Максимальные обороты двигателя ваз 2109

Обновлено: 04.05.2024

Регулировка оборотов холостого хода на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторами Солекс

На карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуемые обороты холостого хода 750-800 оборотов в минуту.

При этом они должны быть стабильны (без частых пропусков зажигания и «троения»). Регулировку оборотов холостого хода двигателей с карбюраторами 2108, 21081, 21083 Солекс рекомендуется проводить раз в полгода или при возникновении проблем с работой двигателя.

Подготовительные работы

Перед проведением регулировки как минимум необходимо удостоверится в исправности свечей зажигания, высоковольтных проводов, крышки трамблера, «бегунка», правильности установки момента зажигания, отсутствия подсасывания постороннего воздуха в карбюратор, исправности бензонасоса.

Помимо этого следует прогреть двигатель до рабочей температуры (80-90 гр) и полностью открыть воздушную заслонку карбюратора, утопив рукоятку «подсоса» до упора.

Отключать и глушить трубку подающую разрежение от карбюратора к вакуумному регулятору опережения зажигания не обязательно. Хотя после регулировки оборотов холостого хода можно снять ее со штуцера на корпусе вакуумного регулятора и проверить есть ли в ней разрежение при работе двигателя на холостых. При правильно отрегулированных оборотах разрежения там быть не должно или должно ощущаться очень легкое.

Необходимые для регулировки оборотов холостого хода инструменты

Регулировка холостого хода карбюраторного двигателя

Пускаем двигатель. Включаем дальний свет фар и печку.

Самым простым способом регулировки оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс (2108, 21081, 21083) является вращение винта «количества» топливной смеси.

Более точная настройка предполагает дополнительную регулировку состава топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя.

За это в карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс отвечает винт «качества» топливной смеси.

Для начала можно выставить изначальное положение винтов «качества» и «количества» карбюратора. Это 3 полных оборота от упора винта «качества», винтом «количества» следует выставить минимальные обороты коленчатого вала – 600-700 об/мин.

На следующем этапе необходимо выставить максимальные обороты холостого хода, используя только винт «качества» топливной смеси.

Добиваемся этого медленным вращением его против часовой стрелки.

Для этого, опять же медленно, заворачиваем его по часовой стрелке.

Если не удается сразу добиться нужной частоты вращения коленчатого вала, проводим регулировку еще раз.

Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс выполнена.

Примечания и дополнения

Техническая характеристика автомобиля ВАЗ 2109. Расчет скоростной характеристики двигателя. Передаточное число главной передачи. Номинальные обороты


Автомобиль движеться в результате действия на него различных сил. Это силы, движущие автомобиль и силы, оказывающие сопротивление его движению. Основной движущей силой является сила тяги, к ведущим колесам. Она возникает в результате работы двигателя и взаимодействия ведущих колес с дорогой.

Для определения силы тяги используют скоростную характеристику двигателя, т.е. зависимость эффективной мощности Ne и эффективного крутящего момента Ме от угловой скорости коленчатого вала.

Внешняя скоростная характеристика двигателя, получается при полной нагрузки двигателя, т.е. при полном открытии дроссельной заслонки. Считают что мощность и момент являются лишь функцией угловой скости, остальные факторы влияющие на нее не учитываются.

При отсутствии экспериментальной зависимости используют эмпирические формулы, позволяющие по известным значениям ωN и Nmax построить всю кривую.

Находим эффективную мощность

где Nmax- максимальная мощность при 5600 об/мин.

для карбюраторных коэффициенты;

Все результаты сведены в таблицу 1.

Находим эффективный момент,

Рис 1. График внешней скоростной характеристики

2.Построение графиков силового баланса и динамической характеристики

Тяговой характеристикой автомобиля называется зависимость силы тяги на ведущих колесах от скорости движения на различных передачах.

Тяговая характеристика позволяет быстро определить максимальное значение силы тяги на ведущих колесах, которая может быть обеспечена при данной скорости движения автомобиля, поскольку она рассчитывается по наибольшей для данной частоты вращения коленчатого вала мощности двигателя. Следовательно, тяговая характеристика оценивает предельные тяговые возможности автомобиля в фактическом интервале скоростей его движения.


При построении графиков силового баланса для различных передач и скоростей движения автомобиля рассчитывают значения составляющих уравнния силового баланса:

Тяговое усилие на ведущих колесах определяют из выражения, Н:

где rд - динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимаем равным rст, м.

Вторую составляющую силового баланса - силу суммарного дорожного сопротивления определяют по формуле, Н:


где G=gm - полный вес автомобиля, Н; g= 9.8I м/с 2 - ускорение свободного падения.

В расчетах не учитывается влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качению, в связи c чем полагают Y=const.

Для ВАЗ-21083 G=9,81*1370=13439,7Н, а при заданном Y=0,019 Р=0,019*1370*9,81=255,35 Н.


Сила сопротивления воздуха, Н: где F - лобовая площадь, м 2 ; v- скорость автомобиля, км/ч.

Лобовая площадь может быть определена по чертежу автомобиля, а при его отсутствии - приближенно по выражению:

Сила сопротивления разгону, Н:


где d - коэффициент, учитывающий влияние инерции вращающихся масс; j - ускорение автомобиля в поступательном движении, м/с 2 .

При построении и анализе графиков силового баланса величина Pj не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия PТ и суммы сопротивлений движению (PY+Pw).


График силового баланса и все последующие строят в функции скорости автомобиля v, км/ч, которая связана с частотой вращения вала двигателя n зависимостью:

где rk - радиус качения колеса, м, равный при отсутствии проскальзывания статическому радиусу rст.


Динамический фактор автомобиля D определяется для различных передач и скоростей движения по формуле:

Переменные по скорости величины PТ,Pw и Dрассчитывают по формулам, сводят данные расчетов в табл.2 и строят по ним графики силового 6aланca и динамической характеристики.

Ваз 2109: максимальная скорость и другие характеристики

Ваз 2109 максимальная скорость

Ваз 2109 максимальная скорость которого составляет 150 км/ч, станет темой этой статьи. Дело в том, что на Ваз 21093 максимальная скорость разная и все зависит от модификации и объема двигателя.
Мы проведем краткий обзор автомобиля, приведем его преимущества и недостатки.

Знакомство

Максиальная скорость ваз 2109

Максиальная скорость ваз 2109

Ваз 2109 – автомобиль переднеприводный. В отличие от своей соплеменницы «восьмерки», «девятка» рассматривается, как более солидная и стильная машина.
Наличие пяти дверей уже говорит в пользу авто, идеального варианта для человека семейного. Ваз 2108 больше в почете у одиночек (этим и объясняется увлечение тюнингом на «восьмерке» под спортивный вариант).

Примечание. Несмотря на менее экспрессивный внешний вид, Ваз 2109 не избежал участи быть именован, как «зубило», в виду характерных клиновидных обводов кузова.

Особенности

Важные моменты, касающиеся «девятки»:

  • С 1987 стал выпускаться Ваз 2109, но про удачный выход пока речи быть не может;
  • Так называемую, «удачную» модификацию автомобиля выпускают только в 1990 году. Естественно и цена на нее уже другая, повыше;
  • Уникальности новой модификации Ваз 21093 придает отдельный сегмент передней части;
  • Что касается интерьера салона, то и в этом плане автомобиль выполнен лучше предшественника: оснащен более стильной приборной панелью, наделенной тахометром и даже маршрутным компьютером.

Максимальна скорость по приборам ваз 2109

Максимальна скорость по приборам ваз 2109

Примечание. Бортовой компьютер на Ваз 2109 напоминал об оставленном, забытом в замке ключе, непристегнутых ремнях и так далее.

  • Самое же значимое изменение между модификациями касалось динамических показателей двигателя. Улучшается топливная экономичность, но это никак не сказывается на мощности и максимальной скорости, которые в разы повышаются (на первой модификации Ваз 2109 скорость равнялась 148 км/ч, а теперь стало 156 км/ч);
  • Стандартная «девятка» оснащалась карбюраторным силовым 4-цилиндровым агрегатом на 1,3 л. Мощность мотора составляла 65 л.с. Загруженная на полную «девятка», могла разогнаться до сотки за 18 с, а максимальная скорость составляла 156 км/ч;
  • Новый рестайлинг произошел после 97-го года, когда вместо 1,3-литрового двигателя, стали устанавливать 1,5-литровый. Этот агрегат уже выдавал 72 л.с. и у него был лучший результат по разгону с места.

Максимальная скорость ваз 21093i

Максимальная скорость ваз 21093i

Примечание. В дальнейшем эта версия уже и стала стандартной. Разве что появляется новая версия с инжекторным агрегатом, но опять 1,5-литровым.

Если максимальная скорость «девятки» не устраивает

Владельцами отечественных каров, по статистике, сегодня является большая часть россиян. Объяснить такой расклад легко.
Наши автомобили практически неприхотливы и практичны. Они не требуют дорогих запчастей, а ремонт ВАЗ можно производить самому, даже в чистом поле, без помощников.

Максимальная скорость которую выжимали на ваз 2109

Максимальная скорость которую выжимали на ваз 2109

  • В первую очередь надо исследовать автомобиль. Провести генеральную уборку, исследуя кузов, багажник, салон. Дело в том, что лишний хлам никак не может помочь в наращивании автомобилем скорости. Это действительно мешает передвижению и снижает динамические показатели.

Примечание. Что касается мелких недочетов на кузове, прямо не влияющих на скорость, то со временем они могут перерасти в глобальную коррозию, отрицательно скажущеюся на несущей конструкции.

Максимальная скорость на ваз 2109

Максимальная скорость на ваз 2109

  • Дальше надо будет исследовать состояние шин. Дело в том, что низкая скорость вызывается недостаточным давлением в шинах.
    Так, если они приспущены, мотору приходится развивать уже совершенно иную мощность, большую. Силовой агрегат «девятки» уже работает не как обычно, а на преодоление препятствий.
    Все это отрицательно сказывается не только на максимальной скорости, но и на расходе топлива.

Примечание. Рекомендуется также модернизировать подвеску автомобиля. В частности, если поставить газовые амортизаторы, то они гораздо лучше справятся со своими обязанностями.
Если водитель часто ездит в городских условиях, то ему резон поставить укороченные пружины, что обязательно скажется на уменьшении дорожного просвета, а это, в свою очередь, на увеличении скорости.

  • Можно сделать лучшим разгон транспортного средства, если заняться КПП. Коробка Ваз 2109 далека от идеала, это точно и никто не спорит.
    Наблюдаются большие провалы между передачами, мешающие нормальному техническому разгону. В данном случае помочь сможет полная переборка КПП, с последующей установкой спортивного распредвала.

Примечание. Как известно, ряд в спортивном распредвале более короткий и такая модернизация позволит значительно уменьшить провал между скоростными передачами (особенно между 1-ой и 2-ой). Однако, есть и свои минусы. В частности, на Ваз 2109 с установленным спортивным рядом станет труднее ехать в гору, чем раньше.

  • Двигателю надо уделить максимальное внимание. В данном случае надо будет его доработать.
    Так, прирост скорости может дать, к примеру, правильно настроенный карбюратор или общая современная прошивка БУ силового агрегата. Кроме того, значительно повысит скорость и установка турбокомплекта.

Примечание. С установкой турбокомплекта проблем не будет, так как сегодня турбины продаются в каждом большом автомагазине и видов их предостаточно. Следует знать, что турбины различаются по мощности наддува и на «девятку» устанавливать турбину поповышенной мощности не стоит, ввиду слабого кузова, который не справляется с такой нагрузкой.

Турбирование двигателя

Максимальная скорость на ваз 2109 и ее увеличение

Максимальная скорость на ваз 2109 и ее увеличение

Сегодня эта процедура является все популярнее. В многочисленных журналах, на форумах этот вопрос обсуждается постоянно, предлагается множество способов, как такое сделать, в том числе и собрать турбину своими руками.
В итоге увеличиваются общие возможности мотора, повышается скорость.
По сути, турботюнинг является увеличением показателей мощности штатного силового агрегата, что происходит из-за установки, так называемого, турбо-кита. Турбирование – это особый вид тюнинга, направленный на усиление главной движущей силы машины.
Этот самый турбо-кит можно устанавливать на любой мотор, в том числе и на Ваз 2109.
Процесс установки турбо-кита сводится к следующему:

  • В «нутро» автомобиля монтируется комплект определенных и стандартизированных компонентов: турбокомпрессор, интрекуллер, выпускной коллектор и так далее;
  • После модернизации двигателя, тюнингу подвергаются и другие части авто, такие как тормозная система, ходовая, КПП и так далее;
  • Обязательно вносятся изменения в некоторые механизмы подвески, так как ни один специалист не сможет предугадать поведение автомобиля на поворотах после проведенного тюнинга.

Компрессор и его установка

Чтобы усилить двигатель, на Ваз 2109 можно установить и компрессор. Это тоже популярный способ поднятия мощности. Механический нагнетатель, как называют компрессор, подходит именно для Вазовских моделей.

Примечание. Как и в случае с турбиной, проведение тюнинга, методом установки компрессора, не проводится без осуществления общего процесса. Другими словами, надо обязательно подходить к установке с комплексной точки зрения.

Компрессор или турбонаддув

Среди тюнеров силового агрегата Вазовских моделей выбор почти всегда падает на компрессор, так как метод данный намного проще осуществить.
Вот некоторые особенности:

  • В некоторых случаях повысить мощность мотора получится даже с минимальными доработками двигателя, что в случае с турбонаддувом просто невозможно;
  • Компрессор имеет привод, который будет соединяться непосредственно к коленвалу. Таким образом, компрессор способен закачивать воздух в цилиндры при минимальных оборотах силового агрегата, без задержки и увеличивать давление строго пропорционально оборотам двигателя.

Примечание. Многие компрессоры даже не потребуют вмешательства в штатную систему смазки и охлаждения, как в случае установки турбины.

  • Турбина увеличивает подачу ВТ смеси, а это, в свою очередь, повышает эффективность работы двигателя. Но подобная доработка недешево стоит, у нее много сложных моментов. Одна только установка выпускного коллектора и настройка турбины чего стоит.

Примечание. Кроме того, сама турбина будет нуждаться в постоянной подаче масла под давления, а это негативно сказывается на двигателе.

  • Компрессор таких недостатков лишен. Именно по этой причине он и популярен среди тюнеров;
  • Интересно то, что по принципу работы оба устройства схожи, однако турбина функционирует под воздействием выхлопных газов, а компрессор приводится в движение непосредственно от коленвала (об этом подробно выше). Получается, что компрессор значительно эффективнее турбины даже на низких оборотах за счет зависимости давления от оборотов силового агрегата.

Примечание. У компрессора есть и свои недостатки. В частности, это несколько меньший приост мощности, по сравнению с тем, что дает турбина, меньшая эффективность на высоких оборотах и больший расход топлива.

Установка компрессора экспериментальным методом

Компрессор получится установить двумя путями: экспериментальным и методом приобретения Кит-комплекта.
Экспериментальный метод подразумевает следующее:

  • Берем какой-нибудь компрессор от иномарки (он должен подходить по показателям и теххарактеристикам);
  • Учитывает все: габариты, вес, объем и так далее;
  • Учитываем также то, потребует ли компрессор подвода ОЖ и имеет ли собственную независимую систему смазки;
  • Дальше определяем общую концепцию будущего двигателя, в зависимости от расчетной мощности: как будет проведен крепеж, какие доработки ДВС потребуются и т.д;
  • Потом обеспечиваем пайпинг и подбираем/проводим необходимый чип-тюнинг.

Как видим ниже, минусов у данного подхода гораздо больше.

Плюсы этого метода Минусы
«Девятка» приобретет новый и эксклюзивный вид Сложность и дороговизна проекта
Проведя этот метод, владелец всегда может похвастаться удачно примененными решениями Сложности, связанные с экспериментальными решениями
Есть возможность внедрения индивидуальных решений Обязательная доработка отдельных элементов системы
Обязательное задействование сторонних специалистов, способных грамотно подобрать под индивидуальный проект комплектующие
Любой просчет при проведении этого метода грозит губительными поломками силового агрегата Ваз 2109

Установка готового комплекта

Второй метод выглядит намного привлекательнее.Что такое Кит-комплект?
Это уже полностью готовый набор,позволяющий осуществить тюнинг двигателя. Включает он в себя сам компрессор, который уже расчитан для Ваз 2109 и адаптирован под него.
Кроме того, в комплекте идут необходимые для подсоединения и настройки комплектующие. Плюсов у этого решения много, но главным, пожалуй, является то, что владелец сам может, своими руками, провести установку.
При этом, монтаж может осуществляться, опять же, двумя способами:

  • Методом установки кит-комплекта с компрессором от иномарки, полностью адаптированному к Ваз 2109;
  • Методом установки кит-комплекта, собранного в Китае вместе с комплектующими и продаваемый официально.

Таким образом, увеличение максимальной скорости автомобиля Ваз 2109 – дело возможное и популярное. В процессе проведения работ будет кстати посмотреть тематический видео обзор, изучить фото – материалы, схемы. Инструкция тоже не будет лишней.

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011)

ВАЗ 2109 (Лада Самара), в народе - девятка, является пятидверным хетчбеком, продолжателем линейки Samara. Его разработали в 1987 году взяв за основу трехдверный хетчбек ВАЗ 2108. Сама же девятка стала основой для создания ВАЗ 21099.

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011)

Автомобиль получил широкую популярность распространение благодаря стремительному дизайну, неплохим, по тем временам, моторам, а также практичному пятидверному кузову. Все это, помноженное на невысокую стоимость, а также широкий выбор запчастей сделали ВАЗ 2109 очень привлекательным. Эта привлекательность передалась и ее последователю ВАЗ 2114. В противовес восьмерке, на движки 2109 инжектор ставили серийно (силовой агрегат 2111).

Помимо инжектора, на 2109 устанавливали карбюратор с рабочим объемом 1.1 л, 1.3 л и 1.5 л. Такие движки можно увидеть если заглянуть и под капот 2108.

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011) 3

В статье мы рассмотрим сами движки для ВАЗ 2109, их характеристики и слабые стороны.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2108

Движок 1.3 является базовым для восьмерки, его разработали с нуля, и конструкционно у них с движком 21011 1,3 л. нет ничего общего. Этот движок стал основой при создании силовых агрегатов для установки на семейство Самара имеющих рабочий объем 1,1 л., 1,5 л. Это рядный движок карбюраторного типа, имеет 4 цилиндра и верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень.

Относительно ресурса движка справедливо будет сказать, что аккуратная и спокойная эксплуатация, правильное и постоянное обслуживание позволят превысить официальные 120 тыс. км и ресурс может составить 180-200 тыс. км.

В части минусов, наиболее часто отмечают следующие. Довольно быстро изнашиваются детали охлаждающей системы. Потребуется частая замена масляного фильтра и регулировка клапанов. Нередко возникают течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Следует отметить и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» вообще, и ЭПХХ в частности.

В случае обрыва ремня ГРМ может гнуть клапаны. Также, со временем, могут возникнуть проблемы с зажиганием и троение двигателя. Кроме того, из-за проблем с зажиганием, двигатель может детонировать. Еще одной причиной этого может быть низкооктановое некачественное топливо. О детонации говорит дым черного цвета, выходящий из выхлопной трубы и потеря мощности.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21081

Движок ВАЗ 21081 1,1 л. является аналогом силового агрегата 2108 1.3. Однако имеет коленвал меньшего хода, и как следствие пониженную тягу. Это рядный двигатель карбюраторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала, и ремень в приводе ГРМ. Что касается ресурса, то обеспечив аккуратную эксплуатацию и качественное обслуживание, можно рассчитывать на официальные 125 тыс. км.

Разница между 21081 и 2108 обусловлена уменьшенным ходом поршня и как следствие сокращенным рабочим объемом. Кроме того разница в более низком по сравнению с 2108 блоке цилиндров.

Движок ВАЗ 081 встречается редко, так как шли такие двигатели на экспорт. Наверное, это и к лучшему, так как это откровенно хилый агрегат. Также следует помнить, что в случае обрыва ремня ГРМ, движок может гнуть клапаны. ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21083 Данный движок, является прародителем актуальных силовых агрегатов для Лада, он стал основой для 16 клапанных движков 2112, 124, 126 для Приоры, 127, 114, 116, 194 для Калины.

Заменой данному двигателю стал этот его же вариант инжекторного типа. ВАЗ 2108 1,5 л. является рядным двигателем карбюраторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень, при обрыве которого движок клапана не гнет.

Если говорить о слабых сторонах двигателя, то нужно упомянуть следующие. Необходимо регулировать клапана. Быстро изнашиваются детали охлаждающей системы. Потребуется частая замена масляного фильтра и регулировка клапанов. Нередко возникают течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Следует отметить и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» вообще, и ЭПХХ в частности.

Могут обламываться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки. Кроме того двигатель может стучать, это говорит о необходимости регулировки клапанов. Движок может троить, и в этом случае причину нужно искать в клапанах, забитом карбюраторе или неисправной электрике.

ДВИГАТЕЛЬ 2114 / 2111

Движок ВАЗ 2111 который в народе именуют 2114, в целом является восемьдесят третьим движком. Однако в отличии от 21083 на 2114 используется инжектор, а не карбюратор. Кроме того для 2114 характерно наличие плавающего пальца шатуна и иного распредвала. Наконец, 2114 обладает большей мощностью. Движок ВАЗ 2114 1,5 л. рядным, инжекторным, с четырьмя цилиндрами, имеет верхнее расположение распредвала, в приводе ГРМ используется ремень. При этом при обрыве ремня движок клапана не гнет.

В части недостатков отмечают следующие. Необходимо регулировать клапана, быстро изнашиваются детали охлаждающей системы, требуется частая замена масляного фильтра, проблемы с уплотнением клапанной крышки, топливным насосом и датчиком-распределителем. Могут ломаться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки. Кроме того нередко начинают плавать обороты. Двигатель может троить. Зачастую двигатель не прогревается до нужной рабочей температуры. Проблема, скорее всего, в термостате. Кроме того двигатель может стучать и шуметь, как правило из-за неотрегулированных клапанов.

Лада 2109 Куколка › Бортжурнал › Разогнать девятку до 200 км/ч – легко. И уменьшить расход!

Почти каждый день, пролистывая бортжурналы различных автомобилей ВАЗ, я натыкаюсь на статьи, где пишут «завалил стрелку спидометра…», «разогнал до 200, мог бы и больше, но КАМАЗ помешал…» или «…ехал наравне с БМВ, по спидометру и по GPS было 205…». Даже не только в интернете, наверное у каждого из нас есть такие знакомые, которые утверждают аналогичные вещи. Результат споров с такими людьми чаще всего — уставшие от жестикуляции пальцы. Дабы внести в разговор весомые аргументы, предлагаю провести научное исследование, которое подтвердит, а может и опровергнет мою точку зрения, а именно: максимальная скорость ВАЗ 2108/2109 около 150 км/ч. А как вы считаете? Может действительно конструкторы автоВАЗа сами не знают, на что способны их автомобили? Проверим?
Предлагаю написать эту статью так, как она бы была написана в конце семидесятых годов, когда автомобиль ВАЗ 2108 был в состоянии разработки. Для полноценного ощущения тех годов, все изображения в этом материале будут черно-белыми и искусственно состаренными.

Часть первая: Максимальная скорость
Как известно, именно сопротивление воздуха ограничивает максимальную скорость. Говорят, что на скорости 45 км/ч сила сопротивления воздуха становится ощутимой, на фоне других сил сопротивления движению, а уже на скорости 60 км/ч ее величина больше всех сил сопротивления вместе взятых. Предлагаю проверить, как именно ведет себя воздушный поток, огибающий автомобиль, и что же не так с формой хэтчбека? Арендовать аэродинамическую трубу – непозволительная роскошь, поэтому создадим аналогичную продувку машины, только на компьютере. Для начала детально воссоздадим трехмерную модель автомобиля в конструкторской программе. Поскольку «девятка» и «восьмерка» имеют одинаковые силуэты кузова, а разница лишь в количестве дверей, нет принципиальной разницы, какую из них создавать. Остановимся на более практичной ВАЗ 2109.

Дворники, решетка радиатора, противотуманные фары, элементы подвески и силового агрегата, все это в каком-то роде влияет на аэродинамику, и программа это нам покажет. Стоит упомянуть, что расчет проводится для абсолютно стокового автомобиля, без «занижения» и без «подвально-спортивного» обвеса.

Первый раз продуем автомобиль со скоростью 60 км/ч. Запускаем большое количество невесомых шариков в воздух и смотрим на характер огибания:

Как видно на рисунках, -трехмерное представление воздушного потока тяжело воспринимается человеком, далекому от аэродинамики. Гораздо нагляднее будет выглядеть воздушный поток, проходящий ровно посередине автомобиля:

На рисунке отчетливо виден «срыв» потока воздуха с задней кромки крыши. Этот срыв образует под собой область пониженного давления, которая охватывает всю заднюю часть автомобиля. Из-за низкого давления, за «лядой» автомобиля образуется завихрение, значительно ухудшающее аэродинамические характеристики автомобиля. Преобразуем невесомые шарики в векторное представление скорости воздушных масс:

На верхней части рисунка видно, как передняя часть автомобиля «грубо» рассекает воздух. Угол наклона решетки радиатора и фар слишком слабый, чтоб плавно откинуть верхнюю часть потока воздуха. «Антикрыло» на переднем бампере также не лучшим образом влияет на обтекаемость. К углу наклона лобового стекла претензий нет, — поток плавно перетекает с капота на прозрачную деталь. Однако резкий переход с лобового стекла на крышу как бы срывает поток воздуха вверх, тем самым создавая воздушные возмущения.
На нижней части рисунка видно, как потоки воздуха, а с ними пыль и грязь, идущие из-под нижней части автомобиля, засасываются вверх к заднему стеклу, в зону низкого давления. Этим и объясняется моментальное засорение заднего стекла, в спасение которого и призван задний дворник. Примечателен тот факт, что на Самарах первых годов выпуска отсутствовал задний дворник, хотя инженеры изначально знали о проблеме.

Пограничные потоки воздуха были построены программой автоматически. Для сравнения проведем аналогию с настоящим автомобилем, побывавшем в аэродинамической трубе, -картинки похожи. Скажу комментарий, — компьютерная модель показывает большее количество точек, хотя эти точки компьютер выбирал сам, считая их «наиболее интересными».

Помните такую картину: Едете вы километров шестьдесят в час в дождливую погоду, а капли падающие на боковое стекло текут не вниз, как это кажется естественным, а вверх, от зеркала заднего вида к крыше? Это явление происходит от восходящего пограничного слоя воздуха, стремящегося к верхней части автомобиля, в зону пониженного давления, что отчетливо видно на рисунке.
Анализируя картину аэродинамики, можно сделать простой вывод: встречный воздух как бы упирается в переднюю часть автомобиля, тем самым тормозя его, а в том месте, где получается разрежение, в районе дверцы багажника, воздух как пылесос пытается «засосать» автомобиль назад.
Далее было принято решение провести расчет от 10 до 200 км/ч, с шагом 10 км, а результат усилия воздуха, и мощности затрачиваемой на его преодоление, занесем в таблицу.

Как видно из таблицы, при скорости 100 км/ч, расходуется всего лишь 21 лошадиная сила, но при увеличении скорости вдвое, количество лошадиных сил возрастает почти до 156! Это объясняется тем, что сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости, а затрачиваемая мощность – ее кубу. Для наглядности переведем числовые значения таблицы на два графика:

Как видно переделывать придется слишком много, особенно если учесть, что высота автомобиля Lancia всего 84 см, а дверь у нее – откидываемое вверх лобовое стекло.
Второй вариант – установка роторно-поршневого двигателя (РПД), разработанного на заводе ВАЗ. Эти двигатели имеют совершенно иную конструкцию, в которой нет привычных для нас поршней и механизма ГРМ. Такие двигатели развивали мощность порядка 150 л.с., однако их малый ресурс и высокий расход топлива не дали массовости таким двигателям. Девятки с РПД выпускались мелкосерийно, однако мощности хватало, чтоб разогнать эту машину почти до 200 км/ч.
Третий вариант самый простой, но самый опасный: ехать впритык за автомобилем в зоне пониженного давления. Таким образом, автомобиль, идущий впереди вас, будет рассекать воздух вместо вас. Способ вполне достижимый в реальной жизни, однако, впереди идущий автомобиль должен быть гораздо более мощным, чем ваш, и желательно как можно менее обтекаемым, чтоб создать достаточную область разрежения позади себя. К тому же опасность кроется именно в непосредственной близости этого автомобиля, ведь на таких скоростях любой песок на дороге станет такой помехой, что сможет снизить резко скорость километров на 20 в час, создав аварийную ситуацию вам, ведь вероятность въехать в него «клювом» своего автомобиля очень велика.
Конечно же, ни один из способов не стоит воплощать в жизнь, поскольку они все незаконны: в первом и втором случае – внесение изменений в конструкцию автомобиля, что без регистрации в ГАИ является нарушением. В третьем способе – отсутствие необходимой дистанции, и как следствие создание аварийной ситуации.
Как видно по графикам, с повышением скорости, возрастает и потребляемая автомобилем мощность, а с ним и расход топлива. Выходит, чем медленней едешь, тем экономичней. Но это не совсем так… Но как же тогда получается, что при скорости 90 км/ч, расход минимальный? Предлагаю разобраться!

Часть вторая: Минимальный расход
Наверное, все согласятся, что чем больший вес автомобиля, тем больший у нее расход. К примеру, у среднестатистической микролитражки фирмы «D» расход за городом составляет порядка 5,5 литра на сто километров, а большой джип фирмы «H», может не вписаться даже в 15 литров. Это объясняется тем, что меньшая масса автомобиля способствует меньшим потерям, таким как трение шин, трение в коробках передач, меньшим нагрузкам на двигатель, при разгоне или езде на подъем. Значит, если у вас с другом абсолютно одинаковые автомобили, но с разным объемом двигателя (у вас, к примеру, 1,2 литра, а у друга какой-нибудь атмосферный V8 на 4 литра), то расход за городом должен быть одинаковым. Но это не так, и сейчас я попытаюсь объяснить почему.
Немного теории. Любой автомобиль рассчитан на определенные динамические характеристики. Самая дешевая малолитражка никогда в жизни не сможет состязаться с автомобилем среднего класса, как по максимальной скорости, так и по разгону. Двигатели с маленьким объемом всегда работают в более «напряженных» условиях, чем двигатели с большим объемом, поскольку их мощность невелика, и их приходится чаще «выкручивать». Но как бы это не казалось странным, но именно на высоких оборотах (три-четыре тысячи оборотов в минуту) с большой нагрузкой, удельный расход топлива на каждую лошадиную силу будет меньшим. Предположим, что у Вас «девятка», мощностью всего 64 л.с., а у Вашего друга такая же «девятка», только ее мощность около 120 л.с. Вы едете с ним на скорости 90 км/ч. У Вас эта скорость будет сопоставима со средним нажатием на педаль газа, а у вашего друга со слабым, потому что потребляемая мощность у Вас составит, к примеру третью часть мощности, а у друга — лишь седьмую (теоретически). При более открытом дросселе у Вас, цилиндры будут более эффективно наполняться, и как следствие, Ваш двигатель будет работать налучших режимах, чем у вашего друга, и Ваш расход будет значительно меньше. Посмотрим на график расхода топлива, при различном открытии дроссельной заслонки у автомобиля ВАЗ 2109 (применимо ко всем объемам двигателя).

Как видно, при маленьком открытии дроссельной заслонки, расход топлива на каждую лошадиную силу в час будет максимальным. Более того, самая минимальная величина расхода топлива на каждую лошадиную силу будет при полностью открытой дроссельной заслонке при оборотах равных 4000 (!). При повышении оборотов, вступает в силу экономайзер мощностных режимов и эконостат, которые как с ведра льют бензин в двигатель, чтоб получить, хоть на несколько лошадиных сил большую мощность. Именно поэтому раскручивание двигателя выше 4000 нецелесообразно.
Поскольку на скорости 90 км/ч сопротивление воздуха достаточно велико, снизимся до 60 км/ч. Двигатель мощностью 64 л.с. будет ехать на слабо открытом дросселе, а двигатель со 120-ю лошадками вообще на минимально открытом. Снова выигрыш в расходе за вашим двигателем. Казалось бы, двигатель работает на худших условиях, чем при скорости 90 км/ч, тем более уже едем не на пятой «экономичной», а на четвертой, значит, расход должен быть больше, но это не так! Дело в том, что на скорости 90 км/ч двигатель должен выдавать 16 л.с., а на скорости 60 всего 6. Не смотря на то, что двигатель работает в худших условиях и потребление топлива на единицу мощности больше, разница в выдаваемой мощности настолько велика, что делает целесообразней ехать именно с меньшей скоростью.
Конечно, гораздо эффективнее сделать двигатель объемом пол литра, и ехать даже на третьей передаче. Мощности у такого двигателя будет мало, открыта заслонка будет почти полностью, и автомобиль будет ехать еще экономичнее. Однако с таким двигателем невозможно будет разогнаться быстрее, его мощности не хватит для обгона или чтоб подняться на крутую горку. К тому же ресурс такого двигателя будет гораздо меньшим, чем вашего, а количество издаваемого шума – невыносимо высоким.

Как видно из графика, минимальный расход бензина на девятке составляет чуть меньше шести литров на сто километров, при езде 55-60 км/ч. На меньшей скорости двигатель работает на очень плохих режимах, с низкой частотой вращения коленчатого вала, а в цилиндрах большие насосные потери. На скоростях больше 60 км/ч расход начинает расти. Пятая передача приходит на помощь лишь при 90 км/час, тем самым экономя бензин. Ниже 90 км/ч использовать пятую нецелесообразно. Более того, пятая передача уступает четвертой во всем диапазоне скоростей, — она слишком длинная, чтоб двигатель мог развить максимальную мощность, а с ней и наибольшую скорость. Это и объясняет отсутствие пятой передачи на первых «восьмерках», так как ее влияние на максимальную скорость равно нулю, а экономия поначалу показалась инженерам не существенной.
Суть не в числовых значениях графика, у каждого из вас они (значения) могут отличаться в ту или иную сторону, однако принцип остается неизменным. Для подтверждения моих расчетов приведу пример из журнала «АвтоРевю» сентябрь 2014 года, стр. 27, там описывались диаграммы расхода бензина на разных автомобилях с применением разных октановых чисел и на разных скоростях. Во всех случаях расход на 60 км/ч всегда меньший.

Высокие обороты двигателя на холостом ходу ваз 2109 инжектор

Неприятностей у владельцев переднеприводных ВАЗов хватает за все время эксплуатации машины. Одна из наиболее докучливых – высокие обороты холостого хода, причем, на уже прогретой машине. Данная проблема обычно вызывает досаду, поскольку причин её возникновения слишком много, а поиск их непрост.

Перечислим их.

  • Самая основная – неполадки или отказ датчика массового расхода воздуха.
  • Не реже случается поломка регулирующего клапана холостого хода.
  • Датчик положения коленвала, выдающий неправильную информацию блоку управления, также может стать корнем высоких или плавающих холостых оборотов.
  • Виной может стать еще датчик положения дроссельной заслонки.
  • Бывает, что по каким-либо причинам не возвращается педаль газа назад до конца. Причем, это происходит как из-за банального нарушения работы троса, так из-за совсем смешного – например, после мойки автомобиля так застелили коврик водителя, что кончик коврика стал задевать педаль.
  • Сильно засорен воздушный фильтр. Из-за этого смесь для сгорания получается слишком обогащенной бензином, опять-таки имеют место высокие обороты во время холостого хода.
  • Слетел трос с дроссельной заслонки.
  • Неисправность датчика температуры двигателя. Он выдает «мозгам» автомобиля неправильные значения, те повышают скорость коленвала, думая, что мотор холодный.

Как видим, перед нами целый лес самых разных причин того, почему появляются высокие обороты! Далее мы подробнее рассмотрим самые характерные, плюс наиболее часто встречающиеся неполадки, связанные с описываемой проблемой. Заодно разберемся, как их устранять своими руками.

Пути устранения «болячки»

Если случилась такая неприятность, искать, какой узел виноват, нужно аналитически, проверяя все указанные датчики


Для начала рассмотрим следующий вариант исправления проблемной ситуации. Предположим, обнаружились высокие обороты у ВАЗ 2110. Осмотр подозреваемых на предмет неисправности узлов показал, что датчик положения дроссельной заслонки имеет следы ржавчины. Расположен он непосредственно над дроссельной заслонкой. Измерения вольтметром показали, что при работе мотора вхолостую напряжение на нём остается высоким – значит, он не закрывает заслонку.

Как устранить неисправность? Для этого нам понадобится только отвертка. Приступаем к осуществлению процедуры.

  • Отсоединив клеммную колодку, а также открутив два винта, демонтируем узел.
    Замечаем, что следы ржавчины внутри мешают ходу колесика, регулирующего положение заслонки.
  • Наполняем внутренности дефектного прибора проникающей аэрозолью против ржавчины.
  • Отверткой для разработки прокручиваем колесико.
  • Сборку производим в обратном порядке.

Проверяем, высокие ли теперь холостые обороты двигателя. Проблема должна устраниться.

Теперь разберем иной случай. Скажем, имеем завышенные обороты на холостом ходу у ВАЗ 2114. Вот что мы делаем, столкнувшись с данной ситуацией.

При выяснении обстоятельств исследуемой проблемы проверяем первоначально всегда работу датчика холостого хода. Данный прибор состоит из иглы, встроенной внутрь электромагнитной катушки. Игла либо задвигается внутрь катушки, отодвигаясь от отверстия дроссельного патрубка, либо выдвигается, закрывая это отверстие, тем самым прекращая подачу воздуха для сгорания смеси.

Данный элемент расположен у дроссельной заслонки, напротив троса педали газа. Для его диагностики выдергиваем из него клеммную колодку, заводим автомобиль, после чего видим, что у нас по-прежнему высокие обороты двигателя не изменились на холостом ходу. Тогда снимаем данный дефектный узел, затем производим его чистку либо замену. Для работы берем:

  1. отвертку;
  2. зубную щетку;
  3. бензин.

Начинаем.

  • Откручиваем два винта. Достаем сломанный узел.
  • Подсоединяем к нему проводку. Включаем зажигание. Если игла прибора на ощупь немного задвинулась внутрь катушки, то он исправен.
  • Если игла не реагирует при подаче электрического тока, отмываем прибор с помощью зубной щетки бензином.
  • Сборку делаем в обратном порядке.

Когда не удается своими руками восстановить работоспособность этого узла, лучше приобрести новый. Тем более, что стоимость запчасти невелика.

Другие пути исправления

Конечно, рассмотренными вариантами не исчерпываются возможные пути исправления того недостатка, когда замечены высокие обороты именно на прогретом двигателе. Для дальнейшего изучения наиболее распространенных ситуаций, разберем случай с неисправностью датчика массового расхода воздуха.


Данный прибор отвечает за подачу правильных порций воздуха для сгорания смеси, а также подает данные блоку электронного управления об этих порциях, чтобы блок соразмерил подаваемые порции бензина.

Диагностику этого узла можно произвести следующим образом. Необходимо отключить клеммную колодку от нашего регулятора массового расхода, а затем завести двигатель, после чего надо проехать на оборотах коленчатого вала выше 2000 об/мин. скоро

При этом автоматически запускается аварийный режим, порции смеси теперь рассчитываются лишь по положению заслонки. Если ощущения показали, что автомобиль с отключенным датчиком стал динамичнее, чем с подключенным, то неисправность данного узла очевидна. на прогретом двигателе ваз 2110 2114 Для его замены возьмем следующие инструменты:


  1. отвертка крестовая;
  2. отвертка плоская.
  • Заглушив мотор, отключаем провода от датчика массового расхода воздуха.
  • Ослабив хомут, снимаем шланг на впускной трубе.
  • Демонтируем дефектный прибор, открутив два болта.
  • Производим замену прибора.
  • Сборку делаем, двигаясь по пунктам назад.

Вот так устраняется данная причина высоких оборотов.

Почему-то не помогло


Теперь разберем еще такую ситуацию. Автовладелец поменял, например, датчик холостого хода, при этом стали высокими обороты коленвала, либо по-прежнему все равно остались повышенными.

Причины подобного неприятного явления могут быть следующими.

  • Скорее всего, автолюбитель делал замену просто так, наобум, авось перестанет слишком быстро крутить. Реальное положение вещей говорит о том, что неисправность нужно искать в другом месте.
  • Если это датчик не совсем нового образца, у него есть регулировочный болт, возможно, необходимо его подкрутить, чтобы настроить проблемный узел. Современные клапаны холостого хода при их установке не нуждаются ни в какой дополнительной настройке. Однако, например, если у Приоры замечены высокие обороты на холостом ходу, то у данного авто можно поискать регулировочный винт.
  • Не исключено, что новая запчасть оказалась бракованной.
  • Неправильно установлена новая запчасть.

Здесь, пожалуй, перечислены все корни явления.

Поговорим о стоимости

Далеко не всем под силу такого типа ремонт, как даже переустановка какого-нибудь датчика. Хотя основные трудности вызывает не столько подмена одного из датчиков, участвующих в процессе, сколько именно диагностика истоков завышения частоты вращения коленчатого вала при работе вхолостую. Ведь мы выяснили, что поиск причин данной болезни усложняется их разнообразностью.

Если же автолюбитель решит обратиться к мастерам СТО с просьбой найти причину высоких оборотов двигателя, производимых на холостом ходу, то стоимость диагностики по крупным городам РФ будет такой.

ГородСтоимость
Москва700 руб.
С-Петербург650 руб.
Екатеринбург500 руб.
Самара500 руб.
Краснодар550 руб.

Поскольку цена манипуляции невысокая, то если автовладелец сомневается в успехе собственноручной диагностики, он может смело обращаться на СТО.

По ходу статьи мы рассмотрели основные варианты решения распространенной проблемы. Теперь, если автолюбитель столкнется с проявлением завышенной частоты вращения коленчатого вала вхолостую, он уже будет знать, как поступать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Двигаюсь на пятой передаче,спидометр показывает 80 км/ч,а вот на тахометре 3000 об/мин и на слух тоже понятно,что тахометр не врет,соответственно при увеличении скорости растут и обороты(110 км/ч - 4000 об/мин)Это не нормально - ответили все кому объяснял,но ни кто не может сказать почему и что делать.

Автомобиль: ВАЗ-21083 1,5 ,инжектор(самоделкин)

P.S.:Пробуксовки сцепления вроде бы нет.

2 Ответ от Kirey 2011-01-28 19:27:26

Главная передача у тебя 4,13 или 4,33 вместо стандартной 3,9.

3 Ответ от MADFooT 2011-01-28 19:31:33

Есть еще такие данные,может внесет ясность:

скорость каждой передачи на 3000 об/мин:

4 Ответ от DjSator 2011-01-30 20:38:00 (2011-01-30 20:41:28 отредактировано DjSator)

Есть еще такие данные,может внесет ясность:

скорость каждой передачи на 3000 об/мин:

1- 30

2- 40

3- 50

4- 70

5- 80

5 Ответ от salavinka 2011-01-31 11:17:57

У меня чем больше скорость, тем больше врет спидометр, лучше по GPS навигатору смотреть

6 Ответ от Evil 2011-01-31 11:52:14 (2011-01-31 11:53:20 отредактировано Evil)

У меня стрелка лежит четко на шкале 90 и 2.5, а иногда скорость может быть

80-85, а тахометр ровно на 2.5. Сцепа не буксует.

7 Ответ от Kirey 2011-01-31 17:31:33

Есть еще такие данные,может внесет ясность:

скорость каждой передачи на 3000 об/мин:

1- 30

2- 40

3- 50

4- 70

5- 80

Судя по этим данным, помимо нестандартной ГП, стоит ещё и какой -то ряд (ессно также нестандартный). Вскрытие покажет.

8 Ответ от MADFooT 2011-02-01 21:35:54

Я то же так думаю.Я с ребятишками на тольятинском форуме беседовал-они предположили,что это может быть ГП 4.1 и 7 или 18 ряд.А что бы это узнать точно нужно отвалить

2000 российских рублей-"это только за работу. " -сказал мастер

9 Ответ от Егерь 2011-02-02 00:52:50

Забей, поставь шестую_)

10 Ответ от MADFooT 2011-02-02 19:17:49

И на всякий случай 7-ю,мало ли чего. =)

Ребята, а есть данные на сколько врет тахометр?

Тахометр врать не может,а если и может,то незначительно т.к. на слух очевидно,что обороты высокие да и по скорости видно,что пятая должна быть гораздо позже.

11 Ответ от Roman 2011-02-12 10:48:44

У меня КПП 4ступ. двиг 1,1 Там помоему ГП 4.1 ряд не помню. На 4 передаче 3000 об. показывает 90км/ч проверял по GPS вроде не врет, тахометр электронный.

12 Ответ от angtar 2011-02-13 05:40:28

13 Ответ от Артём 2011-07-25 05:42:50 (2011-07-25 05:44:43 отредактировано Артём)

Знатоки, и кто в курсе подскажите пожалуйста. Авто 21099 инж. 2004 г.в. пробег 61 т.к.

Проблема в следующем - раньше при оборотах в 3т. скорость на 5 примерно 120 км/ч., сейчас 100 км/ч, а 120 уже только где то на 3,5т обротов. Тяговитость у мотора тоже снизилась. Чтобы разогнаться приходиться крутить другие передачи выше чем обычно. Сцепление не буксует. Когда отпускаю педаль газа (накатом), обороты падают попорционально скорости, т.е. как будто так и надо (100 км/ч при 3 т.о.).

14 Ответ от Evil 2011-07-25 06:20:47

Что-то с инжектором, наверное, со смесью.

15 Ответ от Артём 2011-07-25 06:33:01

Что-то с инжектором, наверное, со смесью.

С чего начинать, что проверить первое? Денег нет на сервис ехать.

16 Ответ от vilatik 2011-07-25 08:13:10 (2011-07-25 08:14:01 отредактировано vilatik)

Так насколько я понимаю не может быть при оборотах, скажем 3 тысячи и 5-й передаче скорость меняться, поскольку это механика. Для того и существуют различные ряды и главные пары. Если бы можно было менять "на ходу" соотношение оборотов двигателя и скорости, тогда зачем тюнинг КПП? Кстати, ссылка выше на калькулятор КПП подтверждает мои слова. Единственное звено, которое отключает двиг от трансмиссии это сцепление. Хотя может ли оно проскальзывать на приличных скоростях - не знаю.

17 Ответ от Артём 2011-07-25 08:24:22 (2011-07-25 08:24:47 отредактировано Артём)

Так насколько я понимаю не может быть при оборотах, скажем 3 тысячи и 5-й передаче скорость меняться, поскольку это механика. Для того и существуют различные ряды и главные пары. Если бы можно было менять "на ходу" соотношение оборотов двигателя и скорости, тогда зачем тюнинг КПП? Кстати, ссылка выше на калькулятор КПП подтверждает мои слова. Единственное звено, которое отключает двиг от трансмиссии это сцепление. Хотя может ли оно проскальзывать на приличных скоростях - не знаю.

Я тоже не могу понять, что к чему, может спидометр или тахометр накрылся или какой-нибудь датчик?

18 Ответ от Артём 2011-10-25 08:41:02

В общем виноват спидометр, что было установлено при помощи навигатора.Тяговитость поправил промывкой инжектора.

Собственно осталось починить спидометр (показывает меньше чем на самом деле).

Читайте также: