Плавают обороты на горячем двигателе опель

Обновлено: 15.05.2024

Opel Astra › Бортжурнал › Плавают обороты на холостом ходу. Поиск причины.

Как я уже ранее писал, существует у моего авто проблемы с оборотами холостого хода, а именно они скачут на холостом ходу и решить пока эту проблему не удается. Поначалу я пытался решить эту проблему заменой различных датчиков, но результатов это не принесло Поэтому я решил немного углубиться в теорию, чтобы понять причину.
Далее хочу поделиться немного своими мыслями по тому, что я понял.
Но сначала немного информации.
Холостой ход (ХХ) – это режим работы двигателя на неподвижном авто. Он необходим двигателя для поддержания процессов горения топлива, чтобы не заглохнуть.
Для большинства двигателей обороты ХХ в прогретом режиме составляют от 500 до 1000.
Число оборотов ХХ прописываются в ЭБУ конкретного двигателя.
Далее будут указываться значения параметров для ЭБУ моего двигателя согласно TIS 2000.
Opel TIS 2000 — руководство по ремонту Opel, программа разработана для фирменных СТО.
Регулятор холостого хода (РХХ) – это исполнительное устройство с помощью которого обеспечивается подача воздуха для поддержания оборотов ХХ (по TIS 2000 номинальные значения на ХХ в диапазоне рабочей температуры: 8 … 26 шагов. Требуемая частота вращения двигателя при ХХ: 700 … 925 об/мин).
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — устройство, предназначенное для преобразования углового положения дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока. Бывают двух типов контактные и бесконтактные.
В моем случае это контактный датчик, работает по принципу переменного резистора.
У него три вывода: А — питание, В — масса, С — сигнальный.
С ЭБУ на ДПДЗ должно приходить питание + 5В (согласно TIS 2000 – оно должно быть в пределах 4,8 … 5,2В). Если поступает (на выводы А, B) другое напряжение надо смотреть либо проводку на обрыв или замыкание, либо ЭБУ неисправен. С сигнального вывода С датчика на ЭБУ должно приходить, примерно, от 0,3В до 4,8В. (все будет зависит от положения дроссельной заслонки, при других значениях должна вылетать ошибка P0120 — низкое напряжение датчика положения дроссельной заслонки или P0120 — высокое напряжение датчика положения дроссельной заслонки).

Датчик кислорода (лямбда-зонд) — датчик остаточного кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося не сгоревшего топлива либо кислорода в выхлопных газах. Данные показания позволяют приготовлять оптимальную воздушно-топливную смесь (по TIS 2000 номинальные значения на ХХ в диапазоне рабочей температуры: 30 … 950 В. Сигнал датчика чередуется между диапазонами высокого и низкого напряжения. Состав топливной смеси 14,5 … 14,7. Контур датчика O2: закрыт. Состояние топливо-воздушной смеси: попеременно БЕДНАЯ и БОГАТАЯ. Интегратор O2: 115 … 140 шагов. Массив данных обучения контура O2: активирован. Содержимое ячейки умножителя обучения блока O2: 108 … 150 шагов. Обогреватель датчика O2: активирован ).
Датчик абсолютного давления (датчик разрежения) коллектора (ДАД) – используя данные этого датчика, а также данные датчика температуры воздуха во впускном коллекторе ЭБУ рассчитывает расход воздуха в граммах, содержащуюся в каждом сантиметре кубическом внутреннего объёма впускного коллектора (по TIS 2000 номинальные значения на ХХ в диапазоне рабочей температуры: 0,3 … 0,5 бар и 1,2 … 1,9 В). У кого то вместо него используется датчик массы расхода воздуха

Как происходит переход двигателя в режим ХХ и его работа?
Переход двигателя в режим ХХ происходит по сигналу с ДПДЗ, который устанавливается на оси дросельной заслонки.
ЭБУ постоянно получает с ДПДЗ данные (в виде напряжения), которые использует для расчета смеси, либо выдачи команды на регулирование ХХ. Так вот для режима ХХ в ЭБУ двигателя прописывается значение (для разных прошивок может быть разное), а именно значение напряжения с ДПДЗ при достижении которого ЭБУ понимает, что дроссельная заслонка закрыта и необходимо выдавать команду на регулирование режима ХХ.
Согласно программе TIS 2000 в ЭБУ моего двигателя прописаны следующие значения: закрытая заслонка (0-1,5%) = 0,3…1В; открытая заслонка = 4,0…4,8В. (см. картинку ниже). Это значит, что если с ДПДЗ приходит напряжение не более 1В и не менее 0,3В ЭБУ двигателя моего авто считает, что заслонка закрыта. Например, в ЭБУ для другого двигателя значение для закрытого положения может быть прописано равным 0,7В и это значит, все что до 0,7В ЭБУ будет понимать как закрытое положение. Даже если по факту заслонка будет приоткрыта, но значения напряжения с ДПДЗ не более 0,7 В ЭБУ будет считать, что заслонка закрыта и выдаст команду на регулирование ХХ.
Применительно к моему датчику (в настоящий момент установлен ДПДЗ модели ERA 556003): при закрытой заслонке (0 %) мой ДПДЗ выдает 0,72 В; при полностью открытой (99-100%) в районе 4,5 В.
Итак, как только ЭБУ получает сигнал с ДПДЗ и понимает, что заслонка закрыта он начинает управление РХХ (т.е. весь поток (не всегда) воздуха проходит через него и регулируется им). С помощью РХХ (а также лямбды и ДАД) по датчику оборотов коленчатого вала ЭБУ начинает поддерживать обороты ХХ прописанные в прошивке.

Что получается у меня:
Когда я вкл зажигание и смотрю по программе scanmyopel (единственная программа с помощью которой через ELM327 мне удалось подключится к моему ЭБУ), то вижу следующие значения параметров: заслонка у меня в закрытом положении (проверено фактически) и значение напряжения с ДПДЗ приходит равным 0,72В.

Когда завожу и машина работает на ХХ: значение напряжение ДПДЗ не меняется 0,72В и заслонка в закрытом положении. Значения всех параметров в норме.

А вот, когда я проехал и потом остановился: значение напряжение с ДПДЗ также 0,72В, а вот положение заслонки не 0%, а 7% — значения бывают разные и 2, и 5 (т.е. ЭБУ почему то не хочет понимать, что заслонка закрыта). Откуда ЭБУ берет это значение 7 % в этот раз? Непонятно. Пробовал ставить другой ДПДЗ и там такая же картина. Только единственное у него при закрытой заслонке напряжение выдавалось 0,32В (опять же у разных моделей значения могут быть разные). Обороты начинают плавать.

И вот что происходит, как я понимаю: я останавливаюсь, заслонка по факту закрыта, но ЭБУ этого не видит (у него непонятно откуда значение открытия 7%) и соответственно режима ХХ нет. В это время лябда видит, что смесь богатая (т.к. по факту поток воздуха перекрыт) и начинает беднить смесь, сокращая время вспрыска примерно с 3.7 мс до 2 мс. Обороты падают. Тут же ЭБУ видит, что заслонка открыта на 7%, а обороты не соответствуют. По ДПДЗ и оборотам ЭБУ начинает рассчитывать одно, по датчику абсолютного давления у него другая картина. Короче начинает работать по какой то непонятной мне программе. В итоге насколько успеваю я посмотреть по программе scanmyopel (у меня проблема с адаптером, подвисает через

10 сек работы) у меня значения всех параметров скачут за исключением значения положения дроссельной заслонки.

Вообщем, получается такая ситуация, что в какой то момент ЭБУ неправильно интерпретирует данные по положению дросселя. Из-за этого на заведенном и неподвижном авто, при фактически закрытом дросселе ЭБУ не выдает команду РХХ на регулирование ХХ.

Что делать, если при нагреве двигателя плавают обороты

Плавающие обороты – очень размытый симптом, который указывает на самые разные неисправности. Это может быть как банальный подсос воздуха в одной из трубок, так и проблемы с цилиндропоршневой группой. В любом случае, если после прогрева двигателя плавают обороты холостого и есть вибрации на кузове, стоит бить тревогу. Вовремя устранив причину, есть шанс обойтись без дорогостоящего ремонта.

Как это проявляется

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить «троящий» движок на прогретом двигателе. Запустив автомобиль, вы сразу ощутите нестабильные вибрации по кузову. Меняется тон работы двигателя, а стрелка тахометра скачет то вверх, то вниз. Это значит, что в одном из цилиндров (а иногда сразу в нескольких) отсутствует рабочий ход.

Система зажигания

Проверьте, в каком состоянии свечи. По разным причинам на них может образовываться налет или нагар. Если свечи с нагаром, в масле или залиты бензином, их чистка или замена на новые не решит вопрос – нужно устранять саму суть проблемы.

Свечи зажигания
Нагар на свечах зажигания

Чаще всего это может быть:

  • неправильно выставленный угол зажигания;
  • повышенное давление картерных газов из-за грязной системы вентиляции;
  • износ маслосъемных колпачков;
  • неправильное смесеобразование из-за неисправного ДМРВ;
  • прогар клапана или залегание колец двигателя.

Следующий этап – проверка высоковольтных проводов и катушек. На современных автомобилях устанавливается одна катушка на каждый цилиндр.

Если провод был исправен, после запуска вибрации усилятся. Если ничего не изменилось, значит, данный провод был поврежден. Также можно проверить сопротивление первичной обмотки катушки – оно колеблется в районе 0,4-2 Ом.

Катушки зажигания
Катушки зажигания и высоковольтные провода

ВВ-провода и катушки – это те элементы, на которых нельзя экономить. К сожалению, участились случаи брака среди производителей аналогов. Приобретайте те запчасти, на которые предоставляется гарантия.

Клапан EGR

Если ваш мотор имеет систему рециркуляции отработавших газов, нестабильная работа на холостых оборотах может быть вызвана неисправностью клапана ЕГР. Проблема наступает уже спустя 5 лет эксплуатации.

Клапан ЕГР
Загрязненный клапан рециркуляции газов

Клапан рециркуляции покрывается толстым слоем масла и сажи, из-за чего перестает нормально работать. Вместе с этим загорается «Чек» на панели приборов, плавают обороты на горячую. В движении такой автомобиль плохо набирает скорость, заметны рывки при ускорении, а из глушителя выходит черный дым. Иногда можно ограничиться чисткой клапана, но лучше заменить закоксованный элемент на новый. Обратите внимание, что при замене клапана на некоторых авто необходимо его прописать в электронном блоке управления ДВС.

Датчик массового расхода воздуха сейчас можно встретить не только на бензиновых, но и на дизельных авто. ДМРВ работает вместе с клапаном ЕГР и отправляет блоку управления данные о количестве поглощаемого воздуха. Часто в ДМРВ встроен датчик, который определяет температуру всасываемого воздуха на впуске. На основании этих данных ЭБУ корректирует смесь – в определенных режимах она становится более бедной или богатой. Если ДМРВ или его температурный датчик неисправны, «мозг» двигателя не понимает, сколько воздуха прошло во впуск и сколько топлива нужно подавать. И если на холодную блок еще может как-то урегулировать работу мотора, используя стандартные значения, то на горячую начинаются «качели» с оборотами.

Проверку ДМРВ производят мультимером. Исправный датчик при замере напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше – плавают обороты на прогретом моторе. ДМРВ трудно поддается ремонту. Это же относится и к чистке. К сожалению, чистка сенсора дает только временный эффект – в случае неисправности, ДМРВ следует заменить на новый.

Датчик РХХ

На холодную двигатель работает нормально, но после прогрева тахометр сходит с ума. Это может быть причиной неисправного датчика или самого регулятора холостого хода. Вместе с этим двигатель удается запустить только с нажатой педалью газа, а на ходу при переключении передач мотор глохнет.

Регуляторы ХХ
Загрязненный и новый регуляторы ХХ

Из-за нагара, шток не в состоянии нормально двигаться. Если плавают обороты на прогретом двигателе из-за датчика РХХ, разборка и чистка механизма с заменой уплотнительного кольца поможет устранить проблему. Но так бывает не всегда – возможно, вышла из строя обмотка, статор или подшипник. В таком случае проще заменить РХХ на новый.

Датчик положения дроссельной заслонки

ДПДЗ влияет на холостые обороты и работу автомобиля в движении. При неисправности ДПДЗ плавают обороты на горячую, мотор троит, глохнет, а при разгоне автомобиль дергается. Блок управления не может понять, в каком положении дроссель и неправильно подбирает смесь.

Датчик положения дроссельной заслонки
Устройство ДПДЗ

Датчик выходит из строя по разным причинам:

  • изношена шестерня привода ползунка;
  • стерт резистивный слой (из-за этого пропадает контакт);
  • потерян контакт на ползунке (часто из-за износа самого ползунка или при обломе иглы).

Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (с увеличением нажатия, сопротивление возрастает). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая поломка, поможет только замена.

Дроссельная заслонка

На холостом ходу двигатель поднимает обороты. Это нормально, когда машина не прогрета. Но если обороты не падают на горячем двигателе, нужно принимать меры.

Дроссельная заслонка
Грязная дроссельная заслонка

С пробегом, заслонка покрывается нагаром, который мешает ей полностью закрыться. Чистка заслонки специальным раствором помогает решить проблему, но после сборки нужно обязательно пройти «адаптацию», используя диагностический прибор. Без адаптации мотор будет вести себя хаотично, вдобавок могут появиться разные ошибки.

Датчик температуры

Этот датчик не только показывает температуру мотора на панели, но и помогает блоку управления правильно корректировать смесь в разных режимах. Если датчик неисправен, ЭБУ получает неправильную информацию и ложно корректирует смесь.

Она становится слишком бедной или богатой, ввиду чего плавают обороты на горячем двигателе. Вместе с этим ухудшается динамика разгона авто, возрастает расход.

Впускной коллектор и патрубки

С появлением пластиковых впускных коллекторов, владельцы чаще начали сталкиваться с подсосом воздуха. По разным причинам в них образовывались трещины, едва заметные глазу. Но этого вполне достаточно, чтобы после прогрева плавали обороты двигателя.

Впускной коллектор
Впускной коллектор

Проблема может сидеть глубже. Так, нередко воздух подсасывает из-за поврежденной или банально засохшей прокладки коллектора. Эта проблема актуальна и для пластиковых, и для алюминиевых впускных систем. Плавают обороты на горячую, мотор глохнет и трудно запускается. Похожий эффект дают пробитые вакуумные трубки. Потеря разряжения заметно отображается на работе авто. А если это вакуумная трубка усилителя тормозов, вдобавок будут проблемы с торможением.

Поиски микротрещин могут затянуться надолго, но есть способ, позволяющий быстро найти даже малейшие утечки. Это дымогенератор. Устройство точно находит все утечки, не нанося вреда мотору.

Генератор дыма
Дымогенератор

Форсунки

Спустя 100-150 тысяч километров форсунки могут перестать правильно распылять топливо. На холодную ЭБУ по умолчанию работает в «прогревочном» режиме, устанавливая одинаковые значения впрыска для всех форсунок. Как только мотор прогревается и поступают правильные значения от лямбда-зонда, меняется коррекция впрыска. И тут начинаются проблемы. Если вовремя обнаружить неисправность, можно ограничиться чисткой форсунок. Для этого их демонтируют с автомобиля и устанавливают на специальный стенд, где проходит ультразвуковая очистка. Эта технология позволяет удалить все загрязнения и вернуть форсунки в исходное состояние.

Чистка форсунок ультразвуком
Профессиональная очистка форсунок

Однако не всегда проблема в загрязнении. Не исключен обрыв в цепи питания. Чтобы это понять, нужно поочередно отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но лучше, конечно, обратиться к опытному диагносту, который определит точное состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.

Кольца форсунок

Казалось бы, в чем может скрываться проблема, если форсунки не забиты и правильно распыляют топливо? Больше диагностировать нечего, кроме… уплотнительных колец.

Уплотнительные кольца форсунок
Уплотнительные кольца форсунок

Со временем материал грубеет, и в камеру сгорания попадает лишний воздух. Помимо плавающих оборотов на горячую и слабой динамики, может вылезти «Чек». После замены колец проблема уходит надолго.

Распылители форсунок дизеля

Если у вас дизельный автомобиль, важно проверить систему впрыска, а именно распылители. Их средний ресурс – 100 тысяч километров. При износе распылителя, плавают обороты на прогретом двигателе, а также исходит белый дым. Также неисправные распылители «закусывает», из-за чего они издают специфичный щелчок.

Распылители форсунок
Топливные распылители форсунок

Выявив проблему, не стоит медлить с ее устранением. Заклинившие распылители смывают защитную пленку со стенок цилиндров, что приводит к образованию задиров. Это влечет необратимый процесс разрушения двигателя с падением компрессии и жором масла.

Электронный блок управления

Это более редкая причина, но и ее не стоит исключать из списка, особенно если авто старше 15 лет. За это время с ЭБУ может произойти все, что угодно – окисление контактов, обрыв дорожек, повреждение конденсаторов и резисторов. Не исключено, что один из поврежденных элементов отвечает за подачу топлива или считывание информации с датчиков. Определить суть неисправности может только опытный диагност. И так как в ЭБУ заложены аварийные значения датчиков на случай неисправности, мотор может нестабильно работать на холостых. Особенно проблема усиливается на горячую и под нагрузкой, так как стандартные коррекции впрыска топлива не годятся в таком режиме работы.

ЭБУ
Электронный блок управления

Что далее? Есть 2 решения проблемы – ремонт старой платы ЭБУ путем перепайки поврежденных деталей, либо замена блока на новый с последующей перепрошивкой. Просто «подкинуть» блок от другой машины не получится – часто требуется адаптация ключа иммобилайзера. Запустить двигатель можно только после «прописки» старого ключа в новый блок.

Чем опасны плавающие обороты на горячую?

В первую очередь, это повышенная вибрация. Чем она сильнее, тем быстрее выйдут из строя подушки двигателя и КПП – элементы, призванные гасить данные колебания. От вибрации раскручиваются компоненты двигателя, клеммы – внезапно перестанет работать важный датчик. В салоне начинает греметь обшивка, появляются скрипы. Управлять таким авто не то, что не комфортно, а просто опасно.

Подводим итоги

Любой поддержанный автомобиль будет требовать внимания. Важно не только его своевременно обслуживать, но и вовремя устранять внезапные поломки. Игнорирование их может привести вплоть до разрушения двигателя (как в случае с распылителями форсунок). Чем раньше будет определена поломка, тем дешевле обойдется ремонт. Обращайтесь к опытным специалистам и ремонтируйте автомобиль в проверенном сервисе DDCAR!

Vectra Club Russia

Flymen ,
P0100, P0110 показывают что выдернут (или выдёргивали ранее и включали зажигание, если ошибки неактивные) разъём ДМРВ.
P0597 - сдох подогоев термостата, зимой пофиг, а летом на трассе можно поджарить мотор на высоких оборотах, лучше поменяйте (термостат в смысле).
А вот P0170 может относится к вашей проблеме, и кроется она возможно в обрыве резинки клапана рециркуляции картерных газов. Проверить несложно, клапан обменивается воздухом с атмосферой через две дырочки (свистульки) под шторкой клапанной крышки (рядом с катушкой). Если оттуда при нажатии на газ дует воздух, или меняются обороты при затыкании их тряпкой/пальцем, значит предположение верно. Менять можно либо клапанную крышку целиком (самое простое и дорогое) либо клапан всборе (никто пока не отписался как), либо только резинку (самое дешёвое, но требующее инструмента, навыков, терпения и хороших нервов). Читать тут.

Дырки:
Изображение

Flymen ,
P0100, P0110 показывают что выдернут (или выдёргивали ранее и включали зажигание, если ошибки неактивные) разъём ДМРВ.
P0597 - сдох подогоев термостата, зимой пофиг, а летом на трассе можно поджарить мотор на высоких оборотах, лучше поменяйте (термостат в смысле).
А вот P0170 может относится к вашей проблеме, и кроется она возможно в обрыве резинки клапана рециркуляции картерных газов. Проверить несложно, клапан обменивается воздухом с атмосферой через две дырочки (свистульки) под шторкой клапанной крышки (рядом с катушкой). Если оттуда при нажатии на газ дует воздух, или меняются обороты при затыкании их тряпкой/пальцем, значит предположение верно. Менять можно либо клапанную крышку целиком (самое простое и дорогое) либо клапан всборе (никто пока не отписался как), либо только резинку (самое дешёвое, но требующее инструмента, навыков, терпения и хороших нервов). Читать тут.

Дырки:
Изображение

Flymen , ссылку? Можно. Только если по свистулькам, то не сюда а в ту тему, что я указал, чтобы не размазывать по форуму (и возможно эта ссылка уже раньше была указана на какой нить 10-ой странице той темы).

По ошибкам - надо сбросить каким нить прибором, ELM-327 или OP-COM. Первый 300р на али-экспресс, и легко найти у друзей, второй дороже и только под опеля, но если ещё долго будете ездить на этой машине, можете прикупить. Возможно эти ошибки сами сбросятся со временем, после 50 запусков двигателя например.

Flymen , ссылку? Можно. Только если по свистулькам, то не сюда а в ту тему, что я указал, чтобы не размазывать по форуму (и возможно эта ссылка уже раньше была указана на какой нить 10-ой странице той темы).

По ошибкам - надо сбросить каким нить прибором, ELM-327 или OP-COM. Первый 300р на али-экспресс, и легко найти у друзей, второй дороже и только под опеля, но если ещё долго будете ездить на этой машине, можете прикупить. Возможно эти ошибки сами сбросятся со временем, после 50 запусков двигателя например.

Flymen ,
P0100, P0110 показывают что выдернут (или выдёргивали ранее и включали зажигание, если ошибки неактивные) разъём ДМРВ.
P0597 - сдох подогоев термостата, зимой пофиг, а летом на трассе можно поджарить мотор на высоких оборотах, лучше поменяйте (термостат в смысле).
А вот P0170 может относится к вашей проблеме, и кроется она возможно в обрыве резинки клапана рециркуляции картерных газов. Проверить несложно, клапан обменивается воздухом с атмосферой через две дырочки (свистульки) под шторкой клапанной крышки (рядом с катушкой). Если оттуда при нажатии на газ дует воздух, или меняются обороты при затыкании их тряпкой/пальцем, значит предположение верно. Менять можно либо клапанную крышку целиком (самое простое и дорогое) либо клапан всборе (никто пока не отписался как), либо только резинку (самое дешёвое, но требующее инструмента, навыков, терпения и хороших нервов). Читать тут.

Дырки:
Изображение

При нагреве двигателя плавают обороты: возможные причины, диагностика, ремонт

Плавают обороты на горячую

Достаточно распространенной неисправностью, которая свойственна бензиновым инжекторным и карбюраторным ДВС, а также дизельным моторам, является проблема плавающих оборотов двигателя.

В этой статье мы поговорим о том, почему происходит плавание оборотов, какую опасность для силового агрегата может представлять данная проблема, а также по каким причинам плавают обороты на горячую.

Обороты двигателя плавают: симптомы и основные причины

Плавают обороты после прогрева двигателя

Прежде всего, заметить плавающие обороты помогает тахометр. Чаще всего плавание оборотов проявляется на холостом ходу. В норме даже на слегка прогретом двигателе стрелка тахометра во время работы на холостых должна стабильно держаться на отметке около 800 об/мин.

Исключением являются только прогревочные обороты ХХ, когда ЭБУ на инжекторных моторах сам поднимает обороты до 1000-1100 об/мин. При этом после того, как температура двигателя немного повысится, блок управления опустит обороты холостого хода до нужной отметки 750-800 об/мин.

Также скачки оборотов можно наблюдать в том случае, если увеличить нагрузку на двигатель (нажать на педаль тормоза, покрутить рулем на машине с гидроусилителем, включить кондиционер или климат-контроль и т.д.). Еще обороты могут плавать в движении на переходных режимах.

В этом случае без дополнительной нагрузки двигатель может на ХХ держать обороты стабильными, однако как только нагрузка появляется, обороты падают, двигатель почти или полностью глохнет.

Также водитель может заметить значительное увеличение расхода топлива, изменяется приемистость мотора при выходе из переходных режимов, возможно появление рывков и провалов при разгоне и т.д.

Распространенные причины плавающих оборотов

Обороты двигателя плавают причины

Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу отметим, плавающие обороты на холостом ходу чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в этом случае отвечает сложная система ЭСУД.

Указанная система предполагает наличие контроллера, датчиков и исполнительных устройств. Блок управления получает сигналы от датчиков и передает команды на исполнительные устройства, (например, РХХ), поддерживая стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах независимо от нагрузки на ДВС.

Однако любые сбои, которые связаны с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливно-воздушной смеси или ее воспламенением, а также различные механические поломки приведут к плаванию оборотов.

  • Как правило, на практике немало проблем водителям доставляет регулятор холостого хода. Фактически это шаговый электромотор, который имеет конусную запорную иглу. Когда дроссельная заслонка закрыта, воздух идет в обход заслонки по каналу, который перекрывается иглой.

Если в работе устройства возникают сбои, ЭБУ не способен правильно «подобрать» состав смеси на холостом ходу, в результате обороты плавают.

  • Отдельного внимания также заслуживает датчик массового расхода воздуха. ДМРВ в процессе эксплуатации может загрязняться или возникает его поломка.

Так или иначе, на ЭБУ не поступает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов двигателя.

  • Часто плавание оборотов мотора может быть связано с сильным загрязнением самой дроссельной заслонки или механическими поломками дросселя, повреждениями, деформацией. Заслонка может клинить, не закрываться до конца.

Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически чистить дроссель от грязи, а также на многих автомобилях после чистки требуется дополнительное обучение дроссельной заслонки.

  • Еще при диагностике следует проверить клапана вентиляции картера. В норме картерные газы перенаправляются во впуск, где смешиваются с воздухом и топливом, после чего дожигаются в цилиндрах.
  • Кстати, если затрагивать карбюраторные двигатели, плавают обороты на карбюраторе обычно по причине сбитых настроек и регулировок данного устройства. Также не следует исключать вероятность поломки электромагнитного клапана карбюратора, засорение жиклера холостого хода.

Еще добавим, если плавают обороты дизельного двигателя, к этому часто приводит ржавчина ржавчины на лопастях ТНВД. Коррозия образуется по причине наличия воды в дизтопливе.

Советы и рекомендации

Плавают обороты двигателя что делать

Давайте рассмотрим, как можно устранить некоторые неисправности, которые приводят к плаванию и скачкам оборотов, причем сделать это своими руками.

  • Как уже говорилось выше, подсос лишнего воздуха может оказаться причиной скачков. Чтобы исключить или подтвердить вероятность подачи такого воздуха, нужно проверить герметичность системы подачи воздуха во впуск. Можно снять воздушный шланг и подать в него воздух от компрессора или насоса, поместив шланг в емкость с водой. Этот способ помогает выявить трещины.
  • Что касается регулятора холостого хода, мультиметром нужно замерить сопротивление. Если сопротивление находится на отметке от 40 до 80 Ом, это значит, что устройство не рабочее.
  • Также в рамках диагностических процедур в ряде случаев нужно заняться прочисткой клапана вентиляции картерных газов. Клапан нужно извлечь, промыть его жидкостью для чистки карбюраторов или керосином. Такой подход позволит удалить отложения из клапана.
лавают обороты на холодную причины
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему на холодном двигателе плавают обороты. Из этой статьи вы узнаете о причинах скачков и плавания оборотов на непрогретом моторе, а также о способах определения причины и устранения данной неисправности.
  • Что касается датчиков ЭСУД, в этом случае пытаться ремонтировать такие элементы нецелесообразно. Например, если неисправен датчик массового расхода воздуха, его лучше сразу менять на новый.
  • Промывку дроссельной заслонки без надлежащего опыта лучше доверять специалистам, особенно если такая промывка необходима со снятием заслонки. Если же говорить о способе промывки дросселя без снятия, процедуру можно сделать самостоятельно. От заслонки отсоединяются шланги, затем в дроссель впрыскивается аэрозоль-очиститель.

Главное, отключить от дроссельной заслонки электрические контакты. Добавим, что на многих авто, где заслонка была сильно загрязнена, нужно затем дополнительно выставить правильный зазор открытия заслонки или «обучить» дроссель при помощи соответствующего оборудования.

  • На авто с карбюратором нужно настроить холостой ход, выставляя его винтами качества и количества на карбюраторе. Также может потребоваться чистка жиклера холостого хода. Для этого бывает достаточно впрыснуть аэрозоль для чистки карбюраторов, после чего продуть сжатым воздухом.

Как утверждают водители, это позволяет защитить насос от коррозии и является профилактической мерой. При этом отметим, что такой способ подходит для строй техники и крайне не рекомендуется практиковать подобные решения на современных дизельных ДВС.

Подведем итоги

Как видно, существует много причин, по которым скачут и плавают обороты двигателя. При этом в ряде случаев нестабильные обороты могут проявляться как на холодном, так и на горячем двигателе, в режиме холостого хода, на переходных режимах, под нагрузкой и т.д.

Двигатель глохнет на холостых причины ремонт
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель глохнет на холостых оборотах. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым мотор перестает работать в режиме холостого хода, а также о способах диагностики и ремонта данной неисправности.

Важно понимать, если скачут обороты двигателя (на горячую, на холодную или постоянно), данная неисправность является достаточно серьезной и требует быстрого решения возникшей проблемы. В противном случае дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к поломкам силового агрегата и его дорогостоящему ремонту.

Чистка дроссельной заслонки

Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.

Скачут холостые обороты

На холостом ходу "плавают" обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.

Высокие обороты холостого хода

Почему двигатель может иметь повышенные обороты холостого хода. Главные причины высоких оборотов ХХ на инжекторном моторе и двигателях с карбюратором.

Глохнет двигатель при нажатии сцепления

Почему падают обороты и двигатель глохнет при выжиме сцепления: возможные причины неисправности. Диагностика проблемы, проверка, замена отдельных элементов.

Двигатель не держит холостые обороты

Мотор глохнет на холостых оборотах: что проверить. Возможные причины неисправности на двигателях с карбюратором, инжектором, дизельных силовых установках.

Обороты по тахометру

Плавающие холостые обороты двигателя "на холодную". Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.

Плавают обороты на горячем двигателе опель

Опель Астра Эйч. Прыгают обороты двигателя на холостых

Прыгают (плавают) обороты двигателя

Плавающие обороты холостого хода являются достаточно распространенной неисправностью на различных автомобилях. Обороты скачут на бензиновых авто и на дизельных агрегатах, а также на двигателях с ГБО. Отметим, что плавают обороты на газу или на бензине на холостых достаточно часто по причине сторонней некорректной прошивки ЭБУ.
Во время езды указанная проблема способна доставить массу неудобств, так как водитель вынужден постоянно подгазовывать для того, чтобы двигатель не заглох в самый неподходящий момент. Далее мы рассмотрим, почему скачут обороты двигателя на холостом ходу, а также как определить причину неисправности для дальнейшего устранения.

Неустойчивые обороты холостого хода: причины

В норме обороты ХХ на разных моторах могут колебаться в диапазоне от 700 до 900 об/мин. Нужно учитывать, что сразу после запуска холодного ДВС блок управления повышает обороты холостого хода, заставляя двигатель работать в так называемом «режиме прогрева». Данный режим штатный, то есть не является неисправностью. После достижения определенной температуры и незначительного нагрева мотора «прогревочные» обороты падают, двигатель начинает работать в обычном режиме ХХ.

Если скачут обороты двигателя на холостом ходу, тогда данная неисправность выглядит подобно легкому нажатию и отпусканию педали газа, причем сам водитель не нажимает на акселератор. Другими словами, холостые обороты могут быть слишком высокими или нормальными, затем начинают падать до такой отметки, когда двигатель почти глохнет. После этого мотор снова «подхватывает», стрелка на тахометре опять поднимается и скачки в виде повышения и понижения оборотов повторяются.
Обычно неисправность проявляется несколько минут, чаще на холодном двигателе, после чего исчезает до следующего запуска. Также возможен вариант, когда поломка присутствует постоянно и независимо от степени прогрева двигателя, то есть обороты плавают постоянно после отпускания педали газа и перехода ДВС в режим работы на ХХ.

Причин для такого нестабильного холостого хода бывает много. Среди них можно выделить несколько основных. Прежде всего, необходимо учитывать тип установленного двигателя и его систему питания: карбюратор, инжектор, дизельный мотор.

На моторах с карбюратором большинство проблем решается путем чистки и настройки указанного дозирующего устройства.

Холостой ход двигателя на карбюраторе необходимо регулировать, так как настройки имеют свойство сбиваться во время активной эксплуатации ТС.
Также следует обратить внимание на то, чтобы в карбюраторе не происходило значительного обеднения топливно-воздушной смеси.
Отдельного внимания заслуживает электромагнитный клапан карбюратора. Характерным признаком его поломки является отказ двигателя работать на холостых оборотах без подсоса.
Необходимо также исключить возможность подсоса воздуха в карбюратор, что также может сильно обеднять смесь. В результате мотор троит, обороты скачут, двигатель начинает глохнуть.
Во время манипуляций с карбюратором следует проверять степень загрязненности жиклеров, прочищать каналы холостого хода, оценить уровень топлива в поплавковой камере и т.д. Конечной целью является нормальная подача воздуха и топлива в карбюратор, в результате чего состав смеси будет оптимальным для режима ХХ. В процессе эксплуатации жиклеры карбюратора требуют периодической очистки, параллельно с этим нужно проверить состояние воздушного фильтра и заменить сильно загрязненный элемент.

Теперь несколько причин, по которым обороты скачут на инжекторном двигателе. Как известно, современные авто с таким двигателем предполагают оснащение электронным впрыском топлива под управлением ЭСУД. Такая система управления конструктивно имеет множество датчиков, благодаря которым определяется состав топливной смеси на разных режимах работы ДВС. Вполне очевидно, что выход из строя или ошибочные данные от какого-либо датчика могут приводить к плавающим оборотам на холостом ходу. Другими словами, электронный блок управления (ЭБУ) не получает достоверной информации или получает данные с перебоями, в результате чего обороты скачут на холостых. В списке возможных неисправностей следует выделить:

Зажигание и неполадки в данной системе. Необходимо проверять высоковольтные провода, свечи зажигания и другие элементы.
Впуск. Неисправности во впуске могут быть связаны с датчиком ДМРВ, загрязненным воздушным фильтром, подсосом воздуха.
Регулятор холостого хода. Выход из строя или сбои в работе данного устройства закономерно приводят к неустойчивым оборотам двигателя на ХХ.
Система рециркуляции отработавших газов ЕГР. Проблемы с EGR вызывают нарушения в составе топливно-воздушной смеси, что также влияет на стабильность оборотов ДВС.
Если обороты скачут на холостом ходу, тогда проверки следует начинать с РХХ. Местом расположения регулятора обычно является область рядом с датчиком положения дроссельной заслонки ДПДЗ. Проверять указанное устройство можно посредством его замены на заведомо исправное или же при помощи мультиметра. Для проверки мультиметром следует узнать рабочее сопротивление, после чего измерить сопротивление регулятора тестером. Отклонения от нормы укажут на возможную поломку регулятора холостого хода.

В том случае, если диагностика регулятора показывает его работоспособность, тогда следует продолжить проверку. Следующим элементом является датчик массового расхода воздуха ДМРВ. Для проверки следует отключить разъем питания от ДМРВ, после чего нужно запустить силовой агрегат. В режиме холостого хода обороты могут подняться до отметки около 1200-1500 об/мин. Устойчивая работа ДВС с отключенным датчиком массового расхода воздуха и улучшенная динамика разгона при езде укажет на то, что обороты могут плавать по причине неполадок ДМРВ.

Что касается клапана EGR, данное решение позволяет вернуть обратно во впуск часть отработавших газов. Это сделано для улучшения экологических показателей ДВС. Другими словами, клапан открывает и затем перекрывает канал для подачи выхлопа обратно в двигатель. Выход из строя или «залипание» клапана приводит к тому, что отработавшие газы с избытком попадают во впуск, влияя на состав смеси, обороты ХХ и другие режимы работы мотора. Для нормального функционирования клапан ЕГР нужно периодически очищать, особенно его седло.
Дизельный двигатель конструктивно отличается от бензинового тем, что в его устройстве присутствует ТНВД. По этой причине плавающие обороты на холостом ходу могут возникать как в результате неполадок, свойственных бензиновым аналогам, так и в результате проблем с насосом высокого давления. Например, коррозия или механический износ подвижных элементов внутри насоса. Заедания и другие сбои приводят к тому, что холостые обороты на дизеле скачут.

в списке основных систем и механизмов, которые нужно проверять в случае плавания оборотов на ХХ, находятся:

-впускная система;
-система питания;
-система зажигания;
-механизм газораспределения;
-система рециркуляции отработавших газов;


Каждая из указанных систем требует подробной диагностики. Также необходимо учитывать, что сильно загрязненные инжекторные форсунки или обрыв в цепи их питания может являться причиной плавающих оборотов, потери мощности, троения двигателя, дымности выхлопа и т.д.

По этой причине инжектор необходимо своевременно чистить от загрязнений (каждые 30-40 тыс. пройденных км.) путем промывки или удаления отложений в ультразвуковой ванне. Также следует уделять внимание производительности топливного насоса и тому давлению, которое он создает в топливной рампе. Загрязнение сеточки бензонасоса является частой причиной неустойчивой работы двигателя, скачущих оборотов и других неисправностей.
Напоследок добавим, что в отдельных случаях троение двигателя и сбои в его работе на холостых и под нагрузкой сопровождается тем, что на приборной панели загорается «чек». Отметим, что фиксирование ошибки и запись неисправности в память ЭБУ может облегчить поиски неисправности. Для определения выхода из строя или сбоев в работе того или иного датчика будет достаточно подключить специальный сканер в диагностический разъем автомобиля для считывания кодов ошибок и последующей их расшифровки.

Плавание оборотов и самостоятельный разгон ОФА 2.3

Приветствую всех), появилась проблема с плаванием оборотов на холостом ходе 1000-2000. плюс к тому же при включении передачи машина разгоняется сама.. причем с дикой динамикой которую до этого не замечал масло во впускник не льет, тросик газа не заедает. на что грешить в первую очередь?)

сегодня после экспериментов: при разгоне дикое колличество дыма, но не сизого как от масла, доходит на любой скорости до 2.5 тыщь и резко падает до 1.5 и спокойно едет, может ли быть проблема в ТНВД на регуляторе холостого хода?

Все равно, не могу ничего понять. Там чисто механическое управление газом. Круглая пружинка отводит до холостых, тросик прибавляет. Если никуда не ехать, открыть капот, и за рычаг на тнвд прибалять и уменьшать обороты на заведенном двигателе (рукой) - обороты падают? Быстро или еле еле?

Сносил бы ты ТНВД на проверку.

Все равно, не могу ничего понять. Там чисто механическое управление газом. Круглая пружинка отводит до холостых, тросик прибавляет. Если никуда не ехать, открыть капот, и за рычаг на тнвд прибалять и уменьшать обороты на заведенном двигателе (рукой) - обороты падают? Быстро или еле еле?

Почитай мою темку- думаю что впрыск происходит не на такте, двиг колбасится, работает неровно, но обороты холостые после прогазовки (а иногда и просто так) вылазиют до 1500 и плавно лезут выше, тяга дуром при таких холостых, в выхлопе солярка гольная, иногда после перезаведения все нормально, но рано или поздно понимаешь, что так не ездить нельзя

Проверь воздушный фильтр, а дальше разбирайся с ТНВД.

Мистика, чессслово. Там тросики и рычажки. Может система прогревочных оборотов не отключена?

у нас в Тульской области нет стенда для ТНВД))) (по крайней мере мои поиски не дали результатов)

на ТНВД что удивительно сохранилась красная краска на всех болтах (типо заводского пломбирования)

машинка уже пол года, ничего не крутил, ехал себе спокойно по гаражам и резко подскочили обороты. проблема только в том что у нас в Тульской области нет стенда для ТНВД))) (по крайней мере мои поиски не дали результатов) как тросик не мучал обороты на холостые не падают, всегда декржатся 1500 или плавают 1500-2000, болт холостых крутить смысла не вижу, на ТНВД что удивительно сохранилась красная краска на всех болтах (типо заводского пломбирования)

Ищи, найдешь, почти наверняка есть по ремонту грузовых, у дальнобоев поинтересуйся, да и через инет найти можно. Холостые не крути, краска- у меня то ж была. С утра нормальные обороты как только заводишься или сразу двиг кудахчет и растут обороты?

Как давно владеешь машиной? Регулировки крутить можно, когда понимаешь что к чему, поверка ТНВД - 300-500 руб, установка опережения- 40 минут при наличии часового индикатора и переходника. Крутить холостые -не поможет (болт слева на корпусе), болт цикловой подачи (сверху на тнвд)- тем более. Подробнее опиши как давно ездишь ( и владеешь машинкой) и как вылезла проблема: после заведения, на горячую, всегда, бессистемно, после покупки.

После прогрева плавают обороты. Как лечить?

замучался я за эти две недели.
заранее прошу прощения за боян, Но проблема вот какая:

Вопрос бонален: ЧТО ЭТО? и как лечить?

ЗЫ: может быть, что датчик дросельной залонки косячет?

OFFLINE putnikpro OFFLINE Axis_AZ
  • Пол: Мужчина

  • Характеристики автомобиля: Opel Omega A, 1991, МККП, C20NE

cнимай рхх,покупай балон очистителя карбов и . фукай,мой,полощи и полощи. я думаю вылечишь

Я кстати, как проблемы начались . взял промывку для инжектора (из недешёвых).
и опять же - вроде помогло - и снова через два дня плавать начало

З.Ы.: когда не плавают обороты и прогрееется до кипятка . то расход ХХ 1,2-1,3 л/ч становится

OFFLINE putnikpro OFFLINE Jan OFFLINE Axis_AZ
  • Пол: Мужчина

  • Характеристики автомобиля: Opel Omega A, 1991, МККП, C20NE

. и фукай в обе дырки и шевели при этом заслонку

OFFLINE putnikpro с подачей тока не уверен. я щепочкой шевелил
OFFLINE Axis_AZ
  • Пол: Мужчина

  • Характеристики автомобиля: Opel Omega A, 1991, МККП, C20NE

с подачей тока не уверен. я щепочкой шевелил

Ну шевелить расшевелил. )) а значит, считай - почистил

осталось два вопроса. собственно если проблема НЕ пропадёт:
1. как узнать что РХХ - жив и здоров?
2. в чём может быть ещё проблема?

OFFLINE putnikpro OFFLINE Axis_AZ
  • Пол: Мужчина

  • Характеристики автомобиля: Opel Omega A, 1991, МККП, C20NE

попробуй его отключить. в принципе проблема только в нем

правильно ли я понимаю, что при отключенном рхх по идеи должно быть:

OFFLINE Олегыч

Нехочу ничего утверждать, но моя такая же проблема вылечилась заменой ДМРВ.
Причем проблема была один в один, хренотень после прогрева. Мучила меня периодически на протяжении 2 лет, но только в зимний период времени.
Боюсь давать вредные советы, но когда меня проблема уже совсем достала, мной была сорвана крышка с ДМРВ, белых, т.е. протертых дорожек небыло, и вот в момент очередных дерганий в конвульсиях я пальчиком нежно по бегунку хлоп, опа и заработала ровно, опа и поехали, потом снова начинала дергаться и снова вскрытие ДМРВ и т.д.

С другой стороны, сильно забитый РХХ моется только путем полной разборки, мой сказали ваще неразборный, купил новый, не помогло

Сдерни хотя бы разъем с ДМРВ в момент конвульсий и посмотри что будет, моя заглохла, завелась с газом и держала 1500 оборотов, но при этом двигатель работал ровно. Так я и понял, что это точно не свечи-провода-насос-катушка, хотя все это уже поменял.

Что самое интересное, в момент конвульсий, фишка сброшенная с РХХ давала положительный эффект. И машина ехала нормально, хх держала 1000.
Может именно потому и работала нормально, что бегунок ДМРВ не попадал в свою уже все-же протертую зону 800-900 об/мин, где и начинал глючить.

Если что в ДМРВ можно двигать плату, это не очень сложно, но и не очень просто, т.к. болты посаженные на герметик не откручиваются никак, а еще у них шлицы срываются. Нужны метчики и новые болты, ну и дрель конечно.

ЗЫ У меня такое осчущещение, что я это уже где-то писАл, ДеЖаВю наверное.

Читайте также: