Ремонт мотора вентилятора охлаждения радиатора тойота

Обновлено: 15.05.2024

Ремонт и замена вентилятора охлаждения двигателя на Toyota Camry II (V20)

Ремонт и замена вентилятора радиатора на Тойота Камри 40

Перед тем, как приступать к ремонту, замене, необходимо провести комплексную диагностику с целью определения источника поломки. Часто бывает так, что причина вовсе не в двигателях, а в смежном оборудовании. Изначальное следование по ложному пути не даст ожидаемого положительного результата. От качества диагностики зависит алгоритм последующих действий.

В ходе осмотра особое внимание уделить целостности электрической проводки, контактных плат, корпуса вентиляторов. Все дефекты и поломки заносятся в специальный журнал с целью их систематизации и устранения в последующем

Подготовительный этап: новый оригинальный вентилятор охлаждения, набор автомобильных инструментов, отвёртки, ветошь, новый антифриз (опционально).


4.4. Охлаждающие вентиляторы

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости N1 (4-цилиндровые
модели)

Датчик температуры охлаждающей жидкости N1
(указан стрелкой) расположен в задней части радиатора.

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости N1
(6-цилиндровые модели)

В 6-цилиндровых моделях датчик температуры
охлаждающей жидкости (указан стрелкой) расположен на кожухе термостата.

Основное реле двигателя и реле охлаждающего вентилятора N1 – модель Avalon

А – основное реле двигателя
В – реле охлаждающего вентилятора

Блок реле охлаждающего вентилятора – модель Avalon

Проверка реле

Процесс замены вентиляторов Тойота Камри 40

Несколько слов о ремонте. Его рационально проводить только в том случае, когда отсутствуют повреждения корпуса, трещины, деформации. В противном случае только полная замена новым оборудованием. Восстановить целостность обойдётся на порядок дороже стоимости новых.


Основные этапы замены

  • постановка автомобиля на смотровую яму или вывешивание электрическим подъёмным механизмом;
  • слив антифриза в заранее подготовленную ёмкость;
  • отвинчивание нижних креплений радиатора, корпуса вентиляторов;
  • отсоединение патрубков нижнего контура;
  • в верхней части моторного отсека завершаем демонтаж радиатора, корпуса моторчиков, отсоединяем патрубки;
  • извлекаем радиатор, вентиляторы в сборе.

Проводим работы по профилактике, замене, чистке. При необходимости замеряем сопротивление в контуре электрического питания, обмотках, чтобы удостовериться в работоспособности новых механизмов.

Завершающий этап: сборка и установка на автомобиль Тойота Камри 40, тестирование на работоспособность. При необходимости заменяются изношенные хомуты новыми. От силы прижатия патрубков к фланцам зависит герметизация системы охлаждения.

Решение о замене антифриза принимает моторист, владелец машины, основываясь на цвете жидкости, степени её загрязнения, наличии сторонних примесей, моторного масла.

Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть?

Результат — более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора — дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное — на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают — и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко — явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно — а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат — эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя — ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается — они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее — вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами — схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно — сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат — гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант — на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент — диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено — ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле — уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

Ремонт вентилятора радиатора охлаждения двигателя своими руками

Автомеханики, предлагающие услуги на Юду, имеют большой опыт и профильное образование. Они разбираются в принципе работы электрики автомобиля, поэтому смогут профессионально отремонтировать датчик выключения или авто-печь.

Ремонт двигателя вентилятора охлаждения от профессионалов Юду не займет много времени. Специалисты предлагают комплекс услуг, а также смогут организовать эвакуацию автомобиля в мастерскую.

Вентилятор системы охлаждения двигателя: принцип действия

Прежде всего, нужно разобраться, как работает данное устройство. Так как мы имеем дело с целой совокупностью механизмов и устройств, позволяющих отвести тепло от двигателя в окружающую среду, то это довольно сложная система. В данной статье мы будем вести речь о воздушном охлаждении, а не жидкостном. Вентилятор устанавливается между цилиндрами. Он приводится в действие при помощи клиноременной передачи непосредственно от шкива коленвала.


Принцип работы устройства

Вентилятор охладительной системы – это механизм, который обдувает мотор и радиатор, тем самым выводя лишнее тепло. Устройство имеет шкив, к которому закрепляются 4 или более лопастей. Между лопастями и плоскостью формируется определенный угол, позволяющий более интенсивно нагнетать воздух.

Конструкция оборудования включает привод:

  • механический;
  • электрически;
  • гидромеханический.

Как известно, во время эксплуатации автомобиля при увеличении нагрузки на мотор коленвал вращается быстрее, температура начинает расти. Сам вентилятор охлаждения запускается, когда муфта блокируется. Блокировка гидравлической муфты происходит, когда объем масла в ней изменяется.

При механическом приводе работа осуществляется ременной передачей, следующей от коленвала двигателя. Однако в современных моделях автомобилей этот вид не используется, поскольку для запуска требуется большая мощность.

Электропривод является наиболее распространенным. Его конструкция предполагает наличие двух основных частей – системы управления устройством и самого двигателя для вентилятора. Уровень температуры отслеживается присутствующей системой управления.

Поиск проблемы

Как показывает практика, не всегда так просто отыскать причину неисправности, как это может показаться. Наиболее распространённая неисправность — это несрабатывание в нужное время. То есть двигатель нагрелся до предельной температуры в 95-99 градусов, а устройство не включается. В этом случае нам нужно открыть капот и найти термовыключатель, как правило, он располагается сбоку от радиатора. Его можно заменить или попытаться отремонтировать.

Конечно, поломка термовыключателя — это еще не самое худшее, что может случиться. Выход из строя электродвигателя вентилятора гораздо хуже. Во-первых, ремонт более трудоёмкий, во-вторых, от этого может не быть толку. Но, прежде всего, нужно проверить плавкий предохранитель электродвигателя, так как он мог выйти из строя. Если он в порядке, то попробуйте следующее. Отключаем провода от термовыключателя и соединяем их между собой, включаем зажигание. Вентилятор должен заработать. Таким образом, поломка вызвана не электродвигателем, а выключателем.

Основные неисправности

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.


Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Инструмент для проведения ремонта

Итак, вы проверили всё, перебрали каждый предохранитель и уже дошли до реле, но проблема так и не решилась. Следовательно, вентилятор охлаждения двигателя не работает, нужно снимать и ремонтировать мотор устройства. Для этого нам потребуется наличие минимального набора инструмента. Берём торцевую головку на 10, такая есть практически у каждого в гараже, также потребуется удлинитель, средний или длинный.

Желательно иметь трещотку. Если таковой не имеется, можно взять обычный вороток. Помимо этого, подготовьте ветошь, так как это работа пыльная. Лучше, чтобы под рукой была плоская и крестовая отвёртка, а также набор ключей. Вот, в принципе, и всё, далее можно переходить непосредственно к демонтажу устройства. Кстати, прежде чем приступать к работе, желательно отключить массу АКБ, то есть «минус».

Снимаем вентилятор охлаждения двигателя

После того как у нас есть необходимый инструмент, машина установлена на горизонтальную поверхность, а зажигание выключено, можно приступать к демонтажу. Для начала потребуется полностью отсоединить провода, идущие к вентилятору. Первым делом вытаскиваем штекер мотора, а уже затем провода температурного датчика. Только тут есть один нюанс, отключать нужно оба конца, то есть от датчика и вентилятора.

Дальше вентилятор охлаждения двигателя готов к снятию. Но перед этим нужно открутить все болты. Сначала выкручиваем два из них, те, которые располагаются сверху и снизу, в результате мы получим свободную левую сторону. Что касается правой, то там всего один болт по центру. Следующий шаг: берёмся по центру за вентилятор и тащим на себя, нужно без каких-либо усилий достать его из-под капота.

Почему стоит заказать услуги мастеров через Юду

На Юду вы в короткие сроки найдете специалиста, который профессионально и с гарантией устранит любую неисправность охлаждающей системы. Чтобы заказать услугу мастера, необходимо заполнить заявку на сайте, указав в ней такую информацию:

  • удобное время диагностики и починки
  • приемлемую стоимость
  • марку и модель машины
  • какие проблемы в работе системы (опишите «симптомы» неисправности: перепады температуры, перегрев)
  • требуются ли дополнительные услуги (эвакуация транспорта, замена подшипников, датчиков и другие ремонтные работы, не связанные с охлаждающей системой)
  • уровень квалификации
  • отзывы от предыдущих заказчиков
  • ориентировочные цены на работу (итоговая стоимость будет известна после диагностики машины)
  • портфолио

Опытные представители специализированных центров и частные мастера, публикующие объявления на Юду, работают с авто всех марок. Они найдут подход к любой машине и устранят сложные неполадки в самый короткий срок.

Проверяем электромотор и проводку

В процессе эксплуатации автомобиля провода окисляются, вследствие чего контакт становится хуже. Следовательно, прежде чем что-то менять, нужно посмотреть, в каком состоянии провода. Негодные сразу же нужно поменять или очистить щёткой. Но если проблема всё же остаётся, то придётся проверять электродвигатель вентилятора. Сделать это достаточно просто, сейчас вы узнаете, как.


Если вентилятор охлаждения двигателя не включается, то проделываем следующие манипуляции. Сначала необходимо разъединить штекеры проводов, а затем устанавливается перемычка между контактом чёрно-красного провода и плюсом АКБ. Далее при помощи второй перемычки соединяем клемму коричневого провода и минус аккумуляторной батареи. После этого включаем зажигание, вентилятор должен работать. Если этого не произошло, то имеем неисправный электродвигатель. В этом случае можно попытаться выполнить ремонт, однако это займет много времени, и неизвестно, каким будет результат.

Немного о ремонте

Стоит заметить, что устройство полностью разборное. Следовательно, его замену нужно производить в сборе. Однако в некоторых случаях имеет смысл выполнить самостоятельный ремонт. Например, замкнула обмотка в электродвигателе. Бывают проблемы еще проще, такие как перегоревший предохранитель. Достаточно лишь поменять деталь, и всё будет работать.

Стоит заметить, что вентилятор охлаждения двигателя, цена на который сегодня немаленькая, должен периодически очищаться. После того как мы его снимаем, нужно при помощи щётки чистить от различного рода загрязнений, это способно улучшить его производительность. Так как данное устройство имеет несколько скоростей, то используется специальный резистор, через который подаётся ток. Там есть предохранитель, который довольно часто перегорает, из-за этого, собственно, и может не включаться вентилятор.

Двигатель нагрелся, а вентилятор не включается

Это, пожалуй, наиболее часто возникающая проблема. Об этом мы уже немного сказали в начале статьи, однако тут нужно разобраться более подробно. К примеру, вентилятор охлаждения двигателя «Калина» должен включаться при температуре 99 плюс-минус 2 градуса. Выключаться устройство должно при температуре 92 плюс-минус 2 градуса. Если этого не происходит, например, включается, но не выключается или наоборот, то нужно выполнить ремонт или замену термовыключателя.


Чтобы проверить, в этом ли дело, можно попробовать завести двигатель, дать ему нагреться до рабочей температуры, аккуратно выкрутить крышку расширительного бачка и засунуть туда термометр. Если отметка остановилась между 92 и 99 градусами, то должна включиться первая скорость, если на 99-105, то устройство должно работать на второй скорости. Если были замечены какие-либо отклонения, то, скорее всего, на резисторе сгорел предохранитель.

Ремонт ротора и щёток

Иногда всему виной банальная грязь. В течение многих лет автомобиль эксплуатируется, а его системы не чистятся. В результате мы получаем неисправность. В качестве примера давайте рассмотрим вентилятор охлаждения двигателя ВАЗ-2110. Чтобы выполнить ремонт, нужно отогнуть кожух мотора и посмотреть на общее состояние оборудования. Как правило, требуется замена щёток, что обусловлено средой их эксплуатации. Они быстро изнашиваются, загрязняются и не справляются со своей работой.


Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть?

Результат — более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора — дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное — на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают — и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Ремонт автоэлектрики. Техпомощь.

Электрические вентиляторы системы охлаждения, как правило, установлены за радиатором. На некоторых автомобилях с большими, радиаторами, может быть два вентилятора охлаждения, или может быть отдельный вентилятор для системы кондиционирования воздуха.

Электрический вентилятор системы охлаждения работает только по мере необходимости, чтобы помочь охладить двигатель. Датчик охлаждающей жидкости или отдельный датчик для вентилятора двигателя используется для контроля температуры двигателя. Вентилятор не включается, пока температура двигателя не достигнет нормальной рабочей температуры (90-95 градусов). При повышении температуры двигателя, вентилятор будет включаться, и выключаться, по мере необходимости для поддержания температуры охлаждающей жидкости. Таким образом, вентилятор работает в основном на холостом ходу или на небольшой скорости, для поддержания нормальной рабочей температуры.

ВНИМАНИЕ: электрический вентилятор системы охлаждения может включиться в любой момент, независимо от того, работает двигатель или нет. Знайте об этом, если вы работаете в моторном отсеке и на горячем двигателе. Держите пальцы и инструменты подальше от лопастей вентилятора.

Вы можете услышать работу вентилятора охлаждения, после выключения зажигания после поездки. Это нормально. Но вентилятор должен отключится, по прошествии нескольких минут, когда двигатель остынет. Вентилятор также включается, когда включен кондиционер, чтобы обеспечить дополнительный поток воздуха через радиатор кондиционера, для хорошей работы кондиционера. Это может происходить независимо от температуры двигателя или скорости транспортного средства. Обычно вентилятор не работает, когда транспортное средство находится в движении, набегающего потока воздуха хватает для охлаждения радиатора.

Почему используются электрические вентиляторы охлаждения?

Одна из причин, почему используют именно электрические вентиляторы, а не другие, (механические, с ременным приводом) это экономия топлива и снижение уровня шума вентилятора, особенно на высоких оборотах. Вентилятор с ременным приводом может отбирать до 12 или более лошадиных сил в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки от системы охлаждения.

Управление электрическим вентилятором системы охлаждения.

На старых моделях автомобилей, работа вентилятора обычно управляется датчиком, расположенным в радиаторе или на двигателе. Когда температура охлаждающей жидкости поднимается до точки срабатывания термодатчика, (обычно 85 – 95 градусов) сигнал с датчика подается на реле вентилятора охлаждения двигателя, который включает вентилятор. Вентилятор работает, пока температура охлаждающей жидкости не упадет ниже точки отключения термодатчика. Отдельная цепь вентилятора включается, когда работает кондиционер. В новых автомобилях с компьютеризированным управлением двигателя, работа вентилятора часто регулируется модулем управления вентилятора. Используется цепь датчика температуры двигателя, чтобы определить время работы вентилятора. На некоторых автомобилях, блок управления вентилятором также регулирует скорость вращения вентилятора, в соответствии с температурой двигателя.

Проблемы с вентилятором системы охлаждения

Отказ вентилятора, или выход из строя цепи реле вентилятора или блока управления, серьезная поломка, потому что это может привести к перегреву двигателя.

Четыре детали, которые могут привести к отказу вентилятора системы охлаждения двигателя.

  • Нерабочее термовыключатель или датчик охлаждающей жидкости
  • Неисправное реле вентилятора
  • Проблема с электропроводкой (предохранитель, ослабли или заржавели контакты, короткое замыкание, обрыв проводов и т.д.)
  • Плохой моторчик вентилятора.

Все эти компоненты можно проверить и отремонтировать в нашем автосервисе. Продиагностировать и отремонтировать систему охлаждения, отремонтировать двигатель если возникли проблемы с системой охлаждения. Звоните, приезжайте. Подготовте свою машину к летнему периоду эксплуатации.

Ремонт вентилятора радиатора охлаждения двигателя своими руками

ДЕМОНТАЖ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА

Ну вот и пришел тот день, когда стал отказывать вентилятор радиатора, и что самое интересное ,когда машина в движении срабатывает нормально. Стоит встать в пробку, или просто остановиться с работающим двигателем, как тут же стрелка термометра ползет вверх, и приходится включать печку салона на полную чтобы не перегреть двигатель. Обнаружил это еще по осени ,когда делал смену масла , и промывал двигатель. Оставил его работать , подошло время сливать масло, залезаю в салон ,чтобы загнать машину в гараж, ух ты а температура ОЖ уже критическая. Открыл капот, и вижу что вентилятор не вращается. Первое на что подумал — реле вентилятора, которое стоит на передней панели на полке над радиатором. Старым дедовским способом. Хрясь по панели кулаком, он и заработал. В последствии выяснилось что не реле виновато , а двигатель вентилятора радиатора — попадает в мертвую точку из которой он не может стартовать. На ходу потоком набегающего воздуха крыльчатка вентилятора вращает вал , сдвигая его с мертвой точки.

Немного о конструкции двигателя.

Существует два варианта исполнения двигателей с которыми я столкнулся.

Вариант 1.


Двух коллекторный двигатель.

Этакое чудо. Где один коллектор расположен над другим ,на валу двигателя. Соответственно регулировка скорости вращения вала двигателя осуществляется за счет подачи питающего напряжения либо на обмотку 1 либо на обмотку 2. В этом варианте щеточный узел состоит из 8 щеток , расположенных в двух уровнях на несущей площадке. Каждая пара щеток расположена крест накрест.

Провода подводящие питание на двигатель красного , зеленого (по ним идет + 12 Вольт) и черного (масса) , заделаны напрямую в корпус двигателя.

Вариант 2

Одно коллекторный двигатель

. Соответственно одно скоростной. Первая скорость реализована за счет включения в цепь питания двигателя выносного гасящего керамического сопротивления. Оно закреплено на ребре жесткости решетки вентилятора (показан на фото красной стрелкой). Вторая скорость подключает через реле 100% бортового питания на мотор.

Ремонт моторчика вентилятора охлаждения радиатора

Поломки автомобиля случаются часто, и не всегда водитель может самостоятельно узнать причину в разных ситуациях. В данном случае требуется помощь специалистов, которые смогут провести диагностику, выявить поврежденные механизмы и выполнить качественный ремонт для продолжения эксплуатации транспортного средства.

Среди всех распространенных поломок особое место занимает неисправность вентилятора охлаждения. Чтобы выполнить полноценный ремонт оборудования, нужно не только иметь набор инструментов, но и иметь представление о системе работы механизма. Поскольку не все владельцы транспортных средств знают, как устроены различные детали, лучшим решением является обращение в сервисный в Москве.

Вентилятор системы охлаждения двигателя: принцип действия

Прежде всего, нужно разобраться, как работает данное устройство. Так как мы имеем дело с целой совокупностью механизмов и устройств, позволяющих отвести тепло от двигателя в окружающую среду, то это довольно сложная система. В данной статье мы будем вести речь о воздушном охлаждении, а не жидкостном. Вентилятор устанавливается между цилиндрами. Он приводится в действие при помощи клиноременной передачи непосредственно от шкива коленвала.

вентилятор охлаждения двигателя ВАЗ-2110


Принцип работы вентилятора охлаждения ДВС

В процессе работы двигатель выделяет большое количество тепла, которое необходимо отводить, чтобы агрегат не вышел из строя. Для этого в автомобиле предусмотрена система охлаждения двигателя.

Охлаждающая жидкость циркулирует по небольшим тонким трубкам радиатора. В случаях, когда автомобиль стоит в пробке или движется с маленькой скоростью долгое время, температура жидкости поднимается, и радиатор не может предотвратить перегрев самостоятельно. В этот момент в работу включается вентилятор, который охлаждает нагревшуюся жидкость в радиаторе.

Устройство вентилятора достаточно простое, он объединяет четыре элемента:

  • крыльчатка с четырьмя и более лопастями;
  • привод вентилятора;
  • кожух;
  • блок управления вентилятором.

Вентилятор находится в центре кожуха, который формирует поток воздуха от вентилятора и препятствует его рассеиванию. Размеры лопастей вентилятора и их количество зависят от модели автомобиля. Конструкция вентилятора монтируется на радиатор.

Поиск проблемы

Как показывает практика, не всегда так просто отыскать причину неисправности, как это может показаться. Наиболее распространённая неисправность — это несрабатывание в нужное время. То есть двигатель нагрелся до предельной температуры в 95-99 градусов, а устройство не включается. В этом случае нам нужно открыть капот и найти термовыключатель, как правило, он располагается сбоку от радиатора. Его можно заменить или попытаться отремонтировать.

Конечно, поломка термовыключателя — это еще не самое худшее, что может случиться. Выход из строя электродвигателя вентилятора гораздо хуже. Во-первых, ремонт более трудоёмкий, во-вторых, от этого может не быть толку. Но, прежде всего, нужно проверить плавкий предохранитель электродвигателя, так как он мог выйти из строя. Если он в порядке, то попробуйте следующее. Отключаем провода от термовыключателя и соединяем их между собой, включаем зажигание. Вентилятор должен заработать. Таким образом, поломка вызвана не электродвигателем, а выключателем.

Инструмент для проведения ремонта

Итак, вы проверили всё, перебрали каждый предохранитель и уже дошли до реле, но проблема так и не решилась. Следовательно, вентилятор охлаждения двигателя не работает, нужно снимать и ремонтировать мотор устройства. Для этого нам потребуется наличие минимального набора инструмента. Берём торцевую головку на 10, такая есть практически у каждого в гараже, также потребуется удлинитель, средний или длинный.

Желательно иметь трещотку. Если таковой не имеется, можно взять обычный вороток. Помимо этого, подготовьте ветошь, так как это работа пыльная. Лучше, чтобы под рукой была плоская и крестовая отвёртка, а также набор ключей. Вот, в принципе, и всё, далее можно переходить непосредственно к демонтажу устройства. Кстати, прежде чем приступать к работе, желательно отключить массу АКБ, то есть «минус».

Снимаем вентилятор охлаждения двигателя

После того как у нас есть необходимый инструмент, машина установлена на горизонтальную поверхность, а зажигание выключено, можно приступать к демонтажу. Для начала потребуется полностью отсоединить провода, идущие к вентилятору. Первым делом вытаскиваем штекер мотора, а уже затем провода температурного датчика. Только тут есть один нюанс, отключать нужно оба конца, то есть от датчика и вентилятора.

Дальше вентилятор охлаждения двигателя готов к снятию. Но перед этим нужно открутить все болты. Сначала выкручиваем два из них, те, которые располагаются сверху и снизу, в результате мы получим свободную левую сторону. Что касается правой, то там всего один болт по центру. Следующий шаг: берёмся по центру за вентилятор и тащим на себя, нужно без каких-либо усилий достать его из-под капота.

Типы привода вентилятора радиатора

Привод вентилятора осуществляет его вращение. Привод бывает трех видов:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический.

Самый простой тип — механический. Он представляет собой постоянный привод от коленчатого вала посредством ременной передачи. Запуск вентилятора происходит одновременно с включением двигателя. Стоит принять во внимание, что данный привод снижает мощность мотора, так как тратит много энергии на вращении вентилятора.

В настоящее время такой тип привода вентилятора практически не используется.

У гидромеханического типа привода в отличии от предыдущего, лопасти соединяются со шкивом с помощью муфты (вязкостной или гидравлической).

Вязкостная муфта соединена с коленвалом мотора. Блокировка муфты происходит, если температура силиконовой жидкости, заполняющей муфту, повышается. Это приводит в повышению нагрузки на двигатель. В свою очередь, блокировка муфты способствует включению вентилятора. В гидравлической муфте блокировка происходит за счет изменения объема масла.

Самый распространенный тип привода в современных легковых машинах — электрический. Он состоит из датчика, электронного блока управления двигателем, реле включения двигателя и непосредственно электродвигателя. Датчик фиксирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Если она поднимается выше нормы, датчик передает сигнал в электронный блок управления, который, в свою очередь, его обрабатывает и активирует реле включения вентилятора.

В автомобилях с климат-контролем, обычно находятся два вентилятора, которые обслуживают каждый свой реле включения.

Немного о ремонте

Стоит заметить, что устройство полностью разборное. Следовательно, его замену нужно производить в сборе. Однако в некоторых случаях имеет смысл выполнить самостоятельный ремонт. Например, замкнула обмотка в электродвигателе. Бывают проблемы еще проще, такие как перегоревший предохранитель. Достаточно лишь поменять деталь, и всё будет работать.

Стоит заметить, что вентилятор охлаждения двигателя, цена на который сегодня немаленькая, должен периодически очищаться. После того как мы его снимаем, нужно при помощи щётки чистить от различного рода загрязнений, это способно улучшить его производительность. Так как данное устройство имеет несколько скоростей, то используется специальный резистор, через который подаётся ток. Там есть предохранитель, который довольно часто перегорает, из-за этого, собственно, и может не включаться вентилятор.

Сколько стоят услуги опытных профессионалов Юду

Квалифицированные специалисты, публикующие объявления на Юду, недорого выполнят ремонт вентилятора охлаждения двигателя. Мастера по доступной цене осуществят электронную и механическую диагностику всех регуляторов и датчиков температуры, после чего отремонтируют систему автомобиля.

Стоимость ремонта любой системы охлаждения зависит от таких показателей:

  • срочность и сложность работы
  • тип вентилятора (например, электронный, с вискомуфтой или температурным выключателем)
  • модель и марка автомобиля
  • вид машины (легковое или грузовое авто)
  • тип поломки системы охлаждения (трещины в вентиляторе или повреждения двигателя, разгерметизация трубок, вмятины в бачке)

Также на цену на комплексный ремонт системы охлаждения повлияет необходимость предоставления дополнительных услуг, к ним относятся:

  • электронная и механическая диагностика двигателя
  • замена блока управления
  • проверка правильности работы электроники
  • профессиональная оценка состояния машины перед продажей
  • проточка коленвала
  • установка ГБЦ

Указать приемлемую стоимость устранения неисправности вентилятора охлаждения вы сможете при заполнении заявки на сайте. Данная цена должна соответствовать средним расценкам на диагностику двигателя и установку новой системы охлаждения.

Проверяем электромотор и проводку

В процессе эксплуатации автомобиля провода окисляются, вследствие чего контакт становится хуже. Следовательно, прежде чем что-то менять, нужно посмотреть, в каком состоянии провода. Негодные сразу же нужно поменять или очистить щёткой. Но если проблема всё же остаётся, то придётся проверять электродвигатель вентилятора. Сделать это достаточно просто, сейчас вы узнаете, как.

ремонт вентилятора охлаждения двигателя

Если вентилятор охлаждения двигателя не включается, то проделываем следующие манипуляции. Сначала необходимо разъединить штекеры проводов, а затем устанавливается перемычка между контактом чёрно-красного провода и плюсом АКБ. Далее при помощи второй перемычки соединяем клемму коричневого провода и минус аккумуляторной батареи. После этого включаем зажигание, вентилятор должен работать. Если этого не произошло, то имеем неисправный электродвигатель. В этом случае можно попытаться выполнить ремонт, однако это займет много времени, и неизвестно, каким будет результат.

Двигатель нагрелся, а вентилятор не включается

Это, пожалуй, наиболее часто возникающая проблема. Об этом мы уже немного сказали в начале статьи, однако тут нужно разобраться более подробно. К примеру, вентилятор охлаждения двигателя «Калина» должен включаться при температуре 99 плюс-минус 2 градуса. Выключаться устройство должно при температуре 92 плюс-минус 2 градуса. Если этого не происходит, например, включается, но не выключается или наоборот, то нужно выполнить ремонт или замену термовыключателя.

вентилятор охлаждения двигателя цена

Чтобы проверить, в этом ли дело, можно попробовать завести двигатель, дать ему нагреться до рабочей температуры, аккуратно выкрутить крышку расширительного бачка и засунуть туда термометр. Если отметка остановилась между 92 и 99 градусами, то должна включиться первая скорость, если на 99-105, то устройство должно работать на второй скорости. Если были замечены какие-либо отклонения, то, скорее всего, на резисторе сгорел предохранитель.

Ремонт ротора и щёток

Иногда всему виной банальная грязь. В течение многих лет автомобиль эксплуатируется, а его системы не чистятся. В результате мы получаем неисправность. В качестве примера давайте рассмотрим вентилятор охлаждения двигателя ВАЗ-2110. Чтобы выполнить ремонт, нужно отогнуть кожух мотора и посмотреть на общее состояние оборудования. Как правило, требуется замена щёток, что обусловлено средой их эксплуатации. Они быстро изнашиваются, загрязняются и не справляются со своей работой.

вентилятор охлаждения двигателя не включается


Что касается ротора, то тут вариантов немного. Первым делом нужно проверить, работает ли обмотка. Если всё в порядке, то можно радоваться, нам не придётся его менять. Если же есть обрыв или замыкания, то начинаем перебирать каждый виток и искать, где неполадка. Также нужно очистить всё от грязи, а её там будет, поверьте, немало. Для этого можно использовать щётку по металлу, а также ветошь. Допускается применение растворителей без химически агрессивных компонентов.

Преимущества ремонтных работ от профессионалов Юду

Квалифицированные мастера Юду предлагают конкурентоспособные цены на устранение неисправности охлаждающей системы. Они выполнят диагностику на современном оборудовании, а также быстро определят, почему сломался электродвигатель или вышел из строя предохранитель.

  • специалисты гарантируют индивидуальный подход и высокое качество работы, во время устранения неисправности они всегда используют долговечные детали, качественные смазки и щадящие растворы для очистки двигателей
  • мастера Юду разбираются в устройстве машин, они оперативно устранят поломки охлаждающей системы, а все работы выполнят аккуратно, не повредив при этом корпус авто и внутренние элементы транспорта
  • устранение неисправности вентиляторов от профессионалов Юду стоит недорого, цена формируется исходя из стоимости оригинальных запчастей и марки машины

Обратившись к мастерам Юду, вы будете уверены в том, что во время ремонтных работ используются детали от производителей, а не дешевые аналоги.

Автомеханики, предлагающие услуги на Юду, выполнят ремонт вентилятора охлаждения двигателя быстро и с применением сертифицированного оборудования.

1 Отсоедините провод «массы» от отрицательной клеммы аккумулятора

2 Отсоедините разъем проводки от блока вентиляторов (см. рис. 4.2).


Рис. 4.2. Отсоедините разъем проводки от блока вентиляторов

3 На моделях выпуска до 2000 года вентилятор конденсатора крепится к радиатору одним болтом сверху и двумя болтами снизу, вентилятор системы охлаждения крепится к радиатору двумя болтами сверху и двумя болтами снизу. На моделях выпуска, начиная с 2С01 года, вентилятор конденсатора крепится к радиатору двумя болтами сверху и одним болтом снизу, вентилятор системы охлаждения крепится к радиатору двумя болтами сверху и двумя лепестками снизу.

4 Поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и установите его на страховочные опоры. Действуя снизу автомобиля, снимите нижние защитные кожухи двигателя и отверните нижний болт крепления вентилятора конденсатора. Действуя сверху в моторном отсеке, отверните верхние крепления блока вентилятора к радиатору и выньте поочередно каждый узел вентилятора из моторного отсека вверх (см. рис. 4.4,а-в).



Рис. 4.4,б. Верхние болты крепления вентилятора системы охлаждения; отвернув их, поднимите вентилятор вверх, снимая его с установочных выступов в нижней части радиатора (модели выпуска с 2001 года). На моделях до 2000 года вентилятор крепится к радиатору двумя болтами


5 Удерживая крыльчатку, отверните винты или гайку, крепящие крыльчатку к валу мотора вентилятора (см. рис. 4.5).


Рис. 4.5. Снимите крыльчатку вентилятора с вала мотора

Примечание. Крыльчатка вентилятора системы охлаждения крепится к валу мотора гайкой, крыльчатка вентилятора конденсатора крепится тремя винтами.

6 Отверните крепления и выньте мотор вентилятора из корпуса (см. рис. 4.6).


Рис. 4.6. Отверните винты крепления и выньте мотор вентилятора из корпуса

Ремонт мотора вентилятора охлаждения радиатора тойота

Электровентиляторы радиатора системы охлаждения двигателя снимаем для ремонта или для замены

Подготавливаем автомобиль и устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Сливаем охлаждающую жидкость

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Ослабляем хомут подводящего шланга радиатора, сжав пассатижами отогнутые ушки, сдвигаем хомут по шлангу

И снимаем шланг с патрубка радиатора

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Отсоединяем колодку проводов правого и левого электровентиляторов

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry
Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Отсоединяем три держателя жгута от кожуха электровентиляторов и отводим жгут проводов в сторону

Сжимая лепестки фиксатора, освобождаем три крепления кожуха электровентиляторов к верхнему бачку радиатора

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Снимаем кожух с электровентиляторами

Снятие электродвигателей вентиляторов

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry
Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Отсоединяем колодку проводов, поддев отверткой, от кожуха электровентиляторов

Освобождаем жгут проводов электродвигателя из держателей на кожухе

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Снятие и установка вентиляторов охлаждения двигателя Toyota Camry

Выкручиваем два болта крепления и снимаем теплозащитный экран электродвигателя

Тойота Королла Аурис Снятие и установка электродвигателей вентиляторов радиатора системы охлаждения двигателя Toyota Corolla Auris

Вам потребуются: ключи «на 7», TORX Т30, торцовая головка «на 10», торцовая головка «на 12», пассатижи, отвертки с плоским и крестообразным лезвием.
1. Снимите электровентиляторы радиатора системы охлаждения двигателя в сборе с кожухом (см. Снятие и установка радиатора системы охлаждения).

Снятие и установка электродвигателей вентиляторов радиатора системы охлаждения двигателя Тойота Королла 10 Аурис

2. Отсоедините колодку жгута проводов от ЭБУ вентилятора системы охлаждения.

Снятие и установка электродвигателей вентиляторов радиатора системы охлаждения двигателя Тойота Королла 10 Аурис

3. Освободите жгут проводов электродвигателя из двух держателей на кожухе.

Снятие и установка электродвигателей вентиляторов радиатора системы охлаждения двигателя Тойота Королла 10 Аурис

4. Отверните гайку крепления крыльчатки электровентилятора и снимите её с вала электродвигателя.

Снятие и установка электродвигателей вентиляторов радиатора системы охлаждения двигателя Тойота Королла 10 Аурис

5. Выверните три винта крепления и снимите электродвигатель с кожуха.
6. Установите электродвигатель в порядке, обратном снятию.

Ремонт мотора вентилятора охлаждения радиатора тойота

Ремонт вентилятора охлаждения двигателя

Ремонт двигателя автомобиля, зачастую долгий и дорогостоящий процесс. Всё зависит от сложности поломки. Многие автомобилисты предпочитают проводить ремонт сами. Благо найти детали, например, для машин отечественного производства, не сложно. Но для иномарок детали часто приходится заказывать отдельно и какое-то время ждать пока их доставят.

Поломка вентилятора охлаждения двигателя серьёзная проблема. Если вовремя заметить, что вентилятор перестал подавать холодный воздух, то можно обойтись, как говорится «малой кровью». Если же поломка произошла в пути и двигатель «закипел» - это намного хуже. Ведь в этом случае до СТО или до гаража добираться придётся «рывками», на средних оборотах и постоянно проверять лампочку перегрева.

Причин неисправности этого элемента двигателя могут быть разные. Если Вы доехали до станции техобслуживания и Вам сразу предложили заменить вентилятор, не спешите выкладывать деньги. Замена деталей всегда выгодна владельцам СТО, но не всегда Вам.

Прежде всего, проверьте термовыключатель. Это делается следующим образом:

· Включите двигатель и дайте ему нагреться;

· Выпустите излишки пара из расширительного бачка;

· Проверьте температуру. Вентилятор должен включиться при температуре двигателя 92-97 С.

Если включения вентилятора не произошло, попробуйте соединить провода термовыключателя и завести двигатель, вентилятор должен сработать. Если этого не произошло, попробуйте заменить термовыключатель.

Это одна из причин поломки, но самая распространённая – это грязь. Когда внутри электродвигателя скапливается большое количество грязи, она превращается в некую твёрдую массу и блокирует работу. Вообще-то считается, что ремонт вентилятора охлаждения двигателя невозможен. Как показывает практика - это не так. Процесс сложный чисто технически.

Первое с чего следует начать – это снять собственно вентилятор. На различных автомобилях эта процедура проходит по-разному. Кому-то приходиться снимать бампер, но можно и сверху достать. Сначала отключаем вентилятор от питания. На разъёме установлен утапливаемый фиксатор, поэтому придётся повозиться.

Второе. Когда разъём отсоединён – необходимо, собственно, снять сам вентилятор. Откручиваем два винта, на которых крепится рама вентилятора: первый по центру, второй чуть ниже справа. Самое главное не уронить вентилятор в процессе доставания, а то потом можно долго его искать.

Третье. Снимаете крыльчатку, предварительно скрутив гайку крепления. Потом откручиваете три самореза, которые прикрепляют электродвигатель к основе. Теперь, когда двигатель у нас в руках можно приступать к попытке его починить.

Ремонт вентилятора охлаждения двигателя операция не из простых так, что нужно набраться терпения. Электродвигатели такого типа считаются не разборными, поэтому производители настаивают на замене. Но аккуратно разобрать эту конструкцию всё же можно. Двигатель, обычно состоит из двух частей скрепленных между собой или заклёпками, или подклиненной в нескольких местах «юбки». Всё это зависит от маркировки. Дальше сминаем осторожно заклёпки, или заранее пометив места стыка «расклиниваем юбку». Осторожно снимаем защитный кожух с вала.

Именно в этот момент становится ясно, что обилие грязи просто зафиксировало «щётки» и не даёт нормально работать электродвигателю. Прочищаем внутренности двигателя и можно промыть бензином и протереть насухо. Все трущиеся детали следует хорошенько смазать, а в подшипник залить машинного масла. Самое сложное вроде бы позади, но не тут-то было. Самое сложное – это собрать всё на место, но если возможно разобрать, то можно и собрать.

После того как всё установлено на свои места ремонт вентилятора охлаждения двигателя можно считать завершённым. Подключив его к аккумуляторной батарее проверяем работоспособность и убедившись, что всё в порядке водворяем на место.

Любая поломка автомобиля – это серьёзный удар по кошельку, но не стоит сразу доверять дилерам, пытающимся склонить нас к агрегатному ремонту. На самом деле, очень многим деталям, при определённой сноровке, можно подарить вторую жизнь и работать они, при хорошем уходе, будут ещё долго.

Читайте также: