Схема системы охлаждения двигателя мерседес

Обновлено: 15.05.2024

Mercedes-Benz E-class Е 320 › Бортжурнал › Система охлаждения дорестайлового W210

В один "прекрасный" день мое зрение зафиксировало какую-то нехорошую "эрекцию" стрелки датчика температуры охлаждающей жидкости. К слову "Мирчудес", как называют Mercedes некоторые пользователи, был в моих рука уже не первый год и отклонение одного из приборов контроля от штатного положения был замечен незамедлительно)) Мотор работал на холостых, на улице +10 (сентябрь), стрелка перевалила 90, чего не случалось никогда ни при каких режимах. Незамедлительно стартую, "продуваюсь" на ходу, благо было где. Температура упала. Осознаю, что прибавилось забот, а так же надо корректировать и маршрут, так как пробки для меня не допустимы… Так началось погружение в мир загадок и разгадок системы охлаждения.
Первое что сделал: обстучал электромотор ( вентилятора), и, о чудо, он заработал.(Уточню на всякий случай, что из двух допвентиляторов мотором оснащен лишь один, а второй "паразитный" и приводится в движение ремешком от ведущего).

Но я понимал, что это сигнал, и раз случился сбой, следующий не за горами. Уверенность, что дело именно в нем, была непоколебима. Посмотрел Exsist, позвонил в разборку. Остановился на варианте с Японского "распила": рамка в сборе с вентиляторами, по разумной цене меня устраивала. Но прагматизм и разум заставили снять мою рамку и дать напряжение на исполнительный механизм. 20 из 20 попыток были удачными! Работают стабильно в обе стороны, без шумов и сбоев… Покупку отложил, но настроения не прибавилось. Естественно был осмотрен разъем фишки на датчике температуры, но увы ничего криминального.
Казалось бы дело за малым: где-то стоит предохранитель и надо его поменять )) и хотя электросистемы для меня "темный лес" я понимал, что в таком случае был бы полный отказ, и подобных "качель": хочу включаюсь, хочу не включаюсь — быть не должно. Нахожу раскладку по предохранителям для w210, там русским по белому : №22 в подкапотной группе в ответе за вентиляторы охлаждения. Откручиваю крышку, смотрю, считаю, опять смотрю и вижу : ничерта не вижу…

"Надежда умирает последней". Еду на разбор, беру там блок на пробу (правда с машины с мотором М111), знакомлюсь на распиленной машине с секретом его установки (а он там есть), лечу в гараж, ставлю, блокирую вискомуфту, грею машину — и получаю экстаз от сработавших электровентиляторов, при достжении температуры в 89 градусов. Еще такой момент: ексист дал номер детали такой А 210 545 03 05

а по факту стоял А 210 545 04 32, тот что и был на разборке.

Это называется "Блок реле", и ничего кроме него на старых лупарях не рулит вентиляторами.

Вот так я обслужил систему охлаждения ) Будет еще правда замена помпы. Но этот стресс чуть позже, я еще успею накататься и опять влюбиться в "Мирчудес".

Система охлаждения

Проверка уровня и температуры замерзания

□ Холодная охлаждающая жидкость должна доставать до отметки на расширительном бачке (рисунок снизу) Начиная с 10/84 уровень жидкости контролируется датчиком в расширительном бачке.

□ Перед наступлением первых морозов снять крышку расширительного бачка и проверить прибором (денсиметром для антифризных жидкостей) температуру замерзания охлажда­ющей жидкости Она должна выдерживать минимум -30°С.


Продолжить чтение →

Охлаждающая жидкость

Система охлаждения вмещает около 8,5 литров охлаждающей жидкости Залитая на заводе охлаждающая жидкость состоит на 56% из воды и 44% антифризно-антикоррозионной добавки. Охлаждающая жидкость таким образом не замерзает при температуре до -30°С и содержит достаточное количество антикоррозионного вещества. За счет добавки повышается температура кипения жидкости почти на 10°С (до значения 126°С при одном баре избыточного давления).

Неисправности термостата

□ Термостат не открывается, потому что он клинит или прилипла пластина одного из кла­панов. Несмотря на то. что температурная стрелка достигла красной маркировки, ради­атор все еще на ощупь остается холодным. Дайте остыть двигателю, вскройте крышку термостата и вытяните термостат (следующий отрезок). Если Вы некоторое время про­едете без термостата, это не приведет к поломке двигателя. Если же эксплуатировать автомобиль с… Продолжить чтение →

Термостат

В зависимости от температуры термостат регулирует потоки охлаждающей жидкости. Заполненная воском гильза и пружина обеспечивают желаемое положение пластин обеих клапанов термостата .

□ Фаза прогрева до 85°С. Основной клапан термостата перекрывает путь к радиатору. Перепускной клапан на другой стороне пропускает жидкость из двигателя опять к водяному насосу. Оттуда она вновь попадает в двигатель. Это так называемый «малый круг» служит наиболее быстрому прогреву двигателя, отопления и системы регулирования холостого хода.

□ Нормальный режим между 85°С и 100°С. Частично открывается основной клапан, но и по малому кругу продолжается движение жидкости. Так достигается смешивание холодной жидкости с теплой перед подачей ее в двигатель и избегается «холодный шок» для двигателя.

□ Максимальное охлаждение начиная со 100°С. Основной клапан открыт полностью, перепускной клапан закрыт. Весь поток жидкости протекает через радиатор.

Схема системы охлаждения двигателя мерседес


5. Системы охлаждения, отопления

Система охлаждения двигателя

Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.

Общая схема функционирования системы охлаждения

Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, происходит перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу Текущее обслуживание) который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.

Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.

Система отопления и вентиляции

Система отопления состоит из вентиляторов и теплообменников, расположенных в блоках передней и задней частей салона. Горячая охлаждающая жидкость проходит через теплообменники. При перемещении рукоятки управления режимами отопителя, расположенной на панели управления (подробнее см. Комфорт Главы Руководство по эксплуатации) открываются клапаны и горячий воздух начинает поступать в салон автомобиля. Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон принудительно.

Наружный воздух перед тем, как попасть в салон, проходит через фильтр (обратитесь к Главе Текущее обслуживание). Основная доля частиц пыли осядет в фильтре. Необходимо соблюдать периодичность замены фильтра. Заблокированный пылью фильтр ограничит подачу воздуха в салон, что приведет к застаиванию воздуха внутри салона.

Распределение потоков воздуха системы вентиляции осуществляется с помощью заслонок. Предусмотрен режим циркуляции воздуха. Заслонки управляются с помощью сервоприводов.

В штатную комплектацию отдельных моделей может входить независимый отопитель, обеспечивающий возможность автономного прогрева двигателя и салона автомобиля по сигналу таймера или с пульта ДУ. Принцип функционирования независимого отопителя рассмотрен в Разделе Независимый отопитель Главы Руководство по эксплуатации.

Система охлаждения E-class


Рис. 4.40. Схема циркуляции охлаждающей жидкости: 1 – радиатор; 2 – расширительный бачок с крышкой; 3 – силиконовый элемент; 4 – бачок жидкости для стеклоочистителя (обогревается охлаждающей жидкостью); 5 – радиатор отопителя салона; 6 – спаренный вентиль регулировки обогрева; 7 – блок цилиндров; 8 – насос охлаждающей жидкости; 9 – термостат; А – подача; В – выход

Система охлаждения (рис. 4.40) служит для поддержания нормальной температуры работы двигателя. Она включает в себя радиатор с термостатом; патрубки и каналы в блоке и головке цилиндров, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. Схема циркуляции охлаждающей жидкости зависит от ее температуры и регулируется термостатом.

При запуске холодного двигателя охлаждающая жидкость сначала циркулирует по малому контуру, который ограничивается двигателем и системой подогрева.

Охлаждающая жидкость циркулирует в двигателе. Так двигатель разогревается быстрее. Радиатор подключается только тогда, когда охлаждающая жидкость достигнет определенной температуры.

Как только температура охлаждающей жидкости начинает подниматься, термостат открывает радиатор и одновременно закрывает малый контур. При рабочей температуре охлаждающая жидкость циркулирует по нижнему шлангу холодной жидкости с левого резервуара радиатора к водяному насосу, который нагнетает жидкость в блок двигателя, охладитель масла и головку цилиндров. Большая часть жидкости затем через открытый термостат по верхнему шлангу охлаждающей жидкости подается назад, к правому резервуару радиатора, а другая часть — в радиатор системы обогрева автомобиля. Вытекающая снизу из радиатора охлажденная жидкость после прохода контура разогревается и в горячем виде попадает сверху в радиатор. При проходе вниз по ламелям радиатора горячая вода охлаждается. Если при движении автомобиля температура воды опускается ниже предписанной рабочей температуры, термостат снова перекрывает проход через радиатор то тех пор, пока охлаждающая жидкость не нагреется в достаточной мере.

Original mb e 121

Избыточное давление и вентилятор радиатора
Рис. 4.41. Проверка крышки расширительного бачка: 1 – крышка расширительного бачка; 2 – насос Система охлаждения находится под давлением. Тем самым, а также благодаря добавке антифриза точка кипения охлаждающей жидкости повышается до +126 °С. Более высокая температура способствует бо.

Охлаждающая жидкость
Охлаждающая жидкость состоит из смеси антифриза, присадок для антикоррозионной защиты и воды. На заводе применяется концентрат, химический состав которого специально разработан для двигателей Mercedes. Смесь воды и антифриза зависит от общего количества охлаждающей жидкости системы охлаждения.

Original mb e 122

Проверка системы охлаждения на герметичность
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ "15 000 км" Рис. 4.42. Проверка шлангов 1. Проверьте герметичность шлангов на радиаторе и двигателе (рис. 4.42) сгибанием. Твердые, ломкие или с трещинами немедленно замените.2. Проверьте плотность соединения шлангов на приемных патрубках.3. Проконтро.

Original mb e 123

Указатель уровня охлаждающей жидкости
При включенном зажигании и выключенном двигателе контрольная лампа на панели приборов слабо горит (контроль лампы). Если уровень охлаждающей жидкости в норме, то при запуске двигателя лампа гаснет. Если лампа продолжает ярко гореть — не хватает охлаждающей жидкости. Рис. 4.43. Расширите.

Original mb e 123

Контроль уровня и долив охлаждающей жидкости
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ "Ежедневное обслуживание"1. Уровень охлаждающей жидкости проверяйте на холодном двигателе — система охлаждения не находится под давлением. Рис. 4.43. Расширительный бачок: 1 – предохранительное кольцо; 2 – прокладка; 3 – датчик; 4 – поплавок с рычагом .

Original mb e 125

Замена охлаждающей жидкости
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При горячем двигателе можно получить ожоги. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ "120 000 км каждые 4 года"1. Аккуратно снимите крышку расширительного бачка.2. Спустите избыточное давление из системы охлаждения. 3. Регулятор нагрева на приборной панели поставьте на «Heiss» (горячо).

Original mb e 127

Термостат
Термостат управляет направлением потока охлаждающей жидкости. Реагирующий на изменение температуры элемент с пружиной по мере нагрева двигателя управляет двумя заслонками, которые в зависимости от температурного режима направляют поток охлаждающей жидкости полностью или частично по соответств.

Original mb e 130

Вентилятор
Вентилятор служит для повышения интенсивности охлаждения радиатора воздухом. Чем интенсивнее обдув, тем интенсивнее теплообмен. В зависимости от модели и комплектации на двигатели устанавливаются электровентиляторы или вентиляторы с вискомуфтой. Оба типа вентиляторов монтируются непосредствен.

Original mb e 132

Замена шлангов системы охлаждения
Если во время поездки вы обнаружите разрыв шланга, попробуйте устранить его с помощью изоляционной ленты или скотча. При этом немного выверните крышку расширительного бачка, чтобы уменьшить давление в системе и тем самым уменьшить вероятность пробоя или соскальзывания Вашей накладки. Однако э.

Original mb e 133

Радиатор
Снятие радиатораПеред установкой радиатора проверьте его на герметичность в мастерской. Демонтаж радиатора на автомобилях с автоматической коробкой передач проводите на СТОА, необходимо заглушать линии охлаждения коробки. Если есть возможность, то желательно заливать новую охлаждающую жидкос.

Original mb e 135

Воздушный фильтр
Всасываемый воздух проходит через воздушный фильтр, состоящий из корпуса, также называемого демпфером нагнетаемых газов, и собственно фильтра из гофрированного материала.Благодаря резиновому уплотнению фильтр плотно прилегает к корпусу. При прохождении через фильтр в его складках из мелкопори.

5.3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

5.3.2 Общие сведения
Система охлаждения (рис. 4.40) служит для поддержания нормальной температуры работы двигателя. Она включает в себя радиатор с термостатом; патрубки и каналы в блоке и головке цилиндров, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. Схема циркуляции охлаждающей жидкости зависит от ее температуры и регулируется термостатом. Рис. 4.40. Схема циркуляции охлаждающей жидкости: 1 - радиато.

5.3.3 Избыточное давление и вентилятор радиатора

5.3.3 Избыточное давление и вентилятор радиатора
Система охлаждения находится под давлением. Тем самым, а также благодаря добавке антифриза точка кипения охлаждающей жидкости повышается до +126 °С. Более высокая температура способствует более экономичной работе двигателя. Избыточное давление в системе охлаждения составляет примерно 1,4-1,5 бар. Если при нагретом двигателе давление повышается до большей величины, срабатывает редукцио.

5.3.4 Охлаждающая жидкость

5.3.5 Проверка системы охлаждения на герметичность

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ 1. Проверьте герметичность шлангов на радиаторе и двигателе (рис. 4.42) сгибанием. Твердые, ломкие или с трещинами немедленно замените. Рис. 4.42. Проверка шлангов 2. Проверьте плотность соединения шлангов на приемных патрубках. 3. Проконтролируйте затяжку хомутов. При движении автомобиля, при рабочем давлении системы охлаждения, при.

5.3.6 Указатель уровня охлаждающей жидкости

5.3.6 Указатель уровня охлаждающей жидкости
При включенном зажигании и выключенном двигателе контрольная лампа на панели приборов слабо горит (контроль лампы). Если уровень охлаждающей жидкости в норме, то при запуске двигателя лампа гаснет. Если лампа продолжает ярко гореть - не хватает охлаждающей жидкости. Система контроля работает от плавающего датчика, установленного в расширительном бачке (рис. 4.43). Если охлаждающей жид.

5.3.7 Контроль уровня и долив охлаждающей жидкости

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ 1. Уровень охлаждающей жидкости проверяйте на холодном двигателе - система охлаждения не находится под давлением. 2. При холодном двигателе уровень должен достигать разделительного фальца между верхней и нижней частями бачка (рис. 4.43). При этом поплавок датчика занимает верхнее положение. На горячем двигателе уровень жидкости поднимается выше. .

5.3.8 Замена охлаждающей жидкости

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При горячем двигателе можно получить ожоги. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ 1. Аккуратно снимите крышку расширительного бачка. 2. Спустите избыточное давление из системы охлаждения. 3. Регулятор нагрева на приборной панели поставьте на «Heiss» (горячо). При этом открывается контур охлаждения установки нагрева. 4. Снимите защиту ка.

5.3.9 Термостат

Термостат управляет направлением потока охлаждающей жидкости. Реагирующий на изменение температуры элемент с пружиной по мере нагрева двигателя управляет двумя заслонками, которые в зависимости от температурного режима направляют поток охлаждающей жидкости полностью или частично по соответствующему контуру. 1. Циркуляция по малому контуру (температура до +87 °С) - термостат за.

5.3.10 Вентилятор

5.3.10 Вентилятор
Вентилятор служит для повышения интенсивности охлаждения радиатора воздухом. Чем интенсивнее обдув, тем интенсивнее теплообмен. В зависимости от модели и комплектации на двигатели устанавливаются электровентиляторы или вентиляторы с вискомуфтой. Оба типа вентиляторов монтируются непосредственно перед радиатором и включаются по мере надобности. Вентилятор с вискомуфтой Вискомуфта (ри.

5.3.11 Замена шлангов системы охлаждения

Если во время поездки вы обнаружите разрыв шланга, попробуйте устранить его с помощью изоляционной ленты или скотча. При этом немного выверните крышку расширительного бачка, чтобы уменьшить давление в системе и тем самым уменьшить вероятность пробоя или соскальзывания Вашей накладки. Однако эта мера вынужденная, поэтому как можно быстрее поменяйте шланг. Используйте только шланги, соотве.

5.3.12 Радиатор

Снятие радиатора Перед установкой радиатора проверьте его на герметичность в мастерской. Демонтаж радиатора на автомобилях с автоматической коробкой передач проводите на СТО, необходимо заглушать линии охлаждения коробки. Если есть возможность, то желательно заливать новую охлаждающую жидкость, так как в отработанной жидкости уже содержится шлам и металлическая крошка, которые могут по.

5.3.13 Воздушный фильтр

Всасываемый воздух проходит через воздушный фильтр, состоящий из корпуса, также называемого демпфером нагнетаемых газов, и собственно фильтра из гофрированного материала. Благодаря резиновому уплотнению фильтр плотно прилегает к корпусу. При прохождении через фильтр в его складках из мелкопористого материала отлагаются мелкие частицы грязи, а более крупные частицы осаждаются в корпусе.

Не работает вентилятор Мерседес


Не работает вентилятор Мерседес

На всех автомобилях Мерседес, оборудованных двигателями внутреннего сгорания, устанавливается вентилятор охлаждения двигателя. В зависимости от поколения системы, схемы управления вентилятором различные, но существует несколько общих особенностей, которые нам нужно знать для диагностики системы. Бывает, что дополнительный блок управления интегрируется в сам вентилятор, а бывает, что вентилятор представляет собой отдельный мотор, а его блок управления установлен отдельно. Однако и в том и в другом случае алгоритм работы построен так, что при потере сигнала об управлении, приходящего с автомобиля, вентилятор будет работать на полную мощность. Чаще всего сигнал на управление вентилятором приходит от блока управления двигателем.

На фото: проверка вентилятора Мерседес.

Диагностика вентилятора Мерседес..jpg
Проверка вентилятора на Mercedes..jpg

Чем современнее автомобиль, тем сложнее интерфейс управления электродвигателем на вентиляторе охлаждения. Но для требований безопасности реализован алгоритм максимального охлаждения двигателя при возникновении каких-либо неисправностей. Если вентилятор вашего автомобиля работает на полную мощность в любых режимах, следовательно, возник аварийный режим. Что именно вызвало данное срабатывание, определить без диагностики сложно. Может выйти из строя датчик температуры, который не видит блок управления двигателем, возможны проблемы с питанием, с проводкой, непосредственно с ЭБУ самого вентилятора.

Если не работает вентилятор Мерседес, например, он перестал вращаться, это может говорить об отсутствии питания на вентиляторе, о неисправности самого электродвигателя, либо о программной ошибке автомобиля.

Когда не работает вентилятор охлаждения на бензиновых двигателях Мерседес OM 272 и OM 273, наиболее частой проблемой являются неисправности самого электронного блока управления двигателем, который и управляет вентилятором охлаждения. Данные двигатели устанавливались на автомобили S- ML- E- C-class, в W221, W164, W211, W212, W204 кузовах. На этих кузовах Мерседес блок управления находится непосредственно на моторе, сверху. Из-за этого блок подвержен различным температурным и электрохимическим воздействиям, благодаря чему часто выходит из строя. Ремонт данных блоков сложен и насчитывает множество технологических операций.

Если вы столкнулись с неисправностью и есть подозрения, что она кроется в блоке управления, ни в коем случае не стоит его разбирать и выполнять какие-либо радиотехнические работы в отсутствии опыта, в неподходящих условиях и с ненадлежащим оборудованием. Лучше всего найти диагноста и если он определит, что проблема непосредственно в данном блоке, это будет более важным, нежели попытки устранения дефекта сложной электроники непрофессионалами.

В автомобиле также нужно произвести непростой комплекс работ для того, чтобы определить, что послужило причиной неисправности вентилятора. Если не включается вентилятор на Мерседес W202, W210, в идеале также начинать нужно с диагностики и считывания кодов ошибок по автомобилю и непосредственно – с блока управления.

На фото: датчик температуры на двигателе Мерседес.

Температурный датчик на двигателе Мерседес..jpg
Температурный датчик на двигателе 203 Мерседес..jpg

Активировать блок управления вентилятором может не только ЭБУ двигателя, но и блок климат-контроля, блок АБС или блок АКПП при возникновении сигнала перегрева от них. Если критических ошибок в системе не установлено, профессиональное оборудование позволяет выполнить процедуру активации вентилятора и отследить, как происходит управление, в зависимости от сигналов, подаваемых на него. На диагностике нужно выбрать соответствующий пункт и активировать вентилятор. Далее нужно проверить, есть ли реакция на включение низкой, средней и высокой скорости. При этом под рукой полезно иметь измерительные приборы – мультиметр или осциллограф, которыми можно «прозвонить» проводку на целостность, проверить состояние разъёмов и наличие сигнала на проводе управления.

В зависимости от типа системы, блок управления вентилятором получает сигнал от блока управления двигателем по цифровой однопроводной шине LIN, либо за счёт импульсов управления, которые можно отследить с помощью осциллографа.

На фото: осциллограф и пример формы сигнала управления вентилятором на осциллографе.

Автомобильный осциллограф..jpg
Показания осциллографа при проверке вентилятора Мерседес1..jpg

На автомобилях S221 и W164, в большинстве случаев, «прозвон» проводки и диагностика блока вентилятора не приводит к должному результату, а при проверке указывает на блок управления двигателем. Часто дефект проявляется непостоянно. Одной из сложностей в диагностике данной проблемы является температурная зависимость. Для более подробной консультации по возникновению дефекта и углубленной диагностики позвоните нашим мастерам. Вы сэкономите много времени на поиск проблемы, наши специалисты подскажут оптимальный вариант её решения. Также у нас работают выездные мастера, которые могут подъехать на место и произвести необходимые работы.

Если вы определили, что проблема в блоке управления двигателем, мы сможем выполнить его ремонт на профессиональном оборудовании, а также выполним проверку на специализированном стенде.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания: как это работает

Назначение системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит в отводе тепла от нагретых деталей мотора с помощью охлажденной среды (жидкости, газа или того и другого вместе) для сохранения рабочего диапазона температур двигателя и защиты его от перегрева независимо от условий эксплуатации. Как устроена система охлаждения, какие её виды бывают и в чем заключается принцип работы подробно разобрано в этой статье.

Функции системы охлаждения двигателя автомобиля

Помимо основной функции в виде отвода тепла от мотора, система охлаждения двигателя (сокращенно СОД) выполняет и другие задачи:

  • Охлаждения смазывающих жидкостей в автоматических коробках передач;
  • Охлаждения выхлопных газов в системе рециркуляции отработавших газов;
  • Охлаждения воздуха в системе турбонаддува;
  • Охлаждения систем смазки двигателя;
  • Нагрева воздуха в системе отопления и кондиционирования.

Выход из строя или низкая эффективность работы системы охлаждения ведет к повышенному износу и выходу из строя двигателя деталей двигателя. Рабочая температура современных бензиновых двигателей составляет 100-120°C (или 70-90°C для дизельных моторов), а с учетом облегченных конструкций нынешних моторов и увеличенной мощностью по отношению к объему даже кратковременный перегрев гарантирует мгновенную или очень скорую поломку двигателя. Поэтому правильная работа системы охлаждения в современных автомобилях является гарантом работоспособности и ресурса силовой установки.

Виды систем охлаждения двигателя

Жидкостная система охлаждения

Схема системы охлаждения двигателя

Комбинированная (гибридная) система охлаждения

По герметичному контуру принудительно циркулирует жидкость, которая нагревается в рубашке охлаждения двигателя и остывает в радиаторе охлаждения. Дополнительно рядом с радиатором установлен вентилятор, который включается при повышении температуры охлаждающей жидкости выше заданного значения. Такая система применяется на абсолютном большинстве современных автомобилей.

Устройство жидкостной системы охлаждения двигателя
  1. Радиатор охлаждения;
  2. Вентилятор радиатора;
  3. Водяной насос (помпа);
  4. Термостат;
  5. Вентилятор радиатора отопителя салона;
  6. Радиатор отопителя салона;
  7. Расширительный бачок.

Радиатор охлаждения (1):

Радиатор охлаждения

Вентилятор (2):

Вентилятор радиатора

Водяной насос (3):

Водяной насос

Термостат (4):

Термостат

Вентилятор отопителя (5):

Вентилятор отопителя

Радиатор отопителя (6):

Расширительный бачок (7):

Расширительный бачок системы охлаждения

Также часто в систему охлаждения мотора, особенно мощных двигателей, входит масляный радиатор (в основном это жидкостно-масляный теплообменник), который охлаждает моторное масло до температуры близкой к температуре ОЖ.

Принцип работы жидкостной (гибридной) системы охлаждения автомобиля

Схема системы охлаждения двигателя

Схема системы охлаждения двигателя

Воздушная система охлаждения

V-образный двигатель

V-образный двигатель Jamaha с воздушным охлаждением

На сегодняшний день воздушное охлаждение естественно типа еще можно встретить на мотоциклах, мопедах и авиатехнике. На легковых автомобилях уже не применяется, на мототехнике вытесняется жидкостным охлаждением из-за возросшей форсировки моторов.

Двигатель Yamaha XVS950A

Двигатель Yamaha XVS950A

Принудительная система воздушного охлаждения применяется в стационарных объектах и технике, доступ воздуха к двигателю которой ограничен в следствие наличия капота или иных элементов на пути воздушного потока. В этом случае обдув двигателя осуществляется с помощью вентилятора. Конструкция по сравнению с системами естественного воздушного охлаждения усложнена только наличием вентилятора и тоже относится к простым. Также очевидным плюсом такой системы является отсутствие охлаждающей жидкости, как собственно и системы для ее циркуляции. Минусы: большие габариты двигателя, низкая эффективность охлаждения, высокий уровень шума от вентилятора. Как и у естественного воздушного охлаждения есть проблемы с неравномерным обдувом.

Двигатель Porsche 911 с воздушным охлаждением

Двигатель Porsche 911 с воздушным охлаждением

Система охлаждения двигателя


Обучающая статья про автомобильную систему охлаждения двигателя. В статье представлена схема системы охлаждения двигателя ВАЗ, а также описан принцип её работы и дано видео.

Схема системы охлаждения двигателя Nissan Almera G15

На фото схема системы охлаждения двигателя Nissan Almera G15

Система охлаждения двигателей стандартного типа охлаждает его нагреваемые детали. В системах современных автомобилей она выполняет и другие функции:

    охлаждает масло системы смазки;

Есть несколько способов охлаждения двигателя, от применения которого зависит тип используемой системы охлаждения. Различают жидкостную, воздушную и комбинированную системы. Жидкостная — отводит от двигателя тепло при помощи потока жидкости, а воздушная — потока воздуха. В комбинированной системе оба этих способа объединены.

Чаще других в автомобилях используется жидкостная система охлаждения. Она равномерно и достаточно эффективно охлаждает детали двигателя и работает с меньшим шумом, чем воздушная. Основываясь на популярности жидкостной системы, именно на её примере и будет рассмотрен принцип действия систем охлаждения двигателя автомобиля в целом.

Схема системы охлаждения двигателя

Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110 2111

На фотографии схема системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2110 с карбюратором и ВАЗ 2111 с инжектором (оборудование для впрыска топлива).

Для бензинового и дизельного двигателей применяются схожие конструкции систем охлаждения. Их стандартный набор элементов следующий:

    обычный, масляный радиатор и радиатор охлаждающей жидкости;

Рассмотрим каждый из этих элементов по отдельности:

1. Радиаторы.

    В обычном радиаторе нагретая жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Чтобы повысить его эффективность, в конструкции используется специальное устройство трубчатого вида.

2. Вентилятор радиатора. Для повышения эффективности работы радиатора в нём используется вентилятор, который может иметь различный приводной механизм:

Наиболее распространен электрический вид вентиляторов, управление которым осуществляется в достаточно широких пределах.

3. Центробежный насос. При помощи насоса в системе охлаждения обеспечивается циркуляция её жидкости. Центробежный насос может быть оснащен различным типом привода, например, ременным или же шестеренным. У двигателей с турбонаддувом помимо основного может быть использован дополнительный центробежный насос для более эффективного охлаждения турбокомпрессора и наддувочного воздуха. Для управления работой насосов используется блок управления двигателем.

4. Термостат. При помощи термостата осуществляется регулировка количества жидкости, попадающей в радиатор. Устанавливается термостат в патрубке, ведущем к радиатору от рубашки охлаждения мотора. Благодаря термостату можно управлять температурным режимом системы охлаждения.В автомобилях с мощным двигателем может быть использован термостат несколько иного вида — с электрическим подогревом. Он способен обеспечить регулирование температурного режима жидкости системы в двухступенчатом диапазоне при трех рабочих положениях.

В открытом состоянии такой термостат находится во время максимальной работы двигателя. При этом температура охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, понижается до 90 °С, благодаря чему снижается вероятность детонации двигателя. В остальных двух рабочих положениях термостата (открытое и полуоткрытое) температура жидкости будет поддерживаться на отметке 105 °С.

5. Теплообменник отопителя. Поступающий в теплообменник воздух нагревается для последующего его использования в отопительной системе автомобиля. Для повышения эффективности работы теплообменника его размещают непосредственно на выходе охлаждающей жидкости, прошедшей через двигатель и имеющей высокую температуру.

6. Расширительный бачок. Вследствие изменения температуры охлаждающей жидкости меняется и её объем. Чтобы компенсировать его, в систему охлаждения встраивается расширительный бачок, поддерживающий объем жидкости в системе на одном уровне.

7. Рубашка охлаждения двигателя. В конструкции такая рубашка представляет собой каналы для жидкости, проходящие через головку блока двигателя и блок цилиндров.

8. Система управления. В качестве элементов управления системы охлаждения двигателя в ней могут быть представлены следующие устройства:

    Температурный датчик циркулирующей жидкости. Датчик температуры преобразует величину температуры в соответствующую величину электрического сигнала, который подается на блок управления. В тех случаях, когда система охлаждения используется для охлаждения отработавших газов или в других задачах, в ней может быть установлен ещё один температурный датчик, устанавливаемый на выходе радиатора.

Принцип работы системы охлаждения двигателя в действии

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Налаженная работа охлаждения обусловлена наличием системы управления. В автомобилях с современными двигателями её действия основаны на математической модели, в которой учтены различные показатели параметров системы:

    температура смазочного масла;

Система управления, оценивая различные параметры и их влияние на работу системы, компенсирует их влияние регулированием условий работы управляемых элементов.

С помощью центробежного насоса осуществляется принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Проходя через рубашку охлаждения жидкость нагревается, а попав в радиатор — остывает. Нагревая жидкость, сами детали двигателя остывают. В рубашке охлаждения жидкость может циркулировать как в продольном (по линии цилиндров), так и в поперечном направлении (от одного коллектора к другому).

От температуры охлаждающей жидкости зависит круг ее циркуляции. Во время запуска двигателя он сам и охлаждающая жидкость холодные, и чтобы ускорить его нагрев жидкость направляется на малый круг циркуляции, минуя радиатор. В дальнейшем, при нагревании двигателя, термостат нагревается и меняет свое рабочее положение на полуоткрытое. Вследствие этого охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор.

Если встречного потока воздуха радиатора недостаточно для понижения температуры жидкости до требуемого значения, включается вентилятор, образующий дополнительный поток воздуха. Охлажденная жидкость вновь попадает в рубашку охлаждения и цикл повторяется.

Если в автомобиле используется турбонаддув, то он может быть оснащен двухконтурной системой охлаждения. Первый её контур охлаждает сам двигатель, а второй — наддувочный поток воздуха.

Смотрите познавательное видео про принцип работы системы охлаждения двигателя:

Система охлаждения

2.8.8.1 Система охлаждения

Система охлажденияСистема охлаждения двигателя М 102 А — вентилятор с термостатической муфтой Б — вентилятор с электромагнитной муфтой В — привод вентилятора многоручьевымремнемГ — привод вентилятора клиновым ремнем1 — радиатор 2 — водяной насос 3 — крыльчатка водяного насоса 4 — корпус термостата 5 — термостат 6 — шкив и ступица вентилятора 7 — вент. Слив охлаждающей жидкости Охлаждающая жидкость сливается через отверстия радиатора и полый конический штуцер блока цилиндров, на который надевается сливная труба.При установке термостата в корпус направьте пароотводное отверстие в сторону штуцера шланга, идущего к расширительному бачкуШтуцер охлаждающей жидкости из блока цилиндров .

2.8.8.6 Снятие и установка многоручьевого ремня привода вспомогательных агрегатов

Снятие и установка многоручьевого ремня привода вспомогательных агрегатов Кинематическая схема ремня привода вспомогательных агрегатов на двигателе М 102.982 А — ремень привода вспомогательных агрегатов ( длиной 2170 мм ) на автомобилях без кондиционера Б — ремень привода вспомогательных агрегатов ( длиной 2255 мм ) на авто мобилях с кондиционером1 — ш.

2.8.8.7 Установка и регулировка натяжения ремня

Установка и регулировка натяжения ремня Установка многоручьевого ремня привода вспомогательных агрегатовА — на автомобилях без гидроусилителя рулевого управления Б — на автомобилях с гидроусилителем рулевого управления В — на автомобилях с гидроусилителем рулевого управления и кондиционером1 — шкив коленчатого вала 2 — шкив привода генератора.

Руководства по маркам

  • Audi
  • BMW
  • Chevrolet
  • Citroen
  • Daewoo
  • Ford
  • Honda
  • Hyundai
  • Infiniti
  • Isuzu
  • Jeep
  • Kia
  • Lexus
  • Mazda
  • Mercedes
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot
  • Renault
  • Saab
  • Skoda
  • Subaru
  • Suzuki
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • АЗЛК
  • ВАЗ
  • ГАЗ
  • Иж
  • УАЗ

AutoDocBook

Читайте также: