Момент затяжки гбц 5a fe тойота королла

Обновлено: 17.05.2024

Установка головки блока цилиндров

а) Установите новую прокладку головки блока цилиндров, учитывая положение направляющих на блоке.

б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров.

Примечание: перед установкой нанесите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под головки болтов.

  • Момент затяжки — 29 Нм


Если при затяжке болта не достигается требуемый момент, замените болт.

Примечание: болты крепления головки блока имеют различную длину 90 мм и 108 мм. При установке будьте внимательны, не перепутайте их.

г) Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя (стороне, противоположной отбору мощности) краской, как показано на рисунке.

д) Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, довернув их на 90°.

е) Снова подтяните все болты в отмеченной выше последовательности еще на 90°.

ж) Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения.


2. (4A-FE, 5A-FE) Опустите двигатель подъемником.

3. Соберите распределительный вал впускных клапанов.

а) Закрепите распределительный вал в тисках, зажав его за шестигранный участок.


Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.

б) Установите следующие детали:

(1) пружину шестерни распределительного вала,

(2) вспомогательную шестерню,

(3) волнистую шайбу.


в) Щипцами установите стопорное кольцо.


г) Введите технологические болты (А) и (В) в установочное отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала.

д) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и совместите отверстия ведомой шестерни распределительного вала и вспомогательной шестерни, после чего установите технологический болт (С).

Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.


4. Установите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.

Внимание: при установке распределительных валов, необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.

А. Установите распределительный вал выпускных клапанов.

а) Нанесите консистентную смазку на торцевые поверхности распределительного вала.

б) Положите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров таким образом, чтобы установочный штифт располагался несколько правее вертикальной оси распределительного вала, как показано на рисунке. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров в равной степени нажимают на толкатели соответствующих клапанов.


в) Удалите остатки старого герметика.

г) Нанесите герметик на крышку №1 подшипника распределительного вала, как показано на рисунке.


д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).


е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов.

  • Момент затяжки — 13 Нм


з) Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.


ж) С помощью подходящей оправки, установите сальник распределительного вала.


  • - Сальник должен быть установлен как показано на рисунке.
  • - Сальник устанавливается в расточку головки блока до упора.

Б. Установите распределительный вал впускных клапанов.

а) Установите технологический штифт распределительного вала выпускных клапанов таким образом, чтобы он находился чуть выше кромки головки блока цилиндров, как показано на рисунке.


б) Нанесите консистентную смазку на упорные (торцевые) поверхности распределительного вала.

в) Введите в зацепление шестерни распределительных валов впускных и выпускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на этих шестернях.

Примечание: на шестернях распределительных валов имеются также "метки газораспределения" или метки ВМТ; не путайте их с установочными метками.


г) Удерживая шестерни в зацепленном виде, уложите распределительный вал впускных клапанов в постели опор. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров равномерно нажимают на толкатели соответствующих клапанов, что облегчает монтаж распределительного вала.

д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).


е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов крышек подшипников распределительного вала.

  • Момент затяжки — 13 Нм


з) Снимите технологический болт, соединяющий вспомогательную и основную шестерни распределительного вала впускных клапанов.


и) Установите крышку 1-го подшипника распределительного вала впускных клапанов стрелкой вперед (в сторону привода ГРМ).


Внимание: если крышка 1-го подшипника не садится на место, отверткой переместите распределительный вал вперед-назад вдоль его оси.

  • Момент затяжки — 13 Нм


м) Убедитесь, что установочные метки шестерен распределительных валов выпускных и впускных клапанов. находятся в крайнем верхнем положении, а метки ВМТ ("метки газораспределения"), совпадают друг с другом, как показано на рисунке.


5. Проверьте и отрегулируйте зазоры в клапанах (см. раздел "Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах").

6. Установите стойку выпускного коллектора.

  • 4A-FE, 5A-FE — 40 Нм
  • болт А — 40 Нм
  • болт В — 44 Нм


  • Момент затяжки — 63 Нм


  • Момент затяжки — 13 Нм
  • Момент затяжки — 63 Нм
  • Момент затяжки — 33 Нм
  • Момент затяжки — 15 Нм

12. Установите защиту жгута проводов.

13. Установите масляный щуп в сборе с направляющей.

а) Установите новое кольцевое уплотнение на направляющую масляного щупа, нанеся на него немного мыльного раствора.

  • Момент затяжки — 10 Нм
  • Момент затяжки — 19 Нм
  • Момент затяжки — 30 Нм
  • болт крепления ко впускному коллектору — 19 Hм
  • болт крепления к блоку цилиндров — 40 Нм

18. Подсоедините впускной и выпускной шланги радиатора.

19. Подсоедините разъем датчика положения коленчатого вала.

20. Установите крышку воздушного фильтра с воздуховодом.

21. (4A-FE, 5A-FE) Подсоедините воздушный шланг электропневмоклапана системы кондиционирования.

22. Подсоедините вакуумный шланг аккумулятора паров топлива.

23. Подсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов.

24. Подсоедините вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

25. Подсоедините шланг перепуска воздуха гидроусилителя рулевого управления.

2. Капиталка лайт. Многа букаф. День второй.

Откручиваем от ГБЦ впускной коллектор. Пока я возился с маслонасосом, Мастер И рассухарил клапана и извлек колпачки, которые перестали быть резиновыми уже давно. Клапана извлечены и высталены на столе в строгой последовательности.

Маслонасос был отмыт, редукционный клапан извлечен и промыт. Поршень клапана из-за отложений не хотел вылазить. Пришлось снимать нагар ниже клапана лезвием. Поршень мажем, пялим на место, затем пружину, чашку и стопор. Готово. Собираем маслонасос. Болтики мажем фиксатором резьбы. По капле на каждый, не более.

Пока я где то ходил, Мастер И поставил его на место.
Потом настал самый ужасный и длительный процесс. Очистка клапанов от нагара. Если впускные очистились сравнительно легко и быстро, то с выпускными пришлось попотеть. Для этого использовалась вышеупомянутая насадка для дрели с латунной щетиной, собственно дрель и тиски. Зажимаем дрель в тисках и поперли чистить. На каждый клапан уходило минут по 15-25.
Чистили всяко разно, и так и эдак, и наждачкой и зажимали клапан в сверлильном станке и сделали из треугольного напильника скребок (обточили в виде пики). Короче пипец полный. Ну да ладно.

Далее притирка клапанов. Клеем к клапану на суперклей гайку на 17 от подвески какого то авто. Гайка с прессшайбой с обной стороны. И длинной головкой на 17 вручную притираем клапана. Так как раковин почти не было, притирали именно вручную. Мастер И притирал. И еще по той причине, чтоб клапана после притирки сильно не сели, то есть чтоб зазоры не уменьшились. (все равно уменьшились немного, как потом выяснилось)

Пока Мастер И притирал клапана, я отмывал поддон. Это тоже жесть. Часа 1,5 отмывал, извел кучу бензина.

Кстати камеры сгорания, привалочную поверхность ГБЦ и блока чистим всё теми же насадками на дрель. Брал набор из трех штук, пригодились все.
Потом моем ГБЦ и продуваем тщательно от всякой фигни. Особенно аккуратно нужно работать с притирочной пастой, тщательно ее вытирая после притирки каждого клапана, чтоб она нигде не осталась. Абразив как никак.
Далее ставим клапана на место, ложим сверху плотный картон и вдвоем переворачиваем ГБЦ, чтоб клапана не выпали.
После этого напяливаем МСК головкой на 10 и простукиваем слегка, чтоб сели до конца. Серые на впуск, черные на выпуск.
Далее засухарка.

ГБЦ готова к установке.
А пока берем вот эти шатунные вкладыши

И ставим их взамен старых.
Коренные не меняли, они в хорошем состоянии. Больше изнашиваются как правило шатунные, особенно верхние, так как на них действует ударная нагрузка при воспламенении.
Далее пялим на место вот эти кольца

Соблюдая верх-низ на втором компрессионном. Верх обозначен буквой Т. Первое компрессионное без разницы.
Сначала ставим сепаратор, потом нижний скребок, потом верхний, затем второе и наконец первое.
Потом мажем кольца маслом, выставляем замки на кольцах согласно схеме, одеваем обжимку, стягиваем и пялим в цилиндр.

Колено должно быть при этом в нижнем положении, чтоб потом снизу руками аккуратно притянуть шатун на своё место, одеть крышку и закрутить плотно, но пока не протягивать. Вкладыши при этом должны сидеть четко на своем месте без перекосов и не выпирая концами по сторонам.
И так с каждым поршнем по очереди.

Далее протягиваем крышки согласно мануала. Динамометрический ключ необходим.
После этого берем новую прокладку из ремкомплекта и ставим на место масло приемник. Мажем герметиком поддон предварительно обезжирев растворителем и очистив посадочное место на блоке и устанавливаем на место, аккуратно протягиваем по кругу в несколько проходов. Ставим на место "колокол" и лыжу. Опускаем машину. Снизу работы почти закончены.
Далее подготавливаем блок для установки ГБЦ.
Для этого нужно удалить масло и антифриз из отверстий, куда заворачиваются болты ГБЦ. Можно откачать шприцем с трубкой. Мы продували воздухом приложив тряпку, чтоб не брызгало вокруг.
ВНИМАНИЕ! ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Если этого не сделать, то при затяжке нужный момент будет достигнут, а ГБЦ не будет притянута. Либо поговаривают, что вообще можно блок расколоть, типа как гидравлический пресс получается.
До этого, пока Мастер И занимался ГБЦ, я располовинил коллектор и убрал оттуда масло.
Через сапун гонит. Надеюсь после ремонта такого не будет.

Далее ставим на место ГБЦ, мажем болты маслом, не забываем, что длинные со стороны выпуска и протягиваем по схеме динамометрическим ключом с моментом, указанным в мануале, по схеме в три прохода.
Далее ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! В мануале сказано, что после этого нужно каждый болт опять же по схеме протянуть еще на 90 градусов в один проход и потом еще раз на 90. ЭТО ОПАСНО, можно сорвать болты.
Тянул Мастер И, у него опыта хоть отбавляй. Тут нужно чувствовать. В один проход получилось протянуть на 90 градусов. Во второй проход только градусов на 60-70. Дальше он тянуть не стал, сказал что до упора. Вороток при этом не должен быть длиннее динамометра.

Всё, голова на месте.

Далее ставим на место стаканы тщательно их протерев и смазав маслом.

Следом устанавливаем РВ по меткам, равномерно не торопясь протягиваем бугеля по схеме. Самые первые бугеля ставим в последнюю очередь, после того как выкрутим болт из шестерни впускного вала. НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО НЕГО! Прокручиваем валы разводным ключом несколько раз, чтоб убедиться, что нигде ничего не закусывает и не мешает.

Дальше собираем ГРМ, подсоединяем на место все шланги, фишки и т.д. заливаем тех. жидкости, ставим крышку клапанов, свечи, провода, курим сигарету.
ТА-ДААААМ!
Садимся в машину, нажимаем кнопку (у меня кнопка вместо ключа) и крутим пару раз стартером при вытащенном заранее предохранителе EFI, чтоб прокачать масло.
Ставим предохранитель, снова крутим и…
Не заводится собака серая! Даже не схватывает! Проверяем все десять раз, хрен.
Да как так?! А вот так!
Какие версии?

Сделаю оговорку. Первым днем была суббота, 17.01.15. Второй день мы ковырялись целый день и так получилось, что и всю ночь. Не рассчитали немного. Ха! Самоуверенные блин. Очень много времени съела мойка и чистка.
Короче первое нажатие на кнопку было уже в шестом часу утра 19.01.15.
Мы просто валились с ног и работали из последних сил. Голова не соображает вообще, Все действия — чистый автомат.

Короче я готов был пнуть её ногой в колесо и уснуть прим на полу. Но машина должна завестись независимо ни от чего!
Вариант один! Демонтаж крышки клапанов, пристальное изучение сонным глазом меток.
Ага! Так и есть! Впускной распредвал вверх ногами! Мать его так! Мой косяк.
Мы так сильно хотели спать, что вскрытие, переустановка РВ и т.д. заняли минут 15.
Снова кнопка пуск и вуаля! Завелась! Ух!

Хочу выразить огромную благодарность Мастеру И за предоставление места для ремонта, помощь и потраченное время. Без него ничего бы не получилось.

Итог ремонта

После ремонта прошла неделя, проехал около 500 км.
Что сразу бросилось в глаза, это тяга на низах и более быстрый прогрев до рабочей температуры. Мотор крутится легче, маши стала резвее.
Но! Видимо где то подсос воздуха, так как плавают обороты. На выходных буду искать и устранять.
Так же закралось подозрение, что после притирки клапанов уменьшились зазоры. Через пару дней скинул крышку, промерял, так и есть. Впуск в пределах нормы, на выпуске только три клапана в пределах нормы, остальные 0,20, один вообще 0,15.
В субботу заехал, скинул РВ, промерял шайбы, нашел в магазине всего 4 нужных размеров, еще две бэушных подобрал у друга на СТО, остальные поменял местами. Привел зазоры на выпуске в норму и даже на впуске пару поменял местами. КОРОЧЕ НОРМ.
Двигатель стал работать ровнее. Поменял сегодня свечи, стало еще лучше. Осталось подсос воздуха устранить и будет вообще идеал для авто 1995 года.

По расходу топлива пока не могу ничего сказать, масло не должна жрать сто процентов.
Ну вот вроде и всё. Осилил. Может конечно чего и забыл.
Спрашивайте, буду рад помочь.
Кстати думал, что будет намного сложнее. Оказалось ничего сложного нет. Глаза боятся, а руки делают)

На запчасти потратил около 5000 рублей, остальное по мелочи не считаю. На работе сэкономил 12-14 тыс.
Кстати за регулировку клапанов тоже берут не хилую сумму. Вообще всё стараюсь делать сам.
Так что не бойтесь, кто сомневается) У вас тоже всё получится)

Замена ремня ГРМ на двигатели Toyota серии A 5a-fe, 4a-fe, 7a-fe

Замена ремня ГРМ на двигатели Toyota серии A 5a-fe, 4a-fe, 7a-fe

Снятие и установка ремня привода ГРМ Тойота (двигатели серии А). 1 - высоковольтные провода, 2 - ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления, 3 - шкив насоса охлаждающей жидкости, 4 - защита жгута проводки, 5 - жгут проводки, 6 - бачок омывателя, 7 - правая опора двигателя, 8 - крышка маслозаливной горловины, 9 - шланги системы вентиляции картера, 10 - уплотнительная шайба, 11 - крышка головки блока цилиндров, 12 - прокладка, 13 - ремень привода ГРМ, 14 - крышка ремня привода ГРМ №3, 15 - пружина ролика-натяжителя, 16 - кронштейн компрессора кондиционера, 1.7 - компрессор кондиционера, 18 - правая часть защиты двигателя, 19 - ремень привода компрессора кондиционера, 20 - ремень привода генератора, 21 - шкив коленчатого вала, 22 - крышка ремня привода ГРМ №1, 23 - направляющая ремня привода ГРМ, 24 - крышка ремня привода ГРМ №2, 25 - датчик CPS.

1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

2. Снимите правую часть защиты двигателя.

3. Ослабьте болт шкива насоса охлаждающей жидкости.

4. Снимите ремень привода генератора.

а) Отверните стяжной болт.

б) Отверните регулировочный болт и снимите ремень.

Снимите ремень привода

5. Снимите ремень привода компрессора кондиционера.

6. Снимите бачок омывателя.

7. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.

а) Отверните стяжной болт.

б) Отверните регулировочный болт и снимите ремень.

Снимите защиту жгута

8. Снимите защиту жгута проводки и отсоедините жгут.

9. Отсоедините высоковольтные провода.

10. Отсоедините шланги системы вентиляции картера.

11. Снимите крышку головки блока цилиндров.

12. Снимите крышку ремня привода ГРМ №3.

13. (4A-FE, 7A-FE) Отсоедините провод датчика давления в камере сгорания.

14. Снимите компрессор кондиционера, отсоединив разъем электромагнитной муфты, шланг и отвернув 4 болта крепления.

Снимите компрессор кондиционера

15. Снимите кронштейн компрессора, отвернув 4 болта крепления.

16. Отверните 4 болта и снимите шкив насоса охлаждающей жидкости.

17. Снимите крышку ремня привода ГРМ №2.

18. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия.

а) Проверните шкив коленчатого вала и совместите канавку на шкиве с меткой "О" на защитной крышке №1 ремня привода ГРМ.

Проверните шкив коленчатого вала

6) Убедитесь, что отверстие в шкиве привода распределительного вала совместилось с меткой на крышке его подшипника.

В противном случае проверните коленчатый вал на один оборот (360°).

19. Снимите шкив коленчатого вала,

а) Используя подходящее приспособление отверните фиксирующий болт шкива.

отверните фиксирующий болт шкива

20. Снимите крышку ремня привода ГРМ №1.

21. Снимите направляющую ремня привода ГРМ.

Вывесите двигатель

23. Отсоедините правую опору двигателя, отвернув 3 болта и 3 гайки крепления.

24. Снимите ремень привода ГРМ.

В случае повторного использования ремня, нарисуйте стрелку направления движения ремня (в сторону вращения коленчатого вала двигателя) и сделайте метки на ремне и шкивах, как показано на рисунках.

а) Отпустите болт крепления ролика-натяжителя, переместите его до упора влево и затем временно зафиксируйте его в этом положении тем же болтом крепления.

Отпустите болт крепления ролика

б) Снимите ремень привода ГРМ

25. Снимите натяжной ролик и натяжную пружину, вывернув полностью болт крепления натяжного ролика.


26. При необходимости, снимите зубчатый шкив коленчатого вала. В случае затруднений используйте 2 отвертки. Примечание: для предотвращения повреждения элементов блока цилиндров подложите ветошь

снимите зубчатый шкив

не допускайте попадания воды или масла на зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов и держите их в чистоте.

1. Установите зубчатый шкив распределительного вала (если был снят).

а) Совместите установочный штифт на носке распределительного вала с канавкой зубчатого шкива и насадите шкив на распределительный вал.

Совместите установочный штифт

б) Временно установите болт крепления шкива.

в) Удерживая распределительный вал за его шестигранную часть раз-водным ключом, затяните болт крепления шкива распределительного вала.

Момент затяжки. 59 Н м

2. Установите зубчатый шкив коленчатого вала (если был снят).

а) Совместите шпонку на коленчатом валу со шпоночной канавкой зубчатого шкива.

б) Насадите шкив на носок коленчатого вала до упора отбортовкой вовнутрь.

Насадите шкив на носок

3. Временно установите ролик-натяжитель с пружиной.

а) Закрепите ролик болтом, не затягивая его.

б) Установите пружину.

в) Оттяните ролик влево до упора и затяните болт;

4. Установите ремень привода ГРМ.

Двигатель 5A-FE

а)Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМI в конце такта сжатия.

Установите поршень 1-го цилиндра

- Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.

- Используя болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала, поверните коленчатый вал ‘и совместите синхронизирующие метки на зубчатом шкиве и на корпусе масляного насоса

поверните коленчатый вал

б) Установите зубчатый ремень ГРМ.

Предупреждение: двигатель должен быть холодным.

Примечание: в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.

Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов.

в) Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).

- Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика.


- Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.

- Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками на корпусе масляного насоса (для > шкива коленчатого вала) и на крышке подшипника распределительного вала, как показано на рисунке

- Затяните болт крепления ролика-натяжителя.

Момент затяжки. 38 Н-м

г) Установите направляющую зубчатого ремня отбортовкой наружу, как показано на рисунке


д) Установите защитную крышку №1.

Момент затяжки болтов. 8 Н-м

Двигатель 4A-FE

а) Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия.

- Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.


- Временно установите ремень привода ГРМ.

- Установите направляющую ремня привода ГРМ лицевой стороной на-ружу.

- Установите крышку ремня привода ГРМ №1.

Момент затяжки. 8 Н-м


- Установите шкив коленчатого вала.

- Поверните шкив коленчатого вала, и совместите его риску с установочной меткой "О” на крышке №1 ремня привода ГРМ.

б) Установите зубчатый ремень ГРМ.

двигатель должен быть холодным.

в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.

Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов,

в) Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).

- Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика



Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.

- Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками, как показано на рисунке.

- Затяните болт крепления ролика-натяжителя.


Момент затяжки. 38 Н м

5. Установите правую опору двигателя, завернув 3 болта и 3 гайки крепления.

6. Опустите двигатель подъемником.

7. Установите шкив коленчатого вала.

а) Совместите шпонку на коленчатом валу с пазом шкива и насадите шкив на вал.

б) Используя подходящее приспособление заверните и затяните крепежный болт шкива коленчатого вала.

Момент затяжки . 120 Н-м

8. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости.

9. Установите кронштейн компрессора кондиционера, завернув 4 болта крепления.

момент затяжки. 48 Н-м

10. Установите компрессор кондиционера, завернув 4 болта крепления. Момент затяжки. 25 Н-м

11. (4A-FE, 7A-FE) Установите провод датчика давления в камере сгорания.

12. Установите крышку ремня привода ГРМ №3.

Момент затяжки. 8 Н-м

13. Установите крышку головки блока цилиндров.

а) Удалите старый герметик.

б) Нанесите слой свежего герметика в местах, показанных на рисунке.

в) Установите прокладку под крышку головки блока цилиндров.

г) Установите крышку головки блока, закрепив ее 4-мя гайками, установленными на уплотняющие шайбы.

Головка блока цилиндров Toyota Corolla с 2013 года

Итак начнем наш фотоотчет. Сразу предупреждаю. Полез в двигатель сам. Так как считаю что руки у меня не из жопы. Думаю справлюсь. И вот еще что – очень жду советов от вас и помощи. Так как опыт не особый имею.




Замена прокладки ГБЦ Тойота Королла

Отдельное внимание следует уделить прокладке ГБЦ и её замене. От того, насколько качественно она будет установлена, зависит срок службы всего мотора.

В обязательном порядке приобретается только новая, оригинальная. Поверхность соприкосновения обрабатывается, очищается от наслоений. Наносится тонкий слой герметика.

Важный момент – затягивание болтов ГБЦ. Все работы проводятся только с применением специального динамометрического ключа. Схема затяжки болтов «по диагонали» с моментом в 21,0 Нм. Превышение указанного параметра приводит к обрыву металлических шпилек. Надлом шпильки – поломка существенная, потребуется длительное время на её устранение.

При выборе прокладок лучше отдавать предпочтение армированному парониту с тонкой металлической пластиной.

День первый

Приехал в гараж. Подготовил гараж для ремонта авто и загнал его туда. Собственно автомобиль,перед капиталкой желательно помыть двигатель. Последовательность действий меня не интересовала. Желание было одно – снять ГБЦ! Вот и снимал тупо все что к ней прикреплялось. Снимаем крышку с проводами распределителя зажигания. Снимаем воздушный фильтр и все примамбасы к нему, чтобы не мешали. Далее, снимаем сам распределитель зажигания, предварительно нанеся метки. Конечно слабо верится – что попаду с зажиганием при сборке, но все же… Надфилем нанес метки и снял эту балду.По книжке написанно – снять уплот. кольцо. Нафига? Его там просто небыло.

Далее, самая жопа! Снимаем все ремни – Генератора, Гидроусилителя (подробности позже), ГРМ.



Для начала генератор. Там нет ничего сложного. Ослабляем болт натяжителя, двигаем генератор и скидываем ремень.



А потом я начал мучаться с ремнем гидроусилителя. Надоел он мне и я решил отдохнуть немного от него и слить ОЖ. Вот собсно краник в радиаторе через который я сливал.Сливать из БЛОКА я не стал, после снятия патрубков термостата – вылилось еще грам 500 ОЖ. Да и фиг с ней.

Потом решил снять крышку ремня ГРМ, намучался с нижними болтами – открутил верхние два – легко. А вот с нижними пришлось повозиться.



Сняли крышку, и видим что ремень ГРМ срочно требует замены.



Теперь, судя по “книжке” нужно снять корпус термостата, предварительно отсоеденив все патрубки .



А вот и сам корпус термостата с побитой прокладкой.



Ну теперь принимаем решение снять выпускной коллектор. Для начла забрызгиваем все WDшкой для того чтобы откисли гайки.



Пока гайки откисают решил снять крышку ГБЦ. Ну потом и открутил все гайки выпускного коллектора. Кстати гайки все открутились легко.



Далее решил снять топливную рампу с форсункаим. Открутил все что ей мешало сняться и вытащил ее.



Продолжаем освобождение ГБЦ для снятия. Теперь откручиваем болты и гайки впускного коллектора и отводим его от ГБЦ. Снимать полностью я его пока не стал. Снятию ГБЦ он мне не мешал. Ну а там посмотрим.



Сняли наконец то ремень ГРМ. И вот теперь самое интересное – снятие гидроусилителя. Нужно открутиь все 4 болта которые крепят его к ГБЦ (т.е. его кронштейн) Но нужно предварительно ослабить его и снять ремень. Снял снизу защиту (пластиковую) и ослабил, подлезать очень сложно. Но при наличии хорошего инструмента вполне легко.



Да больше ничего не мешает (кроме выпускного коллектора) для того чтобы снять ГБЦ. Зарание купил такую спец-головку для выкручивания болтов ГБЦ, 12-ти гранная звездочка на 10мм. Не ругайте люди! На 9мм. нету у нас в городе. Смотрели на меня как на дебила. Я спокойно открутил ей, забивая ее легкими удароми киянки и вот еще проблема – она короткая. И я ей не смог подлезть.



Пришлось выбить ее из штатного крепления к головке. Выбил, решил крутить ее просто маленькой головой на 10.



Выкрутил, повезло, может назад их и закручу. Там посмотрим. Кстати, предварительно снял распредвалы. Пометив все, откуда и что откручивал.



Отрутили выпускной коллектор и сняли ГБЦ.



Ну и сама голова. Тут конечно “кака”.



Крупнее.



По поводу цилиндров – пока ничего не ясно. Хона нет явно!. Будем разбирать дальше…



Лезим под машину снимать поддон картера. Мешает приемная труба?! Не беда! Тупо снимаем ее с резинок, она падает в низ и нет проблем.



Сняли! Ну и грязно же там…



Теперь мешает масло-приемник. Нужно его снять – просто откручиваем три болта на 10 и снимаем.



Ну вот и сам поршень. Ничего критичного я не увидел. Не особого нагара, кокса и тому подобного.



А вот они в куче. Все положил на картонку и все подписал.



Вот и цилиндры. Хона нет. Есть, на палец, есть на ноготь ребро от рабочей зоны к не рабочей и все. Задиров и прочих “сюрпризов” нет . Будем мерить их и думать – что делать с ними дальше…



Вот самое что интересное! Вставил старое кольцо в горшок и проталкнул его поршнем. Вставлял (1-ое компресионное) Замок теплового зазора в кольце составил 2.3мм.



Далее день подходил к концу и я решил немного повозиться с головкой. Почистить ее. Вытащил стаканчики с регулировочными шайбами, предварительно подписав их маркером и понеслась…



Вот такую насадку прикупил ранее и вставил ее в дрель.



Погнали шуршать. Ну вот собственно и все на сегодня. Завтра будет продолжение. Буду все отмывать и дифектовать.

  • Замена задней ступицы Mazda 6 (мая 23, 2014)
  • Установка защиты двигателя Motodor на Хонда Партнер (марта 06, 2014)
  • Замена задней ступицы на Хонда партнер передний привод (Апр 04, 2013)
  • Замена масла ATF Z1 в АКПП Хонды партнер (Дек 11, 2011)
  • Снятие стартера на Хонде Партнер двигатель D15B (Ноя 21, 2011)

Причины и признаки поломки ГБЦ Тойота Королла

Характерные признаки встречаются следующие:

  • внезапное повышение потребления топлива;
  • трудности с запуском двигателя;
  • нестабильная работа на холостом ходу;
  • снижение мощности;
  • в расширительном бачке автомобиля систематическая нехватка антифриза;
  • компрессия в цилиндрах на минимальном уровне или ниже границы допустимой отметки.

Частые причины поломок таковы:

  • систематический перегрев автомобиля;
  • нарушение технологии установки прокладки при ремонте;
  • негативные последствия «неправильной» модернизации, тюнинга автомобиля;
  • степень затяжки болтов ГБЦ или чрезмерная, или с недостаточной силой;
  • систематическая заправка в бак топлива низкого качества с высоким содержанием сторонних химических примесей.

Водителю на заметку: Если по результатам диагностики мастер выдал заключение о прогорании головки блока цилиндров, дальнейшая эксплуатация автомобиля категорически запрещена. Последствия от нарушения рекомендации могут быть просто губительные, вплоть до переборки мотора вновь.
Категорически запрещено повторно использовать прокладку ГБЦ, даже если она не имеет явных повреждений и в идеальном состоянии. Приобретайте только качественную и оригинальную прокладку для ремонта. Срок эксплуатации дольше на 15-20 тыс. км в отличие от некачественного «стороннего производителя».

Замена прокладки головки блока цилиндров Toyota Corolla

Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия цепи привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка цепи привода газораспределительного механизма»), крышки головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»), а также торцовая головка TORX М12, отвертка с плоским лезвием, динамометрический ключ, пассатижи, болты крепления головки блока цилиндров, прокладка головки блока цилиндров, моторное масло.

Замена прокладки головки блока цилиндров Toyota Corolla

1. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе пита ния»).

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Снимите двигатель (см. «Снятие и установка двигателя»).


4. Установите поршень 1го цилиндра в по ложение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).

5. Снимите крышку головки блока цилиндд ров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).


6. Снимите распределительные валы газораспределительного механизма (см. «Замена распределительного вала») и выверните два болта, указанные стрелками.


7. Снимите нажимные рычаги клапанов.


8. Извлеките гидрокомпенсаторы.


9. Подденьте отверткой и снимите постель распределительных валов газораспределительного механизма.



10. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров.


11. Окончательно выверните болты крепления головки. Выньте болты.


12. Снимите установленные под болтами шайбы.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается.

13. Снимите головку блока цилиндров.


14. Снимите ее прокладку.


15. Очистите привалочные поверхности головки и блока цилиндров.

16. Проверьте поверхность блока цилиндров на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность блока сначала посередине вдоль, поперек и по диагоналям, а затем щупом измерьте зазор между поверхностью блока и линейкой. Прошлифуйте поверхность блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.


17. Аналогично проверьте поверхность головки блока. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

18. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

– удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;


– обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;

– замените болты новыми;

– смажьте болты моторным маслом;

– затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:


1-й (предварительная осадка прокладки) – затяните болты моментом 20 Н·м (2 кгс·м), после чего доверните на угол 100°±6°. Подождите 3 мин;

2-й – ослабьте болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и доверните на угол 110°±6°;

3-й – ослабьте болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и доверните на угол 110°±6°;

4-й – ослабьте болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и доверните на угол 110°±6°.

19. Установите все снятые детали и узлы, в порядке, обратном снятию.

20. Отрегулируйте натяжение цепи привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка цепи привода газораспределительного механизма») и ремня привода вспомогательных агрегатов (см. «Проверка, регулировка и замена натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов»).

21. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Руководство Toyota двигатели 4A-F (1.6 л), 5A-F (1.5 л), 4A-FE (1.6 л), 4А-GЕ (1.6л), 5А-FЕ (1.5л), 7A-FE (1.8 л) - страница 15

background image

го ремня привода ГРМ с зубчатым
шкивом коленчатого вала.

б) Совместите метки на ремне и на

шкиве, нанесенные при демонтаже,

и установите зубчатый ремень.

8. Проверьте установку фаз газорас­

а) Отпустите болт крепления натяж­

ного шкива ремня привода ГРМ.

б) Поверните коленчатый вал на 2

оборота от ВМТ до ВМТ.

Примечание: всегда вращайте ко­

ленчатый вал только по часовой

в) Проверьте фазы газораспределе­

ния, убедившись в том, что:

• центр малого отверстия на зуб­

чатом шкиве распределительного

вала совмещается с меткой на

крышке 1-го подшипника распре­

делительного вала, как показано

на рисунке;
• метка на шкиве коленчатого ва­

ла (шкиве привода генератора и

насоса охлаждающей жидкости)

совмещается с соответствующей

меткой на защитной крышке рем­

ня привода ГРМ, как показано на

Примечание: если метки на шкивах
не совпадают со своими ответными
метками, измените (сместите) заце­
пление зубчатого шкива коленчатого
вала с зубчатым ремнем привода ГРМ
и заново повторите регулировку, опи­
санную в п. 7 и 8.

г) Затяните установочный болт на­
тяжного шкива (ролика) ремня при­
вода ГРМ (МЗ = 37 Н м ) .

д) Установите резиновую пробку на

защитную крышку №1 ремня приво­

9. Проверьте натяжение ремня п р и в о -
да ГРМ.

Проверьте прогиб зубчатого ремня
привода ГРМ, приложив усилие, как
показано на рисунке.
Прогиб ремня

(при усилии 20 Н) 5 - 6 мм

Если измеренная величина не соответ­

ствует техническим условиям, проведи­

те регулировку натяжения, изменив по­

ложение натяжного шкива (ролика)

ремня привода ГРМ.

10. Установите защитные крышки №2

и №3 ремня привода ГРМ, закрепив их

6-ю болтами (МЗ = 7,4 Н м ) .

1 1 . Установите сегментную (полу¬

а) Удалите старый герметик.
б) Нанесите свежий герметик на сег­
ментную заглушку, как показано на
рисунке.

Герметик: Part № 08826 - 00080 или
эквивалент.

в) У с т а н о в и т е с е г м е н т н у ю заглушку
на г о л о в к у б л о к а цилиндров.

12. Установите крышку головки блока

а) Удалите старый герметик.

б) Нанесите свежий герметик на го­

ловку блока цилиндров, как показано

Герметик: Part № 08826 - 00080 или
эквивалент.

в) Установите прокладку крышки го­

ловки блока цилиндров.
г) Установите крышку через дистан­

ционные резиновые втулки и закре­

пите ее 3-мя колпачковыми гайками.

Момент затяжки:

4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE

и 7A-FE 5,9 Нм

4A-FE(AE92, AE95, АТ171

и AT180) 7,8 Нм

13. Установите свечи зажигания, ис­

пользуя специальный ключ.

14. (Кроме 4A-FE ( A E 9 2 , AE95, AT171

и АТ180)) Установите патрубок №2

ввода охлаждающей ж и д к о с т и .

background image

Двигатель - механическая часть

а) Установите новую прокладку на

посадочное место головки блока

цилиндров, ориентировав ее таким

образом, чтобы выступ на прокладке

был направлен вверх.

б) Подсоедините патрубок к насосу.

в) Подсоедините патрубок к головке

блока цилиндров, закрепив его 2-мя

гайками (МЗ = 15 Н м ) .

15. Установите измеритель уровня мас­

ла ("масляный щуп") в сборе с направ­
ляющей.

а) Установите новое уплотнитель­
ное кольцо на направляющую мас­
ляного щупа.
б) Нанесите немного мыльного рас­

твора на уплотнительное кольцо.

в) Установите масляный щуп в сбо­
ре с направляющей и закрепите его
болтом (МЗ = 9,3 Н м ) .

16. Установите впускной коллектор.

(4A-FE (АЕ101 и АТ190) с серийной
системой впуска, 5A-FE и 7A-FE)

Установите впускной коллектор с
новой прокладкой и закрепите его
7-ю болтами и 2-мя гайками. Равно­
мерно затяните болты и гайки в не­
сколько проходов (окончательный
МЗ = 19 Н м ) .

Примечание: для 5A-FE одновременно

с установкой впускного коллектора

закрепляется провод "заземления" ак­

кумуляторной батареи на "массу".

(4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ101 и АТ180) с

серийной системой впуска)

а) Установите впускной коллектор с

новой прокладкой и закрепите его 7-

ю болтами и 2-мя гайками вместе с

проводом "заземления" аккумуля­

торной батареи на "массу". Равно­

мерно затяните болты и гайки в не­

сколько проходов (окончательный

б) Прикрепите трубку перепуска ох­

лаждающей жидкости к трубке пе­

в) Установите опорную стойку впу­

(Для моделей 2WD)

Закрепите опорную стойку 2-мя бол­
тами.

Момент затяжки для болтов:

под ключ на 12 мм 19 Нм
под ключ на 14 мм 39 Нм

(Для моделей 4WD)

Закрепите опорную стойку болтом и
гайкой.
Момент затяжки 19 Нм
(4A-FE (АЕ101 и АТ190) с системой
впуска, обеспечивающей работу
двигателя на обедненных составах
смеси)

а) Установите новую прокладку на

внешнюю привалочную плоскость
корпуса дополнительных заслонок,

обращенную к впускному коллекто­
ру, и еще одну новую прокладку на
привалочную плоскость этого корпу­
са, обращенную к головке блока ци­

б) Установите опускной коллектор и

закрепите его 7-ю болтами и 2-мя

гайками. Равномерно затяните бол­

ты и гайки в несколько проходов,

(окончательный МЗ = 19 Н м ) .

17. (4A-FE, модели 4WD: АЕ92, АЕЭ5,

АТ101 и AT180)
Установите блок вакуумных трубок,

закрепив их болтами. К трубкам под­

соедините 3 вакуумных шланга.

18. Установите форсунки и общий топ­

ливопровод (коллектор) форсунок на

впускной коллектор (См. "Система

а) Установите новую уплотняющую

резиновую втулку на форсунку. Ус­

тановите также новое уплотнитель­

б) Поворачивая форсунку влево-
вправо, установите ее в приемное
отверстие коллектора форсунок.
Поступите так со всеми 4-мя фор­
сунками.
в) Расположите форсунки таким об­
разом, чтобы их разъемы были ори­
ентированы вверх, как показано на
рисунке.

г) Установите четыре новых изолято­
ра и две (для двигателей с системой
сгорания обедненных смесей - три)

дистанционные (распорные) втулки в

соответствующие места впускного
коллектора.

background image

62 Двигатель - механическая часть

д) Установите все четыре форсунки

вместе с их общим топливопроводом

(коллектором) на соответствующее

место впускного коллектора.

е) Временно установите два болта

(для двигателей с системой сгора­

ния обедненных смесей - три бол­

та), удерживающих коллектор фор­

сунок на впускном коллекторе.

ж) Убедитесь, что форсунки повора­

чиваются свободно. Возможной

причиной заедания форсунок явля­

ется неправильная установка уплот­

нительных колец: в этом случае не­

обходимо заменить уплотнительные

з) Расположите форсунки таким обра­

зом, чтобы их разъемы были бы ори­

ентированы вверх, как показано на

и) Затяните два болта (для двигате­

лей с системой сгорания обедненных

смесей - три болта) крепления обще­
го топливопровода (коллектора)
форсунок к впускному трубопроводу.

Момент затяжки для двигателей:

с серийной системой впуска. 15 Нм
с системой сгорания
обедненных смесей 9,3 Нм

к) Подключите разъемы форсунок.

19. Подключите шланг подвода топли­

ва к общему топливопроводу (кол­

лектору) форсунок, поставив 2 новые

прокладки и затянув перепускной болт

20. Подключите шланг обратного сли­

ва топлива к регулятору перепада

2 1 . Установите крышку камеры впуска

а) установите крышку камеры впуска

воздуха с новой прокладкой. Исполь­

зуя торцовый ключ с головкой на 6

мм, закрепите крышку камеры впуска

3-мя болтами и 2-мя гайками, затянув

их в последовательности, показанной

на рисунке (МЗ = 19 Н м ) .

б) Подключите 2 шланга системы

принудительной вентиляции карте­

ра и шланг передачи разрежения.

22. Подсоедините электропроводку

двигателя к впускному коллектору.

а) Закрепите электропроводку 3-мя

болтами, затем с помощью зажима

присоедините жгут электропроводки

к вакуумной трубке.

б) Подключите следующие разъемы:

• разъем датчика положения

• разъем исполнительного меха­

низма системы автоматической

стабилизации частоты вращения

холостого хода (ISC-системы),
• (для моделей 2WD с системой ре­

циркуляции отработавших газов),

разъем клапана "выключения раз­

режения" системы рециркуляции

• разъем форсунки холодного пус­

23. (4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и

Прикрепите жгут электропроводки дви­

гателя к защитной крышке №3 ремня

а) Установите зажим жгута электро­

проводки двигателя на кронштейн

электропроводки и закрепите зажим

background image

Двигатель - механическая часть 63

б) Подключите следующие разъемы

• разъем датчика аварийного дав­

24. (4A-FE. модели 4WD: АЕ92. АЕ95,

АТ101 и AT180)

Установите вакуумный модулятор сис­

темы рециркуляции отработавших га­

зов, закрепив его гайкой.

Затем подключите 4 вакуумных шланга;

• шланг клапана рециркуляции от­

работавших газов;
• 3 шланга от клапана рециркуляции

к вакуумному модулятору.

25. (4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и

АТ180)) Установите форсунку холод­

ного пуска двигателя (см. "Система
впрыска топлива").

26. Установите трубку системы пере­
пуска воздуха, закрепив ее болтом и
гайкой (МЗ = 9,3 Н м ) .

27. (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и

Установите опорную стойку впускного
коллектора, закрепив ее 3-мя болтами
(для 5A-FE - 2-мя болтами).
Момент затяжки для болтов:

Читайте также: