Снять гбц ваз 21124

Обновлено: 12.05.2024

Снять гбц ваз 21124

Снятие и ремонт головки блока цилиндров проводим при замене прокладки ГБЦ и ремонте клапанного механизма

Отсоединяем минусовой провод от аккумулятора, сливаем охлаждающую жидкость.

Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки, приемную трубу, "массовые" провода с левого торца головки, разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и давления масла, шланги отводящего патрубка системы охлаждения.

Снимаем впускной коллектор.

Снимаем кронштейн задней опоры силового агрегата.

Демонтировать головку можно, не снимая впускной и выпускной коллекторы.

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Шестигранником "на 10" отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров.

Вынимаем болты с шайбами.

Снимаем головку блока цилиндров.

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Детали ГБЦ ВАЗ-2112

Извлекаем прокладку ГБЦ

Устанавливаем головку на верстак

Демонтируем корпус подшипников распределительных валов, снимаем распределительные валы и вынимаем гидротолкатели (см. Замена гидротолкателей клапанов двигателя ВАЗ-2112)

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления отводного патрубка системы охлаждения.

Снимаем патрубок со шпилек.

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Ключом "на 21" отворачиваем датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Для упора клапанов при сжатии пружин подкладываем под их тарелки (снизу головки) деревянный брусок.

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Вынимаем клапаны из направляющих втулок головки цилиндров.

Снимаем маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин

Собираем и устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности.

Перед установкой очищаем поверхности блока цилиндров и головки от остатков старой прокладки, грязи и масла.

Смазываем моторным маслом стержни клапанов, отверстия направляющих втулок, отверстия под гидротолкатели и новые маслоотражательные колпачки.

Удаляем из резьбовых крепежных отверстий блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.

Новую прокладку и головку цилиндров устанавливаем на блок по двум центрирующим втулкам.

Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112

Устанавливаем болты крепления и затягиваем их в три приема по схеме

первый прием – затяжка 20 Нм (2 кгс.м)

второй прием – доворот на 90°

третий прием – доворот на 90°.

Болты крепления головки допускается применять повторно только в случае, если они вытянулись до длины не более 95 мм. Если она больше, заменяем болт новым.

Номер болта по каталогу – 2112-1003271

Номер прокладки ГБЦ по каталогу: - 2112-1003020; 2112-1003020-01; 2112-1003020-11.

Некоторые операции по ремонту ГБЦ можно посмотреть в статье: - «Ремонт ГБЦ»

Снять гбц ваз 21124

Снятие головки блока цилиндров мы рассмотрели в статье. В этой статье мы рассмотрим разборку и сборку головки блока цилиндров.

Во время разборки головки блока цилиндров нужно детали маркировать и складывать по порядку.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Головкой на 8 отворачиваем 20 болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов

Снимаем корпус подшипников распредвалов. Вынимаем из корпуса направляющие трубы свечей зажигания

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Около первой шейки на впускном распределительном валу выполнен поясок

Вынимаем распредвалы с сальниками

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Извлекаем две заглушки концов распредвалов

С помощью магнита извлекаем из гнезд гидротолкатели и складываем их по порядку

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Откручиваем ключом на 13 две гайки крепления патрубка системы охлаждения

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Откручиваем ключом на 21 датчик температуры охлаждающей жидкости

Под тарелки клапанов подкладываем деревянный брусок.

Устанавливаем приспособление для рассухаривания клапанов.

Подпятник рассухаривателя устанавливаем на тарелку пружины клапана, а зацепной рычаг заводим за головку болта, ввернутого в отверстие головки цилиндров, предназначенное для крепления корпуса подшипников.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Надавливаем на рычаг и сжимаем пружину клапана. Извлекаем пинцетом два сухаря клапана

Извлекаем тарелку пружины

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Для извлечения маслоотражательных колпачков пользуемся специальными щипцами

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Снимаем сальники клапанов с втулок

Вынимаем клапаны из направляющих втулок головки цилиндров и складываем их по порядку

Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагоналям и измерьте щупом зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор больше 0,1 мм, можно прошлифовать привалочную поверхность.

Аналогично проверьте плоскостность привалочных поверхностей головки блока под впускной коллектор

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Проверьте плоскостность под катколлектор. Неплоскостность этих поверхностей не должна превышать 0,1 мм

Для проверки герметичности головки блока заглушите отверстие в головке под гнездо термостата.

Это можно сделать, например, установив глухую прокладку из плотного картона под гнездо и завернув гайки его крепления.

Вверните на место датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, если его выворачивали.

Очищаем клапан от нагара.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Проверяем визуально состояние клапана. Заменяем клапан, если есть глубокие риски на рабочей фаске 1, трещины, деформация стержня 3, коробление тарелки клапана 2, следы прогара.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой клапанов. Для этого наносим на фаску клапана сплошной тонкий слой притирочной пасты.

Надеваем на стержень клапана предварительно подобранную пружину и вставляем клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания.

На сам стержень клапана наносим графитовую смазку, чтобы притирочная паста не попала на поверхность втулки клапана.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Надеваем на стержень клапана приспособление для притирки клапана или реверсивную дрель с наконечником из шланга для соединения с клапаном.

Включив дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) или вращая приспособление (в случае ручной притирки) попеременно в обе стороны на пол-оборота, притрите клапан, периодически то, прижимая его к седлу, то ослабляя усилие прижатия.

Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски клапана

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

На седле клапана тоже должна быть однотонная полоска серого цвета

После притирки нужно тщательно протереть клапан и седло клапана от притирочной пасты

Проверьте герметичность клапана, для чего установите его с пружинами и сухарями в головку.

Затем положите головку камерами сгорания вверх, заглушите свечное отверстие и залейте керосин в камеру сгорания.

Если в течение 3 мин керосин не просочится в канал головки блока, клапан герметичен.

Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подвода сжатого воздуха.

Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками.

Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.

В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри.

Осмотрите гидротолкатели клапанов. Если царапины и прочие дефекты, замените гидротолкатели. Измерьте наружные диаметры толкателей, изношенные толкатели замените.

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

На рабочих поверхностях 2 не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла.

Гидротолкатели с такими дефектами надо заменить.

На поверхностях 2 допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

Проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами.

Зазор вычисляют как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Зазоры между клапаном и направляющей втулкой, мм:

- предельно допустимый для впускных и выпускных клапанов – 0,3

Если зазор, не достиг предельно допустимого, можно попробовать устранить его заменой клапана.

Если это не удается сделать или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку. Для этого выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную втулку оправкой, предварительно замерив высоту выступания верхней части втулки над поверхностью головки блока.

Охладите новую втулку, например, с помощью углекислоты, смажьте ее маслом, вставьте в специальную оправку и запрессуйте со стороны распределительного вала так, чтобы высота выступания верхней части втулки соответствовала замеренному значению.

Разверните отверстие во втулке с помощью развертки до 7,0 – 7,015 мм для впускных и выпускных клапанов.

Сборка головки блока цилиндров

Собираем головку в обратной последовательности с учетом следующего:

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Для запрессовки маслоотражательных клапанов пользуемся специальной оправкой

Смазываем новый маслоотражательный колпачок и запрессовываем на направляющую втулку клапана

Устанавливаем головку блока на двигатель – (читаем статью по установке ГБЦ)

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Устанавливаем гидротолкатели клапанов

Смазываем опоры распределительных валов и гидротолкатели

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Устанавливаем распределительные валы в опоры головки так, чтобы кулачки 1-го цилиндра были направлены в сторону от толкателей клапанов

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Смазываем моторным маслом шейки распредвалов

Смазываем кулачки распредвалов

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

На поверхность корпуса подшипников наносим герметик

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Места нанесения герметика на корпус подшипника

Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123

Устанавливаем корпус подшипников и равномерно крест- накрест затягиваем болты крепления

Смазав уплотнительные кольца направляющих труб моторным маслом, устанавливаем трубы

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Крышку головки блока цилиндров снимаем для ремонта и снятия головки блока цилиндров.

Снимаем катушки зажигания и впускной трубопровод (смотрим статью – «Снятие впускного трубопровода»).

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции

Отсоединяем от штуцера крышки головки блока цилиндров малый шланг вентиляции картера.

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Тем же инструментом ослабляем затяжку хомута большого шланга вентиляции картера

Снимаем большой шланг вентиляции картера.

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Ключом "на 10" отворачиваем болт крепления кронштейна жгута проводов

Ключом "на 10" отворачиваем болт крепления кронштейна колодки жгута проводов форсунок (для наглядности колодка снята)

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Головкой "на 8" отворачиваем 14 болтов крепления крышки головки блока (показаны стрелками).

Поддеваем крышку за выступ отверткой

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124

Снимаем крышку ГБЦ

Перед установкой крышки очищаем и обезжириваем сопрягаемые поверхности крышки и корпуса подшипников распределительных валов от остатков герметика и масла. Наносим герметик "Локтайт" № 574 на поверхность крышки

Устанавливаем крышку головки блока цилиндров в обратной последовательности.

Затягиваем болты крепления крышки ГБЦ моментом 1,96 – 4,6 Нм (0,2 – 0,47 кгс∙м)

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

Детали головки блока цилиндров:

1 – головка блока; 2 – впускной распределительный вал; 3 – сальник; 4 – выпускной распределительный вал; 5 – корпус подшипников распределительных валов; 6 – крышка головки блока; 7 – кронштейн крепления жгута проводов; 8 – заглушки; А – отличительный поясок впускного распределительного вала

Головка 1 блока цилиндров общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, с камерами сгорания шатровой формы. Впускные и выпускные каналы выведены на разные стороны головки блока. Клапаны расположены V-образно в два ряда: с одной стороны впускные, с другой — выпускные.
В головку запрессованы металлокерамические седла клапанов и латунные направляющие втулки клапанов. Внутренний диаметр направляющих втулок (7±0,015) мм, наружный (для втулок, поставляемых в запасные части) – 12,079–12,090 мм и 12,279–12,290 мм (втулка, увеличенная на 0,2 мм).
Диаметр тарелки впускного клапана 29 мм, выпускного – 25,5 мм. Диаметр стержня впускного клапана (6,975±0,007) мм, выпускного – (6,965±0,007) мм.
На каждый клапан установлено по одной пружине. Длина пружины в свободном состоянии 38,19 мм, под нагрузкой (240±9,6) Н [(24,5±0,98) кгс] должна быть 32 мм, а под нагрузкой (550±27,5) Н [(56,1±2,8) кгс] – 24 мм.
Клапаны приводятся в действие кулачками распределительных валов через цилиндрические гидротолкатели, расположенные в направляющих отверстиях головки блока цилиндров по оси отверстий под клапаны. Гидротолкатели автоматически устраняют зазор в клапанном механизме, поэтому при техническом обслуживании автомобиля проверять и регулировать зазор в клапанном механизме не требуется.
Масло для работы гидротолкателей подводится из системы смазки по вертикальному каналу в блоке цилиндров к каналу в головке блока цилиндров около 5-го болта крепления, а затем по верхним каналам, выполненным на нижней плоскости корпуса подшипников. По этим же каналам подводится масло и для смазки шеек распределительных валов. В вертикальном канале головки блока цилиндров расположен обратный шариковый клапан, не допускающий слива масла из верхних каналов после остановки двигателя.
Для привода клапанов служат два распределительных вала: впускной и выпускной. Валы отлиты из чугуна и снабжены пятью опорными шейками, которые вращаются в гнездах, выполненных в головке блока цилиндров и в одном общем корпусе подшипников распределительного вала. Для повышения износостойкости рабочие поверхности кулачков и шейка под сальник отбелены. Для того чтобы отличить впускной распределительный вал от выпускного, на впускном валу около первой опоры выполнен отличительный поясок А.
От осевых перемещений валы удерживаются упорными буртиками, расположенными по обе стороны от передней опоры. Передние концы распределительных валов уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками. Задние отверстия, расположенные по оси валов в головке блока цилиндров и корпусе подшипников, закрыты обрезиненными колпачковыми заглушками.
Вам потребуются: приспособление для сжатия клапанных пружин, приспособление для выпрессовки и оправка для запрессовки маслосъемных колпачков, торцовые ключи «на 8», «на 10», «на 13», ключи «на 19», «на 21», шестигранник «на 10», отвертка, пинцет.
1. Снимите головку блока цилиндров с двигателя (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).
2. Установите головку блока распределительными валами вверх, подложив под нее деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны.
3. Отверните торцовой головкой «на 13» три гайки крепления левой опоры силового агрегата и снимите опору.
4. Выверните ключом «на 10» два болта крепления кронштейна топливной трубки и снимите кронштейн.


Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

5. Выверните ключом «на 10» два болта крепления датчика фаз и снимите датчик.

6. Выверните ключом «на 21» датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла из корпуса подшипников распределительных валов.

7. Выверните ключом «на 19» из термостата датчик температуры охлаждающей жидкости.
8. Выверните ключом «на 21» датчик указателя температуры охлаждающей жидкости из заднего торца головки блока.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

9. Отверните ключом «на 13» две гайки крепления термостата.
10. Снимите термостат и установленную под ним уплотнительную прокладку.
11. Выверните свечным ключом свечи зажигания, чтобы случайно не повредить их.

12. Выверните торцовой головкой «на 8» двадцать болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов и снимите корпус.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

13. Выньте распределительные валы из опор головки блока цилиндров и снимите с их передних концов сальники.
14. Выньте заглушки из заднего торца головки блока.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

15. Извлеките гидротолкатели клапанов из отверстий головки блока цилиндров.
16. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку. Удалите заусенцы и забоины на плоскости головки блока.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

17. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагоналям и измерьте щупом зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор больше 0,1 мм, можно прошлифовать привалочную поверхность. Для этого обратитесь в специализированную мастерскую.
18. Аналогично проверьте плоскостность привалочных поверхностей головки блока под впускной коллектор и катколлектор. Неплоскостность этих поверхностей не должна превышать 0,1 мм.
19. Для проверки герметичности головки блока заглушите отверстие в головке под гнездо термостата. Это можно сделать, например, установив глухую прокладку из плотного картона под гнездо и завернув гайки его крепления. Вверните на место датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, если его выворачивали.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

20. Залейте керосин в каналы водяной рубашки. Если уровень керосина при выдержке 15–20 мин понижается, значит, в головке есть трещины и ее надо заменить. После проверки не забудьте снять картонную прокладку и извлечь пробки.
21. Проверьте состояние опорных поверхностей под шейки распределительных валов на головке блока и корпусе подшипников. Если хотя бы на одной из них есть следы износа, задиры или глубокие риски, замените головку и корпус подшипников.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

22. Промойте масляные каналы. Для этого заглушите вертикальный масляный канал со стороны камеры сгорания (канал находится между 3-м и 4-м цилиндрами) залейте бензин в масляный канал головки блока и корпуса подшипников распределительных валов и выдержите 15–20 мин. Вылейте бензин, выньте заглушку и окончательно промойте каналы бензином с помощью груши.
23. Для проверки герметичности клапанов вверните свечи и залейте керосин в камеры сгорания. Если в течение 3 мин керосин не просочится из камер сгорания в каналы, клапаны герметичны. В противном случае притрите (см. «Притирка клапанов») или замените клапаны.

Для замены или притирки клапанов снимите с головки блока цилиндров следующие детали:
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

1 – клапан; 2 – пружина; 3 – тарелка; 4 – сухари.

24. Установите под снимаемый клапан подходящий упор.
25. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, ввернув в одно из отверстий головки блока болт крепления крышки подшипника распределительного вала и зацепив приспособление за этот болт. Сожмите приспособлением пружину клапана.
26. Выньте два сухаря из верхней тарелки пружины с помощью пинцета или намагниченной отвертки. Затем снимите приспособление.

Полезный совет
Если усилие перемещения рычага приспособления значительно увеличивается, а сухари не выходят из проточки клапана, нанесите легкий удар молотком по тарелке пружин, чтобы сухари освободились.

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

27. Снимите тарелку пружины.
28. Снимите пружину.

29. Подтолкните и выньте клапан из головки блока.
30. Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана приспособлением или пассатижами (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

31. Очистите нагар с клапана подходящим инструментом (например, металлической щеткой). Затем внимательно осмотрите клапан.
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126
Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

32. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске 1, трещины, деформация стержня 3, коробление тарелки 2, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно вывести притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).
33. Если повреждения рабочей фаски клапанов невозможно вывести притиркой, можно прошлифовать фаску на специальном станке в специализированной мастерской.

34. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).
35. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской.
Места обработки фасок седел клапанов

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

36. Имея слесарный навык, эту работу можно выполнить вручную с помощью набора специальных фрез. Вначале обрабатывают фаску а (рис. 5.10) под углом 15°, затем фаску б под углом 20° и фаску в под углом 37. После шлифования необходимо притереть клапаны (см. «Притирка клапанов»).

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

38. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные, сломанные или имеющие трещины пружины замените.
Параметры проверки пружины клапана

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

39. Для проверки упругости наружной пружины измерьте ее высоту в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками . Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

40. Осмотрите гидротолкатели клапанов. Если на рабочей поверхности 1 есть задиры, царапины и прочие дефекты, замените гидротолкатели. Измерьте наружные диаметры толкателей, изношенные толкатели замените. На рабочих поверхностях 2 не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. Гидротолкатели с такими дефектами надо заменить. На поверхностях 2 допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров в двигателе ВАЗ 21124, 21126

Размеры клапанов и их направляющих втулок

41. Проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляют как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана (рис. 5.12). Проверку зазора рекомендуется выполнять в специализированной мастерской, так как для измерения диаметра втулок нужен специальный инструмент (нутромер).

42. Если зазор не достиг предельно допустимого, можно попробовать устранить его заменой клапана. Если это не удается сделать или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку. Для этого выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную втулку специальной оправкой, предварительно замерив высоту выступания верхней части втулки над поверхностью головки блока.
43. Охладите новую втулку (например, с помощью углекислотного огнетушителя), смажьте ее моторным маслом, вставьте в специальную оправку и запрессуйте со стороны распределительного вала так, чтобы высота выступания верхней части втулки соответствовала замеренному значению. Разверните отверстие во втулке с помощью развертки до 7,000–7,015 мм для впускных и выпускных клапанов.

44. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).
53. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав стержни моторным маслом.
45. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
46. Установите распределительные валы и корпус подшипников распределительных валов (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
47. Установите на головку блока все снятые при ее разборке детали и узлы.

Как снять ГБЦ ВАЗ-2112 16 клапанов — фото, видео


Замечание. Головку блока цилиндров двигателя можно снять в сборе или после частичной разборки (снять распределительные валы). Оба варианта показаны на двигателе 21124 (1,6i). На двигателе 2112 (1,5i) работа выполняется аналогично (особенности см. в тексте).

Когда пора менять?

Прокладка служит для уплотнения соединения головки с блоком цилиндров. Существует несколько ее видов:

  • Асбестовые. Главное преимущество: минимальная усадка и отличная восстанавливаемость.
  • Металлические. Это одни самых надежных и качественных расходных материалов.


Новая металлическая прокладка ГБЦ

Регламент замены прокладки ГБЦ на ВАЗ 2112 16 клапанов указан в мануале, но это не является основной причиной. Существует ряд признаков, по которым определяется необходимость замены:

  • протечка моторного масла или тосола в области соединения;
  • белый пар, присутствующий в выхлопных газах, говорит о попадании тосола в цилиндры;
  • при попадании отработанных газов в охлаждающую систему появляется пена на горловине расширительного бака;
  • присутствие масляных пятен в охлаждающей жидкости (ОЖ), говорит о негерметичности соединения;
  • наличие белого налета на масляном щупе свидетельствует, что в моторном масле присутствует тосол, причиной этого может быть испорченная прокладка.

Установка

1. Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.

2. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

3. Очищаем привалочные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, обезжириваем плоскости растворителем.

Предупреждение! При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо

4. Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров. Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.

5. Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся того, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие углубления головки.

Предупреждение! Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 100 мм

6. Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 100 мм заменяем.

7. Перед установкой окунаем резьбовую часть болтов в моторное масло, и даем маслу стечь, выждав около получаса.

Последовательность затяжки болтов крепления головки

Дальнейшую сборку двигателя выполняем в обратной последовательности.

Выбор запчасти

Пошаговый процесс замены

  1. Откройте капот и выкрутите четыре болта крепления декоративной накладки двигателя. Болты под головку на восемь.
  2. Нажмите на фиксатор и отсоедините разъем питания на ДМРВ.
  3. Головкой на восемь ослабьте два хомута и снимите подходящий патрубок от корпуса фильтра к дроссельной заслонке.



















Болт крепления звезды левого РВ откручиваем по аналогии, только переставляем стопорную головку вниз.



Будьте внимательны и следите за тем, чтобы не потерять шпонки.





Отодвинуть коллектор в сторону может мешать тепловой экран. При необходимости открутите три болта крепежа теплового экрана и снимите его.



Выполните необходимый ремонт и произведите обратную сборку. При сборке рекомендуем обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Проверьте плоскости блока цилиндров и головки.
  2. Измерьте длину болтов крепления ГБЦ, если она превышает 95 мм, то их следует поменять.
  3. При установке ГБЦ удостоверьтесь, что она села на направляющие.
  4. Перед установкой прокладки плоскость блока цилиндров и головки нужно обезжирить.
  5. Болты ГБЦ нужно затягивать по схеме представленной выше в три подхода. Сначала затянуть болты с усилием 20 Нм, затем довернуть все болты на 90 градусов и подождать 20 минут. Далее третьим подходом довернуть все болты еще на 90 градусов.
  6. Болты крепления шестерен распределительных валов закручиваются с усилием 70 Нм.
  7. Не перепутайте местами распределительные валы, они отличаться по кулачкам. Также при необходимости замените сальники.
  8. Перед установкой верхней плиты распределительных валов нанесите герметик как показано на ниже.





Наглядно процесс замены ГБЦ на 16-клапанных ВАЗ 2110, 2111, 2112 в этом видео:

Инструменты для работы:

  • Вороток с трещоткой;
  • Силовой вороток;
  • Головка на восемь, десять, тринадцать;
  • Два рожковых ключа на семнадцать;
  • Накидной ключ на пятнадцать;
  • Мощный магнит;
  • Герметик;
  • Динамометрический ключ;
  • Таз для сбора жидкости;
  • Шлицевая и крестовая отвертки;

Видео «Проверка прокладки ГБЦ на ВАЗ 2112»

В этом видео рассказывается, как проверить необходимость замены прокладки головки блока цилиндров.

Резюмируем

При наличии инструмента и небольшого опыта в обслуживании автомобилей вполне реально самостоятельно произвести замену прокладки ГБЦ на 16-клапанной ВАЗ 2112. На станциях технического обслуживания такая работа стоит от 2,5 до 4 тыс. рублей.

Читайте также: