная тормозная система предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Ее функции выполняет исправный рабочий контур или стояночная тормозная система. При отсутствии сжатого воздуха в рабочей тормозной системе энергоаккумуляторы стояночной системы не срабатывают, пока не будет включен стояночный тормоз с помощью рычага управления в кабине водителя.

Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог.

Запрещается!

Движение автомобиля при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозов ниже 0,55 МПа, т.е. индикаторы аварийного давления воздуха в этих контурах должны погаснуть, см. далее.

Номинальное давление в контурах системы 0,65 -0,85 Мпа.

Индикация тормозной системы.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

1 – Главный (аварийный) сигнализатор.

2 – Контрольный индикатор неисправности тормозной системы.

3 – Указатель давления в заднем контуре пневмопривода тормозов

4 – Указатель давления в переднем контуре пневмопривода тормозов.

5 – Контрольный индикатор аварийного давления воздуха в заднем контуре.

6 – Контрольный индикатор аварийного давления воздуха в переднем контуре.

Указатели 3 и 4 показывают давление сжатого воздуха в переднем и заднем контурах в данный момент времени:

Внимание!

Трогаться с места разрешается только, если лампы 1, 2 погасли.

Рабочая тормозная система.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля, управление которой осуществляется нажатием на педаль 1. Чем сильнее нажатие, тем интенсивнее торможение.

Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

При торможении автомобиля-тягача рабочей системой происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа).

Для предупреждения преждевременного выхода из строя регулятора давления с адсорбером следует тщательно следить за герметичностью пневматических систем автомобиля.

Стояночная и запасная тормозные системы.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Стояночная тормозная система совмещена с запасной и воздействует на тормозные механизмы заднего моста с помощью пружинных энергоаккумуляторов. При выпуске воздуха из энергоаккумулятора тормозные механизмы затормаживаются усилиями пружин.

Управление системами осуществляется рычагом 1 в кабине водителя.

При торможении автомобиля-тягача стояночной (запасной) системой происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа).

Внимание!

После остановки всегда следует установить автомобиль на стояночный тормоз! При необходимости следует дополнительно предохранить автомобиль от скатывания противооткатными упорами.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Постановка автомобиля на стояночный тормоз.

  • Рычаг управления 1 перевести вниз до его фиксации (положение III). Загорается индикатор 3.

Контроль фиксации рычага.

  • Перевести рычаг вверх не вытягивая фиксатора рычага 2. Рычаг должен остаться на месте.

Внимание!

Контроль фиксации рычага в положении III обязателен.

Растормаживание стояночного тормоза.

  • Потянуть за фиксатор 2 к рукоятке рычага и перевести рычаг вверх из положения III в положение II, далее рычаг вернется в положение I автоматически. Индикатор 3 выключается.

Контрольная проверка удержания автопоезда на уклоне.

  • Установить рукоятку 1 в положение III, как описано выше
  • В этом положении утопить рукоятку по направлению стрелки и перевести ее в положение IV.
  • После этого автопоезд не должен трогаться на уклоне.
  • Если происходит движение автопоезда, то следует установить дополнительные упоры под колеса автомобиля и полуприцепа и провести проверку, как описано выше. Если данные действия не привели к положительному результату, следует искать другое место стоянки.

Стояночный тормоз в режиме запасной тормозной системы.

Данный режим применяется в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

  • Рычаг управления 1 нажать и удерживать в любом промежуточном нефиксированном положении от I до II. С увеличением угла поворота рычага интенсивность торможения увеличивается. Индикатор 3 светится весь период торможения.
  • При отпускании рычага, он автоматически возвращается в положение I. Индикатор 3 выключается.

Вспомогательная тормозная система.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель или моторный тормоз) включает в себя заслонку моторного тормоза, установленную на выходе из турбонагнетателя

Внимание!

Включайте моторный тормоз на скользкой или обледенелой дороге из-за возможности заноса или скольжения.

Включение.

  • Нажать и удерживать левой ногой выключатель 1. Замедление автомобиля обеспечивается в течение всего периода удержания выключателя.

Подача топлива в двигатель при включённом моторном тормозе не производится. С целью предотвращения непроизвольной остановки двигателя, при частоте вращения ниже 1100 об/мин, моторный тормоз отключается автоматически.

Использование при торможении моторного тормоза, в зависимости от погодных условий и загрузки автомобиля, предотвращает быстрый износ колесных тормозных накладок.

Противооткатные упоры.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Извлечение / фиксирование для металлических упоров.

  • Поднять фиксатор 2 вверх до выхода из зацепления и отпустить его, повернув на 180 °.
  • Извлечь противооткатный упор 1 из скобы 3.
  • Фиксирование упора произвести в обратном порядке.

Использование.

  • Упоры установить под колеса 4 с накатной стороны автомобиля.

Внимание!

При использовании пластмассового упора следует контролировать состояние элемента противоскольжения (пластины) и его крепления. При износе зацепов пластины до 2 мм (мах) пластину следует заменить.

Аварийное растормаживание тормозного цилиндра с пружинным энергоаккумулятором.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Для обеспечения буксирования неисправного автомобиля без подачи воздуха в его тормозную систему следует вывернуть упорные болты 1 толкателей из цилиндров энергоаккумуляторов (см.мост автомобиля).

Обзор.

ABS тормозов предупреждает блокирование колес автомобиля при торможении, обеспечивая тем самым управляемость и курсовую устойчивость автомобиля до его полной остановки. Для обеспечения минимального тормозного пути следует независимо от состояния дороги полностью выжать педаль тормоза.

В зависимости от комплектации автомобиля система ABS может иметь дополнительные функции:

В виду того, что дополнительные функции ASR, EBL, ESC реализованы на базе системы ABS, неисправности ABS ограничивают или прерывают работу всех функций.

Особенности эксплуатации автомобиля с АБС.

  • АБС тормозов не действует при скоростях ниже 7-10 км/ч.
  • Включение межосевых и межколесных дифференциалов накладывает ограничения на работоспособность АБС.
  • При срабатывании АБС тормозов:
  • Модуляторы стравливают воздух.
  • Тормоз-замедлитель или моторный тормоз автоматически отключается.
  • АБС тормозов не компенсирует, уменьшением тормозного пути, ошибки в управлении автомобилем (например, слишком малая дистанция до впереди идущего автомобиля, скорость, несоответствующая условиям движения, или чрезмерная скорость при движении по кривой).
  • АБС имеет встроенную систему контроля и диагностики, постоянно (при включении питания и в процессе движения) контролирующую исправность элементов системы и электрических цепей, и поэтому не требует специального обслуживания.

Диагностика системы ABS проводится по CAN-шине, через разъем диагностический OBD2 (слева внизу от водителя).

Для предотвращения негативных последствий коррозии в модуляторах ABS рекомендуется периодически продувать их во время статического теста системы. Для этого следует выжать педаль тормоза и включить замок зажигания в положение «приборы». Система произведет кратковременный сброс воздуха через модуляторы.

Органы управления и контроля АБС.

1 – Индикатор сигнализирующий о неисправности АБС тягача.

2 – Индикатор сигнализирующие о неисправности АБС прицепа/полуприцепа.

3 – Индикатор неисправности соединения с АБС прицепа.

4 – Переключатель режимов работы АБС.

5 – Индикатор сигнализирующие о неисправности ESP.

6 – Индикатор срабатывания замедлителя.

Внимание!

Включение индикаторов 1, 2, 3 сигнализирует о неисправности или отключении АБС, что приводит к изменению поведения автомобиля при торможении. Поэтому следует соблюдать осторожность в управлении автомобилем, т.к. при торможении колеса могут быть заблокированы, а эффективность торможения снижена.

Контроль работоспособности АБС тягача после включения зажигания.

Внимание!

Если после включения зажигания, в положение “ПРИБОРЫ”, индикатор 1 не светится, то он не исправен.

Если при повторном включении питания и скорости движения выше 7-10 км/ч индикатор не гаснет, то следует проверить установку датчиков в колесных узлах, провести контрольную проверку системы с анализом возможных неисправностей или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Режимы АБС.

Проверка режимов работы АБС тягача, эффективности торможения.

Проверка эффективности торможения производиться перед выездом после длительной стоянки автомобиля, замены тормозных накладок или ремонта тормозной системы:

  • Проверка аналогична проверке основного режима, но с нажатым переключателем 4. При этом индикатор 1 горит постоянно, а система АБС работает с кратковременной блокировкой колес.

Внимание!

Внедорожный режим включается на время проверки или при движении по дорожному покрытию отличному от асфальтобетона. В иных случаях данный режим должен быть выключен.

Контроль работоспособности АБС прицепа/полуприцепа после включения зажигания в положение “ПРИБОРЫ” (при оснащении).

Внимание!

Если после включения зажигания в положение “ПРИБОРЫ” индикаторы 2 и/или 3 не светятся, то они не исправны.

  • После включения зажигания загорается индикатор 2.
  • Если АБС прицепа/полуприцепа исправна, то индикатор 2 отключается при движении со скоростью более 7 км/ч.
  • Если индикатор 2 светится постоянно, то АБС прицепа/полуприцепа неисправна и для ее проверки следует обратиться на СТО МАЗ.

Контроль подключения АБС прицепа / полуприцепа.

  • Если АБС прицепа/полуприцепа подключена к автомобилю, то после включения зажигания в положение “ПРИБОРЫ” индикатор 3 отключается примерно через 4 сек.
  • Если АБС прицепа/полуприцепа не подключена к автомобилю, то индикатор 3 светится постоянно. Следует проверить соединение АБС с тягачом прицепа/полуприцепа.
  • Если буксируемый прицеп/полуприцеп не оснащен АБС, то индикатор светится постоянно.

Внимание!

Прицеп/полуприцеп, без АБС, тормозит обычным способом. Поэтому колеса прицепа/полуприцепа могут быть заблокированы во время торможения.

Функция обеспечения устойчивости автомобиля (ESC).

Внимание!

На автомобилях с ESC в пневмосистеме тормозов могут использоваться трассы пневмотрубок в виде петли, наличие которых обусловлено требованиями функции обеспечения устойчивости. При плановом обслуживании и ремонте не допускается изменение длин, сечений и трасс укладки пневмотрубок тормозов. Регулирование тормозных механизмов должно осуществляться строго на СТО «МАЗ». Не соблюдение данных требований приводит к ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля.

МАЗ 6303 технические характеристики: двигатель, трансмиссия


МАЗ-6303 – грузовой автомобиль, до сих пор вызывающий неоднозначные чувства как у водителей старой школы, так и у профессионалов нового поколения. Это детище Минского автозавода не может похвастаться стильным экстерьером, как, например, у грузовиков «БМВ» или «Вольво», да и внутреннее оснащение кабины осталось на уровне совдеповского минимализма. Однако отсутствие внешней респектабельности в полной мере компенсируется отменными техническими и эксплуатационными характеристиками данной модели – это один из самых мощных и выносливых автомобилей в линейке трехосного грузового транспорта МАЗ, предназначенный для работы на средних и дальних дистанциях в любых климатических зонах.

Технические характеристики МАЗ-6303

Тяжеловозы МАЗ-6303 воплотили в себе все необходимые качества, которые должны присутствовать в современных грузовых автомобилях. Они выносливы и надежны, эффективны и продуктивны, экономичны и недороги в обслуживании, довольно динамичны и маневренны, несмотря на солидные габариты и массу. Благодаря колесной формуле 6х4 и внушительному клиренсу (более 26 см), этим грузовикам не страшны грунтовые дороги и самое жестокое бездорожье.

Двигатель МАЗ-6303

Двигатель располагается спереди продольно. Все модификации агрегатов имеют жидкостное охлаждение, оснащены специальной системой подогрева, предназначенной для упрощения их запуска в условиях отрицательных температур, и соответствуют экологическим нормам «Евро-3».

Двигатель ЯМЗ 238Д2-1000186.

Двигатель ЯМЗ 238Д2-1000186.

Несмотря на солидные мощностные показатели, моторы ЯМЗ-238 характеризуются довольно экономичным потреблением топлива. На 100 км данный показатель составляет: в смешанном режиме – примерно 27,5 л, в условиях города – 40 л и на трассе – около 25 л.

Мощные и надежные моторы обеспечивают тяжеловозам МАЗ-6303 и достойные динамические характеристики. Так, при наличии скоростного ограничителя грузовик может разогнаться до 85 км/час, а без такового – до 100 км/час.

Трансмиссия

Это очень важная функция для большегрузных автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях. Она позволяет расширить возможности основной коробки, в частности, увеличить количество передач, без вмешательства в ее конструкцию.

К примеру, автомобиль движется с требуемой скоростью на IV передаче, но двигатель работает с перегрузкой, а переход на III передачу нецелесообразен из-за высоких оборотов. Решить эту проблему помогает демультипликатор. При его переключении на пониженную передачу образуется оптимальное передаточное число в данных условиях.

Переключение передач на КПП с демультипликатором имеет свои особенности, поэтому должно осуществляться в строгом соответствии с алгоритмом, прописанном в технической документации к агрегату.

Грузовая платформа МАЗ-6303

МАЗ-6303 – модель универсальная, выпускаемая в разных модификациях. С заводского сборочного конвейера эти автомобили выходят в виде грузового шасси с колесной формулой 6х4, а далее, в зависимости от конкретной сферы эксплуатации либо индивидуальных требований заказчиков, рама машины оснащается соответствующим оборудованием или грузовой платформой.

Так модель МАЗ-6303 может поставляться c грузовыми платформами открытого бортового, тентового и шторного типов, а также с различными версиями платформ-фургонов. Помимо этого,на шасси МАЗ 6303 могут устанавливаться автокраны большой грузоподъемности (до 25 т), сортиментовозные площадки, мультилифты, самосвальные платформы для перевозки металла, автоцистерны, эвакуаторы и прочее оборудование.

автокран галичанин на базе маз 6303

Автокран «Галичанин» КС 55713 6 на базе шасси МАЗ-6303

Сортиментовоз с манипулятором на шасси МАЗ 6303А8 328

Сортиментовоз с манипулятором на базе шасси МАЗ-6303А8 328

Топливозаправщик на базе МАЗ-6303А3

Топливозаправщик на базе МАЗ-6303 А3

Габаритно-массовые показатели

Большинство технических параметровМАЗ 6303, рознятся, что обусловлено функциональным назначением той или иной модификации. В таблице ниже для сравнения приведены основные габаритно-массовые показатели нескольких ближайших «родственников» данной модели:

Грузовик МАЗ-6303

МАЗ-6303 – грузовой автомобиль, до сих пор вызывающий неоднозначные чувства как у водителей старой школы, так и у профессионалов нового поколения. Это детище Минского автозавода не может похвастаться стильным экстерьером, как, например, у грузовиков «БМВ» или «Вольво», да и внутреннее оснащение кабины осталось на уровне совдеповского минимализма. Однако отсутствие внешней респектабельности в полной мере компенсируется отменными техническими и эксплуатационными характеристиками данной модели – это один из самых мощных и выносливых автомобилей в линейке трехосного грузового транспорта МАЗ, предназначенный для работы на средних и дальних дистанциях в любых климатических зонах.

История создания

История модели МАЗ-6303 началась еще в 1965 году. Именно тогда белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценных трехосных грузовиков повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких автомобилей обуславливалась интенсивно увеличивающимися объемами грузоперевозок, а также плохим качеством и недостаточной разветвленностью дорог того времени.

Свои первые наработки в сегменте трехосных большегрузов инженеры воплотили в бортовом МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельных тягачах МАЗ-520 и 515, а также в бортовом магистральном тягаче с проходным средним мостом МАЗ-514.

Как показали испытания, эти экспериментальные модели были еще очень далеки от совершенства, несмотря на свою перспективность. В частности, увеличение грузоподъемности автомобилей требовало использования более мощных двигателей, усовершенствования задней подвески, перекомпоновки шасси и т.д.

В течение последующих лет эти модели претерпели множество изменений, но судьба каждой из них сложилась по-разному. Так, например, первая партия усовершенствованных МАЗ-516 сошла с конвейера в 1969 году. С 1970 по 1981 год продолжался выпуск модернизированных МАЗ-516А и 516В. МАЗ-515 и 520 так и не вышли в серийное производство, зато концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. Испытания МАЗ-514 прошли в 1969 году, но мощности шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236 для модели, которая должна была работать в составе автопоезда, оказалось недостаточно, поэтому первая промышленная партия с 270-сильным мотором ЯМЗ-238Е была выпущена только в 1974 году.

В последующие 10 лет конструкторы МАЗ плодотворно работали над созданием мощных и многофункциональных грузовиков, и к началу 90-ых годов предприятие уже имело в запасе несколько довольно удачных моделей нового поколения большегрузных автомобилей. Именно этот факт помог автозаводу не только более-менее спокойно перенести экономический кризис, вызванный распадом СССР, но и продолжить разработку и выпуск новых автомобилей, которые так требовались в то время для поддержания конкурентоспособности МАЗ.

История создания МАЗ-6303

Одной из таких ярких и свежих моделей стал мощный бортовой трехосник МАЗ-6303, выделившийся оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Данный автомобиль изначально создавался под европейские требования, поэтому был, что называется, обречен на успех. Новинка оказалась настолько успешной, что практически все последующие трехосные большегрузы Минского автозавода имели определенную «родственную связь» с МАЗ-6303.

На базе этой модели были созданы такая автоспецтехника, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный МАЗ-630326 лесовоз, крупный тягач для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 67 тыс. кг и прочие версии.

Технические характеристики

Грузовик МАЗ-6303, технические характеристики которого позволяют использовать машину в сложных условиях, выпускается на Минском заводе автотранспорта. Грузовик оснащен прочной рамой из стали. Накладки могут выходить из строя, но их замена является несложной. Средний мост находится между основными узлами машины. При возникновении шума необходимо менять шестерни или подшипники.

Кабина имеет хороший обзор, по краям установлены ручки, при помощи которых легко подняться в салон.

Кабина почти не имеет вибрации. Дизайн кабины и эргономичность, как и раньше, не на самом высоком уровне.

Кран отопителя сложно найти. Часто возникает вибрация колес. Расположение домкрата и другого оборудования не совсем удобное. Крышка фильтра закреплена не защелками, как в современных моделях, а шпильками и гайками. Но все равно автомобиль пользуется популярностью из-за высокой проходимости и небольшой стоимости. Автомобиль имеет:

  • подогреватель двигателя;
  • ABS;
  • пневмовыводы прицепа;
  • звукоизоляцию кабины;
  • ремни безопасности;
  • защитное устройство.

Большие размеры грузовика не мешают развивать высокую скорость, которая достигает 85 км/ч.

Размеры габаритные

  1. Вес в составе автопоезда — 44000 кг.
  2. Вес машины — 24500 кг.
  3. Расход горючего — 25 л/100 км.
  4. Объем топливного бака — 350 л.
  5. Габариты — 10230х2570х4000 мм.
  6. Площадь платформы — 18,14 м².
  7. Длина грузового отсека — 7560 мм.
  8. Колея — 2032 мм.
  9. Колесная формула — 6х4.
  10. Грузоподъемность — 13100 кг.
  11. Воздействие на переднюю ось — 6500 кг.
  12. Воздействие на заднюю ось — 18000 кг.

Двигатель

Двигатель располагается спереди продольно. Все модификации агрегатов имеют жидкостное охлаждение, оснащены специальной системой подогрева, предназначенной для упрощения их запуска в условиях отрицательных температур, и соответствуют экологическим нормам «Евро-3».

Двигатель ЯМЗ 238Д2-1000186.

Двигатель ЯМЗ 238Д2-1000186.

Несмотря на солидные мощностные показатели, моторы ЯМЗ-238 характеризуются довольно экономичным потреблением топлива. На 100 км данный показатель составляет: в смешанном режиме – примерно 27,5 л, в условиях города – 40 л и на трассе – около 25 л.

Мощные и надежные моторы обеспечивают тяжеловозам МАЗ-6303 и достойные динамические характеристики. Так, при наличии скоростного ограничителя грузовик может разогнаться до 85 км/час, а без такового – до 100 км/час.

Расход топлива

Для МАЗ-630305-250 расход топлива на 100 км равен 27,5 л. Объем топливного бака — 350 л. Чаще всего во время движения грузовика на трассе расход топлива уменьшается до 24,3 л/100 км. В городе это значение увеличивается до 40 л/100 км.

Трансмиссия

Это очень важная функция для большегрузных автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях. Она позволяет расширить возможности основной коробки, в частности, увеличить количество передач, без вмешательства в ее конструкцию.

К примеру, автомобиль движется с требуемой скоростью на IV передаче, но двигатель работает с перегрузкой, а переход на III передачу нецелесообразен из-за высоких оборотов. Решить эту проблему помогает демультипликатор. При его переключении на пониженную передачу образуется оптимальное передаточное число в данных условиях.

Переключение передач на КПП с демультипликатором имеет свои особенности, поэтому должно осуществляться в строгом соответствии с алгоритмом, прописанном в технической документации к агрегату.

Ходовая часть

Передняя подвеска автомобиля рессорная, на двух полуэллиптических рессорах, с двумя гидроамортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска – рессорно-балансирная. Рулевой механизм – двухступенчатый, с зубчатой парой, винтовой передачей и встроенным распределителем. Все колеса оснащены тормозными механизмами барабанного типа. Задняя ошиновка колес – двойная. Основная тормозная система пневматического типа, с раздельным приводом на передние и задние колеса. Стояночный тормоз имеет пневматический привод с использованием энергоаккумуляторов пружинного типа на задние колеса. Вспомогательный тормоз – компрессионный, с заслонками в системе выхлопных газов двигателя. Пневматический привод на тормоза прицепа (полуприцепа) – двухпроводной. В зависимости от модификации на дисковые колеса могут устанавливаться шины размером 11,00R20 или 12,00R20.

Тормозная система

Грузовик оснащен рабочей, стояночной тормозной системой, а также имеется запасная и вспомогательная система тормозов. Машина снабжена приборами для подключения тормозов, полуприцепа с пневматическим приводом и питанием сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на механизм торможения всех колес. Схема системы торможения МАЗ 630308 раздельная с пневмоприводом.

В приводе тормозной системы имеются электрические модуляторы давления антиблокировочной системы тормозов. Стояночная и дополнительная система оказывает влияние на тормозные узлы заднего и среднего мостов, приводящиеся в движение посредством тормозных камер с пружинными аккумуляторами энергии. Управление происходит при помощи крана, находящегося в кабине.

Схема тормозного привода

Стояночная тормозная система нужна для торможения машины при отказе рабочей системы. При ее включении ручка крана управления поворачивается в крайнее положение. Сжатый воздух, который сжимает пружины аккумуляторов, выходит наружу и пружины запускают тормозной механизм.

При активации запасной системы ручка крана управления стояночным тормозом находится в промежуточном не зафиксированном положении. Вспомогательная система оказывает воздействие на трансмиссию, создавая противодавление системе выпуска газов посредством дроссельной заслонки, оснащенной пневмоприводом.

Электронное управление тормозными системами подает воздух на цилиндр ограничения подачи топлива через пропорциональный клапан, он регулируется противобуксовочной системой и узлом ограничения скорости. При торможении грузовика одновременно осуществляется торможение прицепа.

Устройство автомобиля

В выпускаемых машинах МАЗ 6303 применяется классическая схема конструкции, где в качестве несущего элемента для кузова, силовой установки, а также подвески считается рама, которая делается из прочных материалов. Это позволяет ей выдерживать даже суровые условия использования. Но есть и уязвимые места, которыми считаются поперечины и накладки. При этом заменить их в случае необходимости просто, для этого требуется предварительно сделать заказ детали через любой каталог. Сам средний мост имеет сложную конструкцию, что обусловлено тем, что он является связующим элементом для основных узлов.

Кузов кабины бывает укороченный, а также полноразмерный, включающий 2 спальных места.

МАЗ 6303 – это универсальное шасси, которое может комплектоваться с различными типами кузовов. Наиболее популярным считается вариант грузовика. Модель выпускается в 90-х годов и с тех пор получила множество доработок и модификаций.

Кабина

Машины оснащаются большой и малой кабинами. Первый устанавливается на магистральных грузовиках, седельных тягачах, и автомобилях для перевозки грузов на большие расстояния. В кабине повышенной вместительности два спальных места. Кабина малого типа устанавливается на спецавтотехнике, а также грузовиках для перевозки грузов на небольшие дистанции.

Модель МАЗ-6303 имеет бескапотную компоновку, чтобы получить доступ к мотору, водителю необходимо откинуть кабину вперед. Процесс облегчается наличием гидравлической системы.

Машина имеет достаточно вместительный и просторный салон, благодаря чему обеспечивается отличный обзор дорожного пространства, салон не восприимчив к вибрациям, и проникновению шумов. Теплоизоляция также находится на высоте. К недостаткам салона грузовика можно отнести плохое качество материалов отделки, несовершенное качество сборки.

В штатной комплектации салона, предусмотрены подрессорные кресла водителя и пассажира, ремни безопасности, основной и автономный обогреватель. Поворачивать руль, и нажимать педали достаточно легко, что позволяет, не уставая работать на грузовике долгое время.

Внимание! Конструкция грузовика МАЗ-6303 подразумевает наличие отопительного крана под кабиной, из-за этого процесс включения отопителей довольно неудобен – водителю необходимо выйти из грузовика, поднять кабину, и открутить вентиль для поступления тепла в салон.

Модификации

Первоначальная версия является универсальным шасси, при использовании которого есть возможность установить разные типы оборудования. К примеру, кузов можно использовать с открытым либо закрытым тентом бортом, а также самосвальный вариант. Существует возможность смонтировать площадку, позволяющую перевозить цистерны, зерновоз, а также кран. Каждый вариант создаваемой модификации получал свой уникальный индекс, указывающий на тип конструкции:

  • МАЗ-630326 – представляет собой лесовоз;
  • МАЗ-630308 – используется с целью транспортировки автоцистерн;
  • МАЗ-630305 – применяется для перевозки грузов в закрытой кабине и дополнительно подключенным прицепом;
  • МАЗ-630168 – модель, использующаяся для осуществления транзитных перевозок;
  • МАЗ-630303 – предназначена для установки на шасси различных механизмов для дорожного строительства;
  • МАЗ-6317 – является вездеходной версией.

Указанные выше ТТХ разных типов грузовика представляют собой условные описания моделей.

Особенности и эксплуатация

Несмотря на то, что кабина МАЗ 6303 разрабатывалась давно и уступает в части дизайна многим западным конкурентам, в целом получилась удачной. Специалистами отмечается низкий уровень шума и вибраций, хорошая обзорность со всех сторон. Пневмоподвеску имеет не только водительское сидение, но и сидение пассажира. В условиях пониженных температур комфортное пребывание в кабине обеспечивается основной и дополнительной системой отопления. Однако, расположение крана отопителя под кабиной не добавляет комфорта в сильные морозы. Нарекания водителей также вызывает и крышка воздушного фильтра на шпильках с гайками (вместо защелок), что затрудняет быструю замену фильтрующего элемента. Претензии часто и высказываются и к расположению гидроподъемника кабины в незащищенном от грязи месте. Однако, несмотря на мелкие недостатки, отзывы о машине среди автомобилистов в основном положительные. В базовой комплектации МАЗ 6303 оснащается:

  • Спойлером и защитным устройством сзади;
  • Беззазорной сцепкой;
  • Электро-пневмовыводами на прицеп;
  • Ремнями безопасности;
  • Предпусковым подогревателем мотора;
  • Системой ABS.

Плюсы и минусы

  • Невысокая цена;
  • Эксплуатационная надежность;
  • Мощный силовой агрегат;
  • Высокая экономичность расхода топлива;
  • Соответствие европейским требованиям экологической безопасности;
  • Универсальность грузового шасси;
  • Относительно комфортный салон;
  • Наличие кабины с двумя спальными местами;
  • Ремонтопригодность.

К недостаткам грузового автомобиля относят:

  • Устаревший внешний вид;
  • Неэргономичное расположение вентиля отопителей;
  • Низкое качество покраски;
  • Неуютный салон, использование в отделке дешевых материалов и плохое качество сборки салонных панелей.

Грузовик выпускается с начала 90-х годов, но по-прежнему сохранил свою актуальность, во многом благодаря своим преимуществам и невысокой цене. Даже автомобили с пробегом, достаточно крепки, и способны прослужить не один год. Недостатки машины, прежде всего, заключены в низком качестве окраски, плохой сборке салонных панелей и использования при оформлении интерьера кабины дешевых материалов. МАЗ-6303 трудно назвать грузовиком премиум-класса, однако, это недорогая, универсальная, неприхотливая, экономичная и надежная рабочая лошадка, способна с легкостью выполнять поставленные перед ней задачи.

Читайте также: