Ремонт заднего омывателя шкода фабия

Обновлено: 25.04.2024

Не работает стеклоочиститель заднего стекла на Fabia 5J

Привет! Все симптомы умершей электрики в схеме моторчика. В моем случае на пробеге в 65 он аналогичным образом перестал работать, до этого работал в произвольном порядке, даже в выключенном режиме. Проблема кроется в прерывателе цепи. Двое опытных электриков пробовали определить неисправность, перепаивали чип 6143D на новые (он как раз отвечает за процессы), но результата это не дало. Кстати что бы перепаять микросхему, требуется специальное оборудование. Нагреватель фенного типа с поддержанием определенной температуры, иначе есть риск спалить схему. При этом работает подача воды, можно поливать тех кто будет прижиматься (вынув форсунку).

Что бы подлезть к моторчику, нужно снять обивку крышки багажника, крепится она клипсами и просто отщелкивается, с внутренней стороны откручивается ручка закрывания багажника. Откидываем крышку на заднем дворнике и аналогичным образом снимаем съемником как и передние дворники. Убедитесь что вынули форсунку стеклоомывателя (вынимается руками очень легко), иначе расплющите ее (новая стоит 800 рублей). Сдергивается пластиковая накладка около стекла, сам моторчик за ней, снимаем клемму и откручиваем три болта. В стекле остается отверстие если вынуть моторчик, если будете так передвигаться, лучше чем то заткнуть его.

Вскрыли моторчик (откручивается по корпусу несколько болтиков), состояние механизмов идеальное, все в смазке. Подключили от зарядного устройства аккумулятора 12 вольт на прямую к моторчику и он работает. Но при этом на автомобиле не запускается. Считаю тему еще не закрытой, будем пробовать дальше. Если вы далеки от электрики, лучше менять сразу весь моторчик. Стоимость нового 3600 рублей (уточните при необходимости, бывает форсунка идет в комплекте).

Так же бывают случаи растрескивания трубки стеклоомывающей жидкости, с большей вероятностью это может произойти в районе ног водителя из-за сильно изогнутого положения. Но бывают случаи вытекания непосредственно на мотор заднего стеклоочистителя в месте соединения и закисание шестерен.

Skoda Fabia 1.2 HTP › Бортжурнал › Ремонт трубки заднего омывателя стекла

Все началось с того, что в ноги начала литься жидкость
Стало интересно, откуда она там появляется
Может через криво установленное стекло? Может сливы в кузове забиты листьями и прочим мусором.
Дальше были эксперименты для исключения вариантов.
— поливая водой на стекло протечек не обнаружено.
— брызгая омывателем на лобовое стекло — течей нет
Но как только начинаешь брызгать омывателем на заднее стекло, на ноги начинает капать, при чем не хило так
Дальше начал рыть интернет. Оказывается, на фабии проблема протекания омывайки на ноги водителя не редкая.
Как оказалось, трубки для омывайки выполнены из гофрированной пластиковой трубки… "Из пластика Карл…"

Какого черта их сделали из пластика? Видимо немцам, или кому то там виднее.
Эта трубка либо перетирается, хотя мало вероятно, либо зимой там замерзает жидкость и она лопается.
Добраться до трубки не так то и просто. А если прорыв где то в районе рулевого вала, так это всю панель надо снимать что бы к ней подобраться.
Но больше всего мне не понравилось, что эта трубка идет прямо внутри жгута проводки. Вот представьте прорыв, в неудачном месте, жидкость бежит по проводам и дотекает по проводу до конца, к какого нибудь контакту. Есть и такие случаи что у кого то выходили из строя какие то блоки из за подобных протечек.
И при чем, офицалы говорят что это не гарантийный случай, мол сам "не умный" в холода не заменил воду на качественную омывайку.

В руководстве ни слова нету о том, что замерзшая жидкость может привести к выходу из строя системы омывателя.
Не написано что нужно менять жидкость, и как ее менять. Там нет предупреждения о том, что если оставить воду то есть вероятность повреждения трубки.
Но это все лирика…

Обычно для решения этой проблемы покупают ремкомплект. Нужно купить:
1) Трубка 1J0955751D — 900р — что то я офигел от этой цены
2) Соединение 5J0955871a — 140р. 2шт = 280р
3) Ответное соединение 5J0955871b — 130р. 2шт = 260р
Итого 1440р.
Еще надо заказать, подождать…

Мое решение ниже… но прежде

Надо разобрать жабо… Снять поводки с щетками стеклоочистителя (гайки под ключ 13), снять пластиковую накладку (2 пластиковые гайки под ключ 10), отцепить трубки с жиклеров омывателя (2е клипсы), и еще одну пластиковую панельку (5 пластиковых гаек под кл.10)…

Вот такая трубка идет… Ремонтные соединения идут подобного типа

Снимаем мотор с трапецией дворников, предварительно отцепив от моторчика колодку питания
Крепиться 2мя болтами м6, головка на 10, так же сидит на направляющей, что бы снять, надо потянуть механизм вперед.

Вот мы и добрались до проводки, уходящей в салон

Я использовал для ремонта трубку омывателя от Лады Калины.

Для соединения потребуются пластиковые соединители. С двумя концами я не нашел, поэтому использовал тройники. Один конец просто запаял паяльником.

Разматываем изоленту на проводке. Резиновая муфта, которая уплотняет соединение жгута проводов с кузовом имеет два каких то отростка круглого сечения. Один срезал, и туда тик в тик входит трубка.

Продеваем трубку в салон.
В проводке находим трубку, разрезаем осторожно, что бы ничего лишнего не отрезать =)

В пластиковую трубку соединитель входит очень туго. Поэтому немного растягиваем трубку круглой отверткой, или бородком. Смазываем немного герметиком соединитель (для пущей герметичности). Вставляем в пластиковую трубку на всю длину.

Дальше идем в салон.
Снимаем защитные панели из темного пенопласта (хз че за материал), если есть.
Оттягиваем ручку открывания капота, и в этом положении снимаем отверткой фиксатор

Снимаем ручку.
Откручиваем один саморез, на фото видно под ручкой.
Сдергиваем накладку порога. Сидит на стальных клипсах

Оттягиваем ковролин что бы не мешал подобраться к жгуту.

Заводская шумка довольно таки не плохая =) Толстая, а на полу на метал положены битумные антивибрационные листы.

Находим под панелью засунутую трубку

Откусываем гофрированную трубку в районе порога, немного достаем из жгута. Отрезанный поврежденный участок остается под панелью.

Засовываем смазанный герметиком соединитель. Для дополнительной фиксации затянул пластиковой стяжкой, хотя и без нее все отлично держится.

Далее, прокладываем резиновую трубку вдоль проводки, можно притянуть стяжками что бы не болталось, но не сильно, что бы не перетянуть.
Соединяем резиновую с пластиковой. Готово. Проверяем работу заднего омывателя. Нигде ничего не бежит.
Done =)
Заматываем жгут изолентой, который прежде размотали. Собираем все в обратном порядке.

Думаю многие скажут, нахрена такой гемор, есть ведь нормальный ремкомплект… Но в итоге система работает, и работает надежно. В таком варианте ремонта нет ничего сложного.
Ремкомплект не стал ставить как минимум по одной причине. Это тоже пластик, может снова лопнуть, зачем этот гемор с пластиком нужен?
Плюс бонус — экономия деньжат, и главное — не надо ждать. Заехал в любой магазин и купил за 40р. Экономия 1400р ).

skoda fabia II, при подаче воды к заднему стеклу, вода бежит на ноги

Скорей всего место стыковки там есть, лечить с обязательным применением термоусадочной трубки. На шкодах по трудозатратам не знаю, на своей при некоторых неудобствах победил своими силами.

Дважды герой флейма

  • Авто: Kia Cerato II

Больше всего рисковых людей любят в казино, в похоронных бюро и особый респект от - травматологов.

на фабиях это вроде болячка, если зимой замерзает - то лопается

Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой ради малой толики временной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности." Франклин.

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы. Публий Корнелий Тацит

Хорошо информированный оптимист

  • Авто: Kia Sportage + Kia Cerato

на фабиях это вроде болячка, если зимой замерзает - то лопается

Дважды герой флейма

  • Авто: Rezzo

На Фабии 11-го года не работает омыватель заднего стекла (хотя моторчик жужжит). Под ноги вроде ничего не льется. В каком направлении копать? Может, там такая же система, как у Тойоты?

Обосную свое видение вопроса.

Трубопровод подачи жидкости к заднему очистителю не может быть без составных частей. Первая часть от бачка по моторному отсеку в салон, вторая часть по салону кузова идет к пятой двери, третья по пятой двери. То есть как минимум два стыка должно быть, первый в районе рулевой колонки, второй вверху около пятой двери.

Четырежды герой флейма

Как интересно оказывается быть владельцем хэчбэка. Никогда не думал.

На Фабии 11-го года не работает омыватель заднего стекла (хотя моторчик жужжит). Под ноги вроде ничего не льется. В каком направлении копать? Может, там такая же система, как у Тойоты?

в моем случае вода из подкапотного сразу же сливается на землю.

А из бачка вода уходит?

Изменено: MegaGodzilla, 1.05.2016 - 23:56

Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой ради малой толики временной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности." Франклин.

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы. Публий Корнелий Тацит

Хорошо информированный оптимист

  • Авто: Kia Sportage + Kia Cerato

в моем случае вода из подкапотного сразу же сливается на землю.
А из бачка вода уходит?

Кавалер ордена флейма

  • Авто: Быстрый, резвый и Чистый

было 3 вазовские двенашки, на 2 после зимы была такая беда. соскакивал в 5 -ой двери

Опубликованное фото

  • Авто: Toyota Camry

Осенью вылечили два порыва на Cerato-хетч сына путем сращивания разрывов кусочком подходящего диаметра трубочек. Зима прошла без проблем.

На Фабии 11-го года не работает омыватель заднего стекла (хотя моторчик жужжит). Под ноги вроде ничего не льется. В каком направлении копать? Может, там такая же система, как у Тойоты?

Подобную проблему прошлым летом на том же авто решил продувкой в обратном направлении сопла омывателя большой резиновой (внимание!) клизмой с обрезанным под нужным углом концом, иначе к омывателю не подлезешь. Тупо был какой-то засор, либо известковые отложения.

Снятие и установка бачка омывателя с электронасосом автомобиля Skoda Fabia 2002 - 2007

Насос омывателя представляет собой неразборную конструкцию и при всех дефектах подлежит замене.

Предупреждение:

Не включайте электродвигатель насоса, если заборник насоса не погружен в жидкость – может сгореть электродвигатель (допускается кратковременное включение на 1–2 с для проверки работы электродвигателя).

Порядок выполнения:

Снятие буфера

1. Поддев отверткой, снимите крышки возле противотуманных фар.

Снятие крышек возле противотуманных фар автомобиля Skoda Fabia I

2. Отсоедините скрытые под крышками колодки питания противотуманных фар.

3. Выкрутите по четыре болта подкрылка на каждой из колесных арок передних колес. Для облегчения выкручивания, можно вывернуть переднее колесо максимально наружу.

Выкрутка болтов подкрылка на каждой из колесных арок передних колес автомобиля Skoda Fabia I

4. Выкрутите по два шурупа с каждой стороны в нижней части буфера возле колесных арок.

Выкрутка шурупов с каждой стороны в нижней части буфера возле колесных арок автомобиля Skoda Fabia I

5. Вытяните три панельных пристежки снизу бампера возле защиты картера двигателя. Затем потяните освобожденные штыри плоскогубцами.

Вытягивание панельных пристежек снизу бампера возле защиты картера двигателя автомобиля Skoda Fabia I

6. Выкрутите болты из шасси, расположенные за бампером.

Выкрутитка болтов бампера из шасси, расположенных за бампером автомобиля Skoda Fabia I

7. Снимите бампер, потянув сначала по краям вблизи колесной арки.

Предупреждение:

Не забудьте отсоединить датчик температуры перед снятием бампера.​

Отсоединение датчика температуры перед снятием бампера автомобиля Skoda Fabia I

Снятие и установка бачка омывателя с электронасосом:

1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Снимите передний буфер.

3. Отсоедините колодку 3 (см. рис. Бачок омывателя) с проводами от электродвигателя насоса 2.

Отсоединение колодки с проводами от электродвигателя насоса бачка омывателя автомобиля Skoda Fabia I

4. Отсоедините шланги 1 от насоса 2.

Отсоединение шлангов от насоса бачка омывателя автомобиля Skoda Fabia I

5. Отверните две гайки 1 (см. рис. Крепление бачка омывателя) крепления бачка омывателя.

Отверочивание гаек крепления бачка омывателя автомобиля Skoda Fabia I

6. Отключите от бачка датчик уровня жидкости.

Вытягивание датчика уровня жидкости из бачка омывателя автомобиля Skoda Fabia I

7. Снимите бачок 2 омывателя и слейте из него жидкость. Бачок будет легче снять, если сначала отсоединить верхнюю часть с заливной горловиной.

8. Аккуратно поддев отверткой, выньте насос из бачка омывателя. В случае замены бачка, не забудьте вытянуть резиновые прокладки. Они будут нужны, чтобы вставить в новый бачок.

9. Установите бачок омывателя с насосом в обратном порядке и залейте в него жидкость.

Очистители и омыватели стекол

Следите, чтобы резиновые вставки не выскочили из держателей, иначе стеклоочиститель поцарапает стекло. Если стекло сухое, перед включением стеклоочистителя смочите его омывателем, чтобы щетки не поцарапали стекло.
Если при работе стеклоочистителя на стекле остаются неочищенные места, полосы, пропуски, замените щетки или резиновые вставки.
В зимнее время перед поездкой всегда проверяйте, чтобы щетки не примерзли к стеклу. Если это все-таки случилось, аккуратно «оторвите» их резиновые вставки от стекла.

Предупреждение

Загрязненные резиновые вставки щеток очищайте влажной тряпкой. При сильном загрязнении пользуйтесь жидкостью для мойки стекол.
Вы можете самостоятельно заменить резиновые вставки щеток в соответствии с инструкцией, приложенной заводом-изготовителем к комплекту резиновых вставок. Замену рекомендуется проводить два раза в год.

Расположение бачка омывателя

Очистители и омыватели стекол Skoda Fabia

Не заливайте в бачок омывателя жидкости для системы охлаждения двигателя, так как они ядовиты.

/>Для заправки бачка омывателя отверните его крышку. Проверьте сетку. Если она грязная, промойте ее и установите на место. Только после этого заливайте жидкость в бачок.
Постоянно следите, чтобы уровень в бачке омывателя был достаточным, не дожидайтесь срабатывания датчика недостаточного уровня жидкости в бачке. Не включайте омыватель, если уровень жидкости опустился ниже отверстия заборника насоса внутри бачка – электродвигатель насоса омывателя может выйти из строя.
/>Предупреждение

Соблюдайте меры предосторожности при работе с незамерзающей жидкостью.

Видео про "Очистители и омыватели стекол" для Skoda Fabia

Омыватель стекла поиск и устранения неисправности бачок омывателя шкода 7 причин почему не работает омыватель стекла

ремонт заднего омывателя шкода фабия 2

Снимается легко. Демонтаж щёток Отвинчиваем две пластмассовые гайки и снимаем решётку с форсунками стеклоомывателя. Для демонтажа нижней пластмассовой решётки надо открутить ещё пять пластмассовых гаек. После этого ключом на 10 открутить две гайки крепящие механизм дворников, отщёлкнуть пластиковый зажим с контактами и вынуть механизм.

Отрезанный поврежденный участок остается под панелью. Для дополнительной фиксации затянул пластиковой стяжкой, хотя и без нее все отлично держится.

ремонт заднего омывателя шкода фабия 2

Соединяем резиновую с пластиковой. Проверяем работу заднего омывателя. Нигде ничего не бежит. Собираем все в обратном порядке.

Думаю многие скажут, нахрена такой гемор, есть ведь нормальный ремкомплект… Но в итоге система работает, и работает надежно. В таком варианте ремонта нет ничего сложного. Ремкомплект не стал ставить как минимум по одной причине.

Это тоже пластик, может снова лопнуть, зачем этот гемор с пластиком нужен? Плюс бонус — экономия деньжат, и главное — не надо ждать. Заехал в любой магазин и купил за 40р.

ремонт заднего омывателя шкода фабия 2

Экономия р. Цена вопроса: Для начала необходимо снять поводки дворников, для этого снимаем плоской отверткой колпачки, головкой на 13 откручиваем гайки и пошатывая поводки снимаем.

ремонт заднего омывателя шкода фабия 2

Если они закисли воспользуйтесь ВД40 и подождите. Далее головкой на 10 откручиваете 2 пластиковые гайки на пластиковой панели, скрывающей мотор стеклоочистителей, немного выдвинув панель из паза в лобовом стекле извлеклаем накладку, не забывая отсоединить шланг переднего омывателя и разъемы на обогреваемые форсунки омывателя, если.

Омыватель заднего стекла Шкода фабия устройство

Головкой на 10 откручиваем 2 болта крепления мотора стеклоочистителя, извлекаем его, немного оттянув в сторону бампера перегородку моторного отсека, чтобы снять мотор с направляющей. Находим жгут, идущий из-под капота в салон, снимаем изоленту и находим гофрированный шланг, это то что нам. Теперь переходим в салон.

Ремонт заднего омывателя шкода фабия

Задний омыватель (Fabia I)

Aleksander2012 » Пт янв 25, 2013 13:10

carver » Пт янв 25, 2013 22:58

Aleksander2012 » Сб янв 26, 2013 12:16

kopchenuj » Чт фев 28, 2013 9:06

Тошка » Вс мар 03, 2013 20:56

Дикарь » Пт май 03, 2013 6:52

Приветствую всех одноклубников!

При покупке Фабии не обратил внимания на омыватель заднего стекла, а зря, оказалось, что форсунка была просто отломана.
В связи с этим решил её купить, но цена в 300 рублей сподвигла на творчество :-)
Для начала вытащил остатки форсунки из посадочного места, пригодился маленький саморез. Затем взял обычный тонкий стержень от шариковой ручки и отрезал 2 см. После вставил внутрь этого обрезка разогнутую канцелярскую скрепку, это надо для того, чтобы при нагреве образовавшееся колено не перекрывало поток жидкости. Далее над огнем аккуратно согнул под угол 90° и оставлил остывать. Через пару минут с помощью плоскгубцев достал скрепку. Кончик трубочки немного обработал мелким напильником и поставил в посадочное место форсунки.

Итого 10 минут работы и 0 рублей затрат! Прекрасно брызгает!Кстати, если чуток сдавить плоскогубцами кончик трубочки, которая брызгает, то
получится веерная форсунка.

Может быть мой опыт кому-то будет полезен.

vazag » Чт июн 13, 2013 16:14

Добавлено спустя 13 минут 25 секунд:
Обещанные веселые картинки

Соединение №2 (вода под капотом), то, что это не соединение №1 определено после снятия защиты двигателя из ямы.
Подкрадываемся:

Визируем соединение

Жена давит на рычаг управления омывателем, я наблюдаю мощную струю из трубки от мотора.
С большим трудом засовываю свою лапу к соединению и защелкиваю (с попытки №3, вытирая пот и матерясь в душе )
Насос качает, жидкость из омывателя убыват из соединения №2 не течет, и вообще нигде не течет (долито литра три водички)
Жена услышала бульканье сзади. Хоть и не течет в багажник пытаюсь добраться до соединения №3.

Добавлено спустя 14 минут 28 секунд:
Продолжение ремонта (примечания в картинках)
"откручиваем 2 пластиковых винта на арке колеса со стороны сиденья заднего пассажира" - вверху у меня винт, внизу типа пробка без шлица.
Далее по тексту "Резюме" + некоторые отличия NEW

А вот почему она не текла, а только очень тихо журчала

А вот такой штукой мне соединили трубку с насосом, а потом я соединил трубку с форсункой в соп-фонарике задней двери (разьединить не смог, пришлось отрезать)

Дикарь писал(а): оказалось, что форсунка была просто отломана.

Итого 10 минут работы и 0 рублей затрат! Прекрасно брызгает!Кстати, если чуток сдавить плоскогубцами кончик трубочки, которая брызгает, то
получится веерная форсунка.

1.51. Очистители и омыватели стекол

Следите, чтобы резиновые вставки не выскочили из держателей, иначе стеклоочиститель поцарапает стекло. Если стекло сухое, перед включением стеклоочистителя смочите его омывателем, чтобы щетки не поцарапали стекло.

Если при работе стеклоочистителя на стекле остаются неочищенные места, полосы, пропуски, замените щетки или резиновые вставки.

В зимнее время перед поездкой всегда проверяйте, чтобы щетки не примерзли к стеклу. Если это все-таки случилось, аккуратно «оторвите» их резиновые вставки от стекла.

Предупреждение

Загрязненные резиновые вставки щеток очищайте влажной тряпкой. При сильном загрязнении пользуйтесь жидкостью для мойки стекол.

Вы можете самостоятельно заменить резиновые вставки щеток в соответствии с инструкцией, приложенной заводом-изготовителем к комплекту резиновых вставок. Замену рекомендуется проводить два раза в год.

Снятие и установка щеток очистителя ветрового стекла

Расположение бачка омывателя


2 – пробка бачка омывателя;

Вместимость бачка около 2 л, у моделей с омывателями фар – около 5,5 л.

Летом заливайте в бачок чистую воду, зимой – незамерзающую жидкость. Рекомендуется использовать незамерзающие жидкости производства известных фирм.
Предупреждение

Не заливайте в бачок омывателя жидкости для системы охлаждения двигателя, так как они ядовиты.

Для заправки бачка омывателя отверните его крышку. Проверьте сетку. Если она грязная, промойте ее и установите на место. Только после этого заливайте жидкость в бачок.

Постоянно следите, чтобы уровень в бачке омывателя был достаточным, не дожидайтесь срабатывания датчика недостаточного уровня жидкости в бачке. Не включайте омыватель, если уровень жидкости опустился ниже отверстия заборника насоса внутри бачка – электродвигатель насоса омывателя может выйти из строя.
Предупреждение

Соблюдайте меры предосторожности при работе с незамерзающей жидкостью.

Copyright © 2007-2021 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

если сломался задний омыватель Fabia 2

стал читать рассказы на тему, нашел сразу несколько с каким то невеселым раскладом про протекающую гофрированную трубку в магистрали заднего дворника, которая может вполне прохудиться от замерзшей в ней воды или незамерзайки….

Подтекать может в ноги водителя

и чинится примерно так

закупается сам гофрированный шланг

5J0 955 871 A

Соединители шланга

5J0 955 871 B 2 комплекта


1J0 955 751 D 2 комплекта

И чинится таким образом

главное правильно локализовать течь. Брызгать, как уже сказано было, может в ноги водителя по левой стойке, по центральной стойке , где ремень безопасности + есть случаи, когда она трескается в задней двери до такого состояния


далее как конструктор


вставил одно в другое и гуляй

всё? Нет, не все…
есть случаи, когда просто засоряется форсунка заднего стеклоочистителя , которую видим тут


если она просто засорилась – жидкость не идет, то ее можно легонько продуть или промыть карбклинером в обратную сторону, вынув из мотора

а потом поставить назад в то положение, когда она будет лить на стекло, а не на бампер

когда форсунка вынута – есть смысл «пролить систему, заодно оценив производительность насоса». не надо в нее, в форсунку, активно совать всякие иголки - сломаете

и третий вариант поломки:
года форсунка «уползает вслед за дворником» и жидкость льется куда угодно, но не нас текло. Поздравляю, вполне возможно, что у вас закисла трубка в приводе стеклоочистителя до такого состояния

http://vwts.ru/images/repair4/135633_04.jpg

http://vwts.ru/images/repair4/135633_10.jpg

страшилки, конечно, но так тоже бывает

чинится либо через замену моторчика, либо через покупку ремкомплекта моторчика, который вот так выглядит

http://www.vw-shop.ru/img/r-kt_rear.jpg

http://vwts.ru/images/repair4/135633_02.jpg

либо по-кулибински, как здесь (ссылка от гольфа)

суть проблемы – латунная трубка магистрали омывателся прикипает от грязи и времени и потом ее разламывает со всеми, в прямом смысле, вытекающими…

у меня вопрос заключался в продувке магистрали, опять грязь попала , но подготовился я знатно – думал хуже будет)))

ЗЫ: по советам бывалых (Грохотайло) залез И в моторчик заднего очистителя – все там блестит как у кота на авто 13 года, хотя профилактика узлу не помешает: либо раз в 3 года чистим \ смазываем, либо лет через 5 меняем узлом в сборе))

Читайте также: