Разобрать блок двигателя ваз

Обновлено: 11.05.2024

Лада 2109 Спутник 1600 › Бортжурнал › Как я снимал блок цилиндров, и что делать дальше

После частичной разборки мотора и оценки размеров бедствия, его и меня постигшего, долго не мог продолжить работу по лечению машины. Наступила какая-то апатия, плюс долго думал, что делать, занимался теоретическими изысканиями… Но ясно одно — блок надо снимать с машины, разбирать, и идти дальше.
Итак. Поддомкратил блок, открутил болты, открутил переднюю подушку (опору) двигателя, попытался сдвинуть его руками… Фиг там. Прибегнул к уже испытанному гвоздодеру системы Гордона Фримена, им отодвинул блок от коробки передач

Разъединил эти два агрегата, но тут оказалось, что коробка плохо держится на своих двух опорах, и ее тоже надо домкратить. За вторым домкратом идти было лень, переставил единственный под коробку, стал снимать блок дальше руками. В итоге, ничтоже сумняшеся, потихоньку опустил его под машину (хотя изначально хотел вытащить вверх)

Ну и оттуда уже без проблем вытащил.

Как оказалось, блок с коленвалом, маховиком и сцеплением — весьма тяжелая штука, и кантовать его весьма непросто…
Далее открутил сцепление и маховик… Испытал способ, подсказанный знакомым: вкрутить в блок левый нижний болт крепления, затем приставить к венцу старый вкладыш, чтобы он упирался в болт, и далее все легко откручивается

Ну и затем маслонасос, корпус заднего сальника, коренные подшипники… Коленвал у меня в руках

Кстати, без всего этого блок становится довольно легким, так что я потом запросто перенес его на верстак. Но перед этим возникла одна идея… Что, если использовать синюю изоленту?!

Шутки шутками, а делать что-то надо, пока в моем телевизоре зияет пустотой черный экран

Вариант 1: расточить имеющийся блок в 82,8, поставить такие же поршни ТДМК со смещением 2,3, как и были, плюс поменять шатуны на новые (возможно, облегченные). Опционально вкинуть распредвал позлее (придется еще распускать пружины, насколько понимаю). Вариант бюджетный, но в плане улучшения характеристик мало что даст.
Вариант 2: купить блок от Калины/Гранты, расточить под Грантопоршни, поставить поршни-таблетки и грантовские же шатуны. Вариант небюджетный, зато может реально прибавить лошадей и момента. Загвоздка тут вот еще в чем: прикинул в онлайн-калькуляторе степень сжатия при такой конфигурации, получилось более 11 (11,67, ЕМНИП). Чота слишком чересчур. Это получается, что придется лить 98ой бензин, и все равно ХЗ, какой УОЗ ставить. Ибо системы питания и зажигания менять не планирую, и при имеющемся раскладе грозит мне опасность детонации.
В общем, вопрос сложный, пока думаю, собираю информацию, прикидываю хрен к носу, как говорится.

Разборка и ремонт двигателя ВАЗ 2110


Видео по капремонту и сборке двигателя, машины марки ВАЗ 2112, а также подробная инструкция с фотосопровождением по разборке мотора ВАЗ 2110.Видео по капремонту и сборке двигателя, машины марки ВАЗ 2112, а также подробная инструкция с фотосопровождением по разборке мотора ВАЗ 2110.

Разборка и ремонт двигателя ВАЗ 2110

Ремонт двигателя ВАЗ 2110, как и любой другой модели машины не лёгкая работа, но всё же, выполняемая. Если Вы хоть немного разбираетесь в технике, то сумеете её выполнить. Чтобы осуществить ремонт нужно как минимум разобрать двигатель. Предлагаем Вашему вниманию подсказку, как и в какой последовательности, выполнять такую работу.

Подробная инструкция разборки и ремонта двигателя ВАЗ 2110:

2. Снимаем с двигателя сцепление.

3. Снимаем натяжной ролик, ремень привода распределительного вала и дистанционную шайбу, которая установлена под натяжным роликом.

4. Снимаем с распределительного вала зубчатый шкив.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 5-6

5. Осуществляем отвинчивание четырёх болтов, тремя из которых прикреплён водяной насос. Откручиваем гайку крепления на задней крышке ремня привода распределительного вала и снимаем крышку.

6. Чтобы снять водяной насос, вставляем отвёртку между блоком и фланцем корпуса насоса и таким образом сдвигаем его с посадочного места. Выполнив эти операции, снимаем водяной насос.

7. С блока цилиндров снимаем головку.

8. Отвинчиваем болты (их 16 штук) крепления масляного картера, затем вместе с прокладкой снимаем его.

9. Отвинчиваем болты (их 3) крепления маслоприёмника и снимаем его. Имейте в виду, что под головками болтов наличествуют пружинные шайбы.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 10-11

10. Отвинчиваем в масляном картере болт, которым прикреплён датчик уровня масла. Не забывайте о том, что под головкой болта наличествует пружинная шайба. Вынимаем датчик из блока цилиндров, при наличии необходимости можно прокрутить коленвал так, чтобы его противовес не препятствовал выниманию датчика.11. Затем осуществите поворот коленвала так, чтобы поршень, который снимается, попал в НМТ (нижнюю мёртвую точку). Необходимо отвинтить две гайки крепления для снятия крышки шатуна.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 12-13

12. Теперь снимаем крышку шатуна. В случае, когда демонтаж крышки осуществить сложно, можно предварительно стронуть её лёгкими ударами молотка. Может быть, что номер цилиндра на крышке будет незаметным, в таком случае следует промаркировать крышку номером цилиндра.

13. Используя ручку молотка, проталкиваем шатун внутрь цилиндра, затем осторожно вынимаем из цилиндра поршень с шатуном. В процессе нужно следить, чтобы нижней головкой шатуна не коснуться зеркала цилиндра, поскольку таким образом можно повредить его. Остальные поршни снимаем тем же способом.

14. Если нужно снять поршень с шатуна, то маркируем его номером цилиндра, чтобы при осуществлении их установки не перепутать. На шатуне так же, должен быть номер цилиндра: если его не видно, то маркируем и шатун.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 16-17

16. Отвинчиваем болты (их 6), снимаем держатель заднего сальника коленвала и прокладку. Помните, что под головками болтов наличествуют пружинные шайбы.

17. С коленчатого вала, снимаем зубчатый шкив. В случае, когда в пазу колен вала шпонка сидит не плотно, обязательно её вынимаем, чтобы не потерялась.

18. Отвинчиваем шесть болтов, под головками которых наличествуют пружинные шайбы, и снимаем масляный насос и прокладку.

19. Осуществляем отвинчивание болтов крепления на пяти крышках (на каждой по 2 болта) коренных подшипников.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 20-21

20. Снимаем крышки.

21. Снимаем коленвал автомобиля ВАЗ 2110.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 22-23

22. Осуществляем снятие на средней опоре упорных полуколец коленвала.

23. Если не планируется замена вкладышей, то по мере снятия, вынимаем их из постелей блока и из крышек коренных подшипников.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 24-25

24. На нерабочей стороне маркируем вкладыши относительно постелей и крышек.

25. При наличии необходимости в снятии опор двигателя и кронштейнов генератора, отвинчиваем болты (3 штуки) их крепления и снимаем подводящую трубу водяного насоса, отвинтив её крепление.

Разборка двигателя ВАЗ 2110 шаг 26-27

26. Снимаем поршневые кольца с использованием специального съёмника. Если нет такого приспособления, то снимаем кольца с поршня, разжав аккуратно замки колец.

27. Снимаем с поршня двигателя авто разжимную пружину маслосъёмного кольца.

28. Стопорные кольца, которые удерживают поршневой палец, снимаем с обеих сторон поршня. В бобышках поршня с целью удобства снятия колец предусмотрены выемки.

29. Используя подходящую оправку, выталкиваем палец из поршня, затем снимаем поршень с шатуна.

30. Из шатуна и его крышки вынимаем вкладыши. В случае, когда они остались на коленвале, снимаем их с вала. Если не требуется замена вкладышей, то по мере снятия маркируем их относительно номеров крышек и шатунов.

На этом процесс разборки двигателя ВАЗ 2110 завершён. Удачного завершения ремонта.

Подробный видео урок: сборка двигателя

Видео про капремонт ДВС ВАЗ:

Видео – сборка двигателя ВАЗ 2112:

Разобрать блок двигателя ваз


Топливную рампу снимаем для замены и проверки работы форсунок и при выполнении работ по поиску неисправностей связанных с работой топливной системы.

Подготавливаем автомобиль для выполнения работы.

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Замена ремня привода ГРМ на двигателе ВАЗ-2112


Ремень привода газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-2112 усиленный по сравнению с двигателями ВАЗ-2110, 2109. Он шире по размеру в связи с повышенными нагрузками

Дефектация деталей двигателя ВАЗ-2112

Разборку двигателя мы рассмотрели в статье – Разборка двигателя.

В этой статье мы рассмотрим дефектацию деталей и подготовку основных деталей к сборке.

Как снять ресивер и впускной коллектор двигателя ВАЗ-2112


Ресивер и впускной коллектор снимаем для выполнения работ по снятию и ремонту головки блока цилиндров а также при капитальном ремонте двигателя.

Сборка двигателя ВАЗ-2112 - продолжение


Разборка двигателя ВАЗ-2112


Разбираем двигатель для капитального ремонта. Обычно капитальный ремонт двигателю требуется при большом моторесурсе, при снижении давления масла и снижении компрессии в цилиндрах двигателя

Как заменить гидрокомпенсаторы клапанов двигателя ВАЗ-2112

Обычно гидротолкатели начинаем проверять и заменять при возникновении повышенных шумов работы двигателя.

Обычно это звонкий звук в верхней части двигателя.

Как собрать двигатель ВАЗ-2112

Разборка двигателя была рассмотрена в статье – «Разборка двигателя»

Дефектация деталей двигателя была рассмотрена в статье – «Дефектация двигателя»

В этой статье мы рассмотрим основные моменты сборки двигателя ВАЗ-2112.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112


Снятие головки блока цилиндров мы рассмотрели в статье. В этой статье мы рассмотрим разборку и сборку головки блока цилиндров.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Последовательность разборки двигателя ВАЗ 2107

Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от него и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.

Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Снятие масляного фильтра приспособлением А.60312

Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой.

Выверните датчики указателя давления масла и контрольной лампы давления масла, снимите штуцеры датчиков.

Снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос.

Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Отворачивание гайки коленчатого вала ключом А.50121

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Снятие маховика:

  1. ключ;
  2. маховик;
  3. болт крепления маховика;
  4. шайба;
  5. фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания;
  6. передняя крышка картера сцепления
  • Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R и отвернув ключом А.50121 гайку.
  • Снимите крышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала.
  • Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Снятие натяжителя и успокоение цепи:

  1. цепь привода распределительного вала;
  2. болт крепления башмака;
  3. башмак натяжителя;
  4. гайка крепления натяжителя;
  5. корпус натяжителя;
  6. колпачковая гайка натяжителя;
  7. болты крепления успокоителя;
  8. болт крепления звездочки валика привода масляного насоса

Ослабьте колпачковую гайку натяжителя цепи, отверните две гайки 4 крепления его к головке цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.

Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Снятие упорного фланца распределительного вала:

  1. упорный фланец;
  2. распределительный вал;
  3. корпус подшипников;
  4. шпилька крепления упорного фланца

Ослабьте гайки шпилек 4. Снимите корпус подшипников распределительного вала. Отвернув гайки шпилек 4 и удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса под-шипников, выньте распределительный вал.

Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Снятие валика привода масляного насоса:

  1. упорный фланец;
  2. болт крепления фланца;
  3. валик привода масляного насоса;
  4. ключ

Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и выньте валик из блока цилиндров.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Снятие звездочки коленчатого вала универсальным съемником А.40005/1/7

  • Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала.
  • Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.

Установите фиксатор 5, отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала. Снимите переднюю крышку картера сцепления.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

↑ Выпрессовывание подшипника вала коробки передач из коленчатого вала выталкивателем А.40006

Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.
Снимите держатель сальника коленчатого вала.

Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, снимите верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.

Ремонт двигателя ВАЗ 2110, 2112 16 клапанов

Ремонт двигателя ваз 2112 2110 16 клапанов производился самим хозяином автомобиля примерно год назад, Автомобиль за это время прошёл не более 30000 км, Двигатель резвый, масло не расходовал, Но спустя год эксплуатации, затянуло коленчатый вал. При разборке определили, что провернулись в постели вкладыши на шатуне третьего цилиндра.

Дефектовка двигателя

Естественно шатун и коленчатый вал пришли в негодность. На фотографии хорошо видны продольные трещины на шатунной шейке коленчатого вала.

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

При детальном рассмотрении обнаружена главная причина, почему двигатель вышел из строя. На шатуне третьего цилиндра стояла крышка шатуна второго цилиндра, а на шатуне второго цилиндра стояла крышка шатуна третьего. Опять странно коленчатый вал должен заклинить сразу при затяжке, но видимо крышки совпали между собой.

И так пришлось менять два шатуна и коленчатый вал. Головку блока цилиндров разбирать не стали. Клапана на головке, при последней переборке находились в хорошем состоянии, притёрты, так же произведена замена маслоотражательных колпачков. У этого двигателя имеет слабость, шпильки при помощи, которых притягиваются в постели распредвалы, легко вытягиваются из резьбы. Что приводит к дополнительным затратам.

Установка коленчатого вала

После того как отмыли детали от грязи и отработанного масла начали сборку. В первую очередь устанавливаем коленчатый вал, предварительно установив коренные вкладыши.

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

Вкладыши после их установки необходимо смазать моторным маслом. Которое вы будете использовать в дальнейшем. Не забываем , вкладыши имеют замки. Они вставляются в специально предусмотренные пазы постели блока. Кроме того, есть особенность современных вкладышей, в комплекте они разные. Половина из них имеет долевую проточку. Для подачи масла к коренным шейкам коленчатого вала. Их устанавливаем в блок двигателя. Вкладыши, которые проточки не имеют, устанавливаем в коре
нные крышки. Перед установкой крышек необходимо поставить полукольца осевого смещения. Для них имеются пазы в блоке двигателя на постели третьей коренной шейки, Полукольца устанавливаем таким образом, чтобы сторона, предназначенная для скольжения, была направлена в сторону коленчатого вала. Эта сторона имеет характерное покрытие и каналы для поступления смазки.

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

Затем притягиваем крышки болтами. Здесь ни в коем случае нельзя перепутать крышки местами, и также вкладыши установленные в блок и коренные крышки должны быть расположены друг к другу замок к замку. Это очень важно, так как ошибка приведёт к немедленной дорогостоящей поломке или вал просто заклинит при затяжке. Ремонт двигателя ВАЗ 2112 не вызывает больших сложностей, но элементарные ошибки из-за невнимательности приводят к плачевным результатам, как и в нашем случае.

Все крышки нужно притягивать равномерно, несколько этапов, очень важно, чтобы на коренные шейки коленчатого вала нагрузки при затяжке распространялись равномерно, потому что это не даст повредить сам вал и вкладыши. Окончательную затяжку крышек необходимо произвести при помощи динамометрического ключа с усилием 66.31- 84.38 Н*м .

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

После затяжки проворачиваем коленчатый вал он должен вращаться свободно от руки, проворачиваем его несколько раз, сопротивление оказываемое валом при вращении должно быть равномерное без закусываний и торможений, если это не так значит нужно искать проблему.

Установка поршней и шатунов

Следующим этапом устанавливаем поршня на шатуны. Поршня и шатуны имею определённое направление по отношению к двигателю. На поршнях стрелкой указано направление вперёд, те есть, они должны быть направлены от маховика в сторону передней крышки.

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

На шатунах имеются отливы цифр, они должны быть обращены вперёд, таким же образом.

Ремонт двигателя ваз 2112 16 клапанов

Учитывая данное направление, соединяем поршень и шатун посредством поршневого пальца. Перед установкой пальца поршень необходимо нагреть, достаточно поместить его в горячую воду на несколько минут. В поршне палец стопорится с обеих сторон стопорными кольцами.

Установка поршневых колец

Теперь необходимо установить поршневые кольца на поршень. Как правило, на один поршень устанавливается три кольца. Верхнее и среднее компрессионные и нижнее масло съёмные кольца. На кольцах имеется гравировка, надпись она должна быть обращена вверх,


если её нет, то можно ориентироваться по фаске, которая расположена либо по внутреннему, либо по наружному диаметру поршневых колец. Эта фаска выполняет роль ребра жесткости, которая создаёт сопротивление нагрузкам, возникающим, при расширений газов в камере сгорания. Если фаска имеется по внутреннему диаметру, то кольцо ставится фаской вверх, если по наружному диаметру то фаской вниз. На масло съёмных кольцах также имеется гравировка, которая должна смотреть вверх, если её нет, то не имеет значение направления кольца.

Кольца на поршнях должны быть размещены таким образом, что бы разъёмы колец не находились друг под другом, и не попадали на углубление под палец. Так как, например, разъём среднего кольца находится на одной стороне поршня, то разъёмы верхнего и нижнего колец должны находиться с другой стороны поршня, и должны быть разнесены друг от друга, но не попадать на углубление под поршневой палец



Установка поршней в гильзы

После установки колец можно вставлять поршня в гильзы цилиндров. Для этого стягиваеи поршневые кольца хомутом. Устанавливаем в нижнюю головку шатуна вкладыш. Таким образом, чтобы замок на вкладыше попал в углубление постели головки шатуна. Вставляем шатуны с поршнем в гильзу до упора хомута. Учитывая при этом направление поршня, и легкими ударами, желательно используя при этом деревянный брусок, осаживаем поршень в гильзу. Направляя нижнюю головку шатуна в шатунную шейку коленчатого вала. После того как шатун упёрся вкладышем в колен вал. Устанавливаем шатунный вкладыш в крышку шатуна, Одеваем крышку на шпильки. При этом обязательно нужно учитывать, чтобы вкладыши на шатуне и крышке были расположены по отношению друг к другу замок к замку.


Притягиваем крышку гайками в два этапа .Окончательную затяжку необходимо произвести при помощи динамометрического ключа с усилием 42,32-53.51 Н*м. Таким же образом устанавливаем остальные поршня. Постоянно помня о их направлении по отношению к двигателю.

Установка передней крышки

Установив поршня прикручиваем переднюю крышку в которой находится масляный насос


Установка задней крышки

и заднюю предварительно поменяв в них сальники.


Устанавливаем маслозаборник и датчик аварийного уровня масла.



Установка поддона

Затем устанавливаем поддон и притягиваем его болтами. Устанавливаем маховик.


Установка маховика

Болты крепления маховика должны быть притянуты при помощи динамометрического ключа с усилием 60.96-87.42 Н8*м

Установка диска и корзины сцепления

На маховик устанавливаем диск сцепления и корзину Диск сцепления должен быть от центрован по отношению к внутреннему подшипнику колен вала при помощи специального вала. На котором есть две поверхности, одна соответствует внутреннему диаметру подшипника другая внутреннему диаметру шлицевой части диска сцепления. Диск сцепления располагается выступающей частью к корзине. После центрации устанавливаем и притягиваем корзину сцепления.



Момент затяжки ГБЦ ваз 2112 16 клапанов

Со стороны передней крышки устанавливаем зубчатый шкив привода ремня ГРМ. Потом устанавливаем головку блока цилиндров.

Момент затяжки ГБЦ ваз 2112 16 клапанов

Момент затяжки ГБЦ ваз 2112 16 клапанов

Предварительно ставим прокладку головки блока цилиндров. Проверяем, чтобы все отверстия в прокладке соответствовали отверстиям в блоке двигателя. Головку блока цилиндров притягиваем стяжными болтами в четыре этапа.

Порядок затяжки ГБЦ ваз 2112 16 клапанов

Затяжка производится согласно схемы затяжки

Порядок затяжки ГБЦ ваз 2112 16 клапанов

Первый этап с усилием 20 Н*м.
второй этап с усилием 69.4-85.7 Н*м.
третьим этапом требуется довернуть болт на 90 градусов; четвёртым этапом ещё раз довернуть болт на 90 градусов. Описание установки механизмов ГРМ я написал в другой статье, которую читайте, по этой ссылке Замена ремня ГРМ. Ремонт двигателя ВАЗ 2110 подошёл к концу. Теперь его нужно установить на автомобиль.

Разборка двигателя ваз 2109 карбюратор по этапам

Процесс сборки двигателя ваз 2108 выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо установить вкладыши в постели блока цилиндров. Но предварительно необходимо очистить их от нагара и маслоотлажений, используя подходящий металлический пруток. Запрещается использование наждачной бумаги. Очистку ведем только с помощью прутка и периодический промывая все чистым бензином. После того, как постели будут чистыми, устанавливаем вкладыши по меткам сделанным при разборке двигателя. На вкладышах имеются стопорные усики, которые должны войти в пазы на постелях. Средний вкладыш будет без проточки. После установки смажьте их чистым моторным маслом.
  • Устанавливаем коленчатый вал в блок двигателя на постели.
  • Теперь устанавливаем упорные полукольца. Предварительно перед их установкой, сполосните их от пыли в чистом бензине. Если вы посмотрите на полукольцо, то с одной стороны вы увидите канавки. Этими канавками полукольца устанавливаются к щекам коленчатого вала.
  • Сталеалюминевое полукольцо белого цвета устанавливается со стороны привода распределительного вала, то есть с передней стороны средней постели коленчатого вала, а темное полукольцо устанавливается с противоположной стороны постели.
  • После установки всех полуколец, подкорректируйте их положение таким образом, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели и можно приступать к установке вкладышей.
  • Сполосните вкладыши чистым бензином, после чего установите их в крышки коренных подшипников в соответствие со сделанными метками при разборке. При установке, усики на вкладыше должны совпасть с пазами крышек. Так же перед тем, как их устанавливать, смажьте вкладыши чистым моторным маслом.
  • Теперь, когда все вкладыши установлены на свои места согласно ранее сделанным метками. Смазываем отверстия под болты крепления на крышках, плюс сами болты и их головки моторным маслом. Закручиваем все болты крепления крышек, но не затягиваем их. Затягивать болты необходимо в следующей последовательности: 3 2 4 1 и потом 5 крышки. После затяжки, проверните коленчатый вал несколько раз, он должен свободно вращаться без заеданий.
  • После затяжки болтов устанавливаем масляный насос. Замените уплотнительную прокладку масляного насоса, которую перед установкой необходимо смазать любой консистентной смазкой, чтобы она хорошо держалась на блоке цилиндров.
  • Таким же образом устанавливаем держатель заднего сальника коленчатого вала. Так же меняем уплотнительную прокладку, которую фиксируем на смазке.
  • На следующем этапе ремонтных работ, производим сборку поршней. Согласно сделанным меткам при расборке (в случае если поршневая группа устанавливается старая) раскладываем поршня с шатунами и их пальцы, подготовьте по два новых стопорных кольца пальцев поршней.
  • Установите одно стопорное кольцо на место в поршень.
  • Далее необходимо нагреть головку шатуна до 240° в печи, после чего зажимаем его в тисках и одеваем на него поршень. В ставьте поршневой палец, запресовав его с помощью подходящей по диаметру оправки. Работы делайте быстро, чтобы головка шатуна не успела остыть иначе поршневой палец не оденется.
  • После того, как шатун остынет, смажьте поршень с пальцем чистым моторным маслом, которое заливается через отверстие в бобышке поршня.
  • Установите оставшееся стопорное кольцо.
  • Далее устанавливаем поршневые кольца. В первую очередь одеваем разжимную пружину маслосъемного кольца.
  • Далее устанавливаем компрессионные кольца. Для их установки используется специальное приспособление. В случае его отсутствия, аккуратно разводим концы колец в ручную и одеваем их на поршень.

Общая технология капремонта

Капитальный ремонт ДВС ВАЗ 2109 применяется для полного восстановления паспортных технических характеристик силового агрегата. Главные этапы ремонтных работ таковы.

  1. Замена поршневых колец.
  2. Проточка цилиндрических колец.
  3. Очистка и обработка коленвала.
  4. Замена подшипников.
  5. Ремонт головки блока цилиндров.

В процессе ремонта заменяют поршневые кольца, а кольца цилиндров протачивают и доводят. Это необходимо делать при помощи токарного оборудования, поэтому данную процедуру лучше доверить специалистам. Из-за расточки цилиндров необходимо менять поршни на новые; для замены поршня нужны специальные оправки.

Коленвал зачастую требует хорошей прочистки и обработки. За счёт своего строения этот элемент подвержен засорению грязью и мусором. При засорении смазочного отверстия шейки вала не получают достаточное количество смазки, что приводит к снижению КПД коленчатого вала.

Обязательна замена коренных и шатунных подшипников, ведь из-за их износа появляются неисправности двигателя Лады. Очень важный этап — ремонт головки блока цилиндров. Ремонтируются (заменяются) опорные тарелки, клапаны, возвратные пружины.

Проводя капитальный ремонт ДВС, не стоит забывать и о сопутствующих приборах: генераторе, инжекторе, топливном насосе, термостате. Если в их работе также выявлены неисправности, следует починить агрегат или заменить.

Перед началом КР движка следует определиться, какие процедуры вы будете выполнять самостоятельно (разбирать, перебирать, вычищать, обрабатывать). Расточку цилиндров лучше доверить специалисту. Качество ремонта зависит и от места его проведения.

Удобнее всего проводить КР в гараже с собственной смотровой ямой.

Сборка двигателя ВАЗ 21083

В предыдущих статьях объяснил, как можно снять двигатель с ВАЗ 2109 не снимая коробки передач и разобрать самому в домашних условиях. Теперь объясню как его собрать.

Двигатель разбирался для ремонта, причина ремонта, движок ВАЗ 21083 жрал масло. После разборки выяснилось что расход масла был из-за большого износа поршневой группы, блок растачивался под поршни первого ремонта 82,4. Коленвал оказался совсем новый его не шлифовали заменил только вкладыши новыми. Также притер клапана и заменил сальники клапанов, притирка головки описана в статье Притирка клапанов головки ВАЗ-2108 до 15

Лада 2109 Красный › Бортжурнал › Капремонт двигателя

Пробег 267804 км, двигатель “кушал” масло, дымил, и решено было начать делать долгожданный ремонт.

Сняв, клапанную крышку, рассухарив клапана, было видно что направляющие сильно разбиты, так как клапана болтались, и сальники клапанов пропускали масло, было решено капиталить головку блока цилиндров.

Клапана, стоящие на ГБЦ, были железные, так как примагничивались к магниту, и разбили под собой гнёзда. Было решено найти заводские, легкосплавные, на фото старый клапан, и расточенное гнездо.

Подробно описывать ремонт ГБЦ не буду, но заменив направляющие, седла, клапана, отрегулировав их, получилась вот такая приятная на вид ГБЦ.

Сняв двигатель, демонтировав поддон, обнаружил что коленчатый вал имеет выработку, и его нужно точить (шлифовать), так же на расточку отправил блок.

Тем временем было решено заменить венец на маховике, старый венец зубилом и молотком, легко демонтировался, а новый, предварительно разогрев по кругу паяльной лампой (НЕ ДОКРАСНА!) положил на маховик и слегка подстучал его резиновым молотком, что бы он хорошенько налез.

Расточенный блок и коленвал вернулись в родной гараж, можно начинать сборку

Коленчатый вал шлифованный под второй ремонт, 0.50.

Комплект прокладок на двигатель, на фото не хватает только под поддон и под штаны.

Коренные и шатунные вкладыши, 0.50.

Предварительно разогрев шатуны паяльной лампой, одеваем поршень и вставляем пальцы, не перепутав с какой стороны должна быть выемка под клапана на поршнях, и замочки на шатунах. В разогретый шатун палец вставляется очень легко, а вот раскомплектовать старые поршня, выколоткой, было гораздо сложнее. Кстати но фото маховик с новым венцом.

Зачистив блок двигателя аккуратно металлической щеткой и дрелью, покрасил его серебристой термостойкой эмалью, что бы придать ему хороший вид.

И душа радуется, поршня на своих местах

Осталось теперь все собрать в единое целое, и установить на авто! Всем спасибо за внимание, удачи на дорогах!

Как провести замену передней манжеты

Вне зависимости от того, имеет ваш ВАЗ-2109 карбюратор или его в движение приводит инжектор, работа по замене сальников происходит по одному принципу. Наиболее быстро изнашивается передний сальник. Его легче поменять, так как для этого не нужно демонтировать систему сцепления.

Для проведения работ вам потребуется иметь под рукой:

  • стандартные наборы ключей и отверток;
  • чистую емкость;
  • ветошь.

Так как работа проводится на двигателе, отключите его от системы питания – уберите клемму «минус» с аккумуляторной батареи. Если вы не уверены в своих силах, заранее просмотрите видеоинструкцию.

После такой предварительной подготовки можно начинать выполнение работы по замене переднего сальника:

  1. Ослабьте болты крепления генератора.
  2. Демонтируйте ременной привод.
  3. Слейте моторное масло в подготовленную емкость.
  4. Снимите защитный кожух с силовой установки.
  5. Удалите масляный поддон.
  6. Аккуратно и осторожно уберите ремень с распределительного вала. Следите за тем, чтобы коленчатый или распределительный вал не провернулись в процессе демонтажа ремня. В противном случае поршни ударят по клапанам и деформируют их. Это приведет к необходимости установки новых клапанов.
  7. При помощи двух отверток снимите шкив коленвала.
  8. Демонтируйте шпонку.
  9. Найдите 2 болта крепления маслоприемника, выверните их и удалите этот узел.
  10. Масляный насос удерживается 6 болтами, открутите их, прежде чем снять этот агрегат.
  11. Возьмите плоскую отвертку, чтобы удалить старый манжет с коленвала. Важно, чтобы она имела достаточно внушительные размеры и была изготовлена из прочного металла. В противном случае полотно отвертки может обломиться в момент выполнения этой процедуры. Помните, что работу с валами необходимо проводить аккуратно, не допуская проворачивания.
  12. Очистите место расположения сальника и смажьте его.
  13. Поставьте манжету, заправляя ее рабочую часть внутрь.
  14. Опрессовка проводится при помощи оправы нужного диаметра.
  15. Промойте крышку масленого насоса бензином и верните ее на место.
  16. Начиная с масляного насоса, соберите механизм, действуя в обратном порядке.

Установить свечи и катушки зажигания

Установить свечи 6, рисунок 5, и затянуть с моментом 20…30 Н∙м (2,0…3,0 кгс∙м) (головка сменная высокая 16, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Перед установкой катушек зажигания на внутреннюю поверхность резинового уплотнителя свечи зажигания нанести смазку типа ВНИИНП-233 ТУ 38.101687 толщиной 1 мм.

Норма расхода 1 г на двигатель.

Установить катушки 5 зажигания, затянуть болтами крепления. Момент затяжки болта крепления катушки зажигания 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная Torx E8, удлинитель, вороток, ключ моментный).

Установить маховик

Установить на фланец коленчатого вала маховик 2, рисунок 17, при этом метка маховика (конусообразная лунка) должна находиться напротив оси шатунной шейки четвертого цилиндра, нанести на резьбовую часть болтов крепления маховика прокладку жидкую уплотняющую и завернуть болты. Установить фиксатор 1 и затянуть болты крепления маховика.

Момент затяжки болтов крепления 72…89 Н∙м (7,2…8,9 кгс∙м) (прокладка жидкая уплотняющая ПС-1, норма расхода 12 г; головка сменная 17, вороток, удлинитель, ключ моментный, фиксатор маховика 67.7820-9526).

Подобрать поршни к цилиндрам

Промерить диаметры цилиндров и поршней в соответствии с п. 4 настоящей ТИ и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем.

Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,03…0,05 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.

Класс поршня должен соответствовать классу цилиндра. Маркировка классов поршней и цилиндров нанесена согласно п. 4 настоящей ТИ.

Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор не более 0,05 мм, в соответствии с таблицей 8.

Размер цилиндра, ммОбозначениеКлассДиаметр цилиндра после хонингования, ммДиаметр поршня, мм
Стандартный 82,021177-1004015-00A82,00…82,0181,96…81,97
21177-1004015-01B82,01…82,0281,97…81,98
21177-1004015-02C82,02…82,0381,98…81,99
Ремонтный 82,521177-1004015-30A+0,582,50…82,5182,46…82,47
21177-1004015-31B+0,582,51…82,5282,47…82,48
21177-1004015-32C+0,582,52…82,5382,48…82,49

Проверить посадку поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и плавно выходить под собственным весом из отверстий бобышек поршня, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 48. Если для выхода поршневого пальца из отверстий бобышек поршня требуется приложение дополнительных усилий, заменить сопрягаемые детали.


Установить масляный насос

Запрессовать сальник в корпус масляного насоса (оправка из комплекта 67.7853-9702, молоток с пластмассовым бойком).

Установить на передний конец коленчатого вала направляющую втулку (втулка из комплекта 67.7853-9702).

Установить масляный насос 6, рисунок 28, в сборе с сальником и прокладкой 4 через направляющую втулку и затянуть болты крепления. Момент затяжки болтов крепления 9,0…11 Н∙м (0,9…1,1 кгс∙.м) (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

. При установке масляного насоса в сборе с сальником не допускается смазывать рабочую поверхность сальника.

Снять направляющую втулку с коленчатого вала.

Установить и закрепить приемник 2 масляного насоса с уплотнительным кольцом.

Момент затяжки болтов крепления 9,0…11 Н∙м (0,9…1,1 кгс∙м) (головка сменная 8, вороток, удлинитель, ключ моментный).

Диагностика

Причины выхода из строя сальников коленчатого вала

Так как масляные потеки являются первым и главным признаком износа сальников коленвала, они говорят нам еще том, что герметичность системы смазки двигателя нарушена. Поэтому в начале выявления неисправности нам придется убедиться в том, что именно уплотняющие манжеты являются причиной утечки масла:

  • Вначале проверяем уровень масла в двигателе (не надо полностью полагаться на датчики), при необходимости доливаем и поверяем каждый день до тех пор, пока не выясним причину утечек;
  • Проверяем в двигателе систему вентиляции картера (забитая вентиляция способствует скоплению картерных газов которые, в свою очередь, выталкивают масло через уплотняющие манжеты);
  • Проверить шланги маслопровода, не перегнулись ли;
  • Проверяем давление в системе смазки.

Как правило, замена сальника коленвала на ваз 2109 является достаточно трудоемкой процедурой, тем не менее, которую можно проделать своими руками. Поэтому, прежде чем заменить сальник коленвала ваз 2109 нам необходимо знать те причины, по которым он выходит из строя, дабы оттянуть этот неприятный момент как можно дольше. Существуют несколько причин разрушения сальников:

  • В первую очередь это, конечно же, его естественный износ и старение (огрубление) резины;
  • Вследствие неправильной установки и, как правило, внутренних напряжений появление трещин на рабочей поверхности манжеты;
  • Повреждения механического типа;
  • Некачественная резина (подделка).

Совет! При покупке новых сальников проверяйте их рабочую поверхность, а именно кромку на наличие ее остроконечности – чем она острее, тем дольше будет работать манжет. При этом кромка должна быть ровной и упругой.

Разборка двигателя ВАЗ 2107

Как работает ГРМ

Двигатель является сердцем автомобиля, а потому его работоспособность должна поддерживаться на должном уровне. Многие водители желают научиться ремонтировать мотор собственного авто, но, сталкиваясь с трудностями при разборке, сразу же отказываются от подобной затеи, мотивируя все это недостаточным уровнем знаний. В этой статье вы узнаете, как производится разборка двигателя ВАЗ 2107своими руками на примере. Данное руководство также актуально для всех остальных двигателей классического семейства ВАЗ, а также для Нивы 2121 .

Как разобрать двигатель ВАЗ 2107

Для чего стоит разобрать мотор

Разборка двигателя производится в случае, если мотор планируется подвергнуть капитальному ремонту. При этом, его необходимо полностью разобрать и заменить все изношенные элементы. Кроме того, актуальной будет расточка блока цилиндров, который должен быть освобожден от всех частей мотора. Кроме того, разобрать двигатель можно и для того, чтобы просто произвести его чистку, в случае серьезного загрязнения, когда обойтись простым промывочным маслом не возможно.

Постараемся опустить подробности, касающиеся его снятия, так как сделать это достаточно просто: нужно лишь выкрутить гайки на 19 с подушек, снять навесные части (все части электрооборудования, шланги и патрубки, а также приводы различных элементов) и открутить его от коробки переключения передач. После этого, мотор тщательно моют и устанавливают на специальный стенд (использование обычного верстака также приветствуется).

Пошаговая инструкция по разборке ДВС ВАЗ

Снимаем шкив коленчатого вала

  • Приготовьте весь необходимый инструмент и слейте масло из картера.
  • Во-первых, это нужно будет для облегчения веса мотора, а во-вторых, поможет избежать лишней грязи на верстаке. Далее выкручивается масляный фильтр. Также открутите все болты, на которых происходит крепление поддона картера. Старую прокладку можно выбросить, так как она становится не пригодной для дальнейшего использования.
  • Теперь нужно снять шкив коленвала. Сделать это не так легко, как кажется на первый взгляд, так как в этом случае вам понадобится хорошая физическая сила. Тем не менее, никто не отменял применение трубы в качестве удлинителя ключа. Зафиксируйте коленвал от проворачивания посредством блокировки маховика. Для этого применяется специальное устройство, которое можно приобрести в магазине. Далее с помощью ключа выкрутите храповик и демонтируйте шкив.
  • Открутите гайки крепления крышки клапанов и приводной цепи ГРМ, снимите ее и вытащите прокладку. Открутите болты крепления шестерен распредвала, а также вала, приводящего в действие масляный насос двигателя. Следующим на очереди становится натяжитель цепи ГРМ. Вначале ослабьте специальную колпачковую гайку, а затем выкрутите две другие гайки, которые крепят его к головке блока цилиндров. Не забудьте выкрутить болт крепления башмака, а затем снять сам натяжитель, вместе с башмаком. Затем отворачивается палец, создающий ограничение для цепи, снимаются шестерни распредвала и масляного насоса, а цепь вынимается.
  • Теперь нужно снять распределительный вал. Для этого откручиваются две гайки, расположенные на его шпильках в корпусе подшипника. Корпус необходимо снять, а распредвал аккуратно вытаскивается. Перед тем как вытащить его, не забудьте также демонтировать специальный упорный фланец.
  • Далее откручиваются болты, предназначенные для крепления головки блока цилиндров к самому блоку. Демонтаж ГБЦ производится сразу вместе с коллекторами, снимать которые не обяательно (в зависимости от вида проводимого ремонта). После снятия головки, также, рекомендуется произвести замену прокладки. Эта процедура поможет вам, в дальнейшем, избавиться от повторного снятия данного элемента.
  • После этого нужно демонтировать масляный насос. Чтобы его вытащить нужно снять специальный упорный фланец. После этого, вытащите валик из блока цилиндров, который отвечает за приведение в действие масляного насоса.
  • С помощью специального съемного устройства, вытащите шестерню, которая надевается на коленвал двигателя. Затем выверните гайки, расположенные на шатунных болтах. Теперь снимите крышки шатунов и, используя цилиндрический проем, вытащите шатуны вместе с поршнями.

Внимание! Перед тем, как вытащить шатуны и поршни, а также коренные подшипники и вкладыши, необходимо вначале все их пометить, чтобы не допустить ошибок при сборке элементом.

  • Снова возвращаемся к фиксатору маховика и устанавливаем его. Открутите болты, которые предназначены для крепления, и снимите шайбу, затем вытащите маховик, надетый на коленчатый вал, а следом за ним снимите защитную крышку картера сцепления.
  • Съемником снимите подшипник первичного вала КПП, который находится в специальном гнезде в задней части силового агрегата. Следом за ним нужно вытащить специальный держатель сальника коленвала. Теперь открутите болты, на которых крепятся крышки, закрывающие коренные подшипники и вытащите их наравне со вкладышами. После этого, нужно снять коленчатый вал и самые верхние вкладыши вала. Также демонтируйте специальные упорные полукольца, которые расположены на опоре.

Вот и все, что нужно сделать, чтобы разобрать двигатель. Дальнейшим шагом производят расточку различных элементов до ремонтных размеров и заменяют поврежденные и изношенные элементы. Особое внимание рекомендуется уделить вкладышам, которые чаще всего подвергаются проворачиванию, из-за чего мотор попросту клинит. После ремонта, мотор собирается и устанавливается на автомобиль.

Читайте также: