Что за отверстие на помпе ваз 2109

Обновлено: 25.04.2024

Как проверить помпу ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 собственными силами

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Водяная помпа – это очень важных узел в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Неисправность водяной помпы Ваз 2109 может привести к перегреву двигателя. То есть, к последующему капремонту движка и даже возможной его замене, но это в крайних случаях.

Как проверить помпу ВАЗ 2109

Как проверить помпу ВАЗ 2109

Что бы уберечь себя от лишнего ремонта, необходимо заранее диагностировать неисправности помпы. Из этого возникает вопрос, как проверить помпу ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 собственными силами.

Самое главное не нужно паниковать и торопиться с ее заменой, а окончательно убедиться в ее не работоспособности и выполнить диагностику по ниже описанной инструкции. Итак, начнем по порядку.

Как проверить помпу Ваз 2109, ВАЗ 2110 самостоятельно.

1. Начнем с первого и довольно распространенного способа проверки. Для этого нужно сжать верхний патрубок от радиатора на горячем двигателе.

На исправной помпе можно почувствовать давление жидкости. Нужно быть осторожным при такой проверке, потому что охлаждающая жидкость все же имеет высокую температуру.

2. При неисправном сальнике тосол или антифриз будет просачиваться через контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Первым делом нужно отвернуть защиту ремня газораспределительного механизма и посмотреть имеются ли отложения коричневого цвета возле отверстия.

При их наличии следует сделать ремонт данного узла или заменить водяную помпу полностью.

3. При неисправном подшипнике помпы там можно будет услышать воющий звук. При обнаружении люфта на валу следует заменить подшипник.

4. Если отсутствуют внешние признаки поломки водяной помпы Ваз 2109, а двигатель греется выше нормы, следует демонтировать ее для определения внутренних повреждений.

Самые распространенные неисправности:

  • Коррозия лопастей если они металлические.
  • Поломка лопастей, если они изготовлены из других материалов.
  • Износ подшипников.
  • Течь через сальник (фибру).

Провести ремонт помпы Ваз 2109 можно и самостоятельно, но многие все же это делать не рекомендуют из за того, что это получается не выгодно, да и для кого то легче установить новую, хотя ремонт вполне возможен, но здесь многое зависит от самой поломки и ее цены.

Обратная установка требует аккуратных действий. Прокладку и крепежи болтов нужно намазать герметиком.

Болты сначала заворачиваются от руки, потом докручиваем ключом с нужным усилием, но в разумных пределах, что бы не сорвать резьбу.

После сборки, по хорошему нужно подождать 2-3 часа пока высохнет герметик, и заливаем охлаждающую жидкость.

Перед запуском двигателя следует избавиться от воздуха в охлаждающей системе. После долить жидкость до нужного уровня.

Окончательным этапом ремонта будет проверка стыков на предмет утечки, нужно просто завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

Поводом к проверке может послужить постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, либо перегрев или не прогрев двигателя и т.п.

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Проверяем уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке

Он должен находиться на 25-30 мм выше метки MIN, нанесенной на его боковине. Двигатель при проверке должен быть холодный. Если уровень ниже чем требуется, доливаем немного жидкости аналогичной той, что залита в систему охлаждения (тосол, антифриз).

метки на расширительном бачке

Метки MIN и MAX на расширительном бачке системы охлаждения

В случае постоянного падения уровня в расширительном бачке устанавливаем причину неисправности. В большинстве случаев можно в ходе визуального осмотра установить место утечки (см. параграфы ниже). Например, не затянутый хомут на шланге.

2. Проверяем систему охлаждения на наличие утечки ОЖ

Проверку наличия потеков ОЖ нужно провести как на холодном двигателе, так и после запуска, во время прогревания, так как протечка может носить периодический, зависящий от температуры характер.

Проверяем сливные отверстия системы в радиаторе и блоке цилиндров

Проверяем герметичность датчика температуры ОЖ и датчика включения вентилятора

Осматриваем места их установки (под трамблером и в левом бачке радиатора), при необходимости подтягиваем.

Проверяем шланги и трубки системы охлаждения двигателя

Необходимо осмотреть места их посадки на патрубки и штуцера элементов системы, плотность затяжки хомутов. Помимо этого путем осмотра и ощупывания рукой проверяется целостность шлангов.

Слабо затянутые хомуты можно подтянуть отверткой или ключом (но без особого рвения, так как можно хомутом прорезать шланг). Желательно все ненадежные хомуты заменить на проверенные, хорошего качества.

Проверяем радиатор системы охлаждения двигателя

Проводим визуальный осмотр его бачков (они установлены на резиновых прокладках, которые со временем начинают пропускать ОЖ) и патрубков на которые надеты шланги. Помимо этого обращаем внимание на загрязнение радиатора. Сильно загрязненный придется мыть, так как возможен перегрев двигателя.

Проверяем расширительный бачок

Проверяем помпу (насос охлаждающей жидкости)

Неисправность насоса охлаждающей жидкости на ранних стадиях практически незаметна. Ее признаками могут являться отсыревание корпуса помпы и передней части поддона. Возможно не герметична прокладка под корпус помпы или сальник на оси (при выходе сальника из строя ОЖ начинает сочиться через дренажное отверстие в нижней части помпы). Так же слышен повышенный шум со стороны передней части двигателя при его работе. Можно покачать рукой ось помпы за ее шкив (проверить подшипник). Сильный люфт выдает износ ее деталей.

Чаще всего признаками не герметичности радиатора отопителя или его крана служит появление сырости в ногах переднего пассажира и сладковатый запах тосола в салоне.

Проверяем трубу подводящую ОЖ к помпе

Металлическая труба установлена позади двигателя и крепится к блоку. Осматриваем ее на предмет потери герметичности.

3. Проверяем термостат

нижняя часть термостата ВАЗ 2108, 2109, 21099

Верхняя часть термостата начинает греться сразу после пуска двигателя, нижняя только после начала открытия его термоклапана.

4. Проверяем работу вентилятора на радиаторе

Продолжаем начавшийся в предыдущем параграфе прогрев двигателя на холостых. Минут через 10-15 должен автоматически включиться вентилятор на радиаторе. Если этого не произошло проверяем его датчик и электродвигатель. Там имеются особенности проверки для автомобилей разных годов выпуска.

5. Проверяем систему охлаждения двигателя на загрязнение

Антифриз или тосол нужно менять раз в пять лет или 75 тыс км пробега. Если этого не делать, как минимум снизится эффективность охлаждения двигателя старой, потерявшей свои свойства жидкостью.

Поэтому, если в расширительном бачке какая-то мутная жидкость с плавающим мусором, а двигатель почему-то постоянно перегревается, нужно заменить ОЖ и ездить дальше.

Но, следует учесть, что мутная, ржавая жидкость в расширительном бачке может быть признаком перегрева двигателя.

6. Проверяем крышку расширительного бачка
7. Проверяем систему охлаждения на завоздушенность
Примечания и дополнения

Почти ретро. Замена помпы на ВАЗ-2109

Иногда к нам в руки попадают автомобили довольно архаичной конструкции. В этот раз таким автомобилем оказался ВАЗ-2109 с карбюраторным двигателем и жалобой на подтекающий антифриз. Осмотр показал, что водяной насос (ака помпа) люфтит и течет, а значит подлежит замене. Хотя в интернете полно мануалов на эту тему, мой, очевидно, будет самым лучшим ;) Поехали.

Машину домкратим, скидываем правое переднее колесо, открываем капот. Кожух ремня ГРМ уже был скинут в процессе диагностики, поэтому его демонтаж не рассматриваем. Видно, кстати, что ремень стоит на шестерне кривовато. Видать, некоторая несоосность уже присутствует:

Нам надо снять ремень ГРМ, так как помпа приводится им. Прежде, чем снимать ремень, надо выставить по меткам распредвал и коленвал. Вот метка распредвала:

С меткой коленвала сложнее. В принципе, можно смотреть метку на маховике через окошко на коробке передач. Но в нашем случае там метка как-то явно не попадала "в такт" с меткой на распредвалу, и было решено ориентироваться по метке на шестерне коленвала. Для доступа к ней надо снять ремень генератора (на фотографии, увы, не попало, но как это сделать, тоже много где описано). После этого надо открутить болт и снять шкив с коленвала. У нас был читкод в виде пневмогайковерта, но если такового нет, то самое простое — включить пятую передачу и зажать тормоз в то время, как второй участник процесса откручивает болт. Еще один вариант — застопорить маховик через то самое окошко, о котором уже говорилось.

После снятия шкива надо убедиться, что метка на шестерне коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе (точка на шестерне в верхней части напротив выреза):

Если метка не совпадает, можно вкрутить на место болт (не ставя шкив), и вращать коленвал за него.

После этого можно ослаблять натяжитель. Для этого надо немного (буквально оборот-два) открутить гайку, обведенную красным (ключ на 17):

Все, ремень можно отводить:

Казалось бы, вот она, помпа под роликом натяжителя, снимай ее — и вперед. Увы, все сложнее. Корпус помпы закрыт металлической пластиной сложной формы. Эта пластина препятствует снятию помпы. А для снятия пластины нужно снять шестерню распредвала. Зачем так сделано — достоверно неизвестно, но назвать это решение правильным я не могу. Итак, фиксируем чем-нибудь шестерню (надо вставить в прорези на шестерне какую-нибудь отвертку, а в идеале — специальный фиксатор шкивов), и откручиваем болт. Шестерня в нашем случае сошла с вала достаточно легко. Если сходит с трудом — можно попробовать пропустить через эти же отверстия веревку/провод и попробовать дернуть на себя — как правило, помогает облегчить демонтаж. Главное — не потерять шпонку. Вот так выглядит вал со снятой шестерней (видно, что сальник распредвала подтекает, при следующей замене ремня рекомендуется поменять):

Сама шестерня (видна выемка под шпонку):

Теперь надо открутить пластину. Она крепится на шпильке (надо открутить одну гайку рядом с распредвалом), на одном болте недалеко, и еще тремя болтами крепления помпы. Все их надо открутить, а потом попытаться вытащить пластину:

Увы, нам ее снять без затей не удалось. Пришлось откручивать одну опору двигателя:

После этого — домкратить мотор, и играть в головоломку, выворачивая пластину подходящим образом. После этого аналогичным образом надо снять помпу. Держится она на тех же трех болтах, а также на прикипевшей за годы прокладке, поэтому чтобы стронуть ее с места, понадобится вмешательство отвертки. При этом выльется около трех литров антифриза, рекомендуется подставить тазик. Вытаскивать ее не легче, чем пластину, но вот каков будет итог:

Сальник распредвала под другим ракурсом:

Старая помпа (совершенно неинформативное фото):

После этого остается:
1) Зачистить посадочное место помпы.
2) Проявить чудеса изворотливости, поставив ее и пластину на место.
3) Собрать все в обратном порядке.
4) Натянуть ремень с правильным усилием (мы с непривычки перетянули, разумеется). Критерий правильности натяга — ремень достаточно свободно прожимается пальцем на длинной ветви (прямой между распредвалом и коленвалом).
5) Собрать все окончательно, залить антифриз, завести мотор с открытой крышкой расширительного бачка, убедиться в отсутствии воздушных пробок в системе (термостат открывается, радиатор прогревается, вентилятор включается).
6) Радостно ехать по своим делам.

Такой вот экскурс в историю. А ведь еще лет пятнадцать-двадцать назад эту процедуру без всяких инструкций умел делать среднестатистический автовладелец! Такая вот смена эпохи. Лет через пятнадцать будем составлять инструкции о том, что такое автомобиль без автопилота и как управлять им вручную.

Замена помпы ВАЗ-2109 в гараже

ВАЗ 2109 под капотом

Поскольку двигатель ВАЗ-2109 имеет жидкостное охлаждение, необходим насос, который заставит охлаждающую жидкость двигаться по специальным патрубкам и отводить избыток тепла от мотора. И такой насос там есть. Центробежная помпа ВАЗ-2109 - это главный агрегат системы охлаждения, поддерживающий бесперебойное движение антифриза по охлаждающей системе.

Где находится помпа ВАЗ 2109

Автомобильная помпа состоит из металлического литого корпуса, который выполняется из алюминия или чугуна, подвижного вала, подшипников и крыльчатки. Герметичность агрегата обеспечивается за счёт специального уплотнителя. Под действием вращения крыльчатки в механизме создаётся давление, выталкивающее антифриз, который совершает свою полезную работу, нагреваясь в каналах охладительной системы и остывая в радиаторе, чтобы снова попасть в рубашку охлаждения двигателя. Этот процесс регулируются специальным прибором – термостатом.

Располагается насос под кожухом газораспределительного механизма, немного ниже шестерни распределительного вала.

Признаки того, что водяной насос надо поменять

Наиболее уязвимым местом центробежного насоса является сальник — та самая деталь уплотнения, не дающая протекать антифризу. Со временем сальник изнашивается, и протечка становится неизбежной. Причин для износа сальника достаточно: это и бешеные температурные скачки, и попадание загрязнений извне под капот машины, плюс антифриз всегда принимает в себя часть продуктов горения топлива и моторного масла. Настолько агрессивная среда не может не влиять на герметичность помпы ВАЗ-2109.

Нередко приходят в негодность и подшипники водяного насоса. В такие моменты появляется характерный стук под капотом машины. Если не прибегнуть к «хирургическому» вмешательству в подкапотное пространство, недалеко до заклинивания или перекоса вала насоса.

Коротко можно перечислить следующие признаки неисправности центробежной помпы:

  • Утечка охлаждающей жидкости.
  • Воющие звуки, которые появляются при работе двигателя.
  • В критических ситуациях, если проблема осталась незамеченной после первых двух признаков, возможен перегрев мотора, особенно когда повреждён ротор помпы.

Самостоятельная диагностика

По косвенным признакам можно предположить, нуждается ли помпа в замене, но точнее разобраться в этом вопросе можно только сняв и осмотрев этот агрегат со всех сторон. Предварительно можно судить о состоянии помпы только по некоторым косвенным признакам. Например, при работе мотора в нормальном режиме на неисправность помпы может указывать температура верхнего шланга радиатора и наличие в нём жидкости. Шланг должен быть тёплым. Это определяется на ощупь.

При внешнем осмотре можно легко определить состояние сальника. Для этого достаточно снять крышку ГРМ и осмотреть отверстие сальника. Если были протечки, отложения характерного цвета подскажут вам об этом.

Поэтапная инструкция по замене

Рано или поздно придётся лезть в автомобильное нутро и менять помпу. Для начала нужно обеспечить два обязательных условия: двигатель должен быть полностью остывшим, а охлаждающая жидкость слита из системы до последней капли. После этого подбираются необходимые инструменты:

  • Накидной ключ на 10 с удлинителем.
  • Рожковый ключ на 17.
  • Отвёртка с широким плоским лезвием.

Слив антифриза

Вот так сливается охлаждающая жидкость

Крышка ГРМ внешняя

Нужно снять внешнюю защиту ГРМ , чтобы добраться до помпы

Шестерня ГРМ

Фиксируем шистерню и сворачиваем удерживающую её гайку

Внутрянняя крышка ГРМ

Придётся снять ещё один кожух, он закрывает насос

Помпа

Центробежный насос извлечён

Как заменить самостоятельно (инструкция на видео)

В случае обнаружения неисправности помпы лучше всего не пытаться ремонтировать повреждённую деталь, а поменять агрегат на новый. Даже если какой-то ремонт будет возможен, неизвестно, сколько такой насос проработает до окончательного выхода из строя. Берегите себя и свою машину!

Признаки неисправности помпы ваз 2109

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Водяная помпа – это очень важных узел в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Неисправность водяной помпы Ваз 2109 может привести к перегреву двигателя. То есть, к последующему капремонту движка и даже возможной его замене, но это в крайних случаях.


Как проверить помпу ВАЗ 2109

Что бы уберечь себя от лишнего ремонта, необходимо заранее диагностировать неисправности помпы. Из этого возникает вопрос, как проверить помпу ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 собственными силами.

Самое главное не нужно паниковать и торопиться с ее заменой, а окончательно убедиться в ее не работоспособности и выполнить диагностику по ниже описанной инструкции. Итак, начнем по порядку.

Как проверить помпу Ваз 2109, ВАЗ 2110 самостоятельно.

1. Начнем с первого и довольно распространенного способа проверки. Для этого нужно сжать верхний патрубок от радиатора на горячем двигателе.

На исправной помпе можно почувствовать давление жидкости. Нужно быть осторожным при такой проверке, потому что охлаждающая жидкость все же имеет высокую температуру.

2. При неисправном сальнике тосол или антифриз будет просачиваться через контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Первым делом нужно отвернуть защиту ремня газораспределительного механизма и посмотреть имеются ли отложения коричневого цвета возле отверстия.

При их наличии следует сделать ремонт данного узла или заменить водяную помпу полностью.

3. При неисправном подшипнике помпы там можно будет услышать воющий звук. При обнаружении люфта на валу следует заменить подшипник.

4. Если отсутствуют внешние признаки поломки водяной помпы Ваз 2109, а двигатель греется выше нормы, следует демонтировать ее для определения внутренних повреждений.

Самые распространенные неисправности:

  • Коррозия лопастей если они металлические.
  • Поломка лопастей, если они изготовлены из других материалов.
  • Износ подшипников.
  • Течь через сальник (фибру).

Провести ремонт помпы Ваз 2109 можно и самостоятельно, но многие все же это делать не рекомендуют из за того, что это получается не выгодно, да и для кого то легче установить новую, хотя ремонт вполне возможен, но здесь многое зависит от самой поломки и ее цены.

Обратная установка требует аккуратных действий. Прокладку и крепежи болтов нужно намазать герметиком.

Болты сначала заворачиваются от руки, потом докручиваем ключом с нужным усилием, но в разумных пределах, что бы не сорвать резьбу.

После сборки, по хорошему нужно подождать 2-3 часа пока высохнет герметик, и заливаем охлаждающую жидкость.

Перед запуском двигателя следует избавиться от воздуха в охлаждающей системе. После долить жидкость до нужного уровня.

Окончательным этапом ремонта будет проверка стыков на предмет утечки, нужно просто завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.


Водяная помпа несмотря на свои размеры может стать причиной больших проблем, таких как перегрев двигателя или полный его выход из строя. Правда вышеописанные неприятности грозят лишь в том случае, если помпа перестанет справляться со своей задачей или , проще говоря, сломается.

Если водяная помпа ВАЗ 2109 перестанет гонять по системе охлаждения антифриз или любую другую ОЖ перегрев двигателя — неизбежен. В этой статье поговорим о том, как проверить помпу ВАЗ 2109 на работоспособность, чтобы вовремя предотвратить неисправность, избежав капремонта по причине перегрева.

Как проверить помпу ВАЗ 2109 своими руками?

Существует несколько способов проверки водяной помпы на работоспособность, в этой статье мы рассмотрим наиболее популярные и эффективные из них.

1. Самый простой способ — прогреть мотор до рабочей температуры, затем резко пережать верхний патрубок радиатора. В случае если помпа рабочая в руке почувствуется пульсация охлаждающей жидкости. В таком случае все в порядке, водяная помпа рабочая, причин для беспокойства нет.

2. Второй способ предусматривает проверку сальника. Снимите крышку ремня ГРМ и произведите внимательный осмотр контрольно-вентиляционного отверстия помпы, убедитесь, что сквозь сальник не сочится антифриз. Обнаружив утечку или коричневые отложения, произведите замену сальника водяной помпы.

3. Если во время работы двигателя слышны отчетливые затяжные звуки, это может быть признаком вышедших из строя подшипников вала насоса. Для того чтобы проверить так ли это, убедитесь в отсутствии люфта вала, чтобы проверить это просто покачайте приводную звездочку водяного насоса ВАЗ 2109.

4. Если же видимых нарушений, а также признаков неисправности вы не обнаружили, рекомендую снять помпу для дальнейшей диагностики и более детального осмотра. Внимательно осмотрите обратную сторону ротора, нередко неисправность помпы ВАЗ 2109 заключается в поврежденных коррозией лопастях.

В случае неисправности водяной помпы замените ее новой, ремонт водяной помпы нерентабелен да и к тому же нет никакой гарантии, что после ремонта она будет исправно и стабильно работать.

Для большей наглядности рекомендуем посмотреть данное видео как проверить помпу ВАЗ

Источник: vaz-remont.ru

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Читайте в этой статье

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Как проверить работу помпы

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Что лучше, менять помпу или ремонтировать

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Помпа на ВАЗ-2109: как ее заменить

Как узнать, что именно помпа на 2109 вышла из строя

Основная проблема, не позволяющая и в дальнейшем использовать водяной насос – эта утрата им герметичности, что приводит к вытеканию рабочей жидкости. Чуть реже неполадки вызываются износом подшипника.

В первом случае помпа сохраняет пригодность, потому самый простой способ защитить от перегрева силовой агрегат – это регулярно восстанавливать объем жидкости в системе охлаждения. Данная мера, впрочем, дает лишь временный эффект, поскольку течь будет усиливаться день ото дня.

Порча подшипника – это гораздо серьезнее. На первых порах данный элемент сигнализирует о своей изношенности достаточно громким шумом. Если ничего не делать, то деструктивный процесс ускорится, и, вероятнее всего, дело закончится полным разрушением детали. Образовавшийся в ней люфт проявляется такими признаками:

  • громкий скрежет;
  • заклинивание насоса.

В конечном итоге повышается вероятность обрыва ремня привода или даже повреждения клапанов двигателя.

Устанавливаемую на 2109 помпу невозможно отремонтировать, и потому узел при выявлении его ненадлежащей работы демонтируется, а на его место ставится новый.

Процедура, по счастью, не особо сложная, а значит, замена на ВАЗ может производится и без обращения в авторемонтную мастерскую. Помпа находится в легкодоступном месте и никакие габаритные элементы двигателя (например, карбюратор) трогать не придется.

Сколько стоит помпа и работы по ее замене



В любой автомастерской вам могут заменить помпу. Стоимость работ будет зависеть от типа двигателя. На карбюраторных моторах работы обойдутся в 1 500 рублей, а на более современных инверторных цена поднимется до 2 000.

Цена самой запасной части – около 1 000 рублей, но помните, что дополнительно стоит купить и залить новую незамерзающую жидкость для зимы или тосол для лета. Приобрести водяной насос можно как отечественного производства, так и сделанный в Германии, Италии или Испании. Среди автолюбителей более ценятся помпы итальянской марки Graf.

Что понадобится для работы

Чтобы осуществить замену насоса на своем ВАЗ-2109, необходимо подготовить некоторые инструменты и материалы. В частности, потребуются:

  • головки и ключи (торцевые и накидные) на 17 миллиметров и 10;
  • вороток;
  • широкая отвертка с плоским наконечником;
  • острый нож;
  • обтирочные концы;
  • емкость объемом до 10 литров для жидкости;
  • силиконовый нейтральный герметик;
  • домкрат и дополнительный упор для машины;
  • новая помпа с прокладкой.

Замену насоса карбюраторного ВАЗ-2109 следует проводить на ровной площадке. Летом не возбраняется работать на открытом воздухе, зимой же лучше использовать теплый гараж.

Подготовительные мероприятия

  • расположите машину в удобном вам месте и обязательно поставьте ее на ручной тормоз;
  • убедитесь, что рычаг коробки передач находится в нейтральной позиции;
  • если машиной пользовались недавно, то обождите, пока не остынет ее силовая установка.

Далее слейте охлаждающую жидкость с системы. Для этого:

  • сдвиньте рычаг регулировки печки направо до упора;
  • демонтируйте механизм зажигания с удерживающим его кронштейном;
  • в подкапотном пространстве свинтите пробку бачка охлаждающей жидкости;
  • найдите сливное отверстие (оно расположено в нижней части блока цилиндров);
  • подставьте емкость;
  • выверните заглушку;
  • дождитесь полного вытекания тосола;
  • насухо протрите двигатель, если на него попала жидкость.

Важный момент – когда охлаждающий состав очень грязный, то целесообразно будет промыть всю систему.

Назначение и функции водяного насоса

Следует заметить, что термин «водяная помпа» или «водяной насос» является не совсем корректным. Дело в том, что на первых автомобилях в качестве охлаждающей жидкости использовалась обычная вода. Сегодня же в системе охлаждения циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом. Вода же заливается в систему лишь в исключительных случаях.


В системе охлаждения двигателя циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания в цилиндрах происходит воспламенение топливно-воздушной смеси. Выделяющееся при этом тепло быстро нагревает корпус мотора. Если своевременно не остановить рост температуры, металл может очень сильно разогреться и даже деформироваться. Во избежание этого внутри блока цилиндров и клапанной головки проточены каналы, по которым циркулирует охлаждающий состав.

Современная охлаждающая жидкость (ОЖ) – это смесь воды, антифризов и специальных антикоррозийных ингибиторов (присадок), придающих раствору антипенные, флуоресцентные и антикавитационные свойства. Такой состав позволяет эксплуатировать авто при температурах от -40 до +40 о С. Кроме этого, ОЖ выполняет функции смазки, что заметно увеличивает срок службы трущихся элементов системы охлаждения.


Схема движения охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 40524

Водяной насос состоит из корпуса и рабочего вала с крыльчаткой. Вал установлен на подшипнике и приводится в движение зубчатым ремнём от коленчатого вала.

Устанавливается помпа в штатное отверстие блока цилиндров. Оно представляет собой полость, где и происходит разгон ОЖ по каналам системы охлаждения. В автомобилях ВАЗ 2108/09 помпа крепится тремя болтами, расположенными на её корпусе.

Система охлаждения двигателя является замкнутой и нерегулируемой. Кроме водяного насоса, в неё входят следующие элементы:


Радиатор установлен в передней части кузова автомобиля


Термостат регулирует подачу охлаждающей жидкости


Расширительный бачок компенсирует изменения объёма ОЖ при нагревании

Все элементы соединены между собой трубами и шлангами различного диаметра. Отличительной чертой автомобилей семейства ВАЗ является доступность системы охлаждения для обслуживания и ремонта.

Замена помпы ВАЗ-2109

Чтобы осуществить замену, необходимо убрать защитный кожух ГРМ. Его удерживают 3 болта – открутите их ключом на 10 миллиметров. Далее крышку демонтируют и кладут рядом, так как на ней изображены отметины, помогающие произвести установку ВМТ первого цилиндра.

Теперь, удерживая коленвал за шкив, его проворачивают, пока насечка на шестеренке распределительного вала не совпадет с выпуклой точкой, расположенной на задней его крышке. По завершении описанных манипуляций кожух возвращают на место, но не прикручивают, так как требуется только убедиться, что отметины на нем сходятся с положением шкива.

Желательно также заглянуть в смотровую прорезь картера сцепления – там насечки аналогично должны совпасть. Если это не произошло, то придется еще покрутить коленвал.

На следующем этапе вооружитесь ключом на 17 миллиметров, и с его помощью выверните гайку удерживающую натяжной ролик. Последний элемент необходимо полностью снять – обязательно проверьте его работоспособность (не затрудненное ничем вращение и отсутствие люфта говорят об исправности).

Передаточный ремень снимите с шестеренки распределительного вала и сбросьте его вниз. Теперь тем же ключом на 17 мм демонтируйте болт, держащий вышеупомянутую звездочку. Чтобы она не прокручивалась, заклиньте ее отверткой. Осторожно уберите шестеренку и постарайтесь не потерять стопорную шпонку.

Остается убрать гайку и еще 3 болтика, фиксирующие заднюю крышку распредвала – здесь потребуется ключ «десятка». После демонтажа названной детали помпа снимается довольно легко – необходимо только вывинтить крепящие ее элементы.

Приступайте к снятию насоса – сделать это голыми руками не удастся. Сначала его поддевают отверткой и срывают с места, а затем под двигатель подводят домкрат (точно туда, где стоит отказавший узел). Мотор 2109 немного приподнимают – это позволяет увеличить зазор между ним и подкрылком, без чего сдвинуть помпу просто не получится.

Когда узел демонтирован, место его установки следует почистить, так как нередко часть старой уплотняющей прокладки прилипает и отслаивается. Делать это удобно обычным ножом. По завершении действия все обязательно и тщательно вытирается сухой чистой тряпкой.

Новый узел монтируется маркировкой вверх (она располагается на торце). Хорошенько затяните фиксирующие болты, но будьте осторожны – они завинчиваются в алюминий. Далее работы выполняются в порядке обратном описанному.

Замена водяного насоса на ВАЗ 2108 и 2109

Отремонтировать и заменить помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Потребуется стандартный набор инструментов — рожковые и торцевые ключи (на 10 и 17), отвёртки и т. п. Если планируется замена насоса, следует приобрести комплект, состоящий из самой помпы в сборе и уплотнительной прокладки, и силиконовый герметик. Кроме этого, для работы понадобятся ветошь, ацетоновый растворитель и канистра свежего тосола.

Ремонт водяного насоса

Ремкомплект для водяного насоса должен обязательно содержать новую прокладку

Как уже отмечалось, насос встроен в отверстие блока цилиндров двигателя. Приводной шкив насоса вращается ремнём привода газораспределительного механизма. Поэтому для демонтажа помпы сначала необходимо снять защитный кожух ремня и сам ремень. Но перед этим нужно выполнить ряд подготовительных операций.

  1. Отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.

Аккумулятор

Минусовая клемма аккумулятора обозначена пиктограммой на свинцовом контакте

Кран для слива охлаждающей жидкости

Сливное отверстие расположено в нижней части блока цилиндров

Натяжной ролик

Натяжной ролик ослабляется откручиванием фиксирующего винта

После снятия ремня можно приступать непосредственно к демонтажу насоса. Ключом на 10 отворачиваются три болта крепления, и насос извлекается. Сделать это не всегда просто. Насос может «прикипеть» к месту посадки. В этом случае потребуются зубило и молоток, с помощью которых в гнезде аккуратно срывается слой старого герметика. После этого насос легко снимается.

Демонтаж помпы

Насос крепится тремя болтами к корпусу блока цилиндров

Полностью извлечь насос в обычном положении автомобиля невозможно — мешает кузов. Нужно слегка приподнять мотор. Для этого правую сторону автомобиля поднимают на домкрате — двигатель наклоняется.

Если есть помощник, можно обойтись без вывешивания кузова. Один человек с усилием тянет мотор в сторону, противоположную направлению выхода насоса из гнезда. Другой человек в это время вытаскивает помпу.

После извлечения водяного насоса производится осмотр лопастей крыльчатки. Они могут обломиться или потрескаться. Это происходит, если двигатель был сильно перегрет, или крыльчатка изготовлена из некачественного материала. Мелкие осколки лопастей обычно вываливаются через сливной кран.

Крыльчатка водяной помпы

Сколы на крыльчатке резко понижают производительность насоса

Для полной уверенности в том, что система охлаждения чиста, рекомендуется её промыть по следующему алгоритму.

  1. С поверхности двигателя ветошью и растворителем удаляются остатки герметика, пыль и мусор.

Растворитель для снятия герметика

Уайт-спирит хорошо очищает поверхность от остатков герметика

Профессионалы рекомендуют вместе с водяным насосом заменить и натяжной ролик. Для проверки исправности ролика следует повращать его руками. Если ролик вращается с затруднениями, слышен хруст — его нужно заменить.

Общепринято, что водяной насос следует менять через каждые 90 тыс. км пробега автомобиля. Однако цифра эта условная, зависящая от условий эксплуатации автомобиля. Очевидно, что в городском цикле с постоянными пробками и ограниченной скоростью движения система охлаждения будет изнашиваться быстрее, чем на трассе. Поэтому оценивать необходимость замены помпы следует по её реальному состоянию.

Главный фактор, разрушающий подшипник и сальник водяного насоса — перетянутый ремень ГРМ. Если нет ключа с динамометром, народные умельцы пользуются обыкновенным безменом. Необходимо добиться такого натяжения ремня, при котором прогиб резинового полотна в середине между шкивами составлял 10–15 мм. при усилии в 10 кг. Крюк безмена цепляется за ремень и натягивается до отметки в 10 кг. Замеряется глубина прогиба ремня.

Видео: разборка водяного насоса автомобиля ВАЗ 2109/08






Нюансы сборки

Возвращая приводной ремень 2109 на место, убедитесь, что все метки на коленвале стоят в правильном положении. Если они сместятся, то придется дополнительно тратить время на регулировку как зажигания, так и системы газораспределения.

Когда натяжной ролик ставится на место – не забудьте также убедиться, что ремень на нем не болтается.

  • снимите его с шестеренки;
  • проверните ее буквально на пару миллиметров;
  • поставьте ремень на место.

Основные неисправности системы охлаждения

Основной индикатор работоспособности системы охлаждения — это датчик температуры двигателя. Он расположен на приборной панели в салоне автомобиля.


Датчик температуры двигателя на приборной панели ВАЗ 2108/09 расположен справа от датчика топлива

Если двигатель перегревается, стрелка прибора находится в красной зоне. Причин может быть несколько.

  1. Недостаточный уровень или утечка охлаждающей жидкости в системе.
  2. Выход из строя термостата.
  3. Неполадки в работе водяного насоса.
  4. Неисправности температурного датчика.

Прежде всего следует поднять капот и осмотреть систему охлаждения. Сам факт утечки ОЖ легко определяется по уровню жидкости в расширительном бачке. Гораздо сложнее найти точное место утечки. Часто для этого требуется тщательно осмотреть всё пространства моторного отсека.

Наиболее неприятный вариант — пробой прокладки под головкой клапанов и поступление ОЖ в масляный картер. Симптомом такого развития событий является изменение цвета масла. Оно становится тускло-белым с радужными разводами, образованными этиленгликолем.

Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Примечание!
Для замены водяного насоса, запаситесь заранее рядом инструментов, а именно: Ключами всевозможными, отвёртками, ну пустыми ёмкостями для сливания охлаждающей жидкости с двигателя автомобиля, по возможности новым хорошим натяжным роликом ещё запаситесь, потому что он всё равно сниматься будет и если он долго уже у Вас не менялся и под заедать начал, то поставите вместо него новый, рабочий ролик!

Краткое содержание:

Где находится водяной насос?
Он скрыт под крышкой ГРМ (см. маленькое фото она указана синей стрелкой), её конечно же снять придётся, чтобы увидеть водяной насос и тем более для того чтобы сменить его, снимается она очень легко, достаточно будет всего лишь три болта небольших выкрутить которые по бокам (Там две гайки) и в середине (Там одна гайка), крепят крышку, а когда она снята будет, сразу найдите водяной насос (Указана красной стрелкой) и переходите к его проверки (Об том как его проверить, читайте чуть ниже).

На фотографии можно увидеть где крышка ГРМ располагается, а так же водяной насос

Когда нужно менять водяной насос?
Если Вы услышали посторонние звуки в двигателе, то первым делом поймите откуда они идут, для этого конечно же открыть капот придётся и прислушаться, если звуки слышны через крышку механизма ГРМ, то первым делом заглушите двигатель (Это обязательно, а то за шкивы ещё заденете крышкой) и снимите эту крышку, когда она снята будет, заведите автомобиль и прислушайтесь, если звук идёт именно от водяного насоса, то значит подшипник вышел у него из строя и водяной насос нуждается в замене, затем заглушите мотор и руками покачайте помпу (Шкив её), люфта у неё быть не должно, она прочно стоять должна, если он есть то помпа нуждается в замене (Кстати этот люфт лечиться подтяжкой стопорного винта который на помпе расположен, более подробно смотрите на фото под цифрой 2), ну и в завершение дренажное отверстие осмотрите (см. фото 1, оно стрелкой указано) через него не должно вытекать не капли охлаждающей жидкости, если вдруг она течёт, то опять же помпа не исправна и её необходимо заменить на новую.

Дренажное отверстие в помпе и стопорный винт подшипника, закрутив который по сильнее, можно убрать люфт у подшипника, но только чтобы его закрутить, шкив распредвала снять будет нужно, натяжной ролик и ремень ГРМ и потом крышку отвести которая на четырёх болтах и одной гайки крепится

Примечание!
Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!

Снятие:
Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ», а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобиле»), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «Замена натяжного ролика»), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «здесь») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.

Выкручивание болтов и гайки крепления задней крышки и вынимание водяного насоса из двигателя автомобиля

Примечание!
Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!

Установка:
Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.

Установка новой помпы и прокладки который идёт между ней и двигателем автомобиля

Примечание!
Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!

Маркировка нанесённая на водяном насосе и шкив распредвала

Дополнительный видео-ролик:
Более подробно и наглядно увидеть процесс замены водяного насоса, Вы можете в ролике ниже:

Читайте также: