Плохо качает помпа ваз

Обновлено: 16.05.2024

Решено: Не качает помпа - может быть такое? Нужен совет по системе охлаждения

Помогаю другу разобраться с движком. Машина Хюндай Элантра 2001г, движок почти обычный, четвёрка 2л.
Началось с того, что перестала греть печка. Потом стала расти температура. По мультитрониксу до 120. Но не кипела.
В сервисе заменили термостат, "проверили" печку, выгоняли воздушные пробки из системы охлаждения поднятием передка и газованием в течение 40 минут. После долгих ковыряний от безысходности приговорили прокладку ГБЦ, типа увидели несколько пузырьков из шланчика, опущенного в стакан с водой при газовании.

Симптомы, которые увидел я: верхний патрубок горячий, нижний - холодный. Совсем холодный. Шланги на печку тоже холодные. Пузырьки из шланчика не идут. Антифриз был какой-то густой и непрозрачный совсем, но на эмульсию не похож.
Что сделано мной: промыт радиатор печки - вылетело много песка и хлопьев.
Промыт основной радиатор - плохо продувался.
Удалён термостат - без изменений.
Попытки выгнать воздух снятием шланчика подогрева дроссельной заслонки ничего не дали. Но и из шланчика почти ничего не течёт при удалённом термостате.

Такое впечатление, что не движется антифриз либо банально из-за неудалённой воздушной пробки, либо почти не качает помпа. Помпу заказали, сегодня во второй половине дня будем снимать - всё равно пришла пора менять ремень ГРМ, а они рядом и комплект ГРМ уже куплен.

Как ещё можно проверить? Или как точно выгнать воздух из системы?
Бывает ли такое, чтобы шкив помпы крутился, а сама помпа не качала?

Бывает ли такое, чтобы шкив помпы крутился, а сама помпа не качала?

1) "съедены" лопасти помпы.

Обычно такое бывает, например, если ранее использовали какую-нибудь "промывку - очищалку" системы ОЖ . а потом не до конца промыли систему от остатков химии. Остатков агрессивной химии достаточно, чтобы лопасти помпы при вращении в такой ОЖ съелись до "культяпок".

2) Лопасти целые, но слетели со шкива . это брак помпы . но такое тоже бывает, хотя и крайне редко.

В любом случае - эту помпу снимать . там все и выяснится.

Помогаю другу разобраться с движком. Машина Хюндай Элантра 2001г, движок почти обычный, четвёрка 2л.
Началось с того, что перестала греть печка. Потом стала расти температура. По мультитрониксу до 120. Но не кипела.
В сервисе заменили термостат, "проверили" печку, выгоняли воздушные пробки из системы охлаждения поднятием передка и газованием в течение 40 минут. После долгих ковыряний от безысходности приговорили прокладку ГБЦ, типа увидели несколько пузырьков из шланчика, опущенного в стакан с водой при газовании.

Симптомы, которые увидел я: верхний патрубок горячий, нижний - холодный. Совсем холодный. Шланги на печку тоже холодные. Пузырьки из шланчика не идут. Антифриз был какой-то густой и непрозрачный совсем, но на эмульсию не похож.
Что сделано мной: промыт радиатор печки - вылетело много песка и хлопьев.
Промыт основной радиатор - плохо продувался.
Удалён термостат - без изменений.
Попытки выгнать воздух снятием шланчика подогрева дроссельной заслонки ничего не дали. Но и из шланчика почти ничего не течёт при удалённом термостате.

Такое впечатление, что не движется антифриз либо банально из-за неудалённой воздушной пробки, либо почти не качает помпа. Помпу заказали, сегодня во второй половине дня будем снимать - всё равно пришла пора менять ремень ГРМ, а они рядом и комплект ГРМ уже куплен.

Как ещё можно проверить? Или как точно выгнать воздух из системы?
Бывает ли такое, чтобы шкив помпы крутился, а сама помпа не качала?

таки голову ни трогали?

соглашусь АnМ. крыльчатку бывает и срывает. ранее такое встречалось на двигах ГАЗ вроде

как и слизанные лопасти .

но щас как правило крыльчатки или из нержавейки или из пластика/производных материаллов!

смущает консистенция охлаждайки.

выкрутить свечи и смотреть состояние (сравнительное меж собой) и мерить компрессию.

если есть два цилиндра рядом стоящих с пониженной компрессией и более светлыми свечами то съем головы

У меня на мультивэне (5 цилиндров, дизель) такое было. Крыльчатка помпы стала проскальзывать на валу. При чем при спокойной езде по городу - все отлично. Стоит выйти на трассу и дать коксу - греемся. долго искал причину. в итоге - помпа.

У меня на мультивэне (5 цилиндров, дизель) такое было. Крыльчатка помпы стала проскальзывать на валу. При чем при спокойной езде по городу - все отлично. Стоит выйти на трассу и дать коксу - греемся. долго искал причину. в итоге - помпа.

Во-во! Греется как раз на скорости, при ползании в пробке все нормально.
Вот и я целый день убил на поиск причины. А мог бы уже бошку скинуть, а сегодня обратно поставить. И денег бы срубил. Нифига я не бизнесмен

В сервисе ему зарядили 16 тысяч за замену прокладки ГБЦ и попутную замену грм, даже без замены МСК, проверки клапанов и плоскости. Просто снять-поставить, а остальное, видимо, рассчитывали допами по ходу накрутить.

  • />
  • Guests

Густая ОЖ наводит на мысль что залили концентрат не разбавляя его водой. отсюда и проблемы с прокачкой и с охлаждением и т.д.

Гуру собираются на консилиум круто.
Я почти полностью заменил жижу - результат нулевой.
До этого машина ездила как минимум год на той жиже, всё работало. А пару-тройку недель назад началось: сначала печка перестала греть, потом температура поползла с рабочих 95 до 115-120.
При этом радиатор холодный вообще. Совсем холодный. Верхний бачок горячий, верх ячеек чуть тёплый, а дальше холодное всё.

Подозреваю, что та фигня, что в антифризе - это какой-то герметик. Как будто мелкие-мелкие частички. Антифриз красный, так при сливе кажется, как будто ржа сливается.

Гуру собираются на консилиум круто.
Я почти полностью заменил жижу - результат нулевой.
До этого машина ездила как минимум год на той жиже, всё работало. А пару-тройку недель назад началось: сначала печка перестала греть, потом температура поползла с рабочих 95 до 115-120.
При этом радиатор холодный вообще. Совсем холодный. Верхний бачок горячий, верх ячеек чуть тёплый, а дальше холодное всё.

Подозреваю, что та фигня, что в антифризе - это какой-то герметик. Как будто мелкие-мелкие частички. Антифриз красный, так при сливе кажется, как будто ржа сливается.

Про радиатор я писал - первым делом сняли и продули-промыли. При первом дуве снизу вверх было затруднение, как будто пробочка, а потом нормально. Я думаю, тоже хлопья лежали на входе в трубки радиатора, а потом их сдуло-смыло.
Всё промыли лимонной кислотой, но ни шипения, ни пузырьков не было, то есть получается, что известковых отложений ни в печке, ни в основном радиаторе не было, просто песок и какие-то хлопья.

Густая ОЖ наводит на мысль что залили концентрат не разбавляя его водой. отсюда и проблемы с прокачкой и с охлаждением и т.д.

Ну не настолько густая он льётся, просто какой-то не такой. Вот как будто с ржавчиной. Знаешь, когда воду сливаешь из отопления или водопровода, который долго не использовался, рыжая вода с мелкими частичками ржавчины течёт? Вот примерно так.

Может крыльчатка помпы была рыжая, и её так размолотило в порошок?
Через несколько часов узнаю. Жена уже летит домой с новым стеклом на Вехе

Возможно был залит герметик радиатора который и стал целой кучей проблем , забитый радиатор (основной и печки) и возможно и крыльчатку провернуло из-за того что радиатор забит , жидкость густая , качал как в стену , а консистенция сопротивляеться .

Плохо работает помпа

Захожу на автофорум, читаю олегусов - скоро революция. Выхожу на улицу - а нет, не скоро .

покажите мне хоть один закон, который улучшал жизнь россиян?
просто суки.

Дважды герой флейма

Четырежды герой флейма

Свобода - есть осознанная необходимость ! (с)

Может проблема в втором шланге, после которого не течёт?

Шланг сантиметров 40.Его отдельно не снимал,надо проверить.

Больше нечего сказать?

А что от редуктора до дроселя такое большое расстояние, что помпе не хватает производительности его прокачать? Как-то слабо верится. Если бы с помпой были проблемы, особенно в случае проворачивания крыльчатки на валу, то движок бы перегревался, особенно при движении со средней и большой скоростью. А холодная печка как правило говорит о неисправном термостате, который рано начинает открывать "большой круг", а не о том хорошая циркуляция или плохая. Ну и замена термостата ни о чём не говорит - он и с новья может рано открываться.

Шланг сантиметров 40.Его отдельно не снимал,надо проверить.

Больше нечего сказать?

Температура на бортовом компьютере держится 87-88 гр.Не падает.Это о чем-то говорит.
Шланг перед дросселем завтра проверю.

поставь помпу Hepu и забудь на пару лет у меня была 21104, на ней так сделал.

Я на этой помпе уже 3 года проездил и до меня не назнаю сколько лет ездили.Если буду менять -учту.Спасибо.

Доводилось видеть помпу с провернутой крыльчаткой, работала с перебоями.
На ниве перемещал редуктор ниже, сразу с обогревом исчезали проблемы.
Так же видел решение вопроса установкой дополнительной электропомпы с газели, кстати удобная вещь на летние перегревы.

Вот,это я и хотел узнать.Значит были подобные случаи.

все это гадания, нужно приехать на сервис и все провереть(продиагностировать), затем произвести ремонт

Дважды герой флейма

Не стабильно греет печка:от горячего до теплого:на х.х. увеличиваешь обороты-сразу теплеет-что тоже говорит о быстом остывании радиатора из-за плохой циркуляции тосола.

это нормально
в 2114 и 21099 абсолютно также
стоит поднять обороты до 2000 теплеет ощутимо
это не неисправность

это нормально
в 2114 и 21099 абсолютно также
стоит поднять обороты до 2000 теплеет ощутимо
это не неисправность

Да мне это не важно-тепло идет-да и ладно.Меня ГБО беспокоит-невключается, только принудительно-да и то когда прогрета хорошо,а если 50-70гр-дергается и глохнет.

Дважды герой флейма

скорее недостаточная производительность помпы
из-за невеликого объема двигла
а возможно и малый объем двигателя сказывается
ибо тепла он производит маловато

дык вроде потому и рекомендую стартовать на бензусе
прогреть а потом перещелкивать а гбо

Дело просто в криворуких сервисменах
На одних авто катают и без проблем, на других (но таких же) вечные проблемы с обмерзанием редуктора, особенно по зиме.
Либо искать самому, либо обращатся к мастерам - но платить лишь за результат.

Может обратится к Михаилу (СТОЗайцев)? Если возьмется, то уверен все будут довольны

скорее недостаточная производительность помпы
из-за невеликого объема двигла
а возможно и малый объем двигателя сказывается
ибо тепла он производит маловато

дык вроде потому и рекомендую стартовать на бензусе
прогреть а потом перещелкивать а гбо

Так что я сам себе сервис.Да и не такой это сложный ремонт(для меня),чтоб сервисам платить.

Дважды герой флейма

.Кстати и трубка на дроссельном узле холодная.

Не пролетайте твари больше надо мной.

Значит там воздух, верхняя точка как никак, ослабь хомуты расшатай шланг и на повышенных (лучше постоянных)оборотах попробуй прокачать, преварительно подставит туда емкость.

Я так понимаю,если под давлением греет нормально,то это говорит о том,что имеет место завоздушивание,хотя у меня была 4-ка на газу,таких траблов небыло и на холостых всё прогревало отлично.Автор,проверял отводящий патрубок?Может слоится где,или пережимается при нагреве,там же всё так по-русски наверчено обычно.Вспомнил траблу на своей 4-ке,купил летом,откатался,пришли холода,нужно включить печку,всё ставлю на тепло-ноль эмоций,пролез всё,радиатор печки еле тёплый,времени потратил на поиск уйму,а причина была в пробке от коньяка,которую предидущий хозяин воткнул в штуцер печки а сверху натянул патрубок,ох и вспомнил я его тгда .

Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса

Проверка помпы системы охлаждения

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Автомобильная помпа (водяной насос) устройство
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве водяного насоса системы охлаждения. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструктивных особенностях помпы.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Помпа ВАЗ

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Антифриз и тосол: отличия
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается антифриз от тосола и что лучше залить в систему охлаждения. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях, а также о преимуществах и недостатках данных типов охлаждающих жидкостей.

Как проверить работу помпы

Патрубки системы охлаждения

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Что лучше, менять помпу или ремонтировать

Водяной насос системы охлаждения

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

Как проверить термостат на машине

Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

Прокладка ГБЦ

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Стук, свист и скрежет при запуске двигателя

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Перегрев двигателя последствия

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Течет антифриз

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Насос охлаждающей жидкости

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Признаки неисправности помпы на ВАЗ 2114 (8 клапанов)

Симптомы выдоха из строя помпы ВАЗ 2114


Явный признак неисправности помпы на ВАЗ 2114 – утечка охлаждающей жидкости. Не заметить её очень сложно. Течь антифриз может из-под уплотнителей, из корпуса или крыльчатки. При поломке тосол обязательно присутствует на помпе. Также он может заполнить всё подкапотное пространство и вытекать на землю под машину. В салоне может отмечаться сладковатый запах антифриза. Конечно, этот симптом может указывать и на иные проблемы в системе охлаждения. Но при его появлении обязательно нужно проверить насос, так как нередко виноват в этом именно он.

2. Перегрев двигателя Симптомы выдоха из строя помпы ВАЗ 2114

Неисправность насоса часто вызывает перегрев двигателя. Горячей при этом также будет охлаждающая жидкость, иногда возможно её закипание. В таком случае из-под капота повалит пар. Если немедленно не прекратить движение, мотор может выйти из строя. Ему потребуется дорогостоящий и сложный ремонт. Поэтому, если температура силового агрегата стала значительно повышаться, необходимо незамедлительно продиагностировать помпу и всю систему охлаждения.

3. Неравномерный износ ремня ГРМ

Симптомы выдоха из строя помпы ВАЗ 2114


Сломанный насос системы охлаждения иногда приводит к неравномерному износу ремня газораспределительного механизма. Его как бы подъедает с одной стороны. Это можно заметить при визуальном осмотре элемента. Также определить проблему можно, установив в одной плоскости с помпой и натяжными роликами линейку или подобный предмет. В случае неисправности будет видна несоосность крепления. Она и вызывает быструю изнашиваемость ремня. Но иногда дефект может быть связан и с иными поломками или неправильной установкой деталей. Поэтому потребуется тщательная проверка механизма и диагностика водяного насоса. При его выходе из строя обычно отмечаются и сбои в системе, отвечающей за охлаждение силового агрегата. Дефект опасен, так как может привести к обрыву ремня.

4. Появление шума при работе

Симптомы выдоха из строя помпы ВАЗ 2114



Износ втулок и подшипников детали приводит к образованию постоянного подвывающего или шумного звука при работе мотора. При выявлении неприятных звуков из-под капота следует убедиться, что они исходят именно от помпы, так как шуметь могут и другие детали или узлы. Кроме того, при осмотре можно определить люфт шкива насоса. Для этого достаточно пошатать руками его вал. Не заметить эту проблему невозможно.

Обычно отмечается сочетание нескольких из названных выше симптомов. Несмотря на то, что иногда автомобиль может проехать со сломанным насосом 1000 и более километров, делать этого не стоит. Такая эксплуатация может серьёзно навредить двигателю. При обнаружении проблем следует продиагностировать всю систему охлаждения, а не только помпу. Зачастую неисправными или негерметичными могут оказаться и другие её элементы. Их своевременная замена поможет предотвратить выход из строя силового агрегата и его последующий дорогостоящий ремонт. Стоит отметить, что насос может прослужить до 60000 км и более. Но на ВАЗ 2114 он часто ломается намного раньше этого срока.

Симптомы неисправной помпы

В системе охлаждения двигателя вращение крыльчатки водяного насоса обеспечивает циркуляцию антифриза в малом и большом контуре. Неисправности помпы могут не только привести к перегреву двигателя, но и к обрыву ремня ГРМ и последующему капитальному ремонту двигателя. Рассмотрим устройство насоса, симптомы и причины, по которым требуется замена помпы.

система охлаждения ДВС

Симптомы неисправности

  1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.

    . Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
  1. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
  2. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.

Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Основная причина поломок

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Замена или ремонт помпы автомобиля: что должен знать об этом водитель

Помпа для авто

Система охлаждения призвана предотвращать перегрев силового агрегата. При этом именно помпа отвечает за качество работы всей системы. На разных моделях автомобилей она располагается и крепится по-разному, однако водитель должен знать основные способы диагностики, ремонта и замены детали, чтобы в случае необходимости быстро восстановить работу охлаждающей системы.

Почему ломается помпа на автомобиле

Что такое помпа и почему она может сломаться? Этот вопрос задают многие начинающие автовладельцы на тематических форумах в сети. Так называется насос, который создаёт циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.

Иными словами, от насоса зависит охлаждение мотора во время эксплуатации — если помпа вдруг выйдет из строя, то антифриз просто перестанет циркулировать по системе, как итог: перегрев ДВС.

Сама по себе деталь является очень простым устройством, поэтому и ломается крайне редко. Если владелец надлежащим образом следит за своей машиной и своевременно проходит все необходимые процедуры и ТО, то вероятность поломки сводится к нулю. Однако заботливый автовладелец — это редкость. Поэтому помпа без ухода и контроля её состояния в один «прекрасный» день может сломаться и перестать прогонять антифриз по системе охлаждения.

Причин выхода из строя всего три:

Выработка ресурса (сильный износ узлов, в том числе физическое старение сальника).

Изначальный брак (низкое качество изделия по вине производителя).

Замена детали или её ремонт, выполненный с пренебрежением или некачественно.

Признаки неисправности

Однако определить неисправность можно и без специальных приборов или исследований. Водителю достаточно внимательно следить за качеством работы двигателя и показаниями приборов на панели в салоне.

Свист

Первый признак, который свидетельствует о поломке водяной детальки — это характерный свист. Звук образуется потому, что в системе охлаждения резко понижается давление жидкости из-за отсутствия постоянной циркуляции.

Свист издаёт выработанный подшипник. Чтобы убедиться, что свистит действительно помпа, а не генератор или ГРМ, нужно ослабить натяжку ремня и проверить люфт, то есть покачать за шкиф насоса. Если свистящие звуки не прекращаются, значит, он вот-вот выйдет из строя. Единственный вариант — сразу её заменить на новую.

Течёт антифриз

Автомобиль можно некоторое время эксплуатировать, однако рекомендуется как можно быстрее заменить сальник, так как в случае его полного повреждения выйдет из строя и сама деталь. Замена сальника — одна из самых простых операций, которая под силу даже новичку. Для этого необходимо выкрутить помпу из посадочного гнезда, убрать старый сальник, чистой тряпочкой протереть место посадки, установить новую резинку и установить помпу обратно. Процедура занимает от силы две-три минуты.

Есть люфт

На глаз люфт определить невозможно. Однако можно услышать характерный вой — значит, проблема системы охлаждения двигателя кроется в люфте подшипника насоса. Замена подшипника — операция довольно сложная, так как требует точного «вбивания» нового подшипника в корпус помпы. Гораздо проще сразу заменить всю деталь, так как стоимость нового подшипника практически такая же, как и у новой помпы.

При замене теплообменника потекла помпа

Как проверить своими руками

Существует простой способ диагностики водяной помпы. При этом нет необходимости снимать изделие с двигателя. Чтобы проверить помпу на подавляющем количестве моделей авто, необходимо:

Завести мотор, прогреть его до штатной рабочей температуры (обычно этот показатель варьируется от 87 до 100 градусов).

После этого пережать рукой в перчатке верхний патрубок, который идёт от радиатора. Если помпа исправна, то вы сразу же почувствуете давление антифриза внутри патрубка. Если же патрубок прожимается без труда — циркуляция в системе охлаждения отсутствует, то есть помпа не работает.

Во время проверки нужно быть максимально осторожным, так как охлаждающая жидкость может очень сильно нагреваться, что сказывается на температуре патрубка.

В каком случае возможен ремонт

Ремонт — это процедура, которая не всегда бывает целесообразной. Это объясняется тем, что само изделие для большинства моделей стоит совсем не дорого. То есть проще купить новую помпу, чем тратить время и силы на ремонт старой.

Ремонт не рекомендован на тех моделях, где она приводится в действие гидро-распределительным ремнём. Дело в том, что после ремонта деталь может оказаться не такой надёжной, как новое изделие, что скажется на выработке ремня.

Любые ремонтные работы, которые в принципе возможны, основываются на замене сальника, подшипника или крыльчатки. Эти расходники имеются в свободной продаже и стоят копейки. Однако целесообразнее всё-таки полностью заменить насос, чем проводить его ремонт. Это связано с тем, что доступ к этому узлу на некоторых автомобилях подразумевает использование смотровой ямы и откручивание подушек двигателя. То есть ради мелкого ремонта приходится проводить довольно сложные подготовительные работы. Поэтому автовладельцам проще сразу установить новую помпу.

Слева — старая помпа, справа — новая

Замена помпы своими руками на автомобилях ВАЗ

Как уже было сказано выше, процедура замены на разных моделях автомобилей будет выглядеть по-разному. Это связано с расположением узла в подкапотном пространстве и конструкцией самого автомобиля. Проще всего выполнить замену на автомобилях производства ВАЗ.

Стандартный набор инструмента

Порядок замены выглядит следующим образом:

Дождаться, пока двигатель остынет. Выполнять работы сразу же после остановки мотора запрещено, так как можно получить ожог.

Подготовить комплект гаечных ключей и ёмкость для слива старой охлаждающей жидкости. Менять помпу необходимо вместе с антифризом (тосолом), так как старая жидкость в процессе использования постепенно теряет свои охлаждающие свойства.

Выкрутить пробку слива тосола (пробка расположена на блоке мотора). После этого выкрутить пробку и на радиаторе, чтобы быстрее избавиться от старой жидкости. Под точки слива установить ёмкости.

Когда антифриз (тосол) перестанет капать, ослабить рейку натяжения ремня генератора. После этого снять ремень, так как иначе к помпе нельзя будет подобраться.

Выкрутить три болта шкива.

Снять шкив ремня генератора.

Выкрутить гайки, которыми деталь фиксируется к корпусу мотора.

Достать насос и вместе с ним старую прокладку.

После этого рекомендуется чистой тканью вытереть место посадки и установить новую резиновую прокладку. Для надёжности крепления лучше обработать гнездо герметиком.

Новую помпу установить на новую прокладку и далее все работы провести в обратном порядке.

По окончании работ залить новую охлаждающую жидкость.

Видео: как заменить водяной насос на ВАЗе

Демонтаж и монтаж изделия на автомобилях ВАЗ занимают около часа. На автомобилях других марок работа может занять больше времени из-за того, чтобы придётся откручивать подушки двигателя.

Сколько стоит замена помпы в СТО

Необходимо отдельно сказать и о том, что замена сама по себе — это операция не затратная. Специалисты сервисных организаций берут за свои услуги от 1200 до 3000 рублей — в зависимости от марки машины.

Если учесть, что сама помпа стоит несколько сотен рублей и менять её приходится крайне редко, то можно позволить себе удовольствие обратиться за услугами в мастерскую.

Возможные проблемы после замены

К сожалению, за видимой простотой снятия и установки помпы может скрываться несколько проблем. Например, помпа очень чувствительна к перетяжкам — стоит немного перекрутить болты, как выдавливается прокладка. Таких нюансов после замены может возникнуть множество.

Появился шум

Шум и свистящие звуки помпы во время движения — это самая распространённая проблема после замены. При этом причин новых звуков может быть несколько:

слишком сильно закручены болты;

Если на работоспособность системы охлаждения шум никак не влияет, то есть циркуляция жидкости осуществляется в штатном режиме, то деталь можно не менять.

Стала плохо греть печка

Если после замены печка в салоне стала выдавать чуть тёплый воздух или же совсем перестала греть, то налицо воздушная пробка в системе охлаждения. Необходимо прогреть автомобиль до рабочей температуры и резко погазовать — как правило, этих мер хватает, чтобы пробка была преодолена, и печка заработала в обычном режиме.

Также проблемы с «отоплением» могут возникать и из-за того, что на новой детали лопасти крыльчатки имеют немного другой зазор. Решить эту проблему невозможно, поэтому рекомендуется изначально подбирать помпу того же производителя, что и старое изделие, с идентичной маркировкой.

Проблемы с печкой в салоне

Сильно греется мотор

Перегрев двигателя может быть связан только с некачественной работой системы охлаждения. Следовательно, если после замены двигатель начал сильно греться, помпа не выполняет своих функций или работает «в полсилы». Рекомендуется немедленная замена.

Можно ли ездить, если заклинил насос

Многих автовладельцев волнует вопрос: а можно ли вообще эксплуатировать машину, если помпа не работает? И если можно, то как лучше ездить?

Всё дело упирается в две составляющие:

Насколько необходимо использовать автомобиль.

Разумеется, если помпу заклинило, то циркуляция антифриза в системе будет нарушена. Соответственно, двигатель сможет охлаждаться только естественным путём. Поэтому автомобиль лучше не заводить, так как перегрев мотора несёт верную смерть вашему четырёхколёсному другу. Однако допускается езда на неисправной машине, если на улице холодное время года. Мотор меньше подвергается перегреву, однако стоит избегать светофоров и принудительных остановок, так как двигатель из-за перепадов количества оборотов быстрее нагревается.

То есть большинство проблем с помпой можно решить самостоятельно. При доступной стоимости этого насоса можно менять помпу сразу же при первой необходимости. Однако опытные водители не производят замену до тех пор, пока изделие не начнёт барахлить. Практика показывает, что ресурс у помпы гораздо гораздо выше, чем заявлен производителем. Поэтому можно не беспокоиться о ремонте и замене, если система охлаждения работает в штатном режиме.

Шумит ремень ГРМ после замены – что делать

На автомобилях с жидкостной системой охлаждения, в том числе и на ВАЗ 2107, одним из основных элементов, отвечающих за поддержание рабочей температуры двигателя, является помпа. Благодаря этому узлу обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости. При появлении проблем либо в случае выхода из строя водяного насоса, нормальная работа силового агрегата нарушается, что может привести к серьёзным последствиям и дорогостоящему ремонту.



Помпа обеспечивает циркуляцию ОЖ по системе охлаждения двигателя

Назначение

Работа помпы направлена на непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) по рубашке охлаждения двигателя. Нагрев тосола происходит под воздействием трущихся элементов силового агрегата, а необходимое давление в системе создаётся посредством водяного насоса. Непосредственно охлаждение жидкости происходит в основном радиаторе, после которого ОЖ вновь поступает в рубашку охлаждения. Если циркуляция будет прервана хотя бы на 5 минут, произойдёт перегрев мотора. Вот почему так важно следить за исправной работой рассматриваемого узла.

Больше о радиаторе ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/radiator-vaz-2107.html

Конструкция помпы

На ВАЗ 2107, как и на многих других легковых автомобилях, помпа имеет практически одинаковую конструкцию. Узел состоит из корпуса с расположенным внутри центральным валом, на котором закреплена крыльчатка. Вал зафиксирован от осевого смещения при помощи подшипника, а герметичность конструкции обеспечивается сальником, предотвращающим вытекание ОЖ. В крышке насоса есть отверстие, через которое вал выходит наружу, где на него крепится ступица шкива, а затем и сам шкив. На последний надевается ремень, который на «семёрке» вращает генератор и помпу от коленчатого вала. На современных автомобилях помпа вращается посредством ремня ГРМ.



Основными элементами помпы являются корпус, вал с подшипником, крыльчатка и сальник

Где находится

На классических моделях «Жигулей» помпа расположена на передней части силового агрегата и крепится не к блоку, а через отдельный корпус. Открыв капот можно без труда заметить как шкив помпы, так и сам узел.



Помпа расположена в передней части двигателя и входит в систему охлаждения силового агрегата: 1 — патрубок подачи к салонному отопителю; 2 — расширительный бачок; 3 — радиатор; 4 — помпа; 5 — термостат; 6 — трубка подогрева коллектора; 7 — патрубок обратки из салонного отопителя

Какая помпа лучше

На ВАЗ 2107 подойдут водяные насосы с каталожным номером 21073–1307010, 2107–1307011–75 и 2123–1307011–75. Последние два варианта имеют увеличенную крыльчатку и несколько усиленную конструкцию. Изначально эти насосы производились для «Нивы». Чуть более высокая стоимость таких помп вполне оправдана лучшей производительностью.

На «семёрках», оснащённых как инжекторным, так и карбюраторным мотором, устанавливаются одинаковые водяные насосы, а их ремонт производится аналогичным образом.



Старая помпа имеет крыльчатку из чугуна, а новая из пластика

Рассматриваемое изделие сегодня производят многие фирмы, но наиболее популярными являются:

  • Luzar;
  • Hepu;
  • TZA;
  • Фенокс.

На авторынке можно встретить помпы с крыльчатками из разных материалов: пластик, чугун, сталь. Положительные отзывы получают изделия с пластиковыми крыльчатками, которые оснащены рельефными и продолговатыми лопастями. Элементы из чугуна характеризуются меньшей производительностью, а что касается стальных, то они подвержены коррозии и довольно часто являются подделкой.



Замена корпуса производится в случае его повреждения, а в остальных случаях меняют только перекачивающую часть

Помпу можно приобрести как в сборе с корпусом, так и отдельно. Если корпус не имеет повреждений, то достаточно заменить перекачивающую часть. Если конструкция имеет серьёзные изъяны или вовсе пробой, то без замены корпуса не обойтись.

Видео: какую помпу поставить на «классику»

После замены помпы греется двигатель

Короче говоря, пару недель назад решил я поставить новый термостат, залить новый антифриз. Ну тут и понеслось. Грелась постоянно, как ни едь, хоть со включенным вентилятором на радиаторе и включенной печкой. Кипела, выбрасывала антифриз из бачка, температура вообще ниже сотни не падала.

И вот решил я проверить два своих тремостата, старый Gates и новый Gates. Ну и третий мне отдал друг, старый, производства СССР и Польши в латунном корпусе на 83градуса. Сунул я их в кастрюлю, давай греть. Термометром контролируя температуру.

Что собственно я увидел:

Первым на 80 градусах начал открываться старый Gates(на фото верхний). Затем, примерно на 83-84 градусах начали открываться остальные два. Всё бы ничего, но уже сам факт того, что новый Gates который тоже на 80 градусов, открылся при 83, говорит о его неисправности.

Далее, ждал пока они полностью откроются. Со старым латунным всё понятно, не перекрывает малый круг. Ну и в топку его. НО! Собственно из-за чего весь сыр бор — новый Gates тоже не перекрывает малый круг! Остаётся зазор 1-2мм и вода через него спокойно протекает. Короче говоря новый и брак)

Единственным рабочим из трёх оказался старый Gates. Полностью перекрывавший малый круг. Вода хоть и просачивалась, но оочень медленно. Так что можно сказать что он вполне работоспособный. А почему на машине не работал, хрен знает. Может потому что я их него не весь мусор вымыл. Он месяцев 8 лежал в гараже. А там пыли умотаться. Ну и ладно, зато хоть будет запасной))

Так что даже новые термостаты, хоть вроде и не подделка, с галограммой на упаковке, тоже бывают не рабочими)

Ну и напоследок руки добрались перенести воздушный фильтр на другую сторону мотора. Места там много. Причина сего переноса — раскалённый воздух от выпускного коллектора, попадающий прямо в фильтр и далее нагревая за собой всё. А горячий воздух во впуске это не есть хорошо. Собрал все патрубки в гараже и собрал один длинный. Теперь входящий воздух будет оптимальной температуры.

Система охлаждения отечественных автомобилей зачастую далека от идеала. Изъянов в этой системе, к сожалению, очень и очень много.

Признаки неисправности помпы

Рано или поздно, но с помпой возникают неполадки и узел выходит из строя. Это может быть связано как с большим пробегом автомобиля, так и с установкой некачественного изделия. Поэтому стоит рассмотреть, какие неисправности могут возникнуть с насосом и что делать в том или ином случае.

Течь сальника

Обнаружить протекание ОЖ через сальник довольно просто: под машиной, как правило, появляется лужица. Если уплотнительный элемент будет повреждён, например, в результате износа, тосол попадёт к подшипнику помпы, в результате чего смазка из устройства вымоется, а сама деталь в скором времени разрушится. Чтобы не допустить подобного, необходимо периодически проводить осмотр автомобиля и устранять возможные неполадки.



Если сальник выходит из строя, из насоса появляется течь тосола

Появление шума

Если во время работы двигателя доносится посторонний шум из области помпы, то это указывает на скорую поломку узла. Наиболее вероятной причиной появления шума является выход из строя подшипников либо слабое крепление крыльчатки. В любом случае деталь нуждается в демонтаже, последующей деффектовке, ремонте или замене.

Видео: как шумит помпа на ВАЗ

Снижение производительности

Какой бы ни использовался тосол в системе охлаждения, он представляет собой химическое вещество. Со временем в корпусе насоса или на крыльчатке появляется эрозия, что может привести к снижению потока перекачиваемой жидкости. В результате возможен перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если температурный датчик ОЖ на панели приборов начал превышать значение +90˚С (рабочая температура), стоит задуматься о возможной замене помпы или, по крайней мере, ревизии этого узла.

Повышенная вибрация

Если из области помпы исходит повышенная вибрация, прежде всего, нужно осмотреть корпус насоса в области подшипника: иногда на нём могут появляться трещины. Нелишним будет также проверить правильность установки ремня генератора, шкива помпы и вентилятора. Если были обнаружены неисправные детали, замените их.

Грязная ОЖ

Если охлаждающая жидкость давно не менялась, то с насосом могут возникнуть проблемы. Определить загрязнение системы несложно: цвет жидкости вместо красного, синего или зелёного будет коричневатым. При почернении тосола, вероятнее всего, в систему охлаждения попало масло.



Грязный тосол указывает на необходимость его замены

Как проверить работоспособность помпы

Функционирование насоса можно проверить своими руками. Для этого потребуется:

  1. Прогреть мотор до рабочей температуры и пережать верхний патрубок, идущий к радиатору. Если при отпускании почувствуется скачок давления, значит, помпа работает нормально.
  2. На насосе есть дренажное отверстие, поэтому на него следует обратить внимание. Если сальник не справляется со своими функциями, то тосол может выступать из этого отверстия.
  3. Во время работы двигателя нужно прислушаться к посторонним звукам. Если со стороны помпы доносится гул, то, скорей всего, подшипник пришёл в негодность. Проверить его можно на заглушённом моторе, для чего следует покачать шкив насоса. Если чувствуется люфт, значит, подшипник подлежит замене.

Работы по проверке насоса на работающем двигателе следует проводить аккуратно, не забывая о вращающемся вентиляторе и высокой температуре ОЖ.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Читайте также: