Клапана подачи инертного газа установленные на грузовых танках перед началом грузовых операций

Обновлено: 27.04.2024

Система инертного газа на танкерах и сухогрузах.

3.1. Система предназначена для предотвращения пожаров или взрывов в грузовых танках танкеров и в трюмах сухогрузных судов способом подачи в них продуктов сгорания топлива для создания атмосферы, не поддерживающей горение.

В качестве инертных газов используются прошедшие обработку дымовые газы котлов, а также газы, полученные сжиганием топлива в автономных котлах (газогенераторах).

Примечание: Система не является на танкерах стационарной противопожарной установкой, но в случае пожара ее можно использовать в качестве дополнительного средства пожаротушения.

3.2. Состав системы:

1. Стационарные источники газа или дыма на судне – котлы.

2. Станция инертных газов, в которой установлено следующее оборудование:

А - автономный генератор газа (газогенератор) с запасом топлива на 72 часа работы для заполнения ежечасно не менее 25% объема защищаемого помещения;

Б - скруббер дымовых газов для эффективного охлаждения и очистки газа от твердых частиц и продуктов сгорания серы;

В - аварийный сигнализатор высокой температуры газа;

Г - 2 вентилятора, для нагнетания инертного газа (с содержанием О2 в магистрали не более 5% по объему и производительностью, равной 125% max производительности нагрузки судна (в единицах объема) в защищаемые помещения;

Д - дистанционно управляемый клапан, регулирующий подачу газа в эти помещения;

Е - насосы забортной воды для водяного охлаждения скруббера и подачи воды в палубный водяной затвор.

3. Палубный водяной затвор, предотвращающий обратный поток углеводородных паров из танков и трюмов в машинные или любые газобезопасные помещения и дымоходы котлов.

4. Трубопроводы подачи инертного газа в танки и трюмы судов с запорными клапанами.

5. Защищаемые помещения (танки, трюмы), в которых установлены отростки (сопла), подающие в эти помещения инертный газ, и контрольно-сигнальная аппаратура.

6. Система непрерывного слежения за концентрацией углеводородных газов.

3.3. Принцип работы системы.

Поступающий в грузовые помещения инертный газ с давлением не более

0,24 кгс/см 2 должен иметь температуру не более 50 о С для сухогрузных судов

и 65 о С для наливных.

Система обеспечивает поддержание в любой части каждого грузового танка атмосферы с содержанием О2 не более 8% по объему и избыточное давление в нем в течение всего времени нахождения судна в порту и в море, кроме случаев, когда необходимо произвести дегазацию такого танка, в том числе и порожнего.

Предусматриваются в системе устройства для подключения магистрали инертного газа к внешнему источнику инертного газа.

В танках устанавливается система отвода всех паров, вытесняемых из танков во время погрузки и балластировки на береговые приемные устройства терминалов.

В системе используются датчики содержания кислорода, аварийные датчики высокой температуры газов, низкого давления охлаждающей воды и снижения производительности охлаждающих насосов.

Аварийные датчики отключают систему и обеспечивают подачу звуковых и световых сигналов.

3.4. Для систем, использующих дымовые газы котлов, газогенераторы и генераторы инертных газов предусматривается звуковая и световаясигнализация, указывающая на:

- низкое давление воды или низкую интенсивность подачи воды к скрубберу дымовых газов;

- высокий уровень воды в скуббере дымовых газов;

- повышение температуры более 50 о С и давления газа;

- выход из строя вентиляторов инертного газа;

- содержание О2 более 8% по объему;

- прекращение подачи энергии к системе автоматического управления клапаном, регулирующим подачу газа;

- давление газа менее 100 мм водяного столба.

3.5. Для систем с генераторами инертного газа дополнительно

устанавливается звуковая и световая сигнализация, указывающая на:

- недостаточную подачу жидкого топлива;

- прекращение подачи энергии к генератору;

- прекращение подачи энергии к системе автоматического управления генератором.

3.6. Система непрерывного слеженияза концентрациейуглеводородных

газов работает следующим образом:

Точки забора проб воздуха или датчики извещателей располагаются в подходящих местах, так чтобы обнаруживались потенциально опасные протечки. Когда концентрация углеводородных паров достигает заранее установленного уровня – 10% от нижнего предела воспламеняемости – должен автоматически включаться непрерывный звуковой и визуальный сигнал аварийно – предупредительной сигнализации в насосном отделении и в ПУГО, предупреждающий персонал о потенциальной опасности (допускается оставить существующие системы с уровнем 30% от НПВ).

Клапана подачи инертного газа установленные на грузовых танках перед началом грузовых операций

Система возврата пара и Система Инертных Газов

Обе эти системы работают вместе и, разбирая одну из них никак нельзя оставить без внимания другую, а наличие общих компонентов подразумевает одну систему.

Система Инертных Газов предназначена для поддержания в танках определенного количества кислорода или , который при взаимодействии с грузом может создавать взрывоопасную смесь паров или для сохранения физико-химических свойств груза во время грузовых операций и в рейсе. Например, « TDI » - toluene diisocyanate , при взаимодействии с водой или парами воды в воздухе начинается бурная реакция с выделением большого количества двуокиси углерода ( Carbon dioxide ) и нагрев.

Система Возврата Паров Груза предназначена для возвращения на берег для сжигания или переработки паров нефтепродуктов или опасных для окружающей среды грузов во время грузовых операций.

Система инертных газов ( IG – inert gas system ) включает в себя:

  • Установку по производству (На рисунке она не обозначена) инертных газов, находится в кормовой части надстройки. На танкерах это установка вырабатывает углекислый газ СО, получаемый при сгорании нефтепродуктов. Химовозы и Продуктовозы могут использовать другие инертные газы или иметь несколько разных установок, например, Азот ( Nitrogen ), для этого на судне устанавливают станцию по выработке Азота или танк с жидким Азотом.
  • Систему подачи на грузовую палубу (1), снабженную предохранительным клапаном (3) от избыточного давления
  • Разветвления, подходящие к танкам и снабженные клапанами (в некоторых случаях отсутствует постоянное соединение, а используются переносные шланги)

Система Возврата Паров ( Vapor Return System ) состоит из:

· Общего коллектора (2) с ответвлениями на каждый танк

· Предохранительного клапана (4),

· Манифолда для передачи на берег (5)

На рисунке показан пустой танк, который заполняется воздушной смесью. Это может быть угарный газ из Станции инертных газов или другая смесь для получения определенного состава воздуха до погрузки, например Азот

Для заполнения танка используют грузовую систему, так как она обеспечивает полное вытеснение воздуха из всего объема танка методом вытеснения.


В начальном этапе рекомендуется держать все лючки танка открытыми для заполнения возможных «пустот» инертным газом. По мере достижения требуемой концентрации кислорода в воздушной смеси и после проверки атмосферы на наличие кислорода закрываем лючки и оставляем проток через P / V клапан.

Перед окончанием этой операции закрываем P / V клапан для создания давления в танке, которое будет определяться установками P / V клапана.

Во время погрузки, груз вытесняет из танка воздушную смесь, которая передается на берег через Vapor Return , или выходит наружу через P / V клапан при увеличении давления превышающего давление, на которое рассчитан клапан.


Обязанностью вахтенного помощника является контроль давления в танке и приеме соответствующих решений во время погрузки.

Каждый грузовой танк рассчитан на определенное давление, при переизбытке которого, нарушаются конструктивные элементы танка, что приводит к тяжелым последствиям. P / V клапан рассчитан на сброс избытков давления в атмосферу, но никто не гарантирует, что клапан может и не сработать.

Вахтенный помощник следит за скоростью поступления груза в танк, тем самым уменьшая или увеличивая внутреннее давление в танке, но, не превышая его.

При погрузке с использование Vapor Line , необходимо соблюдать следующие условия: давление в танке всегда позитивное и не превышает 75% расчетного на открытие клапана давления. Для этого регулируется скорость погрузки: с увеличением давления в танке – уменьшают скорость погрузки и наоборот.

Во время выгрузки, груз создает разряжение в танке – образуя отрицательное давление. При достижении расчетного давления срабатывания P / V клапана, он откроется и в танк поступит воздух из атмосферы, после уменьшения давления, клапан закроется


Для избегания попадания атмосферного воздуха, во время выгрузки, танк следует постоянно подпитывать инертным газом через Систему Инертных Газов или Систему возврата Испарений, поддерживая там положительное давление.

Вахтенный помощник контролирует позитивное давление в танке скоростью выгрузки.

Во всех случаях грузовых операций увеличения концентрации кислорода в “ IG Line ” или других параметров как то содержание водяных паров в системе подачи воздушной смеси в грузовые танки, грузовые операции немедленно останавливаются, до достижения минимально требуемых параметров воздушной смеси. Например, Система инертных газов должна обеспечивать содержание кислорода менее 5% в линиях, подходящих в танк, и не более 8% кислорода в танке.

Примерно так выглядит общая схема погрузки с использованием Системы возврата паров груза. Черным цветом обозначена грузовая магистраль, красным – Система возврата испарений, газовая смесь из грузового танка возвращается обратно в береговой танк или сжигается в атмосферу.

При выгрузке, с использованием vapor line , на судно с берега обычно подают инертный газ, и в очень редких случаях происходит обмен воздушной средой с береговым танком.

Рассматривая все перечисленное выше, неоднократно упоминалось об установке клапана сброса давления.


На рисунке представлен универсальный клапан, позволяющий сбрасывать избыточное давление и впуск воздушной среды при разряжении в танке.

Клапан работает на давление от 0.15 Bar до 0.20 Bar

На вакуум от -0.015 Bar до -0.03 Bar

Настройки клапана указаны в его техническом описании.


Данный клапан может быть представлен двумя независимыми клапанами, срабатывающими один на давление, другой на вакуум

На танкерах устанавливают один клапан на группу танков, на остальных судах каждому танку соответствует свой клапан давления/вакуума и они собираются в группы, согласно требований безопасности.

Каждый клапан сброса давления/вакуума снабжен переключателем, который имеет два положения:

- Рабочее положение, когда клапан срабатывает при достижении определенных параметров.

- Открытое положение, при погрузке/выгрузке открытым способом или вентилировании танка.

На рисунке представлен один из видов универсального клапана.

Через опору 18, на которой находится клапан срабатывания противодавления 16,поступает смесь из танка. При увеличении давления, способном поднять вес 8 через клапан 9 происходит сброс в атмосферу, после сброса давления клапан возвращается в первоначальное положение. С увеличением разряжения в танке, соответствующее разряжение собирается и в полости, и воздействует на клапан 16, который поднимается, обеспечивая доступ воздуха, как только давление в камере не способно удерживать клапан в открытом положении, он закрывает доступ воздуха в танк.

Рукоятка 12 служит для приведения клапана в рабочее или открытое положение.


На рисунке представлен один из самых распространенных клапанов сброса давления/вакуума со всеми его дополнительными насадками.

Принцип действия клапанов одинаков:

Давление, воздействуя на клапан 6, открывает его, приподнимая вес 9, при сбросе давления, клапан закрывается. Вакуумом приподнимается клапан 17, через который происходит забор воздуха из атмосферы, а соответственно и падение давления, и как следствие клапан 17 возвратится на свое посадочное место, перекрывая доступ воздуха.

Дополнительная рукоятка 20 позволяет открыть вручную вакуумный клапан, но не дает возможности держать его открытым.

Клапана подачи инертного газа установленные на грузовых танках перед началом грузовых операций

Резолюция А.567(14)

РАВИЛО ПО СИСТЕМАМ ИНЕРТНОГО ГАЗА НА ТАНКЕРАХ-ХИМОВОЗАХ

(Принята 20 ноября 1985 года)

ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.473(ХII) , которая была принята с целью обеспечить временное решение относительно требований к системам инертного газа, применимым к танкерам-химовозам, перевозящим нефтепродукты, в ожидании возможной выработки окончательных требований, применимых к танкерам-химовозам, перевозящим все легковоспламеняющиеся грузы,

ПРИЗНАВАЯ, что разработка таких требований не является более необходимой на основе результатов научных исследований, предпринятых промышленностью, но что расширение правила, содержащегося в резолюции А.473(ХII) с целью охватить перевозку нефтепродуктов и других жидких продуктов. отвечало бы этой цели,

ОТМЕЧАЯ, что правило II-2/60 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС 1974 года) с поправками требует, в частности, чтобы новые и существующие танкеры определенного размера, включая танкеры-химовозы, при перевозке нефтепродуктов были к определенным датам оборудованы стационарной системой инертного газа,

ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ, что проект поправки к правилу II-2/55.5 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками (резолюция А.566(14) ) делает исключения для определенных танкеров-химовозов и газовозов, перевозящих легковоспламеняющиеся продукты, из требований к системам инертного газа согласно правилу II-2/60 этой Конвенции при определенных условиях,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его пятьдесят первой сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Правило по системам инертного газа на танкерах-химовозах, изложенное в приложении к настоящей резолюции, которая заменяет резолюцию А.473(ХII),

2. ПРИЗЫВАЕТ правительства применять к танкерам-химовозам вышеуказанное Правило с целью выполнения проекта поправки к правилу II-2/55.5.

ПРАВИЛО ПО СИСТЕМАМ ИНЕРТНОГО ГАЗА НА ТАНКЕРАХ-ХИМОВОЗАХ

Администрациям предлагается допускать использование систем инертного газа, упомянутых в настоящем Правиле, на танкерах-химовозах, имеющих свидетельства о годности, выданные на основании Кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (резолюция А.212(VII) ) и Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (резолюция MSC.4(48) ).

Настоящее правило применяется к танкерам-химовозам, согласно требованиям проекта поправки к правилу II-2/55.5 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками (резолюция А.566(14) ).

1. Системы инертного газа с генератором* должны быть спроектированы, изготовлены и испытаны в соответствии с требованиями Администрации. Они должны быть спроектированы и эксплуатироваться так, чтобы создавать и постоянно поддерживать в грузовых емкостях** невоспламеняющуюся атмосферу в течение всего периода времени, за исключением случаев, когда требуется, чтобы такие емкости были порожними и дегазованными. Могут допускаться системы, инертный газ в которых подается одним или более генератором, работающим на жидком топливе. Администрация может допускать системы, в которых используется инертный газ, получаемый из иных источников при условии, что достигается эквивалентный стандарт безопасности.

* "Система инертного газа с генератором" означает установку, предназначенную для производства и подачи инертного газа, и включает воздушные вентиляторы, камеры сгорания, топливные насосы, горелки, устройства для охлаждения/очистки газа, а также средства автоматического управления процессом сгорания топлива и контрольное оборудование, например, устройства для предотвращения обрыва факела.

** В настоящем Правиле термин "грузовая емкость" включает также "отстойные танки, содержащие нефтяные остатки".

2. Системы должны обеспечивать:

.1 инертизацию порожних грузовых емкостей путем снижения содержания кислорода в атмосфере каждой емкости до уровня, при котором не может поддерживаться горение;

.2 поддержание в любой части каждой грузовой емкости, предназначенной для перевозки легковоспламеняющихся продуктов, требующей защиты системой инертного газа, атмосферы с содержанием кислорода не более 8 процентов по объему и избыточного давления в ней в течение всего времени нахождения судна в порту и в море, кроме случаев, когда необходимо произвести дегазацию такой емкости;

.3 исключение необходимости подачи воздуха в емкость при обычных операциях, кроме случаев, когда необходимо произвести дегазацию такой емкости;

.4 продувку порожних грузовых емкостей для удаления легковоспламеняющихся паров, с тем чтобы в процессе последующей дегазации внутри емкости никогда не создавалась воспламеняющаяся атмосфера.

3.1 Системы должны обеспечивать подачу инертного газа в грузовые емкости с производительностью, равной по меньшей мере 125 процентам максимальной производительности разгрузки судна, выраженной в единицах объема. Администрация может допустить системы инертного газа с меньшей производительностью, при условии, что максимальная производительность разгрузки грузовых емкостей, защищаемых системой, ограничена 80 процентами производительности системы инертного газа.

3.2 Системы должны обеспечивать подачу в грузовые емкости инертного газа с содержанием кислорода в магистрали инертного газа не более 5 процентов по объему, независимо от требуемого расхода газа.

4.1 Для генераторов инертного газа должно быть предусмотрено достаточное количество соответствующего топлива.

4.2 Генераторы инертного газа должны располагаться за пределами района грузовых емкостей, определение которого дано в Кодексе по химовозам и Международном кодексе по химовозам. Помещения, в которых расположены генераторы инертного газа, не должны иметь прямого доступа в жилые и служебные помещения или посты управления, однако, они могут находиться в машинных помещениях. Если они не находятся в машинных помещениях, то генераторы инертного газа должны быть расположены в помещении, предназначенном лишь для них. Такое помещение должно быть отделено газонепроницаемой стальной переборкой и/или палубой от жилых и служебных помещений и постов управления, определение которых дано в Кодексе по химовозам и Международном кодексе по химовозам. В таком помещении должна быть предусмотрена надлежащая принудительная нагнетательная вентиляция. Доступ в такие помещения, расположенные в корме, должен быть лишь с открытой палубы за пределами грузовой зоны. Доступ должен располагаться на концевой переборке, не обращенной в сторону грузовой зоны, и/или на бортовой стороне надстройки или рубки на расстоянии, равном по меньшей мере 25 процентам длины судна, но не менее 5 м от конца надстройки или рубки, обращенного в сторону грузовой зоны. В случае, если такое помещение расположено в полубаке, доступ в него должен быть через палубу полубака в нос от грузовой зоны.

4.3 Трубопроводы инертного газа не должны проходить через жилые и служебные помещения и посты управления.

5.1 Должны быть предусмотрены средства для эффективного охлаждения газа в объеме, указанном в пункте 3 , и удаления из него твердых частиц и продуктов сгорания серы. Система водяного охлаждения должна обеспечивать постоянную подачу достаточного количества воды без ущерба для каких-либо судовых систем ответственного назначения. Должен быть предусмотрен также другой равноценный источник подачи воды для охлаждения.

5.2 Должны быть установлены фильтры или равноценные устройства для сведения к минимуму количества воды, уносимой в магистраль инертного газа.

6.1 Каждый генератор инертного газа должен быть снабжен двумя воздушными вентиляторами, обеспечивающими при совместной работе подачу в защищаемые системой грузовые емкости газа по меньшей мере в объеме, требуемом пунктом 3 . Администрация может допустить наличие только одного вентилятора, если эта система обеспечивает подачу в защищаемые грузовые емкости общего объема газа, требуемого пунктом 3 , и при условии, что на борту судна имеется достаточное количество запасных частей к вентилятору и его двигателю, с тем чтобы обеспечить проведение любого ремонта вентилятора и его двигателя.

6.2 Системы инертного газа должны быть спроектированы так, чтобы максимальное давление, создаваемое ими в любой грузовой емкости, не превышало испытательного давления этой грузовой емкости.

6.3 Если предусматривается более одного генератора инертного газа, на нагнетательном патрубке каждой генераторной установки должны быть предусмотрены соответствующие запорные устройства.

6.4 Должны быть приняты меры для отвода инертного газа в атмосферу в случае, если производимый инертный газ не удовлетворяет техническим условиям, например, во время пуска системы или в случае выхода из строя оборудования.

6.5 Если генераторы инертного газа обслуживаются нагнетательными вентиляторами, должно быть предусмотрено предохранительное устройство, с тем чтобы не допустить возникновения на напорной стороне вентилятора чрезмерного давления.

7. Каждый генератор инертного газа должен быть снабжен двумя топливными насосами. Администрация может допустить наличие только одного топливного насоса, при условии что на борту судна имеется достаточное количество запасных частей к топливному насосу и его двигателю, с тем чтобы обеспечить проведение любого ремонта насоса и его двигателя силами экипажа.

8. На магистрали инертного газа должен быть установлен клапан, регулирующий подачу газа. Этот клапан должен автоматически закрываться в соответствии с требованиями пунктов 17.2 и 17.3. Он должен также автоматически регулировать подачу в грузовые емкости инертного газа в случае отсутствия средств автоматического регулирования скорости подачи инертного газа.

9.1 На магистрали инертного газа должно быть установлено не менее двух невозвратных устройств, одним из которых должен быть водяной затвор, для предотвращения обратного потока легковоспламеняющихся паров к генератору инертного газа, а также в любое газобезопасное помещение при всех нормальных условиях дифферента, крена или движения судна. Они должны размещаться между автоматическим клапаном, требуемым пунктом 8, и первым ответвлением на любую грузовую емкость или грузовой трубопровод. Администрация может допустить другое расположение или устройство, обеспечивающие уровень безопасности, равноценный тому, который достигается с помощью водяного затвора.

9.2 Устройства, упомянутые в пункте 9.1 , должны размещаться на палубе в районе грузовых емкостей.

9.3 Должна быть предусмотрена возможность питания водяного затвора, упомянутого в пункте 9.1 , от двух отдельных насосов, каждый из которых должен обеспечивать постоянную подачу достаточного количества воды.

9.4 Устройство водяного затвора к относящихся к нему элементов должно предотвращать обратный поток легковоспламеняющихся паров и обеспечивать надлежащую работу затвора в эксплуатационных условиях.

9.5 Должны быть приняты меры для защиты водяного затвора от замерзания, но таким образом, чтобы его непроницаемость не нарушалась в результате перегрева.

9.6 На всех трубопроводах, связанных с подачей воды и осушением и на всех газоотводных трубах или трубках манометров, ведущих в газобезопасные помещения*, должен быть установлен также гидравлический затвор или другое одобренное устройство. Должны быть предусмотрены средства для предотвращения осушения таких затворов в результате образования вакуума.

9.7 Любой водяной затвор или равноценное устройство, а также все устройства гидравлических затворов должны предотвращать обратный поток легковоспламеняющихся паров к генератору инертного газа при давлении, равном испытательному давлению грузовых емкостей.

* Газобезопасное помещение это помещение, в котором поступление углеводородных газов вызвало бы опасность в отношении воспламеняемости или токсичности.

9.8 Вторым устройством, устанавливаемым между водяным затвором (или равноценным устройством), требуемым пунктом 9.1 , и первым ответвлением магистрали инертного газа на грузовую емкость должен быть невозвратный клапан или равноценное устройство, способное предотвращать обратный поток паров или жидкостей либо того и другого вместе. Оно должно быть оборудовано средством принудительного закрытия. Вместо средства принудительного закрытия между невозвратным клапаном и первым ответвлением на грузовые емкости может устанавливаться дополнительный клапан, оборудованный таким средством закрытия, с целью отключения водяного затвора (или равноценного устройства).

9.9 В качестве дополнительной защиты против возможного обратного проникновения легковоспламеняющихся жидкостей или паров из палубной магистрали должны быть предусмотрены средства для безопасной вентиляции участка магистрали между клапаном, оборудованным средством принудительного закрытия, упомянутым в пункте 9.8 , и клапаном, упомянутым в пункте 8 , в период, когда первый из этих клапанов закрыт.

10.1 Между невозвратными устройствами, требуемыми пунктом 9 , и грузовыми емкостями магистраль инертного газа может разветвляться на 2 и более трубопровода.

10.2 Магистрали инертного газа должны иметь распределительные трубопроводы, ведущие к каждой грузовой емкости, предназначенной для перевозки легковоспламеняющихся продуктов для которых настоящим правилом требуется инертизация. Каждая грузовая емкость, содержащая продукты, не требующие инертизации, или в которую производится погрузка таких продуктов, должна быть отключена от магистрали инертного газа посредством:

.1 удаления скемного патрубка, клапанов или других участков трубопровода, а также посредством установки заглушек на концах трубопровода; либо

.2 установки подряд двух глухих фланцев, при условии что на участке трубопровода между этими двумя глухими фланцами предусмотрено средство обнаружения утечек.

10.3 Должны быть предусмотрены средства для защиты грузовых емкостей от воздействия избыточного давления и вакуума, вызываемых температурными колебаниями, когда грузовые емкости отключены от магистралей инертного газа.

10.4 Системы трубопроводов должны быть спроектированы таким образом, чтобы предотвращать при всех нормальных условиях скопление в трубопроводах груза или воды.

10.5 Должны быть предусмотрены соответствующие устройства для подключения магистрали инертного газа к внешнему источнику инертного газа.

11. Если устройства для отвода всех паров, вытесняемых из грузовых емкостей во время погрузки и балластировки, не отвечают требованиям Кодекса по химовозам и Международного кодекса по химовозам в отношении контролируемого отвода газов, то такие устройства должны отвечать правилу II-2/59.1 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками и состоять из одной или нескольких вентиляционных мачт либо определенного количества высокоскоростных устройств.

12. Устройства для инертизации, продувки или дегазации порожних емкостей, требуемых пунктом 2 , должны удовлетворять требованиям Администрации и быть такими, чтобы сводить к минимуму скопление паров углеводорода в карманах, образуемых внутренними конструктивными элементами емкости, и, кроме того:

.2 места пересечений выпускных труб инертного газа, упомянутых в подпункте 12.1 , должны быть такими, чтобы при заполнении инертным газом одновременно любых трех емкостей на выходе могла быть обеспечена скорость по меньшей мере 20 м/с. Выходные отверстия этих труб должны выступать не менее, чем на 2 м над уровнем палубы. Если Администрация в соответствии с пунктом 3 допускает систему, в которой инертный газ подается лишь в одну или две емкости одновременно, выпускные трубы должны быть такого диаметра, чтобы обеспечить скорость на выходе равную 20 м/сек;

.3 каждое выходное отверстие, упомянутое в подпункте 12.2, должно быть снабжено соответствующими заглушающими устройствами.

13. Должны быть предусмотрены средства для постоянного показания температуры и давления инертного газа на напорной стороне системы во время ее работы.

14.1 Должны быть установлены приборы для постоянного показания и регистрации во время подачи инертного газа:

.1 давления в магистралях инертного газа между невозвратными устройствами, требуемыми пунктом 9.1 , и грузовыми емкостями; и

.2 содержания кислорода в инертном газе в магистрали инертного газа.

14.2 Приборы, упомянутые в пункте 14.1 , должны размещаться в посту управления грузовыми операциями, если он имеется. В случае отсутствия поста управления грузовыми операциями они должны находиться в месте, легко доступном для лица командного состава, ответственного за грузовые операции.

14.3 Кроме того, измерительные приборы должны быть установлены:

.1 на ходовом мостике для постоянного показания давления, упомянутого в пункте 14.1.1; и

.2 в центральном посту управления механизмами или в машинном помещении для показания содержания кислорода, упомянутого в пункте 14.1.2.

15. Должны быть предусмотрены переносные приборы для замера концентрации кислорода и легковоспламеняющихся паров. Кроме того, на каждой грузовой емкости должно быть предусмотрено соответствующее устройство, позволяющее использовать эти переносные приборы для определения состояния атмосферы в емкости.

16. Должны быть предусмотрены соответствующие средства для установки нуля и калибровки шкалы как стационарных, так и переносных приборов для замера концентрации газа, упомянутых в пунктах 14 и 15

17.1 Должна быть предусмотрена звуковая и световая сигнализация, указывающая на:

.1 низкое давление воды или низкую интенсивность подачи воды к устройству для охлаждения и очистки газа, упомянутому в пункте 5.1 ;

.2 низкую интенсивность подачи топлива;

.3 повышение температуры газа, упомянутой в пункте 13 ;

.4 прекращение подачи энергии к генератору инертного газа;

.5 содержание кислорода, упомянутое в пункте 14.1.2, более 8 процентов по объему;

.6 прекращение подачи энергии к приборам, упомянутым в пункте 14.1, а также к системам автоматического управления клапаном, регулирующим подачу газа, упомянутым в пункте 8, и генератором инертного газа;

.7 низкий уровень воды в водяном затворе, упомянутом в пункте 9.1;

.8 давление газа, упомянутое в пункте 14.1 , менее 100 мм водяного столба;

Система инертных газов

Танкер типа Афрамакс
Система инертных газов может применяться в качестве основного средства пожаротушения в сухогрузных трюмах, средства, предупреж­дающего возникновение пожара путем создания и постоянного поддержания в грузовых танках невоспламеняющейся атмосферы.

Согласно требованиям Конвенции SOLAS-74, система инертных газов является обязательной для танкеров дедвейтом 20000 рег.т и более. Она должна поддерживать в любой части грузового танка атмосферу с содержанием кислорода не более 8% по объему и избыточного давления, препятствующего поступлению воздуха (как правило, это давление не превышает 20 кПа). Согласно Правилам Регистра, в грузовые танки должен подаваться инертный газ с содержанием кислорода не более 5% по объему.

Температура газа, поступающего в защищаемое помещение, должна быть не более 65°С для грузовых танков и не более 50°С для сухогрузных трюмов. Система обеспечивает подачу инертного газа в грузовые танки в количестве 125% максимальной производительности разгрузки судна. Таким образом осуществляется заполнение освобождающихся объемов танков с учетом возможности улетучивания некоторого объема инертного газа. В качестве инертного газа могут использоваться прошедшие обработку дымовые газы от главных или вспомогательных котлов.

В настоящее время получают распространение специальные генераторы инертных газов различного типа. Система инертного газа включает в себя источник инертного газа, скруббер, магистральный трубопровод с ответвлениями в защищенные объемы, вентиляторы, защитные устройства и арматуру, устройства контроля и сигнализации.

Газогенераторы. Как отмечено выше, в качестве источников инертного газа могут служить главные или вспомогательные котлы и специальные газогенераторы. На рис. 3.9 показана установка для производства инертного газа путем сжигания дизельного топлива.

Рис. З.9. Схема газогенератора на жидком топливе

Схема газогенератора на жидком топливе

Кроме установок такого типа могут быть использованы генераторы азота адсорбционного и мембранного типов. В первом случае азот получают с помощью веществ, поглощающих газы, входящие в состав воздуха, кроме азота. Во втором случае используются специальные фильтры, позволяющие получить газ с низким содержанием кислорода.
Помимо перечисленных источников инертного газа суда могут оснащаться системами, содержащими емкости с жидким азотом промышленного изготовления. Такой азот в газообразном состоянии может достигать чистоты 99,99% и содержания воды 5 частей на миллион (5 p.p.m.), что очень важно при тушении пожаров с грузами, для которых противопоказана влага. Азотные системы применяются на газовозах.

Скрубберы. Предназначены для эффективного охлаждения и очистки газа от твердых частиц и сернистых соединений. Вода подается от автономного насоса. Корпус скруббера имеет отверстия и смотровые ударотермостойкие стекла для осмотра и профилактики.

Магистральный трубопровод. Имеет патрубки, идущие к каждому грузовому танку. Каждый патрубок оборудован запорным клапаном для отключения танка от системы инертного газа. Запорный клапан снабжается устройством, исключающим возможность управления клапаном посторонним лицом.
Вводы трубопроводов подачи инертного газа в сухогрузные трюмы располагаются в нижней части защищаемых помещений, а вводы в грузовые танки - в их верхней части.
Диаметр трубопроводов не позволяет превышать скорость движения газа на любом участке, равную 40 м/с. Предусмотрены устройства подключения к внешнему источнику инертного газа.

Защитные устройства и арматура. Система инертного газа спроек­тирована так, что давление в ней не превышает пробного давления любого судового танка. В магистрали подачи инертного газа на палубе в зоне грузовых танков устанавливаются по меньшей мере два невозвратных устройства.
Одним их этих устройств является водяной запор, другим может быть обычный невозвратный клапан. Питание водяного запора обеспечивается двумя независимыми насосами.
Насосы автоматически включаются и заполняют водяной затвор при прекращении подачи газа. Водяной затвор предотвращает обратный поток паров углеводородов. На нем имеется смотровое отверстие и стекло для контроля за уровнем воды.

Устройства контроля и сигнализации. На напорной стороне венти­ляторов предусмотрены средства для постоянного контроля за показаниями температуры и давления инертного газа во время работы вентиляторов.
В посту управления грузовыми операциями установлены приборы постоянного контроля и регистрации давления в магистрали за водяным затвором и невозвратным клапаном, указанным выше, а также показания содержания кислорода в инертном газе.
На ходовом мостике также установлен прибор, показывающий давление инертного газа, а в центральном посту управления (ЦПУ) - прибор для показания содержания кислорода.

Предусматривается световая и звуковая сигнализация для указания:

1) низкого давления воды или низкой скорости потока воды к скрубберу;

2) высокой температуры газа;

3) содержания кислорода в газе более 8% по объему;

4) неисправности в подаче электроэнергии в системе автоматического управления клапана, регулирующего подачу газа, и к контрольным приборам;

5) низкого уровня воды в палубном водяном затворе;

6) высокого давления газа в системе;

7) достижения высокого уровня воды в скруббере;

8) неисправности вентиляторов инертного газа.

Для систем с газогенераторами предусмотрена световая и звуковая сигнализация, показывающая недостаточную подачу топлива, прекращение подачи электроэнергии к генератору и системам автоматического управления генератором. На рис. 3.10 приведена схема с генератором инертных газов.

Рис. 3.10. Схема системы с генератором инертных газов: 1 - электрогенератор; 2 - газовая турбина; 3 - запорный клапан; 4 - регенератор; 5 - трубопровод отвода газов в атмосферу; 6 - вентилятор; 7 - патрубки для присоединения шлангов; 8 - гидравлический затвор; 9 - осушитель; 10 - фильтр, 11 - охладитель, 12 - рефрижераторная установка; 13 - насос забортной воды; 14 -скруббер; 15-топливная форсунка

Схема системы с генератором инертных газов

Система порошкового тушения

Первые системы порошкового пожаротушения появились в 60-х годах на специализированных судах, предназначенных для перевозки сжиженных газов или химических продуктов, которые при пожаре нельзя тушить водой.

Система порошкового тушения включает в себя: станцию, где размещаются резервуары с порошком, баллоны с газом-носителем и распределительный коллектор; посты тушения, трубопроводы и арматуру для пуска системы и подачи порошка к постам. Пуск осуществляется с любого поста тушения. Система приводится в действие не более, чем за 30 с после открытия пускового баллона у наиболее удаленного поста тушения.

Станции порошкового тушения. Располагаются за палубой грузовых отсеков при условии, что длина палубы не превышает 150 м. Система порошкового тушения должна иметь не менее двух независимых станций, за исключением газовозов с вместимостью грузовых отсеков менее 1000 м 3 , где может иметься одна станция. Станция обеспечивает раздельную и одновременную работу всех постов.

Пост порошкового тушения. Каждый пост порошкового тушения состоит из баллонов для дистанционного пуска системы, а также либо из ручного ствола, жесткого накручивающегося рукава длиной не менее 33 м, либо из лафетного ствола. Все оборудование поста, кроме лафетного ствола, хранится в водонепроницаемом ящике или шкафу. Каждый пост имеет инструкцию по вводу системы в действие.

Резервуары, трубопроводы и арматура. Резервуар в нижней части имеет устройство, обеспечивающее проход газа в резервуар и препят­ствующее проникновению порошка в газовую магистраль.
Вытеснение порошка из резервуара и его распространение по трубопроводам осуществляется газом-носителем, в качестве которого, как правило, используется осушенный азот, реже - углекислый газ и сжатый воздух. На рис. 3.11 показана система порошкового тушения фирмы «Тоталь».

Система включает в себя резервуар 10 для хранения 750 кг огнетушащего порошка, два баллона 1 для хранения азота под давлением 170 кгс/см 2 , распределительный коллектор 18, от которого к четырем постам порошкового пожаротушения 23 отходят индивидуальные распределительные трубопроводы 20. Пост порошкового пожаротушения представляет собой герметично закрываемый ящик, в котором размещается упругий резиновый рукав (внутренний диаметр - 32 мм) со стволом-пистолетом 24 производительностью 3,5 кг/с и пусковой баллон 26 с азотом.
Рукав хранится свернутым восьмерками во избежание заломов при его разворачивании. Длина рукава - 30 м. Для пуска системы в действие открывают клапаны 27 я 29. Азот из баллона по трубопроводу 22 поступает к механизму 2 открытия головок азотных баллонов и пневмоприводу одного из кранов 19, установленных на трубопроводе, подводя­щем сухой порошок к тому посту, на котором вскрыт пусковой баллон 26.

Под давлением азота головки баллонов 1 открываются, и находящийся в них азот через редукционный клапан 7 поступает в резервуар 10. Трубопровод 8 устроен так, что основная часть азота поступает в резервуар через расположенные на днище невозвратные клапаны 11. Струи азота, проходя через порошок, вызывают его барботаж (взрыхление азотом), чем значительно улучшают текучесть порошка.

В качестве невозвратных клапанов 11 используют резиновые пластинки, прикрывающие входные отверстия для азота в резервуар и препятствующие проникновению порошка в трубопровод 8. Иногда применяют стаканы из пористого материала, пропускающего азот, но задерживающего частицы порошка.

Процесс наполнения резервуара азотом до рабочего давления, равного 14 кгс/см 2 , продолжается около 15 с. В течение этого времени, благодаря открытым концам трубок 9 давление в трубопроводе 13 соответствует давлению в резервуаре 10. Когда давление в трубопроводе 13 становится равным 14 кгс/см 2 , автоматически открывается подпружиненный клапан 14, и азот, пройдя в пневмопривод крана 15, открывает его.

Смесь азота с порошком через сифонную трубу поступает в коллектор 18, имеющий диаметр 80 мм, а затем через открытый ранее кран 19 - в распределительный трубопровод к посту 23, с которого было произведено включение системы. После открытия крана 31 смесь азота с порошком по рукаву 25 поступает к стволу-пистолету 24, снабженному запорным устройством, закрывающим проход ствола в нерабочем состоянии.

Схема системы порошкового пожаротушения использующей установку PL-750 фирмы Тоталь

Рис. 3.11. Схема системы порошкового пожаротушения, использующей установку PL-750 фирмы «Тоталь»: а - станция пожаротушения; б - трубопроводы на открытой палубе; в - пост порошкового пожаротушения, где:

1 - баллоны со сжатым азотом емкостью по 50 л каждый;
2 - механизм открытия головок баллонов;
3 - невозвратный клапан;
4, 17, 27, 29, 30 - запорные клапаны;
5 - манометр;
6 - запорный клапан, находящийся постоянно открытым;
7 -редукционный клапан;
8, 13 - трубопроводы сжатого азота;
9 - открытый конец трубы;
10 - резервуар для порошка;
11 - невозвратный клапан выпуска азота;
12 -предохранительный клапан;
14 - подпружиненный клапан, открывающийся при достижении рабочего давления в резервуаре;
15 - запорный клапан с пневмоприводом;
16 - запорный кран, находящийся постоянно открытым;
18, 28 -коллекторы;
19 - запорные краны с пневмоприводом;
20 - распределительный трубопровод для транспортировки порошка;
21 - трубопровод продувания системы азотом,
22 - трубопровод дистанционного пуска системы;
23 - пост порошкового пожаротушения;
24 - ствол-пистолет;
25 - рукав;
26 - баллон со сжатым азотом емкостью 3 л;
31 - кран.

К противопожарному снабжению относятся пожарные рукава с присоединенной арматурой для воды и раствора пенообразователя, ручные пожарные стволы, переносные пенные комплекты и огнетушители, огне­тушители пенные вместимостью более 45 литров (на колесах), метал­лические ящики с песком или опилками, покрывала, комплекты пожарного инструмента, комплекты снаряжения для пожарных. Ниже подробно рассмотрены переносные (ручные) огнетушители и снаряжение пожарных.

Типы переносных огнетушителей

Требования к морским переносным огнетушителям (marin portable fire extinguisher) определены Резолюцией А.602(15) ИМО. Классификация морских ручных огнетушителей, согласно данной Резолюции, приведена в табл. 3.1.

Согласно данной резолюции ручным считается огнетушитель, управляемый с рук, масса которого не более 23 кг.

Конструкция огнетушителя должна позволять быстро приводить его в действие и он должен быть удобен в обслуживании.

Ручные огнетушители выбрасывают огнегасящее вещество посредст­вом внутреннего давления. Это давление может быть получено путем хими­ческой реакции (реакция кислоты или щелочи), путем выпуска сжатого газа, находящегося в специальном картридже внутри корпуса огнетушителя и, наконец, давлением газа, постоянно сохраняемым в корпусе.

Грузовое устройство танкера

Грузовое устройство танкера

На танкере все грузовые операции производятся грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках.

Грузовое устройство танкера представляет собой целый комплекс специальных устройств и систем. В него входят:

  • трубопроводы;
  • грузовые насосы;
  • зачистная система;
  • система подогрева груза;
  • система мойки танков сырой нефтью;
  • система инертных газов и газоотводная система;

Трубопроводы

Для погрузки и выгрузки жидкого груза на нефтеналивных судах устанавливается специальная грузовая система, состоящая из приемной и разгрузочной магистралей (рис. 6.82).

Приемный (всасывающий) трубопровод прокладывается в грузовых танках. Каждый грузовой насос имеет отдельный магистральный трубопровод, от которого в определенную группу танков идут приемные отростки, запираемые клапанами или клинкетами. Такая проводка всасывающего трубопровода позволяет независимо принимать и откачивать несколько различных сортов нефтепродуктов.

Разгрузочный (напорный) трубопровод начинается у грузовых насосов вертикальными трубами, идущими на верхнюю палубу. Дальше магистраль прокладывается по палубе и от нее к бортам идут отростки, к которым при погрузке и выгрузке присоединяют подаваемые с берега гибкие шланги или стендера терминала. Палубные магистральные трубопроводы соединяются вертикальными трубами (стояками) с магистральными трубопроводами, проложенными в танках.

На танкерах устанавливаются различные системы грузовых линий, однако следует отметить основные три системы:

  • кольцевую
  • линейную
  • переборочно-клинкетную

Палубный трубопровод танкера

Кольцевая система (рис. 6.83) - эта система, применяемая на танкерах небольших размеров с двумя продольными переборками и с двумя насосными помещениями - носовым и центральным. Два насосных отделения разделяют грузовые танки на 3 самостоятельных группы с самостоятельными палубными трубопроводами, позволяющими без риска смешения грузить три сорта груза.

Насосные отделения располагаются обычно в средней части танкера. Используются, как правило, поршневые насосы. Недостатком системы является множество перемычек и трудность при зачистке танков, расположенных в корму от насосного помещения, при дифференте танкера на корму.

Кольцевая грузовая магистраль и Линейная грузовая магистраль танкера

Линейная система (рис. 6.84) - применяется с использованием центробежных насосов, расположенных в насосном помещении в кормовой части танкера, позади всех грузовых танков. Грузовых линий может быть две, три, четыре - в зависимости от величины и конструкции танкера. На каждой из них имеется самостоятельный грузовой насос и замыкается группа танков. Линии и замкнутые на них группы танков могут сообщаться и разобщаться клапанами, которых должно быть не менее двух. Таким образом обеспечивается перевозка различных сортов груза, помещенных в разные группы танков.

Переборочно-клинкетная - система отличается от двух предыдущих тем, что в грузовых танках не прокладываются трубопроводы. В переборках у днища вырезаются отверстия, закрывающиеся специальными задвижками. При погрузке и выгрузке груз перетекает через эти отверстия из танков в танк, где устанавливаются грузовые и зачистные трубопроводы, вблизи от насосного помещения. Эту систему называют еще системой свободного потока (FREE FLOW).

На всех этапах перегрузочных операций необходимо управлять движением груза по судовым трубопроводам. Это управление осуществляется с помощью клинкетных задвижек или клапанов. Наибольшее распространение на танкерах получили клапаны системы баттерфляй, с вертикальной или горизонтальной осью поворота тарелки.

Трубопроводы и клапаны подвергаются гидравлическому испытанию на непроницаемость давлением воды, равным полуторному рабочему давлению, подъем его производят медленно грузовым насосом. Отсутствие течи свидетельствует о герметичности трубопроводов и клапанов.

Управление грузовыми клапанами, как правило, осуществляется дистанционно с применением гидравлических систем, получивших широкое применение.

Грузовые насосы

Грузовые насосы (рис. 6.85). Для выгрузки на танкере имеется 3-4 грузовых насоса. Они располагаются в нижней части насосного (помпового) отделения, само отделение находится между машинным отделением и грузовыми танками. Широкое применение на танкерах получили грузовые насосы центробежного типа, которые имеют ряд достоинств - простота конструкции, малый вес и габариты, большая производительность. В качестве зачистных насосов на подавляющем большинстве танкеров используются поршневые насосы.

В качестве насосов, подающих сырую нефть к моечным машинкам грузовых танков, должны использоваться грузовые насосы или насосы, специально предусмотренные для этой цели.

Система подогрева груза

Система подогрева груза (рис. 6.86). Нефтеналивные суда, перевозящие вязкие нефтепродукты, имеют систему подогрева груза. Подогрев нефтепродуктов производится для понижения вязкости, что облегчает их перетекание. Система подогрева имеет вид змеевиков из стальных труб, по которым пропускают пар. Змеевики укладываются по всему днищу танка на высоте около 10 см от него. Клапаны для управления системой подогрева груза выведены обычно на палубу.

В процессе подогрева груза герметичность змеевиков контролируется через спускной краник. Если из краника идет чистая вода, а затем пар - змеевик исправен. Если из краника идет конденсат, загрязненный нефтью - это сигнал о неисправности системы. В зимнее время система должна осушаться от конденсата после использования.

Грузовой насос - Система подогрева груза

Система мойки танков сырой нефтью

Система мойки танков сырой нефтью состоит из:

  • цистерн для моющего раствора
  • сбора и хранения нефтепродуктов
  • палубных трубопроводов для подачи моющего раствора к моечным машинкам
  • насоса
  • подогревателя
  • переносного оборудования

Мойка всех или части танков необходима перед сменой груза, перед постановкой танкера в док, для проведения ремонта. Также мойка танков производится под чистый балласт, с которым судно приходит в порт погрузки и который может быть слит за борт в портовых водах.

Мойку танков производят специальными моющими машинками с вращающимися соплами. Машинки для мойки танков сырой нефтью должны быть стационарными и иметь конструкцию, одобренную Регистром (рис. 6.87). Включение каждой машинки должно осуществляться с помощью запорного клапана. Число и расположение моечных машинок должно обеспечивать эффективную мойку всех горизонтальных и вертикальных поверхностей танков.

Существует два типа моечных машинок:

  • непрограммируемые с двумя насадками;
  • программируемые с одной насадкой;

Машинки с двумя насадками не программируются и всегда выполняют за определенное время полный цикл работы. Машинки для мойки танков приводятся в действие нефтью от грузовых насосов, которая воздействует на лопастное колесо, поэтому для эффективной мойки необходимо обеспечить правильное давление в линии. Для зачистки предпочтительнее использовать эжектор.

Программируемые машинки с одной насадкой могут быть настроены на мойку определенных участков танка за 4 цикла и позволяют изменять угол подъема или опускания сопла с дискретностью 1.2, 3 и 8.5°.

Для мойки танков могут использоваться и переносные моечные машинки. Для подсоединения переносных моечных машинок к моечной магистрали используют специальные резиновые шланги. Машинки опускаются в танк через специальные моечные лючки, расположенные в верхней части танка. Эти машинки могут устанавливаться на различной высоте танка и весьма эффективны на завершающей стадии мойки танка.

Мойка танков осуществляется по замкнутому циклу, т. е. моечную воду собирают в одном или двух отстойных танках (Slop Tanks). Длительность мойки, а также необходимость использования горячей воды и химикатов, определяют согласно Руководству по мойке танков (Tank Cleaning Guide).

Мойка сырой нефтью допускается только при исправно работающей установке инертных газов. Ни один танк не может быть промыт сырой нефтью без заполнения его инертным газом с содержанием кислорода не более 8% по объему.

Схема стационарной моечной машинки и ее управление на палубе танкера

Отработанная моечная вода после отделения от воды в одном из Slop Tank может быть удалена за борт с использованием системы контроля за содержанием нефти в воде (ODM - Oil Discharging Monitoring).

После мойки танков сырой нефтью необходимо весь моечный трубопровод промыть забортной водой в отстойный танк, затем вентиляцией довести содержание кислорода до 21%, снизить до требуемых уровней концентрации взрывоопасные и отравляющие вещества/газы.

Зачистная система

Под зачисткой грузовых танков понимают процесс удаления с днища, стенок и набора слоя нефтеостатков после того, как слит основной груз. После выгрузки нефтепродуктов в танках остается около 1% груза, что зависит от грузовой и зачисткой систем, наличия подогрева, конструкции судна.

Существуют три способа очистки поверхностей грузовых танков нефтеналивных судов:

  • ручной
  • механизированный
  • химико-механизированный

Это разделение условно, так как при каждом из этих способов используют в той или иной мере ручной труд.

Ручной способ - это низко производительный способ, требующий много времени и средств. Порядок зачистки грузовых танков при этом следующий. После прокачки холодной забортной водой каждый танк подвергается пропариванию паром в течение нескольких часов. Когда температура в танках снизится до 30-40 °С, их вентилируют и посылают двух мойщиков, которые скатывают горячей водой (30-45 °С) все поверхности танков из шлангов. Мойщики должны быть полностью одеты в защитную одежду и использовать шланговые или изолирующие дыхательные аппараты.

Механизированный способ осуществляется водой, которая в танки подается под давлением через специальные моечные машины. Мойка осуществляется в основном забортной водой различной температуры или растворами моющих средств.

Химико-механизированный способ - это очистка танков теми же средствами, что и при механическом способе, но вместо воды используют различные моющие средства.

Зачистная система включает насосы объемного типа, центробежные самовсасывающие насосы или эжекторы; должна быть оборудована клапанами, позволяющими отключать любые танки, не подвергающиеся зачистке.

Для эффективного контроля работы зачистной системы предусмотрены индикаторы уровня и средства ручного замера уровня в танках.

Газоотводная система

Если во время приема балласта, загрузки либо внутренних перемещений балласта или груза внутреннее давление поднимается выше контрольного уровня, то танк может разорвать. Если внутренне давление падает ниже атмосферного, то танк может сложиться внутрь, что приведет к таким же катастрофическим последствиям.

Интенсивные испарения нефтепродуктов, особенно легких сортов, изменение объемов груза при резких колебаниях температур воздуха и воды обуславливают необходимость оборудования грузовых танков газоотводными системами (рис. 6.88). Газоотводные трубы делают таким образом, чтобы в них не могли застаиваться вода и нефть. В наиболее низких участках трубы должны иметь спускные краники, а верхние отверстия закрываться защитными колпаками для предохранения от попадания атмосферных осадков. На трубах, идущих от каждого грузового танка, должны быть установлены огнепреграждающие конструкции. Их назначение - препятствовать попаданию пламени от горящего танка в соседние.

Газоотводная система снабжается дыхательными клапанами (давление/вакуум), работающими в автоматическом режиме (рис. 6.89). Назначение этих клапанов — поддерживать определенное давление в танке. До начала погрузки дыхательные клапаны газоотводной системы (давление/вакуум) должны открываться.

По окончании грузовых операций дыхательные клапаны устанавливаются в автоматический режим. Для предотвращения попадания паров нефтепродуктов в судовые помещения необходимо перед погрузкой иллюминаторы, двери, ведущие в эти помещения, плотно закрыть. Систему кондиционирования воздуха переключить на работу по замкнутому циклу.

Общая газоотводная труба и Клапан давления/вакуума

Системы инертного газа (СИГ)

Грузовые танки заполняются инертным газом для того, чтобы предотвратить взрыв или пожар в грузовых танках. Объясняется это тем, что в инертном газе низкое содержание кислорода. СИГ производит инертный газ с содержанием кислорода, обычно не превышающим 5% от общего объема. Грузовые танки должны быть инертизированы, когда в них находится груз нефти, грязный балласт либо когда они пустые после выгрузки, но не дегазированные. Содержание кислорода в атмосфере танка не должно превышать 8% по объему с положительным давлением газа не менее 100 мм водяного столба. Если судно было дегазировано, то до погрузки танки должны быть инертизированы. В процессе мойки сырой нефтью инертизация танков обязательна.

Читайте также: