Система смазки двигателя газ 52 схема

Обновлено: 15.05.2024

Система смазки

В систему смазки входят маслоприемник 3, насос 5, фильтры 15 и 12, масляный радиатор 17 и манометр. Все они соединены между собой и трущимися деталями двигателя трубопроводами и каналами.

Система смазки двигателя ГАЗ-51

Система смазки двигателя ГАЗ-51

Система смазки двигателя ГАЗ-51: а — общая схема; б — схема подачи масла на кулачки и толкатели; в — схема работы масляного насоса; 1 — главная магистраль; 2— кран включения масляного радиатора; 3 — плавающий маслоприемник; 4 — поддон картера; 5 — масляный насос; 6 — редукционный клапан; 7 — предохранительный клапан.; 8 — валик привода масляного насоса; 9 — коренные подшипники коленчатого вала; 10 — шестерни привода масляного насоса; 11 — подшипники распределительного вала; 12 — фильтр тонкой очистки; 13 — маслоналивной патрубок; — перепускной клапан; 15 — фильтр грубой очистки; 16 — датчик манометра; 17 — масляный радиатор; 18 — трубка, подводящая масло к фильтру тонкой очистки; 19 — отверстие в шатунном подшипнике для впрыска масла; 20 — шестерни масляного насоса.

Запас масла содержится в поддоне 4 картера, куда его заливают через патрубок 13 до уровня, указываемого верхней меткой маслоизмерительного стержня. Из поддона масло засасывается насосом 5 через маслоприемник 5.

Масляный насос состоит из корпуса 1, крышки 5, двух шестерен 2, валика 4 и шестерни 5 привода. Шестерни насоса нагнетают масло через фильтр грубой очистки в главную магистраль, проходящую в блоке, и дальше к подшипникам коленчатого, распределительного вала и к другим деталям.

Масляный насос двигателя ГАЗ-51

Масляный насос двигателя ГАЗ-51

Масляный насос двигателя ГАЗ-51: а — продольный разрез; б — детали; в — разрез по редукционному клапану; г — схема работы насоса; 1 — корпус; 2 — шестерни; 3 — крышка; 4 — валик; 5 — шестерня привода; 5 — впускной канал; 7 — нагнетательный канал; 8 — перепускной канал; 9 — редукционный клапан; 10 — пружина; 11 — пробка.

Фильтр грубой очистки включен в систему смазки последовательно. Его фильтрующий элемент 1 состоит из металлических пластин 5, чередующихся с промежуточными пластинами 2.

Благодаря этому между ободками фильтрующих пластин образуются зазоры величиной 0,08 мм (равны толщине промежуточных пластин). На пути в главную магистраль масло просачивается сквозь эти щели, оставляя в них все механические примеси крупнее 0,08 мм.

Фильтр грубой очистки двигателя ГАЗ-51

Фильтр грубой очистки двигателя ГАЗ-51

Фильтр грубой очистки двигателя ГАЗ-51:

1 — фильтрующий элемент;
2 — промежуточная пластина;
3 — фильтрующие пластины;
4 — винт;
5 — перепускной клапан;
6 — очищающие пластины;
7 — пробка.

По мере загрязнения элемента 1 его очищают. Для этого фильтрующий элемент вращают за рукоятку, расположенную снаружи фильтра, и тогда очищающие пластины 6, входящие в щели между фильтрующими пластинами, извлекут из них все застрявшие частицы.

«Практикум по автомобилю»,
В.П.Беспалько, М.И.Ерецкий, З.В.Розен

ГАЗ-52-07

http://sh.uploads.ru/t/fOPJz.jpg

Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов.
Является газовой модификацией двигателя ГАЗ-52-04
Предназначены для установки на грузовые автомобили ГАЗ-52-07, -52-09, -52-27, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 20°

Основные технические данные:
Количество цилиндров 6
Рабочий объём цилиндров, л 3,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 82х110
Степень сжатия 7,2
Номинальная мощность при 2800 мин -1 , кВт (л.с.) 48,5 (66) на сжатом газе, 54 (73) на сжиженном
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 мин -1 , Н.м (кгс.м) 205,9 (21) на сжиженном газе, 182,5 (18,6) на сжатом
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 500-600
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 250
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000

http://sg.uploads.ru/t/GRSZO.jpg

Удельные показатели: На сжиженном газе На сжатом газе
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 15,52 (20,98) 13,94 (18,96)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 340 (250) 370 (268)
Средняя скорость поршня, м/с 10,3 10,3
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 665 (6,78) 597 (6,08)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,629 (3,424) 5,15 (3,78)
Литровая масса двигателя, кг/л 71,84 71,84

Эксплуатационные данные
Топливо основное сжиженная пропан-бутановая смесь или сжатый природный газ
для кратковременной работы А-76
Масло
всесезонно М-8Б1; М-8В1
Охлаждающая жидкость Тосол А-40 или вода

http://s9.uploads.ru/t/Lp1uA.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, чугунный

Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава, с эллиптической лужёной юбкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное, лужёное

Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, поверхность закалена ТВЧ

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 4-опорный, поверхность шеек закалена ТВЧ. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 51,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,187-0,370

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической сталебаббитовой ленты

Клапаны тарельчатые, расположены параллельно оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 39 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
выпускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 17
закрытие впускного клапана после н.м.т. 43
открытие выпускного клапана до н.м.т. 47
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 13

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 4
передние 2 передняя пластина блока двигателя , опирающаяся на поперечину рамы
задние 2 нижний торец картера сцепления , опирающийся на поперечину рамы

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос Б9Г диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-126Д, 2-камерный
Воздухоочиститель инерционно-масляный сетчатый
Ограничитель частоты вращения двигателя пневматический

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока двигателя, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 4-лопастный
Термостат ТС-109 с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б-115-В
Распределитель зажигания 23.3706 устанавливается на блоке цилиндров
Свечи зажигания А11-3
Генератор Г-250-Д2
Стартер СТ230-Б1

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 7,0 л
Система охлаждения без радиатора 6,5 л
Воздухоочиститель 0,35 л

Основные данные для контроля

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.

Двигатель ГАЗ 52: Характеристики и устройство двигателя

Двигатель ГАЗ 52

Горьковский завод по выпуску автомобилей Газ 52, в Нижнем Новгороде, входит в число крупнейших предприятий России, два одноимённых продукта, автомобиль и двигатель ГАЗ 52 сыграли решающую роль в популяризации марки. За период создания (1966-1992 годы) было выпущено 1006330 единиц техники, что поставило машину и двигатель в один ряд с самыми узнаваемыми изделиями эпохи.

Автомобиль, грузоподъёмностью 2,5 тонны востребован в сферах народного хозяйства, на то время это прогрессивная, высокотехнологичная машина, что подтверждало участие в выставках. Несмотря на ряд недостатков, применяемая силовая установка считалась «изюминкой» машины, поскольку использовала ряд технических новшеств. При создании агрегата за основу взяли двигатель ГАЗ-51, доработав и усовершенствовав продукт. Сегодня каждый житель региона знаком с образом машины, курсировавшей по дорогам каждого города страны. Хотя прошло столько лет, старенькие грузовики часто «попадаются на глаза», смиренно выполняя поставленные задачи.

ГАЗ-52

История двигателя Газ 52

За решение проекта взялись опытные конструкторы: А.Д. Просвирнин, А.И. Шихов, В.Д. Запойнов, двигатель проектировал П.Э.Сыркин, взявший за основу мотора двигатель ГАЗ-51А. Машина сделана в сжатые сроки, опытный образец под аббревиатурой ГАЗ-52Ф сошёл с конвейера в 1958 году. Позже машина выпускалась под марками ГАЗ-52-03 (1966-1975), ГАЗ-52-04 (1975-1992) годы.

После, в качестве силовой установки пытались использовать 70-ти сильный мотор с автомобиля ГАЗ-51А, доведя мощность до 75 лошадей. С двигателем возникли проблемы, поскольку агрегат расходовал много топлива. Решением вопроса стало форсирование двигателя ГАЗ 52, это довело характеристики изделия до нужных показателей, и сделало аппарат главной тяговой установкой машины.

Мотор ГАЗ-52

Устройство двигателя Газ 52

Технически, двигатель «ГАЗ-52», это тот же мотор «ГАЗ-51», только с повышенной мощностью до 75 лошадей. Кроме этого, двигатель ГАЗ 52, устройство которого получило обновлённые вытеснители, из алюминия с повышенным содержанием кремния (АЛ-30), стал терпимей к повышенным оборотам. Вкладыши подшипников (коренных и шатунных) выполнены со слоем металла и керамики. Изменения коснулись и клапанов, детали впуска выполнены из стали, выдерживающей повышенные температуры (55X20Г9AH4).

Для питания мотора используется карбюратор с двумя камерами, модель изделия «К-84МИ» или «К-126Е». На установке применили другой коллектор выпуска, бензиновую помпу увеличенной производительности до 140 литров в час. Вентиляция поддона открытого типа. Для очистки воздушных масс применён новый фильтрующий элемент комбинированного типа с капроновым наполнителем. Компрессия двигателя не изменилась, оставшись на уровне 6,2.

Блок мотора

Силовая установка ГАЗ-52 с шестью камерами, выстроенными в ряд. Двигатель выполняет четыре такта за цикл, расположение клапанов нижнее. Мощность мотора составляет 75 лошадей при 2800 оборотах в минуту, достигается за счёт форсирования, суммарный объём камер 3,485 литра. Для предотвращения трения в агрегате применяется комбинированная смазка, предусматривающая подачу рабочей жидкости давлением и разбрызгиванием. Очистка масла происходит при помощи фильтра тонкой очистки. Охлаждается мотор водой, которая циркулирует по рубашке принудительно.

В 1975 году изделие претерпело изменение, вместо свечей «М-8» начали использовать изделие «А-11». Камеру мотора сделали меньше, при этом степень сжатия мотора увеличилась до 6,7. Модификация агрегата «ГАЗ-52-04» питалась бензином «А-72 (76)», вместо «А-62». Кроме того, выпускались модели, переведенные на газобаллонный вид топлива.

Головка мотора

Двигатель ГАЗ 52 технические характеристики

В процессе работы мотор постоянно дорабатывался и улучшался, это привело к появлению модификаций, которые отличались между собой эксплуатационными показателями. Несмотря на наличие всевозможных моделей, основа силовой установки не менялась.

Технические параметры ГАЗ-52:

Карбюратор мотора К-126И:

Карбюратор мотора К-126И

Особенности эксплуатации Газ 52

Катушка мотора

Еще одна особенностью мотора, чувствительность к температурному режиму, от которого зависел расход топлива и износ агрегата. Производитель рекомендует поддерживать диапазон температуры жидкости охлаждения в пределах 80-90°С. В холодную пору эксплуатация двигателя сопровождается закрытием пластин радиатора и использованием утеплительного чехла. Объём контура охлаждения мотора 16 литров, в жаркую погоду уровень жидкости поддерживается на этой метке.

Свеча мотора

Ремонт мотора

Поскольку силовая установка ГАЗ 52 уже не выпускается, большинство используемых изделий нуждаются в починке. Преимущество агрегата в том, что устройство восстанавливается собственными силами, конечно для некоторых операций придётся обратиться к знающим людям. Процедура капитальной починки для аппарата идентична процедуре, проводимой для большей части шести камерных рядных моторов. Если анализировать финансовую часть вопроса, цена на восстановление не маленькая и это ещё один повод сделать двигатель самому.

Прежде, тяговая установка демонтируется с машины и разбирается. Для этого с мотора снимаются вспомогательные механизмы, головка, вынимаются поршни, валы.

Диагностические работы

После разборки, определяется степень износа и пригодность деталей для дальнейшего использования. Каждая составляющая двигателя ГАЗ-52 меряется. Процедура проводится в обязательном порядке, тщательно промеряют группу поршней и коленчатый вал. Мотор визуально осматривается на предмет деформаций, сколов, трещин и других механических повреждений. После, подбираются вытеснители, исходя из промеренных габаритов и веса. В этом процессе главное подобрать поршни исходя из ремонтного размера (82,5-83мм). Если значения выходят за больший показатель, растачивать остов нет смысла, поскольку в ситуации поможет только установка гильз.

Расточке коленчатого вала уделяют внимание, поскольку деталь отвечает за равновесие мотора и другие показатели. Для проведения процедуры используют специальный станок. Значения восстановительных размеров шеек (0,25-0,75мм), изредка 1,0мм. Чем больший слой металла будет снят с шейки, тем больше вероятность поломки мотора.

Расточка мотора

Процедура расточки

Этот вид работ требует точности, поэтому выполняется людьми с опытом. Двигатель ГАЗ-52 устанавливается на стенд, в котором точится цилиндрическая часть агрегата. Даже если установлены гильзы, расточка проводится в обязательном порядке. После, подбирают вытеснители по размерам, зазорам и весу, втулки подбирают методом проточки.

Процедура хонингования

Метод используется для придания цилиндрической поверхности зеркального покрытия. В этом случае, сгорание топлива проходит с улучшенной отдачей и эффектом, а кольца при скольжении без остатка удаляют масло с поверхности и создают минимальное трение.

По завершении работ, остов мотора устанавливают на шлифовальный станок, способный добиться нужного уровня плоскости и обрабатывают до тех пор, пока изделие не выровняется. Такие работы снимают 1-5мм материала. Дальше, для очистки мотора, установку подвергают мытью.

Холодная обкатка мотора:

Холодная обкатка мотора

Процедура сборки

На проведение этого вида работ расходуется много времени. Первым делом собирается группа вытеснителей совместно с коленчатым валом, к которому крепятся детали. После перебирают верхнюю часть остова. Меняют втулки, клапана, посадочные места. Если разрушения сильные, детали уплотняют, трещины устраняют сваркой.

После того, как составляющие элементы приведены в норму, приступают непосредственно к сборке. Процесс сопровождается диагностикой водяной помпы, на изделии меняют валы, крыльчатку, подшипники. После установки насоса, крепят поддон мотора. Окончание сборки сопровождается заполнением контура маслом, применяется 10л. рабочей жидкости марки «М-8».

Сборка мотора

Технические характеристики и руководство по ремонту ГАЗ-52

Коммерческий грузовой автомобиль ГАЗ-52 представляет собой гибридную машину, построенную с использованием узлов и агрегатов грузовика ГАЗ-53 и двигателя от ГАЗ-51. Получившаяся автомашина имела упрощенную конструкцию и сниженную себестоимость, продержалась на конвейере до второй половины 1993 года. Суммарный выпуск превысил 1 млн экземпляров.

Коммерческий грузовик ГАЗ-52

Устройство и характеристики

Горьковский автомобильный завод выпускал несколько модификаций машины, отличавшихся длиной колесной базы и навесным оборудованием. В основе всех автомобилей находится рама, мосты оснащены рессорной зависимой подвеской, спереди используются гидравлические амортизаторы. Сзади применены дополнительные листы, которые работают при увеличении веса нагрузки. Рама машин, имеющих базу 3700 мм, была позаимствована у грузовиков ГАЗ-53.

Грузоподъемность и другие ТТХ не зависят от длины базы. Все машины рассчитаны на перевозку 2500 кг груза и развивают скорость 70 км/ч. На автомобилях применяется 4-ступенчатая трансмиссия, оборудованная синхронизатором для 3 и 4 скорости. Переключение передач выполняется рычагом, расположенным на полу кабины.

Коробка допускает установку редуктора отбора мощности, предназначенного для привода дополнительного оборудования. Примером может быть насос, установленный на бензовозе. Для комплектации самосвального шасси применялась коробка с прямозубыми шестернями, лишенная синхронизатора.

ГАЗ модели 52

На грузовиках встречались 2 разновидности заднего моста. На части машин применялся разъемный мост с конической главной парой. Реже встречалась конструкция с неразъемным картером, оснащенная гипоидной передачей. Особенностью конструкции автомобилей стали 6-оконные диски, размер колес составлял 7,50*20 (или 220-508). Тормозная система барабанного типа, оснащена гидравлическим приводом с вакуумным усилителем.

Габариты ГАЗ-52 и технические характеристики:

Двигатель

На серийных автомобилях применялся рядный 6-цилиндровый мотор с нижним расположением клапанного механизма. При рабочем объеме 3485 см³ агрегат развивает мощность 75 л.с. при 2600 об/мин. Конструкция головки цилиндров обеспечивает степень сжатия 6,7, которая предусматривает использование в качестве горючего бензина А-76. При этом нормативный расход топлива на 100 км пути составляет 20 л. На машинах ГАЗ-52-01 с длинной базой и надстройкой типа фургон затраты горючего увеличивались на 2-3 л.

Двигатель ГАЗ 52

В устройство мотора входит 4-опорный коленчатый вал, для привода газораспределительного вала используется шестеренная гитара. Для смазки используется минеральное моторное масло, вместимость поддона составляет 7 л. Завод серийно выпускал модификации двигателя, предназначенные для эксплуатации на сжатом или сжиженном газе. Использование сжатого газа привело к падению мощности до 65 л.с., на сжиженном мотор развивает 73 л.с.

Из-за прекращения выпуска топлива с октановым числом 76-80 владельцы переводят мотор под 92 бензин. Для этого шлифуется головка, что позволяет увеличить степень сжатия. Другим способом увеличения компрессии является установка поршней от легкового мотора УЗАМ-412. Также необходимо увеличить угол опережения зажигания, значение подбирается опытным путем. Проблемой является стойкость выпускных клапанов, поскольку на них догорает топливо, повышая температуру. На таком двигателе следует избегать резких разгонов и раскрутки коленчатого вала до высоких оборотов.

Электрооборудование

Обслуживание и ремонт

Автомобиль и агрегаты рассчитаны на проведение регламентного обслуживания через 1,5-2,5 тыс. км пробега. Дополнительное обслуживание проводится через каждые 7,5-12,5 тыс. км пути. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр узлов грузовика и выполнять доливку жидкостей.

Ремонт ГАЗ-52

Как отрегулировать клапана

Регулировка клапанов осуществляется по алгоритму:

Клапана ГАЗ-52

Как выставить зажигание

Для установки зажигания на ГАЗ-52-04 необходимо:

  • Поставить коленчатый вал в положение, соответствующее верхней мертвой точке в 1 цилиндре.
  • Демонтировать крышку с распределителя, снятого с двигателя.
  • Провести замер и отрегулировать зазор между контактами прерывателя.
  • Отвернуть крепление и сместить специальную пластинку до положения, отмеченного цифрой 0.
  • Провернуть ротор до положения, при котором пластина встанет напротив клеммы 1 цилиндра.
  • Установить корпус распределителя на штатное место. При этом выступ приводного вала должен войти в ответный паз, выполненный на деталях масляной помпы. Зафиксировать детали штатными креплениями.
  • Ослабить винт и повернуть корпус по часовой стрелке до момента замыкания контактов.
  • Выставить зажигание при помощи лампочки, подсоединяя ее к катушке зажигания и проводу, идущему к распределителю. Корпус фиксируется в точке, соответствующей началу включения нити.

Зажигание ГАЗ-52

Как настроить карбюратор

Карбюратор ГАЗ-52

Перед началом настройки требуется завернуть до упора оба винта, а затем отпустить на 2 оборота. Затем выполняется запуск двигателя и производится настройка минимальных устойчивых оборотов при помощи дополнительного винта, являющего ограничителем хода заслонок. После этого поочередно вращают винты камер, добиваясь наибольших оборотов коленчатого вала. После получения одинаковых характеристик камер следует снизить обороты при помощи упорного винта блока заслонок.

Как регулируется сцепление

Для работы сцепления необходимо поддержание зазора в пределах 4 мм между кромками оттяжного рычага и выжимным подшипником. Данный размер обеспечивается при свободном ходе вилки и педали управления в пределах 6-7 и 35-45 мм соответственно. Замеры производятся на заглушенном двигателе. Если зазор уменьшен, то это приводит к повреждению элементов узла, который придется разбирать и ремонтировать.

Сцепление ГАЗ-52

Регулировка сцепления на ГАЗ-52-04 выполняется при помощи изменения длины штока, соединяющего рычаг выключения сцепления с выступом на педали. Для регулировки используется вращение специальной гайки. Одновременно рекомендуется проводить смазку подшипника при помощи поворота корпуса масленки на 1 оборот.

Отзывы владельцев и сколько стоит грузовик

Стоимость подержанных грузовиков модели 5204 начинается от 50 тыс. рублей. Установка дополнительного оборудования увеличивает цену машин. Так, версия ассенизатора обойдется покупателю в 150-180 тыс. рублей, аналогичную стоимость имеют топливозаправочные цистерны. Бортовые машины ранних выпусков, прошедшие реставрацию, могут стоить до 600-700 тыс. рублей. Такая техника является коллекционной, для повседневной эксплуатации не предназначена.

Александр, 35 лет, Тверь

В хозяйстве имеется бортовой грузовик, построенный на базе бывшего фургона ГАЗ-52-01, который используется для перевозки сельскохозяйственных грузов. Нижнеклапанный двигатель не любит высоких оборотов и перегрузки, требует регулярной очистки фильтров масляной системы. Для обеспечения стабильной работы необходима периодическая регулировка газораспределительного механизма. В остальном машина надежная, но комфорта в кабине нет.

Алексей, 39 лет, Уфа

На пасеке используется грузовик 5203, выпущенный в начале 80-х гг. Машина имеет отличную проходимость на штатной резине, которая обеспечивается нижнеклапанным мотором с малой частотой вращения вала. Раскручивать двигатель не рекомендуется, есть риск выхода из строя. Установлен карбюратор от Волги, который снизил расход топлива. Мотор не требует горюче-смазочных материалов высокого качества. Минусом является возраст, на кабине имеются многочисленные очаги коррозии.

Так как тут все любят рядные шестёрки, нашёл интересную статью по доведению до ума самого сбалансированного двигателя! Обсуждаем!

Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу. Я, будучи владельцем, тоже столкнулся с этой пакостью.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Берете бутылку и идете с вкладышами к знакомому токарю.
Он поочередно во всех парах вкладышах внутри проточит канавки. Канавки достаточны шириной 2 мм, глубиной тоже пару миллиметров (на глубину баббитового слоя). ТУТ ВАЖНО! Вкладыши заранее пометить и соблюдать парность! Разъемы вкладышей, которыми они прилегают к друг другу, нужно слегка притереть на мелкозернистом камешке, потому как сквозь эту щель возможна утечка масла с потерей давления. Хотя и незначительная, но все-таки. Мы же технические аристократы, все должно быть тип-топ! Нет возможности сделать у токаря - сделайте сами. Каждый вкладыш можно по внутренней поверхности просто прочертить острым ножом по стальной линейке, закрепив его в тисах. Баббит очень мягкий, и снимается легко. Работа деликатная, но при желании можно сделать (я так сделал знакомому на грузовичок), получилось не хуже, чем у токаря. И, ГЛАВНОЕ! ПОД ВКЛАДЫШЕМ ЗАКУПОРЬТЕ КУСОЧКОМ ФОЛЬГИ ОТВЕРСТИЕ В ШАТУНЕ ДЛЯ СМАЗКИ КЛАПАНОВ! ИНАЧЕ У ВАС ВСЕ МАСЛО ЧЕРЕЗ НЕГО ПОГОНИТ! Это отверстие, как показала практика, совершенно не нужно. У других моторов его, кстати, нет. Клапана мотора ГАЗ 52 без того стоят "по колено" в масле, вдобавок хватает брызг с шатунов и "масляного тумана". Эта процедура, вдобавок, несколько поднимает давление масла в магистрали. Если будете прорезать вкладыши вручную, то появляется уникальная возможность канавки прорезать чуть-чуть не доходя до разъема. Тогда разъемы и притирать не нужно, так как нет опасности потери масла через эту щель.

И БУДЕТ У ВАС РУЧНОЙ ЗВЕРЬ! НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

Система смазки двигателя газ 52 схема

Цель работы. Изучить внешние отличительные признаки применяемых при обслуживании материалов, периодичность замены масел и порядок проверки их уровня, расположение, периодичность и правила заполнения консистентной Смазкой подшипниковых узлов и шарниров; периодичность и порядок обслуживания различных фильтров, места проверки креплений и порядок подтяжки ослабленных креплений, порядок регулировки отдельных механизмов и узлов, порядок проверки отдельных параметров автомобиля.

Оборудование рабочего места. Агрегат АТО-4822 автомобиль ГАЗ-52, комплект инструмента и принадлежностей к автомобилю, комплект приспособлений и приборов для диагностирования автомобиля динамометрический ключ, приспособление для проверки натяжения ремней КИ-6289 или КИ-8920, нагрузочная вилка.

Уход за автомобилем после возвращения из рейса следует проводить в таком порядке:

  • провернуть на 1. 2 оборота рукоятку фильтра грубой очистки масла;
  • убрать кабину и платформу; если пол под ковриком сырой, то коврик завернуть на сторону для просушки пола;
  • очистить автомобиль снаружи и при необходимости вымыть его; если мойка проводится под большим давлением, то после мойки смазать шарнирные соединения шасси;
  • при хранении автомобиля вне гаража в холодное время года слить воду из системы охлаждения.

Первое техническое обслуживание

ТО-1 следует проводить в таком порядке.

Выполнить операции ежедневного обслуживания.

В течение первых трех ТО-1 на новом автомобиле или вышедшем из ремонта проверять в 2. 3 приема затяжку гаек шпилек головки блока; в дальнейшем гайки подтягивать при каждом ТО-2 порядок затяжки гаек показан на рисунке 27; момент затяжки должен составлять 67. 72 Н-м.

Проверить и при необходимости подтянуть следующие крепления:

  • двигателя к раме;
  • фланца приемной трубы глушителя;
  • опоры промежуточного вала;
  • фланцев карданных валов;
  • привода стояночного тормоза;
  • колес и полуосей;
  • поворотных рычагов и пальцев рулевого управления;
  • картера рулевого управления к раме;
  • сошки на валу рулевого управления;
  • крышек подушек рессор, при этом момент затяжки болтов должен составлять для передних рессор 70Н-м, для задних— ПО Н-м;
  • стремянок рессор, при этом момент затяжки гаек должен составлять для передних рессор 180. 200 Н-м, для задних — 220. 250 Н-м;
  • кабины к раме;
  • платформы к поперечным брусьям и брусьев к раме;
  • аккумуляторной батареи, генератора и проводов;
  • при этом особое внимание нужно обращать на надежное соединение массы реле-регулятора с массой генератора.

Проверить с помощью приспособления К.И-6289 натяжение ремня вентилятора; оно должно быть таким, чтобы при нажатии посередине ветви шкив вентилятора — шкив генератора усилием 40 Н прогиб ремня составлял 5. 8 мм.

Слить отстой из бензинового фильтра-отстойника. Проверить свободный ход педали сцепления, который должен быть равен 35. 45 мм; при необходимости отрегулировать свободный ход изменением длины тяги, соединяющей вилку выключения сцепления с рычагом на валике педали.

Проверить величину свободного хода педали тормоза; если свободный ход выходит за пределы 8. 14 мм, то выявить причину неисправности.

В случае подтекания тормозной жидкости в систему может попасть воздух и педаль тормоза будет «проваливаться».

Для удаления воздуха из системы необходимо 28:

  • заполнить главный цилиндр тормозной жидкостью;
  • на цилиндре правого заднего колеса снять колпачок перепускного клапана и надеть вместо него специальный резиновый шланг длиной 350. 400 мм, свободный конец шланга опустить в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью;
  • отвернуть на пол оборота перепускной клапан, после чего не сколько раз быстро на
  • жать на педаль и медленно отпустить ее;
  • по окончании прокачки нажать на педаль, завернуть перепускной клапан, после чего надеть на него колпачок;
  • прокачать последовательно передний правый, передний левый и задний левый тормоза.

Если тормозная система заполнена жидкостью, но свободный ход педали не соответствует 8. 14 мм, то необходимо отрегулировать тормоза в следующем порядке 29:

  • поднять колесо;
  • вращая колесо вперед, поворачивать эксцентрик передней колодки до тех пор, пока колодка не затормозит колесо;
  • постепенно отпускать эксцентрик до тех пор, пока колесо не начнет свободно вращаться вперед;
  • таким же приемом отрегулировать заднюю колодку, вращая при этом колесо назад;
  • при текущей регулировке нельзя вращать опорные пальцы; эти пальцы используются лишь при регулировке отремонтированных или новых колодок.

Если после прокачки и регулировки тормозов свободный ход педали тормоза выходит за пределы 8. 14 мм, то необходимо отрегулировать зазор между толкателем 2 и поршнем 3, как показано на рисунке 30. Для этого достаточно отсоединить тягу от педали, а затем, вворачивая ее в толкатель или выворачивая из толкателя, установить свободный ход педали, равный 8. 14 мм.

Проверить состояние и надежность крепления зубчатого сектора и рычажной системы ручного тормоза; при необходимости отрегулировать тормоз в следующем порядке 31:

  • поднять домкратом одно заднее колесо;
  • поставить рычаг 3 в крайнее переднее положение;
  • завернуть регулировочный винт 1 так, чтобы тормозной барабан усилием рук не проворачивался;
  • отрегулировать длину тяги 4 так, чтобы рычаг 7 упирался в разжимной стержень 9, после чего отвернуть вильчатый наконечник 5 на 2. 3 оборота;
  • отпустить регулировочный винт 1 настолько, чтобы барабан свободно вращался.

Прочистить вентиляционные отверстия в пробках батареи и проверить уровень электролита, который Должен быть на 10. 15 мм выше предохранительного Щитка, установленного над сепараторами.

Проверить состояние шин и давление воздуха в шинах, которое в холодных шинах должно составлять для передних колес 0,3 МПа, для задних — 0,4 МПа.

Проверить состояние крышки и ротора распределителя, протереть крышку, ротор и свечи тряпкой, смоченной в бензине.

Проверить уровень жидкости 5СК или ГТЖ в главном цилиндре гидротормоза; он должен быть на 20 мм ниже кромки наливного отверстия.

Сменить через каждые два ТО-1 масло в картере двигателя 7 л, промыть воздушный фильтр карбюратора и сменить в нем масло 0,35 л.

При работе в условиях большой запыленности воздуха масло в картере двигателя менять при каждом ТО-1, в воздушном фильтре — через день. Рекомендуются масла: для всех сезонов — M8Bi AC-8; зимой — М43/6В, АСЗп-6; летом — М10Б, АСЗп-10.

Второе техническое обслуживание ТО-2 включает в себя операции ТО-1 и дополнительно необходимо выполнить следующие операции.

Ослабить ремень вентилятора и проверить, нет ли ощутимого радиального и осевого зазора в подшипниках вала водяного насоса.

Проверить и при необходимости подтянуть крепления вентилятора к ступице шкива и шкива на валу водяного насоса, шкива коленчатого вала, впускной и выпускной труб двигателя, главного тормозного цилиндра, стартера к двигателю, поддона картера двигателя, картера коробки передач к картеру сцепления, фланцевых соединений заднего моста, подножек, крыльев и брызговиков. Расшплинтовать гайки болтов крепления двигателя, подтянуть их и вновь зашплинтовать.

Проверить состояние карданных шарниров по осевому и угловому зазору; проверить состояние шлицевого соединения и опоры промежуточного вала.

Проверить затяжку гаек шпилек головки блока см. 27.

Слить отстой из бензинового бака.

На новом автомобиле или вышедшем из ремонта отрегулировать зазоры между клапанами и толкателями; в дальнейшем эту операцию выполнять через одно ТО-2. Для регулировки зазора необходимо:

  • снять с картера маховика крышку смотрового люка 33;
  • вывернуть свечу первого цилиндра, закрыть пальцем свечное отверстие и, вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, установить начало сжатия в первом цилиндре;
  • медленно вращать коленчатый вал до совпадения стрелки-указателя с шариком на ободе маховика;
  • снять крышки клапанной коробки;
  • отрегулировать зазор у выпускных клапанов 1-го, 3-го и 5-го цилиндров и впускных клапанов 1-го, 2-го и 4-го цилиндров 34;
  • провернуть коленчатый вал на 1 оборот и отрегулировать зазор у остальных клапанов.
  • Номинальный зазор между клапанами и толкателями на холодном двигателе составляет у впускных клапанов 0,20. 0,23 мм, у выпускных — 0,25. 0,28 мм:
  • Снять тормозные барабаны, проверить состояние колодок и поверхностей барабанов;
  • убедиться в отсутствии течи из колесных цилиндров;
  • расшплинтовать, подтянуть и вновь зашплинтовать гайки крепления щитов;
  • при необходимости поменять колеса местами.

Проверить регулировку подшипников ступиц колес. Для регулировки подшипников переднего колеса необходимо:

  • расшплинтовать и ослабить гайку регулировки подшипников на 1/2 оборота;
  • проверить, свободно ли вращается колесо;
  • в случае торможения устранить его причину задевание тормозных накладок, заедание сальников или подшипника и пр.;
  • поворачивая периодически колесо, затянуть регулировочную гайку так, чтобы после толчка рукой колесо остановилось;
  • отпустить гайку на 3. 4 прорези коронки до совпадения прорези с отверстием для шплинта;
  • провернуть колесо сильным толчком за шину, при этом колесо должно сделать не менее шести оборотов.

Такими же приемами выполняется регулировка подшипников заднего колеса, при этом гайка затягивается.

До отказа ключом длиной 350. 400 мм, а затем отпускается на 2 оборота. При проверке правильности регулировки подшипников в пути допускается небольшой нагрев ступиц.

Проверить угол развала передних колес. Для этого поставить передние колеса на горизонтальную площадку и, пользуясь специальным угольником, замерить, расстояние В 36. от верхней и Г от нижней точки обода до угольника. Разность размеров Г я В должна составлять 6. 10 мм. Если она меньше 6 мм, то это указывает на возможный повышенный износ втулок и шкворня поворотного кулака. Износ обнаруживается покачиванием поднятого переднего колеса в поперечной вертикальной плоскости.

Проверить щупом зазор между верхней головкой поворотного кулака и верхним торцом головки балки. Если зазор более 0,15 мм, то его необходимо уменьшить постановкой стальной регулировочной прокладки.

Проверить с помощью специальной линейки сходимость передних колес. Проверку проводить при нормальном давлении в шинах и несколько продвинутом вперед автомобиле для выбирания зазора в соединениях оси. Разность расстояний между серединами шин в горизонтальной плоскости на уровне оси колес должна находиться в пределах 1,5. 3,0 мм. При необходимости отрегулировать сходимость колес изменением длины поперечной тяги.

Проверить наличие зазоров в шарнирах продольной рулевой тяги; при увеличенном зазоре расшплинтовать пробку специальной отверткой, завернуть ее до отказа, отвернуть на l/2 оборота и зашплинтовать.

Проверить свободный ход рулевого колеса, закрепив на рулевой колонке прибор К-402 37. Если свободный ход больше 10°, выявить причину его увеличения.

При отсутствии зазора в шарнирах рулевых тяг проверить величину осевого перемещения червяка. Для этого приложить палец к ступице рулевого колеса и к кожуху рулевой колонки и, поворачивая колесо на небольшой угол вправо и влево, определить наличие осевного перемещения червяка. При ощутимом перемещении червяка отрегулировать осевой зазор в следующем порядке: снять рулевой механизм; снять нижнюю крышку картера, слив при этом масло; вынимая поочередно прокладки различной толщины, устранить осевое перемещение червяка;

проверить динамометром усилие на ободе колеса, которое должно быть равно 16. 22 Н.

Если осевое перемещение червяка отсутствует, то необходимо, не снимая рулевого механизма с автомобиля, проверить зазор в зацеплении червяк- ролик в следующем порядке:

  • поставить передние колеса прямо и отсоединить от сошки продольную рулевую тягу;
  • с помощью специального приспособления, закрепленного на раме, установить у конца сошки индикатор 38;
  • покачивая сошку, определить по индикатору величину ее перемещения; если сошка перемещается более чем на 0,3 мм, то отрегулировать зазор в зацеплении червяк — ролик;
  • Для проведения регулировки необходимо отвернуть колпачковую гайку, сдвинуть со штифта стопорную шайбу и, пользуясь специальным ключом, завернуть регулировочный винт до совпадения очередного отверстия со штифтом;
  • проверить динамометром усилие на ободе колеса.

Проверить герметичность амортизаторов. Если обнаружена течь, подтянуть гайку 4 резервуара 39; момент затяжки должен составлять 70. 80 Н-м. Если после этого течь не прекратилась, разобрать амортизатор, осмотреть сальники и уплотнительные кольца. По окончании проверки слить масло из амортизатора, отмерить порцию 0,33 л веретенного масла АУ и залить ее в амортизатор.

Протереть и осмотреть катушку зажигания и провода; при наличии на катушке следов перегрева или подтекания наполнителя заменить ее.

Проверить состояние щеток генератора и легкость перемещения их в щеткодержателях; продуть генератор воздухом и протереть коллектор ветошью, смоченной в бензине. Проверить состояние аккумуляторной батареи см. табл. 2.

Очистить и продуть воздухом гнезда свечей; вывернуть свечи и очистить их на приборе для очистки 514-2М; отрегулировать зазоры между электродами; номинальное значение зазоров — 0,7. 0,8 мм.

Проверить чистоту и состояние рабочей поверхности контактов прерывателя; при необходимости зачистить контакты надфилем или мелкой наждачной бумагой зернистостью 150.

Установить контакты в положение максимального размыкания и проверить щупом зазор между ними, который должен быть равен 0,35. 0,45 мм 40; после регулировки зазора обязательно проверить установку зажигания.

Смазать моторным маслом см. 32. поз. 14 и 40:

Проверить с помощью прибора К-301, К-412, КИ-1093, Э-5 техническое состояние и параметры генератора и реле-регулятора.

Смазать моторным маслом шарниры тяг привода щеток стеклоочистителя и оси щеток стеклоочистителя закапать по 2. 3 капли.

Смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ось рычага стеклоочистителя.

При необходимости смазать моторным маслом защелку замка капота 1 точка; шарнирные соединения петель капота 10 точек. При необходимости смазать солидолом направляющие шипов дверей 2 точки, петли дверей 4 точки.

Через одно ТО-2 выполнить следующие операции: проверить состояние трубки вентиляции картера; сменить масло в коробке передач и в заднем мосту; снять ступицы колес; промыть детали и проверить осмотром состояние шеек кожухов, цапф поворотных кулаков, подшипников и сальников, отрегулировать затяжку подшипников. При сборке заложить в ступицы передних колес 250 г смазки литол-24, 1-13 или ЯНЗ-2.

Сезонное техническое обслуживание проводится весной и осенью совместно с очередным ТО-2. При этом необходимо провести следующие операции.

Выполнить работы, входящие в ТО-2.

Промыть систему охлаждения с целью удаления из нее накипи и осадков 42. Снять, разобрать и промыть фильтр грубой очистки масла. Промыть бензобак и продуть бензопроводы.

Промыть отопитель кабины и очистить запорный краник от грязи. Установить заслонку подогрева в положение, соответствующее предстоящему сезону 43.

Разобрать стояночный тормоз, промыть его детали, смазать их рабочие поверхности, а перед сборкой в корпуса разжимного и регулировочного механизмов заложить по 4. 5 г смазки 1—13 или других марок.

Снять стартер, продуть его сжатым воздухом, проверить состояние коллектора и высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм; проверить состояние контактов включения; при сборке смазать вал стартера моторным маслом.

Вынуть из оболочки трос гибкого вала привода спидометра, промыть его в керосине, протереть и смазать смазкой ГОИ-54 или ЦИАТИМ-201.

Один раз в год при проведении одного из сезонных ТО необходимо выполнить следующие работы:

  • разобрать карбюратор и промыть его детали; проверить пропускную способность жиклеров, производительность ускорительного насоса и уровень топлива в поплавковой камере;
  • разобрать распределитель и проверить состояние его деталей; вынуть из обоймы фильтр и очистить его, повернуть наружное кольцо шарикоподшипника на угол, соответствующий зоне износа дорожки качения шариков, заложить в подшипник и в крышку колпачковой масленки смазку № 158 или ЦИАТИМ-201;
  • разобрать генератор, промыть его подшипники и заложить в них смазку № 158 или ЦИАТИМ-201;
  • снять рулевые тяги, разобрать, промыть и проверить состояние деталей шарнирных соединений;
  • разобрать рессоры, смазать листы графитной смазкой 30% солидола, 30% графита, 40% трансформаторного масла;
  • повернуть шкворни в поворотных кулаках на 90°;
  • заменить трансмиссионное масло в картере рулевого механизма.

Отчет о работе. По указанию преподавателя дайте описание технологии обслуживания механизмов, агрегатов или систем; в необходимых случаях описание должно быть подкреплено схемой или рисунком.

Читайте также: