Регулировка клапанов тойота селика

Обновлено: 14.05.2024

Toyota Celica GT-four › Бортжурнал › Регулировка зазоров клапанов

В последнее время шумность мотора стала совсем невыносимой, больше терпеть эту ху…тень было невозможно. так ка у меня осталась головка со старого мотора и еще одну мертвую отдал мне koldyn562-за что ему отдельное спасибо! Пришло время отрегулировать клапана, я был уверен что из 48 регулировочных шайб я смогу подобрать нужные.
Начал разбирать…
Ска, надо скинуть шестерни распредвалов. Так не хотелось полностью разбирать ГРМ, поэтому я попытался на…ать судьбу и скинул ремень только с верхних шестеренок…

Дальше все легко: Снимаем крышку клапанную, попутно откручивая все что нужно…

Дальше, измеряем зазоры между кулачками распредвала и толкателями. Для этого были приобретены вот такие щупы (все нужные размеры есть от 0.02 до 0.05мм)

Вот собственно результат замеров…

Ну да ладно. запчастей валом! Снимаем валы, толкатели, шайбы. Выкладываем все в порядке как стояло, смотрим состояние! Состояние-печалька.

Такие вот горбы практически на всех толкателях,
итог: 16 трупов…
Шайбы: тут всё тоже плохо! Клапана продолбили в них ямы, со стороны толкателя тоже сильная выработка.
Распредвалы тоже оказались мертвыми.
В общем взял всё со старой головки и переставил. Снова замеряем зазоры…

Снова снимаем валы, выкладываем шайбы по порядку, промеряем, записываем всё.
В ЭТОМ ДЕЛЕ ОЧЕНЬ УДОБЕН ТОНКИЙ МАРКЕР-можно на шайбе написать прям много информации для удобства…
Сравниваем результаты замеров шайб с записью зазоров и начинаем подбирать шайбы. Так же померил толшину всех толкателей т.к. ими тоже можно выбрать либо добавить зазор. На толкателях был разбег всего в 0,01мм и то всего на трех причем в большую сторону, это из 32 толкателей с мертвых моторов.
По большому счету ничего сложного, только вот зазоры надо промерить очень точно! С точностью до 0.01мм, не ленясь лишний раз все перепроверить.

Пришлось еще прикупить и микрометр, штука не дорогая и нужная

За одно разобрал дроссель и помыл.
Всё прошло удачно, было пару затыков с шайбами но выровнялся толкателями… Если что шайбу можно перевернуть, где-то наоборот пришлось ставить те которые с выработкой конской.
Итог:
Впуск-0.20
Выпуск-0.33
16 толкателей и два вала в утиль.
А ещё тюнинг шестерни распредвала))

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

Примечание :
проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов прово­дятся на холодном двигателе.

1. Снимите крышку №2 головки блока цилиндров.

2. Снимите катушки зажигания.

3. Снимите крышку головки блока ци­линдров с прокладкой.

4. Снимите правую нижнюю защиту дви­гателя.

5. Установите поршень первого ци­линдра в ВМТ такта сжатия.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

б) Убедитесь, что метка на звездоч­ке распределительного вала и метка на звездочке системы VVT находят­ся на одной линии по крышке цепи привода ГРМ, как показано на ри­сунке,

Если метки не совмещены, провер­ните коленчатый вал на один оборот и вновь совместите метки.

6. Измерьте зазор в приводе клапанов,

а) Измерьте зазор только тех клапа­нов, которые показаны на рисунке.

Номинальный зазор в приводе клаланов (на холодном двигателе):

б) Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и совместите метки, как показано в пункте 2.

в) Проверьте зазоры в приводе кла­панов, показанных на рисунке, по­вторив процедуру шага (а).

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

7. При необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов.

а) Установите поршень первого ци­линдра в ВМТ такта сжатия.

б) Нанесите метки на цепь привода ГРМ и звездочку распределительно­го вала.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

г) Снимите два распределительных вала со звездочками в сборе.

д) Привяжите цепь привода ГРМ, как показано на рисунке.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

Примечание:

е) Снимите толкатели клапанов.

ж) Определите размер нового тол­кателя по формуле.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

Номинальный зазор в приводе клапа­нов (на холодном двигателе):

Примечание :
толкатели выпускают­ся 35 размеров с шагом 0,02 мм, толщиной от 5,06 мм до 5,74 мм.

к) Удерживая цепь, установите рас­пределительный вал впускных кла­панов со звездочкой системы VVT в сборе.

л) Совместите метки на цепи и звез­дочке системы VVT.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

н) Убедитесь, что метки на звездоч­ке распределительного вала и звез­дочке системы VVT находятся на одной линии крышки цепи привода ГРМ, как показано на рисунке.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

о) Убедитесь, что метки ках и цепи совмещены.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE

р) Проверьте зазор в приводе панов (см. выше).

9. Установите катушки зажигания.

10. Установите крышку №2 головки бло­ка цилиндров.


tech doc corolla 2000-06

    Износившийся ремень газораспределительного механизма может привести к остановке автомобиля Toyota Corolla посреди автомагистрали. Либо машина… Обороты в минуту - это единицы частоты, определяющие количество оборотов коленчатого вала в минуту. Вал… Газораспределительный механизм, сокращённо - ГРМ, в автомобиле играет главную роль. Он открывает и закрывает клапаны впускного и… Автовладельцев часто интересует, какие двигатели устанавливались на Тойота Хайлендер. Подобные вопросы возникают, когда хозяин внедорожника… Автомобильная промышленность постоянно совершенствуется. Повышается уровень комфортабельности для водителя и пассажира в салоне, улучшаются технические…

Похожие статьи

мужики глаза боятса руки делают мы вчера с сыном собрали 1зз завелся работает но появился стук в клапанах когда чистили гбц вывалились 3 колпачка откуда мы не заметили собрали завели сстучит ядумаю не угадали посмотрел на форуме регулировку клапанов огромное спасибо щас пойду проверять зазоры. собирал 1зз первый раз в жизни могу собрать уаз волга 53ий москвичь жигули побарабану но этот меня и сына удивил ваще просто

Если все зазоры соответствуют норме, установите распредвалы в положение, при котором кулачки привода клапанов первого цилиндра будут направлены вверх.

Toyota Celica ST162 Cabrio Rare Thing › Logbook › Диагностика и ремонт двигателя ч.9. Регулировка клапанов.

Здорова мужики)
Что-то редко я стал писать тут, да заработался наверное. Ну и машиной почти не занимаюсь, о чём, конечно, жалею.
Я вообще любитель понакупить запчастей, положить их в гараж и ничего не делать)
Но тем не менее, время от времени кое-что делалось.
В прошлый раз помнится мы с вами про диагностировали форсунки и решили что они — так себе.)
Погуглив, поначитавшись я принял решение брать другие, заказал с Владивостока контрактные, примерно недели 3 они ехали ко мне.

Пока ждал их — снял клапанную крышку, промыл её немного изнутри и снаружи, насколько смог)
до

(гадости оттуда вылилось, скажу я вам…)
Поменял сальники свечных колодцев и саму прокладку клапанной крышки (старая была дерево, и сидела на герметике, который пришлось долго отрывать и счищать с ГБЦ… привет мастера!).

плоскость долго очищал.

Покрутил сосок, отмеченный на крышке, поставил его в паз (оказалось зря, пришлось потом обратно вытаскивать, такое впечатление что он не от этой крышки или коллектор не родной или крышка…или родная трубка суперхитрого дизайна должна быть.

Заодно перемерял зазоры клапанов и заказал соответствующие шайбы для регулировки клапанов, несколько клапанов оказались не в номинале — пара решилась простой перестановкой шайб, 3 пришлось заказать.
Шайбы подходят от Geely — проверено лично.

Цена намного ниже чем у тойотовских, смысл тот же, дорабатывать ничего не нужно.
Вот вам список с номерами запчастей. Насколько я понял — встают на все моторы S серии.

E010001201-245 регулировочная шайба 2,45мм Geely
E010001201-250 регулировочная шайба 2,50 мм Geely
E010001201-254 регулировочная шайба 2,54 мм Geely
E010001201-255 регулировочная шайба 2,55 мм Geely
E010001201-260 регулировочная шайба 2,60 мм Geely
E010001201-263 регулировочная шайба 2,63 мм Geely
E010001201-265 регулировочная шайба 2,65 мм Geely
E010001201-267 регулировочная шайба 2,67 мм Geely
E010001201-268 регулировочная шайба 2,68 мм Geely
E010001201-270 регулировочная шайба 2,70 мм Geely
E010001201-272 регулировочная шайба 2,72 мм Geely
E010001201-273 регулировочная шайба 2,73 мм Geely
E010001201-274 регулировочная шайба 2,74 мм Geely
E010001201-275 регулировочная шайба 2,75 мм Geely
E010001201-277 регулировочная шайба 2,77 мм Geely
E010001201-280 регулировочная шайба 2,80 мм Geely
E010001201-282 регулировочная шайба 2,82 мм Geely
E010001201-283 регулировочная шайба 2,83 мм Geely
E010001201-285 регулировочная шайба 2,85 мм Geely
E010001201-287 регулировочная шайба 2,87 мм Geely
E010001201-290 регулировочная шайба 2,90 мм Geely
E010001201-292 регулировочная шайба 2,92 мм Geely
E010001201-293 регулировочная шайба 2,93 мм Geely
E010001201-295 регулировочная шайба 2,95 мм Geely
E010001201-297 регулировочная шайба 2,97 мм Geely
E010001201-299 регулировочная шайба 2,99 мм Geely
E010001201-300 регулировочная шайба 3,00 мм Geely
E010001201-303 регулировочная шайба 3,03 мм Geely
E010001201-305 регулировочная шайба 3,05 мм Geely
E010001201-307 регулировочная шайба 3,07 мм Geely
E010001201-310 регулировочная шайба 3,10 мм Geely
E010001201-315 регулировочная шайба 3,15 мм Geely
E010001201-329 регулировочная шайба 3,29 мм Geely
E010001201-330 регулировочная шайба 3,30 мм Geely
E010001201-335 регулировочная шайба 3,35 мм Geely
E010001201-340 регулировочная шайба 3,40 мм Geely
E010001201-350 регулировочная шайба 3,50 мм Geely
E010001201-355 регулировочная шайба 3,55 мм Geely
Enjoy!

Смысл регулировки клапанов сводится к тому что:
На холодную!
Мы поворачиваем ключом коленвал так чтобы кулачки распредвала над нужным клапаном смотрели вверх — и замерям щупом зазоры между распредвалом и клапанной шайбой. И записываем результат. Переходим к следующему клапану и так далее.
Потом сравниваем результаты с номиналом и соответственно решаем что как можно переставить и требуется ли регулировка вообще.

Мне требовалась.
Тут я хочу сделать отступление, и, дорогие мои друзья — очень вам посоветовать научиться правильно пользоваться микрометром, чтобы не накосячить.
В этом поможет например вот это видео —

Поясняют за всю фигню, так сказать.

Далее определяем какие клапана нужно отрегулировать и замеряем на них шайбы.
Технически тут самый простой путь — скинуть распредвал и перемерять шайбы. Но впускной скидывать не вариант, так как метки грм собьются. Поэтому с ним пришлось покопаться. С выпускным проще- вкручиваем болтик чтоб взвод шестерни не ушёл и снимаем распредвал — как правильно это сделать, я писал в какой-то из предыдущих записей. Ну а со снятым распредвалом замерить шайбы труда не составит.

Сам замер шайб без съема распредвала и регулировка зазоров заменой шайбы несколько сложнее.
Начало тоже- выставляем кулачки распредвала вверх. Тут бывает специальный инструмент, но у меня его нет и мне даже не удалось найти как он называется и где купить — а яб купил. Поэтому.
Берём мощную отвёртку, давим ей на клапанную шайбу — загоняя между распредвалом и шайбой. Она опускается вместе со своим стаканом. Теперь нам нужно что-то подставить на кромку стакана так, чтобы это держало его в опущенном состоянии, когда мы уберём отвёртку и не будет мешать нам достать пинцетом шайбу.
Тут я пошёл методом экспериментов и при помощи алюминиевого высоковольтного провода и молотка (яж ювелир) сделал подходящую проставочку, которую и засовывал туда.
Было тяжело и неудобно, но я справился)

В общем достаём шайбы, меряем, записываем результаты, смотрим какая шайба, какой зазор — ну и соответственно, на что эту шайбу нужно поменять.

Заказываем шайбы.
В моей деревне мне 3 шайбы пришлось ждать 3 недели (как обычно).

Старая и новая шайба рядом

Потом проделываем те же манипуляции — ставим новые шайбы за место старых, перепроверяем зазор — и всё отлично у нас теперь)
Прошу прощения что на этот раз — без фото процесса.

Ну а вот вам анекдот:
Собираясь мерять зазоры я расчертил от руки листочек себе, для удобной записи, примерно так:

Потом думаю: что за шляпа, 21й век же!
И замутил таблицу в экселе

Но, курва, я забыл её дома когда клапана мерял, и даже нормального листа небыло для записи, поэтому всё свелось к —

Таки дела) А вообще — если кому нужна удобная табличка для записи зазоров- пишите, закину на электронку или вконтакте.

Как-то так.
Подскажите название и где купить инструмент этот для удобной регулировки клапанов, если кто знает)

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Операции по настройкам тепловых зазоров клапанов двигателя toyota 4A-GE


Двигатели Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина (АЕ101, АЕ111)

Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в такте сжатия.

- Снимите крышку маслозаливной горловины.

- Убедитесь, что видна метка на распределительном валу впускных клапанов.

Снимите крышку головки блока цилиндров

Двс Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина (АЕ92, AW11 и АТ160)

- Снимите защитную крышку высоковольтных проводов системы зажигания

- Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания, удерживая их только за резиновые наконечники.

- Снимите шкив и ремень привода насоса охлаждающей жидкости.

- Снимите защитный кожух электропроводки двигателя, защитные крышки №3 и №2 ремня ГРМ.

- Отверните болты и снимите центральную крышку головки блока цилиндров.

- Отверните колпачковые гайки, снимите шайбы и крышки головки блока цилиндров.

Двс Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина (AE101, AE111)

- Снимите бачок омывателя.

- Снимите защитную крышку №3 ремня ГРМ

- Снимите защитную крышку высоковольтных проводов системы зажигания.

- Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания, удерживая их только за резиновые наконечники.

- Отверните колпачковые гайки, снимите шайбы и крышку головки блока цилиндров.

Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в такте сжатия.

Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке и совместите канавку на шкиве с меткой "0"на крышке №1 ремня привода распределительного вала (для двигателя 4A-GE модели AW11 канавка на шкиве совмещается со специальным указательным штифтом).

Номинальный тепловой зазор в клапанах (на холодном двигателе).

4A-GE (AE101, AE111) - 0,19-0,29 мм

4A-GE (АЕ92, AW11 и AT160) - 0,20-0,30мм
4A-GE (АЕ101, АЕ111) - 0,39 - 0,49 мм

Поверните коленчатый вал на 1 оборот (3600) и снова совместите канавку на шкиве с соответствующей меткой и проверьте зазоры в клапанах.

Двигатели Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина (АЕ92, AW11 и АT160)

Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах.

Замените регулировочную шайбу:

- Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы выступ кулачка клапана, в котором регулируется зазор, был ориентирован вверх и не касался толкателя.

- С помощью подходящего приспособления нажмите на толкатель клапана и разместите приспособление между распределительным валом и толкателем клапана; после чего удалите приспособление.

- Удалите регулировочную шайбу с помощью небольшой отвертки и магнита.

- Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями и подберите регулировочную шайбу.

- Установите новую регулировочную шайбу, положите шайбу на толкатель клапана, приспособлением нажмите на толкатель и уберите приспособление

- Заново проверьте зазор.

Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина (АЕ101, АЕ111)

Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах. В данных двигателях для регулировки теплового зазора в клапанах требуется демонтаж распределительных валов и толкателей клапанов. Снимите ремень ГРМ.

При снятом ремне ГРМ не поворачивайте распределительные и коленчатый валы, чтобы избежать соударения поршней и клапанов. Перед снятием распределительных валов необходимо повернуть коленчатый вал на 45° против часовой стрелки.

Перед установкой ремня ГРМ двигателя Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina, сначала совместите метки на шкивах распределительных валов и крышке головки блока, а затем поверните коленчатый вал на 45° по часовой стрелке, до совмещения меток. Отрегулируйте тепловые зазоры во впускных клапанах.

- Удерживая распределительный вал впускных клапанов за шестигранную часть, отверните болт крепления зубчатого шкива (с механизмом VVT в сборе).

- Снимите зубчатый шкив (с механизмом VVT в сборе).

- Снимите уплотнительное кольцо.

- Отверните болты крепления крышек подшипников и снимите крышки.

- Снимите распределительный вал впускных клапанов.

- Снимите толкатели клапанов и регулировочные проставки.

- Используя стрелочный индикатор, измерьте толщину регулировочной проставки.

- Вычислите толщину необходимой регулировочной проставки. Регулировочные шайбы (40 штук) выпускаются следующих размеров (значений толщины): от 2,30 до 2,10 мм с шагом 0,02 мм, от 2,10 до 1,90 мм с шагом 0,01 мм, от 1,90 до 1,70 мм с шагом 0,02 мм.

- Установите выбранные регулировочные проставки и толкатели клапанов.

- Нанесите моторное масло на шейки подшипников и кулачки распределительного вала.

- Установите распредвал двигателя Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина.

- Установите крышки подшипников, начиная с первой, в соответствии с метками.

- Равномерно затяните болты крепления крышек подшипников (кроме первой), за 3 - 4 прохода (окончательный МЗ = 17,5 Нм).

- Снимите переднюю крышку и очистите контактные поверхности крышки и головки блока растворителем.

- Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника и установите сальник на распредепительный вал. Установите сальник правильно его сориентировав. Устанавливайте сальник до упора в расточку головки блока.

- Нанесите герметик на контактную поверхность передней крышки. Установите переднюю крышку и затяните болты крепления, за 3 - 4 прохода (окончательный МЗ = 17,5 Нм). Установите переднюю крышку не позже пяти минут после нанесения герметика, в противном случае герметик должен быть снят и нанесен свежий. Не запускайте двигатель в течении двух часов после установки крышки.

- Нанесите моторное масло на новое уплотнительное кольцо и установите кольцо в канавку распределительного вала.

- Аккуратно, чтобы не повредить уплотнительное кольцо, установите зубчатый шкив (с механизмом VVT в сборе), совместив штифт распредвала с отверстием в шкиве.

- Удерживая распределительный вал впускных клапанов за шестигранную часть, затяните болт крепления зубчатого шкива (МЗ = 60 Нм).

Регулировка тепловых зазоров в выпускных клапанах двигателей Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина производиться аналогичным образом, с учетом следующего:

- Перед тем, как отвернуть болт крепления зубчатого шкива, снимите распределитель зажигания.

- Удерживайте распределительный вал выпускных клапанов за шестигранную часть.

- Установите крышки подшипников, начиная с первой, в соответствии с метками.

- Нанесите герметик на контактную поверхность передней крышки.

- После того, как затянули болт крепления зубчатого шкива, установите распределитель зажигания и закрепите его.

Проверьте тепловой зазор в клапанах. Установите ремень ГРМ. Установите крышку головки блока цилиндров.

Двигатели Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina (АЕ92, AW11 u AT160)

- Очистите контактную поверхность головки блока цилиндров и крышек.

- Нанесите герметик на участки головки блока цилиндров.

- Установите прокладки на боковые крышки головки блока цилиндров.

- Установите 2 боковые крышки головки блока цилиндров, закрепив их 4-мя колпачковыми гайками, установленными через уплотнительные шайбы.

- Установите прокладку на центральную крышку головки блока цилиндров.

- Закрепите центральную крышку 6-ю болтами.

- Установите прокладки под защитные крышки №2 и №3 ремня привода ГРМ.

- Установите крышки, вместе с кронштейном для высоковольтных проводов и закрепите их 7-ю болтами.

- Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.

- Подсоедините высоковольтные провода к свечам зажигания

- Установите защитную крышку высоковольтных проводов системы зажигания.

Двигатель Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina (AE101, AE111)

- Очистите контактную поверхность головки блока цилиндров и крышки.

Установите крышку головки блока цилиндров, шайбы и затяните колпачковые гайки (МЗ - 8 Нм)

- Установите крышку не позже пяти минут после нанесения герметика, в противном случае герметик должен быть снят и нанесен свежий.

Регулировка клапанных зазоров на моторах 1PZ, 1HZ, 1HD-T

Регулировка клапанных зазоров на моторах 1PZ, 1HZ, 1HD-T.

Регулировка клапанных зазоров проводится не реже одного раза в 100000 км пробега. Наиболее удобно совмещать регулировку клапанов с заменой ремня ГРМ.
Регулировка клапанных зазоров осуществляется путем подбора регулировочных шайб нужной толщины. Руководством по эксплуатации предусмотрено использование специального устройства для утапливания толкателя и высвобождения регулировочной шайбы. Не обладая данным специнструментом, для регулировки необходимо будет снять распределительный вал.

Понадобиться стандартный набор шоферского инструмента, щуп и двулапый съемник. Понадобятся следующие запасные части: прокладка клапанной крышки, прокладка впускной трубы, герметик. Я рекомендую так же заменить: сальник и вкладыш распределительного вала.

2. Замерьте зазор следующих клапанов (считаем от вентилятора, для всех моторов): 1, 2, 4, 5, 8, 9. Зазор для клапанов (впускные) 1, 5, 9 - 0,15-0,25мм. Для остальных (выпуск) 0,35-0,45мм.
Проверните КВ на 360 гр. Замерьте зазоры для клапанов 3, 6, 7, 10, 11, 12. У PZ не будет клапанов 11 и 12, т.к он пятицилиндровый. Для клапанов 3, 7, 11 (впуск) зазор 0,15-0,25мм, остальные 0,35-0,45мм.

4. Снимите распределительный вал – открутите все крышки шеек. Откручивайте поэтапно, не более трех оборотов за раз, иначе можно сломать вал. Крышки необходимо укладывать в строгой последовательности, что бы не перепутать их при сборке (т.к вкладышей нет (только первая шейка с вкладышем), крышки подбираются на заводе индивидуально к каждой шейке.). Рекомендую складывать их в клапанную крышку.

Picture

Рис. 2 Крышки шеек
Picture

4. Извлеките регулировочную шайбу из стакана толкателя нужного клапана. Замерьте ее толщину.
По формуле рассчитайте толщину новой шайбы:
А) Для впускных клапанов формула N=T+(A-0.20) мм
Б) Для выпускных клапанов N=Т+(A-0.40) мм
Где N – искомая величина (толщина новой шайбы), T – толщина «старой» шайбы, А – измеренный зазор. Подберите шайбы максимально близко к величине N. Шайбы выпускаются от 2,35мм до 3,3мм с шагом 0,05мм.

Picture


Рис. 3 РВ демонтирован, вынут стакан 2го клапана

Picture


Рис. 4 Стакан толкателя и регулировочная шайба

Picture

5. Очистите привалочные плоскости ГБЦ и передней крышки. При сборке нанесите новый слой герметика на переднюю крышку (если есть – замените так же сальник). Не наносите герметик на перемычку между сальником и технологической выштамповкой. Это нарушит циркуляцию масла. Затягивайте крышки распределительного вала: 1ая 25 Hm, остальные -20 Hm. Советую заменить вкладыши распределительного вала (только под первой крышкой).

Рис. 5 Передняя крышка с нанесенным герметиком.

Очистите плоскость клапанной крышки и ГБЦ. Установите новую прокладку клапанной крышки. Нанесите слой герметика спереди крышки и сзади (над заглушкой в ГБЦ). На переднюю часть крышки нанесите герметик как он был нанесен на рис. 2.

Регулировка клапанов 4ZZ-FE Тойота Королла

Регулировка клапанов 4ZZ-FE Тойота Королла

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом толкателя клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном - полностью закрываться.

Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и толкателем клапана. Зазоры регулируют подбором толкателей.

Вам потребуются: набор плоских щупов, накидной ключ «на 19» (или торцовая головка) для проворачивания коленчатого вала.

1. Снимите брызговики двигателя, чтобы обеспечить доступ к болту крепления шкива коленчатого вала.

2. Снимите коышку головки блока цилиндров

3. Проворачивая коленчатый вал за шкив, измерьте набором щупов зазоры в приводе тех клапанов, кулачки которых направлены вверх от толкателей. Необходимо заменить толкатели тех клапанов, зазоры в которых отличаются от номинального значения. Запишите измеренные зазоры.

Выпускают толкатели 35 размеров с шагом 0,02 мм, высотой от 5,06 до 5,74 мм. Номинальный зазор (на холодном двигателе): в приводе впускных клапанов 0,15-0,25 мм; в приводе выпускных клапанов 0,25-0,35 мм.

4. Если зазор в приводе клапанов отличатся от номинального, снимите распределительные валы

Регулировка клапанов 4ZZ-FE Тойота Королла

5. Запишите толщину толкателя, которая нанесена на него с внутренней стороны. Если надпись не видна, измерьте толщину толкателя микрометром.

6 Рассчитайте толщину Н нового толкателя по формуле (все значения в мм)

где В - толщина старого толкателя;

А - измеренный зазор;

С - номинальный зазор.

Например (для впускного клапана):

В = 5,06 мм; А = 0,26 мм; С = 0,2 мм.

Тогда Н = 5,06 + 0,26 - 0,2 = 5,12 (мм). В пределах допуска зазора (±0,02 мм) подбираем ближайший по толщине толкатель -5,12 мм.

7. Установите новый толкатель, толщина которого рассчитана по формуле.

8. Установите распределительные валы

9. Проверьте щупом зазор. Если он отличается от номинального, повторите регулировку.

10. Установите крышку головки блока цилиндров и все снятые детали в порядке, обратном снятию. При необходимости замените сильно обжатую прокладку крышки

ПРОВЕРКА, ПРОМЫВКА И ЗАМЕНА ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ ЗАЗОРОВ ПРИВОДА КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 1NR-FE И 1ZR-FE

Гидрокомпенсаторы зазоров в механизме привода клапанов служат для устранения зазоров в приводе. Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана, обеспечивая постоянный контакт ролика нажимного рычага привода клапана с кулачком распределительного вала без зазора. Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании.

Гидрокомпенсаторы представляют собой неразборные компактные устройства, вставленные в гнезда головки блока цилиндров.

Стук клапанов работающего двигателя может быть вызван:

- попаданием воздуха в надплунжерные полости гидрокомпенсаторов при слишком низком или слишком высоком уровне масла в картере, а также при длительной стоянке автомобиля на уклоне;

- загрязнением прецизионных поверхностей гидрокомпенсаторов зазоров в механизме призода клапанов шламом из моторного масла низкого качества (или при его несвоевременной замене, а также при повреждении масляного фильтра);

Если прокачкой или промывкой не удается восстановить работоспособность гидрокомпенсаторов, замените их, так как их конструкция неразборная.

Первоначально убедитесь в том, что посторонний шум при работе двигателя вызван неисправностью именно гидрокомпенсаторов:

- пустите двигателя. При неисправности гидрокомпенсаторов посторонний шум в зоне крышки головки блока появляется сразу после пуска двигателя и изменяется в соответствии с изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если шум не появляется сразу после пуска двигателя или не изменяется при изменении частоты вращения коленчатого вала, неисправность вызвана не нарушением работы гидрокомпенсаторов. Более того, если шум не меняется при изменении частоты вращения коленчатого вала, вероятно, причина постороннего шума не в двигателе;

- при работе двигателя на холостом ходу убедитесь, что уровень шума не меняется при изменении нагрузки (например, при выключении сцепления или при включении элекропо-требителей и кондиционера). Если уровень шума меняется, причиной может быть соударение деталей вследствие износа вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, а не неисправность гидрокомпенсаторов;

- прогрейте двигатель до рабочей температуры. Если шум уменьшился или исчез, возможно, стук гидрокомпенсаторов вызван загрязнением маслом. В этом случае необходимо промыть гидрокомпенсаторы;

- если шум не исчез, возможно, в гидрокомпенсаторы попал воздух, и его следует удалить.

При слишком низком уровне масла в картере масляный насос захватывает вместе с маслом воздух; при слишком высоком масло взбалтывается и зспенивается противовесами коленчатого вала. При длительной стоянке автомобиля на уклоне масло вытекает из полостей гидрокомпенсаторов и масляных каналов, а подвод масла к гидрокомпенсаторам после пуска двигателя требует некоторого времени, за которое полость гидрокомпенсатора успевает попасть воздух. Во всех этих случаях при попадании масла вместе с воздухом в надплунжерную полость гидрокомпенсатора воздух внутри этой полости при открытии клапана будет сжиматься и гидрокомпенсатор будет недожат, что приведет к появлению характерного стука работы клапанного механизма с увеличенными зазорами.

Для удаления воздуха из гидрокомпенсаторов выполните следующее:

- проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите его до нормы

- пустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу в течение 1 -3 мин;

- увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин", затем резко уменьшите до частоты холостого хода и дайте поработать двигателю на холостом ходу;

- повторите цикл и проверьте, исчезает ли шум механизма привода клапанов. Если гидрокомпенсаторы исправны, шум исчезает через 10-30 циклов;

- после исчезновения шума повторите цикл удаления воздуха еще 5 раз;

- дайте двигателю поработать на холостом ходу 1-3 мин и убедитесь, что шум механизма привода клапанов исчез.

Если шум механизма привода клапанов не исчез после удаления воздуха и прогрева двигателя до рабочей температуры, выявите неисправные гидрокомпенсаторы.

1. Заглушите двигатель и сразу же после его остановки снимите крышку головки блока цилиндров

2. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия

3. Для проверки работоспособности гидрокомпенсаторов двигателя нажмите на плечо нажимного рычага, опирающегося на гидрокомпенсатор. Если рычаг удается переместить практически без усилия, гидрокомпенсатор неисправен.

4. Аналогично проверьте состояние гидрокомпенсаторов остальных цилиндров.

После определения неисправных гидрокомпенсаторов сначала надо попробовать их промыть.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», пассатижи, отвертка с плоским лезвием, три емкости вместимостью примерно 5 дм3 каждая для промывочного дизельного топлива, отрезок закаленной проволоки диаметром 0,5 мм и длиной примерно 10 см.

1. Снимите крышку головки блока цилиндров

2. Снимите распределительный вал со стороны заменяемого гидрокомпенсатора

Регулировка клапанов 4ZZ-FE Тойота Королла

3. . и нажимной рычаг клапана

4. Извлеките неисправный гидрокомпенсатор.

5. Приготовьте три одинаковые емкости для промывки гидрокомпенсаторов вместимостью примерно 5 дм3. Размеры каждой емкости должны быть достаточными для того, чтобы гидрокомпенсатор, опущенный на дно емкости в вертикальном положении, был полностью погружен в жидкость. Заполните емкости чистым дизельным топливом.

примерно 5 дм3. Размеры каждой емкости должны быть достаточными для того, чтобы гидрокомпенсатор, опущенный на дно емкости в вертикальном положении, был полностью погружен в жидкость. Заполните емкости чистым дизельным топливом.

Пометьте емкости любым способом (например, цифрами 1, 2, 3), чтобы использовать каждую из них для своей цели. Первую емкость применяйте только для предварительной промывки гидрокомпенсаторов, вторую - для окончательной промывки, а третью - для заправки гидрокомпенсаторов.

6. Поместите гидрокомпенсатор в первую емкость и очистите его наружную поверхность.

Для наружной очистки гидрокомпенсатора применяйте только полимерную щетку. Металлической щеткой можно поцарапать прецизионно обработанную поверхность плунжера.

7. Погрузив гидрокомпенсатор в первую емкость наполовину плунжером вниз, легким нажатием проволоки через отверстие отожмите шарик клапана и, удерживая шарик отжатым, перемещайте плунжер гидрокомпенсатора 5-10 раз до тех пор, пока перемещение плунжера не станет совершенно свободным. Если не удается добиться легкого перемещения плунжера, замените гидрокомпенсатор

Пружина клапана гидрокомпенсатора очень слабая, сильным нажатием на шарик клапана ее можно повредить.

8. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости

и, отжав шарик клапана, перемещайте плунжер до полного вытекания дизельного топлива из гидрокомпенсатора.

9. Поместите гидрокомпенсатор во вторую емкость и повторите операцию 7.

10. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости и слейте из него дизельное топливо, как описано в операции 7.

11. Поместите гидрокомпенсатор на дно третьей емкости вертикально, плунжером вверх, и отожмите проволокой шарик его клапана.

Третью емкость с дизельным топливом используйте только для заправки гидрокомпенсаторов. Использовать ее для промывки запрещено.

12. Удерживая шарик клапана отжатым, переместите плунжер вниз и затем медленно перемещайте вверх, чтобы надплунжерная полость гидрокомпенсатора заполнилась дизельным топливом.

13. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости; удерживая его плунжером вверх, с небольшим усилием нажмите на плунжер и убедитесь, что он остался неподвижным.

Одновременно проверьте общую высоту гидрокомпенсатора, сравнив его с новым гидрокомпенсатором.

Если при проверке удалось переместить плунжер гидрокомпенсатора, повторите операции 10 и 11 до полного заполнения полости гидрокомпенсатора дизельным топливом. Если и после этого гидрокомпенсатор не достигнет рабочего состояния или его общая высота меньше высоты нового гидрокомпенсатора, замените его.


До сборки механизма привода клапанов храните заправленные гидрокомпенсаторы только в положении вертикально вверх плунжерами. Избегайте попадания грязи в _идро-компенсаторы.

Устанавливайте гидрокомпенсаторы на двигатель как можно быстрее после заправки, чтобы исключить возможную потерю дизельного топлива.

14. Установите гидрокомпенсатор и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

15. Пустите двигатель, дайте ему поработать 1-3 мин на холостом ходу. При необходимости удалите воздух из гидрокомпенсаторов, как описано выше в данном подразделе.

Двигатель 1 ZZ (FE) — Ресурс и технические особенности

Бензиновый двигатель 1ZZ-FE с электронным впрыском топлива (АИ-95) имеет объём 1.8 л, изначально разрабатывался для Тойоты Королла. Производился с 1998 по 2007 гг. Модификация движка имеет пять различных моделей отличающихся по мощности и крутящему моменту.

Модификации двигателя 1ZZ-FE:

  • 130 л.с./6000 об. мин., 171/4000 Нм, выпускался в 1998 г.;
  • 136 л.с./6000 об. мин., 171/4200 Нм, выпускался в 2000 г.;
  • 129 л.с./6000 об. мин., 170/4200 Нм выпускался в 2000 г.;
  • 125 л.с./6000 об. мин., 161/4200 Нм выпускался в 2003 г.;
  • 140 л.с./6400 об. мин., 171/4400 Нм выпускался в 2004 г.;
  • 132 л.с./6000 об. мин., 170/4200 Нм выпускался в 2007 г.

С двигателем 1ZZ-FE производились автомобили:

  • Тойота Королла CE/LE/S/VE, Филдер, Ранкс;
  • Тойота Аллион;
  • Тойота Премио;
  • Тойота Виста и Виста Ардео;
  • Тойота Вилл ВС;
  • Тойота Калдина;
  • Тойота РАВ4;
  • Тойота Селика GT;
  • Тойота Матрикс XR;
  • Тойота Авенсис;
  • Тойота Опа;
  • Тойота Изис;
  • Тойота Виш;
  • Шевроле Призм;
  • Понтиак Вайб.

Поэтапное описание замены

Демонтаж навесного оборудования

В целом, на 1ZZ-FE замена цепи ГРМ мало чем отличается от других моторов.

Начинать следует с демонтажа декоративной пластиковой накладки мотора. Затем:

  • снять модули зажигания (4 болта);
  • откручиваем 8 болтов, шпильку и 2 гайки на клапанной крышке 1ZZ-FE и снимаем ее с прокладкой;
  • отключаем и демонтируем генератор, предварительно сняв «минус» с аккумулятора.

Для следующих манипуляций необходимо поддомкратить двигатель:

  • снимаем опору 1ZZ-FE; для этого необходимо выкрутить 3 болта на 14, 2 из которых не потребуют особых усилий; для выкручивания третьего сначала демонтируем клапан системы изменения фаз газораспределения;
  • сливаем охлаждающую жидкость с блока цилиндров и радиатора;
  • выставить ВМТ (верхнюю мертвую точку) и снять переднее правое колесо вместе с брызговиком.

Метки и снятие нятяжителя ремня навесных агрегатов

Метки грм 1ZZ-FE: метки на шкиве коленчатого вала нужно выставить с нулевой отметкой на крышке газораспределительного механизма. Делается это путем проворачиванием коленвала.

Снимаем ремень генератора (на натяжителе ремня имеется выступ, который необходимо провернуть).

Чтобы снять натяжитель цепи, необходимо поддомкратить 1ZZ (под переднею часть). Не забудьте также демонтировать шпильку, на которой натяжитель крепился, чтобы она не мешала демонтировать крышку ГРМ. Также вынимаем кронштейн опоры двигателя.

Демонтаж насоса помпы, натяжителя цепи и крышки ГРМ

Откручиваем болты крепления насоса антифриза, демонтируем его. После этого нужно застопорить коленчатый вал и снять шкив. Для стопорения вала поставьте автомобиль на передачу(желательно на пятую), и между тормозным диском и суппортом вставьте отвертку или ключ. Тогда болт на шкиве открутиться довольно легко.

Затем можно приступить к снятию крышки газораспределительного механизма: три болта на 12 и восемь болтов на 10, снимаем ДПКВ (датчик положения коленвала) и насос ГУР (гидроусилителя руля).

После — необходимо демонтировать натяжитель цепи ГРМ.

Снятие старой цепи

Для демонтажа старого привода необходимо снять ротор ДПКВ, башмак гидронатяжителя и пару успокоителей. Совместить метки шестерни коленвала и цепи.

После можно приступить к самому снятию: нижнюю звездочку (свободно двигается вперед и назад) выдвинуть вперед, и цепь можно будет снять. Затем демонтируем шестерню системы VVT-i (отворачивая болт муфты и удерживая распредвал) и звезду распределительного вала выпускных клапанов.

На новой цепи, как и на старой, будут нанесены метки ГРМ, их расположение на обеих должно совпадать.

Вся снятые элементы необходимо промыть и очистить от следов герметика, как и поверхности самого 1ZZ-FE.

Слабые места двигателя 1ZZ-FE

  • Блок цилиндров;
  • Головка блока цилиндров.

Слабые места более двигателя 1ZZ-FE подробно…

Блок цилиндров для уменьшения затрат и облегчения производства имеет открытую рубашку охлаждения, соответственно это привело к снижению жесткости его конструкции.

У двигателя 1ZZ-FE вследствие уменьшения диаметра и длины шеек коленчатого вала увеличилась их нагруженность и износ. Масло необходимо менять пораньше, иначе неизбежно закоксовывание поршневых колец. Кольца имеют Т-образную форму, может быть поэтому они начинают стучать раньше.

Можно забыть про замену седел, клапанов из-за одноразовой конструкции головки. Регулировать тепловые зазоры в клапанах тоже не получится, разве что у официальных дилеров. Регулировка клапанов возможна только точным подбором размеров толкателей для обеспечения зазора. Большинство автовладельцев при выявлении проблем с головкой вместо регулировки клапанов у дилера продают свое авто.

Мнения о моторе

Отзывов в интернет-пространстве особенно и не найти. Многие жалуются на повышенный расход масла. Большинство владельцев считают, что агрегат слишком придирчив к нашему топливу. Ремонт – это простая замена двигателя 1ZZ.

Многие отмечают, что после 170 000 км цилиндры выглядят отлично, головки в хорошем состоянии. Также пишут, что и впоследствии с ними проблем нет. Но это уж как повезет.

Проблему с потреблением масла решили в 2005 году, и сейчас с этим никто не сталкивается. В основном проблемный мотор — это контрактный двигатель из Европы от 2002 года выпуска.

После 2005 г. можно свободно лить в двигатель масло, и он будет его потреблять в обыкновенном режиме.

Еще владельцы иногда сталкиваются с шумом. Зачастую эта проблема решается заменой цепи. Клапаны практически не стучат.

двигатель 1ZZ цена

Существует еще такой момент: плавающие обороты. Это вопрос можно решить промывкой блока дроссельной заслонки. Если вы столкнулись с вибрациями, тогда следует проверить подушки мотора сзади. Если не помогло, то остается лишь смирится с этой проблемой.

Как отмечают существующие про двигатель 1ZZ отзывы, нельзя перегревать мотор. Считается, что так можно расплавить или деформировать ГБЦ.

Как утверждают японцы, ремонту эти агрегаты не подлежат. Некоторые сервисы могут предложить гильзовку либо расточку цилиндров. Но официально ремонтом этих моторов никто не занимается.

Еще стоит сказать, что ресурс агрегата невелик. Он составляет лишь 200 тыс. км. Но после 2005 года проблему решили. И получился довольно экономичный, как раз для городских условий двигатель 1ZZ. Отзывы о нем — тому подтверждение.

ремонт двигателя 1ZZ

К примеру, владельцы Cellica с этим мотором считают, что агрегату не хватает динамики. Расход составляет порядка 7 л на 100 км. Двигатель придирчиво относится к горючему. Если рассматривать расход масла, то этот показатель находится на уровне до 2005 года, поэтому и приходится сталкиваться с такой проблемой. Вопрос решается промазыванием прокладки картера герметиком. Но это ненадолго.

Сборка

Устанавливаем на свои места звездочку VVT и выпускного распределительного вала. Затягивая болты незабываем держать ключом распредвалы.


Ставим на место звездочку коленчатого вала и успокоитель цепи. На новой цепи находим две метки расположенные примерно на шесть звеньев друг от друга. Это метки распредвалов. Устанавливаем новую цепь, при этом совмещаем метки распредвалов и метку коленвала.


Ветвь цепи от звездочки выпускного распредвала, через звездочку VVT и до звездочки коленвала должна быть натянута. При этом должны совпасть метки на звездочках распредвалов. Ставим башмак натяжителя. На блоке для него вверху есть специальный паз, который надает ему «вывалится».

Собранная конструкция выглядит так.


Ставим на место крышку ГРМ, предварительно смазав контактирующие поверхности герметикам. Ставим новый натяжитель. Чека обращена вверх. Затягиваем две гайки.


Что бы привести натяжитель в рабочее состояние необходимо: надавить аккуратно наверх башмака натяжителя широкой отверткой до упора, так что бы ни повредить его и отпустить. Если натяжитель разрядился, то при последующим надавливание свободный ход будет очень небольшой. Для уверенности можно согнуть небольшой крючок из проволоки и аккуратно сдвинуть чеку, если сдвинулась, то все в порядке. Ну, или воспользоваться гибкой камерой.


После чего проливаем цепь ГРМ и звезды новым моторным маслом. Проворачиваем коленвал два оборота и проверяем метки на шкиве коленвала и между звездочек распределительных валов. На цепи метки уедут, внимание на них не обращаем, связано это с тем, что количество зубьев на звездочке коленвала меньше количества звеньев цепи ГРМ в разы. Если все метки встали на место, приступаем к окончательной сборке. Ставим на место все детали в порядке обратном снятию.

Заводим автомобиль. Забываем о данной процедуре еще на 160 000 км.

Начнем

Снимаем декоративный пластик и откручиваем четыре болта крепящих модули зажигания. Снимаем модули.


Выворачиваем восемь болтов, две гайки и одну шпильку на 10 клапанной крышки. На фото отсутствует впускной коллектор, так как его сняли для разборки двигателя, вам снимать не надо.


Снимаем клапанную крышку вместе с прокладкой.


Отключаем минусовую клемму аккумулятора. Отсоединяем всю проводку с генератора и откручиваем два болта крепящих его. Снимаем генератор. Фото с тыльной стороны.


Поддомкрачиваем двигатель. Снимаем опору двигателя, выкручиваем три болта на 14. Если два боковых выкручиваются с помощью карданчика без проблем, то третий под блоком АБС …, а так же две гайки и болт на 14 крепление опоры к кронштейну двигателя. Вынуть опору мешает клапан VVT, его аккуратно снимаем. Крепится одним болтом на 10.


Сливаем антифриз с радиатора и блока цилиндров.

Кран на блоке находится под выпускным коллектором. На радиаторе слева, снизу.


Выставляем верхнею мертвую точку.

Снимаем переднее правое колесо и пластиковый брызговик.

Метка на шкиве коленвала должна быть напротив метки «0» на крышке ГРМ.


На звездах распределительных валов две метки друг напротив друга. Если этого не произошло, проворачиваем коленвал на один оборот. Качество фото хромает, поскольку сделано гибкой камерой. По-другому сфотографировать не получается так как мешают трубки кондиционера, АБС и ГУР.


Сымитируем положение на снятых деталях.


На звездочки выпускного распредвала метим звено цепи напротив верхней метки. На звездочке VVT звено напротив длинной метки.


Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов. Ключом на 19 за специальный выступ на автоматическом натяжителя проворачиваем его по часовой стрелки и снимаем ремень. Ослабляем болт крепления натяжителя.


Отворачиваем гайку крепления натяжителя.


Снять натяжитель мешает лонжерон в который упирается болт. Что бы его вытащить придется подданкратить двигатель. Ставим домкрат под переднею часть и на опоре КПП откручиваем гайку и вынимаем болт.


Поднимаем переднею часть двигателя по максимуму и снимаем натяжитель. Так же выворачиваем шпильку, на которой он держался, поскольку она будет мешать снять крышку цепи ГРМ.


Так же, вывернув три болта на 14, вынимаем кронштейн опоры.


Откручиваем шесть болтов на 10 крепления помпы.


Снимаем насос охлаждающей жидкости. Два болта короче остальных, на фото их не вынули. Запоминаем или метим места.


Стопорим коленвал, откручиваем болт и снимаем шкив коленвала. Что бы застопорить коленвал используем простой способ, включаем пятую передачу, в тормозной диск вставляем подходящею по размеру отвертку, так что бы она заклинила его у тормозного суппорта и легким движением руки открутите болт.

Читайте также: