Система смазки двигателя газ 53 с фильтром схема

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Система смазки двигателя газ 53 с фильтром схема

При работе двигателя возникает трение в кривошипно-шатунном и распределительном механизмах между следующими деталями: поршнями и стенками цилиндров; шейками и подшипниками коленчатого вала; поршневым пальцем и верхней головкой шатуна (или бобышками поршня); зубьями шестерен распределительного механизма; шейками и подшипниками распределительного вала; кулачками распределительного вала и тарелками толкателей; толкателями и их направляющими; клапанами и направляющими втулками.

При недостаточной подаче масла двигатель перегревается, выплавляются подшипники и заклиниваются поршни в цилиндрах. Слишком обильная смазка приводит к тому, что масло проникает в камеры сгорания, где оно сгорает, в результате чего на днищах поршней, на стенках камер сгорания и на клапанах отлагается нагар; попадая на электроды запальных свечей, масло нарушает их работу и двигатель начинает работать с перебоями.

К трущимся деталям двигателя масло может подаваться под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

В современных двигателях чаще применяется комбинированная система смазки - под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Под давлением смазываются наиболее нагруженные и вращающиеся с большой скоростью детали: коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, шестерни распределительного механизма, иногда поршневые пальцы. Остальные детали смазываются обычно разбрызгиванием: масло выдавливается из зазоров и специальных отверстий в шатунных подшипниках.

Реже масло под давлением подается только к коренным и шатунным подшипникам, а остальные детали смазываются разбрызгиванием масла при помощи черпачков, имеющихся на крышках нижних головок шатунов. Черпачки при вращении вала двигателя погружаются в масло, находящееся в лотках масляного корыта, подхватывают масло и разбрызгивают его на поверхности всех деталей и на стенки цилиндров (двигатель ГАЗ-ММ).

К системе смазки двигателя относятся: масляный насос; маслопроводы (трубки и сверления); фильтры; редукционный клапан; маслозащитные приспособления (сальники, маслосгонная резьба и т.п.); указатель уровня масла; манометр (электрический или механический); масляный радиатор.

А. Схема смазки двигателя ГАЗ-51

Схема смазки двигателя ГАЗ-51 приведена на рис. 53 и 54.
Рис. 53 - Схема смазки двигателя ГАЗ-51:
28 - датчик манометра; 29 - указатель манометра; 30 - канал.
(Наименование деталей 1-27 то же, что и на рис. 54)


Рис. 54 - Схема системы смазки двигателя ГАЗ-51:
1 - плавающий маслоприемник; 2 - трубка маслоприемника; 3 - масляный насос; 4 - выходная трубка масляного радиатора; 5 - перепускной канал редукционного клапана; 6 - редукционный клапан; 7 - кран включения масляного радиатора; 8 - предохранительный клапан; 9 - входная трубка масляного радиатора; 10 - масляный радиатор; 11 - масляный карман; 12 - отверстие в нижней головке шатуна; 13 - канал; 14 - пробка спускного отверстия; 15 - крышка фильтра тонкой очистки; 16 - корпус фильтра тонкой очистки; 17 - фильтрующий элемент; 18 - центральная трубка фильтра; 19 - входная трубка фильтра тонкой очистки; 20 - выходная трубка фильтра тонкой очистки; 21 - маслоналивной патрубок; 22 - фильтр грубой очистки; 23 - главная масляная магистраль; 24 - сверление в картере; 25 - сверление в коленчатом валу; 26 - входная трубка фильтра грубой очистки; 27 - нижняя часть картера (поддон).

Масло из нижней части картера (поддона) 27 поступает в насос 3 через плавающий маслоприемник 1 с сетчатым фильтром по трубке 2 и сверлениям в картере двигателя. Благодаря плавающему маслоприемнику в насос 3 идет всегда наиболее чистое масло из верхних слоев.

Из насоса масло по сверлениям в картере и по трубке 26 нагнетается в фильтр 22 грубой очистки, где очищается от относительно крупных частиц механических примесей и осадков. Пройдя фильтр 22, большая часть масла поступает в главную магистраль 23, а часть по трубке 19 ответвляется в фильтр 16 тонкой очистки, задерживающий более мелкие частицы механических примесей и осадков. Из фильтра тонкой очистки масло возвращается по трубке 20 в поддон через маслоналивной патрубок 21.

Из главной магистрали 23 масло по сверлениям 24 в ребрах картера двигателя поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого вала и по каналам 13 к подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников масло по сверлениям 25 в щеках коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам. От переднего подшипника распределительного вала масло поступает по каналу 30 к шестерням распределительного механизма и к упорной шайбе 18 (см. рис. 26), ограничивающей осевое смещение вала.

Остальные детали кривошипно-шатунного и распределительного механизмов смазываются разбрызгиванием, т. е. масло выдавливается из зазоров в шатунных подшипниках и разбрызгивается в виде мельчайших частиц. Частицы масла оседают на стенках цилиндров, толкателях, кулачках распределительного вала и проникают к поршневым пальцам через отверстия в верхних головках и втулках шатунов.

Дополнительно правая (наиболее нагруженная) часть стенок цилиндров, толкатели и кулачки распределительного механизма смазываются струйками масла, выбрасываемыми из отверстий 12 (рис. 54) в нижних головках шатуна в моменты совпадения этих отверстий со сверлениями 25 в шейках коленчатого вала (направленное разбрызгивание). Кроме того, стержни толкателей смазываются маслом, скапливающимся в масляных карманах 11 и поступающим к ним самотеком по сверлениям в стенке кармана.

Следовательно, система смазки двигателя ГАЗ-51 комбинированная, т.е. масло подается к трущимся деталям под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

Улучшает охлаждение масла при работе автомобиля в тяжелых условиях или при высокой температуре воздуха масляный радиатор. Он включается поворотом крана 7.

Малые зазоры между трущимися деталями, а также масляные фильтры оказывают значительное сопротивление проходящему через них маслу, подаваемому насосом. Вследствие этого в масляной магистрали возникает гидравлическое давление, предельная величина которого ограничивается редукционным клапаном 6.

Давление масла в магистрали проверяется по электрическому манометру, датчик 28 которого установлен на корпусе фильтра грубой очистки, а указатель 29 - на щитке приборов автомобиля. Применяются также манометры с трубчатой пружиной или диафрагмой - так называемые механические манометры (автомобили ЗИС-5М, "Москвич").

Б. Схема смазки двигателя ЗИС-120

Система смазки двигателя ЗИС-120 тоже комбинированная: под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

Из нижней части картера (поддона) масло поступает через сетчатый фильтр маслоприемника 1 (рис. 55) в насос 2, нагнетающий масло по каналу 11, образованному трубкой и сверлениями в ребре верхней часта картера двигателя, в фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра большая часть масла поступает в главную магистраль 3, а меньшая часть - в фильтр 7 тонкой очистки, откуда стекает по каналу в корпусе фильтра и блока цилиндров в поддон.
Рис. 55 - Схема смазки двигателя ЗИС-120:
1 - маслоприемник; 2 - масляный насос; 3 - главная масляная магистраль; 4 - плунжер редукционного клапана; 5 - фильтр грубой очистки; 6 - пружина редукционного клапана; 7 - фильтр тонкой очистки; 8 - канал в шатуне; 9 - канал; 10 - сверление в коленчатом валу; 11 - вертикальный канал.

Из главной магистрали масло подается по сверлениям в верхней части картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников масло пo сверлениям 10 в щеках коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам, а оттуда к поршневым пальцам по каналам 8, высверленным в теле шатунов.

Шестерни распределительного механизма смазываются маслом, вытекающим из отверстия в плунжере 4 редукционного клапана, ограничивающего максимальное давление масла в системе смазки. К остальным деталям (зеркало цилиндров, стержни клапанов, толкатели, кулачки распределительного вала) масло подается, так же как и в двигателе ГАЗ-51, разбрызгиванием, т.е. выдавливается из зазоров и специальных отверстий в шатунных подшипниках.

К стержням толкателей (так же, как на двигателе ГАЗ-51) масло дополнительно поступает самотеком по каналам 9 из масляных карманов.

В. Схема смазки двигателя ГАЗ-ММ

В двигателях ГАЗ-ММ применена система комбинированной смазки под давлением и разбрызгиванием масла черпачками при постоянном уровне масла.

Масло, наливаемое в картер через маслоналивной патрубок, заполняет масляные лотки 5 (рис. 56); излишек масла стекает в нижнюю часть картера (поддон).
Рис. 56 - Схема смазки двигателя ГАЗ-ММ:
1 - горизонтальный канал; 2 - нижняя часть картера (поддон); 3 - кольцевой канал; 4 - масляный насос; 5 - масляный лоток.

Насос 4 подает масло из поддона через сетчатый фильтр в кольцевой канал 3 между приводным валом насоса и окружающим его кожухом. Далее масло поступает в горизонтальный канал 1, проходящий вдоль клапанной коробки. Из этого канала масло поступает по трубкам и сверлениям к коренным подшипникам коленчатого вала и к двум крайним подшипникам распределительного вала. Средний подшипник распределительного вала и винтовые шестерни привода масляного насоса смазываются попутно маслом, поступающим в горизонтальный канал из насоса. Избыток масла из отверстия в переднем конце горизонтального канала 1 стекает в масляные лотки через картер шестерен распределительного механизма и смазывает эти шестерни.

Крышки шатунных подшипников снабжены черпачками 12 (см. рис. 32). Погружаясь при вращении коленчатого вала двигателя в масло, находящееся в лотках, черпачки подхватывают его и разбрызгивают. Мельчайшие капельки масла осаждаются на поверхности всех деталей, находящихся в картере, и на стенках цилиндров. К шатунным подшипникам масло проходит через отверстия в крышках у основания черпачков; омывание этих подшипников маслом улучшается благодаря отверстиям 13 в головках шатунов. К поршневым пальцам масляные капельки приникают через специальные отверстия в верхних головках шатунов.

К толкателям и стержням клапанов масляная пыль проникает из картера через отверстия в клапанной коробке.

Система смазки двигателя газ 53 с фильтром схема

В двигателе ЗМЗ-53 масло от верхней секции поступает в систему смазки, а от нижней — в фильтр центробежной очистки, откуда сте­кает в картер двигателя.

Маслоприемкик служит для отбора масла из картера и частичной его очистки. Он состоит из штампованного стального корпуса, сетки и удерживающей пружины-скобы. При засорении сетки масло прохо­дит через щель между корпусом и сеткой.

Масляные фильтры предназначены для очистки масла в системе смазки. Надежная работа двигателя возможна при условии система­тической очистки масла, так как в процессе эксплуатации оно засо­ряется металлическими частицами, образующимися при износе дета­лей, нагаром, смолой и др.

Фильтр очистки масла двигателя 24Д (рис. 27) состоит из алюминиевого корпуса, крышки, центрального стержня-трубки с отверсти­ем и перепускным клапаном и фильтрующим элементом. Все масло, подаваемое насосом, проходит через фильтрующий картонный элемент к центральному стержню-трубке, а затем в систему смазки. При пуске холодного двигателя или засорении фильтрующего элемента (когда прохождение масла через фильтр затруднено") открывается перепуск­ной клапан и масло поступает в систему без очистки. В нижней части корпуса фильтра имеется сливная пробка. Между крышкой и корпу­сом устанавливается уплотнительная прокладка. На корпусе фильтра установлены датчики указателя давления масла и включения лампы аварийного давления масла.

рис. 27. полнопоточный фильтр очистки масла двигателя 24д

Рис. 27. Полнопоточный фильтр очистки масла двигателя 24Д

рис. 28 фильтр центробежной очистки масла

Рис. 28 Фильтр центробежной очистки масла

Центробежный фильтр устанавливается в системе смазки двига­теля ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53. Он состоит из корпуса (рис. 28), ротора с осью, колпака, жиклеров и кожуха. Под колпаком размещена фильтрующая сетка. Масло в фильтр подается от насоса в полую

Ось, а затем под колпак и через сетку к двум жиклерам с отверсти­ями, направленными в разные стороны. Ротор вращается под дей­ствием реактивной силы струй масла, вытекающего через жиклеры. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся под колпаком, в ре­зультате чего твердые частицы центробежной силой отбрасываются стенкам колпака, образуя на нем слой осадка. Очищенное масло про­ходит в масляную магистраль или сливается в поддон картера. Так как в системе смазки двигателя ЗИЛ-130 центробежный фильтр вклю­чен последовательно и является полнопоточным, в случае его засоре­ния подводящий и отводящий каналы могут сообщаться через пере­пускной клапан, пропускающий масло без очистки.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в систе­ме смазки. Он состоит из двух бачков и горизонтально расположен­ных трубок с пластинами, увеличивающими поверхность охлаждения. Масло поступает в радиатор при открытом кране через предохрани­тельный клапан, который закрывается при падении давления в систе­ме до 1 кгс/см2.

В двигателе ЗИЛ-130 масло в радиатор поступает из нижней сек­ции насоса. При выключении радиатора масло через перепускной кла­пан, расположенный в крышке насоса, подается в поддон картера, ми­нуя радиатор. Все масло, прошедшее через радиатор, также попадает в поддон.

Даже при самых плохих условиях эксплуатации (высокие темпе­ратуры, износ деталей и др.) производительность масляного насоса рассчитана так, чтобы давление в системе оставалось достаточным для подвода масла к трущимся поверхностям.

Когда двигатель не прогрет, давление масла может настолько воз­расти, что вызовет разрушение каналов системы смазки. Чтобы пре­дотвратить это и обеспечить нормальную подачу масла при износе де­талей; в системе предусмотрен редукционный клапан. Этот клапан выполнен в виде плунжера. Редукционный клапан верхней секции насоса двигателя ЗМЗ-53 расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны, а клапан нижней секции — в корпусе самого на­соса (см. рис. 26). Редукционный клапан нижней секции масляного насоса предназначен для поддержания определенного давления мас­ла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. При избыточном давлении масло перепускается не в масляный картер, а в полость всасывания нижней секции, т. е. циркулирует внутри масляного на­соса. В двигателе ЗИЛ-130 редукционный клапан расположен в верх­ней секции насоса, а в двигателе 24Д—в крышке масляного насоса. Редукционный клапан регулируется в заводских условиях на давле­ние 3,2—4,5 кгс/см2.

Приборы системы смазки соединяются между собой трубопровода­ми из металла или прорезиненной ткани. Отдельные участки системы смазки соединяются между собой каналами в блоке цилиндров, колен­чатом и распределительном валах, коромыслах и т. п.

Давление в системе смазки в прогретом двигателе при средних нагрузках должно быть в пределах: 2,5—3 кгс/см2 (ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53) и 2—4 кгс/см2 (24Д). С изменением нагрузок меняется и давление. На

Холостом ходу давление не должно быть ниже 0,5 кгс/см2. Если давле­ние ниже этого предела, двигатель необходимо выключить. Контроль за давлением в системе смазки осуществляется указателем или конт­рольной лампой на щитке приборов, описание которых дано в раз­деле «Электрооборудование автомобиля».

Емкость системы смазки двигателей ЗИЛ-130 — 9 л, ЗМЗ-53—8 л и 24Д—6 л.

Масло в процессе работы двигателя теряет свои качества (стареет и загрязняется), поэтому его периодически нужно менять. Сроки сме­ны масла определяются заводской инструкцией и зависят также от условий эксплуатации. Для двигателей ЗИЛ-130 смена масла осущест­вляется через 11 тыс. км (при ТО-2), а при эксплуатации на пыльных дорогах — через 4,4 тыс. км (через одно ТО-1); ЗМЗ-53 — через 4 тыс. км (через одно ТО-1); для 24Д через 10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.

В работающем двигателе в картер просачиваются рабочая смесь и отработавшие газы. Топливо, конденсируясь, разжижает смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары воды и сернистые со­единения, ухудшают качество масла. Для предупреждения повышения давления в картере и удаления прорвавшихся газов служит систе­ма вентиляции картера. Открытая вытяжная система применена в двигателях 24Д и ЗМЗ-53. При открытой вытяжной системе (рис. 29, А) Воздух попадает в картер через фильтр крышки маслоналивной горловины и отсасывается через вытяжную трубку с косым срезом, у которого при движении автомобиля создается раз­режение.

рис. 29. схема вентиляции картера в двигателях: а —24д. б—зил 130

Рис. 29. Схема вентиляции картера в двигателях: а —24Д. б—ЗИЛ 130

Принудительная система вентиляции картера применяется в дви­гателе ЗИЛ-130. В такой системе вентиляции (рис. 29, Б) Воздух по­падает в картер через воздушный фильтр маслоналивного патрубка. Отсасываемый воздух проходит через уловитель, где отделяются час­тицы масла, затем через клапан и трубку поступает в центральную часть впускного трубопровода.

Когда двигатель работает с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе, клапан поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера и уменьшает проходное сечение канала. Это сделано для того, чтобы уменьшить подсос постороннего воздуха и обеспечить устойчи­вую работу двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.

При работе с открытой дроссельной заслонкой разрежение во впуск­ном трубопроводе падает и клапан под действием собственной массы опускается вниз, открывая полностью проходное сечение канала, В этом случае вентиляция картера будет наилучшей.

ГАЗ 24 "Подарок судьбы" › Бортжурнал › Вопрос к знатокам по системе смазки ГАЗ 53!

Ниже приведу две схемы смазки двигателя газ 53 для повышения давления. Скоро попытаюсь провернуть это дело. Проблема с очисткой решается установкой на ремень насоса гур! Там и радиатор можно приспособить, от его аварийного отключения думаю ничего страшного не будет

ГАЗ 24 1987, двигатель бензиновый 5.5 л., 195 л. с., задний привод, механическая коробка передач — тюнинг

Машины в продаже


ГАЗ 24 Волга, 1991


ГАЗ 24 Волга, 1987


ГАЗ 24 Волга, 1987


ГАЗ 24 Волга, 1991

Комментарии 33

Привет! Видел твою ласточку в ютуби правдо! Вопрос к тебе есть на чертижах у тебя двигатель с двух контурной системой сммазки значит и насос тоже двух камерный и кочает он по тому коналу только на центрифугу что поменяеться если он закрыт будет? По идеи не чего, вот я тут думал как раз над этой темой и вот что надумал заглушить вообще выход на радиатор и подключить сначало к отверстию на подачу к центрифуги а уже потом с радиатора к центрифуги как то так но боюся что давления порвет радиатор!

Я тоже так подумал ) а радиатор можно взять трубчатые от Волги

Братка он там вообще алюминивый на волге где какая спайка не качествинная и всё

А на центрифуге давление ниже чем в основной системе

Думаешь думаешь меньше, ну тут видешь какая штука в стандартном исполнении масло просто сливаеться в поддон а тут получаеться что оно сначало поподает а родиатор а потом в чентрифугу на форсунки тоисть в первом случае нет напряжения не какого на годиатор а в нашем получаеться что радиатор под давлением вот какая штука, может просто самому с медных трубок сделать да и всё?!

Я ставил монометры, давление не больше 1,5

Ну если будешь так масло пускать отпиши как работает такая схема нормально или нет ок отпишиш? Я пока в ночале сборки ещё 402й в машине стоит а 66 дома 🏠 разобронный только головы перебрал,

А я двиг от брдм собираю, пока так на 53-м езжу

А разница я забыл в чем ход поршня88 и всё? Тут у нас 30 просят за 13 движок но он требует ремонта на авито посмотри если интересно в пятигорске

У меня два их))) 5,5, гильзы другие, поршня, шатуны, вал, паук, штанги, пальцы, ось…Вобщем если поломка не достать

Это да насчёт 13го. А резину ты же зжаг в сочах на ютуби видео твоё?

Эт в Афоне на выставке ретро

Ну не важно где, просто любопытно это простой доработанный 511 у тебя стоял без турбины или же что то другое стояло?

Змз 53 старого образца и головы на столько спилил, что паук кувалдой сажал

michael3110

Ну не важно где, просто любопытно это простой доработанный 511 у тебя стоял без турбины или же что то другое стояло?

Он у меня после выключения зажигания глохнет через секунд двадцать как с турботаймером

Разработка двигателя ЗМЗ 53 реферат по транспорту , Сочинения из Транспортная инженерия

Двигатель ЗМЗ 53 — это силовой агрегат, который устанавливался на легендарный Газон (ГАЗ 53). Выпускал движок Заволжский Моторный завод, который делает моторы для автомобилей ГАЗ и по этот день.

Достаточно высокие показатели и характеристики мотора сделали его популярным и любимым среди владельцев сельскохозяйственных предприятий. Двигатель простой в обслуживании и ремонте, а низкая стоимость запасных частей делает его популярность еще выше.


Смотрите также

Комментарии 27

Таким маслом промываю систему обычно. В процессе эксплуатации на легковых, и Газели остановился на Авангарде, его и в ГАЗон заливать буду — хорошо моет, хорошо смазывает, признаков превращения в мазут не обнаружено.

Моет было грязно стало чище или за собой ничего не оставляет?

моет это когда грязь не на стенках в виде отложений, а в поддоне в масле.

Значит масло заливаемое перед авангардом скажем под клапанной крышкой оставило следы своего присутствия а лукойл исправил? Мнение о том что если масло быстро почернело значит моет не совсем верное, пошатаный двигатель может сам по себе быстро пачкать масло

Нет, не так. Моем двигатель, например во время разборки или частичной разборке. Потом заливаем свежее масло и ездием. Через некоторое время открываем крышку клапанов например (до первой замены или через пару замен) и смотрим на стенки, они не должны быть в отложениях. Если масло после замены и пробега тысяч 5-6 не потемнело, я считаю — это не масло, а фуфло. Ибо устройство ДВС таково, что износ механических частей всегда присутствует. Масло стекает в поддон и должно смывать эти продукты износа. Какой бы не был фильтр, он не может по мановению волшебной палочки поднять с поддона все и отфильтровать. По своей сути поддон — отстойник. Чистое масло при большом пробеге — повод задуматься о качестве масла.

да масло дрянь, я себе лью тоже лукойл авангард что в камаз что в зила

не буду спорить, на времянку его залил чтоб на прошлогоднем не кататься, пока я работаю на машину езда по своим нуждам пробеги ничтожны без зимы, устраню сопливости по достойней масло залью

а от центрифуги избавиться не хочешь? на новых тракторах и машинах стоят накручивающийся фильтр масло меняеш открутил и поставил новый только корпус масляного фильтра надо купить и его вместо центрифуги ставиш и всё ну это так совет))

Сидим столом все уже поддали, и тут один паренёк хочет чокнуться с другим на другой стороне сидящим, с середины стола перехватывают стопку звякаются с дальним и возвращают, друган рядом глаза пятирублёвые на выкате со словами а чё так можно было? Нужно изучить вопрос о целесообразности выяснить что лучше чистит, с финансовой точки зрения центрифуга поэкономичней конечно получается

центрифуга отбивает все присадки что есть в масле, ну ладушки удачи на дорогах

откуда инфа, прям интересно стало. Про мех частицы знаю, а вот встроенную функцию сепаратора — первый раз. :)))

Сидим столом все уже поддали, и тут один паренёк хочет чокнуться с другим на другой стороне сидящим, с середины стола перехватывают стопку звякаются с дальним и возвращают, друган рядом глаза пятирублёвые на выкате со словами а чё так можно было? Нужно изучить вопрос о целесообразности выяснить что лучше чистит, с финансовой точки зрения центрифуга поэкономичней конечно получается

Она со всех сторон лучше, если исправна и не изношена — износ — ее основной недостаток.

В чём износ проявляется?

люфты и не плотности в самом механизме. Собери и посмотри, как она работает, сразу понятно станет.

Система смазки двигателя ГАЗ-53

Система смазки двигателя ГАЗ-53 (рис.1) —комбинированная: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник 12 засасывается в масляный насос 9. Из него масло под давлением подается по каналам в блоке в масляный фильтр 4 полнопоточной очистки, а оттуда в главную масляную магистраль 6 двигателя. Из главной магистрали системы смазки ГАЗ-53 масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом валу масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках—к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.



Рис.1. Система смазки ГАЗ-53 1 — масляный радиатор; 2 — полость оси коромысел; 3 — канал в головке цилиндров; 4 — масляный фильтр; 5 — канал в блоке цилиндров; 6 — главная масляная магистраль; 7 — отверстие в корпусе привода распределителя; 8 — полость; 9 — масляный насос; 10 — редукционный клапан; 11 — четвертая шейка распределительного вала; 12— маслоприемник; 13 — предохранительный клапан; 14—краник масляного радиатора, 15 — вторая шейка распределительного вала От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках ГАЗ-53 поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел масло по сверлениям поступает к подшипникам коромысел. Далее по канавкам во втулках коромысел, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает к нижним наконечникам и через отверстия в толкателях сливается в масляный картер, смазывая направляющие толкателей и их торцы. Упорный фланец распределительного вала ГАЗ-53 смазывается через лыску и отверстие в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода—через трубку из главной масляной магистрали. Привод распределителя зажигания, масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком. Давление масла в система смазки ГАЗ-53 при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 250 кПа при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигнуть 500 — 550 кПа. При падении давления масла в масляной магистрали двигателя ГАЗ-53 до 40 — 80 кПа на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла. Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазки двигателя ГАЗ-53 исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор гаснет. Загорание сигнализатора на средней частоте и больших частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. До ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается. При температуре окружающего воздуха выше 20 °С и при движении в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга. Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении в системе смазки ГАЗ-53 около 100 кПа. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер. Масляный картер двигателя ГАЗ-53 изготовлен из листовой стали, штампованный, крепится к нижней плоскости блока цилиндров шпильками. Фланец картера уплотнен пробковой прокладкой. В нижней части картера расположена сливная пробка, уплотненная металлоасбестовой прокладкой. Маслоприемник сетчатый, не плавающего типа. Рис.2. Масляный насос ГАЗ-53 Масляный насос ГАЗ-53 (рис.2) — шестеренного типа односекционный, приводится во вращение от привода распределителя зажигания через промежуточный валик. Корпус масляного насоса ГАЗ-53 изготовлен из алюминиевого сплава, крышка—из чугуна. В крышке расположен редукционный клапан, предохраняющий систему смазывания от чрезмерного давления. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, и его регулировка в эксплуатации запрещается.



Рис.3. Масляный фильтр ГАЗ-53 1 — корпус фильтра (верхняя часть); 2 — пружина; 3— опорная шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — фильтрующий элемент; 6 — трубка корпуса фильтра; 7—пробка перепускного клапана; 8— прокладка корпуса фильтра; 9 — прокладка перепускного клапана; 10 — пружина перепускного клапана, 11— шарик перепускного клапана; 12 — стержень масляного фильтра; 13 — прокладка фильтрующего элемента; 14 — корпус фильтра (нижняя часть); 15 — прокладка нижней части корпуса фильтра; 16 — проставка фильтра; 17—шайба; 18 — соединительная гайка; 19 — уплотнительная прокладка; 20 — соединительный штуцер; 21 — уплотнительная прокладка; 22 — уплотнительное кольцо Масляный фильтр ГАЗ-53 (рис.3) — полнопоточный со сменным бумажным фильтрующим элементом Реготмас, состоит из собственно масляного фильтра и его проставки. В проставке расположен перепускной клапан, срабатывающий при полностью засоренном фильтрующем элементе масляного фильтра. При этом масло поступает в магистраль двигателя, минуя фильтрующий элемент. Проставка крепится к впускной трубе специальным штуцером, уплотнена паронитовой прокладкой и резиновым кольцом. При засорении фильтрующего элемента ГАЗ-53 масло поступает из штуцера проставки через отверстия Б в зону предохранительного клапана, открывает шариковый клапан и без очистки попадает в полость проставки, откуда и идет в масляную магистраль. Таким образом, перепускной клапан в про-ставке предохраняет двигатель от работы без смазки. Рис.4. Привод распределителя зажигания и масляного насоса ГАЗ-53 Привод распределителя зажигания и масляного насоса ГАЗ-53 (рис.4) состоит из корпуса 1, в который запрессованы две втулки из листовой бронзы. Во втулках вращается валик 2, на одном конце которого имеется прорезь для хвостовика валика распределителя зажигания. Прорезь смещена относительно оси валика, благодаря чему распределитель может быть установлен только в одном положении. От осевых перемещений вал привода фиксируется стопорным кольцом 7. Тут же установлено пружинное кольцо 6. На нижнем конце валика закреплена штифтом ведомая шестерня 5. Ведущая шестерня находится на распределительном валу. Между торцом корпуса и ведомой шестерней устанавливают две шайбы: стальную 3 и алюминиевую 4. В нижнем торце валика привода распределителя ГАЗ-53 имеется шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик 8 привода масляного насоса. Этот валик закреплен тем же штифтом, что и ведомая шестерня. Нижний конец шестигранного валика свободно входит в шестигранное отверстие в торце валика масляного насоса ГАЗ-53. В случае заклинивания по какой-либо причине масляного насоса штифт 9 срезается, останавливаются валик привода и двигатель. Масляный радиатор двигателя ГАЗ-53 изготовлен из алюминиевой толстостенной трубки, сформирован в змеевик с пятью прямолинейными участками. На прямолинейных участках масляный радиатор имеет специальные ребра охлаждения, выполненные методом накатки. С двигателем радиатор соединен резиновыми шлангами. Падение давления в системе смазывания может быть вызвано изнашиванием деталей масляного насоса или подшипников коленчатого и распределительного валов. При значительных взносах насос начинает работать шумно. Чтобы выявить неисправности насоса, его снимают с двигателя и разбирают. Но к разборке масляного насоса ГАЗ-53 приступают только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной неправильного давления в масляной системе (ослабла пружина, заедает плунжер и т. д.). Редукционный клапан расположен в крышке масляного насоса ГАЗ-53. Усилие пружины редукционного клапана при сжатии ее до длины 40 мм должно быть в пределах 43,5 — 48,5 Н. Подкладывание шайб под пружину для запрещается. Негодную пружину заменяют новой. Для разборки масляного насоса отвертывают две гайки крепления и снимают насос с блока цилиндров вместе с прокладкой; отвертывают четыре болта крепления крышки масляного насоса и снимают крышку с прокладкой; вынимают ведомую шестерню масляного насоса из корпуса; вынимают вал насоса с ведущей шестерней в сборе. После разборки насоса все его детали тщательно промывают, просушивают и осматривают. Если на поверхности крышки масляного насоса ГАЗ-53 обнаруживают выработку от шестерни, то шлифуют плоскость крышки до уничтожения следов выработки. При крупных неисправностях насос заменяют новым. При ремонте должны обеспечиваться необходимые зазоры и натяги в сопрягаемых деталях. В случае замены валика новым, а также при других видах ремонта имеют в виду следующее: — расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни масляного насоса должно быть (42,5+0,15) мм; — отверстие диаметром 4+0,5 мм штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину (23±0,5) мм на расстоянии 20 мм от торца шестерни. Выступание штифта над плоскостью впадины зуба не допускается; — при выпрессовке оси ведомой шестерни из корпуса насоса корпус нагревают до температуры 100— 120 °С; — для запрессовки оси в корпус насоса корпус нагревают до температуры 160 — 175 °С, а ось охлаждают в сухом льду до температуры — 70 °С; — при запрессовке оси ведомой шестерни в корпус ось запрессовывать до упора (рис.6). Для сборки масляного насоса ГАЗ-53 устанавливают валик в сборе с ведущей шестерней в корпус масляного насоса; устанавливают ведомую шестерню на ось в корпусе насоса; на корпус укладывают крышку масляного насоса с прокладкой; закрепляют крышку на корпусе насоса четырьмя болтами. При сборке масляного насоса всегда меняют паронитовую или картонную прокладку крышки (толщина их 0,3 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие средства, а также увеличивать толщину прокладки недопустимо, так как это снижает производительность насоса. Перед установкой масляного насоса ГАЗ-53 на двигатель его необходимо залить маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и выходу из строя. При разборке привода распределителя зажигания ГАЗ-53 снимают пружинное кольцо и вынимают предохранительный штифт, вынимают шестигранный валик привода масляного насоса, снимают стопорное кольцо и шестерню с валика, снимают упорные шайбы и вынимают валик из корпуса привода распределителя. Для сборки привода распределителя зажигания перед сборкой все детали привода продувают сжатым воздухом и протирают чистыми салфетками. Валик в сборе смазывают чистым моторным маслом, вставляют в корпус привода распределителя и опробуют легкость вращения от руки. На валик устанавливают упорные шайбы, сначала стальную 3, потом из алюминиевого сплава 4. Устанавливают шестерню на валик привода. В шестигранное отверстие на торце валика привода распределителя ГАЗ-53 вставляют шестигранный валик при-вода масляного насоса, устанавливают штифт в отверстие диаметром 3,5 мм, устанавливают в канавку на ступице шестерни пружинное кольцо, в канавку валика привода — стопорное. Проверяют легкость вращения валика от руки, зазор между упорной шайбой и торцом шестерни привода, который должен быть 0,15 — 0,40 мм; смещение середины впадины зубьев шестерни привода распределителя относительно оси паза валика— допустимое отклонение ± 2°.

Система смазки компрессора газ 66

Система смазывания (рис. 13) комбинированная — под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник 12 засасывается в масляный насос 9. Из масляного насоса масло под давлением подается по каналам в блоке в фильтр полнопоточной очистки 4, а оттуда в главную масляную магистраль 6 двигателя. Из главной масляной магистрали масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом вале масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел масло по сверлениям поступает к подшипникам коромысел; далее по канавкам во втулках, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает к нижним наконечникам и через отверстия в толкателях смазывает направляющую толкателя и его торец.

Упорный фланец распределительного вала смазывается через лыску и отверстия в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода — через трубку из главной масляной магистрали. Привод распределителя зажигания и масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Давление масла в двигателе при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 2,5 кгс/см2 при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигать 5. 5,5 кгс/см2. При падении давления масла в двигателе до 0,4. 0,8 кгс/см2 на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.

Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазывания исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор погаснет. Загорание сигнализатора на средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности, и до ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается.

При температуре окружающего воздуха выше 20 °С и при движении

в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга. Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении около 1 кгс/см2. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер.

Масляный картер — штампованный из листовой стали, крепится к нижней плоскости блока шпильками. Фланец картера уплотнен пробковой прокладкой. В нижней части картера расположена сливная пробка, уплотненная металлоасбестовой прокладкой. Маслоприемник сетчатый, не-плавающего типа.


Рис. 13. Схема системы смазывания:

1—масляный радиатор; 2—полость оси коромысел; 3—канал в головке блока; 4—масляный фильтр; 5—канал в блоке; 6—главная масляная магистраль; 7 -отверстие в корпусе привода распределителя; 8 полость; 9—масляный насос; 10—редукционный клапан; 11—четвертая шейка распределительного вала; 12— маслоприемник; 13—предохранительный клапан; 14—кран масляного радиатора; 15—вторая шейка распределительного вала

Рис. 14. Масляный насос

Масляный насос (рис. 14) — шестеренного типа, односекционный, приводится во вращение от привода распределителя зажигания через промежуточный валик. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава AЛ-4, крышка из чугуна СЧ-18 ГОСТ 1412—79. В крышке расположен редукционный клапан, предохраняющий систему смазывания от чрезмерного давления. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, и регулировка его в эксплуатации запрещается.

Масляный фильтр (рис. 15) — полнопоточный со сменным бумажным фильтрующим элементом Ре-готмас 440А-1-06. Состоит из собственно масляного фильтра и его проставки. В проставке расположен перепускной клапан, срабатывающий при полностью засоренном фильтрующем элементе. При этом масло поступает в магистраль двигателя, минуя фильтрующий элемент. Проставка крепится к впускной трубе специальным штуцером, уплотнена паро-нитовой прокладкой и резиновым кольцом.

При засорении фильтрующего элемента масло поступает из штуцера проставки через отверстия Б в зону предохранительного клапана, открывает шариковый клапан и без очистки попадает в полость проставки, откуда и идет в главную масляную магистраль. Таким образом, перепускной клапан в проставке предохраняет двигатель от работы без масла, т. е. от возможной аварии.

Проверка технического состояния и ремонт деталей компрессора

После разборки компрессора для устранения какой-либо неисправности проверить техническое состояние основных его деталей.

Если износ цилиндра превышает допустимый или его зеркало повреждено, отремонтировать цилиндр под один из ремонтных размеров, указанных в табл. 2. Соответственно этим размерам выпускаются поршни и поршневые кольца ремонтных размеров.


Группа ремонтного размера поршня указана цифрами на днище поршня: «+ 0,4», «+ 0,8».

Поршневые кольца ремонтного размера имеют маркировку:

одна полоса шириной 10 мм соответствует увеличению диаметра кольца по сравнению с номинальным на 0,4 мм и две полосы — на 0,8 мм.

При ремонте коленчатого вала использовать вкладыши ремонтных размеров, толщина которых увеличена на 0,15 и на 0,3 мм. Группа ремонтного размера вкладыша указана цифрами на его наружной стороне: «—0,3» и «—0,6» (эти вкладыши имеют соответственно толщину 1,9 -0,013 и 2,05 -0,013 мм).

При обнаружении на пластинчатых клапанах головки цилиндра забоин или кольцевых канавок их заменить и притереть новые клапаны к седлам для получения непрерывного кольцевого контакта.

Поршневые пальцы, поршни и шатуны разбивают на четыре группы, которые сортируют по диаметрам сопрягаемых поверхностей через 0,003 мм (табл. 3).


Места маркировки: поршня — на бобышке под палец; поршневого пальца — на заглушке пальца; шатуна — на головке под поршневой палец.

При сборке допускается установка пальца и шатуна соседней группы. Пальцы к шатуну и поршню подбирают без смазки при температуре 10——30°С. Правильность подбора поршневого пальца к втулке шатуна проверяют на ощупь. При нажатии большим пальцем руки поршневой палец без смазки должен с некоторым сопротивлением перемещаться во втулке верхней головки шатуна.

Сборка компрессора. При сборке поршня с комплектом палец—шатун смазать палец чистым моторным маслом.

При установке новых колец проверить зазор замка после установки в цилиндр. Зазор должен быть равен 0,20—0,40 мм, а кольцо должно плотно прилегать к цилиндру по всей окружности (проверить на просвет).

Проверить соответствие высоты кольца и канавки поршня, зазор между стенкой канавки и кольцом должен находиться в пределах 0,035—0,080 мм. Если зазор меньше и кольцо не прокатывается по всей канавке поршня, торец кольца можно слегка сточить на самой мелкой наждачной бумаге. Компрессионные кольца устанавливать в канавках поршня выточками вверх, а стыки их разводить на 180°.

В процессе сборки компрессора проверить легкость вращения коленчатого вала. Момент, необходимый для его проворачивания не должен превышать; 0,2 кГм — до установки шатунно-поршневой группы и 0,3 кГм — после установки этой группы и затяжки шатунных болтов (но до установки головки).

При постановке седла впускного клапана следить, чтобы более узкий поясок седла был обращен к клапану. Через верхнее отверстие головки проверить ход клапана, который должен быть в пределах 0,7—1,5 мм, а нагнетательного клапана в пределах 1,5—3,2 мм.

Испытания компрессора после ремонта. Испытания должны включать приработку (без нагрузки), испытания на производительность, испытания на герметичность и проверку работы разгрузочной системы.

Приработку компрессора проводят в течение 20 мин при 1200 — 1350 об/мин коленчатого вала. Давление масла, поступающего в компрессор, должно быть 1,5—3,0 кГ/см 2 , температура не ниже +40˚С. Напор воздуха, охлаждающего компрессор, должен обеспечивать температуру головки компрессора не выше 90˚.

Испытание на производительность проводят при 1200 — 1350 об/мин коленчатого вала и при нагнетании воздуха в резервуар емкостью 23 л. При давлении в резервуаре 6,5 кГ/см 2 полость резервуара сообщается с атмосферой калиброванным отверстием диаметром 1,0 и длиной З мм; в данных условиях компрессор должен поддерживать давление в резервуаре не менее 6 кГ/см 2 при непрерывной работе в течение З мин. При указанном режиме работы компрессора выбрасывание масла с нагнетаемым воздухом не должно превышать 1 см 3 за 5 мим.



Система Охлаждения Двигателя Газ 53

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-53

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией.

Направление циркуляции показано стрелками на рисунке.Жидкость циркулирует в зависимости от нагрева по двум кругам, по малому и большому кругу.При холодном двигателе, когда клапан термостата закрыт, минуя радиатор, через перепускной шланг 6 во всасывающую полость водяного насоса, а затем в водяную рубашку двигателя – это малый круг.При прогретом двигателе, когда клапан термостата открыт, — через выпускной патрубок 7 по шлангу в верхний бачок радиатора 1, а из радиатора через подводящий шланг 12 в водяную рубашку двигателя – это большой круг.

Техническое обслуживание системы охлаждения

Ежедневно перед выездом проверяют уровень охлаждающей жидкости. Уровень воды в радиаторе должен быть на 40 мм ниже верхнего края заливной горловины, уровень низкозамерзающей жидкости на 70—80 мм. В радиатор заливают чистую мягкую воду и возможно реже ее менять. Весной (а лучше два раза в год) систему охлаждения рекомендуется промывать. Правильная эксплуатация двигателя является наиболее надежным методом борьбы с накипью и коррозией в системе охлаждения. Если же накипь появилась, то радиатор промывают следующим образом.Радиатор снимают с автомобиля, затем в него заливают 10%-ный раствор едкого натра (каустической соды), предварительно нагретого до температуры 90˚ С. Через 30—40 мин раствор сливают и промывают радиатор чистой проточной водой в направлении, противоположном нормальной циркуляции. При необходимости промывку повторяют. Во избежание разрушения алюминиевых деталей заливать в рубашку охлаждения блока цилиндров раствор щелочи недопустимо. С раствором едкого натра следует обращаться осторожно, так как он вызывает ожоги кожи и разъедает ткани одежды. Защита рубашки охлаждения двигателя от коррозии может быть проведена следующим образом. Приготовить раствор хромпика из расчета 4—8 г на 1 л воды и залить его в систему охлаждения. С этим раствором проработать в течение месяца (лучше всего в летнее время), а затем слить его. При выкипании воды из раствора во время работы в систему добавлять воду, а при утечке — раствор.Следует знать, что раствор хромпика менее 3 г па 1 л приводит к усилению коррозии алюминиевых деталей.Приводные ремни агрегатов, установленных на двигателях, должны быть натянуты так, чтобы они не пробуксовывали на приводных шкивах и не возникало больших нагрузок на подшипники агрегатов от перенатяга ремней. Натяжение ремня привода водяного насоса и вентилятора на двигателе автомобиля ГАЗ-53А должно быть таким, чтобы под усилием 4 кГ, приложенным в середине ветви натяжной ролик — шкив водяного насоса, стрела прогиба не превышала 10—15 мм, а в середине ветви шкив водяного насоса — шкив генератора 10—12 мм. Натяжение ремня водяного насоса регулируют перемещением натяжного ролика, а ремня привода генератора — перемещением самого генератора. На двигателе автомобиля ГАЗ-66 ремень привода водяного насоса является одновременно и ремнем привода генератора. Натяжение его регулируют перемещением генератора. Стрела прогиба ветви генератор — водяной насос под усилием 4 кГ не должна превышать 10—15 мм. Натяжение ремней привода компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления регулируют перемещением насоса гидроусилителя. Стрела прогиба каждого из двух ремней должна быть не более 15—20 мм под усилием 1 кГ на ветви шкив компрессора —► шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

При капитальном ремонте радиатора с него должны быть сняты верхний и нижний банки. Наружная поверхность радиатора должна быть очищена от грязи, а внутренняя поверхность бачков и трубок — от накипи. Вмятины на стенках бачков должны быть выправлены. Трубки радиатора должны быть проверены специальным стержнем, изготовленным по размеру и профилю трубок. Заглушенные и помятые трубки должны быть заменены новыми. Допускаются заглушивание не более 10 трубок и замена трубок не более 50 шт. Трубки после ремонта должны быть продуты сжатым воздухом.

Охлаждающие пластины должны быть выправлены. Собранный радиатор должен быть тщательно промыт щелочным раствором для нейтрализации хлористого цинка и водой для удаления щелочи. Отремонтированный радиатор должен быть испытан на герметичность сжатым воздухом под давлением 1 кГ/см2. Радиатор, наполненный сжатым воздухом и погруженный в воду, не должен пропускать воздух. Пробка радиатора должна быть герметичной. Выпускной клапан пробки должен открываться под давлением воздуха не менее 0,45—0,55 кГ/см2. Впускной клапан должен открываться при разрежении 0,01 —0,10 кГ/см2. Погнутые пластинки жалюзи радиатора должны быть выправлены или заменены новыми. Отремонтированные жалюзи должны свободно открываться и закрываться при повороте рычага в пределах 90°. При закрытии жалюзи зазоры между поверхностями пластин не должны превышать 1,5 мм на длине 200 мм.

Водяной насос центробежного типа. Для уплотнения насоса служит самоподтягивающийся сальник с пружиной. Резиновая манжета сальника и графитосвинцовая шайба вращаются вместе с валиком 2 (рис. 2).

Подтекание жидкости через контрольное отверстие 7, свидетельствует о неисправности сальника. В этом случае следует насос отремонтировать. Для смены деталей сальника крыльчатку насоса надо снять, предварительно отвернув болт. Не допускается заглушать контрольное отверстие 7, так как в этом случае жидкость, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и портит их. Подшипники смазываются через масленку 5 до тех пор, пока свежая смазка не покажется из контрольного отверстия 4. Избыток смазки нужно удалять. Перед сборкой водяного насоса все детали должны быть протерты и обдуты сжатым воздухом.

При установке крыльчатки и сальника водяного насоса в корпус торцовые поверхности текстолитовой уплотняющей шайбы должны быть покрыты тонким слоем графитной коллоидной смазкой. Подшипники должны быть смазаны тугоплавкой смазкой ЦИАТИМ-201.

Наполнение смазкой подшипников производить до ее появления в контрольном отверстии корпуса. Крышку ступицы при постановке наполнить смазкой ЦИАТИМ-203.

При вращении валика водяного насоса крыльчатка не должна задевать за корпус, сальник водяного насоса должен быть герметичным.

Проверку водяного насоса на герметичность производить на специальном стенде при 3250 об/мин и температуре воды не ниже 40°С.

Натяжной ролик ГАЗ-53

Перед сборкой все детали натяжного ролика должны быть промыты и протерты. При сборке стопорное кольцо на оси натяжного ролика обжать в кольцевой канавке оси до размера 21,5 мм по наружному диаметру кольца не более. В полость подшипника положить 4—5 г смазки ЦИАТИМ-201.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12 (рис. 12) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя ЗМЗ-53-11 (температура охлаждающей жидкости 80-90 °С) и ускорения его прогрева в системе охлаждения установлены автоматически действующий термостат и жалюзи, управляемые водителем. Датчик термостата обеспечивает начало его открытия при температуре 78 °С.

Водяной насос (рис. 13) — центробежного типа.

Полость насоса, в которой циркулирует охлаждающая жидкость, отделена от полости, в которую вмонтированы подшипники, резиновым самоподжимным сальником с уплотняющей шайбой из графитосвинцовой композиции. В углубление крыльчатки устанавливаются пружина 8, латунные обоймы 9 и 10, манжета 11, уплотняющая шайба 12 и запираются кольцом 13.

Вода, просачивающаяся через сальник, стекает наружу через отверстие 7 в корпусе.

Подшипники смазываются через пресс-масленку, ввернутую в корпус насоса, до тех пор, пока смазка не покажется в контрольном отверстии 4.

Вентилятор — шестилопастный, клепаный, состоит из двух крестовин, между которыми вклепаны лопасти.

Вентилятор статически сбалансирован.

Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем. Натяжение этого ремня осуществляется специальным натяжным устройством.

Натяжное устройство (рис. 14). Для натяжения ремня привода вентилятора и водяного насоса необходимо ослабить гайку 3 фиксации кронштейна и гайку 4 крепления кронштейна, произвести натяжение ремня рукояткой кронштейна и затянуть обе гайки. Прогиб ремня вентилятора под усилием 4 даН (4 кгс) должен быть 10-15 мм. При слабом натяжении ремня возможна его пробуксовка, перегрев и расслоение. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание и разрушение самого ремня.

Натяжной ролик (рис. 15). Внутренний подшипник снабжен сальником. При установке этого подшипника сальник должен быть обращен в сторону кронштейна.

При сборке полость подшипников и крышка ступицы ролика заполняются смазкой Литол-24.

Пробка радиатора (рис. 16) закрывает систему охлаждения герметически. Пробка имеет два предохранительных клапана — паровой и воздушный.

Паровой клапан предохраняет радиатор от возможного разрушения в случае чрезмерного повышения давления пара при перегревах двигателя. Пар после открытка клапана отводится через отводную трубку. Воздушный клапан предохраняет радиатор от смятия атмосферным давлением при падении давления в системе, вследствие остывания жидкости и конденсации паров. При этом воздух преодолевает усилие пружины 9, открывает клапан и проходит в радиатор.

Паровой клапан отрегулирован на избыточное давление в системе 45-60 кПа (0,45-0,6 кгс/см 2 ). При таком давлении температура воды в системе может достигнуть 109-111 °С без закипания.

Воздушный клапан отрегулирован на разрежение в системе 1-10 кПа (0,01-0,10 кгс/см 2 ).

Жалюзи состоят из каркаса, шарнирно закрепленных в нем створок и механизма поворота и управления створками, состоящего из системы рычагов, тяг и рукоятки. При вдвинутой рукоятке, размещенной в кабине автомобиля, створки открыты, и воздух свободно проходит через радиатор охлаждения. При выдвинутой рукоятке створки плотно закрывают проход воздуха. Рукоятка и створки жалюзи могут устанавливаться в любом промежуточном положении, регулируя, таким образом, степень охлаждения радиатора.

Дизельный двигатель автомобиля

Двигатель на грузовике ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) V-образный, восьмицилиндровый (два ряда по четыре цилиндра), карбюраторного типа, работает по четырехтактному циклу.

двигатель ЗМЗ-53, его обзор


Рабочий объем цилиндров ДВС автомобиля ГАЗ-53 – 4,25 л (при размере цилиндров в поперечном сечении 92 мм и ходах поршня 80 мм).

Технические характеристики по мощности 115 л. с. Запуск мотора ГАЗ-53 осуществляется при помощи стартера.

Номинальные обороты коленчатого вала в минуту – 3 200. Степень сжатия смеси – 6,7.

Системы и механизмы

Блок цилиндров выполнен литьем из сплава Ал-4, после отливки герметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.

Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.

Поршневая группа отливается из сплава алюминия Ал-30. Поршень круглой формы с плоским днищем, в его теле прорезаны три канавки для маслосъемных и компрессионных колец.

Поршни делятся на 5 ремонтных групп по собственному диаметру (буквенная маркировка) и на 4 группы по диаметру отверстия поршневого пальца (цветовая маркировка).

Головки блоков выполнены из сплава Ал-4. Седла клапанов из чугуна, направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединяются резьбовыми шпильками через прокладки из асбокартона, армированного сталью.

Коленчатый вал отлит из чугуна, на нем сформированы шейки шатунов, опоры и противовесы. Вал проходит динамическую и статическую балансировку.

Осевое перемещение коленвала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке маслосгонными канавками, сальниками и асбестовой набивкой.

Механизм газораспределения с верхней установкой клапанов обеспечивает впуск в цилиндры рабочей смеси и выпуск отработанного газа.

Устройство состоит из: распределительных валов и шестерен, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин.

Распределительный вал куется из стали. Имеет пять шеек опоры, кулачки, шестеренчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.

В систему питания входят: бензобак на 90 л, трубопроводы, диафрагменный насос с механическим приводом, фильтрующие устройства очистки топлива и двухкамерный карбюратор К-126 – устройство для приготовления бензовоздушной смеси.

Система смазки подает масло к трущимся деталям под давлением и самотеком. Маслонасос шестеренчатый с приводом от распредвала, масляный фильтр полнопоточный, обслуживаемый.

Фильтр подготовки воздуха обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне.

Система охлаждения с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Емкость – 22 литра. Система зажигания контактная.

Читайте также: