Как снять гбц на тойота королла

Обновлено: 11.05.2024

Фотоотчет о переборке 4e-fe

Всем привет, начинаю обещанный отчет.
Сперва слова благодарности пользователю MaxOmsk, его отчет стал основополагающим для этой работы. Я сам за избыточно подробные отчеты - даже если вся работа очевидна, читаю их как худ. литературу с картинками :)
Можно еще это и это посмотреть.

Итак, предпосылки разбора:
1. Главное: руки чешутся (***а при этом не чешется).
2. Двиг ест 1л масла на 1-1.5ткм. Пробег по одометру 220ткм. Прокатился за своей машиной и увидел белый дымок под нагрузкой.
3. Есть предположение, что из-за масла, летящего в выпуск, гонит лямбда. Расход 10л в городе летом, юбка свечей всегда черная, изолятор белый через 15ткм, но вместе с электродами в белой золе.
4. Дизельный звук при работе, особенно после заводки:

5. Картерные газы, мать их, забрасывают масло из-под крышки во впуск. Прикорячил бумажные фильтры, чтобы хоть какая-то часть тумана оседала и сливалась обратно в крышку. Газы радостно прут из обоих шлангов даже без принудительной вытяжки впускным коллектором:

6. Тряска на D+тормоз, в планах почистить БДЗ.
7. Близость к научному миру в прошлом оставила потребность в экспериментах :)

План работы: заменить кольца, маслосъемные колпачки и сальники в блоке и голове, ну и по мелочи что-то. Детальки куплены и дожидаются своего часа. В последний момент дозаказал помпу и прокладки коллекторов, может, успеют приехать до окончательной сборки. Блок вытаскивать не хочу - колено вроде не стучит, компрессия до разбора была равномерно 14, давление масла забыл померить. Надеюсь, что родные поршни и вкладыши не подведут, если будут визуально в порядке.

Из инструментов - обычные накидные (10, 12) и торцевые (12, 14, 17, 21) ключи, крепкий длинный вороток, пара отверток и хитро***ая 12-гранная бита-звезда на 9 для болтов ГБЦ + кандидат физмат наук в помощниках.

Поехали разбирать.
Пациент, превращенный в советский диван:
Вложение 1780597

Откручиваем все и вся, что мешает снять башку: коробку воздушного фильтра, коллекторы, ГУР, катушки, крышки ГРМ, корпус термостата, шланги ОЖ, сливаем масло и ОЖ. Попутно фотографировал, где какие разъемы были, и куда провода массы прикручены:
Вложение 1780622

Чтобы долезть до натяжителя ГУРа и шкива колена, проще всего снять правое колесо, вот он натяжитель
Вложение 1780634

Отпускаем натяжитель, снимаем ремень. Второй ремень натягивается генератором, отпускаем на нем болты и снимаем второй ремень.

Дальше, раз залезли в эту арку, откручиваем шкив колена варварским и безотказным способом:
Вложение 1780626

Нормального длинного воротка не нашлось, поэтому немного колхоза и результат налицо :) Вентилятор, я так понял, работает потому что фишка снята с термостата.

Откручиваем все, что мешает снять коллекторы - с выпускного защиту и маленький болтик на приемной трубе, с впускного снимаем тросики газа, балки крепления к голове и блоку спереди и сзади (заднюю после этого надо отвести вправо или влево, чтобы не мешала). Также откручиваем топливную рампу. Бензин не стравливал, но вылилось немножко, никаких фонтанов. Форсунки я вытащил, подписал и отложил - продувал их карбклинером осенью, в этот раз не буду трогать.


Откручиваем БДЗ от коллектора (буду чистить отдельно), запоминаем, где какие шланги были.

Теперь поле расчищено и можно легко подлезть к гайкам коллектора, его тоже забрал домой на чистку от масла. Выпускной порадовал неприкипевшими гайками и мирно повис на приемной трубе.

Дальше помечаем, как стоял ремень на валу. Хотя метить не обязательно. Ну, посмотрим, может потом проще надеть будет.

Ремень менян тык 20-25 назад предыдущим владельцем, на вид целый, так что пусть живет. А про ту замену вообще отдельная история - намудрили горе-сервисмены так, что чуть не лишили машину маслонасоса. То ли не прикрутили ролик, то ли не так поставили (хотя, зачем его вообще снимать было. ).

Откручиваем зубастый шкив, удерживая вал вторым ключом. Фиксируем разрезную шестерню болтиком на 6, как на форуме подсказали, от кожуха ГРМ. Все готово, чтобы открутить валы, а за ними бОшку. Что мы видим: много лака и кое-где пластилин. Немного отмытый мной вручную, немного отмытый частой сменой масла за последний год - год назад было еще грязнее. Этот пластилин чуть не сыграл злую шутку при съеме башки.

Чтобы добраться до шпилек ГБЦ, аккуратно в несколько проходов отпускаем крышки распредвалов по книжке - сначала внешние, потом выпускного вала, потом впускного в последовательности 2-3-1-4 от правого колеса. Отчпокиваем крышки - порадовало, что понадобилось усилие, чтобы снять их с шеек валов, значит, не такие они овальные. Есть надежда, что дизельный звук идет от увеличенных зазоров толкателей клапанов. Вынимаем валы вверх и без перекоса.

Дальше, как всем известно, понадобится знаменитая 12-гранная звездочка на 9. И желательно длинная. Нашел такую в одном хорошем магазине рядом с домом, 170р, зараза. Начинаем отпускать ГБЦ по диагонали в несколько проходов (последовательность в мурзилке).
Тут-то и подвел пластилин, в районе 4 цилиндра его было особо много, поэтому, хоть и поковырял отверткой в шпильке, звездочка все равно зашла неглубоко и сорвалась. Пробовали забивать туда 6-гранник на 8 - проворачивается, сорвали его нафиг (ай да шпильки). Пипец, я думал, что попал на заказ и ожидание шпилек + непонятно, чем так сильно затянутую хрень оттуда теперь доставать. Плюнул, стали собираться домой ни с чем. Под конец решил попробовать контрольный, опять вычистил весь пластилин из болта, забил туда звезду молотком поглубже - и вуаля! Уехал домой с добычей :)

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров Toyota Corolla

Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, снимите ее (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»). В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов и их направляющих втулок, замене или шлифовке седел клапанов. Причем для выполнения работ, связанных с ремонтом направляющих втулок клапанов и седел, требуются специальные инструменты и оборудование, поэтому эти работы нужно выполнять в специализированном сервисе. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 14», свечной ключ, намагниченная от вертка (или пинцет) для снятия сухарей клапанных пружин, приспособление для сжатия клапанных пружин.

Процедура разборки, ремонта и сборки головки блока цилиндров показана на примере двигателя 1ZRRFE. Разборку, ремонт и сборку головки блока цилиндров двигателей 1NRRFE и 4ZZZFE проводите аналогично.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снимите брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).

3. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. «Проверка, регулировка и замена ремня привода вспомогательных аг регатов»).

4. Снимите двигатель (см. «Снятие и установка двигателя»).

5. Снимите впускную трубу (см. «Замена уплотнения впускной трубы»).

6. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).

7. Снимите выпускной коллектор (см. «Замена прокладки выпускного коллектора»).

8. Снимите цепь привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка цепи привода газораспределительного механизма»).


9. Снимите распределительные валы газораспределительного механизма (см. «Замена распределительного вала») и выверните два болта.


10. Снимите нажимные рычаги клапанов.


11. Извлеките гидрокомпенсаторы.

На двигателе 4ZZZFE снимите толкатели клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов двигателя 4ZZZFE»).


12. Подденьте отверткой.


13. …и снимите постель распределительных валов газораспределительного механизма.


14. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров.


15. …окончательно выверните болты крепления головки, выньте их…


16. . и снимите установленные под болтами шайбы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное использование не допускается.


17. Снимите головку блока цилиндров.


18. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, сожмите пружины, снимите сухари, тарелки пружин, пружины (см. «Замена маслосъемных колпачков»)…


19. …и извлеките клапаны из направляющих втулок.

20. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Их можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.

21. Очистите от нагара камеры сгорания и выпускные каналы. Удаляйте нагар круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

Предварительно размочите нагар керосином. Соблюдайте осторожность: избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином.

22. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.

23. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.

Запрещается очищать привалочную поверхность головки блока металлическими щетками или наждачной бумагой. Пользуйтесь лопаткой из твердого дерева или пластмассы, предварительно размягчив остатки прокладки растворителем.

24. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.


25. Проверьте с помощью щупа и металлической линейки, установленной на ребро, плоскостность поверхности прилегания головки к блоку в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,05 мм, замените головку.

26. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора.

27. Проверьте наличие деформации фланцев крепления впускной трубы и выпускного коллектора, деформированную головку замените.

28. Поврежденные резьбовые отверстия от ремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).

29. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки, диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определив зазор. Предельно допустимый зазор при износе для впускных клапанов составляет 0,10 мм, для выпускных – 0,15 мм.

30. Если зазор остается больше предельно допустимого значения и при установке новых клапанов, замените направляющие втулки. Заменяйте направляющие втулки в специализированной мастерской, располагающей соответствующими инструментами и оборудованием.


31. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и других дефектов. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской.


32. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифовкой. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если не удается устранить значительные дефекты седел шлифовкой, замените седла.

33. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня 3 клапана и трещины на его тарелке 2 не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска 1. Допускается шлифовка рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифовки толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,5 мм и не более 1,01 мм.

Чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.

34. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски, вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.



35. Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.


36. Маслосъемные колпачки замените независимо от их состояния.


37. Осмотрите пружины клапанов. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. Номинальная длина пружины в свободном состоянии – 53,88 мм.


38. Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.

39. Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию.

40. Прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы и выпускного коллектора всегда заменяйте новыми, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Снятие головки блока цилиндров бензиновых двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE


Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора. Слейте охлаждающую жидкость.

Для двигателей Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE

Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.

Отсоедините электропроводку двигателя, предварительно отсоединив или сняв: разъем генератора, электропроводку генератора, разъем датчика аварийного давления масла, два хомута электропроводки.


Рис.5. Головка блока цилиндров 4A-FE для моделей 2WD (АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180) автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона

1 - рычаг регулировки натяжения ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 2 - пружинное стопорное кольцо, 3 - пружинная волнистая шайба, 4 - вспомогательная шестерня распределительного вала впускных клапанов, 5 - пружина шестерни распределительного вала впускных клапанов, 6 - сальник распределительного вала, 7 - шланги системы принудительной вентиляции картера, 8 - прокладка защитной трубки свечи зажигания, 9 - крышка механизма газораспределения (головки блока цилиндров), 10 - прокладка крышки головки блока цилиндров, 11 - опорная стойка впускного коллектора, 12 - впускной коллектор, 13 - болт крепления впускного коллектора (МЗ = 19 Нм), 14 - прокладка впускного коллектора, 15 и 16 - прокладки штуцеров трубки подвода топлива к форсунке холодного пуска двигателя, 17 - трубка подвода топлива к форсунке холодного пуска двигателя, 18 - болт штуцера подвода топлива к форсунке холодного пуска двигателя (МЗ = 18 Нм), 19 - болт штуцера подвода топлива к топливопроводу форсунок (МЗ = 29 Нм), 20 - прокладки штуцера подвода топлива к топливопроводу форсунок, 21 - общий топливопровод (коллектор) форсунок, 22 - регулировочная шайба (для регулировки теплового зазора в клапанах), 23 - толкатель клапана, 24 - сухари, 25 - тарелка пружины, 26 - пружина клапана, 27 - маслоотражательный колпачок клапана, 28 - седло пружины, 29 - направляющая клапана, 30 - клапан, 31 - крышка подшипника распределительного вала, 32 - болт крышки подшипника распределительного вала (МЗ = 13Нм), 33 - распределительный вал впускных клапанов, 34 – распределительный вал выпускных клапанов, 35 - свеча зажигания, 36 - защитная трубка свечи зажигания, 37 - корпус патрубков подвода охлаждающей жидкости, 38 - объединенный блок зажигания (распределитель), 39 - головка блока цилиндров, 40 - болт крепления головки блока цилиндров (МЗ = 60 Нм), 41 - прокладка головки блока цилиндров, 42 - патрубок отвода охлаждающей жидкости, 43 - прокладка выпускного коллектора, 44 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 45 - выпускной коллектор, 46 - болт кропления выпускного коллектора (МЗ = 25Нм), 47 - нижний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 48 - опорная стойка выпускного коллектора.


Рис.6. Головка блока цилиндров 5A-FE и 4A-FE (АЕ101, АТ190) автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Кариб, Корона

1 - ремень привода генератора и жидкостного насоса, 2 - генератор, 3 - стопорный болт генератора (МЗ = 18 Нм), 4 - болт крепления генератора (МЗ = 58 Нм), 5 - шкив привода насоса охлаждающей жидкости, 6 - блок цилиндров с головкой блока в сборе, 7 - прокладка входного патрубка №2 охлаждающей жидкости, 8 - уплотнительное кольцо маслоизмерительного щупа, 9 - маслоизмерительный щуп в сборе с направляющей, 10 - крепежный болт входного патрубка №2 охлаждающей жидкости, 11 - гайка крепления входного патрубка №2 охлаждающей жидкости (МЗ = 15 Нм), 12 - входной патрубок №2 охлаждающей жидкости, 13 - болт крепления опорной стойки впускного коллектора (МЗ = 39 Нм), 14 - болт крепления опорной стойки впускного коллектора (МЗ = 19 Нм), 15 - опорная стойка впускного коллектора, 16 - электропроводка двигателя, 17 - трубка перепуска воздуха, 18 - впускной коллектор с камерой впуска воздуха (резонатором), 19 - болт крепления впускного коллектора (МЗ = 19 Нм), 20 - прокладка впускного коллектора, 21 - прокладка под корпус дроссельной заслонки, 22 - корпус дроссельной заслонки, 23 - болт крепления корпуса дроссельной заслонки, (МЗ = 22 Нм), 24 - изолятор форсунки, 25 - форсунка, 26 - резиновая втулка форсунки, 27 - уплотнительное кольцо форсунки, 28 - общий топливопровод (коллектор) форсунок, 29 - болт крепления общего топливопровода (коллектора) форсунок (МЗ = 15 Нм), 30 - дистанционная втулка (проставка) болта крепления коллектора форсунок, 31 - трубка подвода топлива к коллектору форсунок, 32 - прокладки трубки подвода топлива к коллектору форсунок, 33 - перепускной (штуцерный) болт трубки подвода топлива к коллектору форсунок (МЗ = 29 Нм), 34 - объединенный блок зажигания (датчик-распределитель зажигания с катушкой зажигания или блок бесконтактной системы зажигания) с высоковольтными проводами, 35 - болт крепления объединенного блока зажигания или блока бесконтактной системы зажигания (МЗ = 20 Нм), 36 - уплотнительное кольцо корпуса датчика-распределителя зажигания, 37 - транспортировочный крюк (рым) двигателя, 38 - болт крепления рыма (МЗ = 20 Нм), 39 - свеча зажигания, 40 - входной патрубок охлаждающей жидкости и узел подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров, 41 - болт и гайка крепления узла подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров (МЗ = 20 Нм), 42 - патрубок отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров, 43 - болт крепления патрубка отвода охлаждающей жидкости (МЗ = 20 Нм), 44 -датчик кислорода, 45 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 46 - выпускной коллектор, 47 – прокладка выпускного коллектора, 48 - гайка крепления выпускного коллектора (МЗ = 34 Нм), 49 - нижний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 50 - опорная стойка выпускного коллектора.

Затем снимите защитный чехол электропроводки двигателя и отсоедините электропроводку от головки блока цилиндров.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Снимите генератор, отвернув болт его крепления, гайку и регулировочный болт. Снимите выпускной коллектор.

Двигатель 4A-FE (АЕ101, АТ190) серийный вариант с трехкомпонентным нейтрализатором.

- Отверните 3 болта, 2 гайки и снимите верхний теплозащитный кожух.

- Отвернув 3 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.

- Отвернув 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180) автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Отверните 5 болтов (модели 2WD) или 4 болта (4WD) и снимите верхний теплозащитный кожух.

- Отвернув 2 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.

- Отвернув 2 болта и 3 гайки (модели 2WD) или 3 болта и 2 гайки модели 4WD), снимите выпускной коллектор и прокладку.

- Отвернув 3 болта, снимите нижний теплозащитный кожух выпускного коллектора.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101, АТ190), кроме серийного варианта с трехкомпонентным нейтрализатором и 5A-FE

- Отверните 4 болта и снимите верхний теплозащитный кожух.

- Отвернув 2 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.

- Отвернув 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.

- Отвернув 3 болта, снимите нижний теплозащитный кожух с выпускного коллектора.

Двигатели Toyota 7A-FE автомобилей Тойота Спринтер, Калдина

- Отверните 3 болта, 2 гайки и снимите верхний теплозащитный кожух.

- Отверните болт крепления опорной стойки к выпускному коллектору.

- Отвернув 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.

- Отвернув 2 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.

Снимите патрубок отвода охлаждающей жидкости, отвернув два болта крепления.

Снимите объединенный блок зажигания (датчик-распределитель зажигания с катушкой зажигания (блок бесконтактной системы зажигания)), предварительно сняв высоковольтные провода (удерживая их только за резиновые чехлы) и отвернув 2 гайки крепления датчика распределителя.

Снимите корпус патрубков подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров.

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости и разъем сигнализатора повышения температуры охлаждающей жидкости (5A-FE), шланги перепуска охлаждающей жидкости и вакуумный шланг биметаллического электропневмоклапана системы улавливания паров топлива 4A-FE (АЕ92, 95, АТ171,180)

Отсоедините разъемы: датчика температуры охлаждающей жидкости, сигнализатора повышения температуры охлаждающей жидкости, реле времени форсунки холодного пуска двигателя.

Отсоедините шланг подвода охлаждающей жидкости, шланг перепуска охлаждающей жидкости, вакуумные шланги биметаллического электропневмоклапана системы улавливания паров топлива.

Отверните болт и 2 гайки и снимите корпус патрубков подвода охлаждающей жидкости.

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180) автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

Снимите трубопровод форсунки холодного пуска.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180), модели 4WD

Снимите вакуумный модулятор системы рециркуляции отработавших газов. Для этого отсоедините 3 шланга от модулятора и шланг от клапана системы рециркуляции отработавших газов. Затем отверните гайку и снимите вакуумный модулятор.

Снимите корпус дроссельной заслонки.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Снимите транспортировочный крюк (рым) двигателя, предварительно отвернув болт (или болты) и отсоединив трубку перепуска воздуха и трубку подвода топлива. Затем, отвернув болт и гайку, снимите рым, опорную стойку камеры впуска воздуха (резонатора) и прокладку.

Снимите опорную стойку впускного коллектора, отвернув 3 болта 4A-FE (АЕ101, AT190) и 7A-FE или 2 болта (5A-FE).

Снимите трубку перепуска воздуха, предварительно отсоединив трубку магистрали обратного слива топлива и отвернув болт и гайку.

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180) автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

Отсоедините электропроводку двигателя от крышки ремня привода ГРМ №3.

- Отсоедините разъем генератора, проводку генератора, разъем датчика аварийного давления масла.

- Отверните болт, отсоедините хомуты проводов от кронштейна и отсоедините проводку от крышки ремня привода ГРМ.

Отсоедините электропроводку двигателя от впускного коллектора.

Отключите следующие разъемы:

- Датчика положения дроссельной заслонки.

- Системы управления частотой вращения холостого хода,

- Модели 2WD с системой рециркуляции отработавших газов - Клапана пневматической цепи системы рециркуляции отработавших газов.

- Форсунки холодного пуска.

Отсоедините хомуты электропроводки от вакуумной трубки. Отвернув 3 болта, снимите электропроводку с впускного коллектора.

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180) модели 4WD

Отсоедините 3 вакуумных шланга, отверните болт и снимите вакуумную трубку. Отсоедините электропроводку двигателя от впускного коллектора, отвернув болт и 2 гайки.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101, АТ190) и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Отсоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера и шланг передачи разрежения.

- Используя ключ с внутренним шестигранником на 6 мм отверните 3 болта, 2 гайки и снимите крышку камеры впуска воздуха и прокладку.

Отсоедините трубку магистрали обратного слива топлива от регулятора давления топлива.

Отсоедините трубку подвода топлива от общего топливопровода (коллектора) форсунок, отвернув и сняв перепускной болт с прокладками.

Отсоедините разъемы рабочих форсунок. Снимите общий топливопровод (коллектор) форсунок и форсунки. Снимите впускной коллектор.

Двигатели Toyota 4A-FE (AE92, AE95, АТ171 и AT180) автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Отверните 2 болта (модели 2WD) или 1 болт (модели 4WD) и снимите опорную стойку впускного коллектора.

- Отсоедините патрубок перепуска охлаждающей жидкости.

- Отверните 7 болтов, снимите "заземлитель" аккумуляторной батареи и впускной коллектор вместе с прокладкой.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Отверните болты и гайки, снимите впускной коллектор вместе с прокладкой (для двигателей с системой сгорания обедненных смесей - с двумя прокладками и клапаном перепуска воздуха).

Снимите указатель уровня масла с направляющей: отверните болт крепления, извлеките весь узел (указатель с направляющей) и удалите уплотнительное кольцо.

Снимите патрубок №2 подвода охлаждающей жидкости.

- Отверните 2 гайки, крепящие патрубок к головке.

- Отсоедините подводящий патрубок от насоса охлаждающей жидкости.

Снимите свечи зажигания, используя специальный ключ. Снимите крышку головки блока цилиндров с прокладкой, отвернув 4 колпачковые гайки и сняв уплотнители.

Снимите защитные кожухи №3 и №2 ремня привода ГРМ. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.

- Поверните шкив коленчатого вала и совместите канавку на шкиве с синхронизирующей меткой "О" на защитной крышке №1 ремня привода ГРМ.

- Убедитесь, что отверстие в зубчатом шкиве привода распределительного вала выпускных клапанов совмещается с установочной меткой на крышке 1-го подшипника распределительного вала. В противном случае проверните коленчатый вал еще на один оборот (3600).

Снимите ремень привода ГРМ Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина с зубчатого шкива распределительного вала.

- Нанесите установочные метки на зубчатый шкив и ремень привода ГРМ, а также метку на ремень в месте его выхода из защитного кожуха №1 ремня привода ГРМ.

- Снимите резиновую пробку с крышки №1 ремня привода ГРМ.

- Отпустите болт крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ, отведите натяжной ролик влево до упора и временно снова затяните болт натяжного ролика.

Снимите ремень со шкива привода распределительного вала.

- Удерживайте ремень таким образом, чтобы не допустить изменения зацепления ремня с зубчатым шкивом коленчатого вала.

- Не допускайте попадания каких-либо предметов в защитный кожух ремня привода ГРМ.

- Не допускайте попадания на ремень масла, воды или грязи.

Снимите транспортировочный крюк (рым) двигателя 4A-FE (АЕ101, АТ190) и 7A-FE и кронштейн крепления генератора.

Снимите зубчатый шкив ремня привода ГРМ с распределительного вала, предварительно зафиксировав распределительный вал разводным ключом и отвернув болт шкива.

Двигатели Toyota 4A-FE (AE92, AE95, AT171, AT180) автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Отверните 2 болта и снимите регулировочный кронштейн ремня привода генератора.

Отверните болты и снимите 2 транспортировочных крюка (рыма). Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.

Поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.

Снимите распределительный вал впускных клапанов,

- Поверните распределительный вал впускных клапанов таким образом, чтобы установочное отверстие вспомогательной шестерни оказалось в нужном положении. В этом случае кулачки распределительного вала впускных клапанов равномерно нажимают на толкатели клапанов 1-го и 3-го цилиндров.

- Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.

- Зафиксируйте вспомогательную шестерню распределительного вала впускных клапанов с ведущей шестерней установочным болтом.

Рекомендуемый установочный болт: М6х1 длиной 16-20 мм.

При снятии распределительного вала двигателя Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие торсионной пружины вспомогательной шестерни.

- Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов за несколько проходов в нужной последовательности, и выверните болты.

Снимите крышки подшипников распределительного вала впускных клапанов, а затем и сам распределительный вал.

- Не прилагайте значительных усилий и но пытайтесь использовать отвертку или какой-либо другой предмет в качестве рычага.

- Если распределительный вал не снимается, установите крышку 3-го подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты одновременно вытягивая вал за шестерню.

Снимите распределительный вал выпускных клапанов двигателя Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е.

- Поверните с помощью разводного ключа распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы установочный штифт, оказался в нужном положении.

В этом случае кулачки распределительного вала выпускных клапанов равномерно нажимают на толкатели клапанов 1-го и 3-го цилиндров.

- Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.

- Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов за несколько проходов в последовательности, указанной на рисунке, и выверните болты.

Снимите крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов, а затем и сам распределительный вал.

- Не прилагайте значительных усилий и не пытайтесь использовать отвертку или какой-либо другой предмет в качестве рычага.

- Если распределительный вал не снимается, установите крышку 3-го подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты одновременно вытягивая вал за шестерню.

Разберите распределительный вал впускных клапанов двигателя Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е

- Зажмите распределительный вал его шестигранной частью в тиски.

- Введите технологические болты в технологические отверстия вспомогательной шестерни распределительного вала.

- С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и удалите технологический болт.

- Пассатижами снимите стопорное кольцо.

- Снимите: пружинную шайбу, вспомогательную шестерню распределительного вала и пружину шестерни.

Снимите сегментную (полукруглую) загпушку. Снимите головку блока цилиндров двигателя Toyota 4A-FE

- Используя подходящее приспособление, равномерно, за несколько проходов, отпустите и выверните болты головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке (обратите внимание на длину болтов, чтобы не перепутать их при установке), а затем снимите 10 шайб.

- Поднимите головку блока цилиндров с установочных штифтов и положите ее на верстак, подложив под нее деревянные бруски.

2.6.1.5 Снятие и установка головки блока цилиндров

Снятие и установка головки блока цилиндров производится на холодном двигателе. Выхлопной коллектор не снимается. Головку блока цилиндров можно снять и установить, не снимая двигателя.

Особенности снятия и установки головки блока цилиндров дизельного двигателя приведены в подразделе 2.6.1.2.

Дефектность прокладки головки блока цилиндров можно определить по следующим признакам:

– потеря мощности;
– утечка охлаждающей жидкости. Белые клубы выхлопного газа при теплом двигателе;
– утечка масла;
– охлаждающая жидкость в моторном масле. Уровень масла не уменьшается, а увеличивается. Серый цвет моторного масла, пузырьки пены на указателе уровня масла, масло жидкое;
– моторное масло в охлаждающей жидкости;
– охлаждающая жидкость сильно бурлит;
– нет компрессии в двух соседних цилиндрах.

Болты необходимо ослаблять в порядке, обратном нумерации от 10 к 1 (см. рис. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров). Перед снятием головка блока цилиндров должна быть достаточно холодной (температура помещения), в противном случае снимаемая головка блока цилиндров может перекоситься.

Если масло останется в отверстиях, то при затяжке болтов блок цилиндров может быть поврежден.

Если уплотнительные поверхности головки блока цилиндров будут дорабатываться, то минимально допустимый размер по высоте не должен быть занижен (см. подраздел 2.10.3).

Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой предусмотрительностью. Перед затяжкой болтов необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягивают на холодном двигателе.

Подтягивание болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или после ремонта не допускается.

При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом, необходимо после установки головки блока цилиндров смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и поверхностью кулачков.

Электропровода закрепить на прежних местах и новыми кабельными зажимами.

Аккумуляторную батарею подсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя.

Замена прокладки ГБЦ 1ZR-FE

Всем привет, около месяца мучал меня звон доносящийся из под капота при оборотах двигателя от 2000 до 4000 под нагрузкой, на месте хоть загазуйся ничего не слышно, создавал тему в сообществе короллаводов и там один очень хороший человек Mihass35 подсказал, что была у него такая проблема и дело было в прокладке ГБЦ, вот и я померив компрессию увидел по 8 атмосфер в первом и втором цилиндре, при том как в третьем и четвертом было 12 очков и при замерах в первых двух цилиндрах доносился свист, который прекращался при завернутой свече в один из цилиндров, было ясно — прогорела прокладка между 1 и 2 цилиндром, не долго думая заказываю прокладки, герметик и набор звездочек, так как для болтов ГБЦ нужна звезда М12, а отдельно её нигде не найти:

И позвав на помощь друзей Shadow102 и tatarin719 едем к Айдару в гараж оперировать Японского пациента, все делалось первый раз по мурзилке, так как до этого такие серьезные ремонты в нашем гараже были только у русских авто!

В общем начинаем с отстегивания всех мешающих нам разъемов и убираем проводку в сторону, можно ничего не помечать, все разъемы либо разные, либо разноцветные, не запутаетесь, далее снимаем катушки и все свечи, попутно сливаем масло и антифриз, снимаем рампу с форсунками и впускной ресивер, снимаем приводной ремень ослабив натяжку на генераторе, откручиваем 2 болта соединяющие резонатор и штаны:

Снимаем правую опору, клапанную крышку и видим какой чистый у меня мотор:

Приступаем к снятию натяжителя цепи, помпы, кронштейна масляного фильтра и крышки ГРМ. Снимаем цепь:

Откручиваем постели распредвалов и вынимаем валы, снимаем нижнюю постель:

И откручиваем ГБЦ:

И вот она виновница звона:

Проверяем линейкой не прожгло ли вместе с прокладкой блок или головку и радуемся что все норм и можно начинать сборку:

А вот и новая прокладка на месте:

Протягиваем голову и валы по мурзилке:

И вот долгожданный гаражный обед из дошираков и тушенки, ну и конечно-же селфи перед обедом:

Далее отдали форсунки на чистку ультразвуком Игорю по Лермонтова, в гаражах около ГИБДД, за что с нас взяли 700 рублей и через 40 минут чистенькие форсунки у нас:

Тут я прогадал при заказе запчастей, что не взял уплотнительные кольца, оказывается они на половину пластиковые и пластик рассохся и поломался, но слава богу на работу это никак не повлияло, пока собрали так позже поменяю, работы там на 10 минут, даже легче чем в тазике 8 клапанном снять рампу с форсунками!

В общем собираем все в обратном порядке, ставим цепь выставив её по трем меткам на цепи, двум на распредвалах и одной на звездочке коленвала, ставим боковую крышку, помпу, масляный фильтр, ставим обратно клапанную крышку, новую прокладку на рессивер:

И возвращаем ресивер на свое место не забыв присоединить шланг от вакуума тормозов, как сделали это мы и потом ломали голову, почему машина сразу-же глохнет))) Одеваем ремень, вкручиваем свечи, ставим катушки, подсоединяем все отстегнутые разъемы, ну и заливаем жидкости. И вот он долгожданный первый пуск, и да здравствует ровный холостой ход, отличная тяга и конец всем проблемам с двигателем, включаем печку на полную, берем с собой антифриз и едем кататься, чтобы машина прогнала воздушную пробку и проверить места соединения герметиком на проблему течи, у меня все отлично.

Прокладка ГБЦ — 615402500 VICTOR REINZ — 1520 рублей
Прокладка впускного коллектора — 13220300 AJUSA — 620 рублей
Прокладка помпы — 1627137010 TOYOTA — 370 рублей
Герметик DIRKO серый — 527290 ELRING — 355 рублей

p/s Прокладку на выпуске не стал менять так как не снимали и сам коллектор

Всем спасибо, кто дочитал много букв до конца, надеюсь тема кому-то будет полезной, не забываем нажать МНЕ НРАВИТСЯ и подписаться на машину)) До скорых встреч на просторах драйва и на дорогах!

Головка блока цилиндров

В пункты ремонта изготовителем в запчасти поставляются новые и ремонтные головки блока цилиндров. Из-за того, что для процедур разборки и проверки понадобится специализированный инструмент, а запасные части найти иногда нелегко, более целесообразным представляется приобретение новой головки блока, чем разборка, проверка и ремонт головки бывшей в эксплуатации.

При сжатии пружин не поцарапайте или не повредите внутренние отверстия под толкатели.

Если у насадки приспособления для сжатия пружин отсутствует боковое окно для снятия сухарей, то в продаже имеется переходник, используемый со стандартным приспособлением.

Тщательная очистка головки (или головок) блока цилиндров и деталей клапанного механизма с последующей проверкой позволит оценить объем работ по ремонту клапанов и механизма привода клапанов при капитальном ремонте двигателя.

Предупреждение

Если двигатель часто перегревался, то головка цилиндров может быть сдеформирована (см. ниже)

При очистке головки блока и деталей клапанного механизма очень хорошие результаты дает применение растворителей нагара. Это очень едкие жидкости и пользоваться ими надо с соблюдением мер предосторожности. Изучите инструкцию по применению на этикетке.

Перед тем как сделать вывод о необходимости перешлифовки деталей в мастерской обязательно выполните все описываемые ниже процедуры. Составьте список того, что требует особо пристального внимания. Процедура проверки толкателей и распредвалов описана в (см. подраздел 3.1.1.9).

Большинство автолюбителей не располагают точным нутромером для малых отверстий, этот инструмент имеется в любой местной мастерской.

Перед началом сборки необходимо убедиться в чистоте головки блока, независимо от того проводился ремонт этой детали в мастерской автосервиса или нет. Имейте в виду, что в головке цилиндров конструкцией предусмотрено несколько съемных заглушек, предназначенных для снятия напряжений в материале головки при тепловом расширении (или сжатии). Эти заглушки подлежат замене как при капитальном ремонте двигателя, так и при восстановлении головки цилиндров (процедура замены описана в подразделе 3.1.2.11.

Если головка блока сдавалась в мастерскую для ремонта клапанов, то клапаны уже будут установлены на место в сборе со всеми деталями. В этом случае сборку начинайте с п. 7.

Маслосъемные колпачки для впускных и выпускных клапанов различаются цветом, не перепутайте эти детали при сборке!

Не наносите удары после полной запрессовки колпачка на втулку, в противном случае колпачок можно повредить. Избегайте проворачивания колпачка при напрессовке, следите за равномерностью его одевания на втулку, в противном случае надежное уплотнение стержней клапанов не обеспечивается.

Видео про "Головка блока цилиндров" для Toyota Corolla

Замена прокладки ГБЦ 1ZR-FE, Toyota Auris Замена прокладки ГБЦ corolla 4EFE Toyota Corolla. 4AFE. Замена прокладки ГБЦ.

Замена прокладки головки блока цилиндров Toyota Corolla

В чём состоит основная задача прокладки двигателя? В её уплотнении, а так же герметизации топливных, масляных, воздушных, газовых и остальных протоков. Прокладка гбц включает в себя три функции: она уплотняет целых три системы двигателя одновременно: каналы охлаждения, масляные каналы и в полостях цилиндров газораспределительную функцию.

Но к прокладке ГБЦ необходимо относиться с трепетом, так как требования к её качеству очень высокие. Сам ремонт ГБЦ toyota corolla весьма затратное дело, поэтому нужно следить за своевременной её заменой и не доводить до тяжёлого состояния. Запомните, что при любом ремонте двигателя прокладку нельзя вытащить и поставить на место, так как она используется только для одноразового применения, поэтому всегда нужно покупать новую.

Когда пора заменять прокладку ГБЦ

Абсолютно в любой момент может понадобиться замена прокладки двигателя, точно определить срок службы данного предмета нельзя, так как работа двигателя – дело непредсказуемое.

Признаки, по которым можно определить выход из строя ГБЦ:

  1. На месте, где состыкуется ГБЦ и блок заметна течь масла или охлаждающей жидкости;
  2. Когда Вы проверяете масло, на щупе видна некая эмульсия светло серого или белого цвета, это означает, что охлаждающая жидкость попадает сквозь неисправимую прокладку.
  3. Наблюдается белый цветы дыма, выходящий из выхлопной трубы. Это значит, что охлаждающая жидкость попала в цилиндр.
  4. Когда Вы проверяете расширительный бачок или жидкость радиатора, будет заметно масляное пятно, если его нет, значит, прокладка неисправна.

Необходимые инструменты для замены

  • Ключ на 14;
  • Ключ на 17;
  • Ключ на 19;
  • Торцевая головка на 14;
  • Торцевая головка на 17;
  • Торцевая головка на 19;
  • Торцевая головка TORX М на 12;
  • Удлинитель;
  • Вороток;
  • Динамометрический ключ;
  • Пассатижи;
  • Отвёртка с плоским лезвием.

Замена прокладки ГБЦ

Чтобы провести замену прокладки головки блока цилиндров на автомобиле Toyota Corolla необходимо проделать следующие манипуляции:

  1. Для начала необходимо снизить давление системы питания.
  2. Теперь нужно отсоединить провод «минус» от клеммы аккумуляторной батареи.
  3. Далее снимайте двигатель. Для этого необходимо снять его защиты, колёса, аккумуляторную батарею, воздушный фильтр и его шланг.
  4. Следующим шагом установите в положение ВМТ поршень первого цилиндра.
  5. Снимайте аккуратно крышку головки блока цилиндра.
  6. Теперь же необходимо снять распределительные валы механизма газораспределения, после чего выкрутить два болта.
  7. Далее снимите рычаги клапанов (нажимные).
  8. Поддевая отвёрткой распределительные валы механизма газораспределения, снимите их.
  9. Следующее, что Вам нужно сделать, это ослабить затяжку 10 болтов креплений головки блока цилиндра, после чего окончательно их выкрутить и вынуть.
  10. Снимите шайбы, которые находятся под болтами.
  11. Обязательно замените старые болты крепления на новые, так как их нельзя использовать повторно.
  12. Теперь постарайтесь снять головку блока цилиндров и её прокладку.
  13. После чего нужно очистить поверхности, находящиеся вокруг валов и головки блока.
  14. Главное, проверить блок цилиндра на отсутствие коробления, это можно сделать, поставив линейку ребрышком на поверхность блока сначала вдоль, потом поперёк, а затем по диагонали, после чего используя щуп, измерить зазор, находящийся между линейкой и блоком. Если зазор более 0,05 мм, прошлифуйте поверхность блока.
  15. Опираясь на ту же стратегию, проверьте саму поверхность головки блока, в случае, если зазор больше 0,05 мм стоит заменить головку блока цилиндров.
  16. Теперь устанавливаем эту головку в обратной последовательности снятию, учитывая некоторые факторы:
    • удалите масло и охлаждающую жидкость из резьбовых отверстий;
    • установка новой прокладки головки блока обязательна, нельзя использовать старую повторно;
    • замените болты на новые и смажьте их моторным маслом;
    • затягивать болты необходимо при холодном движке в следующей последовательности:

Головка блока цилиндров, Снятие – Инструкция по эксплуатации TOYOTA Corolla 2000-2002

Внимание! Текст в этом документе был распознан автоматически. Для просмотра оригинальной страницы Вы можете воспользоваться режимом "Оригинал".

Двигатель 2ZZ-GE. Механическая часть

9. Установите механизм натяжителя
цепи привода ГРМ в рабочее состояние,

а) Поверните коленчатый вал про­

тив хода часовой стрелки и освобо-
дите цл-ифт плунжера от крюка.

б) Поверните коленчатый вал по хо­

ду часовой стрелки и убедитесь, что

натяжитель цепи давит на плунжер.

13. Установите шкив

Момент затяжки.

Примечание: если плунжер не выско­
чил, надавите натяжителем цепи на

механизм натяжителя цепи отверт­
кой или пальцем так, чтобы крюк ос­
вободил шти<рт и плунжер выскочил.

14. Установите натяжитель

привода генератора.
Момент затяжки:

болт. .
гайка.

15. Установите амортизатор

опоры двигателя.
Момент затяжки.

16. Установите крышку головки
цилиндров.

а) Установите прокладку на крышку
головки блока цилиндров.

10. Установите датчик положения ко­

Момент затяжки. 9 Н-м

11. Установите кронштейн правой

а) Нанесите герметик на резьбу болта.

Примечание: не наносите герметик

на конце болта.

б) Установите кронштейн опоры и
заверните три болта.

Момент затяжки. 49 Н м

12. Установите насос охлаждающей

жидкости и новое кольцевое уплотне­

ние. Заверните шесть болтов крепле­
ния насоса.
Момент затяжки. 9 Н-м

Примечание: болты крепления насо­
са

охлаждающей

б) Удалите старый герметик.

в) Нанесите герметик в места

Эанные на рисунке.

- Удалите масло о контактных по­

- Установите крышку головк

ка в течение времени, указайр

инструкции по применению
тика.
- Не заливайте в двигатель

в течение 2 часов после уст^
крышки.

г) Установите крышку головки блока
цилиндров и равномерно в несколь­

ко проходов заверните болты ее
крепления.

Момент затяжки. 10 Н м

17. Установите катушки зажигания.

Момент затяжки. 9 Н м

18. Установите генератор.

Момент затяжки:

Мб. . 29 Нм
MIO
. 58 Н-м

19. Установите кронштейн №1 генера­

Момент затяжки. 29 Н м
20. Залейте охлаждающую жидкость.
21. Убедитесь в отсутствии утечек ох­

22. Убедись в отсутствии утечек мо­

Головка блока

1. Удалите остатки топлива из магист­

рали перед началом работы <см. главу

Читайте также: