Момент затяжки гбц toyota starlet

Обновлено: 13.05.2024

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок

Момент затяжки гбу на двигателях разных марок

Затяжку болтов головки производят в четыре этапа (указаны в таблице). А вот что пишут об этом в руководстве по эксплуатации ВАЗ-2123:

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Рис.1 Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Установите головку блока цилиндров, отцентрировав её по двум направляющим втулкам, вверните болты её крепления и затяните их в четыре приема в определенной последовательности.

Момент затяжки гбц ВАЗ-2112 16 клапанов (ПРИОРА)

Момент затяжки гбц на приоре взяты из руководства по эксплуатации автомобиля и указаны в табличке №2.

Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. 5.6, в четыре этапа:
1-й – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.

Необходимо учитывать что:

Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми. Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

гбц ПРИОРА болт

Момент затяжки гбц КАЛИНА, ГРАНТА

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях модели 21114-50, установленные на автомобилях Lada Kalina указаны в таблице №3. Двигатель 21114-50 со­здан на базе двигателя ВАЗ-2111. Уве­личение рабочего объема двигателя модели 21114 до 1,6 л. по сравнению с объемом двигателя 2111 достигнуто за счет большего хода поршня при неизменном ди­аметре цилиндра.

Вот что нам говорит руководство по эксплуатации о моменте затяжки гбц на калине:

Момент затяжки гбц ВАЗ 2106, 2107, 2103

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях 2106 и 21011, 2103 одинаковый и приведен в таблице №4. В зависимости от модели или модификации автомобиля устанавливались двигатели трех типов:

Момент затяжки гбц ВАЗ 2108, 2109

Момент затяжки гбц на двигателях ВАЗ-2108, ВАЗ-2111-80 совпадают, и приведены в таблице №5.

Болты крепления головки блока цилин­дров вытягиваются при многократном ис­пользовании. Замените новыми болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установ­кой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

Момент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114 8 клапанов инжектор, 2115

Момент затяжки гбц ваз 2101

Момент затяжки гбц, приведенный в таблице№7, применяется для двигателей следующих моделей:

  • ВАЗ-2101 с рабочим объемом 1.2 литра. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2101;
  • ВАЗ-21011 с рабочим объемом 1.3 литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ 21011 и ВАЗ-21021. От предыдущей модели он отличается увеличенным на 3мм диаметром цилиндров, поэтому у него другие блок цилиндров и поршень; Момент затяжки гбц аналогичный с ВАЗ 2101;
  • ВАЗ-2103 с рабочим объемом 1.45литра. От первой модели отличается увеличенным на 14мм ходом поршня, поэтому у него другие блок цилиндров и шатунно-поршневая группа. Момент затяжки болтов гбц аналогичен двигателю ВАЗ-2101.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА

Моменты затяжки для двигателей ВАЗ-21214 евро3.

Порядок затяжки гбц НИВА

Рис.3 Порядок затяжки гбц НИВА

Для обеспечения надежного уплотнения и исключения подтяжки болтов головки блока цилиндров при техническом обслуживании автомобиля затягиваем их в четыре приема. Порядок затяжки указан на рисунке.

Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.

Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжек гбц у этих моделях двигателей имеют разные значения.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.

ЗМЗ-409 Порядок затяжки гбц

Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показана на рисунке

Момент затяжки гбц ГАЗ-53.

Момент затяжки головки блока цилиндров КАМАЗ-740

Момент затяжки на двигателях КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 или КАМАЗ-740.11-240 совпадает и приведен в таблице №15.

Момент затяжки гбц toyota starlet

Святослав , Киев (argo02@yandex.ru)

Явление и ремонт "дизельного" шума на старых (пробег 250-300 тыс.км.) двигателях 4А-FE.

"Дизелный" шум возникает чаще всего в режиме сброса газа или в режиме торможения двигателем. Он отчетливо слышен из салона при оборотах 1500-2500 об/мин., а также при открытом капоте при сбросе газа. Первоначально может показаться, что этот шум по частоте и по звуку напоминает звук неотрегулированных клапанных зазоров, либо болтающегося распредвала. Из-за этого желающие его устранить, часто начинают ремонт с ГБЦ (регулировка зазоров клапанов, опускание бугелей, проверка взведена ли шестерня на ведомом распредвале). Еще один из предложенных вариантов ремонта - замена масла.

Все эти варианты я испробовал, но шум остался без изменения, в результате чего я решился заменить поршня. Даже при замене масла на 290000 залил масло Хадо 10W40 полусинтетика. И успел вдавить 2 ремонтных тюбика, но чуда произойти не успело. Осталась последняя из возможных причин - люфт в паре палец-поршень.

Пробег моего авто (Toyota Carina E XL универсал 95 г.в.; английской сборки) составлял на момент ремонта 290200 км (если верить одометру), более того, могу предположить, что на универсале с кондеем, двигатель объемом 1.6 л был несколько перегружен по сравнению с обычным седаном или хетчбэком. То есть время подошло!

Для замены поршневой необходимо следующее:

- Вера в лучшее и надежда на успех.

- Инструменты и приспособления:

1. Ключ торцевой (головка) на 10 (под квадрат на 1/2 и 1/4 дюйма), 12, 14, 15, 17.
2. Ключ торцевой (головка) (звездочка на 12 лучей) на 10 и на 14 (под квадрат на 1/2 дюйма (обязательно не меньший квадрат!) и из качественной стали. ). (Необходимы для болтов крепящих ГБЦ и гаек крепления шатунных вкладышей).
3. Вороток торцевых ключей (трещетка) на 1/2 и 1/4 дюйма.
4. Ключ динамометрический (до 35 Н*м) (для затяжки ответственных соединений).
5. Удлинитель торцевых ключей (на 100-150 мм)
6. Ключ накидной на 10 (для откручивания труднодоступных крепежей).
7. Разводной ключ для проворачивания распредвалов.
8. Пассатижи (снимать пружинные хомуты со шлангов)
9. Тиски слесарные небольшие (размер губок 50х15). (я в них зажимал головку на 10 и откручивал длинные винты-шпильки, крепящие клапанную крышку, а также с их помощью выпрессовывал и запрессовал пальцы в поршнях (см. фото с прессом)).
10. Пресс до 3 т. (для перепрессовки пальцев и зажатия головки на 10 в тисках)
11. Для снятия поддона несколько плоских отверток или ножей.
12. Крестовая отвертка с шестигранным жалом (для откручивания болтов бугелей РВ возле свечных колодцев).
13. Шаберная пластина (для очистки поверхностей ГБЦ, БЦ и поддона от остатков герметика и прокладок).
14. Измерительный инструмент: микрометр на 70-90 мм (для измерения диаметра поршней), нутромер, настроенный на 81 мм (для измерения геометрии цилиндров), штангенциркуль (для определения положения пальца в поршне при запрессовке), набор щупов (для контроля зазора клапанов и зазоров в замках колец при снятых поршнях). Еще можно взять микрометр и нутромер на 20 мм (для замера диаметра и износа пальцев).
15. Фотоаппарат цифровой - для отчета и дополнительной информации при сборке! ;о))
16. Книга с размерами ЦПГ и моментами и методиками разборки и сборки двигателя.
17. Шапка (чтобы масло при снятом поддоне не капало на шевелюру). Даже если поддон давно снят, то капля масла, собиравшаяся капнуть всю ночь, капнет именно тогда, когда Вы будете под двигателем! Многократно проверено проплешиной.

- Материалы:

1. Очиститель карбюратора (большой баллончик) - 1 шт.
2. Герметик силиконовый (маслостойкий)- 1 тюбик.
3. ВД-40 (или другой ароматизированный керосин для откручивания болтов приемной трубы).
4. Литол-24 (для закручивания болтов крепления лыжи)
5. Ветошь х.б. в неограниченных количествах.
6. Несколько картонных коробок для складывания крепежа и бугелей распредвалов (РВ).
7. Емкости для слива антифриза и масла (по 5 литров).
8. Ванночка (с габаритами 500х400) (подставить под двигатель при съеме ГБЦ).
9. Масло моторное (согласно инструкции двигателя) в необходимом кол-ве.
10. Антифриз в необходимом кол-ве.

- Запчасти:

1. Комплект поршней (обычно предлагают стандартный размер 80,93 мм), но я на всякий случай (не зная прошлого машины) взял (с условием возврата) еще и ремонтный размер, больший на 0,5 мм. - 75$ (один комплект).
2. Комплект колец (взял оригинал тоже 2-х размеров) - 65$ (один комплект).
3. Комплект прокладок двигателя (но можно было обойтись одной прокладкой под ГБЦ) - 55$.
4. Прокладка выпускной коллектор/приемная труба - 3$.

Перед разборкой двигателя очень полезно помыть на мойке весь моторный отсек - лишняя грязь ни к чему!

Последовательность разборки опишу кратко:

. На этом месте во всех инструкциях идёт снятие минусовой клеммы аккумулятора, но я преднамеренно решил ее не снимать, дабы не сбрасывать память компьютера (для чистоты эксперимента). и чтобы время ремонта слушать радио ;о)
1. Обильно залил ВД-40 ржавые болты приемной трубы.
2. Слил масло и тосол, открутив снизу пробки и крышки на заливных горловинах.
3. Отстыковал шланги вакуум систем, провода датчиков температуры, вентилятора, положения дроссельной заслонки, провода системы холодного пуска, лямбда зонда, высоковольтные, свечные провода, провода форсунок ГБО и шланги подвода газа и бензина. В общем, все, что подходит к впускному и выпускному коллектору.

Далее пошло откручивание элементов двигателя.

1. Открутил клапанную крышку.

Далее полез в яму! В яме:

1. Снял защитный пластиковый поддон (только правую часть и частично открутил левую часть).
2. Снял приемную трубу (прокладки можно использовать повторно, если не перепутать. Я перепутал - пришлось одну поменять).

3. Поскольку доступ к поддону был ограничен из-за непонятного алюминиевого корыта, соединяющего коробку передач с блоком цилиндров, решил снять его. Открутил 4 болта, но корыто не вынималось из-за лыжи.

Снятие ГБЦ:

Как ни странно, но снять ГБЦ оказалось достаточно просто, открутив 10 болтов звездочной головкой на 10. Единственное, что я вовремя не открутил - патрубок водяной помпы (на котором масляный щуп крепится) и он держал ГБЦ.

В остальном, снятие ГБЦ прошло успешно. Я ее вытащил сам. Веса в ней не более 25 кг, но надо быть очень аккуратным, чтобы не снести торчащие - датчик вентилятора и лямбдазонд. Желательно прономеровать регулировочные шайбы (обычным маркером, протерев их предварительно ветошью с карбклинером) - это для случая выпадения шайб. Снятую ГБЦ положил на чистую картонку - подальше от песка и пыли.

Поршня:

Поршня снимал и ставил поочередно. Для откручивания шатунных гаек необходима звездочная головка на 14. Открученный шатун с поршнем перемещается пальцами вверх, до выпадания из блока цилиндров. При этом очень важно не перепутать выпадающие вкладыши шатуна.

Демонтированный узел я осмотрел и по мере возможности обмерял. Поршня менялись до меня. Причем их диаметр в контрольной зоне (25 мм от верха) был точно такойже, как и на новых поршнях. Радиальный люфт в соединении поршень - палец не ощущался рукой, но это за счет масла. Осевое перемещение вдоль пальца - свободное. Судя по нагару на верхней части (до колец) некоторые поршни были смещены вдоль осей пальцев и терлись о цилиндры поверхностью (перпендикулярной оси пальцев). Замеряв штангелем положение пальцев относительно цилиндрической части поршня, определил, что некоторые пальцы были смещены вдоль оси до 1 мм.

Старые пальцы имели заметный износ в зонах бобышек поршня (0,03 мм по отношению с центральной частью пальца). Выработку на бобышках поршней точно померять не удалось, но особой эллипсности там не было. Все кольца были подвижны в канавках поршней, а масляные каналы (отверстия в зоне маслосъёмных колец) свободны от нагара и грязи.

Перед запрессовкой новых поршней, я замерял геометрию центральной и верхней частей цилиндров, а также новые поршни. Цель - поставить большие поршни в более выработанные цилиндры. Но новые поршни были практически одинаковы по диаметру. По весу я их не стал контролировать.

Также я проверил зазоры в замках колец. Для этого компрессионное кольцо (вначале старое, потом новое) вставляется в цилиндр и опускается поршнем на глубину 87 мм. Зазор в кольце меряется щупом. На старых был зазор 0,3 мм, на новых кольцах 0,25 мм, что говорит о том, что кольца я менял совершенно зря! Допустимый зазор, напомню - 1,05 мм для кольца №1. Тут надо заметить следующее: Если бы я догадался отмечать положения замков старых колец относительно поршней (при вытаскивании старых поршней), то старые кольца можно было бы смело поставить на новые поршня в таком же положении. Тем самым, можно было бы сэкономить 65$. И время обкатки двигателя!

При снятом поддоне еще необходимо проверить осевой люфт коленвала (я этого не сделал), показалось визуально, что люфт очень малый… (а допустимый до 0,3 мм). При снятии - установке шатунных узлов, коленвал вращается вручную за шкив генератора.

Сборка:

Перед установкой в блок поршней с шатунами, цилиндры, поршневые пальцы и кольца, вкладыши шатуна смазать свежим моторным маслом. При установке нижних постелей шатунов надо проконтролировать положение вкладышей. Они должны стоять на местах (без смещений, иначе возможно заклинивание). После установки всех шатунов (затяжка моментом 29 Нм, в несколько подходов) необходимо проверить легкость вращения коленвала. Он должен вращаться руками за шкив генератора. В противном случае - надо искать и устранять перекос во вкладышах.

Установка поддона и лыжи:

Очищенный от старого герметика, фланец поддона, как и поверхность на блоке цилиндров, тщательно обезжиривается карбклинером. Затем на поддон наносится слой герметика (см. инструкцию) и поддон откладывается на несколько минут. Тем временем устанавливается маслоприемник. А за ним - поддон. Сначала наживляются 2 гайки по середине - потом все остальное и затягивается от руки. Позже (через 15-20 мин) - ключом (головка на 10).

Можно сразу поставить шланг от маслорадиатора на поддоне и установить лыжу и болт крепления передней подушки двигателя (болты желательно смазать Литолом - чтобы замедлить ржавление резьбового соединения).

Установка ГБЦ:

Перед установкой ГБЦ необходимо тщательно очистить шаберной пластиной плоскости ГБЦ и БЦ, а также фланец крепления патрубка помпы (возле помпы с задней части ГБЦ (тот, где крепится масляный щуп)). Желательно удалить из резьбовых отверстий масляно-тосольные лужи, дабы не расколоть при закручивании болтами БЦ.

Положить новую прокладку под ГБЦ (я немного промазал ее силиконом в зонах, близких к краям - по старой памяти многократного ремонта москвичевского 412-го двигателя). Промазал силиконом патрубок помпы (тот, что с маслощупом). Далее ГБЦ можно ставить! Тут надо отметить одну особенность! Все болты крепления ГБЦ со стороны крепления впускного коллектора - короче, чем со стороны выхлопного. Установленную головку затягиваю болтами от руки (с помощью головки-звездочки на 10 с удлинителем). Затем прикручиваю патрубок помпы. Когда все болты крепления ГБЦ наживлены - начинаю затяжку (последовательность и методика - как в книге), а потом еще контрольная затяжка по 80 Нм ( это - на всяк случай).

После установки ГБЦ идет установка Р-валов. Контактные плоскости бугелей с ГБЦ тщательно очищаются от мусора, а резьбовые крепежные отверстия - от масла. Очень важно поставить бугеля на свои места (для этого они промаркированы еще на заводе).

Положение коленвала я определил по метке "0" на крышке ремня ГРМ и зазубрине на шкиве генератора. Положение выпускного РВ - по штифту во фланце шестерни ремня. Если он вверху, то РВ в положении ВМТ 1-го цилиндра. Далее поставил сальник РВ на прочищенное карбклинером место. Шестерню ремня, я поставил совместно с ремнем и затянул крепящим болтом (головка на 14). К сожалению, ремень ГРМ не удалось поставить на старое место (заранее отмеченное маркером), но желательно было это сделать. Далее установил трамблер, предварительно удалив старый герметик и масло карбклинером, и нанеся новый герметик. Положение трамблера выставил по заранее нанесенной метке. К слову, что касается трамблера, то на фото показаны подгоревшие электроды. Это может являться причиной неровной работы, троения, "слабости" двигателя, а следствие - повышенный расход топлива и желание поменять все на свете (свечи, ВВ провода, лямбда-зонд, машину и т.п.). Устраняется элементарно - аккуратно сошкрябывается отверткой. Аналогично - на противоположном контакте бегунка. Рекомендую чистить раз на 20-30 т.км.

Рекомендация: перед запуском двигателя тщательно проконтролируйте топливную проводку (на соединениях) и зону ремней (на отсутствие там ветоши, ключей и проч.). ОТ ВИНТА.

Запуск был не мгновенным - надо было прокачать пустые емкости с топливом. Гараж наполнился густым масляным дымом - это от смазки поршневой. Далее - дым становится более горелый по запаху - это с выхлопного коллектора и приемной трубы выгорает масло и грязь… Далее (ежели все получилось) - наслаждаемся отсутствием "дизельного" шума. Думаю, полезно будет при езде соблюдать щадащий режим - для обкатки двигателя (хотя бы 1000 км).

Головка блока цилиндров — снятие и установка

1. Снимите ремни привода навесных агрегатов, шкив насоса охлаждающей жидкости и генератор.

2. Отверните пробку насоса охлаждающей жидкости и слейте охлаждающую жидкость.

3. Снимите ремень привода ГРМ (см. раздел "Ремень привода ГРМ").

4. Зафиксируйте распределительный вал гаечным ключом от проворота и отверните болт крепления шкива распределительного вала.


5. Снимите катушки зажигания.


6. (EJ-VE) Снимите клапан системы DVVT.


7. Отсоедините вакуумный шланг от впускного коллектора и крышки головки блока цилиндров.


Снятие и установка головки блока цилиндров (EJ-DE).
1 - трос акселератора,
2 - кронштейн №1,
3 - кронштейн №1,
4 - крышка головки блока цилиндров,
5 - прокладка,
6 - ротор датчика положения распределительного вала,
7 - шкив распределительного вала,
8 - крышка №1 вкладышей подшипников распределительных валов,
9 - крышка №2 вкладышей подшипников распределительных валов,
10 - сальник,
11 - заглушка,
12 - распределительный вал №1,
13 - распределительный вал №2,
14 - стопорное кольцо,
15 - волнистая шайба,
16 - вспомогательная шестерня распределительного вала,
17 - пружинное кольцо.

8. Снимите стойку с крышки головки блока цилиндров.

9. Отверните винты крепления крышки головки блока цилиндров и снимите ее с головки блока цилиндров.


10. Снимите распределительные валы №1 и №2.

а) Поверните распределительный вал №2 (выпускных клапанов) за шестигранный участок, как показано на рисунке.


б) Ослабьте перепускной штуцер масляной трубки.

в) Выверните болт крепления масляной трубки к головке блока цилиндров.

г) Снимите перепускной штуцер масляной трубки с масляным фильтром с крышки №1 вкладышей подшипников распределительных валов.


Снятие и установка головки блока цилиндров (EJ-VE).
1 - крышка катушек зажигания,
2 - катушка зажигания,
3 - свеча зажигания,
4 - крышка головки блока цилиндров,
5, 26, 41 - прокладка,
6 - регулировочная шайба,
7 - толкатель,
8 - сухари,
9 - тарелка пружины,
10 - пружина,
11 - маслосъемный колпачок,
12 - седло пружины,
13 - клапан,
14 - клапан системы DVVT,
15 - крышка №1 вкладышей подшипников распределительных валов,
16 - крышка вкладышей подшипников распределительных валов,
17 - стопорное кольцо,
18 - волнистая шайба,
19 - вспомогательная шестерня распределительного вала,
20 - пружинное кольцо,
21 - распределительный вал №1,
22 - распределительный вал №2,
23 - модуль зажигания,
24 - датчик положения распределительного вала,
25 - впускной коллектор,
27 - демпфер пульсаций давления топлива,
28 - топливный коллектор,
29 - топливная трубка №1,
30 - кольцевое уплотнение,
31 - изолятор форсунки,
32 - форсунка,
33 - виброизолятор,
34 - крышка цепи привода ГРМ,
35 - уплотнительная втулка,
36 - натяжитель ремня привода ГРМ,
37 - ремень привода ГРМ,
38 - заглушка,
39 - датчик положения коленчатого вала,
40 - головка блока цилиндров,
42 - выпускной коллектор,
43 - маслопровод,
44 - теплозащитный экран.


д) Снимите крышку №1 вкладышей подшипников распределительных валов, вывернув болты в показанной на рисунке последовательности.


  • Сервисный болт — М5х0,8


ж) Отверните болты крепления крепеж вкладышей подшипников распределительных валов в последовательности, показанной на рисунке.


з) Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.

Примечание: распределительные валы необходимо поднимать строго горизонтально, т.к. малейший перекос может привести к повреждению вкладышей подшипников.


10. Выверните свечи зажигания.


11. Снимите впускной коллектор с прокладкой.

Примечание: не используйте прокладку повторно.


12. Снимите топливный коллектор с головки блока цилиндров.


13. Снимите форсунки.

14. Отсоедините разъем кислородного датчика.


15. Снимите теплозащитный экран выпускного коллектора.

16. Снимите кислородный датчик.

17. Снимите выпускной коллектор с прокладкой.

Примечание: не используйте прокладку повторно.


18. Снимите впускной патрубок охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров.


19. Снимите термостат.

20. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости,

21. Снимите датчик положения коленчатого вала.


22. Снимите датчик положения распределительного вала.


23. Отверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке, и снимите головку блока цилиндров.


24. Снимите прокладку головки блока цилиндров.

Примечание: не используйте прокладку повторно.

25. При необходимости разберите распределительный вал впускных клапанов.

а) Зафиксируйте распределительный вал в тисках.


б) Зафиксируйте спецприспособле-нием вспомогательную шестерню и удалите сервисный винт, повернув вспомогательную шестерню.

в) Снимите стопорное кольцо.

г) Снимите волнистую шайбу, вспомогательную шестерню и пружинное кольцо.


Примечание: (EJ-VE) не разбирайте распределительный вал выпускных клапанов со звездочкой системы DVVT.

Разборка, проверка, очистка и ремонт головки блока цилиндров

Процедуры разборки, проверки, очистки, ремонта и сборки деталей головки блока цилиндров описаны в главе "Двигатель — общие процедуры ремонта".

Установка

1. Соберите распределительный вал впускных клапанов.

а) Установите пружинное кольцо, вспомогательную шестерню и волнистую шайбу.

б) Установите стопорное кольцо.

в) Установите спецприспособление в два отверстия вспомогательной шестерни диаметром 6 мм.

г) Поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке, совместите отверстия вспомогательной шестерни и ведомой шестерни и установите сервисный болт.

2. Очистите поверхность блока цилиндров и установите прокладку головки блока цилиндров.

3. Временно заверните болт крепления шкива коленчатого вала.

4. Поверните коленчатый вал шпонкой вверх.

5. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.

6. Нанесите немного моторного масла на резьбу и под головки болтов. Установите болты и затяните их в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.


  • Момент затяжки — 54 ±5 Нм

7. Установите термостат и впускной патрубок охлаждающей жидкости.

  • Момент затяжки — 24 ± 5 Нм


  • Момент затяжки — 24 ± 5 Нм


  • Момент затяжки — 8 ± 1,6 Нм


  • Момент затяжки — 8 ± 1,6 Нм


  • Момент затяжки — 25 ± 5 Нм
  • Момент затяжки — 11 ± 2 Нм
  • Момент затяжки — 34 ± 5 Нм

16. Установите форсунки.

17. Смажьте кольцевые уплотнения форсунок топливом.

  • Момент затяжки — 19 ± 4 Нм
  • Момент затяжки — 19 ± 4 Нм
  • Момент затяжки — 17 ± 3 Нм

Примечание: распределительные валы необходимо устанавливать строго горизонтально, т.к. малейший перекос может привести к повреждению вкладышей подшипников.

а) Смажьте моторным маслом шейки, кулачки и шестерни распределительного вала №1.

б) Установите распределительный вал №1 с установленным сервисным болтом в головку блока цилиндров.

в) Поверните распределительный вал выпускных клапанов до тех пор пока метка на задней стороне шестерни не будет составлять угол 10-20° с осевой линией распределительного вала, как показано на рисунке.


г) Смажьте моторным маслом шейки, кулачки и шестерни распределительного вала №2.

д) Введите шестерни распределительных валов, совместив верхние метки, установите распределительный вал №2, скатив его на головку блока цилиндров.


е) После установки убедитесь, что метки на распределительных валах располагаются, как показано на рисунке.


  • Момент затяжки — 12 ± 2 Нм


24. Снимите сервисный болт крепления вспомогательной шестерни.

25. Установите крышку №1 вкладышей подшипников распределительных валов.

а) Нанесите герметик на крышку №1, как показано на рисунке.


б) Установите крышку №1 на головку блока цилиндров и заверните болты ее крепления в последовательности, показанной на рисунке.


26. Установите заглушку, как показано на рисунке.


27. Нанесите немного моторного масла на сальник распределительного вала и с помощью спецприспособления установите его в головку блока цилиндров.


28. Зафиксируйте шкив распределительного вала с помощью спецприспособления и заверните болт его крепления.


  • Момент затяжки — 98 ± 10 Нм
  • Момент затяжки — 52 ± 5 Нм
  • Момент затяжки — 39+5 Нм


33. Установите крышку головки блока цилиндров и заверните болты ее крепления в последовательности, показанной на рисунке.

Головка блока цилиндров Тойота Королла 150

Головка блока цилиндров Тойота Королла 150


- упало давление в системе смазки двигателя. Причиной этой неисправности часто бывает повышенный износ шеек распределительного вала и гнезд подшипников распределительного вала в головке блока цилиндров. При износе гнезд заменяют головку блока в сборе, так как гнезда выполнены непосредственно в ее корпусе;

- стук клапанов, не устраняемый регулировкой зазоров в механизме привода клапанов. Может возникать из-за повышенного износа кулачков распределительного вала вследствие применения низкокачественного моторного масла или повреждения масляного фильтра.


Работа по замене распределительного вала показана на примере двигателя 1ZR-FE. Замену валов на двигателях 1NR-FE и 4ZZ-FE проводите аналогично

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 16», торцовые головки «на 10», «на 16», «на 18», ключи TORX Т8, TORX T14, бронзовая выколотка, опора под двигатель.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снимите брызговики двигателя

3. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов

4. Снимите двигатель

5. Снимите крышку головки блока цилиндров

6. Снимите цепь привода газораспределительного механизма


7. Ослабьте в указанном порядке затяжку двадцати пяти болтов крышек подшипников распределительных валов и выверните болты.

Головка блока цилиндров Тойота Королла

8. Снимите крышки подшипников распределительных валов.

9. Снимите распределительные валы впускных.

10. . и выпускных клапанов.

Снимите распределительные валы

11. Осмотрите распределительный вал. Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть хорошо отполированы и без повреждений. На рабочих поверхностях шеек не допускаются задирь, забоины, царапины, наволакивание алюминия от гнезд подшипников в голозке блока. Если на рабочих поверхностях кулачков обнаружены следы заеданий, перегрева, глубокие риски или износ в виде огранки, а также равномерный износ свыше 0,5 мм, замените вал.

Шлифовка кулачков распределительного вала для устранения ступенчатого износа запрещена, так как при изменении размеров профиля кулачков будут нарушены фазы газораспределения.

12. В мастерских, оборудованных специальными инструментами и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распределительных валов. При биении более 0,02 мм замените вал, так как его правка не допускается.

При установке нового распределительного вала рекомендуем заменить коромысла клапанов новыми. Перед первым пуском двигателя и для улучшения условий приработки рекомендуем добавить в моторное масло противозадирную антифрикционную присадку.

13. Установите распределительные валы в головку блока и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, снимите ее. В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов и их направляющих втулок, замене или шлифовке седел клапанов. Причем для выполнения работ, связанных с ремонтом направляющих втулок клапанов и седел, требуются специальные инструменты и оборудование, поэтому эти работы нужно выполнять

в специализированном сервисе. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 14», свечной ключ, намагниченная отвертка (или пинцет) для снятия сухарей клапанных пружин, приспособление для сжатия клапанных пружин.

Процедура разборки, ремонта и сборки головки блока цилиндров показана на примере двигателя 1ZR-FE. Разборку, ремонт и сборку головки блока цилиндров двигателей 1NR-FE и 4ZZ-FE проводите аналогично.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снимите брызговики двигателя

3. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов

4. Снимите двигатель

5. Снимите впускную трубу

6. Снимите крышку головки блока цилиндров

7. Снимите выпускной коллектор

8. Снимите цепь привода газораспределительного механизма

РАЗБОРКА, РЕМОНТ И СБОРКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

9. Снимите распределительные валы газораспределительного механизма и выверните два болта

10. Снимите нажимные рычаги клапанов

11. Извлеките гидрокомпенсаторы.

На двигателе 4ZZ-FE снимите толкатели клапанов

4ZZ-FE

12. Подденьте отверткой.

13. . и снимите постель распределительных валов газораспределительного механизма.

14. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров..

4ZZ-FE

15. . окончательно выверните болты крепления головки, выньте их.

16. . и снимите установленные под болтами шайбами



Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное использование не допускается.

17. Снимите Головку блока цилиндров

18. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, сожмите пруж/ны, снимите сухари, тарелки пружин, пружины



19. . и извлеките клапаны из направляющих втулок.

20. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Их можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.

21. Очистите от нагара камеры сгорания и выпускные каналы. Удаляйте нагар круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

Предварительно размочите нагар керосином. Соблюдайте осторожность: избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином.

22. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.

23. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.


Запрещается очищать привалочную поверхность головки блока металлическими щетками или наждачной бумагой. Пользуйтесь лопаткой из твердого дерева или пластмассы, предварительно размягчив остатки прокладки растворителем.

24. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

25. Проверьте с помощью щупа и металлической линейки, установленной на ребро, плоскостность поверхности прилегания головки к блоку в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,05 мм, замените головку.

26. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора.

27. Проверьте наличие деформации фланцев крепления впускной трубы и вьпускюго коллектора, деформированную головку замените.

28. Поврежденные резьбовые отверстия отремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).

29. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки, диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определив зазор. Предельно допустимый зазор при износе для впускных клапанов составляет 0,10 мм, для выпускных - 0,15 мм.

30. Если зазор остается больше предельно допустимого значения и при установке новых клапанов, замените направляющие втулки. Заменяйте направляющие втулки в специализированной мастерской, располагающей соответствующими инструментами и оборудованием.



31. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и других дефектов. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской.

32. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифовкой. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если не удается устранить значительные дефекты седел шлифовкой, замените седла.

33. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня 3 (рис. 5.7) клапана и трещины на его тарелке 2 не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска 1. Допускается шлифовка рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифовки толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,5 мм и не более 1,01 мм.


Чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.

34. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски, вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, пооверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.

Проверьте концентричность

Клапан: 1 - фаска; 2 - тарелка; 3 - стержень; 4 - проточка

35. Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.

36. Маслосъемные колпачки замените независимо от их состояния.

Маслосъемные колпачки

37. Осмотрите пружины клапанов. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. Номинальная длина пружины в свободном состоянии - 53,88 мм

38. Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.

39. Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию.

40. Прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы и выпускного коллектора всегда заменяйте новыми, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.

Момент затяжки гбц toyota starlet

Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров (двигатели 1,3
л Тойота Королла)


Предупреждение
Работы выполняются на холодном двигателе Тойота Королла.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините батарею от массы.

Предупреждение
Если стереомагнитола автомобиля Тойота Королла оборудована охранной системой, то перед
отсоединением батареи от массы убедитесь в том, что вы знаете код активации.

2. Слейте охлаждающую жидкость и выверните свечи (см. подраздел 2.8.2).
3. Слейте из двигателя масло и снимите масляный фильтр (см. подраздел 2.5.2).
4. Снимите камеру дроссельной заслонки, форсунки распределитель топлива (см.
подраздел 5.12).
5. Снимите всасывающий коллектор (см. подраздел 3.1.1.4).
6. Снимите выпускной коллектор Тойоты Короллы (см. подраздел 3.1.1.5).

Предупреждение
Всасывающий коллектор и выпускной коллекторы можно снять вместе с гол-й
цилиндров для окончательной разборки на стенде.

7. Снимите ведомую шестерню распредвала Тойота Королла (см. подраздел 3.1.1.8) и зубчатый ремень
(см. подраздел 3.1.1.6).
8. Снимите распредвалы и толкатели (cм. подраздел 3.1.1.9, подраздел 3.1.1.10).
9. Снимите генератор и распределитель зажигания (см. подраздел 3.3.6 и подраздел
3.3.11).
10. Нанесите метки и снимите остальные детали (крепления труб системы
охлаждения, тросы, шланги проводку).
11. Нанесите метки и снимите остальные детали (крепления труб системы
охлаждения, тросы, шланги проводку).
12.Отсоедините от головки цилиндров Тойота Королла патрубки системы охлаждения. После
выполнения этой операции можно приступить к окончательному этапу снятия головки
цилиндров.
13. С помощью ключа с шестигранной головкой и удлинителя отпустите болты головки
цилиндров, отворачивая каждый болт на 1/4 оборота за один прием. Отпускайте болты
в последовательности, обратной указанной для затяжки (см. рис. Последовательность
затяжки болтов головки блока цилиндров (двигатели 1,3 л Тойота Королла) и рис. Последовательность
затяжки болтов гол-и блока цилиндров Тойота Королла (двигатели 1,6 л и 1,8 л)), чтобы избежать деформации трещин в головке цилиндров.

14. Снимите головку цилиндров. Если головка
не поддается снятию, то очень осторожно
подденьте головку со стороны трансмиссии за
прилив, не допускается отделять головку в
других местах.

15. Снимите с головки остальные детали, что необходимо для осмотра тщательной
очистки. Операции по ремонту головки цилиндров Тойоты Короллы описаны в подразделе 3.1.2.7).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед установкой тщательно очистите разъемные поверхности головки и блока
цилиндров.

2. Соскребите нагар и остатки материала
прокладки. Разъемные поверхности гол-и
блока цилиндров должны быть абсолютно
чистыми, чтобы обеспечить надежное
уплотнение.

3. Промойте разъемную поверхность головки цилиндров Тойота Королла растворителем лаков или
ацетоном. Если на плоскости блока цилиндров сохранились следы масла, то прокладка
головки не будет уплотнять место стыка головки блока при эксплуатации начнут
развиваться течи масла. При выполнении работ на блоке цилиндров натолкайте в
цилиндры чистой ветоши, чтобы предотвратить попадание твердых частиц при
очистке. Грязь, попавшую в цилиндры, удалите пылесосом или с помощью другого
подходящего аппарата.
4. Проверьте наличие на разъемных плоскостях головки и блока цилиндров задиров Тойота Королла,
сколов, выбоин других повреждений. Незначительные повреждения можно устранить
надфилем, при наличии серьезных повреждений головка или блок подлежат
перешлифовке.
5. Закройте клейкой лентой резьбовые отверстия в головке цилиндров и продуйте
сжатым воздухом все каналы и отверстия. Убедитесь в чистоте отверстий. При
работе со сжатым воздухом оденьте защитные очки.
6. Прогоните резьбу каждого болта плашкой, зажав болт в тиски, чтобы удалить
коррозию и восстановить поврежденную резьбу. Грязь, ржавчина, остатки уплотнения
и поврежденные нитки резьбы затрудняют заворачивание болта могут явиться
причиной ошибочных показаний момента при затяжке.
7. Установите на место все детали, снятые при разборке головки.

8. Положите на блок цилиндров новую
прокладку, ориентируя по штифтам. Обратите
внимание на метку "UP" ("верх") на прокладке.

9. Осторожно положите головку на блок цилиндров, не нарушая положения прокладки.
10. Перед заворачиванием болтов смажьте упорные поверхности гол-к болтов
маслом для двигателя.
11. Заверните от руки болты головки цилиндров Тойота Королла на их прежние места. Короткие болты
заверните на стороне впускных клапанов, а длинные - со стороны выпускных.
Затяните болты с заданным моментом в указанной последовательности (см. рис.
Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров (двигатели 1,3 л) и рис.
Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров (двигатели 1,6 л и 1,8 л)
). На двигателях 1,3 л Тойота Королла болты головки цилиндров затягивайте в два приема, а на
двигателях 1,6 и 1,8 л – в три приема. Значение момента затяжки указано в в
подразделе 3.1.1.1). На 2 и 3-м этапах затяжки болты доворачиваются на 1/4 оборота
(90°). При отсутствии на вашем динамометрическом ключе угловой шкалы можно
нанести краской риски на головку каждого болта и довернуть так, чтобы риска
повернулась на 90°от первоначального положения (этап 2). На двигателях 1,6 л и 1,8 л Тойота Королла
доверните болты еще на 90°, т.е. каждый болт должен повернуться относительно 1-го
этапа затяжки на 180°.
12. Остальные операции по сборке выполняются в обратном порядке.

Предупреждение
Если при разборке удалялась полукруглая заглушка распредвала впускных клапанов
на гол-е цилиндров Тойота Королла , то перед установкой на место смажьте заглушку герметиком
типа RTV.

Читайте также: