Схема двигателя ваз 2103

Обновлено: 16.05.2024

Двигатель ВАЗ 2103 – переходный вариант мотора третьего поколения

По аналогии с предыдущими модификациями линейки ДВС двигатель ВАЗ 2103 сохранил верхнее расположение распредвала. Увеличена мощность мотора, навесное оборудование вращается ремнем, цепь осталась только на звездочке ГРМ.

Мотор 2103

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

смешанный цикл 8,9 л/100 км

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

По умолчанию изготовителем рекомендовано применение жидкостей из этой таблицы и значения параметров, которые содержит описание мотора.

Конструкция ДВС 2103

Конструктивные особенности

Обладает схема двигателя следующими нюансами:

  • распредвал от 2101 – одна шейка между кулачками второго цилиндра необработанна (шестигранник);
  • головка блока цилиндров – внутри камеры сгорания 2 мм ступень, выполненная фрезеровкой;
  • привод – ГРМ цепью, помпа и генератор – ремнем 8 х 10 мм длиной 944 мм;
  • коленвал от 2101 – 40 мм радиус кривошипа;
  • объем в двигателе увеличен по сравнению с предыдущей версией 2101 – высота блока больше на 8,8 мм, ход поршня увеличился.

Распредвал

ГБЦ

Цепная передача

Для отечественной «классики» ВАЗ существуют общие стандарты, какое масло лить в двигатель – 5W30/5W40 или 10W40/15W40. Охлаждающая система здесь комбинированная (разбрызгивание и подача смазки под давлением).

В этом ДВС впускной коллектор имеет перегородку большей длины для улучшения стабильности оборотов ХХ, поэтому деталь не подходит на более ранние версии моторов. Без изменений остался выпускной коллектор, позволяющий произвести тюнинг за счет использования прямоточного глушителя, чтобы увеличить мощность привода авто.

Впускной коллектор

Достоинства и недостатки

Основной особенностью является привод ГРМ, поэтому двигатель 2103 каждые 10000 км пробега необходимо обслуживать. Интенсивно изнашивается распредвал, снижая характеристики двигателя. Для этой версии ДВС производителя ВАЗ характерны все неисправности карбюратора.

Зато для этих движков предусмотрен капитальный ремонт, так как они обслуживаемые, у завода производителя имеются ремонтные комплекты поршней и колец

В каких авто устанавливался?

Создавался двигатель 2103 под соответствующую модель АвтоВАза, позже стал устанавливаться на другие авто этого производителя:

  • ВАЗ 21023;
  • ВАЗ 21043;
  • ВАЗ 21053;
  • ВАЗ 21061;
  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2121.

В силу технических особенностей располагается мотор 2103 всегда продольно, поэтому в переднеприводных моделях не используется.

ДВС 2103 в Ниве

Регламент техобслуживания

Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 год/20000
Зазор в клапане2 года/20000
Вентиляция картера2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
Топливопровод и крышка бака2 года/40000
Масло моторное1 год/10000
Фильтр масляный1год/10000
Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
Фильтр топливный4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
Жидкость охлаждающая2 года/40000
Датчик кислородный100000
Свеча зажигания1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной1 год

Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.

Неисправности: признаки, причины и устранение

Для двигателя 2103 производителя ВАЗ характерны следующие поломки:

ПоломкаВероятная причинаСпособ ликвидации
Двигатель 2103 не заводитсяполомка электромагнитного клапаназамена клапана
выход из строя бензонасосапрочистка/замена бензонасоса
загрязнение топливного фильтраустановка нового фильтра
не поступает бензин в карбюраторчистка карбюратора
На ХХ плавают обороты или глохнет моторнарушены регулировки холостого ходарегулировка винтами качества/количества режимов ХХ
поломан/засорен карбюраторремонт и очистка карбюратора
разрегулированы зазоры между рычагами распредвала и кулачкамирегулировка зазоров
Повышенный расход маслаизнос уплотнителейзамена прокладок
износ стенок цилиндра либо поршневых колецподбор ремкомплекта колец
повреждение/выработка маслосъемных колпачковустановка новых колпачков

Внимание: При обрыве цепи ГРМ двигатель гнет клапана, поэтому натяжение и общее состояние звеньев следует периодически проверять.

Варианты тюнинга

Наиболее популярен тюнинг следующих видов:

  • растачивание на 3 мм диаметра цилиндра, чтобы увеличить объемы (под серийный поршень 2101 или 2106);
  • увеличение хода поршня до 84 мм и использование коленвала от 2130;
  • замена шатунов деталями длиной 134 мм.

Тюнинг 2103

Таким образом, мотор 2103 качественно превосходит две предыдущие модификации ДВС производителя АвтоВАЗ. Владельцу Жигулей не нужно было задумываться, какое масло применять, так как руководство по эксплуатации 2101 – 2103 максимально похожи.

Двигатель ВАЗ 2103 1.5 литра

В далёком 1972 году инженеры АвтоВАЗа создали легендарный 03 двигатель. Тот факт, что данный мотор успешно работает более 45 лет, говорит о многом. За мощность, простоту и надёжность конструкции, ВАЗ 2103 стал любимцем многих отечественных автолюбителей.

Двигатель 03 модели устанавливался на такие модели Жигулей: ВАЗ 2103, ВАЗ 2102, ВАЗ 2106, ВАЗ 21053, ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 2121.

История создания ВАЗ 2103 1.5

В начале 70-х годов, в Советском Союзе возникла потребность в более мощном двигателе для отечественных Жигулей, нежели существующая модель ВАЗ 2101. Для получения мотора большей мощности, было решено доработать уже проверенный двигатель 01 модели. Изменение высоты цилиндров, почти на 9 миллиметров, позволило увеличить мощность и объём цилиндров на 300 куб., сантиметров.

Во всём остальном, это тот де ВАЗ 2101, который в свою очередь является модифицированной копией FIAT 124, выпущенного в 1968 году. Модель 01 двигателя не точная копия, русские инженеры изменили конструкцию ГРМ. На итальянском автомобиле распределительный вал находился в блоке цилиндров, а головка БЦ была чугунная. В ней находилась рубашка для охлаждающей жидкости и отверстия, предназначенные, для установки свечей зажигания.

На 03 модели, головка БЦ выполненная из алюминиевого сплава. В ней имеются опоры, в которые устанавливается распредвал, на нем размещены 8 клапанов, по 2 на цилиндр.

Технические данные ВАЗ 2103

  • Производитель АвтоВАЗ, г. Тольятти.
  • ВАЗ 2103 — четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный двигатель, четыре цилиндра которого размещены в 1 ряд.
  • Блок цилиндров выплавлен из чугуна. Вес двигателя 03 модели 121 кг.
  • Система газораспределения — распредвал верхнего положения, имеет 8 клапанов.
  • Система смазки ВАЗ 2103 комбинированная, разбрызгиванием, а так же давлением.
  • Система питания — карбюраторное, тип карбюратора 1107010-20.
  • Система зажигания, ВАЗ 2103 контактного, а может быть бесконтактного типа, имеет одну общую катушку на 4 цилиндра. Цилиндры работают в порядке 1-3-4-2.
  • Точный объём мотора ВАЗ 03 — 1452 куб., сантиметров. Мощность мотора ВАЗ 2103 при 5600 оборотов мин., 71 л., сила. Крутящий момент ВАЗ 2103 при 3400 оборотов мин., 104 Нм.
  • Поршни алюминиевые, имеют оловянное напыление. Длинна их хода составляет 80 мм. Диаметр составляет 76 миллиметров. Степень сжатия ВАЗ 2103 — 8.5

Расход топлива

Расход горючего при движении по городу 9.4 л., на 100 км., пробега. При движении по трассе 6.9 литров. Общий расход 8.9 л., на 100 км., пробега. Используемое горючие АИ 93.

Расход масла

Допустимый расход моторной смазки 700 граммов на 1000 км., пробега. Используемые виды масла 5W40, 15W40, 5W30, 10W40. Объём смазки в моторе 3.75 литра. При заливке нового масла нужно брать 3.5 литра. Замену моторной смазки нужно делать через каждые 10000 километров.

Ресурс

Ресурс работы двигателя ВАЗ 2103 заявленный производителем составляет 125 км. При правильном обслуживании и аккуратном вождении, ресурс работы двигателя может превысить 200000 километров.

Особенности БЦ ВАЗ 2103

БЦ двигателя 03 модели Жигулей отлит из особо прочного чугуна. Внутри находятся магистральные масляные каналы и рубашки, для циркуляции охлаждающей жидкости. В нижней части коленвала расположены пять опор для установки коленвала. Крышки опор не взаимозаменяемые, их нельзя путать местами.

БЦ 03 отличается от БЦ ВАЗ 2101 большим расстоянием по высоте. Это необходимо для получения объёма двигателя 1.5литра. БЦ изготавливался с учётом межцентрового расстояния 95 миллиметров. Цилиндры имеют межремонтные размеры. Диаметр размеров цилиндров имеет пять классов. Они обозначаются латинскими символами по алфавиту от А до Е. Разница между классами в размерах составляет 0.01 мм. Внизу БЦ, рядом с центром всех цилиндров наноситься их класс. Учитывая все возможные ремонты цилиндров, ресурс работы двигателя составляет около 800 тыс., километров.

Особенности конструкции ГБЦ 03 модели

Головка БЦ является для четырёх цилиндров общей. Высота ГБЦ 112.5 миллиметров, объём камеры сгорания 33.2 куб., см. Её размер 51×79 миллиметров. Внутри камеры сгорания находиться фрезерованная ступенька, имеющая высоту 2 мм.

Внутри ГБЦ на опорах устанавливается распредвал. На нем размещены 8 клапанов, 4 впускных и 4 выпускных клапана. Впускной и один выпускной клапан на цилиндр. Вал имеет одну отличительную особенность, между кулаками 2 цилиндра имеется необработанная шейка в форме правильного шестигранника. Привод ГРМ двухрядная роликовая цепь состоящая из 116 звеньев, которая требует периодической натяжки. Гидрокомпенсаторы отсутствуют, поэтому требуется своевременная регулировка клапанов.

Особенности конструкции ШПГ

Коленвал модели 03 отличается предыдущий модели двигателя большим радиусом кривошипа 40 мм., что обеспечивает больший движения хода поршня до 80 мм.

Поршни идентичны ВАЗ 2101. Материал изготовления поршня — алюминий.

Поверхность детали покрыта оловом. Класс поршня обязан соответствовать размеру цилиндра. Поршневое отверстие под палец имеет три категории размеров. Маркировка расположенная на дне поршня указывает на принадлежность к определённому классу и определённой категории. Латинская буква означает принадлежность к классу поршня, а цифра, к категории отверстия под палец.

Кольца поршней используются с ВАЗ 2101, нормальный размер которых 76 мм. Поршневые кольца чугунные. Компрессионное кольцо расположенное сверху, имеет хромированную поверхность и бочкообразную форму. Компрессионное кольцо, расположенное снизу скребкового типа. Они упрочнено способом фосфатирования. Маслосъёмные кольца не хромируются и не упрочняются. Зато они комплектуются пружиной-расширителем.

Шатун, так же используется с ВАЗ 2101. Его длина 136 мм. Каждый шатун имеет персональную крышку, менять местами их нельзя. Так как шатуны обрабатываются совместно с крышкой. Чтобы не перепутать, на крышке и шатуне нанесена цифра, определяющая принадлежность к цилиндру, в который их нужно устанавливать.

Особенности системы зажигания

На двигателе ВАЗ 2103 используется классическая контактная система зажигания. Позже стали использовать бесконтактную СЗ. Контактная система зажигания состоит из трамблёра 30.3706, катушки зажигания Б117А. При бесконтактной СЗ будит использоваться катушка зажигания 27.3705.

На двигателе ВАЗ 2103 устанавливается генератор переменного тока 42 А, Г-221. Внутри генератора находиться диодный мост, преобразующий переменный ток в постоянный.

Конструкция впускных и выпускных коллекторов ВАЗ 2103

В двигателе ВАЗ 2103 1.5 впускной коллектор, для улучшения работы на холостом ходу, обустроен перегородкой большей длинны, чем коллектор ВАЗ 2101. А выпускной коллектор остался без изменений. Что позволяет выполнить тюнинг, путём установки прямоточного глушителя. Эта модернизация значительно увеличит крутящий момент и мощность автомобиля.

Характерные неисправности ВАЗ 2103

1. Не запускается двигатель:

  • эта неполадка характерна для всех моделей ВАЗ классика. Может исчезнуть искра. Причин несколько, все свечи проверять не нужно, четыре свечи одновременно из строя выйти не могут. Проблема скорее всего в распределителе зажигания, а именно в нарушении необходимого зазора в прерывателе;
  • так же не будит нормальной искры, если образовалась трещина в крышке трамблёра. Есть хороший дедовский способ определения трещины в крышке. Нужно в ночное время покрутить стартером. В месте трещины будит пробивать искра на массу;
  • не запуститься мотор на ВАЗ 2103 если вышел из строя конденсатор. Искра при такой неполадки будит, но очень слабая, такой искры для работы мотора будит не достаточно;
  • последняя причина исчезновения искры, это выход из строя катушки зажигания. Установить исправность катушки не сложно, достаточно попросить у кого-то исправную катушку и поставить на свою машину. Если машина не запуститься, значит причина в вышеперечисленных неисправностях;
  • двигатель может не заводиться, по причине отсутствия горючей смеси: прежде всего может быть засорён карбюратор, может выйти из строя бензонасос, засориться топливный фильтр, либо разгерметизироваться топливопровод.

2. В двигателях классики часто слышаться стуки

Может греметь цепь ГРМ либо неотрегулированные клапаны. Цепь нужно подтянуть, а клапана отрегулировать. Если эти мероприятия не помогут, значит стук идёт от ШПГ. Такой стук, верный признак скорого капитального ремонта.

3. Плавающие обороты на ВАЗ, бывают не редко

Карбюраторы устанавливаемые на ВАЗ 2103 очень капризные. Постоянно загрязняется, требуют чистки жиклёров и фильтров, постоянной регулировки. Учитывая частоту подобных неисправностей, лучше научиться обслуживать автомобиль самостоятельно.

4. Случается так, что движок начинает троить

Чаще всего причина в выходе из строя свечи зажигания. Однако, могут быть виноваты другие узлы системы зажигания: трамблёр, крышка трамблёра, катушка зажигания.

5. Перегрев двигателя зависит от качества работы водяного насоса или термостата:

  • в помпе может появиться люфт в подшипнике, при этом образуется разгерметизация и течь антифриза. Со временем, недостаток охлаждающей жидкости приведёт к перегреву. Водяной насос может заклинить, тогда мотор перегреется моментально;
  • термостат может быть причиной перегрева, если он не будит открываться. Охлаждающая жидкость при этом будит циркулировать по малому кругу, что быстро приведёт к перегреву мотора. Определить исправность термостат несложно. Если патрубок за термостатом остаётся холодным, а температура мотора более 95С, значит термостат не открылся и подлежит замене.

6. Характерные неполадки для ВАЗ 2103, это течи рабочих жидкостей

Из-под прокладки ГБЦ, прокладки поддона картера, прокладки клапанной крышки. При появлении этой проблемы, прокладки и патрубки дающие течь, подлежат замене.

Рекомендации по обслуживанию ВАЗ 2103

От правильности и своевременности обслуживания силового агрегата зависит долговечность и качество его работы.

  • Одной из самых частых и важных процедур обслуживания автомобиля является замена моторной смазки в двигателе. Одновременно с заменой масла, нужно производить замену масляного фильтра. Первую замену масла следует делать после периода обкатки, через 2000 км., пробега. Далее через каждые 10 тыс., километров пробега.
  • Каждые 10 тыс., километров необходимо проверять натяжку цепи ГРМ и при необходимости подтягивать. Так же, на этом этапе требуется регулировка зазоров в клапанах.
  • Через 20 тыс., км., подлежит замене воздушный и топливный фильтр.
  • Через 30 тыс., км нужно заменить свечи зажигания и смазать распределитель зажигания, для этого достаточно капнуть в маслёнку 3 капли моторной смазки. В этот период, перед заменой моторного масла, необходимо промыть систему смазки двигателя.
  • Через 40 тыс., км., подлежит диагностике стартер двигателя, смазка подшипников, чистка коллектора, замена щёток.
  • Через 60 тыс., км., диагностики подлежит генератор. Нужно смазать подшипники, заменить щётки, почистить коллектор. В этот же период следует заменить жидкость охлаждения.

Тюнинг ВАЗ 2103

При современном темпе движения, особенно по трассе, мощность в 71 л., силу очень мало. Поэтому многие владельцы ВАЗ 2103 проводят мероприятия по увеличению мощности своего двигателя.

В первую очередь производиться расточка цилиндров. Каждый цилиндр увеличивается на 3 мм., в итоге объём становиться 1.6 литра. Эта операция имеет одну отрицательную сторону. Стенки цилиндров становятся слишком тонкими, дальнейшая расточка невозможна. Такой двигатель не подлежит капитальному ремонту.

Так же увеличивается ход поршня. Это возможно, за счёт установки коленчатого вала от ВАЗ 2130 Нива. В итоге ход поршня получается 84 мм.

ГБЦ так же подлежит модернизации. В ней растачиваются и полируются каналы. Такая операция способствует уменьшению впускного сопротивления. В результате увеличивается мощность на десять процентов. Установка компрессора 0.5 бар дополнительно увеличивает мощностные показатели мотора. В итоге тюнинга модернизированный движок ВАЗ способен развить мощность 125 л., сил.

Двигатель ВАЗ 2103 имеет свои отрицательные и положительные стороны. К отрицательным сторонам можно отнести, несоответствие евро стандартам, большой расход топлива и большое количество разных неисправностей. Но простая конструкция ДВС, доступность и дешевизна запасных частей позволяют выполнять ремонт самостоятельно, без больших капиталовложений.

Двигатель ВАЗ 2103 / ВАЗ 2106

Годы выпуска – (1972 – наше время) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – карбюратор/инжектор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 2 Ход поршня – 80 мм Диаметр цилиндра – 76 мм Степень сжатия – 8,5 Объем двигателя 2103 – 1452 см. куб. Мощность двигателя 2103 – 71 л.с. /5600 об.мин Крутящий момент – 104 Нм/3400 об.мин Топливо – АИ93 Расход топлива — город 9.4л. | трасса 6.9 л. | смешанн. 8,9л/100 км Расход масла – 700 гр на 1000 км Вес двигателя ваз 2103 — 121кг Габаритные размеры двигателя 2103 (ДхШхВ), мм — 565х541х665 Мас ло для двигателя ваз 2103: 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40 Сколько масла в двигателе 2103: 3.75 л. При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс двигателя ваз 2103: 1. По данным завода – 125 тыс.км 2. На практике – до 250 тыс.км

Тюнинг Потенциал – 200 л.с. Без потери ресурса – 80 л.с.

Двигатель устанавливался на: ВАЗ 21023 ВАЗ 2103 ВАЗ 21043 ВАЗ 21053 ВАЗ 21061 ВАЗ 2107

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103

Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км. Основные отличия двигателя 2103 от увеличенная высота блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л. Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, к арбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про . Тем не менее, п о народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.

Двигатель ВАЗ 11183-1000260. Характеристика двигателя ВАЗ 11183.

Двигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров:4
Рабочий объем цилиндров, л:1,596
Степень сжатия:9,6-10
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5200 об/мин.:60 кВт.-(82 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм:82
Ход поршня, мм:75,6
Число клапанов:8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин:800 – 850
Максимальный крутящий момент при 2500-2700 об/мин., Н*м:120
Порядок работы цилиндров:1-3-4-2
Октановое число бензина:95 (неэтилирован.)
Система подачи топлива:Распределенный впрыск с электронным управлением
Свечи зажигания:А17ДВРМ, BPR6ES(NGK)
Вес, кг:112

Температура перегрева двигателя ваз 11183: рабочая 95°. Система охлаждения имеет объем 7,8 л.

Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 11183 может применяться для установки на автомобили ВАЗ Lada Kalina и ее модификации.

Двигатель 11183 восьмиклапанный четырехцилиндровый силовой агрегат объемом 1,6 литра.

Следует отметить, что двигатель 11183 по конструкции основных узлов : блока, головки блока, распредвала, клапанных механизмов и кривошипно-шатунного механизма не отличается от варианта ДВС ВАЗ 21114.

Разработан новый блок цилиндров мод. 11183-1002011-10. Конструктивно он отличается от блока цилиндров 2110 только высотой. (смотреть «Блок цилиндров») Для увеличения объема двигателя потребовалось увеличить высоту блока на 2,3мм.( высота от оси коленчатого вала до верхней поверхности блока – 197,1мм ). Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 1,25 мм. Номинальный диаметр цилиндров – 82 мм.

На двигателе используется коленчатый вал мод. 11183-1005016. По посадочным местам он соответствует коленчатому валу 2112. Этот вал имеет увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, по сравнению с валом 2112, это обеспечивает ход поршня в 75,6 мм. Вал имеет маркировку : на противовесе указана модель – «11183».

Маховик и шкив коленчатого вала используются от двигателя 2110.

В двигателе применяется шатунно-поршневая группа 2110.

Чтобы не увеличивать степень сжатия была увеличена и усовершенствована форма камеры сгорания. Головка блока цилиндров с увеличенной камерой сгорания получила индекс – «11180». На приливе головки имеется соответствующая маркировка.

Существует ряд конструктивных решений , которые отличают двигатель ВАЗ 11183 от мотора ВАЗ 21114.

В электросистеме применяется генератор 5132.3771(90 А). Для крепления генератора использован новый кронштейн. Оригинальным является механизм натяжения ремня генератора.

Проектировался двигатель ВАЗ 11183 для автомобиля Калина. За основу был взят мотор 21114, изменилась маркировка мотора (1 вместо 2 вначале обозначения ДВС), конструкция коленвала и головки блока цилиндров. Изменения были необходимы для увеличения объема до 1,6 л, а использование уже существующих деталей – для снижения себестоимости силового привода.


Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Форсировать двигатель 2103

Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106 , на выходе имеем 1,6л. Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока. Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

75 л.с Максимальный крутящий момент

115Нм при 3000об/мин С данной конфигурацией получаем в точности мотор 2106.— поршень большего диаметра, стандартный ход 1,7 л. 79х84

80 л.с. Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов. Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101 », ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.

Турбо классика

Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103. Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего

Двигатель ваз 2103

Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км. Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л. Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, к арбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут . Тем не менее, п о народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.

Техобслуживание

Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Ремонт двигателя ВАЗ-2103 вполне реально сделать своими силами

Конструкция данного силового агрегата достаточно простая. Соответственно, многие автолюбители самостоятельно могут сделать все ремонтные работы, связанные с двигателем. Такой вариант помогает сэкономить определенную сумму в связи с отсутствием необходимости оплачивать работу мастеров. Есть целый ряд признаков, указывающих на необходимость проведения ремонта. Среди них следует выделить:

  • выросший расход топлива и масла;
  • дымный выхлоп явного синеватого оттенка;
  • неравномерная работа мотора в режиме холостого хода;
  • появление нагара на свечах;
  • явно снизившаяся мощность и вялая динамика;
  • троение;
  • «чихание» карбюратора;
  • «выстрелы» в глушителе;
  • постоянный перегрев.


Наиболее простой вид ремонта двигателя – это замена расходников. В принципе, данные работы можно даже отнести к обслуживанию. Если вы хотите, чтобы мотор вашей «тройки» служил долго, следует своевременно менять свечи, фильтра, масло. Каждые 10 тысяч километров нужно обязательно регулировать клапаны.

Описывать все возможные варианты ремонта не имеет смысла. Наверное, более правильно будет рассказать о том, как осуществляется разборка двигателя. Непосредственно перед этим следует снять мотор с автомобиля и тщательно его вымыть. Теперь можно приступать непосредственно к разборке. Снимаем карбюратор, предварительно отсоединив шланги и тягу привода дроссельной заслонки, после этого – трамблер и топливный насос, датчик температуры охлаждающей жидкости. Теперь можно выкрутить свечи. Далее наступает очередь всех шлангов и патрубков системы охлаждения.

Масляный фильтр откручивается с помощью специального приспособления. Оно есть в гараже у многих автолюбителей советской закалки. Поэтому если у вас такого нет, поспрашивайте у знакомых, чтобы не трать лишние деньги на покупку. После того как открутили фильтр, можно снимать датчик давления масла. Следующий этап – демонтаж сапуна вентиляции картера и всего узла. Теперь снимаем фиксатор сливной трубки и снимаем маслоотделитель.

Храповик также откручивается с помощью специального ключа. Теперь фиксируем его от проворачивания и снимаем шкив коленвала. После этого можно приступать к демонтажу крышки привода распредвала и головки цилиндров. Далее нужно будет немного попотеть. Сперва следует отвернуть болты, удерживающие звездочки масляного насоса и распредвала. Далее снимаем натяжитель цепи и башмак. Осталось лишь отвернуть ограничительный палец и снять звездочки. Все – можно вытаскивать цепь.


Теперь приступаем к демонтажу коленвала. Здесь сперва нужно открутить гайки шпилек крепления корпуса подшипников. После этого последние снимаются вместе с коленвалом. Далее нужно отвернуть болты крепления и снять головку цилиндров вместе с коллекторами. Оттуда вынимаем валик привода маслонасоса, предварительно демонтировав упорный фланец. Далее вооружаемся специальным съемником и вынимаем звездочку коленвала. Для того чтобы извлечь поршни и шатуны, предварительно раскручиваем гайки соответствующих болтов. Здесь стоит подчеркнуть один важный момент. Опытные автолюбители советуют обязательно помечать шатуны, вкладыши (равно как и их крышки) а также поршни. Это нужно для того, чтобы при обратной сборке вы ничего не перепутали.

После этого можно откручивать болты крепления маховика и снимать шайбу. Здесь, в принципе, все просто. Далее снимаем уже сам маховик, после чего с помощью съемника вытаскиваем из гнезда в коленвале подшипник первичного вала КПП. Впрочем, последнее действие можно сделать и позже. Это, как говорится, на ваше усмотрение. Теперь нам осталось только лишь снять держатель сальника коленвала, коренные вкладыши (предварительно открутив соответствующие болты), ну и сам коленчатый вал. Вот и все – разборка двигателя закончена.

Вам осталось лишь определить, какие из деталей нуждаются в замене, купить новые, и осуществить сборку в обратном порядке. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет. Конечно, придется потратить определенное время, да и место для проведения такой работы есть не у каждого автолюбителя. Тем не менее многие владельцы «троек» предпочитают ремонтировать свои автомобили собственными руками.

Особенности конструкции

Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:

  • ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
  • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.

Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:

  • цепная передача ГРМ;
  • недоработанные модели карбюраторов;
  • капитальный ремонт через 20000 км пробега.


Цепь ГРМ

Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

реальный 200000 км

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм


Конструкция ДВС 2103

Двигатель на ВАЗ 2103: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель ВАЗ 2103 представляет собой классический силовой агрегат, входящий в линейку моторов, разработанных и выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ».

Обобщая, можно сказать, что все двигатели этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.

Именно эти изменения позволили в дальнейшем не один раз модернизировать моторы, не останавливая их серийного производства. От остальных силовых агрегатов этого модельного ряда (кроме « шестерки ») двигатель 2103 отличается тем, что вал газораспределительного механизма приводится в действие стальной цепью.

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЗНАЧЕНИЕ
Объем цилиндров (рабочий), см31452
Максимальная мощность, л. с. (при 5600 об/мин.)71.4
Максимальный крутящий момент, Н.м (при 3400 об/мин.)104
Количество цилиндров4
Количество клапанов на цилиндр2
Общее количество клапанов8
Диаметр цилиндра, мм76
Ход поршня, мм80
Подача топливаКарбюратор или инжектор
Степень сжатия8.5
Вид горючегоАИ-92
Расход горючего, л./100 км (город/трасса/смешанный режим)9,4/6,9/8,9
Система смазкиКомбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Применяемое масло5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40
Объем масла в картере, л3.75
Система охлажденияЖидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией
Габаритные размеры, мм565х541х665
Вес, кг120.7
Моторесурс, тыс. час. (завод/практика)125/200

Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2107 , 2121.

Описание


Двигатель ВАЗ 2103 изготавливается с использованием «высокого» блока цилиндров (215,9 мм вместо 207,1 у ВАЗ 2101 ), что позволило довести его рабочий объем до 1,5 литров и установить коленвал с увеличенным ходом поршней.

Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.

Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.

  • Блок цилиндров изготавливается из чугуна, а его головка отливается из алюминиевого сплава. Распределительный вал выполнен из стали и отличается от других моделей наличием одной необработанной шейки, которая имеет форму шестигранника.
  • Карбюратор, который устанавливается на двигатель ВАЗ 2103, оснащен распределителем с вакуумным регулятором опережения зажигания. После появления инжекторных силовых агрегатов, на мотор стали устанавливать измененную головку блока цилиндров с соответствующим газораспределительным механизмом.
  • Для работы водяного насоса (помпы) используется привод с клиновидным ремнем, имеющим сечение 10х8 мм.
  • Подача масла из картера во внутренние каналы блока цилиндров и к парам трения осуществляется с помощью масляного насоса, размещенного в картере силового агрегата.
  • На двигателе 2103 устанавливалась как классическая, так и бесконтактная система зажигания.

Техническое обслуживание

Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.

Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:

  1. Через каждые 10-15 тыс. км пробега проверять и при необходимости регулировать: натяжение цепи привода газораспределительного механизма; зазоры клапанов в головке блока цилиндров;
  2. Регулярно очищать и регулировать карбюратор.
  3. После каждых 10 000 км пробега менять моторное масло.
  4. Регулярно проверять мотор на наличие протечек охлаждающей жидкости и моторного масла.

По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.

Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.

Неисправности

Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:

НЕИСПРАВНОСТИПРИЧИНЫСПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Двигатель невозможно запустить.1. Не поступает топливо в карбюратор.
2. Сильное загрязнение топливного фильтра.
3. Сломан бензонасос.
4. При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора.
ŸПромыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр.
Заменить топливный фильтр.
Прочистить или заменить бензонасос.
Проверить целостность электропроводки.
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают».1. Нарушена регулировка холостого хода.
2. Сломан карбюратор.
3. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала.
ŸОтрегулировать режим холостого хода.
Прочистить каналы и жиклеры карбюратора.
Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора.
Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма.
Повышенный расход моторного масла.1. Протечки масла сквозь уплотнители.
2. Изношены поршневые кольца или цилиндры.
3. Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов.
ŸПроверить и при необходимости заменить прокладки и сальники.
Заменить кольца и/или поршни.
Расточить цилиндры.
ŸЗаменить маслоотражательные колпачки.

Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.

Тюнинг

Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:

Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.

Читайте также: