Момент затяжки гбц чери джаги

Обновлено: 18.05.2024

Момент затяжки гбц чери джаги

Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд:

запоминаем расположение меток грм

Добавлено спустя 3 минуты:

сцепление еще походит, менять не буду.

Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:

Снимаем все патрубки, сапун, генератор,топливную рампу(откручиваем 2 болта и осторожно поддеваем большей отверткой или чем удобно, сидит плотно на резиновых кольцах), снимаем все навесное.

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

Добавлено спустя 3 минуты 32 секунды:

Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд:

На впускном распредвалу одна метка, на выпускном две(между двух выпускного одна впускного). Откручиваем болты крепления распредвалов и снимаем коромысла

Добавлено спустя 3 минуты 37 секунд:

Добавлено спустя 3 минуты 6 секунд:

Вытаскиваем сальник и соответственно вынимаем валы

Добавлено спустя 1 минуту 59 секунд:

Чтобы открутить головку необходим шестигранник на 8 мм. Откручивал обычным гнутым шестиграннигом, при сборке докупил насадку на вороток

Добавлено спустя 2 минуты 12 секунд:

Разбирал головку сам, так как хотел просто притереть клапана, но увидив состояние седел клапанов решил не жалеть денег и отдать на фрезеровку.Рассухаривал по- колхозному- пассатижами, а ставил новые колпачки куском пластиковой трубки подходящего диаметра. По длинне у меня клапана были вроде одинаковые(старые- новые, все не мерил, только несколько), в чем я сильно сомневался. Посоветовали хорошую мастерскую в которую я и обратился. фрезеровка седел , притирка клапанов и шлифование плоскости головки обошлась в 4 тысячи рублей

Добавлено спустя 2 минуты:

Переходим к блоку: снимаем поддон и маслозаборник, шестерню ремня с коленвала снимал самодельным приспособлением

Добавлено спустя 1 минуту 49 секунд:

Откручиваем болты передней и задней крышки и снимаем их.

Добавлено спустя 1 минуту 30 секунд:

Откручиваем шатунные и коренные шейки вала, под четвертым коренным нижником вытаскиваем полукольца и запоминаем как они стояли. Вынимаем коленвал.Нижники все пронумерованы, не попутайте при сборке!

Добавлено спустя 4 минуты 5 секунд:

Чем-то шеркануло по вкладышам

Добавлено спустя 2 минуты 27 секунд:

Вытаскиваем поршни в сторону головки, смотрим на наличие дефектов,снимаем старые кольца, моем, чистим. На ваше усмотрение конечно, но я помыл блок соляркой и продул сжатым воздухом, после чего начал сборку. Для удобства устанавливаем сначала маслосъемное(самое нижнее) кольцо и так по порядку вверх. Обратите внимание на новые поршневые кольца.
Жаростойкое кольцо ставится в самый верх. Продаются всякие приспособления для установки поршней в блок, но я, опять же "по- колхозному" заправил благополучно отвертками. Замеряли гильзы на износ- в пределах нормы, рановато растачивать.

Добавлено спустя 57 секунд:

После установки поршней переворачиваем блок и ставим новые вкладыши, перед вкладыванием коленвала обильно смазываем вкладыши моторным маслом и затягиваем . Далее порядок сборки такой же как при разборке. металлические прокладки промазал литолом, поддон- на черный герметик. Ставил двигатель без головки, так как она еще не готова была. Вобще наша прокладка гбц с момента покупки не внушала у меня доверия( ну не видел я раньше металлических прокладок) и в конце концов она меня разочаровала. Хоть и плоскость головки была шлифованая, и затяжку производил как по книге, после окончательной сборки завел для проверки двигатель "на сухую" (был заведен не более 30 секунд) обрадовался довольному урчанью и уехал спать. На следующий день на работе залил антифриз, завел, а она как на 3-х свечах с перебоями работает и "чек" горит! Думал прогреется-лучше будет, выгнал из гаража передком на пригорок, чтоб из системы охлаждения воздух вышел, а через некоторое время из выхлопной конденсат забрызкал. Очень не хотел в это верить, но из системы ушел антифриз(заливал 5 литров, после остывания расширительный бачек стал пустой и в горловине радиатора не стало видно) Знаю, что нельзя, знаю, что могут забиться каналы, но я снял головку и промазал прокладку с обоих сторон красным тармостойким герметиком. через 20 минут обрезал все лишнее и снова все собрал обратно. на следующий день выкатил на солнце и до обеда не трогал, потом залил антифриз и завел. Поехала? - спросите вы, нет, ничего не поменялось. завелась с перебоями, глохла. прокатился по большому кругу 2,5 км., машина нагрелась до рабочей температуры и я ее поставил.(работать ведь тоже иногда надо) На следующее утро завел-чек не загорелся, работает ровно, мягко. Я доволен! Видимо от такого количества антифриза в выхлопной системе кислородные датчики сошли с ума и двигатель не понимал как надо работать, а после прогрева весь антифриз улетучился и "о чудо!" она поехала!

Добавлено спустя 2 минуты 11 секунд:

Для ремонта я использовал вот такой инструмент:

Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:

Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:

Хотя нет, кувалдой я трактор только ремонтирую
Номера запасных частей: Клапан впускной- 372-1007011
Клапан выпускной- 372-1007012
Ремень грм- 372-1007081
Прокладка гбц- 472-103040АВ
Вкладыши шатунные- 472-BJ1004116
Вкладыши коренные- 472-BJ1005012
Маслосъемные колпачки- 372-1007020
Сальник распредвала- 372-1003066
Сальник коленвала задний- 372-1005030
Передняя маслозаглушка коленвала (сальник)- 372-1005015
Кольца поршневые (стандарт)- 472-BJ1004030.

Я никому не рекомендую делать как я, я просто поделился своим опытом в ремонте двигателя своей машины, прошу строго не осуждать, хоть по профессии механик, в должности тракторист но лет мне всего 26 и с иномарками до этой я никогда не сталкивался.Если сделал что-то не так- ткните пальцем, в будущем учту. Извиняюсь за такой большой объем. 

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок

Момент затяжки гбу на двигателях разных марок

Затяжку болтов головки производят в четыре этапа (указаны в таблице). А вот что пишут об этом в руководстве по эксплуатации ВАЗ-2123:

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Рис.1 Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Установите головку блока цилиндров, отцентрировав её по двум направляющим втулкам, вверните болты её крепления и затяните их в четыре приема в определенной последовательности.

Момент затяжки гбц ВАЗ-2112 16 клапанов (ПРИОРА)

Момент затяжки гбц на приоре взяты из руководства по эксплуатации автомобиля и указаны в табличке №2.

Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. 5.6, в четыре этапа:
1-й – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.

Необходимо учитывать что:

Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми. Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

гбц ПРИОРА болт

Момент затяжки гбц КАЛИНА, ГРАНТА

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях модели 21114-50, установленные на автомобилях Lada Kalina указаны в таблице №3. Двигатель 21114-50 со­здан на базе двигателя ВАЗ-2111. Уве­личение рабочего объема двигателя модели 21114 до 1,6 л. по сравнению с объемом двигателя 2111 достигнуто за счет большего хода поршня при неизменном ди­аметре цилиндра.

Вот что нам говорит руководство по эксплуатации о моменте затяжки гбц на калине:

Момент затяжки гбц ВАЗ 2106, 2107, 2103

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях 2106 и 21011, 2103 одинаковый и приведен в таблице №4. В зависимости от модели или модификации автомобиля устанавливались двигатели трех типов:

Момент затяжки гбц ВАЗ 2108, 2109

Момент затяжки гбц на двигателях ВАЗ-2108, ВАЗ-2111-80 совпадают, и приведены в таблице №5.

Болты крепления головки блока цилин­дров вытягиваются при многократном ис­пользовании. Замените новыми болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установ­кой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

Момент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114 8 клапанов инжектор, 2115

Момент затяжки гбц ваз 2101

Момент затяжки гбц, приведенный в таблице№7, применяется для двигателей следующих моделей:

  • ВАЗ-2101 с рабочим объемом 1.2 литра. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2101;
  • ВАЗ-21011 с рабочим объемом 1.3 литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ 21011 и ВАЗ-21021. От предыдущей модели он отличается увеличенным на 3мм диаметром цилиндров, поэтому у него другие блок цилиндров и поршень; Момент затяжки гбц аналогичный с ВАЗ 2101;
  • ВАЗ-2103 с рабочим объемом 1.45литра. От первой модели отличается увеличенным на 14мм ходом поршня, поэтому у него другие блок цилиндров и шатунно-поршневая группа. Момент затяжки болтов гбц аналогичен двигателю ВАЗ-2101.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА

Моменты затяжки для двигателей ВАЗ-21214 евро3.

Порядок затяжки гбц НИВА

Рис.3 Порядок затяжки гбц НИВА

Для обеспечения надежного уплотнения и исключения подтяжки болтов головки блока цилиндров при техническом обслуживании автомобиля затягиваем их в четыре приема. Порядок затяжки указан на рисунке.

Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.

Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжек гбц у этих моделях двигателей имеют разные значения.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.

ЗМЗ-409 Порядок затяжки гбц

Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показана на рисунке

Момент затяжки гбц ГАЗ-53.

Момент затяжки головки блока цилиндров КАМАЗ-740

Момент затяжки на двигателях КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 или КАМАЗ-740.11-240 совпадает и приведен в таблице №15.

Момент затяжки гбц чери джаги

В представленном руководстве содержится подробная техническая информация автомобиля Chery QQ с двигателями объемом 0.8 л. и 1.1 л. Издание предназначено, в первую очередь для владельцев автомобилей Chery QQ, в котором описывается устройства узлов и агрегатов данного автомобиля, подробно расписано предназначение органов управления и обозначение индикаторов на приборной панели. Хочется отметить, что данная книга является сопроводительной литературой при продаже автомобиля у дилеров и если Ваш автомобиль был приобретен на вторичном рынке, в большинстве случаев Вам эту книгу не предоставят.

Автомобиль Chery QQ, так-же известный как Chery Sweet, а под заводским индексом выпускаемый как «S11», является прямым потомком корейского Daewoo Matiz, неплохо зарекомендовавшем себя среди большого числа автолюбителей. Несмотря на небольшие габариты (длина 3550 мм, ширина 1508 мм) автомобиль достаточно просторен внутри. А тот факт, что прародителем Matiz в свою очередь был Tico, построенный на базе японской Isuzu Alto, говорит о наличии прекрасной управляемости и динамических характеристик.

Содержание:
Введение 2
1.Требования безопасности и предупреждения 3
2.Техническая характеристика автомобиля 4
3. Эксплуатация и техническое обслуживание 7
3.1 . Общие сведения 7
3.2. Приборы и механизмы управления 9
3.3. Аудиосистема 16
3.4. Система кондиционирования воздуха и отопитель 21
3.5. Дополнительное оборудование автомобиля 24
3.6. Сиденья и средства пассивной безопасности 28
3.7 . Действия в чрезвычайных ситуациях 31
3.8. Техническое обслуживание автомобиля 34
4. Двигатель 46
4.1.1. Механическая часть (двигатель SQR372) 46
4.1.2 Электронная система управления двигателем 65
4.2.1. Механическая часть (двигатель DA 465Q-1A2/D) 92
4.2.2 Электронная система управления двигателем 115
4.3 Система запуска 144
4.4 Система энергоснабжения 151
5 . Сцепление 160
5.1 Общая информация 160
5 2 Диагностика неисправностей 161
5. 3 Техническое обслуживание 162
5 . 4 Демонтаж, ремонт и установка 162
Шарнирные валы 164
7 . Колеса и шины 167
8.Подвески 173
8.1 Передняя подвеска 173
8.2 Задняя подвеска 177
9 . Рулевое управление 179
10 . Тормозная система 189
11.Электрооборудование 220
11. 1 Схемы электрооборудования 220
11. 2 Электрические разъемы и блоки предохранителей 246
11. 3 Освещение и сигнализация 250
11. 4 Противоугонная система (противоугонное оборудование, центральный замок, электростеклоподъемники) 254
11. 5 Звуковой сигнал 260
11. 6 Токообогрев стекла двери задка 261
11. 7 Проверка и ремонт элек фостеклоподъемников 262
11. 8 Проверка и ремонт центрального замка 266
11. 9 Зеркала заднего вида 266
11.10 Аудиооборудование 269
11.11 Возможные причины неисправностей электрооборудования 269
12 . Кузов 279
12. 1 Общие сведения по ремонту дверей и капота моторного отсека 279
12. 2 Капот моторного отсека 289
12. 3 Двери 290
12. 4 . Сиденья и ремни безопасности 293
12.5 . Оборудование салона 294
12.6 . Внешнее оборудование 296
1 2 7 . Ветровое с текло 297
12. 8 Стекло двери задка 299
12. 9 Стеклоочистители и стеклоомыватели 301
12.1 0 Люк крыши 307
12.11 . Буферы 308
12.12 . Моменты затяжки резьбовых соединений, Нм 310
13 . Кондиционер 311
М. Система подушки безопасности 330

Двигатель SQR484F, механическая часть

ОБСЛУЖИВАНИЕ
НА АВТОМОБИЛЕ
Ремень привода навесных агрегатов Описание Снятие Проверка Установка Регулировка Промежуточный ролик ремня
привода навесных агрегатов Снятие Проверка Установка Натяжитель ремня привода
навесных агрегатов Снятие Проверка Установка Ремень привода механизма
газораспределения Описание Снятие Проверка Установка Сальник распределительного вала
Снятие Установка Передний сальник коленчатого вала
Снятие Установка Маховик
Снятие Проверка Установка Задний сальник коленчатого вала
Снятие Установка

Клапанная крышка Снятие Установка Распределительный вал
Описание Снятие Проверка Установка Головка блока цилиндров Описание Снятие Разборка Проверка Сборка Установка Опоры двигателя Снятие и установка – задняя опора
Снятие и установка – правая опора
Снятие и установка – левая опора
Снятие и установка – правая опора

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Двигатель в сборе
Снятие Установка Блок цилиндров Описание Разборка Проверка Подбор вкладышей подшипников Выбор вкладышей шатунных подшипников Сборка

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Описание Двигатель SQR484F имеет следующие конструктивные особенности:
• Вертикальная компоновка и жидкостная система охлаждения • 4 цилиндра, рядное расположение, два верхних распределительных вала
• Четыре клапана на цилиндр
• Система DVVT
• Головка цилиндров из алюминиевого сплава
• Блок цилиндров из алюминиевого сплава
• Нижняя плита коленчатого вала из алюминиевого сплава

Принцип работы
Двигатель SQR484F рядный, вертикальный, 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостное охлаждение,
четыре клапана на цилиндр, два верхних распределительных вала, система DVVT, система последовательного распределенного впрыска топлива с электронным управлением и система впуска без
наддува. Двигатель полностью изготовлен из алюминиевого сплава и для него используется электронная система зажигания с двойными катушками зажигания.
Масляный поддон из алюминиевого сплава крепится болтами к нижней плите коленчатого вала. Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава крепится болтами к блоку цилиндров. Распределительные валы установлены в головке блока цилиндров. Крутящий момент с коленчатого вала передается
на распределительный вал со шкива коленчатого вала ремнем ГРМ для того, чтобы распределительный вал приводил в действие гидравлические толкатели клапанов для открывания и закрывания последних. Поршень в сборе представляет собой поршень из алюминиевого сплава вместе с шатуном из чугуна. Данный двигатель отличается надежной конструкцией и хорошими характеристиками.

Технические характеристики Технические характеристики двигателя SQR484F
Позиция

Модель двигателя Число клапанов на цилиндр
Диаметр цилиндра (мм)
Ход поршня (мм)
Рабочий объем (л)
Степень сжатия Тип камеры сгорания Топливная система
Система зажигания Порядок работы цилиндров Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу (об/мин)
Номинальная мощность (кВт)
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности (об/мин)
Максимальный крутящий момент
(Н·м)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте (об/мин)

Характеристики Вертикальный, рядный, 4-цилиндровый,
4-тактный, с жидкостным охлаждением, с двумя
верхними распределительными валами, последовательным распределенным впрыском топлива с электронным управлением, системой регулирования фаз газораспределения (VVT)
SQR484F
4
83,5
90
1971
10
Шатрового типа
Распределенный последовательный впрыск
топлива с электронным управлением Электронная

Вместимость, л
Направление вращения коленчатого вала
Система запуска двигателя Система охлаждения Система смазки Давление топлива (бар)
Величина компрессии в цилиндрах (бар) (180-250 об/мин)

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ


При разборе и ремонте двигателя транспортного средства возникает необходимость затяжки болтов головки блока цилиндров. Но не каждый автолюбитель осознает, что это такое. Что такое момент затяжки болтов ГБЦ, для чего он нужен и как проходит этот процесс?

В каких случаях нужна?

Некоторые автомобилисты понятия не имеют, зачем соблюдать последовательность и регулировку момента затяжки болтов ГБЦ. Автомобилист должен понимать, что использование неподходящей технологии в результате станет причиной появления проблем в работе мотора. Это очень важно, и значит, что ему следует уделить внимание. Особенно если привыкли сами заниматься ремонтом своего «железного коня», а не обращаться за помощью на СТО.

Цифрами отмечены элементы мотора, которые следует затянуть

Пока не приступили к вопросу порядка натяжения элементов ГБЦ, отметим, что каждый двигатель имеет свой момент затяжки. Соответственно, для каждого автомобиля коэффициент различен.

Некоторые автомобилисты считают, если они занимались ремонтом двигателя или затягиванием его винтов, то они имеют достаточно опыта. Но следует учитывать, что данную процедуру надо проводить только в соответствии с определенными параметрами двигателя. Эту информацию можно найти в мануале по эксплуатации к вашему авто.

Процедура затяжки нужна тогда, когда следует предотвратить появление конденсата и влаги в местах соединения ГБЦ с блоком.

Или, если происходит утечка масла. Эта причина распространенная. Кроме того, необходимость затягивания болтов возникает, когда автомобилист выполняет ремонт мотора или производит замену прокладки ДВС. Также регулировка нужна, когда нарушена структура БЦ.

Вытекает масло - одна из причин необходимости натяжки компонентов ДВС

Отметим, что на момент натяжения влияют несколько факторов. Если сделать это самостоятельно, то нужно знать, что влияет:

  • качество и смазка отверстий, а также самих винтов. Если отверстия сухие или практически не смазаны, то это нужно сделать. Для смазки желательно использовать невязкие моторные жидкости.
  • Обратите внимание на состояние резьбы и элемента, который в нее входит. Если компоненты мотора деформированы, а резьба засорена, то к натяжке лучше не приступать. Рано или поздно это приведет к снижению коэффициента силы сжатия прокладки, а в результате это может обернуться очень плачевно. Вплоть до капитального ремонта двигателя.
  • Новый ли используете болт или старый. Если новый, то его показатель сопротивления и момента затяжки будет некорректным. Опытные специалисты рекомендуют, чтобы при использовании новых винтов процесс затяжки осуществлялся после двух-трех циклов закручивания. Чтобы сделать правильно, элемент нужно приложить немного усилий и затянуть элемент на 50% после момента затяжки.

Регулировка затяжки

Итак, если решили заняться затяжкой винтов ГБЦ и регулировкой момента, то нужно соблюдать определенный порядок и последовательность. Болты крепления ГБЦ не должны быть слишком затянуты или не дотянуты. Усилие нужно прикладывать, но не увлекаться. Если не имеете опыта, то за помощью лучше обратиться к профессионалам.

Инструменты

Динамометрический ключ, необходимый для затягивания элементов ДВС

Несмотря на то что этот процесс ремонтных работ требует особенного индивидуального подхода, подготовка к нему проходит быстро. Все потому что для этого не надо подготавливать целый набор инструментов. Если решили заняться этим самостоятельно, то понадобится приготовить только динамометрический ключ.

В хозяйстве такой ключ вряд ли получится найти, придется его приобретать в магазине. Сегодня средняя стоимость такого инструмента составляет около 800 рублей (250 гривен). Это более дешевый вариант. Можно приобрести и профессиональный ключ, его стоимость составляет около 1 500 рублей (500 гривен) и больше.

Схема затяжки

Так выглядят штифты головки двигателя

Рассмотрим схему процесса. Сразу же отметим, процедура затяжки осуществляется в несколько этапов, каждый имеет определенные шаги. При первом этапе порядок действий такой:

  • Если не знаете, какой должен быть порядок затяжки, то все элементы необходимо закрепить моментом 3,5 — 4,1 кгс*м;
  • На следующем этапе эти элементы нужно закрепить, чтобы момент составлял 10,5 — 11,5 кгс*м;
  • Последний, одиннадцатый болт нужно закрутить моментом 3,5 — 4,0 кгс*м.

Что касается второго этапа работ, то он осуществляется в несколько шагов:

  • Сначала нужно соблюдать момент обтяжки, он должен составлять 2,0 кгс*м;
  • После этого элементы ГБЦ необходимо провернуть на 90 градусов;
  • Затем следует еще раз довернуть их на 90 градусов.

Этапы

Номерами отмечены винты под демонтированной крышкой блока, которые надо затянуть

Рассмотрим поэтапную инструкцию по затягиванию болтов. Как сказано выше, она будет индивидуальна для каждого транспортного средства. Поэтому, если хотите заняться этим делом самостоятельно, то вам в любом случае необходима сервисная книжка к своему авто. В частности, вам потребуется:

  • ознакомиться с процессом и схемой затягивания винтов ГБЦ в своей машине;
  • также необходимо знать время силы для затягивания винтов ГБЦ;
  • ознакомиться со штифтами, которые используются для затягивания, возможно, они имеют специфическую форму или другие нюансы, которые следует учесть.

Как сказано выше, процедура по затягиванию штифтов ГБЦ происходит в несколько этапов. Рассмотрим этот процесс на примере автомобиля ВАЗ 2109:

  1. Все регулировочные штифты следует затянуть таким образом, чтобы момент был равен 2,0 кгс*м.
  2. Затем эти же винты нужно закрепить. Для этого момент должен быть равен примерно 8 кгс*м.
  3. Все винты следует провернуть, но не более, чем на 90 градусов.
  4. Затем нужно довернуть штифты не более, чем на 90 градусов.

Видео «Затягивание штифтов блока цилиндров»

Инструкция по затягиванию болтов головки блока цилиндров

Очередная затяжка ГБЦ должна осуществляться при каждом текущем ремонте или обслуживании силового агрегата (смена масла или расходников). Обязательно выполнение процедуры после вмешательства в конструкцию ДВС, и дополнительная обтяжка спустя 500-700 километров пробега. Больше лазить в механизм не рекомендуется и незачем.

После полной подтяжки, болты прочно сидят в гнездах и не раскручиваются при вибрации. В противном случае возможно появление протечек или прогорания прокладки ГБЦ, что чревато капитальным ремонтом.

Современные моторы, произведенные после 2010 года, не требуют периодической подтяжки шпилек по причине обновления устройства и механизма.

Назначение и строение ГБЦ

Назначение и строение

Сложная деталь

Сложная деталь на современных авто изготавливается из алюминия и содержит сложную систему клапанных приводов, масляных и охлаждающих каналов.

Что происходит в ГБЦ во время работы мотора

Если не углубляться в «дебри» моторостроения, на ГБЦ действует две основные силы.

  1. Внутренее давление камеры сгорания. При воспламенении топлива в цилиндре образуется избыток сил, проворачивающих коленвал. Указанная сила действует на все стенки рабочей камеры и головку в том числе.
  2. Интенсивный нагрев приводит к выворачиванию детали. Повышенная температура внутри камеры сгорания может повредить ГБЦ.
  3. Давление внутри смазочных и охладительных магистралей. Внутри картера и системы охлаждения установленные насосы, подающие жидкости к узлам агрегата.

Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов

От правильности затяжки болтов зависит стабильная работа двигателя. При закручивании элементов крепления деталь подвергается сильному давлению. В местах, где проходят шпильки. Следовательно, если нарушить последовательность действий – головку потянет и ее придется протачивать.

Особенности крепления

Независимо от разновидности двигателя, ГБЦ крепится к блоку при помощи длинных шпилек. Крепежи затягиваются в определенной последовательности и большим моментом при помощи динамометрического ключа. Использование устройства обязательно, от точности закручивания зависит стабильность работы мотора и безопасность водителя на дороге.

Особенности крепления

Также при установке детали следует использовать специальную прокладку. Уплотнитель изготавливается из материалов, устойчивых к давлению, повышенной температуре.

Динамометрический ключ и его виды

Он нужен для затяжки болтов ГБЦ. В 2021 году устройства делятся на три основных типа.

Динамометрические ключи

Щелчковый ключ

Щелчковый ключ

Достаточно популярная разновидность устройства, получившая широкое распространение благодаря умеренной стоимости и простоте эксплуатации.

Принцип действия основан на установке требуемого момента на основной и вспомогательной шкале. При достижении установленного усилия срабатывает трещотка и ключ, с характерным звуком проскальзывает.

Стрелочный ключ

Стрелочный ключ

Самая первая и простая разновидность, сохранившаяся со времен СССР во многих мастерских. Принцип действия основан на сопротивлении торсиона при повышении крутящего момента.

Основным недостатком является низкая точность прибора – со временем торсион изнашивается и ключ начинает врать в большую сторону.

Цифровой ключ

Цифровой ключ

Цифровые устройства отличаются увеличенной точностью замера, что позволяет использовать их на передовых ДВС, требующих тщательной калибровки.

Подобные ключи в 2021 году еще редкость и встречаются преимущественно в мастерских, что обусловлено их дороговизной.

Иные приспособления

При отсутствии специального инструмента можно воспользоваться подручными материалами по типу длинного рычага и обычного кантора. Суть заключается в расчете стандартной формулы.

Подручные материалы

Для примера, чтобы получить момент затягивания 10 Нм, следует использовать рычаг длинной 1 метр и приложить к его концу усилие 1 кг.

Динамометрический ключ своими руками

Своими руками

Процедура обычно выглядит так.

  1. При помощи стандартной формулы высчитать параметры рычага и груза.
  2. Подобрать рычаг требуемой длины и установить его нагайку/болт.
  3. К концу балки прикрепить кантор и тянуть за него до появления нужного показателя.

Когда необходимо производить затяжку ГБЦ

Затяжка ГБЦ

Затяжка производится только при выполнении ремонтных работ, связанных с ее снятием. Процедура выглядит так.

  1. После снятия ГБЦ и установки ее на место выполняется правильная затяжка всех болтов крепления.
  2. После 200-500 километров пробега выполняется плановая подтяжка шпилек и на этом уход заканчивается.

Что такое момент затяжки

Это прилагаемое усилие, передаваемое на закручиваемую деталь и измеряемое в Ньютонах на метр.

Правильный момент позволяет максимально закрепить деталь при этом, не повредив резьбу.

Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров

Болты



Для ГБЦ классических моделей ВАЗ 2101-07 номиналом считается 8 кгс.м. Для других модификаций, данный момент не подойдет. В качестве образца можно принять ГБЦ мотора Хендай Д4ДД, где рекомендуемая норма составляет 18 кгс.м.

Важным фактором является чистота выполнения операции. Перед ремонтом требуется уточнить на сколько закручиваний рассчитаны болты в конкретной модели двигателя. Некоторые автопроизводители делают элементы одноразовыми. Такое положение аргументируется риском повторного использования – болты могут попросту не выдержать второго приложения нагрузки.

Болты блока

Далее требуется перед установкой в обязательном порядке удалить из резьбовых каналов и самих винтов все загрязнения, смазку или пылевые остатки. В противном случае мусор может забить дно колодца, что не даст закрутить деталь полностью.

Единицы измерения прилагаемого усилия

В странах Европы, СНГ принято использовать Ньютоны, умноженные на метр. Универсальная единица измерения присутствует на всех приборах и динамометрических ключах. В западной Европе, США и Австралии применяются Фунты*дюйм.

«Отечественная» единица измерения отличается большей точностью, что подтверждает ее распространение.

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:

  • КАМАЗ;
  • 8 клапанная Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Хендай Акцент;
  • Шевроле Нива;
  • Hino Rainger;
  • УАЗ Патриот;
  • Тойота Рав-4.

Эти машины считаются самыми популярными гостями станций технического обслуживания, следовательно, логично составить список именно по силовым агрегатам машин.

Далее приведена таблица моментов протягивания болтов ГБЦ, самых популярных моделей автомобилей в России.

МоторМомент протяжки Н*м
GW 491 QE20,0
УАЗ 40913-14,5
3SFE49
2AZFE7,8
S2 Diesel24.0
Дэу Нексия 8 кл.25.0
40540-50 + доворот на 90°
Гранта все моторы75,0+90°
WL-T9,0+180°
Камаз 74020,0+180°
J07C21,0+90°
4A FE29,0/60,0
D20DT85,0
5S FE49,0+90°
1MZFE18,0+180°
ЯМЗ 53610,0+180°
ТагАЗ10,0+90°
Chevrolet NIVA77,0
X18XE25,0+270°
1ZZFE40,0+90°
УМЗ 421611,0+180°

Порядок затяжки болтов ГБЦ

Стандартная схема затяжки начинается от центральных винтов к краям. Этому правилу требуется неуклонно придерживаться во избежание перекоса или растрескивания алюминиевой «головы мотора».

Обычно последовательность действий для четырехцилиндровой модели выглядит так:

Порядок расположения болтов



От первого номера требуется следовать дальше к краям. Эффект от деформации головки и прокладки будет сведен к минимуму. Аналогично выполняется процедура и для шести или пяти цилиндровых рядных ДВС. В случае V образного блока – последовательность актуальна с поправкой на то, что там используется две головы.

К стандартным рядникам можно отнести следующие моторы:

  • ЗМЗ 406/402;
  • ГАЗ 53;
  • Д 260;
  • K24Z3;
  • ЯМЗ 236;
  • Д 240.

Так как данные агрегаты являются аналогичными по конструкции, к ним применима общая система. К данной категории можно отнести и Лада Приора на 8/16 клапанов Чери Тигго, и ВАЗ 2108. Сомнения вызывают лишь японские моторы автомобилей Мазда, некоторые Тойоты, Хонда и Mitsubishi. Ввиду высокотехнологичной, сложной конструкции, последовательность действий может отличаться.


Стандартные рядники

Работа с динамометрическим ключом

Во время использования ДМК следует соблюдать повышенную осторожность. Инструмент отличается чувствительностью к механическим повреждениям – калибровку сбить просто и инструмент придет в негодность.

В зависимости от разновидности ключа, принцип и последовательность работы отличается.

Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа

Самодельный ключ

Цена на профессиональный инструмент, приемлемой точности доходит до 200$, что не по карману простому обывателю. Однако физика дает пользователям право на самостоятельное изготовление «подобия» данного инструмента за умеренную плату.

Для этого понадобится:

  • стандартный ключ;
  • рычаг (труба или другой предмет);
  • рулетка или линейка;
  • стандартные весы (кантер).

Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, необходимо вспомнить немного физики. Момент затяжки является приложенным усилием к метровому рычагу (кгс.м). Следовательно, требуется замерить длину ключа и разделить 1 на получившееся число. Далее результат умножается на момент затяжки и ответом будет необходимый показатель на весах.



Для примера можно смоделировать ситуацию:
  • гайка с требуемым усилием 3 кгс*м;
  • рожковый ключ длиной 25 см;
  • весы с показателем до 20 кг.
  • 1/0,25=4;
  • 4*3 = 12.

Таким образом, если к ключу присоединить весы, тянуть за крючок требуется с силой 12 кг. Если необходимо закрутить болт с маркировкой в Ньютонах, при помощи стандартного соотношения вычисляется усилие и здесь.

Какой из способов затяжки крепежей лучше

Способы затяжки

Наилучший способ – наиболее точный. Применение кустарного инструмента повышает погрешность, что снижает качество затяжки.

Как контролировать момент затяжки

Для контроля рекомендуется придерживаться инструкций.

  1. Если на ключе нет трещотки (советский, стрелочный инструмент) мастеру требуется соблюдать аккуратность и повышенную осторожность.
  2. В момент закручивания процесс выполняется плавно с постоянным усилием без рывков и остановок.

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В разных автомобилях процедура выполняется по одному сценарию, но есть и нюансы.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Клапаны

На 16 клапанной двенашке голова крепится при помощи 10 болтов. Каждый элемент должен ввинчиваться в определенном порядке в три приема.

  1. Первый проход выполняется на 20 Н*м.
  2. Далее нужно докрутить под 90 градусов каждый винт.
  3. Спустя 20-30 минут нужно еще раз выполнить пункт №2.

ВАЗ-2107

На семерке принцип действия немного отличается.

ВАЗ-2107

В первый проход затягиваются все болты, кроме №11 с усилием 3,5 кгс/м. Второй подход подразумевает усилие уже 11 кгс/м. Только при третьей протяжке закручивается винт №11 с показателем на ключе в 4 кило.

«Самара», 10-е семейство, Приора

Приора

На Самарах закручивание происходит от центра в 4 приема, где нужно сделать протяжку на 2, затем 8кг и следом еще две подтяжки по 90 градусов.

«Волга»

На стандартном моторе Волги ЗМЛ 402 присутствует 10 гаек крепления ГБЦ. Их нужно затягивать в указанной последовательности в два подхода с моментом 42 и 85 КГс/м.

После первых 2-3 пусков и 5000 км пробега следует обтянуть крепления.

Волга

Распространенные ошибки

Самые популярные ошибки при выполнении процедуры.

  1. Нарушение последовательности закручивания болтов.
  2. Недостаточная чистота при переборке.
  3. Малая/большая сила затяжки.

Последствия неправильной затяжки болтов ГБЦ и других деталей двигателя

Если нарушить инструкцию – двигатель ожидают негативные последствия, приводящие к его ремонту или утилизации.

Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ

Если перетянуть винты следует ожидать последствия.

  1. Выдавливание прокладки и разгерметизация камеры сгорания.
  2. Разрыв шпильки – опасное явление.
  3. Слизывание резьбы как результат серьезный ремонт блока.
  4. Образование микротрещин ГБЦ.

Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ

Здесь также имеются негативные последствия:

  • недостаточный прижим прокладки к металлическим деталям;
  • течь масла/антифриза;
  • при попадании жидкостей в камеру сгорания возможет гидроудар.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров Chery Tiggo

Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, установленного на автомобиле, снимите ее. В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке седел клапанов. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.

1. Снимите головку блока цилиндров с автомобиля (смотрите Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров Chery Tiggo).

2. Снимите выпускной коллектор и установленную под ним прокладку (смотрите Замена прокладки выпускного коллектора Chery Tiggo).

3. Выверните свечи зажигания.

4. Выверните четыре болта крепления.

Выверните четыре болта крепления корпуса термостата двигателя Chery Tiggo

5. Снимите корпус термостата (в сборе с катушкой зажигания) и установленную под ним прокладку.

Снимите корпус термостата (в сборе с катушкой зажигания) двигателя Chery Tiggo

Снимите прокладку, установленную под корпусом термостата двигателя Chery Tiggo

6. Снимите распределительные валы.

7. Снимите нажимные рычаги клапанов в сборе с гидрокомпенсаторами.

8. Снимите маслосъемные колпачки.

9. Извлеките клапаны из направляющих втулок.

Клапаны двигателя Chery Tiggo

Предупреждение:

После длительной эксплуатации на верхнем торце клапана может образоваться заусенец грибообразной формы. Перед выниманием клапана из направляющей втулки удалите этот заусенец надфилем. Категорически запрещается выбивать клапан из направляющей втулки молотком через оправку без удаления заусенца, так как при этом неизбежно будет повреждена внутренняя поверхность втулки.

10. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Эти отложения можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.

11. Вычистите нагар из камер сгорания и выпускных каналов. Нагар удалите круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

Полезные советы:

Предварительно размочите нагар керосином.
Соблюдайте осторожность – избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином.

12. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.

13. Удалите с привалочной поверхности головки блока цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.

Предупреждение:

Запрещается очищать привалочную поверхность головки металлическими щетками или наждачной шкуркой.

Пользуйтесь лопаткой из твердого дерева или пластмассы, предварительно размягчив остатки прокладки растворителем.

14. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

Предупреждение:

Запрещается заваривать трещины, раковины и свищи. Дефектную головку замените.

15. Проверьте с помощью металлической линейки, установленной на ребро, и щупа плоскостность привалочной поверхности головки в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,04 мм, замените головку.

Проверка плоскостности привалочной поверхности головки в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям на двигателе Chery Tiggo

16. Очистите поверхности фланцев головки для установки впускного и выпускного коллекторов от остатков прокладок и нагара.

Очистите поверхности фланцев головки от остатков прокладок и нагара на двигателе Chery Tiggo

17. Проверьте наличие деформаций фланцев для впускного и выпускного коллекторов, деформированную головку замените.

18. Поврежденные резьбовые отверстия отремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).

19. Проверьте плотность установки заглушек рубашки охлаждения. При ослаблении их посадки восстановите ее чеканкой.

20. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки, диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определив зазор. Зазор для впускных клапанов должен быть не более 0,02 мм, для выпускных – не более 0,04 мм.

21. Если зазор больше допустимого, замените клапаны или головку блока цилиндров.

Предупреждение:

Направляющие втулки изготовлены из стали методом порошковой металлургии, запрессованы в головку блока и замене не подлежат.

Головка блока цилиндров двигателя Chery Tiggo

22. Проверьте состояние седел клапанов.

На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов.

23. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифовкой, выдерживая размеры, показанные на рисунке ниже. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование.

Размеры шлифовки седел клапанов двигателя Chery Tiggo

24. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня клапана и трещины на его тарелке не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска. Допускается шлифование рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифования угол фаски относительно плоскости тарелки должен быть 30°±5’, а толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,15 мм. Незначительные риски и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу.

Стержень клапана двигателя Chery Tiggo

Предупреждение:

Для того чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.

25. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.

26. Проверьте износ стержня клапана в местах, показанных на рисунке ниже. Номинальный диаметр стержней впускных клапанов (5,980+0,008) мм, выпускных клапанов (5,960+0,008) мм.

Стержень клапана двигателя Chery Tiggo

Зоны износа клапана:

1 – зона наименьшего износа стержня;

2 – торец стержня;

3 – проточка под сухари;

4 – зоны наибольшего износа стержня;

5 – рабочая фаска;

6 – кромка тарелки.

27. Проверьте состояние проточек 3 стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части клапан замените.

28. Осмотрите пружины клапанов. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. По возможности определите упругость пружин по развиваемому усилию. Согласно техническим требованиям длина пружины в свободном состоянии должна составлять 47,7 мм, а под нагрузкой 620 Н – 32 мм.
Искривленные пружины и пружины с трещинами замените.

29. Проверьте состояние опорных тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.

30. Прокладки впускной трубы, выпускного коллектора и головки блока цилиндров всегда заменяйте новыми, так как снятые (даже внешне не поврежденные) прокладки, могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнений.

Читайте также: