Капремонт двигателя 409 уаз

Обновлено: 16.04.2024

УАЗ Patriot Осторожно злая собака! › Бортжурнал › Правильный капремонт и тюнинг двигателя ЗМЗ-409.

На момент ремонта пробег составлял 200 000 км, весь пробег на пропане, на колесах 33-35 дюймов.
Причина ремонта — конский масложор и угнетающие мысли по критическому состоянию ГБЦ. Давление масла не беспокоило.
Кратко о проделанной работе:
— шлифовка коленвала и цилиндров до первого ремонтного размера;
— шлифовка поверхности блока;
— установлена пятиопорная ГБЦ Танаки;
— установлены анодированые фосфатированные поршни Евро-2;
— установлены распредвалы 301 / 301 «моментные» от ОБК Двигатель и под это дело залита индивидуальная прошивка;
— допилен маслонасос.
Ремонт производился своими руками, но под чутким руководством земляка Игоря Владимирова представителя компании ОКБ Двигатель, известного в тусовке тюнинга двигателей, он же и писал прошивку под мой двигатель, под мои хотелки.
Теперь подробнее.
1. Цилиндро-поршневая группа.
Сразу начну с трешачка). Решено ставить поршни Евро-2, у них относительно Евро-3 длинная юбка и широкие кольца, что благоприятно сказывается на ресурсе ЦПГ. Лучшие поршни по качеству — Костромские, но у них поршни Евро-2 пошли с короткой юбкой, поэтому приобрелись поршни ЗМЗ.
При сборке ШПГ, для установки пальца, поршни пришлось греть. Первый поршень успешно собран. На втором произошел казус. При нагреве поршень треснул с громким щелчком. Температура была меньше 70-80 градусов. После остывания трещина не стянулась, думается, что в металле было напряжение, возможно косяк литья.

Как хорошо, что это выявилось на этапе сборки, а не в процессе эксплуатации, поршень – это самая нагретая деталь двигателя…
Поршни вернул в магазин. Приобрел Костромские поршни с анодированным и фосфатированным покрытием Евро-2, уже с короткой юбкой. Ценник у них ровно в два раза дороже, но качество вселяет надежду на долгую жизнь.
Важный момент! Цилиндры растачивались под поршни с зазором 0,1 мм. По книге зазор должен быть 0,036-0,06 мм, но допускается до 0,25 мм (!) – во всей красе проявляется качество ЗМЗ.
Зазор 0,1 мм выявлен опытным путем. При этом зазоре, при пиковых нагрузках, поршень не будет тереть цилиндр; хон будет на месте, масляная пленка на хоне – двигатель счастлив. При данном зазоре будет подъедать масло, нужно об этом помнить и не забивать на ТО. Пару литров в межсервисном интервале не критично, зато педалировать можно не опасаясь.

2. ГБЦ.
ГБЦ ЗМЗ как и все остальные детали ЗМЗ – дерьмо с рождения! Это нужно знать и не забывать. Помню на пробеге в 60 000 км жестко задымил двигатель при больших кренах и при запуске двигателя. Вскрытие показало, что маслосъёмные колпачки слетели с направляющих и болтались на клапанах, считай, что их не было. При этом вскрытии я был фраппирован тем, что поясок контакта седла и клапана на всю ширину фаски клапана, там около четырёх мм, когда должно быть в два раза меньше. С завода ставятся конченые седла. Эксперты говорят о том же, что с новья седла просажены. А это самое печальное, тем более, что многие ездят на газе, от этого еще сильнее просаживаются седла.
На пробеге примерно 150 000 км, при очередной эпопеи с маслосъемными колпачками, выявил недопустимую к дальнейшей эксплуатации просадку сёдел выпускных клапанов. Тогда решил обойтись минимальными затратами, проточил торцы клапанов. Заниматься подобными делами не рекомендуется – снимается слой цементации. Тем не менее проехал 50 000 км. Был морально готов к замене ГБЦ в сборе.
Оживлять ГБЦ не стоит. Замена сёдел, клапанов, направляющих, колпачков будет стоить столько же, сколько новая ГБЦ, плюс большой вопрос к тому как прирежут сёдла, плюс износ постелей распредвалов и возможно где-то уже зреет трещина в металле.
Покупать дерьмо от ЗМЗ не лучшая затея. На рынке появились Танаки, в отличии от ЗМЗ, в Танаки стоят жаропрочные выпускные клапана и сёдла, клапаны притерты с тонким пояском, каналы ровные без ступенек (непременно будет прирост мощности), пять опор на распредвале, качество обработки металла – глаз не оторвать.

Мифы и реалии ЗМЗ-409 (1)

Продолжить рассказы о моторах ЗМЗ-409 меня вынудили непрекращающиеся комментарии к двум прошлым статьям.

Странное неверие людей в то, что такое возможно, какие-то надуманные и и чем не подтвержденные мифы, которые безапелляционно цитируются.
Я не буду в этой статье что-либо утверждать или доказывать, я буду просто приводить факты, по мере их поступления.

Один из мифов, что двухрядная цепь не рвется. Рвется и ещё как:

Конечно, если цепь не совсем уж подделка, то такие разрушения, без посторонней помощи, невозможны. В данном случае виновником происшествия выступил роликовый натяжитель в котором заклинил подшипник.

Как говорилось во многих источниках (в т.ч. Rodos-M) верхнему натяжителю не хватает смазки в виде масляного тумана и он работает в крайне тяжелых условиях. Тем более если подшипник был не лучшего качества, то судьба его как на фото выше: полное разрушение.

Была информация, что зубчато-пластинчатая цепь не рвется. Тоже, совсем не факт.

В данном случае цепь порвалась из-за ударных нагрузок, которые возникли или вследствие её чрезмерной растянутости или из-за "почившего" гидронатяжителя ( вторая версия более убедительная ).
Об этом свидетельствуют стертые зубья цепи, которые уже не попадали в пазы шестеренки.

Срезанные болты промежуточного вала приводят к тому, что масло перестает поступать в двигатель. Как оказалось, это не единичное явление. Было несколько человек с такой поломкой.

Виновника надо искать в ударных нагрузках на этот узел. Они могут возникать как из-за того, что цепь излишне вытянулась, так и из-за того, что в системе какой-то узел работает нештатно.

Два примера:
В первом, вина была в неплотной посадке маленькой шестеренки промежуточного вала на большую. В узле образовался люфт, что в процессе эксплуатации привело к тому, что болты "срезало".

Во втором случае наложилось, то что заедали шестеренки бензонасоса маслонасоса и то, что цепь ГРМ работала с перекосом.

В защиту ЗМЗ-409 можно сказать, то что есть и удачные образцы.
К примеру двигатель, который прошел 150 тысяч километров, в который заливали какое-попало масло исправно работал и не думал ломаться. Только когда настала пора менять цепь ГРМ его открыли и увидели:

Очень хотелось бы, чтоб не единичный образец, а все двигатели ЗМЗ так же достойно выдерживали "все тяготы и лишения"нашей нелегкой жизни :)

проект "УАЗБУКА": Буханка
ЗМЗ-40911.10 Капремонт часть 3-я: ремонт и сборка.

Продолжаем, совместно с Магазин4х4 усовершенствовать автомобиль УАЗ-2206 .

На прошлом этапе начали сборку двигателя.
Продолжаем.

УАЗ Буханка, проект УАЗБУКА

Для проверки деформации постелей р/валов использовали развертку.

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Постели обоих валов оказались в норме, а вот вылет валов отличается на 1.1мм (в моторе 409.11 установлен впускной вал с профилем 240 и выпускной 252)

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Что конечно приводит к сильному перекосу цепи.

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Что бы выровнять использовали шайбы-вкладыши из магазина
Для замеров всех взаимных расположений звезд потребуется штангенрейсмас 0-250мм.
Далее все становится понятно, куда подкладывать надо, а где снимать. И в дальнейшем, все двигатели в нашем сервисе при ремонте или при замене ГРМ стали подвергаться замерам и коррекции.

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Надо заметить, современные 409-е с пластинчатым комплектом требуется использовать 2мм шайбу между шестернями блок-звездочки и это заводской мотор и заводская звездочка. Надо ли говорить о том, что расположение звездочек обязательно строго параллельно друг другу? И не забываем о том, что необходимо убрать к минимуму осевые перемещения валов. Для точной доработки используйте детали фиксации из качественной бронзы с тефлоновым слоем.
Детали выполнены "на плюс" под доработку по месту.

При операциях с ГБЦ неплохо попутно заменить болты крепления бугелей р/валов на шпильки, ведь ГБЦ алюминиевый сплав, и резьба в ней кончается быстро, вспомните например ЗМЗ-402.
Мы установили комплект из магазина

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Знаете как проверить транспортир для установки фаз ГРМ?
Шкалы проверяются наложением на него прозрачного школьного транспортира, а вот стрелки чуть сложнее, потребуется кусок картона с вырезом под распредвал, карандаш и стрелка. Картон располагаем на распредвале как транспортир, прикладываем к валу стрелку с одной стороны вала и рисуем карандашом риску на картоне, затем прикладываем с другой стороны вала и стрелка должна указать на ту же самую метку карандаша. Если нет, можно доработать напильником :-0 или купить правильно показывающий.
Заводские углы валов буханки 21 впуск (240) и 19 выпуск (252)

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

При сборке валов, советуем предустановить валы в такие положения, что бы при регулировке нужно было раздвигать кулачки, используйте цепь между звездочек распредвалов, она не тянется. Звездочки при предварительной затяжке конусов, не используйте пружинную шайбу, она стремится повернуть конус. Установить шайбу следует при окончательной затяжке конуса. А еще лучше использовать вот такой комплект у него болты большей длины и плоские шайбы толщиной 5мм

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Очень ВАЖНО убедится в плотной посадке на распредвал любых звездочек, Евро2,3,4, важно что бы звездочка садилась на вал плотно и только при помощи затяжки болта ключом. Капните масла на сопрягаемые поверхности если звездочки разрезные, облегчит регулировку фаз. А вот свободное вращение не допускается, т.к. возникает эксцентриситет зубьев звездочки, дергает цепи и натяжители. Да еще если и у звездочки биение впадин зубьев больше 0.2мм, вот тогда и возникают жалобы на натяжные устройства в первую очередь.

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Современный дефект - устанавливаемая ныне направляющая втулка передней крышки в масляном канале нижнего натяжителя выполнена в виде свертной, имеет шов. Давление масла 4кг, а зимой и до 7кг пробивает уплотнительную прокладку. Замена втулки на цельную втулку Евро3 полностью решает проблему. При использовании механических натяжителей возможно полностью заглушить отверстие например отрезком сверла длиной 12мм.

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Узел промежуточного вала достаточно проблемен. Статистика говорит о том, что при обрыве цепей (особенно 2-х рядных, сильно массивнее конструктив) гнет промежуточный вал. Гнет конечно же не в узел, но если известно, что были обрывы цепей, необходимо убедится в отсутствии искривления вала. Токарный станок и индикатор часового типа, но если нет под рукой, осмотрите пластину осевой фиксации вала, неравномерные следы на ней скажут о деформации. Применение гнутого вала в дальнейшем приводит к биению (восьмерит блок-звездочка) И как следствие, страдают натяжители, натяжные башмаки (звезды) и по нарастающей

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Вернемся чуть раньше. Итак, промвал вал не имеет биений, но это не все. Необходимо убрать осевой люфт в сопряжении вал-блокзвездочка. Применяем пластину из высококачественной бронзы с тефлоновым покрытием, которая выполнена чуть толще, чем требуется специально под подгонку по месту. Шлифуем сторону без тефлона и при сборке узла тефлоновый слой к промвалу. Если при затяжке 2-х болтов М8 пластина проворачивается от руки легко и без люфта, значит все сделано правильно.

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

В процессе сборки заменили винты под внутренний шестигранник 6мм на фланцевые болты с наружным шестигранником 13мм. Странно, но на заводской крышке явно плоскость под фланец, но почему-то завод упрямо ставит винты

Ремонт двигателя ЗМЗ-40911.10.

Попытки укрепить с помощью дополнительных пластин штатный маслоотражатель не увенчались успехом, т.к. толщина заводского металла 0.5мм и он продолжал трескатся. В итоге Мы заменили на пластину толщиной 1.5мм.

Капремонт двигателя ЗМЗ-409, цена

Агрегатами Заволжского моторного завода оснащается немало автомобилей, поэтому владельцы этих транспортных средств часто испытывают потребность в ремонте двигателя 409. Обычная причина появления неисправностей в работе такого агрегата – износ отдельных его элементов. Чем старше автомобиль, тем больше его пробег и тем чаще появляются неполадки в отдельных узлах. Они имеют накопительный эффект, влияя на состояние каждой из деталей автомобиля. Поэтому, несмотря на изначальную высокую надежность и длительный срок эксплуатации, капремонт двигателя ЗМЗ 409 — вопрос времени.

У каждого владельца автомобиля есть возможность продлить срок службы силового агрегата. Для этого необходимо использовать только качественные топливо, хорошее моторное масло и охлаждающую жидкость. А также следить за уровнем масла и охлаждающей жидкости. Следует избегать регулярных повышенных нагрузок и хранить автомобиль в надлежащих условиях. Но в любом случае важно не пропустить момент, когда появляется необходимость в восстановлении функциональности мотора. Если вы будете внимательны к своему авто, соответствующие признаки не укроются от вашего взгляда. Это может быть:

  • повышенные расходы моторного масла и топлива, что связано с износом поршневых колец;
  • снижение тяги двигателя, проявляющееся в затрудненном наборе скорости;
  • стук или скрежет, доносящиеся из-под капота при работающем двигателе;
  • постоянный перегрев мотора, даже в тех случаях, когда автомобиль не испытывает высоких нагрузок;
  • нетипичный для выхлопа синий цвет.

Все эти признаки прямо указывают на потребность в капремонте двигателя ЗМЗ-409. Причем часто они проявляются одновременно, так что сомнений в необходимости восстановления функциональности мотора не остается.

Капремонт двигателя 409 по доступной цене

Когда вы нуждаетесь в реставрации такого агрегата, стоимость соответствующих работ имеет большое значение. В компании «Механика» цена капремонта двигателя ЗМЗ-409 доступная, несмотря на высокое качество работы. Для выполнения реставрации мотора у нас есть современное оборудование, место в ремонтных боксах и опытные мастера с высоким уровнем квалификации. Все это позволяет выполнять ремонт двигателя 409 в короткие сроки с гарантией качественного результата.

  1. На начальном этапе осуществляются работы по демонтажу силового агрегата с автомобиля. В процессе данной работы мы внимательно следим за сохранностью сопряженных с двигателем узлов и деталей.
  2. Следующим шагом ремонта двигателя 409 становится его полная разборка до самых мелких деталей. Каждая из них диагностируется на степень износа и наличие дефектов.
  3. Подлежащие восстановлению элементы мотора реставрируются. Если деталь нецелесообразно или невозможно восстановить, она меняется на новый качественный аналог.
  4. Двигатель собирается обратно, в правильной последовательности, и отправляется на проверочный стенд.
  5. Мотор доводится до идеального состояния, для получения оптимальных рабочих характеристик.
  6. После этого агрегат устанавливается обратно на автомобиль.

Когда нужно дать вторую жизнь двигателю автомобиля любой марки и модели, мастера компании «Механика» делают это быстро и качественно. Обращайтесь к нам, и мы поможем вам в ремонте силового агрегата, предложив цены на услуги нашего автосервиса ниже среднерыночных, при этом работа будет выполнена быстро.

Слабый мотор

Автоматическую регулировку тепловых зазоров клапанов обеспечивают гидрокомпенсаторы, что снижает трудоёмкость


при обслуживании мотора. Передачу крутящего момента от двигателя к распределительным валам обеспечивается цепным приводом ГРМ, заявленный изготовителем ресурс (срок службы) 100 и более тыс. км . Основное применение бензиновых и газобензиновых модификаций моторов в компоновке с МКПП и АКПП задействовано в сборке силовых агрегатов для автомобилей Ульяновского автомобильного завода. Чтобы понять на какую оценку потянет наш мотор предлагаю ознакомиться с его характерными особенностями, достоинствами, слабыми местами и недостатками.

Техническая характеристика ДВС ЗМЗ 409

Сравнительная характеристика модификаций двигателя ЗМЗ 409

Возможные поломки ЗМЗ 409 при эксплуатации

Поломки
Возможные причины поломокЧто делать
Движок не заводится
Проблема с подачей бензина
-отказ электро бензонасоса (ЭБН):Проверьте состояние предохранителя. Проверьте исправность и надеж ность разъемов ЭБН, реле ПР и реле ЭБН. При повороте ключа при вкл. зажигания в течение 2…3 сек должен быть слышен звук работы электробензонасоса.
-отказ редукционного клапана:Замените.
-грязный фильтр:
-нет бензина в баке:Заправьте.
поломки в системе зажигания
-нет контакта в электрической цепи катушек зажигания, блока управления:Проверьте исправность разъемов.
-отказ катушки (катушек) зажигания:Замените.
Мотор работает неустойчиво
-попала вода в топливный бак:Слить отстой из бака.
-подсос воздуха через неплотности впускной системы, системы вентиляции картера и регулятора ХХ:Проверьте состояние соединений. Устраните дефект.
Перебои или отказ в работе одного из цилиндров.
-нагар на тепловом конусе свечи:Очистите нагар.
-отказ свечи зажигания:Определите нерабочую свечу и замените.
-не работает форсунка:Проверьте разъем на форсунке или замените форсунку.
-пробой надсвечника свечи зажигания:Замените надсвечник.
-попало масло в гнездо свечи зажигания:Замените уплотнение под крышкой клапанов
-отказ катушки зажигания:Замените.
Повышенная частота вращения Коленвала в режиме холос того хода на прогре том ДВС
-неплотности в соедине ниях шлангов систем вентиляции и регуля тора ХХ:Устраните перекосы шлангов и подтяните хомуты.
-пропал контакт или вышел из строя регулятор ХХ:Проверьте штепсельные соединения, замените РХХ.
-пропал контакт или отказали датчики:Проверьте разъемы, замените дефектный датчик.
Повышенное задымление выхлопных газов
-клапаны ГРМ не обеспечивают герметичность:Притрите клапаны.
-износились маслосъёмные колпачки:Замените колпачки.
-износ ЦПГ:Необходим ремонт ДВС.
-нарушение контакта или неисправность датчика температур ы двига теля:Проверьте наличие контакта в штепсельном соединение, замените датчик.
Движок не выдаёт полную мощность
-грязный (картонный) фильтрующий элемент воздуш ного фильтра:Замените.
-засорен топлив ный фильтр:
-отказ электро бензонасоса:
-неполностью открываются заслонки дроссель ного патрубка:Отрегулируйте привод.
ДВС перегре вается
-мало ОЖ в СО:Долейте ОЖ. Убедитесь в герметичности системы.
-отказал термостат:Замените.
-слабо натянут ремень привода вспомогательных агрегатов:Отрегулируйте натяжение ремня.
Низкое давление масла
-заклинило редукционный клапан:Устраните причину клина.
-ослабла пружина редукцион ного клапана:Замените пружину.
-отказ датчика или указателя давления масла:Убедитесь в отказе датчика или манометра при помощи другого манометра. Заме­ните дефектный прибор.
-перегрев ДВС:Устраните причину перегрева.
-износ масля ного насоса:Замените масляный насос.
-износ вкладышей КВ:Необходим ремонт ДВС.
-много или мало масла в масляном картере:Приведите в соответствие уровень масла (по щупу).
Масложор
-износ, западание поршневых колец:Необходим ремонт движка.
-отказ системы вентиляции картера:Промойте детали системы вентиля ции.
-разрушены маслосъёмные колпачки:Замените.
-течь масла через сальники и прокладки:Устраните течи.
что-то стучит в Движке
-износ вкладышей КВ:Необходим ремонт ДВС.
-износ ШПГ:
-неисправность гидротолкателей:Замените.
-отказ гидронатяжителя цепи:
-выход из строя одной из клапанных пружин:

Слабые места мотора ЗМЗ 409

Перечень слабых мест всех модификаций ЗМЗ 409:

  • Провода свечей зажигания (бронепровода);
  • Датчик положения коленвала;
  • Гидронатяжитель цепи ГРМ;
  • Термостат;
  • Катушки зажигания;
  • Свечи зажигания;
  • Гидрокомпенсаторы;
  • Задний сальник коленчатого вала;
  • Датчик регулятора холостого хода;
  • Рабочий цилиндр сцепления;
  • Водяной насос (помпа);
  • Вакуумный усилитель тормозов;
  • Патрубки системы охлаждения;
  • Кислородный датчик;
  • Ремень привода вспомогательных агрегатов.

Подробнее о слабых местах силового агрегата ЗМЗ 409

Бронепровода . Характерные частые пробои высоковольтных проводов обыденный дефект при эксплуатации. Если бы пробои изоляции не случались на новых автомобилях, то было бы простительно.

Датчик положения коленвала . Датчик коленвала находится спереди мотора справа на фланце крышки шестерен распределительного вала. Чтобы его работа была правильной должен быть обеспечен зазор между датчиком и зубьями диска синхронизации 0,5-1,2 мм. Оптимальный зазор 0,8 мм. Причиной отказа датчика (артикул 23.3847, аналог 23.3847) может быть несоответствие размера вышеуказанного зазора или неисправность в электрической цепи (в проводке).
Симптомы отказа датчика коленвала следующие:

  1. Двигатель не запускается, прогретый или холодный без разницы;
  2. При нагрузке появляется детонация;
  3. Играют обороты на холостом ходу;
  4. Потеря мощности, тупит при подаче газа;
  5. Самопроизвольно изменяются обороты во время движения.

Гидронатяжитель цепи ГРМ . Гидронатяжитель автоматически компенсирует износ цепи ГРМ. Его работа обеспечивается усилием пружины, сечением обратного клапана, подпором давящего масла и зазором между плунжером и корпусом натяжителя рассчитанного конструктивно, для обеспечения постоянного натяжение с оптимальным усилием без ослаблений и перетяжек.
Необходимо следить за гидронатяжителем цепи, так как он ненадежный. В противном случае рвётся цепь ГРМ. Слава богу, что хоть клапаны не гнутся при её обрыве.

Термостат . Проблемный термостат, выходит из строя даже на новых автомобилях. Как правило, зависает и находится в открытом состоянии и не регулирует тепловой режим тосола. Виновник дефекта недоработанный перепускной клапан.

Катушки зажигания . Горят при увеличении зазора на свечах, как и при поломке реле регулятора напряжения генератора.

Гидрокомпенсаторы . Стук гидрокомпенсаторов-это следствие. Во-первых, причина скрывается в состоянии качества масла, допустим изначально было залито несоответствующее масло или его давно не меняли и оно потеряло химмотологические свойства. Признак-стук на холодном движке, при прогреве пропадает. Если так, то сразу меняйте масло. Во-вторых, в забившемся побочными нечистотами маслофильтре, вследствие этого масло не способно поступать с требуемым давлением к гидрокомпенсаторам. В этом случае требуется установка нового фильтра. В-третьих, изношенный масляный насос не способен обеспечивать давление масла поступающего к гидрокомпенсаторам.

Задний сальник коленчатого вала . Течь масла из-под сальника заднего подшипника коленвала отнюдь не исключение.

Датчик регулятора холостого хода . Неисправность датчика регулятора ХХ часто повторяющийся дефект, как правило, происходит по причине износа направляющей иглы или проблем с контактами внутри датчика.

Рабочий цилиндр сцепления . Пропадает сцепление из-за применения резинотехнических изделий низкого качества в составе цилиндра. Теряется герметичность с потерей работоспособности гидравлики. Подтекание тормозной жидкости может не происходить, вместо этого может появляться воздушная пена в жидкости, как влияют воздушные пробки в гидравлике тормозов или сцеплении на их работу вы знаете.

Водяной насос (помпа) . Ресурс помпы ниже заявленного. Поломки возникают даже на авто с малым пробегом до 10 000 км. Появляется люфт шкива из-за износа подшипника, далее деформируется сальник и начинает течь тосол. Появление люфта связано с усилием натяжением ремня более положенного. Номинальный зазор должен быть в диапазоне 13-15 мм. Проверяют по прогибу ремня после опускании на него груза 8 кг мм или динамометром с усилием 8кгс. Если проверять грузом, то его должно быть примерно по размеру подушки пальца.

Вакуумный усилитель тормозов . Проблема с тормозами очень часто связана с нарушением работы вакуумного усилителя. Если почувствовали увеличение усилия выжимая педаль тормоза, проверьте работу вакуумного усилителя. При обнаружении неисправности усилителя, произведите его замену.

Кислородный датчик . Частый виновник проблем увеличенного расхода топлива и токсичности выхлопа газа. Одновременное повышение расхода топлива и дымности выхлопных газов говорят о неисправности кислородного датчика.

Ремень привода вспомогательных агрегатов . Много случаев потери свойств до установленного срока замены (растягивается, рвётся, лохматится, слетает).

Недостатки мотора ЗМЗ 409

Перечень недостатков всех модификаций ЗМЗ 409:

  • Мотор часто глохнет;
  • Шумит, вибрирует;
  • Масложор;
  • Двигатель постукивает;
  • Мотор троит;
  • Предрасположен к перегреву;
  • Низкое качество деталей и комплектующих;
  • Большой расход топлива;
  • Дорогой в обслуживании и ремонте.

Подробнее о недостатках силового агрегата ЗМЗ 409

Часто глохнет . Проблема является признаком выхода из строя свечных бронепроводов, датчика коленвала и РХХ.

Шумит, вибрирует . Причина в износе гидронатяжителя цепи.

Перегревается . Очевидные причины: не работает термостат; проблема в радиаторе; негерметичность системы, из-за воздушных пробок не циркулирует тосол. Провалы в тяге и плавают обороты ХХ. Проведите диагностику катушек зажигания, как правило, подводят именно они.

Масложор . Расход масла зависит от состояния маслосъемных колпачков и поршневых колец, вместе с тем, по мере роста степени их износа увеличивается расход масла. Проверьте их состояние.

Двигатель постукивает . Для устранения проблемы требуется замена гидрокомпенсаторов. Данные расходники служат не более 50 000 км.

Троит . Для выявления причины дефекта необходимо проверить исправность катушек зажигания, свечей, с замером компрессии в каждом цилиндре.

Имеется предрасположенность к перегреву . Конструктивное предрасположение к высокой температуре требует поддержания высоких оборотов соответствующих выбранной передаче. При работе на месте в жаркое время года (в пробках) приходится включать радиатор отопителя салона для сброса температуры. Неисправности элементов системы охлаждения (течи, радиатор, термостат, вентилятор) могут увеличить риск перегрева мотора.

Низкое качество материалов, деталей и комплектующих . К сожалению, материалы, детали, сборочные узлы и комплектующие изделия российского производства поступающие для сборки силового агрегата очень часто являются некондиционными и не соответствуют требованиям конструкторской документации. Причин этому явлению множество: устаревшее оборудование и оснастка, плохая организация входного контроля, недостаточный контроль работниками ОТК, контроль технологии на всех этапах изготовления двигателя, включая испытания и др.

Ремонт двигателя уаз 409 инжектор – Капитальный ремонт двигателя змз 409 — УАЗ 3153, 2.7 л., 1997 года на DRIVE2

Двигатель 409 инжектор: характеристики, обслуживание, ремонт

Двигатель ЗМЗ 409 инжектор выпускается Заволжским моторным заводом. Принцип устройства мотора достаточно простой, что делает возможным обслуживания и ремонта своими руками. Предназначены данные силовые агрегаты для установки на автомобили Ульяновского автомобильного завода.


Технические характеристики

Производство ДВС 409 началось в 2011 году по заказу УАЗ. Новый мотор должен был заменить устаревшие силовые агрегаты УМЗ. Обладая высокими техническими характеристиками и простой конструкцией, этот движок стал идеальной заменой.

Установка мотора на автомобили Ульяновского автомобильного завода продолжается по этот день. Рассмотрим, какие транспортные средства УАЗ получили ЗМЗ 409: УАЗ Барс, УАЗ Буханка, УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ Пикап, УАЗ Карго, УАЗ Симбир.

Рассмотрим, основные технические характеристики двигателя ЗМЗ 409 инжектор:

НаименованиеХарактеристика
ТипРядный
ТопливоБензин
Система впрыскаИнжектор
Объем2,7 литра (2693 см. куб)
Мощность128 лошадиных сил
Количество цилиндров4
Количество клапанов16
Диаметр цилиндра95,5 мм
Расход13,2 литра на 100 км
Система охлажденияЖидкостное, принудительное
Порядок работы цилиндров1-3-4-2

Кроме стандарта Евро 3 существует ряд модификаций, которые стоит рассмотреть:

  1. ЗМЗ 409.10 — основной мотор, соответствует экологическому стандарту Евро-2. Мощность 143 л.с.
  2. ЗМЗ 40904.10 — аналог 409.10 с новой ЦПГ, новые прокладки, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
  3. ЗМЗ 40905.10 — аналог 40904.10, соответствие экологическому стандарту Евро-4. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.


Описание силового агрегата

409-й мотор был сконструирован на базе ЗМЗ 406. Высота головок блока у всех движков одинаковая (405, 406, 409). Увеличенный ход коленчатого вала до 94 мм. Новая поршневая группа со смещением в 4 мм. Других изменений новый силовой агрегат не получил.

Обслуживание

Техническое обслуживание движка предполагается после истечения 15 000 км пробега. Так, мотор вмещает в себя 7 литров моторного масла, но при замене потребуется всего 6 л.

Основные масла рекомендованные заводом-изготовителем и автолюбителями является полусинтетика с маркировкой: 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40.

Карта технического обслуживания ничем не отличается от 406-го, и выглядит примерно так:

  1. 1000-2500 км или ТО-0: замена масла и масляного фильтра.
  2. 8000-10000 км — ТО-1: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, топливного топлива.
  3. 25000 км — ТО-2: замена масла, масляного фильтра.
  4. 40000 км — ТО-3: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, регулировка клапанов.
  5. 55000 км — ТО-4: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена цепи ГРМ и ремня генератора.
  6. 70000 км — ТО-5 и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 50000 км пробега — замена цепи ГРМ.

Каждое второе техническое обслуживание требует проверки систем, таких как клапанный механизм, состояние электронного блока управления силовым агрегатом, а также работоспособность датчиков. Регулировка клапанного механизма проводится спустя 50 000 км, или раньше по необходимости.


Зачастую к 70 000 выходят со строя гидрокомпенсаторы, которые нужно менять все вместе, поскольку неизвестно, когда со строя выйдут работоспособные. Смена прокладки клапанной крышки выполняется каждые 40 000 км пробега или при образовании течи из-под неё.

Неисправности и ремонт

Особых неисправностей или проблем вследствие эксплуатации двигателя замечено не было. На некоторых моделях транспортных средств было замечено, что быстро выходили со строя форсунки. Эта проблема устраняется легко — заменой всех впрыскиваемых элементов. Цепь газораспределительного механизма может прослужить около 200 тыс. км, но бывает такое, что не выхаживает и 100 тыс. км, кому как повезёт.

Капитальный ремонт движка должен производиться спустя 250 000 км пробега, но при правильной эксплуатации и обслуживании, может случиться так, что мотор выдержит и 300 000 км.

А вот если манера вождения «Аля» гонщик, то ресурс силового агрегата значительно снижается.

Вывод

Двигатель ЗМЗ 409 получился достаточно хорошим и особых проблем не вызывает. Единственным недостатком являются свечи зажигания, устанавливаемые с завода, а в остальном проблем нет. Обслуживание силового агрегата, стандартное для всех моторов производства Заволжского моторного завода.

Двигатель 409 УАЗ Буханка – конструкция и характерные неисправности


Мотор – сердце автомобиля, а потому именно он должен быть в центре внимания любого автовладельца. Автобус от Ульяновского автозавода оснащается разными силовыми агрегатами, а одним из наиболее популярных является двигатель 409 УАЗ Буханка.

Следовательно, нужно всесторонне его рассмотреть – конструктивные особенности, распространенные неисправности и пр.

Версии

Двигатель ЗМЗ 409 УАЗ Буханка создан на основе агрегата 406 и имеет несколько модификаций:

  1. ЗМЗ 409.10 – базовый. Отвечает критериям Евро-2.
  2. ЗМЗ 40904.10 – аналогичен 409.10. 128 л. с. Отвечает критериям Евро-3.
  3. ЗМЗ 40905.10 – аналогичен версии 40904.10. 128 л. с. Отвечает критериям Евро-4.
  4. ЗМЗ 4091.10 – дефорсированный 40904.10. 112 л. с. Отвечает стандартам Евро-3.
  5. ЗМЗ 40911.10 – аналогичен 4091.10. 112 л. с. Отвечает критериям Евро-4.
  6. ЗМЗ 4092.10 – несерийный. 160 л. с.

Конструкция

Двигатель 409 УАЗ Буханка – это рядный 4-цилиндровый силовой агрегат, оснащенный КМПСУД (управление мотором).

  • Объем – 2.6 л.
  • Степень сжатия – 9 ед.
  • Последовательность функционирования цилиндров – 1/3/4/2.
  • Вращение коленвала – вправо.
  • Мах крутящий момент – 230 кг-см на 3 900 об./мин.
  • Система вентиляции – принудительная, закрытая.
  • Система смазки – принудительная, комбинированная.
  • Комплекс охлаждения – закрытый, жидкостный, принудительный.
  • Масса – 190 кг.
  • Объем масла – 7 л.


Компоненты

Сверху ГБЦ находятся опоры распредвалов с алюминиевыми крышками, а снизу – камеры сгорания.

Распределительные валы

Распредвалы чугунные. Смещение кулачков к гидротолкателям составляет 1 мм. Такое решение снижает скорость износа.

Поршни

Они из алюминиевого сплава. В поршнях есть углубления под клапаны, чтобы не допустить удара. На поршне стоят 3 кольца – 1 маслосъемное и 2 компрессионных (чугунных). Верхнее кольцо с покрытием из пористого хрома.

Шатуны

Они кованые, стальные с бронзовыми втулками, впрессованными в верхнюю головку. Нижняя головка укомплектована крышкой. Стержень и головка шатуна располагают отверстиями для охлаждения.

Коленвал


Неисправности

Ест масло

Причина кроется в сальниках клапанов и маслосъемных кольцах. Кроме того, к расходу масла может привести щель в лабиринтном маслоотражателе. Если это произошло, нужно демонтировать крышку и замазать трещины герметиком.

Как правило, это стучат гидрокомпенсаторы. Их замена может потребоваться уже через 50 000 км пробега. Также стук может раздаваться из-за шатунных вкладышей, поршней и прочих компонентов – в этом случае причину нужно искать на станции.

Глохнет

Тут обычно виновата проводка, регулятор холостого хода либо датчик коленвала.

Троение

Если мотор начинает троить, стоит обратить внимание на катушки зажигания, свечи, а еще замерить компрессию.


Помимо перечисленных выше факторов, владелец УАЗ Буханка с ЗМЗ 409 может столкнуться с низким качеством исполнения электроники автобуса и перебоями в работе различных датчиков.

Тем не менее, несмотря на все недостатки, двигатель получился не таким уж и плохим. Владельцы Таблетки отмечают, что многие неисправности можно предотвратить своевременным обслуживанием.

ЗМЗ-409: технические характеристики и ремонт

Ульяновский автомобильный завод тесно сотрудничает с ЗМЗ. Последний активно поставляет ульяновцам бензиновые двигатели. Эти моторы устанавливаются на легкий коммерческий транспорт, в частности на «ГАЗели». В статье мы рассмотрим двигатель УАЗ ЗМЗ-409. Выясним, в чем особенности данного мотора. Читателю будет представлена характеристика двигателя ЗМЗ-409, технические характеристики и особенности его ремонта.

Общее знакомство

Впервые данный силовой агрегат вышел в свет в 96-м году. Это атмосферный бензиновый мотор, который отличался сравнительно высокой степенью сжатия и более низким расходом топлива. Чаще всего был оснащен двигателем ЗМЗ-409 УАЗ «Патриот». Но также этот мотор встречается на «ГАЗелях» и «Соболях». Ранее ульяновцы применяли 409-й двигатель и на «Симбире», который стал преемником устаревшего 469-го УАЗа.


Мотор в 2003 году потерпел небольшие изменения. Так, теперь он стал отвечать нормам выхлопов «Евро-3», благодаря установленному катализатору и модернизированной системе распределительных валов.

Как выглядят у ЗМЗ-409 технические характеристики

За основу описываемого двигателя был взят инжекторный 405-й мотор. Новая модель имеет схожий чугунный блок цилиндров. Высота его сопоставима с 405-м мотором. Однако в конструкции используется модернизированный коленвал. 409 ЗМЗ имеет механизм с увеличенным ходом. Если на 405-м он составлял 86 миллиметров, то на 409-м уже 94. Что примечательно, шатуны остались прежние. Много деталей взаимозаменяемы с 405-м двигателем. Однако сами поршни имеют смещение в 4 миллиметра.

Головка блока, поддон и навесное оборудование остались прежними.


И подробнее о том, какие имеет ЗМЗ-409 технические характеристики:

  • Мотор отличается инжекторной системой питания и рядным расположением цилиндров.
  • Система газораспределения работает от цепной передачи.
  • Во впуске используется 2 клапана на цилиндр (агрегат имеет маркировку 8V).
  • Головка блока – алюминиевая.
  • Степень сжатия – 10 атмосфер.
  • Диаметр цилиндра – 95,5 миллиметра.
  • При рабочем объеме в 2,7 литра (если быть точнее, то 2693 см³) мотор развивает от 112 до 143 лошадиных сил мощности, в зависимости от степени форсировки.
  • Крутящий момент – от 210 до 230 Нм.

Расход топлива

Расход топлива производителем не регламентируется. И на то есть понятные причины. Ведь этим двигателем агрегатируются как легковые, так и грузовые автомобили. Так, на машине УАЗ «Патриот» в смешанном цикле данный показатель, как правило, составляет 16 литров в летнем и 18 л в зимнем режиме эксплуатации. А на «Буханке» и «Соболе» эта цифра на 15% выше.

Масло

В двигателе используется система смазки комбинированного типа. Всего здесь используется 7 литров масла. Однако при замене удается слить лишь 6 литров. Что касается типа масел, то в данном моторе могут использоваться продукты разной вязкости – от 5W-30 до 20W-40.

Производитель регламентирует замену жидкости раз на 8 тысяч километров. Также Заволжский моторный завод выделяет такой параметр, как естественный расход масла на единицу пробега. Так, на 1 тысячу километров данный показатель должен составлять не более 100 г (грубо говорят, литр на долив до последующей замены).

Ресурс

По теоретическим данным завода-производителя, ресурс заволжского двигателя ЗМЗ-409 составляет 150 тысяч километров. На практике же цифры существенно отличаются. У одних автовладельцев мотор ломается к 100 тысячам, а у других капитальный ремонт наступает лишь после 180.

Как продлить ресурс?

Первое правило увеличения ресурса – своевременная замена расходников. Воздушные и масляные фильтры меняются каждые 8 тысяч километров. Если автомобиль используется в загрязненной (пыльной) местности, воздушный элемент рекомендуется менять в 2 раза чаще.

Вместе со смазкой меняется и масляный фильтр. Регламент тут составляет 7 тыс. км, но не более 10 тыс. км. Также обращайте внимание на цвет масла. Периодически проверяйте его уровень, поскольку естественный уход смазки может составлять до одного литра.

Ресурс цепного механизма ГРМ составляет 80 тысяч километров. Дальше привод начинает растягиваться и издавать характерный звук. Это негативно влияет на работу клапанов и распределительного вала.


Если этот мотор используется на коммерческой технике, следует исключить перегрузы. Описываемый двигатель не любит высоких нагрузок.

ЗМЗ-409 сегодня

Как ни странно, но этот мотор до сих пор производится серийно. Сейчас его можно встретить на многих моделях УАЗ:

ЗМЗ-409 и его неисправности

За несколько лет эксплуатации автовладельцы выделили целый список проблем с этим мотором. Первая – это гидронатяжители цепи. Механизм может заклинивать. Из-за этого мотору потребуется серьезный ремонт. ЗМЗ-409 ввиду отсутствия колебаний начинает шуметь в районе расположения цепи. В результате происходит разрушение «башмака» и перескакивание привода на один или несколько зубьев.


Еще одна проблема – это склонность к перегреву. Также с этим сталкиваются владельцы автомобилей с 405-м и 406-м мотором. Виной тому является забитый радиатор или заклинивший термостат, из-за чего охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. Следует менять антифриз каждые 60 тысяч км пробега или раз в 3 года, дабы избежать проблем с внутренней коррозией, а также постоянно проверять систему на предмет наличия воздушных пробок.


Теперь о расходе масла в моторе ЗМЗ-409. Технические характеристики этого двигателя мы рассмотрели, и нами было упомянуто о «естественном» расходе масла. Производитель знает эту проблему, но никаких мер по ее устранению не предпринял. Автомобилисты говорят, что масложор кроется в лабиринтном маслоотражателе с резиновыми трубками.

Конструкция не технологична. При наличии зазора между пластиной лабиринта и клапанной крышкой масло мгновенно уходит наружу. Возможен ли ремонт? Решение проблемы – промазывание герметиком металлической пластины. Насовсем проблему масложора это не решает, но позволяет снизить его расход до 500 миллилитров на 8 тысяч.


Проблемы с электроникой

Очень часто возникают проблемы с проводкой и реле. В последнем случае доходит до того, что машину вовсе невозможно запустить. Под капотом располагаются реле включения стартера и бензонасоса. Оба могут «глючить», причем на ходу (машина глохнет из-за прекращения подачи топлива насосом). Решение проблемы – очистка контактов. Часто реле замыкает «на массу». Но надолго эта процедура не спасает.

Заключение

Итак, мы выяснили, какие имеет характеристики ЗМЗ-409. Мотор не получился революционным. Это тот же 405-й двигатель с прежними проблемами. Именно поэтому Горьковский автозавод отказался от закупок данного силового агрегата.

3.2. Ремонт двигателя. Разборка двигателя.

Двигатели, поступающие в ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи.
Разборку двигателя, как и сборку, рекомендуется производить на стенде, позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свободный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. Разборку и сборку двигателей необходимо производить инструментом соответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая поверхность которых должна быть в хорошем состоянии.
При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальнейшей работы, должны быть установлены на свои прежние места. Для этого такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их расположению на двигателе.
При обезличенном методе ремонта двигателей надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в сборе и поэтому их раскомплектовывать нельзя.
В гидронатяжителях раскомплектация корпуса с плунжером не допускается.
Перед тем, как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять картер сцепления (рис.19), навесное оборудование: стартер, приводной ремень, генератор, датчики.

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.19. Снятие картера сцепления

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.20. Снятие крышки клапанов с катушками зажигания

Установить двигатель на стенд.

Разборка механизмов двигателя:
- отсоединить шланги подогрева дросселя;
- отсоединить шланги вентиляции картера;
- снять регулятор холостого хода;
- снять ресивер;
- снять впускную трубу;
- снять выпускной коллектор;
- отсоединить провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;
- вывернуть свечи;
- снять крышку клапанов с катушками зажигания (рис.20);
- снять переднюю крышку головки цилиндров (рис.21);
- снять верхний и средний успокоители цепи (рис.22);
- снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.21. Снятие передней крышки головки цилиндров

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.22. Снятие верхнего 1 и среднего 2 успокоителя цепи

- отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного вала, удерживая ключом распредвал от проворачивания и снять звездочку;
- снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на них (рис.23);
- снять цепь со звездочки выпускного распределительного вала и вынуть распределительные валы (рис.24);

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.23. Снятие крышек опор распределительных валов

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.24. Снятие распределительных валов

- ослабить хомуты шланга корпуса термостата (рис.25);
- снять термостат с корпусом;
- отсоединить скобу крепления трубки отопителя, снять шкив водяного насоса;
- отвернуть болты крепления головки цилиндров;
- снять головку цилиндров (рис.26). Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами;
- с помощью присоски вынуть гидротолкатели из головки;

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.25. Ослабление хомутов шланга корпуса термостата

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.26. Снятие головки цилиндров

- снять усилитель картера сцепления (рис.27);
- снять масляный картер и масляный насос (рис.28);
- отвернуть масляный фильтр (в случае его замены);

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.27. Снятие усилителя картера сцепления

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.28. Снятие масляного насоса

- снять крышки шатунов вместе с вкладышами (рис.29);
- вынуть поршни вместе с шатунами (рис.30). Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.29. Снятие крышек шатунов

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.30. Выемка поршней с шатунами

- отвернуть храповик и снять шкив коленчатого вала (рис.31);
- снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель (рис.32);

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.31. Снятие шкива коленчатого вала

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.32. Снятие нижнего гидронатяжителя цепи

- снять водяной насос;
- снять натяжной ролик (рис.33);
- снять крышку цепи. Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и водяного насоса, крышка цепи может быть снята с этими узлами;
- расконтрить болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки и цепь;

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.33. Снятие натяжного ролика

- отвернуть болты фланца промежуточного вала;
- снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и привод масляного насоса (рис.34);
- отвернуть гайку и снять с промежуточного вала шестерню привода маслонасоса;
- вынуть промежуточный вал;
- снять сцепление (рис.35) и маховик;
- снять задний сальникодержатель;

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.34. Выемка привода масляного насоса

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.35. Снятие сцепления

- отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;
- снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами и упорными полушайбами, проверив правильность меток на крышках (рис.36);

Ремонт двигателz ЗМЗ – 409.10

Рис.36. Снятие крышек коренных подшипников

- вынуть коленчатый вал в сборе с втулкой и звездочкой;
- снять втулку и звездочку с коленчатого вала.

Читайте также: