Установка крыльчатки на помпу инжекторной нивы

Обновлено: 11.05.2024

Инструкция как заменить помпу

Довольно частой выходит из строя водяной насос, этот агрегат представляет собой важный элемент охладительной системы и служит для регуляции температуры топлива и внутренних узлов. Когда в машине ломается помпа, происходит утечка тосола, может перегреться мотор. Изделие состоит из двух основных элементов – крыльчатки и корпуса, и выход из строя может затронуть любой из них.

Как проверить помпу на предмет исправности?

Чтобы понять, действительно ли поломка относится к водяному насосу, проведем следующие действия:

  • Проверка шкива на наличие люфта. Достаточно покачать его из стороны в сторону: сильное отклонение свидетельствует о наличии проблем с помпой.
  • Осмотр дренажного отверстия. Если мы посмотрим на срез, при поломке насоса увидим капли тосола по краям или сильную протечку. Такой симптом чаще говорит о повреждении корпуса помпы.
  • Проверка состояния натяжных роликов в системе ГРМ. При наличии затруднения движения подшипников можно говорить о неисправности насоса.
  • Если пострадала дополнительная помпа Нивы, сигналом неисправности могут выступать проблемы с электроприводом элемента.

водяной насос нива

Как выбрать помпу для Нивы?

  • Стандартная помпа с пластиковой крыльчаткой; лопасти расположены ниже, имеют более вытянутую форму.
  • Насос нового образца, оснащенный пластиковой крыльчаткой с удлиненными лопастями.
  • Помпа HEPU, имеющая более прочную чугунную крыльчатку.

3 помпы для нивы разного качества

Последний вариант мы считаем более надежным из-за материала: крыльчатки из пластика повреждаются чаще, оплавляясь от воздействия высокой температуры, из-за деформации способны срываться с оси, что приводит к заклиниванию. С другой стороны, помпы с пластиковым вентилятором более доступны в продаже, цена деталей ниже.

Замена помпы Нива: Необходимый инструмент

Проводя ремонт с заменой данного элемента самостоятельно, обзаведемся следующим набором инструментов:

  • Торцевые головки; понадобится инструмент размером на 10 и на 13.
  • Вороток.
  • Трещотка.
  • Удлинители.
  • Крестовая отвертка.

отсоединение трубки от помпы


Затем мы отвинчиваем болт, которым насос фиксируется в верхней части. Для этого также применяем трещотку.

установленная помпа

Отметим также, что прокладку, устанавливаемую между корпусом и блоком насоса, требуется покупать отдельно: ее может не быть в комплекте. Чаще всего уплотнительная прокладка также требует замены, начиная протекать.
Сборку и установку производим в обратном порядке, генератор устанавливаем самым последним, т.е. по окончании соединения патрубков и заправки системы жидкостью для охлаждения. Перед заливанием тосола потребуется убрать патрубок с карбюратора: если не сделать это, тосол не сможет заливаться в систему, поскольку ему некуда будет поступать.

После замены и фиксации болтов заводим машину, давая двигателю прогреться, спустя минуту выключаем и проверяем, нет ли течи в месте установки нового элемента. Если деталь поставлена правильно, следов тосола быть не должно.

Процедура замены требует примерно 20 минут, при отсутствии опыта вы справитесь за 30-40 минут. Стоимость помпы зависит от разновидности и магазина, где вы будете брать деталь: расценки варьируются в среднем от 1100 до 1500 рублей.

Видео замена и выбор помпы

Когда и как нужно менять помпу на ВАЗ 2121 «Нива»

Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.

Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.

Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.

Помпа для автомобиля

Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева

Когда необходима замена помпы

Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:

  • охлаждающая жидкость подтекает в области водяного насоса;
  • при работе силового агрегата появляется посторонний шум;
  • при работающем моторе визуально наблюдается люфт.

Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.

Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.

Замена помпы

Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт

Замена помпы на «Ниве»

На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.

Расположение помпы на «Ниве»

Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны

Инструменты для замены

Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:

  • головка и ключ-трещотка либо накидной ключ на 13;
  • головка на 17;
  • трубка для слива жидкости подходящего диаметра.

В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.

Инструменты для демонтажа помпы

Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом

Слив охлаждающей жидкости и замена насоса

Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.

    С помощью ключа или головки на 13 откручиваем три болта вентилятора. Они же являются креплением шкива насоса.

Демонтаж вентилятора

Чтобы снять вентилятор, потребуется головкой на 13 открутить три болта крепления крыльчатки и шкива насоса охлаждающей жидкости

Натяжная планка генератора

Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17

Отворачиваем крепеж помпы

С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы

Извлечение насоса

После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку

Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.

Поврежденный корпус помпы

В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта

После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.

После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.

Видео: замена помпы на «Ниве»

Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками

Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.

Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.

Демотнаж кожуха вентилятора

На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора

Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»

Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

  • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
  • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
  • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

Помпа HEPU

Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214

Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.

Проставка под вентилятор

Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб

Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.

Подгонка лопастей вентилятора

Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель

В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80˚С, дальше она поднимается очень медленно.

Вентилятор на ВАЗ 21214

После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий

Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.

Установил крыльчатку на помпу Нива

Руки дошли, психанул. Начинаю потихоньку приводить в состояние систему охлаждения. Повесил на помпу крыльчатку с карбюраторной нивы.
Да, лопасти укоротил.
Да, шайбы поставил, порядка 4-6 мм общей толщиной.
Шкив на помпе восьмёркой, по этому лопасти укоротил не слабо.
Собрал, затянул, ремень натянул.
Готово! Запуск, с внешней стороны радиатора воздух сосёт, в районе генератора, помпы, термостата, по прохладнее стало.
До установки, в том районе жара стояла, а так хоть продувает принудительно.

Лада 4x4 5D 2011, двигатель бензиновый 1.7 л., 85 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг

Машины в продаже

Лада 4x4 2131 Нива, 2002


Лада 4x4 2131 Нива, 2015
Лада 4x4 2131 Нива, 1998


Лада 4x4 2131 Нива, 2004

Комментарии 23

Тоже поставил летом…4х лопастной…полезная вещь однозначно.

Для Города самое то. На зиму не снимал.

Очень интересный подход — бороться не с причиной, а со следствием))

Машина бегает каждый день. Лесть и трести все. Нет. Нет возможности и денег.

Очень интересный подход — бороться не с причиной, а со следствием))

вы хотя бы суть проблемы поняли для начала)))

Я суть проблемы понял, и ответ хозяина авто это подтверждает, а вот вы точно не поняли)))

Тоже недавно установил сей девайс, вентиляторы включаются реже и на меньше работают по времени. До этого в 40-градусную жару, в пробках вентилятора практически не выключались

Конечно включаются, но реже… Я до зимы оставлю, пускай будет)

Зимой двигатель может "замерзнуть" . Это ты сигналил мне в пятницу на повороте на Чебышева?

Зимой двигатель может "замерзнуть" . Это ты сигналил мне в пятницу на повороте на Чебышева?

это как он замерзнет?)

Тоже поставил, только на четыре лопасти, тоже обрезал, шайбы не ставил, так как шкив обычный. Да охлаждает… Не полностью, но частично… Не слушай ни кого, сам смотри и увидишь… у меня уже более 2000км стоит…снимать не собираюсь… Пробовал в брод загонял, сначала соты на радиаторе замял.Потом еще по 1 см с лопасти срезал и стали жесткие. В броде фонтан брызг под капотом, но на радиаторе соты не задевает.

До скольки тыс.оборотов двигатель крутится? Боюсь как-бы не разорвало вентилятор, встречаются такие случаи.

Тоже поставил, только на четыре лопасти, тоже обрезал, шайбы не ставил, так как шкив обычный. Да охлаждает… Не полностью, но частично… Не слушай ни кого, сам смотри и увидишь… у меня уже более 2000км стоит…снимать не собираюсь… Пробовал в брод загонял, сначала соты на радиаторе замял.Потом еще по 1 см с лопасти срезал и стали жесткие. В броде фонтан брызг под капотом, но на радиаторе соты не задевает.

До скольки тыс.оборотов двигатель крутится? Боюсь как-бы не разорвало вентилятор, встречаются такие случаи.

Тоже поставил, только на четыре лопасти, тоже обрезал, шайбы не ставил, так как шкив обычный. Да охлаждает… Не полностью, но частично… Не слушай ни кого, сам смотри и увидишь… у меня уже более 2000км стоит…снимать не собираюсь… Пробовал в брод загонял, сначала соты на радиаторе замял.Потом еще по 1 см с лопасти срезал и стали жесткие. В броде фонтан брызг под капотом, но на радиаторе соты не задевает.

До 3000 крутил…Больше не кручу.Ну максимум 3500.

Эк вон куда вас понесло)))))

Снятие крышки насоса охлаждающей жидкости, либо замена насоса охлаждающей жидкости в сборе (инж.)

насаос охлаждающей жидкости в разрезе

Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости: 1 - ступица шкива; 2 - валик; 3 - крышка; 4 - крыльчатка; 5 -корпус; 6 - упорное кольцо; 7 - сальник; 8 - стопорный винт подшипника; 9 - шкив; 10 - вентилятор; 11 - накладка; 12 - ступица вентилятора

Сливаем охлаждающую жидкость. (см. тут)

Снимаем приводной ремень (см. тут)

шкив насоса ОЖ

Головкой «на 13» ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.
Шкив от проворачивания удерживаем шлицевой отверткой, поочередно вставляя ее враспор между головкой каждого болта крепления и буртиком ступицы шкива.

Отвернув болты крепления.

снятие шкива ремня

. снимаем шкив с насоса.

регуоировочный болт натяжения ремня

Отворачиваем регулировочную гайку до конца и вынимаем болт.

гайка натяжной планки ремня

Головкой «на 17» отворачиваем гайку крепления натяжной планки.

планка натяжения ремня насоса охлаждающей жидкости

Снимаем натяжную планку.

гайки крепления крышки насоса охлаждающей жидкости

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки насоса охлаждающей жидкости.

снятие крышки насоса охлаждающей жидкости

Снимаем крышку насоса в сборе с крыльчаткой и подшипником.

Стык крышки и корпуса насоса охлаждающей жидкости уплотнен прокладкой.

Примечание
сальник водяного насоса и прокладки

На новых Нивах устанавливаются современные прокладки и сальники которые исключают такой дефект как "течь водяного насоса"

Установка крышки насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.

Для снятия насоса охлаждающей жидкости в сборе.

шланг насоса охлаждающей жидкости

. отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга к корпусу насоса.

снятие шланга с насоса

. и снимаем шланг с патрубка корпуса.


Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем два болта нижнего
крепления корпуса насоса к блоку цилиндров.

болты насоса охлаждающей жидкости

. и один болт верхнего крепления.

замена насоса охлаждающей жидкости в сборе

Снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе.

прокладка насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров

Стык корпуса насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров уплотнен прокладкой.
Установку насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Назначение помпы

Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.

Устройство помпы

Водяной насос имеет несложное устройство

Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.

Система охлаждения двигателя

Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

Проверка люфта вала помпы

Люфт вала ощущается при качании шкива рукой

Разломившийся вал помпы

При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

Помпа с разбитым корпусом

Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы

Замена водяного насоса

Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

  1. Приобретение нового насоса.
  2. Подготовка инструментов и рабочего места.
  3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
  4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

Выбор помпы

Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

  • TZA;
  • Fenox;
  • Hepu;
  • Luzar.

Крыльчатка водяного насоса

Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.

Оригинальная помпа ВАЗ 2121

Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121

Необходимые инструменты

Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.

Болт крепления генератора

Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • монтировка с концом в виде лопатки;
  • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
  • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
  • ветошь, перчатки;
  • высокотемпературный герметик;
  • литровая ёмкость с антифризом антифриза.

Инструменты для замены помпы

Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом

При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.

Порядок работ

Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.

Воздуховод на автомобиле ВАЗ 21214

На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра

Слив антифриза

Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.

    Поместите ёмкость под автомобиль напротив сливной пробки в виде болта, расположенного с левой стороны блока цилиндров рядом с датчиком давления масла.

Расположение сливной пробки на ВАЗ 2121

Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка

Верхняя пробка радиатора

Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее

Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.

Демонтаж помпы

Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».

  1. При натянутом ремне ключом на 13 ослабьте три болта крепления шкива помпы.
  2. Ключом на 17 ослабьте гайку на натяжной скобе и подвиньте корпус генератора вправо, в сторону коленвала. Ослабленный ремень привода генератора легко снимется со шкивов.

Гайка для натяжения ремня на ВАЗ 2121

После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов

Снятие шкива водяного насоса на ВАЗ 2121

Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается

Демонтаж помпы ВАЗ 2121

Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления

На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.

Ременные передачи насоса ГУР и генератора ВАЗ 21214

Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214

Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.

Установка новой помпы

Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.

    На фланцы детали и корпуса перед установкой нанесите высокотемпературный герметик. Помпу вставляйте таким образом, чтобы регулировочная скоба натяжения ремня оказалась справа (по ходу движения).

Расположение помпы на ВАЗ 2121

Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)

Патрубки подогрева коллектора и блока дроссельной заслонки

На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке

Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.

Видео: замена помпы

Принудительное охлаждение двигателя

Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.

Механический вентилятор на ВАЗ 21214

Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе

Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.

  1. Отсоедините разъём питания электровентилятора. Ключом на 10 открутите болты и снимите вентилятор с радиатора вместе с диффузором.
  2. Снимите ремень привода генератора и шкив помпы.
  3. Три коротких болта крепления шкива замените на длинные, накрутив проставочные гайки. Этими болтами закрепите крыльчатку вместе со шкивом на валу помпы.

Крепление крыльчатки на помпу ВАЗ 21214

Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин

Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.

Контакт вентилятора со шкивом коленвала

Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать

Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.

Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Назначение помпы

Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.


Водяной насос имеет несложное устройство

Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.


Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

Люфт вала ощущается при качании шкива рукой


При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.


Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы

Замена водяного насоса

Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

  1. Приобретение нового насоса.
  2. Подготовка инструментов и рабочего места.
  3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
  4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

Выбор помпы

Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

  • TZA;
  • Fenox;
  • Hepu;
  • Luzar.


Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.


Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121

Необходимые инструменты

Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.


Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • монтировка с концом в виде лопатки;
  • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
  • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
  • ветошь, перчатки;
  • высокотемпературный герметик;
  • литровая ёмкость с антифризом антифриза.


Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом

При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.

Порядок работ

Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.


На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра

Слив антифриза

Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.

    Поместите ёмкость под автомобиль напротив сливной пробки в виде болта, расположенного с левой стороны блока цилиндров рядом с датчиком давления масла.

Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка

Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее

Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.

Демонтаж помпы

Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».

  1. При натянутом ремне ключом на 13 ослабьте три болта крепления шкива помпы.
  2. Ключом на 17 ослабьте гайку на натяжной скобе и подвиньте корпус генератора вправо, в сторону коленвала. Ослабленный ремень привода генератора легко снимется со шкивов.

После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов

Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается

Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления

На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.


Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214

Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.

Установка новой помпы

Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.

    На фланцы детали и корпуса перед установкой нанесите высокотемпературный герметик. Помпу вставляйте таким образом, чтобы регулировочная скоба натяжения ремня оказалась справа (по ходу движения).

Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)

На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке

Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.

Видео: замена помпы

Принудительное охлаждение двигателя

Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.


Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе

Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.

  1. Отсоедините разъём питания электровентилятора. Ключом на 10 открутите болты и снимите вентилятор с радиатора вместе с диффузором.
  2. Снимите ремень привода генератора и шкив помпы.
  3. Три коротких болта крепления шкива замените на длинные, накрутив проставочные гайки. Этими болтами закрепите крыльчатку вместе со шкивом на валу помпы.


Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин

Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.


Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать

Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.

Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.

Читайте также: