Ресурс двигателя ваз 2103 до капремонта

Обновлено: 14.05.2024

1.5-литровый карбюраторный силовой агрегат 2103 под капотом ВАЗ 2107.

К классической серии относят двс: 2101, 2105, 21011 и 2106.

Технические характеристики мотора ВАЗ 2103 1.5 литра

Самые важные параметры этого двигателя сведены нами в единую таблицу.

Марка двигателя2103
Система питаниякарбюратор
Тип двигателярядный
Объем двигателя1452 см³
Кол-во цилиндров4
Клапанов на цилиндр2
Ход поршня80 мм
Диаметр цилиндра76 мм
Степень сжатия8.5
Мощность68 - 72 л.с.
Крутящий момент104 - 106 Нм
Экологические нормыЕвро 0

Коротко о конструкции двигателя 2103 8 клапанов

Для люксовой версии классических Жигулей понадобился более мощный мотор и инженеры АвтоВАЗа модернизировали двс 2101 путем установки коленвала с увеличенным ходом поршня. Из-за этого блок цилиндров пришлось сделать выше на 8.8 мм. В результате рабочий объем вырос на триста кубиков, а мощность на 12 л.с.

1.5-литровый карбюраторный двигатель VAZ 2103 фото.

1.5-литровый карбюраторный мотор ВАЗ 2103 схема.

Других отличий этот силовой агрегат от своего донора не имел. Все тот же чугунный блок и алюминиевая ГБЦ с единственным распредвалом, а отсутствие гидрокомпенсаторов вынуждает владельцев каждые 15 000 километров пробега вручную регулировать тепловые зазоры клапанов.

На видео полностью показана сборка и разборка как раз такого двс

Сборка двигателя ВАЗ 2103 (он застучал)

На какие модели АвтоВАЗа устанавливали двигатель 2103

Этот мотор встречается под капотом практически всех классических Жигулей:

ВАЗ
21021972 - 1986
21031972 - 1984
21041984 - 2012
21051994 - 2011
21061979 - 2005
21071982 - 2012

Аналогичные двигатели других производителей:

Отзывы, рекомендации по замене масла и ресурс двс 2103

Более мощный мотор обеспечивает существенно лучшую динамику машины, однако все минусы классических силовых агрегатов ВАЗ здесь присутствуют в полной мере: постоянно гремящая цепь газораспределительного механизма, ненадежная система зажигания и частые течи смазки. Хорошо что стоимость запчастей и ремонта традиционно невысока.

Лада 2107 2011 года с бензиновым двигателем 1.5 литра.

Для замены вам понадобится 3,5 литра минерального или полусинтетического масла типа 5W-40 либо 10W-40, а менять его желательно каждые 10 тысяч км. Вся эта несложная процедура во всех ее подробностях показана на видео ниже.

Замена масла в двигателе своими руками

На сайте завода-изготовителя указан ресурс двигателя в 125 000 километров. Водители заявляют, что при должном уходе он легко может пройти 200 000 км.

Автомобиль сопровождает множество параметров, есть максимальная скорость, нормы по токсичности, экономичность, и, разумеется, каждый параметр обладает определенными допусками и методикой по его изме-рению. Каждый из них в большей или меньшей степени сложности можно замерить и сравнить с исходными или нормативными показателями.
Совсем по-другому следует оценивать такой немаловажный параметр, как качество, и один из его важнейших составляющих - ресурс.

Именно на ресурс в большей степени обращает внимание отечественный потребитель при выборе автомобиля, его значение затеняет и мощность, и максимальную скорость, и комплектацию, не говоря уже о пока совсем не востребованных нашими покупателями параметрах экологической бе-зопасности. При проектировании первых семейств малолитражек Волж-ского автозавода конструкторами был заложен ресурс в 125 тысяч км, с появлением "десятого" семейства появилась цифра 150 тысяч км. Следует учитывать, что данное понятие достаточно расплывчатое и наши норма-тивы не содержат, к сожалению, четких критериев того, когда наступает предел технического состояния. Если обратиться к справочной литера-туре, то применительно к двигателям внутреннего сгорания под ресурсом мы увидим пробег до капитального ремонта, то есть до момента, когда не-обходимо провести ремонтные работы, связанные с демонтажем коленча-того вала. Ремонтные работы без снятия КВ, к капитальному ремонту не относятся, и, следовательно, это не есть наступление предельного состо-яния, когда ограничивается ресурс. На практике за критерий наступления предельного состояния двигателя можно принять значимое снижение мо-щности, появление нефункционального стука, аномально большой расход масла или топлива.

Ресурс и километры

Любопытную зависимость ресурса от пробега автомобиля выявили специ-алисты управления проектирования двигателей ДТР ВАЗа. Еще во време-на существования Союза ССР Волжский автозавод брал из реальной эксп-луатации определенную партию двигателей с очень большими пробегами из различных географических районов страны, из Дальнего Востока, Ле-нинграда, Москвы, Армении, Урала, Средней Азии. Попадались двигатели с пробегами по 400 - 440 тысяч км. Причем завод брал эти двигатели на ус-ловиях замены на новые, поэтому потребителям особого умысла приукра-шать свои двигатели не было. Никто не скрывал периодичности замены масла, деталей во время эксплуатации. Эти моторы полностью разбира-лись и дефектовались вплоть до каждой детали. Так вот по результатам этой работы получилось, что техническое состояние мотора не коррели-руется пробегом, оно определяется только условиями эксплуатации и ка-чеством изготовления. Испытания показали, что нормально изготовлен-ный двигатель с соблюдением правил эксплуатации, при регулярной за-мене масел, хорошем топливе способен без капитального ремонта пройти не одну сотню тысяч километров. Естественно, речи не идет о случаях яв-ного брака и эксплуатации на некачественных бензинах и маслах.

Первые километры двигателя

В инструкциях по эксплуатации вазовских автомобилей говорится, что в течение первых 2000 км необходимо соблюдать определенные щадящие правила нагружения двигателя. При этом и на самом заводе некоторые специалисты к этому относятся достаточно критично в том плане, что не-льзя потребителя нагружать такой информацией. Вполне можно предпо-ложить, что тот же западный потребитель, если бы он прочитал такую ин-струкцию, мог принять решение отказаться от покупки автомобиля данно-го производителя в пользу другого. Другое дело, что объективно автомо-биль Волжского автозавода обкатку двигателя в составе автомобиля не требует, хотя в инструкциях это пока сохраняется, и никто этой записи не отменял. Обкатка требовалась для приработки пар трения в те времена, когда технология не могла обеспечить готовности поверхностей к работе уже при изготовлении. Были же времена, когда коленчатые валы первых советских автомобилей АМО Ф-1 выпиливали напильниками из цельной болванки, с развитием технологии требования к обкатке постепенно ос-лаблялись.

Горячей обкатке (а на заводе под этим понимается технологическая об-катка) подвергаются все 100% двигателей, каждый мотор запускается, "классические" моторы в течение 15 минут, двигатели для переднепри-водных автомобилей - 6,5 минуты. Целью технологической обкатки яв-ляется не приработка пар трения, а проверка отсутствия течей, стуков, выполнение необходимых регулировочных операций. При этом на пере-днеприводных моторах снимаются определенные параметры, чего не де-лалось на "классических" моторах, в том числе мощность, крутящий моме-нт, расход картерных газов. Эта технология позволяет отсеивать двигате-ли, в которых забыли установить поршневое кольцо, или произошел задир в одном из цилиндров, информация по каждому двигателю накапливается в компьютере, и в любой момент соответствующие службы могут ею вос-пользоваться и проследить всю цепочку изготовления мотора.

Двигатели серийного производства по заданию службы качества регуля-рно испытываются в подразделениях дирекции по техническому разви-тию. Программа испытаний на первый взгляд составлена вопреки всякой логике: новый двигатель, не проходивший никакой обкатки в производст-ве, устанавливается на моторный стенд, запускается и сразу выводится на максимальную частоту вращения 6000 оборотов в ми-нуту. Дальше двига-тель продолжает работать по внешней скоростной характеристике (пол-ный "дроссель", максимальная нагрузка) в течение 20 часов, после чего он подвергается полной разборке с индивидуальным осмотром, малейшие следы задира - повод предъявить претензии изготовителям, такие испы-тания регулярно провод-тся, и моторы абсолютно спокойно их выдержи-вают.

Технологическая обкатка на заводе производится со времен получения технологии с "Фиата", это все было заложено в проект завода, под это дело возводились стены, закупалось оборудование. С развитием вазовских мо-торов появились такие вещи, как переплав на кулачках распредвала, на-мораживание сплава на рабочей фаске клапана, новые технологии обра-ботки коленчатых валов, поршней, блоков цилиндров и другие техноло-гии, улучшающие свойства поверхностей трения. Например, технология плосковершинного хонингования цилиндров имитирует уже на новом двигателе такую геометрию поверхности цилиндров с притупленными ве-ршинками микронеровностей, которая при обычном хонинговании насту-пает только после длительной эксплуатации. Тем самым исключается об-разование избыточного количества продуктов износа, оптимизируется вскрытие зерен графита и соотношение площади опорной поверхности с ее маслоемкостью.

Учитывая эту и другие технологии мехобработки материалов, обкатка но-вого двигателя с целью приработки пар трения уже не требуется .

Другое дело, что может появиться потребность в обкатке на двигателях, прошедших капитальный ремонт. Где, естественно, применяются не завод-ские технологии и могут использоваться запасные части не соответствую-щих размеров и качества, таким моторам может и потребоваться последу-ющая приработка.

Байборин Евгений Петрович , начальник отдела испытаний и доводки двигателей внутреннего сгорания управления проектирования двига-телей ДТР ВАЗа:

- Исчисление ресурса "пробегом до капитального ремонта", еще сохраня-ющееся в нормативной документации, носит весьма условный характер. Сегодняшний потребитель вправе вообще не знать, где в автомобиле на-ходится двигатель. Все идет к тому, что сроки предоставляемой изготови-телями гарантии будут расти. Уже сегодня есть прецеденты назначения пятилетней гарантии на автомобиль или гарантии на двигатель, равной сроку службы автомобиля. Это требует от изготовителей работы на "ноль дефектов" и обеспечения достойного ресурса.

С момента появления впрысковых моторов на автомобилях "ВАЗ" и до сих пор у многих есть сомнения в надежности новой техники. Да, без отказов не обходится. Но не все знают, что ресурс у впрысковых моторов значимо выше, чем у карбюраторных. Это не закладывалось как цель разработки, а получено, скорее, попутно. Повышение ресурса достигнуто за счет пере-хода с металлических корпусов воздушного фильтра на пластмассовые. Металлические были в подавляющем большинстве не герметичны, что приводило к попаданию пыли в двигатель и преждевременному абразив-ному износу цилиндропоршневой группы. Помимо герметичности, возду-шные фильтры впрысковых двигателей отличаются и большей пылеемко-стъю. Теперь при контрольной разборке впрысковых двигателей с пробе-гом 150 - 200 тыс. км можно наблюдать прекрасно сохранившуюся хонин-говку поверхности, что говорит о минимальном износе.

Есть и вторая причина повышения ресурса впрысковых двигателей "ВАЗ". Все они, за исключением двигателей с центральным впрыском, имеют систему гашения детонации. Хотя эта система и не всемогуща, но детона-ционные повреждения теперь в значительно меньшей степени влияют на снижение ресурса.

Ресурс двигателя ваз 2103:
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – до 250 тыс.км

Тюнинг
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Форсировать двигатель 2103

Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л. Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока.
Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

75 л.с
Максимальный крутящий момент

80 л.с.
Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов.
Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.

Турбо классика

Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103. Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего 😀

Двигатель ВАЗ 2103 заслуживает отдельного внимания по причине большой популярности среди автомобилей «классика». Этот силовой агрегат устанавливался не только на свою родную модель, но и на другие модификации «Жигулей».

Какими двигателями оснащался ВАЗ 2103

Силовая установка ВАЗ 2103 представляет собой классическую модель, входящую в линейку моторов ОАО «АвтоВАЗ». Это модернизированный вариант агрегата FIAT-124, разработанный отечественными инженерами ещё во второй половине прошлого века. Изменения коснулись распредвала и межцилиндрового расстояния.

Тюнинг двигателя FIAT-124 был проведён качественно, ведь в дальнейшем его серийное производство не прекращалось десятки лет. Конечно, были проведены рестайлинги, но костяк мотора оставался прежним. Особенность вазовского двигателя 2103 в том, что его вал ГРМ приводится в действие цепью, а не ремнём.

1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классики. Это наследник двигателей 1,2 л ВАЗ 2101 и 1,3 л ВАЗ 21011. Он предшествовал созданию мощного 1,6-литрового агрегата ВАЗ 2106 и более современных инжекторных моторов для автомобилей с передним приводом. Все модификации двигателя ВАЗ 2103 отличались улучшенными техническими возможностями.

ВАЗ 2103 появился в 1972 году и стал первой четырёхглазой моделью «Жигулей». Может это и стало поводом для оснащения автомобиля новым и мощным агрегатом, развивающим 71 л. с. Его по праву назвали самым «живучим» двигателем своего времени — даже пробег в 250 тыс. км не оказывал на него губительного влияния, если водитель придерживался заводских правил эксплуатации и ухода. Обычный же ресурс этого мотора составлял 125 тысяч км пробега.

1,5-литровый силовой агрегат

Улучшенные показатели силового агрегата ВАЗ 2103 сразу заметны в особенностях конструкции. Мотор оснащён с другим блоком цилиндров — целые 215,9 мм вместо 207,1 мм. Это позволило увеличить рабочий объём до 1,5 л и поставить коленвал с увеличенным поршневым ходом.

Распредвал приводится в действие цепью без натяжителя. Он не предусмотрен, в связи с чем натяжение приходится регулярно проверять и настраивать.

  1. Периодической регулировке подлежат зазоры клапанов, так как ГРМ не оснащён гидрокомпенсаторами.
  2. Блок цилиндров чугунный, головка отлита из сплава алюминия.
  3. Распредвал стальной, имеет особенность — 1 необработанную шейку с шестью гранями.
  4. В паре с ним работает либо карбюратор с ВРОЗ (вакуумный регулятор зажигания), либо инжекторная система, но уже с соответствующим ГРМ — изменена конструкция ГБЦ.
  5. Насос подачи смазки расположен в картере двигателя.

Технические возможности двигателя таковы:

  • диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм;
  • ход поршня увеличили на 14 мм;
  • объём двигателя в кубических сантиметрах стал равен 1452 куб. см;
  • с каждым цилиндром работает два клапана;
  • двигатель питается бензином с октановым числом АИ-92 и выше;
  • масло используется в пределах 5W-30/15W-40, его расход составляет 700г/1000 км пробега.

Интересно, что последующий двигатель ВАЗ 2106 получил уже цилиндры с увеличенным до 79 мм диаметром.

Поршни

Элементы ДВС ВАЗ 2103 изготовлены из алюминия, в разрезе они овального типа. Размер поршня сверху меньше, чем снизу. Это объясняет особенность измерения — оно проводится только в плоскости, которая перпендикулярна поршневому пальцу и находится на расстоянии 52,4 мм от низа.

По внешнему диаметру поршни ВАЗ 2103 классифицируются по 5, через каждые 0,01 мм. На 3 категории через 0,004 мм они делятся по диаметру отверстия под палец. Все данные о диаметрах поршня можно посмотреть на нижней части элемента — днище.

Для силового агрегата ВАЗ 2103 подходит тип поршня с диаметром 76 мм без выемки. А вот для моторов ВАЗ 2106 и 21011 этот показатель равен 79, поршень с выемкой.

Поршень с диаметром 76 мм без выемки

Коленчатый вал

Коленвал ВАЗ 2103 изготовлен из суперпрочного материала, имеет девять шеек. Все шейки основательно закалены на глубину 2–3 мм. В коленвале имеется специальное гнездо для установки подшипника.

Соединения шеек канальчатое. По ним поступает масло для подшипников. Каналы заглушены колпаками, запрессованными для надёжности в трёх точках.

Коленвал ВАЗ 2103 аналогичен ВАЗ 2106, но отличается от узлов ДВС «копейки» и одиннадцатой модели размером кривошипа. Последний увеличен на 7 мм.

Размеры полуколец и шеек коленвала.

  1. Полукольца имеют толщину 2,31–2,36 и 2,437–2,487 мм.
  2. Шейки коренные: 50,545–0,02; 50,295–0,01; 49,795–0,002 мм.
  3. Шейки шатунные: 47,584–0,02; 47,334–0,02; 47,084–0,02; 46,834–0,02 мм.

Маховик

Деталь чугунная со стальным зубчатым венцом, входящим в соединение с шестернёй стартера. Напрессовка венца — горячим способом. Зубья основательно закалены токами высокой частоты.

Крепление маховика осуществляется посредством 6 самоконтрящихся болтов. Расположение фиксаторов имеет только два положения по меткам. Центрирование маховика с коленвалом проводится через передний подшипник ведущего вала КПП.

Таблица: основные технические характеристики.

Объём двигателя 1450 см3
Мощность 75 л.с.
Крутящий момент 104/3400 нм
Газораспределительный механизм ОНС
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 2
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 80 мм
Степень сжатия 8.5

Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2103 вместо штатного

Отечественные машины хороши тем, что при достаточном бюджете удастся воплотить практически любой задуманный проект. Даже при стыковке мотора с коробкой передач не возникает особых сложностей. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдёт практически любой силовой агрегат. Главное — он должен подходить по размерам.

Роторный двигатель

До определённого времени только спецподразделения милиции и КГБ имели на «вооружении» автомобили с такими моторами. Однако любители тюнинга в СССР, народные умельцы, находили и устанавливали роторно-поршневой двигатель (РПД) на свой ВАЗ 2103.

РПД легко ставится на любую вазовскую машину. Идёт он на «Москвич» и на «Волгу» в трёхсекционном варианте.

Роторно-поршневой двигатель

Дизельный мотор

Дизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.

  1. Езда с дизельным Фольксваген Джетта Мк3 будет не ахти какая удобная, особенно после 70–80 км/ч.
  2. Немногим лучше вариант с дизельным агрегатом от Форд Сиерры. В этом случае придётся изменить конструкцию тоннеля, установить редуктор от БМВ и внести ещё кое-какие изменения.

Моторы от иномарок

Вообще, двигатели зарубежного производства ставились и ставятся на ВАЗ 2103 часто. Правда, избежать дополнительных модификаций в этом случае не получается.

  1. Наиболее популярным считается двигатель от Фиат Аргенты 2.0i. Около половины владельцев тюнингованных «троек» ставили именно эти моторы. Проблем с установкой практически нет, однако, двигатель староват, что вряд ли порадует владельца.
  2. Двигатели от БМВ М10, М20 или М40 тоже подходят. Приходится доработать стойки, переварить маховик и заменить оси.
  3. Моторы от Рено Логан и Митсубиси Галант хвалят умельцы, но в этих случаях приходится менять КПП.
  4. И, наверное, лучший вариант — силовая установка от Фольксваген 2.0i 2E. Правда, стоит такой двигатель недёшево.

Неисправности мотора ВАЗ 2103

Наиболее частые дефекты, встречающиеся на двигателе:

  • большой «жор» масла;
  • сложный запуск;
  • плавающие обороты или остановка на холостых оборотах.

Все эти неисправности связаны с различными причинами, о которых речь пойдёт ниже.

Двигатель перегревается

Специалисты называют основной причиной перегрева моторной установки недостаток хладагента в системе. По правилам перед выездом из гаража водитель обязан каждый раз проверять уровень всех технических жидкостей. Но не все это делают, а потом удивляются, оказавшись с «закипевшим» ДВС на обочине.

Перегрев двигателя

Тосол может и вытекать из системы. В этом случае налицо неисправность — нарушение целостности системы охлаждения. Пятна антифриза на полу гаража, в котором стояла машина, прямо указывают владельцу на утечку. Её важно своевременно устранить, иначе в бачке и системе не останется ни капли жидкости.

Причины утечки таковы.

  1. Чаще всего хладагент просачивается из-за недостаточно плотно затянутых хомутов шлангов. Особенно плохо обстоит дело, если хомут железный, и он порезал резиновый патрубок. В этом случае приходится менять отрезок коммуникации целиком.
  2. Бывает и так, что начинает пропускать радиатор. Разумнее в такой ситуации заменить элемент, хотя небольшие трещины ремонтируются.
  3. Тосол просачивается через прокладку. Это самая опасная ситуация, так как жидкость будет уходить внутрь двигателя, и никаких подтёков владелец автомобиля не заметит. Определить «внутреннее кровоизлияние» системы можно будет только по повышению расхода хладагента и изменением его цвета на «кофе с молоком».

Ещё одна причина перегревания мотора — неработающий вентилятор радиатора. На ВАЗ 2103 качество охлаждения лопастями двигателя крайне важно. Малейшее провисание ремня привода воздействует на него отрицательно. Но это не единственный повод для выхода элемента.

  1. Вентилятор может банально испортиться — сгореть.
  2. Из строя выходит предохранитель, отвечающий за электроцепь.
  3. На клеммах вентилятора окисляются контакты.

Наконец, перегрев ДВС может произойти из-за порчи термостата.

Стук двигателя

На ВАЗ 2103 стук двигателя определяется без специального оборудования, на слух. Берётся деревянный 1-метровый шест, который одним концом прикладывается к мотору в проверяемой части. Другая сторона шеста должна быть зажата в кулаке и поднесена к уху. Получается нечто вроде стетоскопа.

  1. Если стук прослушивается в зоне разъёма с масляным картером, он глухой, а частота зависит от амплитуды вращения коленвала — это стучат изношенные коренные подшипники коленчатого вала.
  2. Если звук прослушивается выше разъёма картера, он усиливается по мере увеличения оборотов ДВС — это стучат шатунные подшипники. Шум станет громче при поочерёдном отключении свечей зажигания.
  3. Если звук идёт с района цилиндров и лучше всего прослушивается на малых оборотах двигателя, а также под нагрузкой, это стучат поршни об цилиндр.
  4. Стук в зоне головки при резком нажатии на педаль акселератора говорит об изношенных поршневых гнёздах.

Дымит двигатель ВАЗ 2103

Как правило, одновременно с дымом мотор подъедает масло. Он может быть серого цвета, увеличиваться при повышении оборотов на холостом ходу. Причина связана с маслосъёмными кольцами, требующими замены. Возможно также, что не работает одна из свечей.

В некоторых случаях такое бывает из-за разрыва прокладки, недостаточной затяжки болтов головки блока. На старых моторах возможна трещина на головке блока.

Троит двигатель

Под словосочетанием «троит двигатель» подразумевается, что не работает один или несколько цилиндров. Силовая установка не способна развивать полной мощности и не обладает нужным тяговым усилием — соответственно, увеличивается расход топлива.

Основными причинами троения являются: неисправные свечи, неправильно установленный момент зажигания, потеря герметичности в зоне впускного коллектора и т. д.

Троение двигателя

Ремонт двигателя

Наиболее простым способом ремонта силовой установки является замена расходников. Однако настоящее восстановление работы ДВС подразумевает его снятие, разборку и последующую установку.

Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.

  1. Комплект ключей и отвёрток.
  2. Оправка для центровки ведомого диска муфты.
  3. Специальное приспособление для снятия масляного фильтра.

Съёмник

Как снять двигатель

    Скинуть клеммы с аккумулятора.

Клеммы аккумулятора

Стартер

Теперь надо будет подготовить защиту для кузова — установить деревянный брусок между мотором и кузовом. Он подстрахует на случай возможного повреждения.

  1. Скинуть топливный шланг.
  2. Отсоединить проводку генератора.
  3. Отвернуть фиксаторы подушек опор.
  4. Обернуть ДВС стропами, отвести мотор в сторону и назад, убрать брусок.
  5. Поднять моторную установку и вывести за пределы капота.

Снятие двигателя

Замена вкладышей

Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.

Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер. Менять детали приходится из-за физического износа, так как со временем поверхности истираются, появляется люфт, который важно своевременно устранить. Ещё одной причиной замены является проворачивание вкладышей.

Вкладыши

Замена поршневых колец

Вся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:

  • снятию навесного оборудования и ГБЦ;
  • проверкой состояния поршневой группы;
  • установке новых колец.

При наличии съёмника снятие старых колец с поршня не вызовет никаких сложностей. Если инструмента нет, то можно попробовать тонкой отвёрткой разжать кольцо и вынуть. В первую очередь снимается маслосъёмное кольцо, затем компрессионное.

Старые кольца

Вставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.

Ремонт маслонасоса

Масляный насос — важнейший узел системы смазки двигателя ВАЗ 2103. С его помощью осуществляется перекачка смазки с картера по всем каналам. Первым признаком неисправности насоса становится снижение давления, а причиной — забитый маслоприёмник и засорённый картер.

Ремонт маслонасоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промыванию маслоприёмника. Среди других причин неисправности узла выделяют поломку корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвёртка, паяльник, набор гаечных ключей и отвёртка.

Видео: про ремонт двигателя ВАЗ 2103

Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.

В далёком 1972 году инженеры АвтоВАЗа создали легендарный 03 двигатель. Тот факт, что данный мотор успешно работает более 45 лет, говорит о многом. За мощность, простоту и надёжность конструкции, ВАЗ 2103 стал любимцем многих отечественных автолюбителей.

Двигатель 03 модели устанавливался на такие модели Жигулей: ВАЗ 2103, ВАЗ 2102, ВАЗ 2106, ВАЗ 21053, ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 2121.

История создания ВАЗ 2103 1.5

В начале 70-х годов, в Советском Союзе возникла потребность в более мощном двигателе для отечественных Жигулей, нежели существующая модель ВАЗ 2101. Для получения мотора большей мощности, было решено доработать уже проверенный двигатель 01 модели. Изменение высоты цилиндров, почти на 9 миллиметров, позволило увеличить мощность и объём цилиндров на 300 куб., сантиметров.

Во всём остальном, это тот де ВАЗ 2101, который в свою очередь является модифицированной копией FIAT 124, выпущенного в 1968 году. Модель 01 двигателя не точная копия, русские инженеры изменили конструкцию ГРМ. На итальянском автомобиле распределительный вал находился в блоке цилиндров, а головка БЦ была чугунная. В ней находилась рубашка для охлаждающей жидкости и отверстия, предназначенные, для установки свечей зажигания.

На 03 модели, головка БЦ выполненная из алюминиевого сплава. В ней имеются опоры, в которые устанавливается распредвал, на нем размещены 8 клапанов, по 2 на цилиндр.

Технические данные ВАЗ 2103

  • Производитель АвтоВАЗ, г. Тольятти.
  • ВАЗ 2103 — четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный двигатель, четыре цилиндра которого размещены в 1 ряд.
  • Блок цилиндров выплавлен из чугуна. Вес двигателя 03 модели 121 кг.
  • Система газораспределения — распредвал верхнего положения, имеет 8 клапанов.
  • Система смазки ВАЗ 2103 комбинированная, разбрызгиванием, а так же давлением.
  • Система питания — карбюраторное, тип карбюратора 1107010-20.
  • Система зажигания, ВАЗ 2103 контактного, а может быть бесконтактного типа, имеет одну общую катушку на 4 цилиндра. Цилиндры работают в порядке 1-3-4-2.
  • Точный объём мотора ВАЗ 03 — 1452 куб., сантиметров. Мощность мотора ВАЗ 2103 при 5600 оборотов мин., 71 л., сила. Крутящий момент ВАЗ 2103 при 3400 оборотов мин., 104 Нм.
  • Поршни алюминиевые, имеют оловянное напыление. Длинна их хода составляет 80 мм. Диаметр составляет 76 миллиметров. Степень сжатия ВАЗ 2103 — 8.5

Расход топлива

Расход горючего при движении по городу 9.4 л., на 100 км., пробега. При движении по трассе 6.9 литров. Общий расход 8.9 л., на 100 км., пробега. Используемое горючие АИ 93.

Расход масла

Допустимый расход моторной смазки 700 граммов на 1000 км., пробега. Используемые виды масла 5W40, 15W40, 5W30, 10W40. Объём смазки в моторе 3.75 литра. При заливке нового масла нужно брать 3.5 литра. Замену моторной смазки нужно делать через каждые 10000 километров.

Ресурс

Ресурс работы двигателя ВАЗ 2103 заявленный производителем составляет 125 км. При правильном обслуживании и аккуратном вождении, ресурс работы двигателя может превысить 200000 километров.

Особенности БЦ ВАЗ 2103

БЦ двигателя 03 модели Жигулей отлит из особо прочного чугуна. Внутри находятся магистральные масляные каналы и рубашки, для циркуляции охлаждающей жидкости. В нижней части коленвала расположены пять опор для установки коленвала. Крышки опор не взаимозаменяемые, их нельзя путать местами.

БЦ 03 отличается от БЦ ВАЗ 2101 большим расстоянием по высоте. Это необходимо для получения объёма двигателя 1.5литра. БЦ изготавливался с учётом межцентрового расстояния 95 миллиметров. Цилиндры имеют межремонтные размеры. Диаметр размеров цилиндров имеет пять классов. Они обозначаются латинскими символами по алфавиту от А до Е. Разница между классами в размерах составляет 0.01 мм. Внизу БЦ, рядом с центром всех цилиндров наноситься их класс. Учитывая все возможные ремонты цилиндров, ресурс работы двигателя составляет около 800 тыс., километров.

Особенности конструкции ГБЦ 03 модели

Головка БЦ является для четырёх цилиндров общей. Высота ГБЦ 112.5 миллиметров, объём камеры сгорания 33.2 куб., см. Её размер 51×79 миллиметров. Внутри камеры сгорания находиться фрезерованная ступенька, имеющая высоту 2 мм.

Внутри ГБЦ на опорах устанавливается распредвал. На нем размещены 8 клапанов, 4 впускных и 4 выпускных клапана. Впускной и один выпускной клапан на цилиндр. Вал имеет одну отличительную особенность, между кулаками 2 цилиндра имеется необработанная шейка в форме правильного шестигранника. Привод ГРМ двухрядная роликовая цепь состоящая из 116 звеньев, которая требует периодической натяжки. Гидрокомпенсаторы отсутствуют, поэтому требуется своевременная регулировка клапанов.

Особенности конструкции ШПГ

Коленвал модели 03 отличается предыдущий модели двигателя большим радиусом кривошипа 40 мм., что обеспечивает больший движения хода поршня до 80 мм.

Поршни идентичны ВАЗ 2101. Материал изготовления поршня — алюминий.

Поверхность детали покрыта оловом. Класс поршня обязан соответствовать размеру цилиндра. Поршневое отверстие под палец имеет три категории размеров. Маркировка расположенная на дне поршня указывает на принадлежность к определённому классу и определённой категории. Латинская буква означает принадлежность к классу поршня, а цифра, к категории отверстия под палец.

Кольца поршней используются с ВАЗ 2101, нормальный размер которых 76 мм. Поршневые кольца чугунные. Компрессионное кольцо расположенное сверху, имеет хромированную поверхность и бочкообразную форму. Компрессионное кольцо, расположенное снизу скребкового типа. Они упрочнено способом фосфатирования. Маслосъёмные кольца не хромируются и не упрочняются. Зато они комплектуются пружиной-расширителем.

Шатун, так же используется с ВАЗ 2101. Его длина 136 мм. Каждый шатун имеет персональную крышку, менять местами их нельзя. Так как шатуны обрабатываются совместно с крышкой. Чтобы не перепутать, на крышке и шатуне нанесена цифра, определяющая принадлежность к цилиндру, в который их нужно устанавливать.

Особенности системы зажигания

На двигателе ВАЗ 2103 используется классическая контактная система зажигания. Позже стали использовать бесконтактную СЗ. Контактная система зажигания состоит из трамблёра 30.3706, катушки зажигания Б117А. При бесконтактной СЗ будит использоваться катушка зажигания 27.3705.

На двигателе ВАЗ 2103 устанавливается генератор переменного тока 42 А, Г-221. Внутри генератора находиться диодный мост, преобразующий переменный ток в постоянный.

Конструкция впускных и выпускных коллекторов ВАЗ 2103

В двигателе ВАЗ 2103 1.5 впускной коллектор, для улучшения работы на холостом ходу, обустроен перегородкой большей длинны, чем коллектор ВАЗ 2101. А выпускной коллектор остался без изменений. Что позволяет выполнить тюнинг, путём установки прямоточного глушителя. Эта модернизация значительно увеличит крутящий момент и мощность автомобиля.

Характерные неисправности ВАЗ 2103

1. Не запускается двигатель:

  • эта неполадка характерна для всех моделей ВАЗ классика. Может исчезнуть искра. Причин несколько, все свечи проверять не нужно, четыре свечи одновременно из строя выйти не могут. Проблема скорее всего в распределителе зажигания, а именно в нарушении необходимого зазора в прерывателе;
  • так же не будит нормальной искры, если образовалась трещина в крышке трамблёра. Есть хороший дедовский способ определения трещины в крышке. Нужно в ночное время покрутить стартером. В месте трещины будит пробивать искра на массу;
  • не запуститься мотор на ВАЗ 2103 если вышел из строя конденсатор. Искра при такой неполадки будит, но очень слабая, такой искры для работы мотора будит не достаточно;
  • последняя причина исчезновения искры, это выход из строя катушки зажигания. Установить исправность катушки не сложно, достаточно попросить у кого-то исправную катушку и поставить на свою машину. Если машина не запуститься, значит причина в вышеперечисленных неисправностях;
  • двигатель может не заводиться, по причине отсутствия горючей смеси: прежде всего может быть засорён карбюратор, может выйти из строя бензонасос, засориться топливный фильтр, либо разгерметизироваться топливопровод.

2. В двигателях классики часто слышаться стуки

Может греметь цепь ГРМ либо неотрегулированные клапаны. Цепь нужно подтянуть, а клапана отрегулировать. Если эти мероприятия не помогут, значит стук идёт от ШПГ. Такой стук, верный признак скорого капитального ремонта.

3. Плавающие обороты на ВАЗ, бывают не редко

Карбюраторы устанавливаемые на ВАЗ 2103 очень капризные. Постоянно загрязняется, требуют чистки жиклёров и фильтров, постоянной регулировки. Учитывая частоту подобных неисправностей, лучше научиться обслуживать автомобиль самостоятельно.

4. Случается так, что движок начинает троить

Чаще всего причина в выходе из строя свечи зажигания. Однако, могут быть виноваты другие узлы системы зажигания: трамблёр, крышка трамблёра, катушка зажигания.

5. Перегрев двигателя зависит от качества работы водяного насоса или термостата:

  • в помпе может появиться люфт в подшипнике, при этом образуется разгерметизация и течь антифриза. Со временем, недостаток охлаждающей жидкости приведёт к перегреву. Водяной насос может заклинить, тогда мотор перегреется моментально;
  • термостат может быть причиной перегрева, если он не будит открываться. Охлаждающая жидкость при этом будит циркулировать по малому кругу, что быстро приведёт к перегреву мотора. Определить исправность термостат несложно. Если патрубок за термостатом остаётся холодным, а температура мотора более 95С, значит термостат не открылся и подлежит замене.

6. Характерные неполадки для ВАЗ 2103, это течи рабочих жидкостей

Из-под прокладки ГБЦ, прокладки поддона картера, прокладки клапанной крышки. При появлении этой проблемы, прокладки и патрубки дающие течь, подлежат замене.

Рекомендации по обслуживанию ВАЗ 2103

От правильности и своевременности обслуживания силового агрегата зависит долговечность и качество его работы.

  • Одной из самых частых и важных процедур обслуживания автомобиля является замена моторной смазки в двигателе. Одновременно с заменой масла, нужно производить замену масляного фильтра. Первую замену масла следует делать после периода обкатки, через 2000 км., пробега. Далее через каждые 10 тыс., километров пробега.
  • Каждые 10 тыс., километров необходимо проверять натяжку цепи ГРМ и при необходимости подтягивать. Так же, на этом этапе требуется регулировка зазоров в клапанах.
  • Через 20 тыс., км., подлежит замене воздушный и топливный фильтр.
  • Через 30 тыс., км нужно заменить свечи зажигания и смазать распределитель зажигания, для этого достаточно капнуть в маслёнку 3 капли моторной смазки. В этот период, перед заменой моторного масла, необходимо промыть систему смазки двигателя.
  • Через 40 тыс., км., подлежит диагностике стартер двигателя, смазка подшипников, чистка коллектора, замена щёток.
  • Через 60 тыс., км., диагностики подлежит генератор. Нужно смазать подшипники, заменить щётки, почистить коллектор. В этот же период следует заменить жидкость охлаждения.

Тюнинг ВАЗ 2103

При современном темпе движения, особенно по трассе, мощность в 71 л., силу очень мало. Поэтому многие владельцы ВАЗ 2103 проводят мероприятия по увеличению мощности своего двигателя.

В первую очередь производиться расточка цилиндров. Каждый цилиндр увеличивается на 3 мм., в итоге объём становиться 1.6 литра. Эта операция имеет одну отрицательную сторону. Стенки цилиндров становятся слишком тонкими, дальнейшая расточка невозможна. Такой двигатель не подлежит капитальному ремонту.

Так же увеличивается ход поршня. Это возможно, за счёт установки коленчатого вала от ВАЗ 2130 Нива. В итоге ход поршня получается 84 мм.

ГБЦ так же подлежит модернизации. В ней растачиваются и полируются каналы. Такая операция способствует уменьшению впускного сопротивления. В результате увеличивается мощность на десять процентов. Установка компрессора 0.5 бар дополнительно увеличивает мощностные показатели мотора. В итоге тюнинга модернизированный движок ВАЗ способен развить мощность 125 л., сил.

Двигатель ВАЗ 2103 имеет свои отрицательные и положительные стороны. К отрицательным сторонам можно отнести, несоответствие евро стандартам, большой расход топлива и большое количество разных неисправностей. Но простая конструкция ДВС, доступность и дешевизна запасных частей позволяют выполнять ремонт самостоятельно, без больших капиталовложений.

Ресурс двигателя ВАЗ до капремонта

Давно известно, что каждый двигатель внутреннего сгорания имеет свой «запас прочности». Также ни для кого не является секретом, что двигатели иномарок имеют больший ресурс, чем продукты отечественного автопрома. Это объясняется лучшим качеством деталей, более современными технологиями при их изготовлении, а также точностью сборки и настройки ДВС.

Если же говорить о двигателях ВАЗ различных поколений, стоит отметить, что точных данных нет, то есть в каждом случае пробег до капремонта может сильно отличаться. Далее мы рассмотрим, сколько в среднем выхаживают такие моторы, а также что влияет на моторесурс указанных силовых агрегатов.

Двигатель ВАЗ: ресурс мотора и от чего он зависит

Ресурс моторов ВАЗ

Итак, сразу отметим, что усредненным показателем для моторов ВАЗ на «классике» является отметка в 150 тыс. км. пробега. Что касается более современных версий ДВС, часто можно услышать, что такие двигатели «ходят» около 200 тыс. км. и даже больше, однако сам завод определяет все те же 150 тыс.

Как видно, официальные показатели вполне можно считать условными. Прежде всего, ресурс мотора сильно зависит от целого ряда нюансов во время обслуживания и эксплуатации транспортного средства. Для примера возьмем двигатель ВАЗ-2114.

  • Первым делом, ресурс мотора напрямую зависит от стиля езды и условий, в которых эксплуатируется ТС. Другими словами, если двигатель постоянно раскручивать до высоких оборотов и затягивать переключение на повышенную передачу, агрессивно разгоняться с места и т.п., тогда ресурс мотора сильно сокращается.

Также двигателю вредна и езда на низких оборотах, когда, например, водитель ездит на 5-ой передаче со скоростью 40-50 км/ч. При этом нагрузка сильно возрастает в том случае, если, например, машина заезжает на подъем, но вместо включения пониженной передачи водитель просто сильнее нажимает на газ. Нередко в этом случае возникает детонация двигателя, которая разрушает мотор.

Как в первом, так и во втором случае двигателю гарантирован повышенный и ускоренный износ. С учетом вышесказанного становится понятно, что оптимальной считается спокойная езда без резких стартов и высоких оборотов, при этом также не желательно допускать падение оборотов ниже 2 тыс. об/мин. на каждой передаче при движении.

Что касается условий эксплуатации, буксировка других автомобилей или использование прицепа, а также постоянная езда в черте города с малой скоростью (режим старт-стоп), частые запуски (особенно холодные) и остановки двигателя, короткие поездки, за которые ДВС не успевает выйти на рабочую температуру, езда по пыльным дорогам или эксплуатация ТС в тяжелых условиях также сокращает ресурс мотора. Особенно это проявляется в том случае, если двигатель своевременно не обслуживается с поправкой на такие условия.

  • Следующим фактором, который может как сократить, так и продлить «жизнь» ДВС, является обслуживание. Под таким обслуживанием следует понимать плановую замену технических жидкостей и «расходников».

Это значит, что масло нужно правильно подбирать и менять его до того, как смазочная жидкость потеряет свои свойства. Еще опытные водители хорошо знают, что масло лучше менять не по пробегу, а по моточасам, а также делать поправку на те условия, в которых эксплуатируется автомобиль.

На каких оборотах двигателя лучше ездить
Рекомендуем также прочитать статью о том, на каких оборотах двигателя лучше ездить. Из этой статьи вы узнаете об условиях эксплуатации, которые позволяют уменьшить износ и максимально продлить ресурс двигателя и других узлов автомобиля.

На практике получается, что в рамках обычной повседневной эксплуатации полусинтетику оптимально менять не позже 6-7 тыс. км. пробега, а синтетику лучше заменить к 9-10 тыс. км. Эта рекомендация является главным ответом на вопрос, как увеличить ресурс мотора. Если владелец следует приведенным выше рекомендациям, тогда двигатель ВАЗ вполне может пройти около 250 тыс. км. до капитального ремонта.

Также отметим, что для многих моделей ВАЗ обслуживание двигателя не ограничивается только заменой масла, масляного и воздушного фильтра. К расходникам, которые нужно менять, также относятся свечи зажигания и высоковольтные провода, тосола/антифриз для поддержания оптимального температурного режима работы ДВС. Еще может потребоваться регулировка тепловых зазоров клапанов, выставление УОЗ, замена ремня ГРМ и роликов, чистка инжектора и другие процедуры.

  • Своевременное устранение неполадок завершает список тех факторов, которые позволяют увеличить ресурс двигателя ВАЗ или любого другого ДВС. Причина очевидна, так как даже мелкая поломка, которая на начальном этапе не представляет угрозы, в случае игнорирования и продолжения эксплуатации ТС может перерасти в серьезную проблему.

Становится понятно, что нормальная работа всех основных систем и процессов (зажигание, охлаждение, питание и смесеобразование) позволит добиться полноценного сгорания смеси топлива и воздуха в цилиндрах, избежать закокосвки двигателя, замедлить процесс окисления и старения моторного масла.

Что в итоге

Как видно, ресурс двигателя ВАЗ напрямую зависит не только от качества ГСМ, но и от особенностей эксплуатации автомобиля, а также от своевременного обслуживания и выполнения необходимых ремонтов.

Силовой агрегат не следует перегружать без необходимости, избегать рывков и других нагрузок. Также важно помнить, что критические неисправности (например, перегрев мотора) могут в значительной степени сократить плановый ресурс ДВС.

На практике соблюдение указанных правил позволяет вместо заявленных заводом 150 тыс. км. пройти 200-250 тыс. без капитального ремонта. Более того, такой подход позволяет снизить затраты на капремонт.

Ресурс двигателя автомобиля
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой ресурс имеют двигатели иномарок и отечественные автомобили. Из этой статьи вы узнаете о средних показателях моторесурса на машинах отечественного и иностранного производства.

Обороты двигателя

Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.

Когда делать капремонт двигателя

Как определить, когда двигателю нужно делать капитальный ремонт: ресурс мотора, основные признаки скорого капремонта. Как выполняется ремонт ДВС, советы

Какой срок службы двигателя является нормой для современных моторов. Почему не осталось двигателей "миллионников". Как увеличить ресурс современного ДВС.

Капитальный ремонт двигателя

Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы.

Как увеличить и продлить ресурс двигателя автомобиля

Особенности эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Что нужно делать, чтобы двигатель проработал как можно дольше без ремнота.

Обкатка двигателя после капремонта

Для чего и как обкатывать бензиновый или дизельный двигатель после капитального ремонта. Режимы езды, особенности процесса обкатки, первая замена масла.

Читайте также: