Как смазать помпу ваз 2108

Обновлено: 13.05.2024

Как смазать помпу ваз 2110 – Смазка подшипников насоса — советы, секреты, рекомендации

Неисправность насоса ВАЗ 2107, или водяного насоса, может выражаться в двух неисправностях: образование утечки охлаждающей жидкости и появление гула или детонации. Первая неисправность требует немедленной замены, поскольку постепенная утечка охлаждающей жидкости может привести к перегреву или даже заклиниванию двигателя. Появление жужжания является первым признаком повреждения подшипника и может в конечном итоге привести к остановке насоса. Следствием этого, как и в первом случае, может стать перегрев ВАЗ 2107

. Так что замена это только вопрос времени, и не следует носить с собой.

Для выполнения сменных работ требуется минимум инструментов:

  • 8 клавиш;
  • Ключ. 10;
  • Ключ. 13;
  • Ключ на 17;
  • Отвертка;
  • Бак для сбора теплоносителя.

Запасные части и материалы следует хранить с новым насосом и охлаждающей жидкостью, так как их необходимо доливать или заменять во время работы. При выборе нового насоса рекомендуется купить родной ВАЗ, заводского изготовления. Другие могут быть худшего качества, и в результате может оказаться, что деньги и время были потрачены впустую, и скоро потребуется новая замена.

Собрав все необходимое, вы можете приступить непосредственно к замене ВАЗ 2107

. Процедура не сложная, она доступна даже начинающему автолюбителю. Воспользовавшись этой возможностью, вы также можете заменить охлаждающую жидкость в системе. Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость из блока двигателя или из всей системы, если вы все же решите заменить ее. Для этого выкрутите болт из блока (и радиатора, если будет выполнена полная замена) после снятия заглушки на радиаторе.

Затем, используя гаечный ключ 17, ослабьте гайку натяжения генератора и снимите приводной ремень со шкива насоса.

Этим же ключом выкручиваем кронштейн крепления до 17. После этого, удерживая шкив отверткой, выкручиваем три крепежных болта и вынимаем его из вала.

Наконец, ослабьте четыре болта, крепящих насос к блоку двигателя.

Теперь больше ничего не держит, смело снимайте насос с ВАЗ 2107. Перед установкой нового очистите седло от смазки. Также обязательно замените прокладку при установке нового насоса, в противном случае вам придется повторить всю процедуру снова. Для обеспечения герметичности системы настоятельно рекомендуется нанести прокладку на герметик.

Установка насоса ВАЗ 2107

осуществляется в обратном порядке. Там не должно быть никаких трудностей в процессе сборки. Единственное, на что следует обратить особое внимание. это натяжение ремня привода генератора. Слишком тугой ремень может быстро выйти из строя, а недостаточное натяжение может вызвать проскальзывание ремня и привести к потере заряда или перегреву двигателя.

В конце процедуры охлаждающая жидкость должна быть заполнена. Обязательно откройте клапан нагревателя, чтобы предотвратить скопление воздуха в системе охлаждения. Залейте жидкость до желаемого уровня, запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Оставив некоторое время на работу, выключите двигатель и, дайте ему остыть, добавьте пропущенный объем. Также проверьте герметичность вновь установленного насоса и натяжение ремня. После этого автомобиль ВАЗ 2107 полностью готов к эксплуатации.

. очень популярный автомобиль благодаря своей неприхотливости и простоте в эксплуатации. Однако эта машина имеет много компонентов, которые требуют периодического технического обслуживания или ремонта, и насос является одним из них.

Симптомы отказа насоса

Рано или поздно возникают проблемы с насосом, и блок выходит из строя. Это может быть связано как с большим пробегом автомобиля, так и с установкой некачественных продуктов. Поэтому нужно подумать, какие проблемы могут возникнуть с насосом и что делать в том или ином случае.

Утечка сальника

Обнаружить утечку охлаждающей жидкости через сальник легко: под машиной обычно появляется лужа. Если уплотнительный элемент поврежден, например, из-за износа, антифриз попадет на подшипник насоса, в результате чего масло будет вымываться из устройства, а сама деталь вскоре будет разрушена. Чтобы этого не произошло, необходимо периодически осматривать автомобиль и устранять возможные проблемы.

Если во время работы двигателя из области насоса слышен необычный шум, это указывает на быстрый выход из строя блока. Наиболее вероятная причина шума. поломка подшипника или неправильная установка рабочего колеса. В любом случае, деталь должна быть демонтирована, позже отремонтирована, отремонтирована или заменена.

Видео: как насос шумит на ВАЗе

Ухудшение производительности

Какой бы антифриз ни использовался в системе охлаждения, он является химическим. Со временем происходит эрозия в корпусе насоса или рабочем колесе, что может снизить поток перекачиваемой жидкости. В результате двигатель может перегреться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, если датчик температуры охлаждающей жидкости на приборной панели начинает превышать 90 ° C (рабочая температура), стоит подумать о возможной замене насоса или хотя бы ревизии этого устройства.

Повышенная вибрация

Если повышенная вибрация исходит из области насоса, сначала осмотрите корпус насоса в области подшипника: иногда могут появиться трещины. Также будет полезно проверить правильность установки ремня генератора, шкива насоса и вентилятора. Если найдены неисправные детали, замените их.

Грязная охлаждающая жидкость

Если охлаждающая жидкость не менялась в течение длительного времени, могут возникнуть проблемы с насосом. Нетрудно определить загрязнение системы: цвет жидкости вместо красного, синего или зеленого будет коричневым. При чернении антифриза, скорее всего, масло попало в систему охлаждения.

Как проверить насос

Вы можете проверить работу насоса самостоятельно. Это потребует:

  1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выжмите верхнюю трубу, идущую к радиатору. Если при сбросе ощущается скачок давления, насос работает нормально.
  2. Насос имеет сливное отверстие, поэтому обратите на это внимание. Если сальник не справляется с функциями, из этого отверстия может действовать антифриз.
  3. Вам нужно слушать посторонние звуки во время работы двигателя. Если вы услышите грохот насоса, вероятно, подшипник стал непригодным для использования. Вы можете проверить это на погружном двигателе, для которого вы должны встряхнуть шкив насоса. Если есть игра, подшипник необходимо заменить.

Виды применяемых смазочных материалов

Теоретически, как часть электрооборудования, подшипники могут обрабатываться густыми и жидкими смазками, но из-за вероятности попадания в обмотку на практике масла практически не применяются. Зато консистентные смазки с расширенным температурным диапазоном нашли широкое применение на всех видах электродвигателей. Они превосходно выдерживают значительные нагрузки, устойчиво противостоят выдавливанию смазочных материало и воздействию центробежных сил. Поэтому очень важен выбор смазки, в нашем случае — пластичных смазок, от этого на 70% зависит долгая работа подшипника.

Для эффективного и долговременного смазывания при подборе следует учитывать:

  • Конструктивные особенности подшипников качения и электродвигателей.
  • Характер эксплуатации (скорость вращения, режим работы, весовые и мощностные нагрузки).
  • Специфика среды эксплуатации (влажность, перепады и пределы температур, наличие химически агрессивных веществ и механических взвесей).

Таким образом, в зависимости от конкретики условий эксплуатации для обработки подшипников или втулок могут использоваться смазки:

  • Высокоскоростные. Применяются в электродвигателях с повышенными параметрами частоты вращения или со стабильно изменяющейся скоростной нагрузкой. Должны иметь консистенцию класса NLGI 2 и достаточно высокую температуру каплепадения, обеспечивать отличное отведение тепла и обладать повышенными противозадирными свойствами. Чаще всего рекомендуется при чрезвычайно высоких скоростях использовать смазки на базе синтетических базовых масел.
  • Высокотемпературные. Применяются консистентные смазочные материалы с высокой стабильностью и имеющие отличные антифрикционные свойства. Используются для подшипников, сопряженных с температурами окружающей среды выше + 120 ˚С.

Наши лучшие смазки для подшипников могут использоваться для увеличения срока службы электродвигателей укомплектованных подшипниками скольжения и качения, работающих при вращении свыше 1000 об мин. Смазка подшипников работающих при воздействии экстремальных условий работы нашими материалами помогает электродвигателю выполнять свои функции и приводит к увеличению срока службы всего механизма в целом. Мы предлагаем универсальные и экономичные решения для большей части электродвигателей.

Ремонт насоса

Если выясняется, что насос нуждается в ремонте или замене, необходимо подготовить необходимые инструменты для работы:

  • Набор ключей;
  • Сливной бак охлаждающей жидкости;
  • Плоская или крестовая отвертка.

Разведение

Подготовив все необходимое, вы можете приступить к разборке:

  1. Открываем крышку и сливаем теплоноситель, для чего выкручиваем соответствующий болт на блоке цилиндров и вилку на радиаторе.
  2. Снимите ремень генератора, ослабив верхнюю крепежную гайку и уменьшив натяжение.

Демонтажные

Разборка водяного насоса потребуется для ремонта. Выполните процедуру в следующем порядке:

  1. Снимите рабочее колесо, предварительно зажав насос в тисках.
  2. Выбить вал.
  3. Снимите сальник.
Видео: как разобрать насос на «классике»
Замена подшипников

Чтобы заменить подшипник, вам нужно будет разобрать насос и вывести вал из корпуса. Есть одна деталь на «классическом» подшипнике и валу. Поэтому, когда одна из частей выходит из строя, весь продукт заменяется. Чтобы не ошибиться при покупке вала насоса для ВАЗ 2107, вам необходимо взять с собой старую деталь, поскольку оси могут различаться по диаметру и длине, о которых продавец не всегда знает.

Вал меняется в следующем порядке:

    С помощью съемника рабочее колесо сжимается.
Замена набивной коробки

Уплотнение из-за постоянного контакта с антифризом иногда выходит из строя, что приводит к утечке. Чтобы заменить деталь, снимите рабочее колесо и ведите вал с подшипником. Для этого можно использовать старую ось, которая вставляется противоположным концом в отверстие насоса.

Затем втягивают вал, стуча молотком, пока сальник не выйдет из корпуса. Новый уплотнительный элемент вставляется и фиксируется с помощью подходящего удлинителя.

Замена рабочего колеса

Например, если рабочее колесо повреждено, лопасти сломаны, деталь можно заменить. Повреждение обычно возникает при контакте с корпусом из-за сильного износа вала или подшипника. Независимо от материала рабочего колеса деталь крепится к оси нажатием. Чтобы заменить пластиковое рабочее колесо, вам потребуется:

  1. После закрепления вала с обратной стороны в тисе резьбу внутри рабочего колеса обрезают метчиком М18 с шагом 1,5 мм, предварительно смазав инструмент моторным маслом.
  2. Вверните специальный съемник в отверстие, затяните наружный болт.
  3. Поворачивая головку внутреннего болта по часовой стрелке, рабочее колесо выталкивается и снимается с вала.
  4. На металлическом рабочем колесе резьба нарезается с завода, поэтому деталь просто выдавливается съемником.

При повторной установке деталь прижимается к валу с помощью молотка и подходящего удлинителя, что позволяет избежать повреждения лезвий. Необходимо убедиться, что нижняя часть рабочего колеса прилегает к кольцу на коробке для набивки, после чего ее следует посадить на 2-3 мм внутрь. Это обеспечит плотное прилегание вращающейся части к кольцу.

Видео: как снять рабочее колесо с вала насоса

Монтаж

Сборка и установка агрегата осуществляется в обратной последовательности. Единственное, на что стоит обратить внимание. это прокладки. рекомендуется использовать новые. Кроме того, соединение насоса с соплами покрыто герметиком. Когда часть установлена, залейте антифриз. Во избежание скопления воздуха тонкий шланг системы охлаждения отсоединяется от карбюратора (на карбюраторном двигателе), а антифриз вытекает из шланга и фитинга, после чего выполняется соединение. Запустите и прогрейте двигатель, осмотрите трубы на наличие утечек. Если все хорошо, ремонт можно считать успешным.

Самостоятельная замена или ремонт насоса на ВАЗ 2107

достаточно доступна для каждого владельца. Единственное, что в некоторых случаях вам понадобятся специальные устройства. Стандартного набора инструментов будет достаточно для отдыха. Для того, чтобы насос работал долгое время, рекомендуется выбирать деталь от надежных производителей.

Что предлагает Смазочная компания Интеравто для электродвигателей

Мы предлагаем несколько смазочных материалов, которые можно применять в подшипниках электрических двигателей различного назначения.

«Интерм» – термозащитная пластичная смазка. Основа формулы высокотемпературной смазки «Интерм» – минеральное масло с добавлением фторполимерных загустителей. Благодаря высокой механической стабильности рекомендуется к применению для обслуживания подшипников качения электродвигателей, работающий в продолжительном и повторно-кратковременном режиме и в условиях повышенных температур (до +180 градусов) и нагрузок, например, приводы дымососов, насосов, вентиляторов, станков и т.д. Это тот случай если вы ищите качественную смазку на широкий диапазон температур. Смазка работает в несколько раз дольше чем обычная литиевая смазка и обеспечивает надежную работу оборудования даже при высокой нагрузке.

«Скат» – высокотемпературная синтетическая смазка, разработанная на базе полиальфаолефинового масла средней вязкости. Высокая механическая и термоокислительная стабильность обуславливают длительное смазывание и устойчивость к выдавливанию. Эффективна в качестве смазки высокоскоростных подшипников качения и втулок (скорость вращения свыше 5000 оборотов).

Многофункциональная смазка «Эрна-МФ» — пластичная смазка на основе базовых масел третьей группы для долговременной работы подшипников электродвигателей при температурах до +160 градусов. Смазка обеспечивает защиту узла трения от износа, сокращает затраты потребителей за счет более долгого периода пересмазывания, сокращения количества вышедших из строя подшипников — в отличие от смазки Литол в аналогичных условиях использования количество потребления сокращается в 4 раза. Идеально подходит для использования на электродвигателях сетевых коммунальных насосов горячего водоснабжения. Смазка обладает высоким ресурсом эксплуатации и применяется в подшипниках смазываемых как закладным способом так и шприцеванием.

Купить смазку для подшипников электродвигателей или получить консультацию можно позвонив в Смазочную по телефону

Разработка смазок для электродвигателей под заказ

Под заказ Смазочная компания ИНТЕРАВТО имеет возможность изготавливать смазки для электродвигателей с высокими скоростями оборотов до 80000 оборотов в минуту. Разработка смазок для подшипников электродвигателей гироскопов, высокоточных приборов, малогабаритных электродвигателей осуществляется нашим предприятием на контрактной основе.

Мы готовы изготовить высококачественные смазки на основе любых масел и загустителей, с интервалами рабочих температур от -90 до +200 градусов, с предельно малым моментом трогания при низких температурах – такие смазки востребованы изготовителями и потребителями микроэлектродвигателей с повышенными требованиями к ресурсу и качеству работы. Например по заказу одного из наших клиентов — предприятие по выпуску малогабаритных электродвигателей в военно-промышленном комплексе мы разработали и успешно внедрили низкотемпературную смазку «ИПФ-Арктик» — это смазка для критических температур и высокоскоростных подшиипников качения работающих при температурах ниже минус 90 градусов. Смазка изготавливается полностью на основе отечественной компонентной базы и обеспечивает низкий момент трения даже в условиях быстрого выхода на рабочий режим.

Подшипники таких электродвигателей работают в экстремальном режиме, нередко в вакууме или инертной среде При высоких оборотах в зоне трения создается высокое контактное давление все это повышает требования к противоизносным свойствам смазочного материала и его нахождению в зоне трения. Разработка смазок для электродвигателей с малыми габаритами производится на собственной научной базе, а также в комплексе исследований используются научно-технологическая база партнеров компании.

Циркуляционное смазывание маслом.

С помощью этого метода, масло, необходимое для смазки подшипников, собирается в отстойнике. Из этого отстойника масло подается от труб и насосов к различным положениям подшипников.Этот метод очень эффективен, когда требуется рассеивание тепла. Масляные поддоны должны быть отрегулированы с учетом требований к теплоотдаче перед употреблением этого метода.При необходимости в масляный контур могут быть встроены дополнительные масляные радиаторы.В любом случае размер масляного поддона должен быть достаточно большим, чтобы большая часть подшипника была смазана.Прежде чем масло будет циркулировать в системе смазки, его следует фильтровать, чтобы предотвратить попадание каких-либо загрязнений в подшипники.
Асимметричные подшипники (т.е. радиально-упорные шарикоподшипники и конические роликовые подшипники) генерируют определенное действие из-за их внутренней конструкции.Этот эффект может также использоваться для поддержания циркуляции масла в системе смазки.В случае циркуляции масляной смазки дренажные отверстия и обратные трубы для масла должны иметь точно выверенные размеры, чтобы предотвратить накопление некоторого противодавления.

Подача масляной смазки в подшипник непосредственно.

Этот метод смазки подходит для подшипников, работающих на высоких скоростях (например, шпиндельных подшипников).Способ впрыска масла обеспечивает масляную струйку через сопло непосредственно в зазоры между наружным и внутренним кольцами.
Однако давление масляной струи должно быть достаточно сильным, чтобы проникать в воздушную турбулентность, вызванную быстро вращающимся подшипником.Это достигается, если скорость впрыска превышает 15 м/с. Диаметр отверстия сопла должен быть больше 1 мм.

В случае больших подшипников качения дополнительные сопла могут быть расположены вокруг окружности подшипника.Из-за относительно большого объема масла, циркулирующего, все отверстия и подающие трубы должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО правильно установлены.Благодаря очень точной системе смазки и большим объемам масла этот метод обычно обеспечивает превосходные рабочие характеристики и отличное температурное охлаждение и контроль.

Причины выхода из строя подшипников в насосах

Неисправность насоса ВАЗ 2107, или водяного насоса, может выражаться в двух неисправностях: образование утечки охлаждающей жидкости и появление гула или детонации. Первая неисправность требует немедленной замены, поскольку постепенная утечка охлаждающей жидкости может привести к перегреву или даже заклиниванию двигателя. Появление жужжания является первым признаком повреждения подшипника и может в конечном итоге привести к остановке насоса. Следствием этого, как и в первом случае, может стать перегрев ВАЗ 2107

. Так что замена это только вопрос времени, и не следует носить с собой.

Для выполнения сменных работ требуется минимум инструментов:

  • 8 клавиш;
  • Ключ. 10;
  • Ключ. 13;
  • Ключ на 17;
  • Отвертка;
  • Бак для сбора теплоносителя.

Запасные части и материалы следует хранить с новым насосом и охлаждающей жидкостью, так как их необходимо доливать или заменять во время работы. При выборе нового насоса рекомендуется купить родной ВАЗ, заводского изготовления. Другие могут быть худшего качества, и в результате может оказаться, что деньги и время были потрачены впустую, и скоро потребуется новая замена.

Собрав все необходимое, вы можете приступить непосредственно к замене ВАЗ 2107

. Процедура не сложная, она доступна даже начинающему автолюбителю. Воспользовавшись этой возможностью, вы также можете заменить охлаждающую жидкость в системе. Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость из блока двигателя или из всей системы, если вы все же решите заменить ее. Для этого выкрутите болт из блока (и радиатора, если будет выполнена полная замена) после снятия заглушки на радиаторе.

Затем, используя гаечный ключ 17, ослабьте гайку натяжения генератора и снимите приводной ремень со шкива насоса.

Этим же ключом выкручиваем кронштейн крепления до 17. После этого, удерживая шкив отверткой, выкручиваем три крепежных болта и вынимаем его из вала.

Наконец, ослабьте четыре болта, крепящих насос к блоку двигателя.

Теперь больше ничего не держит, смело снимайте насос с ВАЗ 2107. Перед установкой нового очистите седло от смазки. Также обязательно замените прокладку при установке нового насоса, в противном случае вам придется повторить всю процедуру снова. Для обеспечения герметичности системы настоятельно рекомендуется нанести прокладку на герметик.

Установка насоса ВАЗ 2107

осуществляется в обратном порядке. Там не должно быть никаких трудностей в процессе сборки. Единственное, на что следует обратить особое внимание. это натяжение ремня привода генератора. Слишком тугой ремень может быстро выйти из строя, а недостаточное натяжение может вызвать проскальзывание ремня и привести к потере заряда или перегреву двигателя.

В конце процедуры охлаждающая жидкость должна быть заполнена. Обязательно откройте клапан нагревателя, чтобы предотвратить скопление воздуха в системе охлаждения. Залейте жидкость до желаемого уровня, запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Оставив некоторое время на работу, выключите двигатель и, дайте ему остыть, добавьте пропущенный объем. Также проверьте герметичность вновь установленного насоса и натяжение ремня. После этого автомобиль ВАЗ 2107 полностью готов к эксплуатации.

. очень популярный автомобиль благодаря своей неприхотливости и простоте в эксплуатации. Однако эта машина имеет много компонентов, которые требуют периодического технического обслуживания или ремонта, и насос является одним из них.

Замена помпы, подготовка

Как ни странно, установка новой помпы не потребует от вас больших затрат. Перед началом работ подготовьте:

  1. набор ключей;
  2. новый антифриз;
  3. саму помпу;
  4. отвертку;
  5. герметик;
  6. глубокую емкость, чтобы слить антифриз.

Какую купить помпу решать вам, рекомендуется покупать родную автовазовскую, заводского изготовления. Оригинальная деталь более износостойкая, чем ее пластмассовые аналоги, которые могут развалиться в самый неподходящий момент. Автолюбители со стажем рекомендуют присмотреться к фирмам Luzar, Nepu и ABRO.

Тип подшипника

Есть несколько причин нагрева элементов качения подшипника: микропроскальзывание тел качения на дорожках качения, гистерезис тел качения и материалов дорожек из-за контактных механических напряжений, скольжение между сепаратором и элементами качения или боковой поверхностью, движение и завихрения в смазке.
Количество теплоты, выделяемое каждым из этих источников, зависит от геометрии подшипника, нагрузки, скорости вращения, свойств смазки: типа, вязкости и количества. При малых нагрузках и высоких скоростях, шариковые подшипники греются меньше, чем роликовые. При малых скоростях и больших нагрузках – наоборот. Хотя подшипник обычно выбирают по соображениям стоимости и ресурса, в некоторых случаях температура тоже может повлиять на выбор.

Инструкция как заменить помпу

Сначала нужно полностью слить охлаждающую жидкость с двигателя. Подставьте под мотор приготовленную емкость, открутите пробку, расположенную на блоке двигателя, если хотите заменить антифриз полностью, то также открутите пробку на радиаторе охлаждения. Далее открутите болты, которыми крепится кожух электро-вентилятора, разъедините контакты и вытащите электро-вентилятор вместе с кожухом.

Ослабьте гайку, натяжения ремня генератора и снимите ремень.

Ключом на 17 откручиваем скобу крепления генератора. После этого, откручиваем три болта крепления шкива, при этом придерживая его отверткой придерживая шкив отверткой и снимаем его с вала.

И в завершении, откручиваем четыре болта крепления помпы, которыми она крепится к блоку цилиндров двигателя.

Снимаем помпу с двигателя. Перед установкой новой нужно тщательно очистить посадочное место от смазки, грязи. При установке , обязательно замените прокладку, или противном случаи вам придется повторять всю работу заново. Прокладку рекомендуется посадить на герметик.

Выбор смазки

Промышленность выпускает большой ассортимент смазочных веществ на все случаи жизни, и необходимо ориентироваться в этом изобилии. Прежде чем приобрести качественную смазку, лучше посоветоваться со знающими людьми.

Профессионалы советуют избегать применения автомобильных видов смазки — они малоэффективны в условиях работы стиральных машин, требуют частой замены.

Смазка

В специализированных сервисных центрах вам могут предложить:

  1. Amplifon — водостойкая смазка для подшипников от итальянских разработчиков;
  2. Anderoll — от производителей машинок Indesit, продается в баночках по 100 г или в шприцах, дозировано на два применения;
  3. Kluber Staburags NBU 12 — сохраняет вязкость до 1400 C, выпускается в емкостях до 1 кг;
  4. Liqui Moly Silicon-Fett — немецкая силиконовая смазка, в тюбиках по 50— 100 г;
  5. Huskey Lube-O-Seal PTFE Grease — многоцелевая, полностью синтетическая, сверхводостойкая, пластичная смазка из США.

Последние два вида смазки самого высокого качества, поэтому цена у них соответственная. Выбирайте то, что вам по карману, а принцип действия у всех один: качественная герметичность узла подшипников, отличная вязкость.

Завершающий этап замены помпы

Заливаем охлаждающую жидкость в радиатор. Чтобы избежать воздушных пробок, надо открыть кран печку на максимум. Не забываем отсоединить от впускного коллектора шланг подачи антифриза. Поставьте его на место только тогда, когда из этого шланга начнет бежать антифриз.

Залив антифриз до нужного уровня, заведите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Дав поработать ему некоторое время, заглушите его, после остывания двигателя, доливаем недостающий объем антифриза, если это необходимо. Также проверьте натяжку ремня. После всех этих действий автомобиль готов к эксплуатации.

Симптомы отказа насоса

Рано или поздно возникают проблемы с насосом, и блок выходит из строя. Это может быть связано как с большим пробегом автомобиля, так и с установкой некачественных продуктов. Поэтому нужно подумать, какие проблемы могут возникнуть с насосом и что делать в том или ином случае.

Утечка сальника

Обнаружить утечку охлаждающей жидкости через сальник легко: под машиной обычно появляется лужа. Если уплотнительный элемент поврежден, например, из-за износа, антифриз попадет на подшипник насоса, в результате чего масло будет вымываться из устройства, а сама деталь вскоре будет разрушена. Чтобы этого не произошло, необходимо периодически осматривать автомобиль и устранять возможные проблемы.

Если во время работы двигателя из области насоса слышен необычный шум, это указывает на быстрый выход из строя блока. Наиболее вероятная причина шума. поломка подшипника или неправильная установка рабочего колеса. В любом случае, деталь должна быть демонтирована, позже отремонтирована, отремонтирована или заменена.

Видео: как насос шумит на ВАЗе

Ухудшение производительности

Какой бы антифриз ни использовался в системе охлаждения, он является химическим. Со временем происходит эрозия в корпусе насоса или рабочем колесе, что может снизить поток перекачиваемой жидкости. В результате двигатель может перегреться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, если датчик температуры охлаждающей жидкости на приборной панели начинает превышать 90 ° C (рабочая температура), стоит подумать о возможной замене насоса или хотя бы ревизии этого устройства.

Повышенная вибрация

Если повышенная вибрация исходит из области насоса, сначала осмотрите корпус насоса в области подшипника: иногда могут появиться трещины. Также будет полезно проверить правильность установки ремня генератора, шкива насоса и вентилятора. Если найдены неисправные детали, замените их.

Грязная охлаждающая жидкость

Если охлаждающая жидкость не менялась в течение длительного времени, могут возникнуть проблемы с насосом. Нетрудно определить загрязнение системы: цвет жидкости вместо красного, синего или зеленого будет коричневым. При чернении антифриза, скорее всего, масло попало в систему охлаждения.

Как проверить насос

Вы можете проверить работу насоса самостоятельно. Это потребует:

  1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выжмите верхнюю трубу, идущую к радиатору. Если при сбросе ощущается скачок давления, насос работает нормально.
  2. Насос имеет сливное отверстие, поэтому обратите на это внимание. Если сальник не справляется с функциями, из этого отверстия может действовать антифриз.
  3. Вам нужно слушать посторонние звуки во время работы двигателя. Если вы услышите грохот насоса, вероятно, подшипник стал непригодным для использования. Вы можете проверить это на погружном двигателе, для которого вы должны встряхнуть шкив насоса. Если есть игра, подшипник необходимо заменить.

Как заменить помпу ВАЗ: Видео

Как известно, двигатели внутреннего сгорания просто не могут работать без охлаждения. В некоторых случаях используются системы воздушного охлаждения. В такие системы входит винт или вентилятор, а также направляющие кожухи. Однако такой вид охлаждения мене эффективен и невозможнее к использованию в автомобилях. Легковые автомобили ВАЗ обеспеченны жидкостной системой охлаждения. Для того чтобы система охлаждения работала необходимо поддерживать постоянную циркуляцию тосола из нагревающей зоны (двигатель) в охлаждающую (радиатор), и обратно. Именно эту работу выполняет помпа.


Помпа на ВАЗ 2107, как и на всех моделях классики ВАЗ 2104, 2105, 2106, и других представляет собой не большой механизм, состоящий из части корпуса или так называемая крышка, а также вала с лопастями. По сути, помпа – это водяной насос центробежного типа. Обычно поломки помпы связаны с двумя основными причинами, которые легко распознать даже не опытному автомобилисту.

Первая причина – протекает охлаждающая жидкость. В такой ситуации важно как можно быстрее заменить неисправную деталь (помпу). Даже если тосол протекает очень слабо, всего одна несколько капель в час, не стоит затягивать с ремонтом, так как даже самый маленький потек может быстро превратиться в ручей, через который и вытекает вся жидкость. Если уже дотянули время и помпа сильно протекает, не стоит рисковать, пытаясь доехать до СТО и домой на собственном ходу, потому что можно быстро перегреть двигатель и тогда поломка будет действительно серьезной.

Вторая причина замены – помпа начала характерно гудеть. В нормальном состоянии она должна работать практически бесшумно. Если наблюдаются шумы, значит, вышли из строя подшипники вала.

Помпа (водяной насос) является основным элементом системы охлаждения любого автомобиля. Реальный срок службы водяного насоса в моделях ВАЗ 2108–099 колеблется в широких пределах — от 40 до 100 тыс. км пробега. Заменить и отремонтировать помпу можно самостоятельно. Процедура несложная, но трудоёмкая — на выполнение работ потребуется три-четыре часа.

  • 1 Назначение и устройство помпы
  • 2 Расположение помпы
  • 3 Диагностика неисправностей
    • 3.1 Видео: работа неисправной помпы
    • 4 Замена водяного насоса
      • 4.1 Подготовка к работе
      • 4.2 Демонтаж водяного насоса
        • 4.2.1 Видео: разборка водяного насоса
        • 5.1 Видео: установка электрического насоса

        Назначение и устройство помпы

        Водяной насос — важнейший элемент системы охлаждения двигателя. Его основная функция — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по двум контурам — малому и большому. На непрогретом двигателе циркуляция антифриза проходит по малому кругу — из водяной рубашки мотора в радиатор салонного отопителя и блок охлаждения карбюратора (или дроссельной заслонки на инжекторе ВАЗ 21099). При достижении рабочей температуры термостат открывает большой контур и ОЖ начинает циркулировать через основной радиатор.

        Крыльчатка водяного насоса, приводимая в действие ремнём ГРМ, заставляет антифриз циркулировать по системе охлаждения

        При выходе помпы из строя движение охлаждающей жидкости по каналам прекратится, и двигатель неизбежно перегреется. Расширяющиеся в объёме алюминиевые поршни повредят стенки цилиндров, и пропадёт компрессия. В этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя, что в несколько раз дороже стоимости нового насоса.

        Водяной насос имеет довольно простое устройство

        Водяной насос ВАЗ 2108 состоит из корпуса с фланцем, прикреплённым к блоку цилиндров тремя болтами. Внутри помпы на подшипниках установлен вал с крыльчаткой и приводной шестернёй в форме зубчатого шкива. Чтобы тосол не вытекал через вал насоса наружу, устройство снабжено сальником.

        Срок службы помпы зависит от работы двух деталей — подшипников и сальника. Как только один из этих элементов выйдет из строя, его необходимо менять либо ремонтировать.

        Самостоятельная замена водяного насоса автомобиля ВАЗ 2108/09

        Водяной насос — основной узел системы охлаждения автомобиля. От его исправной работы зависит скорость циркуляции охлаждающей жидкости в протоках блока цилиндра. Это обеспечивает отвод тепла и поддержание рабочей температуры двигателя. На ранних стадиях диагностика и устранение неполадок водяного насоса не представляет большой сложности. Игнорирование же признаков неисправности помпы может привести к сильному перегреву мотора и деформации головки блока цилиндров. В этом случае потребуется дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

        Назначение и функции водяного насоса

        Следует заметить, что термин «водяная помпа» или «водяной насос» является не совсем корректным. Дело в том, что на первых автомобилях в качестве охлаждающей жидкости использовалась обычная вода. Сегодня же в системе охлаждения циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом. Вода же заливается в систему лишь в исключительных случаях.

        Охлаждающая жидкость

        В системе охлаждения двигателя циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом

        В процессе работы двигателя внутреннего сгорания в цилиндрах происходит воспламенение топливно-воздушной смеси. Выделяющееся при этом тепло быстро нагревает корпус мотора. Если своевременно не остановить рост температуры, металл может очень сильно разогреться и даже деформироваться. Во избежание этого внутри блока цилиндров и клапанной головки проточены каналы, по которым циркулирует охлаждающий состав.

        Современная охлаждающая жидкость (ОЖ) – это смесь воды, антифризов и специальных антикоррозийных ингибиторов (присадок), придающих раствору антипенные, флуоресцентные и антикавитационные свойства. Такой состав позволяет эксплуатировать авто при температурах от -40 до +40 о С. Кроме этого, ОЖ выполняет функции смазки, что заметно увеличивает срок службы трущихся элементов системы охлаждения.

        Система охлаждения

        Схема движения охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 40524

        Водяной насос состоит из корпуса и рабочего вала с крыльчаткой. Вал установлен на подшипнике и приводится в движение зубчатым ремнём от коленчатого вала.

        Устанавливается помпа в штатное отверстие блока цилиндров. Оно представляет собой полость, где и происходит разгон ОЖ по каналам системы охлаждения. В автомобилях ВАЗ 2108/09 помпа крепится тремя болтами, расположенными на её корпусе.

        Система охлаждения двигателя является замкнутой и нерегулируемой. Кроме водяного насоса, в неё входят следующие элементы:

        Радиатор

        Радиатор установлен в передней части кузова автомобиля

        Термостат

        Термостат регулирует подачу охлаждающей жидкости

        Расширительный бачок

        Расширительный бачок компенсирует изменения объёма ОЖ при нагревании

        Все элементы соединены между собой трубами и шлангами различного диаметра. Отличительной чертой автомобилей семейства ВАЗ является доступность системы охлаждения для обслуживания и ремонта.

        Основные неисправности системы охлаждения

        Основной индикатор работоспособности системы охлаждения — это датчик температуры двигателя. Он расположен на приборной панели в салоне автомобиля.

        Приборная панель ВАЗ 2108/09

        Датчик температуры двигателя на приборной панели ВАЗ 2108/09 расположен справа от датчика топлива

        Если двигатель перегревается, стрелка прибора находится в красной зоне. Причин может быть несколько.

        1. Недостаточный уровень или утечка охлаждающей жидкости в системе.
        2. Выход из строя термостата.
        3. Неполадки в работе водяного насоса.
        4. Неисправности температурного датчика.

        Прежде всего следует поднять капот и осмотреть систему охлаждения. Сам факт утечки ОЖ легко определяется по уровню жидкости в расширительном бачке. Гораздо сложнее найти точное место утечки. Часто для этого требуется тщательно осмотреть всё пространства моторного отсека.

        Наиболее неприятный вариант — пробой прокладки под головкой клапанов и поступление ОЖ в масляный картер. Симптомом такого развития событий является изменение цвета масла. Оно становится тускло-белым с радужными разводами, образованными этиленгликолем.

        Иногда повреждаются шланги системы охлаждения, ведущие к отопителю салона. Это обычно происходит после сильных морозов или длительного простоя машины. В этом случае утечку ОЖ следует искать под «торпедой», поднимая коврики и снимая внутреннюю обшивку салона. Вытекающая жидкость скапливается под ковриками или впитывается утеплителем салона.

        Перегрев мотора часто происходит из-за того, что забиваются «соты» радиатора. Грязь, пыль и мелкий песок, попадая на переднюю плоскость радиатора во время движения, образуют плотную корку, которая и препятствует охлаждению двигателя. В этом случае достаточно очистить радиатор струёй воды под давлением. При этом не рекомендуется использовать металлическую щётку.

        Грязный радиатор

        Засорение сот радиатора приводит к перегреву двигателя

        Выход из строя термостата, как правило, не приводит к перегреву двигателя. Западающий на нём клапан открывает большой круг циркуляции ОЖ, тем самым снижая температуру жидкости.

        Диагностика неисправностей водяного насоса

        Устройство водяного насоса довольно простое. В большинстве случаев выходит из строя подшипник, на котором вращается крыльчатка. Возможны два варианта поломки, различные по степени тяжести.

        1. Подшипник сработался. В этом случае мотор начинает «визжать» — издавать громкий высокий звук. Источник «визга» обычно находится в передней части мотора около зубчатого ремня. С увеличением оборотов частота звука растёт, с уменьшением — снижается.
        2. Подшипник заклинил. Это происходит после продолжительной эксплуатации помпы с изношенным подшипником. «Визг» резко прекращается, но резко повышается температура двигателя. Помпа перестаёт работать, и ОЖ без напора продолжает медленно двигаться по каналам. Этого, конечно, недостаточно для охлаждения мотора. При возникновении такой ситуации следует на малых оборотах и с частыми остановками доехать до ближайшего автосервиса.

        Если уровень жидкости в расширительном бачке нормальный, но охлаждающая жидкость кипит, а из воздушного клапана идёт пар — не торопитесь открывать крышку. Во-первых, можно обжечься паром. Во-вторых, кипящий антифриз может струёй вырваться наружу. Нужно выждать определённое время, для того чтобы ОЖ остыла и только после этого откручивать крышку расширительного бачка.

        Затем, сняв защитный пластиковый кожух над ремнём, необходимо осмотреть место крепления насоса. Обычно при разрушении подшипника на оси вращения возникают характерные подтёки. Под действием вибрации деформируется сальник. Он может выглядеть сухим, но на корпусе остаётся грязно-бурый след. Это говорит о том, что утечка ОЖ возникает на высоких оборотах. Когда мотор не работает, жидкость не вытекает, а место утечки высыхает.

        Диагностика помпы

        Красным помечено место утечки охлаждающей жидкости при неисправной помпе

        Исправность подшипника можно проверить, раскачивая рукой приводной шкив насоса. Для этого придётся снять передаточный ремень. Если подшипник изношен, то при раскачивании шестерёнки рукой будет заметен определённый люфт, которого быть не должно.

        Замена водяного насоса на ВАЗ 2108 и 2109

        Отремонтировать и заменить помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Потребуется стандартный набор инструментов — рожковые и торцевые ключи (на 10 и 17), отвёртки и т. п. Если планируется замена насоса, следует приобрести комплект, состоящий из самой помпы в сборе и уплотнительной прокладки, и силиконовый герметик. Кроме этого, для работы понадобятся ветошь, ацетоновый растворитель и канистра свежего тосола.

        Ремонт водяного насоса

        Ремкомплект для водяного насоса должен обязательно содержать новую прокладку

        Как уже отмечалось, насос встроен в отверстие блока цилиндров двигателя. Приводной шкив насоса вращается ремнём привода газораспределительного механизма. Поэтому для демонтажа помпы сначала необходимо снять защитный кожух ремня и сам ремень. Но перед этим нужно выполнить ряд подготовительных операций.

          Отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.

        Аккумулятор

        Минусовая клемма аккумулятора обозначена пиктограммой на свинцовом контакте

        Кран для слива охлаждающей жидкости

        Сливное отверстие расположено в нижней части блока цилиндров

        Натяжной ролик

        Натяжной ролик ослабляется откручиванием фиксирующего винта

        После снятия ремня можно приступать непосредственно к демонтажу насоса. Ключом на 10 отворачиваются три болта крепления, и насос извлекается. Сделать это не всегда просто. Насос может «прикипеть» к месту посадки. В этом случае потребуются зубило и молоток, с помощью которых в гнезде аккуратно срывается слой старого герметика. После этого насос легко снимается.

        Демонтаж помпы

        Насос крепится тремя болтами к корпусу блока цилиндров

        Полностью извлечь насос в обычном положении автомобиля невозможно — мешает кузов. Нужно слегка приподнять мотор. Для этого правую сторону автомобиля поднимают на домкрате — двигатель наклоняется.

        Если есть помощник, можно обойтись без вывешивания кузова. Один человек с усилием тянет мотор в сторону, противоположную направлению выхода насоса из гнезда. Другой человек в это время вытаскивает помпу.

        После извлечения водяного насоса производится осмотр лопастей крыльчатки. Они могут обломиться или потрескаться. Это происходит, если двигатель был сильно перегрет, или крыльчатка изготовлена из некачественного материала. Мелкие осколки лопастей обычно вываливаются через сливной кран.

        Крыльчатка водяной помпы

        Сколы на крыльчатке резко понижают производительность насоса

        Для полной уверенности в том, что система охлаждения чиста, рекомендуется её промыть по следующему алгоритму.

          С поверхности двигателя ветошью и растворителем удаляются остатки герметика, пыль и мусор.

        Растворитель для снятия герметика

        Уайт-спирит хорошо очищает поверхность от остатков герметика

        Профессионалы рекомендуют вместе с водяным насосом заменить и натяжной ролик. Для проверки исправности ролика следует повращать его руками. Если ролик вращается с затруднениями, слышен хруст — его нужно заменить.

        Общепринято, что водяной насос следует менять через каждые 90 тыс. км пробега автомобиля. Однако цифра эта условная, зависящая от условий эксплуатации автомобиля. Очевидно, что в городском цикле с постоянными пробками и ограниченной скоростью движения система охлаждения будет изнашиваться быстрее, чем на трассе. Поэтому оценивать необходимость замены помпы следует по её реальному состоянию.

        Главный фактор, разрушающий подшипник и сальник водяного насоса — перетянутый ремень ГРМ. Если нет ключа с динамометром, народные умельцы пользуются обыкновенным безменом. Необходимо добиться такого натяжения ремня, при котором прогиб резинового полотна в середине между шкивами составлял 10–15 мм. при усилии в 10 кг. Крюк безмена цепляется за ремень и натягивается до отметки в 10 кг. Замеряется глубина прогиба ремня.

        Видео: разборка водяного насоса автомобиля ВАЗ 2109/08

        Установка дополнительной помпы на ВАЗ 2108/09

        При эксплуатации автомобиля зимой необходимо поддерживать комфортную температуру воздуха в салоне. Штатная печка с этим справляется далеко не всегда. Некоторые автовладельцы устанавливают дополнительный водяной насос, повышающий эффективность циркуляции охлаждающей жидкости в контуре отопителя салона.

        Дополнительный насос

        Дополнительный водяной насос усиливает циркуляцию ОЖ внутри печки

        Дополнительная помпа врезается в разрыв шланга, через который тосол поступает в радиатор печки. Для этого потребуется несколько шлангов общей длиной около 50 см и четыре хомута для их крепления. Обычно устанавливается насос от «ГАЗели», работающий от электрической сети.

        Порядок действий следующий.

          Для удобства снимается аккумулятор и воздушный фильтр.

        Монтаж дополнительной помпы

        Снимаются аккумулятор и воздушный фильтр

        Дополнительная помпа от «ГАЗели»

        Дополнительный водяной насос от «ГАЗели» работает от электросети

        Место для установки дополнительной помпы

        Помпа не должна устанавливаться выше термостата

        Подсоединение дополнительной помпы

        Одним шлангом помпа соединяется с двигателем, другим — с радиатором печки

        Как показала практика, это позволяет разогреть воздух, выходящий из печки, до 50–55 о С. При низких температурах водитель может находиться в салоне без верхней одежды. Естественно, такое устройство применяется только зимой.

        Более сложная схема подключения второй помпы предполагает использование дополнительного реле.

        Видео: установка дополнительной помпы в ВАЗ 2108/09

        Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Эксплуатация автомобиля с неисправным насосом может привести к довольно серьёзным последствиям. Установить же новую помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Для этого потребуется лишь стандартный набор инструментов и расходные материалы. И никогда не сливайте отработанный антифриз на землю. Удачи на дорогах!

        Читайте также: