После замены ремня грм появилась вибрация на холостом ходу ваз 2110 инжектор

Обновлено: 12.05.2024

Возможные проблемы в двигателе после замены ремня ГРМ

После замены ремня ГРМ нередко наблюдаются проблемы в двигателе. Ремонт может приводиться в мастерской, но авто отказывается ехать. Могут наблюдаться такие поломки: мотор троит или греется, низкие обороты или повышенная вибрация. Также авто может вообще не заводиться. У некоторых наблюдается замедленный старт.

Замена ремня грм на двигателе

Принцип работы ремня ГРМ

Если разбирать принцип работы ремня привода, то он отвечает за газораспределительный механизм. Основная задача — это синхронизация работы вала и распределительной коробки. Вследствие износа или механического воздействия ремень ГРМ выходит из строя. Этому могут способствовать:

  • скошенные направляющие;
  • деформация кольца;
  • слет шкива;
  • износ распредвала.

Проблемы с резиной начинаются после износа кольца. На внутренней его части имеются зубчики, которые со временем стираются. Направляющие должны строго подходить под деталь. В противном случае происходит перекос.

Подробнее о замене ремня ГРМ

Замена ремня осуществляется по инструкции:

  1. Снятие кожуха.
  2. Высвобождение фильтра.
  3. Снятие цилиндра.
  4. Ослабление ролика.
  5. Отсоединение шкива.
  6. Замена детали.
  7. Обратная сборка.

Процесс замены ремня ГРМ начинается с защитного кожуха. В разных марках авто он фиксируется на одном или нескольких болтах. Чаще всего для отсоединения детали не требуется специальный инструмент.

Установка ремня грм двигателя

Для ремонта нужно запастись набором ключей и загнать авто на яму. Когда защитный кожух отсоединен, время переходить к цилиндру. На этом этапе надо придерживаться определенных правил:

  • фиксация в мертвой точке;
  • совпадение по маске;
  • высвобождение головки;
  • проверка шкива.

Первый цилиндр ставится в мертвую точку. На шкиве надо проверить положение метки. Далее останется оценить состояние головки и переходить к коленвалу.

Нюансы при снятии ремня

Чтобы избежать ошибок при установке нового ремня, целесообразнее разобраться во всех тонкостях:

  • контроль положения шкива;
  • проверка натяжения;
  • фиксация ролика.

Новички часто спешат с установкой ремня, поэтому допускают фатальные ошибки. Лучше заранее перепроверить положение шкива и выводить все крепежи. Речь идет о коленвале и распределительной коробке. Когда ремень находится на месте, важно вновь подсоединить защитный кожух.

Риск для авто

Автомобилисты порой игнорируют проблему с ремнем ГРМ, поэтому не обращают внимание на проделки двигателя. Вместе с тем есть несколько уровней сложности при замене детали. Для оценки тяжести повреждения уточняется информация касательно газораспределительного механика. При износе мотора клапана работают несинхронизированно.

Если троит мотор, скорее произойдёт износ детали. Часто затачиваются зубчики, и происходит проскальзывание. Еще наблюдаются ситуации с деформацией цилиндров. У поршня меняется положение и уменьшатся его ход. Первым страдает распредвал, и в моторе появляется повышенная вибрация. Если ситуация запущена, авто вообще не будет заводиться.

Услуги мастерской

Если нет желания самостоятельно возиться, можно прицениться и выбрать хорошую мастерскую, где заменят ремень ГРМ. За замену ремня специалисты берут примерно 25 тыс. руб. Сам ремень ГРМ при этом стоит обо 5 тыс. руб. При замене детали часто обнаруживаются попутные неисправности:

  • треснутое кольцо;
  • изношенный вал;
  • нагар на запчастях.

Если полностью менять кольца и прокладки, стоимость увеличится до 60 тыс. руб.

Заменить ремень грм двигателя

Износ ремня ГРМ

Срок годности ремня ГРМ измеряется в пройденном километраже. Для советских авто этот параметр стартует от 70 тыс. км.

Если рассматривать современных производителей, таких как Audi, Volkswagen и другие, он увеличивается до 110 км. Автокомпании в инструкции дают четкие правила по замене ремня привода газораспределительного механизма. Все пометки видны в сервисной книжке.

Внеплановые замены

Когда водитель внезапно обнаруживает, что мотор троит, возможно, потребуется внеплановая замена ремня. Процедура проводится в случаях, если наличествуют:

  • трещины;
  • полный износ ремня;
  • громкий звук;
  • выпуклости на зубиках.

Также должны насторожить дефекты ремня в боковой части. Если края выглядят истрепанными, возможно, потребуется неплановая замена. На внутренней поверхности детали также могут быть разрывы и царапины.

Почему после замены ремня ГРМ начинают плавать обороты мотора

Такая рутинная процедура, как замена ремняГРМ часто вызывает проблемы. После того, как двигатель заводят, обороты вдруг начинают плавать и это подчас вгоняет в ступор как владельца автомобиля, так и неопытных механиков. Разберемся, в чем может быть дело.

Подклинивает один из роликов ГРМ

Обычно ремень меняют вместе с роликами. Но бывает и так, что ради экономии автовладелец решает ролики не менять. Мол, на вид у них неплохое состояние, потому могут еще походить. В результате один из роликов начинает подклинивать, вот обороты мотора и плавают.

Выход тут один — не экономьте. Потому как это выйдет себе дороже. Ведь теперь надо снова снимать ремень ГРМ и менять ролики. То есть за одну и ту же работу владелец машины заплатит дважды.


Брак или подделка

От приобретения бракованного ремня или подделки не застрахован никто. Поэтому при покупке внимательно осмотрите ремень. Если заметили ворсистые тканевые волокна на краях или неравномерную текстуру ремня, от покупки расходника нужно отказываться. Проверьте и его обратную сторону. Материал там должен быть эластичным. Если он твердый, то это приведет к плохому контакту со шкивом газораспределительного механизма.

Такой поддельный ремень может просто соскочить с роликов или растянуться. Симптомы в этом случае будут те же. Сначала обороты плавают, а когда ремень соскакивает, двигателю предстоит капитальный ремонт.

Несовпадение меток распредвала и коленвала

Еще одной частой причиной плавающих оборотов может стать ошибка механиков, которые при установке нового ремня перепутали метки. Ошиблись на зуб или два с установкой фаз газораспределения. Нарушение фаз приводит к тому, что мотор работает неустойчиво, троит, обороты плавают.

Для решения проблемы нужно проверить правильность установок меток между коленчатым валом и распределительным. Если все совпадет, то мотор будет работать ровно.

После замены ремня грм может случиться следующее


Вибрация двигателя причины

Машина заводится после замены ремня грм с вибрациями, хотя до этого такого не случалось. Откуда образовалась вибрация на ХХ, ощущаемая в салоне, а особенно после 2200 оборотов в минуту, после замены ремня грм? Что делать? Попытаемся ответить на все эти вопросы, как можно яснее.

Про вибрацию

Вибрация силового агрегата, это одна из распространенных проблем, поджидающих автолюбителя на определенной стадии его деятельности. Ощущения водителя и его пассажиров, когда вибрация показывает себя в полной силе, мягко говоря, неприятные. Ездить в автомашине, дрожащей как осенний лист в ветреную погоду, никому не понравится.

Эксперты утверждают, что появление неожиданной вибрации в салоне, это признак какой-либо неисправности автомобиля, может и не слишком серьезной. С другой стороны, это также может свидетельствовать о полном выходе из строя определенной детали или узла машины.


Почему вибрирует мотор после замены ремня грм

Вибрация бывает и непостоянной, возникая только на конкретном режиме работы силового агрегата. Известна вибрация на ХХ, на ДВС непрогретого и т.д. Причины возникновения всегда таинственны, но если был заменен ремень грм, и вибрации появились после, тут можно сделать определенные выводы.

В большинстве случаев, появление вибраций после замены ремня свидетельствует о неправильно поставленных метках ГРС механизма. И вовсе не так важно, кто проводил замену. Сегодня и в больших автосервисах могут работать дилетанты, так что проблем не избежать и в этом случае.

Кроме того, вибрации могут быть связаны также со следующими причинами:

  • Выход из строя коленвала, что происходит не так часто, но, все же. Вибрация в этом случае ощущается в машине со всей силой.
  • Вибрация, опять же, связанная с коленвалом. Если последний был заменен, то должно была быть проведено грамотное его симметрирование с маховиком и КПП. Если делал дилетант – вибрации неизбежны.
  • Дрожание из-за троения двигателя. Как правило, мотор троит по причине не функционирующего цилиндра, возникшего дисбаланса в работе и т.д.
  • Проблема, возникшая после ремонта своими руками. Например, если в дороге произошла оказия, связанная со стуком мотора. Рядом автосервиса нет, приходится известными способами ремонтировать мотор на месте, чтобы доехать хотя бы до пункта назначения. Все получается, до места автомобиль довозит без проблем, про стук забывается, через некоторое время начинается вибрация.
  • Некоторые автопроизводители ставят на модели авто добавочные валы – балансировочные. Их задача минимизировать количество вибраций. Однако случается, что данное решение полностью оправдано, но если валы приходят в негодность, мотор будет не просто вибрировать, а «танцевать» латино-американские танцы. Лучшее решение в этом случае – демонтировать валы и выбросить, как это сделал Челлентано в фильме «Укрощение строптивого».
  • Дрожание по причине моторных фиксаторов, выполняющих роль крепежей. Еще одна их задача – гасить вибрации, издаваемые силовым агрегатом. Как известно, фиксаторы изготавливаются из прочной резины и металла. В некоторых особых случаях данные фиксаторы могут выходить из строя, например, при стачивании резины. Теряя плотное соединение с кузовом, двигатель начинает, естественно, вибрировать.
  • На уровень вибрации могут влиять также особенности конкретного мотора и количество его цилиндров. К примеру, если это оппозитный силовой агрегат, то он априори подвержен довольно высокой степени вибраций.

Примечание. Один из таких моторов установлен на автомобили Субару. Но инженеры и конструкторы этой фирмы настолько хорошо все рассчитали, что уровень вибраций этой машины не сильно отличается от вибрации автомобиля с обычным двигателем.

Фазы ГРС механизма

Фазы ГРС – это именно то, благодаря чему двигатель автомобиля функционирует симультанно, без нарушений. Если эти самые фазы сбиваются, то или поршень не будет доходить до ВМТ в нужное время, или клапан отстанет, одним словом, проблемы неизбежны.

Фазы ГРС всегда устанавливаются по разметкам, благодаря чему достигается четкая и синхронная работа мотора.


Фазы ГРС механизма

Если надо выставить метки грм правильно, придется снимать ремень. Запастись придется ключами, отвертками и всеми теми инструментами, которые облегчат работу. Например, вороток для накидных головок – таким удобно цеплять гайку практически в любом месте.

Каждый эксперт подтвердит, что фазы ГРС должны устанавливаться с завода. Но в процессе активной эксплуатации двигателя, ремонта и т.п, фазы сдвигаются, машина начинает плохо тянуть, мотор вибрировать.

Алгоритм проведения операции по диагностике правильности меток:

  • Снимается верхняя крышка-защита ремня.
  • Скоростная коробка переключается на 4-ю.
  • Автомобиль толкается вперед до совпадения метки риски вала с разметкой крышки (нижней).
  • Теперь надо будет заглянуть под капот.
  • Здесь найти картер сцепления, вынуть из него резиновый запор, закрывающий доступ к отверстию, через которое хорошо просматривается метка на маховике.

Примечание. Данная метка в обязательном порядке должна сойтись с прорезью картерного щитка (он треугольного типа). Если метки не совпадают, значит, фазы ГРС смещены. Если совпадают, и при этом еще совпадает риска на распредвале, ничего делать не нужно.

Колебание оборотов мотора

После замены ремня грм может наблюдаться также колебание оборотов двигателя. Особенно это становится заметным при нажатии на педаль газа после прогрева мотора. Обороты набираются с хлопком, проваливаются, а затем вновь нарастают. После того, как мотор заглушается, и заново запускается, двигатель либо не проворачивается, либо на панельке появляются посторонние звуки.


Плавающие обороты силового агрегата

Такое случается, как правило, если ослабевает ролик-натяжитель ремня. Да, замену провели, но ремень натянули не основательно, неправильно, одним словом. Безусловно, можно проверить версию проблемы, натянув ремень самостоятельно.

Это можно сделать без специнструмента, например, на отечественных Вазах. Вот, что надо будет сделать.

  • Коленвал провернуть ПЧС так, чтобы риска на звездочке распредвала переместилась вниз от метки задней крышки на два зубца.

Примечание. Диагностика ременного натяга связана с тем, чтобы первая ветка ремня повернулась на 90 градусов при оказании небольшого усилия в 1,5-2 кгс. Проверка осуществляется пальцами руки.

В данном случае рекомендуется отталкиваться от следующего:

  • Если ремень чересчур перетянут, то никакими пальцами его не прокрутишь на 90 градусов.
  • Если он недотянут, то будет болтаться и биться об пластиковый кожух. Такое уже не допустимо, следует натянуть до тех пор, пока звук не исчезнет при нажатии на педаль акселератора и на ХХ.

Еще один признак, указывающий на то, что натяжение осуществлено правильно, подразумевает колебание длиной ветки ремня от оси в пределах одного сантиметра.

Натяжение следует проводить с помощью спецключа. Ролик-натяжитель регулируется и с помощью инструмента, сделанного из подручных средств. Например, из 2-х гвоздей с отверткой, установленной между ними. Неплохо подойдет для этого дела и столовая вилка, у которой обламывается два центральных зуба, крайние укорачиваются.


Как выставлять метки грм

Коленвал следует повращать в сторону хода на 2 витка, а затем вновь диагностировать совмещение меток. Если натяжение проверяется в средней части ветки между распредвалами, прогиб ремня должен составить 5,4 мм (плюс/минус 0,2 мм) под нагрузкой в 10 кгс.

Чтобы провести усилие в 10 кгс, можно воспользоваться 2-я способами:

  • Первый подразумевает работу с 10-киллограммовой гирей и линейкой. Рулетка ставится на ремень между звездочками распредвалов (16-клапанный ДВС), а гиря – на нее. Замеряется прогиб, который не должен превышать 5 мм.
  • Второй способ – это работа с безмен-весами. Крючок их фиксируется по середке ремня между звездочками, а затем тянется вверх до момента, равного 10 килограммов. Теперь замеряется расстояние, на которое отклонился ремень. Опять же, отклонение должно быть в пределах 5,4 мм.

Система зажигания после замены ремня грм тоже может начать «заедать». Двигатель тянет уже не так, как раньше, падает его мощность, он легко глохнет на ХХ, а при резком нажатии на педаль газа, глохнет и тахометр падает на 0.

  • Первое сомнение мгновенно падает на трамблер. Провод внутри может истереться об рычаг ВКМ корректора. В результате этого появляется КЗ на массу.
  • Пробой датчика при неисправных СЗ.
  • Выход из строя катушки зажигания.
  • Проблемы с регулятором, вызывающим скачки стрелки в диапазоне оборотов 2,5-3 тыс. оборотов.

Причины связаны бывают также и с другим. Например, с питанием 12в на коммутатор. Вполне возможно неправильное искрообразование. Чтобы проверить это, надо соединить какой-нибудь защищенный кабель с помощью предохранителя на батарею и через вход питания на коммутаторе. Таким образом, исключаются все промежуточные звенья питательной цепи СЖ.


Риски и метки ГРМ

Еще одна причина: отсутствующий контакт в питании. Его может не быть в реле зажигания, клеммных соединениях или блокировщике сигналки. Чтобы проверить данную неисправность, придется отключить коммутатор и вместо него соединить фару с настроенными ближний/дальний. Проблема выступит мгновенно в самом слабом месте, что легко определяется по падению вольтметра. Решение: замена, пропайка или зачистка.

Чтобы убедиться в неисправности катушки:

  • Пройтись по клеммам, проверить.
  • Поджать контакты разъемов жгута.
  • Почистить массу.

Сегодня часто пишут о том, что замену ремня грм желательнее проводить в качественном автосервисе, чтобы работой занимались квалифицированные мастера, заботящиеся также о последствиях.

Самостоятельная замена несет в себе много рисков. Дело в том, что не все разбираются с грамотной установкой распредвала. Если сбиваются метки, потом вернуть все на место будет ой как сложно. А если это еще и иномарка, тут вообще лучше без квалификации ничего не трогать.

Вибрация на холостых оборотах: причины и последствия

Это 800-1000 об/мин. Если количество оборотов коленвала будет меньше, мотор начнет глохнуть, при большем числе увеличится расход горючего, детали двигателя будут изнашиваться быстрее. Здесь стоит отметить, что в холодное время года небольшая вибрация после старта – нормальное явление, которое исчезает через 5 минут в процессе прогрева силовой установки. Если «тряска» двигателя не исчезает, необходимо рассмотреть причины ее появления.

число оборотов ХХ

Троение

Этот народный «термин» означает, что один из цилиндров не работает, т. е. из четырех (наиболее часто встречающееся число цилиндров на легковушках) функционирует только три – отсюда и слово. Понять это можно по нескольким симптомам:

  • мотор запускается неуверенно;
  • после прогрева вибрация не исчезает;
  • машина плохо «тянет», дергается;
  • увеличенный расход горючего.

Исправлять ситуацию следует как можно скорее. При одном неработающем цилиндре резко возрастает нагрузка на другие. При этом несгорающее топливо смывает смазку со стенок, тем самым изнашивая зеркало цилиндра. Также наблюдается постепенное закоксовывание каналов, что рано или поздно приводит к преждевременному капитальному ремонту двигателя. Основные причины троения:

  • дефект, поломка свечи зажигания;
  • неисправность высоковольтных проводов;
  • поломка распределителя зажигания (трамблера), модуля (на переднеприводных авто);
  • сильный износ одного из элементов ЦПГ.

поломка свечей

Проверить исправность работы цилиндров очень просто. Для этого запустите двигатель, наденьте резиновую перчатку и поочередно снимайте высоковольтные провода со свечей. Если в одном из случаев характер работы двигателя не изменился, значит, вы нашли «виновный» цилиндр.

Подушка двигателя, как одна из причин возникающей вибрации

Как известно двигатель крепится на опорах, еще их называют подушками. Это, своего рода кронштейны, которые одной частью крепятся к кузову автомобиля, а вторая его часть изготовлена из твердой резины и к ней уже крепится одна из точек силового агрегата. Именно, резиновая основа опор гасит естественную вибрацию двигателя возникающего во время его работы. И в том случае, если подушки двигателя изношены или повреждены и возникает вибрация двигателя на автомобиле ВАЗ. В этом случае необходим замен поврежденных опор.

Вибрация двигателя может возникать во время некоторых неисправностях в системе зажигания, при которых нарушается искрообразование на электродах свечей зажигания. Пропуски зажигания, отказ свечи, повреждение высоковольтного провода, неисправность трамблера, неправильно отрегулировано зажигание приводит к тому, что двигатель начинает троить и как следствие этого возникает вибрация. Устранение всех вышеперечисленных причин поможет восстановить стабильную работу силового агрегата.

Вибрация двигателя после его капитального ремонта

Если после сборки двигателя после его ремонта ощущается вибрация на всех режимах, то здесь может быть ряд причин. Во-первых, коленвал не отбалансирован. Во время сборки, перед установкой коленчатый вал должен пройти балансировку на специальном стенде. Также балансировку необходимо провести и маховик двигателя. Во-вторых, не правильно выставленные метки газораспределительного механизма, приводят к нарушению фаз газообмена во время работы двигателя.

Ослабленное крепление двигателя

В этой ситуации вибрация идет по всему кузову, т. к. мотор крепится через подушки (их еще называют опорами), играющих роль не только креплений, но и демпферов, гасящих колебания. Причин появления этой неприятности не так много, подушки могут быть:

  • неправильно установлены;
  • изношены;
  • повреждены при ремонте (например, в ходе монтажа силового агрегата).

Проверить состояние подушек несложно, для этого понадобится помощник. Откройте капот и запустите двигатель. Попросите напарника поочередно включать заднюю, первую и нейтральную скорость. В эти моменты смотрите на двигатель: при каждом переключении он должен немного отклоняться, причем на один и тот же угол. Если в одну из сторон наклон значительно больше или меньше, все дело в плохой подушке. Ее следует заменить.

опоры

Ставить рекомендуется комплект: автомобиль с передним приводом обычно имеет 3 подушки-опоры, с задним («классика») – 2.

Дисбаланс коленчатого вала и ЦПГ

Такое нарушение тоже ведет к вибрации двигателя на холостых оборотах. Неприятность возникает из-за непрофессиональной сборки мотора в ходе его ремонта. При шлифовке коленвала необходима последующая его балансировка в сборе с маховиком. Для этого в нем высверливают отверстия, чтобы ликвидировать ненужные граммы. Также при капитальном ремонте необходимо подбирать поршни, пальцы одной массы. Если этого не сделать, вибрация на холостых оборотах неизбежна.

дисбаланс

Вибрация двигателя ВАЗ

Почему возникает вибрация двигателя автомобиля? Таким вопросом задаются многие неопытнее автовладельцы отечественных ВАЗов. Вибрация двигателя может возникать на различных его режимах, но в большей степени она проявляется на холостых оборотах, так как в этом режиме мотор работает с минимальной мощностью, что благоприятно влияет на проявление различных мелких неисправностей. Однако, не смотря на это, вибрация двигателя ВАЗ может возникать, и на высоких оборотах. Почему это происходит, и что может являться причиной нестабильной работы силового агрегата, а также о том, как устранить вибрацию двигателя ВАЗ пойдет речь в данном материале.

Нарушения в системе питания

В конечном итоге они сводятся к неправильному формированию состава горючей смеси. Обычно вибрация на холостом ходу является следствием её обеднения. Точно понять, какой узел или элемент является источником проблемы можно лишь посредством специального оборудования. Причин – множество, ниже – лишь некоторые из них:

  • поломка топливного насоса;
  • загрязнения фильтра и (или) топливопровода;
  • засорение жиклеров в карбюраторе или форсунок в рампе;
  • неверная настройка карбюратора, неисправность датчиков в инжекторном двигателе и т. д.

топливный насос

Проблемы с электрикой

Прежде всего, начнем с системы зажигания. Точнее, причиной бывает слишком большой зазор между электродами на свечах зажигания.

Здесь симптомы будут почти такими же, как и при плохой регулировке холостого хода на карбюраторе. Проблему легко устранить, если уменьшить зазор между электродами.

Неустойчивая работа двигателя без нагрузки также может быть обусловлена троением двигателя. То есть, не работает один из цилиндров.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему скачут обороты двигателя на холостом ходу. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах скачков оборотов холостого хода, а также о способах диагностики неисправности.

Другими словами, не воспламеняется топливно-воздушная смесь. В свою очередь, такое явление обусловлено слабой искрой на свече или полным ее отсутствием. Также возможна низкая компрессия в цилиндре по причине повреждений, прогара клапана и т.д.

Тормоза

Для кого-то это звучит странно, тем не менее, тормозная система имеет свою связь с двигателем. Речь идет о вакуумном усилителе. Через специальный шланг он соединен с впускным коллектором. Это нужно для того, чтобы внутри усилителя формировать разрежение. Вакуум образуется благодаря «отсасыванию» поршнями двигателя воздуха из этого узла. При нарушении герметичности связующего шланга в цилиндры начинает попадать лишний воздух, обедняющий горючую смесь. Этапы проверки:

  1. При неработающем силовом агрегате несколько раз (3-4) медленно нажмите на тормоз и держите педаль, которая должна быть упругой.
  2. Пустите двигатель: педаль должна постепенно провалиться. Если это не так – происходит подсос воздуха.
  3. Для проверки шланга его нужно снять. Тестирование проводите продувкой. Если трубка пропускает воздух, потребуется её замена, а если целая — проверка штуцера, ввернутого в усилитель. Возьмите медицинскую грушу, наденьте на штуцер. Когда надавливаете на нее, воздух должен идти только в одну сторону (обратного «хода» нет). А можно и просто подуть: сначала в широкую часть штуцера, затем в узкую. При проходе воздуха в обоих направлениях придется покупать новую запчасть.

шланг

Неисправности датчиков

Тоже одна из причин, вызывающих вибрацию мотора на холостых оборотах. ДМРВ, лямбда-зонд, регулятор холостого хода, ДПДЗ – поломка этих запчастей оказывает отрицательное влияние на стабильное функционирование двигателя. В итоге блок управления получает неверную информацию и формирует неправильный состав горючей смеси. Если перестают функционировать ДПКВ, датчик детонации или фаз, получается такая же картина: вибрация. Найти неисправную деталь можно, воспользовавшись бортовым компьютером или контроллером по коду ошибки.

датчики

Причины неровной работы мотора на холостом ходу

Специалисты основные причины неровной работы на холостых оборотах разделяют на две категории:

  • проблемы с топливом или топливной системой;
  • проблемы с электрикой и электронным управлением;

Отдельно можно вынести неисправность воздушной системы (впуск), но более уместно включить ее и в список проблем с топливной системой. Дело в том, что обе они неразрывно связаны и оказывают влияние на стабильность работы силового агрегата в режиме ХХ и под нагрузкой.

  • Топливно-воздушная система и топливо. Бедная топливно-воздушная смесь нередко бывает причиной того, что неровно работает двигатель на холостых оборотах. Такая «бедность» смеси заключается в том, что в ней слишком мало топлива, а воздуха слишком много.

Лишний воздух может подсасываться через повреждения в магистрали. Например, резиновые топливные шланги плохого качества могут иметь изначально или приобретать со временем микротрещины в своих стенках. Плохая фиксация шланга также способствует подсосу воздуха в местах соединения.

Более серьезной проблемой можно считать неполадки с клапаном холостого хода (он же регулятор холостого хода, регулятор добавочного воздуха), который иногда называют датчиком холостого хода. Владельцам карбюраторных автомобилей эта деталь известна также под названием «электромагнитный клапан».

Вибрация дизеля на холостых оборотах

С первого взгляда, здесь все проще: свечей нет, трамблеров тоже. Однако «тряска» автомобиля, оснащенного дизелем, говорит о более серьезных и «затратных» проблемах:

  1. Выход из строя ТНВД, проверить который можно только с использованием специального оборудования.
  2. Загрязнение форсунок. Их чистка осуществляется в специализированных техцентрах.

дизель

При возникновении вибрации на холостом ходу проверку дизельного агрегата следует начинать с определения компрессии в цилиндрах. Если она не соответствует норме, смесь не будет воспламеняться, двигатель начнет трястись. Второй этап тестирования – проверка совпадения меток на крышке силовой установки и шкиве распределительного вала. Если угол впрыска неверный, дизель будет работать неустойчиво.

Вибрация двигателя ВАЗ на холостых оборотах

У автомобилей ВАЗ с карбюраторным двигателем, практически всегда после запуска на холодную появляется вибрация на холостых оборотах. Это связано с особенностью конструкции мотора и пока он не прогреется до оптимальной температуры, она не исчезнет. Причиной такого поведения исправного силового агрегата в большей мере является топливно-воздушная смесь, которую перед подачей в камеру сгорания готовит карбюратор. Из-за невысокой температуры возгорание в цилиндрах происходит неэффективно, что и приводит к вибрации двигателя. Как правило, при наборе оптимальной температуры, появляется стабильность в работе силового агрегата.

Причины вибрации двигателя на холостом ходу

Вибрация на холостых на руль и на кузов

Режим холостого хода (холостой ход, холостые обороты) – работа автомобильного двигателя на нейтральной передаче. В таком режиме крутящий момент ДВС не передается через трансмиссию на колеса. Достаточно распространенным явлением во время эксплуатации автомобиля может быть заметное усиление вибраций двигателя на холостом ходу. Среди подобных неисправностей отмечены:

  • вибрация дизельного двигателя на холостых;
  • сильная вибрация двигателя на холостом ходу применительно к агрегатам на бензине;
  • вибрация бензинового двигателя при работе на газу (в случае наличия ГБО);
Дизель вибрирует на холостых оборотах
Рекомендуем также прочитать отдельную статью о том, почему дизельный двигатель начинает сильно вибрировать на холостых оборотах. Из этой статьи вы узнаете о том, какие неисправности могут вызывать повышенную вибрацию дизельного мотора.

Вибрации различной интенсивности чаще могут быть заметны на холодном двигателе, хотя в отдельных случаях нестабильная работа также проявляется на горячем двигателе после выхода мотора на холостые обороты.

Двигатель сильно вибрирует на холостых: возможные причины

Вибрации двигателя на руле

Нормальная работа исправного мотора предполагает минимальные вибрации, что вполне допускается. Также следует учитывать, что в холодное время года двигатель может вибрировать несколько сильнее. После 3-5 минут прогрева уровень вибраций должен прийти в норму. Параллельно с этим не должно быть рывков, провалов или пропусков, а также посторонних звуков в работе двигателя.

Появление заметных вибраций указывает на то, что возможны определенные неисправности. Сразу отметим, что повышенные вибрации являются губительными для ДВС, так что подобную проблему необходимо диагностировать и устранить как можно быстрее.

Среди главных причин, по которым мотор начинает вибрировать (дрожать, дергаться) на холостых оборотах, специалисты выделяют следующие:

  • двигатель троит;
  • проблемы с правильностью крепления мотора;
  • неисправности подушек двигателя;
  • разбалансировка коленчатого вала;

Для нормальной работы силового агрегата холостые обороты обычно составляют около 750-950 об/мин, что зависит от типа двигателя. Занижение оборотов холостого хода приведет к тому, что двигатель в этом режиме начнет работать менее стабильно и даже может глохнуть на холостых. Повышение оборотов закономерно приводит к увеличенному расходу топлива, а также повышенной нагрузке на ЦПГ и другие составные элементы ДВС. В результате сокращается моторесурс. По этой причине для каждого двигателя выдерживается оптимальный баланс для достижения максимальной экономичности и стабильности работы на ХХ.

Мотор троит

Двигатель троит

Если двигатель начинает троить, тогда наблюдается неравномерная работа цилиндров. Наиболее сильно троение мотора на холостых ощущается в том случае, если один из цилиндров не работает. Нажатие на педаль газа позволяет частично компенсировать возникший дисбаланс посредством увеличения частоты вращения коленвала, но мощность двигателя все равно будет снижена.

Устранять проблему с неработающим цилиндром необходимо как можно быстрее, так как помимо разрушающих двигатель вибраций в камере сгорания проблемного цилиндра не происходит нормального сжигания топлива. В результате избытки горючего смывают смазку со стенок неисправного цилиндра, тем самым увеличивая износ его зеркала. Также на изношенных моторах высока вероятность протекания несгоревшего топлива через уплотнения, что приводит к попаданию горючего в моторное масло и потере его полезных свойств. Двигатель в этом случае быстрее изнашивается, сильнее коксуется и т.д.

Дополнительно стоит отметить вибрации двигателя, которые появились после замены ремня ГРМ. В этом случае необходимо исключить вероятность ошибки при установке ремня, так как смещение даже на один зуб приводит к нарушению фаз газораспределения. Результатом становятся сбои в работе двигателя и троение мотора.

Крепление и неисправности подушек двигателя

Подушка (опора) двигателя

Распространенной проблемой, которая вызывает повышенные вибрации двигателя, является дефект креплений силового агрегата. Наиболее часто дело заключается в опорах (так называемых подушках) двигателя, которые со временем могут прийти в негодность. Указанные подушки являются своего рода демпферами, которые не только удерживают ДВС, но и гасят вибрации.

Диагностировать проблему можно следующим образом. Пригласите помощника и откройте капот, после чего резкими рывками раскачайте автомобиль при помощи движения на машине вперед и назад.Помощник должен зафиксировать угол и степень отклонений мотора при такой раскачке. В норме двигатель должен раскачиваться вперед, назад, а также в стороны равномерно и одинаково.

В случае обнаружения отклонений, то есть в какую-то сторону мотор имеет больший наклон, потребуется замена соответствующей подушки двигателя. Обратите внимание, специалисты рекомендуют менять подушки двигателя даже в том случае, если на самой детали нет видимых дефектов и повреждений. Также после замены опоры необходимо тщательно регулировать.

Балансировка коленвала и ЦПГ

Балансировка коленвала

В процессе ремонта ДВС, который предполагает шлифовку или замену коленчатого вала, необходимо произвести последующую балансировку детали с маховиком и сцеплением. Чтобы отбалансировать коленвал, специалисты высверливают в его теле лишние граммы. Также необходимо произвести развесовку поршней, поршневых пальцев и других деталей ЦПГ перед сборкой мотора. Разница в весе деталей может вызвать серьезное усиление вибраций.

Почему еще двигатель может вибрировать на холостых

Вибрация мотора

Теперь представим ситуацию, когда двигатель работает ровно и опорные подушки не вызывают нареканий, но вибрация передается на кузов автомобиля.

  1. Виновником может стать не сам мотор, а какой-либо навесной агрегат или элемент, который контактирует с кузовом. Для определения необходимо внимательно осмотреть подкапотное пространство, а также произвести диагностику снизу. Оптимальным решением будет воспользоваться подъемником, загнать автомобиль на яму или заехать на эстакаду.
  2. Еще одной причиной вибраций мотора может стать выход из строя балансировочных валов. Указанные валы ставятся на некоторые двигатели, которые изначально склонны вибрировать, для минимизации колебаний и достижения оптимального баланса.
  3. Отметим, что достаточно распространенной причиной появления вибраций двигателя является загрязнение топливной системы или заправка некачественным горючим. Особенно неустойчиво мотор начинает работать в случае попадания в топливо воды. Вибрация сопровождается повышенным расходом топлива и падением мощности. Обычно проблема устраняется путем откачки из топливного бака некачественного горючего или разбавлением уже имеющегося в баке объема качественным бензином или соляркой.
  4. Далее необходимо проверить фильтры (воздушный и топливный), так как загрязнение фильтрующих элементов и снижение их пропускной способности может вызывать нестабильную работу силового агрегата. Дело в том, что состав топливно-воздушной смеси в таких условиях далек от оптимального для режима ХХ.
  5. Также следует обратить внимание на элементы системы зажигания. Необходимо проверить свечи зажигания и высоковольтные провода, катушку зажигания.

Как уменьшить вибрации двигателя

Настройка холостых оборотов на инжекторном двигателе

Если на автомобиле установлен карбюратор, тогда для уменьшения вибраций данный элемент требует тщательной настройки, после чего выставляются обороты холостого хода. Параллельно производится проверка топливного насоса.

На инжекторных автомобилях также проверяется бензонасос, форсунки, датчики системы электронного управления, регулятор давления топлива в топливной рампе. Дополнительно рекомендуется почистить дроссельную заслонку и проверить клапан холостого хода, который осуществляет подачу воздуха в обход заслонки на ХХ. Вибрация дизельного двигателя на холостых может указывать на определенные неисправности ТНВД или форсунок, что также потребует тщательной диагностики и последующей настройки.

Подведем итоги

Как видно, малые обороты холостого хода влияют на стабильность работы мотора и оказывают разрушительное воздействие на двигатель в случае появления вибраций. По этой причине сознательное уменьшение оборотов холостого хода в целях экономии топлива можно считать нецелесообразным, так как последующий преждевременный ремонт мотора обойдется намного дороже.

Стоит добавить, что к вибрации двигателя на ходу приводит езда на низких оборотах в случае движения под нагрузкой на повышенной передаче. Такая вибрация возникает по причине детонации двигателя. Детонация приводит в негодность блок цилиндров, поршни, вкладыши коленвала, корзину сцепления, маховик, конструктивные элементы трансмиссии и т.д. Для противодействия детонации необходимо заправляться топливом с рекомендуемым октановым числом и своевременно включать передачу, которая соответствует скорости движения ТС и дорожным условиям.

Длительная эксплуатация автомобиля не рекомендуется:

  • при неисправных опорах (подушках) в точках крепления двигателя;
  • в случае сильной вибрации и троения мотора по причине неработающего цилиндра/цилиндров;
  • если имеет место постоянная вибрация в результате детонации двигателя;

В отдельных случаях крепежные элементы (гайки, болты и т.д.) могут самопроизвольно раскрутиться от сильной вибрации, что приводит к непредсказуемым последствиям. По этой причине важно помнить, что усиление вибрации двигателя на холостых или в движении, а также вибрации на кузове могут быть симптомом неисправности самого двигателя, навесного оборудования, системы выпуска или трансмиссии. В этом случае автомобилю требуется немедленная профессиональная диагностика для локализации проблемы и проведения ремонта.

Вибрация двигателя на холостых оборотах – причины и решения проблемы

Исправный двигатель при работе вхолостую создает минимум вибраций. Если же вибрации сильные и передаются даже на кузов, это говорит о неправильной работе каких-либо его узлов. Далее мы рассмотрим, какие именно неисправности приводят к появлению вибраций, и как их устранить.

1 А двигатель ли виноват – первичная диагностика

Холостым ходом называется работа двигателя в режиме нейтральной передачи или при выключенном сцеплении. Поэтому, если вы заметили, что вибрация двигателя появилась на холостых оборотах, и при этом она передается на кузов, убедитесь, что причина кроется в самом двигателе. Для этого просто нажмите на педаль сцепления. Если ситуация не изменилась, значит, вибрирует действительно двигатель. Если же вибрации прекратились, проблемы следует искать в коробке передач (неважно, автоматическая она или механическая) либо в самом сцеплении.

В таком случае автомобиль лучше показать специалистам, так как трансмиссия – это очень сложная система, которую обслуживать должны профессионалы. Чтобы самостоятельно проверить состояние коробки, можно слить небольшое количество масла и изучить его. Если в масле присутствует металлическая стружка, а сама смазка мутная и имеет запах гари, сомнений быть не может – коробка передач требует серьезного ремонта. Если ничего подобного в масле не обнаружено, подозрение падает на сцепление.

2 Мотор троит – что бывает, когда нет искры?

Самая распространенная проблема – это троение мотора, т.е. неравномерная работа цилиндров. Почему возникает такая ситуация? Причина чаще всего кроется в зажигании – слабая или непостоянная искра в свече приводит к тому, что горючая смесь не воспламеняется, т.е. один цилиндр на время перестает работать. Отсюда и такой термин – троение, т.е. вместо четырех цилиндров (касается четырехцилиндровых двигателей) одновременно работают только три.

Если вы заметили, что вибрация двигателя на холостых оборотах передается на кузов, убедитесь, что причина кроется в самом двигателе

Похожие статьи

Конечно, бывают ситуации, когда нестабильно работают сразу несколько цилиндров, в результате вибрация усиливается еще больше. Чаще всего троение возникает по причине неисправности одной или нескольких свечей. Причем, свечи выходят из строя постепенно – изначально свеча вырабатывает сильную искру, но со временем она слабеет, и затем появляются пропуски. Поэтому новички обычно определяют неисправность не сразу. Постепенно проблема прогрессирует – на холостом ходу начинает вибрировать кузов, а иногда даже трясется руль. Это также сопровождается потерей тяги, в результате чего при разгоне появляются провалы, при движении на горку автомобиль начинает дергаться. В таких случаях нужно просто заменить свечи.

Свечи необходимо менять каждые 15–30 тысяч километров, в зависимости от марки и состояния автомобиля.

Если замена свечей не помогает, проверьте другие элементы зажигания – прежде всего, высоковольтные провода. Когда один из проводов "пробивает", под капотом можно услышать характерное потрескивание, а в темное время суток даже увидеть небольшие вспышки. Также проблемы с искрой могут вызывать свечные наконечники. Учтите, что неисправности зажигания приводят к ряду негативных последствий – ускоренному износу деталей двигателя и прочих узлов. Поэтому устранить причину вибрации необходимо сразу же после ее обнаружения.

3 Проблемы с креплением – как протестировать подушки?

Причиной вибрации могут стать изношенные подушки (опоры) двигателя или наоборот – слишком жесткие (вибрация появляется после установки новых подушек). Опоры выполняют сразу две важные функции:

  • служат элементами, на которых крепится силовой агрегат к кузову;
  • демпфируют вибрации двигателя, в результате чего они практически не передаются на кузов.

Отличить вибрацию, вызванную проблемными подушками, очень просто, так как она не зависит от работы цилиндров. Т.е. двигатель может работать вполне стабильно. В то же время в момент нажатия на педаль газа и при трогании вибрации могут усиливаться. При наборе скорости и торможении могут даже появляться стуки. Чтобы убедиться в неисправности подушек, можно произвести диагностику визуально. Для этого понадобится напарник.

Один человек раскачивает автомобиль, резко трогаясь вперед и назад, а второй наблюдает за движением двигателя под капотом. Мотор должен несильно откланяться в стороны, при этом угол наклона всегда должен быть одинаковым. Если же силовой агрегат, что называется, "болтается", значит, необходимо заменить подушки. Надо сказать, что подушки рекомендуется менять, даже если видимых повреждений они не имеют. После установки новых опор необходимо их настроить. Неправильно настроенные крепежные элементы также могут стать причиной появления вибраций и стуков.

4 Когда нужно провести балансировку?

Если вибрации появились на холостом ходу после ремонта двигателя, то, вполне возможно, что они связаны с неправильной балансировкой коленчатого вала с маховиком. Дело в том, что ремонт двигателя обычно подразумевает шлифовку коленвала, т.е. незначительно меняется вес детали на разных ее участках. Для балансировки этого узла в теле коленвала высверливаются лишние граммы.

Если вибрации появились не после ремонта, а в процессе эксплуатации автомобиля, это может быть вызвано выходом из строя балансировочных валов

Кроме того, при капитальном ремонте двигателя обычно происходит замена поршней. Соответственно тонкий весовой баланс тоже может нарушиться. Поэтому перед сборкой мотора специалисты осуществляют еще и развесовку поршневой группы. Разница в весе зачастую приводит к серьезным вибрациям, которые особенно заметны на малых оборотах. Поэтому ремонт двигателя можно доверять только высококвалифицированным специалистам, обладающим всем необходимым для этого оборудованием.

Если вибрации появились не после ремонта, а в процессе эксплуатации автомобиля, это может быть вызвано выходом из строя балансировочных валов. Надо сказать, что балансировочные валы устанавливаются не на все двигатели, а лишь на те, которые изначально склоны к вибрациям. В частности, такой вал имеют трехцилиндровые двигатели автомобилей ВАЗ 1111 и ВАЗ 1113.

5 Почему важно правильно установить ремень ГРМ?

Если вибрации возникли после замены ремня ГРМ, вполне возможно, что он был установлен неверно. Напомним, что это приводной ремень, который передает вращение от коленвала распредвалу. Благодаря ему, система газораспределения, т.е. клапана, работает синхронно тактам поршневой системы. Если установка ремня выполнена неправильно, к примеру, произошло смещение хотя бы на один зубец, клапаны начинают не вовремя открываться и закрываться.

Это приводит к тому, что в работе двигателя появляются провалы, возникает троение. Соответственно, на холостом ходу, как и в случае с неисправным зажиганием, идет сильная вибрация, которая хорошо ощущается на руле и всем кузове. Проблема решается правильной установкой ремня. Поэтому производить его замену желательно только в сервисных центрах.

6 Проблемы с подачей горючего – с чем они связаны?

Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах очень часто связана с проблемой в топливной системе. Причем вариантов неисправностей существует огромное количество. Чаще всего это засорение карбюратора или инжектора. Для промывки последнего используется специальный стенд, который обеспечивает впрыскивание промывочных жидкостей под определенным давлением.

Карбюратор не нуждается в стенде. Его прочистка осуществляется с использованием химии и сжатого воздуха. Параллельно с чисткой карбюратора или инжектора проверяется работа топливного насоса, который тоже может быть причиной нестабильной работы мотора. Время от времени насос нуждается в замене прокладок, диафрагм и прочих элементов. Проблемы в работе бензонасоса зачастую сопровождаются появлением запаха топлива в салоне.

Самостоятельное обслуживание топливной системы без специализированного сервиса практически не возможно, учитывайте это

Вибрации дизельного двигателя зачастую связаны с неисправностями ТНВД (топливный насос высокого давления). Это очень сложный и дорогостоящий узел, который отвечает за следующие функции:

  • нагнетание нужного количества топлива под высоким давлением (количество топлива определяется по нагрузке на коленвал);
  • определение точного момента начала впрыска топлива в цилиндр.

Поэтому ТНВД при выходе из строя нуждается в сложной диагностике и тщательной настройке.

7 Другие распространенные причины вибрации

Вибрации на холостом ходу могут возникать и по другим причинам. Так, перебои в работе двигателя могут свидетельствовать о заливке в бак некачественного топлива или попадания в него воды. Вибрации в таком случае обычно сопровождаются большим расходом топлива и потерей мощности двигателя. Для решения этой проблемы необходимо слить с бака некачественное топливо и залить хороший бензин или соляру. Конечно, сразу вибрация не исчезнет, так как необходимо израсходовать остатки топлива.

Если перебои в работе двигателя не связаны с качеством топлива, следует проверить фильтры – воздушный и бензиновый. Воздушный фильтр можно осмотреть визуально. Для этого открутите крышку кожуха, достаньте фильтр и посмотрите через него на свет. Если просвет отсутствует, воздушный фильтр необходимо заменить.

Датчики, к большому сожалению, также могут стать причиной неправильной работы двигателя и создать проблемы с вибрациями

Что касается топливного фильтра, то менять его нужно в среднем раз в два года или спустя каждые 25 000 км пробега. Если же в автомобиль заливалось некачественное топливо, то срок службы фильтра может сильно сократиться. Забитый топливный фильтр проявляет себя на холостых оборотах и вызывает провалы при разгоне. В некоторых случаях на холостых оборотах двигатель может вообще глохнуть.

В современных автомобилях, особенно отечественного производства, нестабильная работа силового агрегата на холостом ходу может быть вызвана неисправностями следующих датчиков:

  • ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  • ДХХ (датчик холостого хода);
  • ДПДЗ (датчик дроссельной заслонки);
  • ДПРВ (датчик положения распредвала);
  • ДПКВ (датчик положения коленчатого вала).

Для диагностики их работы лучше обратиться в сервисный центр, где имеется необходимое для этого оборудование. Так как датчики ремонту не подлежат, устранить неисправность можно только путем их замены. Для этого, конечно, необходимо точно выявить, какой именно из вышеуказанных элементов работает некорректно. Учтите, что если вовремя не заменить барахлящий датчик, то, когда он полностью выйдет из строя, автомобиль, скорее всего, даже не заведется.

Неправильная работа ДМРВ может быть связана с разгерметизацией воздуховода. С данной ситуацией нередко сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ.

Нередко вибрации появляются в результате чрезмерной нагрузки на генератор, т.е. при одновременном включении различного электрооборудования, такого как приборы освещения, подогрев заднего стекла, климатическая установка и т.д. В таком случае вибрация обычно пропадает после нажатия на педаль газа, так как увеличиваются обороты самого генератора. Если ситуация повторяется часто даже при небольшой нагрузке на генератор, следует продиагностировать сам генератор.

Иногда вибрацию может вызывать не мотор, а какой-либо навесной агрегат, контактирующий с кузовом. Внимательно осмотрите подкапотное пространство. Если деталь, соприкасающаяся с кузовом, не выявлена, загоните автомобиль на эстакаду и осмотрите его снизу. Вот, пожалуй, и все основные причины, по которым двигатель может начать вибрировать на холостых оборотах. Старайтесь их выявить и устранить при появлении первых симптомов. В противном случае автомобилю со временем может потребоваться более сложный и дорогостоящий ремонт.

Читайте также: