Установка тутаевского двигателя на камаз

Обновлено: 27.04.2024

Mike-fiesta › Блог › Двигатели для гоночных КАМАЗов, некоторые подробности

Как-то в одном из постов я пообещал вам показать новый двигатель, который стали устанавливать на гоночные КАМАЗы. Одно время эти снимки нельзя было демонстрировать, а потом добро дали, да я забыл уже про них, сегодня исправляюсь.

Все уже знают наверняка историю, что требования по объёму двигателей для "дакаровских" гоночных грузовиков постоянно менялись и было принято решение ограничить их на уровне 13 литров (сейчас пока можно применять 16-литровые). "КАМАЗ-мастер" стал испытывать несколько разных вариантов двигателей с такими объёмами, и остановился в итоге на 13-литровых американских моторах Cummins QSZ13, собираемых по лицензии… в Китае. Когда мы были на базе команды в декабре 2016-го, то как раз застали момент, когда на моторном стенде испытывали такой агрегат.

Данный стенд позволяет моделировать самые разнообразные режимы работы, в том числе имитирующие реальную эксплуатацию, задавать повышенные нагрузки и т.п. Так вот, испытателям понравилось, как вёл себя "базовый" двигатель Cummins QSZ13 в сложных режимах. И было решено заняться его форсировкой, и затем испытать в гоночных условиях. Мой коллега avalanche уже этой осенью побывал на базе и выяснил, что пока такой стоит только на машине экипажа Дмитрия Сотникова. Остальные продолжают использовать 16-литровые Liebherr, которые вскоре окажутся вне закона.

Краткое напоминание вопроса для тех, кто пропустил. Напомню, в 2012-м на топовых грузовиках "КАМАЗ-мастера" в последний раз использовался двигатель V8 ТМЗ-7Э846.10 (Тутаевского моторного завода), рабочим объёмом 18,5 литров, мощностью 850 л.с. и с крутящим моментом 2700 Нм, при снаряжённой массе грузовика в 9300 кг. Двигатель команде нравился, надёжный был, хоть и устаревший.

С 2013 года техтребования изменились. Максимальный рабочий объём не должен был превышать 18 литров. Тогда был найден вариант с швейцарско-немецким тракторным силовым агрегатом Liebherr D9508 V8. Причём его доводку до гоночных кондиций осуществляли непосредственно в Набережных Челнах, на базе команды. В итоге официальные характеристики КАМАЗа 4326 с ним таковы: рабочий объём 16 литра, мощность 920 л.с., крутящий момент 4000 Нм, при снаряжённой массе машины 8900 кг.
Хотя, по признанию сотрудников коллектива, с "Либхерром" им пришлось помучаться, и вначале его надёжность не устраивала, но потом смогли довести до нужных кондиций. И вновь коллектив из Татарстана стал побеждать, хотя сделать это становилось всё сложнее, менялся и характер трассы в "Дакаре", в сторону упрощения. В 2016-м первое место было упущено, но уже в 2017 челнинцы смогли вернуться на вершину, и снова победить !

"Тутаевский моторный завод" перенимает опыт "КАМАЗа" 17:46, 2 апреля 2019 Версия для печати

ПАО "Тутаевский моторный завод" ("ТМЗ"), входящий в структуру "КАМАЗа", успешно перенимает опыт по внедрению Производственной системы.

На "ТМЗ" создана Группа по развитию производственной системы (ГРПС). Для её сотрудников и руководителей завода специалисты Комитета развития Производственной системы "КАМАЗ" (КРПС) провели тренинги и обучение, в том числе и с посещением заводов "КАМАЗа". Теперь полученные знания передаются всем сотрудникам дочернего предприятия.

"Коллеги с Тутаевского моторного завода показали хорошие результаты в области развития Производственной системы, – рассказал заместитель председателя КРПС Артём Груздов. – Примечательно, что эта работа ведётся на заводе при активном участии всех служб и департаментов, что повышает её эффективность".

Сейчас на предприятии идёт совершенствование логистических процессов. Проводится картирование, внедряется ТРМ (всеобщее обслуживание оборудования), разрабатывается система KPI (ключевые показатели эффективности) для руководителей и специалистов, продолжается работа по созданию эталонных участков, эргономичных рабочих мест. Особую роль на развитие Производственной системы оказывает 5S – наведение и поддержание порядка на рабочих местах работниками участков и офисов.

Среди подразделений, где рабочее пространство организовано в строгом соответствии с инструкциями, – лаборатория механических измерений ОГМетр. "Нам потребовалось не меньше полугода, чтобы система 5S заработала, – рассказывает начальник ОГМетр ПАО "ТМЗ" Ирина Вавилова. – Теперь сотрудники отдела отмечают, что работать как раньше уже не хочется. Если всё лежит на своих местах, увеличивается скорость и качество выполняемых работ".

Однако система 5S не работает без постоянного совершенствования, без точного выполнения установленных правил. Контроль за этапами внедрения Производственной системы на заводе ведётся группой внутреннего аудита, в которую входят специалисты различных подразделений "ТМЗ". "Субъективная оценка исключена, так как оценка подразделений проводится строго по чек-листам, утверждённым инструкциями по организации рабочего пространства", – поясняет специалист ГРПС ПАО "ТМЗ" Людмила Виноградова.

Внутренний аудит каждое подразделение завода должно пройти несколько раз в течение года. Те службы, цеха и отделы, которые системно проводили улучшения, смогут побороться за призовые места в конкурсе "Лидер Производственной системы ПАО "ТМЗ", причем, в этом году количество номинаций планируется увеличить.

Производственная система "КАМАЗа", начало которой было положено более 10 лет назад, сегодня признана одной из лучших в России. Поэтому гостями компании часто становятся не только представители предприятий, входящих в структуру автогиганта, и предприятий российского автопрома, но и специалисты из других отраслей промышленности. Цель – перенять опыт "КАМАЗа" в области Бережливого производства.

Зачем Сергей Когогин залез в ярославскую вотчину Олега Дерипаски?


Не слишком убедительное выступление «КАМАЗ-Мастера» на очередном «Дакаре» вновь привлекло внимание к вопросу, когда у автогиганта появится новый мотор. Еще в конце прошлого года челнинское предприятие приобрело 19% акций Тутаевского моторного завода, который делает мощные дизели для гонки. «БИЗНЕС Online» попытался выяснить, что стоит за этой сделкой — поиск площадки под производство двигателей, разработанных Liebherr, или, наоборот, крах надежд на сотрудничество со швейцарцами?

Зачем Сергей Когогин залез в ярославскую вотчину Олега Дерипаски?

КАК ЧЕМЕЗОВ ДЕЛИТ ЗАВОДЫ С ДЕРИПАСКОЙ

Крупное приобретение для КАМАЗа закрыла 30 ноября прошлого года «дочка» — АО «Промышленные активы», выкупившая у банка «Российский капитал» 18,87% акций ОАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ) в Ярославской области. До этого 31,78% акций завода уже принадлежали главному акционеру КАМАЗа — госкорпорации «Ростех», так что в совокупности они получили контрольный пакет — 50,56% акций.

Пресс-секретарь Тутаевского моторного завода Александра Костерина, к которой «БИЗНЕС Online» обратился за разъяснениями по сделке, заявила, что не уполномочена давать комментариев по этому вопросу.

«Российский капитал» — дочерний банк АСВ, которому акции ТМЗ достались в результате санации владевшего ими Эллипс-банка — нижегородской кредитной организации средней руки, подконтрольной группе частных лиц.

Интересно, что еще около 18% акций завода принадлежат, по данным годового отчета за 2014 год, офшору на Виргинских островах Alta-Britt Interholding Limited, который до ноября 2015 года числился совладельцем концерна «Русские машины», входящим в группу «Базэл» Олега Дерипаски. Его группе «ГАЗ» принадлежит еще два автомобилестроительных завода в Ярославской области: знаменитый Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и Ярославский завод дизельной аппаратуры.

Таким образом, до вхождения КАМАЗа завод, по сути, находился в сфере влияния сразу двух независимых и даже в определенной степени конкурирующих бизнес-групп — «Ростеха» Сергея Чемезова (ему 31,78% акций были переданы постановлением правительства РФ в 2009 году) и олигарха Дерипаски. По всей видимости, это не лучшим образом сказывалось на развитии предприятия — посетивший завод в конце 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев даже публично призвал собственников активнее заниматься стратегическим предприятием. Таким образом, внешне приобретение контроля над ТМЗ выглядит небольшой, но принципиальной победой «Ростеха».

Зачем Сергей Когогин залез в ярославскую вотчину Олега Дерипаски?

Эксперты «БИЗНЕС Online» не исключают, что это только начало. «Ростех» гнет свою линию, — говорит экс-конструктор НТЦ КАМАЗа Владимир Сачков. — Сейчас ТМЗ окажется в орбите интересов концерна, а там, глядишь, и ЯМЗ тоже окажется перед выбором. И МАЗу в итоге деваться будет некуда, как соглашаться на объединение с КАМАЗом. Сколько уже времени КАМАЗ пытаются объединить с МАЗом? Сейчас вроде бы и бросили эту тему уже, но потом опять ее поднимут. Потому что сегодня, говоря объективно, у МАЗа и шасси помощнее камазовского, и кабина получше, и уже есть лицензионный двигатель Renault (ЯМЗ-650), который на грузовик устанавливают». Поясним здесь, что ТМЗ давно и успешно работает с МАЗом, 7 лет назад в Ярославле даже была организована сборочная площадка «МАЗов» — МАЗ ТМЗ.

Отметим, что в ЯМЗ у «Ростеха» сейчас тоже 31%, а остальное — у Дерипаски. И противоречия между акционерами не раз выплывали наружу. Например, СМИ сообщали, что в 2012 году структура «Ростеха» «РТ-Авто» блокировала на собрании акционеров «Автодизеля» решение об отсрочке выплаты кредита ВЭБу на 5,8 млрд. рублей, полученных под строительство производства двигателей стандарта «Евро-4». В группе «ГАЗ» тогда говорили о «конфликте интересов». Оно и понятно, ведь гендиректор «РТ-Авто» не кто иной, как глава КАМАЗа Сергей Когогин.

Зачем Сергей Когогин залез в ярославскую вотчину Олега Дерипаски?

ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ ДВИЖКИ ДЛЯ «ИСКАНДЕРОВ»

Так или иначе, теперь в сферу влияния КАМАЗа попало предприятие, которое еще с 2004 года решением правительства РФ включено в список стратегических предприятий страны. К примеру, именно в Тутаеве производят двигатели к автомобилям, на которые ставятся зенитно-ракетные комплексы «Триумф» и оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер»

Давая одобрение на сделку 31 августа, ФАС подчеркнула, что ряд моделей ТМЗ занимают доминирующее положение (доля свыше 50%) на рынке четырехтактных V-образных восьмицилиндровых двигателей мощностью свыше 450 л.с. Ведомство высказало опасение, что после перехода контроля к «Ростеху» он может этим воспользоваться, ограничив конкуренцию. Чтобы этого не допустить, ФАС выписала ТМЗ некое секретное предписание, содержимое и даже номер которого не раскрывается.

ТМЗ существует с 1973 года, его специализация — разработка и выпуск дизельных двигателей средней и большой мощности, коробок передач и запчастей. На сегодняшний день только номенклатура двигателей завода насчитывает более 40 модификаций. В основном они ставятся на трактора, а также на семейство тяжелых и сверхтяжелых грузовых автомобилей — «БАЗ» (Брянский автомобильный завод) и «МЗКТ» (Минский завод колесных тягачей). В производственной программе завода есть также модификации моторов, которые используются на маневровых тепловозах и речных судах. Кроме того, на базе тутаевских дизелей создаются и автономные электростанции средней мощности.

В целом ТМЗ поставляет свою продукцию более чем 50 предприятиям машиностроения России и стран СНГ. Сегодня основной объем идет на Петербургский тракторный завод — двигатели устанавливают на тракторы «Кировец». Это самый давний партнер и заказчик завода. В этом году, следуя программе импортозамещения, питерцы существенно увеличили заказы тутаевских моторов, так как импортные, из-за девальвации рубля, стали неподъемно дорогими.

Зачем Сергей Когогин залез в ярославскую вотчину Олега Дерипаски?

ПОКА КАМАЗ ЗАКАЗАЛ В ТУТАЕВО 300 ЛЕБЕДОК

До сих пор КАМАЗ и ТМЗ связывало не так уж много. Да, именно на тутаевских моторах знаменитая команда «КАМАЗ-Мастер» завоевала львиную долю своих «Золотых бедуинов» на ралли-марафонах «Дакар». Но моторы КАМАЗ у него не покупал — в отчете за 2014 год челнинский автогигант назван лишь «потенциальным» потребителем двигателей и трансмиссий.

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» о целях сделки лишь пояснил, что покупка завода была обусловлена желанием расширить технические возможности КАМАЗа по производству двигателей большой мощности. Кроме этого, он рассказал, что специалисты КАМАЗа провели аудит конструкторских, технических и производственных возможностей предприятия, и они признаны в основном соответствующими требованиям камского автозавода. Что же касается вопросов разработки программы сотрудничества и интеграции двух предприятий, то, по словам Афанасьева, ее подробности могут быть озвучены только после утверждения руководством КАМАЗа.

В Тутаево переход крупного пакета акций к новому собственнику комментируют более охотно. «Во всяком случае, сейчас у нас наладилась с производителем из Набережных Челнов кооперация, — отметила Костерина. — Мы делаем для КАМАЗа 10- и 25-тонные лебедки. Пока это только опытные образцы, но уже в этом году мы сделаем для КАМАЗа опытно-промышленную партию. В первом полугодии планируется поставить порядка трехсот 10-тонных лебедок. В прошлом году, в довольно сжатые сроки, мы осуществили подготовку этого производства. До этого никогда производством лебедок завод не занимался. Для нас покупка КАМАЗом наших акций — это новые заказы, новые рабочие места. Конечно же, это хорошо».

Однако кроме лебедок до реализации каких-то конкретных проектов при участии КАМАЗа дело пока не дошло. Договор о сотрудничестве с весьма обтекаемыми формулировками на сегодня единственный документ, регламентирующий взаимоотношения КАМАЗа с ТМЗ, хотя взаимный контакт поддерживается.

«Общение с КАМАЗом у нас довольно тесное, — заявила Костерина, — То наши руководители на заводы КАМАЗа ездят, то камазовские — к нам. Не так давно нас посещал Сергей Зуйков — директор камазовского РИЗа, приезжал директор литейного завода Эдуард Панфилов. После визита Зуйкова мы заказали режущий инструмент, и довольно быстро РИЗ наш заказ выполнил. Думаю, что мы и дальше будем сотрудничать с РИЗом в этом плане. Кроме этого, на ТМЗ при поддержке КАМАЗа запущено внедрение программы бережливого производства, вроде ПСК «КАМАЗ».

По словам Костериной, в ноябре прошлого года с визитом отметился и сам Когогин. Он осмотрел производство целиком, и, по ее словам, «все ему понравилось». При этом Когогин отметил, что за пять лет с момента его последнего визита на заводе многое изменилась к лучшему.

Зачем Сергей Когогин залез в ярославскую вотчину Олега Дерипаски?

«СОБСТВЕННЫХ РАЗРАБОТОК МОЩНОГО ДВИГАТЕЛЯ У КАМАЗА, ПО СУТИ, НЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что ТМЗ нужен КАМАЗу, чтобы получить, наконец, собственный двигатель большой мощности.

По словам Сачкова, КАМАЗ все последние годы пытался усилить старый блок, выжимал из него все возможное. Но без нового двигателя все модернизации старого блока выглядят как мертвому припарки. «КАМАЗу нужно делать новый мотор, а не пытаться модернизировать старый, изощряясь с двухступенчатым наддувом и прочим. Мотор нужен мощный. Двигатель ТМЗ 842 серии — тот, что устанавливали в свое время на спортивные «КАМАЗы». Сегодня жизнь требует, чтобы 400 - 500 сил как здрасте двигатель на магистральном тягаче выдавал». Этим, по мнению эксперта, и обусловлен интерес КАМАЗа к заводу.

Впрочем, так ли хороши тутаевские моторы? «Семейство 840-х двигателей ТМЗ устарело — это разработка, которая корнями уходит в 70-е годы. Надо делать что-то новое, — считает главный редактор журнала «Автокаталог» и известный ВПК-блогер Александр Привалов. — Возможно, в Тутаеве идут работы в этом направлении. Может быть, то, что КАМАЗ приобрел Тутаевский завод, даст определенный толчок — надо смотреть, какими будут инвестиции. Создание двигателя — процесс небыстрый, это годы, быстро отработать новый мотор в Тутаеве КАМАЗу не удастся. Собственных разработок мощного двигателя у КАМАЗа, по сути, нет. А если и есть, то в зачаточном состоянии».

Тем не менее сделка — шаг в правильном направлении, считает Александр Еремцов — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»: «У Тутаевского завода ситуация такая, что ему нужно либо закрываться, либо отдаваться в чужие, что называется, более сильные руки. КАМАЗ, может быть, своим умом дошел, а может быть, ему и правительство подсказало, что нужно помочь в исправлении этой ситуации», — говорит он. По его словам, в Тутаеве есть готовое производство, которое развито не в той степени, в какой хотелось бы КАМАЗу. Теперь же челнинцы смогут заняться там модернизацией и созданием новых производственных линий.

«Это, однозначно, выгоднее, чем строить производство двигателей с нуля. К тому же на заводе есть готовые, подготовленные кадры. В любом случае мне такая идея нравится. Это выгодно и ТМЗ, у которого могут дела пойти в гору, и КАМАЗ при этом сможет решить свои задачи», — заключает эксперт.

«НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО ПЛОЩАДКА В ТУТАЕВЕ НУЖНА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ШВЕЙЦАРСКИХ МОТОРОВ. »

До последнего времени главной надеждой КАМАЗа на получение современного двигателя нового поколения было сотрудничество со швейцарской компанией Liebherr International AG. С ней, напомним, еще в 2014 году был заключен договор на разработку новых рядных дизельных и газовых двигателей. Предполагалось, что иностранный партнер будет оказывать челнинцам услуги по разработке следующего поколения двигателей для нового семейства автомобилей и автобусов, а также стационарных дизельных и газовых генераторов. КАМАЗ даже планировал создать с Liebherr современное производство в Челнах. Швейцарцы брали на себя консультации по расчету, проектированию, закупке, монтажу и пуску в эксплуатацию производственного оборудования, включая этап запуска производства. Мотор планировалось пустить в серию в конце 2016 года.

В этой связи, считают эксперты, есть два возможных варианта. Первый — ТМЗ понадобился именно как промплощадка для разработанных швейцарцами ноу-хау. «Завод двигателей КАМАЗа изначально предназначался для производства собственных двигателей. Производство мотора Liebherr туда по объективным причинам, учитывая планируемую 100-процентную локализацию, не вписывается, — говорит Федор Лапшин — редактор рубрики «Грузовики и автобусы» газеты «Авто Ревю». — Я не исключаю, что площадка в Тутаеве может быть использована КАМАЗом для разворачивания производства именно швейцарских моторов. Ее вычистят, модернизируют и наладят там сборку».

Но возможен и второй, более грустный для КАМАЗа вариант — не исключено, что под грузом санкций и обвала рубля швейцарский проект пришлось задвинуть. «Возможно, на КАМАЗе уже пришли к пониманию того, что Liebherr заводу не потянуть и что при нынешнем курсе евро они никак не попадают с ценой мотора, они могли прийти и к тому, чтобы из ТМЗ сделать конфетку. То есть возьмут разработку ТМЗ за основу и будут делать двигатель на замену камазовскому», — считает Лапшин.

"КАМАЗ-мастер" обвинил Тутаевский моторный завод, в неудачах на "Дакаре"

"У нас было четыре мотора. Два из них мы, получив с завода, разобрали и дополнительно подготовили у себя, и они прошли гонку безукоризненно. А два мы только испытали на нашем стенде, не разбирая за недостатком времени. Мы все-таки установили их на машины, считая, что все будет хорошо - но, как видите, ошиблись", - сказал Якубов "Спорт-Экспрессу".



Не все так однозначно


В малиновых штанах

Цитата (FinDir @ 21.01.2012 - 14:04)
Дело было не в бабине, рас. й сидел в кабине

В малиновых штанах


В желтых штанах

Цитата (Ал.Ру @ 21.01.2012 - 13:48)
А два мы только испытали на нашем стенде, не разбирая за недостатком времени. Мы все-таки установили их на машины, считая, что все будет хорошо - но, как видите, ошиблись", - сказал Якубов "Спорт-Экспрессу".

В желтых штанах


ремонт инженерных машин


smaxx
Приятно услышать точку зрения профессионала в данном вопросе. +Инфа из первых уст - есть гуд.

Если после времени прохождения автобуса стоит буква "о" (например, 17.23о), то автобус опаздывает, и в назначенное время не приедет. Рейсы, по различным причинам не выполняющиеся, не отображаются на данном сайте.
---------------------------

Это не я плохой фотограф, это твои родители плохо старались ©


В малиновых штанах

До этого подобные моторы в России не производились

В Тутаеве Ярославской области сегодня компания ООО «КамАЗ Вейчай», являющаяся резидентом территории опережающего развития «Тутаев», запустила серийное производство дизельных и газовых двигателей большой мощности, сообщили в пресс-службе регионального правительства. В производство уже вложено более 100 млн руб. Всего в проект планируется инвестировать около 770 млн руб.

При выходе на проектную мощность, на заводе будет создано около 150 новых рабочих мест. Сейчас на производстве трудятся более 50 человек. До конца года предприятие планирует выпустить 20 двигателей.

По словам губернатора области Дмитрия Миронова, до запуска завода в Тутаеве, подобные двигатели в России не производились. «Все дизели мощностью выше 530 кВт закупаются за рубежом. Поэтому новое производство дает конкурентное преимущество и помогает развитию импортозамещения»,— отметил господин Миронов.

«КамАЗ Вейчай» – это совместное предприятие ПАО «КамАЗ» и китайской компании «Weichai Power» по производству дизельных и газовых двигателей. В октябре 2019 года ООО «КамАЗ Вейчай» было включено Минэкономразвития РФ в реестр резидентов территории опережающего развития (ТОР) «Тутаев».

Для предприятий, создающихся на площадке ТОР установлен льготный период. В частности, резиденты ТОРа на пять лет освобождаются от налогов на прибыль и на имущество. Первые три года они не платят земельный налог.

Ранее “Ъ-Ярославль” сообщал, что на площадке ТОР «Тутаев» ведется строительство фабрики мороженого. Инвестор – крупнейший российский производитель мороженого – компания «Айсберри» вложила в проект 1,3 млрд руб. Еще один инвестпроект стоимостью 151 млн руб. там же компания ООО «ПСМ Прайм». Она ведет строительство завода по выпуску мобильных электростанций. К реализации масштабного проекта по строительству картонно-полиграфического комбината на территории ТОР «Тутаев» приступила компания ПО «Романовский печатник». Общая сумма инвестиций в проект составляет около 3,2 млрд руб. После окончания строительства на полиграфическом комбинате будет создано более 830 рабочих мест.

На следующем "Дакаре" три "КАМАЗа" получат швейцарские моторы

Гоночный коллектив "КАМАЗ-Мастер" откажется от российских силовых установок Тутаевского моторного завода (ТМЗ). Вместо этого команда оснастит свои грузовики двигателями Liebherr. В интервью корреспонденту "Мотора" первый пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев рассказал, что на ближайшем ралли-рейде "Дакар" швейцарские моторы получат три грузовика. Еще два временно сохранят агрегаты ТМЗ.

"Мы адаптировали наш моторный стенд под силовые установки Liebherr, сейчас самостоятельно снимаем показания, пробуем менять различные узлы – насосы, турбины. Подбираем то, что лучше подходит, – заявил Николаев. – В дальнейшем планируем перевести все грузовики на двигатели Liebherr".

Николаев лично опробовал швейцарский мотор на июльском ралли-рейде "Шелковый путь". На одном из спецучастков двигатель вышел из строя, но после продолжительного ремонта Эдуард все же смог добраться до финиша. Спортсмен позитивно оценил итог этого испытания, отметив, что прошедший марафон позволил команде собрать важную информацию о поведении агрегата Liebherr в гоночных условиях.

Технический регламент ралли-рейда "Дакар" позволяет участникам не менять свои грузовики до 2015 года: команды имеют право сохранить не только шасси, но и оставить двигатель того же объема. Единственное ужесточение коснется выхлопных газов: за превышение уровня дымности судьи смогут дисквалифицировать экипажи. Эта поправка стала одной из причин перехода "КАМАЗов" на новые силовые установки.

Татарская команда больше не заказывает агрегаты у Тутаевского моторного завода. Тем не менее, запас таких двигателей на базе конюшни в Набережных Челнах позволит "КАМАЗ-Мастеру" выставить на старт "Дакара" два грузовика с неиспользованными моторами ТМЗ. Кому достанутся эти машины, пока неясно.

В 2013 году "КАМАЗы" заняли весь подиум на ралли-рейде "Дакар". В той гонке российские грузовики оснащались двигателями ТМЗ.

Двигатель ЯМЗ 238 турбо для КАМАЗ

В качестве эксперимента Камский автомобильный завод производил КАМАЗ с двигателем ЯМЗ 238 турбо. Мотор показал себя на адаптированном автомобиле достаточно хорошо. Если рассмотреть форумы, то есть за и против такой установки, но как показала практика, эксперимент удался, и многие автолюбители до сих пор самостоятельно ставят ЯМЗовский ДВС на КАМАЗ.

Технические характеристики

Если рассматривать техническую сторону, то придётся попотеть, что установить движок ЯМЗ 238 на КАМАЗ, поскольку приходится прибегать к конструктивной переделке. Технические характеристики силового агрегата Ярославского завода не отличаются от тех, что ставятся на МАЗ.

Рассмотрим, основные технические характеристики движка ЯМЗ 238 турбо:

Наименование Характеристика
Тип Дизель, турбированный дизель
Объем 15 литров (14 866 см куб)
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 8
Количество клапанов 16
Эконорма от Евро-0 до Евро-4
Диаметр цилиндра 130 мм
Степень сжатия 17,5
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 800 000 — 1 000 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Применяемость МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

  • Подвеска силового агрегата и его элементы
  • Система питания
  • Система выпуска отработавших газов и система охлаждения
  • Механизм переключение передач и коробка передач
  • Сцепление
  • Рулевое управление
  • Элементы установки кабины
  • Стыковка двигателя ЯМЗ с КПП-14 КАМАЗ

Обслуживание

Сервисное обслуживание движка проводится каждые 20-25 тыс. км пробега. Плановое техническое обслуживание ДВС — комплекс операций направленных на сохранение первичного состояния узлов и деталей агрегата. Согласно руководству по ремонту и эксплуатации мотора ЯМЗ составленное заводом-изготовителем, рассмотрим, какие операции входят в ТО «восьмёрки»:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  4. Очистка форсунок.
  5. Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  6. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Обслужить топливный насос высокого давления топлива — это отдельный комплекс операций, который смогут сделать качественно только мастера по ремонту топливной аппаратуры дизельных моторов.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 238 турбо устанавливаемый на КАМАЗ показал себя, как отличный силовой агрегат для этого транспортного средства. Обслуживание силового агрегата, стандартное, и ничем не отличается от остальных движков производимых Ярославским моторным заводом. Если автомобилист решет установить на КАМАЗ мотор ЯМЗ 238 турбо, то придётся выложить за работу около 65 000 рублей.

На следующем "Дакаре" три "КАМАЗа" получат швейцарские моторы

Гоночный коллектив "КАМАЗ-Мастер" откажется от российских силовых установок Тутаевского моторного завода (ТМЗ). Вместо этого команда оснастит свои грузовики двигателями Liebherr. В интервью корреспонденту "Мотора" первый пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев рассказал, что на ближайшем ралли-рейде "Дакар" швейцарские моторы получат три грузовика. Еще два временно сохранят агрегаты ТМЗ.

"Мы адаптировали наш моторный стенд под силовые установки Liebherr, сейчас самостоятельно снимаем показания, пробуем менять различные узлы – насосы, турбины. Подбираем то, что лучше подходит, – заявил Николаев. – В дальнейшем планируем перевести все грузовики на двигатели Liebherr".

Николаев лично опробовал швейцарский мотор на июльском ралли-рейде "Шелковый путь". На одном из спецучастков двигатель вышел из строя, но после продолжительного ремонта Эдуард все же смог добраться до финиша. Спортсмен позитивно оценил итог этого испытания, отметив, что прошедший марафон позволил команде собрать важную информацию о поведении агрегата Liebherr в гоночных условиях.

Технический регламент ралли-рейда "Дакар" позволяет участникам не менять свои грузовики до 2015 года: команды имеют право сохранить не только шасси, но и оставить двигатель того же объема. Единственное ужесточение коснется выхлопных газов: за превышение уровня дымности судьи смогут дисквалифицировать экипажи. Эта поправка стала одной из причин перехода "КАМАЗов" на новые силовые установки.

Татарская команда больше не заказывает агрегаты у Тутаевского моторного завода. Тем не менее, запас таких двигателей на базе конюшни в Набережных Челнах позволит "КАМАЗ-Мастеру" выставить на старт "Дакара" два грузовика с неиспользованными моторами ТМЗ. Кому достанутся эти машины, пока неясно.

В 2013 году "КАМАЗы" заняли весь подиум на ралли-рейде "Дакар". В той гонке российские грузовики оснащались двигателями ТМЗ.

КамАЗ-5410: Установка двигателя Mercedes-Benz и КПП ZF Gearbox

Встретил на погрузке странный КамАЗ и сразу же обратил на него свое внимание. Сначала, меня привлек зацепленный за него полуприцеп МАЗ-9397, т.к. на нем стояла бескамерная резина размером 295/80-22.5 и она была не на клиньях, а на евроступицах.

Видимо, хозяин подсуетился, взял оси с полуприцепа МАЗ-93866, а потом разом решил проблему с креплением колес и с резиной. Других переделок на полуприцепе не было.

Пообщавшись с водителем и попросив разрешение пофотографировать его машину, занялся дальнейшим неспешным осмотром.

На грузовике, как и на полуприцепе, также стояли евроступицы. Тумба седельного устройства была укорочена, что позволило опустить седло немного ниже, а при перевозке высоких грузов, это не лишнее.

Присмотревшись внимательно, я понял, что владелец машины заменил не просто ступицы, а установил полностью другие мосты.

Видимо, специально были подобраны задние мосты с межколесной блокировкой.

Задние кронштейны кабины, разносить для установки нового мотора не пришлось, т.к. двигатель Мерседес уже чем мотор ЯМЗ-238.

Иностранный мотор был установлен на раму вместе с родными задними кронштейнами Мерседес, т.к. по кронштейнам двигателя, рама КамАЗа шире Мерседесовской на 6 см. Поэтому, между рамой и задними кронштейнами двигателя, были вставлены пластины толщиной около 3 см.

Также на фото видна удочка перемены передач от МАЗа, которая состыкована с удлинительной тягой. Сам рычаг переключения передач от Супер МАЗа.

Осматривая переднюю часть двигателя, обратил внимание на четырехрядный радиатор, его родные кронштейны, а также масляный бачек гидросистемы рулевого управления. Отметил, что есть свободное пространство между вентилятором двигателя и самим радиатором.

Также заметил с правой стороны мотора одноцилиндровый компрессор.

Надо отметить, что Мерседесовская восьмерка (объем 12.74 литра, диаметр поршня 125 мм, ход поршня 130 мм, мощность 256 л.с.) в сборе с 12-ти ступенчатой КПП, короче и уже КамАЗовского двигателя с КПП.

В принципе, это даже хорошо, ведь можно не волноваться насчет того, куда установить тот или иной агрегат - места хватит.

Читайте также: