Двигатель заз 1102 схема

Обновлено: 17.05.2024

1 — указатель поворота
2 — фара головного света
3 — реле включения электродвигателя вентилятора радіатора
4 — термовыключатель вентилятора радиатора
5 — электродвигатель вентилятора радиатора
6 — звуковой сигнал
7 — аккумуляторная батарея
8 — стартер
9 — свечи зажигания:
10 — датчик — распределитель зажигания
11 — генератор
12 — коммутатор
13 — катушка зажигания
14 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
15 — датчик аварийного давления масла
16 — реле контроля заряда аккумуляторной батареи
17 — выключатель фонарей заднего хода
18 — электродвигатель омывателя ветрового стекла
19 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости в бачке
20 — концевой выключатель экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора
21 — электромагнитный клапан
22 — электродвигатель стеклоочистителя ветрового стекла
23 — боковой указатель поворота
24 — реле включения ближнего света фар
25 — реле-прерыватель указателей поворота
26 — реле включения дальнего света фар
27 — блок управления ЭПХХ
28 — штепсельная разетка
29 — переносная лампа
30 — выключатель стоп-сигналов
31 — жгут проводов передний
32 — блок предохранителей (см. список)
33 — выключатель аварийной сигнализации
34 — выключатель противотуманных фонарей
35 — выключатель наружного освещения
36 — выключатель(замок) зажигания
37 — дополнительное реле выключателя зажигания
38 — подрулевой рычажный переключатель света фар и включатель сигнализации дальним светом
39 — подрулевой рычажный переключатель указателей поворота
40 — выключатель звукового сигнала
41 — подрулевой рычажный выключатель стеклоочистителя ветрового стекла
42 — рычажный выключатель стеклоотмывателя ветрового стекла
43 — переключатель отопител
44 — добавочный резистор
45 — электродвигатель отопителя и вентиляции
46 — термобиметаллический предохранитель (16А)
47 — щиток приборов
48 — указатель уровня топлива в баке
49 — указатель температуры охлаждающейся жидкости
50 — контрольная лампа дальнего света фар
51 — контрольная лампа аварийного уровня тормозной жидкости в бачке и включения стояночного тормоза
52 — контрольная лампа указателей поворота
53 — контрольная лампа аварийного давления масла
54 — контрольная лампа работы генератора (заряда батереи)
55 – спідометр
56 — плафон освещения салона
57 — соединительная колодка переднего и заднего жгута проводов
58 — жгут проводов задний
59 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
60 — лампа заднего указателя поворота
61 — двухнитиевая лампа стоп — сигнала и габарита
62 — лампа фонарей заднего хода
63 — лампа заднего противотуманного заднего света
64 — лампа освещения номерного знака
65 — задний фонарь
66 — датчик указателя уровня топлива

Позиции приборов, устанавливаемых на часть автомобилей ЗАЗ — 110206:

67 — реле токообогрева
68 — реле времени стеклоотмывателя двери задка
69 — выключатель стеклоочистителя двери задка
70 — выключатель токообогрева стекла двери задка
71 — электродвигатель омывателя заднего стекла
72 — обогреватель заднего стекла
73 — электродвигатель стеклоочистителя заднего стекла

Список цепей, защищаемых предохранителями:

№1(16А)*
электродвигатель вентилятора радиатора,
реле включения вентилятора и термовыключатель (датчик),
электродвигатель омывателя ветрового стекла,
электродвигатель и омыватель заднего стекла;

№2(8А)
лампы задних проти-вотуманных фонарей,
передних и задних габаритных фонарей,
освещения комбинации приборов,
освещения номерного знака;

№3(8А)
реле контроля заряда аккумуляторной батареи и контрольная лампа ее заряда,
лампы света заднего хода,

№4(8А)
указатель температуры охлаждающейся жидкости,
контрольная лампа аварийного давления масла,
контрольная лампа аварийного уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза;

№5 (8А)
нить ближнего света левой фары;

№6 (8А)
нить ближнего света правой фары;

№7 (8А)
нить дальнего света правой фары;

№8 (8А)
нить дальнего света левой фары;

№9 (8А)
штепсельная розетка подключения переносной лампы,
плафон освещения салона,
звуковой сигнал,
лампы стоп-сигнала,

№10 (8А)
реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации,
контрольная лампа указателей поворота, лампы указателей поворота;

* В скобках указана максимальная сила тока предохранителя
** Предохранитель установлен в отдельном корпусе

Двигатель автомобиля ЗАЗ – 1102 четырехтактный, четырехцилиндровый, карбюраторный, с жидкостным охлаждением, с верхним расположением распред. вала, расположен в передней части кузова в моторном отсеке, поперек оси автомобиля, с наклоном под углом 10° в сторону карбюратора. Система питания двигателя снабжена карбюратором эмульсионного двигателя и воздушным фильтром. В системе смазки двигателя использован полнопоточный сменный масляный фильтр, позволивший увеличить пробег автомобиля без смены масла.


Рисунок 5 – двигатель (продольный вид)


Рисунок 6 – двигатель (поперечный разрез)

На рисунках 5 и 6 представлен двигатель в продольном и поперечном разрезе соответственно, где

1 – головка цилиндров, 2 — крышка головки цилиндров; 3 и 4 соответственно прокладка и крышке маслоотделителя; 7 — фланец карбюра­тора для крепления воздушного фильтра; 6 — топливный насос, 7 - распределительный вал; 8 - ведущая шестерня привода датчика - распре­делителя; 9 — кулачок привода топливного насоса; 10 - корпус привода датчика - распределителя и топливного насоса; 11 — отводящий патрубок; 12 - блок цилиндров; 13 — нажимной диск сцепления; 14 — ведомый диск сцепления; 15 и 39 — болты; 16 - маховик; 17, 28 и 37 — манжеты; 18 — держатель манжеты; 19 — коленчатый вал; 20 — вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 21 - упорные полукольца подшипника коленчатого вала; 22 - вкладыш среднего коренного подшипника коленчатого вала; 23 — масло-успокоитель; 24 - приемник масляного насоса; 25 — вкладыш нижней головки шатуна; 26 — масляный картер; 27 — масляный насос; 29 — шкив привода генератора; 30 — ведущий шкив коленчатого вала; 31 — гайка крепления шкива; 32 — шпонка; 33 — плоскозубчатый ремень; 34 — шатун с поршнем, поршневыми кольцами и пальцем; 35 — натяжной ролик; 36 — шкив привода распределительного вала; 38 — стопорная шайба шкива; 40 и 41 — соответственно внутренний и наружный кожухи плоскозубчатого ремня.

1— карбюратор; 2 — крышка головки цилиндров; 3 — крышка маслозаливной горловины; 4 — прокладка крышки головки цилиндров; 5 — головка цилиндров; 6 — болт крепления головки цилиндров; 7 — наконечник свечи; 6 — датчик - распределитель; 9 — свеча зажигания; 10 — прокладка головки цилиндров; 11 — масло измерительный стержень; 12 — перепускная труба; 13 — поршневой палец; 14 — поршень; 15 — шатун; 16 — трубка маслоизмерительного стержня; 17 — ко­ленчатый вал; 18 — прокладка масляного картера; 19 — маслосливная пробка; 20 — масляный фильтр; 21 — выпускной коллектор; 22 — рым-планка; 23 — впускной коллектор; 24 — проставка фланца карбюратора; 25 — топливосборник; 26 — прокладки фланца карбюратора. Уровни масла: А — верхний, равный объему масла в 3,45 л и Б — нижний, равный объему масла.

Кривошипно – шатунный механизм.

КШМ состоит из блока цилиндров, поршней с поршневыми пальцами и поршневыми кольцами, шатунов, коленчатого вала и маховика. Все детали расположены в блоке цилиндров. В передней части блока цилиндров расположены детали привода механизма газораспределителя. В задней части расположен механизм сцепления.

Механизм газораспределения в двигателе служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров, фазами газораспределения и частотой вращения коленчатого вала двигателя.

К механизму газораспределения относятся: распред вал, головка цилиндров, выпускные и впускные клапаны с направляющими втулками клапанов и пружинами клапанов, коромысла клапанов с осями коромысел, плоскозубчатый ремень привода распредвала с деталями натяжения. Такая конструкция механизма обеспечивает жесткую и надежную кинематическую связь между всеми деталями, благодаря чему уменьшается уровень вибраций.

Система змазки двигателя включает маслозаливную горловину, приемник масляного насоса, стержневой указатель уровня масла, масляный картер и масляный насос. Система смазки двигателя комбинированная.

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысла клапанов. Кулачки распредвала смазывается струей масла, поступающего из специального отверстия, выполненного в коромысле. Стенки цилиндров, поршни, втулки верхних головок и пр. смазываются маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиванием.

Навесные агрегаты – водяной насос, датчик – распределитель зажигания, генератор и стартер имеют подшипники, не требующие смазки.

Система охлаждения. На автомобиле применена жидкостная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости центробежным насосом. Система охлаждения закрытого типа, т.е. сообщение ее с атмосферой ее с атмосферой происходит через блок клапанов, который открывается при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит расширительный бачок.

Система питания включает: топливный бак, топливопроводы, топливный фильтр, топливный насос, воздушный фильтр, карбюратор, приводы управления карбюратором, датчик указания уровня топлива в баке, впускной и выпускной коллекторы, выпускные трубы и глушитель.

Верхний распределительный вал обеспечивает уменьшение масс, движущихся возвратно-поступательно в клапанном приводе, а следовательно, позволяет увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Привод распределительного вала и водяного насоса плоскозубчатым ремнем уменьшает шум двигателя и облегчает его техническое обслуживание.

Система питания снабжена воздушным фильтром со сменным бумажным фильтрующим элементом, который заменяется через каждые 15 000 км пробега автомобиля при нормальных условиях его эксплуатации. Использование в системе смазки полнопоточного сменного масляного фильтра позволило увеличить пробег автомобиля без его замены до 15 000 км.

Пусковые качества двигателя при низких температурах окружающего воздуха обеспечиваются мощным стартером, эффективным аккумулятором и стабильными параметрами примененных масел. Двигатель надежно пускается без предварительного подогрева при температурах до -20 °С.

Разборка и сборка двигателя

Перед разборкой тщательно вымыть двигатель и насухо протереть.


Рис. 2. Приспособление для крепления двигателя при разборке и сборке:
1 — корпус; 2 — поворотный корпус; 3 — рукоятка


Рис. 3. Двигатель, установленный на приспособление для разборки и сборки:
1 — двигатель; 2 — приспособление для разборки и сборки


Рис. 4. Привод генератора и проверка натяжения ремня: 1— гайка крепления генератора к натяжной планке; 2 — натяжная планка; 3 — ремень; 4 — шкив привода генератора; 5 — генератор; 6 — гайка болта крепления генератора к кронштейну; 7 — шкив коленчатого вала


Рис. 5. Снятие карбюратора


Рис. 6. Снятие масляного фильтра:
1 — приспособление; 2 — картер двигателя; 3 — масляный фильтр


Рис. 7. Снятие верхнего кожуха плоскозубчатого ремня


Рис. 8. Снятие ведомого шкива распределительного вала


Рис. 9. Снятие ведущего шкива распределительного 4 вала

ВНИМАНИЕ ! Перед выемкой поршней с шатунами из цилиндров очистить нагар в верхней части цилиндров для свободного продвижения поршней и, особенно, поршневых колец из цилиндров, пометить порядковый номер цилиндра на днище поршня, на шатуне и его крышке, чтобы при сборке установить их в соответствующие цилиндры.

ВНИМАНИЕ ! Проверить метки на крышках коренных подшипников и блоке цилиндров, при необходимости пометить, чтобы при последующей сборке установить крышки на прежние места в блоке. Замена крышек не допускается.

Выполнив необходимый ремонт и определив детали, подлежащие замене, приступить к сборке двигателя в обратном порядке, начав с установки коленчатого вала.

Примечание. Для предупреждения подтекания жидкости и смазки необходимо смазать герметизирующей пастой КПТ -75Т ТУ 38.403435-82 резьбовые соединения, стыки поверхностей, уплотняемые прокладками (кроме резиновых и асбостальных), и наружные диаметры манжет, обезжирив поверхности.


Рис. 10. Установка упорных полуколец в гнезда картера среднего коренного подшипника



Рис. 12. Оправка для установки поршня с кольцами и шатуном в цилиндр:
1 — оправка; 2 — поршень; 3 — картер


Рис. 13. Установка держателя манжеты на фланец коленчатого вала:
1 — коленчатый вал; 2 — держатель манжеты; 3 — оправка


Рис. 14. Установка масляного насоса на носок коленчатого вала:
1 — оправка; 2 — манжета; 3 — масляный насос; 4 — коленчатый вал


Рис. 15. Схема затяжки болтов крепления головки цилиндров:
1 — маховик


Рис. 16. Установка ведомой шестерни привода датчика-распределителя:
а — положение паза до установки шестерни; б — положение паза после установки шестерни; 1 — меньший сектор поводка шестерни привода; А—А — продольная ось двигателя


Рис. 17. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен привода датчика-распределителя

Залить моторное. масло в горловину на крышке головки цилиндров. Закрыть горловину пробкой, вставить в отверстие на блоке цилиндров маслоизмерительный стержень уровня масла и снять двигатель со стенда.

ВНИМАНИЕ ! При сборке следует обращать внимание на то, чтобы на поверхностях патрубков и трубок, на которые надеваются шланги, не было задиров металла. При затягивании хомутов не допускать складок на поверхностях шлангов.

Особенности снятия и установки некоторых узлов и деталей двигателя

Снятие и установка головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля.

Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если ее неисправности не требуют снятия двигателя.

Головку снимают при необходимости: притирки клапанов к их седлам, замены клапанов, замены направляющих или седел клапанов, очистки нагара со стенок камер сгорания или замены прокладки головки цилиндров.

Примечание. Не рекомендуется проворачивать коленчатый вал двигателя во избежание нарушения фаз газораспределения после снятия плоскозубчатого ремня;

установить головку цилиндров на стол и снять промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок, карбюраторов, проставку, топливосборник, заборник горячего воздуха, впускной и выпускной коллекторы и прокладку.

Установку головки цилиндров на двигатель производить в обратной последовательности.

Снятие и установка оси коромысел и коромысел без снятия двигателя с автомобиля. Ось коромысел снимают с двигателя, установленного на автомобиле при ее поломке, поломке коромысел, износе их цилиндрических поверхностей, а также при поломке пружин клапана или замене колпачков-манжет на направляющих клапана.

Снятие и установка распределительного вала без снятия двигателя с автомобиля. Распределительный вал снимается с двигателя, установленного на автомобиле, при износе вершин кулачков или замене шестерни привода распределителя.


Рис. 8. Установка распределительного вала в головку цилиндров:
1 — оправка; 2 — манжета; 3 — распределительный вал; 4 — головка цилиндров

Украина. Запорожье. Начало 70-х годов ХХ столетия. На заводе «Коммунар» начинается история украинского автомобиля ЗАЗ 1102 «Таврия». Транспортное средство оснащалось несколькими силовыми агрегатами за свою историю. Все они подходили к автомобилю небольших размеров и имели бюджетный экономичный вариант.

ЗАЗ 1102 «Таврия»

Технические характеристики

Двигатель Таврия разрабатывался на базе Форд Фиеста. Впоследствии, получился силовой агрегат, который имел, такие же конструктивные особенности. Но, с развитием автомобильного строения Украины, и двигатели тоже развивались, и в разные времена на Таврия устанавливались разные двигатели внутреннего сгорания. Так, можно встретить следующие силовые агрегаты: МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-307, FIAT-903, ВАЗ-2108.

Технические характеристики всех моделей моторов Таврия достаточно типичные. Так, все автомобили комплектовались рядными, поперечно размещенными силовыми агрегатами не больших размеров и мощности. Этого хватало для полноценной эксплуатации транспортного средства. Типичная конструкция движка позволяла легко обслуживать и ремонтировать силовой агрегат.

Итак, рассмотрим технические характеристики все моторов Таврия, которыми комплектовался автомобиль:

МеМЗ-245

Наименование8 Характеристика
Модель МеМЗ 245
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 1,1 литра (1091 см куб)
Мощность 51 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 72 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

МеМЗ-2457

Наименование Характеристика
Модель МеМЗ 2457
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 1,2 литра (1197 см куб)
Мощность 58 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 72 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

МеМЗ-307

Наименование Характеристика
Модель МеМЗ 307
Тип Инжектор
Топливо Бензин
Объем 1,3 литра (1299 см куб)
Мощность 64 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 75 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

FIAT-903

Наименование Характеристика
Модель FIAT 903
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 0,9 литра (903 см куб)
Мощность 45 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 65 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

ВАЗ-2108

Наименование Характеристика
Модель ВАЗ 2108
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 1,3 литра (1289 см куб)
Мощность 64 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 76 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Обслуживание

Обслуживание двигатель Таврия достаточно типичное для всех моделей, кроме ВАЗ 2108. Каждое ТО требует замены масла и масляного фильтра. Конечно, более конкретно о каждом виде технического обслуживания можно прочитать в руководстве по эксплуатации и ремонту, выпущенное, специально для автомобилей Таврия и их модификаций, но распишем кратно, как и когда стоит осуществлять операции.

ТО-1. В первом техническом обслуживании стоит заменить масло и масляный фильтр, провести обследование технического состояния силового агрегата. ТО проводятся спустя 8000-9000 км пробега после покупки или проведения капитального ремонта

ТО-2. Делается на пробеге 17-18 тыс. км пробега. В этом техническом обслуживании также меняется масло, масляный фильтр, а также воздушный и топливный фильтр.

ТО-3. Третье ТО, пожалуй, одно из самых сложенных, поскольку на автомобиле стоит заменить комплект газораспределительного механизма, фильтра и масла, а также отрегулировать клапанный механизм и заменить прокладку клапанной крышки. Проводится оно, спустя 25-27 тыс. км пробега

ТО-4.Четвертое техническое обслуживание не отличается от второго, только в нем стоит провести диагностику всех систем и посмотреть возможные неисправности.

Двигатель ЗАЗ 1102 «Таврия»

Многие автомобилисты проводят техническое обслуживание двигателя Таврия самостоятельно, поскольку простота конструкции и легкодоступность проведения всех операций делает процедуру возможной даже начинающий автомобилистам.

Ремонт двигателя

Ремонт двигателя Таврия, как уже упоминалось — достаточно простой и делается с легкостью. Самый распространенный виды работ — это замена масла, ремня ГРМ и помпы. Что касается капитального ремонта, эту процедуру лучше доверить профессионалам.

Но, поскольку стоимость восстановления слишком высокая, а автосервисы берут много денег, то обычно все заканчивается гаражным ремонтом. В этом разделе будет рассмотрено проведения некоторых восстановительных работ по отдельным позициям и основам поведения капитального ремонта в целом.

Замена масла

Замена масла в автомобильном двигателе типично для всех переднеприводных моторов. Сама по себе процедура проводится очень быстро и занимает около 30 минут на остывшем двигателе. Итак, рассмотрим последовательность действий направленных на замену масла в моторе Таврия.

  1. В обязательном порядке, при проведении любых восстановительных работ по двигателю необходимо снять клемму АКБ.
  2. При наличии защиты двигателя, демонтируем ее, чтобы можно было с легкостью заменить масло.
  3. Следующим этапом становиться выкручивание сливной пробки.
  4. Когда масло слилось можно при помощи специального съемника удалить масляный фильтр. Перед установкой нового, в него необходимо залить — новое мало.
  5. Закручиваем сливную горловину. Стоит помнить, что следует заменить уплотнительную медную шайба.
  6. Через заливную горловину заливаем новое масло. Необходимое количество масла можно определить при помощи щупа. Уровень должен находиться между отметками Min и Max.
  7. Когда все сделано, закручиваем заливную горловину и даем поработать мотору несколько минут. Затем, проверяем уровень смазочной жидкости. При необходимости доливаем до нужного уровня.

Замена масла ЗАЗ 1102 «Таврия»

В двигатель Таврия помещается 3,5 литра масла, согласно технической документации завода изготовителя.

Замена ремня ГРМ

Один из самых тяжелых процессов проведения ремонта автомобиля — это замена ремня ГРМ. Большинство автомобилистов не способны проделать эту операцию самостоятельно, чем пользуются специалисты в автосервисах. Итак, рассмотрим, как заменить ремень газораспределительного механизма своими руками:

  1. Как и во всех случаях проведения ремонтно-восстановительных работ необходимо демонтировать клемму-минус с аккумулятора.
  2. Теперь, когда предварительный этап пройден, можно приступить непосредственно к процессу. Сначала снимаем защитный кожух газораспределительного механизма. В зависимости от года выпуска и модели мотора он может крепиться от 5 до 9 винтов.
  3. Ставил автомобиль на 4 передачу, и фиксируем ручной тормоз.
  4. Теперь, ослабляем ремень генератора, а саму деталь смещаем максимально близко к мотору.
  5. Крутим колесо до момента пока первый поршень не станет в ВТМ.
  6. Далее, фиксируем шкив распределительного вала, и снимаем ремень.
  7. Чтобы замена прошла правильно, перед тем, как демонтировать ремень стоит послабить натяжной ролик.
  8. Теперь, когда ремень демонтированный, вынимаем натяжитель.
  9. Сборку проводим в обратном порядке.

Внимание! Шкив распределительного вала обязательно стоит фиксировать, чтобы не сбить фазы газораспределения, поскольку если это случится, то вернуть все обратно будет достаточно сложно. В противном случае, автолюбителя ждут согнутые клапаны или еще худшие последствия.

ГРМ ЗАЗ 1102 «Таврия»

Замена помпы

Замена водяного насоса на Таврии проводится типично для конструкции двигателя ЗАЗ 1102, Славута и Сенс. Стоит понимать, что шкив помпы привязан к ремню ГРМ и его демонтаж обязателен. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленных на замену водяного насоса:

  1. Как и во всех случаях проведения ремонтно-восстановительных работ необходимо демонтировать клемму-минус с аккумулятора.
  2. Теперь, когда предварительный этап пройден, можно приступить непосредственно к процессу. Сначала снимаем защитный кожух газораспределительного механизма. В зависимости от года выпуска и модели мотора он может крепиться от 5 до 9 винтов.
  3. Сливаем охлаждающую жидкость до уровня водяного насоса, чтобы при разборке механизма тосол не вылился.
  4. Зафиксировав шкив распределительного вала, стоит попустить натяжитель ремня. Затем можно будет снять ремень со шкива распредвала и привода помпы.
  5. Открутив три винта крепления водяного насос, провидим демонтаж детали, потянут ее на себя из блока.
  6. Сборка проводится в обратном порядке.
  7. Заводим мотор и даем ему поработать. При необходимости доливаем охлаждающую жидкость до уровня.

Необходимо помнить, что прокладку водяного насоса, также стоит заменить. Обычно она идет в комплекте с помпой, но все зависит от производителя.

Помпа ЗАЗ 1102 «Таврия»

Основы капитального ремонта

Капитальный ремонт силового агрегата Таврия — это восстановление мотора до заводского технического состояния. Проводится процесс, может на специализированном автосервисе, где с автолюбителя возьмут значительную сумму, или своими руками. В любом случае, надобятся станки для расточки цилиндров блока и коленчатого вала. Основные процессы, которые проводятся при капитальном ремонте силового агрегата Таврия:

  1. Разборка двигателя. На данном этапы проводится демонтаж всех деталей мотора и определение их состояния.
  2. Диагностические операции по коленчатому валу и блоку цилиндров. Так, детали двигателя подвергаются промерам, определение ремонтных размеров. Так, для коленчатого вала это будет — 0.25 мм, 0,50 мм, 0.75 мм и 1.00 мм. А вот для блока цилиндров — 82.5 мм, 83.0 мм и 83.5 мм.
  3. Следующий этап — это расточка и хонинговка, а также проточка коленчатого вала. В этот процесс также входит шлифовка плоскости блока и мойка деталей.
  4. Далее, ремонтируются все детали, которые остались — головка блока цилиндров, масляный насос.
  5. Последним этапом ставится сборка мотора и его обкатка.

Описанный процесс кажется достаточно простым, но не стоит радоваться, ведь это только короткое описание процессов.

Доработка и тюнинг

Многие автолюбители, особенно на Украине проводят тюнинг моторов ЗАЗ Таврия. Существует два варианта тюнинга — поверхностный и полный. Рассмотрим более детально именно второй вариант, поскольку он сложнее.

В первую очередь, двигатель разбирается и облегчается. Это получается путем замены некоторых деталей. Автомобилисту понадобятся облегченные поршни от ANF (Польша), клапаны с низкой посадкой, также более легкие, коленчатый вал меньшего веса DEF (производства Украина), а также легкие шатуны.

ЗАЗ 1102 «Таврия»

После замены этих деталей и без того легкий мотор станет на 82 кг легче. Затем, обновляем систему охлаждения, заменив водоносные патрубки на силиконовые, а помпу на тюнинг версию от Сенса.

Следующим этапом становиться переделка системы выпуска отработанных газов, которую стоит укоротить на 5 см, это прибавит в среднем 12 лошадиных сил. Еще будет необходимо модернизировать систему впрыска. Для этого перебирается карбюратор. Жиклеры либо вытачиваются по новому на токарном станке, или проводится проточка старых. Также, стоит заменить «носик» подачи горючего.

Еще одной модернизацией станет установка облегченного сцепления от ATF. Это позволит коленчатому валу быстрее вращаться, а переключать передачи — намного легче. Также в связи с такими изменениями придется подумать о смене смазочного материала. Обычно рекомендуется залить синтетику, которая будет выдерживать повышенные температуры.

Финальным этапом тюнинга становиться установка воздушного фильтра нулевого сопротивления. Можно конечно заменить еще привод ГРМ, но как показывает практика, родной системы хватает.

Вывод


К концу восьмидесятых годов Запорожский завод "Коммунар" смог освоить серийное производство Таврии – модели со сложной историей, о которой мы уже писали недавно. Изначально под капотом украинской малолитражки стояла единственная модификация двигателя МеМЗ-245, работу над которым конструкторский отдел Мелитопольского моторного завода начал еще в 1975 году. Да-да, путь на конвейер занял у мотора почти полтора десятка лет. Такой "лаг" погубил немало перспективных проектов, да и на судьбе двигателя МеМЗ не мог сказаться положительно…

"Жидкостник" был принципиально новым для мелитопольских конструкторов, ведь до того времени все Запорожцы оснащались V-образными "воздушниками". Основные работы по проектированию двигателя для переднеприводного автомобиля особо малого класса были завершены в 1979 году, а в 1982-м после проведения приёмных испытаний Государственная комиссия рекомендовала данный агрегат к серийному производству. Увы, по ряду причин серийно моторы для новой Таврии начали выпускать в Мелитополе только в 1988 году – как и саму машину в Запорожье.

zaz-1102

К XXVII съезду КПСС в 1986 году завод "Коммунар" обязался выпустить опытную партию из тридцати экземпляров ЗАЗ-1102

Хороший двигатель с непростой судьбой

Двигатель МеМЗ-245

Чем же был интересен мотор первого переднеприводного автомобиля из Запорожья? Во-первых, мелитопольский агрегат отличался весьма современной конструкцией. По общему уровню МеМЗ-245 не особо уступал "вершине советского моторостроения" – двигателю ВАЗ-2108. Как и агрегат Спутника, "таврический" двигатель с целью экономии оснастили карбюратором типа "Солекс" с системой экономайзера принудительного холостого хода. Еще одна параллель – привод газораспределительного механизма ремнём, а не цепью. Зажигание – бесконтактное, с коммутатором – опять же, как на тольяттинской "восьмерке".

Электрический вентилятор радиатора системы охлаждения стоял на Таврии изначально

Электрический вентилятор радиатора системы охлаждения стоял на Таврии изначально

Относительно высокая степень сжатия (9,5) предполагала эксплуатацию на бензине с октановым числом не ниже 91. В общем, почувствуйте разницу с прежними мелитопольскими "воздушниками"!

memz-245-3

memz-245-2

МеМЗ-245 в разрезе

При этом двигатель объемом 1091 "кубиков" развивал достаточную для Таврии мощность в 53 л. с. Для сравнения: аналогичный по объему 1 100-кубовый мотор "даунсайзинговой" версии ВАЗ-21081 был на две "лошадки" слабее.

Существовала и дефорсированная версия МеМЗ-2451 со сниженной степенью сжатия (7,9). Двигатель развивал 47 л. с. и при этом мог работать на бензине А-76.

Таким образом, по энерговооруженности 1,1-литровая машинка не сильно уступала 1 300-кубовому Спутнику, но в нагруженном состоянии меньшие рабочий объем и максимальная мощность все же ощущались.

Впрочем, в сравнении с Жигулями и Москвичами динамические качества ЗАЗ-1102 не оставляли желать лучшего: "сотню" с места машинка набирала примерно за 16 секунд, а максимальная скорость достигала 145 километров в час. Была заявлена высокая экономичность Таврии с двигателем МеМЗ-245: по данным производителя, при скорости 90 км/ч расход составлял 4,6 л/100 км, а в городском цикле – 6,8л/100 км. При этом реальный расход топлива в зависимости от условий езды составлял от 6 до 8 литров на каждые сто километров пробега.

ЗАЗ-1102

На фото: ЗАЗ-1102

Как оказалось, при своевременном техническом обслуживании и правильных применяемых горюче-смазочных материалах двигатель способен был прослужить свыше 100 000 километров до первого ремонта – конечно, при условии, что раньше у него не вышли из строя печально знаменитые "жигулевские" маслосъемные сальники клапанов.

Двигатель оказался довольно "весёлым" – то есть он легко раскручивался до предельных оборотов (5 600 об/мин) и при этом был весьма негромким, если сравнивать его звук с грохотом прежних мелитопольских агрегатов с воздушным охлаждением.

После распада СССР Мелитопольский моторный завод начал самостоятельную работу над гаммой двигателей на базе все того же МеМЗ-245, который оставался единственным агрегатом для Таврии и её модификаций.

Уже тогда конструкторы задумали необычную линейку, открывать которую должен был. так называемый "кролик" – трехцилиндровый мотор объемом 0,9 литра. Кроме того, было решено оснастить проверенный временем двигатель Таврии системой впрыска топлива, а также освоить модификации с увеличенным до 1,3-1,4 л рабочим объемом. Уже в 1994 году были разработаны опытные образцы, которым даже были присвоены соответствующие индексы – 1,25-литровый МеМЗ-310, а также МеМЗ-315 и МеМЗ-317 объемом 1,4 литра. Интересно, что последний был задуман как 16-клапанный вариант "триста пятнадцатого" двигателя. Словом, налицо стремление украинских конструкторов следовать той же схеме (прибавка рабочего объема и количества клапанов), по которой модернизировались агрегаты "восьмого" семейства на ВАЗе.

Увы, как верно подметил второй президент современной Украины Леонид Данилович Кучма в названии своей книги, Украина – не Россия. В 1993-1994 году испытания опытных и макетных образцов перспективных двигателей нередко срывались из-за. банального отсутствия пригодного для этого топлива!

В те трудные для стран бывшего СССР времена в Мелитополе разрабатывали новые моторы в том числе и для того, чтобы увеличить экспорт, который позволял бы получить такую желанную тогда валюту. Ведь в условиях гиперинфляции, бартерных сделок, постоянного обвала курса купоно-карбованцев и остальных "прелестей" первых лет существования нового государства лишь валютная выручка могла позволить предприятию удержаться на плаву. Именно поэтому совместно с компанией Siemens была разработана система одноточечного (моно-, как его еще иногда называют) впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором на выпуске.

Мечты, мечты. На практике же завод испытывал постоянные проблемы с выпуском и обычных двигателей МеМЗ-245. К примеру, мичуринский завод в 1994 году отказал украинцам в поставке поршневых колец – пришлось выкручиваться и приобретать детали. в Болгарии.

Низкое качество мелитопольских двигателей в девяностые годы тут же сказалось на имидже Таврии

Низкое качество мелитопольских двигателей в девяностые годы тут же сказалось на имидже Таврии

Увы, в период с 1993 по 1997 годы дела на МеМЗе шли настолько плохо, что многие талантливые и грамотные сотрудники просто покинули его, не выдержав задержек по зарплате, воровства и брака. Качество же продукции на тот момент было настолько низким, что из двух готовых моторов того времени не всегда удавалось собрать один нормальный двигатель, пригодный для установки на товарный автомобиль.

На ЗАЗе пробовали разными способами решить наболевший "сердечный вопрос": в тот период заводчане пытались "вживить" Таврии альтернативный силовой агрегат – например, 1,3-литровый мотор ВАЗ-2108 в сборе с четырехступенчатой трансмиссией, что привело к более плотной компоновке агрегатов под капотом и заставило конструкторов убрать оттуда "запаску". Модель получила индекс ЗАЗ-1122, но в силу того, что ВАЗ поставлял силовые агрегаты в крайне ограниченных количествах, особого распространения Таврия с восьмерочным мотором так и не получила.

В одно время мотор от ВАЗ-2108 ставили и на Таврию

В одно время мотор от ВАЗ-2108 ставили и на Таврию

Еще одна попытка запорожского предприятия "уйти от МеМЗА" – четырехцилиндровый нижневальный двигатель FIAT-903 объемом 0,9 литра и мощностью 45 л. с. Модель с индексом ЗАЗ-1140 встречалась еще реже, чем версия с российским двигателем, ведь для приобретения иностранных агрегатов требовалась все та же валюта, недостаток в которой в то время так остро испытывал украинский завод.

Новое время – новые моторы

После прихода на АвтоЗАЗ корейцев и создания в марте 1998 года СП "АвтоЗАЗ-Дэу" Мелитопольский моторный завод на правах ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор" включили в состав предприятия.

Такой ход позволил не только сохранить предприятие "на плаву", но и возродить его. Ведь впервые за 11 лет с момента начала выпуска Таврии и двигателей к нему на МеМЗе освоили целое семейство агрегатов, представлявших собой дальнейшее развитие все того же "двести сорок пятого".

Корейские партнеры сумели "вдохнуть вторую жизнь" как в Таврию, так и в её силовой агрегат, выпускаемый в Мелитополе. Проверенный временем 1,1-литровый МеМЗ-245 остался в строю, но благодаря качественным комплектующим и новому ОТК он стал куда надежнее и долговечнее, не сильно уступая по моторесурсу вазовским агрегатам. По официальной информации тех лет, возврат бракованных моторов с АвтоЗАЗа уменьшился на порядок – до 0,3%, причем ранее заводчане просто мирились с откровенным браком силовых агрегатов, лишь бы не останавливать конвейер.

Устройство СРВТ Таврия двигателя МеМЗ-3071

Система паров улавливании топлива включает:

  • сепаратор. Установлен задним под буфером;
  • предохранительный клапан. Предотвращает давления повышение в бензобаке;
  • адсорбер (поглотитель паров электромагнитным) с топлива клапаном. Установлен в мотоотсеке на правом двухходовой;
  • брызговике клапан. Крепится на топливном трубопроводе.

отработавших Система газов включает:

  • нейтрализатор отработавших Установлен. газов в системе выхлопа в передней части кислородный
  • автомобиля датчик. Установлен в передней части Система

нейтрализатора зажигания. В системе зажигания двигателя с отсутствует СРВТ традиционный коммутатор, датчик-распределитель и зажигания катушка. Вместо них используется модуль состоящий, зажигания из двух катушек зажигания и встроенного Система

применяемые, Свечи на двигателе МеМЗ-3071:
WR7DC WR7DP
Bosch Bosch
CR42XLSDelco
RN9YC Champion
Champion RN9YCC
FE65CPR KLG
LR15YC Brisk
Jskza FE65PRS

Система вентиляцнн картера

замкнута шланг через от корпуса фильтра и дроссельный патрубок.

случае! В Внимание возможного повышения температуры воздуха например 80° С, выше, в сушильных камерах, снимите контроллер Регулятор.

СРВТ холостого хода

состоит из двухполюсного электродвигателя шагового и соединенного с ним конусного клапана.
дроссельном на Установлен патрубке.

Датчик частоты вращения и коленчатого положения вала

индуктивного типа, установлен на сцепления картере.

Датчик температуры воздуха и абсолютного установлен

Датчик температуры жидкости охлаждающей, термистор,

установлен на отводящем патрубке и для служит подачи сигналов на контроллер (не путать с указателя датчиком температуры охлаждающей жидкости, установленным Датчик).

отдельно положения дроссельной заслонки, потенциометр, дроссельном на установлен патрубке.
Датчик детонации, пьезоэлектрический, впускном на установлен коллекторе двигателя.
Датчик скорости установлен автомобиля на коробке передач. При вращении колес ведущих датчик вырабатывает импульсы с частотой 6 метр на импульсов движения автомобиля и подает их на контроллер. К датчика торцу крепится гибкий вал спидометра

Система охлаждения инжекторной Таврии

Контрольно-измерительные приборы

Схема электрическая принципиальная Славуты СРВТ/Таврии

жгута Разъемы проводов СРВТ

Установка жгута СРВТ проводов Таврии Славуты (вид сверху на отсек моторный):

Установка жгута проводов СРВТ Таврии Славуты (вид сверху на моторный отсек).

Установка жгута проводов СРВТ Славуты Таврии (вид сверху на моторный отсек).


года колодок реле и предохранителей (моторный инжекторной) отсек Таврии Славуты

Езда на автомобиле с электронной системой двигателем управления (ЭСУД) имеет некоторые особенности и не никаких требует специальных навыков от водителя.

Внимание!
запрещается Категорически производить пуск двигателя с ЭСУД от источников других электроэнергии, а также с помощью буксировки толкания или автомобиля, т. к. это может привести к строя из выходу системы.

После остановки двигателя включенном при зажигании электробензонасос не должен работать.
более Напряжение 14 В или переменный ток не должны каким к подводиться-либо клеммам системы.

Включение контрольной при лампы движении не означает, что двигатель срочно необходимо остановить, а сигнализирует водителю о необходимости двигателя проверки в возможно короткий срок на ближайшей сервисного станции обслуживания. При включенной контрольной работающем и лампе двигателе, на аварийных режимах контроллер работу обеспечивает двигателя близкую к нормальной.

Чтобы себя обезопасить от неприятностей в дороге, желательно захватить с датчик собой положения коленчатого вала и электробензонасос. отказе При любого другого датчика СРВТ двигателя работа автомобиля переходит в аварийный режим, показаниям по работая остальных датчиков, что позволяет станции до добраться технического обслуживания своим ходом. А отказавший вот датчик положения коленвала или обездвиживают бензонасос машину полностью.

Видео: Таврия/Славута инжектор, ответ на пару вопросов.

Автомобиль ЗАЗ-1102 Таврия, устройство, техническое обслуживание и устранение неисправностей.

Параллельно с базовой моделью ЗАЗ-1102 Таврия выпускаются автомобили в различных модификациях и комплектациях, которые отличаются комбинацией приборов, органами управления, оборудованием и отделкой салона.

Базовую модель ЗАЗ-1102 Таврия дополнят три модификации специальных автомобилей с ручным управлением для инвалидов.

Автомобиль ЗАЗ-11027.

Предназначен для инвалидов, у которых повреждена одна нога, но здоровые руки. Автомобиль оборудован:

Автомобиль ЗАЗ-11028.

Предназначен для инвалидов, у которых ампутированы или повреждены обе ноги, но здоровые руки. Автомобиль оборудован:

Автомобиль ЗАЗ-11029.

Предназначен для инвалидов, имеющих здоровые одну ногу и одну руку. Автомобиль оборудован:

Автомобиль ЗАЗ-1102 Таврия является новой моделью второй группы особо малого класса, принципиально отличающейся от своих предшественников не только деталями, но и компоновкой и важнейшими техническими решениями.

Более современная переднеприводная схема пришла на смену заднемоторной, применявшейся ранее на всех автомобилях ЗАЗ. Силовой агрегат теперь размещается не в задней части кузова, а в передней и расположен поперек в моторном отсеке. Охлаждение двигателя жидкостное вместо воздушного. Кузов автомобиля клиновой формы, трехдверный, двухобъемный типа «хетчбек» пришел на смену двухдверному трехобъемному.

Салон автомобиля ЗАЗ-1102 Таврия.

Новая переднеприводная схема позволила создать на ЗАЗ-1102 более просторный и комфортабельный салон, хотя новый автомобиль короче прежней модели на 53 мм. Впервые примененная на автомобилях особо малого класса компоновка с поперечным расположением силового агрегата и передачей крутящего момента на передние колеса позволила значительно увеличить размеры пассажирского салона с двухобъемным багажным отделением, легко трансформируемым в пассажирский и грузопассажирский варианты.

Запасное колесо помещается рядом с двигателем. При перевозке крупной клади заднее сиденье складывается и полезный объем багажника возрастает почти втрое. Благодаря большим боковым дверям, боковым гнутым стеклам, передним анатомическим сиденьям с бесступенчатой регулировкой наклона спинок и большим диапазоном продольного перемещения, задним довольно широким сиденьям (автомобиль стал шире на 64 мм) обеспечен удобный вход и выход водителя и пассажиров, комфортабельная езда четырех-пяти человек.

Заметно снижен уровень шума в салоне, более эффективной стала система отопления (жидкостная, действует от системы охлаждения двигателя). Она обеспечивает равномерный прогрев всего салона и его стекол.

Экономичность автомобиля ЗАЗ-1102 Таврия.

Важнейшим показателем автомобиля ЗАЗ-1102 является его экономичность. Высокая экономичность достигнута прежде всего благодаря двигателю с высокой степенью сжатия, двухкамерным карбюратором и отключаемым вентилятором в системе охлаждения.

Масса автомобиля снижена на 130 кг по сравнению с ЗАЗ-968М, применены новая конструкция шин и пятиступенчатая коробка с ускоряющей высшей передачей. У ЗАЗ-1102 более совершенная форма кузова. При езде по условному городскому циклу на скорости 90 км/ч ЗАЗ-1102 на 30 % экономичнее старой модели.

Благодаря ведущим передним колесам у ЗАЗ-1102 намного выше курсовая устойчивость, в целом заметно улучшились характеристики управляемости, особенно на скользких дорогах. Привод на передние колеса создает основу для более безопасного управления автомобилем. Именно эта особенность и способствовала развитию и распространению переднеприводных автомобилей.

Предупреждение!

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере. Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку книги, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями.

Реализация данной электронной книги с целью получения прибыли незаконна и запрещена. По вопросам приобретения данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям или их представителям.

Читайте также: