Ремонт тройного защитного клапана камаз

Обновлено: 24.04.2024

Ремонт, обслуживание и устройство тройного защитного клапана КАМАЗ

Тройной защитный клапан КАМАЗ

Тройной защитный клапан КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 9.12)
1 — тройной защитный клапан в сборе; 2 — болт; 3, 22 — шайбы пружинные; 4, 6—гайки; 5 — кронштейн; 7,18 — шайбы; 8 — болт; 9 — мембрана; 10 — толкатель; 11, 17, 28 - пружины; 12 — клапан в сборе; 13 — заклепка; 14 — табличка; 15 — корпус; 16 — клапан; 19 — кольцо; 20, 29 — направляющие; 21 — упорное кольцо; 23, 25 — винты; 24 — защитный колпачок; 26 — крышка; 27 — тарелка пружины

Детали клапана промывают в моечной установке, обдувают сжатым воздухом и проверяют их техническое состояние. Трещины и сколы на рабочих поверхностях деталей не допускаются. Детали 9,11, 12, 16. 22, 25, 27. 29 рекомендуется заменить независимо от их технического состояния. Резьбовые отверстия М6х1,5, M16x1,5 и М22х1,5 выравнивают с торцевой стороны, а резьбы прочищают метчиком.
При сборке закрепляют корпус клапана в тисках с мягкими губками и устанавливают в корпус 15 клапаны 16, пружины 17, шайбы 18, направляющие 20, упорные кольца 21, клапаны 12, пружины 11, толкатели 10, диафрагмы 9, направляющие 29, пружины 28, тарелки 27, защитные колпачки 24. Перед установкой рабочие поверхности направляющих, пружин клапанов и толкателей покрывают смазкой ЦИАТИМ-221.
На корпус 15 клапана устанавливают крышки 26, вкручивают винты 23 с шайбами 22, вкручивают регулировочные винты 25 на глубину 9 мм. Перед сборкой винты покрывают уплотняющим составом УГ-2.
Перевернув корпус 15 клапана в тисках, выполняют указанные работы с другой его стороны.
Завершив сборку, проводят испытание клапана на работоспособность и герметичность. Для этого подключают клапан 1 по схеме, приведенной на рис. 9.13, и снимают защитные колпачки.

Схема подключения тройного защитного клапана к стенду КАМАЗ

Схема подключения тройного защитного клапана к стенду КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 9.13)
1 — тройной защитный клапан; 2, 5, 7, 9, 10 — краны; 3 — редуктор; 4, 6, 8, 11 — манометры

При регулировке работы контуров I и II (рис. 9.14) включают кран 2 (см. рис. 9.13) и устанавливают с помощью редуктора 3 на манометре 4 давление 549,4 кПа (5,6 кгс/см 2 ). Медленно выкручивают регулировочный винт А (см. рис. 9.14) до тех пор, пока манометр 6 (см. рис. 9.13) не начнет показывать давление. Затем медленно выкручивают регулировочный винт С (см. рис. 9.14) до тех пор, пока не начнет показывать давление манометр 11 (см. рис. 9.13).

Расположение контуров и регулировочных винтов тройного защитного клапана КАМАЗ

Расположение контуров и регулировочных винтов тройного защитного клапана КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 9.14)
I — III номера контуров: А, В, С — регулировочные винты

Для проверки работы контуров I и II (см. рис. 9.14) следует выключить кран 2 (см. рис. 9.13), включить и выключить краны 7 и 10, затем включить кран 2. Манометры 6 и 11 должны начать показывать давление при изменении с помощью редуктора 3 на манометре 4 давления в пределах 539,6. 559 кПа (5,5. 5,7 кгс/см 2 ).

При регулировке работы контура III (см. рис. 9.14) устанавливают с помощью редуктора 3 (см. рис. 9.13) на манометре 4 давление 499,8 кПа (5,1 кгс/см 2 ). Выключив кран 2, включают и выключают краны 7 и 10. Затем включают кран 5 и медленно выкручивают регулировочный винт В (см. рис. 9.14) до тех пор, пока манометр 8 (см. рис. 9.13) не начнет показывать давление.
Для проверки работы контура III (см. рис. 9.14) следует выключить кран 5 (см. рис. 9.13), включить и выключить краны 7 и 9. При включении крана 5 манометр 8 должен начинать показывать давление при изменении с помощью редуктора 3 на манометре 6 давления в пределах 490. 509,6 кПа (5,0. 5,2 кгс/см 2 ). Выключив кран 5, включают кран 2 и устанавливают с помощью редуктора 3 на манометре 4 давление 716,1 кПа (7,3 кгс/см 2 ). Давление на манометрах 6, 11 и 8 должно стать равным давлению на манометре 4. При выключении крана 9 давление на манометрах 6,11 и 8 не должно падать. При включении кранов 7 и 10 давление не должно падать на манометре 8.
Выключив краны 7 и 9, включают кран 2. Затем включают краны 7 и 9, выключают кран 2. При этом на манометре 11 давление не должно упасть ниже 442 кПа (4,5 кгс/см 2 ).
Выключив краны 7 и 9, включают кран 2. Затем включают краны 8 и 10, выключают кран 2. При этом на манометре 6 давление не должно упасть ниже 442 кПа (4,5 кгс/см 2 ).
При испытании не должно быть утечки воздуха из клапана, которую проверяют мыльным раствором. По окончании испытаний на клапан устанавливают защитные колпачки 24 (см. рис. 9.12).

Ремонт тройного защитного клапана камаз

Тройной защитный клапан

Тройной защитный клапан (рис. 1) распределяет воздух, поступающий из компрессора, по трем контурам. Назначение клапана:

· автоматическое отключение одного из контуров в случае его повреждения или нарушения его герметичности и сохранение сжатого воздуха в остальных контурах;

· сохранение сжатого воздуха во всех контурах в случае повреждения или нарушения герметичности питающей магистрали;

· питание дополнительного контура от двух основных контуров, пока давление не снизится до заданного уровня.


Рисунок 1 – Тройной защитный клапан:

13 – корпус; 14 – колпак; 15, 24 и 27 – клапаны; 16, 22 и 29 – опорные диски; 17, 21 и 30 – пружины; 18 – заглушка; 19 – регулировочный винт; 20, 23 и 28 – мембраны; 25 и 26 – перепускные клапана

Сжатый воздух из компрессора через вывод III поступает в полости А и Б и при возрастании давления до 0,52 МПа открывает клапаны 15 и 24, преодолевая сопротивление пружин 17 и 21 и прогибая мембраны, поступает через выводы IV и V соответственно в контуры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа, колес задней тележки и прицепа. В это же время сжатый воздух открывает перепускные клапаны 25 и 26, поступает в полость В и при давлении 0,51 МПа, открыв клапан 27, проходит через вывод VI в контур системы растормаживания.

При разгерметизации одного из контуров давление в связанной с ним полости защитного клапана уменьшается и под действием пружины клапан соответствующего контура закрывается. Для того чтобы открыть клапан неисправного контура, потребуется большее давление поступающего из компрессора воздуха, чем для открытия клапанов исправных контуров. Это объясняется тем, что на мембраны исправных контуров воздействует сжатый воздух из ресиверов и из компрессора, а клапан неисправного контура открывается только под действием воздуха, поступающего из компрессора. В негерметичный контур, таким образом, воздух может поступить только при значительном повышении давления. В этом случае он срабатывает как предохранительный клапан, выпустив часть воздуха в атмосферу, т. е. в герметичных контурах будет поддерживаться давление не больше того, при котором открывается клапан неисправного контура (до 0,52 МПа).

Если разгерметизируется линия, идущая от компрессора, то клапаны 15, 24 и 27 закроются под действием пружин 17, 21 и 30 и в контурах сохранится имеющееся в них давление.

Ремонт тройного защитного клапана камаз

Тройной защитный клапан (рис.1) выполняет следующие функции:

- разделяет воздушную магистраль, идущую от компрессора, на два основных и один дополнительный контур;

- автоматически отключает один из контуров в случае повреждения или нарушения его герметичности; поддерживает давление сжатого воздуха в неповрежденных контурах и обеспечивает их пополнение воздухом от компрессора;

Тройной защитный клапан Камаз

- сохраняет герметичность во всех неповрежденных контурах при повреждении или нарушении герметичности подводящей магистрали; питает дополнительный контур от обоих основных контуров.

Разборка и сборка клапана

Для разборки тройного защитного клапана его надо зажать в тиски с мягкими губками за крепежные бобышки, ослабить винты 19 крепления верхних защитных крышек 2, а затем, придерживая их рукой, отвернуть винты 19 и снять одну, а затем другую крышки.

В случае, если защитные крышки не снимаются сами под действием пружин 21, допускается легкое постукивание по ним медным или деревянным молотком.

Остальные детали клапанов 3 и мембрана 6 легко вынимаются из корпуса

Тройной защитный клапан тормозов Камаз

Для разборки клапана дополнительного контура корпус 1 надо перевернуть в тисках на 180° и зажать.

Затем отвернуть винты, снять крышку 11 и вынуть клапан 8 с пружиной 14, направляющей 13, тарелкой 15 и мембраной 9.

Обратные клапаны 7 вынимают из корпуса 1 после демонтажа специальными круглогубцами упорного кольца 17.

На поверхности корпусных деталей не допускается наличие трещин, волосовин и других заметных глазом дефектов.

Детали надо очистить от ржавчины и пригара. Все резиновые детали необходимо заменить на новые.

Порядок сборки тройного защитного клапана обратный разборке.

Сборку клапанов, резиновых уплотнительных колец и других резиновых деталей надо производить осторожно, не допуская их повреждения. Наличие на поверхности этих деталей рисок, порезов и других дефектов не допускается.

Регулировочные винты 5 перед регулировкой при сборке нужно завернуть в крышки на глубину 9 мм от верхней плоскости крышек.

Регулировка и проверка тройного защитного клапана

Установить тройкой защитный клапан на испытательный стенд и подключить по схеме, показанной на (рис. 3). Затем трижды подать и выпустить воздух в вывод 1 под давлением 0,75 МПа.

Схема подключения на испытательном стенде тройного защитного клапана

Отрегулировать давление перепуска основных контуров, для чего подать в вывод 1 воздух под давлением 0,56 МПа, далее постепенно вывинчивать регулировочный винт 5 (см. рис.1) сначала водном контуре до появления давления в выводе 21 затем в другом контуре до появления давления в выводе 22.

Для регулировки давления в дополнительном контуре надо подать воздух в вывод 21 или 22 под давлением 0,51 МПа и постепенно выворачивать регулировочный винт дополнительного контура до появления давления в выводе 23.

После регулировки тройного защитного клапана нужно зафиксировать регулировочные винты 5 краской и закрыть их резиновыми заглушками 4.

Для проверки герметичности тройного защитного клапана надо подать воздух в вывод 1 под давлением 075 МПа. давление в выводах 21, 22 и 23 должно стать равным давлению в выводе 1 .

Выпустить воздух из вывода 1 и при этом давление в выводах 21, 22 и 23 не должно падать. Затем выпустить воздух из выводов 21 или 22 и при этом давление в выводе 23, 21 или 22 не должно падать.

Далее надо вновь установить, давление 0,75 МПа в выводах 1 , 21, 22 и 23 и выпустить воздух из вывода 23, при этом давление в выводах 1 , 21 и 22 не должно упасть ниже 0,42 МПа.

Думаю эта запись будет не только интересной, но и полезной. После покраски рамы-приступили к ремонту тормозной системы, как я уже писал раньше с рамы были демонтированы все краны, ресиверы, а так же все трубки, конденсационный, и ресиверы задней секции тормозов до этого стояли сверху на раме, а на месте, где они должны стоять с завода-стоял дополнительный бак, бак был успешно демонтирован а на разборке куплен почти новый кронштейн ресиверов, редко когда можно встретить на разборке кронштейн в нормальном состоянии (обычно все или гнилые, или вареные), кронштейн вычистили, по грунтовали и покрасили, места, куда должны ложится ресиверы-обклеили еврорубероидом, установили ресиверы, и вернули все это дело на свое законное заводское место-сбоку с права на раму. Дальше установили на раму новый ГТК который я покупал когда забирал КамАЗ, новый ускоритель, клапана двойной и тройной защиты, вернули на свое место РВД, и самое главное-установили воздухоосушитель WABCO. До этого на машине заводской осушитель воздуха отсутствовал. Для осушителя пришлось сделать самодельный кронштейн опять таки с пластины толщиной 6 мм. А дальше началось самое интересное, теперь нужно было все правильно подключить, по началу мне казалось, что подключить тормозную систему заново-это не реально, ведь тормозная система автомобиля КамАЗ-довольно сложная, но посоветовавшись со своим товарищем, который всю свою жизнь присвятил ремонту тормозных систем автомобилей ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ в АТП, пересмотрев много видео на ютубе у Шамиля на канале Восемь атмосфер я приступил к подключению всего этого чуда. Трубки в раме-полиамид, под трубки ставил резиновые колечка, разводку по раме делал так, как мне нравилось ссылаясь на заводские схемы и советы моего товарища. возможно кому-то будет полезным-нарисовал свою схему разводки, тормозную систему упростил, выкинул КУТП, т. к. КамАЗ пока что будет работать без прицепа, выкинул двухмагистральный клапан (кнопку аварийного растормаживания решил тоже не подключать) клапан одинарной защиты, регулятор тормозных сил, после того все красиво увязал с помощью стяжек. Осталось завести в кабину ручник и подключить блокировку и заменить трубки на манометры самое главное-что он начал накачивать воздух)) Ну как говорится дальше-больше)))

Основные неисправности

Пневмосистема имеет значительную утечку сжатого воздуха.

Заменить шланги и трубопроводы.

Заменить поврежденные детали.

2. Часто срабатывает регулятор давления при заполненной пневмосистеме.

Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до блока защитных клапанов

Заменить шланги и трубопроводы.

Заменить поврежденные детали.

3. Ресиверы пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает)

Неправильно отрегулирован регулятор давления.

Отрегулировать регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости заменить регулятор.

Перекрыто проходное сечение трубопроводов от регулятора давления до блока защитных клапанов.

Удалить заглушку и посторонние предметы, продуйте трубопровод сжатым воздухом.

4. Не заполняются ресиверы IIIи IVконтуров

Неисправен тройной защитный клапан

Заменить неисправный аппарат.

Засорены питающиеся трубопроводы.

Деформация корпуса двойного защитного клапана из-за перетяжки крепления клапана к лонжерону рамы.

Удалить посторонние предметы из трубопровода.

Привести в соответствие затяжку крепления двойного защитного клапана к лонжерону рамы.

5. Не заполняются ресиверы Iи II контуров

Неисправен тройной защитный клапан.

Заменить неисправный аппарат

Тройной защитный клапан плотно прижат к лонжерону рамы

Удалить посторонние предметы.

При отсутствии зазора увеличить длину проставок крепления двойного защитного клапана.

6. Давление в ресиверах Iи IIконтуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления.

Неисправен двухстрелочный манометр

Заменить двухстрелочный манометр

Неправильно отрегулирован регулятор давления.

Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить.

7. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом при полностью нажатой тормозной педали.

Неисправен тормозной кран.

Заменить тормозной кран.

Загрязнение полости под резиновым чехлом рычага привода двухсекционного тормозного крана. Чехол порван или снят с посадочного места.

Наличие значительной утечки сжатого воздуха в магистрали IиII контуров после тормозного крана.

Не отрегулирован привод тормозного крана

Неправильная установка привода регулятора тормозных сил

Неисправен клапан ограничения давления.

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину (40мм)

Очистить от грязи полости под чехлом. При необходимости заменить чехол.

Заменить шланги и трубопроводы.

Заменить поврежденные детали.

Отрегулировать привод тормозного крана.

Отрегулировать установку регулятора тормозных сил или заменить его.

Заменить клапан ограничения давления.

Отрегулировать ход штоков

8. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночным, запасным тормозами

Неисправны: ускорительный клапан; кран стояночного тормоза; кран аварийного растормаживания.

Засорены трубопроводы или шланги III контура

Заменить неисправный тормозной аппарат

Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените на исправные

Неисправны пружинные энергоаккумуляторы

Замените неисправные тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину(40 мм)

Отрегулируйте ход штоков

9. При нажатии на тормозную педаль или при включении стояночного тормоза фонари стоп-сигнала не загораются.

Устройство автомобилей

Многоконтурные тормозные приводы характеризуются автономностью каждого контура, что проявляется в сохранении их работоспособности при разгерметизации или выходе из строя одного или нескольких контуров, входящих в привод.
В пневматических многоконтурных приводах автономность контуров осуществляется посредством защитных клапанов – тройного, двойного и одинарного.

Двойной защитный клапан

Двойной защитный клапан (рис. 1, а) служит для распределения поступающего из компрессора сжатого воздуха по двум контурам и поддержания давления в одном контуре при повреждении другого. Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, поступает в центральную полость и, отжав два плоских клапана, через вывод проходит в контур вспомогательной тормозной системы, и одновременно, через другой вывод – в контур стояночной и запасной систем тягача и прицепа.

Если в одном из контуров, например, соединенным с правым выводом, произошла утечка воздуха, то центральный поршень вместе с правым пластинчатым клапаном под действием давления воздуха в левом выводе переместится вправо и прижмется к к упорному поршню (клапан при этом остается закрытым).
Как только давление в центральной полости будет больше усилия пружины первого упорно поршня, правый пластинчатый клапан отойдет от центрального поршня и избыточный воздух выйдет в негерметичный контур.
То же самое произойдет в случае повышенного расхода воздуха в одном из контуров. При повреждении одного из контуров двойной защитный клапан поддерживает в другом контуре давление 0,52…0,54 МПа.

Тройной защитный клапан

Тройной защитный клапан (рис. 1, в) распределяет воздух, поступающий из компрессора, по трем автономным контурам и, при повреждении одного из них, сохраняет давление в исправных контурах.

защитные клапаны пневмосистемы автомобиля КамАЗ

Сжатый воздух из компрессора поступает в левую и правую полости и при возрастании давления до 0,52 МПа открывает левый и правый клапаны, преодолевая сопротивление своих пружин. Прогибая левую и правую мембраны, сжатый воздух поступает через выводы в контуры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа, а также колес задней тележки и прицепа.
В то же время сжатый воздух открывает левый и правый перепускные клапаны, поступает в центральную полость и при давлении 0,51 МПа, открыв центральный клапан, проходит через вывод в контур системы растормаживания.

При разгерметизации одного из контуров давление в связанной с ним полости защитного клапана уменьшится и под действием пружины клапан поврежденного контура закроется.

Если разгерметизируется питающая магистраль, идущая от компрессора, то все клапаны закроются под действием своих пружин и в контурах сохранится имеющееся в них давление.

Одинарный защитный клапан

Одинарный защитный клапан (рис. 2) служит для соединения двух контуров тормозной системы и обеспечения их независимо работы. В его функции входит сохранение давления в ресивере тягача при аварийном падении давления в магистрали прицепа, и предохранения прицепа от самопроизвольного затормаживания при внезапном падении давления в ресивере тягача.

одинарный защитный клапан пневмосистемы автомобиля КамАЗ

При давлении 0,55 МПа сжатый воздух, поступающий через входной канал, преодолевая сопротивление возвратной пружины поршня, поднимает мембрану и проходит в выходной канал, а оттуда через обратный клапан поступает в питающую магистраль прицепа.

При падении давления в входном канале ниже 0,545 МПа возвратная пружина поршня возвращает мембрану на место. Обратный клапан не позволяет сжатому воздуху из питающей магистрали попасть в выходной канал под мембрану.

Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:

  1. Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
  2. Запасная
  3. Стояночная
  4. Вспомогательная

Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ

  1. Компрессор
  2. Тормозная камера передних колес
  3. Клапан контрольного вывода
  4. Клапан ограничения давления
  5. Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
  6. Кран вспомогательной тормозной системы
  7. Воздухораспределитель
  8. Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
  9. Ресивер тормозной рабочей системы
  10. Конденсационный рессивер
  11. Ресивер тормозной рабочей системы
  12. Кран для слива конденсата
  13. Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
  14. Тройной защитный клапан
  15. Ручной кран стояночной тормозной системы
  16. Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
  17. Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
  18. Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
  19. Двойной защитный клапан
  20. Регулятор давления
  21. Предохранитель от замерзания
  22. Ресивер стояночной тормозной системы
  23. Ресивер вспомогательной системы
  24. Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
  25. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
  26. Одинарный защитный клапан
  27. Ускорительный клапан
  28. Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
  29. Клапан быстрого растормажмивания
  30. Регулятор тормозных сил
  31. Двухмагистральный перепускной клапан
  32. Соединительная головка управляющей магистрали
  33. Соединительная головка питающей магистрали

Контур I (контур тормозов передней оси)

  • Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
  • Тройной защитный клапан
  • Двухстрелочный манометр
  • Клапан ограничения давления
  • Клапан контрольного вывода
  • Нижняя секция тормозного крана
  • Две тормозные камеры (тип 24)
  • Прочие механизмы, шланги и трубопроводы

Контур II (контур тормозов задней тележки)

  • Верхняя секция тормозного крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
  • Двухстрелочный манометр
  • Четыре тормозные камеры (тип 20)
  • Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
  • Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)

Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)

  • Двойной защитный клапан
  • Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
  • Ускорительный клапан
  • Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
  • Одинарный защитный клапан
  • Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
  • Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
  • Три разобщительных крана трёх соединительных головок
  • Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
  • Двухпроводной привод тормозов прицепа
  • Шланги и трубопроводы
  1. Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
  2. Ускорительный клапан
  3. Ресивер
  4. Клапан двухмагистральный
  5. Клапан контрольного вывода
  6. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором

Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)

  • Пневматический кран
  • Часть двойного защитного клапана
  • Два цилиндра привода заслонок
  • Пневмоэлектрический датчик
  • Цилиндр привода рычага останова двигателя
  • Трубопроводы и шланги
  1. Кран включения вспомогательного тормоза
  2. Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
  3. Заслонка
  4. Корпус заслонки

Контур V (контур аварийного растормаживания)

  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Пневматический крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Трубопроводы и шланги

Как работает пневматический привод тормозных систем

Работа привода рабочей тормозной системы

Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерза­ния поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.

Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а за­тем ресиверы остальных контуров.

Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные меха­низмы колес передней оси. Из верхней секции крана че­рез регулятор тормозных сил воздух подается в тормоз­ные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным маги­стралям воздух поступает к клапану управления тор­мозами прицепа с двухпроводным приводом.

Работа привода запасной тормозной системы

Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивно­стью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

При повороте крана из управляющей магистрали уско­рительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с тор­можением автомобиля притормаживается прицеп или полу­прицеп.

Работа привода стояночной тормозной системы

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормоз­ного крана в заднее фиксиро­ванное положение. При этом, воздух из управляющей ма­гистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоакку­муляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и сред­него мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпровод­ным приводом.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тор­мозного крана следует установить в переднее фиксиро­ванное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растор­маживается.

В случае аварийного падения давления в контуре при­вода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользо­ваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.

Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растор­мозить с помощью устройств для механического расторма­живания, которые встроены в цилиндры пружинных энер­гоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшип­ник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толка­тель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.

Работа привода вспомогательной тормозной системы

При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжа­тый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива пре­кратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.

Контакты пневмоэлектрического датчика, установ­ленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществ­ляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.

Ремонт тройного защитного клапана камаз

Мл. сержант

Репутация: 3

Тройной защитный клапан КамАЗ

Тройной защитный клапан направляет поток сжатого воздуха в три контура и сохраняет неизменным давление в них при повреждении одного из контуров.

Сжатый воздух от компрессора через ввод корпуса поступает в полости под клапанами 3 и 12. При этом кла­паны преодолевают усилие уравновешивающих пружин 5 и 9, которые через диски 4 и 10 воздействуют на диафрагмы 8 и 11 и открываются. Сжатый воздух через два вывода направляется в баллоны контура привода тормозных ме­ханизмов колес передней оси и контура привода тормоз­ных механизмов колес задней тележки. Одновременно с наполнением воздушных баллонов открываются кла­паны 13 и 14, и воздух поступает в полость над клапаном 15. При достижении определенного давления клапан 15, преодолевая усилие пружины 18, открывается, и воздух заполняет контур аварийного растормаживания стояноч­ного тормоза.

Тройной защитный клапан КамАЗ


Рис. 104. Тройной защитный клапан:

1 — корпус; 2 — колпак; 3, 12 и 15 — магистральные клапаны; 4, 10,17 — опорные диски; 5, 9 и 18 — пружины; 6 — заглушка; 7 — регулировочный винт; 8, 11 и 16 — диафрагмы; 13 и 14 — клапаны.

Клапаны 3 и 12 открываются при давлении 5,2 кгс/см2, а клапан 15 — при давлении 5,1 кгс/см2. Предварительное усилие пружин, воздействующих через диски и диафрагмы, клапаны, регулируют винтами 7. Между диафрагмами и клапанами установлены буферные пружины.

При исправных контурах пневмопривода диафрагмы 8, 11 и 16 прогибаются под действием давления воздуха, по­ступающего под клапаны и находящегося в баллонах. Поэтому клапаны открываются даже и тогда, когда давле­ние в полостях под ними ниже указанного.

В случае выхода из строя одного из контуров давление во внутренних полостях корпуса клапана уменьшается, и под действием пружин все клапаны закрываются. Но поскольку в полости вод клапаны продолжает поступать воздух от компрессора, а на диафрагмы воздействует сжа­тый воздух, проходящий из исправных контуров, клапаны, через которые пополняются воздухом исправные контуры, открываются при давлении, меньшем, чем давление откры­тия клапана в неисправном контуре.

При выходе из строя магистрали, идущей от компрес­сора, клапаны под действием оружия закрываются, и дав­ление в контурах пневмопривода сохраняется.

Пневматический привод тормозов автомобилей КамАЗ

Пневматический привод тормозов автомобилей КамАЗ включает в себя компрессор 10 ( рис. 132 ), регулятор 12 давления, предохранитель 14 от замерзания, двойной 20 и тройной 19 защитные клапаны и пять независимых пневмоконтуров привода тормозных механизмов:

  • рабочей тормозной системы передних колес;
  • рабочей тормозной системы колес среднего и заднего мостов;
  • стояночной и запасной тормозных систем, а также колес прицепа или полуприцепа;
  • вспомогательной тормозной системы и системы питания сжатым воздухом других потребителей;
  • аварийного растормаживания стояночной тормозной системы.

Рис. 132. Схема пневмопривода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ: 1 - передняя тормозная камера; 2 — клапан контрольного вывода; 3 — звуковой сигнал; 4 — контрольная лампа; 5 — двухстрелочный манометр; 6 — кран растормаживания стояночного тормоза; 7 — кран стояночного тормоза; 8 кран вспомогательного тормоза; 9— клапан ограничения давления; 10— компрессор; 11 —пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 12 — регулятор давления; 13 — пневмоэлектрический датчик включения электромагнита пневмоклапана прицепа. 14 — предохранитель от замерзания; 15—пневмоэлектрический датчик падения давления в контуре; 16 —воздушный баллон контура рабочего тормоза колес задней тележки и контура аварийного растормаживания; 17 — кран слива конденсата; 18 — пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательного тормоза; 19 — тройной защитный клапан; 20 — двойной защитный клапан; 21 - двухсекционный тормозной кран; 22 — аккумуляторные батареи; 23 — воздушный баллон контура рабочего тормоза колес передней оси и контура аварийного растормаживания; 24 — воздушные баллоны контуров стояночного тормоза и тормозов прицепов; 25 — воздушный баллон контура вспомогательного тормоза; 26 — пружинный энергоаккумулятор; 27 — задняя тормозная камера; 28 — перепускной клапан; 29 ускорительный клапан; 30 — автоматический регулятор тормозных сил, 31 и 32 - клапаны управления тормозами прицепа соответственно с двух- и однопро-водными приводами; 33 — одинарный защитный клапан; 34 — разобщительный кран; 35 и 36— соединительные головки; 37 — задние фонари.

Защитные клапаны 19 и 20 распределяют по контурам воздух, подаваемый компрессором. Они отрегулированы так, что сначала сжатым воздухом заполняются воздушные баллоны 24 контуров стояночной и запасной тормозных систем, а затем остальные воздушные баллоны. Все воздушные баллоны имеют краны 17 слива конденсата и пневмоэлектрические датчики 15, связанные с сигнальными лампами и звуковым сигналом, которые включаются при давлении воздуха в том или ином контуре ниже 0,5 МПа. Давление в воздушных баллонах 16 и 23 рабочей тормозной системы контролируют с помощью двухстрелочного манометра 5.

Пневмоконтуры рабочей тормозной системы . Воздух из баллонов 16 и 23 поступает в соответствующие секции тормозного крана 21. При нажатии на педаль воздух из нижней секции тормозного крана через клапан 9 ограничения давления поступает в тормозные камеры 1 передних колес. Из верхней секции крана через регулятор 30 тормозных сил воздух поступает в тормозные камеры 27 колес среднего и заднего мостов. При этом тормозные механизмы всех колес приводятся в действие. Одновременно от нижней и верхней секций крана по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 31 управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом.

Пневмоконтур стояночной и запасной тормозных систем . Для включения стояночного тормоза включают кран 7 (рукоятку крана переводят вверх). При этом сжатый воздух из камеры ускорительного клапана 29 выходит в атмосферу. Одновременно выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов 26 тормозных камер 27 колес среднего и заднего мостов. Пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные механизмы. Одновременно кран 7 включает клапан 31 управления тормозной системой прицепа.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана 7 устанавливают в нижнее положение. При этом воздух из баллона 24 через тормозной кран 7 поступает к ускорительному клапану 29. Последний срабатывает, и сжатый воздух из баллона 24 через перепускной клапан 28 поступает в цилиндры энергоаккумуляторов. Их пружины сжимаются, и тормозные механизмы растормаживаются.

Запасная тормозная система приводится в работу также тормозным краном 7, рукоятка которого имеет не только фиксированное верхнее положение для стояночного тормоза, но и нефиксируемые промежуточные положения, которые позволяют притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки (следящее действие).

Аварийное растормаживание стояночной тормозной системы. При нажатии на кран 6 воздух из баллонов 16 и 23 через тройной защитный клапан 19, кран 6 и перепускной клапан 28 поступает в цилиндры энергоаккумуляторов. Пружины сжимаются, и автомобиль растормаживается.

Пневмопривод вспомогательной тормозной системы . При нажатии на кран 8 сжатый воздух из баллона 25 через кран 8 поступит в пневмоцилиндры 11 и 18. Штоки цилиндров 18, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя. Шток цилиндра 11, связанный с рычагом рейки топливного насоса, передвинет рычаг, и подача топлива прекратится. При этом контакты пневмо-электрического датчика 13, установленного перед цилиндром 18, замкнутся и включат электромагнитный клапан прицепа. Клапан приоткроется и пропустит сжатый воздух из баллона прицепа в его тормозные камеры, осуществив притормаживание прицепа с целью предотвращения складывания автопоезда.

Компрессор поршневой , двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Установлен на двигателе и приводится от блока распределительных зубчатых колес. Воздух, пройдя через воздухоочиститель и впускной трубопровод дизеля, вследствие разрежения поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется из цилиндров через пластинчатые нагнетательные клапаны, расположенные в головке цилиндров, к регулятору давления, который автоматически поддерживает давление воздуха в пневмосистеме в пределах 0,70. 0,75 МПа. При снижении давления воздуха до 0,62. 0,65 МПа регулятор перекрывает выход воздуха в атмосферу и компрессор вновь нагнетает воздух в пневмосистему.

Регулятор давления автоматически поддерживает давление сжатого воздуха в пневмосистеме. При давлении 0,62. 0,65 МПа сжатый воздух из компрессора поступает в вывод I ( рис. 133, а ) регулятора давления и проходит через фильтр 2, каналы 11 и 8, обратный клапан 9 и вывод 111 в воздушные баллоны. Одновременно часть воздуха через канал 7 поступает в полость А под поршень 6, нагруженный уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4 открыт и полость Б над разгрузочным поршнем 12 сообщается с атмосферой через вывод II. Впускной клапан 10 под действием пружины закрыт, и в полость Б сжатый воздух не поступает; закрыт и разгрузочный клапан 1. Система наполняется сжатым воздухом.

При давлении в полости А, равном 0,70. 0,75 МПа, поршень 6 преодолевает усилие пружины 5 и поднимается вверх. Выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 10 открывается, и воздух из полости А поступает в полость Б, перемещая поршень 12 вниз. Разгрузочный клапан 1 открывается, и сжатый воздух из компрессора выходит через вывод IV в атмосферу. При этом давление в кольцевом канале 8 падает и обратный клапан 9 закрывается.

Когда давление в пневмосистеме, а следовательно, и в выводе III и полости А снизится до 0,62. 0,65 МПа, поршень 6 под действием пружины 5 переместится вниз, клапан 10 закроется, клапан 4 откроется и полость Б через вывод II соединится с атмосферой. При этом поршень 12 под действием своей пружины переместится вверх, разгрузочный клапан 1 закроется и компрессор снова будет нагнетать сжатый воздух в пневмосистему.

В случае выхода из строя регулятора давление в выводе I растет и разгрузочный клапан 1 действует как предохранительный, открываясь при давлении 1,0. 1,35 МПа и выпуская часть воздуха в атмосферу.

Для присоединения специальных устройств к пневмосистеме регулятор давления имеет канал, закрытый пробкой 3, и клапан отбора воздуха для накачивания шин.

Рис. 133. Сборочные единицы пневмопривода автомобилей КамАЗ: а — регулятор давления: 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 — пробка канала отбора воздуха; 4 — выпускной клапан; 5 — уравновешивающая пружина; 6—следящий поршень; 7 и 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; А — полость под следящим поршнем; Б — полость над разгрузочным поршнем; I — вывод от компрессора; II и IV — выводы в атмосферу; III — вывод в пневмосистему; в — предохранитель от замерзания: I — пружина фитиля; 2 — стакан; 3 — фитиль; 4 и 9 — уплотнительные кольца; 5 — жиклер; в — пробка с уплотнительным кольцом; 7 — крышка; 8 —запирающий штифт; 10 — шток с рукояткой.

Предохранитель от замерзания предназначен для защиты приборов и трубопроводов пневмосистемы от замерзания конденсата. В стакан 2 ( рис. 133,6 ) заливается этиловый технический спирт. Для включения предохранителей в работу при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С рукоятку со штоком 10 перемещают вверх. При этом пробка 6 с уплотнительным кольцом выводится из нижнего гнезда, пружина 1 растягивает фитиль 3 и часть его входит в воздушный канал. Воздух, нагнетаемый компрессором в воздушные баллоны, омывает фитиль и обогащается парами спирта. Образующийся конденсат смеси паров воды и спирта не замерзает в трубопроводах и приборах при достаточно низкой температуре.

При температуре окружающего воздуха выше 5 °С предохранитель отключают, опуская шток 10. Пробка 6 с уплотнительным кольцом садится в гнездо и разобщает стакан 2 с пневмосистемой.

Двойной защитный клапан предназначен для разделения подводимого потока сжатого воздуха на два автономных пневмоконтура (вспомогательной и стояночной тормозных систем) и автоматического выключения поврежденного пневмоконтура.

Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, через вывод III ( рис. 134, а ) поступает в полость центрального поршня 8 и, отжав обратные плоские клапаны 7 и 9, направляется к выводам I и П двух пневмоконтуров.

При повреждении одного из контуров давление воздуха в нем падает и центральный поршень 8 под действием разности давлений перемещается в сторону поврежденного контура. Седло поршня 8 упирается в обратный клапан 7 или 9 и передвигает его до упора в поршень 5, отключая поврежденный контур. Обратный клапан второго контура остается открытым, и сжатый воздух поступает в неповрежденный контур, в котором будет поддерживаться давление 0,52. 0,54 МПа.

Тройной защитный клапан предназначен для разделения подведенного потока сжатого воздуха на три автономных пневмо-контура (рабочей тормозной системы передних колес, рабочей тормозной системы колес среднего и заднего мостов, привода аварийной системы растормаживания стояночной тормозной системы) и автоматического отключения поврежденного контура с целью сохранения давления в исправных контурах.

Сжатый воздух поступает в полости А и Б ( рис. 134, б ) под клапанами 15 и 24. При давлении 0,52 МПа эти клапаны открываются, преодолевая сопротивление пружин 17, 21 и прогибая диафрагмы 20, 23. Сжатый воздух поступает через выводы IV и V в пневмоконтуры рабочих тормозных систем соответственно передних колес и колес среднего и заднего мостов. Одновременно открываются перепускные клапаны 25, 26 и воздух поступает в полость В над клапаном 27. При давлении 0,51 МПа клапан 27 открывается и сжатый воздух через вывод проходит в пневмоконтур аварийной системы растормаживания стояночной тормозной системы.

В случае разгерметизации одного нз контуров давление в нем и в полости соответствующего защитного клапана уменьшается и под действием пружины клапан закрывается, автоматически отключая неисправный контур. В негерметичный контур воздух может поступить только при значительном повышении давления, причем защитный клапан этого контура будет работать как предохранительный.

Рис. 134. Защитные клапаны пневмопривода автомобилей КамАЗ: а — двойной; в — тройной; 1 — защитный чехол; 2 и 3 — уплотнительные кольца; 4 — упорное кольцо; 5 — упорный поршень; 6, 17, 21 и 30 — пружины; 7 и 9 — плоские клапаны; 8 — центральный поршень; 10 — крышка; 11 —регулировочные шайбы; 12—пробка с дренажным отверстием; 13—корпус; 14—колпак; 15, 24 и 27 — клапаны; 16, 22 и 29 — опорные диски; 18 — заглушка; 19 — регулировочный винт; 20, 23 и 28 — диафрагмы; 25 и 26 — перепускные клапаны; А, Б и В — полости; I — вывод в контур вспомогательной тормозной системы; II — вывод в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа; 111 — вывод к компрессору; IV — вывод в контур рабочих тормозных механизмов передних колес и прицепа; V — вывод в контур рабочего тормозного механизма колес задней тележки и прицепа.

Тройной защитный клапан.

Он распределяет воздух, поступаю­щий из компрессора, по трем контурам: двум основным (привод тормозных механизмов задней тележки и колес передней оси рабочей тормозной системы) и одному дополнительному (при­вод аварийной системы растормаживания тормозных механизмов стояночной системы), кроме того, с целью сохранения давленияв исправных контурах он обеспечивает отключение поврежденно­го контура.

Клапан (Рис. 4.1.) состоит из следующих основных деталей: корпуса I, трех крышек 2 с заглушками 6, трех мембран 8, 11, 16, трех магистральных клапанов 3, 12, 15 и двух перепускных клапа­нов 13, 14 для третьего контура. Он также имеет два вывода I и II, через которые сжатый воздух направляется в воздушные баллоны контуров привода тормозных механизмов колес соответственно передней оси и задней тележки.

Сжатый воздух от компрессора через дополнительный ввод корпуса 1 поступает в полости А и Б под магистральными клапа­нами 3 и 12. При этом клапаны преодолевают усилие уравновеши­вающих пружин 5 и 9, которые через опорные диски 4 и 10 воз­действуют на мембраны 8 и 11 и открываются. Сжатый воздух через два вывода направляется в баллоны контура привода тормозных механизмов колес передней оси и контура привода тормозных механизмов колес задней тележки. Одновременно с наполнением воздушных баллонов открываются перепускные клапаны 13 и 14, и воздух поступает в полость В над клапаном 15. При достиженииопределенного давления клапан15 через опорный диск17, пре­одолевая усилие пружины 18, открывается, и воздух заполняет контур аварийного растормаживания стояночного тормоза.

Магистральные клапаны 3 и12 открываются при давлении 0,52 МПа, а клапан15 — при давлении 0,50 МПа. Предваритель­ное усилие пружин, воздействующих через диски и мембраны на клапаны, регулируют винтами 7. Между мембраной и клапанами установлены буферные пружины.

При исправных контурах пневмопривода мембраны 8, 11 и 16 прогибаются под действием давления воздуха, поступающего из баллонов в полости А, Б, В под клапаны. Поэтому клапаны от­крываются даже тогда, когда давление в полостях под ними ниже указанного. При выходе из строя магистрали, идущей от компрес­сора, клапаны под действием пружин закрываются, и давление в контурах пневмопривода сохраняется.

В случае выхода из строя одного из контуров давление во внут­ренних полостях корпуса клапана уменьшается, и под действием пружин все клапаны закрываются. Но поскольку в полости А, Б, В под магистральные клапаны продолжает поступать воздух от ком­прессора, а на мембраны воздействует сжатый воздух, проходя­щий из исправных контуров, клапаны, через которые пополня­ются воздухом исправные контуры, открываются при давлении, меньшем, чем давление открытия клапана в неисправном конту­ре. Это объясняется тем, что на мембрану исправных контуров воздействует сжатый воздух из ресиверов и из компрессора, аклапан неисправного контура открывается только под действием воздуха, поступающего из компрессора. В негерметичный контур таким образом, воздух может поступить только при значительном повышении давления. В этом случае он срабатывает как предохра­нительный клапан, выпустив часть воздуха в атмосферу.


Рис. 4.1. Тройной защитный клапан: 1 _ корпус; 2 — крышка;3, 12, 15 — магистральные клапаны;4, 10, 17 — опорные диски; 5, 9, 18 — уравновешивающие пружины; 6 — заглушка; 7 — регулировочный винт;8, 11, 16 — мембраны;13, 14— перепускные клапаны; А,Б, В — рабочие полости защитного клапана; I, II — выводы привода тормозных механизмов соответственно колес передней оси и задней тележки.

Читайте также: