Замена рулевых наконечников газ 53

Обновлено: 21.04.2024

8.2.2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт передней оси и рулевых тяг

Переднюю ось с автомобиля ГАЗ-53А снимают в такой последовательности.

  • Ослабить гайки крепления колёс. Приподнять переднюю часть автомобиля до отрыва колёс от поверхности в установить козлы под переднюю часть рамы.
  • Снять передние колёса.
  • Отвернуть пробку одного из концов продольной рулевой тяги и отсоединить тягу от шарового пальца.
  • Отсоединить нижние концы амортизаторов от балки передней оси.
  • Подвести под балку домкрат, отвернуть гайки стремянок рессор и снять переднюю ось с автомобиля.

Установить переднюю ось на автомобиль в последовательности, обратной снятию.

После установки передней оси необходимо:

  • отрегулировать затяжку шарового пальца того конца продольной рулевой тяги, который перед снятием оси разъединялся;
  • отрегулировать угол схождения колёс;
  • смазать все точки, нуждающиеся в смазке.

ЗАМЕНА ШКВОРНЯ ПОВОРОТНОЙ ЦАПФЫ И ВТУЛОК ШКВОРНЯ

Шкворень и втулка нуждаются в замене в том случае, если их суммарный износ достиг величины 0,6мм. Это можно определить до разборки передней оси следующим образом: приподняв колёса автомобиля над полом, покачать колесо, следя за перемещением тормозного щита.
Если перемещение верхнего наружного края тормозного диска больше 1,6 мм, повернуть шкворень на угол 90° либо заменить шкворень и втулки.
Шкворень и втулки можно заменить, не снимая переднюю ось с автомобиля в такой последовательности.

  • Снять колеса и ступицы в сборе с барабанами и подшипниками.
  • Снять тормозные диски и подвесить их на продольные балки рамы.
  • Отсоединить рычаги рулевого управления от поворотных цапф.
  • Снять верхние крышки в прокладки шкворней.
  • Отвернуть гайки, снять шайбы и выколотить стопорные штифты шкворней.
  • Снять поворотную цапфу и упорный подшипник шкворня.
  • Зажать поворотную цапфу в тисках и при помощи выколотки-оправки выбить обе втулки шкворня.
  • Зачистить отверстия под шкворень в поворотной цапфе и убедиться, что отверстия для смазки не забиты.
  • При помощи оправки установить новые втулки так, чтобы отверстия во втулках совпали с отверстиями в бобышках цапфы и чтобы открытые концы смазочных канавок втулок были обращены вверх.
  • Развернуть одновременно обе новые втулки при помощи развертки до диаметра 30 +0,05 +0,02 мм.
  • Тщательно очистить втулки от металлической стружки после развёртывания и нанести на каждую втулку тонкий слой смазки.

ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт передней оси и рулевых тяг

Рис.85. Выколотка-оправка

  • При помощи выколотки (рис. 85) со сменными головками выбить шкворень из поворотной цапфы вниз.
  • Установить поворотную цапфу на балку передней оси.
  • В верхнюю бобышку цапфы вставить новый шкворень с учётом положения лыски под стопорный штифт, установить подшипник шкворня и продвинуть шкворень до совпадения лыски под стопорный штифт с отверстием в балке. Перед установкой поверхность шкворня смазать тонким слоем смазки. Затем выполнить все последующие операции сборки в последовательности, обратной разборке.
  • Следует иметь в виду, что нижнее отверстие под шкворень в нижней бобышке поворотной цапфы закрывают заглушкой. Заглушку после её установки закернить в четырех точках.
  • После сборки смазать шкворень поворотной цапфы через пресс-масленки и проверить угол схождения колес.

ЗАМЕНА УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ШКВОРНЯ

Упорный подшипник нуждается в замене в том случае, если износ его (по высоте) достиг более 1 мм. Это можно определить до разборки передней оси следующим образом. Приподняв колёса автомобиля над полом, взяться за шину руками спереди и сзади и покачивать колесо вдоль оси цапфы. Если качка заметная, замерить щупом зазор между упорным подшипником и бобышкой балки (при вывешенных колёсах). При зазоре более 1 мм заменить подшипник, при меньшем зазоре установить стальную прокладку соответствующей толщины. Прокладку установить между верхней бобышкой цапфы и бобышкой балки.
Чтобы заменить упорный подшипник шкворня и установить регулировочную прокладку, необходимо вначале выполнить операции в последовательности, указанной для смены шкворня, а после того, как шкворень будет выбит из зоны упорного подшипника, вынуть изношенный подшипник вместе со штампованным защитным колпаком. Как правило, изнашивается средняя металло-керамическая шайба упорного подшипника.
Уменьшение глубины смазочных канавок до 0,5 мм на рабочих поверхностях свидетельствует о предельном износе металлокерамической шайбы.
Поставив на место новый подшипник вместе со штампованным колпаком, проделать следующее:

  • приподнять поворотную цапфу так, чтобы плотно зажать подшипник между бобышками цапфы и балки;
  • при помощи щупа замерить величину зазора между верхней бобышкой поворотной цапфы и бобышкой балки.
    Если величина зазора превышает 0,15 мм, то нужно уменьшить его, поставив в этом месте металлическую прокладку. Далее собрать переднюю ось в последовательности, обратной разборке.

ЗАМЕНА ВТУЛКИ САЛЬНИКА СТУПИЦЫ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА

Для замены изношенной втулки сальника ступицы поворотной цапфы снять цапфу. После того как поворотная цапфа будет снята и выявлено, что износ втулки под сальником более 0,8 мм, проделать следующее.

  • Разрубить зубилом втулку сальника в двух диаметрально противоположных местах.
  • Снять втулку.
  • Напрессовать до упора новую втулку сальника.

ЗАМЕНА ШАРОВОГО ПАЛЬЦА И СУХАРЕЙ ПРОДОЛЬНОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГИ

Шаровой палец и сухари продольной тяги можно заменить, не снимая тяги с автомобиля в такой последовательности.

  • Расшплинтовать и отвернуть пробку с торца продольной тяги.
  • Снять резиновый уплотнитель, охватывающий тягу.
  • Снять тягу с шаровой головки пальца.
  • Вынуть из тяги сухари шарового пальца.

Если после разборки шарнира будет обнаружен ступенчатый износ или износ сферы пальца более 0,417 мм, палец заменить новым, для чего:

  • расшплинтовать в отвернуть гайку шарового пальца;
  • выпрессовать палец из конического отверстия сошки или рычага при помощи съёмника в зависимости от того, какой шарнир разбирают. Выпрессовать палец можно также ударом молотка по головке рычага или сошки, в которой находится палец.

Собирают шарнир продольной тяги с новыми деталями в последовательности, обратной разборке.
После сборки отрегулировать затяжку шаровых пальцев и смазать их через пресс-масленки.

РАЗБОРКА И СБОРКА ШАРНИРА ПОПЕРЕЧНОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГИ

Для разборки шарнира поперечной рулевой тяги снять шарнир с автомобиля в следующем порядке:

  • Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления пальца шарнира к рычагу рулевой трапеции.
  • Выпрессовать палец из конического отверстия рычага при помощи съёмника.
  • Ослабить болты клеммового соединения наконечника тяги.
  • Свернуть наконечник с резьбового конца тяги.
  • Снять с пальца резиновую муфту со штампованным колпачком.
  • Зажать наконечник в тисках таким образом, чтобы стопорное кольцо заглушки наконечника было обращено вверх.
  • Нажав с возможным усилием выколоткой или отвёрткой на заглушку, при помощи пассатижей вынуть пружинное стопорное кольцо. Осторожно сняв нагрузку с выколотки или отвёртки, вынуть заглушку, пружину, опорную пяту и палец с сухарём в сборе.

Как правило, в шарнире поперечной рулевой тяги изнашивается сферическая поверхность наконечника шарнира или сферическая поверхность пальца, Детали шарнира нуждаются в замене в том случае, если износ деталей таков, что пружина шарнира не создает усилия на палец, т. е. не поджимает его полусферу к полусфере наконечника. Ни в коем случае не допускается установка каких-либо прокладок под заглушку шарнира с целью устранения зазора в шарнире. Шарнир поперечной тяги нерегулируемый, и его работоспособность кончается с появлением люфта, свидетельствующем о необходимости замены изношенных деталей. Собирают и устанавливают шарнир на автомобиль в порядке, обратном снятию и разборке.
При этом рекомендуется собирать шарнир, т .е. монтировать стопорное кольцо на прессе, при помощи которого заглушку утопить внутрь шарнира, после чего легко и свободно вставить в гнездо стопорное кольцо.
После сборки шарниров и установки поперечной тяги на автомобиль проверить и при необходимости отрегулировать угол схождения колёс и смазать шарниры.

Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей передней оси и рулевых тяг автомобиля ГАЗ-53А даны в табл. 15.

Номинальные и допустимые без ремонта размеры в основных сопряженных деталях передней оси и рулевых тяг автомобиля ГАЗ-53А

Замена рулевых наконечников газ 53

Передний мост Газ 3307

Рис.1.

Передний мост Газ 3307.

Передний мост грузовиков Газ не очень прихотлив, если конечно, во время проводить ТО. Что бы провести ТО на передний мост нужно максимум минут 30 времени. Так что не поленитесь во время смазать пальцы рулевых тяг, шкворня и конечно же проверьте наличие смазки в ступичных подшипниках при необходимости подтяните гайку 17, что отрегулировать подшипники ступиц.

Для регулировки подшипников ступиц колес переднего моста Газ 3307, Газ 53 Газ 3309 необходимо выполнить следующие операции:

1. Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась плоскости опоры, снять колпак 2 (см. рис. 2 и 3), расшплинтовать и ослабить регулировочную гайку 1 на 1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причину тугого вращения.

2. Затянуть регулировочную гайку 1 ключом с воротком длиной 200 мм усилием одной руки до тугого вращения колеса. При затяжке гайки колесо необходимо проворачивать для правильного размещения роликов в подшипниках. При затянутых таким образом подшипниках колесо после толчка рукой должно сразу остановиться.

4. Отвернуть регулировочную гайку 1 на одну-две прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе поворотного кулака Газ3307, Газ 53 и Газ 3309. Провернуть колесо сильным толчком руки за шину. При этом колесо должно сделать не менее шести оборотов, не имея заметной осевой игры и качки.

5. После регулировки зашплинтовать регулировочную гайку 1 и завернуть колпак 2. (см.рис.2.) Вот все что необходимо для проведение ТО переднего моста грузовиков Газ. Думаю не так уж сложно.

Рис.2.

Ступица Газ

Рис.3.

Ступица Газ

Рис. 2 и 3.

Передние ступицы и рулевые тяги Грузовика Газ 3307, Газ 53 и Газ 3309.

1 - гайка; 2 - колпак; 3 - ступица; 4 - поворотный кулак; 5 - предохранительный клапан; 6 - регулировочные шайбы; 7 - палец рулевой тяги; 8 - стопор; 9 - шкворень; 10 - рулевые тяги; 11 - балка; 12, 14 - поворотные рычаги; 13 - ограничитель поворота колес; 15 - пресс-масленка; 16 - уплотнительное кольцо.

Бывает еще необходимость замены шкворней и втулок шкворней переднего моста. Со временем, втулки изнашиваются, да еще есть люди которые либо забывают или просто ленятся смазывать шкворня, что приводит к преждевременному износу шкворней и втулок. Первые признаки износа шкворней и втулок - это, конечно же, нарушится развал и начнется преждевременный и не неравномерный износ резины переднего моста. Рулевое колесо будет туго вращать. И нарушится управляемость автомобилем. И так если уж, настала такая необходимость: замена шкворней и втулок, для этого нужно проделать следующее:

1. Ослабить гайки крепления колес, поднять переднюю часть автомобиля за и снять передние колеса.

2. Снять ступицы в сборе с барабанами и подшипниками передних колес.

3. Снять тормозные щиты и подвесить их на лонжероне рамы.

4. Отсоединить рычаги рулевого управления от поворотных кулаков.

5. Отвернуть болты и снять крышки шкворней.

6. Отвернуть гайки, снять шайбы и выбить стопорные штифты шкворней.

7. С помощью специальной выколотки со сменными головками выбить вниз шкворень из поворотного кулака Газ 3307, Газ 53 и Газ 3309.

8. Снять поворотный кулак, упорный подшипник шкворня и резиновые уплотнительные кольца шкворня.

9. Зажать поворотный кулак в тиски и с помощью оправки выбить обе втулки шкворня. (см.рис.4.)

10. Зачистить отверстия под шкворень в поворотном кулаке и отверстия для смазки.

11. С помощью оправки установить новые втулки так, чтобы отверстия во втулках совпали с отверстиями в бобышках кулака, а открытые концы смазочных канавок втулок были обращены в сторону балки передней оси. (см.рис.5.)

12. Развернуть одновременно обе новые втулки с помощью специальной развертки до диаметра 30,12 мм. (см.рис.6.)

13. Очистить втулки от металлической стружки после развертывания и нанести на каждую втулку тонкий слой смазки.

14. Предварительно смазав резиновые уплотнительные кольца и кольцевые проточки в бобышках кулака, установить шкворня и кольца. (см.рис.7.)

Втулка шкворня
Втулка шкворня
Развертка втулок шкворня
Установка шкворня

Обслуживание переднего моста автомобилей Газ 3307, Газ 53 и ГАЗ-3309.

1. Проверить состояние передней оси, рулевых тяг и шарниров.

2. Проверить и при необходимости подогнуть крепежные элементы.

3. Смазать шкворневое соединение, подшипники ступиц колес, шарниров рулевых тяг.

4. Проверить установку колес, люфт подшипников ступиц, схождение и угол поворота колес, при необходимости отрегулировать их.

Особое внимание необходимо обратить на крепление клинового штифта , являющегося стопором шкворня кулака переднего моста Газ 3307, Газ 53 и Газ 3309. При ослаблении его крепления, появляется люфт в шкворневом соединении и, как следствие, износ отверстия под шкворень в балке передней оси.

Для восстановления потребуется или замена балки, или ее сложный ремонт , требующий расточки отверстия, изготовления втулки, ее запрессовки и последующей точной обработки отверстия под шкворень.

Шкворень и втулки поворотного кулака Газ 3307, Газ 53 и Газ 3309 нуждаются в замене в том случае, если их суммарный износ составляет 0,6 мм.

Указанное значение суммарного износа оценивается по величине перемещения верхнего наружного края тормозного щита (предварительно необходимо снять колесо и тормозной барабан) в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса, при покачивании щита. Если указанное перемещение больше 1,6 мм, то необходима замена.

Одновременно с проверкой люфта в шкворневом соединении необходимо проверить люфт поворотного кулака вдоль оси шкворня. Он проверяется щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой кулака и торцом бобышки балки.

Для регулировки схождения колес необходимо выполнить следующие операции:

1. Расшплинтовать гайки стяжных хомутов наконечников поперечной рулевой тяги.

2. Отвернуть гайки болтов хомутов наконечников.

3. Вращением поперечной рулевой тяги установить нормальное значение схождении колес. По окончании регулировки необходимо тщательно затянуть и зашплинтовать гайки болтов стяжных хомутов наконечников поперечной тяги. Для регулировки схождения колес автомобиля ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции:

4. Расшплинтовать гайки стяжных хомутов поперечной рулевой тяги.

5. Отвернуть гайки болтов хомутов поперечной тяги.

6. Вращением регулировочного винта (см. рис. 3.) поперечной рулевой тяги установить нормальное значение схождения колес.

Ну что же, думаю на этом можно заканчивать. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий "Ремонт ГАЗ". Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.

Как поменять рулевые наконечники на газ 3309


Рис.1.

Передний мост Газ 3307.

Передний мост грузовиков Газ не очень прихотлив, если конечно, во время проводить ТО. Что бы провести ТО на передний мост нужно максимум минут 30 времени. Так что не поленитесь во время смазать пальцы рулевых тяг, шкворня и конечно же проверьте наличие смазки в ступичных подшипниках при необходимости подтяните гайку 17, что отрегулировать подшипники ступиц.

Для регулировки подшипников ступиц колес переднего моста Газ 3307, Газ 53 Газ 3309 необходимо выполнить следующие операции:

1. Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась плоскости опоры, снять колпак 2 (см. рис. 2 и 3), расшплинтовать и ослабить регулировочную гайку 1 на 1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причину тугого вращения.

Видео: Газ 3309 починил шкворня, рулевые наконечники, амортизаторы 🙂





Видео: Замена пальцев поперечной и продольной тяги на ГАЗ 53






Устройство

  1. Вкладыш изготовленный из тефлона;
  2. Шаровый палец с нарезанной на нем резьбой;
  3. Корпус с крышкой;
  4. Пыльник;
  5. Гайка пальца.

Со временем износ тефлоновых вкладышей приводит к повышению люфта в тягах рулевого управления, а это значит уменьшается управляемость автомобиля, а это, в свою очередь, влияет на безопасность вождения.

Поэтому необходимо хотя бы раз через 10 – 50 тыс. км. пробега (в зависимости от того по каким дорогам Вы ездите), проводить диагностику рулевого управления и при выявлении люфта в наконечнике, срочно принимать меры, которые выражаются в полной его замене.

Так же такие работы проводятся при появлении ржавчины на деталях наконечников и при изгибе пальца, который может образоваться в результате мощного, неприятного для водителя, удара колесом об препятствие.


ГУР и рулевые тяги автомобиля ГАЗ-3309

Гидроусилитель руля (ГУР) ГАЗ-3309

Рис.1. Установка гидроусилителя руля ГАЗ-3309

1 — сошка; 2 — шланг нагнетательный; 3 — шланг сливной; 4 — лонжерон; 5 — пресс-масленка; 6 — балка передней оси; 7 — хомут; 8 — продольная рулевая тяга; 9, 14 — пальцы; 10, 11 — шланги силового цилиндра; 12 — поперечная рулевая тяга; 13 -уплотнитель цилиндра; 15 — силовой цилиндр; 16 — скоба соединительная

Установка гидроусилителя руля показана на рис. 1 и 2. Гидроусилитель руля состоит из следующих основных узлов: клапана управления, силового цилиндра, масляного насоса, трубопровода масляного бачка и коробки с клапанами.

Рис. 2. Установка насоса ГУР и клапанной коробки ГАЗ-3309

1 — насос ГУР; 2 — трубка нагнетательная; 3 — трубка всасывающая; 4 — клапанная коробка

На двигатель с правой стороны встроен шестеренчатый насос гидроусилителя руля 1 НШ-10-ЗВЛ, а с левой стороны двигателя на кронштейне устанавливается клапанная коробе (рис. 5.7) с клапанами ограничения давления и производительности, отрегулированный соответственно на значения 8,5-9,5 MПа (9-18 л/мин.).

Установка насоса ГУР и клапанной коробки показана на рис. 2.

Рис. 3. Бачок ГУР ГАЗ-3309

1 — крышка; 2 — корпус; 3 — фильтрующий элемент; 4 — боковой патрубок; 5 — центральный патрубок

Масляный бачок ГУР (рис. 3) устанавливается внутри моторного отсека на передней панели кабины на кронштейне. Бачок неразборный, пластмассовый, на его корпусе нанесены метки «max» и «min», определяющие уровень масла.

Рис. 4. Силовой цилиндр гидроусилителя руля ГАЗ-3309

1 — гайка; 2 — уплотнительные кольца; 3 болт-штуцер; 4 — соединительная муфта; 5 — цилиндр; 6 — кольца поршня; 7 — штоке поршнем; 8 — манжета штока; 9 — сальник штока

Шток 7 (рис. 4) силового цилиндра прикреплен к кронштейну поперечной рулевой тяги, палец шарового шарнира — к кронштейну переднего моста. Шток силового цилиндра перемещает поперечную рулевую тягу, при этом осуществляется поворот передних колес.

Работа гидроусилителя рулевого управления автомобиля ГАЗ-3309

При движении автомобиля в прямом направлении золотник клапана управления находится в среднем положении, при этом нагнетательная магистраль соединена со сливной магистралью. При поворотах золотник смещается относительно корпуса управления, закрывая зазор между золотником и корпусом с соответствующей стороны центральной шейки золотника.

Вследствие этого масло от насоса направляется в соответствующую полость силового цилиндра, который перемещает поперечную тягу рулевой трапеции ГАЗ-3309, осуществляя поворот колес.

Движение при неработающем ГУР

Видео: Сборка модифицированной продольной тяги на ГАЗ 3309 3307 53.






Порядок замены

Так как марок автомобилей много, порядок замены наконечника рулевой тяги разберем на наиболее популярных народных автомобилях ВАЗ 2108, 09, 099.

  1. Для застопорения автомобиля воспользуйтесь ручным тормозом. Для надежности установите упоры под задние колеса;
  2. С помощью домкрата поднимите переднее колесо, подставьте упор в целях безопасности;
  3. Снимаем колесо;
  4. При необходимости очищаем все от грязи;
  5. При невозможности открутить гайку рулевой тяги воспользуйтесь жидкостью WD-40 или аналогичной автохимией.

Замена наконечника рулевой тяги.

Освободите гайку, благодаря которой шаровая крепится к рулевой тяги, от фиксирующего шплинта.

Открутите указанную выше гайку.

Используя специальный съемник, выпрессуйте из поворотного кулака палец шаровой.

Рулевые тяги к рулевому механизму крепятся с помощью болтов. Болты сразу не заметны, так как они законтрены специальными стопорными пластинами. Чтобы до них добраться отогните данные пластины любым позволяющим это сделать инструментом.

В других моделях автомобилей стопориться болты могут по-другому.

Болт, благодаря которому крепится рулевая тяга, выворачивается полностью, а вот на втором болте только ослабляется затяжка.

Благодаря ослабленной затяжки второго болта Вы теперь сможете провернуть в сторону стопорную пластину и полностью отсоединить рулевую тягу.

На рулевой тяге можно заметить шестигранник. Зажмите его в тисках и ослабьте затяжку контргайки.

Наконечник рулевой тяги можно откручивать, но перед этим возьмите листок бумаги и ручку, чтобы записать количество оборотов или запомните их, а также поставьте метку где он был расположен, это важно.

Установите новый наконечник закрутив его на то же количество оборотов, которое Вы запомнили. Для точной установки воспользуйтесь меткой.

ГАЗ 53 3309 САЗ Д-245 › Бортжурнал › Замена рулевых наконечников

С при проезде неровностей появился очень не приятный звук в правом колесе, и со временем он стал усиливаться, попытки подтянуть подшипник ни к чему не привели, при вывешивании колеса сильный люфт прослеживался при покачивании на 3 и 9 часов, намекая на рулевые наконечники.
Купив новые наконечники, они идут каждый на свою сторону правый и левый с виду одинаковые без каких либо изгибов но резьба как и на колесных гайках левая и правая.

За всё время эксплуатации передние колеса в протяжке не нуждались, и думаю с помощью ключа и лома было бы не легко их открутить поэтому взял сразу ручной гайковёрт(мясорубку) спасибо человеку который придумал этот прекрасный инструмент.

А причиной гибили старых наконечников стала бональная грязь которая попадала через отверстие для зирки.

Гайка корона откручивается ключём на 24 перед этим вытащив шплинт. Выпрессовывал наконечник с помощью домкрата

Ослабив хомут на штанге наконечников выкрутить его тоже не самая простая задача, но нагрев, много смазки типа жидкого ключа а самое действенное это хорошенько обстучать место соединения, делают своё дело, чтоб не сбить схождение можно поставить метку на резьбе нового наконечника, замерить расстояние от наконечника до начала штанги, посчитать обороты выкручивания старого наконечника, поставить метку на штанге до какого предела должен накручиваться наконечник.
Сложность возникла при замене второго наконечника а именно при его выкручивании штанга начала прокручиваться на новом смазанном противоположном наконечнике, пришлось звонить в помощь друга, и двумя газовыми ключами откручивать.

Вот он новенький на своём месте.

После установки люфты ушли, но показалось что гуляет шкворень в верхней части. и при пробном выезде тоже прослышивались похожие звуки но меньше. Увидим при полноценном выезде ушёл люфт или нет, ещё сделал ревизию передним тормозным колодкам, но об этом позже.

Замена и шприцевание рулевых пальчиков (наконечников) на газель некст

Несмотря на важность рулевых наконечников как детали, срок их службы весьма ограничен. Наконечники не являются технически сложной деталью, но это не уменьшает их важность в рулевом управлении автомобиля. Примерный срок службы, на который рассчитаны наконечники, составляет раз в 10 меньше, по сравнению с тем же двигателем, и, доходит до отметки в 30 000 — 40 000 километров пробега. На этом моменте многие автолюбители могут возразить, мол, по регламенту то наконечники меняются реже — на пробегах от 50 000 — 60 000 километров. И они будут правы, но только отчасти.

Суровая действительность и отечественные дороги, в буквальном смысле накладывают определенный отпечаток на подвеску автомобиля. Некачественное дорожное покрытие, повышенная влажность, пыль, грязь, химические реагенты — все это сильно отражается на состоянии элементов подвески и рулевого управления. И наконечники в данной ситуации не становятся исключением, поэтому проблема их поломки на пробегах от 20 000 — 30 000 километров — вещь вполне обыденная для многих продвинутых автолюбителей.






ШАРНИРЫ РУЛЕВЫХ ТЯГ

Самыми главными составляющими боковых тяг, являются шарниры рулевых тяг, но еще их называют наконечниками. Они предназначены для эффективного соединения с так называемым резьбовым наконечникам. Сами шарниры похожи на полусферические пальцы. Также они очень ненадёжные, и поэтому проблемы возникают именно в них. А вот чтобы произвести замену шарнира рулевой тяги, нужно иметь полную сборку механизма, потому, что отремонтировать или восстановить его невозможно. В связи с этим, помните, когда будете менять шарниры с одой стороны, рекомендуется произвести замену и со следующей, дабы не столкнуться с этой неприятностью снова.


Диагностика неисправностей рулевых наконечников

Провести диагностику рулевых наконечников достаточно просто, для этого потребуется несколько инструментов, таких как домкрат и балонный ключ.

В первую очередь потребуется поддомкратить автомобиль с одной из сторон, где будет проводиться проверка наконечников. После того как колесо машины будет вывешено его можно снять (не обязательно), дабы облегчить процедуру осмотра наконечников.

Для проверки наконечников и рулевой тяги, устанавливаем колеса прямо и к заранее вывешенному колесу прилагаем усилия в точках «3» и «9» (прямо как на часах) как бы покачивая колесо в каждую из сторон. Причем с внутренней стороны колеса свободной рукой необходимо удерживать рулевой наконечник в месте его крепления к поворотному кулаку.

Если при данной проверке обнаруживается люфт, то наконечник изношен и его потребуется заменить. Однако если люфта не наблюдается, то повторяем процесс проверки, но в этот раз свободной рукой контролируем не сам рулевой наконечник, а нижнюю шаровую опору. При такой проверке паразитные люфты точно должны проявится.

Замена рулевой тяги


Устройство

Рулевая тяга обычно состоит из металлической штанги и двух шаровых шарниров на ее концах. Каждый шарнир защищен от грязи резиновым пыльником. Некоторые рулевые тяги могут иметь возможность изменения длины. Это необходимо для регулировки «схождения» колес. Иногда встречаются конструкции, имеющие только один шаровой шарнир. Второй шарнир у них резинометаллический, не нуждающийся в защите пыльником.

устройство рулевой тяги

Наиболее популярен в конструкции переднеприводных легковых авто реечный рулевой механизм. Его рулевые тяги с обеих сторон одинаковы и чаще всего состоят из штанги, а также двух шаровых сочленений. Внутренний шарнир крепится соосно штанге и находится под чехлом рейки, а наружный – перпендикулярно ее оси со своим пыльником. Рычаг поворотного кулака имеет конусное отверстие для крепления шарнира. Сопрягаемая с ним поверхность пальца тоже сделана в форме конуса. Поэтому разобрать соединение рычаг-палец без съемника довольно сложно.

Дефектовка

Некоторые признаки неисправности рулевых можно определить визуально. Их диагностика начинается с внешнего осмотра пыльников и штанги.

  • Пыльники не должны иметь разрывов и трещин, исподних не должна выступать смазка. Негерметичные чехлы нуждаются в замене, если износ шарнира не превысил допустимые пределы. Перед установкой нового пыльника удалите из шарнира грязь и положите немного Литола между шаром и вкладышем.
  • Если на штанге есть следы деформации от удара, рулевая тяга подлежит замене.
  • Когда определить неисправность внешним осмотром не удалось, нужно проконтролировать степень износа наконечников.

Чтобы проверить шарниры не снимая тяги, поставьте машину на смотровую яму или на эстакаду. Встаньте под передней частью автомобиля. Возьмитесь за тягу двумя руками ближе к наружному шарниру и покачайте ее вверх-вниз. Корпус наружного наконечника может иметь свободный ход вдоль оси пальца не больше 1,5 мм. Этот люфт обусловлен подвижностью конусного вкладыша из пластмассы вдоль оси пальца. Перпендикулярно осевой линии пальца его быть не должно. Проверять внутренний шарнир реечного рулевого нужно с помощником. Он должен часто поворачивать руль из стороны в сторону на 15–20 ◦. А вы тем временем на ощупь определяйте наличие зазоров. Если удастся почувствовать люфт пальцами, шарнир долго не протянет – меняйте его.

Процесс замены рулевых наконечников. Вступление и инструменты

К выполнению работ по замене рулевых наконечников необходимо подойти ответственно, ведь езда с неисправными наконечниками может привести к печальным последствиям. Также следует обратить внимание и на крепления самих наконечников к поворотным кулакам.

Крепления наконечников к поворотным кулакам бывают двух типов:

  • устанавливаемые шпилькой вниз в поворотный кулак — закрытого типа (с закрытым внешним корпусом, не имеющего гайки сверху);
  • устанавливаемые шпилькой наверх — открытого типа (с внешним корпусом, оснащенным фиксирующими гайками).

В зависимости от того, какой тип наконечников установлен на автомобиле будет варьироваться и набор необходимых инструментов. Так, для наконечников закрытого типа, устанавливаемых шпилькой вниз в поворотный кулак, потребуется специальный съемник, работая которым наконечник можно будет легко «выдавить» из поворотного кулака. Некоторые умельцы обходятся без съемника, орудуя молотком, но от подобных манипуляций лучше воздержаться.

Итак, для замены выполнения работ потребуется следующий набор инструментов:

  • домкрат;
  • балонный ключ;
  • набор рожковых ключей и торцевых головок;
  • смазка WD-40 или другая аналогичная;
  • корщетка;
  • съемник (для наконечников закрытого типа);
  • молоток (на всякий случай).

15.14. Поперечная и продольная тяги

1. Поднимите домкратом заднюю часть автомобиля и установите ее на надежные опоры.

2. Снимите колеса.

3. Снятие проводите в последовательности, показанной на рисунке.

4. Перед отворачиванием гаек нанесите установочные метки на пластину-крышку и поперечину.

5. Подведите домкрат под поперечину, а затем отверните гайки.

Не допускайте падения поперечины.

6. Проверьте состояние всех деталей и, при необходимости, отремонтируйте или замените их.

7. Установку проводите в последовательности, обратной показанной на рисунке, с учетом следующего.

8. Установите пластину-крышку так, чтобы она была ориентирована в том же направлении, что и вырез на регулировочном болте с пластиной и пластине-крышке.

Момент затяжки: 86-117 Н м

9. Установите колеса.

Затянув крепежные болты и гайки поперечной тяги и продольной тяги не до конца, опустите автомобиль и окончательно затяните все болты и гайки требуемыми моментами в ненагруженном состоянии.

10. Установив поперечную и продольную тяги, измерьте параметры регулировки колес и при необходимости выполните регулировку.

Предназначение рулевой тяги

Даже если учесть тот факт, что для различных моделей автомобилей существует большое количество конструктивных особенностей этой составной детали, суть действия привода не меняется. Связь между рычагом соответствующего механизма и продольного элемента осуществляется при помощи шарниров. Во время поворота сошки средняя тяга перемещается вправо или влево. Поворот колёс в нужном направлении обеспечивается с помощью боковых тяг.

Видео о рулевой тяге

Существует и более простой по своей организации рулевой привод — механизм реечного типа. Основное его отличие заключается в том, что он использует только две рулевые тяги, которые заставляют колёса автомобиля поворачиваться в нужном направлении и взаимодействуют с поворотными рычагами через небольшое усилие со стороны водителя.

Составляющие системы

Помимо штанг в системе имеются рычаги. Основная задача и штанг, и рычагов – соединить колеса с кузовом автомобиля. Рычаги в отличие от штанг не имеют вытянутую форму, на конце которых расположены шарниры или сайлентблоки. Рулевые штанги и рычаги всегда имеют различия в длине и других размерах.


Рулевое колесо – самая известная часть автомобиля, которая тоже считается частью рулевой системы. На современных автомобилях длина вала колонки изменяется. Без данного вала вождение автомобиля просто невозможно по причине того что колеса будут постоянно в одном положении. Вращая рулем, вся энергия идет на рулевую рейку, а с нее уже на колеса. Многие водители меняют заводской руль другим, более удобным и красивым. Для того, чтобы заменить руль, нужно открутить гайку, главное не повредить резьбу, что можно сделать неправильным откручиванием.

Важным элементом системы является колонка, она соединяет и механизм. Сама колонка выглядит как вал и включает в себя множество различных шарнирных соединений. Разрабатывая колонку, производители позаботились о том, что при ударе колонка складывается, что уменьшает возможные ранения, которые можно получить вследствие удара.

Также немаловажной частью рулевой системы считаются подшипники, они помогают уменьшить люфты в системе, улучшают управляемость. Первым признаком поломки или потери подшипников является люфт и ухудшенная управляемость рулевой системы

Для того, чтобы заменить подшипники потребуется их покупка. Чтобы приобрести правильный набор подшипников, нужно знать нужный размер подшипника. Купив подшипники, их можно заменить, сделать это можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Схему разбора нужного узла можно найти в Интернете.


Замена опоры

Бывают такие случаи, когда в негодность приходит шаровая опора, и после этого ее приходится менять. Сделать это можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Главное помнить, что при замене правой шаровой опоры, следует заменить и левую. На сегодняшний день существует два вида крепления шаровой.

  • Первым креплением считается прикручивание болтами, такой вид считается более простым. Когда шаровая опора соединена с рычагом таким способом, ее можно открутить и поставить новую.
  • Но есть и второй вид крепления – это когда шаровая опора впрессовывается в рычаг, в этом случае приходится менять шаровую опору вместе с рычагом. Чаще всего именно японские производители устанавливают на свои автомобили, запрессованные шаровые опоры в рычаги, но азиатские производители запчастей уже нашли решение этой проблемы.

Синхронный поворот колес

Для того, чтобы колеса поворачивались синхронно и помогали друг другу, была разработана трапеция. Дело в том, что трапеция была разработана еще задолго до того, как появился первый руль. Трапеция использовалась еще на первых паровых автомобилях. С появлением независимой подвески трапеция сильно изменила свою конструкцию и стала более модернизированной.

Как ни странно, но трапеция в автомобиле также подвергается износу. Основными признаками изношенной трапеции являются посторонние звуки и прочие сопровождающие признаки (например, при повороте колес в правую сторону левое колесо повернуло, но не так как раньше).


Принцип работы

Несмотря на то, что есть несколько типов рулевых тяг, основная задача тяг не меняется. Основной задачей служит процесс поворачивания колеса. Колеса должны не просто поворачиваться, а поворачиваться так, чтобы они были оба под определенным углом. Например, если внутреннее колесо повернуто на большой угол, то второе колесо обязано быть повернуто на меньший угол.


Для выполнения этой задачи была разработана тяга рулевой трапеции. На самом деле там не одна тяга, а несколько. В эту систему входят левая и правая тяга, а также средняя тяга и рычаги колес. Схему работы можно найти на просторах интернета.

Продольная рулевая тяга — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Продольная рулевая тяга

Продольная рулевая тяга от сошки до переднего колеса должна быть так расположена, чтобы при любом движении колес она подвергалась наименьшим осевым перемещениям. Отклонение продольной тяги от теоретического положения, вызываемое перемещением передних колес, ухудшает качество управления.

Продольная рулевая тяга / трубчатая.

Продольная рулевая тяга ( рис. 136, в) изготовлена из трубы с утолщениями на концах для сборки шарниров. Одним шарниром тяга соединяется с рулевой сошкой, а другим — с поворотным рычагом левой поворотной цапфы.

Продольная рулевая тяга 13 ( см. рис. 109) соединяет верхний рычаг 11 левой поворотной цапфы с рулевой сошкой. На задний конец тяги навинчивается наконечник 1 ( рис. 115), с помощью которого можно изменять длину тяги и тем самым регулировать предельные углы поворота управляемых колес. Благодаря пружине 5 в соединении автоматически выбирается зазор, а также смягчается ударная нагрузка на детали рулевого механизма.

Продольная рулевая тяга, соединяющая сошку с рычагом поворотного кулака передней оси, расположена вдоль лонжерона рамы с левой стороны, а рулевая трапеция — сзади балки передней оси.

Продольная рулевая тяга 2 соединена шаровым пальцем / с рулевой сошкой.

Продольные рулевые тяги описанной конструкции являются вполне надежными для грузовых автомобилей большой грузоподъемности.

Применяется продольная рулевая тяга с пружиной, которая может обеспечить смягчение толчков ( фиг. Пружина работает на сжатие и когда колеса сжимают тягу, и когда растягивают ее.

Вкладыши продольной рулевой тяги должны свободно перемещаться в полостях тяги.

Шарниры продольной рулевой тяги регулируют поворотом пробки, ввинченной в торцовую часть тяги. Для регулировки шарниров нужно расшплинтовать пробку одного из шарниров, завернуть ее специальной отверткой до отказа, а затем отвернуть на Yz-V оборота так, чтобы можно было поставить шплинт.

Состояние шарниров продольной рулевой тяги контролируют, поворачивая рулевое колесо в обе стороны.

Замена рулевых наконечников

Устройство рулевого наконечника

Система рулевого управления чрезвычайно важна для безопасной эксплуатации автомобиля, ведь неполадки в ней могут привести к необратимым последствиям.

Так же к исправности данной системы предъявляют жёсткие требования ПДД. Поэтому для своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения необходимо следить за состоянием рулевых наконечников и проводить своевременную замену.

Для чего нужны рулевые наконечники?

Наконечники рулевой тяги принимают на себя большую часть ударной нагрузки, обеспечивая рулевым тягам и рейкам сохранность прочности, наконечники значительно увеличивают срок службы этих механизмов. Ударные нагрузки возникают при быстром движении по неровным поверхностям (ямам, гравию, переездам). Все эти факторы приводят износу рулевых наконечников, что становится причиной поломки системы рулевого управления.

Признаки неисправности рулевых наконечников

Заметить неисправность просто, так как при движении автомобиля по плохой и неровной дороге будет чётко слышен стук, возникающий при интенсивном разгоне или торможении. Так же может выявиться люфт рулевого колеса, когда автомобиль начинает «плавать» по дороге и терять управляемость. Проверить сохранность рулевых наконечников можно и другим способом: приподнять авто с помощью домкрата и покачать колесо в разные стороны. Если движения колеса буду ощутимы, то наконечник необходимо срочно заменить.

Игнорирование вышеперечисленных признаков может привести к заметному снижению управляемости, а так же стать причиной более серьезных и затратных неполадок:

  • Снижение управляемости автомобиля приведёт к ДТП;
  • Люфт колеса автомобиля может увеличить нагрузки на тяги стабилизатора и шаровые опоры, что ускорит процесс их деформации;
  • Автомобиль начнёт «уводить» в сторону от оси движения при езде по прямой дороге, ускорится износ резины из-за нарушения системы развал-схождение колёс;
  • Ударные нагрузки увеличатся на рулевой рейке и рулевой тяге, а из-за этого вскоре возникнет необходимость ремонта всей системы рулевого управления, стоимость которого очень велика.


Стиль вождения очень сильно влияет на срок службы рулевых наконечников, следует избегать:

  • резкости при вхождении в повороты, разгоне и торможении;
  • езды по гравию на высокой скорости;
  • езды на несбалансированных колёсах, из-за этого возникает значительная вибрация;

Пыльники рулевых наконечников – так же важный элемент, повреждение которого может привести к попаданию грязи на шарнирное соединение, из-за чего может сильно снизиться качество смазки.

Выбор рулевых наконечников

40–50 тыс.км – это отметка, на которой обычно стоит произвести замену рулевых наконечников, так как они являются расходным материалом. Иногда качество наконечников оставляет желать лучшего, из-за чего их замену приходиться проводить раньше запланированного ТО, особенно в отечественных автомобилях.

Так, на автомобилях ВАЗ замена рулевых наконечников производится каждые 15–20 тыс.км, но периодичность замены так же зависит от производителя запчастей. Существуют ремонтируемые наконечники, но их ремонт требует большого опыта и квалификации, и выполняются исключительно профессионалами.

Чрезвычайно важно заменять рулевые наконечники попарно! Замена лишь с одной стороны не допустима, так как данные элементы выходят из строя почти одновременно.

Комплект ключей и специальный съёмник – это то, что необходимо при замене рулевого наконечника. Съёмник позволяет отделить наконечник от ступицы. Если его нет, то часто автовладельцы просто ослабляют гайку, которая скрепляет наконечник и ступицу, а затем сильными и резкими ударами молотка выбивают наконечник. Но существует риск повреждения элементов подвески и кузова.

Инструкция по замене наконечников рулевых тяг

Поднятие автомобиля на домкрате

При помощи домкрата поднять автомобиль, снять колесо. Для удобства можно вывернуть руль авто в противоположную от домкрата сторону.

Выбивание наконечника

Отсоединить гайку крепежа рулевого наконечника к ступице автомобиля. Снять наконечник с помощью специального съёмника или выбить молотком.

Откручивание крепления рулевой тяги

Выкручиваем гайку-фиксатор рулевого наконечника на тяге. Бывают случаи, когда на наконечнике обратная резьба.

Далее происходит установка нового наконечника и сборка всех элементов в обратной последовательности.

Закоксовывание гайки рулевого наконечника на ступице – это то, с чем часто встречаются автолюбители. Из-за этой проблемы процесс его снятия становится проблематичным.

При замене рулевых наконечников необходима их регулировка, так как они ответственны за развал-схождение передних колёс. Самостоятельно выполнить эту регулировку практически не возможно, а установка развала «на глаз», считая обороты, на которые был закручен в тягу старый наконечник, не является точной. Так же у деталей существует погрешность в размерах, которая достаточна для нарушения угла установки колеса автомобиля. Поэтому проверку и замену наконечников нужно доверить профессионалам на проверенных СТО.

Читайте также: