Порядок регулировки клапанов на уаз 406

Обновлено: 16.05.2024

Регулировка клапанов УАЗ

Периодичность, с которой должна производиться регулировка клапанов УАЗ составляет 30-40 тысяч километров пробега. После проведения регулировочных работ двигатель начинает работать более равномерно, возрастает приёмистость. Это связано с тем, что увеличивается период открытия клапанов, подача топлива в камеру сгорания и выброс отработавших газов становится равномерным во всех цилиндрах, снижается сопротивление, с которым топливо поступает в камеру сгорания, это повышает коэффициент полезного действия двигателя, что естественно влияет на увеличение мощности.

Зазоры регулировки клапанов

Зазоры между штоком клапана и коромыслом должны соответствовать на впускных клапанах0.35 мм, на выпускных 0.40мм. Регулировка производится на холодном двигателе.

Регулировка клапанов УАЗ 469

Как определить ВМТ в момент сжатия

Регулировка клапанов УАЗ, начинается с первого цилиндра, для этого выставляем поршень в положении верхней мёртвой точки в момент сжатия топлива в камере сгорания. Как удобнее всего определить это положение, На шкиве привода генератора и помпы, расположенном на коленчатом валу имеется риска, которую необходимо совместить со штифтом расположенном на передней крышке двигателя. Но этого не достаточно.Потому что данное положение соответствует также и нахождению поршня в ВМТ в момент выброса отработавших газов. Поэтому определиться можно по трамблёру, бегунок должен быть расположен под контактом провода первого цилиндра.


При включённом зажигании на свече первого цилиндра проскочит искра. Определить положение поршня в ВМТ в момент сжатия можно и простым дедовским способом. Для этого необходимо вывернуть свечу и заткнуть отверстие пробкой сделанной из бумаги. При подведении поршня в ВМТ пробку выбьет. Использовав один из этих способов мы, определяем момент сжатия топлива, а точное положение ВМТ определяем при помощи метки на шкиву.

Регулировка клапанов

Теперь мы можем приступить к регулировке клапанов первого цилиндра. Для того отпускаем стопорные гайки регулировочных винтов впускного и выпускного клапанов. Между штоком клапана и коромыслом впускного клапана устанавливаем щуп размером0,35 мм, затягиваем регулировочный винт таким образом, чтобы коромысло прижало щуп и при этом не надавило на шток клапана. Щуп должен двигаться между коромыслом и штоком с небольшим усилием.

Затягиваем стопорную гайку, придерживая регулировочный винт отвёрткой.


После затяжки обязательно проверяем, чтобы щуп не оказался зажат и повторюсь, двигался с небольшим усилием. Так же регулируем зазор на выпускном клапане, но уже применяем щуп размером 0.40 мм.

Порядок регулировки клапанов

Цилиндры на УАЗ 469 работают в следующем порядке

1-2-4-3

После первого цилиндра регулируем клапана второго цилиндра. Для этого проворачиваем коленчатый вал на половину оборота. Но нам необходимо точное положение поршня в ВМТ. Советую долго не думать а выкрутить свечу. И, вставив в цилиндр отвёртку, подвести поршень в ВМТ. лучше способа я не знаю.

Регулировка клапанов УАЗ 469

Многие устанавливаю поршень в ВМТ по искре. Но это положение поршня не является верхней мертвой точкой. Потому что зажигание установлено с опережением и в момент проскакивания искры поршень ещё не дошёл до верхней мертвой точки. Да строгое положение поршня в ВМТ при регулировке вовсе не обязательно. Но где гарантия, что зажигание стоит правильно. Или при прокручивании коленчатого вала вы не проскочили требуемое положение. Следовательно лучше потратить немного больше времени выставить всё точно. Так как на этом отразится дальнейшая работа двигателя.

Таким же образом регулируем клапана четвертого цилиндра. Здесь уже положение поршня можно выставить по метке на шкиву, и провернув, коленчатый вал на пол оборота регулируем клапана третьего цилиндра.

УАЗ : регулировка клапанов

Почти по науке отрегулировал клапана по метке на шкиве. Забавно так - ничего не стучит, не гремит. Разницы со способом "только по трамблеру" на слух нет.

Напоминаю: на наших двигателях (417, 421) порядок работы цилиндров 1-2-4-3. Соответственно клапана (а их 2 на цилиндр - впускной и выпускной) в такой последовательности и надо регулировать. Кстати не обязательно начинать именно с первого, можно и 2-4-3-1 и 4-3-1-2 и 3-1-2-4. Но для простоты пишу, начиная с первого

Способ 1: по метке на шкиву.
Особенно актуально для тех, у кого "кривой стартер" (ну кочерга длинная - заводная ручка) вставляется после лифтовок и прочих доработок. Ну а если не подходит, то всё равно способ работает

1. смотрим на крышку трамблера, находим провод, идущий к свече первого цилиндра (это цилиндр, который ближе к радиатору). Снимаем крышку трамблера и засекаем визуально место, в котором должен быть бегунок, чтобы искра пошла на свечу 1 цилиндра. Если смотреть на трамблер сверху, то это положение "на 10 часов"
2. снимаем клапанную крышку, отсоединив всё что к ней прикручено(если прикручено)
3. смотрим на шкив коленчатого вала - на нём по мануалу должно быть 3 риски. У меня было 2. Нам нужно совмещать третью(в моем случае вторую), т.е. САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ по направлению вращения риску со штырьком на блоке. Напоминаю если смотреть на двигатель спереди, то шкив крутится ПО ЧАСОВОЙ стрелке
4. вставляем "кривой стартёр" и совмещаем указанную риску с указанной меткой(штырьком). Если "кривой стартер" не применим, то можно провернуть вал вручную - за ремни и шкивы, или вставить отвертку в корончатую гайку (туда, куда означенная кочерга вставляется) и как рычагом повернуть коленчатый вал как надо.
5. после того как совместили риску, то смотрим на бегунок трамблера. Если он находится в засеченном ранее (см п.1) положении "на 1 цилиндр", то это означает, что поршень в цилиндре находится в верхней мертвой точке (ВМТ), клапана закрыты и их можно регулировать. При этом при покачивании коромысел рукой будет ощущаться небольшой зазор.
Если бегунок оказался в другой точке, то 99% вероятности, что сейчас закрыты клапана 4-го цилиндра и можно начинать регулировать с этого цилиндра. Проверить это можно по взаимному положению бегунка трамблера и проводу крышки трамблера, а также по упоминавшемуся покачиванию коромысел 4-го цилиндра.
6. с использованием щупа выставляем зазор 0.35 мм (откручиваем гайку-поворачиваем болт-закручиваем гайку). При этом имеем в виду, что зазор 0.35 мм означает, что щуп в зазор влезает с незначительным, но ощутимым усилием. Также необходимо помнить, что в процессе затяжки гайки зазор будет уменьшаться, поэтому подтянули - проверили, подтянули проверили. Если что - ослабили гайку, повернули болт и опять затягиваем.
Я делаю зазор 0.35 на всех клапанах всех цилиндров (по мануалу для некоторых клапанов 0.30..0.35, и 0.35..0.40). При температуре воздуха от -5 до 0 градусов - везде делаю 0.4 мм.
7. после того как отрегулировали зазор на 1 цилиндре, поворачиваем кривым стартером шкив на 180 градусов и регулируем 2 цилиндр. Тут тонкий момент - как найти эти 180 градусов. Можно на глазок по ручке, а можно точно по бегунку трамблера. Я делал на глазок.
8. поворачиваем шкив еще на 180 градусов и регулируем 4 цилиндр, потом еще 180 градусов и третий
9. всё закрываем, собираем, заводим, радуемся

Способ 2: только по трамблеру.
Тут нужен навык. Но после нескольких тренировок всё нормально получается.

1. запоминаем текущий угол опережения зажигания (по шкале на трамблере). ставим угол опережения зажигания = 0. Для этого ослабляем болт на 10 на шкале трамблера и совмещаем указатель с 0 на шкале.
2. далее делаем все так как в первом способе, только смотрим не на шкив, а на положения бегунка трамблера.
Суть такова: при угле опережения зажигания в 0 градусов при совмещении бегунка с контактом высоковольного провода на крышке трамблера искра в цилиндр будет подаваться при положении поршня в ВМТ. Значит клапана должны быть закрыты и зазоры можно регулировать.
3. Регулируем все клапана, проворачивая шкивы при этом на глазок засекая момент, когда бегунок должен замыкать контакт высоковольтного провода соответствующего цилиндра.
Вся тонкость способа заключается в этом "на глазок" Но опыт - великая вещь и как правило результат стабильно положительный.
4. после всех регулировок не забываем вернуть угол опережения зажигания в исходное положение.

Регулировка клапанов УАЗ

Уазики работают на обычном поршневом двигателе. Подача топлива и отвод отработавших газов в нем осуществляется с помощью клапанов. Они установлены на каждом цилиндре в количестве 2 штук. Один клапан впускной, он отвечает за подачу топливной смеси в цилиндр, второй – выпускной, он отводит отработку.

Управляется процесс клапанной подачи распредвалом. У него есть специальные кулачки, которые давят на нужный клапан, открывая его в цилиндр. В некоторых моделях прямой контакт клапанной крышки и кулачков вала исключен, открытие клапанов осуществляется с помощью дополнительных приводов, но это не так важно. А вот что важно, так это температура, которая нагнетается в двигателе автомобиля при его работе.

По закону физики при увеличении температуры любой материал расширяется. Даже металл, из которого сделаны клапаны. Соответственно, при рабочем двигателе они увеличиваются. Если увеличиваться им будет некуда (кулачки распредвала их будут поджимать), ресурс детали существенно сократится. А если места для расширения будет слишком много, эффективность подачи топлива и отвода его отработки снизится (клапаны будут открываться и закрываться не до конца).

Чтобы контролировать этот оптимум расстояния между кулачками вала и клапанным механизмом, и проводится регулировка клапанов УАЗ. Если точнее, то регулировка зазора между клапаном и приводом его открытия. Она предусмотрена конструкцией двигателя. Времени занимает немного, может проводиться самостоятельно, а значит, уметь ее выполнять полезно каждому владельцу любой из моделей УАЗ (УМЗ).


Зачем регулировать клапаны на УАЗиках

Особенность мотора уазиков состоит в его нижневальной конструкции. Если говорить очень просто, то в сборке присутствуют штанги, которые от температуры и нагрузки со временем растягиваются, что приводит к «зажиму» клапанного механизма. С другой стороны, УАЗ созданы не для 1–2 выездов в город. Это настоящие рабочие лошадки, способные выдерживать немалые нагрузки.

Понятно, что при постоянной эксплуатации даже прочный металл его узлов изнашивается. Это касается и клапанной крышки, и кулачков распредвала. В результате изначально идеальный тепловой зазор между клапанной крышкой и системой ее открывания постепенно увеличивается. И снова требуется регулировка клапанов УАЗ-417, 421, да и любой другой модели.

Как часто нужна регулировка

Регламент регулировочных работ прописан в инструкции производителя к каждому отдельному уазику. Но практика показывает, что опираться только на этот документ не стоит по 3 причинам:

  • многие автомобили тюнингуются, что повышает нагрузку на их моторные компоненты (а значит, регулировать клапаны надо чаще);
  • условия эксплуатации (от погоды до качества дорог, по которым машина ездит) тоже влияют на процесс износа;
  • даже одна и та же «Буханка» разных годов выпуска демонстрирует различные показатели износоустойчивости, что говорить про весь модельный ряд автомобилей Ульяновского завода.

Частота профилактических регулировочных процедур должна быть выше, чем в регламенте. Опытные мастера советуют проводить регулировку клапанов двигателя УАЗ-417 каждые 5–7 тыс. км пробега.

К тому же надо смотреть на признаки, которые указывают, что зазоры увеличены или недостаточны. В первом случае слышны характерные стуки и скрежет во время работы мотора (после регулировки он станет значительно тише). Во втором случае (клапаны зажаты) двигатель будет троить, расход топлива значительно увеличится, а тяга «на низах», наоборот, снизится.

Нормативы

Прежде чем разбирать порядок регулировки клапанов УАЗ, уточним: регламент устанавливает разные нормативы зазоров для разных клапанов. В частности, для УМЗ-417 это:

  • 0,3–0,35 мм для 1 и 4 цилиндров двигателя;
  • 0,35–0,4 мм для 2 и 3 цилиндров.

Видимо, конструктивные особенности сборки предполагают нагружаемость цилиндров через один. Напомним, в УАЗ их схема – 1–2–4–3. Соответственно, первый и четвертый сильнее нагружены.

Правда, большинство мастеров для простоты не заморачиваются этой разницей в сотые миллиметра. У обоих диапазонов есть общее значение – 0,35 мм. Его обычно и используют на все клапаны. При эксплуатации машины в холодное время (минусовые температуры) зазоры часто оставляют на уровне 0,4 мм. Тоже на всех цилиндрах.

Регулировка клапанов УАЗ

Разберем процесс проверки и выставления зазоров на примере регулировки клапанов УМЗ-417. План действий включает 5 пунктов.

  1. Подготовка рабочего пространства.
  2. Выставление ВМТ – верхней мертвой точки по шкиву.
  3. Проверка бегунка на тумблере (нужно понимать, с какого цилиндра начинать, обычно это первый).
  4. Собственно, выставление зазоров.
  5. Контроль по движению коромысел и сборка.


В целом ничего сложного, процесс не сложнее ремонта порогов. Из инструментов потребуются 2 ключа на 11 и 14, отвертки, набор щупов и торцовый ключ на 10, чтобы удобно было откручивать крышку клапанной коробки. Из материалов нужна только прокладка для коробки. В идеале – пробковая.

Подготовка

Перед проведением регулировки клапанов на УАЗ нужно сделать три вещи. Во-первых, освободить крышку клапанной коробки. Если на нее что-то прикручено, надо это открутить (все, включая массу). Во-вторых, снять крышку коробки и тумблера. В-третьих, выставить шкив-демпфер на ВМТ (высшую мертвую точку) и проверить, чтобы бегунок тумблера указывал на первый цилиндр (если смотреть сверху, то на 10 часов).


  • пусковой рукояткой проворачиваем колесо по часовой стрелке;
  • нужное положение – когда крайняя риска (при поворачивании по часовой стрелке, то есть условно верхняя отметка) окажется строго напротив отлива крышки распределительных шестерен (если нет отлива, будет отверстие или другая метка);
  • проверка (нужно покачать коромысла клапанов первого цилиндра, они должны едва ощутимо «ходить» вверх-вниз).

Если бегунок тумблера показывает иное положение после поворота шкива (кроме как на 10 часов), значит, с большой долей вероятности закрытыми будут клапаны 4 цилиндра. С него и надо начинать регулировать зазоры клапанов УАЗ-417 в двигателе (по схеме 4–3–1–2).

Поворачивать шкив можно вручную за ремни и шкивы или при помощи отвертки (ее надо вставить в корончатую гайку и использовать как рычаг). Самый простой способ – поворачивание за храповой болт крепления при помощи специальной рукоятки.

Процесс

В целом процесс мало отличается для разных моделей. В том смысле, что работа с УАЗ-417 проводится так же, как и регулировка клапанов 421. Двигаться удобнее в том же порядке, что и расположены цилиндры, то есть 1–2–4–3.


  • Вставляем щуп нужной толщины (исходя из нормативного зазора – от 0,3 до 0,4 мм) между клапанной крышкой и коромыслом.
  • Если щуп ходит свободно, но с легким сопротивлением, значит, зазор хороший.
  • Если щупу слишком свободно или он не заходит в зазор вообще, надо регулировать. Для этого:
    • ключом на 14 ослабляем контргайку регулировочного винта;
    • прокручиваем винт ключом (сбоку) или отверткой (сверху);
    • проверяем зазор;
    • как только щуп начинает двигаться свободно, но с небольшим сопротивлением, затягиваем контргайку;
    • после затяжки снова проверяем зазор щупом, чтобы он (зазор) не «слетел» в процессе.

    Сборка

    Когда зазоры выставлены, мастера рекомендуют подсоединить проводку и завести мотор без установки крышки коробки, чтобы посмотреть, как клапаны снабжаются маслом. Достаточно 1–2 минут. Если смазка везде проступила, это хорошо. Можно накручивать крышку и все, что на ней было, заводить машину и отправляться по делам. Двигатель будет работать тише.


    Советы

    Теперь вы знаете, как регулировать клапана на УАЗ практически всех моделей. Единственное, что осталось уточнить, касается подготовительных действий. Поскольку от них зависит то, с какого цилиндра начинать регулировку. Что здесь важно: шкив на уазиках – деталь «непостоянная». При тюнинге, разборках и переборках его часто заменяют.

    Потому у кого-то на колесе 2 риски, у кого-то их 3, а у кого-то вообще 1. Это к тому, что полагаться при выставлении ВМТ только на отметки шкива не стоит, особенно если вы брали неновый автомобиль и точно не знаете его истории. Обязательно сверьтесь с бегунком тумблера. А еще можно отверткой в цилиндре (первом, если начинаете с него) проверить, чтобы поршень был наверху.

    Рекомендуем полезное видео про регулировку клапанов УАЗ:

    Собственно, на этом все. Обязательно расскажите своим друзьям, да и всем знакомым, которые ездят на уазиках, как правильно регулировать клапаны в двигателе такого автомобиля. Если знаете еще более простой способ регулировки, расскажите о нем в комментариях, это наверняка будет полезно всем. Вопросы и уточнения жду там же.

    Регулировка клапанов УАЗ 469

    Рады поделиться с Вами очередной статьей с нашего сайта :

    Автомобиль УАЗ 469 оснащен четырехтактным, четырехцилиндровым двигателем, газораспределительный механизм которого включает в себя 8 клапанов, коромысла, распределительный вал и толкатели. При нагреве силовой установки до рабочей температуры детали ГРМ расширяются. Во избежание деформации деталей между клапанами и толкателями устанавливается температурный зазор. Он обеспечивает беспрепятственную подачу топливной смеси и выброс отработавших газов из камеры сгорания, независимо от температуры силовой установки.

    Порядок регулировки клапанов УАЗ 469

    Перед тем, как отрегулировать клапана на УАЗ 469, необходимо подготовить инструменты. Для проведения процедуры потребуется отвертка, гаечные ключи и набор щупов. Для регулировки не потребуется установка автомобиля на смотровую яму, эстакаду. Работы выполняют на непрогретом двигателе. Несоблюдение этого правила может привести к повышенной шумности и некорректной работе двигателя.

    Регулировка клапанов на УАЗ 469 не требует наличия специализированного образования. Работу сможет выполнить человек, имеющий минимальные технические знания. Регулировка осуществляется в следующем порядке:

    • Демонтируется навесное оборудование, препятствующее снятию клапанной крышки.
    • Откручиваются гайки крепления клапанной крышки. Для удобства можно использовать торцевой ключ.
    • Демонтируется прокладка, предотвращающая утечку масла между головкой блока цилиндра и клапанной крышкой. При сборке лучше заменить прокладку новой.
    • Поршень первого цилиндра выставляется в верхнюю мёртвую точку. Для определения правильности расположения поршня необходимо совместить метки, находящиеся на шкиве коленчатого вала и передней крышке силовой установки. При смещении поршня в верхнюю мёртвую точку оба клапана газораспределительного механизма будут закрыты.
    • Откручивается гайка, фиксирующая регулировочный винт, находящийся в коромысле над толкателем.
    • Между коромыслом и штоком клапана устанавливается щуп.
    • Регулировочным винтом выставляется необходимый зазор. Щуп должен проходить между деталями с небольшим усилием. Закусывание измерительного элемента деталями ГРМ недопустимо.
    • Регулировочный винт фиксируется стопорной гайкой.
    • Коленчатый вал поворачивается на 180 градусов по ходу движения.
    • Манипуляции проводят на следующем по очереди цилиндре. Для регулировки каждого последующего цилиндра коленчатый вал поворачивают на 180 градусов. Порядок регулировки клапанов на УАЗ 469 – 1-2-4-3.

    Сборка силового агрегата осуществляется в обратной последовательности. После регулировки двигатель работает менее шумно, повышаются динамические показатели, снижается расход топлива.

    Нюансы регулировки клапанов УАЗ 469

    Проведение процедуры не предусматривает использование сложного диагностического оборудования. Существует несколько нюансов установки необходимого температурного зазора, учитывая которые удастся достичь максимального эффекта от проведенной процедуры.

    Зазоры на клапанах УАЗ

    Для улучшения динамических показателей силовой установки автомобиля УАЗ 469 необходимо установить тепловой зазор на впускных клапанах 0.35 мм, на впускных – 0.4 мм. Несоответствие показателей в меньшую сторону может привести к повреждению деталей газораспределительного механизма. Клапан будет открываться слишком сильно. Поршень, поднимающийся в верхнюю мёртвую точку, может согнуть шток клапана или толкатель. Отклонение зазора в большую сторону приведет к ухудшению показателей работы силового агрегата.

    Особенности выставления ВМТ

    Поршень каждого цилиндра за один цикл два раза смещается в верхнюю мертвую точку – в момент сжатия и при выбросе отработавших газов. Для того чтобы правильно установить тепловой зазор необходимо выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку на момент сжатия рабочей смеси. Сделать это можно тремя способами:

    • Визуально определить степень открытия клапанов. В момент сжатия клапана цилиндра находятся в закрытом состоянии. Между коромыслом и штоком клапана есть небольшой зазор. При выпуске отработавших газов выпускной клапан открыт. При этом коромысло надавливает на шток клапана.
    • Определить на какой цилиндр подается искра с распределителя зажигания. Для этого необходимо снять крышку трамблера и провернуть коленчатый вал до тех пор, пока токоведущий контакт бегунка не повернется в сторону провода, ведущего к свече первого цилиндра
    • Использовать заглушку. Из первого цилиндра выкручивают свечу зажигания. Из бумаги изготавливают заглушку, по диаметру подходящую к посадочному месту свечи. Для того чтобы бумага более плотно закрыла отверстие, пробку смачивают водой. После установки пробки в посадочное место свечи, коленчатый вал вращают по ходу движения. В момент сжатия оба клапана закрываются, и пробка выстреливает из цилиндра. Услышав характерный хлопок, необходимо остановить вращение коленчатого вала. Далее совмещают метку на шкиве и передней крышке силовой установки.

    Заключение

    Регулировка клапанов УАЗ 469 необходима для корректной работы двигателя. Тепловой зазор обеспечивает беспрепятственное поступление топлива и отвод выхлопных газов из цилиндра. Процедура не требует использования специализированного оборудования. При соблюдении определенной технологии отрегулировать клапана сможет любой автолюбитель.

    Порядок регулировки клапанов на уаз 406

    Ну не знаю тогда. Просто по книгам пишуь что уменьшение зазоров черевато прогаром клапанов. Но я тут подумал. Ведь когда выставляешь зазоры масла нету. А когда оно будет то зазор между штангой толкателей и толкателем увеличится, но и увеличится зазор между коромыслом и штангой - он поднимется на масле. Да еще на больших оборотах клапана и так зависают, а тут будет больше времени контакт клапана с коромыслом что и уменьшит шум. Я так проехал уже год и пока ничего.

    Вот лучше подскажите, откуда может быть какой-то такой стук в двигателе. У меня к примеру поизносились втулки клапанов. И при резком разгоне появляется какой-то стук, однако если газ сбросить то этот стук перерастает в другой непмного по тональности отличающийся. Причем это в узком диапазоне оборотов. Что так может шуметь?

    Поездишь и еще раз проверь. Это не долго. Кстати на крайних клапанах надо зазор делать 0.2 это тоже в книжке написано.

    Кстати советую посмотреть штанги толкателей, у меня половина развалилась и от этого видимо был шум - отшпиндюрились такие вставочки сверху и снизу. И еще надо регулировоыные болтики тоже смотреть на предмет износа - дырочка должна быть маленькая и в нее штанга входить плотно и не на много. А если износ грубокий то надо его менять. И саму штангу надо снизу обработать, а то давление-то сечет из-под неплотностей. И гайки на шайбы вот. Я так сделал - на ходу двигателя не слышно, да и давление масла немного возрасло.

    Вообще-то зазоры, указанные в камасутре, не от балды. Конструктора ведь посчитали, наверно, так? Может потому и штанги с коромыслами разбивает, а?
    На первом и восьмом клапанах(крайние) зазоры должны быть 0,3-0,35 мм, на остальных - 0,35-0,4 мм.
    Как видно, разброс достаточный, поэтому без вреда теоретически можно ставить одинаковые зазоры в районе 0,35 мм(но лучше выдерживать номинал). Это к тому, что если щупов нет и деваться некуда, можно с достаточной точностью обойтись и без них, помня, что шаг резьбы регулировочных винтов 1 мм, а у гаек и головок болтов по 6 граней. Получается при повороте на одну грань 1/6 или примерно 0,17 мм. Правда необходимо учесть, что после затяжки контргайки зазор увеличится на 0,02-0,1 мм в зависимости от износа резьбы, но при крайности на это пойти можно - особого вреда не будет, особенно если все было проделано аккуратно. В общем легонько пальчиками закручиваем винт до упора, отворачиваем на полторы-две грани по головке болта и контрим гайкой.

    Регулировка зазоров клапанов, холодная и горячая обкатка двигателя УМЗ-421 после ремонта.

    Долговечность и надежность работы отремонтированного двигателя УМЗ-421 в значительной мере зависит от его регулировки после сборки, обкатки в холодном и горячем режимах и режима его работы на автомобиле в первую тысячу километров пробега после ремонта.

    Регулировка зазоров клапанов, холодная и горячая обкатка двигателя УМЗ-421 после ремонта.
    Регулировка зазоров клапанов двигателя УМЗ-421.

    Установить поршень первого цилиндра в ВМТ при такте сжатия, при этом вторая метка на шкиве-демпфере коленчатого вала по ходу вращения коленчатого вала должна совместиться с меткой-штифтом на крышке распределительных шестерен.

    С помощью щупа установить зазор между коромыслами и 1, 2, 4, 6 клапанами и затянуть контргайки регулировочных болтов. Провернуть коленчатый вал на один оборот и отрегулировать зазоры между коромыслами и 3, 5, 7, 8 клапанами.

    Регулировка зазоров клапанов, холодная и горячая обкатка двигателя УМЗ-421 после ремонта

    Установка угла опережения зажигания двигателя УМЗ-421.

    Установить поршень первого цилиндра вблизи ВМТ при такте сжатия так, чтобы первая метка на шкиве-демпфере коленчатого вала совместилась со штифтом на крышке распределительных шестерен.

    Ослабить болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика распределителя зажигания, при снятой крышке установить бегунок против контакта, помеченного цифрой «1» на крышке распределителя и вставить хвостовик распределителя в отверстие корпуса привода, при этом шип муфты распределителя должен войти в паз втулки привода.

    Придерживая бегунок против его вращения, для устранения зазоров в приводе, повернуть корпус датчика-распределителя до совмещения метки на роторе и острия лепестка на статоре. В таком положении затянуть болт крепления пластины октан-корректора к корпусу распределителя. Установить крышку датчика-распределителя и провода к свечам зажигания и катушке зажигания.

    На приработанном двигателе УМЗ-421 отрегулированный таким образом установочный угол опережения зажигания будет соответствовать 5 градусам угла поворота коленчатого вала до ВМТ.

    Холодная и горячая обкатка вновь отремонтированного двигателя УМЗ-421.

    После установки двигателя УМЗ-421 на автомобиль его обкатка проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации этого автомобиля. Предварительно, на стенде рекомендуется обкатать двигатель в следующем режиме :

    Давление масла в системе смазки двигателя поддерживается не ниже 2,5 кгс/см2 , а его температура на входе в двигатель не менее плюс 50 градусов. Температура воды на выходе из двигателя должна быть плюс 70-85 градусов, а на входе не менее плюс 50 градусов. Затем отрегулируйте и проверьте двигатель при частоте вращения до 3000 оборотов в минуту.

    После установки двигателя УМЗ-421 на автомобиль, заправки его охлаждающей жидкостью и маслом, рекомендуется провести горячую обкатку в течение 30-40 минут.

    Для этого, запустить двигатель и с помощью ручки управления дроссельной заслонкой карбюратора, расположенной на щитке приборов, установить частоту вращения 1000-1200 оборотов в минуту. Поддерживать указанный режим 10-15 минут, постоянно контролируя давление масла и температуру охлаждающей жидкости по штатным указателям на щитке проборов автомобиля. Кран масляного радиатора должен быть закрыт.

    По истечении указанного времени перевести двигатель на режим 1800-2000 оборотов в минуту. Давление масла на указанном режиме после прогрева двигателя, при температуре охлаждающей жидкости плюс 70-80 градусов, должно быть не менее 3 кгс/см2. Дать поработать двигателю при указанной частоте 10-15 мин, а затем увеличить частоту вращения до 2500-3000 оборотов в минуту и поддерживать такой режим работы еще 10-15 минут.

    Если в процессе обкатки не обнаружено каких либо неполадок, течей масла или охлаждающей жидкости, посторонних шумов и стуков, то надо отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода.

    Регулировка минимальной частоты вращения холостого хода двигателя УМЗ-421.

    Винтом эксплуатационной регулировки карбюратора установить частоту вращения коленчатого вала 700-750 оборотов в минуту, затем винтом ограничения токсичности установить максимально возможную частоту вращения.

    После этого, завернуть винт ограничения токсичности до начала падения частоты или начала неустойчивой работы двигателя, а затем вывернуть его на четверть оборота. Винтом эксплуатационной регулировки установить частоту вращения коленчатого вала в 700-750 оборотов в минуту.

    Двигатель ГАЗ ЗМЗ 406, Технические Характеристики, Какое Масло Лить, Ремонт Двигателя ЗМЗ 406, Доработки и Тюнинг, Схема Устройства, Рекомендации по Обслуживанию

    Регулировка клапанов двигателя 4216 «Газель»: порядок действий, техника выполнения работ, необходимые инструменты и советы специалистов

    Автолюбители могут обходиться без услуг специализированных мастерских по ремонту автомобилей при необходимости регулировки клапанов двигателя 4216 «Газель». Рассмотрим, как это делается своими руками в гаражных условиях. Данная информация будет полезна для каждого автолюбителя.

    Технические характеристики ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.

    Впервые в двигателе производителя ЗМЗ были использованы несколько передовых для того времени технических решений:

    • два впускных и два выпускных клапана на цилиндр;
    • электронные системы зажигания и впрыска;
    • схема газораспределительного механизма DOCH с двумя верхними распредвалами;
    • гидротолкатели вместо регулировки теплового зазора клапанов прокладками.

    Гидротолкатели клапанов

    После внесенных изменений технические характеристики ЗМЗ 406 соответствуют приведенным в таблице значениям:

    смешанный цикл 11,5 л/100 км

    город – 13,5 л/100 км

    реальный 200000 км

    маховик – 72 – 80 Нм

    болт сцепления – 19 – 30 Нм

    крышка подшипника – 98 – 108 Нм (коренной) и 67 – 74 (шатунный)

    головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 127 – 142 Нм + 90°

    Заводской мануал содержит более точное описание параметров:

    • ЗМЗ 4063.10 – карбюратор, степень сжатия 8 для эксплуатации на топливе А-76, мощность 110 л. с., крутящий момент 186 Нм, вес 185 кг;
    • ЗМЗ 4061.10 – карбюратор, степень сжатия 8 под бензин А-76, мощность 100 л. с., крутящий момент 177 Нм, вес 185 кг;
    • ЗМЗ 4062.10 – инжектор, степень сжатия 9,3 под топливо АИ-92, мощность 145 л. с., крутящий момент 201 Нм, вес 187 кг.

    ЗМЗ 4063.10

    ЗМЗ 4062.10 инжектор

    ЗМЗ 4062.10 инжектор

    Притирка клапанов 406 двигателя

    Притереть клапана самому в домашних условиях очень просто самому, тогда не придется переплачивать за работу мастеру, способов притирки клапанов несколько, объясню простой и надежный способ притирки клапанов, и как можно самому притереть, или заменить клапана на 16 клапанной головки 406 двигателя. А так как головка 406 двигателя по устройству клапанов похожа на 16 клапанную головку ВАЗа, даже клапана в 406 голове стоят ВАЗовские 2108, Поэтому принцип притирки и замены клапанов одинаков, этим способом можно притирать и менять клапана также и на 16 клапанной головки ВАЗа.

    Для чего регулировать?

    Их обычно настраивают для того, чтобы двигатель работал устойчивее в любых диапазонах оборотов. Клапана – это очень важная часть механизма газораспределения. Если настройка зазоров сбилась, то значительно повышается износ различных деталей в ГРМ. Повышается шумность работы силового агрегата, увеличивается расход топлива, что очень существенно для коммерческого транспорта.

    3009502.jpg

    Если в процессе работы двигателя прослушивается звон, если стало труднее запустить холодный мотор, а при холодном запуске свечи заливает топливом, тогда пришло время для регулировки клапанов двигателя 4216 “Газель”.

    Зазоры сбиваются по следующим причинам. Это выход из строя коленвала двигателя, неверный момент срабатывания кулачков в механизме распределения газов. Также зазоры уходят, если имеются различные нарушения целостности блока двигателя.

    Причиной повышенного или пониженного зазора может быть и манера вождения водителя. Если водитель предпочитает агрессивное управление, что выражается в резком отпускании сцепления, то это обязательно ведет к интенсивному и преждевременному износу деталей механизма газораспределения.

    Подготовительные операции

    Несмотря на то, что регулировка клапанов двигателя 4216 “Газель” относительно проста, нужно понимать, что процесс очень ответственный. Перед работами по регулировке машину следует тщательно подготовить.

    Первым делом автомобиль необходимо зафиксировать. Одному ручному тормозу доверять не стоит. Лучше дополнительно подстраховаться противооткатными упорами. Затем, если двигатель горячий, ему дают остыть. Мотор должен быть полностью холодным.

    Перед началом работ необходимо добраться до клапанного механизма. На инжекторных двигателях это сделать относительно просто, а на карбюраторных — сложней.

    Для начала необходимо снять воздушный фильтр:

    1. Первым делом снимают крышку фильтра, затем откручивают крепежные гайки.
    2. Шланг вакуумного корректора зажигания и патрубок сапуна также снимают.
    3. Далее от карбюратора отсоединяют тяги – они будут сильно мешать.
    4. Наконец, отворачивается клапанная крышка.

    3009513.jpg

    На этом подготовительные работы окончены и можно переходить непосредственно к регулировке клапанов двигателя 4216 “Газель”.

    Перечень модификаций ДВС

    Изначально мотор проектировался инжекторным, поэтому версия 4062.10 считается базовой. Необходимость в карбюраторных модификациях 4061.10 и 4063.10 возникла позже. Их устанавливали на Газель, поэтому сохранив объемы камер сгорания, нужно было снизить эксплуатационные расходы владельца. Для этого руководство ЗМЗ снизило степень сжатия, чтобы перевести моторы на более дешевое топливо А-76.

    Версии мотора ЗМЗ 406 отличаются камерами сгорания

    Версии мотора ЗМЗ 406 отличаются камерами сгорания

    С моторами 4061 и 4063 произведена обратная модернизация:

    • снижена мощность и крутящий момент;
    • обороты ХХ стали 750 мин-1 вместо 800 мин-1;
    • максимальный крутящий момент достигается на 3500 оборотах, а не на 4000.

    Все остальное навесное расположено на тех же местах без изменений. Часть деталей взаимозаменяемая, за исключением ГБЦ и поршневой.

    Регулировка клапанов

    Все операции нужно проводить с максимальным качеством. Чтобы не наделать ошибок в ходе работы, можно проконсультироваться у опытных механиков. Нужно заметить, что правильно отрегулировать клапана получится только в том случае, если температура двигателя не более 15-20 градусов. Если до этого автомобиль использовался и двигатель теплый, то нужно его остудить. Если этого не сделать, то зазор клапана будет больше примерно на 0,1 мм – это очень много.

    В какой последовательности настраивать клапана на “Газели”?

    Существует строгий порядок регулировки клапанов двигателя 4216 “Газель”. Цилиндры работают в следующим порядке – 1, 2, 4, 3. Если первый находится в положении ВМТ, то можно отрегулировать или измерить зазоры на 1, 2, 4, 6 клапанах. После проворота коленчатого вала на 180 градусов регулируют 3, 5, 7, 8 клапана.

    Нормальными считаются зазоры в пределах 0,35-0,4 мм. При этом нужно учитывать, что в первом и четвертом цилиндре зазоры должны быть больше – 0,3-0,35. Практика же показывает, что лучше всего для всех клапанов подходит зазор в 0,35 мм. Специалисты утверждают, что размер зазора не особо влияет на работу двигатели и его ресурс.

    Когда нужна регулировка клапанов

    Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.

    Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.

    Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.

    Как регулировать?

    Когда все подготовительные работы выполнены, необходимо перейти к непосредственно настройке. Поршень в первом цилиндре необходимо установить в ВМТ в такт сжатия. Клапана в этот момент закрыты. Между толкателем и клапаном пытаются вставить щуп. Если он проходит очень легко или наоборот, никак не лезет, нужна настройка. Для этого ослабляется контргайка и удерживается ключом. С помощью вращения регулировочного винта добиваются нужного зазора. Таким образом выполняется регулировка клапанов двигателя УМЗ-4216 «Газель» для 2, 4 и 6 элемента. После того как зазоры отрегулированы, нужно не забыть закрутить контргайку.

    3009509.jpg

    Далее коленчатый вал проворачивают на 180 градусов, и откроется доступ к 3, 5, 7 и 8 клапанам. После того как и эти элементы будут отрегулированы, следует еще раз провернуть мотор и с помощью щупа проверить зазор. Это будет гарантией того, что регулировка клапанов двигателя 4216 «Газель» выполнена верно.

    Регламент обслуживания ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.

    Согласно требованиям производителя, обслуживается двигатель ЗМЗ 406 в следующем порядке:

    • осмотр цепи ГРМ через 30000 пробега, замена через 100000 км;
    • замена масла и фильтра после 10000 км;
    • замена ОЖ примерно раз в два года или 30000 пробега;
    • подзарядка аккумулятора каждую осень, замена после 50000 км;
    • свечи зажигания хватают на 60000 пробега;
    • фильтр топливный приходит в негодность после 30000 км, воздушный – 20000 км;
    • катушки зажигания выходят из строя после 50000 пробега.

    Ремонт ЗМЗ 406

    Производитель рекомендует использовать для движков качественную смазку, чтобы исправно работали гидрокомпенсаторы и маслонасос. Изначально система охлаждения имеет слабые места – радиатор и термостат. Все навесное оборудование высокоресурсное, за исключением помпы, полимерный ротор которой служит около 30000 км. Из-за большого веса мотора своими руками произвести капремонт очень сложно в гараже без тельфера.

    УМЗ-4216 с гидрокомпенсаторами

    Есть мнение, что на двигателях с гидрокомпенсаторами никакая регулировка зазоров клапанов не нужна. Но это не про этот двигатель.

    3009498.jpg

    На этом агрегате клапана никогда не освобождаются и постоянно зажаты. Для того чтобы определить, какие элементы можно настроить, понадобится ровная планка. Ее устанавливают между третьим и четвертым клапаном. С помощью планки можно увидеть наклон в одну из сторон. По данному наклону можно понять, зажат ли клапан. Если планка наклонена к четвертому клапану, то он ослаблен, а к третьему — зажат. Это будет говорить о том, что регулировка клапанов двигателя 4216 «Газель» с гидрокомпенсаторами будет начинаться с первого цилиндра. Можно настроить первый, второй и четвертый клапан.

    Для настройки вначале откручивают гайку. Затем отворачивают болт, пока гидрокомпенсатор не перестанет давить на него. На впускном клапане делают один оборот винтом, а на выпускных — по два с половиной оборота.

    3009507.jpg

    После такой регулировки клапанов двигатель 4216 «Газель Бизнес» начинает работать намного тише. Да и сама работа становится более мягкой. Для тех, у кого «Газель» работает на газу, такая регулировка просто необходима. Что касается пробегов и необходимости в настройке, то здесь все индивидуально и зависит от стиля эксплуатации авто. Часто интервал составляет около 15-20 тысяч километров. Но если же двигатель стал издавать характерный цокот, настройка клапанов может потребоваться и ранее. Поэтому лучше данную проблему предотвратить.

    Как регулировать клапана на газели 406 двигатель

    Сжал компенсатор полностю, сжымать ище нужно 0,05м.

    Добавлено через 1 минуту 42 секунды
    За рание спасиба за совет. ЗМЗ-406 маршрутка прошла 800000т.к.м, сделали ремонт.После ремонта70000т.к.м.проехала ,горели часто клапана и в день уходило 3л. тасола.ночю все намести.Она в день проежает 500к.м пошол стук.Итак она попала ко мне.Дефиктовка/шатуны1и4втулок нет,а2и3на 50%вылезли.С ГБЦ направляющих и седел нет,клапана сточеные,и в 3. целиндре на всосе под клапаном миро трещина кароче утиль.А типер самое интиресное ,выпускной РВ 110 градусов идет с опозданием, цепи92-72.Ети цепи ставят на 405 и 409 там выше блок,а на 406 90-70. За ето что нехватает натяжителля цеп слабая и перескочила а от дитонации побило втулки. Компинсатор( работал ) регулировочной шайбой,и два клапана согнуты от РВ.

    Боб1970, Вопервых! чинить надо нормально! и если седлам хана их надо менять.

    вовторых цепи 90/70 взаимозаменяемы. с цепями 92/72 при использовании соответствующих натяжителей.

    и в третих высота блока на всей линейке 40Х моторов ОДИНАКОВА. мало того блоки 405 и 409 вобще унифицированы и взаимозаменямы!

    ход у компенсатора несколько милиметров однако!

    клапана от газа не проседают (небольше чем от бенза если все верно настроено!)

    И что значит выпускной РВ идет с опозданием? может цепи и звёзды по регламенту надо менять? и звездочки нетолько натяжителей? но и все и КВ и РВ и промвала?

    Нюансы при регулировке клапанов на автомобилях ГАЗ

    Клапана не всегда поддаются регулировке, в некоторых случаях стук остается даже при установке рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:

    • изношены кулачки распредвала;
    • ось, на которой стоят коромысла, имеет выработку;
    • носики коромысел неравномерно сработались;
    • износились толкатели;
    • сработались сухари пружин.

    Если на пяточках коромысел есть выработка, хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов не получится, в таком случае следует пользоваться индикатором.

    Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ГАЗ

    Когда есть дефекты на кулачках распредвала, избавиться от клапанного стука не получится, даже если делать регулировку с помощью индикатора. В этом случае требуется только замена распределительного вала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработались сухари пружин, отрегулировать зазоры также не удастся, так как коромысла будут убираться не клапан, а в чашку клапанной пружины. Этот дефект удастся устранить установкой новых сухарей.

    Как регулировать клапана на газели 406 двигатель

    Производитель автомобилей Газель – Горьковский автомобильный завод выпускает машины с 1932 года и известен всем отечественным автомобилистам. За столь долгий срок это предприятие стало настоящей легендой автопрома России, а модель под названием Газель приобрела невероятную популярность у потребителей.

    Более полувека назад в Заволжье был построен моторостроительный завод ЗМЗ, взявший на себя производство всех двигателей для продукции ГАЗ. Интересно, что последние двадцать лет ЗМЗ выпускает двигатели с гидравлическими компенсаторами в газораспределительном механизме. Это значит, что необходимость регулировать клапаны на Газели существует только для моделей с двигателями УМЗ 4216 и их модификациями. Модели, оснащенные моторами ЗМЗ 405, 406, Крайслер 2, 4, Штаер и двигателями других производителей, не нуждаются в проведении подобных процедур.

    Автовладельцы по-разному отзываются о гидрокомпенсаторах, но несомненным преимуществом этих механизмов является то, что зазор между толкателями и клапанами регулируется автоматически и меняются при смене температуры или режима работы. Это устройство не нуждается в специальном обслуживании.

    Нюансы регулировки клапанов УАЗ 469

    Проведение процедуры не предусматривает использование сложного диагностического оборудования. Существует несколько нюансов установки необходимого температурного зазора, учитывая которые удастся достичь максимального эффекта от проведенной процедуры.

    Клапаны на УАЗ 469 : учимся тонкостям регулировки

    Мастер работает

    Если вы являетесь владельцем УАЗ 469, необходимо знать, как правильно за ним следить. Для того чтобы автомобиль ездил дольше и не выходил из строя, необходимо принимать ряд мер и делать соответствующие профилактические работы.
    Для правильной эксплуатации необходимо знать, что УАЗ 469 оснащен, как и 402, карбюраторным двигателем 421 модели, имеющим четыре цилиндра и объем 2,5 литра. Коробка передач 4-ступенчатая механическая. Мощность двигателя составляет 2200-2500 оборотов в минуту.

    Кстати, двигатели УМЗ 421 появились уже в 90-х гг. Именно тогда возникла необходимость повысить скоростные и тягово-динамические характеристики УАЗ-469, а для этого нужен был двигатель с увеличенным крутящим моментом и повышенной максимальной мощностью. В связи с этими потребностями и был разработан двигатель модели УМЗ 421 с рабочим объемом 2,89 л. Также продолжали ставить и 402 двигатель.

    Традиционно для машин этого класса через каждые 5000 километров пробега нужно производить замену масла. При этом допускается понижение его уровня в процессе работы двигателя на 10-12 мм.

    Зазоры на клапанах УАЗ

    Как устроен клапан

    Одним из основных видов работ является периодическая регулировка клапанов на УАЗ 469, УАЗ 417, УАЗ 421, а также, при возможности, очистка их от нагара.

    Клапаны УАЗ 469 на УМЗ 421 и 402 довольно надежны в работе, поскольку изготовлены из хромистой стали, а при работе над выпускными использовалась жаростойкая сталь. Для регулировки клапанов на УАЗ 469, как и УАЗ 3303, в том числе и с двигателем 402, необходимо с определенной периодичностью проверять зазор между клапанами и толкателями. Если зазоры больше нормы, то тяжелее запустить двигатель, а его работа сопровождается стуками в клапанах и падением мощности.

    Особенности выставления ВМТ

    При регулировке клапанов на УАЗ 469 и УАЗ 3303 с двигателями 402, 417 и 421, следует знать, что делают это по порядку цилиндров 1-2-4-3. Хотя в отдельных случаях он может быть нарушен. Соответственно, в этом порядке надо проводить регулировку как впускного, так и выпускного клапана на каждом цилиндре.

    Для начала мы осматриваем крышку трамблера, фиксируем место бегунка для выхода искры на свечу первого цилиндра и находим провод, идущий к данной свече. При этом трамблер сверху должен, по аналогии со стрелками часов, показывать 10-00. После этого, завершая регулировку клапанов на УАЗ 469, снимаем клапанную крышку и отсоединяем все навесные элементы.

    Зазор измеряют щупом

    После этого изучаем бегунок трамблера. Если он находится в нужном месте, то это означает, что поршень 1-го цилиндра располагается в ВМТ. Клапаны в этот момент закрыты, поэтому смело их регулируем. Следует нажать на коромысло, где должен ощущаться зазор.

    При любом состоянии машины на УМЗ 421 и 402 необходимо подтягивать гайки крепления цилиндров через каждые 1000 км пробега.

    Винтом количества обычно уточняются обороты (они на 100-200 оборотов выше нормы). А завернув винт качества на 1/4 или на 1/2, снижаем обороты. Это позволяет держать уровень СО в рамках 1-2%.

    В настоящее время на Ульяновском заводе выпускается УАЗ 3303, который также оснащен бензиновым двигателем 417 м объемом 2,445 л и дающий 40000 об./мин. Порядок работы клапанов у УАЗ 3303 такой же, как и рассмотренный нами 1-2-4-3.

    Читайте также: