Двигатель уаз 402 работает как дизель

Обновлено: 17.05.2024

Двигатель в моторном отсеке

Любой автомобильный двигатель по определенным причинам может начать работать грубо и шумно, троить, после запуска «на холодную» функционировать неустойчиво. Не менее частой проблемой становится появление подозрительных шумов и стуков уже после прогрева и выхода мотора на рабочую температуру. Если бензиновый двигатель шумно работает, тогда многие автомобилисты сравнивают работу такого двигателя с характерным звуком дизельного агрегата.

Дело в том, что дизель всегда работает грубее бензинового ДВС, создавая своеобразные и хорошо различимые стуки. Это объясняется иным принципом воспламенения смеси в цилиндрах, которое происходит от сжатия, а не от свечи зажигания.

Регулировка клапанов
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель может троить при холодном пуске и после выхода на рабочую температуру. Из этой статьи вы узнаете об основных неисправностях, которые вызывают шумную и неустойчивую работу силового агрегата.

Неисправности той или иной системы двигателя можно с большой долей вероятия локализовать по поведению мотора в разных режимах эксплуатации, определить на слух и т.п. Также можно визуально оценить цвет выхлопных газов, что косвенно укажет на проблему. Если бензиновый двигатель «стучит» как дизель, неровно работает или троит, тогда причины могут заключаться в следующем:

  • низкое качество или несоответствие топлива;
  • износ или неисправности ЦПГ или ГРМ;
  • проблемы в системе топливоподачи;
  • неполадки системы зажигания;
  • неисправности системы охлаждения, смазки и т.д;

Стуки в результате детонации

Детонация в цилиндрах

Чтобы определить проблему и ответить на вопрос, почему бензиновый двигатель начал стучать как дизельный мотор, необходимо сразу начать с проверки качества топлива и уровня моторного масла. Бензиновый мотор может работать как дизель по причине заправки горючим с низким октановым числом, которое не подходит для данного типа двигателя. Повышенный шум во время работы мотора на низкооктановом бензине частично проявится при холодном запуске, а также сильно заметен при дальнейшей езде.

Появление детонационных стуков можно отчетливо услышать в тот момент, когда двигатель находится под нагрузкой во время разгона автомобиля. Стуки звонкие, напоминают высокочастотные удары металла об металл. Также к появлению детонации может привести неисправность датчика детонации, езда на повышенной передаче в автомобилях с МКПП при низких оборотах коленчатого вала, плотный нагар на клапанах и в камерах сгорания. К появлению детонации приводит также неверная настройка (слишком позднее зажигание) на автомобилях, где УОЗ выставляется самостоятельно. Рабочая смесь догорает на такте выпуска, заставляя мотор работать ударно и грубо.

Детонацию в обычных условиях слышно тогда, когда авто с механической коробкой поднимается вверх по уклону, но водитель не переключается на пониженную передачу, пытаясь поддерживать заданную скорость путем нажатия до максимума педали газа. Автомобиль движется, но дальше не разгоняется, двигатель не набирает обороты. Получается, ДВС на повышенной передаче под нагрузкой «не тянет». В таких условиях звонкий стук детонации проявляется наиболее отчетливо.

Правильная манера езды, своевременное обслуживание агрегата и езда на подходящем топливе позволят избавиться от детонационных стуков. Если в топливный бак случайно залито горючее с низким октановым числом, тогда простейшим решением будет немедленно разбавить имеющийся бензин более подходящим. Вторым способом станет добавка специальной присадки из группы октан-корректоров, что позволяет повысить октановое число и детонационную стойкость топлива.

Проблемы с цилиндропоршневой группой

Цилиндропоршневая группа

В том случае, если мотор неожиданно и отчетливо застучал, слышны удары, хлопки, трение и хруст, тогда эксплуатировать автомобиль строго запрещено. Необходимо безотлагательно определить причину стуков. В ряде случаев будет предпочтительнее отказаться от решения ехать в автосервис своим ходом и доставить ТС на буксире или эвакуаторе.

Система изменения фаз газораспределения
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы изменения фаз газораспределения. Из этой статьи вы узнаете об основных конструктивных решениях, которые позволяют эффективно управлять фазами в процессе работы ГРМ.

Низкий стук в нижней части картера двигателя, который усиливается в момент нагрузки на ДВС и при поднятии частоты оборотов коленвала, может указывать на то, что стучат коренные подшипники. При появлении такого звука работы двигателя мотор необходимо сразу заглушить. Коренные подшипники могут стучать по причине критически низкого давления масла в системе смазки. Дополнительно загорается и не гаснет аварийная лампа на панели приборов. Ехать своим ходом с таким стуком нельзя.

Не меньшую опасность таит звонкий, отчетливый металлический звук, который идет из средней части ДВС (в области прокладки БЦ). Так могут стучать подшипники шатунов. Наиболее отчетливо звук прослушивается под нагрузкой. Выявить неисправность в одном из цилиндров можно путем поочередного отключения свечей зажигания. Отключение в неисправном цилиндре приведет к тому, что ритмичный и звонкий звук исчезнет. С такой поломкой езда запрещена.

Еще одной причиной, по которой бензиновый двигатель шумит как дизель, может быть высокий звенящий звук стучащих поршневых пальцев. Этот стук немного похож по тону на детонацию, но отчетливо прослушивается на всех режимах работы двигателя, усиливается под нагрузкой. Аналогично определяется методом отключения свечи зажигания. Доехать до сервиса с таким стуком можно самостоятельно, предварительно проверив уровень масла. Необходимо двигаться плавно, избегать повышения оборотов и минимизировать нагрузки на двигатель.

Если мотор с большим пробегом, тогда могут стучать изношенные поршни в цилиндрах «на холодную». Звук равномерный, напоминает приглушенные стуки, немного похожие на звук работы дизельного мотора. Интенсивность будет уменьшаться по мере прогрева двигателя после холодного запуска. С выходом на рабочую температуру, а также в процессе езды под нагрузкой «дизельный» стук пропадает. Автомобиль можно эксплуатировать в умеренном режиме, но с ремонтом ДВС затягивать не стоит.

Посторонние звуки по причине неисправностей ГРМ

Неполадки ГРМ также могут заставить бензиновый мотор работать как дизель. Наиболее часто механизм газораспределения начинает явно шуметь по двум причинам:

  • стучат клапана;
  • стучат гидрокомпенсаторы;

Что касается гидрокомпенсаторов, то их стук хорошо различим «на холодную» и напоминает по звуку работу хорошо прогретого дизельного мотора. Гидрокомпенсаторы могут немного стучать на полностью исправном бензиновом двигателе в первые минуты после запуска, наслаиваясь таким образом на характерный «стрекочущий» звук работающих форсунок инжекторного ДВС. С наступлением даже незначительного прогрева похожий на работу дизельного мотора звук должен стать менее интенсивным, а на рабочих температурах полностью исчезнуть.

Если этого не происходит, тогда причина может быть в неподходящем моторном масле, проблемах с давлением масла в системе смазки бензинового ДВС и т.д. Выход только одного гидрокомпенсатора из строя проявится отчетливым металлическим стуком «на горячую» в области клапанной крышки. Звук может быть как постоянным, так и возникающим периодически. Чаще всего гидрокомпенсатор стучит одинаково ровно по интенсивности звука, ритмичность будет меняться аналогично изменению частоты вращения коленчатого вала.

Подводим итоги

Выше перечислены наиболее распространенные причины того, почему бензиновый двигатель работает как дизельный. В списке других возможных причин шумной работы бензинового ДВС стоит отметить неисправности системы охлаждения, особенно когда мотор не может выйти на рабочую температуру. В этом случае тепловые зазоры не достигают оптимальных показателей, что и приводит к повышенному уровню шума. Также проблема может заключаться в неисправностях ЭБУ двигателя или электрических цепей, привода ГРМ, навесного оборудования и т.д.

Пропала мощность не тянет мотор

Что делать, если машина стала хуже разгоняться, не набирает скорость, есть провалы при разгоне. Почему мотор не тянет, как найти причину снижения мощности.

Двигатель заводится и глохнет причины

Двигатель автомобиля заводится и глохнет сразу после запуска: основные причины данной неисправности. Диагностика возможных причин, советы и рекомендации.

Двигатель внутреннего сгорания

Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие.

Дизельный двигатель

Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.

Диагностика и ремонт дизельного двигателя

Распространенные неисправности дизельного двигателя и диагностика агрегатов данного типа. Проверка топливной системы дизельного мотора, полезные советы.

Перегрев двигателя

Причины и результаты перегрева дизельного двигателя. Что делать, если дизель греется: диагностика и устранение неисправностей. Важные рекомендации.

В общем вся история началась с того, что мой любимый дедуля отдал мне свое сокровище. 29 волгу. Хранилась она у него в гараже. Потом стояла два или полтора года без движения. Нужно было сменить место дислокации. Пришли с батей и его дядей. Завелась как часики. Проехала 36-40 км. На следующий день пошли еще приводить в чувства. Завели. 5 минут поработала и начался стук как у дизеля. Дед говорит что клапана в норме. Батя думает что со штангами какая то шляпа. Ну а дядька бати сказала, что задница пришла шестерне распредвала. В общем, сколько людей, столько и мнений. Читал форумы, а там такая страсть, что уже гони на капиталку, ездить не будет. Кто что может сказать по этому поводу?

Комментарии 41

у меня после замены прокладки гбц тоже тарахтела как дизель, тоже народ спрашивал, и тоже на шестерню гнали, а в итоге оказалось маслоканал забился и гремела ось коромысел на которой посбивались все настройки, в итоге канал пробил, ось смазал, зазоры выставил, все, тарахтение ушло

Для начала вскройте крышку клапанов.Возможно все очень просто, например штанга выскочила из рег.болта…

Однозначно шестерня распредвала. У меня ис ори с машиной очень похожая на вашу. После долгой стоянки менял шестерню распредвала "бакалитку ".

шестерня распредвала тарахтит как дизель.дес на 20 минут

Посмотри поступает ли масло на ось коромысел.Запусти двигатель открой крышку маслозаливную

Сказать может кто и что угодно, а твоя судьба — разбирать двигло и смотреть самому. Без вариантов.

за частую шестерня распределительного вала бывает источником дизельного звука

У меня в БЖ есть запись про стук клапанов. Допускаю возможность, что подклинивают стаканчики на распредвале. Было у меня такое.

у меня была такая фигня, посбивало шпонки под шестернями распред- и колен вала

Сними крышку клапанов и посмотри толкатели-возможно, какой-нибудь обломился. Если так, то меняй на новый, но учти, что они разной длины бывают, поэтому перед тем, как пойти за новой штангой, возьми старую.
Если же штанги в норме, то смотри распред.шестерню. Я думаю, что это шестерне пришёл алес от долгой стоянки!

Ну вообще, если я не ошибаюсь, то это их болезнь такая. У бати была Газель с 402. Сказал если сделать кап ремонт и будет стоят где-то год или полтора, то можно везти снова на кап)

Да ну… У меня, когда универсал был, движок работал норм, хотя она до меня больше года в огороде проростала)))

Раз на раз не приходится)

Да нет. Сколько машин не брал после долгого простоя-кроме как текущих сальников, которые при стоянке ссыхаются, проблем не было. Другое дело, если машина долго стояла и ей после стоянки сразу дали просраться, не меняя масла в картере-вот тогда движку точно пушной зверёк присниться!

Да вот видишь. Полтора года, а стук начался. Дед за ней как за ребенком смотрел. Так что. А масло сразу было поменяно.

Вскрой, да посмотри уже! У меня когда на 29-ке распред.шестерня лопнула, то я за 2 дня неспешной работы успел движок разобрать и собрать (скидывал голову) в одного!

Ну вот буду в выходные смотреть где собака порылась

У меня на днях упал винтик с заслонки подсоса !

В 402 двигателе примерно 200 подчижных элементов. Примерно 100-150 из них имеют достаточную массу, чтобы при работе создавать шум. Зничит есть примерно 100 причин почему движок шумит, гремит или свистит. Точно сказать может только диагност и уж явно не прочитав пост, а хотя бы послушав двигатель.

Точно могу сказать одно. То что гремит явно когда то смазывалось маслом. После стоянки масло испарилось и деталь стала греметь.

масло было поменяно сразу же после стоянки.

О, еще один сеанс снятия порчи по интернету. Как вообще можно что то сказать

Очень просто. Не у одного меня в мире такая штука была с волгами. И никто не просит 100% диагностики причины. А я лишь спросил, что это может быть. Каждый высказал свое предположение. Так что этот комментарий тут не уместен.

Штанги резко не загремят, больше всё же на шестерню похоже .

из всех перечисленных предположений проще всего начать с того, что говорит твой отец . Ведь снять крышку клапанов и проверить регулировочные винты клапанов проще всего. Не правда ли? Если нет, то капать дальше.

Если мотор стал работать с дизельным звуком, то это, скорее всего, действительно текстолитовая шестерня ГРМ.
У меня такой прикол был. Менял не снимая мотора. Это достаточно геморно на ГАЗ 21, но на 402, должно быть проще.
1. слить радиатор и масло
2. снять радиатор
3. отпустить поддон и оттянуть его спереди
4. Спресовать ступицу с коленвала
5. открутить крышку шестерен ГРМ
6. Снять шестерню
7. Поставить по меткам новую шестерню
8. Выпресовать и выкинуть старый сальник из крышки шестерен и поменять на новый. Раз уж все равно залезли.
9. Посмотреть на состояние ступицы, если есть выработка от контакта с сальником, лучше ее заменить. Это не дорого
10. наживить крышку, не затягиваем пока!
11. Напресовать ступицу и отцентровав по ней крышку (вот это важный момент, в противном случае, с сальника будет сопливить), протянуть ее болты .
12. Собрать навесное, завести и убедиться в том, что машина снова стала бензиновой.

Спасибо за информацию) Будем думать и заниматься этим.

Собственно, я это делал один, без помощника с набором простеньких ключей за 3 часа, примерно.

а по деньгам сколько вышло?

Это было в 2007 году.Так что цены поменялись сильно. Но примерно вот так было:
Ступица — 150 р
Сальник — 90 р
Шестерня — 300 р примерно
Герметик
Прокладка под крышку и под поддон — 120 р

ну в 3 тысячи я думаю на данный момент можно уложиться

Полагаю, можно и меньше
Еще нужно будет соорудить съемник для шестерни, я использовал кусок уголка с отверстиями.

Всем привет! У меня беда, вжаривал пол часа по трассе 130-150, как приехал появился дизельный цокот, какие могут быть причины? Штанга? Рег.болт? Посоветуйте, пожалуйста. Просто мне ехать 300 км надо, вот думаю щас разобрать или после поездки.

Comments 55

в прошлом году залил масло не айс…потом двигл почти 4 месяца работал как дизель…дрязья приехали на газельке -за 30 метров было слышно как будто дизель тарабьанит…в итоге в городе 4 газона встретил с симтомами как у себя…потом двигл накрылся и выяснилось что дело в гидриках.и кольца залегли…скоро компресия начнёт падать, кольца залягут…масло заливал Магнум ТНК 5w40 кольца регулировали несколько человек и штанги вынимали…

Да у меня вроде определилось все, шатуны под замену, ещё не снял двиг, но звук идёт от них, а там дефектовка покажет

ну я пока свой движок не разбирал, вскрытие покажет

Переигралось, шатуны у меня норм, под замену поршневая, 4-й поршень колотил

Шестерня Распред вала, больше нечему. Если речь именно о звуке дизеля. А не как тут приводят примеры стуков, грюков вибраций шайб… Помню на 31029 голову ломали, откуда дизелит… В итоге забил и ездил. Результат — оборвало зубья… Нужно послушать стетоскопом в районе лобовой крышки.

Не пинайте, но послушай помпу)
От высоких оборотов мог рассыпаться подшипник. У отца такое было, работала как дизель, слушали слушали двигатель, потом отец щелбан мне всыпал и сказал, что я идиот, это же помпа развалилась!)

Если не сильно напрягает, езди на дизеле, ничего ему не будет.

А еще бывает от плохого бензина такой звук, или масло смени, помогает.

А че все такие оптимисты тут?! Все хотят малой кровью отделаться? Типа штанга погнута или шестерня текстолитовая по бороде пошла?
А почему бы не подумать о том, что во время такого хорошего кручения двигателя не могло быть масляного голодания на шейках шатуна? Когда вкладыш в поддоне лежит, то вот тебе и привет дорогой дизель

не все, а вот если ушел какой зазор, то можно прям на обочине селать, а вот полная разборка двигателя с заменой вкладышей это уже не так просто…

А че все такие оптимисты тут?! Все хотят малой кровью отделаться? Типа штанга погнута или шестерня текстолитовая по бороде пошла?
А почему бы не подумать о том, что во время такого хорошего кручения двигателя не могло быть масляного голодания на шейках шатуна? Когда вкладыш в поддоне лежит, то вот тебе и привет дорогой дизель

Как это не печально, но вы правы. Двигатель ещё не разбирал, но стук идёт не от грм, а изнутри блока. Завтра начинаю раскидывать

Посмотри зазор клапанов для начала а от этого уже пляши. Если это зазор то можешь аккуратно подтянуть зазор и доехать до дома на малой скорости

У меня такая хрень примерно была. Мотор работал как дизель. Весь интернет перерыл вдоль и поперек. Думал штанги, шестерня или вкладыши. Первым делом разобрал крышку распредвала(до этого дня кстати, никогда не имел дело с двигателями 24Д) и заметил(чудо), что шайба под шестерней коленвала установлена не на пазы. И из-за этого шкив коленвала не забивается до конца. в следствии чего, эта самая шайба гуляет и создает звук. Короче посадил на пазы шайбу, забил до конца шкив и теперь все отлично.

при чем тут шестерня? при чем тут вкладыш с капиталкой? зачем по чем зря людей пугать? дизельцокот появляется при недостаточной смазки оси коромысел, сбитой регулировки и в редких случаях поломанной или погнутой штанги толкателя, все

Клапана на ощупь отрегулировать можно. С батей на 402 ни когда щупом не пользовались, но тут вероятнее как писали ребята шестерня.

Летать 150 не надо.
Этот мотор для таких скоростей не предназначен.
Максимум на 5-й 120 и достаточно.
Крышку сними, посмотри зазоры в клапанах для начала, ну а дальше…

Предназначен! Если 402ой собран (переднее)как надо то ничего ему не будет.
Поездка Питер-Краснодар-Питер.пер как танк .на всю трассу(4300км )200гр .масла долил.

Если у тебя он не развалился то это не показатель.
Есть заводской мануал к машине.
Так вот для 4-х ступенчатой КПП максимальная скорость заявленная заводом 142км/час.
Опять же в инструкции к машине сказано что допускается непродолжительное движение со скоростью 120км/час (для 4-х ступенчатой коробки).
Если пересчитать на пятиступку то получится как раз то что я написал выше.
Если кому-то хочется проводить эксперименты над своим двигателем и машиной то пожалуйста.

Я на авторазборке работаю, и у меня нет проблем с запчастями)))

А…, так ты мазохист любитель! ;-)
Я понял!
;-)

У меня на скотабойне постоянно несколько движков стоит, захотел взял себе воткнул любой, подвеску убил меняешь целиком,

Если у тебя он не развалился то это не показатель.
Есть заводской мануал к машине.
Так вот для 4-х ступенчатой КПП максимальная скорость заявленная заводом 142км/час.
Опять же в инструкции к машине сказано что допускается непродолжительное движение со скоростью 120км/час (для 4-х ступенчатой коробки).
Если пересчитать на пятиступку то получится как раз то что я написал выше.
Если кому-то хочется проводить эксперименты над своим двигателем и машиной то пожалуйста.

Ну не 142, а 147. И это на 402.1. На 402 ещё больше! А на счёт можно или не можно, все зависит от владельца! У меня Волга 1998 года, отец брал новую! И сразу же отбалансировал шкив КВ, принтер гбц и отрегулировал клапана! Все соответственно было подтянуть в моторе! В итоге 18 лет песпроблемной эксплуатации, мотор крутили до 5.5 тыщ. оборотов и более! Набивка сухая, никаких цокотов и т.д. Прохваты 140 км/ч на 4-х ступке двигатель даже не чихал никогда!

Как бы там от владельца не зависело протяжка ГБЦ раз в 20 тысяч с последующей регулировкой клапанов это обязательная процедура для этого мотора.
Сам брал в 99-м году новую 3110 с 402-м мотором, накатал до капремонта 250 тысяч за 5 лет…

Я не про регламентные работы говорю, а то что отец купил и на следующий день все разобрал, отбалансировал, притер, протянул и отрегулировал! А про то что этот мотор нельзя крутить БРЭД!

Ничего не делал. Не разбирал. Только регламент. Купил и загнал в работу. Машина первые 2 года ходила по 70-80 тысяч в год ежедневной эксплуатации.
А вот крутить этот двигатель до 5-5,5 это действительно БРЭД.
С дуру можно и хер на пятаки порезать…

Просто кто говорит что его нельзя крутить, тот очень посредственно разбирается в технике! Чисто конструктивно этот мотор ничем не отличается от ино. моторов середины прошлого века! Но их крутят и более 6 тыщ. об. Единственная проблема это сборка, которая лечится теми методами что я описал выше!

Можнл скачать инструкцию по эксплуатации с сайта змз. Самъпосмотрел по своему 405-ому, так змз не рекомендует его крутить выше 3500. 3500! Тогда его заявленный пробег до капремонта будет 300000км или 800000м/ч. Вот и ответ. Можно крутануть, конечно. Но только 402-ой никогда не раскрутится до 5500)
На 405 максимальные обороты 5200, невзирая на то, что покажет тахометр. Техническая литература же. Все написано про эти двигателя изготовителями, нет смысла приписывать им магические свойства)

Инструкцию из интернета можете в одно место засунуть! У меня заводская инструкция ещё в сером чехле из кожзама 1998 года с машины купленной новой! Там ограничения только при обкатке прописаны и все! И максимальные обороты двигателя ни где не указываются, а указываются обороты при которых достигается максимальная мощность! А они к сведению далеко не максимальные!

Да что как резко то. Это та же самая инструкция, просто в электронном виде)
Я к тому, что нет смысла усираться и доказывать, что 402-ой, это супер двигатель, который крутится до 5500 оборотов, он если так раскрутится — по болтам рассыпится. Все же все прекрасно понимают, он хорош, но магии в нем нет

130 т. км. Чет не рассыпался )))))

Инструкцию из интернета можете в одно место засунуть! У меня заводская инструкция ещё в сером чехле из кожзама 1998 года с машины купленной новой! Там ограничения только при обкатке прописаны и все! И максимальные обороты двигателя ни где не указываются, а указываются обороты при которых достигается максимальная мощность! А они к сведению далеко не максимальные!

К тому же я говорил не о книжке, которая к машине прилагается, а именно техническая документация, там 150 страниц а4 и все там прекрасно расписано, и максимальные обороты и те, на которых максимальная мощность и даже время, за которое двигатель без нагрузки должен набирать обороты с максимальной мощность, у 402 не знаю, но 405 ый это должен делать с холостых до 5200 = 0,75 секунды. А максимальные обороты не так уж сложно рассчитываются и кстати говоря на них и есть максимальная мощность, т.к. она рассчитывается исходя из максимальных оборотов. А на тахометр смотреть беспонтово, он покажет все 8000.

Вот тут ты не прав. Обороты максимальной мощности и максимальные обороты это две очень большие разницы! Любой график открой и посмотри что после достижения максимальной мощности обороты мотора растут, при этом кривая мощности идёт на спад! Так что максимальные обороты совсем другие цифры! И ни один изготовитель двигателей не указывает эти значения!

Стук в двигателе на холостых оборотах. ⇐ РАФ 2203-22038. Двигатель

Модератор: Шмель

у меня такое же было, я снял паддон и осмотрел шейки шатунов, если всё гуд как у меня то стука быть не должно, так как ему браться не от куда. распред может стучать совсем едва и то если разбивает посадочное на его шестерне. вообще возьми деревяшку и прослушай весь двигатель . стук в средней части это разбой пальца, стук в нижней это колено, стук с верху это клапана или его коромысло. в общем лёгкий стук вполне может прослушиваться при не нормальной работе масленного насоса, у меня пока его не перебрал постукивал мотор и работал как дизель.

проверь момент зажигания. если всё было нормально а сейчас ушло то вероятней всего разбита шестерня. Тогда придётся снять переднею крышку и менять её.

александр116, это если не прослушиваются клапаночки что на этих моторах пока мотор не разогреешь виг поймёшь где он стучить, помнишь я писал про стук такойже. а оказалось что просто насос хандрил и это сказывалось на сухой работе некоторых деталей, и тех же стаканчиков в том числе. перебрал насос и стука как не бывало . реально от него может стучать. при сильном износе шестерня себя не покажет это из опыта, просто мотор как дизель лупит, опять таки снимаем боковую крышку и смотри вращая мотор за колено в разные стороны, так сказать пошатывая можно легко вычислить шестерню. она просто не сразу будет вращаться с коленом одновременно-это и есть люфт а где он нужно смотреть или посадочное что чаще всего или зубы выломало. но тогда и может быть вращение не нормальным а именно на запуске может проскакивать вал и тем самым получается опережение и тогда мотор будет лупить в обратную сторону или заедать. если такое есть то сначало проверяем клапанный механизм, а после смотрим распред вал с его шестернёй. но это откровенно ремонтируется с инструментом за пару часов. на рафе можно и быстрей доступ есть и помпа проще снимается чем на 402.

Добавлено спустя 7 минут 4 секунды:
эти моторы мне тем и нравятся они очень просты в обслуге и надёжней чем 6я или 5я серия. но блин один недостакок который то же лечится. а это сальники и набивка, хотя если делать из нормальных деталей а не наше совдепхлам из чёрной резины ставить то мотор и походит сотню другую. сальники все с красной резины, набивка мерсовская, и обязательно менять с передним сальником посадочное под шкив его при проточки на микроны да ещё с плохим сальником хватит на пару месяцев.Так что не забываем.

Если кому-то довелось владеть автомобилями Уаз, Волга или Газель ранних годов выпуска, тот обязательно сталкивался с двигателем ЗМЗ-402 или его Ульяновскими аналогами.

Когда-то и у нас в семье был Уаз 469 1976 года выпуска, как раз таки с двигателем ЗМЗ-402 под 76-80-ый бензин, рабочим объёмом 2445 см3, мощностью в 76 л/с, со степенью сжатия 6,7 и крутящим моментом в 160 Н·м. С тех пор довелось управлять разными машинами в том числе и иномарками. Но чем дальше я отдалялся от 402-го я понимал насколько он хорош.

Кому то наверное может показаться глупостью и хвалебные слова посвящённые старому мотору, и какое-то выделенное преимущество перед современными моторами, но это смотря, как поглядеть.

ЗМЗ-402 выпускался с 1968 по 2017 год периодически подвергаясь лёгкой модернизации. В итоге их было выпущено в количестве 6 125 136 штук.

Заявленный ресурс двигателя 250 тыс. км до капитального ремонта, однако многие владельцы автомобилей с подобным двигателем говорят о 300 - 400 тыс. км. По сути этот двигатель вечный, так, как имеет 5 ремонтных размеров цилиндро-поршневой группы. Поршни кстати диаметром 92 мм точно такие же, как и на V8 Газ-53.

В общем хочется выделить основные преимущества 402-го:

1. Относительно лёгкий. Что снижает общую массу автомобиля и нагрузку на переднюю ось. Благодаря тому, чтоб блок цилиндров и головка блока цилиндров выполнены из алюминия его вес всего порядка 170 кг.

2. Очень ремонтно-пригодный. Из-за того, что гильзы выполнены съёмными, капитальный ремонт можно призвести прямо во дворе не имея при этом особенных навыков. Не нужно специального инструмента. Большинство операций по силам выполнить обычными гаечными ключами, за исключением наверно только снятия ступицы коленвала - нужен будет съёмник.

3. Простая и понятная конструкция. Которая не сможет вас ничем запутать. Зная общие принципы работы четырёх-тактного двигателя вы легко сами найдёте причину той или иной неисправности.

4. Неплохая ресурсоспособность. Особенно сравнивая современные двигатели, чей ресурс если и сравнится с 402-ым, то их, как правило выбрасывают и покупают "контрактные".

5. У вас никогда не порвётся ремень ГРМ, а соответственно не погнутся клапана. Потому, что попросту нет ремня. Привод распредвала осуществляется бесшумной текстолитовый шестернёй напрямую от коленвала. Сам газораспределительный механизм довольно надёжный. Периодически требуется лишь регулировка тепловых зазоров.

6. Низовой мотор. При максимально возможных 4400 об/мин. характер двигателя соответствующий. Машина легко трогается с места на низких оборотах. Отлично работает в режиме средних оборотов.

7. Плавная работа на всех режимах. Нет эффекта "дизеления", как на тех же Калинах.

Из минусов можно выделить: повышенный расход топлива, не совсем устойчивую работу на холостом ходу, плохую эластичность, низкую мощность и соответствующую приёмистость. Те машины, которые имели этот двигатель под капотом, были довольно тяжёлые, поэтому все имели крайне низкий коэффициент энерговооружённости. Тяжёло даются обгоны и подъёмы.

В остальном же этот двигатель в любом случае вас довезёт до дома. Пусть даже на двух цилиндрах, но он никогда не умрёт окончательно.

Добрый день. Тема сегодняшней статьи – троит двигатель ЗМЗ 402, в статье приведен пошаговый алгоритм поиска неисправности с видео.

Двигатель ЗМЗ 402 разработан очень давно, он до сих пор широко распространен на автомобилях УАЗ, ГАЗель, Волга.

Алгоритм поиска неисправности.

Шаг 1 – поиск неработающего цилиндра.

Алгоритм поиска неисправности очень простой – прогреваем двигатель до рабочей температуры и на холостом ходу поочередно скидываем провод со свечей зажигания, как на этом видео:

Если обороты двигателя снижаются, вы сняли провод с рабочего цилиндра, если работа двигателя не изменилась, цилиндр не работает. ЗМЗ 402 сохраняет работоспособность на 2х цилиндрах!

Когда двигатель троит причин всего две – в неработающем цилиндре нечему гореть, или нечем поджигать, отсюда дальнейший алгоритм поиска неисправности.

Шаг 2 – проверяем зажигание.

Поджигает горючую смесь искра на свече зажигания. Последовательно проверяем искру на проводе,(просто держим его в 3-5 мм от двигателя)

проверка искры на проводе

Если искра не проскакивает причина троения найдена, это высоковольтные провода или крышка трамблера.

Если искра проскакивает, выворачиваем свечу зажигания.

Если она мокрая и пахнет бензином, вероятнее всего неисправна свеча зажигания, но проверяется она только в специальной камере под давлением. Лично я ни разу, эту камеру не видел, и всегда проверял свечи банальной заменой, благо цена комплекта свечей А14 не превышает 200 рублей.

Если после замены свечи двигатель заработал ровнее имеет смысл заменить и остальные свечи (они как правило отказывают в одно время).

свеча зажигания при работе на бедной смеси

Это свидетельствует о подсосе воздуха.

Шаг 3 – ищем подсос воздуха.

Самый простой способ найти подсос воздуха – сигарета, подносим её к впускному коллектору и наблюдаем за дымом (механический вентилятор охлаждения, на время проверки, можно открутить, но допустимо не более 3х минут работы без него). Если сигаретный дым не показывает подсос воздуха попробуйте пережать шланг ВУТ:

моторный отсек змз 402

Если при пережимании шланга двигатель заработал ровнее, проблема или в шланге или в вакуумном усилителе тормозов.

Излюбленные места подсоса воздуха на 402 двигателе:

  • Растрескавшийся шланг ВУТ (вакуумного усилителя тормозов)
  • Пробой прокладки под впускным коллектором
  • Поломка мембраны ВУТ

Один раз я столкнулся с троением двигателя из за деформации станины карбюратора, но там двигатель скорее двоил!

Если все сделать последовательно, то сложностей в определении неисправности, из-за которой троит ЗМЗ 402, не возникнет.

Если у вас есть чем дополнить статью или у вас остались вопросы пишите комментарии.

Проблема, когда двигатель детонирует после выключения зажигания, может возникнуть по ряду причин, однако, чаще всего, этому способствует самовозгорание топлива. Давайте обсудим, что предпринять в такой ситуации?

Детонация двигателя при выключении зажигания и после

Для начала стоит разобраться, что же такое процесс детонации, какими признаками он характеризуется, а также существует ли нормальный режим детонации, и если да, то в каких пределах? Данный процесс является крайне нежелательным, особенно во время работы движка, так как он представляет собой ускоренное и неконтролируемое сгорание горючей смеси, что приводит к возникновению резких ударов и, соответственно, дополнительных нагрузок цилиндропоршневой группы, а также кривошипно-шатунного механизма.

Фото про детонацию двигателя, gorodscoy.ru

Что же насчет детонации, которая происходит при заглушенном моторе, то в этом случае речь идет о ситуации, в которой двигатель работает после выключения зажигания. Чаще всего, она длится не более нескольких секунд, но иногда это время может достигнуть и 10-15 секунд. Вообще, нет нормального режима детонации, и если такой процесс имеет место быть, то следует обратиться к специалистам или попробовать самостоятельно решить данную проблему.

Фото про то, как двигатель дергается после выключения зажигания, amobil.ru

Хотите уменьшить расход Вашего авто? Рекомендуем Вам специальный экономитель топлива.

Двигатель детонирует после выключения зажигания – причины

Чаще всего, детонация двигателя при выключении зажигания происходит из-за неподходящего топлива: его октановое число ниже, нежели предусмотрено техническими требованиями создателей конкретного мотора. Все дело в том, что низкооктановое горючее применяется для двигателей с более низкой степенью сжатия. Таким образом, если тип бензина не соответствует типу двигателя (например, необходимо использовать А-95, а вместо этого заливается А-76), то происходит его активное сгорание (практически со скоростью взрыва).

При активном сгорании выделяется довольно много тепловой энергии, которая в результате не самым лучшим образом отражается на работе всей системы и на состоянии движка.

Фото про то, как при выключении зажигания двигатель детонирует, autocentre.ua

Еще одной причиной, по которой при выключении зажигания двигатель детонирует, может оказаться слишком раннее зажигание. Чаще всего, его устанавливают для того, чтобы движок был более чувствителен к открытию дроссельной заслонки, однако в этом случае происходит и более раннее воспламенение воздушно-топливной смеси во время движения поршня вверх, что приводит к чрезмерному перегреву. Также спровоцировать данный процесс может перегрев двигателя и установка несоответствующих свечей зажигания.

При выключении зажигания двигатель детонирует – как спасти авто?

Безусловно, если двигатель работает при выключенном зажигании, что самым лучшим образом свидетельствует о его детонации, первым делом стоит обратить внимание на используемое топливо. Не стоит говорить о том, что можно применять только лишь такое горючее, которое будет полностью соответствовать всем требованиям завода-изготовителя. Кроме того, заправляйтесь на надежных заправках, так как небольшая экономия (несколько рублей за литр) в результате может вылиться в приличные расходы за ремонт «сердца» автомобиля.

Фото про то, как двигатель работает при выключенном зажигании, drive2.ru

Также следует проверить угол зажигания, и если оно слишком раннее, то это может привести к повреждению пар трения, и в результате на вкладышах и коленвале образуются задиры и другие дефекты. В этом случае следует отрегулировать угол зажигания, чтобы он находился в пределах нормы. Вопросы могут возникнуть и к свечам зажигания. Учтите, что свечи зажигания строго рекомендуются производителями авто, и не стоит отклоняться от данных рекомендаций, иначе в довольно скором будущем придется немало повозиться со своей машиной, чтобы устранить возникшие проблемы.

Фото про как при выключении зажигания двигатель детонирует, mikrob.ru

Если же качество топлива не вызывает сомнения, и свечи в порядке, а зажигание происходит вовремя, тогда вполне возможно причиной служит перегрев. Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда двигатель дергается после выключения зажигания. Обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости и оцените состояние термостата. Если же с ним что-то не так, то, не медля, обратитесь в сервисный центр.

Бензиновый двигатель ЗМЗ-402 является ветераном отечественной автомобильной промышленности. Конструкция была разработана в первой половине 50-х гг., но модернизации позволили выпускать изделие вплоть до поздней осени 2017 г. Мотор использовался на легковых автомобилях Волга и ряде малотоннажных грузовиков и микроавтобусов заводов ГАЗ, УАЗ и ЕрАЗ.

Волга

Исторические сведения

Первый вариант мотора создал для ГАЗ-21 Волга конструктор Г. В. Эвартом, но из-за массы замечаний проект был переработан. Впоследствии агрегат модернизировали до стандарта ЗМЗ-24Д, а индекс 402 впервые появился в начале 80-х гг.

Сборка двигателей продолжалась до октября 2017 г., стабильный спрос со стороны потребителей оставался несмотря на появление нового поколения ЗМЗ-406 с инжектором.

Причиной популярности стала простая конструкция и возможность ремонта в полевых условиях.

Конструкция и устройство 3M3-402

Семейство моторов ЗМЗ-402 построено на базе унифицированного 4-цилиндрового рядного блока. Двигатель оснащен системой принудительного жидкостного охлаждения, в контуре предусмотрен термостат.

Для подготовки топливной смеси использован карбюратор с падающим потоком, инжекторные модификации не вышли из стадии опытных образцов.

В 80-е гг. для машин ГАЗ-3102 собирали 105-сильную версию с форкамерно-факельным зажиганием. Моторы отличались головкой блока с дополнительным клапаном и форкамерой и имели сниженный расход топлива.

Мотор 402

Блок цилиндров

Блок изготовлен по технологии литья (под давлением или в кокиль) из алюминиевого сплава с высокой механической прочностью.

Деталь пропитана специальным термоустойчивым материалом, заполняющим поры и обеспечивающим герметичность.

Применены чугунные сменные гильзы, метод крепления деталей зависит от способа литья блока. Рубашка охлаждения открытого типа, для фиксации головки в верхней части отливки предусмотрены бобышки.

Головка блока цилиндров

Алюминиевая 8-клапанная головка является общей для всех цилиндров и имеет полусферические камеры сгорания. Отливка проходит цикл термической обработки для повышения прочности.

Седла клапанов изготовлены из специального чугуна, направляющие выполнены из металлокерамического композитного материала. Головка крепится к блоку на шпильках, между деталями расположена прокладка толщиной 1,5 мм (в зажатом состоянии).

Головка блока цилиндров

Кривошипно-шатунный механизм

Стальной коленчатый вал имеет 5 опор, крышки подшипников выполнены из чугуна и обрабатываются совместно с блоком. Алюминиевые поршни с плоским днищем имеют прямоугольные канавки для 2 компрессионных и 1 маслосъемного кольца.

На концах коленчатого вала установлены шестерня привода газораспределительного механизма и маховик, обеспечивающий равномерную работу мотора.

Система смазки двигателя

Двигатель имеет принудительную систему смазки с шестеренным насосом, имеющим привод от коленчатого вала. Запас масла находится в поддоне, в контуре предусмотрен фильтр для отделения грязи и продуктов износа.

Имеется датчик давления, подсоединенный к стрелочному индикатору в комбинации приборов.

При падении напора ниже допустимого предела включается контрольная лампа красного цвета, расположенная в приборной панели. Предусмотрен сотовый радиатор с краном для принудительного отключения, обеспечивающий охлаждение масла.

Система зажигания

Мотор оборудован электронным зажиганием с коммутатором и катушкой, питание подается от аккумуляторной батареи. Порядок работы цилиндров 1-2-4-3, свечи ввернуты в головку блока. На боковине картера находится распределитель с вакуумным корректором угла опережения, имеющий привод от коленчатого вала.

Катушка зажигания

Технические характеристики в цифрах

Основные параметры двигателя (на примере модели ЗМЗ-4022-10):

За годы производства Заволжский моторный завод отгружал потребителям несколько десятков модификаций, которые могли работать на бензине сортов А-76(80) или АИ-93(А-92).

Изменение степени сжатия достигалось путем подрезки нижней плоскости головки и сокращения объема камер сгорания. Масса мотора находилась в диапазоне 181-184 кг (вес зависел от навесного оборудования и типа головки блока).

Модификация под бензин А-76 создавалась для автомобилей Волга, поставлявшихся в таксопарки, а также использовалась на коммерческих машинах УАЗ, РАФ и ЕрАЗ.

Модификации мотора

Основные модели двигателя:

  • 402-10, рассчитанная на бензин АИ-93 и устанавливавшаяся на легковые машины Волга и продукцию завода УАЗ;
  • 4021-10, отличавшаяся сниженной степенью сжатия для использования бензина А-76, применялась на микроавтобусах и автомобилях для такси;
  • 4022-10, имевший мощность 105 л. с. и оборудованный форкамерно-факельным зажиганием, использовался на ГАЗ-3102 вплоть до 1992 г.;
  • 4025-10 и 4026-10, предназначенные для коммерческих шасси ГАЗель и Соболь (рассчитаны на бензин А-80 и А-92 соответственно).

Заволжский завод поставлял на рынок запасных частей и на конвейеры несколько десятков модификаций мотора. Двигатели отличались комплектностью, могли оснащаться кронштейном для насоса гидравлического усилителя руля (использовался на части ГАЗ-3110 и 3102).

Моторы могли поставляться в исполнении для тропического климата, номенклатура датчиков зависела от модификации комбинации приборов.

Агрегаты для комплектации шасси ГАЗель или Соболь имели отдельный привод вентилятора с измененным передаточным отношением для увеличения производительности.

Модели автомобилей, в которых устанавливается 3M3-402

Моторы поколения ЗМЗ-402 устанавливались на:

  • легковых и коммерческих автомобилях ГАЗ с максимальной массой до 3,5 т (вне зависимости от схемы трансмиссии);
  • внедорожниках, грузовиках и микроавтобусах завода УАЗ;
  • микроавтобусах РАФ и ЕрАЗ.

Двигатели стали устанавливаться на ГАЗ-24-10 с самого начала производства (мощность 100 или 90 л. с.), одновременно на ГАЗ-3102 использовалась 105-сильная модификация.

После освоения выпуска модернизированных ГАЗ-31029 и 3110 мотор остался неизменным и ставился параллельно с 16-клапанным ЗМЗ-406. Двигатели использовались на коммерческих машинах ГАЗель и Соболь вплоть до осени 2017 г.

ГАЗ-24-10

На части моторов использовалась экранированная система зажигания, такие машины поставлялись по специальным заказам в армию или для нужд МВД СССР.

Позднее Ульяновский автозавод перешел на использование карбюраторных УМЗ-4178, построенных на базе блока ГАЗ-21 и рассчитанных на сложные условия эксплуатации.

УАЗ-31512

В 1987 г. начались поставки 98-сильных ЗМЗ-402-10 для Рижской автобусной фабрики. Моторы применялись на усовершенствованных РАФ-2203. Двигатели оснащались карбюраторами К-126ГМ, а с 1994 г. стал использоваться К-151. Агрегат поставлялся в Ригу вплоть до закрытия производства, которое произошло в 1997 г.

Ереванский автозавод выпускал микроавтобусы, представлявшие собой упрощенный вариант РАФ-977К. В конце 80-х гг. началась сборка машин с 98-сильным ЗМЗ-402-10, но уже через 2-3 года было решено поставить бюджетный УМЗ-4178. Общее количество выпущенных ЕрАЗ-762 с двигателями поколения 402 неизвестно.

ЕрАЗ

Регламент обслуживания

Основные требования по обслуживанию мотора:

  1. Замену фильтра и масла в двигателе проводить не более чем через 10 тыс. км пробега или ежегодно. Вместимость системы составляет 6 л, но при сливе в моторе остается около 200 мл смазки. Рекомендуется использовать минеральные или полусинтетические материалы вязкостью от 5W-30 до 15W-40. Заливать смазки на синтетической основе или с повышенной текучестью не следует из-за риска подтекания через сальники.
  2. Регулировку клапанного механизма осуществлять через каждые 15 тыс. км. Зазоры выдерживать в соответствии с инструкцией по эксплуатации (зависят от назначения клапана и номера цилиндра).
  3. Настройку карбюратора производить при обнаружении повышенного расхода топлива или сложностях при запуске. Ресурс свечей составляет около 40 тыс. км, следует контролировать состояние проводов и крышки распределителя через 2-3 месяца эксплуатации.

Тюнинг двигателя

Моторы ЗМЗ-402 мало подходят для тюнинга из-за архаичной конструкции. Чтобы улучшить характеристики двигателя, необходимо увеличить подачу топлива и использовать распределительный вал с доработанным профилем кулачков.

Дополнительно можно установить прямоточный выхлоп без глушителя, но пройти технический осмотр с такой системой невозможно.

Повышение мощности и момента ограничивает тяжелая поршневая группа, подрезка головки блока для увеличения степени сжатия под бензин А-95 или А-98 не дает выигрыша в динамике автомобиля.

Тюнинг двигателя

Увеличение мощности

Применение нового распределительного вала и увеличение диффузоров карбюратора позволяет довести мощность до 120-130 л. с. без потери ресурса.

Установка модернизированных поршневой группы и коленчатого вала, которые будут весить на 2-3 кг меньше штатных, позволит добавить еще 5-7 л. с.

Установка компрессора на карбюраторные двигатели не практикуется из-за невозможности тонкой настройки системы подачи топлива. Перевод ЗМЗ-402 на распределенный впрыск экономически нерентабелен, в этом случае владельцы устанавливают на машины агрегаты ЗМЗ-406 или 1JZ-GTE.

Увеличение мощности

Снятие и установка двигателя ЗМЗ-402

Последовательность действий при снятии мотора ЗМЗ-402 с легкового автомобиля Волга:

  1. Отсоединить батарею от бортовой сети и слить антифриз.
  2. Демонтировать капот и брызговики, расположенные под поддоном.
  3. Слить масло из мотора и картера коробки передач.
  4. Демонтировать радиатор и патрубки для циркуляции охлаждающей жидкости.
  5. Отсоединить проводку от стартера и топливные трубки, предусмотрев защиту от течи бензина.
  6. Снять шланги масляного радиатора и отключить датчики давления масла и температуры антифриза.
  7. Демонтировать корпус воздушного фильтра и отсоединить тягу от дроссельной заслонки.
  8. Отвернуть гайки крепления выхлопной трубы к коллектору.
  9. Демонтировать коробку передач и снять цилиндр привода муфты сцепления.
  10. Открутить гайки подушек двигателя и убедиться в отсутствии подсоединенных шлангов или проводов.
  11. Зацепить лебедкой грузоподъемностью не менее 300 кг мотор, а затем аккуратно вынуть агрегат из отсека, не допуская ударов по кузову.
  12. После проведения ремонта установить двигатель в обратной последовательности.

Неисправности и способы ремонта

  1. Течь моторного масла через заднюю набивку. Проблема возникает при длительной эксплуатации двигателя на повышенной частоте вращения (более 3000 об/мин). Для восстановления герметичности необходимо установить новую набивку.
  2. Вибрации при работе мотора на холостых оборотах. Механическая обработка внутренних поверхностей впускной трубы и настройка карбюратора снижают неприятные явления, но полностью устранить недостаток невозможно.
  3. Посторонний стук при работе. Указывает на увеличение зазоров в клапанном механизме. Если регулировка не помогла, то следует проверить состояние распределительного вала и шатунных вкладышей.
  4. Вибрации, возникающие при разных режимах работы. Указывают на разрушение опор или нарушение балансировки кривошипно-шатунного механизма. Проблема может возникать из-за пропусков зажигания или неравномерного смесеобразования. Ремонт заключается в замене изношенных узлов и регулировке двигателя.
  5. Внезапный рост температуры антифриза, вызываемый заклиниванием клапана термостата или поломкой помпы. Недостаток проявляется на автомобилях ГАЗель и Соболь, поскольку мотор работает с перегрузками. Производственным дефектом ЗМЗ-402 является неравномерное охлаждение головки блока цилиндров, что приводит к ослабеванию затяжки центральных креплений и прогоранию прокладки.

Приблизительная стоимость

Несмотря на прекращение выпуска, моторы без пробега доступны на рынке запасных частей. Цена двигателя ЗМЗ-402 с навесным оборудованием и сцеплением находится в пределах 98-100 тыс. руб. Встречаются в продаже агрегаты с пробегом, стоимость зависит от модификации и технического состояния. Рабочий двигатель, прошедший 70-100 тыс. км, можно приобрести за 20-30 тыс. руб.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества моторов серии ЗМЗ-402:

  • возможность отремонтировать агрегат в полевых условиях своими руками;
  • высокий крутящий момент в режиме холостого хода и на низких оборотах;
  • способность работать на бензине А-92;
  • низкие требования к качеству моторного масла;
  • простота перевода на газ;
  • ресурс до 250-300 тыс. км (при соблюдении регламента технического обслуживания);
  • возможность проведения капитального ремонта с установкой новых гильз.

Недостатки двигателей, отмеченные владельцами:

  • устаревшая конструкция;
  • недостаточная мощность при большом рабочем объеме;
  • высокий расход топлива;
  • необходимость частой регулировки газораспределительного механизма и карбюратора;
  • течь масла через набивку сальника при работе на повышенных оборотах;
  • большой вес;
  • сложности с приобретением качественных запасных частей;
  • непригодность к повышению мощности.

Дополнительная информация

Карбюраторные двигатели ЗМЗ-402 практически не поставлялись за пределы СССР и стран СНГ (за исключением автомобилей, реализованных в странах Восточной Европы до 1990 г.).

Конструкторы пытались снизить токсичность отработавших газов и расход бензина путем использования экономайзера принудительного холостого хода, но по экономичности мотор уступал аналогам из Западной Европы.

Долгую конвейерную жизнь агрегата обусловила простота конструкции, что было востребовано потребителями из глубинки. Многие выпущенные двигатели используются и в 2021 г.

Ульяновский моторный завод выпускает линейки моторов УМЗ-421 и EvoTech, оснащенные доработанным блоком от ГАЗ-21. За счет увеличения диаметра цилиндров и хода поршня удалось нарастить рабочий объем и поднять мощность и крутящий момент.

Базовый 96-сильный 2,89-литровый карбюраторный УМЗ-4215 (существуют варианты с системой рециркуляции отработавших газов и без) соответствует нормативам токсичности Евро-0 и имеет заявленный ресурс всего 150 тыс. км. Агрегат предлагается для установки на коммерческие шасси ГАЗ и автомобили УАЗ.

Вершиной эволюции стал 106-сильный А274 EvoTech 2.7, оснащенный системой распределенного впрыска бензина и каталитическим нейтрализатором отработавших газов.

Двигатель соответствует нормативам Евро-4, в системе зажигания использован микропроцессорный блок управления с автоматической корректировкой угла опережения.

Отзывы владельцев

Дмитрий, 44 года, Тула

Дмитрий, 44 года
В 2006 г. приобрел подержанную бортовую ГАЗель с карбюраторным мотором ЗМЗ-4025, вскоре после покупки выполнил капитальный ремонт. После восстановления стал использовать минеральное масло Esso, обслуживание проводил через 8-9 тыс. км. Из-за повышенного расхода бензина сразу установил газобаллонное оборудование. За последующие 6 лет прошел 300 тыс. км (пробег на 90% был по трассе с загрузкой 1,2-1,3 т). В 2012 г. машину продал, дальнейшая судьба грузовика неизвестна.

Константин, 39 лет, Санкт-Петербург

Константин, 39 лет, Санкт-Петербург
Являюсь владельцем ГАЗ-31029 выпуска 1994 г. с ЗМЗ-4021, прошедшем всего 50 тыс. км. Долго искал машину в отличном техническом состоянии и без изменений конструкции. Автомобиль использую для редких выездов в выходные. Проблем с запуском нет, расход в городе доходит до 14 л на 100 км пути, мощности хватает для спокойного перемещения. Агрегат не любит высоких оборотов, пришлось поменять патрубки системы охлаждения, поскольку штатные покрылись мелкими трещинами.

А с какими проблемами с двигателем ЗМЗ-402 сталкивались вы? Что можете сказать о нем? Как вы считаете, получится ли у завода УМЗ продолжить совершенствование моторов поколения EvoTech и смогут ли двигатели конкурировать на конвейерах ГАЗ и УАЗ с импортными аналогами?

Читайте также: