Как разобрать 402 двигатель волга

Обновлено: 29.04.2024

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

К чему готовиться

Этап первый, подготовительный

Инструменты и приспособления:

прочная веревка или матерчатый трос для извлечения мотора из отсека;
труба длинной 3,5-4 метра, также понадобится при извлечении мотора;
обрезок толстостенного уголка, дрель со сверлом на 8,5, болгарка с отрезным диском, штуки четыре длинных качественных болта на 8 с шайбами и гайками (это добро нам понадобится для изготовления съемника ступицы коленвала и текстолитовой шестерни распредвала);
набор головок с трещеткой;
набор накидных и рожковых ключей (есть места, где головками вы подлезть не сможете);
динамометрический ключ;
оправка для посадки поршневых колец;
фальш-валик для центровки диска сцепления.
пассатижи, куда же мы без них;
хороший слесарный молоток граммов на 400-500;
легкий молоток на 200 граммов;
монтировки (они нам понадобятся на этапе съема мотора с подушек и потом при установке);
подкатной или винтовой домкрат, а лучше два;
хорошая шлицевая отвертка;
деревянные подкладки. Их мы используем в качестве временной опоры коробки передач, когда мотор будет снят;
емкости для слива технических жидкостей;
обрезок шланга на 12 мм, для слива тосола (если на радиаторе есть сосок для слива);
много ветоши;
кисточка для отмывания деталей;
спиртовой фломастер или маркер;
кернер для указателя меток.

Детали для сборки мотора:

Расходные материала:

Итак, вы все подготовили и выбрали подходящее время. Помощники тоже наличествуют. Можно переходить к операции по демонтажу.

Этап второй. Снятие двигателя

Заезжаем на яму, ставим машину на стояночный тормоз. Не на передачу, как вы всегда делаете, а именно на ручник. Дополнительно ставим под колеса упоры.
Открываем капот и снимаем клеммы с аккумулятора.
Накрываем крылья какими-нибудь покрывалами, иначе есть риск испортить краску.
Заливаем WD-40 гайки крепления приемных труб к выпускному коллектору. Вообще эту операцию желательно провести еще с вечера, а перед разборкой повторить, так как скорее всего, соединение закисло насмерть.

Обратите внимание, часто привалочная плоскость поддона картера деформирована. Обычно этому виной чрезмерные усилия при затяжке гаек его крепления. Обязательно устраните все неровности. Иначе масло будет сочиться даже при самой крутой прокладке и толстенном слое герметика.

Снимаем поддон картера сцепления.
Теперь нам нужно спрессовать переднюю ступицу коленчатого вала. На самом деле, это не так уж и сложно.

Практически все детали автомобилей Волга, которые напрессовываются на свои места, имеют встроенные съемники. Если деталь не снимается руками, не надо долбить по ней молотком, просто найдите резьбовое отверстие съемника.

съёмник ступицы коленвала

Альтернативой замене является ремонт блока. Крышки коренных подшипников стачиваются со стороны прилегания к опорам, притягиваются на свои места, а затем блок снова протачивается под шейки коленчатого вала. Операция сейчас выполняется далеко не в любой мастерской и стоимость ее не маленькая.

В заднем торце коленчатого вала имеется подшипник, в который входит конец первичного вала КПП. Чаще всего, он не нуждается в замене, но если вы решились на эту операцию, старый снимается так: Набиваем отверстие подшипника литолом или иной консистентной смазкой, затем выбираем пруток подходящего диаметра и, вставив его в отверстие внутренней гильзы, бьем по нему молотком. Смазка, которой просто некуда деваться в такой ситуации, охотно выдавит подшипник из своего посадочного места.

Этап третий. Закупки и подготовка к сборке

Этап четвертый. Сборка двигателя и его установка

Здесь нам потребуется макетный нож, алюминиевые пивные банки, ножницы. Мы просто обводим шайбу на алюминии и вырезаем из нее подкладочную регулировочную шайбу. Делаем их столько, сколько нужно для получения нормального зазора. Такое решение применяется достаточно давно и вполне успешно, регулировочные подкладки зажмутся между блоком и штатной шайбой, и ничего с ними не будет до следующей капиталки.

В некоторых источниках сказано, что позиция гильзы в блоке произвольная, и ее соблюдение требуется только в случае повторной установки уже работавших в этом моторе гильз без их ремонта. Возможно, это и так, но поставить по меткам не так уж и сложно.

В сети встречаются рекомендации смазать посадочные шейки гильз хорошим герметиком. Такое мероприятие может быть оправдано только в том случае, если у вас уж совсем изъеденные коррозией гнезда гильз. В других случаях, пользы от этой операции нет. Медные кольца при затяжке прекрасно заполнят все неровности, и дополнительное уплотнение роли играть не будет.

Будем считать, что все хорошо. Устанавливаем маховик. Момент затяжки гаек маховика 7,6-8,3 Кгс*М.
Прикручиваем сцепление, центруя его диск с помощью нашего фальшвалика или первичного вала КПП. Момент затяжки болтов сцепления 2,0-2,5 Кгс*М. Обратите внимание, на маховике и на корзине имеются метки, их нужно совместить.
Напрессовываем на распределительный вал его шестерню, притягиваем ее болтом. Смазываем шейки вала моторным маслом и ставим его в блок, совмещая метки на стальной и текстолитовой шестернях. Через окна в шестерне прикручиваем упорный фланец вала к блоку.
Устанавливаем на передний торец коленвала маслоотражающую шайбу. Маслоотражающая шайба должна быть обращена выпуклой стороной к шестерне. Надеваем на шпильки крепления передней крышки прокладку и саму крышку с запрессованным в нее новым сальником.

Наживите болты крышки, но не затягивайте, сначала крышку нужно отцентровать по ступице, в противном случае, сальник будет деформирован неравномерно и начнет потеть маслом. Напрессуйте ступицу, слегка подвигайте крышку, дайте ей найти правильное положение и только после этого затяните все гайки ее крепления.
Вверните в торец вала болт храповика. Момент затяжки храповика 17-22 Кгс*М. Сразу прикрутите шкив.
Установите масляный насос в сборе с маслозаборником.
Пришла очередь установки привода маслонасоса и распределителя зажигания.

положение кулачков распредвала при установке привода грм змз-402

Совместим третью метку на шкиве с меткой на крышке шестерен ГРМ

Метки шестерни ГРМ змз-402

После двух-трех запусков и прогрева двигателя до рабочей температуры, головку нужно будет протянуть повторно. А после пробега в 5000 Км, произведите третью протяжку.
Регулируем клапана. Как это делается, подробно описано здесь.
Теперь осталось установить на двигатель все навесное, предварительно выставить зажигание и залить все эксплуатационные жидкости. Не забудьте сначала вкрутить на места все пробки. Особенно часто забывается пробка поддона картера.
Посмотреть моменты затяжки резьбовых соединений, не описанных в статье, можно здесь.

А теперь самый важный этап:

Если вы все собрали правильно, подкачайте бензин, подключите предварительно хорошо заряженный аккумулятор и запускайте мотор. Дайте ему прогреться и немного поработать на холостых, при необходимости поправьте опережение зажигания. Заглушите мотор и, пока он остывает, установите капот и отмойтесь. Когда мотор остынет, повторите запуск. После повторного прогрева до рабочей температуры можно попробовать прокатиться.
У вас все обязательно получится. Здесь, в принципе, напортачить не так просто.

Ремонт 402 ЗМЗ двигателя своими руками

Многие новички автовладельцы интересуются, как сделать самому ремонт двигателя модели ЗМЗ 402. Говорят, что они простые в разборке и отремонтировать можно их в гаражных условиях без специальных инструментов. Главное разбираться в конструкции силового агрегата и понимать чертежи, которые даны в мануале по двигателю. Опытные механики подтверждают, что ремонт прост в техническом исполнении.

Давайте посмотрим, как выполнить ремонт двигателя ЗМЗ 402 неопытному новичку.

Ремонт движка

Причины проведения капитального ремонта

Но сперва узнаем, зачем нужно разбирать работающий движок. А причин тому может быть многочисленное количество. От обычной «капиталки», которая делается один раз в 200 тысяч километров на любом моторе до серьезных неисправностей с коленвалом и полного износа движка.

Причины ремонта

Далее приведены причины, по которым ремонтируют двигатель:

  • поедание ржой важных частей, изготовленных из металла. Это главная причина из-за которой разбирают полностью движок. Так как даже при тщательном уходе за двигателем ЗМЗ 402, коррозии и усталости металла не избежать;
  • механические повреждения. Подобные поломки возникают из-за неправильного ухода за силовым агрегатом или, когда уход вообще отсутствует. Например, не вовремя замененный ремень газораспределительного механизма может привести к загибу клапанов;
  • манера езды по дорогам автовладельца. Постоянные рывки, дерганья, езда на повышенных оборотах повышает риск капитального ремонта силового агрегата;
  • неправильное хранение. Если движок постоянно хранится в сыром холодном помещении, то смазочная жидкость не сможет выполнять функции оптимально. А значит увеличится износ деталей. Вообще следует держать автомобиль в теплом и сухом гараже.

Причины были рассмотрены. А теперь давайте глянем с чего начинать капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 402.

Процесс капитального ремонта двигателя

Ремонт двигателя ЗМЗ 402 ничем не отличается от моторов других модификаций. Здесь также понадобиться полностью разобрать движок, промыть все детали, рассмотреть какие неисправны, заменить их. А затем только собирать силовой агрегат воедино. Опытные механики дополнительно делают диагностику на специальном стенде после сборки мотора.

Капитальный ремонт

Если же нет возможности провести диагностику у автовладельца, то проверять придется уже в пути. Поэтому при малом опыте или сомнения, которые преследуют новичков автолюбителей при разборке движка, лучше всего пригласить друга специалиста.

Внимание! Вообще капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 402 выполняется в четыре руки. Поэтому присутствие напарника обязательно.

Итак, сперва рассмотрим демонтаж двигателя.

Демонтаж двигателя

Демонтаж любого мотора начинается с отключения всех электрических цепей, удаления аккумуляторной батареи из машины. Затем следует слив тосола, смазывающего моторного средства. Когда полностью будут слиты все жидкости, можно приступать к откручиванию болтов и снятию движка с машины. Процедуру выполняют на яме, чтобы иметь возможность подобраться ко всем деталям и отсоединить их.

Демонтаж мотора

Списком показаны шаги разборки и снятия силового агрегата:

  1. удаление из-под капотного пространства воздушного фильтра, карбюратора.
  2. Демонтируют трубу выпускного коллектора.
  3. Снимают трамблер и свечи зажигания.
  4. Полностью отсоединяют топливную систему.
  5. Удаляют крыльчатку.
  6. Также снимают стартер и генератор.
  7. Разделяют мотор и коробку передач.
  8. Снимают радиатор и впускной и выпускной коллекторы.

Когда силовой агрегат будет отсоединен от всех деталей, связывающих его с машиной, его поднимают и вытаскивают из капота. Кладут на рабочий стол и начинают разбирать. Демонтируют следующие детали:

  • сцепление;
  • крышка клапанов;
  • поддон;
  • ГБЦ;
  • помпы;
  • поршни;
  • коленвал.

Далее их промывают и отправляют на диагностику.

Диагностика неисправностей

В первую очередь осматривают блок цилиндров и коленвал. Если есть какие-либо трещины на корпусе БЦ, то их можно заварить. Если же трещины большие, то БЦ меняют на новый.

Диагностика неисправностей

Коленвал также должен быть не потерт. На металле не должно быть никаких трещин или микроскопических ямок, разрывов тела металла. Проверяют металл на твердость, осматривают на наличие повреждений шейки коленчатого вала.

Далее замеряют цилиндры. По стандарту размер цилиндров равен 92 мм. Следующая таблица поможет нам побыстрее разобраться в возникшей ситуации по размерам цилиндров.

Если цилиндры имеют увеличение в размерах, то их растачивают до следующих размеров: все.

Варианты Размеры в мм
Новый 92
1 92,5
2 93
3 93,5
4 Разгильзовка БЦ

Все размеры должны соответствовать тем, которые указаны в книге по эксплуатации двигателя.

Расточка блока

Если придется делать расточку блока цилиндров, то помните, что процедура делается только на специальном стенде. Затем идет процесс хонинговки. Хонингуют стенки цилиндров, протоки до тех пор, пока не обретут состояние стекла зеркала.

Расточка

Внимание! Хонинговка нужна для того, чтобы масляные кольца полностью снимали масло со стенок цилиндров.

Ремонт коленчатого вала

Ремонт коленвала

Шейки коленвала должны быть точно отшлифованы под размер вкладыша.

Ремонт головки блока

Внимание! Если хотите сохранить головку блока цилиндров в целости и сохранности, никогда не используйте воду вместо тосола. Так как она разрушает стенки деталей и приводит к полной замене детали во время ремонта.

Если корпус ГБЦ в сохранности, то может быть потребуется замена следующих элементов:

Ремонт ГБЦ

  • клапаны впуска и выпуска;
  • направляющие втулки;
  • сальники;
  • распределительный вал.

Опытные механики до того, как установят новые втулки, протачивают их. Другие же ставят бронзовые втулки. Но подобные детали обойдутся дороже автовладельцу. Все зазоры вымеривают до миллиметра, чтобы не возникло проблем в работе силового агрегата в будущем.

Процесс сборки

После того как все детали отремонтированы, заменены на новые, начинается процесс сборки мотора. Он также не сложен. Главное знать, что и откуда было снято.

Сборка мотора

Шаги процедуры сборки после ремонта двигателя таковы:

  1. Проводится установка коленвала и вкладышей. Все фиксируют бугелями.
  2. Поршни и шатуны соединяют.
  3. Крепят нижнюю шейку шатуна к коленвалу.
  4. Ставят помпу и закрывают поддон.
  5. Монтирую сцепление.
  6. Затем делают балансировку с коленвалом.
  7. Монтируют ГБЦ. На ГБЦ кладут прокладку, смазанную графитовой смазкой.
  8. Ставят крышку клапанов.
  9. Далее собирают двигатель в обратном порядке.

После сборки проводят обкатку движка.

Обкатка

В гараже обкатку ДВС делают на горячую. Процедура заключается в следующих деталях:

Обкатка

  1. Вручную накачивают горючее.
  2. Запускают двигатель ЗМЗ 402.
  3. Поднимают обороты до 1200 в минуту.
  4. Через 5 минут увеличивают до 2000.
  5. Спустя семь минут опускают до 1200.
  6. Через две минуты глушат движок.

Затем регулируют клапаны, и процесс повторяется. При этом нужно обратить внимание на необычные стуки или подтеки после ремонта двигателя. Все неполадки устраняют.

Техническое обслуживание после проведения капитального ремонта

После капитального ремонта движка меняется километраж, который должен пройти движок до профилактического обслуживания.

Техобслуживание

Например, масло меняют через 1000 км и фильтр тоже. Через 8 тысяч заменяют свечи и провода, воздушный фильтр, масляный фильтр. Через тридцать пять тысяч километров делается замена ремня газораспределительного механизма.

Заключение

Ремонт двигателя ЗМЗ 402 своими руками прост и легок. Главное следовать инструкции и делать все так, как написано в книге по эксплуатации или так, как скажет друг механик. Жизненный ресурс двигателя увеличится еще на 200 тысяч после «капиталки».

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сливаем из двигателя масло (см. Замена масла и масляного фильтра).
Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости) и снимаем радиатор (см. Снятие радиатора).
Отсоединяем от коллектора приемные трубы.
Снимаем карбюратор (см. Снятие карбюратора) и крыльчатку вентилятора (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости). Это убережет их от случайного повреждения.

Ключом “на 14” выворачиваем штуцер и отсоединяем шланг масляного радиатора.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Второй шланг масляного радиатора отсоединяем от крышки распределительных шестерен (см. Замена передней манжеты коленчатого вала). Запомнив или записав расположение остальных шлангов и электропроводки, отсоединяем их.

Ключом “на 12” отворачиваем два болта и снимаем с картера сцепления цилиндр выключения сцепления.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Снимаем коробку передач (см. Снятие коробки передач).
Отсоединяем “массовый” провод от крышки картера сцепления.
Ключом “на 17” отворачиваем два болта крепления двигателя к опорам (см. Замена опор силового агрегата).

Тельфером или лебедкой поднимаем двигатель, аккуратно выводим его из моторного отсека и устанавливаем на стенд.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Снимаем ведущий, ведомый диск сцепления и маховик.

Ключом “на 14” отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Ключом “на 24” отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Ключом “на 13” отворачиваем четыре гайки, крепящие масляный фильтр,…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Снимаем генератор (см. Снятие генератора).
Снимаем топливный насос (см. Снятие и разборка топливного насоса).
Снимаем стартер (см. Снятие стартера).
Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости).
Снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).

Ключом “на 24” отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Ключом “на 12” отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Снимаем крышку распределительных шестерен (cм. Замена передней манжеты коленчатого вала).

Ключом “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие крышку коробки толкателей…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Вынимаем восемь толкателей клапанов и нумеруем их (либо раскладываем по порядку).

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Легкими ударами молотка через бородок выбиваем шпонку…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

…и снимаем маслоотражатель с коленчатого вала.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Головкой или торцевым ключом “на 12” через отверстие в шестерне отворачиваем два болта крепления упорного фланца…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

…и вынимаем распределительный вал вместе с шестерней.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Чтобы гильзы цилиндров не выпадали фиксируем их приспособлением и переворачиваем блок.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Головкой “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Шестигранным ключом “на 8” отворачиваем две гайки…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

…и снимаем держатель сальника заднего подшипника.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Головкой “на 15” отворачиваем две гайки крышки шатуна…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Нажимая деревянной ручкой молотка на шатун, выталкиваем поршень из цилиндра. Вынимаем остальные три поршня.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Головкой “на 19” отворачиваем две гайки…

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

…и снимаем крышку коренного подшипника. Снимаем остальные четыре крышки.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Извлекаем из блока коленчатый вал.

ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.

Снимаем приспособление для фиксации гильз цилиндров. Рисками, краской и т.п. отмечаем их положение в блоке, чтобы при установке старых гильз оно не изменилось.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402: принципы, процессы

Двигатель ЗМЗ 402, который производился на Заволжском моторном заводе, стал настоящей легендой отечественно автомобилестроения целой эпохи. Он устанавливался на многие модели автомобилей, таких как Волга, УАЗ, Газель и прочие. Но, поскольку силовой агрегат перестали выпускать, а его эксплуатация проводится по этот день, то периодически это движки нуждаются в ремонте.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

Причины проведения капитального ремонта

Любой двигатель в процессе эксплуатации изнашивается, и это случается не только с внутренними элементами, но и снаружи. На этот показатель влияет много факторов, которые разрушают двигатель. Итак, рассмотрим, причины, по которым движку ЗМЗ 402 необходим ремонт, особенно, что касается капитального восстановления:

  • Как упоминалось ранее — износ. Этот фактор и процесс не щадит даже самые совершенные силовые агрегаты. Происходит это вследствие воздействия на детали — трения, высокой температуры, попадания охлаждающей жидкости.
  • Коррозия. Процесс окисления металла неизбежен, и хоть двигатель сделан с алюминия, то коррозионные повреждения внутренней и наружной части автомобиля неизбежны.
  • Механические повреждения. В процессе эксплуатации двигателя возможны повреждения наружной части блока и других элементов сердца автомобиля.
  • Манера езды. Еще один фактор, который повышает степень износа. Постоянная езда на высоких оборотах, а также ненадлежащая эксплуатация мотора может привести к повышенному износу.
  • Несвоевременное обслуживание также может привести к скорому износу внутренних узлов. Так, накопление в силовом агрегате металлической стружки и несвоевременная замена масла может привести к быстрому износу и проведению ремонта.
  • Хранение. Как и любая техника, автомобиль и его компоненты хотят быть в сухом и теплом месте. Так, двигатель, который постоит несколько дней на сильном морозе, уже нормально функционировать не сможет. Это связано со свойствами масла, которое уже не способно защищать мотор в полном объеме.
  • Другие факторы, которые могут повлиять на износ, что приведет к ремонту.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

Процесс капитального ремонта двигателя

Процесс проведения ремонта, в том числе и капитального, для двигателя ЗМЗ 402 и его модификаций, похожий с другими силовыми агрегатами серии. Все силовые агрегаты, произведенные и выпущенные Заволжским заводом по конструктивным характеристикам похожи, а поэтому ремонт проводится достаточно легко. Итак, рассмотрим, как отремонтировать движок ЗМЗ 402 своими руками.

Демонтаж двигателя

Ремонт двигателя ЗМЗ 402 начинается с демонтажа силового агрегата. Этот процесс достаточно простой, но рекомендуется выполнять его в четыре руки. Но, есть одно отличие, если ДВС снимается с Волги, то это одна последовательность процедур. Что касается 402-го двигателя Газель, то здесь немного технология демонтажа отличается. Чтобы не запутаться, рассмотрим классический процесс съема мотора с автомобиля Волга.

Итак, какую последовательность операций необходимо выполнить автомобилисту, что снять движок с транспортного средства:

  1. Сначала, демонтируется АКБ и откручивается его полка.
  2. Далее, необходимо снять воздушный фильтр и карбюратор.
  3. Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
  4. Выкручиваем свечи зажигания, снимаем провода и трамблер.
  5. Сливаем моторное масло.
  6. Отсоединяем топливную систему.
  7. Снимаем крыльчатку вентилятора.
  8. Демонтируем стартер и генератор, а также проводку, связанную с ними.
  9. Отсоединяем сцепление от коробки передач.
  10. Демонтируем корпус масляного фильтра.
  11. Снимаем радиатор и патрубки системы охлаждения.
  12. Демонтируем впускной и выпускной коллектор.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

Далее, когда все разобрано, снимаем полностью капот, чтобы можно быть беспрепятственно, вытянуть двигатель. Проводим демонтаж силового агрегата, зацепив его за тельфер или лебедку. Теперь, устанавливаем мотор на специальный стенд, если такого нет, то на поддоны и приступаем к его разборке. Автомобилисту необходимо разобрать свой двигатель полностью.

Для этого снимаем детали в следующей последовательности: сцепление, клапанная крышка, поддон, головка блока цилиндров, масляный и водяной насосы, поршни, бугеля, коленчатый вал. Теперь можно приступить к процедуре диагностики состояния деталей.

Диагностика неисправностей

Диагностика деталей мотора начинается с осмотра целостности блока цилиндров и коленчатого вала. При необходимости корпус может завариваться специальной сваркой. Если блок сильно подвержен разрушениям, то следует его заменить на новый.

Следующим этапом проведения диагностики становится промер цилиндров. Стандартом для ЗМЗ 402 считается размер 92 мм. Но, если есть выработка на стенках, царапины или раковины, то придется точить до следующего размера. А если промер показал, что стенки уже имеют ремонт, то нужно в обязательном порядке точить до следующего, поскольку цилиндры имеют выработку и ее необходимо устранить.

Рассмотрим, таблицу размерности ремонтов для силового агрегата 402 и его модификаций:

РемонтРазмер
Стандарт92,0 мм
192,5 мм
293,0 мм
393,5 мм
4 и болееГильзовка блока (установка гильз стандартного размера 92,0 мм)

Следующим исследуемым становится коленчатый вал. Так как и с блоком цилиндров необходимо промерить шейки на размер, наличие повреждений и твердость. Если по все показателям и критериям коленвал можно точить, то определяется вид ремонта. Кстати, номер ремонта коренных и шатунных шеек могут между собой отличаться.

Рассмотрим, таблицу размерности ремонтов для коленчатого вала 402 и его модификаций:

Вид ремонтаРазмер
10,05 мм
20,25 мм
30,50 мм
40,75 мм
51,00 мм

Все остальные детали диагностируются согласно руководству по эксплуатации и ремонту двигателей ЗМЗ 402.

Расточка блока

Расточка блока цилиндров проводится на специальном расточном стенде согласно предварительно определенному размеру. После проведения протоки, стенки цилиндров поддаются хонинговке, то есть доводятся до зеркального состояния.

Это делается с целью, чтобы маслосъемные кольца надлежащим образом снимали масло со стенок цилиндров. После проведения всех операций, необходимо прошлифовать поверхность блока цилиндров на 0,05 мм, а затем вымыть его от металлической стружки.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

Ремонт коленчатого вала

Ремонт коленчатого вала, также, проводится на специальном станке с круглым каменным диском разной зернистости. Шейки вала шлифуются согласно ранее установленному размеру, под определенного размера вкладыша.

Ремонт головки блока

Отремонтировать головку блока цилиндров удается не всегда, поскольку многие автомобилисты используют вместо тосола воду, а это разрушает структуру детали. Так, прежде чем приступать к ремонту следует разобрать узел и определить его ремонтопригодность. Если понадобиться, то заменить корпус ГБЦ на новый.

В процессе разборки определяется, какие детали необходимо заменить. Как показывает практика, зачастую, замене подлежат: впускные и выпускные клапаны, седла, направляющие втулки, сальники клапанов и распределительного вала.

Прежде чем установить новые направляющие втулки, они проходят процесс «развертки» или проточки. Конечно, можно оставить старые, но тогда ремонт проводится за технологией k-line, где непосредственно ставятся бронзовые втулки. Остальные операции проводятся стандартно.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

Процесс сборки

Когда все отремонтировано, можно приступить непосредственно к процессу сборки. Для этого все детали сносятся в одно место, и начинается волшебство непонятное многим. Рассмотрим последовательность действий сборки силового агрегата:

  1. Устанавливаем коленчатый вал и коренные вкладыши, которые фиксируются бугелями.
  2. Собираем воедино поршни и шатуны.
  3. Закрепляем нижнюю шейку шатуна к коленчатому валу, при этом, не забыв поставить шатунные вкладыши.
  4. Устанавливаем масляный насос и закрываем поддон.
  5. Ставим сцепление и проводим балансировку с коленчатым валом.
  6. Устанавливаем головку блока цилиндров, при этом прокладку необходимо смазать графитовой смазкой, если на ней нет герметика.
  7. Устанавливаем клапанную крышку.
  8. Все остальные детали устанавливаются в том же порядке.

После сборке силового агрегата, его необходимо установить на автомобиль. Сборка проводится о обратном порядке от разборки.

Обкатка

Обкатка движка ЗМЗ 402, если ремонт проводился самостоятельно, проводится только на горячую. Так, двигатель должен поработать в разных режимах. Рассмотрим, как обкатать двигатель после капитального ремонта:

  • При помощи ручного способа проводиться накачка топливной смеси.
  • Далее, непосредственно идет пуск силового агрегата.
  • Сначала, обороты составляют 1000-1200 в минуту.
  • Спустя 5 минут их необходимо увеличить при помощи педали акселератора до 2000 об/мин. И так мотор должен проработать около 7 минут.
  • Далее, опустить обороты до 1200 в минуту и давать проработать 2-3 минуты.
  • Двигатель глушиться и ему дают остыть.
  • Проводиться регулировка клапанов.
  • Процесс повторить.

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

Таким образом, двигатель будет обкатан и готов к дальнейшей эксплуатации. Если в процессе обкатки появились подтеки или стуки, стоит определить неисправности и устранить их. При этом мотор эксплуатировать нельзя.












Ремонт ГБЦ

Первым делом отмытую ГБЦ необходимо отшлифовать:


Камера сгорания была покрыта толстым слоем нагара:


Далее удаляем старые маслосъёмные колпачки. У меня они мало что были дубовые, дак парочка была вообще треснутой:


Следующим этапом планировалось перевтуливание. Хотел воспользоваться технологией Евгения Травникова. Но пройдясь по всем втулкам развёрткой 9,01 мм люфта не обнаружил. Более того, в некоторых втулках исхитрился даже что-то соскрести. Настоятельно рекомендую перед развёртыванием заменённых втулок потренироваться на нескольких подопытных втулках, потому что это не так просто, как кажется. Также напомню, что развёртывать необходимо строго руками, без какого либо электрического инструмента. Справедливости ради следует отметить, что в одной из втулок износ небольшой был, то есть после равёртки идеального зеркала не получилось, но пятно было небольшое и в середине и значительного люфта клапана не было. Так что я решил не перевтуливать. Помимо экономии времени и нервов неперевтуливание также значительно облегчает прирезание сёдел, так как ось не смещается.

Следующий этап ремонта ГБЦ – прирезка сёдел. Мне показалось, что с завода прирезается только фаска 45 градусов, я же нарезал все 3, отчего и клапан должен плотнее закрываться и газообмен должен улучшиться. Немало был наслышан про твёрдость сёдел ГБЦ змз 402, но вышеуказанным набором шарошек у меня сёдла прирезались быстро и легко. Центральную фаску делал в районе 1 мм с тем, чтобы она после притирки увеличилась до положенных 1.5 мм.

Следующим этапом является притирка клапанов – это самый нудный этап. Я особо не заморачивался по поводу проверки соляркой и т.д. оценивал визуально по ровному рисунку по окружности седла. Не забываем подписывать клапана, чтобы не перепутать при сборке.

Также для улучшения газораспределения сточил ступеньки у сёдел клапанов:


В завершение ремонта ГБЦ напрессовываем новые маслосъёмные колпачки при помощи оправки. ВАЖНО! Перед напрессовкой МСК оденьте нижние тарелки клапанов, потом они не налезут

Тюнинг двигателя ГАЗ 402. Часть 1. Разборка, диагностика, закупка запасных частей

Всем привет! В предыдущих статья, я рассказывал вам, как мы открывали тюнинг ателье в легендарном городе Санкт-Петербург. Думаю, настало время рассказать о том, как мы с ребятами намучались, делая тюнинг Волги 24 модели. Не скажу, что это было легко, но смешно уж точно. Расскажу все по порядку.

Прибытие клиента и его пожелания

Он оставил автомобиль и 500 долларов, на первоначальные расходы. Мы сначала решили разобрать двигатель, а потом уже придумывать, что с ним делать. Забегая наперед, скажу, что мы держали его в курсе всего, что делали и показывали ему.

Снятие двигателя

Разборка

Раскрутили клапанную крышку, ну сказать, что прокладки нет – ничего не сказать. Решили разобрать мотор полностью. Головку блока цилиндров съела коррозия, поршневые каналы – черные от нагара, коленвал – болтается. Все увиденное нельзя было передать словами, двигатель в ужасном состоянии был.

Определение работ и поиск запасных частей

Теперь топливная. Старый карбюратор не подходил, поэтому было решено установить ДААЗ 2107, но предварительно расточив жиклеры и каналы под них. Эту запчасть я нашел на авторынке за 300 рублей.
Силовой агрегат, мы решили растачивать под 95,5 размер поршней. Поскольку обычные ЗМЗ не подходили, посоветовавшись со многими экспертами, один из наших поставщиков посоветовал установить гильзокомплекты с БМВ 46, которые идеально подойду. Пришлось все перемерить и сбросить показания поршневых пальцев и шатунов. Тут возникла проблема, палец на Е46 был меньше на 5 сотых мм.

Выход с этой ситуации был. Я написал всем своим поставщикам письмо, где расписал, что я хочу и параметры. Через 2 дня со мной связался менеджер компании SSK и написал, что у них есть товар, который нас интересует. Я попросил сбросить фото, которое я получил спустя 2 часа. Гильзокомлекты должны были подойти, поскольку все соответствовало по параметрам.

Старый коленчатый вал нельзя было использовать, поскольку твердость не соответствовала даже минимальным стандартам. Механик предложил заказать новый на заводе ЯМЗ, поскольку они производят заказные детали. Но, мы столкнулись с проблемой размерности. После многочисленных переговоров, известный немецкий специалист по тюнингу Йохан Гаак, согласился нам помочь, но с условием, что при первом пуске мы будем снимать все на видео и сбросим ему. Пришлось согласиться.

Мистер Гаак скинул мне чертеж через 6 дней, где было указано все. Эти материалы я отправил в Ярославль, где мне сказали, что деталь будет стоить около 25000 рублей. Клиент согласился, и началось производство.
Все остальные детали можно было найти на местном автомобильном рынке и автомагазинах. Заказывать смысла не было, поскольку цена будет та же. Вкладыши, было решено взять производства Дмитреевского завода и немного подточить. Втулки шатунов будут расточены с латуни на токарном станке. Прокладки вырежем с резиново-парафинового листа и смажем герметиком ABRO.

И тут, один из работников, а точнее дедушка, который растачивал блоки, увидел трещину на силовом агрегате. Вот это проблема. Я начал искать выход из ситуации. Прозвонив всех знакомых, и незнакомых мастеров выхода не нашел. На следующий день, по пути на работу, я увидел вывеску «Ремонт блоков и головок всех марок». Позвонил и они с любезностью согласились посмотреть.

Взяв блок, поехал к ребятам. Они сказали, что можно залить алюминием щель, и он будет как новый. Удовольствие стоило 100 долларов, но деваться было некуда. Оставил на 3 дня, пока все будет готово.
С двигателем разобрались, но было стала проблема в КПП, которая не выдержит такой нагрузки, да и карданный вал нужно было менять. Сняли КПП с карданом и решили ее разобрать. Дальше, слабонервным не советую читать.

После того, как коробка была вскрыта, мы стояли минут 15 в недоумении. Вы не поверите, что мы там нашли! Помимо отработки моторного масла, там находилась, внимание – Туалетная бумага. Наверное, целый рулон. Я о таком слышал, но никогда не видел. Это не мыслимое зрелище. Руки оторвать тому, кто такое сделал. Хотя, насмеялись все от души.

Внимание! Дедушка купил автомобиль за 3000 долларов. Постает интересный вопрос: за что такие бешеные деньги?

Коробка ремонту не подлежала, поэтому решено было купить новую, с завода ГАЗ. Заказал я ее за 3000 рублей. Ручку КПП, решили поставить с какой-то американской машины, чтобы порадовать владельца. Выбрали подходящую за 10$ и заказали. Хромированная блестящая ножка, а рукоятка – резьба по дереву. В общем, смотрелось круто.

Совет! Запомните, никогда не бросайте туалетную бумагу в коробку передач. Это только усугубит и ускорит разрушение конструктивных элементов КПП. Также, не заливайте моторное масло в коробку. У них разные составы и свойства. Берегите моторы и элементы автомобиля.

Двигатель моделей 402 и 4021 ГАЗ 3110 Волга

116222 original dvig2 5 tif

2.2.1 Двигатель моделей 402 и 4021
Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны 1 – стартер; 2 – тяговое реле стартера; 3 – маслопровод; 4 – топливный насос; 5 – кронштейн опоры двигателя; 6 – датчик лампы аварийного давления масла; 7 – масляный фильтр; 8 – шкив коленчатого вала; 9 – шкив водяного насоса; 10 – во.

116295 original m 2 196 tif

2.2.2 Снятие и установка
Предупреждение Перед отсоединением шлангов и электрических проводов рекомендуется их промаркировать, чтобы не перепутать при сборке.Двигатель вынимается из автомобиля вверх. Для снятия двигателя необходима таль или другое подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг. Автомобиль нужно.

2.2.3 Разборка двигателя
Перед разборкой двигатель необходимо тщательно очистить от загрязнений. При сборке двигателя детали, которые не ремонтировали или заменяли, должны устанавливаться на те места, откуда они были сняты, так как они приработались на этих местах. Для этого их необходимо при разборке маркировать любым.

2.2.4. Ремень привода вентилятора
(Категория). Список материалов смотрите внутри.

2.2.5. Ремень генератора
(Категория). Список материалов смотрите внутри.

2.2.6. Головка блока цилиндров
(Категория). Список материалов смотрите внутри.

116924 original m 2 244a tif

2.2.7 Регулировка зазоров в приводе клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Регулировку зазоров между коромыслами и клапанами производят на холодном двигателе, при затянутых требуемым моментом гайках крепления головки блока цилиндров и гайках крепления стоек оси коромысел клапанов. Снять крышку коромысел клапанов (см. подраздел 2.

2.2.8. Распределительный вал
(Категория). Список материалов смотрите внутри.

2.2.9. Шатунно-поршневая группа
(Категория). Список материалов смотрите внутри.

2.2.10. Коленчатый вал
(Категория). Список материалов смотрите внутри.

2.2.11 Дефектовка и ремонт блока цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Осмотреть блок, если есть трещины — заменить его. 2. Проверить герметичность рубашки охлаждения блока, для этого заглушить в блоке все отверстия деревянными пробками, кроме одного, к которому подвести шланг для подачи сжатого воздуха. Опустить блок в ван.

2.2.12 Возможные неисправности двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021.
Причина неисправности Метод устранения Двигатель не запускается Бедная горючая смесь (хлопки в карбюраторе): – засорен сетчатый фильтр карбюратора, топливного насоса или фильтра тонкой очистки топлива; Промыть фильтр в неэтилированном бензине и продуть сжатым в.

Читайте также: