Схема охлаждения двигателя тойота

Обновлено: 26.04.2024

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Элементы системы охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE


Моторы Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE имеют жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и термостатом, имеющим перепускной клапан во входном патрубке охлаждающей жидкости.


Рис.12. Схема системы охлаждения двигателей 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Спринтер, Калдина

1 - термостат, 2 - входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от радиатора), 4 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 5 - (к радиатору), 6 - насос охлаждающей жидкости, 7 - (от отопителя), 8 - (к отопителю), 9 - трубка подвода охлаждающей жидкости к насосу, 10 - (от подогревателя дроссельной заслонки), 11 - (к подогревателю дроссельной заслонки), 12 - радиатор.


Рис.13. Схема системы охлаждения двигателя 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina

1 - термостат, 2 - входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от радиатора), 4 - (к радиатору), 5 - насос охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина включает в себя: рубашку охлаждения (в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров), радиатор, насос охлаждающей жидкости,термостат, электрический вентилятор системы охлаждения, соединительные шланги и другие элементы.

Охлаждающая жидкость, нагреваемая в рубашке охлаждения, нагнетается жидкостным насосом в радиатор, где она охлаждается с помощьювентилятора и встречного потока воздуха, возникающего при движении автомобиля.

Затем охлаждающая жидкость возвращается в рубашку охлаждения с помощью насоса и охлаждает двигатель.

Рубашка системы охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина представляет собой сеть каналов для прохождения жидкости.

Эти каналы образованы промежутками между гильзами цилиндров в блоке цилиндров и сообщаются с каналами в головке блока.

Движение жидкости организуется таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное охлаждение тех элементов двигателя, которые более всего нагреваются при его работе ( в частности, верхнего пояса цилиндров двигателя и камер сгорания).

Радиатор (кроме моделей AW11 (MR2))

Радиатор Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina размещается в передней части автомобиля и предназначен для охлаждения охлаждающей жидкости, поступающей из рубашки охлаждения.

Радиатор состоит из правого и левого бачков и сердцевины радиатора, которая соединяет два бачка. В верхнем бачке расположен входной патрубок, по которому поступает охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения, а также шланг для перепуска излишней охлаждающей жидкости или пара.

В нижнем бачке радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina расположен выходной патрубок охлаждающей жидкости, через который она поступает в насос охлаждающей жидкости, а также сливной краник, через который удаляется охлаждающая жидкость.

Сердцевина радиатора двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина имеет множество оребренных трубок, по которым поток охлаждающей жидкости проходит из верхнего бачка в нижний, а также охлаждающие ребра для более эффективного рассеивания теплоты в окружающую среду.

Охлаждающая жидкость, нагретая при прохождении через рубашку охлаждения, охлаждается в радиаторе потоком воздуха, просасываемым электрическим вентилятором, а также встречным потоком воздуха, возникающем при движении автомобиля.

Модели с автоматической трансмиссией имеют специальный охладитель рабочей жидкости автоматической коробки передач, который расположен в нижнем бачке радиатора.

Вентилятор с электрическим приводом располагается позади радиатора, что облегчает прохождение потока воздуха через радиатор.

Вентилятор включается только в том случае, если температура охлаждающей жидкости достигнет рабочего значения. Это снижает затраты мощностина привод вентилятора и предотвращает переохлаждение двигателя.

Особенности радиатора для моделей Тойота AW11 (MR2)

Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE для модели MR2 отличается от радиаторов остальных моделей тем, что поток охлаждающей жидкости в нем проходит в горизонтальном направлении с одной стороны автомобиля на другую.

Выходной патрубок охлаждающей жидкости и воздушный дренажный краник, облегчающий заполнение двигателя охлаждающей жидкостью, расположены в правом бачке.

Охладитель рабочей жидкости для моделей с автоматической трансмиссией расположен в сердцевине радиатора и использует часть ее трубок. Пробка радиатора имеет обычную конструкцию, но расположена на отдельном патрубке.

Пробка радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina - уплотняющего типа, она должна герметизировать радиатор и выдерживать повышенное давление, возникающее в результатетеплового расширения охлаждающей жидкости.

Повышенное давление в радиаторе препятствует закипанию охлаждающей жидкости даже при температуре выше 100°С. Пробка радиатора имеет паровой (сбрасывающий) клапан и воздушный клапан (клапан разрежения).

При температуре охлаждающей жидкости 110-120°С избыточное давление внутри радиатора, вызванное тепловым расширением жидкости, достигает 0,3-1,0 кг/см2 или 30-100 кПа. В случае превышения указанного предела под действием давления открывается паровой клапан, и пар удаляется через паровую трубку.

Воздушный клапан открывается под действием разрежения, которое образуется внутри радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina после остановки двигателя и снижения температуры охлаждающей жидкости. Открытие этого клапана позволяет охлаждающей жидкости в расширительном бачке вернуться в систему охлаждения.

Расширительный бачок предназначен для аккумулирования избыточного объема охлаждающей жидкости, который получается в результате ее объемного расширения при нагреве. Когда температура охлаждающей жидкости падает, она возвращается из расширительного бачка в радиатор.

Таким образом, радиатор всегда заполнен охлаждающей жидкостью, и при этом не допускается ненужных ее потерь. Чтобы убедиться в необходимости долива охлаждающей жидкости, необходимо проверить ее уровень в расширительном бачке.

Водяной насос мотора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости через систему охлаждения. Он устанавливается в передней части блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала ремнем привода генератора.

Термостат Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina устанавливается на входном патрубке контура охлаждения. Он имеет восковой перепускной клапан и автоматический клапан, управляемый в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Автоматический клапан закрывается, когда температура охлаждающей жидкости падает, и тем самым препятствует циркуляции жидкости через двигатель, ускоряя процесс его прогрева.

Особенности конструкции системы охлаждения Toyota Corolla

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зависимости от положения клапана термостата возвращается в насос по перепускному каналу (при низкой температуре) или через радиатор (при высокой температуре). В систему охлаждения двигателя включены также радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла системы питания.

Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, трубчатооленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя. В левом бачке установлен кран для слива охлаждающей жидкости из системы.


Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой с двумя клапанами: впускным и выпускным. Выпускной клапан от крывается при давлении 78,5–122,7 кПа (0,80– 1,25 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/см2).


Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапа на приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.


Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем, общим с генератором и компрессором кондиционера. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.


Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 77 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 80 °С термостат начинает открываться и при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.


Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой многолопастной крыльчаткой служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока системы охлаждения. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения. Систему заполняют жидкостью (антифризом) Toyota Super Long Life Coolant (красного цвета), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения Тойота Королла, Замена охлаждающей жидкости, помпы, термостата, радиатора

Система охлаждения Тойота Королла, Замена охлаждающей жидкости, помпы, термостата, радиатора

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зависимости от положения клапана термостата возвращается в насос по перепускному каналу (при низ<ой температуре) или через радиатор (при высокой температуре).

В систему охлаждения двигателя включены также радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла системы питания.

Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках радиатора выполнены подволящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя. В левом бачке установлен кран для слива охлаждающей жидкости из системы.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой с двумя клапанам/: впускным и выпускным. Выпускной клапан открывается при давлении 78,5-122,7 кПа (0,80-1,25 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/смг).

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос (Помпа) центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охгаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем, общим с генератором и компрессором кондиционера. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндоов. При температуре охгаждающей жидкости до 77 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 80 °С термостат начинает открываться и при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой многолопастной крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока системы охлаждения. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера эгектровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.

Систему заполняют жидкостью (антифризом) Toyota Super Long Life Coolant (красного цвета), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения Тойота Королла, Замена охлаждающей жидкости, помпы, термостата, радиатора

2 . и корпуса термостата.

При подтекании охлаждающей жидкости из-под корпуса термостата подтяните болты его крепления. Если подтяжкой болтов устранить подтекание не удалось, то его необходимо снять, очистить привалочные поверхности и установить на герметик Loctite 518 или его аналоги.

3. Осмотрите соединения шлангов на кронштейне крепления патрубков системы охлаждения.

Осмотрите соединения шлангов

4. . а также с патрубками радиатора отопителя.

При обнаружении течи какого-либо из шлангов в месте его подсоединения к патрубку слейте охлаждающую жидкость. Сожмите пассатижами и сдвиньте вдоль оси шланга хомут крепления.

Снимите шланге патрубка. Как правило, причиной течи является коррозия уплотняющей поверхности патрубков. Зачистьте поврежденную поверхность и установите шланг на герметик. После высыхания герметика залейте охлаждающую жидкость.

Замена охлаждающей жидкости Тойота Королла, Замена антифриза

Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменить первый раз через 160 тыс. км пробега, после чего заменять через каждые 80 тыс. км пробега.

В систему охлаждения заливайте антифриз Toyota Super Long Life Coolant или аналог.

Вам потребуются: охлаждающая жидкость, обтирочная ткань, емкость вместимостью не менее 10 л для слива охлаждающей жидкости, пассатижи.

Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе.

Охлаждающая жидкость токсична, поэтому будьте осторожны при работе с ней.

При пуске двигателя пробка расширительного бачка должна быть закрыта. Заворачивайте пробку бачка плотно. Система охлаждения при работающем двигателе находится под давлением, поэтому из-под слабо завернутой пробки может потечь охлаждающая жидкость.

1. Установите авто на ровную площадку

2. Снимите нижние брызговики двигателя

3. Поверните против часовой стрелки.

4. . и снимите пробку расширительного бачка.

снимите пробку

5. Подставьте емкость под кран сливного отверстия радиатора системы охлаждения, расположенного в нижнем бачке радиатора, выверните на два-три оборота пробку сливного клапана и слейте жидкость.

6. Подставьте емкость под кран сливного отверстия системы охлаждения, расположенного

с левой стороны блока цилиндров, выверните на два-три оборота пробку сливного клапана и слейте жидкость.

7. Затяните рукой пробки обоих сливных клапанов.

8. Промойте систему охлаждения, для чего наполните ее водой через наливную горловину бачка.

9. Пустите двигатель и дайте ему поработать до момента включения электровентилятора.

10. Заглушите двигатель и слейте воду.

11. Промывайте систему охлаждения до тех пор, пока не начнет сливаться чистая вода.

12. Заполните систему охлаждения двигателя, заливая охлаждающую жидкость в бачок до уровня пароотводной трубки.

13. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры (до включения вентилятора). По мере выхода воздуха из системы доливайте охлаждающую жидкость в бачок. До полного выхода воздуха вентилятор выключится 3-5 раз.

14. Долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до метки «FULL». После этого остановите двигатель и дайте ему остыть.

15. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее в расширительный бачок до метки «FULL».


При работе двигателя следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если стрелка дошла до красной зоны, а вентилятор радиатора не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух через него проходит. Если отопитель подает подогретый воздух, скорее всего, неисправен вентилятор, а если подает холодный воздух, значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка. Для ее удаления заглушите двигатель и дайте ему остыть.

Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой.

Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости восполните уровень.

Если через очень короткое время цвет свежей жидкости стал коричневым, значит, вы залили подделку, в которую производитель «забыл» добавить ингибиторы коррозии.

Вам потребуются: торцовая головка «на 10», удлинитель, пассатижи, емкость для слива охлаждающей жидкости из расширительного бачка.

1. Сожмите хомут крепления пароотводящего шланга пассатижами и сдвиньте его по шлангу.

2. Снимите пароотводящий шланг с патрубка расширительного бачка.

3. Сожмите пассатижами хомут крепления жидкостного шланга и сдвиньте его.

Сожмите пассатижами

5. Выверните болт крепления расширительного бачка к стойке кузова

6. Выверните болт крепления расширительного бачка к кронштейну.

7. Снимите бачок.

Снимите бачок

8. Установите расширительный бачок в порядке, обратном снятию.

9. Залейте охлаждающую жидкость до метки «FULL».

Замена радиатора Тойота Королла

Вам потребуются: ключ «на 7», торцовая головка «на 10», пассатижи.

1. Слейте охлаждающую жидкость

2. Снимите передний бампер

3. Ослабьте хомут крепления подводящего шланга радиатора, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу.

Ослабьте хомут

4 . и снимите шланг с патрубка радиатора.

5. Аналогично отсоедините отводящий шланг радиатора.

6. . и остальные шланги системы охлаждения от радиатора.


7. Выверните четыре болта и снимите верхний кронштейн радиатора.

верхний кронштейн радиатора

8. Выверните три болта и снимите замок капота


9. Выверните два болта и отсоедините два фиксатора крепления верхней части радиатора к кузову.

Выверните два болта

10. Отсоедините колодку жгута проводов от ЭБУ вентиляторов системы охлаждения.

11. Извлеките радиатор в сборе с кожухом вентилятора из моторного отсека.

12. Выверните два болта и отсоедините кожух вентилятора от радиатора.

13. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора появились трещины, замените радиатор.

14. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите один патрубок радиатора, а ко второму подведите воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2), и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Нарушение герметичности радиатора определяет по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость полностью, проверяйте его последовательно со всех сторон.

15. Установите детали в порядке, обратном снятию.

16. Залейте охлаждающую жидкость

Для того чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой шлангов смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

Замена помпы Тойота Королла

Вам потребуются: торцовые головки «на 10», «на 12», отвертка с плоским лезвием.

1. Слейте охлаждающую жидкость

2. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов

3. Снимите генератор

Замена помпы Тойота Королла

4. Выверните пять болтов крепления водяного насоса к крышке цепи привода газораспределительного механизма.

5. Снимите водяной насос

Снимите водяной насос

6. Подденьте отверткой.

7. . и снимите резиновую прокладку водяного насоса с крышки привода газораспределительного механизма.



8. Совместите выступ А с прорезью Б на крышке цепи привода газораспределительного механизма и установите новую прокладку.

9. Затяните болты крепления водяного насоса в последовательности, показанной на фото, моментом 21 Н м (2,1 кгс-м).

10. Установите детали в порядке, обратном снятию.

11. Залейте охлаждающую жидкость

Замена термостата Тойота Королла

Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве.

Для проверки термостата на автомобиле пустите холодный двигатель и потрогайте рукой нижний (отводящий) шланг радиатора -он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 90-95 °С, шланг должен начать быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции жидкости по большому контуру системы охлаждения. Если этого не происходит, снимите термостат и замените его.

Вам потребуется ключ «на 10».

1. Слейте охлаждающую жидкость

2. Ослабьте хомут крепления отводящего шланга радиатора и, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу.

3. Снимите шланг с патрубка термостата.

Замена термостата Тойота Королла

4. Отверните три гайки крепления крышки термостата.

5. Снимите патрубок..

6. . и установленный под ним термостат.

термостат

7. Снимите уплотнительное кольцо с термостата и осмотрите его. Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените.

8. Установите уплотнительное кольцо на новый термостат.

9. Установите детали в порядке, обратном снятию.

10. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки

Схема охлаждения двигателя тойота

Система охлаждения Тойота Королла дизель 2СТ

Все, что было описано для бензиновых двигателей, в основном относится и к дизельным
двигателям. Поэтому настоящий подраздел касается только отличий при снятии и
установке определенных деталей. Это относится например к водяному насосу, который
на дизельном двигателе работает через зубчато-ременную передачу, то есть для
замены насоса необходимо снимать зубчатый ремень.

Термостат
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Термостат находится во впускном штуцере системы охлаждения, то есть перед
снятием термостата следует слить охлаждающую жидкость до высоты ниже штуцера.
Термостат проверяется так же, как на бензиновом двигателе. Температура открытия
термостата составляет 80–82° С и при температуре 95° С термостат должен полностью
открыться. При этом штифт должен выступать на 8 мм из термостата.

Снятие и установка водяного насоса Тойота Королла дизель 2СТ

Водяной насос – снятие и установка

1. Правая скоба подвески двигателя
2. Верхняя крышка зубчатого ремня
3. Приводная шестерня топливного
насоса высокого давления
4. Водяной насос
5. Прокладка
6. Топливный насос высокого давления
7. Шкив коленчатого вала
8. Нижняя крышка зубчатого ремня
9. Зубчатый ремень
Помимо зубчатого ремня, необходимо снять также топливный насос высокого давления,
чтобы обеспечить доступ к водяному насосу.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слить жидкость из системы охлаждения.
2. Снимите топливный насос высокого давления, как описывается в подразделе 3.2.20.
3. Снимите среднюю крышку зубчатого ремня.
4. Отверните водяной насос. Он крепится на семи болтах. Обращайте внимание на
расположение болтов, так как они имеют различную длину. Снимите прокладку.
5. Установка производится в обратном порядке. Обязательно установите новую
прокладку. Болты затяните моментом 18 Н.м.
6. Топливный насос и зубчатый ремень устанавливаются так, как описано в
подразделе 3.2.20 и подразделе 3.2.2.Отрегулируйте натяжение клинового ремня
генератора и залейте жидкость в систему охлаждения.

Снятие, переборка и установка масляного насоса Тойота Королла дизель 2СТТ

Монтажный чертеж масляного насоса

1. Приводная шестерня
2. Масляный насос
3. Редукционный клапан
4. Пружина
5. Уплотнительное кольцо
6. Приводной поводок
7. Ведомый поводок
8. Сальник
9. Пробка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для доступа к насосу следует снять зубчатый ремень, направляющий ролик и
зубчатое колесо коленчатого вала. Снимите также поддон картера.
2. Масляный насос закреплен на болтах на передней стороне двигателя и
герметизируется уплотнительным кольцом. Болты крепления имеют различную длину.
3. Для отделения масляного насоса с внутренней стороны кривошипно-шатунного
механизма требуется пластмассовый молоток.
4. Установка насоса производится в обратном порядке. Обязательно установите
новое кольцо. Покройте поверхность корпуса насоса герметиком, который не должен
попадать в отверстия болтов.
5. Поставьте насос и затяните моментом 18 Н.м одиннадцать болтов вместе с опорой
генератора переменного тока. Не перепутайте болты местами. Не повредите при
установке сальник.
6. Если снималась сетка маслоприемника, ее следует привернуть с новой прокладкой.
Затяните гайки моментом 7 Н.м, болты 13 Н.м.
6. Очистите поверхности блока цилиндров и поддона картера и установите поддон
картера так же, как было описано в подразделе 3.1.1.12.
Проверка
7. Сначала пометьте поверхности ведомого поводка и после этого выньте его из
корпуса.
8. Зажмите в тисках с мягкими металлическими прокладками приводную шестерню и
отверните гайку накидным ключом. Снимите шестерню насоса и вытащите поводок.
9. С нижней стороны отверните пробку и выньте детали редукционного клапана. Все
детали хорошо очистите и, если необходимо, замените. Сальник в корпусе должен
заменяться обязательно (осторожно вытаскивайте отверткой). Проконтролируйте
отсутствие выбоин на вершинах поводка. Поводки обязательно заменяться в
комплекте.

10. Вставьте наружный поводок в отверстие и
замерьте щупом зазор между наружной
стороной наружного поводка и отверстием
насоса. Зазор не должен превышать 0,2 мм.
Для следующей проверки вставьте щуп между
вершиной зуба наружного поводка и вершиной
зуба внутреннего поводка. Зазор не должен
превышать 0,20 мм. В противном случае
замените масляный насос и/ или поводки (в
комплекте).

11. Наложите линейку на поверхность корпуса
и замерьте щупом зазор между линейкой и
поводками. Зазор не должен превышать 0,20
мм. В противном случае замените масляный
насос и/ или поводки (в комплекте).
12. Сборка масляного насоса производится в обратном порядке. Вставьте наружный
поводок отмеченной поверхностью наружу. Вставьте внутренний поводок и наденьте
приводную шестерню насоса на вал поводков. Наверните гайку и опять зажмите
приводную шестерню в тисках. Затяните гайку моментом 47 Н.м.
13. Залейте в отверстие насоса масло для предварительной смазки поводков.
Вставьте детали редукционного клапана и заверните пробку. Смажьте уплотняющие губки сальника и забейте сальник в корпус насоса заподлицо.

Масляный фильтр
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Замена масляного фильтра производится так же, как и на бензиновых двигателях (см.
подраздел 3.1.1.12).

Устройство впрыска дизельного топлива Тойота Королла дизель 2СТ

Чистота является обязательным условием проведения всех работ на дизельном
двигателе. Обязательно очистите накидные гайки напорного трубопровода до их
отворачивания. Топливный насос высокого давления не подлежит разборке или ремонту,
и при отказе заменяется. Для регулировки топливного насоса высокого давления
требуется специальный инструмент и приспособления и регулировку следует
производить в мастерской. Дизельные двигатели работают либо с непосредственным,
либо с прямым впрыском, то есть когда топливо впрыскивается в форкамеру в головке
цилиндров, которая связана с собственно камерой сгорания. Процесс сгорания
начинается в форкамере и под возникающим давлением частицы топлива увлекаются в
камеру сгорания, где происходит их полное сгорание.
Меры предосторожности при работах с устройством впрыска
При проведении любых ремонтных работ с устройством впрыска, независимо от их
объема, соблюдайте чистоту. Особенно следует учитывать следующие моменты:
Все работы с устройством впрыска должны производиться в условиях абсолютной
чистоты. Работы на улице следует производить только в безветренные дни, чтобы
избежать попадания пыли.
Перед отворачиванием накидных гаек их следует тщательно протирать тряпкой.
Все снятые детали складывайте на чистом верстаке и накрывайте бумагой или пленкой.
Не накрывайте детали тряпками с ворсом. Если ремонт не производится сразу же, все
открытые или частично разобранные детали устройства впрыска должны
соответственно накрываться или храниться в закрытых коробках.
Перед установкой деталей проконтролируйте их чистоту.
При вскрытом устройстве не пользуйтесь сжатым воздухом для продувки деталей
двигателя.
По возможности не передвигайте автомобиль при снятых деталях устройства впрыска.
Не допускайте попадания дизельного топлива на шланги. Если это происходит, сразу же
протирайте шланги. Шланги, поврежденные от попадания на них дизельного топлива,
должны обязательно заменяться.

Топливный фильтр Тойота Королла дизель 2СТ

Топливный фильтр заменяется в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации
и подлежит замене, если загорается предупредительная лампа фильтра, сигнализируя,
что в фильтре находится вода.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините разъем от выключателя
фильтра и отверните выключатель с помощью
трубного ключа.
2. Отверните фильтр ключом для фильтра, как это делается при отворачивании
масляного фильтра. Полностью отверните фильтр и удалите уплотнительное кольцо.
3. Вложите новое уплотнительное кольцо в канавку фильтра и залейте в него немного
дизельного топлива.
4. Наверните фильтр на цоколь фильтра до появления ощутимого сопротивления. Из
этого положения затяните фильтр еще на 3/4 оборота, или рукой, или ключом для
фильтра.
5. Наверните выключатель фильтра с новой прокладкой, затягивая только рукой, а не
ключом. Подсоедините разъем.
6. Качайте ручкой ручного насоса с верхней стороны фильтра до появления ощутимого
сопротивления. Это является признаком того, что фильтр полностью заполнен.

Топливный насос высокого давления Тойота Королла дизель 2СТ

установленый топливный насос высокого давления

Перед снятием нанесите метку на насосе в
указанном месте.
Если устанавливается новый топливный насос высокого давления, следует проверить
все детали устройства впрыска.

Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слейте жидкость из системы охлаждения.
2. Отсоедините трос газа от топливного насоса высокого давления.
3. Отсоедините следующие шланги: два обводных шланга и, если установлен, шланг
кондиционера.
4. Отверните впускную трубку впрыска. Она крепится кольцевым замком.
5. После освобождения хомута отсоедините выпускной топливный шланг.
6. Отверните болт и гайку крепления трубки отопителя.
7. Отсоедините четыре трубки впрыска. Для этого отверните гайки, которыми
крепятся четыре трубки к впускному коллектору, освободите зажимные хомуты и
отверните накидные гайки. Для этого лучше использовать накидной ключ с прорезью,
через которую может проходить трубка. Не сорвите грани головок накидных гаек.
8. Снимите зубчатый ремень. При этом снимается и приводная шестерня топливного
насоса высокого давления.
9. Проконтролируйте положение метки на водяном насосе. Если меток не видно,
поверните насос и места крепления указанным способом. Регулировка топливного
насоса высокого давления является сложной работой, которую лучше производить в
мастерской, однако гарантией того, что после установки двигатель будет легко
запускаться, является установка по меткам. Регулировку производите только тогда,
когда двигатель работает не так, как он должен работать.
10. Отверните болты и две гайки, снимите заднюю консоль насоса (четыре болта) и
вытащите насос.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поставьте насос в правильное положение и поверните его так, чтобы метки на
насосе и на водяном насосе были выставлены так, как показано на рисунке. Затяните
пальцами обе гайки и болт. Окончательная затяжка производится после установки
задней консоли. Установите консоль и затяните четыре болта моментом 20 Н.м. После
этого могут быть затянуты тем же моментом болты и гайки с другой стороны.
2. Установите приводную шестерню топливного насоса высокого давления и зубчатый
ремень, с установкой крышки зубчатого ремня.
3. Подсоедините к топливному насосу высокого давления впускную трубку.
Устанавливайте новые уплотнительные шайбы и закрепите трубку полым болтом.
Наденьте и закрепите хомутом топливный шланг.
4. Таким же образом закрепите выпускную топливную трубку, но здесь затяните
накидную гайку. Наденьте и закрепите хомутом шланг.
5. Приверните четыре трубки впрыска.
6. Подсоедините трос газа. Проконтролируйте, что топливный насос устанавливается
в положение полного газа и возвращается обратно в положение холостого хода.
7. Остальные работы производятся в обратном порядке.

Схема охлаждения двигателя тойота


Моторы Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE имеют жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и термостатом, имеющим перепускной клапан во входном патрубке охлаждающей жидкости.


Рис.12. Схема системы охлаждения двигателей 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Спринтер, Калдина

1 - термостат, 2 - входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от радиатора), 4 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 5 - (к радиатору), 6 - насос охлаждающей жидкости, 7 - (от отопителя), 8 - (к отопителю), 9 - трубка подвода охлаждающей жидкости к насосу, 10 - (от подогревателя дроссельной заслонки), 11 - (к подогревателю дроссельной заслонки), 12 - радиатор.


Рис.13. Схема системы охлаждения двигателя 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina

1 - термостат, 2 - входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от радиатора), 4 - (к радиатору), 5 - насос охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина включает в себя: рубашку охлаждения (в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров), радиатор, насос охлаждающей жидкости,термостат, электрический вентилятор системы охлаждения, соединительные шланги и другие элементы.

Охлаждающая жидкость, нагреваемая в рубашке охлаждения, нагнетается жидкостным насосом в радиатор, где она охлаждается с помощьювентилятора и встречного потока воздуха, возникающего при движении автомобиля.

Затем охлаждающая жидкость возвращается в рубашку охлаждения с помощью насоса и охлаждает двигатель.

Рубашка системы охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина представляет собой сеть каналов для прохождения жидкости.

Эти каналы образованы промежутками между гильзами цилиндров в блоке цилиндров и сообщаются с каналами в головке блока.

Движение жидкости организуется таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное охлаждение тех элементов двигателя, которые более всего нагреваются при его работе ( в частности, верхнего пояса цилиндров двигателя и камер сгорания).

Радиатор (кроме моделей AW11 (MR2))

Радиатор Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina размещается в передней части автомобиля и предназначен для охлаждения охлаждающей жидкости, поступающей из рубашки охлаждения.

Радиатор состоит из правого и левого бачков и сердцевины радиатора, которая соединяет два бачка. В верхнем бачке расположен входной патрубок, по которому поступает охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения, а также шланг для перепуска излишней охлаждающей жидкости или пара.

В нижнем бачке радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina расположен выходной патрубок охлаждающей жидкости, через который она поступает в насос охлаждающей жидкости, а также сливной краник, через который удаляется охлаждающая жидкость.

Сердцевина радиатора двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина имеет множество оребренных трубок, по которым поток охлаждающей жидкости проходит из верхнего бачка в нижний, а также охлаждающие ребра для более эффективного рассеивания теплоты в окружающую среду.

Охлаждающая жидкость, нагретая при прохождении через рубашку охлаждения, охлаждается в радиаторе потоком воздуха, просасываемым электрическим вентилятором, а также встречным потоком воздуха, возникающем при движении автомобиля.

Модели с автоматической трансмиссией имеют специальный охладитель рабочей жидкости автоматической коробки передач, который расположен в нижнем бачке радиатора.

Вентилятор с электрическим приводом располагается позади радиатора, что облегчает прохождение потока воздуха через радиатор.

Вентилятор включается только в том случае, если температура охлаждающей жидкости достигнет рабочего значения. Это снижает затраты мощностина привод вентилятора и предотвращает переохлаждение двигателя.

Особенности радиатора для моделей Тойота AW11 (MR2)

Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE для модели MR2 отличается от радиаторов остальных моделей тем, что поток охлаждающей жидкости в нем проходит в горизонтальном направлении с одной стороны автомобиля на другую.

Выходной патрубок охлаждающей жидкости и воздушный дренажный краник, облегчающий заполнение двигателя охлаждающей жидкостью, расположены в правом бачке.

Охладитель рабочей жидкости для моделей с автоматической трансмиссией расположен в сердцевине радиатора и использует часть ее трубок. Пробка радиатора имеет обычную конструкцию, но расположена на отдельном патрубке.

Пробка радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina - уплотняющего типа, она должна герметизировать радиатор и выдерживать повышенное давление, возникающее в результатетеплового расширения охлаждающей жидкости.

Повышенное давление в радиаторе препятствует закипанию охлаждающей жидкости даже при температуре выше 100°С. Пробка радиатора имеет паровой (сбрасывающий) клапан и воздушный клапан (клапан разрежения).

При температуре охлаждающей жидкости 110-120°С избыточное давление внутри радиатора, вызванное тепловым расширением жидкости, достигает 0,3-1,0 кг/см2 или 30-100 кПа. В случае превышения указанного предела под действием давления открывается паровой клапан, и пар удаляется через паровую трубку.

Воздушный клапан открывается под действием разрежения, которое образуется внутри радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina после остановки двигателя и снижения температуры охлаждающей жидкости. Открытие этого клапана позволяет охлаждающей жидкости в расширительном бачке вернуться в систему охлаждения.

Расширительный бачок предназначен для аккумулирования избыточного объема охлаждающей жидкости, который получается в результате ее объемного расширения при нагреве. Когда температура охлаждающей жидкости падает, она возвращается из расширительного бачка в радиатор.

Таким образом, радиатор всегда заполнен охлаждающей жидкостью, и при этом не допускается ненужных ее потерь. Чтобы убедиться в необходимости долива охлаждающей жидкости, необходимо проверить ее уровень в расширительном бачке.

Водяной насос мотора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости через систему охлаждения. Он устанавливается в передней части блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала ремнем привода генератора.

Термостат Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina устанавливается на входном патрубке контура охлаждения. Он имеет восковой перепускной клапан и автоматический клапан, управляемый в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Автоматический клапан закрывается, когда температура охлаждающей жидкости падает, и тем самым препятствует циркуляции жидкости через двигатель, ускоряя процесс его прогрева.

Тойота Королла Аурис Система охлаждения Toyota Corolla Auris

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зависимости от положения клапана термостата возвращается в насос по перепускному каналу (при низкой температуре) или через радиатор (при высокой температуре).
В систему охлаждения двигателя включены также радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла системы питания.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя. В левом бачке установлен кран для слива охлаждающей жидкости из системы.

Система охлаждения Тойота Королла 10 Аурис

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от её температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой с двумя клапанами: впускным и выпускным. Выпускной клапан открывается при давлении 78,5–122,7 кПа (0,80– 1,25 кгс-см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости её объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс-см2).

Система охлаждения Тойота Королла 10 Аурис

ПРИМЕЧАНИЕ.
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Система охлаждения Тойота Королла 10 Аурис

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем, общим с генератором и компрессором кондиционера.
В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Система охлаждения Тойота Королла 10 Аурис

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя.
Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 77 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 80 °С термостат начинает открываться и при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Система охлаждения Тойота Королла 10 Аурис

Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой многолопастной крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока системы охлаждения. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.
Систему заполняют жидкостью (антифризом) Toyota Super Long Life Coolant (красного цвета), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична- Избегайте вдыхания её паров и попадания на кожу.
Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации.
Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика

Читайте также: